Общие закономерности адаптации организма. Эволюция и формы адаптации

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Адаптация или приспособление к условиям существования - одно из основополагаю­щих качеств живой материи. Оно настолько всеобъемлюще, что отождествляется с самим понятием жизни." Начиная с момента рождения, организм внезапно попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем в ходе индивидуального развития факторы, действующие на орга­низм, непрерывно видоизменяются, порой приобретая необычайную силу или необычай­ный характер, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, про­цесс приспособления организма к общеприродным (климато-географическим, производст­венным и социальным) условиям представляет собой универсальное явление. Под адапта-цией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности человека, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, проис­ходящими на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. В литературе адаптацией называют как процессы и явления приспособления к жизни индивидуума, так и изменения организмах целых популяций на протяжении их существования. Таким обра­зом, проблема необычайно широка и многогранна. Ею занимаются биологи, физиологи, медики. Биология и экологическая физиология изучают видовую приспособляемость. Фи­зиология исследует, индивидуальную адаптацию, ее формирование н механизмы.

Не меньшее значение имеет проблема адаптации в медицине. Представление об адап­тивных особенностях организма здорового человека, его резервах и понимание механизмов нарушений этих способностей лри патологии должно лежать в основе медицинского мыш­ления каждого врача. В курсе нормальной физиологии на базе информации о деятельности отдельных систем организма студенты должны приобщиться к пониманию принципов функ­ционирования целостного организма во всей сложности взаимодействия его со средой, ко­торое осуществляется путем постоянных адаптивных реакций.

В данном разделе излагаются конкретные стороны адаптации, ее формы, фазы и меха­низмы.

ФОРМЫ АДАПТАЦИИ

Различают три типа приспособительно-адаптивного поведения живых организмов: бег­ство от неблагоприятного раздражителя, пассивное подчинение ему и, наконец, активное противодействие за счет развития специфических адаптивных реакций. Канадский ученый Ганс Селье называл пассивную форму существования с раздражителем синтаксической, а активную форму - борьбы и сопротивления - катотаксической. Приведем простой при­мер. Наступают зимние холода, и в животном мире - от простейших до человека мы най­дем все три формы приспособления. Некоторые животные «уходят» от холода, прячась в теплые норы, большая группа живых существ, называемых пойкилотермными, снижает тем­пературу тела, впадая в сонное состояние до наступления теплых дней. Это - пассивная форма приспособления к холоду. И наконец, другая большая группа животных, в том числе" человек, называемых гомойотермными, реагирует на холод сложным балансированием теп-


лопродукции и теплоотдачи, добиваясь при низкой температуре окружающей среды ста­бильной температуры своего тела. Этот тип адаптации - активный, сопряженный с разви­тием специфических и неспецифических реакций, и послужит предметом дальнейшего об­суждения.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании го-меостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде (напомним, что гомео-стазом называется динамическое постоянство состава внутренней среды и показателей де­ятельности различных систем организма, что обеспечивается определенными регулятор-ными механизмами).

Как только окружающая среда изменяется, или изменяются какие-либо существенные ее компоненты, организм вынужден изменять и некоторые константы своих функций. Го-меостаз в известной мере перестраивается на новый уровень, более адекватный для кон­кретных условий, что и служит основой адаптации.

Можно представить себе адаптацию как длинную цепь реакций различных систем, из которых одни должны видоизменять свою деятельность, а другие регулировать эти видоиз­менения. Поскольку основой основ жизни является обмен веществ - метаболизм, нераз­рывно связанный с энергетическими процессами, адаптация должна реализовываться через стационарное приспособительное изменение метаболизма и поддержание такого уровня, который соответствует и наиболее адекватен новым измененным условиям.

Метаболизм может и должен адаптироваться к измененным условиям существования, но процесс этот относительно инертный. Стойкому, направленному изменению метаболиз­ма предшествуют изменения в системах организма, имеющих посредническое, «служеб­ное» значение. К ним относятся кровообращение и дыхание. Эти функции первыми вклю­чаются в реакции, вызываемые действием внешних факторов.

Следует выделить двигательную систему, которая, с одной стороны, базируется на ме­таболизме, с другой - управляет метаболизмом в интересах адаптации. А сами изменения двигательной активности служат существенным звеном адаптации.

Особая роль в адаптивном процессе принадлежит нервной системе, железам внутрен­ней секреции с их гормонами. В частности, гормоны гипофиза и коры надпочечника вызы­вают первоначальные двигательные реакции и одновременно изменения кровообращения, дыхания и т. д. Изменения деятельности этих систем являются первой реакцией на любое сильное раздражение. Именно эти изменения предотвращают стационарные сдвиги мета­болического гомеостаза. Таким образом, на начальных стадиях действия на организм изме­ненных условий отмечается интенсификация деятельности всех систем органов. Этот меха­низм обеспечивает на первых этапах существование организма в новых условиях, однако он энергетически невыгоден, неэкономичен и лишь подготавливает почву для другого, бо­лее стойкого и надежного тканевого механизма, сводящего к рациональной для данных ус­ловий перестройке служебные системы, которые, функционируя в новых условиях, посте­пенно возвращаются к нормальному исходному уровню деятельности.

Начиная с момента рождения, организм внезапно попадает в совершенно новые для себя условия и вынужден приспособить к ним деятельность всех своих органов и систем. В дальнейшем (в ходе индивидуаль­ного развития) факторы, действующие на организм, непрерывно видоизменяются, что требует постоянных функциональных перестроек. Таким образом, процесс приспособления организма к общеприродным климатогеографическим, а также к производственным, соци­альным условиям представляет собой универсальное яв­ление. Под адаптацией понимают все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, ко­торые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями, происходящими на клеточном, орган­ном уровнях. Защитно- при­способительные реакции регулируются рефлекторным и гуморальным путем, причем главная роль в этих реак­циях принадлежит высшей нервной деятельности.

Теория функциональных систем, сформулированная в нашей стране П.К. Анохиным, способствовала понима­нию закономерностей развития реакций целого организ­ма на изменяющуюся окружающую среду. Системный подход позволил объяснить, каким образом организм с помощью механизмов саморегуляции обеспечивает опти­мальные жизненные функции и каким образом они осу­ществляются в нормальных и экстремальных условиях.

Процесс саморегуляции является циклическим и осу­ществляется на основе «золотого правила» – всякое отклонение от жизненно важного уровня какого-либо фактора служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных аппаратов соответствующей функцио­нальной системы, вновь восстанавливающих этот жиз­ненно важный приспособительный результат.

Поскольку в организме человека существует множе­ство полезных приспособительных результатов, обеспе­чивающих различные стороны его жизнедеятельности, работа целого организма строится из совокупной дея­тельности многих функциональных систем. Такими по­лезными для организма приспособительными результа­тами, строящими различные функциональные системы, яв­ляются: показатели внутренней среды (уровень пита­тельных веществ, кислорода, температуры, кровяное давление и др.); результаты поведенческой деятельнос­ти, удовлетворяющие основные биологические потреб­ности организма (пищевые, питьевые, половые и др.); результаты социальной деятельности человека, обуслов­ленные общественным и индивидуальным опытом, по­ло­же­ни­ем в обществе, удовлетворяющие его социальные потребности.

Функциональная система включает в себя рецепторные образования, являющиеся своеобразными живыми датчиками, динамически оценивающими вели­чину регулируемого показателя. Она имеет централь­ный аппарат структуры мозга, анализирующие все многообразие поступающих сигналов, принимающие ре­шение и программирующие ожидаемый результат. На­конец, в функциональной системе действуют исполнительные механизмы периферические органы, реали­зующие поступающие команды. Кроме того, в системе есть обратная афферентация (обратная связь), которая информирует центр об эффективности деятельности ис­полнительных механизмов и о достижении конечного результата. Все многообразие деятельности живого орга­низма, его устойчивость к внешним факторам, стабиль­ность различных функций обеспечиваются сложным вза­имодействием саморегулирующихся функциональных систем, в которых центральные и периферические орга­ны динамически объединяются для достижения конеч­ного приспособительного результата.


Взаимодействуя по принципу иерархии результатов, различные функциональные системы составляют в ко­нечном счете слаженно работающий организм. Причем наблюдается доминирование той или иной функциональ­ной системы, имеющей в данный момент наиболее важ­ное значение для организма.

Биологический смысл активной адаптации состоит в установлении и поддержании гомеостаза, позволяющего существовать в измененной внешней среде. Гомеостаз– относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организ­ма человека (терморегуляции, кровообращения, газооб­мена и пр.), поддерживаемое механизмами саморегуля­ции в условиях колебаний внутренних и внешних раздражителей.

Для нас наибольший интерес представляют внешние раздражители факторы окружающей среды, контак­тирующие с человеческим организмом температура, влажность, химический состав воздуха, воды, пищи, шум, психогенные факторы и др. Основные константы гомеостаза (температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости и другие) поддерживаются сложными механизмами саморегуляции, в которых уча­ствуют нервная, эндокринная, сенсорные системы. По­стоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды организма человека является не абсолютным, а относительным и динамическим; оно постоянно коррелируется в зависимости от изменения внешней среды и в результате жизнедеятельности орга­низма. Диапазон колебаний параметров факторов окру­жающей среды, при котором механизмы саморегуляции функционируют без физиологического напряжения, от­носительно невелик. При отклонении параметров фак­торов окружающей среды от оптимальных уровней ме­ханизмы саморегуляции начинают функционировать с напряжением, и для поддержания гомеостаза в процесс включаются механизмы адаптации.

Итак, адаптация – процесс приспособления организ­ма к меняющимся условиям среды, что означает возмож­ность приспособления человека к природным, производ­ственным или социальным условиям. Она обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность в неадекватных условиях сре­ды. В качестве важного компонента адаптивной реакции организма выступает стресс-синдром – сумма неспеци­фических реакций, создающих условия для активизации деятельности гомеостатических систем.

Если уровни воздействия факторов окружающей сре­ды выходят за пределы адаптационных возможностей организма, то включаются дополнительные защитные механизмы, противодействующие возникновению и прогрессированию патологического процесса.

Компенсаторные механизмы –адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функцио­нальных сдвигов в организме, вызванных неадекватны­ми факторами среды. Например, под воздействием холо­да усиливаются процессы производства и сохранения теп­ловой энергии, повышается обмен веществ, в результате рефлекторного сужения периферических сосудов умень­шается теплоотдача. Компенсаторные механизмы служат составной частью резервных сил организма. Обладая вы­сокой эффективностью, они могут поддерживать относи­тельно стабильный гомеостаз достаточно долго, для раз­вития устойчивых форм адаптационного процесса.

Эффективность адаптации зависит от дозы воздей­ствующего фактора и индивидуальных особенностей орга­низма. Доза воздействия и переносимость зависят от на­следственных (генетических) особенностей организма, продолжительности и силы (интенсивности) воздействия факторов. Стресс-синдром при чрезмерно сильных воз­действиях среды может трансформироваться в звено па­тогенеза и стать причиной развития болезней –от язвен­ных до тяжелых сердечно-сосудистых и иммунных.

Адаптация - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям .

В психологическом смысле адаптация - приспособление человека как личности к осуществлению в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами .

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды .

Адаптация в социально-психологическом значении рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой. То есть процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в малую группу, усвоения ею сложившихся в группе норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между ее членами. Особенности социально-психологического изучения адаптации заключается в том, что отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные малыми группами, членом которых является индивид, малая группа становится одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образую новую социальную среду - сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается человек .

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей малой группы, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами группы .

Личность, входя в новое социальное окружение, определенным образом меняет систему своих отношений. Группа, в свою очередь, реагирует на появление «новичка» корректировкой своих норм, традиций, правил .

Толчком к процессу адаптации в большинстве случаев служит понимание индивида того, что предыдущий опыт поведения, усвоенный в социальной деятельности, перестает обеспечивать достижение успеха, и перестройка поведения, в соответствии с требованиями социальных условий или новой социальной среды, становится актуальной .

Как правило выделяют 4 стадии социальной адаптации индивида в новой социально среде:

  • 1. Начальная стадия: осознание личностью типов поведения, которые стоит использовать в новой социально среде, но принять их индивид еще не готов и стремится придерживаться старым моделям поведения.
  • 2. Стадия терпимости: индивид, группа и новая среда проявляют взаимопонимание к системам ценностей и моделям поведения друг друга.
  • 3. Стадия аккомодации: принятие личностью фундаментальных элементов системы ценностей новой среды.
  • 4. Стадия ассимиляции: полное совпадение систем ценностей всех участников процесса адаптации .

В адаптационном механизме выделяются две системы реагирования - быстрого и медленного. При первом в ответ на действие адаптационного фактора реализуются все возможные механизмы ответа и формируется функциональное состояние, заведомо превышающее требования к адекватному ответу.Такая реакция наблюдается при действии экстремального или неожиданного фактора.

Второй тип реакции заключается в постепенном наращивании числа и мощности механизмов ответа .

Адаптация может включать как физиологические, так и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы. Главное содержание адаптации - внутренние процессы в системе, которые обеспечивают сохранение ее внешних функций по отношению к среде, т.е. сохранение гомеостаза .

Совокупность приспособительных реакций от начального психологического и физиологического состояния человека до завершающего представляет собой адаптивный цикл .

Обязательным начальным звеном в цепи реакций приспособления является реакция первичного ответа, возникающая в ответ на появление, исчезновение или изменение количественных параметров какого-либо фактора.

Вслед за этой первой реакцией приспособления возникает реакция платы за первичный ответ. Ее задачей является обеспечение эффективного восстановления энергетических и психологических затрат.

При достаточной интенсивности и длительности воздействия адаптогенных факторов, когда имеющиеся механизмы регулирования недостаточны для восстановления равновесия в системе человек-среда и параметры реакций первичного ответа и реакций платы за первичный ответ отклоняются за пределы допустимых колебаний, встает задача создания новой системы гомеостатического регулирования. Тогда начинается собственно процесс адаптации .

Поведенческие реакции в этот период несут основную защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции.В.И. Медведев отмечает важное значение механизма информационной защиты, ограничивающей поступление информации в мозг человека для ее последующей переработки. Фильтрация информации может осуществляться на всех этапах ее движения, начиная от рецепторов и кончая проекционными зонами коры больших полушарий и включением мнестических процессов, где главную роль играют механизмы забывания. При участии этого информационного фильтра формируется субъективная концептуальная модель действительности, в соответствии с которой строится индивидуальная стратегия адаптации .

В следующей фазе адаптации происходит поиск оптимальной программы регулирующих механизмов. валютный банковский иностранный

Последняя фаза адаптационного процесса - фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе параметров эффективности деятельности, которые устанавливаются на новом, более оптимальном уровне

Стоит отличать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, т.е. итог процесса адаптации. Есть субъективные и объективные критерии адаптированности:

  • · Субъективные - удовлетворенность условиями, созданными для реализации и развития своих основных социальных потребностей, удовлетворенность членством в данной группе.
  • · Объективные - уровень реализации личностью норм и правил взаимоотношений, принятых в данной социально группе .

Количественно-временные характеристики адаптированности в норме соответствуют величине рассогласования между необходимым и наличным уровнями адаптированности. Если они превышают величину рассогласования, говорят о гиперреактивности; если они ниже величины рассогласования, говорят о гипореактивности вплоть до ареактивности - отсутствия адаптивных реакций там, где они должны быть. Таким образом, адаптированность - точное соответствие степени адаптивных сдвигов наличной адаптивной ситуации .

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Процесс адаптации реализуется во всех случаях, когда в системе человек-среда возникают значимые изменения, приводящие к нарушению адекватности их отношений. Поскольку человек и среда находятся не в статическом, а в динамиче-ском равновесии, их соотношение меняется постоянно, также постоянно осущест-вляется и процесс адаптации . Равновесие, по мнению В.Г. Леонтьева, пред-ставляет собой динамический процесс уравновешивания. Этот процесс протекает не только внутри одной системы, но и задействует другие системы и вовлекает системы внешней среды. Уравновешивание не может происходить в рамках одной изолированной системы и только за счет собственных ресурсов, необходимо на-личие связанных систем для передачи ресурсов от одной системы к другой, от этой к третьей и т.д. Поэтому "уравновешивание в одной системе организма или личности ведет к нарушению равновесия в другой, а равновесие в этой - к нару-шению ее в третьей и так бесконечно" .

Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации явля-ется поддержание состояния гомеостаза. Концепция гомеостаза впервые была вы-двинута в физиологии К. Бернаром (C. Bernard) и развита в работах У. Кеннона (U. Kahnnon), Г. Селье (H. Selye), А.Д. Слонима и др. Согласно этой концепции гомеостаз понимается как постоянство ряда показателей внутренней среды орга-низма, которое является необходимым условием жизнедеятельности любой био-логической системы . В ряде направлений психологии представление о том, что каждая система стремится к сохранению своей стабильности, было пере-несено также на взаимодействие человека с окружением. Такой перенос характе-рен, в частности, для концепции Ж. Пиаже (J. Piaget) и для теории поля К. Левина (K. Lewin) . Ф.Б. Березин отмечает в этой связи, что "процессы адапта-ции включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе организм-среда" .

Нарушение гомеостатического баланса в системе человек-среда, по мнению Ф.Б. Березина, может возникнуть в следующих случаях: при резком изменении условий среды, в результате которого существующие механизмы адаптации могут оказаться недостаточно эффективными; при существенном преобразовании по-требностей и целей индивида (даже в относительно стабильной среде); при значи-тельном уменьшении физических или психических ресурсов личности .
По определению В.И. Медведева, "адаптация - это целенаправленная сис-темная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса" . Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность.

В зависимости от степени выраженности реакций организма В.П. Казначеев различает несколько типов адаптационных состояний:
а) состояние "физиологической" адаптации - обычное существование орга-низма в меняющихся условиях среды при оптимальном режиме всех функцио-нальных систем; б) состояние напряженной адаптации - когда возникает необходимость пе-рестройки, изменения существующих параметров деятельности, что всегда требу-ет определенного напряжения в работе заинтересованных функциональных сис-тем;
в) состояние патологической адаптации, которое наступает при превышении резервных возможностей организма, т.е. его взаимодействие со средой определя-ется работой функциональных систем, значительно отличающихся от оптимума (например, болезнь). На стадии патологической адаптации возможно полное ис-тощение адаптационных механизмов . А.И. Воложин и Ю.К. Субботин выде-ляют три уровня приспособительных реакций: сенсибилизированные, характери-зующиеся повышенной функциональной активностью к воздействующему факто-ру; оптимальные, соответствующие норме адаптации; депрессивные, определяе-мые пониженной функциональной активностью на том или ином уровне процесса адаптации .

Д.В. Колесов для определения силы и продолжительности приспособитель-ных реакций человека использует термин "реактивность", понимаемый как коли-чественно-временная характеристика функциональных сдвигов в организме, про-исходящих в ответ на воздействие и лежащих в основе достижения того или ино-го адаптивного эффекта. Количественно-временные характеристики адаптирован-ности в норме соответствуют величине рассогласования между необходимым и наличным уровнями адаптированности (нормэргия). Если они превышают вели-чину рассогласования, говорят о гиперреактивности (гиперэргия); если они ниже величины рассогласования, говорят о гипореактивности (гипоэргия), вплоть до ареактивности - отсутствия адаптивных реакций там, где они должны быть. Таким образом, нормэргия - точное соответствие степени адаптивных сдвигов наличной адаптивной ситуации . Систем-ная реакция организма на нарушение гомеостатического баланса может быть так-же качественно различной. Так, Д.В. Колесов описывает специфические и неспе-цифические адаптивные реакции. Наиболее общую реакцию организма отражают неспецифические реакции, которые чаще всего выражаются в развитии общего адаптационного синдрома. Специфические адаптивные реакции вырабатываются гораздо медленнее, их характерная черта - взаимодействие и кооперация тех эле-ментов функциональных систем, которые обеспечивают формирование конечного полезного эффекта. Приспособительные реакции могут быть также разделены на два класса - быстро реализующиеся реакции срочной адаптации, для которых имеются готовые вполне сформировавшиеся механизмы, и реакции долговремен-ной адаптации. Долговременная адаптация включает в себя реакции, для осуще-ствления которых у человека нет готовых сформировавшихся механизмов, а есть лишь генетически детерминированные предпосылки. Постепенное формирование таких механизмов происходит при многократном включении реакций срочной адаптации .
Подобные положения приводятся и В.И. Медведевым, который выделяет два типа реакции организма. При первом в ответ на действие адаптационного фактора реализуются все возможные механизмы ответа и формируется функцио-нальное состояние, заведомо превышающее требования к адекватному ответу (ги-пермобилизация). Такая реакция наблюдается при действии экстремального или неожиданного фактора.

Второй тип реакции заключается в постепенном наращи-вании числа и мощности механизмов ответа. Соответственно в адаптационном механизме выделяются две системы реагирования - быстрого и медленного . А.И. Воложин и Ю.К. Субботин противопоставляют адаптивные и компен-саторные реакции, возникающие под влиянием изменения среды. Адаптация, со-ставляющая по мнению авторов лишь одну сторону приспособления, выражается в том, что организм, реагируя на изменение параметров среды, перестраивает, из-меняет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих его существование в изменившейся среде. Адаптация может включать как физиоло-гические, так и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы. Главное содержание адаптации - внутренние процессы в системе, кото-рые обеспечивают сохранение ее внешних функций по отношению к среде, т.е. сохранение гомеостаза. В противоположность адаптации, компенсация обеспечи-вает сохранение структур и функции в ответной реакции организма, изменяюще-гося под влиянием среды, и снижает тем самым цену адаптации . Мы по-лагаем, что подобное разделение неоправданно сужает понятие адаптации, пони-маемой большинством авторов как двусторонний адаптивно-адаптирующий про-цесс, с приспособительными реакциями, направленными соответственно на внут-реннюю либо внешнюю среду. В.И. Медведев выделяет три типа реагирования в общей реакции приспо-собления, различия которых также связаны с преимущественной направленно-стью изменений на один из элементов системы среда-человек. При первом типе для человека, включенного в социальную структуру общества и выполняющего определенные социальные задачи, приспособление может быть решено путем воздействия на комплекс раздражителей, приводящих к изменению гомеостатиче-ского регулирования. При этом форма воздействия на среду может быть пассив-ной, например путем избегания, или активной, связанной с преобразованием сре-ды. Второй и третий типы направлены на изменение форм реагирования человека как биологической структуры. Один из них предполагает включение уже сущест-вующих программ регулирования и обозначается как реакция привыкания. Дру-гой тип реакции предусматривает обязательное изменение программы гомеоста-тического регулирования и рассматривается как собственно адаптационный про-цесс . Под программой регулирования здесь понимается формализованный порядок развертывания последовательности, длительности и выраженности от-ветной реакции организма при взаимодействии его с внешней средой . Очевидно, что описанные количественные и качественные приспособитель-ные реакции могут последовательно сменять друг друга в динамике процесса адаптации, так как все они по отдельности не в состоянии обеспечить сохранение сбалансированности в системе человек-среда при длительном воздействии адап-тогенного фактора. По мнению В.И. Медведева, выделенные им реакции чаще всего являются разными стадиями единого процесса адаптации, в котором внача-ле вступают реакции более "дешевого" для человека типа реагирования, а когда они уже не могут обеспечить достижение целей деятельности, то в процессе оп-тимизации возникают более мощные реакции приспособления . Совокупность приспособительных реакций от начального психологического и физиологического состояния человека до завершающего представляет собой адаптивный цикл, основные фазы которого рассматривались, в частности, в рабо-тах В.И. Медведева и А.Ж. Юревица и соавторов . Обязательным начальным звеном в цепи реакций приспособления является реакция первичного ответа, возникающая в ответ на появление, исчезновение или изменение количе-ственных параметров какого-либо фактора. Эта реакция последовательно прохо-дит несколько периодов. Вначале наблюдается латентный период, который про-должается от начала воздействия фактора до момента ответной реакции. Содер-жание латентного периода составляет так называемая центральная задержка, во время которой происходит анализ информации о действующем факторе, а также выбор и активизация программы реализации ответа. Собственно реакция первич-ного ответа имеет три стадии: начальную, когда малая величина ответа постепен-но возрастает и переходит во вторую стадию гиперответа, и возникающую затем третью стадию адекватной реакции .

Вслед за этой первой реакцией приспособления возникает реакция платы за первичный ответ. Ее задачей является обеспечение эффективного восстановления энергетических и психологических затрат. Реакция платы зависит от выраженно-сти реакции первичного ответа, а также от состояния регулирующих систем. Если нарушающее гомеостаз воздействие продолжается или повторяется, то при сохра-нении постоянства реакции первичного ответа происходит минимизация платы за нее, что соответствует началу стадии привыкания . Процесс привыкания характеризуется включением уже существующих программ гомеостатического регулирования, в значительной мере индивидуальных для каждого человека и оп-ределяющихся его прошлым опытом и базовыми конституциональными и психо-физиологическими особенностями. Для реакции привыкания свойственно посте-пенное восстановление психологических и физиологических функций до исход-ного уровня после временного их напряжения. Г. Селье (H. Selye) в процессе при-выкания выделил три всегда имеющихся последовательные фазы его развития: - фазу напряжения регулирования, начинающуюся с момента первичной ре-акции и заканчивающуюся, когда включается готовая программа регулирования гомеостаза, которая в большинстве случаев вызывает гипермобилизацию, прояв-ляющуюся гиперреагированием;
- фазу первичной стабилизации, начинающуюся с момента полной реализа-ции программы первичного регулирования, при которой отклонения функций от базовых показателей постепенно ступенчато или волнообразно уменьшаются;
- фазу стабилизации регулируемых параметров, когда показатели напряже-ния возвращаются к своим исходным значениям .
По мнению В.И. Медведева, весь процесс привыкания может являться пер-вой фазой собственно адаптации, которая никогда не начинается без попытки ис-пользовать уже готовые механизмы поддержания гомеостаза .

При достаточной интенсивности и длительности воздействия адаптогенных факторов, когда имеющиеся механизмы регулирования недостаточны для восста-новления равновесия в системе человек-среда и параметры реакций первичного ответа и реакций платы за первичный ответ отклоняются за пределы допустимых колебаний, встает задача создания новой системы гомеостатического регулиро-вания. Тогда начинается собственно процесс адаптации. По мнению В.П. Казна-чеева, новые программы регуляции формируются под воздействием адаптогенных факторов . В.И. Медведев считает, что формирование новых программ непо-средственно определяется выраженностью и течением реакций первичного ответа и платы .

Собственно процесс адаптации начинается с фазы разрушения старой про-граммы поддержания гомеостаза, при этом возникает достаточно сложное поло-жение, когда старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются не завершенными. Эта фаза характеризуется рядом специфиче-ских признаков. Во-первых, это гиперреагирование на нагрузки малой и средней интенсивности и отказ от выполнения нагрузок большей тяжести. Во-вторых, эта фаза адаптации сопровождается снятием механизмов компенсации имеющихся патологических процессов. На этой стадии включаются временные механизмы так называемой превентивной адаптации, позволяющие хотя и не на оптимальном уровне, но достигнуть целей деятельности и "пережить" сложный период отсутст-вия адекватной программы регулирования. Важнейшим компонентом превентив-ной адаптации является поведенческая адаптация.

Поведенческие реакции в этот период несут основную защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции . Ф.Ф. Султанов также говорит о "защитном колпаке предваряющей адаптации" . Рассматривая вопрос о поведенческой адаптации, В.И. Медведев отмечает важное значение малоизученного механизма информационной защиты, ограничи-вающей поступление информации в мозг человека для ее последующей перера-ботки. Фильтрация информации может осуществляться на всех этапах ее движе-ния, начиная от рецепторов и кончая проекционными зонами коры больших по-лушарий и включением мнестических процессов, где главную роль играют меха-низмы забывания. При участии этого информационного фильтра формируется субъективная концептуальная модель действительности, в соответствии с которой строится индивидуальная стратегия адаптации . В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский называют этот механизм "перцептуальной защитой", при высо-кой активности которой человек не видит того, что не хочет видеть, не восприни-мает информацию, которая потенциально способна обострить или спровоциро-вать интрапсихический конфликт . Очевидно, что аналогичную функ-цию на этой стадии выполняют и другие психологические механизмы адаптации, более подробно описанные в следующей главе. Следующая фаза процесса адаптации характеризуется тем, что "под при-крытием поведенческой адаптации начинает формироваться новая программа развертывания регулирующих механизмов, начинает строиться новая структура гомеостатического регулирования" . Новая программа поддержания гомео-стаза постоянно совершенствуется, иногда достаточно длительное время. Поиск оптимальных параметров работы новой программы, по мнению А.Ж. Юревица и соавторов, может происходить как путем усложнения программы, наращивания ее элементов, так и путем постепенного упрощения ее структуры от программы ги-перреагирования, программы-максимум к более оптимальной простой структуре. Выбор пути оптимизации определяется интенсивностью действующего фактора: при малых и средних величинах - от простого к сложному, при большой величине адаптогенного фактора чаще наблюдается гиперреагирование, генерализация эф-фекта с последующим упрощением программы регуляции . При этом са-мо наличие поисковой активности (независимо от достигаемого эффекта) улуч-шает психологическую и психофизиологическую адаптацию, тогда как отказ от поиска ухудшает ее .

Когда поиск оптимальной программы заканчивается, наступает последняя фаза адаптационного процесса - фаза стабильной адаптации, характеризующаяся стабилизацией показателей адаптации, в том числе параметров эффективности деятельности, которые устанавливаются на новом, более оптимальном уровне . Выделен-ные указанными авторами приспособительные реакции и стадии адаптационного процесса достаточно условны и во многих случаях протекают параллельно, час-тично перекрывая друг друга, однако их описание позволяет лучше понять недос-таточно изученную динамику приспособления студентов к процессу обучения в вузе. Исследование конкретных приспособительных реакций студентов предпри-нималось рядом авторов . Так, изучение мотивационно-потребностной сферы студентов в период профессионального обучения позволяет представить процесс их адаптации в виде последовательного прохождения следующих трех этапов: определяющего, когда происходит ломка старого школьно-домашнего стереотипа поведения и формируется новый, существенно отличающийся от прежнего (1-3 семестры), накопительного (4-6 семестры) и завершающего (7-10 семестры) , что в целом соответствует описанной выше общей периодизации адаптационного процесса. Последовательность приспособительных реакций сту-дентов описывалась также в работах М.И. Дьяченко и Л.А. Кондыбовича, Б.А. Бенедиктова, А.Г. Смирнова . Следует, однако, отметить, что в целом вопросы динамики процесса адаптации к условиям обучения в вузе, в отличие от стадий адаптации при воздействии природных и производственных факторов, ис-следованы недостаточно. Поскольку при совершенствовании программ адаптации к учебной деятельности психологические компоненты играют наиболее сущест-венную роль, психологические механизмы адаптационного процесса заслуживают более подробного рассмотрения.

Вопросы и задания

1. Раскройте основное содержание концепции гомеостаза.
2. Назовите основные причины нарушения гомеостатического баланса в системе человек-среда.
3. Охарактеризуйте количественные различия в описанных уровнях приспо-собительной реакции человека.
4. Опишите качественные различия отдельных типов адаптивных реакций.
5. Охарактеризуйте особенности основных фаз адаптивного цикла.
6. Опишите основные стадии адаптационного процесса в вузе.

Литература для самоподготовки

1. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса - Л., 1984.- С. 3-16.
2. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакции, основные стадии процесса // Физиология адаптационных процессов - М., 1986.- 635 с.
3. Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности (Основы современной физиологии) / Под ред. В.И. Медведева - СПб., 1993.- С. 209-284.

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ

Развитие адаптационного процесса по стадиям обеспечивается последова-тельной сменой механизмов адаптации. На психологическом уровне состояние, возникающее при нарушении взаимодействия человека и среды, может быть опи-сано с использованием следующих ключевых понятий: стресса, фрустрации и конфликта. Эти состояния тесно связаны между собой и способны последова-тельно сменять друг друга. Так, "затруднения при попытке достичь некоторой це-ли в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарас-тание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляе-мой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д." . Человек может выйти из этого "порочного круга" при включении соответствую-щих каждому состоянию психологических механизмов адаптации.

Изучение процессов адаптации тесно связано с представлениями об эмо-циональном напряжении и стрессе. В своих классических исследованиях Г. Селье (H. Selye) установил, что различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной (стрессором), например холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой и т.д., несмотря на разнообразие проявлений, обусловленное спецификой действия факторов, имеют однотипную неспецифическую реакцию организма. Проявления этой реакции Селье назвал общим адаптационным синдромом, а воз-никающее при этом особое состояние организма обозначил термином "стресс" (напряжение) .

Ф.Б. Березин проводит аналогию между основными стадиями стресса, опи-санными Селье, и периодами адаптации. Периоду первичной адаптации соответ-ствует реакция тревоги (аларм-реакция), стабильной адаптации - стадия сопро-тивления, а адаптационного утомления - стадия истощения .
По мнению Д.В. Колесова, стресс представляет собой одно из состояний адаптивного цикла. Процессы адаптации начинаются с фиксации различий между наличным уровнем адаптированности (резистентности) организма и уровнем не-обходимым в данных конкретных условиях. Вслед за этим развертывается сово-купность процессов, ведущих в конечном счете к достижению организмом необ-ходимого уровня адаптированности. Состояние организма на основе этих процес-сов (на высоте перестройки) и получило наименование стресса. Главное содержа-ние состояния стресса - интенсификация переработки информации в ЦНС с пре-обладанием процессов возбуждения, повышение интенсивности обмена веществ, мобилизация резервов, перестройка соотношений активности различных органов, систем и т.д. Стрессовое состояние сопутствует переходному состоянию от рав-новесия ("симметрии") организма с одними факторами внешней среды к равнове-сию ("симметрии") с другими факторами или совокупностью факторов .
Состояние стресса приводит в действие одновременно два типа исполни-тельных механизмов адаптации - специфические и неспецифические. В роли не-специфических исполнительных механизмов часто выступают железы внутренней секреции. Особенность их участия в том, что их функция повышается независимо от конкретных особенностей воздействия среды и зависит лишь от величины воз-действия . Специфические механизмы обусловлены особенностями стрессо-вого фактора. В зависимости от того, какой уровень иерархической структуры процесса адаптации затрагивается, выделяются и различные его механизмы - от внутриклеточных и гуморальных до социально-психологических . Все виды стресса принципиально сходны между собой и имеют общие фи-зиологические проявления, независимо от типа воздействия. Возникающее на-пряжение во всех случаях соответствует характеру оценки (организмом, лично-стью) степени и направленности воздействия среды. Эта оценка является произ-водной двух величин: абсолютной значимости воздействия (ситуации, фактора) и уровня адаптированности к нему индивида .
Наиболее адекватной для организма человека формой стресса является, по мнению Л.Е. Панина, психический (эмоциональный) стресс . П. Фресс (P. Fraisse) называл психическим стрессом особый вид повторяющихся, хронических эмоциогенных ситуаций, в которых могут появиться нарушения адаптации . Само понятие психического стресса было введено Р. Лазарусом (R. Lazarus), который считал, что в отличие от физиологической высоко стереотипи-зированной стрессовой реакции на вредность, психический стресс является реак-цией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами . Разли-чия между психическим и системным стрессом лежат также в сфере различий между физиологией организма и функционирования психики. Среди многих раз-личий здесь можно отметить, что для психики актуально не только настоящее, но также прошедшее и особенно будущее время (представление некоторых событий может явиться сильнейшим стрессовым фактором). Напротив, организм "сущест-вует" лишь в настоящем времени и для него актуальны лишь текущие воздействия . Необходимым условием возникновения психического стресса, таким об-разом, может являться восприятие реальной или гипотетической угрозы. Р. Лазарус выделил в овладении угрожающей или стрессовой ситуацией две последовательные стадии процессов познавательной активности: первичной оценки того, насколько ситуация угрожающа, и вторичной оценки возможностей с ней справиться. Для этого может быть применена одна из двух стратегий: либо прямые действия, сопровождаемые соответствующей эмоциональной активацией, например нападение (гнев), бегство (страх), пассивность (депрессия), либо пере-оценка, выставляющая ситуацию менее опасной, в более благоприятном свете, и, в свою очередь, понижающая уровень связанного со страхом эмоционального возбуждения. Лазарус обозначил эти когнитивные процессы переоценки как "от-рицание" и "интеллектуализация" .

Наиболее интимным и облигатным механизмом психического стресса, по мнению Ф.Б. Березина, является тревога. Облигатность этого механизма опреде-ляется связью психического стресса и угрозы, ощущение которой представляет собой центральный элемент тревоги и обусловливает ее значение как сигнала не-благополучия и опасности. Психологическому значению тревоги, начиная с работ З. Фрейда (S. Freud), посвящено обширное количество источников. Тревогу рас-сматривали и как форму адаптации организма в условиях острого и хронического стресса, и как охранительный и мотивационный механизм, сопоставимый с болью . С возникновением тревоги связано усиление поведенческой активно-сти, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихиче-ской адаптации; при этом уменьшение интенсивности тревоги воспринимается как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения, как восстановление ранее нарушенного гомеостаза . Психический гомеостаз Мэйс (C. Mace) определял как состояние, в котором удовлетворяется вся система первичных и приобретенных потребностей . Это дает основание полагать, что психический стресс, возникающий при измене-нии сбалансированности системы человек - среда, одновременно сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей, рассогласованием самих потребностей или возможностью блокады удовлетворения их в будущем. Психическая адаптация предполагает возможно более полное удовлетворе-ние актуальных потребностей индивида при одновременном учете требований среды, что затрудняет реализацию мотивированного поведения. Напряженность адаптационных механизмов при блокаде мотивированного поведения связана с возникновением состояния фрустрации, представляющего собой одно из проявле-ний психического стресса и являющегося причиной появления тревоги. Необхо-димо отметить, что сам термин "фрустрация" понимается неоднозначно. Им обо-значают ситуацию, вызывающую фрустрацию, или условия, приводящие к ее раз-витию, результаты влияния такой ситуации на субъекта, а также реакции субъекта в указанной ситуации. Во избежание терминологических неточностей Ф.Б. Бере-зин обоснованно предлагает употреблять термин "фрустрация" только для обо-значения психического состояния, возникающего при блокаде актуальных по-требностей, а для обозначения ситуаций, в которых возникает это состояние, и факторов его вызывающих, термин "фрустрационная ситуация" или "фрустри-рующее воздействие" . С. Розенцвейг (S. Rosenzweig) выделяет экстрапунитивную, интрапунитив-ную и импунитивную реакции личности в фрустрирующей ситуации в зависимо-сти от ее направленности. Реакции различаются также по следующим типам: с фиксацией на препятствии, с фиксацией на самозащите, с фиксацией на удовле-творении потребности . По Ф.Е. Василюку, следствием фрустрации могут быть следующие поведенческие реакции - двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные реакции), апатия, агрессия и деструкция, стереотипия (слепое повторение фиксированного поведения) и регрессия, которая понимается либо как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида, либо как примитивизация поведения . Существенные для процесса адаптации ситуации фрустрации могут быть связаны с широким диапазоном потребностей. Подробное рассмотрение отдель-ных потребностей и состояний фрустрации при их блокаде не входит в задачу на-стоящего пособия, отметим лишь, что в реальной ситуации практически невоз-можна блокада одной отдельно взятой потребности, поскольку любые фрустри-рующие воздействия неизбежно сказываются на совокупности потребностей, об-разующих взаимосвязанный комплекс. Более целесообразно оценивать не влияние фрустрации отдельных потребностей или различных типов фрустрирующих си-туаций, а суммарный эффект последовательных фрустраций, который Ф.Б. Бере-зин называет фрустрационной напряженностью. Изменения в системе человек-среда будут способствовать росту фрустрационной напряженности в той мере, в какой в результате этих изменений затрудняется реализация не какой-либо одной потребности, а всего комплекса значимых потребностей . Увеличение фрустрационной напряженности в свою очередь сопряжено с возрастанием вероятности рассогласования в системе потребностей. Возникнове-ние в этой системе сравнимых по силе, но противоположных по направленности потребностей делает невозможным устранение фрустрации в процессе мотивиро-ванного поведения, поскольку независимо от выбора стратегии этого поведения одна из конкурирующих потребностей неизбежно блокируется. Такой тип фруст-рации, по мнению Ф.Б. Березина являющийся в современных условиях основным, представляет собой интрапсихический конфликт . Ф.Е. Василюк прово-дит границу между ситуациями фрустрации и конфликта. Преграды в реализации некоторой деятельности или запреты на ее осуществление, выступая для сознания субъекта как нечто самоочевидное (не обсуждаемое), являются по существу пси-хологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не кон-фликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы внутренние силы. "Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблема-тичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию" .
Б.И. Хасан считает наиболее развитыми в области исследований конфликта две традиции: психоаналитическую и социально-психологическую . Психо-аналитическая традиция восходит к работам З. Фрейда (S. Freud), К. Юнга (K. Jung), А. Адлера (A. Adler); социально-психологическая представлена, в част-ности, К. Левиным (K. Lewin), создавшем типологию конфликтов , и К. Бо-улдингом (K. Boulding). К последней традиции можно отнести и исследования отечественных психологов А.А. Ершова, Л.А. Петровской, Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряка.

Тема № 8. Адаптация человека к природной среде (4 ч.)

План занятия:

1. Общие закономерности адаптации

2. Проблемы адаптации человека к окружающей среде

3. Механизмы адаптации

4. Адаптивные формы поведения

5. Признаки достижения адаптации. Специфическая адаптация

6. Адаптация человека к экстремальным факторам среды

7. Экологические аспекты заболеваний

8. Методы увеличения эффективности адаптации

Адаптация человека – сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, мотивов, ценностей, поведения, личностных и профессиональных компетенций человека для его приспособления к окружающей среде, а также активное изменение человеком самой среды для своих нужд и потребностей (в процессе создания материальной и духовной культуры общества – системы жизнеобеспечения: питания, жилища, одежды, транспорта, инфраструктуры, искусства, образования и т. д.).

Адаптация есть, несомненно, одно из фундаментальных качеств живой материи. Оно присуще всем известным формам жизни и настолько всеобъемлюще, что нередко отождествляется с самим понятием жизни. Существует множество определений адаптации. Это связано с тем, что данный феномен является предметом исследования многочисленных научных направлений. В соответствии с этим имеются и разнообразные классификации адаптаций, в зависимости от того, какие критерии положены в их основу. Различные авторы выделяют такие типы адаптаций , как биологическая, физиологическая, биохимическая, психологическая, социальная и т. п.

Для экологической физиологии наибольший интерес представляет физиологическая адаптация, под которой понимают устойчивый уровень активности физиологических систем, органов и тканей, а также механизмов управления, которые обеспечивают возможность длительной активной жизнедеятельности организма человека и животного в измененных условиях существования (общеприродных и социальных), а также способность к воспроизведению потомства.

Однако следует учитывать, что физиологическая адаптация – это широкое понятие. Оно включает ряд индивидуальных адаптаций: видовых, наследственно закрепленных и популяционных. Вместе с тем исследование механизмов адаптационных процессов указывает на то, что невозможно судить об адаптации человека, не учитывая психологических, биохимических и других аспектов.

Виды адаптации:

1) генотипическая (наследственная), осуществляемая путем естественного отбора полезных признаков,

2) фенотипическая (индивидуальная, ненаследственная) или акклиматизацая.

В основе индивидуальной адаптации лежит генотип – комплекс видовых признаков, закрепленных генетически и передающихся по наследству. В результате генотипической адаптации на основе наследственной изменчивости, мутаций и естественного отбора сформировались современные виды животных.



Однако генетическая программа организма предусматривает не заранее сформировавшуюся адаптацию, а возможность ее реализации под влиянием среды. Это согласуется с суждением И.И. Шмальгаузена (1968): наследственным является не внешнее проявление какого-либо признака, а способность реагировать определенным образом на определенные изменения во внешней среде, т. е. норма реакции на условия внешней среды.

Наличие такой пластичности позволяет сохранить относительное постоянство видоспецифических характеристик, т. е. поддерживать гомеостаз, несмотря на неизбежные различия, в которых протекает развитие отдельных особей. По А.С. Северцову, «нормой реакции называют пределы, в которых может изменяться фенотип без изменения генотипа».

Такая норма реакции вырабатывается в онтогенезе (индивидуальном развитии) по отношению к любым колеблющимся факторам среды: атмосферному давлению, климатическим и метеорологическим условиям и т. п. Широкой нормой реакции обладают почти все онтогенетические реакции, обычно именуемые модификациями, а также физиологические реакции и большинство поведенческих реакций.

В настоящее время под нормой адаптивной реакции понимают пределы изменения системы под влиянием действующих на нее факторов среды, при которых не нарушаются ее структурно-функциональные связи.

Если воздействие факторов среды на организм превышает норму адаптивной реакции, он теряет способность к адаптации.

Адаптация, приобретаемая в ходе индивидуальной жизни организма при его взаимодействии с окружающей средой, называется фенотипической. При этом изменения, которые накапливаются в организме, не передаются по наследству, а как бы накладываются на наследственные признаки. Это позволяет следующим поколениям приспособиться к новым условиям, используя не специализированные реакции предков, а потенциальную возможность адаптации.

Любое уменьшение приспособительных возможностей представляет одновременно и снижение уровня здоровья. Болезнь можно рассматривать как нарушение нормальной физиологической адаптации к повседневным условиям.

В зависимости от длительности действия неадекватного фактора и степени морфофункциональных перестроек выделяют три этапа адаптации: начальный, этап неустановившейся адаптации и долговременную, установившуюся адаптацию, или состояния адаптивности. Невозможность обеспечить формирование адекватных приспособительных реакций приводит к частичной адаптации (дизадаптации), либо к срыву адаптации – дезадаптации .

1) Биологическая адаптация – эволюционно возникший механизм приспособления организма человека к условиям среды (природным факторам). Сюда относятся факторы живой и неживой природы. В соответствии с этим различают биотические и абиотические факторы.

К абиотическим факторам среды относят воздушную среду, атмосферное давление, световое излучение, магнитные поля, температуру окружающей среды, метеопогодные факторы т. п. Человек адаптировался к различным климатогеографическим условиям. Он приспособился к циклическим изменениям в природе: к смене дня и ночи, времен года.

К биотическим факторам относят все многообразие животного и растительного мира, включая возбудителей болезней. Как правило, на человека действует комплекс природных факторов. Так, сезонные факторы включают в себя изменения освещенности, температуры, влажности и т. п.

2) Социальная адаптация – процесс адаптации индивида (группы индивидов) к социальной среде для реализации его (их) потребностей, интересов, жизненных целей. Включает приспособление к условиям и характеру труда (учебы), межличностным отношениям, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту, а также их активное изменение для удовлетворения своих потребностей, а также изменение самого себя, своих мотивов, ценностей, потребностей, поведения, компетенций.

Традиционно социальными факторами считаются различные виды трудовой деятельности, условия жизни в городе и селе. Технический прогресс характерен тем, что изменяется соотношение физического и умственного труда, а значит, и комплекс сопровождающих их факторов. Освоение труднодоступных районов, богатых полезными ископаемыми, глубоководные погружения, полеты в космос – все перечисленное сопряжено с экстремальными воздействиями на организм. Это может быть влияние высоких и низких температур, шумов, вибраций, изменение газовой среды и барометрического давления, действие измененной гравитации – перегрузок или невесомости. Вместе с тем и обычная трудовая деятельность в нормальных условиях, включая учебный процесс, также требует адаптации к ней организма.

3) Этническая адаптация – двусторонний процесс биосоциального приспособления этнических групп (общностей) к природной и социально-культурной среде районов их обитания (ее языково-культурным, политическим, экономическим, климато-территориальным и другими параметрам).



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные