Опять двойка картина решетникова описание картины. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка! Педагогическая деятельность. Звания, премии, награды



Картина написана: 1952 г.
Холст, масло.
Размер: 101 × 93 см

Описание картины «Опять двойка» Ф.Решетникова

Художник: Федор Павлович Решетников
Название картины: «Опять двойка»
Картина написана: 1952 г.
Холст, масло.
Размер: 101 × 93 см

В «некотором государстве» СССР процветал социалистический реализм. Он превратился в целое течение в искусстве, отображая действительность с точки зрения коммунистических идей. Фолиант «Кодекс строителя коммунизма» выводил четкие правила, которым подчинялись все слои общества и представители всех профессий.

Хотя, если вести речь о социальном разделении общества, его просто не было. Существовала партийная номенклатура, рабочий класс и творческая интеллигенция. Один из ее представителей – художник Ф. Решетников. Известно, что он не только состоял в компартии, но и соблюдал все ее постулаты, за что и был награжден премиями имени Сталина.

Картина «Опять двойка», знакома вам с самого детства. Ее название уже стало фразеологизмом, хотя задумывалась она под концепцией «Опять пятерка» и должна была отражать идеи социалистического общества, которое, между прочим, работало на результат. Каждый ребенок рассматривался там как строитель коммунистического будущего, а такая отметка как «двойка» автоматически исключала его из этих рядов.

Чтобы лучше раскрыть первоначальный сюжет, Ф. Решетников начал ходить в школы и выбирать натурщиков для будущего полотна. Но в дело вмешался Его Величество Случай – отличник, который должен был позировать для картины, неожиданно получил двойку. Случившиеся пошатнуло убеждения художника о сюжете произведения.

Изображение двоечника было новаторское по тем временам, ведь от него исходили волны не коммунистического принципа отбора, а чистого гуманизма. Первый вариант картины содержал поникшего мальчика и грозную учительницу, нависшую над ним. Но опять произошел тот самый Случай.

Все дело в дочери Решетникова, которая согласно тенденциям того времени, была круглой отличницей. Однажды она получила двойку, и художник понял, что картину нужно срочно менять – необходимо презентовать отношение к плохим оценкам не на уровне школы, а на уровне семьи.

С последней художник определялся очень долго, пока, в конце концов не нарисовал маму, сестру, младшего брата и даже собаку. Правда, последняя, отказывалась стоять на задних лапах, а главный персонаж написан с соседского мальчишки.

По сюжету полотна – на дворе 1952 год. Если вы посмотрите на семью, то поймете, что старшая дочка появилась на свет еще до Великой отечественной, двоечник был в войну совсем малышом, а младший родился уже в послевоенное время. Достаток семьи по тем временам был неплохой, что отражает остановка в комнате. Тумбочка с настольной лампой, ковер на полу, стол из дерева тогда были на пике интерьерных решений. Младший сын ездит на велосипеде – мечте всех тогдашних детей. Приоткрытая белая дверь показывает фикус на подоконнике – еще одна дань моде того времени. На стене висит календарь, про который говорят, что это миниатюрная копия еще одного полотна Решетникова.

Первое, что вы видите – это цвета, причем все оттенки красного – от розового до бардового, которые отсылают к цвету флага СССР. Сочетания мягких коричневато-желтых оттенков придают картине эмоциональность.

Самого же двоечника и всех персонажей следует рассматривать именно в психологическом контексте. Все чувства и переживания написаны у членов семьи на лицах, даже собака становится эмоциональным персонажем. Художнику удалось «поймать момент», когда проявляется человеческая реакция на события.

Грустно поникший светловолосый мальчик держит в руках коньки и портфель. Причем коньки указывают на то, что учеба ему неинтересна – школьнику не смогли дать правильную мотивацию. Двойку он воспринимает не как личную неудачу, а как то, что это сильно огорчило маму. Видно, что «двойка» в его дневнике поселилась надолго, что это не единичный случай. Ребенок, выросший в войну, просто не увидел детства и теперь пытается «нагнать» его за счет школьного времени. Еще один фактор – это возраст мальчика. На картине изображен ученик 5 – 7 класса, которому не хочется думать об уроках. Мальчикам такого возраста нравятся подвижные игры, общение со сверстниками, а не монотонные школьные занятия.

К мальчику направлены три разных взгляда, которые современные психологи называют агрессорами. Они активно или пассивно выражают свое отношение к двойке.

Первый – это сестра, чьи строгие косички, форма и пионерский галстук выдают «хорошую девочку». Строго сложенные книжки и тетрадки, портфель на стуле выдает в ней отличницу. Сейчас она недовольна братом, который портит ее имидж и с укором смотрит на него. Она – старшая в семье, так что чувствует ответственность за мальчика, которого воспринимает не как брата, а как нерадивого ученика.

Мама преподносит образ пассивного агрессора и, на первый взгляд, кажется спокойной. Но она обессиленно сложила руки на коленях, а фартук выдает то, что ее оторвали от домашних дел. Эта женщина еще с военных лет живет ради своих детей и в том, что «опять двойка» чувствует долю своей вины. Поза матери отражает то, что она устала от отношения сына к учебе, но бороться с этим нет сил.

Мальчик на велосипеде выступает контрастом к остальным персонажам и раздражительным фактором для школьника. Он не только одет в новенькие штанишки и кофту, а и ехидно поглядывает на брата. Не остается сомнений, что его любят больше всех и у него будет полноценное детство. Мама, которая хочет вырастить ребенка в мирное время, позволяет ему все – даже кататься по квартире на велосипеде. Фигура младшего брата отражает еще и семейный конфликт «Остапа и Андрия», ведь он прижимается к маме, а отойдя от нее, не сможет не то что взглянуть на брата, а и противостоять ему.

Единственный друг – это собака, красивая и ухоженная, чем-то напоминающая золотистого ретривера. Мальчик, получивший двойку, без сомнений, ее хозяин, ведь животное стоит на задних лапах и радостно заглядывает ему в лицо.

Стоит сказать, что картина Ф. Решетникова «Опять двойка» стала популярна среди населения бывшего СССР. Ее печатали в учебниках, снимали мультфильмы и даже несколько серий «Ералаша».

Елена Пислегина
Беседа по картине «Опять двойка»

Здравствуйте, ребята. На наше занятие пришли гости, они хотят увидеть : чему вы научились, как умеете отвечать.

Сегодня мы с вами на занятии вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Федором Павловичем Решетниковым. А картина , по которой мы будем работать, очень интересна тем, что на месте ее главного героя может оказаться любой из вас. Посмотрите внимательно на репродукции картин известного русского художника Федора Решетникова. Прочитайте названия : «Достали языка» , «Прибыл на каникулы» , «Мальчишки» , «Опять двойка » .

Кто герои этих картин ?

(Герои этих картин дети )

Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего занятия?

(Мы будем описывать картину )

Верно, мы будем учиться беседовать по картине . Чтобы узнать, по какой именно картине мы будем с вами работать, необходимо расставить буквы по порядку. (игровой момент)

Давайте вспомним какие словарные слова, по данной теме, вы уже знаете.

Картина (от русского «карта » ) – произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) – воспроизведенный посредством печати рисунок или картина .

-«Опять двойка » , правильно! Эту картину написал Ф . П. Решетников, к этому занятию Демченко Дима Подготовил историческую справку.

Родился Федор Павлович в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано появился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему : растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – все это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными летчиками и, возвратившись, написал несколько картин , посвященных Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым.

Во время войны он неожиданно открыл для себя детскую тему. Приехав из Севастополя в Москву, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный Черномерец» , однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста» , естественно, идти никто не хотел. На это удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев» . Художника этот сюжет заинтересовал.

Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг : о победе. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали» «языка» ».

Федор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме : «Прибыл на каникулы!» . Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку. Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сцене полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна . В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.

История создания картины «Опять двойка »

Картина «Опять двойка » была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой , как горько опять будет родным . Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки . Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников : «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказывали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его : он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».

Чтение письма.

Ребята, смотрите, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

Дорогие ребята!

Мне известно, что на одной из ваших занятий вы будете обсуждать содержание картины «Опять двойка » .

Мне очень приятно, что мой творческий труд заслуживает вашего внимания, и поэтому хочется для вас еще многое сделать (в меру своих сил и возможностей, конечно) .

Вообще обсуждение художественных произведений принесет вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художника, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Поэтому я желал бы, чтобы вы провели обсуждение «Опять двойки » - на пятерку! Желаю вам здоровья и больших успехов в учебе!

Ф. Решетников

Давайте внимательно посмотрим на картину Федора Павловича Решетникова «Опять двойка » (молчаливое рассматривание)

Расскажите, что изображено на картине ?

(Мальчик с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки; верный пес, ласково бросившийся к хозяину; сидит у стола мама, братишка на велосипеде; сестренка, часы на стене, дверь, большая комната, окно)

Беседа по вопросам . Анализ картины .

Что изображено на переднем плане картины ?

(На переднем плане одетый мальчик с виноватым видом, к нему ластится собака, которая очень радуется его приходу домой)

Опишите внешний вид мальчика, его позу, выражение лица.

(Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных, чувствует себя виноватым, в руках держит портфель, из которого выглядывают коньки)

О чем говорит его «бывалый» портфель? Как вы понимаете значения слова «бывалый» (словарное слово, работа со словарем?

(В руках мальчик держит потертый, рваный портфель, скорее всего зимой он служит ему вместо санок, а летом – футбольным мячом, замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой, из портфеля предательски торчат коньки)

Каков приблизительно возраст ученика?

(Мальчику примерно 10-11 лет)

Если учесть, что картина была написана в 1952 году, то в каком приблизительно году родился мальчик?

(в 1941-1942 годах)

Говорят ли вам о чем-нибудь эти годы?

(период Великой Отечественной войны)

Что вы знаете о войне?

Великая Отечественная война коснулась каждой семьи в стране. Голод, холод, ежедневные бомбежки, отсутствие воды и канализации, тепла и электричества – вот те испытания, которые выпали на семьи в этот период.

ВОВ принесла очень много жертв. Ушли на фронт и не вернулись многие отцы, матери и сыновья, а сколько человек погибло в тылу!

Детей, живших в этот период, поглотила война и послевоенная разруха и голод. Во время этого ужасного голода норма была такой : завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. В это время никто не сидел, сложа руки. В старшие горестные годы ВОВ дети взрослели быстро. В тяжкое для страны время они уже понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым, порою даже рискуя жизнью. Дети, которые еще совсем недавно были беспечны, простодушны, оказывались втянутыми по горло в войну. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на станках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Легко ли было жить детям в военный и послевоенный период?

(Им было очень тяжело)

Почему же мальчик чувствует себя виноватым?

(школьник получил двойку )

Первый ли раз такое произошло?

(название картины говорит о том , что такое происходит часто)

Как вы думаете, почему это происходит?

Почему собака радуется приходу домой своего хозяина?

(Собака очень любит его, для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка, собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам)

Что изложено на заднем плане?

(мама, старшая сестра, младший брат, интерьер дома)

Что такое интерьер (словарное слово?

(зачитывание определение учащимся, который работал дома со словарем)

Чем отличается девочка-школьница от современных учениц?

(галстук, школьная форма, портфель)

А какие школьники носили красные галстуки?

(пионеры)

А кто такие пионеры нам расскажет Степанов Алексей.

Пионер – это первый в чем-то, первопроходец. В послевоенные годы появились образы Пионеров-героев-школьников, которые отважно сражались с фашистами. Образы пионеров-героев активно использовались как примеры высокой морали и нравственности.

Каких пионеров-героев вы знаете?

(Зина Портная, Володя Дубинин, Марат Казей)

Каждый пионер послевоенного времени хотел стать настоящим пионером, полезным своей Родине. «Пионер всем пример!» - главный девиз каждого школьника. И герой нашей картины тоже пионер .

Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой ?

(Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына, столько проблем у матери, да еще и сын ее подводит)

Каково отношение к мальчику младшего братишки?

(Он катается на велосипеде, да посмеивается над двоечником, думает, что когда вырастет, то обязательно домой будет приносить только пятерки)

Как вы думаете, в послевоенное время легко ли было купить ребенку велосипед?

(нет, период был тяжелый, несмотря на то, что после войны уже прошло около 7 лет)

А как ты узнал, что прошло 7 лет?

(Я от 1952 года, когда была написана картина , вычел 1945 год, окончание войны, и у меня получилось 7)

О чем говорит наличие велосипеда в семье?

(Мама очень старается для своих детей, старается сделать все возможное, чтобы дети ни в чем не нуждались)

А теперь внимательно посмотрите на сестру. Что выражает взгляд и поза сестра? Как вы думаете, как она учится?

(Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной, чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично, сейчас она повторяет уроки, собирается в школу, ее портфель новый, не потрепанный, как у мальчика)

Почему сестра с таким упреком смотрит на брата?

(Стесняется его, ведь он совсем не соответствует образу пионера, к которому стремиться в это время каждый школьник)

Есть ли у мальчика возможность учиться?

(Условия есть : в комнате мы видим стол, левее – письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта , сестра уйдет во вторую смену учиться, мама занята домашними делами, скорее всего, сделает все возможное, для того, чтобы мальчику во время подготовки домашнего задания ни кто не мешал)

А у вас, дети, сейчас есть условия для хорошей жизни и учебы?

(У нас светлые классы, где мы узнаем много нового)

(Игровая для провождения досуга, в игровой у нас есть телевизор, компьютер, настольные игры)

(Большая уютная и теплая спальня)

А кому мы обязаны всем этим?

(Губернатору Краснодарского края Александру Николаевичу Ткачеву и министерству социального развития)

Александр Николаевич большой вклад внес в развитие нашего края. Он любит и заботится о всех детях Кубани.

Вернемся к картине . Какова основная мысль картины ?

(Очень стыдно приносить домой двойки )

Раскрытию замысла художника помогают и краски. Какое соотношение цветов на картине ?

(Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он раскрывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье, это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета)

Давайте составим небольшой рассказ по этой картине , возьмете конверты со словами. Постройте предложения, расставив слова в правильном порядке.

Держит, руках, портфель, в, потертый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

Велосипед, на, смеется, братишка, маленький.

С, смотрит, осуждением, мама, переживает, очень, сына, за.

Речь, хорошую, слушать, и, хорошо.

Давайте подумаем, в какой последовательности мы расставим эти предложения?

Найдите лишнее предложение, объясните, почему исключаете?

(Пословица «Хорошую речь хорошо и слушать» - не относится к нашей теме)

Назовите пословицы, которые знаете, и которые подойдут к данному произведению.

Сделал дело – гуляй смело.

С умным разговориться, что меду напиться.

Хороша книга, да чтец плох.

Без труда не вытянешь и рыбку из труда.

Не учась, и лаптя не сплетешь.

Делу время, потехи час.

Вот и подошло к концу наше занятие. А сейчас скажите мне, чем мы с вами занимались на занятии?

(Мы беседовали по картине , знакомились с живопись)

Какую картину мы сегодня рассматривали?

(Картину «Опять двойка » )

Кто ее написал?

(Ее написал Федор Павлович Решетников)

Когда он родился?

(Он родился в 1906 году)

Когда он умер?

(Он умер в 1988 году)

Сколько он прожил?

(Он прожил 82 года)

Что нового вы узнали? С какими словами познакомились?

(Мы узнали о жизни великого художника Ф. П. Решетникова, познакомились с его картинами , вспомнили о жизни детей в годы ВОВ, вспомнили о пионерах; бывалый, интерьер)

Какие у вас чувства вызывает картина «Опять двойка » ?

(Сожаление и обиду за маму, которая заботится о благополучии своих детей, воспитывая их одна, а сын в очередной раз огорчает ее получив еще одну двойку )

Сейчас ребята вы живете в другое время. Вы не знаете нужды. Обуты и одеты по сезону, спите в теплых спальнях.

Здесь заменяют вам мать люди, которые о вас заботятся. И поэтому вы должны быть благодарны тем людям, которые в 5 утра приходят, чтобы накормить вас, людей, которые вас утром поднимают, учат вас только хорошему. Одним словом всем, кто о вас заботится и оберегает.

По картине «Опять двойка» Решетникова Ф. П. Проблематика произведения довольно проста и знакома каждому, поэтому обычно проблем у школьников с этой работой не возникает. Тем более что сочинение пишется в 5-м и 6-м классах. Итак, попробуем составить план, который подойдет для детей любого возраста.

Ф. Решетников, сочинение по картине «Опять двойка»: план

Для начала нужно составить план, который поможет в написании:

  • История создания, возможность лучше понять обстановку и характеры персонажей.
  • Описание фона.
  • Образы героев: сначала главного, затем второстепенных.
  • Основная мысль.
  • Подведение итогов.

История создания

В 1952 году была написана картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Сочинение лучше начать с описания изначальной задумки художника. Решетников хотел изобразить отличника, рассказывающего матери об очередной полученной пятерке. Чтобы найти натурщика, художник отправился в школу. Здесь ему разрешили посидеть на одном из уроков. Но дети волновались, и даже отличник в смущении не смог решить задачу. Он растерянно крутил мел в руках. Так возникла идея изобразить двоечника у доски. С этого момента начались поиски учителя-натурщика, а точнее учительницы, ведь в школе чаще работают женщины. Художник даже сделал несколько набросков картины с этим сюжетом.

Но и этот вариант не удовлетворил Решетникова, он казался скучным. Тогда пришла идея перенести действие в семью, так как неудача в учебе - это удар по всем ее членам. Для каждого персонажа художник искал реального натурщика, а затем делал множество рисунков-эскизов.

Своего главного героя он нашел во дворе на футбольной площадке. Вихрастый лопоухий мальчик как никто подходил на роль двоечника. Работа закипела. Он первым оказался на полотне, затем появился пес, мама, сестра и младший братик.

Описание обстановки

Продолжаем описанием обстановки сочинение по картине «Опять двойка». Решетников изображает простую советскую семью. Следовательно, и обстановка в квартире самая обычная для тех лет. С момента окончания войны прошло всего семь лет (картина писалась в 1952-м), страна уже начала восстанавливаться, поэтому, несмотря на небогатую обстановку, семья не бедствует.

Возраст детей - 12, 8 и 4 года - говорит о том, что их отец вернулся с войны живым, так как родился третий ребенок. За окном светло, а время зимнее, значит, еще день. Из чего можно сделать вывод, что глава семейства на работе, а мать занимается хозяйством, следит за порядком - дома чистота и уют. Отец зарабатывает достаточно, чтобы прокормить всех отпрысков, так как у мальчика есть велосипед, дети опрятно одеты, собака также не выглядит голодной. Из всего вышесказанного можно заключить, что двоечник живет в хорошей благополучной семье, у него заботливые и работящие родители. Оттого мальчику так стыдно - он разочаровал их своим поведением.

Образ главного героя

Должно быть посвящено центральному персонажу сочинение по картине «Опять двойка» (Решетников). Мальчик стоит, понурив голову, волосы его взъерошены, уши и щеки раскраснелись. В руках он держит растрепанный портфель, повязанный веревкой, из которого выглядывают коньки. Состояние рюкзака говорит о небрежном отношении мальчика к вещам. Коньки указывают на то, что он не пошел домой сразу после школы, а отправился с друзьями на каток. Такой поступок мог быть вызван желанием отсрочить наказание или же стыдом.

По одежде видно, что герой только вошел в квартиру, даже не успел раздеться, но всем сразу стало понятно, что из школы он вернулся с дурными вестями. Следовательно, это не в первый раз. Такое предположение подтверждает и название картины.

Примечательно поведение собаки. Она радостно бросается приветствовать маленького хозяина. Видимо мальчик очень хорошо к ней относится. Поэтому мы можем сказать, что наш герой добрый малый. Он не хулиган, просто безответственный и совестливый сорванец. Весь вид его говорит о раскаянии. Мальчик не хотел расстроить маму и ни со зла или вредности не подготовился к уроку. Скорее, это вышло из-за легкомыслия.

Остальные персонажи

Одну из ключевых ролей отвел матери мальчика Решетников («Опять двойка»). Описание картины (сочинение) невозможно без характеристики этого персонажа. Волосы ее собраны под косынку, поверх платья надет фартук, видимо, готовила обед до прихода сына. Важно и то, что она сидит - это говорит об усталости. Дома чисто, следовательно, часто делается уборка. На подоконнике цветок, стол накрыт скатертью - мать пытается создать уют. Взгляд ее полон немой усталой укоризны. Женщина не злится, она просто расстроена и разочарована. Со своей стороны она сделала все, чтобы обеспечить детям комфортную жизнь, и не может понять, чего еще не хватает сыну.

У стола стоит старшая сестра нашего героя. Девочка опрятно одета, ее портфель в полном порядке. Из него она достает тетради и учебники, видимо, собирается делать домашнюю работу. На шее у девочки ярко-красный пионерский галстук, она явно учится на отлично. На брата сестра смотрит строго, ее взгляд не такой мягкий, как у матери. Она полная противоположность брату. Девочка злится не только потому, что младший плохо учится, но и оттого, что он этим причиняет боль матери. Малыш, веселый и беззаботный, катается на велосипеде. Он не понимает серьезности происходящего.

Основная мысль

Сочинение по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» должно раскрыть основную идею произведения. Настроение полотна можно понять по блеклой цветовой гамме, единственное яркое пятно - пионерский галстук. Что касается остальных членов семьи, то до появления двоечника, каждый из них был занят своим делом. Мать готовила, сестра собиралась сесть за уроки, а братишка катался по квартире. Но приход мальчика словно остановил мирное течение их жизни. Таким образом, картина учит детей тому, как безответственное отношение к учебе может расстроить родных и близких людей. Заставляет задуматься о своем поведении и том, как сами они относятся к школьным занятиям.

Как написать хорошее заключение

Сочинение на тему «Опять двойка» (картина Решетникова) должно оканчиваться небольшим выводом, в котором нужно высказать свое мнение о данном полотне и той проблеме, которую оно затрагивает. При этом необходимо помнить, что это ваше личное мнение, и нет никакого «правильного» ответа. Вы можете осудить или поддержать героя. Главное, обосновать свое суждение.

Начать писать заключение можно со слов «я считаю», «я думаю», «я согласен/не согласен» и проч. Далее сформулируйте мысль, например, «мальчик повел себя скверно, у него были все условия для того, чтобы хорошо учиться…». А в конце можно рассказать, как бы вы повели себя на месте нашего персонажа. Сочинение по картине «Опять двойка» Решетникова написать довольно просто, если следовать представленному здесь плану.

Федор Решетников, знаменитый и талантливый художник, родился на территории нынешней Украины. Отец его был иконописцем, но не смог сопровождать его на жизненном пути, так как рано ушел из жизни. Трехлетним мальчиком Федор остался круглой сиротой, потеряв обеих родителей. С тех пор о нем заботиться старший брат Василий.


Жизнь не баловала талантливого художника. Он начинает рано зарабатывать на жизнь, помогая своему брату. Позже Решетникову удается поступить на обучение на художественный факультет, где его способности не остались незамеченными. Мастера назовут виртуозом графического шаржа, а его работы получат высшие государственные награды.


Если вы любите курить хорошие сигары, тогда купить качественный табак в Москве вы сможете на сайте eurotabak.ru по выгодной цене.


К самым популярным полотнам мастера относится картина «Опять двойка». Истец увлекается детской тематикой в 40-50-х годах ХХ века. Известно, что когда-то он даже думал стать преподавателем. В этот творческий период появляется ряд полотен на детскую тематику. Произведение «Опять двойка» признано одним из лучших и считается хрестоматийным.

История написания

История написания картины довольно банальна. Это просто вырванный сюжет из жизни советского школьника. Хотя, по началу, эта работа художника должна была быть наполнена другим смыслом и выйти в мир под названием «Опять пятерка». Но для человека, увлекающегося сатирой, такое произведение было бы вне общих рамок.


Содержание полотна разработано на основе посещений мастером школы. Чтобы максимально удачно воплотись в своей работе замысел, Федор Павлович внимательно наблюдал за учениками и старался изучить их реакции на те или другие этапы учебного процесса. Изменить сюжетное направление полотна художника подтолкнула ситуация, когда отличник не смог справиться с заданием и, естественно, получил неудовлетворительную оценку.

Сюжетные особенности

Сюжет картины Решетникова «Опять двойка обрел большую популярность благодаря приближенности к реальной жизни учащихся. В свое время она выполняла функцию образца бытовой советской живописи, а репродукции ее украшали страницы советских учеников.


Датируется полотно 1952 годом. Основными персонажами являются члены одной семьи – мать и ее трое детей. На заднем фоне привлекают внимание две детали – часы-ходики с одной стороны двери и отрывной календарь с другой. Последняя деталь присутствует на еще одной работе художника, которая принесла ему славу – «Прибыл на каникулы». Основа полотна – быт обычной среднестатистической семьи. Подобная домашняя обстановка была характерна для большинства жилых помещений тех времен.



Главную роль художник отдал десятилетнему мальчику-подростку. По внешнему виду персонажа видно, что сегодня был не совсем удачный день для него. Возможно, он долгое время катался на коньках или играл с друзьями на улице, не особо торопясь домой после уроков. Небрежность мальчика свидетельствует о его неаккуратности. Одет он в расстегнутое зимнее пальто с оторванной пуговицей, наверное, оно защищало его не только от холода, но и от падений и ударов в играх со сверстниками. В одной руке школьник держит портфель, такое же потрепанный и перевязанный, как и пальто. Можно предположить, что функциональность портфеля была несколько расширена за счет использования его в качестве санок или мяча.


Из портфеля едва заметно выглядывают коньки. О весело проведенном времени на улице свидетельствуют щеки, что покрылись румянцем от мороза, покрасневшие уши и растрепанные волосы.


О переживаниях по поводу низкой оценки и общем душевном состоянии школьника можно судить по его потупившим глазам, опустившей голове и огорченном виде. Наверное, он предусматривает дальнейшее развитие ситуации и пытается вызвать сожаление у близких. Судя по обстановке, двойка не первая, а очередная, поэтому сценарий поведения мальчику знаком.


Возможно, горе-ученик неоднократно сталкивался с подобной неприятностью, и каждый раз обещал матери хорошо учиться, готовить домашние задание и слушаться учителей. Но, разве учеба – это единственная забота в его переполненной яркими красками, увлекательной молодой жизни. В подростковом возрасте школа и уроки уходят далеко из первого плана и иногда о них можно забыть. Наверное, это двойка стала причиной тому, что мальчик так задержался из школы, ведь гораздо приятнее поиграть во дворе, чем опять выслушивать недовольство матери и насмешки младших.


Единственным в этом доме встречает ученика с радостью собака. Молодой хозяин ей очевидно небезразличен. Белый с рыжеватыми окрасами песик очень уж хочет поиграть, упирается на грудь лапками, повиливает хвостом, смотрит преданными глазами и пытается лизнуть виновника.


Огорченная мать сидит, сложа руки. Она выглядит уставшей. Возможно, ей только-только удалось присесть, оставив домашние дела. Грустный вид школьника дает понять ей, что в школе опять проблемы. Мать не в силах заставить сына хорошо учиться, поэтому взирает на него полными тоски и упрека глазами. Все в комнате застыли в ожидании, тишину прерывает только тиканье маятника часов, сопение мальчика и едва слышные мамины вздохи.


Сестра школьника прямая противоположность двоечнику. Аккуратная, с заплетенными в косички волосами и красным шарфиком на шее, она выкладывает на обеденный стол, застеленный скатертью, учебники. Наверное, готовится выполнять домашнее задание. В ее взгляде улавливается упрек. Она осуждает брата за то, что тот постоянно приносит матери огорчения.


Возле женщины крутится еще один ее сын, младший, который возможно даже рад, что так сложилась ситуация. Не только ему одному достанется сегодня за проказы и детское баловство. Он с улыбкой поглядывает на старшего брата, который и стал причиной семейного совета.


Картина Федора Решетникова «Опять двойка» воплощает реалии того времени, изображая обычную бытовую сцену. Ведь сколько школьников во все времена отдавали предпочтение не учебе, а детским и подростковым весельям.


На сегодняшний день она находится в Москве в Третьяковской галерее.

Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.



Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.


В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.

Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.


На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.


Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».


Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.

Картины Федора Решетникова в полной мере передали настроение советской эпохи середины ХХ века. Эти - лишнее тому подтверждение.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные