Оренбургский театральный институт. Мстислав ростропович - биография, информация, личная жизнь. Мстислав ростропович в оренбурге: из истории наших встреч

ПАМЯТНАЯ ДАТА

МСТИСЛАВ РОСТРОПОВИЧ В ОРЕНБУРГЕ:
ИЗ ИСТОРИИ НАШИХ ВСТРЕЧ

Визиты Мстислава Ростроповича в город юности Оренбург и его встречи с коллективом Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей вспоминает проректор института Валентина Александровна Логинова.

Связь Мстислава Ростроповича с Оренбургом крепка и поражает удивительными пересечениями линий судьбы человека и города, биографий музыканта и учебного заведения, осуществляющего профессиональное музыкальное образование в Оренбуржье (музыкальный техникум – училище – колледж - институт).

27 марта 1927 года родился Мстислав Ростропович - в том же 1927-м был образован Оренбургский музыкальный техникум имени 10-летия Октябрьской революции. Оренбург – родина матери, деда и прадеда М.Л. Ростроповича. Здесь встретились его родители – Софья Николаевна Федотова и Леопольд Витольдович Ростропович. Оренбург (тогда Чкалов) приютил семью Ростроповичей в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году здесь умер отец Мстислава Леопольдовича. Весной 1943 года осиротевшая семья уехала в Москву.

В город юности М. Ростропович вернулся через 50 лет, в октябре 1993-го. Прежде всего, Мстислав Леопольдович посетил могилу отца, ведь Оренбург стал последним пристанищем для Леопольда Витольдовича. Педагогический коллектив тогдашнего Чкаловского музыкального училища принимал непосредственное участие в похоронах виолончелиста. Десятилетия спустя администрация города и руководство института содействовали розыску места его захоронения на кладбище мемориального комплекса на проспекте Победы. Ежегодно преподаватели и студенты, представители культурной общественности посещают могилу Л.В. Ростроповича в день его смерти (31 июля).

В насыщенную программу первого визита маэстро была включена встреча с преподавателями и студентами Оренбургского музыкального училища. Такие встречи стали традиционными - Мстислав Леопольдович приезжал почти ежегодно. В октябре 1995-го с Омским симфоническим оркестром под управлением Е. Шестакова он исполнил «Вариации на тему рококо» Чайковского. Тогда же всемирно известному музыканту и дирижеру торжественно вручили свидетельство о присвоении звания «Почетный гражданин города Оренбурга».

В 1997 году, когда Мстиславу Ростроповичу исполнилось 70 лет - этот юбилей отмечался во многих городах мира, - Мстислав Леопольдович снова посетил родину своих предков. В зале областного драматического театра, где он мальчишкой смотрел «Коварство и любовь» Шиллера, состоялось его чествование. М.Л. Ростропович посетил дом № 25 на улице Зиминской, где его семья жила в эвакуации, побывал в детской муниципальной больнице № 3, которой помогал медицинским оборудованием, встретился с преподавателями и учениками ДМШ № 1 им. П.И. Чайковского, дал пресс-конференцию. А 29 октября 1997 года решением областного Законодательного собрания Оренбургскому государственному институту искусств было присвоено имя Леопольда и Мстислава Ростроповичей.

Следующий приезд маэстро в наш город (в мае 1998 г.) ознаменовался его исполнением Концерта для виолончели с оркестром До мажор И. Гайдна (с камерным оркестром областной филармонии под управлением Г. Клементьева). Март 1999 года оставил особенно яркий след в истории института искусств: состоялся мастер-класс М. Ростроповича. 5 марта 2001 года - очередной визит. В тот день в концертном зале института прошла творческая встреча Мстислава Леопольдовича с педагогическим и студенческим коллективом. Многим заполнились «отчеты» маэстро, как говорил он сам: «Так я отчитываюсь вкратце перед вами о том, что делаю, и о том, что собираюсь сделать. Конечно, я многое пропускаю, но хочу сказать, что работаю, работаю, работаю... Моя жена меня не сопровождает нигде. Она говорит: «Когда я только вижу, как ты работаешь, я уже устаю» (аплодисменты в зале). Желающих задать вопрос Мстислав Ростроповичу всегда было очень много, и он с удовольствием всем отвечал. Беседы получались исключительно интересными.

У нас есть ваши записи, которые мы храним как дорогую реликвию. Но нам хотелось бы иметь как можно более полную коллекцию ваших изданий. Возможно ли это? И еще. Почему, на ваш взгляд, Россия словно обречена растить и воспитывать таланты, которые разлетаются по всему миру, и мы не можем слушать их часто. «Что делать?» - вечный русский вопрос. Ваше мнение по этому поводу?

М.Л. – Я чувствую себя в долгу перед вами, поэтому вопрос моей помощи - это вопрос моего долга. Я обещаю прислать вам в институт все мои записи, которые у меня есть (свое обещание маэстро, как всегда, выполнил, и теперь институт искусств обладает уникальной полной коллекцией компакт-дисков «Мстислав Ростропович играет, дирижирует, аккомпанирует». - В.Л.).

Отвечу и на вопрос, связанный с нашей музыкальной деятельностью. Думая о своем жизненном и творческом пути, я могу сказать, что никогда не смотрел на прожитую жизнь, до тех пока мне не исполнилось 70 лет. Я все время бежал вперед, благодарно воспринимая то, что подарил мне Господь Бог: знакомство с великими музыкантами, художниками, писателями. Они меня изменяли - люди, с которыми я встречался: Пабло Пикассо, Марк Шагал, Чарли Чаплин, Леон Фейхтвангер и другие. В разговорах, дискуссиях, в откровениях с ними - как можно было не изменяться? Эти встречи сделали меня другим человеком. А почему они состоялись? Потому что меня выгнали из Советского Союза. На Западе началась моя дружба с Бенджамином Бриттеном, Леонардом Бернстайном, Оливье Мессианом, Анри Дютийе, Кшиштофом Пендерецким и многими еще. Должен вам сказать, что нашему государству, России, я никогда бы в жизни не смог принести той крупицы любви, которую принес своим искусством. Я не расцениваю свою роль высоко, но крупицу любви к нашей стране я все-таки через себя возымел. Будучи русским, я встречался со всеми этими великими людьми по всему миру. Не говоря о президентах многих стран, известных политиках. Когда я после 17 лет работы закончил свое пребывание в Вашингтонском национальном симфоническом оркестре, на заключительном концерте мне на сцену вынесли письма от четырех президентов США: Джона Картера, Рональда Рейгана, Джорджа Буша и Билла Клинтона. Они написали такие комплименты, что не могу вам даже сказать, мне неудобно! А если бы я остался здесь? Даю вам слово, что я бы оставил некий след в каком-то кругу наших людей. Но в общем результате своей жизни я бы не смог приобрести столько друзей для нашей России за рубежом, сколько их есть сейчас. Когда бы не было там Сергея Кусевицкого, Сергея Рахманинова, Александра Зилоти, Владимира Горовица, короля скрипачей Яши Хейфеца, виолончелиста Григория Пятигорского, наша музыкальная школа не занимала бы такого международного класса.

…У меня такое предчувствие, что мы скоро будем все объединены на Земле. Это произойдет тогда, когда впервые, лет через 30, мы увидим первых инопланетян, которые обязательно к нам прилетят. В этом я уверен. Да, я уверен, что существуют другие цивилизации, которые должны нас посетить. И когда это случится, уже не будет иметь значения, где Франция, где Германия, где какая страна. Мы все будем просто земляне. Мы будем на нашей планете все вместе. И это будет замечательно, уверяю вас! Потому что мы дойдем до того, что не станем заниматься идиотизмом - воевать друг с другом, убивать друг друга. Я надеюсь, что будет так, мы к этому придем! Тогда, надо сказать, взаимопроникновение наших культур будет чрезвычайно важно и значительно. Может быть, сейчас тот период, когда по всему миру нет такого уж обожания нашей страны, но я уверен, что это временно. Потому что именно Россия внесла огромный вклад в мировую науку, литературу, музыку, - вклад, за который нас нельзя не любить. Нас будут любить! Нас будут благодарить! И вы, сидящие здесь молодые студенты, занимайтесь, черт возьми! (одобрительный смех и аплодисменты в зале).

- Какие события в Оренбурге вам запомнились на всю жизнь?

М.Л. – Этих событий было очень много. О них я мог бы рассказывать долго. Особенно вспоминаются военные годы. Помню – зима, холодно. В доме нет воды. Нет печки. И вдруг звонок! Открываю дверь – незнакомые люди принесли охапку дров. Кто-то принес печь. И вот теперь, имея 34 иностранных ордена, 48 почетных степеней доктора университетов, включая самые крупные - Оксфордский, Кембриджский, Сорбонну, - я считаю, что не оплатил свой долг тем людям, которые принесли тогда печь и дрова. Спасибо им! Спасибо Оренбургу!

- Как часто вы общаетесь со студенческой аудиторией?

На той встрече мэр Оренбурга Ю.Н. Мищеряков выразил слова благодарности великому музыканту за его участие в делах города и вручил М.Л. Ростроповичу медаль «Почетный гражданин Оренбурга». Это звание Мстислав Леопольдович Ростропович получил еще в 1993 году. И вот теперь, как он сказал, «медаль нашла своего героя». В знак уважения и признательности ректор института искусств Б.П. Хавторин преподнес маэстро цветы и, по словам Мстислава Леопольдовича, самый дорогой подарок – несколько экземпляров своей книги «Музыкальная культура Оренбурга XX столетия», вторая глава которой посвящена династии Федотовых-Ростроповичей, ее роли в процессе становления и развития музыкальной культуры города. Поблагодарив за подарок, Мстислав Ростропович сказал: «Я подарю эти книги своим детям и внукам. Хочу, чтобы каждый знал и помнил свои русские корни».

В ноябре 2001 года Мстислав Леопольдович прилетал в Оренбург вместе с киногруппой режиссера И.К. Беляева (телекомпания РТР), снимавшей фильм о нем и городе его юности. 14 ноября состоялось торжественное открытие квартиры-музея им. Л. и М. Ростроповичей в доме на улице Зиминской.

Программы визитов М.Л. Ростроповича в Оренбург всегда были полны интересных событий и общения - проходили мастер-классы, творческие встречи, благотворительные концерты. Во время проведения своего последнего мастер-класса 1 сентября 2003 года Мстислав Леопольдович вручил ректору Б.П. Хавторину в дар институту скрипку современного итальянского мастера Леонидаса Рафаэлиано, изготовленную в Кремоне 25 июля 2003 года по модели А. Страдивари «Крейцер-1727», которую мы храним как драгоценную реликвию. Но главное то, что мы храним в наших сердцах светлую память о Мстиславе Леопольдовиче Ростроповиче - великом и добром человеке.


14.03.2012

Мемориальную доску Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской открыли в Москве, говорится в материалах столичной мэрии.

"В Москве открыли мемориальную доску виолончелисту и дирижёру Мстиславу Ростроповичу и его жене, известной оперной певице Галине Вишневской. Памятный знак установили в Газетном переулке, на доме, где проживали супруги", - говорится в них.

Церемония открытия мемориальной доски оперной певице Галине Вишневской и музыканту Мстиславу Ростроповичу на доме 13 в Газетном переулке в Москве


Галина Вишневская держит маэстро под руку, в другой руке у неё букет цветов.

Мемориальная доска создана по инициативе и за счёт средств Фонда Мстислава Ростроповича. Её открытие состоялось в день рождения музыканта. 27 марта 2017 года ему исполнилось бы 90 лет.

UTV. IV фестиваля Мстислава Ростроповича

В Оренбурге прошел IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича // oreninform.ru

Три дня отличной музыки, торжество классики! Посвящение народной артистке СССР Галине Вишневской, которой в этом году исполнилось бы 90 лет.

По традиции форум открыл спектакль – настоящий международный проект – опера Джузеппе Верди «Риголетто» в постановке режиссера из Македонии Ивана Поповски. В ролях – солисты Центра оперного пения Галины Вишневской.

За дирижерским пультом – гость из Италии Марко Боэми. Для него участие в фестивале стало почетной миссией:

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская для меня, как для европейца, не просто великие музыканты, а еще и символ борьбы за свободу в искусстве и в жизни. И все итальянцы знают фотографию Ростроповича, который играет на виолончели перед Берлинской стеной. И эта фотография – образ, который стал легендой, которая войдет в историю на века.

В роли Риголетте, чье имя и носит легендарное произведение – молодой солист Александр Алиев. Для артиста нынешний фестиваль – не первый. И он с удовольствием вновь посетил оренбургскую землю. Публика, по его словам, очень теплая, всегда хорошо принимает. Образ придворного шута дался Александру непросто. Тут и драматичная музыка Верди, и характер, и неоднозначность сюжета. Однако зрители этих трудностей не заметили. Три акта с одним антрактом пролетели, как одно мгновение.

Второй день фестиваля был посвящен творчеству великого композитора Сергея Прокофьева. В первом отделении оркестр Центра оперного пения под управлением дирижера Дениса Власенко виртуозно исполнил фрагменты из сюиты «Ромео и Джульетта».

Настоящей звездой вечера стал 14-летний пианист Давит Хрикули:

Для меня большая честь выступать на фестивале, который носит имя величайшего виолончелиста Мстислава Ростроповича. Я очень рад, что принимаю участие в концерте, в котором буду играть произведение любимого композитора Мстислава Ростроповича. Я давно хотел исполнить седьмую сонату Прокофьева.

Во втором отделении прозвучала кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра op.78 «Александр Невский». Исполнители: академический хор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей и Оренбургский муниципальный камерный хор под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Ольги Серебрийской.

Сильное впечатление на оренбургских меломанов произвела солистка Центра оперного пения Любовь Молина. Красивый голос, яркая внешность. Для артистки это уже третий фестиваль. Она блистала в операх «Борис Годунов» и «Царская невеста». На этот раз Любовь примерила на себя образ, о котором давно мечтала – исполнила в кантате соло для меццо-сопрано «Мертвое поле»:

Эта кантата не так часто исполняется, хотя ария часто звучит в концертах, но полностью, в контексте всего произведения, это очень интересно для меня, как для исполнителя.

Завершился фестиваль концертом известного музыканта Айдара Гайнуллина и ансамбля «Эйфория». Вечер под названием «Tango de Amor» – это романтическое путешествие в мир кино. Произведения самого Айдара, написавшего музыку к фильмам «Кислород» и «Эйфория», мелодии Астора Пьяццоллы, Педро Лауренса, Яна Тьерсена и других известных авторов, завораживали, проникали в сердца…

Праздник классики завершился. На будущий год фестиваль отметит свой первый юбилей. Но это будет уже другая история.

IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича в сюжете корреспондента телекомпании «Регион-РИАД» Анны Терентьевой // http://orenfilarmonia.ru/

В Оренбуржье завершился IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича // regnum.ru

В Оренбуржье завершился IV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Три дня на сцене Областной филармонии и Оренбургского драматического театра им. М. Горького звучала классическая музыка. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в региональном Минкульутры, в самом названии фестиваля, за короткое время ставшего неотъемлемой частью российской культурной жизни, нет слов «памяти» или «имени Ростроповича», и это глубоко символично.

Художественный руководитель Фестиваля Ольга Ростропович неизменно подчеркивает, что маэстро всегда остается рядом с нами, его многочисленными почитателями, близкими, друзьями, коллегами, учениками. Незримое присутствие Мстислава Ростроповича ощущается во время фестиваля в зрительном зале, вот почему, по словам Ольги Ростропович, «главное в художественной концепции фестиваля то, что на его концертах должны звучать произведения высочайшего уровня и в самом лучшем исполнении».

Уже стало традицией начинать оренбургский творческий марафон оперным спектаклем. В прошлые годы на сцене Областного драматического театра звучали исторические музыкальные полотна Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». В этот раз в исполнении Центра оперного пения Галины Вишневской оренбуржцы услышали оперу итальянского композитора Джузеппе Верди «Риголетто».

Второй день фестиваля организаторы музыкального праздника посвятили юбилею Сергея Прокофьева. На сцене областной филармонии прозвучала сюита «Ромео и Джульетта» в исполнении оркестра Центра оперного пения Галины Вишневской (дирижер Денис Власенко). Юный пианист, лауреат международных конкурсов, обладатель «Золотого Щелкунчика» Давит Хрикули представил сонату № 7 си-бемоль мажор.

«Мстислав Ростропович - это величайшая личность современности, - поделился впечатлениями Давит Хрикули. - Для меня большая честь участвовать в этом фестивале. Я очень люблю музыку Фредерика Шопена, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина. И как раз начал изучать творчество Сергея Прокофьева. На оренбургском фестивале мне и предложили сыграть его произведение».

Ярким завершающим акцентом вечера стало совместное исполнение академическим хором Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей (художественный руководитель и главный дирижер Светлана Студенникова, хормейстер Ольга Левченко), Муниципальным камерным хором (худ. рук. заслуженный деятель искусств Ольга Серебрийская) и оркестром Центра оперного пения Галины Вишневской кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский». Объединение музыкой - еще одна важная идеологическая составляющая Фестиваля.

«Мы готовим музыкантов-профессионалов, поэтому, для наших студентов участие в этом фестивале очень серьезная стажировка, - рассказал ректор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей Борис Хавторин. - Я видел чувство гордости в глазах студентов. Я считаю, что Ольга - великая дочь своих родителей, она делает великое дело, она продолжает их дело, пропагандирует их творчество, которое невозможно забыть».

В последний день творческого марафона фестивальная публика Оренбуржья стоя аплодировала музыканту с мировым именем, известному вокалисту и композитору, академику кинематографических искусств, заслуженному артисту РТ, обладателю Национальной кинематографической премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» Айдару Гайнуллину и его ансамблю «Эйфория».

«Много лет тому назад, когда я был еще студентом Российской академии музыки им. Гнесиных, мне позвонили из Фонда Мстислава Ростроповича и пригласили на прослушивание, - рассказал Айдар Гайнуллин. - Я удивился, потому что документы я подавал задолго до этого и уже понял, что не прошел. Меня прослушивал сам маэстро. После того, как я сыграл, он обнял меня и спросил, как можно на одном баяне сыграть за весь оркестр?».

«Этот фестиваль дает определенный толчок развитию Оренбургского музыкального искусства, - отметила министр культуры и внешних связей Оренбургской области Евгения Шевченко. - Наверное, в этом и есть главная цель фестиваля, чтобы у нас появлялись свои новые исполнители, подрастал и воспитывался новый зритель, чтобы формировалось сообщество, воспринимающее классическое искусство».

Стоит отметить, в Оренбургской области имя Мстислава Ростроповича знакомо практически каждому жителю. Музыкант, оказавшийся в эвакуации в Оренбурге в 1941 году, спустя десятилетия, будучи уже музыкантом с мировой известностью, солировал в концертах и давал мастер-классы для студентов и преподавателей Оренбургского государственного института искусств, носящего имя маэстро и его отца.

Главная роль / Ольга Ростропович. Эфир от 24.03.2016 / tvkultura.ru

«Я вырос на русской музыке» // Коммерсантъ

Дирижер Зубин Мета о фестивале Ростроповича, который открывается на этой неделе, дружбе с маэстро и о том, почему музыканты не чувствуют разницы в возрасте

С 27 марта по 5 апреля в России пройдет VII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Пять концертов состоятся в Москве, а два в Санкт-Петербурге и Кронштадте, где родилась и провела свое детство великая певица Галина Вишневская. Художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович подчеркивает, что нынешний музыкальный праздник посвящен Вишневской, 90-летие со дня ее рождения будет отмечаться в этом году. Традиция фестиваля - участие мировых звезд высочайшего уровня. К сожалению, в этом году из-за сложной экономической ситуации организаторам пришлось отменить два концерта. Но выдающийся дирижер современности Зубин Мета выступит в Москве с оркестром, хором и солистами Maggio Musicale Fiorentino. Маэстро Мета рассказал «Огоньку», почему он так дорожит участием в фестивале Ростроповича, с которым его связывала многолетняя дружба.

- Когда вы познакомились с Мстиславом Ростроповичем?

Мы впервые встретились в Лос-Анджелесе в 1963 году. Он играл концерт Дворжака со мной и Лос-Анджелесским филармоническим оркестром.

- Как быстро вы нашли общий язык?

Мы мгновенно стали друзьями и долгое время поддерживали очень теплые отношения. Он много раз играл со мной и филармоническими оркестрами Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Израиля, с Лондонским симфоническим оркестром. Словом, мы играли вместе очень долго. Наш последний совместный концерт с итальянским оркестром состоялся в моем родном городе - в Бомбее. У Ростроповича возникла идея - создать фонд, который помогал бы молодым индийским музыкантам заниматься классической музыкой. Ростропович дал этому фонду имя моего отца - дирижера Мехли Меты, с которым они тоже были большими друзьями и тоже вместе выступали в Лос-Анджелесе. Помню, что бомбейский концерт был бесплатным: Ростропович просто отказался брать за него деньги. А Музыкальный фонд, кстати говоря, существует до сих пор.

- Оказало ли знакомство с Ростроповичем влияние на ваше творчество?

О да, огромное! Каждая репетиция и каждый концерт со Славой были для меня уроками и, само собой, источниками вдохновения. Так и напишите!

Мстислав Ростропович был старше вас лет на десять. Чувствовалась ли эта разница во время ваших совместных репетиций и концертов?

Нет, конечно же. Музыканты в принципе не чувствуют разницы в возрасте.

На протяжении трех десятилетий вы - главный дирижер фестиваля Maggio Musicale Fiorentino. Почему это ежегодное событие так важно для вас?

Это один из самых престижных музыкальных фестивалей в Италии. Все великие музыканты и лучшие европейские оркестры выступали там, сам я дирижирую на нем с 1985 года. Очень рад приехать с оркестром в Москву, где мы в последний раз выступали в 2015 году на фестивале Мстислава Ростроповича. В этом году мы привозим «Аиду».

Почему вы остановили свой выбор именно на «Аиде»? В России эта опера очень хорошо известна. Сможет ли русская публика открыть для себя что-то новое в вашем исполнении?

- «Аида» - неотъемлемая часть нашего репертуара на протяжении 50 лет. Мы исполняли ее с Флорентийским оркестром и певцом Андреа Бочелли. Когда я предложил Ольге Ростропович привезти «Аиду» в Москву, она была в восторге от этой идеи. Что касается нового прочтения оперы - могу только надеяться на это. Наше выступление будет насквозь итальянским: итальянский оркестр, итальянский хор и прекрасные певцы - Мария Хосе Сири, Вероника Симеони, Фабио Сартори, Симоне Пьяццола, Джорджо Джузеппини и Карло Коломбара. Думаю, русская публика сможет почувствовать вкус подлинной, итальянской «Аиды».

- Галина Вишневская была одной из лучших исполнительниц партии Аиды...

Безусловно. И мне посчастливилось слышать ее! Я посвящу наше будущее выступление в Москве ее памяти.

- Чем, на ваш взгляд, отличается ее исполнение этой партии Аиды?

Галина была первой великой певицей, которая вывезла русское искусство за границы Советского Союза. Она, Слава Ростропович и Святослав Рихтер были артистами одного уровня. Как и они, Галина Вишневская владела великим мастерством русского исполнительства. Она была не только первоклассной певицей, но и превосходной актрисой.

- Какими качествами должен обладать современный оркестр?

Он должен в совершенстве владеть сразу несколькими стилями исполнения: классическим, романтическим, современным... Хотя некоторые оркестры до сих пор придерживаются только одного. Если в одной программе встречаются и Моцарт, и Дебюсси, и Брамс, оркестр должен уметь мастерски исполнить каждое произведение этих совершенно разных композиторов.

- Должен ли оркестр в точности следовать мановению дирижерской палочки? Или он имеет право на импровизацию?

Мне трудно описать то, что происходит между дирижером и музыкантами на сцене. В управлении оркестром есть нечто мистическое. Дирижер задает ритм, контролирует оркестр, выравнивает баланс инструментов в нем, пытается что-то интерпретировать на свой манер. Но дело в том, что, когда в оркестре сидят великие музыканты, вся интерпретация произведения зависит как раз от них. Дирижер обязан уважать этих музыкантов.

- С каким оркестром вам было приятнее всего работать?

На этот вопрос я не могу ответить во многом потому, что уже не дирижирую так часто, как раньше. Сейчас под моим управлением выступают Израильский, Венский, Берлинский оркестры и Maggio Musicale Fiorentino. С ними мы достигли полного взаимопонимания.

- Произведения каких русских композиторов вы любите больше всего?

Несколько лет назад тот же самый вопрос мне задал Горбачев. Я назвал Чайковского, а он удивился: «Почему не Рахманинов?» Я, можно сказать, вырос на русской музыке. Мой отец играл в струнном концерте в Бомбее Чайковского и других русских композиторов. Эта память осталась у меня на всю жизнь.

Подготовили Анна Сабова и Александр Трушин

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ №2, 2016

ТАЛАНТ – ВСЕГДА НОВОСТЬ

Концерт стипендиатов Фонда Ростроповича удивил мастерством юных дирижеров

Алла Алешина

Фото Александра Гайдука

В Центре оперного пения Галины Вишневской на Остоженке 5 февраля царило типично предпремьерное оживление: обменивалась приветствиями красивая публика с букетами цветов в руках, мелькали фото- и телекамеры. Однако в центре внимания на этот раз были не оперные премьеры и премьерши, а совсем еще юные музыканты. Ежегодному концерту стипендиатов в Фонде культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича придают важное значение, и он всегда проходит как яркое и статусное событие. Для стипендиатов же концерт архиважен — это отчет о новых достижениях в исполнительском мастерстве и, конечно, отличная возможность заявить о себе на московской сцене. Надо отметить, что оплату проезда ребятам, которые живут не только в России, но и в других постсоветских республиках, а также их проживание в Москве всегда берет на себя Фонд.

С тех пор, как Центр оперного пения обзавелся собственным оркестром, стипендиаты получили возможность выступать с симфоническим оркестром. Программа концерта теперь состоит не только из пьес, но и из произведений большого концертного репертуара. Первым номером программы как раз и было выступление оркестра с Увертюрой к «Севильскому цирюльнику» Россини. Однако вместо маститого маэстро за дирижерский пульт встала пятнадцатилетняя Дана Муриева – во фраке весьма креативного дизайна и с очень смелой манерой держаться. Ее яркая эмоциональность и энергетика покорили публику с первых тактов. С оркестром у Даны также возникло полное взаимопонимание благодаря ее точным дирижерским жестам и особому, волевому посылу. Девочка является студенткой Владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева и уже пять лет выступает с оркестром.

То, что Владикавказ у нас является кузницей дирижерских кадров подтвердило выступление еще одного молодого осетинского дирижера — Хетага Тедеева. Он уверенно и эмоционально вел оркестр в Увертюре к «Силе судьбы» Дж. Верди, умно и тонко аккомпанировал Александру Малофееву в первой части фортепианного Концерта П. Чайковского №1. Хетагу 19 лет, он уже вполне профессионален, имеет несколько дипломов международных конкурсов и в настоящее время учится оперно-симфоническому дирижированию в Санкт-Петербургской консерватории в классе профессора Ю.И.Симонова.

Не менее успешными, чем дирижеры, выглядели на концерте стипендиатов Фонда Ростроповича и юные пианисты. Исполнение Третьего фортепианного концерта Бетховена Давитом Хрикули (Тбилиси) стало настоящим откровением – настолько философски глубоко играет этот парень, что не верится, что ему всего лишь 15. Давит лауреат нескольких международных премий и обладатель Золотого Щелкунчика XIII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Отрадно, что он так быстро прогрессирует и подает серьезные заявки на блестящее исполнительское будущее.

Прекрасно выступил в тот день еще один любимец публики, 14-летний Александр Малофеев. Ученик школы имени Гнесиных (педагог Е.В. Березкина), Саша уже вполне сложившийся музыкант с солидным списком побед на нескольких международных конкурсах, в том числе на VIII Международном юношеском конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве (2014). Первый Концерт Чайковского прозвучал глубоко, лирично и технически безупречно.

Хочется также отметить выступление самой маленькой стипендиатки – пианистки Анисы Дажаевой (также ученицы Е.В.Березкиной), которая ярко и виртуозно исполнила «Хоровод гномов» Ф. Листа.

Как старого знакомого встретила публика появление на сцене скрипача Георгия Ибатулина. После того, как он принял участие в конкурсе «Синяя птица» телеканала «Россия», 14-летний воронежец стал телезвездой. Георгий страстно, однако не безупречно в техническом отношении, исполнил Концертный полонез Венявского в сопровождении оркестра под управлением Ярослава Ткаленко. Более убедительным стало выступление с произведением Венявского другой скрипачки – 15-летней Татьяны Крячковой из Барнаула. Эта серьезная и вдумчивая девочка за последние годы очень выросла, много концертировала, участвовала в мастер-классах З. Н. Брона, В. В.Третьякова, в фестивале мастер-классов Иегуди Менухина. Таня играет ярко, музыкально и очень сочным, красивым звуком.

Среди академических инструментов свежо смотрелся саксофон, на котором обаятельный Валентин Ковалев исполнил в сопровождении оркестра эффектную и очень техничную пьесу «Венецианский карнавал» П. Женина.

Вокальное искусство в концерте стипендиатов было представлено певцом из Перми Владимиром Печенкиным – обладателем сильного и мягкого баритона. Его исполнение романса Г. Свиридова «Богоматерь в городе» поразило точным и образным проникновением в стихи А. Блока и было тепло принято публикой. После концерта Президент Фонда О. М. Ростропович сердечно поздравила участников концерта, за судьбой которых следит буквально с раннего детства, и, конечно, их педагогов и родителей. Ольга Мстиславовна считаем своим долгом продолжать дело Мстислава Леопольдовича Ростроповича по поддержке юных талантов и уделяет этому много времени. Она всегда сама прослушивает всех стипендиатов, напутствует их для дальнейшего совершенствования. Ведь как писал Гейне, «талант мы угадываем по одному-единственному проявлению, но, чтобы угадать характер, требуется продолжительное время и постоянное общение». И это общение дает замечательные результаты – с каждым годом уровень концертов стипендиатов Фонда Ростроповича набирает новые высоты.

На фестивале Мстислава Ростроповича выступят Зубин Мета и Люка Дебарг // m24.ru


27 марта в Москве в седьмой раз стартует Международный фестиваль Мстислава Ростроповича. Традиционно он становится одним из ярчайших событий в сезоне, и это не случайно – в российскую столицу приезжают ведущие западные коллективы. В программе семь концертов, два из которых пройдут в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В этом году фестиваль посвящен памяти Галины Вишневской, 90-летию со дня ее рождения.
Художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович рассказала m24.ru о персонах, с именами которых будет связан нынешний праздник музыки.


– Ольга Мстиславовна, при первом же беглом взгляде на программу фестиваля невольно оказываешься в замешательстве – ни в одном концерте нет русской музыки.

– На фестивале должно было состояться концертное исполнение оперы Прокофьева «Война и мир», в которой блистала Галина Вишневская, и которой Мстислав Ростропович дирижировал по всему миру, начиная с 70-х годов в Большом театре. Но от этих планов пришлось отказаться...

– Причина в финансовой стороне вопроса?

– Даже та фестивальная программа, которая у нас сверстана в конечном варианте, обходится очень дорого. Помимо «Войны и мира», мы вынуждены были отказаться от двух концертов Лондонского филармонического оркестра под управлением Владимира Юровского – пришлось оставить только один из них. Но я хочу подчеркнуть: речь не идет об отмене концерта (обсуждалось исполнение «Песен Гурре» Шенберга), мы отказались от него в процессе формирования программы. Возвращаясь к русской музыке: юбилейный год большой, поэтому, конечно, она будет звучать как в проектах Фонда Ростроповича, так и Центра оперного пения Галины Вишневской. Кстати, совсем недавно в Центре мы возобновили постановку одной из любимых опер мамы – «Иоланту» Чайковского и уже представили ее концертную версию на фестивале в Иркутске в феврале – кстати, также в рамках празднования юбилейного года.

– А по какому принципу вообще составляется программа? Коллективы предлагают вам свои варианты, или вы высказываете им свои пожелания?

– Я выбираю коллективы, обсуждаю с ними программу. Но с ними тоже нужно считаться, ведь мы их приглашаем – то есть буквально «выдергиваем» на наш фестиваль в середине сезона. Неизбежно мы исходим из того, каким объемом времени они располагают для репетиций. У Зубина Меты, к примеру, совершенно безумный график, а я очень хотела, чтобы он представил в Москве «Аиду» Верди в концертном исполнении. Эта опера у его оркестра и хора Maggio Musicale Fiorentino не в репертуаре, поэтому этот проект обсуждался и проговаривался два года. То есть Мета выстраивает свой репетиционный процесс так, чтобы еще и специально заниматься нашей «Аидой», а это один единственный концерт в Москве.

– Но у вас на фестивале есть еще один дирижер, в большей степени специализирующийся на опере…

– Массимо Дзанетти? Да, он много раз выступал в La Scala. И именно он будет дирижировать Реквиемом Моцарта на торжественном открытии фестиваля 27 марта.

– А почему для такого торжественного мероприятия выбрали Реквием? Помню, один из фестивалей открывал Реквием Верди.

– Это все-таки открытие фестиваля памяти Галины Вишневской. Память – ключевое слово. Это произведение, которое она очень любила. Здесь есть вокал и все, что по моему ощущению должно присутствовать именно в этот день.

– Скрипичный концерт Элгара крайне редко исполняется в мире – у нас его будет играть Борис Бровцын с Лондонским филармоническим оркестром. Я не могу сказать наверняка, исполнялся ли он когда-нибудь в России. Он очень сложный, около часа музыки.

(Прим.: редакция фантазии для оркестра «Русалочка» Александра фон Цемлинского, которую везут англичане под руководством Юровского, прежде в России не звучала)

– Конечно, не могу не спросить про Дебарга в программе.

– Когда я слушала его на конкурсе Чайковского, мне было интересно. Захотелось еще раз увидеть его за инструментом.

– Вам он понравился больше как сольный исполнитель или как пианист, играющий в сопровождении оркестра?

– Я слышала сольный концерт Дебарга. «Ночной Гаспар» Равеля произвел на меня неизгладимое впечатление! Краски, фразировка, рассказ... В плане содержания его интерпретация очень интересна. А так как у нас на фестивале есть традиция представлять молодых музыкантов, то я выбрала Дебарга как наиболее яркого из этого поколения.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ростроповича Мстислава Леопольдовича

Известный музыкант, дерижёр и гениальный виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович был рожден в Баку в марте, 27 числа 1927 года в семье музыкантов. Леопольд Витольдович Ростропович, его отец, известный виолончелист, заслуженный артист РСФСР, был профессором Саратовской и Бакинской консерватории. Семья переехала в Баку из города Оренбурга. Их пригласил знаменитый азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков. Дед Ростроповича, Витольд Ганнибаллович, происходил из дворянской польской семьи, он был пианист, композитор и составитель сборников педагогических музыкальных пьес для фортепьяно. В 1880 году прадед Ростроповича был признан вместе с детьми в Российской Империи в правах древнего дворянства. Прапрадед Мстислава Ростроповича, Иосиф Ростроповичюс, приехал в Варшаву из Вильно. Мать Ростроповича Мстислава была пианисткой и жила в Оренбурге, её родители были известными в Оренбурге музыкантами.

Мстислав Ростропович начал рано заниматься музыкой - уже с четырёх лет. В годах 1932-1937 Растропович учился в Москве, в Музтехникуме имени Маяковского. Уже в 14 лет Ростропович начал преподавать в музыкальном училище города Чкалова (ныне город Оренбург), куда семья была эвакуирована во время войны в 1941 году. Одновременно он брал уроки мастерства у композитора М.И.Чулаки и дирижёра Б.И.Хайкина в Чкалове. В 16 лет Растропович поступил в Московскую консерваторию, где он изучал виолончель в классе Семёна Козолупова и учился композиции у Сергея Прокофьева. В 1945 году Ростропович получил всесоюзную известность как виолончелист. Он завоевал золотую медаль III всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. После этого события Слава Ростропович был сразу переведён со второго курса консерватории на пятый. По его словам, на его личность оказали влияние три композитора: Шостакович, Прокофьев и Бриттен. Всесоюзное признание пришло к Мстиславу Леопольдовичу в 1950 году после того, как он победил в Праге на конкурсе имени Гануша Вигана. Ростропович стал преподавателем Московской консерватории, где работал в течение 26 лет. В Ленинградской консерватории Ростропович преподавал 7 лет. С 1959 по 1974 годы Ростропович работал профессором Московской консерватории. Звание почётного профессора Московской консерватории он получил в 1993 году.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Исполнительная деятельность Ростроповича в 60 годах не имела аналогов в музыкальном мире. В 1964 году ему присвоена Ленинская премия. В сезон он давал 130-200 концертов в Советском Союзе и за рубежом.

В 1969 году Ростропович и его семья разрешили Александру Исаевичу Солженицыну поселиться у них на даче в Подмосковье и написали открытое письмо Генсеку КПСС в его защиту. Последовали меры ограничения концертной деятельности для Ростроповича, были отменены туры за границу, многие концерты. Ростропович и его жена , знаменитая оперная певица, оказались в опале и им были выданы визы для выезда из СССР в 1974 году. Ростропович и выехали за границу, где стали заниматься концертной деятельностью с большим успехом. От Президиума Верховного Совета СССР последовала мера лишения гражданства в 1978 году за действия, якобы наносящие ущерб престижу Советского Союза.

В 1977-1994 годах Ростропович - в Вашингтоне, он главный дирижёр Национального симфонического оркестра, его приглашают лучшие оркестры мира. Он регулярно выступает в Берлинской филармонии. Он регулярный гость Бостонского симфонического оркестра, Лондонской филармонии, Лондонского симфонического оркестра. Ростропович - организатор собственных фестивалей. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов во Франкфурте. Ростропович ведёт мастер-классы и открывает музыкальные школы. Под его покровительством проводится в 1998 году международный конкурс по композиции. С 2004 года он возглавляет в Испании (в Валенсии) Высшую школу музыкального мастерства. С 1998 года под его покровительством начал проводиться Международный конкурс по композиции, который был задуман для более близкого взаимодействия любителей классической и современной музыки. Ростропович сыграл тысячи концертов, в том числе в королевских резиденциях. Последними записями были запись концерта Шнитке для виолончели с оркестром и уникальнейший документальный фильм о поездке музыканта в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром Соединённых Штатов. Семья Ростроповичей известна своей благотворительной деятельностью. Ростропович был президентом благотворительного конкурса имени Вишневской-Ростроповича и одним из попечителей школы им. Горчакова.

Летом 2006 года Мстислав Ростропович тяжело заболел. Он умер в апреле, 27 числа 2007 года в клинике в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

О Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей создан в апреле 1997 года на базе музыкального училища (организовано в 1927 году), имеющего богатую историю и музыкальные традиции. В этом старейшем учебном заведении Оренбурга в годы Отечественной войны сначала учился в классе своего отца, а потом работал всемирно известный музыкант Мстислав Леопольдович Ростропович.
С 1993 года, во время ежегодных визитов М.Л. Ростроповича в Оренбург, проходили мастер-классы, творческие встречи, благотворительные концерты маэстро. Институт искусств – обладатель бесценной полной коллекции компакт-дисков «Мстислав Ростропович играет, дирижирует, аккомпанирует». Во время проведения очередного мастер-класса 1 сентября 2003 года Мстислав Леопольдович вручил ректору Б.П.Хавторину в дар институту скрипку современного итальянского мастера Леонардо Рафаэлиано, изготовленную в Кремоне 25 июля 2003 года по модели А. Страдивари «Крейцер-1727 г.»

В структуру вуза входят специальная детская музыкальная школа, музыкальный колледж, собственно институт и аспирантура. Оренбургский вуз - один из самых молодых в России, но его интенсивное развитие позволило сформировать яркие творческие коллективы, которые уже получили известность и признание не только в городе и области, а также в стране и за рубежом: академический и народный хоры, оркестр народных инструментов, камерный, духовой и симфонический оркестры, инструментальные и вокальные ансамбли.
На базе учебного заведения традиционно проводятся различные конкурсы, фестивали молодых музыкантов как областного, регионального, всероссийского, так и международного уровней, многие из которых получили широкое признание, в частности - Российский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах, а также - Международный конкурс исполнителей на народных инструментах среди студентов высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств «Кубок Южного Урала – Оренбургская мозаика», проходившие весной 2005 и осенью 2010 года. Ежегодный фестиваль-конкурс «Молодые музыканты Оренбуржья», объединяющий талантливых музыкантов области, проводится с 1979 года. За последние годы лауреатами международных, всероссийских, республиканских и областных конкурсов стали более 100 студентов института искусств.

В институте искусств интенсивно развивается музыкальная наука. В частности, институт является инициатором проведения Российских и Международных научно-практических конференций, посвященных важным проблемам культуры, искусства и образования с приглашением ведущих специалистов. Ежегодно проводятся вузовские научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары-практикумы, лекции и мастер-классы ведущих педагогов творческих вузов России.
В институте действуют два факультета: музыкальный и гуманитарно-творческий. Институт готовит музыкантов-исполнителей (фортепиано, оркестровые народные, оркестровые духовые и ударные, оркестровые струнные инструменты), вокалистов (академическое и народное пение), дирижеров, артистов драматического театра и кино, артистов музыкального театра, библиотечных работников. В 2013 году институт успешно прошел комплексную оценку деятельности государственного образовательного учреждения высшего образования, был аккредитован и получил лицензию сроком на 6 лет. Плодотворно и активно развиваются научные и творческие связи с ведущими вузами культуры и искусств региона, России, ближнего и дальнего зарубежья, СМИ, общественными организациями.
Гордостью института является концертный зал с уникальной акустикой, в котором регулярно проходят концерты классической и народной музыки. Преподаватели и студенты ведут активную просветительскую работу, выезжают с лекциями, концертами в города и районы Оренбургской области. Оренбургский государственный институт искусств является одним из центров культурной жизни города, области и Южного Урала.

Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей создан в апреле 1997 года на базе музыкального училища (организовано в 1927 году), имеющего богатую историю и музыкальные традиции. В этом старейшем учебном заведении Оренбурга в годы Отечественной войны сначала учился в классе своего отца, а потом работал всемирно известный музыкант Мстислав Леопольдович Ростропович.

С 1993 года, во время ежегодных визитов М.Л. Ростроповича в Оренбург, проходили мастер-классы, творческие встречи, благотворительные концерты маэстро. Институт искусств - обладатель бесценной полной коллекции компакт-дисков «Мстислав Ростропович играет, дирижирует, аккомпанирует». Во время проведения очередного мастер-класса 1 сентября 2003 года Мстислав Леопольдович вручил ректору Б.П.Хавторину в дар институту скрипку современного итальянского мастера Леонардо Рафаэлиано, изготовленную в Кремоне 25 июля 2003 года по модели А. Страдивари «Крейцер-1727 г.»

В структуру вуза входят специальная детская музыкальная школа, музыкальный колледж, собственно институт и аспирантура. Оренбургский вуз - один из самых молодых в России, но его интенсивное развитие позволило сформировать яркие творческие коллективы, которые уже получили известность и признание не только в городе и области, а также в стране и за рубежом: академический и народный хоры, оркестр народных инструментов, камерный, духовой и симфонический оркестры, инструментальные и вокальные ансамбли.

На базе учебного заведения традиционно проводятся различные конкурсы, фестивали молодых музыкантов как областного, регионального, всероссийского, так и международного уровней, многие из которых получили широкое признание, в частности, Российский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах, а также Международный конкурс исполнителей на народных инструментах среди студентов высших и средних профессиональных учебных заведений культуры и искусств «Кубок Южного Урала - Оренбургская мозаика».

Ежегодный фестиваль-конкурс «Молодые пианисты Оренбуржья», объединяющий талантливых музыкантов области, проводится с 1979 года. За последние 5 лет лауреатами международных, всероссийских, республиканских и областных конкурсов стали более 100 студентов института искусств.

Свыше 600 студентов института за последние 5 лет приняли участие в смотрах-конкурсах и фестивалях. Более 30 из них заняли призовые места и более 100 - награждены почетными грамотами и дипломами. Лауреатами губернаторской премии «Оренбургская лира» стали 11 преподавателей института.

В молодом вузе интенсивно развивается музыкальная наука. В частности, институт искусств явился инициатором проведения двух Российских и одной Международной научно-практических конференций, посвященных важным проблемам культуры, искусства и образования с приглашением ведущих специалистов: «Искусство и образование во втором тысячелетии (Теория. Практика. Педагогические позиции)» и «Музыкальная культура Европы и Азии (История. Традиции. Современность)». Ежегодно проводятся вузовские научно-практические конференции, педагогические чтения, семинары-практикумы, лекции и мастер-классы ведущих педагогов творческих вузов России.

Оренбургский институт искусств с 2001 года является учредителем научно-методического, просветительско-публицистического ежеквартального журнала «Оренбуржье музыкальное», в котором публикуются статьи научно-методического содержания, а также информация о современной музыкальной жизни.

В институте действуют два факультета: музыкальный и гуманитарно-творческий. ВУЗ готовит музыкантов-исполнителей (фортепиано, оркестровые народные, оркестровые духовые и ударные, оркестровые струнные инструменты), вокалистов (академическое и народное пение), дирижеров, артистов драматического театра и кино, артистов музыкального театра, библиотечных работников.

В 2008 году институт успешно прошел комплексную оценку деятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, был аккредитован и получил лицензию сроком на 5 лет.

Плодотворно и активно развиваются научные и творческие связи с ведущими вузами культуры и искусств региона, России, ближнего и дальнего зарубежья, СМИ, общественными организациями.

В последние годы, студенты театрального факультета участвовали в Международном фестивале театральных школ «Истрополитана» в г. Братиславе (Словакия); фольклорный ансамбль «Орьград» музыкального колледжа института искусств принял участие в I Молодежном фестивале Российского искусства в г. Бордо (Франция); оркестр русских народных инструментов института искусств участвовал во II Молодежном фестивале Российского искусства во Франции (Кон-Кур-сюр-Луар). Камерный ансамбль «Виола» был участником Дней Российской культуры в Чешской Республике и стал дипломантом фестиваля «Славянская весна» (г. Прага, 2006 г.). Студентами выиграно 12 грантов Минобрнауки РФ, Российского фонда культуры, Союза театральных деятелей, выполнено 570 НИР.

Гордостью института является концертный зал с уникальной акустикой, в котором регулярно проходят концерты классической и народной музыки.

Преподаватели и студенты ведут активную просветительскую работу, выезжают с лекциями, концертами в города и районы Оренбургской области.

Оренбургский государственный институт искусств является одним из центров культурной жизни города, области и Южного Урала.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные