Оренбургский государственный институт искусств. Сведения об институте. Мстислав Ростропович в детстве

Мстислав Леопольдович Ростропович (27 марта 1927, Баку - 27 апреля 2007, Москва) - советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы, педагог. Народный артист СССР (1966). Лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии второй степени (1951) и двух Государственных премий России (1991, 1995). Пятикратный лауреат премии Грэмми.

Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов - виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой, в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.

Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями.

В 1932-1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского.

В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец.

В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Мстислав Ростропович в детстве

Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве.

Наряду с 18-летним Ростроповичем, выдержавшим труднейшее состязание и одержавшим свою первую победу, первую премию на конкурсе музыкантов-исполнителей получил и уже имевший к тому времени известность пианист Святослав Рихтер.

В 1947 году выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.

Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. После возвращения из Праги Вишневская решительно рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра».

Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года. Семья обосновалась в квартире «Дома композиторов» в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери - Ольга и Елена. По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим, педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием.

Мстислав Ростропович в Галина Вишневская

Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали , разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей.

В 1974 году получил выездную визу и выехал с женой и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

В 1978 году они были лишены советского гражданства. Газета «Известия» от 16.03.1978 писала: "Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976-1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. ...Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании ст. 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую" .

Гражданство СССР было возвращено Ростроповичу и Вишневской в 1990 году.

С 1974 года стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.

Последними записями Ростроповича были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возвращение в Россию» - документальный фильм о поездке в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.

Во время августовского путча 1991 года и событий октября 1993 года выступал на стороне Президента России , в августе 1991 года находился в рядах защитников Белого дома.

В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории.

С 1959 по 1974 годы Ростропович - профессор, а с 1993 года - почетный профессор Московской консерватории.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения Ростроповичу посвятили около 60 композиторов, в том числе Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Оливье Мессиан, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий и, особенно, Бенджамин Бриттен.

В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Ллойд Уэббер назвал Ростроповича «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007).

Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской-Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

Летом 2006 года Мстислав Леопольдович тяжело заболел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени.

Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя.

Похоронен Ростропович в Москве, на Новодевичьем кладбище.

ПАМЯТНАЯ ДАТА

МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ В ОРЕНБУРГЕ:
ИЗ ИСТОРИИ НАШИХ ВСТРЕЧ

Визиты Мстислава Ростроповича в город юности Оренбург и его встречи с коллективом Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей вспоминает проректор института Валентина Александровна Логинова.

Связь Мстислава Ростроповича с Оренбургом крепка и поражает удивительными пересечениями линий судьбы человека и города, биографий музыканта и учебного заведения, осуществляющего профессиональное музыкальное образование в Оренбуржье (музыкальный техникум – училище – колледж - институт).

27 марта 1927 года родился Мстислав Ростропович - в том же 1927-м был образован Оренбургский музыкальный техникум имени 10-летия Октябрьской революции. Оренбург – родина матери, деда и прадеда М.Л. Ростроповича. Здесь встретились его родители – Софья Николаевна Федотова и Леопольд Витольдович Ростропович. Оренбург (тогда Чкалов) приютил семью Ростроповичей в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году здесь умер отец Мстислава Леопольдовича. Весной 1943 года осиротевшая семья уехала в Москву.

В город юности М. Ростропович вернулся через 50 лет, в октябре 1993-го. Прежде всего, Мстислав Леопольдович посетил могилу отца, ведь Оренбург стал последним пристанищем для Леопольда Витольдовича. Педагогический коллектив тогдашнего Чкаловского музыкального училища принимал непосредственное участие в похоронах виолончелиста. Десятилетия спустя администрация города и руководство института содействовали розыску места его захоронения на кладбище мемориального комплекса на проспекте Победы. Ежегодно преподаватели и студенты, представители культурной общественности посещают могилу Л.В. Ростроповича в день его смерти (31 июля).

В насыщенную программу первого визита маэстро была включена встреча с преподавателями и студентами Оренбургского музыкального училища. Такие встречи стали традиционными - Мстислав Леопольдович приезжал почти ежегодно. В октябре 1995-го с Омским симфоническим оркестром под управлением Е. Шестакова он исполнил «Вариации на тему рококо» Чайковского. Тогда же всемирно известному музыканту и дирижеру торжественно вручили свидетельство о присвоении звания «Почетный гражданин города Оренбурга».

В 1997 году, когда Мстиславу Ростроповичу исполнилось 70 лет - этот юбилей отмечался во многих городах мира, - Мстислав Леопольдович снова посетил родину своих предков. В зале областного драматического театра, где он мальчишкой смотрел «Коварство и любовь» Шиллера, состоялось его чествование. М.Л. Ростропович посетил дом № 25 на улице Зиминской, где его семья жила в эвакуации, побывал в детской муниципальной больнице № 3, которой помогал медицинским оборудованием, встретился с преподавателями и учениками ДМШ № 1 им. П.И. Чайковского, дал пресс-конференцию. А 29 октября 1997 года решением областного Законодательного собрания Оренбургскому государственному институту искусств было присвоено имя Леопольда и Мстислава Ростроповичей.

Следующий приезд маэстро в наш город (в мае 1998 г.) ознаменовался его исполнением Концерта для виолончели с оркестром До мажор И. Гайдна (с камерным оркестром областной филармонии под управлением Г. Клементьева). Март 1999 года оставил особенно яркий след в истории института искусств: состоялся мастер-класс М. Ростроповича. 5 марта 2001 года - очередной визит. В тот день в концертном зале института прошла творческая встреча Мстислава Леопольдовича с педагогическим и студенческим коллективом. Многим заполнились «отчеты» маэстро, как говорил он сам: «Так я отчитываюсь вкратце перед вами о том, что делаю, и о том, что собираюсь сделать. Конечно, я многое пропускаю, но хочу сказать, что работаю, работаю, работаю... Моя жена меня не сопровождает нигде. Она говорит: «Когда я только вижу, как ты работаешь, я уже устаю» (аплодисменты в зале). Желающих задать вопрос Мстислав Ростроповичу всегда было очень много, и он с удовольствием всем отвечал. Беседы получались исключительно интересными.

У нас есть ваши записи, которые мы храним как дорогую реликвию. Но нам хотелось бы иметь как можно более полную коллекцию ваших изданий. Возможно ли это? И еще. Почему, на ваш взгляд, Россия словно обречена растить и воспитывать таланты, которые разлетаются по всему миру, и мы не можем слушать их часто. «Что делать?» - вечный русский вопрос. Ваше мнение по этому поводу?

М.Л. – Я чувствую себя в долгу перед вами, поэтому вопрос моей помощи - это вопрос моего долга. Я обещаю прислать вам в институт все мои записи, которые у меня есть (свое обещание маэстро, как всегда, выполнил, и теперь институт искусств обладает уникальной полной коллекцией компакт-дисков «Мстислав Ростропович играет, дирижирует, аккомпанирует». - В.Л.).

Отвечу и на вопрос, связанный с нашей музыкальной деятельностью. Думая о своем жизненном и творческом пути, я могу сказать, что никогда не смотрел на прожитую жизнь, до тех пока мне не исполнилось 70 лет. Я все время бежал вперед, благодарно воспринимая то, что подарил мне Господь Бог: знакомство с великими музыкантами, художниками, писателями. Они меня изменяли - люди, с которыми я встречался: Пабло Пикассо, Марк Шагал, Чарли Чаплин, Леон Фейхтвангер и другие. В разговорах, дискуссиях, в откровениях с ними - как можно было не изменяться? Эти встречи сделали меня другим человеком. А почему они состоялись? Потому что меня выгнали из Советского Союза. На Западе началась моя дружба с Бенджамином Бриттеном, Леонардом Бернстайном, Оливье Мессианом, Анри Дютийе, Кшиштофом Пендерецким и многими еще. Должен вам сказать, что нашему государству, России, я никогда бы в жизни не смог принести той крупицы любви, которую принес своим искусством. Я не расцениваю свою роль высоко, но крупицу любви к нашей стране я все-таки через себя возымел. Будучи русским, я встречался со всеми этими великими людьми по всему миру. Не говоря о президентах многих стран, известных политиках. Когда я после 17 лет работы закончил свое пребывание в Вашингтонском национальном симфоническом оркестре, на заключительном концерте мне на сцену вынесли письма от четырех президентов США: Джона Картера, Рональда Рейгана, Джорджа Буша и Билла Клинтона. Они написали такие комплименты, что не могу вам даже сказать, мне неудобно! А если бы я остался здесь? Даю вам слово, что я бы оставил некий след в каком-то кругу наших людей. Но в общем результате своей жизни я бы не смог приобрести столько друзей для нашей России за рубежом, сколько их есть сейчас. Когда бы не было там Сергея Кусевицкого, Сергея Рахманинова, Александра Зилоти, Владимира Горовица, короля скрипачей Яши Хейфеца, виолончелиста Григория Пятигорского, наша музыкальная школа не занимала бы такого международного класса.

…У меня такое предчувствие, что мы скоро будем все объединены на Земле. Это произойдет тогда, когда впервые, лет через 30, мы увидим первых инопланетян, которые обязательно к нам прилетят. В этом я уверен. Да, я уверен, что существуют другие цивилизации, которые должны нас посетить. И когда это случится, уже не будет иметь значения, где Франция, где Германия, где какая страна. Мы все будем просто земляне. Мы будем на нашей планете все вместе. И это будет замечательно, уверяю вас! Потому что мы дойдем до того, что не станем заниматься идиотизмом - воевать друг с другом, убивать друг друга. Я надеюсь, что будет так, мы к этому придем! Тогда, надо сказать, взаимопроникновение наших культур будет чрезвычайно важно и значительно. Может быть, сейчас тот период, когда по всему миру нет такого уж обожания нашей страны, но я уверен, что это временно. Потому что именно Россия внесла огромный вклад в мировую науку, литературу, музыку, - вклад, за который нас нельзя не любить. Нас будут любить! Нас будут благодарить! И вы, сидящие здесь молодые студенты, занимайтесь, черт возьми! (одобрительный смех и аплодисменты в зале).

- Какие события в Оренбурге вам запомнились на всю жизнь?

М.Л. – Этих событий было очень много. О них я мог бы рассказывать долго. Особенно вспоминаются военные годы. Помню – зима, холодно. В доме нет воды. Нет печки. И вдруг звонок! Открываю дверь – незнакомые люди принесли охапку дров. Кто-то принес печь. И вот теперь, имея 34 иностранных ордена, 48 почетных степеней доктора университетов, включая самые крупные - Оксфордский, Кембриджский, Сорбонну, - я считаю, что не оплатил свой долг тем людям, которые принесли тогда печь и дрова. Спасибо им! Спасибо Оренбургу!

- Как часто вы общаетесь со студенческой аудиторией?

На той встрече мэр Оренбурга Ю.Н. Мищеряков выразил слова благодарности великому музыканту за его участие в делах города и вручил М.Л. Ростроповичу медаль «Почетный гражданин Оренбурга». Это звание Мстислав Леопольдович Ростропович получил еще в 1993 году. И вот теперь, как он сказал, «медаль нашла своего героя». В знак уважения и признательности ректор института искусств Б.П. Хавторин преподнес маэстро цветы и, по словам Мстислава Леопольдовича, самый дорогой подарок – несколько экземпляров своей книги «Музыкальная культура Оренбурга XX столетия», вторая глава которой посвящена династии Федотовых-Ростроповичей, ее роли в процессе становления и развития музыкальной культуры города. Поблагодарив за подарок, Мстислав Ростропович сказал: «Я подарю эти книги своим детям и внукам. Хочу, чтобы каждый знал и помнил свои русские корни».

В ноябре 2001 года Мстислав Леопольдович прилетал в Оренбург вместе с киногруппой режиссера И.К. Беляева (телекомпания РТР), снимавшей фильм о нем и городе его юности. 14 ноября состоялось торжественное открытие квартиры-музея им. Л. и М. Ростроповичей в доме на улице Зиминской.

Программы визитов М.Л. Ростроповича в Оренбург всегда были полны интересных событий и общения - проходили мастер-классы, творческие встречи, благотворительные концерты. Во время проведения своего последнего мастер-класса 1 сентября 2003 года Мстислав Леопольдович вручил ректору Б.П. Хавторину в дар институту скрипку современного итальянского мастера Леонидаса Рафаэлиано, изготовленную в Кремоне 25 июля 2003 года по модели А. Страдивари «Крейцер-1727», которую мы храним как драгоценную реликвию. Но главное то, что мы храним в наших сердцах светлую память о Мстиславе Леопольдовиче Ростроповиче - великом и добром человеке.


14.03.2012

    Мстислав Леопольдович Ростропович. РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (родился в 1927), российский виолончелист, дирижер. Ярко образный исполнительский стиль Ростроповича сочетает эмоциональную приподнятость с интеллектуальностью, исключительно… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927) российский виолончелист, дирижер. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 в эмиграции; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство… … Большой Энциклопедический словарь

    Виолончелист, дирижер, Народный артист СССР; родился 27 марта 1927 г. в г. Баку; окончил Московскую государственную консерваторию; с 1948 г. солист Московской филармонии, одновременно занимался музыкально педагогической деятельностью, являясь… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 27.3.1927, Баку), советский виолончелист, народный артист СССР (1966). Родился в семье музыканта. В 1946 окончил Московскую консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова, занимался композицией в классе В. Я. Шебалина (1943‒46). С 1948 … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1927), виолончелист, дирижёр, народный артист СССР (1966). Ученик С. М. Козолупова. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 живёт в США; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены… … Энциклопедический словарь

    Ростропович Мстислав Леопольдович - (род. 1927) виолончелист, дирижер, пианист, обществ. деятель. Учился игре на фортепиано, позднее на виолончели, композиции у отца, Л. В. Ростроповича. В 1946 окончил Моск. конс. по кл. виолончели у С. М. Козолупова, композиции у В. Я. Шебалина… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Ростропович, Мстислав Леопольдович - (р. 1927) почетный член РАО (2000; Отделение образования и культуры), профессор. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 468) См. также Российская академия образования (РАО) Ч33(2)7 8 … Педагогический терминологический словарь

    Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

    Мстислав Леопольдович Ростропович Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

Книги

  • , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович - великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…
  • Мстислав Ростропович. Любовь с виолончелью в руках , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович – великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…

Сегодня имя Мстислава Ростроповича - это имя одного из величайших академических музыкантов XX века. Он не только обладал уникальным исполнительским талантом, но и был принципиальным человеком, выступившим против политики тоталитарной системы СССР. За это Ростропович был выслан из страны. На западе он сделал карьеру мирового масштаба, после чего вернулся на родину, когда коммунизм уже пал.

Детство

Будущий дирижер и виолончелист Мстислав Ростропович родился 1927 года в Баку. Его родители и деды были музыкантами, поэтому будущее ребенка определилось еще до того, как он появился на свет. В 1932-1937 гг. Ростропович учился в школе имени Гнесиных в Москве. Это было одно из самых лучших музыкальных образовательных учреждений страны.

С наступлением войны в столице началась массовая эвакуация мирного населения. Попал в нее и 14-летний Ростропович. Биография дирижера оказалась связана с городом Чкаловым (Оренбургом). В эвакуации умер отец Мстислава, и подросток стал фактическим главой семьи. В возрасте пятнадцати лет он начал преподавать в местном музыкальном училище и таким образом кормил родственников.

Тогда же появились первые самостоятельные произведения, которые написал Ростропович. Биография начинающего композитора ознаменовалась созданием поэмы для виолончели, фортепианного концерта и прелюдии для фортепиано. В годы войны музыкант стал гастролирующим артистом. Он выступал вместе с оркестром Малого театра, исполняя произведения Чайковского. Также Ростропович давал концерты в воинских частях, госпиталях, райцентрах и колхозах.

Образование

В 16 лет одаренный исполнитель поступил в столичную Московскую консерваторию, где он стал учиться искусству игры на виолончели и композиторским навыкам. Его преподавателем оказался Семен Козолупов. Он сразу заметил тот потенциал, который скрывал в себе Ростропович. Биография музыканта могла пойти иначе, если бы он не оказался во внимательных и требовательных руках Козолупова.

В консерватории Ростропович познакомился с Шостаковичем и показал ему партитуру собственного фортепианного концерта, а также для наглядности исполнил его. Дмитрий Дмитриевич оценил старания молодого ученика и предложил ему заниматься индивидуально для усовершенствования композиторских умений.

Однако в дальнейшем Ростропович так и не стал сочинять собственную музыку. Причина была проста. Когда он впервые услышал восьмую симфонию Шостаковича, произведшую на него колоссальное впечатление, виолончелист решил махнуть рукой на свое композиторское будущее, поняв, что он все равно никогда не достигнет уровня мэтра. Возможно, это и было юношеским преувеличением, но свое решение Ростропович принял. Время показало, что он сделал правильный выбор, так как весь мир запомнил его как уникального и неподражаемого исполнителя.

Преподаватель

В 1945 году проходил очередной Всесоюзный конкурс молодых музыкантов. I премию на нем получил Мстислав Ростропович. Биография виолончелиста ознаменовалась первой наградой, хотя в течение жизни он получил их еще великое множество. Этот успех позволил студенту второго курса сразу перейти на пятый. В 1950 году молодой исполнитель победил на конкурсе имени Гануша Вигана, проходившем в Праге.

На тот момент он уже окончил консерваторию и аспирантуру. Ростропович быстро стал ярким и завидным преподавателем. 26 лет он работал в Московской консерватории и еще 7 лет - в Ленинграде. За три десятилетия Мстислав Ростропович выучил множество профессионалов мирового уровня. Среди них были Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Иосиф Фейгельсон, Сергей Ролдугин, Давид Герингас, Марис Виллеруш, Иван Монигетти и т. д. Многие из этих воспитанников позже сами стали профессорами самых престижных музыкальных академий по всему миру.

Творчество Ростроповича

Чем запомнился как исполнитель Мстислав Ростропович? Музыкант выступал с огромным репертуаром произведений. Его творчество можно разделить на две группы. Во-первых, Ростропович был виолончелистом (ансамблистом и солистом), а во-вторых - симфоническим и оперным дирижером. Его талант был признан повсеместно - около 60 лучших композиторов мира написали произведения специально для Мстислава Леопольдовича. Он первым исполнил больше сотни виолончельных произведений и дал еще порядка 70 премьер с оркестром. В качестве дирижера Ростропович дебютировал в 1957 году, когда под его чутким руководством в Большом театре с аншлагом прошел «Евгений Онегин» Чайковского. Это был оглушительный успех.

В советский период своей карьеры виолончелист Ростропович гастролировал по всему СССР. Также он выступал как камерный музыкант в ансамбле с Давидом Ойстрахом и Женой исполнителя стала оперная певица Галина Вишневская. Ростропович часто выступал вместе с ней на одной сцене, аккомпанируя своей супруге. В 1951 году дирижер получил в 1965-м - Ленинскую, а в 1966-м стал

Защита Солженицына

Мстислав Ростропович, личная жизнь которого была связана со множеством друзей, не боялся защищать их перед тоталитарным государством, даже если ему приходилось рисковать своим положением. В 1969 году композитор приютил на своей даче опального писателя Александра Солженицына. К тому времени осталась в прошлом и брежневская власть начала травить автора «Одного дня Ивана Денисовича» и других популярных лагерных произведений.

Музыкант не только укрыл у себя Солженицына, но и написал в защиту него открытое письмо, которое послал в главную советскую газету «Правда». После этого виолончелист Ростропович столкнулся с множеством проблем. Власти не давали ему выступать с крупными оркестрами и не позволяли гастролировать за рубежом. Пресса стала игнорировать виолончелиста. Фактически он стал для советского государства маргиналом и непримиримым врагом.

Жизнь в США

В 1974 году Мстислав Ростропович и его супруга Галина Вишневская были высланы из СССР. В 1978-м их лишили советского гражданства. Вся история опалы великого музыканта началась с открытого письма в «Правду». Уже после падения коммунизма и возвращения в демократическую Россию Ростропович в одном из интервью сказал, что считает тот жест в защиту Солженицына лучшим поступком в своей жизни, так как именно он примирил дирижера с собственной совестью.

После выезда из Советского Союза музыкант со своей семьей в основном жил в США. Он был отцом двух дочерей. Ольга и Елена Ростропович родились в 50-е годы и покинули родину детьми. В 1977-1994 гг. дирижер руководил Вашингтонским национальным симфоническим оркестром. Раз в четыре года этот коллектив играл на церемонии инаугурации президента США. Также Ростропович регулярно выступал на праздничных концертах, посвященным Дню независимости 4 июля. Кроме того, он гастролировал по всему миру. По приглашению он выступал с главными оркестрами Франции, Великобритании, Германии, Австрии, Японии и т. д.

Мировая звезда

Свое 60-летие Ростропович встретил в Вашингтоне. В 1987 году по случаю этой даты в американской столице прошел Первый всемирный конгресс виолончелистов. Тогда же Рональд Рейган вручил дирижеру высшую государственную награду - медаль Свободы. Ростроповича навестила даже королева Великобритании Елизавета II.

Музыкант был по характеру человеком экстравертным и жизнелюбивым. За годы головокружительной славы за рубежом он обзавелся колоссальным количеством высокопоставленных друзей и приятелей. На его юбилеи съезжался весь мировой музыкальный бомонд. Друзьями Ростроповича были Пикассо, Шагал, Дали, Галич и Бродский. В 1994 году, когда дирижер объявил об окончании сотрудничества с Вашингтонским национальным симфоническим оркестром, он провел грандиозный гала-концерт. Благодарственные письма Ростроповичу отправили все американские президенты, с которыми он познакомился на своем «посту»: Картер, Рейган, Буш-старший и Клинтон.

Музыкант и гражданин

На Западе Ростропович стал известен не только как непревзойденный музыкант, но и как борец за права человека. Он часто выступал с концертами в особенно проблемных регионах мира. Например, в 1989 году маэстро сыграл одну из виолончельных сюит Баха у Берлинской стены. В 1974-м он стал обладателем награды, присужденной ему Лигой прав человека.

Тем временем обстановка в мире менялась. В СССР к власти пришло новое руководство, вставшее на путь реформ. В 1990 году Михаил Горбачев отменил постановление, по которому Ростроповича и Вишневскую лишили гражданства, наград и почетных званий. Однако музыкант захотел остаться «гражданином мира». Он не принял обратно советское гражданство, а позже и российское. В 1991 году, когда на последнем вздохе советской системы реакционеры устроили путч ГКЧП, Ростропович специально из Парижа прилетел в Москву и присоединился к толпе, защищавшей Белый дом.

Продолжение карьеры

В девяностые и нулевые года исполнитель продолжал активно гастролировать. Виолончель Ростроповича звучала в крупнейших городах мира. Как дирижер он выступал с «Пиковой дамой» в Сан-Франциско, с «Царской невестой» - в Монте-Карло, с «Леди Макбет» - в Мюнхене. Музыкант вновь начал давать концерты в России. В 1996 году он выступил в Большом театре с «Хованщиной».

Ростропович часто записывал концерты для радио. В 2003 году он получил свою очередную премию «Грэмми». На этот раз она была почетной - за «жизнь в записях» и «экстраординарную карьеру». Всего Мстислав Леопольдович становился лауреатом премии «Грэмми» пять раз. На протяжении всей его карьеры критики отмечали артистизм, эмоциональность, вдохновенность и филигранную красоту игры маэстро.

Фонд и фестиваль Ростроповича

В качестве преподавателя дирижер в 2004 году открыл школу в Валенсии, где учили высшему музыкальному мастерству. Организаторские способности виолончелиста проявлялись в его кипучей деятельности и создании новых фестивалей. Такие мероприятия позволяли открывать для всего мира новые молодые имена талантливых исполнителей. Сегодня в память о великом музыканте каждый год проходит фестиваль Ростроповича.

Дирижер стал президентом собственного фонда. Его средства шли на помощь одаренным студентам. Благодаря ему в России появились новые стипендии и гранты для детей-музыкантов. Сегодня музыкальный фонд покойного отца возглавляет Ольга Мстиславовна Ростропович.

Помощь медицине

Как благотворитель Ростропович стал известен еще и своими проектами по помощи лечебным учреждениям России. Этой деятельностью занимался и занимается «Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича». Сегодня его возглавляет дочь исполнителя Елена Ростропович.

В 2000 году организация начала реализовывать программу по вакцинации детей против гепатита B. На тот момент это было первое подобное начинание после распада СССР.

Смерть

В 2006 году в средствах массовой информации появилась информация об ухудшении здоровья Мстислава Леопольдовича. Музыкант перенес операцию, проведенную в швейцарской Женеве. В декабре дирижера госпитализировали после возвращения в Москву из Воронежа.

В больнице он провел три месяца. Вскоре после выписки в марте маэстро отметил 80-летний юбилей. Его заслуженно поздравили самые знаменитые коллеги по музыкальному цеху, политики, общественные деятели и старые друзья. Само празднование прошло в Московском Кремле. Вскоре состояние Ростроповича вновь ухудшилось. 27 апреля 2007 года он скончался. После смерти легенды в Москве каждый год проходит музыкальный фестиваль Ростроповича.

Признание

Ростропович был членом Академии искусств Франции, Академии наук и искусств США, музыки Англии и т. д. В более чем 50 университетах музыкант стал профессором, а еще в десятках городов по всему миру - почетным гражданином. Франция наградила его орденами Почетного легиона, а Японская ассоциация искусств отметила творчество дирижера Императорской премией. Британские власти сделали Ростроповича почетным рыцарем.

В США музыкант получил Президентскую медаль, в Швеции - орден «Полярная звезда». Всего в его копилке были государственные награды из 29 стран. Накануне 80-летия Ростропович получил российский орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ростроповича Мстислава Леопольдовича

Известный музыкант, дерижёр и гениальный виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович был рожден в Баку в марте, 27 числа 1927 года в семье музыкантов. Леопольд Витольдович Ростропович, его отец, известный виолончелист, заслуженный артист РСФСР, был профессором Саратовской и Бакинской консерватории. Семья переехала в Баку из города Оренбурга. Их пригласил знаменитый азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков. Дед Ростроповича, Витольд Ганнибаллович, происходил из дворянской польской семьи, он был пианист, композитор и составитель сборников педагогических музыкальных пьес для фортепьяно. В 1880 году прадед Ростроповича был признан вместе с детьми в Российской Империи в правах древнего дворянства. Прапрадед Мстислава Ростроповича, Иосиф Ростроповичюс, приехал в Варшаву из Вильно. Мать Ростроповича Мстислава была пианисткой и жила в Оренбурге, её родители были известными в Оренбурге музыкантами.

Мстислав Ростропович начал рано заниматься музыкой - уже с четырёх лет. В годах 1932-1937 Растропович учился в Москве, в Музтехникуме имени Маяковского. Уже в 14 лет Ростропович начал преподавать в музыкальном училище города Чкалова (ныне город Оренбург), куда семья была эвакуирована во время войны в 1941 году. Одновременно он брал уроки мастерства у композитора М.И.Чулаки и дирижёра Б.И.Хайкина в Чкалове. В 16 лет Растропович поступил в Московскую консерваторию, где он изучал виолончель в классе Семёна Козолупова и учился композиции у Сергея Прокофьева. В 1945 году Ростропович получил всесоюзную известность как виолончелист. Он завоевал золотую медаль III всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. После этого события Слава Ростропович был сразу переведён со второго курса консерватории на пятый. По его словам, на его личность оказали влияние три композитора: Шостакович, Прокофьев и Бриттен. Всесоюзное признание пришло к Мстиславу Леопольдовичу в 1950 году после того, как он победил в Праге на конкурсе имени Гануша Вигана. Ростропович стал преподавателем Московской консерватории, где работал в течение 26 лет. В Ленинградской консерватории Ростропович преподавал 7 лет. С 1959 по 1974 годы Ростропович работал профессором Московской консерватории. Звание почётного профессора Московской консерватории он получил в 1993 году.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Исполнительная деятельность Ростроповича в 60 годах не имела аналогов в музыкальном мире. В 1964 году ему присвоена Ленинская премия. В сезон он давал 130-200 концертов в Советском Союзе и за рубежом.

В 1969 году Ростропович и его семья разрешили Александру Исаевичу Солженицыну поселиться у них на даче в Подмосковье и написали открытое письмо Генсеку КПСС в его защиту. Последовали меры ограничения концертной деятельности для Ростроповича, были отменены туры за границу, многие концерты. Ростропович и его жена , знаменитая оперная певица, оказались в опале и им были выданы визы для выезда из СССР в 1974 году. Ростропович и выехали за границу, где стали заниматься концертной деятельностью с большим успехом. От Президиума Верховного Совета СССР последовала мера лишения гражданства в 1978 году за действия, якобы наносящие ущерб престижу Советского Союза.

В 1977-1994 годах Ростропович - в Вашингтоне, он главный дирижёр Национального симфонического оркестра, его приглашают лучшие оркестры мира. Он регулярно выступает в Берлинской филармонии. Он регулярный гость Бостонского симфонического оркестра, Лондонской филармонии, Лондонского симфонического оркестра. Ростропович - организатор собственных фестивалей. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов во Франкфурте. Ростропович ведёт мастер-классы и открывает музыкальные школы. Под его покровительством проводится в 1998 году международный конкурс по композиции. С 2004 года он возглавляет в Испании (в Валенсии) Высшую школу музыкального мастерства. С 1998 года под его покровительством начал проводиться Международный конкурс по композиции, который был задуман для более близкого взаимодействия любителей классической и современной музыки. Ростропович сыграл тысячи концертов, в том числе в королевских резиденциях. Последними записями были запись концерта Шнитке для виолончели с оркестром и уникальнейший документальный фильм о поездке музыканта в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром Соединённых Штатов. Семья Ростроповичей известна своей благотворительной деятельностью. Ростропович был президентом благотворительного конкурса имени Вишневской-Ростроповича и одним из попечителей школы им. Горчакова.

Летом 2006 года Мстислав Ростропович тяжело заболел. Он умер в апреле, 27 числа 2007 года в клинике в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные