Обязанности отца в семейном физическом воспитании. Роль отца в воспитании детей в семье. Если ты думаешь навек вперёд, воспитай человека

яна медовник
Роль и обязанности отца в воспитании детей

Роль отца в воспитании детей

В современном мире такое понятие как семья у большинства людей ассоциируется в большей степени с матерью, а не с отцом. Хотя мать в семье играет огромную роль , отец тоже является неотъемлемой частью семьи.

Хотелось бы привести слова знаменитого немецкого философа Гёте, он говорил, что самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца , когда его не станет.

Ребёнок всегда глубоко переживает и страдает, если разрушается семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда всё происходит в высшей степени вежливо, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильное переживание. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым остается малыш. Если же разделение происходит в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются наиболее остро.

Обстоятельства, которые сказываются на психологическом развитии ребёнка в подобной ситуации :

1. Разделение семьи или развод супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрывать от ребенка и которые сильно волнуют его. Кроме того, родители заняты своими ссорами, с детьми тоже обращаются плохо, даже если полны намерений уберечь его от разрешений собственных проблем.

2. Ребёнок ощущает отсутствие отца , даже если не выражает открыто своих чувств. Кроме того, он воспринимает уход отца , как отказ от него. Ребёнок может сохранять эти чувства многие годы.

Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на службу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому ребёнок чувствует себя отвернутым и матерью.

Какое-то время после разделения семьи или развода отец регулярно навещает ребёнка. Во всех случаях это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод для ребёнка окажется ещё мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребёнок начинает спрашивать себя, почему, собственно он должен с ними видеться. И в результате у него может возникнуть комплекс вины. Если родители охвачены желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным взором, ругая друг друга и ломая тем самым психологическому опору, которую обычно получает малыш в нормальной семье.

В этот момент ребёнок может воспользоваться расколом семьи , сталкивать родителей друг с другом и извлекать из этого нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою любовь к нему, ребёнок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут вызвать их одобрение.

Отношения ребёнка с товарищами нередко портятся из-за нескромных вопросов.

С уходом отца дом лишается мужского начала. Матери труднее водить его на стадион и прививать ему чисто мужские интересы. Ребёнок больше не видит столь же отчётливо, какую роль в доме играет мужчина. А что касается девочки, то её правильное отношение к мужскому полу легко искажается из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, её представления о мужчине не на основе естественного, изначального знакомства с ним на примере отца и , потому может оказаться неверным.

На мальчишек, так или иначе, отражаются страдания матери. В новом положении женщине конечно, гораздо труднее выполнить свои материнские обязанности .

Таким образом, распад семьи или развод, исходя из выше перечисленного, оказывает своё негативное влияние не только на отношение мужчины и женщины, но и наносит серьёзный удар по детям, и последствия этого удара будут сказываться на протяжении всей жизни, как родителей, так и детей .

Роль отца в воспитании детей в семье многими людьми недооценивается, однако, сами психологи утверждают, что ребёнок, который вырос в полноценной семье, существенно отличается от воспитанного в неполной семье . Дело в том, что мама и папа создают для своего ребёнка модель для подражания, именно поэтому так часто дети наследуют поведение своих родителей.

Для благополучного развития личности ребёнка очень важно создать идеальную модель межличностных отношений в семье, где нет насилия и жестокости, а царит любовь, верность и взаимопонимание. Мама у девочки и мальчика должна ассоциироваться с заботой, лаской и нежностью, а папа – олицетворять защиту, силу, твердость характера. Непременно все эмоции, которые малыш пропустил через себя в детском возрасте, он применит их в своей взрослой жизни. Папа для ребенка является наглядным примером того, как должен вести себя настоящий мужчина.

Человек, который с рождения не ощущал двух разных миров – мужского и женского в лице мамы и папы, становится достаточно ограниченным в своих возможностях. Таким людям гораздо сложнее ориентироваться в окружающей среде, чем тем, которые выросли в полноценной семье, где воспитанием наравне занимались оба родителя. Общение малыша с папой и мамой закладывает правильные основы в его характере.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец – кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственной наставник во внесемейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание прежде всего сына . В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В наше время, современный папа часто становится чем-то мифическим, непонятным, недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на компьютер и телевизор, иногда на газету. По существу, работа, увлечения, жизнь отца проходит мимо внимания ребёнка. Отец – не партнёр, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться» - часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от внимания детей похоже , являются стереотипом «нашей культуры» .

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущенные с самого начала, в раннем детстве, первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры, проявятся в последствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми , отсутствии у ребенка доверия и привязанность к отцу.

В наши дни любовь отца к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребёнку нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досугов. Папа не просто кормилец – он человек, открывающий ребёнку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

В семье отец воплощает для своего ребенка образ мужчины – защитника, добытчика, джентльмена. , что родитель является для малыша оплотом семейного очага, хранителем и заступником дома. Благодаря этому дети чувствуют себя уверенней, растут психологически более здоровыми, ведь у них имеется такой надежный тыл.

Папа в жизни мальчика очень важен. Именно отец является для него примером правильного мужского поведения – в отношении своей семьи, любимой женщины, друзей, будущих детей . Ребёнок подражает в большей степени именно своему отцу. Роль отца в семейном воспитании сводится к тому , что мужчина, по большому счету, должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным. Папина поддержка и признание, развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – всё это и есть главные задачи воспитания сына отцом .

Воспитание девочки – процесс тонкий и очень ответственный. Дело в том, что взрослея, дочь применяет образ папы при выборе спутника жизни, мужа, друга. Ребёнок перенимает и модель построения взаимоотношений между женой и мужем у своих родителей. Кроме того роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу, девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе, воспитывая тем самым в ней женское достоинство. Важно видеть в девочке личность, советоваться с ней, ценить её мнение. Дочь, выросшая в атмосфере любви, скорее всего, станет человеком добрым, отзывчивым, построит крепкую и любящую семью.

Существуют ситуации, когда дети растут без отцовской любви и внимании. Однако мужское воспитание сыну необходимо в любом случае. Чтобы вырастить достойного человека, маме следует относиться к мальчику как мужчине, несмотря на то, что он ещё мал. Просите его о помощи по дому, подавать вам пальто, принести сумку. Пусть кто-то из семьи (дедушка, дядя, старший брат, друзей будет для сына достойным образцом для подражания. При воспитании без отца дочери так же важен пример правильного мужского поведения. Это может быть член семьи, крёстный, друг, любящий её и заботящийся о ней. Чтобы избежать проблем с противоположным полом, маме следует рассказывать дочке о взаимоотношении между мужчиной и женщиной, давать читать книги об идеальной любви.

Сейчас обычно в каждой семье работают и муж, и жена. Но ещё многие мужья, возвращаясь вместе с женой после работы, перекладывают на её плечи все домашние дела, заботы по воспитанию детей . Уклоняясь от домашних забот, мужчина обедняет не только жизнь женщины, но и жизнь детей , мешает нравственному воспитанию ребёнка . Не будем говорить о том, какое влияние может оказать на ребёнка пример отца , ни в чём не помогающего матери. Это понятно каждому. У женщины, которая и работает, и несёт все заботы по дому, и воспитывает детей , не остаётся времени на то, чтобы заняться любимым делом, сходить в спортзал, почитать книгу. Она начинает отставать от жизни, а из отсталого человека какой воспитатель ?

Вот и выходит, что уклоняясь от отцовских забот, мужчина не только не вносит свой вклад в воспитание ребёнка , но зачастую передоверяет это человеку, который отстал от жизни. Это сказывается на формировании личности ребёнка, на его нравственное развитие. Много может сделать мужчина в семье, велика его роль в воспитании детей : хорошим отцам дети благодарны всю жизнь.

Быть хорошим отцом и мужем – долг мужчины. В семье, где любовь сопутствует людям всю жизнь, и дети будут расти в радости и хорошо воспитываться . Отец – цементирующая сила в семье, глава семьи. Но это главенство должно быть гуманным, по-мужски добрым и красивым. Отец в семье – носитель справедливости, источник счастья – должен вызвать к жизни всё то хорошее, чем богаты жена, дети, бабушка и дед. Отец в семье – старший друг, советчик, помощник жене, детям во всех их радостях и бедах. Хороший отец в семье – это очень важно. Есть отцы, которые, ссылаясь на занятость, снимают с себя ответственность за воспитание детей . Ребёнок с детства видит в отце человека, на плечо которого он всегда может опереться. Но нужно, чтобы это плечо не было шатким. Мы, родители, мечтаем, что наши дети продолжат то, что начали мы, доделают то, что мы не успели. А хорошее дело могут продолжать только хорошие люди. И мы должны уметь их такими воспитать . Конечно, это требует немало сил. Об этом знают родители и не знают соседи, которые могут сказать : «Сам хороший и дети в него» . Нет, по наследству это не передается. Ребёнка воспитывают родители и воспитывают всей своей жизнью .

Некоторые говорят, что надо держать детей в строгости , наказывать. Но это совсем не так. Страх – спутник лицемерия, обмана. Побои не укрепляют сознание ребёнка – калечат психику. В раннем детстве родители балуют детей , позволяют делать всё, что им вздумается, а когда ребёнок подрастет и баловство перерастет в характер, тогда родители призывают на помощь ремень. Детей надо воспитывать на хороших семейных традициях. От традиции семьи надо переходить к воспитанию в семье .

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что роли родителей в семье хоть и сильно различаются, они составляют полную идиллию, дополняют друг друга. Ведь мама дарит детям любовь и заботу, а папа учит быть их самостоятельными. В конце концов, оба родителя должны вырастить и воспитать своих детей так , чтобы детям было не страшно выйти в большой мир.

«Отец – самый родной, самый дорогой для ребёнка мужчина, в образе которого выражается человеческая ответственность за его приход в свет, за каждый его шаг и поступок в жизни. В отцовстве – великая миссия преемственности поколений, нравственного совершенствования в новой, созданной отцом и матерью личности» - эти слова принадлежат замечательному педагогу В. А. Сухомлинскому. Стоит вдуматься какой глубокий в них смысл…

- 92.00 Кб

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского

Институт: «Социально-гуманитарных технологий»

Направление: 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Контрольная работа

По дисциплине: «Психология семьи и семейного воспитания»

«Роль отца в семейном воспитании»

Выполнила:

Студент 2 курса ЗФО 050400 п.ф.о

Смирнова Наталья Алексеевна

Москва 2012 г.

  1. Отцовство
  1. Отец и ребёнок

Классификации отцовского отношения к ребёнку.

Роль отца в воспитании мальчика

Роль отца в воспитании девочки

Влияние отца на психическое развитие ребёнка

  1. Список литературы

1. Отцовство

Отцовству как психологическому феномену посвящено немного работ (Ю.В. Евсеенкова, И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова). Большинство авторов понимает отцовство как врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. Отцовство определяется и просто как кровное родство между отцом и ребёнком. Однако есть и противоположная точка зрения. Исходя из многочисленных межкультурных исследований, М. Мид пришла к выводу, что одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность, оно – “социальное приобретение человечества” (М. Мид, 1998). Следовательно, отцовский инстинкт не носит врождённый характер, он – результат социального научения.

Современные исследователи выделяют следующие этапы онтогенеза отцовства (Р.В. Манеров, 2003).

Первый этап - формирование матрицы отцовского отношения. Помимо культурного и социального статуса мужчины, связанного, прежде всего, с культурными и семейными традициями, особенности отцовского отношения определяются ещё и собственной психической историей человечества. В течение онтогенеза такие виды опыта, как взаимоотношение со своим отцом (или отсутствие таких взаимоотношений), его осмысление и интерпретации, особенно в связи с сексуальной жизнью и супружеством, влияют на отношения отца к своему ребёнку, к своему отцовству.

Второй этап – начало собственной психологической адаптации к отцовской роли, начало формирования “Я-концепции” отца. Он начинается с момента, когда мужчина узнаёт, что его супруга беременна. Реакция мужчины на это известие во многом определяется тем, как прошёл первый этап, то есть, как сформировалась матрица отцовского отношения. В Кемерове было проведено исследование, в ходе которого проверялась гипотеза о том, что этапы формирования отцовской сферы должны иметь свои особенности и не соответствуют этапам формирования материнской сферы. Эта гипотеза нашла своё подтверждение, были получены такие результаты: большинство женщин впервые ощущают себя матерями в период беременности, а мужчины – уже после рождения ребёнка. Изменения в эмоциональной сфере беременной женщины, выражающиеся в защитных реакциях как регресс, инфантилизм, “запускают” в мужчине – будущем отце, стремление заботиться и опекать, демонстрировать по отношению к беременной жене те чувства и ответственность, которые он будет проявлять по отношению к ребёнку (Ю.В. Евсеенкова, 2002).

Третий этап связан с родами и появлением ребёнка на свет.

И, наконец, последний, четвёртый этап отмечен тем, что отец включается в процесс ухаживания за ребёнком. На этом этапе мужчина впервые ощущает себя отцом, но именно этот период является одним из наиболее сложных, стрессовых в его жизни.

Сущность стресса заключается в выполнении мужчиной одновременно нескольких ролей: “муж”, “отец” (внутри семьи) и “кормилец” – человек, обеспечивающий семью (внесемейный аспект деятельности). Как правило мужчина оказывается не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, поскольку у него нет физических возможностей и времени на качественное исполнение требований, предъявляемых ролями .

2. Отец и ребёнок

Многие мужчины уверены, что уход за ребенком - не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно.

Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. В некоторых городах организованы курсы для родителей, где опытные врачи обучают уходу за ребенком. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах, касающихся ребенка. Позднее отцу будет гораздо труднее начать осуществлять свои отцовские права и обязанности.

Неважно, сколько раз отец покормит ребенка или сменит ему пеленку, но он обязательно должен это делать время от времени. Например, отец может кормить ребенка ночью (из соски) в первые недели, когда мать еще очень слаба, или постирать пеленки в воскресенье. Отец может регулярно ходить с ребенком в детскую консультацию. Отец может помочь и во многих других делах. Конечно, бывают отцы, у которых мурашки ползут по телу при одной мысли о необходимости ухаживать за ребенком. Такие отцы скорее всего будут очень любить своих детей потом, "когда они будут больше похожи на людей". К тому же многие отцы просто стесняются принять участие в уходе за ребенком и их нужно поощрить к этому .

Отец выполняет в семье ряд чрезвычайно важных семейных функций. Предпосылкой выполнения многих из них служит его авторитет, личностные качества, в силу которых его поведение является «обучающим», на примере которого дети учатся, как решать различные проблемы, возникающие входе взаимоотношений; суждения отца обладают повышенной значимостью, убедительностью для них. Прямой противоположностью в этом отношении является ситуация, когда отец страдает алкоголизмом или обнаруживает психопатические черты характера. Так, безвольный, агрессивный, несамостоятельный отец, сам требующий опеки, создает «функциональную пустоту» в процессе воспитания. Его детям приходится самостоятельно и, следовательно, с меньшим успехом, «находить», «вырабатывать» нужные качества .

По А. Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство. Роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации .

Отец становится персоной, заинтересованной в социализации ребенка и в его продвижении к независимости. Отец выказывает одобрение, когда ребенок его заработает. Отец так же, как и мать, безусловно любит ребенка, но при этом его одобрение зависит от поведения малыша. Таким образом, природа обеспечивает равновесие и поощряет общественное поведение. Позднее отец будет все более отчетливо становиться представителем общества и, показывая своим примером, что ожидается от ребенка, подведет его к выбору поведения, соответствующего определенным традициям, частью которых будет и ребенок .

Классификации отцовского отношения к ребёнку.

Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее - опекать, заботиться или учить:

  1. мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь;
  2. у других мужчин ведущая потребность - учить, передавать свои знания и умения, т.е. сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником.

Есть и другая классификация отцов:

  1. Большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но |обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал всё то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков... Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой.
  2. Предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.
  3. Исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единственно, чем рискуют папы-наседки, - это увлечься и стать... еще одной мамой, т.е. конкурентом, а не дополнением.
  4. Вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге. Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребенком. Зачем возиться два часа с его уроками или так расстраиваться из-за его отметок?

Итак, существуют самые разные типы отцовского отношения к ребенку. Но, несмотря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в развитии ребенка. В наше время уже никого не удивляет, что многие мужчины присутствуют при родах жены. И это не проходит бесследно ни для отца, ни для ребенка. Так, например, отцы, оказывающие помощь во время или сразу после родов, отмечают, что они практически сразу привязывались к ребёнку, чувствовали эмоциональный подъем, гордость и росли в собственных глазах. Данные многих исследований говорят о том что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими детьми, заботиться о них. Такое отношение со стороны отца очень важно для развития ребенка. Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и умственного развития .

Роль отца в воспитании мальчика

С точки зрения экзистенциального анализа отец - это, можно сказать, первый конкретный образ бога, складывающийся у ребенка. Отец не является для нас прообразом всего божеского, скорее верно прямо противоположное: бог - это прообраз отцовства. Только онтогенетически, биологически, биографически отец первичен; онтологически же первичен бог. Хотя психологически отношение ребенок - отец предшествует отношению человек - бог, онтологически первое отношение является не образцом, а отражением .

Э. Фромм отводит отцу в воспитании особую роль – быть образцом мужчины, формировать у мальчиков мужское отношение к жизни, но при этом не выдвигать чрезмерных требований.

Отец воспитывает в маленьком сыне мужчину. Он учит тому, как должен выглядеть мужчина, как должен обращаться с женщинами. Постепенно у ребенка складывается представление о том, каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина, какие отношения должны быть между ними. И он испытывает определенные трудности, если у родителей не выражены признаки половой принадлежности или если они не учитывают особенностей каждого пола и не признают ценность обоих полов.

Если родители не находят подходящих способов выразить свои половые особенности, у ребенка создается довольно смутное представление о том, какими должны быть мужчины и женщины, как ценить и любить людей противоположного пола. Ребенок должен как можно больше узнать от взрослых об особенностях каждого пола. Труднее это осуществить в семьях, где есть только один родитель или представители только одного пола. Наша задача состоит в том, чтобы представить детям такую модель поведения, ориентируясь на которую они чувствовали бы себя в дальнейшем вполне гармоничными людьми .

Мальчикам необходимо нежное проявление любви (надо учесть, что часто у мальчиков еще большая потребность), как и девочкам в ранние годы развития. По мере того, как мальчик растет и взрослеет, потребность в таком физическом проявлении любви, как объятия и поцелуи, уменьшается, но потребность в физическом контакте остается. Затем его больше притягивает мужская линия поведения. Вся эта возня, борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика все эти "медвежьи шалости" - не менее важное средство проявления внимания и физического контакта, чем "телячьи нежности" и девчачье сюсюканье. Не забывайте, что ребенок никогда не перерастет потребности в обоих типах проявления физического контакта .

Если, к примеру, мужчина участвует в школьных делах сына, он тем самым объявляет их важными, мужскими. Именно отец должен объяснить мальчику необходимость учиться как предпосылку успешной интеллектуальной работы. Отец должен объяснять это своему сыну ясно и откровенно на примере собственного жизненного опыта. Если папа пользуется уважением своего ребенка, то такая беседа значительно перевесит влияние негативных факторов, имеющих место в школе. Замечательно, если ребенок имеет возможность общаться с друзьями отца. Таким образом он не только получает дополнительную возможность учиться реальным формам мужского поведения во всем их разнообразии, но и важное подтверждение того, что иметь хорошее образование, читать книги и даже стихи, слушать серьезную музыку - совершенно не означает быть девчонкой. Понятно, речь не идет о “друзьях” из окрестностей винного магазина. Дети, растущие в таких семьях - трагедия, требующая отдельного рассмотрения. Весьма желательно, чтобы помощь в школьных делах, когда о ней просят, мальчикам оказывали папы. В тех же случаях, когда речь заходит не о задачках, а о трудностях в отношениях с одноклассниками или педагогами, это просто необходимо с точки зрения половой идентификации. Идеально также, если мальчишку первоклассника в школу отводит или отвозит отец. Тем самым мальчик получает ежедневное подтверждение того, что школа и учеба - действительно важное и вполне мужское дело, коль скоро папа каждый день тратит на это какую-то часть своего времени, особенно если он действительно очень занятой человек .

Описание работы

Отцовству как психологическому феномену посвящено немного работ (Ю.В. Евсеенкова, И.С. Кон, М. Мид, Р.В. Овчарова). Большинство авторов понимает отцовство как врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. Отцовство определяется и просто как кровное родство между отцом и ребёнком.

Классификации отцовского отношения к ребенку

Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая по требность в мужчинах сильнее - опекать заботиться или учить:

1) мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой за хватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, безза щитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь;

2) у других мужчин ведущая потребность - учить, передавать свои зна ния и умения, т.е. сделать ребенка в пря мом смысле слова своим наследником

Есть и другая классификация отцов:

1) большой друг . Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребен ком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но |обычно на этом «большой друг» останавлива ется, уверенный в том, что он сделал всё то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовле нии уроков... Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет мно го друзей, то кто же будет ему папой

2) предводитель семейства . Наиболее тра диционный тип отца. Все домашние хло поты ему неинтересны. Это мужчина, ко торый чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ре бенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

3) исключительный папа . Это отец, котор ый иногда даже лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единстве нно, чем рискуют папы-наседки, - это увле чься и стать... еще одной мамой, т.е. кон курентом, а не дополнением. А если па па занимает мамино место, то кто же бу дет на папином?

4) вечно юный супруг . Он обожает ребенка и всегда готов помочь суп py г e ... Но он не может отказаться от сво его мотоцикла, друзей, любимых занятий . Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много зан имается с ребенком. Зачем возиться два часа с его уроками или так расстраивать ся из-за его отметок? Итак, существуют самые разные типы отцов ского отношения к ребенку. Но, несмот ря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в развитии ребенка. В наше время уже никого не уди вляет, что многие мужчины присутствую т при родах жены. И это не проходит бесслед но ни для отца, ни для ребенка. Так, например, отцы, оказывающие помощь во врем я или сразу после родов, отмечают, что они практически сразу привязывались к : ребёнку, чувствовали эмоциональный подъем, гор дость и росли в собственных глазах. данные многих исследований говорят о том что отцы, державшие ребенка на руках с разу после рождения, и в дальнейшем продолж али больше играть со своими детьми заботиться о них. Такое отношение со стороны отца очень важно для развития ребенка. Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам психомоторного и ум ственного развития.

А вот еще одно исследование. Сравни вая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпе­ тентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, вырос шие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы от­рицательно сказывается на учебе и само уважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.

Итак, мы видим, что роль отца в вос питании ребенка очень велика. Думаю, что разговор о специфике взаимоотношений отца и ребенка может быть продолжен без сомнения, существует много об щего в том, как отцы и матери ве дут себя по отношению к детям. И все -таки матери отличаются от отцов по тему, каким занятиям уделяет больше «внимания каждый из них. Эти различия и являются в их содержании. Например, такое занятие с ребенком, как иг ра. Сам стиль игры у отца и матери разли чен. Отцы обычно склонны играть с де тьми более энергично, проявляют больше физической силы. Игра между отцом и ребенком носит циклический ха рактер, за вспышками возбуждения в про явлении внимания следуют периоды ми нимальной активности.

Матери же играют по-другому: они во влекают детей в традиционные спокой ные, предсказуемые игры. Но что инте ресно: когда отец берет на себя основную заботу о ребенке, он чаще ведет себя так, как это делает мать.

Сегодня все больше мать берет на себя основную ответственность за благосостояние ребенка и его поведение. Следует, однако, отметить, что отец дает меньше ука заний ребенку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. Хотя вмешательства отца важны, он стремится играть поддерживающую роль для матери в формировании поведения ребенка. В целом мама является не только основным человеком, который за ботится о ребенке (даже если работает), но также она исполняет роль первичного посред ника в социализации ребенка.

При рассмотрении специфики отношени я матери и отца к ребенку стоит упомяну ть и о лежащих в основе организации общества принципах: патрицентрического (или патриархального) и матрицентричес кого (или матриархального). Матрицент рический принцип делает центральной фигурой общества любящую мать. Мате ринский принцип - это принцип безус ловной любви; мать любит своих детей не потому, что они нравятся ей, а потому, что они ее дети (или дети другой женщины). Поэтому материнскую любовь нельзя за служить хорошим поведением, но нельзя и потерять ее, согрешив. Материнская любовь - это милосердие и сострадание. Отцовская любовь, напротив, обусловле на; она зависит от достижений ребенка и его хорошего поведения; отец сильнее лю бит того ребенка, который больше всего похож на него, того, кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но ее можно вновь заслужить раскаянием и смирением. От цовская любовь - это справедливость (Э.Фромм, 1990). Об этом же пишет и М.Максимов: «Мама - это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с то бой. Папиной любви надо добиваться, ста раясь быть таким, каким он хочет тебя ви деть» (М.Максимов, 1992).

Итак, можно сказать, что специфика отцовской позиции обусловлена как био логическими (природными) особенностя ми мужчин, так и социокультурными ожиданиями.

Безусловно, всем детям - и мальчикам, и девочкам - нужен папа. Его общество, его любовь и забота, его дружба и воспитание помогают ребёнку расти и развиваться правильно. Детям необходимо проводить побольше времени в обществе папы, общаясь, учась и играя. Хорошо, когда отец осознаёт необходимость проводить время с детьми, а не бесконечно читать газету после работы. А слаженный дуэт мамы и папы способен творить чудеса: в такой семье дети просто счастливы, они развиваются всесторонне. Наша статья о том, как важно папино участие в воспитании детей.

Зачем ребёнку нужен папа?

Какова роль отца в семье? Ясно, что он не только добытчик финансов для благополучного существования семьи (хотя это тоже немаловажно). Однако, в увлёченности карьерой и стремлением к обогащению, отцы забывают одну из важнейших человеческих ценностей: хорошо воспитать собственного ребёнка. Уникальное преимущество отца в том, что он по отношению к ребёнку выполняет , отличные от маминых. То есть, папа может дать ребёнку то, что не способна мама. Что именно и как это проявляется?
Ориентация на феминизацию, то есть стремление женщины быть активной во всех сферах жизни, сегодня стала отличительной чертой современности. Это связано с часто возникающей необходимостью научиться обходиться без мужчины. Хорошо ли это? Мама, несомненно, может привить хорошие качества детям – честность, доброту, порядочность, благородство, трудолюбие и многие другие. Однако это никак не заменит роли отца в воспитании детей. Женщина никак не может быть мужчиной – это разные вещи. Именно папа может воспитать детей с мужской точки зрения, обогатив тем самым воспитательный процесс в семье. Благодаря влиянию отца мальчики становятся настоящими мужчинами, а девочки – приобретают такие замечательные и нужные качества в современном обществе как решительность, настойчивость, ответственность, целеустремлённость. Если отец принимает активное участие в семейном воспитании, то его методы логичны и принципиальны. Папа правильно применяет жёсткость и конкретность в воспитании, мама же – жалеет детей, даже если они провинились или не выполняют требования родителей. Часто такая мамина позиция, которая основана на эмоциональности и чувствительности, способствует воспитанию безвольности ребёнка, и вообще нарушает единый семейный подход к педагогике. Баланс в этом поможет соблюсти папа, однако ему понадобится немало терпения и, конечно, времени. Несмотря на занятость, мужчине необходимо бывать рядом с детьми, вникая в их проблемы и обеспокоенности, помогая решить сложные для них жизненные ситуации. В общем, постараться не пропускать важные моменты жизни детей.

Итак, для чего же нужен папа в семье?

  1. Папа дополняет маму и поддерживает в трудных ситуациях.
  2. Папа принимает активное участие в воспитании детей.
  3. Папа берёт ответственность за жизнь, здоровье и благополучие всех членов семьи.
  4. Папа планирует будущее семьи.
  5. Папа является образцом для подражания в жизненных ситуациях.
  6. Папа определяет, что хорошо, а что – плохо.

«А известно ли вам, что именно отец способен сформировать у ребёнка такие качества как инициативность и способность противостоять давлению? Если ребёнок в большей мере привязан к матери, то есть вероятность, что эти качества будут развиты в значительно меньшей мере».

Потребность в отцовской защите

Дети нуждаются в отцах, которые выполняют отцовские обязанности. Например, мужественность невозможно усвоить теоретически: это качество наследуется по отцовскому образцу. Психологи утверждают, что одна из ведущих потребностей детей – это потребность защите, причём отцовской. С первых дней жизни каждый ребёнок должен знать, что у него есть папа – человек, который защитит его в случае опасности.

«Знаете ли вы, что отец – это природный источник знаний о мире, технике, труде? Именно папа способствует профессиональной ориентации сына».

Таким образом, хороший папа для сына – образец для подражания, эталон по отношению к противоположному полу, лучший спортивный тренер и, конечно, отличный товарищ.

Отец и дочь: необходимость заботы и нежности

И для дочери папа тоже является определённым образцом поведения.

1) Папа - модель будущего спутника жизни?

Девочка иначе воспринимает опыт общения с отцом, нежели мальчик: она воспринимает его как образец мужчины, который может впоследствии служить «лакмусовой бумажкой» при выборе мужа. Часто говорят, что девушка выбирает спутника жизни, который чем-то похож на её отца. Это же самое можно утверждать с точностью наоборот, если отец не блистал прекрасными чертами характера или не заботился о семье. Девочки, которые были воспитаны без участия отца, часто рисуют идеальный образ мужа в собственном воображении, предъявляя в будущем к избранникам специальные требования, которые не основываются на личном опыте.

2) Не баловать!

Отцам важно выработать мягкое, но настойчивое поведение в отношении дочери, быть добрым, но требовательным, ни в коем случае чрезмерно не баловать дочь или реализовывать романтическую модель отношения с дочерью (одаривать подарками, исполнять практически все желания и капризы, кокетничать). Романтические отношения лучше поддерживать с мамой девочки, тем самым демонстрируя дочери образец семейных отношений.

3) Воспитатель любознательности.

Большая заслуга отцов в том, что они открывают мир для дочери, воспитывая в ней любознательность, потребность узнавать новое, познавать окружающую среду. Отец знакомит с тем, что ей ещё не известно, стимулирует развитие её эрудиции. Совместные прогулки превращаются в туристические походы и исследования местности, чтение вслух развивает воображение и способствует изучению явлений природы. Отец даёт глубокие и исчерпывающие ответы на разнообразные вопросы дочери, развивая и воспитывая её.

Так, выстроив правильную модель общения и воспитания с дочерью, отец сыграет огромную роль в становлении личности девочки, её хорошего воспитания, успешности, умения осознанно делать выбор и строить будущие отношения.

Спорт, активные игры – только с папой

Хорошо, когда папа уделяет достаточно внимания и физической активности детей. Когда дети вместе с папой занимаются спортом, они быстрее развиваются, получая огромное удовольствие от совместных занятий. Это относится не только мальчикам, но и к девочкам. Кто научит ребёнка кататься на большом двухколёсном велосипеде, скейте, роликах, лыжах? Кто будет тренировать его в плавании? С кем можно весело играть в футбол или баскетбол? Конечно, с папой.

При активных играх папа пробуждает дух соревновательности в ребёнке, заряжает его энергией и хорошим настроением, учит его внимательности, ловкости и контролю над ситуацией. Спорт – не только физическое воспитание, но и формирование волевых качеств, так необходимых всем в современной жизни. Правильно оценить противника, быстро отреагировать и принять решение, адекватно отнестись к поражению и проанализировать свои действия – вот чему научит папа малыша, проводя с ним время в спортивных играх. А привычка к физическим упражнениям, закреплённая в детстве, останется с ребёнком на всю жизнь.

Как отец влияет на вашу жизнь

Отцами не рождаются, а становятся. Чувство отцовства проявляется у мужчин позже, чем чувство материнства у женщин. Отцовству необходимо учиться, чтобы стать хорошим папой. Рассмотрим достоинства хорошего отца :

  • отец доступен для ребёнка
  • он хочет и может объяснить малышу непонятные ему вещи
  • он щедр на похвалы
  • любит включаться в совместную деятельность с сыном или дочерью
  • ответственно подходит к материальному обеспечению детей
  • вникает в интересы и потребности ребёнка
  • следит за развитием детей

По-настоящему заботливый отец – тот, кто способен быстро реагировать и откликаться на потребности ребёнка. Именно с такими папами дети вырастают целостными, гармонично развитыми интеллектуально, эмоционально и физически. Любовь отца к детям обеспечивает благополучие, психологическую гармонию в семье, а вследствие этого дети, воспитанные в такой семье, становятся более жизнерадостными и успешными. Именно любовь отца к детям даёт ребёнку представление о том, как мужчина должен заботиться о семье, относится к женщине. Модель поведения любящего отца станет для ребёнка моделью построения собственных семейных отношений в будущем.
Папа способствует формированию следующих качеств у ребёнка:

  • эмоциональная сдержанность
  • неспешность
  • уравновешенность
  • безмятежное спокойствие
  • высокое чувство ответственности.

Как привлечь отца к воспитанию детей?

Часто бывает так, что папа вроде бы готов принимать активное участие в воспитании детей, но не знает как. Женщина должна помочь ему, подсказав сферы деятельности (и облегчив себе жизнь). Следуйте рекомендациям:

  1. Направляйте мужа на прогулку с ребёнком. Вариантов может быть множество: парк, лес, стадион.
  2. Рассказывайте мужу о проблемах детей. Пусть он будут в курсе дела. Советуйтесь с ним.
  3. Не бойтесь оставлять его с грудным ребёнком. Ничего страшного не произойдёт: отец поймёт, как нелегко ухаживать за малышом.
  4. Отправляйте ребёнка решать проблемы вместе с папой. Часто даёт хорошие результаты.
  5. Не стесняйтесь говорить о том, какая помощь вам необходима в данный момент. Мужчина должен чувствовать себя нужным и значимым.

    «Знаете ли вы, что внимательный отец часто является более эффективным воспитателем, чем мать?»

    Выводы

    Дорогие мамы, старайтесь привлекать папу малыша к решению всех семейных вопросов. Распределите семейные обязанности. Сегодня именно партнёрская модель семьи даёт хорошие результаты при воспитании детей. Вот увидите: ребёнок, с любовью воспитанный обоими родителями, вырастет оптимистичным, уверенным в себе, полным сил. И скажет вам спасибо за хорошее воспитание.

Лекция для родителей.

«Роль отца в семейном воспитании»

Цель : изучение роли отца в воспитании подростков.
База проведения : МБОУ СОШ №1 Сургутского г. Лянтор.
Кл. рук.8б.кл Зорина О.Р.

Если ты думаешь на год вперёд, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд,посади дерево.

Если ты думаешь навек вперёд, воспитай человека.

Восточная мудрость .

Но, а если обратиться к великому Конфуцию:«Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы,начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов.Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».

В основе любых достижений человеческих отношений лежит любовь. Например, Любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним - сострадание и доброту, порядочность, любовь к детям – жертвенность и ответственность.

Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребёнка, подарить ему физиологическую жизнь, надо,суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребёнка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво. Мягко направлять мысли ребёнка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви.

Да, такая родительская любовь построена не на песке, который размоет первый бурный поток жизненных трудностей. Она жертвенна, как всякая истинная любовь, не требовательна и не разменяна, мудра и терпелива. Она не боится оказаться в одиночестве, потому что понимает, если её постигнет одиночество и невзаимность, значит она сама была глупа и скудна, значит, не смогла научить любить того, кому себя посвятила .

Учить любви самим родителям и учить своих детей суждено всю жизнь, изо дня в день. Главное- набирать мудрости, быть искренним. Какие блага и радости для всех окружающих способна подарить мудрая родительская любовь, взрастившая в человеке лучшие духовные качества и раскрывшая в нем удивительную способность любить!

Центром любви в семье, примером и образцом для подражания для ребёнка является мать. Но у неё порой физически не хватает времени, если ещё муж не является единомышленником в общем деле воспитания, а лишь односторонним потребителем сил и внимания, то ребёнок фактически лишен правильного понимания любви и воспитания этого высокого чувства.

В произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга В Москву» в главе « Кресты» ярко описан образец истинной родительской любви мудрый отец не требует от детей сиюминутной и формальной благодарности за их рождение, воспитание и вскормление. Он хотел только «насадить в их душе дружбу, но не обязанность, не должность или рабское повиновение». Не должны вы мне ни за вскормление, ни за наставление, а меньше всего за рождение».

Без сомнения, существует много общего в том, как отцы и матери ведут себя по отношению к детям. И всё-таки матери отличаются от отцов по тому, каким занятиям уделяет больше внимания каждый из них. Эти различия проявляются в их содержании. например, такое занятие с ребёнком, как игра. Сам стиль игры у отца и матери различен.Отцы обычно склоны играть с детьми более энергично, проявляют больше физической силы. Игра между отцом и ребёнком носит циклический характер, за вспышками возбуждения в проявлении внимания следуют периоды минимальной активности. Но что интересно, когда отец берёт на себя основную заботу о ребёнке, он чаще ведёт себя так, как это делает мать. Следует, однако, отметить, что отец даёт меньше указаний ребёнку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И. может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. Хотя вмешательства отца важны, он стремится играть поддерживающую роль для матери в формировании поведения ребёнка.

При рассмотрении специфики отношения матери и отца к ребёнку стоит упомянуть и о лежащих в основе организации общества принципах: Материнский принцип - это принцип безусловной любви; мать любит своих детей не потому. Что они нравятся ей, потому, что они её дети (или дети другой женщины).Поэтому материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но нельзя и потерять её, согрев. Материнская любовь –это милосердие и сострадание. Отцовская любовь, напротив, обусловлена; она зависит от достижений ребёнка и его хорошего поведения; отец сильнее любит того ребенка, который больше всего похож на него, того, кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но её можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Отцовская любовь – это справедливость. Об этом же пишет и М.Максимов: «Мама-это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с тобой. Папиной любви надо добиться, стараясь быть таким, каким он хочет тебя видеть» (М.Максимов,1992).

Итак, можно сказать, что специфика отцовской позиции обусловлена как биологическими (природными) особенностями мужчин, так и социокультурными ожиданиями. Сформировать мужское отношение к миру своим примером и поступками способен только отец. Особенно это важно в воспитании мальчиков. Мальчику необходима дружба и одобрение отца. Сыновья очень нуждаются в обществе отца, в его любви. И хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, к которым он чувствует дружеское расположение. Отец должен с удовольствием проводить время с сыном, давая ему понять, что он «свой парень». Им полезно оставаться одним дома, без покровительства, а порой, и без вмешательства мамы, вместе ходить на прогулки и иметь свои, общие секреты.

Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, а в развитии девочки отец играет другую, но не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе.

Часто, собираясь пообщаться с ребёнком, мы откладываем это дело на потом, находя себе более интересное занятие. А время не ждёт…

Ребёнок постоянно нуждается в участии отца, взывая к нему: «Пап! Давай поиграем!», «Пап, помоги мне!», «Пап, а когда…?» И, как правило, на все эти призывы получает отказ: «Потом», «После футбола», «Мне некогда», «Я еду на рыбалку» А ведь главное не опоздать с воспитанием. Главное – с первых дней воспитывать в себе и ребёнке потребность как можно больше времени проводить вместе.

Во многих семьях дети всё больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребёнок ждёт. Но засыпает, так и не увидев отца. Проходят дни, недели, месяцы, годы…. Вроде вся семья живёт в одной квартире, а дети и отцы не знают друг друга.

Играя с ребёнком, вы сами того не замечая, внушаете ему ощущение уверенности в себе и защищённости. Ребёнок идёт с этими ощущениями через все периоды становления личности. И на всех жизненных поворотах его поддерживает невидимая рука отца.

Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в тех семьях, где у родителей и ребёнка дружеские отношения с раннего детства, где ребёнок уверен, что и матери и отцу в равной степени всё интересно в его жизни.

Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции в обществе. Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина.

Недостаточный опыт общения с отцом ослабевает формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

Велика роль отца и в подготовке детей к семейной жизни. Его надёжность, чуткое и внимательное отношение к женщине, детям, стремление разделить с ними все домашние хлопоты, сделать жизнь домочадцев более интересной, счастливой оказывает огромное влияние на формирование представлений детей о семье. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами, хорошими отцами и мужьями, а девочек – сравнивать своих потенциальных мужей с отцом и предъявлять к ним соответствующие требования.

Учитывая, что быть родителем – значит помогать ребенку, формировать его характер, то понятие «быть хорошим отцом» значит:


  • быть доступным для ребенка;

  • иметь желание и терпение объяснять незнакомое явление, предметы, опыт;

  • уметь хвалить за исследование, успешное действие;

  • включаться в совместную деятельность с ребенком;

  • быть ответственным за материальное обеспечение потребностей детей;

  • всегда с интересом и участием следить за ростом детей.
хочется предложить современным отцам несколько философских советов подтвержденных жизнью.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

3. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя.

4. Не унижай!

5. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка,

мучь себя, если можешь и не делаешь.

6. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

7. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

8. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.

9. Люби своего ребенка таким какой он есть: неталантливым, неудачливым, взрослым... Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник.

10. Знай! Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка, а стыд – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.


  • Заключение

  • Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка

  • Как родитель отец несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия, быть высоконравственным, компетентным, настойчивым и демократичным. Все эти позиции тесно связаны между собой и оказывают влияние на развитие ребёнка (прямо и косвенно). Пожелать отцам большей уверенности в собственных силах. Пробуйте, пытайтесь, ошибайтесь, наконец, но, пожалуйста, не оставайтесь равнодушными к своим детям Главное – это предоставить свободу в общении, именно она дает возможность построить те тонкие мотки, которые свяжут между собой ребенка и отца.

  • По мнению специалистов, отец представляет ребёнку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон и порядок, дисциплину, путешествия и приключения. Ребёнку всё время, на всех этапах развития, необходим отец, однако особенно он начинает нуждаться в отцовской любви, в его власти и руководстве после пяти лет

  • Итак, важное воздействие на развитие ребёнка оказывает отец. Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства.

  • Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

  • Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены, детей и других членов семьи, если они есть.

  • Как муж мужчина сегодня в большей мере, чем раньше, несёт ответственность за супружеский комфорт. Духовное общение между супругами, творческое и разнообразное общение между супругами, способствует гармоничному развитию личности обоих партнёров.

  • Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно-бытовой деятельности семьи и наравне с женой, другими членами семьи выполняет весь объём домашней работы.

  • В раннем возрасте глубже проявляется связь ребёнка с матерью, а затем, уже подростковом возрасте, всё большее значение приобретает отец. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще наблюдается невротизация характера. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками, им труднее даётся усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют мужское поведение, проявляют агрессивность и грубость.

  • Учёные доказывают наличие у детей потребности в отце в течение всей жизни. Ребёнок, лишённый отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

  • Итак, изучение отцовства как психологического феномена является важной проблемой, так как роль отца в формировании личности ребенка также как важна, как и роль матери. В дальнейшем необходима разработка деятельностной концепции отцовства, которая позволила бы рассмотреть целевые, структурно-содержательные и инструментальные характеристики воспитательной деятельности отца и субъективно-психологические условия готовности к ней. .

  • О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь – то мальчик или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их дети. Важно, то, что дают им родители, в частности отец может дать то, что ни кто в мире больше дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах, мужчина должен оставаться папой.

  • В обстоятельствах развода оба родителя должны показать, что они любят ребенка. Ваши отношения не должны отражаться на ребенке, не убивайте его мир. Расставшись с женой, мужу не надо забывать об общении с ребенком. Оно должно быть постоянным, желательно ежедневным. Например, разговоры с ребенком по телефону.

  • Если верить психологам, то и в «полных» семья дети часто обделены отцовским вниманием. Многие отцы уверены, что их основная роль это зарабатывание денег, а воспитание ложится на плечи матери. Все это так. Но, будет не лишним расширить территорию общения ребенка с отцом. Общение друг с другом позволит наладить отношения, узнать много интересного, и главное дать маме тайм-аут в делах, и возможность заняться собой.

  • Многие мамочки, взяв на себя все заботы по дому и детям, забывают вовлекать отца в вопросы воспитания ребенка. Им кажется, что мужчина не сможет правильно покормить, помыть ребенка, проверить уроки или уложить спать. Это не так. Важно помнить, что супруг не маленький ребенок, а взрослый, самостоятельный человек. Он так же как мама любит своего ребенка, и вряд ли сделает ему плохо. Специалисты отмечают, что в большинстве случаев отец более ответственно относится к процессу воспитания..

  • В каждой семье между отцом и ребенком складываются свои отношения. По мнению специалистов, нет универсальных советов, но есть правила, которые могут помочь в общении с ребенком.

  • 1. УВАЖЕНИЕ К МАТЕРИ. Первое и основное правило, оно касается и матери. Даже если вы сильно обижены на свою вторую половину. Ни в коем случае не критикуйте ее в присутствии ребенка. Ваша неприязнь только осложнит отношения с ребенком. К тому же нанесет немалый вред психике малыша. Ведь он любит обоих своих родителей. Супругам стоит чаще вспоминать о своей любви друг к другу. Даже если вы в разводе, постарайтесь остаться друзьями и любящими родителями.

  • 2. ПАПА НЕ ЧЕЛОВЕК, А ПРАЗДНИК. Многим отцам стоит осознать этот процесс. Несомненно, отцу приятно видеть радостные глаза ребенка, когда он появляется на пороге дома с целой кучей подарков. Другое дело, когда находясь с папой, ребенок должен соблюдать режим дня, делать уроки и прочее. Основная роль отца в воспитании заключается в главном – отец, в первую очередь является для ребенка другом, учителем, примером для ребенка, а не праздник на двух ногах. Только в процессе будничного общения, путем личного примера реакцией на события, отец показывает ребенку мир мужчины. Так девочке, он помогает научиться понять людей противоположного пола, а мальчика учит быть мужчиной (в хорошем смысле этого слова).

  • 3. КАЧЕСТВО, А НЕ КОЛИЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Не важно, сколько времени отец проводит вместе с ребенком, целый день, или два часа. Порой, за короткий промежуток времени, отец может дать столько тепла и внимания, что хватит его надолго. Поэтому стоит дорожить каждой минутой общения с ребёнком. Гуляйте, читайте, ведите беседы на интересующие ребенка темы. Роль отца в воспитание ребенка важна. Ведь папа может столько много дать интересного ребенку.
Самое главное -это взаимопонимание между отцами и детьми. Воспитывать своих детей всё зависит т от того как преподнести ту или иную информацию для ребёнка. Кажется, так просто и так сложно. Иногда гораздо более сильнее влияние оказывает форма, в которою облечена наша речь.

Это хорошо отражена в восточной притче « Король и сон»

Одному королю приснился страшный сон: один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, одного за другим ты потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало короля. Он велел, бросит прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: « Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешь» Король был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому: «Ведь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой несчастный предшественник. И как же случилось, что он был наказан. А ты награждён?»- спрашивали они. Толкователь снов ответил: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать.

Литература.

1.Искуство воспитывать Ю.П.Азаров. Москва «Просвещение»1985

2.Журнал Воспитание школьников № 7 2000г стр 42

3.Журнал Воспитание школьников №1 2003г стр 42

4.Журнал Воспитание школьников №6 2001г стр 63

5.Журнал Воспитание школьников №10 2003г стр 13

6.Журнал Воспитание школьников №3 2003г стр 55

7.Журнал Воспитание школьников №3 2004г стр 54



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные