Оперное творчество верстовского. Музыка романтизма: Алексей Николаевич Верстовский. Смотреть что такое "верстовский алексей николаевич" в других словарях

Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.

Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские годы он провел в родительской усадьбе, где очень часто силами крепостных музыкантов устраивались концерты, на которых звучала музыка Гайдна, Моцарта, а также произведения русских композиторов и обработки народных песен. В такой обстановке, в буквальном смысле насыщенной музыкой, быстро развивались музыкальные способности мальчика.

В молодые годы Верстовский некоторое время учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, после чего посвятил себя искусству. Он становится учеником замечательного пианиста Дж. Фильда. Кроме того, прилежно изучает теорию музыки, пробует свои силы в пении и игре на скрипке. В то же время будущий композитор знакомится с кружком литераторов, актеров и музыкантов, признанным лидером которого являлся А. Шаховский. Связь Верстовского с группой передовых людей той эпохи отразилась на его собственной творческой деятельности: он начал выступать как переводчик пьес, певец и актер в любительских спектаклях, а главное – как автор музыки к театральным постановкам. Вскоре он приобрел популярность как водевильный композитор.

Алексей Николаевич Верстовский

В 1823 году Верстовский, служивший чиновником в одном из петербургских департаментов, был переведен в Москву. Здесь он познакомился с рядом известных деятелей русского искусства, написал музыку к водевилю Грибоедова и Вяземского «Кто брат, кто сестра», в содружестве с Алябьевым и другими композиторами сочинил музыку к водевилям А. Писарева.

В 1825 году Верстовский поступил на работу в один из московских театров в качестве инспектора музыки. Непосредственная близость к театру натолкнула его на мысль о создании оперы, тем более что его желание было горячо поддержано кружком друзей – московских литераторов, в число которых входили такие известные писатели, как С. Аксаков и М. Загоскин.

Несколько лет упорного труда завершились наконец постановкой в 1828 году на сцене Московского Большого театра первой оперы Верстовского под названием «Пан Твардовский», созданной по мотивам старинной польской легенды. А вскоре состоялась премьера и другой оперы – «Вадим», основанной на фантастическом сюжете известной баллады Жуковского.

В 1835 году была поставлена «Аскольдова могила» – лучшая опера Верстовского, написанная на сюжет одноименного романа М. Загоскина и на долгие годы завоевавшая симпатии слушателей. Действие оперы происходит в Древней Руси, но реальные исторические события, как и в романе Загоскина, переплетаются с вымыслом, а бытовые сцены чередуются с фантастическими эпизодами. Краткое содержание оперы «Аскольдова могила» таково: от Неизвестного юный Всеслав узнает, что он – потомок Аскольда, который в свое время был убит предками ныне правящего князя Святослава. Неизвестный призывает Всеслава к мести и к борьбе за княжеский престол. Чтобы вызвать у него ненависть к Святославу, Неизвестный помогает людям князя похитить Надежду, возлюбленную Всеслава. С помощью своего друга, песельника Торопа, Всеслав освобождает Надежду и бежит вместе с ней. Колдунья Вахромеевна обнаруживает убежище беглецов, после чего начинается их преследование. Однако вскоре приходит весть о милости князя, который разрешает Все-славу и Надежде вступить в законный брак. Всеслав мирится со Святославом, а Неизвестный тонет в волнах Днепра.

Как видно, сюжет оперы не отличается особой замысловатостью, но занимательность интриги, романтическая таинственность и драматизм отдельных сцен сделали ее одним из любимейших репертуарных произведений русской сцены. Основная же причина популярности оперы кроется в особенностях музыкальной драматургии. Выдающийся русский критик Серов писал: «В Верстовском есть легкость, веселость, живость, разнообразие, ловкость распоряжаться сценой».

Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского

Воспроизводя отдаленную эпоху, Верстовский не стремился придать музыке оттенок древности. Напротив, он целиком опирался на современные виды музыкального искусства. В «Аскольдовой могиле» звучат и лирический романс, и баллада, и застольная песня.

Это произведение знаменует собой значительный шаг вперед по сравнению с комическими операми XVIII века. Несмотря на то что здесь еще сохранен принцип чередования музыкальных номеров с разговорными диалогами, сами музыкальные номера под влиянием тех изменений, которые произошли в русской музыке со времени появления первых опер, стали уже другими. Встречаются не только большие, развернутые арии и ансамбли, но и целые музыкальные сцены со сквозным действием. Возросла и роль оркестра. Умелое использование разнообразных инструментальных красок дало возможность Верстовскому создать несколько ярких образов и усилить выразительность музыки.

В первом действии оперы наибольшее внимание привлекает к себе хор рыбаков «Гой ты, Днепр», написанный композитором a capella. Здесь сочетаются широкий распев и мерная маршевая поступь, элементы народного многоголосья и суровые унисонные ходы с аккордовым складом.

Второй хор рыбаков «Ну-те, братцы, поскорее» (также из первого действия) звучит энергично, в равномерном ритме. При этом мелодия верхнего голоса напоминает протяжную песню.

Первое действие содержит также народно-игровую сцену, хоры которой отличаются легкостью, живостью, изяществом мелодической линии. Основаны они на трехдольных танцевальных ритмах, часто встречающихся в польской музыке.

Александр Николаевич Серов

Примечательна ария Неизвестного «Скоро, скоро месяц ясный» из второго действия, т. к. она является одним из самых ранних примеров большой драматической арии в русской опере. Оркестровая и хоровая звучность помогают композитору нарисовать яркую картину обстановки, в которой происходит действие. Вторая часть арии – стремительное аллегро, заканчивающееся развернутой кодой, – резко противостоит суровой сосредоточенности вступления.

Хор девушек «Ах, подруженьки» (третье действие) интересен сочетанием русских и польских национальных элементов. В вокальной партии звучат интонации городского романса, в то время как аккомпанемент выдержан в ритме полонеза.

Из действующих лиц оперы в первую очередь необходимо обратить внимание на песельника Торопа, наделенного замечательной музыкальной характеристикой. Например, его песня «Близко города Славянска» из третьего действия представляет собой балладу, написанную в сквозной форме. Начинается она в спокойно-повествовательном тоне, но после двукратного повторения основного куплета мажор сменяется минором, а широкая, плавная мелодия – речитативом. В аккомпанементе возникает ритм конского топота и другие изобразительные элементы. Кульминацию сценического действия композитор отмечает «мелодрамой», т. е. говором на фоне инструментального сопровождения. Возвращение вслед за тем основной мелодии дает понять, что музыкальное повествование окончено.

Антракт и хор «Варись, зелье» из четвертого действия созданы в традиции романтической оперы. Музыке антракта композитор старался придать жутковато-фантастический колорит. Сумрачна тональность си-бемоль-минор. Мощное нарастание звучности приводит к тремоло. Неоднократно происходит сопоставление различных регистров, то и дело появляются причудливо звучащие гармонии.

У хора, олицетворяющего нечистую силу, отсутствует самостоятельная партия, и его фактура состоит сплошь из аккордов, дублирующих оркестровые голоса. Каждой фразе хора соответствует мелодия оркестра. При этом отмечается непрерывное нарастание звучности.

Музыка «Аскольдовой могилы» типична для музыкальной практики того времени. Но так как широко распространенный в быту музыкальный материал стал здесь основой для оперных форм нового типа, оперу можно рассматривать как принципиально новый этап в развитии русской оперной драматургии.

После 1835 года Верстовский создал еще три оперы, но они не идут ни в какое сравнение с «Аскольдовой могилой». Появившиеся уже после гениальных творений Глинки, в период расцвета русской классической оперы, они не оказали большого влияния на жизнь русского театра.

Верстовский проявил себя не только как талантливый композитор, но и как театральный деятель, фактически осуществлявший руководство музыкально-театральной жизнью Москвы, а также как режиссер и педагог. Благодаря его усилиям при дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, где готовили музыкантов для оркестра. Верстовский умер в 1862 году. Он внес неоценимый вклад в развитие национального театра.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Верстовский Алексей Николаевич Верстовский Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как исполнитель, и как компознтор. Считаясь

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Бах Алексей Николаевич Бах Алексей Николаевич , советский учёный и революционный деятель, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Основатель школы советских биохимиков. Родился в семье техника. С

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

Алексей Николаевич Верстовский Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Бекетов Алексей Николаевич (род. в 1862 г. - ум. в 1941 г.)Архитектор. Создатель ряда зданий, определяющих лицо Харькова.Не потому ли в Харькове не установлен памятник самому, пожалуй, известному зодчему города, что монументальных напоминаний о его делах и так хватает. Что

Из книги автора

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Алексей Николаевич Толстой (1882–1945). Русский писатель, лауреат Государственных премий СССР. Автор научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; исторического романа «Петр I», трилогии «Хождение по мукам»; романов

Из книги автора

АПУХТИН, Алексей Николаевич (1840–1893), поэт 250 День ли царит, тишина ли ночная. «День ли царит, тишина ли ночная…» (1880?); муз. П. И. Чайковского (1880) ? Апухтин, с. 217 251 Всё для тебя! «День ли царит, тишина ли ночная…» ? Апухтин, с. 217 252 Ночи безумные, ночи бессонные, Речи несвязные,

Из книги автора

БУДИЩЕВ, Алексей Николаевич (1866–1916), поэт 1392 * Отвори потихоньку калитку И войди в тихий садик, как тень, Не забудь потемнее накидку, Кружева на головку надень. «Калитка», муз. Бюкли (1909) Это песенный вариант стихотворения Будищева «Только вечер затеплится синий…» (1897). В

Верстовский Алексей Николаевич

В ерстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге; за ней последовали оперы-водевили: "Карантин" (1820), "Новая шалость, или Театральное сражение" (1882, в сотрудничестве с и ); "Дом сумасшедших, или Странная свадьба" (1822); "Сантиментальный помещик" (1822). Больше всего имела успех "Дом сумасшедших", шедшая на сцене еще в 1849 г. В 1822 г. Верстовский переселился в Москву, поступив на службу в московскую контору императорских театров. В 1825 г. он был назначен "инспектором репертуара и трупп", а в 1842 г. - управляющим московской конторой. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Большое влияние на театральную жизнь оказывала и его жена. В Москве в первый период его деятельности ставились один за другим водевили с его музыкой: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1822), "Хлопотун, или Дело мастера боится" в одном акте (1824), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", "Встреча дилижансов", "Тридцать тысяч человек", "Три десятка" (последние четыре - в 1825 г.). При открытии Петровского театра в Москве (1825) поставлен был пролог "Торжество Муз", в котором музыка гимна принадлежала Верстовскому. Последние водевили с музыкой Верстовского (иногда в сотрудничестве с Алябьевым) поставлены в 1827 - 32 годах ("Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам", "Средство выдавать дочерей замуж", "Новый Парис", "Станислав" и "Рославлев"). В патриотической пьесе "Кремнев", шедшей в 1839 г., песня Насти принадлежит Верстовскому (на ее тему Вьетан сочинил вариации для скрипки). В 1827 г., по мысли , Верстовский приступил к сочинению оперы "Пан Твардовский" (на либретто ), поставленной в 1828 г. в Москве с большим успехом. Опера "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на либретто профессора из одноименной поэмы (2-я часть), шла впервые в Петербурге в 1832 г. Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова могила" (либретто Загоскина), поставленная в Москве 16 сентября 1835 г., в Петербурге - 27 августа 1841 г. с знаменитым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. Последовавшие за ней оперы - "Тоска по родине" (1839), "Чурова Долина, или Сон на яву" (1841) и "Громобой" (1858; либретто по первой части "Вадима" В.А. Жуковского) далеко на имели успеха "Аскольдовой Могилы" и скоро сошли с репертуара. Верстовскому принадлежат еще музыка к различным драматическим произведениям ("Сила Песнопения", 1817; "Гезиод и Олаф", 1827); кантаты и хоры, в том числе "Три песни, или Освальд" и "Певец во стане русских воинов", кантата на слова С.П. Шевырева для празднования в январе 1855 г. юбилея Московского университета, гимн для хора с оркестром "Велик Господь", два военных гимна; несколько десятков романсов; из них "Черная шаль" () и "Колокольчик" исполнялись со сценой, а цыганский романс "Старый муж, грозный муж" (Пушкин) исполняла не раз ; два польских для оркестра; три обедни с духовными концертами (1830), исполненные в церквах университетской и Святого Вознесения в Москве (не изданы). В 1826 г. Верстовский совместно с издал "Драматический Альбом на 1826 г." в двух частях, музыкальной и литературной; в последней имеется статья Верстовского (не оконченная): "Отрывки из истории драматической музыки". В 1827 - 1828 гг. он издавал "Музыкальный Альбом". В этих альбомах помещены и некоторые его музыкальные сочинения. С выходом в отставку (1850) Верстовский не только потерял влияние, но и прямо был забыт (кроме "Аскольдовой могилы"). В письме, написанном в 1861 г., он жалуется на судьбу: "За "Аскольдову могилу" московская дирекция выдала мне единовременно две тысячи ассигнациями - собрала же сто тысяч серебром доходу с оперы, и я теперь, будучи в отставке, должен покупать себе место в театре, чтобы взглянуть на старые грехи мои..." Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична "Аскольдова могила", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах. В операх Верстовского музыка сменяется разговором, как и в водевилях. Композиторская техника несовершенна. Музыка не получает полного развития; вокальные формы (соло, дуэты) сводятся к ряду куплетов с повторяющейся при каждом куплете музыкой. Оркестр самостоятельного значения не имеет; оркестровка примитивна. Она, очевидно, затрудняла композитора, и зачастую он поручал эту работу капельмейстеру театра. В центральной музыкальной библиотеке императорских театров хранится партитура "Аскольдовой могилы" с оркестровкой Воячека. В операх Верстовского отразилось романтическое направление, господствовавшее в то время и в русской литературе. Музыка порою очень наивна, несмотря на влияние Моцарта и Вебера. Как у последнего, и у Верстовского замечается склонность к фантастике, но этот элемент слабо выражен. Драматизм почти отсутствует. Но в музыке Верстовского есть также и более сильные и характерные стороны. Ему не чужд был юмор, что подметил еще . Мелодическое творчество его непринужденно, разнообразно, типично и носит национальный отпечаток; хотя русский склад и гармонизация не выдержаны, но эта особенность его музыки делает его, вместе с Алябьевым, предшественником , в деле создания национальной русской школы в музыке. Рукописи Верстовского хранятся (по его завещанию) в московской консерватории. - Ср. , "А. Н. В." ("Ежегодник Императорских Театров", 1896 - 97 годы, 2-е приложение). В "Русской Музыкальной Газете", 1899, № 1, напечатан список сочинений Верстовского и библиография о нем.

Другие интересные биографии.

1830-е

Имя при рождении:

Александр Николаевич Верстовский

Дата рождения: Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Алексе́й Никола́евич Версто́вский (1799-1862) - русский композитор и театральный деятель.

Биография

Алексей Верстовский родился 18 февраля (1 марта) в имении Растов Сад Тамбовской губернии .

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию . С девяти лет выступал в концертах в Уфе . В переехал в Санкт-Петербург . Там он был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год. Самостоятельно брал уроки фортепьяно, скрипки, пения, композиции.

Творчество

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. В течение тридцати пяти лет он был служащим московских Императорских театров - этот период получил в театральном мире название «Эпоха Верстовского». Создал 6 опер - «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (), «Громобой» ( , постановка ) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» () по роману М. Н. Загоскина , пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

Написал более 30 опер-водевилей - «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом » (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского , 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым , текст А. И. Писарева , ) и другие.

Он также прославился романсами - «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина ; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу , или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль», (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 марта
  • Родившиеся в 1799 году
  • Родившиеся в Тамбовской губернии
  • Умершие 17 ноября
  • Умершие в 1862 году
  • Умершие в Москве
  • Музыканты по алфавиту
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы XIX века
  • Похороненные на Ваганьковском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Верстовский, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Большая биографическая энциклопедия

    Русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф.… … Большая советская энциклопедия

    Русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества… … Биографический словарь

    - (1799 1862) российский композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. ч. Аскольдова могила (1835); романсы, баллада Черная шаль (1823) и др. Один из основоположников русской оперы водевиля (Кто брат, кто … Большой Энциклопедический словарь

    - (1799 1862), композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в том числе «Аскольдова могила» (1835); романсы, баллада «Чёрная шаль» (1823) и др. Один из основоположников русской оперы водевиля (свыше 30, в том… … Энциклопедический словарь

    Алексей Николаевич Верстовский (18 февраля (1 марта) 1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии 5 (17) ноября 1862, Москва) русский композитор и театральный деятель. Биография С девяти лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Санкт… … Википедия

    - (1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовской области — 1862, Москва), композитор. Из дворян. Образование получил в Петербурге. С 1823 в Москве, на службе в канцелярии, с 1825 инспектор музыки Императорских московских театров, с 1830… … Москва (энциклопедия)

    - (1 III 1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовская обл. 17 IX 1862, Москва) Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора… … Музыкальный словарь

    Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А. Н. Верстовский … Энциклопедия Кольера


01 марта 1799 - 17 ноября 1862

русский композитор и театральный деятель

Биография

Алексей Верстовский родился 18 февраля (1 марта) 1799 в имении Растов Сад Тамбовской губернии.

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию. С девяти лет выступал в концертах в Уфе . В 1816 переехал в Санкт-Петербург . Там он был определен в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год. Самостоятельно брал уроки фортепьяно, скрипки, пения, композиции.

С 1823 жил в Москве . После долгих лет скитания по наемным домам с супругой, очень известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, они наконец-то купили собственный домик на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке № 16/24, где жили с 1836 по 1860 г., до переезда в Хлебный переулок. Здесь их посещают Ф. Лист (в 1843 г.), Ф. Шуман и Клара Вик (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Их дом был снесён в 1971 году. Верстовский А. Н. - инспектор музыки (с 1825), инспектор репертуара императорских московских театров (с 1830), управляющий конторой Дирекции императорских московских театров (1848-1860).

Алексей Верстовский умер 5 (17) ноября 1862 в Москве . Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. В течение тридцати пяти лет он был служащим московских Императорских театров - этот период получил в театральном мире название «Эпоха Верстовского». Создал 6 опер - «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина , пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

Написал более 30 опер-водевилей - «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского , 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева , 1827) и другие.

Он также прославился романсами - «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина ; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль», (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Алексей Николаевич Верстовский родился в имении Селиверстово, близ села Мезинец, Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области), расположенном на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Дом родителей - одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами - стоял в окружении деревьев. Широкая липовая аллея делила усадьбу на сад и парк. Имение принадлежало отцу Верстовского, Николаю Алексеевичу, служившему в Тамбовской удельной экспедиции.

Семья Верстовских была музыкальной. В самой большой комнате дома стояло фортепиано, имелись другие музыкальные инструменты. В доме была большая нотная библиотека, брат Василий не расставался со скрипкой, сестра Варвара была хорошей пианисткой. Вторая жена Николая Алексеевича, Дарья Михайловна Малышева (Колокольцева), обнаружила музыкальные способности своего приемного сына Алексея и стала его первой учительницей. Одним из учителей Верстовского также был бывший петербургский придворный Левит Шафранов, прививший мальчику любовь к народной песне и ее понимание. Породу службы Николая Алексеевича Верстовским часто приходилось жить в центре губернии - Тамбове. Здесь Алеша брал уроки игры на фортепиано у местного музыканта Протопопова.

В сентябре 1808 г. Н.А.Верстовский был переведен на службу в Уфу. Занятия музыкой продолжались, обнаружив склонность к музыкальной композиции Алеша сочиняет вальсы, песни. В 1819 г. Верстовский дебютирует как композитор, пишет музыку к водевилям, романсы. Особенным успехом пользовалась музыка к водевилю «Бабушкины попугаи». Торжественное открытие нового здания Московского Большого театра состоялось в 1825 г. К открытию театра был коллективно написан пролог «Торжество муз». В.Ф. Одоевский отмечал, что публика особенно восторженно приняла «музыку любимцев своих - Алябьева и Верстовского». В том же году Верстовскому поручили должность инспектора музыки дирекции Московских театров, а в 1830 г. - инспектора репертуара. Так деятельность Верстовского оказалась неразрывно связана с театральной жизнью Москвы.

Осенью 1827 г. композитор пишет оперу «Пан Твардовский», поставленную в конце мая 1828 г. на сцене Большого театра и имевшую шумный успех. В январе 1832 г. были поставлены «Цыгане» по произведению А.С.Пушкина. Одна за другой появляются новые оперы, романсы Верстовского. Но наибольшую известность принесла ему опера «Аскольдова могила», впервые поставленная 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения жены композитора, Н.В.Репиной. Талантливая русская актриса, Надежда Васильевна Репина (1809-1867), была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е.Столыпина. Ее отца в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра. При первом исполнении оперы Надежда Васильевна выступила в главной роли. Таков был подарок Верстовского любимой женщине.

Среди знакомых Алексея Николаевича были такие выдающиеся личности, как А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов. Шутливое письмо Пушкина Верстовскому от ноября 1830 г. говорит о дружеском характере их отношений.

В 1859 г. Верстовский покинул театр. Но и после ухода на отдых ставились написанные композитором оперы и водевили, исполнялись романсы. Умер А.Н.Верстовский в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные