Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики. Орнаментальное искусство народов ханты и манси как источник закодированной информации Орнаменты ханты в современном костюме

Альвина Велиханова
Орнамент как украшение изделий хантыйского народа. Его виды, особенности и значение его символики

орнамент – это узор , украшающий некоторую поверхность. (Слайд №1)

В основном орнаменты возникали в результате долгих наблюдений за окружающим миром. Любой орнамент имеет тот или иной смысл.. Орнамент выполняет три функции : коммуникативную (намерение сообщить информацию, магическую и эстетическую. Декоративно-прикладное искусство обских угров представляет богатые и разнообразные обычаи орнаментации изделий из меха , замши, сукна, тканей, дерева, бересты, кости, бисера. (слайд №2)

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты и манси . Орнамент оживляет вещи , делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Исследователи орнамента угорских народов относят его происхождение к эпохе неолита и бронзы.

Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент , красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери : наварнэ «лягушка» , шовыр пал «заячьи ушки» , нюхас «соболь» ; (Слайд№4)

птицы : васы олын «выводок утят» , питы лук «глухарь» , холх тыхл «гнездо черного ворона» ;

растения : ай сумат нув «березовая ветка» ;

явления природы : серхайн юх «цветущий куст» , вот хумпи «накаты волн» ;

и сам человек : хэ шоп «туловище человека» .

Элементы орнамента : прямая линия, зигзаг и ромб.

Прямая линия – это простейший геометрический орнамент , очень распространенный элемент украшения одежды . Прямая линия – «прямой след» , «прямой путь» , «прямая тропа» . (слайд №10)

С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни. Часто этот узор встречается на берестяных колыбелях, как на спинке люльки, так и на ее бортиках. На широком сегменте люльки у ног ребенка расположен узор со специальным названием «подошвы ног орнамент » .Ветвистый зигзаг отождествляется с ветвистым деревом, а через него – на наполненность узора жизненной силой, на его охранительную роль.

Считается, чем ветвист узор, тем надежнее он может заслонить человека от бед и дать изобилие.

За небольшим исключением на края одежды наносится зигзаг.

Спасительную функцию несут края рукавов, подолы, полы – края одежды вообще. (слайд№12)

Отдельно взятый ромб называют «сердца углублением» . Ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце» , в зависимости от своего местонахождения. И еще он мыслится как «вместилище для души» .

Ромб является основой многих узоров : «жук» , «солнышко» , «мужика половина» , «поленница дров» , «ель» , «мышь» . (слайд №7)

По сегодняшним представлениям хантов , жуков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького нев жучка» .

Ель имела статус священного дерева. Ель с корнями и диском наверху символизирует мост , соединяющий Нижний и Верхний миры.

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира. Распространенный сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши, чтобы передать ту или иную информацию.

Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя. (слайд №3)

Орнамент «заячьи ушки» применяется в основном при украшении детских вещей : по мифологическим преданиям, зайчиха относится к лесным женским духам. «Заячьи ушки» связаны с плодородием.

Изображение птицы – хранительницы сна и здоровья ребенка. (слайд№9)

Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие. В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит : «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».(слайд №11)

Изображение Хантыйские орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдешь по всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, -

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца :

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца.

Микуль Шульгин. (слайд№5)

В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия : «след» и «изображение» . Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след сакрален. «След» задает бордюрную организацию орнамента . Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У хантов , живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков : чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки» ,«коготки» , «ступня» . В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова» , множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. (слайд №6)

Вот некоторые из них :

Геометрический орнамент . Основу составляет строгое чередование геометрических элементов в строгом порядке.

Растительный орнамент самый распространенный после геометрического и самый излюбленный в резьбе. У разных народов были свои растительные мотивы. В средневековье популярными были виноградная лоза и трилистник; во времена барокко - тюльпан и пион; в период модерн - лилия и т. д. Сегодня растительный орнамент использует самый многочисленный комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов существует бесконечное множество. Мотив может быть, как приближён к натуре, так и изменён до неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент . Может состоять как из отдельных букв, так и из предложений. Причина в том, что алфавит некоторых языков очень пластичен, например арабский. Русский алфавит также пластичен, а если ещё и с растительным орнаментом , то получится значительный декоративный эффект .

Фантастический орнамент . В его основе лежат изображения мифических существ. Таких как драконы, единороги, жар-птицы и др.

Животный орнамент . Здесь используются приближённые к реальным и упрощённые изображения животных. Этот орнамент прекрасно сочетается с растительным орнаментом .

Геральдический орнамент . Его элементами могут быть гербы. Атрибуты войны – оружие, доспехи. Атрибуты музыкального искусства – лиры, трубы, маски и т. п. Выполнение этого орнамента - чрезвычайно кропотливое и ответственное дело. Применение геральдического орнамента уместно при орнаментации изделий , например шкатулок, предназначенных в качестве подарка военному, артисту или музыканту. (слайд№13)

Тема: «Традиционная одежда ханты и манси»

Выполнил: Полтавец Владимир

ученик 4 «Е» класса МБОУ

«Средней школы № 2 – многопрофильная

имени заслуженного строителя

Российской Федерации

Евгения Ивановича Куропаткина»

Руководитель: Корлыханова А.М.

г. Нижневартовск 2017г

Введение……………………………………………………стр.3

Основная часть……………………………………………стр. 4

1.1.Мужская одежда……………………………………….стр. 4

1.2.Женская одежда……………………………………….стр. 6

1.3.Детская одежда……………………………………… .. стр. 6

1.4.Обувь ханты…………………………………………. .стр.7

1.5.Украшения головы…………………………………….стр.7

1.6.Происхождение орнамента……………………….......стр.8

1.7.Орнаментальные узоры………………………………стр.8

Практическая часть………………………………………стр.11

Заключение………………………………………………..стр.1

Литература ………………………………………………. стр.14

Введение

Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа. Ха́нты - коренной малочисленный угорский народ, Само название ханты означает люди. Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Сохранение традиций и культуры ханты и манси один из главных принципов культурного развития округа.

Культурные традиции этих малых народов постепенно утрачиваются. Поэтому сегодня важно их сохранение. Мне захотелось побольше узнать о коренных жителях нашего округа, научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Мы перед собой поставили цель: Познакомиться с разновидностями одежды народа ханты и манси; изучить узоры - орнаменты часто встречающиеся в одежде коренных жителей.

Задачи:

1. Проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части;

2. Определить виды материалов для изготовления одежды

3. Изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде,

найти их графическое изображение.

4.Сделать вывод по проделанной работе и представить её в виде презентации.

Обьект исследования:

Предмет исследования:

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

Основная часть

Мы живём в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского Автономного округа. Коренное население – ханты и манси. Поэтому бережное сохранение традиций - один из главных принципов жизни современных ханты. Мужчины занимаются обработкой дерева, кости, металла. Женщины шьют одежду из меха, сукна, кожи рыб, расшивая её бисером и украшая национальными орнаментами. Орнамент является мощным пластом культуры хантыйского народа. Он богат и многообразен. Орнамент народа ханты имеет свой национальный характер, который проявляется в выборе материала, мотивах орнамента, в цвете, т.е. имеет свои особенности, свой образный язык и нам захотелось научиться понимать язык хантыйского орнамента и узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Рассмотрим, какие национальные костюмы у народов ханты манси. Все они красивые, яркие. Раньше люди так ходили каждый день, а теперь надевают эти костюмы на праздники.

Объект исследования: национальная одежда аборигенов Югры

Предмет исследования:символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси.

Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

1.1.Мужская одежда

У северных оленеводов ханты и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь). Обычную же верхнюю одежду их составляли шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок: по покрою эти шубы были распашными, прямоспинными; они завязывались с помощью ровдужных ремешков или же запахивались и подпоясывались кожаным ремнем с большим напуском - пазухой. На р. Вах охотники ханты на зимний промысел надевали так называемый колек. Это короткая одежда из оленьей шкуры, сшитая мехом наружу. Колек туго подпоясывали и полы спереди затыкали за пояс, чтобы они не мешали быстрой ходьбе на лыжах. Летняя мужская одежда северных оленеводов ханты по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных ханты - охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

У южной группы ханты и манси мужские рубахи (хант. ернас, манс. суп) прежде шили из домотканого крапивного холста; они были длиной до колен, с отложным воротником, с вышивкой шерстью на груди и подоле; позднее появились рубахи-косоворотки, также вышитые. Рубахи подпоясывали с напуском. В первой четверти XX в. рубахи стали шить из покупных тканей. У северной группы ханты рубахи и раньше шили только из фабричных тканей. Рубаха прикрывала узкие, заходящие немного ниже колен штаны (хант. кась, манс. маньсуп), которые шили из ровдуги, рыбьей кожи, холста и бумажных тканей. Поверх рубахи мужчины надевали ременный или тканый пояс (хант. антып, манс. энтап), к которому в расшитых бисером мешочках привешивались деревянные ножны с ножом, оселок и огниво. Нижняя часть ножен привязывалась к ноге, чтобы нож можно было легко и быстро вытащить. Зимняя обувь оленеводов ханты и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных ханты - оленеводов. Большинство ханты носило короткую обувь - няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась на толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

1.2. Женская одежда

Женская зимняя одежда северных ханты (сах)) и манси (сахи) - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных ханты шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. На такую шубу шло до 800 беличьих лапок. При дальних поездках на оленях женщины, как и мужчины, надевали малицу и гусь. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, обшлагам и вороту нашивками из бисера, цветной материи и четырехугольных литых из олова бляшек; такие бляшки женщины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Женские пояса были уже мужских и более нарядные.

Женские рубахи южных групп ханты и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп ханты и манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных ханты широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

1.3. Детская одежда

Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т.д.

Коренные народы часто использовали символику Югры

Синий - реки и озера края

Белый - цвет снега

Зеленый - цвет тайги

1.4.Обувь ханты

Зимняя обувь оленеводов ханты и манси (ёрн-вай, т. е. «ненецкая обувь») представляла собой ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. Южные приобские ханты эту обувь покупали у северных ханты - оленеводов. Большинство ханты носило короткую обувь - няра, сшитую из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов, мехом наружу. У зимней обуви этого типа верхняя часть оторачивалась сукном, а подошвы выкраивались из прочных и не скользящих «щеток» и шкуры, снятой со лба оленя. Няра надевалась на толстый, длинный чулок (вай), сшитый из сукна, брезента или ровдуги. Подобную обувь носили мужчины и женщины. У мужчин чулки тонкими ремешками прикреплялись к поясу поверх рубахи. Летом мужчины и женщины носили ровдужную обувь с подошвой из лосиной кожи. На эту обувь (с помощью растительных красок) часто наносился орнамент.

1.5.Украшения головы

Женщины зимой и летом носили большие головные платки с широкой каймой и бахромок. Платок носили наброшенным на плечи и голову, со свободно свисающими концами, сложенными неровным треугольником по диагонали; малый треугольник женщины спускали на лицо, закрывая его таким образом от мужчин, старших родственников мужа. Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины ханты носили большое количество медных и серебряных колец. У южных ханты были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п. У народов ханты были широко распространены женские бисерные украшения: нагрудные украшения. Основные цвета бисера были: белый, синий, красный, голубой, зелёный, жёлтый. Подбирались цвета по принципу контрастности. Бисер, бисерные украшения являются неотъемлемой частью традиционной культуры ханты.

1.6. Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка - украшение) - это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется

орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

1.7.Орнаментальные узоры

Одежда народа Ханты богата орнаментальными узорами. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Оба понятия восходят к охотничьему мировоззрению. Обнаружение следа зверя – это почти добыча, поэтому след зверя сакрален. «След» создаёт бордюрную организацию орнамента. Если сакрален след, то сакральны и части тела животного, которые его оставляют. У ханты, живущих традиционной жизнью, можно встретить гирлянды из высушенных «лапок» различных зверьков: чем их больше, тем удачливее охотник. Поэтому в названия мотивов орнамента часто входят слова «лапки», «коготки», «ступня». В непрерывных бордюрах строго соблюдался принцип синонимии фона и узора. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова», множественностью голов создается изобилие. «Изображения» животного – это «следы» (отпечатки) его души. Мастерицы очень гордятся своим умением изготовлять красивые вещи. В орнаменте самые отвлечённые геометрические формы мастерица выполняет вполне определённым содержанием, отражая представления об окружающей действительности. Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»; птицы: васыолын «выводок утят», питы лук «глухарь», холхтыхл «гнездо чёрного ворона»; растения: ай суматнув «берёзовая ветка», человек: хэщоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.

Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого- либо события, например, вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывавшему медведя.

Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закреплённые традицией. Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию), магическую и эстетическую.

Вот некоторые хантыйские орнаменты .

Изображение медведя-оберег души детей от всяких дурных влияний, злых духов.

Олень – символизирующий землю, наполненную оленями

Лягушка – символ здоровья и долголетия новорожденного

Глухарь – птица сна

Змея- защищает от недугов, является покровительница духов

Шишка - символ хантыйского человека

Солнце – даёт жизнь как настоящую, так и будущую

Уши зайца – дух –(охранитель в облике зайца)

Ветка берёзы- священное дерево

Трясогузка – приход весны

Практическая работа

2.1.Анкетирование

В своей школе мы провели анкетирование учащихся 3 и 4 классов Было опрошено 132 человека. Ребятам были заданы вопросы:

4.Что такое орнамент?

Мы получили такие ответы:

1.Знаете ли вы, как называются коренные жители нашего округа?

Ханты и манси – 120человек, русские – 12 человек

2.Из чего изготовляют одежду ханты и манси?

Из меха, шкур животных - 115чел, из шерсти – 12человек, из ткани -5чел.

3. Чем традиционно занимаются ханты и манси?

Охотой и рыбалкой - 114чел, земледелием и скотоводством- 18 чел

4.Что такое орнамент?

Правильно ответили – 108чел, не знают – 12 чел, допустили ошибку- 12 чел.

5. Зачем ханты и манси украшают свою одежду орнаментами?

Красивая одежда – 98чел, орнамент является оберегом – 22чел, связь с природой – 12 человек.

По итогам анкетирования стало ясно, что не все ребята знают про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. Мы рассказали ребятам о символике орнамента и что обозначает каждый узор.

Заключение:

Проведя исследовательскую работу по выбранной теме, я убедился в актуальности и значимости темы «Национальная одежда ханты и манси », является средством выражения национальных особенностей народа, его мировоззрения.

Отражая историю и культуру ханты и манси, показывая, какой это талантливый и трудолюбивый народ.

Мы подтвердили свою гипотезу о том, что одежда изготавливалась из разных видов шкур животных и коры деревьев. Украшалась одежда разными узорами, орнаментами и вышитым бисером.

Декорированные изделия являются не только украшением, но и оберегом. Есть узоры, почитаемые и в настоящее время, например: «заячьи ушки», «крест», «лягушка», «березовая ветвь».

Раньше все предметы изготавливались для собственных потребностей, теперь многие вещи изготавливаются для оформления музейных экспозиций, в качестве сувенирной продукции.

В процессе исследования мы пришли к выводам:

Заканчивая обзор традиционной одежды восточных манси и южных ханты, необходимо отметить, что уже в конце 19 – начале 20 века у женщин бытовали юбки, фартуки, фуфайки, у мужчин – пиджаки, сапоги, жилетки, т.е. элементы костюма, широко распространенные у ханты и манси.

Хантыйские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных. В орнаментах цвет также имеет символическое значение (белый - божественный; красный – цвет земной жизни, тепло; чёрный – символ подземного мира).

Сегодня мы не можем надеть национальный костюм в повседневной одежде, но можем его показать на фестивалях, форумах, концертах, новогодних представлениях, выставках и т. д.

Литература:

1.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

2. Банников В.Н., Петрук О.И. Изобразительное искусство в национальной школе.- Ханты-Мансииск: 2005 г.

3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. 1993 г.

4. Кайгородова М.В. Декоративно-прикладное искусство ХМАО.

5. Николай Фомин Серия «Обские угры» http://www.liveinternet.ru /users/stephanya/post161403887/

6. Виртуальный музей русского примитива. Митрофан Тебетев. http://www.museum.ru/Primitiv/img/exhibition/139.jpg.

Клюшкина Мария

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Скачать:

Предварительный просмотр:

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«Шаг в будущее»

« Что значит орнамент в одежде ханты и манси »

Секция: проблемы человека и общества.

«Волшебные узоры Югры»

Секция: краеведение

Российская Федерация,

Тюменская область,

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №29

4 Б класс

Научный руководитель:

Клюшкина Александра Сергеевна,

учитель высшей квалификационной категории

предмет: начальные классы

Аннотация_____________________________________________2

План исследования______________________________________3-4

Основная часть_________________________________________6-10

  1. Происхождение орнамента__________________5
  2. Символическое значение орнамента____________6
  3. Практическая работа___________________________7-8

Заключение ____________________________________________9

Список используемой литературы_________________________10

Приложения___________________________________________

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию символики орнамента в одежде народа ханты и манси. В орнаментах записана история народа, раскрывается тайный смысл узоров. Можно узнать о человеке: из какого он селения, о роде его занятий, о достатке. А еще орнаменты выполняют роль оберегов (предметы, обладающие охранительной силой).

Цель работы:

При написании работы использовались методы анализа, синтеза, обобщение информации.

Данная исследовательская работа показывает, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент на одежде ханты и манси имеет символическое значение и заключает в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа Югры. Найдена взаимосвязь между узорами на одежде ханты и манси и окружающим миром. В ходе исследования было установлено, что орнамент у коренного народа не случаен и может рассказать о художественной культуре ханты и манси.

Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы, приложения.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

План исследования

«Орнамент, разворачивает на поверхности любой

вещи свою собственную художественную тему».

Юрий Яковлевич Герчук

  • Подбор литературы по теме проекта, посещение музеев.
  • Сбор информации.
    Обработка результатов анкеты и теста для дальнейшего использования в работе.
  • Подведение итога работы.

Однажды мама подарила мне свитер, на котором были необычные узоры. Они как будто оживляли мой свитер, делали его красивым, оригинальным, заметным. Мне стало интересно, что означают узоры, которые изображены у меня на одежде. Из Интернета я узнала, что такие же узоры на одежде народов ханты и манси. Мне захотелось узнать как можно больше об этих узорах, потому что в них было что-то загадочное. Так родилась тема исследовательской работы «Что значит орнамент в одежде ханты и манси».

Актуальность темы заключается в том, что о культуре ханты и манси мы почти ничего не знаем. Орнамент является частью культуры хантыйского народа.

Цель работы: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Узнать, какое значение имеет орнамент в культуре северного народа.
  2. Провести анкетирование и тест по теме « Что знают современные люди об орнаментах на одежде ханты и манси».
  3. Обобщить полученные материалы.
  4. Подготовить презентацию, фотоколлаж, выпустить буклет, создать собственный орнамент на хантыйскую тему.

Методика исследования. При выполнении работы использовались знания, полученные мною на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный и животный мир Югры», «Северные народы».

Г ипотеза исследования:

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования :

1. Сбор информации.
2. Анкетирование, опрос.
3. Наблюдение, фотографирование.
4. Анализ.

5.Синтез.

Объектом исследования являются орнаменты на одежде ханты и манси .

Предмет изучения: узоры в орнаменте ханты и манси и их смысл.

Новизна работы заключается в том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл.

Результат исследовательской деятельности: презентация, буклет, фотоколлаж, авторский орнамент на хантыйскую тему.

Практическая ценность работы
Результаты работы могут использоваться на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии и во внеклассной работе.

Организация и база исследования . Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

«Что значит орнамент в одежде ханты и манси»

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29, 4-Б класс

Происхождение орнамента

В 1872 году в альбоме знаменитого историка искусств Владимира Васильевича Стасова были замечены статьи об орнаменте народов ханты и манси, в которых писалось о том, что каждый народ заявляет о себе через культуру. В культуре любого народа есть черты, говорящие о ее своеобразии. В культуре северного народа своеобразным является орнамент. Орнамент (от латинского языка-украшение) - это узор, основанный на повторе, предназначается для украшения различных предметов (одежда, посуда, оружие, мебель). В нем как будто закодированы слова, зашифрованы знаки, как в наскальных рисунках, из которых можно узнать об истоках культуры народа, ее развитие во времени. Орнаменты - это геометрические фигуры, они состоят из треугольников, прямоугольников и квадратов, они обозначают солнце, землю, небо, зверей. Орнаменты возникали в результате наблюдений за окружающим миром. Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, необычных форм и цветов: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения. В орнаментах народ ханты и манси изображал богатую природу и свою жизнь на севере. Исполняется орнамент на ткани, бумаге, дереве, металле.

Символическое значение орнамента

В музее на экскурсии я увидела вещи, украшенные необычными орнаментами, смысл которых мне был сначала непонятен. Оказалось, что это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала. Символ - это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного. Орнаменты ханты и манси имеет символическое значение. Например, «лягушка» и «крест» являлись символами домашнего очага. «Крест» также является оберегом от дурного глаза. На одежде ханты и манси я увидела оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень символизирует победу добра над злом, крест с загнутыми концами обозначает символ счастья, пчела символизирует трудолюбие, зеркало – правду, лев – могущество, меч – правосудие, крылья – движение. [ ] Орнаменты, связанные с медведем, как существа высшего, небесного происхождения требует к себе особого отношения, их может выполнять только мастерица с большим опытом.

Использование в орнаменте изображение птицы, несёт в себе силу оберега сна и здоровья ребёнка.

Для изготовления изделий используют несколько цветов, каждый имеет свой символ: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира. Для украшения подола платья национальным орнаментом используются длинные узкие полоски всех этих цветов. Таким образом, орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Практическая работа

Исследование проводилось на базе одной из школ города Сургута.

Цель исследования: изучить значение узоров на одежде народа ханты и манси.

Задавшись вопросом раскрыть тайну орнамента на одежде ханты и манси, я познакомилась с культурным наследием коренного населения нашего округа в Центральной Детской Библиотеке, Интернете, музее.

Для того чтобы выяснить, что знают ребята 3-4 классов нашей школы про коренное население нашего округа и орнамент на одежде ханты и манси, я решила провести анкетирование. По итогам первого анкетирования стало ясно, что мало кто из ребят знает про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. (Приложение №1 анкета №1)

Еще я решила выяснить, что знают ребята о символике орнамента, провела опрос. Задание заключалось в следующем: определить, что изображено на картинках. Предлагались иллюстрации с орнаментом на одежде ханты и манси. Нужно было отгадать, что они обозначают. В результате опроса было выяснено, что ребята почти ничего не знают об орнаментах. (Приложение №2 опрос №1)

Но я поняла, что тема им интересна. Поэтому на школьной конференции «Я исследователь» выступила с темой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси». Рассказала ребятам о символике орнамента, и что обозначает каждый узор.

Для привлечения интереса ребят был проведен конкурс рисунков « ». (Приложение №3)

В классе мы с ребятами оформили фотоколлаж «Орнамент в одежде ханты и манси». (Приложение №4 фотоколлаж)

Еще нами был оформлен буклет по теме исследования. (Приложение №5)

Вместе с одноклассниками мы придумали свой орнамент на хантыйскую тему, который я сама вышила. В нем были использованы священные для ханты и манси вещи, обереги и цвета. (Приложение №6 авторский орнамент)

После всех проведенных мероприятий я решила еще раз провести анкетирование и опрос, чтобы посмотреть, как ребята запомнили все, что я рассказала. Произошел рост – ребята уверенно отвечали на вопросы про коренное население, про орнамент. (Приложение №7 анкета №2)

И в опросе тоже уже смогли отличить символы «солнце» от «медведя» и «лягушки». (Приложение №8 опрос №2)

Практическая значимость работы: данную работу можно использовать на уроках литературы, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что источником создания орнамента была сама природа. Орнамент оживляет вещи. Он рассказывает о богатстве и разнообразии окружающего мира.

Мы изучили символику орнамента народов ханты и манси и пришли к выводу, что орнамент на их одежде - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.

Орнаменты одежде ханты и манси имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. В орнаментах цвет также имеет символическое значение: белый – цвет снега – удачу; красный – благополучие, синий – реки, озера; зеленый – тайга; желтый – солнце – радость, чёрный – символ подземного мира.

В ходе работы над исследованием была подтверждена гипотеза о том, что орнаменты служат не только для украшения одежды, но и имеют тайный смысл. Орнаменты являются частью культуры народа ханты и манси, обозначают солнце, землю, небо, зверей, изображают богатую природу Севера и жизнь коренного народа, а еще служат оберегами.

Закончив исследование, я познакомила сверстников с итогами моей работы, вместе мы оформили фотоколлаж «Орнамент на одежде ханты и манси» , выставку рисунков « Символика орнамента ханты и манси » , создали орнамент на хантыйскую тему, а также выступила на школьной конференции «Я исследователь» с работой «Что значит орнамент в одежде ханты и манси?».

Для сохранения мира на земле мы все должны чтить, помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла и доброты. Мои сверстники узнали много нового и интересного о культуре и обычаях ханты и манси, а значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов Севера! Ведь в орнаменте - история народа.

Список используемой литературы, сайты.

1.Дудырева, Н. Наш край - Югра[Текст] / Наталья Дудырева

// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 6. - С. 16-17. - фот.

2. [Электронный ресурс].URL: http://dic.academic.ru

3. Ожегов С.И., «Словарь русского языка», 20-е издание, стереотипное, Москва, «Русский язык», 1989г.

4.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000 г.

5.Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обскихгров», Москва, Издательство ИКАР, 2003г.

6.Узор таежной тишины [Текст] // Югорское детство. - 2012. - № 1. - С. 24, 25. - ил.

7.Шишкин П.Е., Шабалина И.Д. «Мансийские орнаменты», Издание второе исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2001.

8. Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс].URL: http://www.etnic.ru

9. Николай Фомин Серия «Обские угры» [Электронный ресурс].URL: http://www.liveinternet.ru

10. Орнаментальное искусство коренных народов Севера. [Электронный ресурс].URL: http://rudocs.exdat.com

11. Орнаменты ханты и манси [Электронный ресурс].URL: http://ornament-ru

12. Алые паруса. Народы ХМАО. [Электронный ресурс].URL: http://сайт

13.Югорское детство №3(37) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

14.Югорское детство №5(39) май-июнь, первый сургутский журнал для родителей, редактор Л.Андреенко, 2013г.

15.Орнамент "Солнце"[Текст] / Т. Молданова// Югра. - 1993. - № 4. - С. 51. - 3 рис.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Орнаменты ханты и священные изображения

Крест, ромб

Прямая линия, зигзаг

Треугольник

Уголок

Бодухина Валентина Александровна,

воспитатель МБОУ «Ляминская СОШ»


Цели презентации

1. Познакомиться с особенностями национальных орнаментов; выявить элементы, составляющие сакральный характер орнаментов; найти взаимосвязь орнаментов разных народов.

2. Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов, их освоение.

3. Укреплять взаимосвязь с родителями детей через совместную работу при сборе информации


  • Крест встречается как в прямом, так и в косом исполнении. В настоящее время еще встречаются татуировки в виде креста на руках: чтобы охранять от боли и чтобы «от болезни укрыться». Вообще, крест несет охранительную функцию, играет роль границы между мирами.
  • Косой крест еще называют «собачья лапа». Значение косого креста – отграничение мира людей от враждебных сущностей иного мира. Например, последний идущий с кладбища должен положить на дорогу крест-накрест две палочки: считается, что душа умершего не сможет через них перешагнуть.
  • На Казыме в том случае, если нельзя пропустить стадо по какой-либо тропе (дороге), то ее перекрывают. При этом было бы проще взять две жерди и поставить их крест-накрест. Однако обычаем это запрещено, поэтому приходится рубить большое количество жердей и ставить их вертикально одна к другой. Запрет по отношению к крестообразно поставленным жердям объясняется тем, что ими навсегда перекроешь себе обратную дорогу.
  • В связи с крестом необходимо отметить особый способ завязывания узлов на умершем. Концы завязок, располагаясь перпендикулярно основному шнуру, как бы образуют крест.

Змея

Эти орнаменты почитаются в связи с тем, что змей считают косами Казымской богини.

Считается, что эти изображения способны «высосать болезнь», и их изготавливали в случае тяжелого недуга.

Во сне увидеть змею или ящерицу – «болезнь глазами увидел», а это, в свою очередь, означает, что человек выздоровеет.


Ромб

Отдельно взятый ромб называют «сердца углубление», так же называют ряды ромбов на вязаных и бисерных изделиях. В зависимости от своего местонахождения в узоре ромб изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того он мыслится как «вместилище для души».

На детской люльке существует ромбовидный сегмент, который тоже называется «сердца углубление», и на него запрещается наносить узор, чтобы «не испортить жизнь ребенку».

Существует много узоров с пустым внутри ромбом и отходящими от вершин «крючкообразными» отростками. Такие узоры называются «лягушка». Известен обычай почитания лягушки, «между кочек живущей женщины», «прыгающей женщины», которая способна дарить семейное счастье, облегчать роды.


  • Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, давало новорожденному здоровье, долголетие.
  • В фольклоре с лягушкой связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают».
  • В русской народной сказке царевна превращается в лягушку, надев лягушачью шкурку.
  • Таким же способом принимают облик животных духи ханты.

Почему нельзя убивать жучков?

  • Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать.
  • Фигура ромба нашивается в плечевой части одежды, плюс два зигзага, расположенные по разные стороны от выреза груди, замыкаясь на его конце, образуют ромбы. Существует стойкое выражение «силу спины охранять, силу груди охранять».

Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина», «поленница дров», «ель», «мышь».

По сегодняшним представлениям хантов, жучков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого жучка».


  • Ель имела статус священного дерева.
  • Ель с корнями и диском наверху символизирует мост, соединяющий Нижний и Верхний миры.
  • Считается, что если по какой-то причине человек желает встретиться с лесным духом, то он, ночуя в лесу, во-первых, должен под спальное место постелить еловые ветки, а во-вторых, настрогать еловых стружек и также положить под себя.

Мышь

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности Нижнего мира.

Распространен сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши (иносказательно, «по земле ходящее животное», «мусора животное», «маленькая белка»), чтобы передать ту или иную информацию.


Прямая линия. Зигзаг

  • Прямая линия. Это простейший геометрический орнамент, очень распространенный элемент украшения одежды. Прямая линия – «прямой след», «прямой путь», «прямая тропа».

Зигзаг. Чаще всего присутствует на бересте, при аппликации тканью по ткани. Извилистая линия в центре изображения считается признаком жизни и живого существа. С зигзагом традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях как на спинке люльки, так и на ее бортиках.


Треугольник

  • Символические значение топора очень велико.
  • Он применяется во многих обрядах: свадебных, похоронных, на медвежьих игрищах.
  • Топор обладает очистительной функцией: в целях ритуального очищения через него должны перешагивать женщины.
  • Он – непременный атрибут гадательного процесса определенной категории людей, у которых есть «топора знак».
  • В фольклоре топор фигурирует как боевое оружие – достаточно ему приклеиться к врагу (его жилью), и тот будет побежден.

Треугольник в орнаменте (линия треугольников) имеет разные названия:

«щучьи зубы», «утиные выводки», «кедровая шишка» - если основание помещено горизонтально, а вершина направлена вверх;

«голова», «головы одна половина» - если вершина повернута вниз;

«топора лезвие» - если основание размещено вертикально.


  • играет существенную роль в мифологии обских угров.
  • Она выступает творцом мира, достает землю из глубин первичного Мирового океана.
  • В марийском мифе строение мира осуществил селезень, доставший со дня моря ком земли; в мордовском варианте кусочек земли, из которого возникло все живое, достала утка (гоголь, нырок).
  • В Волжской Болгарии на височных кольцах часто изображалась утка с золотым шариком в клюве.
  • Согласно сегодняшним представлениям, во-первых, с уткой связано понятие изобилия. Во-вторых, утиная лапка служит игрушкой ребенку и в то же время является его оберегом.

  • Много изображений птиц на детских и женских вещах.
  • На спинку люльки против того места, где находится голова ребенка, обычно наносится «глухаря сна узор».
  • Многие исследователи указывали на магическое значение «птицы сна».
  • Смысл данного изображения в том, что одна из душ человека имеет вид птицы и может покидать во время сна тело.
  • Изображение птицы служит вместилищем для души и удерживает ее на одном месте. Со временем, «пестрый глухарь» привыкает к конкретному человеку и повсюду следует за ним

  • Двухголовую птицу называют также «двухголовый журавль», «безголовый журавль» или «двухголовый безголовый журавль».
  • На вопрос, почему он двухголовый, обычно дают ответ «он на две стороны смотрит», т.е. способен одновременно охватывать своим взором все окружающее пространство, всезнающий и всевидящий; такими же способностями обладает и медведь.
  • Журавль – один из главных персонажей Медвежьих игрищ, где он выступает в роли мстителя.
  • Согласно священной песне, медведь разрушает гнездо журавля, уничтожает его птенцов и должен за это понести наказание. В заключительной сценке прилетает журавль, поет свою песню, затем начинает переворачивать стоящие перед медведем чаши с едой, сдирает с него украшения, ломает его домик.

  • В настоящее время священные узоры встречаются на ритуальных поясах, рукавицах, шапках. Предметы с их изображениями кладут в приклады духов-охранителей или используют на Медвежьих игрищах.
  • Считается, что священные узоры таят в себе некую силу, некий заряд энергии, способный сакрально очистить предмет, на который он наносится, и далее содержать его в этом состоянии. Тем самым женщины как бы поддерживают постоянный источник очищения, в первую очередь для мужчин. Часто новые орнаменты видятся во сне.

Четыре группы священных узоров

Священные узоры можно разделить на четыре группы: первая связана с медведем, вторая – с изображением человека на лошади, третья – «духов узор», четвертая – «счастливые гнезда» тех или иных почитаемых животных: ящерицы, змеи, трясогузки.

Про медведя не говорят «убит», а говорят «спущен», что связано с его небесным происхождением, он является сыном Торума.

  • Кроме того, при добыче медведя вылетает только одна из его душ, в конце праздника Медвежьих игрищ семь божеств уносят вторую душу, а еще одна душа остается при медведе, если он желает быть домашним духом, т.е. медведь еще «живой»: его душа все видит, понимает, чувствует.
  • Раньше в качестве духа оставляли выделанную медвежью шкуру вместе с головой. Изображение медведя соответствует именно такому медведю, ставшему духом – вид сверху.

Как стать удачливым охотником?

  • Иногда изображается след медведя («медведя узор»). Можно говорить о полном отождествлении в сознании следа и животного. Имея перед глазами след, особенно на снегу, опытному охотнику совсем не обязательно наблюдать само животное, оно и так уже стоит перед его мысленным взором.
  • Охотнику известно – сыт зверь или голоден, куда и для чего направляется, какая завтра будет погода и, следовательно, чем будет заниматься данный зверь. Изображение следа медведя есть для ханты сам медведь.

В священных узорах многое изображается опосредованно: не медведь, а его след, не ящерица, а ее гнездо и т.д.

Ящерица, змея, трясогузка не имеют для охотника практического значения, это атрибуты духов, символы их присутствия, они сакральны. Чем больше этих символов хранится в «священном углу», тем сильнее эта часть пространства насыщена «духовной энергией» и тем удачливее человек в промысле и быту.


Другие изображения

Узор оленя должен символизировать землю, «наполненную оленями»

  • « Солнце»-«Солнце-найматерь» , дарительница силы, энергии для воспроизводства земной жизни.
  • Штрихи возле солнца – это семена жизни, следы их присутствия, из которых могут родиться «и человек, и животное, и растение».
  • Узоры, отходящие от центрального круга – «солнца лучи», а небольшие выступы на окружности называются «невзорвавшаяся рука (луч)», т.е. еще не сформировавшиеся зарождающиеся лучики.
  • Идея орнамента такова, что солнце дает жизнь, как настоящую так и будущую.

  • В этом изображении узоры, отходящие от вершин четырехугольника символизируют «оставленного стойбища дороги».
  • По рассказам, в старину люди специально оставляли стойбища, чтобы создать еще один клочок удобренной земли, потому что на нем даже в самый неурожайный год вырастет крупная сочная ягода.
  • Во всех случаях места, где ранее были стойбища, резко выделяются на фоне остальной местности, там более пышная, обильная растительность, хвоя на деревьях крупная и ярко-зеленая.
  • Таким образом, близость конфигурации узоров «солнце» и «покинутое стойбище» объясняется их общей идеей – воспроизводство земной жизни

« Кедровая шишка»

В фольклоре существует следующий оборот:

«Сосновой шишке подобная кукла, Кедровой шишке подобная кукла».

Оба выражения обозначают одно и то же: после эпохи богов и богатырей на земле возникает эра жизни хантыйских людей, которых боги называют «куклами».

Таким образом, шишка – это символ хантыйского человека или человека вообще.

Шишка – это дом для орехов. Орехи – это семена новой жизни.

Однако особое состояние ореха, то есть его способность к прорастанию, связано с наличием кедровок, так как именно они закапывают орехи в землю.

Не исключено, что первоначально «шишка-человек» мыслилась как беременная женщина.


Уголок

Уголок лежит в основе многих значимых узоров орнамента. Можно назвать следующие узоры.

«Заячьи ушки» («уши маленького зайца»). Существует представление, что если снег падает большими хлопьями, то это Торум-отец на свою жену злится и рвет ее заячью шубу. Заячья атрибутика присутствует и в родильном обряде.

  • «Маленькая ветка», «лисицы локоток», «заячья лапка» - о снова более сложных узоров.

«Маленького оленя рога» . Это двойные «заячьи ушки» по узору.

По смыслу, если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды: это материальное благополучие (теплая одежда, еда) и он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божества.

Кусочки шкуры с ушей оленя, отрезаемые при нанесении на уши метки, женщины собирали в гирлянды и украшали ими игольницы Их нужно было пришивать очень надежно, чтобы не растерять, иначе семья растеряет своих оленей. Таким образом, магически женщина участвует в охране стада.

  • Какова функция прямого креста в орнаменте?
  • Какова функция косого креста в орнаменте?
  • В каком случае изготавливался орнамент «змея»?
  • Каково назначение ромба в орнаменте на детской люльке?
  • Почему узор «лягушка» считается женским?
  • Какой узор необходимо было вышить бисером на платке для здоровья новорожденного?
  • Почему нельзя убивать жучков?
  • Символом чего является ель?
  • Символом чего является мышь?
  • С каким узором традиция связала понятие живого, одушевленного, за ним закреплена функция оживления неживого, охраны жизни?
  • Каково назначение топора и его изображения в узоре?
  • Какой узор наносится на спинку люльки против того места, где находится голова ребенка и с какой целью?
  • Как называется этот орнамент?
  • Какие узоры считаются священными?
  • Как стать удачливым охотником?
  • Какова связь между узорами солнца и покинутого стойбища?

Цивилизация, созданная народами Западно-Сибирского региона России, представляет собой культурный пласт, где суровый климат и экстремальная среда обитания обуславливает практический характер традиционного искусства.

Орнамент, являясь символическим воплощением культуры, выражает не только художественно-эстетические идеалы этноса, но и несет в себе определенную информацию, зашифрованный смысл.

Мир орнамента — большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам. Некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ: животных и людей.

В современной жизни представителей разных народов сохраняется почтительное отношение к символике орнаментальных знаков, хотя всерьез, наверное, мало кто верит в их магию. Некоторые символы хорошо известны и мы их используем.

Особенности формирования своеобразной культуры коренных народов определялись уровнем их общественного развития и той географической средой, в которой проходила жизнь. Человек, живший в гармонии с природой, ощущал ее ритмы и изображал их, находя конкретные аналоги в окружающем мире. К линии, начертанной, высеченной или вышитой люди относились как к магической «волшебной палочке», заставляющей силы природы оберегать, лечить, защищать, покровительствовать человеку.

В своих орнаментах не только рассказывали о жизни, но и верили в то, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, ихарак – глаз, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым, а взгляд зорким.

Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века . Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы - население верховьев Вашки и Мезени , ижемцы - низовьев Печоры, прилузцы - верховьев Лузы и Летки.

В целом по России проживает около 228 тысяч коми-зырян (2010 г.) или 293 тыс. (2002 г.) . Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской , Мурманской , Кировской , Омской и других областях РФ.

В орнаменте преобладают геометрические мотивы: косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами. Кроме типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и животных, а также мотивы растительного характера: розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток.


Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».

У ненцев встречаются орнаментальные мотивы, отдельно напоминающие фигурки людей, зверей, растений.

Главные фигуры: меандры, Г-образные фигуры, ветвисто-роговидные фигуры, симметричные и асимметричные, «головки», вертикальные линии с отростками, кресты.

Долга́ны (самоназвание - долган, тыа-кихи, саха) - тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие -православные .

Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил у них значительное развитие. Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера. Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков.

Долганы, как и другие народы Севера, любят разнообразить цвета и материал полос, а также их ширину. Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол. Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке. Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны. Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольничками, короткими вертикальными линиями, кружками.

Женскую одежду украшают специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину.

Орнамент простой, строго геометрический, преимущественно прямолинейный, нередко с внутренней разработкой входящих в него мотивов. Встречаются как крупные, так и мелкие фигуры, чаще всего ахроматические. Из криволинейных фигур характерен миндалевидный узор, иногда пересеченный по длине прямой чертой. Расположение орнамента преимущественно зональное (Саяно-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: треугольники, решетчатые (пересеченные) треугольники, треугольники с вписанными в них малыми треугольниками, сближенные, входящие друг в друга зигзаги, шевроны, косая сетка, ромбы, прямоугольники с вписанными в них мелкими прямоугольниками, диагонально пересеченные квадраты или прямоугольники, миндалевидные фигуры.

Распространен у алтайцев, шорцев, хакасов, чулымских татар, тофаларов, тувинцев и якутов. Прослеживается у угров, народов самодийской группы, долганов, приенисейских эвенков, бурят и частично у северо-восточных палеоазиатов (чукчей, коряков) и юкагиров. Отдельные мотивы этого орнамента известны и некоторым народам Европейской части России.

Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум ; устаревшее - остяки-самоеды ) - народ, живущий на севере Западной Сибири . До (412 чел.).

Орнамент различных территориальных групп селькупов неоднороден по своему составу. У тазовских селькупов он примыкает к ненецкому; у баишинских ограничивается треугольниками, зигзагом, пересеченными квадратами и полосами; у нарымских (тымских и кетских) селькупов - близок к орнаменту восточных (сургутских, ваховских, васьюганских) хантов. Орнамент тазовских и баишинских селькупов строится на прямых, нарымских - на прямых и кривых линиях с характерными расширяющимися к концу отростками. Орнаментируются главным образом одежда и берестяная посуда.

Орнамент прямолинейно-геометрический, с дополнительными отростками и крючками у отдельных фигур, с заполнением по возможности всей поверхности предмета или его части (ковровое расположение). Крупные фигуры замкнутого типа заполнены внутри дополнительными элементами - ромбами, квадратами, линиями. Наряду с ковровым встречается и зональное расположение фигур (Иртышско-Алтайский тип орнамента).

Главные фигуры: решетчатые ромбы, крючкообразные фигуры в различных комбинациях.

Распространен у южной группы хантов (Иртыш, Салым, Конда), южных манси и нарымских селькупов, а на Северном Алтае у шорцев и кумандинцев. Характерен также для многих народов Европейской части России.

Почти у всех народов Сибири, а также за ее пределами у народов Европейской части России, в Средней Азии и на Кавказе распространен Североазиатский тип орнамента. Известен многим народам Европы, Америки, Африки, Южной Азии (Индия).

Внешние признаки: орнамент криволинейный, простой, строго геометрический, большей частью мелкий.

Главные фигуры: точка или кружок, полукружок, кружок с точкой в центре или концентрические кружки. Точки и кружки обычно располагаются зонально, реже группируются в более сложные фигуры, образуя розетки. Все эти узоры нередко сочетаются с горизонтальными линиями или зигзагами.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину. В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности. Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные