Особенности и разновидности китайской живописи. Особенности китайской сунской живописи Мастера Китайской Живописи

Мир природы, ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков средневековья. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков ими была определена своеобразная форма картин - свитков, помогающих показать мир во всем его многообразии.

Китайские живописцы уже в 8 веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тущь Тогда же сложились и разные манеры письма: одна - тщательная «гун-би» /»прилежная кисть»/, фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины, другая - свободная и как бы незавершенная «се-и» /» живопись идеи»/, позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник. Китайские пейзажные картины никогда не писались прямо с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя все самые характерные черты природы, самые верные ее приметы. Отсюда и название, данное пейзажу в средние века, - «шань-шуй», то есть «горы-воды». Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы - «ян», а вода связывалась с темным мягким и пассивным женственным началом - «инь».

Отношение к природе и миру диктовало и особые законы построения пространства. В средневековых китайских пейзажах применялась не линейная, а рассеянная перспектива. Живописец смотрел на открывающийся вид словно с высокой горы, отчего горизонт поднимался перед ним на необыкновенную высоту. Вытянутая форма свитка способствовала передаче огромного пространства. Для того, чтобы создать впечатление дальних и ближних расстояний, художник делил картину на несколько планов, высоко поднятых один над другим. Таким образом, дальние предметы оказывались самыми высокими. На переднем плане размещалась обычно группа деревьев, скал или других крупных предметов, с которыми соотносились все части пейзажа. Планы связывались туманной дымкой или водным пространством, как бы отдаляющими на огромное расстояние дальние предметы.

Раннее средневековье (4-6 вв.)

Раннее средневековье - тревожная и смутная пора. Непрерывное вторжение кочевых племен длилось почти сто пятьдесят лет, Китай был разделен на ряд государств. Юг и север страны на несколько столетий оказались отрезанными друг от друга, там сложились свои государства, возникли свои столицы. На юге, куда бежала основная часть населения, важнейшим культурным центром стал Цзянькан, расположенный неподалеку от современного Нанкина. На севере, захваченном племенами кочевников-сяньбийцев, к концу 4 века образовалось крупное царство Северная Вэй, столичными центрами которою стали Пинчэн /современный Датун/ и Лоян. Захват севера кочевниками принес не только бедствия и разрушения, но и сыграл важную роль в судьбе Китая. Он помог установлению культурных связей с азиатскими народами. В это же время возник буддизм.


Популярности буддизма помогло его умение приспособиться к среде, куда он проникал. Буддизм сблизился с местными культами и верованиями, а Конфуция и Лао-цзы - основателей древних учений Китая - включил в число буддийских божеств. Вместе с буддизмом в Китай пришли неведомые раньше образы монументального зодчества, скульптуры и храмовых росписей. По примеру Индии и Афганистана в стране началось сооружение огромных пещерных монастырей, а также строительство пагод в честь буддийских святых и паломников.

Черты буддийской пластики периода Северная Вэй ощутимы и в живописи, в содержании и стиле которой произошли заметные сдвиги. В период раннего средневековья, наряду с храмовыми росписями, получил развитие и тип китайской повествовательной картины на свитках. Особенно расцвела эта светская линия живописи на юге страны, где традиции китайского искусства не были прерваны иноземными нашествиями, и где сгруппировался цвет китайской интеллигенции. Здесь окончательно установились форма и предназначение картин. Главную роль играли горизонтальные свитки-повести, включавшие в себя, помимо живописи, и текстовые вставки. Ими могли быть поэмы или изречения мудрецов. Они выполнялись красивым каллиграфическим почерком,по стилю близким почерку живописному. Хотя свитки и не были связаны, как правило, с буддийской тематикой, на характер светской живописи все же оказали влияние привнесенные в нее буддизмом созерцательные настроения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Изобразительное искусство зародилось в Китае еще в эпоху неолита (около 6 тыс. лет назад). Об этом свидетельствуют археологические раскопки около г. Сиань, где были найдены изделия с изображением человека, животных и растений того периода.

Обаяние китайской живописи - в глубине поэтического проникновения в жизнь природы. Это искусство повествует о смене времен года, дает зрителю возможность заглянуть в мир лесных чащ, приобщает его к вечным тайнам земли.

Актуальность темы обусловлена тем, что в наше время в людях пробуждается всё больший интерес к азиатской культуре. Китай - не исключение. Китайская живопись отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи.

Объект: китайское изобразительное искусство.

Предмет: примеры картин и описание техник письма.

Целью данной работы является выявление особенностей китайской живописи, интерпретация образов и символов, изучение стилистики картин на примере творчества Ци Байши.

Цель работы определяет следующие задачи:

1. На основе изученной литературы, выявить особенность китайской живописи;

2. На основе анализа литературы, рассмотреть понятие образа и символа в китайской литературе;

3. На основе анализа литературы, выделить особенности китайской живописи и отличия от европейского изобразительного искусства;

4. На основе анализа творчества художника Ци Байши выделить отличительные свойства китайского изобразительного искусства.

Поставленные в исследовании цели и задачи определили методы и приемы исследования . В данном исследовании совмещены несколько подходов к изучаемому явлению. В ходе написания первой главы применялись метод сопоставительного анализа, описательный и логико-понятийный методы. Для написания второй главы применялись метод компонентного анализа, а также приемы культурологического анализа.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Базой эмпирического материала послужили картины мастера живописи гохуа художника Ци Байши.

1. Особенности и разновидности китайской живописи

1.1 Основн ые приемы и отличительные черты китайской живописи

Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно различна по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон. Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью 1 .

В Китае издавна говорят о близости живописи и каллиграфии. Художники и каллиграфы пользуются одними и теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской каллиграфией и живописью столько общего, что они считаются родными сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и двигают друг друга вперед. Это говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства лежит линия. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства.

В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая на употребляемую на Западе. В Китае для письма и рисунков всегда употребляют плитки первосортной, с чёрным лаковым блеском, туши, в приготовлении которой китайцы достигли большого совершенства. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают широкое разнообразие тонов. Благодаря размывам разбавленной туши, живописцы передают наитончайшие оттенки от густого чёрного до прозрачного бледно-серого. В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница-считались «четырьмя драгоценностями» [вэнь фан сы бао].

Для китайской живописи характерна многоточечная и рассеянная перспектива, лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета с выразительными и ритмичными контурами, а также плоскостная живопись без светотеневой лепки. Китайский художник может на длинном и узком бумажном или шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых от зрителей линией горизонта. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы. Многоплановая перспектива китайской живописи позволяет художнику дать полный простор своему воображению и создать художественный мир, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства.

Реалистическое начало непосредственного наблюдения действительности сочетается в китайской живописи с рядом условных канонов. Её величавая простота и благородная строгость не исключают тонкости декоративных деталей.

1.2 Образы и жанры

В образах китайской живописи часто воплощаются глубокие философские идеи. В различные периоды развития живописи на неё наложили свои отпечатки конфуцианство, даосизм и буддизм. Родоначальник теории живописи Сэ Хэ в своих «Заметках о категориях старинной живописи» (490 г.) сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. И самый первый из них состоял в требовании передать в живописи «одухотворённый ритм живого движения», который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение.

В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж «горы и воды», живопись «цветов и птиц», портрет и анималистический жанр.

Образам китайской живописи придавалось символическое значение, связанное с идеями древней космогонии. Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала - Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству композиции учили художника: «Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли… Между ними заботливо расположи пейзаж». Дуалистическая структура мира, утверждённая в глубокой древности, представала как зримо воплощённые в Небе и Земле два противоположных принципа мироздания: мужская сила - [ян] и женская сила - [инь]. Взаимодействие этих сил порождало пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, которых образовано всё реальное, всё сущее.

Годовой цикл воплощал круговорот рождения и смерти вещей. «Четыре времени года» - излюбленный мотив китайских художников. Кульминацией этого цикла был день зимнего солнцестояния, когда сила ян испытывала наибольшее напряжение, когда свершалось таинство слияния Неба и Земли, когда в недрах тьмы зарождался свет Поэтому зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой в выражении сути бытия.

В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого начала ян, а воды - женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям, возникает вселенная. Горы-кости земли, потоки воды-вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. Поэтому ему были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству.

В китайской живописи существует эстетический культ дерева. Особенно часто изображается ива, которая является символом скромной красоты и утончённости. Она - знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь и поэтому символ красоты и доброты. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы.
Особой популярностью в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал «пользы бесполезного», то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, и древнюю идею вечной юности. Деревья, подобно камням, воспринимаются как живые. Особым разделом жанра «цветы и птицы» является живопись так называемых «четырёх благородных»: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа. В монохромной живописи бамбука заключается смысл конфуцианской этики и даосской философии. Орхидеи и хризантемы имеют более личный, сокровенный смысл. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. Хризантема - прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. Этот цветок - символ возвышенного одиночества.

Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук - это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.

С популярностью бамбука может соперничать только изображение ветки с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми цветами дикой сливы мэйхуа. Она также символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость, так как живые соки сохраняются в деревьях и в морозы. Цветок означает солнечное начало ян, а само дерево, ствол и ветки, наполненные соками земли, олицетворяют её силу инь. Символика мэйхуа конкретна: цветоножка-это абсолютное начало; чашечка, поддерживающая цветок, рисуется тремя штрихами, так как воплощает три силы - Небо, Землю и Человека. Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками. Все части, связанные с деревом, имеют чётное количество элементов, что отражает устойчивость - свойство Земли 3 .

Изображение «трёх друзей холодной зимы» (мэйхуа, бамбука и сосны) вместе с орхидеей, составлявших «четыре совершенных», символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания. Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись. Назовём ещё некоторые популярные символы в изобразительном искусстве: дракон и птица феникс - символы власти, могущества и силы, а дракон также символ императора, а сейчас Китая и мужского начала; феникс - императрица, женское начало; лев-символ мощи и благородства; тигр-защитник от злых духов; журавль, черепаха старые камни - символы долголетия; летучая мышь, сорока-символы счастливой вести; голубь-символ мира, появился недавно; селезень с уткой, две рыбки, две бабочки, два цветка лотоса на одном стебле - символы супружеского счастья; лотос - символ внутренней чистоты; пион - символ человеческой красоты, богатства, изобилия, почести и пышности; персик - символ долголетия и бессмертия; рыба карп - символ пожелания счастья и успехов; гранат - символ пожелания большого мужского потомства; множество цветов - символ расцвета китайского искусства.

Портрет и вообще изображение человека играли заметную роль лишь на раннем этапе сложения эстетического феномена китайской живописи. После периода Тан (618-907 гг.) портретной живописи стали отводить менее значительную роль, пока она не заняла последнее место. В портретном искусстве можно выделить два направления. Одно исходило из конфуцианской официальной традиции социально - этической значимости человека, другое опиралось на даосско-буддийскую философию ценности личности и потому стремилось раскрыть неповторимые черты характера и свойства данного человека. Художники первого направления изображали чаще всего мемориальные портреты исторических и государственных деятелей, высоких сановников, членов их семей и придворных красавиц. Художники, относящиеся ко второму направлению, создавали образы поэтов, отшельников, фантастические портреты святых. Первые чаще всего работали в цвете, в детальной, скрупулезной манере. Вторые отдавали преимущество рисованию тушью, прибегая порой к лёгкой подцветке, в свободной, эскизной манере.

1.3 Стилистика

В китайской живописи существует два стиля письма: гунби - прилежная кисть и сей - живопись идей. Первому стилю присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным накладыванием красок. Второму - свободная эскизная манера письма широкой кистью.

Художники стиля сей стремятся передать не внешнее сходство предмета, а его сущность, в чем и заключается главная цель мастера. Эти два стиля взаимно дополняют друг друга. Но основой развития стиля сей является манера письма гунби. Сей за» тысячелетия выработала свой емкий и лаконичный художественный Язык, с помощью которого художник выражает внутреннюю сущность предмета и, таким образом, свои мысли и чувства. К этому и стремится настоящее искусство.

В китайской живописи существует особый вид картин-картины-свитки хуафу или хуацзюань. Они сворачиваются в рулон цзю ань чэюу и хранятся в специальных изящных футлярах 4 . Этот способ удобен для хранения и коллекционирования картин. Древние картины - свитки, благодаря существующей тогда высокой технике наклеивания картин и способам их хранения, и через тысячелетие сохраняют свою первозданную свежесть, что позволяет любоваться ими в музеях.

Источником возникновения картин - свитков были фрески бихуа, картины на ширмах пинхуа, появившиеся ещё до нашей, эры.

Возникновение такого рода картин было связано не только с целью удобства хранения, но и с возникновением направления в живописи вэньзюньхуа - живопись учёных. Мастера вэньжэньхуа гнушались наравне с простыми живописцами расписывать дворцы и храмы. Их картины свитки вывешивались в кабинетах и предназначались для обозрения друзей, литераторов, учёных и служивого сословия.

В вэньжэньхуа живопись сочетается с поэзией и каллиграфией. Изящество иероглифов и поэзия стиха не только дополняли и подчеркивали основное содержание и идею картины, но и в сочетании друг с другом придавали ей особую красоту и законченность. Этот стиль стал яркой отличительной особенностью китайской живописи и популярен в Китае в наши дни.

Ещё одной особенностью китайских картин является пометка их личной печатью художника, заменяющей его подпись. Она изготавливается из металла, камня (яшмы, нефрита), горного хрусталя, дерева, слоновой кости, а сейчас и из пластмассы. Печать чаще всего квадратная в сечении. На её плоскости врезаны или даны выпукло иероглифы, обычно в древнем написании, девизы или благопожелания. Отпечаток производится с помощью специальной мастики красного цвета (из киновари, клея и кашицы полыни). Изготовление печатей является особой отраслью искусства. Печать может украшаться резными фигурками и храниться в специальном футляре.

В настоящее время национальная живопись гохуа вышла из узких рамок традиционной тематики, последовав за временем. Современные картины, исполненные в стиле гохуа, наполнились новым содержанием, живым духом времени.

2. Традиционная китайская живопись на примере творчества Ци Байши

2.1 Традиции и новат орство в произведениях Ци Байши

Традиционная картина в Древнем Китае должна была включать в себя пять основных элементов. Первый - интересный сюжет или история, которые будут запечатлены на картине. Второй - мастерство художника, которое приобретается годами упорного труда. Третий элемент - стихотворение или фраза, передающие глубокий смысл картины, которые были частью общей композиции и написаны в одном из стилей каллиграфии. Четвертый - личная печать художника.

И, наконец, картина сворачивалась в свиток, для того чтобы её было удобно переносить и показывать зрителям. Только при наличии всех пяти составляющих получается настоящее произведение искусства.

Яркими представителями традиционной китайской живописи являются картины великого художника Ци Байши (см. Приложение рис. 1). Его произведения приковывают к себе взгляды зрителей всех поколений. Старики и дети, мужчины и женщины - никто не останется равнодушным перед картинам этого великого мастера.

Что же так завораживает в творчестве Ци Байши и что принципиально нового он внес в привычные изображения птиц и насекомых, растений и животных, нехитрых орудий крестьянского труда? Что общего между событиями нашего времени и листками бумаги или длинными свитками, на которых изображены усатые крабы, юркие головастики, цветы, фрукты или деревенские вилы?

Что же так завораживает в творчестве Ци Байши и что принципиально нового он внес в привычные изображения птиц и насекомых, растений и животных, нехитрых орудий крестьянского труда? Что общего между событиями нашего времени и листками бумаги или длинными свитками, на которых изображены усатые крабы, юркие головастики, цветы, фрукты или деревенские вилы?

Под кистью Ци Байши рождались произведения, проникнутые сочувствием к народу. 3 аботой о судьбе крестьян звучит надпись к картине, на которой изображена обыкновенная тыква, зреющая на солнце: «Эта тыква сладка и ароматна. В урожайный год она может служить лакомством, а в голодный заменит рис. Весной не забудь ее посадить, да хорошенько поливай!» (см. Приложение рис. 2)

Ци Байши подобно волшебнику заставил «говорить» безмолвные предметы. Грибы или капуста, вьюнок, подставивший яркую головку солнцу, цыплята, дерущиеся из-за червяка, написанные с удивительным мастерством и знанием жизни, воспринимаются частью большого мира природы. Через малые детали Ци Байши рассказывает о вкусах, привычках и обычаях своего народа. Мудрые, подчас шутливые, полные тревоги и печали, едкие и сатирические надписи, сопутствующие его произведениям, дополняют их образный смысл. Порой же стихотворные надписи Ци Байши пылали гневом, бичуя угнетателей китайского народа. Например, известны его картины, изображающие чиновников-бюрократов с такими текстами: «В руках белый веер, а душа черная. Ах, как много самодовольства в этом ничтожестве! «Или: «Лучшежить в бедности, чем быть чиновником-вымогателем!« 5 За прогрессивные взгляды мастер неоднократно подвергался нападкам со стороны реакционеров старого Китая.

2.2 Художественные приемы

китайский живопись художественный ци байши

Художественные приемы Ци Байши и традиционны и новы. Он, как и все мастера национальной живописи «гохуа», пишет картины быстро влажной кистью по легко промокаемой бумаге, при этом нельзя стереть и исправить ни одного штриха. Для такой работы нужна точность глаза и руки. Творческая манера художника отличается порывистостью, темпераментом, размахом и смелостью. Своими беглыми, будто случайно сделанными зарисовками он вызывает мысли и образы, хранящиеся в памяти каждого человека. Глядя на его картины, где раскрывается и тянется к свету яркий цветок, где поют свои трели болотные лягушки, над листьями лотосов трепещут легкими крылышками стрекозы, зритель начинает чувствовать близость миру природы и сопричастность ее тайнам. Он ощущает себя не столько сторонним наблюдателем, а как бы соавтором произведений великого мастера.

Ци Байши раскрыл и сделал более понятными и доступными людям всего земного шара многие секреты китайского искусства. Он сумел выявить само существо жизни природы, донести скрытый смысл ее явлений. Отбрасывая второстепенное, мастер стремился раскрыть душу предмета. Так, рисуя тыкву, он передает не столько ее структуру, сколько ощущение зрелости и сочности плода, глянцевитость кожи, бархатистую шероховатость листьев. Изображая цветок, художник также показывает не столько строение лепестков, сколько выявляет его благоуханную свежесть и нежность. Рисуя озеро, он несколькими штрихами преображает лист бумаги в водную гладь и небесную ширь. Вымысел и реальность сплетены в его творчестве. Поэтому пейзажи, этюды и зарисовки Ци Байши обладают такой содержательной емкостью, вмещают столько поэзии и чувства. Художественные решения мастера кажутся необычайно смелыми и неожиданными, родившимися легко и свободно, как импровизация. На деле за каждым штрихом, печатью, изгибом иероглифической надписи стоят годы труда и пристального изучения натуры.

Равновесие между правдой и вымыслом Ци Байши соблюдает в своих картинах очень точно. Зримый мир природы, преображенный его фантазией, завораживает недосказанностью. И хотя порой художественные решения мастера кажутся неожиданными, в них чувствуется глубокая жизненная правда и эмоциональная приподнятость. Приведем в качестве примера альбомный лист, на котором Ци Байши черной тушью изобразил хижину на берегу пруда, заросшего цветущим лотосом. «Лотосовый пруд» (см. Приложение рис. 3) навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя. Он воспринимается как законченный пейзаж, хотя в нем все не завершено и передано намеком. Ведь зритель не видит ни неба, ни земли, ни границы картины, да и сама хижина, изображенная в углу композиции, лишь угадывается. Мы прекрасно понимаем, что черная тушь, расплывшаяся кляксами на белом листе пористой, легко впитывающей влагу бумаге, не точное изображение лотосового пруда. Но эти мягкие, бархатистые затеки туши, завершенные тонкими штрихами, легко и непринужденно разбросанные по белому полю, обладают самостоятельной живописной прелестью.

Ци Байши позволяет зрителю ощутить ту дистанцию, которая отделяет мир искусства от фотографической копии, не допускающей поэтических обобщений. Художник мастерски выявляет в пейзаже душу природы. В отличие от своих предшественников, мастеров старой китайской живописи, он изображает мир природы, который не отделен от человека, а близок ему, согрет обаянием личности самого живописца.

Картины Ци Байши - это поэмы, насыщенные светлыми музыкальными образами. Большого мудреца и философа чтит весь мир и все, кто любит природу и искусство. Под кистью Ци Байши рождались произведения, проникнутые сочувствием к народу. 3 аботой о судьбе крестьян звучит надпись к картине, на которой изображена обыкновенная тыква, зреющая на солнце: «Эта тыква сладка и ароматна. В урожайный год она может служить лакомством, а в голодный заменит рис. Весной не забудь ее посадить, да хорошенько поливай!» 6

Равновесие между правдой и вымыслом Ци Байши соблюдает в своих картинах очень точно. Зримый мир природы, преображенный его фантазией, завораживает недосказанностью. И хотя порой художественные решения мастера кажутся неожиданными, в них чувствуется глубокая жизненная правда и эмоциональная приподнятость.

Приведем в качестве примера альбомный лист, на котором Ци Байши черной тушью изобразил хижину на берегу пруда, заросшего цветущим лотосом. «Лотосовый пруд» навевает ощущение сельской тишины, мира и покоя. Он воспринимается как законченный пейзаж, хотя в нем все не завершено и передано намеком. Ведь зритель не видит ни неба, ни земли, ни границы картины, да и сама хижина, изображенная в углу композиции, лишь угадывается. Мы прекрасно понимаем, что черная тушь, расплывшаяся кляксами на белом листе пористой, легко впитывающей влагу бумаге, не точное изображение лотосового пруда. Но эти мягкие, бархатистые затеки туши, завершенные тонкими штрихами, легко и непринужденно разбросанные по белому полю, обладают самостоятельной живописной прелестью.

Заключение

В связи с поставленной целью были выявлены характерные особенности китайской живописи:

1. Картины создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью.

2. Китайское изобразительное искусство имеет огромное количество разнообразных образов, воплощающих в себе философские идеи и мысли.

3. Существует два стиля письма: гунби - прилежная кисть и сей - живопись идей. Первому стилю присуща тонкая и подробная графическая манера письма с тщательным накладыванием красок. Второму - свободная эскизная манера письма широкой кистью.

Китайская классическая живопись стала значительным вкладом в художественную культуру человечества. Всякий, кто не пожалеет душевных сил, чтобы проникнуть в ее смысл, откроет для себя богатый и сложный мир.

Список литературы

1. Горбачев Б.Н. Русско-китайский разговорник, 1994

2. Завадская Е.В. Ци Байши. М.: Искусство, 1982

Малявин.В.В. Китайская цивилизациия. - М.: Астрель, 2000. - 627 с.

3. Самосюк К.А. Го Си. - М.: Искусство, 1978.

4. Энциклопедия для детей. Т. 7: Искусство. Ч. 1. - 2-е изд., испр. / гл. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 1998. - 688 с

5. http://asiapacific.narod.ru/countries/china/art.htm

6. http://nnm.ru/blogs/natasha571/kartiny_kitayskogo_hudozhnika_ci_bay-shi

7. http://www.tonnel.ru/? l=gzl&uid=831

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История китайской живописи. Особенности одного из периодов расцвета китайской живописи – Сун. Появление пейзажа в китайском искусстве. Особенности традиционной китайской живописи. Достижения "Большой четверки", обогатившей живопись времен Южной Сун.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2012

    Передача объема и пространства. Материалы, техники и направления в живописи. Основные жанры живописи. Технология подготовки живописного авторского оригинала к репродуцированию. Приведение цветов графического файла в соответствие с цветами оригинала.

    реферат , добавлен 28.04.2013

    Особенности построения композиции в декоративной живописи. Основные этапы работы над тематической постановкой "Мода". Способы и приемы выполнения художественного произведения. Знание техники и материалов живописи, использование ее в дизайне среды.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2014

    Изучение особенностей развития китайской живописи династии Сун. Характеристика живописи периодов Северной и Южной Сун. Отражение идейных принципов чань-буддизма на пейзажной живописи данного периода. Влияние конфуцианского учения на сунскую живопись.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Система классификации искусства на группы пространственных (пластических), временных (динамических), синтетических (зрелищных) видов. Историческое развитие, особенности и приемы использования художественных материалов в графике, скульптуре и живописи.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Различные средства преподавания пейзажной живописи в развитии художественных навыков учащихся детской школы искусств. Этапы выполнения эскизов. Формирование у учащихся третьего класса определенных знаний, умений и навыков в художественном творчестве.

    дипломная работа , добавлен 24.04.2015

    Особенности русского портрета начала XX века и художники – портретисты: специфика портрета как жанра станковой живописи. Техника живописи в работе над портретом человека в произведениях К.А. Коровина "Дама с лампой" и "Две дамы на террасе".

    курсовая работа , добавлен 16.09.2009

    Краткое описание основ, используемых сегодня в живописи маслом. Подготовка холста. Основы под грунтовку. Технология приготовление грунта для холста. Особенности различных красок. Ознакомление с техникой живописи. Органические и неорганические пигменты.

    реферат , добавлен 03.06.2012

    Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина как основная "цитадель" отечественного реализма. Технические и художественные приемы живописи В.И. Братанюка, особенности его художественного языка. Образ балерины в его творчестве.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2017

    Абстрактный экспрессионизм второй половины XX века. Творчество Жан-Мишель Баския, Г. Базелица, Н. Оливьера. Возможности смешанной техники в живописной композиции: коллаж, живопись акриловыми и маслеными красками с использованием графических материалов.

Китайскую живопись также называют традиционной китайской живописью. Традиционная китайская живопись восходит к периоду неолита, около восьми тысяч лет назад. Найденная на раскопках цветная керамика с нарисованными животными, рыбой, оленями, и лягушками показывает, что в период неолита китайцы уже начали использовать кисти для рисования.

Живопись Китая – важная часть традиционно й китайской культуры и бесценное сокровище китайской нации, она имеет долгую историю и славные традиции в области мировых искусств.

Китайская живопись и китайская каллиграфия тесно связаны, потому что в обоих видах искусства используются линии. Китайцы превратили простые линии в высоко развитые формы искусства. Линиями рисуют не только контуры, но и для того, чтобы выразить концепцию художника и его чувства. Для различных предметов и целей используются разные линий.

Они могут быть прямыми или изогнутыми, твердыми или мягкими, толстыми или тонкими, бледными или темными, и краска может быть сухим или текущей. Использование линий и штрихов является одним из элементов, которые наделяют китайскую живопись своими уникальными качествами.

Традиционная китайская живопись представляет собой сочетание в одной картине несколько искусств – поэзии, каллиграфии, живописи, гравировки и печати. В древние времена большинство художников были поэтами и мастерами каллиграфии.

Для китайцев “Живопись в поэзии и поэзия в живописи” была одним из критериев прекрасных произведений искусства.

Надписи и оттиски печатей помогали объяснить идеи художника и его настроения, а также добавить декоративной красоты в живопись Китая.

В живописи Древнего Китая художники часто изображали сосны, бамбук и сливы. Когда к таким рисункам были сделаны надписи – “примерное поведение и благородство характера”, то растениям этим приписывались качества людей и они были призваны воплощать их. Все китайские искусства – поэзия, каллиграфия, живопись, гравюра и печать – дополняют и обогащают друг друга.

Стили китайской живописи

По средствам художественной выразительности, традиционную китайскую живопись можно разделить на сложный стиль живописи, либеральный стиль живописи, и сложно-либеральный. Сложный стиль – картина нарисована и окрашена аккуратно и упорядоченно, в сложном стиле живописи используется чрезвычайно изысканная манера письма для написания объектов.
Для сравнения, в либеральном стиле живописи используется свободное написание и краткие штрихи, чтобы описать внешний вид и дух объектов, и выразить ощущения художника. Рисуя в либеральном стиле живописи, художник обязан поставить кисть точно на бумагу, и каждый его удар должен быть искусным, чтобы суметь выразить дух картины. Сложно-либеральный стиль живописи представляет собой сочетание двух предыдущих стилей.

Мастера Китайской Живописи

(1863–1957) является одним из самых известных китайских художников современности. Он был универсальным художником, он писал стихи, занимался резьбой по камню, был каллиграфом, а также занимался живописью.

В течение долгих лет практики, Ци нашел свой особый, личный стиль. Он был в состоянии изобразить одну и ту же тему в любом стиле. Его работы отличаются тем, что на одной картине н мог сочетать несколько стилей и методов написания.

Разработка урока МХК

Тема: Особенности традиционной китайской живописи (9 класс)

Цель урока: создание у учащихся целостного образа традиционной китайской живописи.

  • - содействие выявлению особенностей (жанровых, видовых и стилистических) традиционной китайской живописи;
  • - содействие развитию эмоциональной сферы подростков, эстетического вкуса, творческих способностей, художественного чутья;
  • - содействие воспитанию толерантности, формированию межкультурной компетентности.

Оборудование к уроку: аудиозапись морин хур (смычковый инструмент), ПК, экран, проектор, презентация «Традиционная китайская живопись» (репродукции работ китайских художников, обязательно - работы Ван Вэя), заготовки таблицы на партах, бумага, тушь, кисточка.

Ход урока

Экспозиция (3 мин.)

Учитель входит в класс. Плавным кивком приветствует учащихся, исполняет лирическое произведение на морин хуре - народном инструменте народов Восточной Азии (Китай, Монглия). На доске записано стихотворение «Домик в бамбуковой роще»:

В бамбуковой роще

Я ночь коротаю свою,

И трогаю лютню,

И песню протяжно пою.

И людям неведом приют мой,

И только луна

В бамбуковой роще

Меня навещает одна.

На экране - медиа-презентация репродукций шедевров традиционной китайской живописи.

Завязка (3 минуты)

  • 1. Беседа :
    • - Что вы представили, читая эти строки, слушая музыку? (Ночь, одиночество и т.д.)
    • - Легко ли было представлять? (Да, легко. Потому что написано точно, поэт словно рисует картину.)
    • - Какое впечатление производят картины, репродукции которых вы посмотрели? (Спокойствия, умиротворения, созерцательности и т.д.)
    • - Да. Ощущение умиротворения, вселенской гармонии и тишины создают эти шедевры традиционной китайской живописи.
    • - В чем же секрет притягательности китайской живописи? (Здесь возможны ряд разных вопросов в зависимости от реакции детей. Главное - создать ситуацию осознания своего незнания )
  • 2. Формулирование и запись темы урока :
    • - Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. (Узнать особенности китайской живописи, выявить отличительные черты и т.д.). И тему (Традиционная китайская живопись, живопись на шелку и т.д.).
    • - Запишем тему урока (По выбору учащихся ).
    • - Так в чем же заключаются особенности традиционной китайской живописи? живопись китайская художественный эстетический
  • 3. Начальные понятия. Лекция (15-18минут)

Традиционное искусство Китая представляет собой оригинальный и целостный исторический тип, складывавшийся в течение веков из разных этнических источников. В 4 тыс. до н. э. в бассейне р. Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание "ханьжэнь"). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о "сино-кавказском" языковом родстве. В столкновении с племенами южного происхождения возникло царство династии Ся, а затем цивилизация Шан (1765--1122 гг. до н. э.) с центром в г. Аньян. В конце 2 тыс. до н. э. "шанцы" были завоеваны племенами Чжоу. Объединение древних царств происходило при династиях Цинь (632--628 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. -- 220 г. н. э.). На стадиях формирования этнической общности китайцы благодаря природной восприимчивости легко впитывали достижения иных культур -- Месопотамии, Персии эпохи Сасанидов, буддийской Индии, азиатских кочевых народов, эллинизированных ближневосточных племен. В IV--VI вв. Китай оказался разделенным на Север и Юг. Античные авторы называли северные племена семрами (греч. serikon, лат. seres -- по названию вывозимых из этой страны шелковых тканей), а южные -- симнами (ср.-лат. sinae -- по названию династии правителей Цинь). На карте мира, изданной в конце XVI в. орденом иезуитов для просвещения китайцев, их страна помещена в середине (происхождение тюркского слова kytan -- "срединный" -- объясняют названием маньчжурской народности K"itan). Мифологическую географию Китая символизируют пять тигров. Самый главный -- желтый тигр -- император, он находится в середине мира и управляет четырьмя тиграми. красный тигр правит на юге (который помещается в верхней части карты), в его ведении лето и стихия огня. Черный тигр правит севером, повелевая зимой и стихией воды. Синий тигр -- востоком, управляет весной и растительным миром. Белый -- западом, повелевает осенью и стихией металлов. Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличаются от европейских. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве. Само понятие истории не имеет в Китае признаков "длительности", а искусство -- эволюции. Художественные направления не следуют одно за другим, а "стили" и "школы" связаны не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами. В Китае " мы застаем необычайно устойчивый, до мелочей продуманный и эстетически переработанный быт, цельное и последовательное миросозерцание, сложный, но прочный сплав художественных стилей Стилистическое единство китайского искусства -- это результат не только глубокого проникновения китайских мастеров в природу вещей но прежде всего их искреннего и безупречного доверия к жизни во всем ее разнообразии" В то время как в западноевропейской цивилизации рождался рационализм, в ближневосточной -- мистицизм, в Центральной Азии формировалась особая культура следования течению жизни. В Китае мерой всех вещей оказался не человек, а природа, которая бесконечна и поэтому непознаваема. В искусстве происходило не отражение жизни, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На этой своеобразной основе осуществлялась "самотипизация" китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. В древних верованиях китайцев обожествлялись любые объекты природы: деревья, камни, ручьи, водопады. Религия считалась искусством жизни, а созерцательное мироощущение требовало полного и смиренного слияния с природой. Мудрецы Востока любят повторять, что если для деятельного европейца, обуреваемого идеей покорения природы и демонстрации силы, нет большего удовольствия, чем забраться на вершину высокой горы, то для китайца наибольшее счастье -- созерцать гору у ее подножия. Буддизм, распространявшийся в странах Юго-Восточной Азии с V в. до н. э., способствовал укреплению в Китае пантеистического мировоззрения. Поэтому центральное место в китайском искусстве занимает пейзаж -- изощренная техника рисования кистью и тушью гор, водопадов, растений. Традиционный жанр китайского пейзажа так и называется: шань-шуй ("горы-воды"). Гора (шань) олицетворяет Ян (светлый, активный принцип природы), вода (шуй) -- Инь (женственный, темный и пассивный). Философия китайской пейзажной живописи раскрывается во взаимодействии этих двух начал, которое передается взглядом на пейзаж сверху, с высокой точки зрения, чередованием планов: горных вершин, полос тумана, водопадов. Эстетика китайского пейзажа изложена в трактате живописца Го Си (ок. 1020 -- до 1100) "О высокой сути лесов и потоков". Объектом изображения в этом виде искусства является даже не сам пейзаж в европейском смысле этого слова, а неуловимо меняющееся состояние природы и переживание этого состояния человеком. Поэтому сам человек, даже если он изображается в пейзаже, никогда не занимает в нем главного места и выглядит маленькой фигуркой, сторонним наблюдателем. Настроение опоэтизированной реальности передается двумя манерами: гун-би ("тщательная кисть"), основанной на тончайшей графической проработке деталей и ясности линий, и се-и ("выражение мысли"), манере, отличающейся живописной свободой, размывами туши, которые создают ощущение "рассеянной перспективы", полос тумана и бесконечных далей. Пейзажи школы вэнь-жэнь-хуа ("живопись людей письменной культуры") дополнялись изысканной каллиграфией -- поэтическими и философскими надписями, прямо не раскрывающими содержание, но создающими "выражение мысли", а также тибами -- эпиграммами. Они пишутся поклонниками художника в разное время на свободных участках изображения. Символизм китайской живописи также отличается от европейского символизма, он раскрывается в опоэтизированной конкретности. Например, на пейзаже может быть надпись: "Весною озеро Сиху совсем не то, что в другие времена года". Подобное название трудно представить в европейской живописи.

В Китае увековечить себя означало не столько оставить о себе вещественный памятник, сколько прославить свое имя "записанным на бамбуке и шелке". Китайское искусство никогда не следовало интересам религии, философии или политики. Если религия и философия -- искусство жизни, то жизнь -- искусство. В учениях древних философов Лао-Цзы (кит., "Старый Учитель"; 604 г. до н. э. -- ?) и Конфуция (552--479 гг. до н. э.) утверждалось, что характер искусства не определяется материальными условиями жизни, а напротив -- художественное мироощущение учит труду, философии, морали и праву (отдельного понятия "художественность" в Китае не существовало, оно растворялось в жизни). По этой причине к традиционному китайскому искусству неприменима европейская категория морфологии искусства, разделение искусства на роды и виды, станковые и прикладные, изящные и технические, или художественные ремесла. В Китае, как и в традиционном искусстве Японии, все виды искусства -- одновременно станковые и прикладные, изобразительные и декоративные. Здесь совершенно неуместно латинское слово "декор" или наименование "китайское декоративное искусство". К примеру, в искусстве Китая вообще отсутствует станковая картина в раме -- одно из главных достижений европейских художников. Китайский мастер (живописец, график, каллиграф, поэт и философ одновременно) расписывает стены, шелковые свитки, бумажные ширмы и веера. Китайская традиция не знает разрыва между рациональным и экспрессивным, чувственным началом творчества, "идейным" и "безыдейным" искусством, реализмом и формализмом -- тех бед, которые несет с собой европейское возвеличивание человека. Поэтому в Китае не было отдельных художественных направлений -- Классицизма и Романтизма, борьбы идеологических движений. Существует традиция, основанная на вдумчивом созерцании природы, а стили живописи различаются не по амбициям художников, а по состоянию изображаемого пейзажа: "бегущий поток", "бамбуковый лист на ветру", "небеса, прояснившиеся после снегопада". Существовали стили "угловатой кисти" и "разбрызгивания туши". В теоретических трактатах говорится о восемнадцати видах контурных линий и шестнадцати видах мазков в изображении гор. Отстраненность личности художника определяет еще одну важную особенность традиционной китайской эстетики: мастер не размышляет о бренности своей жизни, а созерцает и эстетизирует бренность материальных вещей. Ценность приобретает незавершенная форма или патина времени, в сравнении с которой осмысляется символика "Восьми Бессмертных" и "Восьми драгоценностей". Любой обыденный предмет имеет символическое значение (такое отношение к вещам может быть только условно соотнесено с европейским понятием декоративности). Поэтому произведения китайского искусства нарядны и красочны, но не кажутся вычурными. В китайской литературе постоянны темы сна, сновидений и чудесных превращений, раскрывающих высший смысл простых вещей. Тело воспринимается не как материальная форма, оно -- продолжение мыслимого пространства. Поэтому, в частности, в китайском искусстве, даже в эротических картинках, отсутствует "обнаженная натура", эстетизация осязательной ценности формы. Символическое отношение к форме хорошо раскрывается в притче о китайском художнике, который в конце концов свел изображение дракона к одной-единственной черточке. Эзотеризм эстетики, философии и искусства жизни неизбежно вел страну к изоляции от внешнего мира. С III в. до н. э. Китай отгородился с севера Великой Китайской стеной, тогда же появилось название "внутренний Китай". В Пекине также имеется свой "внутренний", или "Запретный город". По географическому положению Китай -- не континентальная, а приморская страна. Имея в XIV--XV вв. военный флот, китайцы постепенно отказались от морских путешествий. Они стали ненужными. Поразительно, но изобретенный китайцами в X в. порох попал в расположенную рядом Японию только в XVII в. с помощью голландских мореплавателей! Такова судьба и многих других изобретений. Китай замкнулся в себе (в 1757 г. страна была официально закрыта для иностранцев) и со стороны казался в состоянии неподвижности. Поэтому периодизация китайского искусства также весьма своеобразна -- счет идет не по годам, а по царствующим династиям, причем их смена не означает поступательного развития. Главным достоинством в искусстве всегда считалось повторение работы старых мастеров, верность традиции. Поэтому иногда довольно трудно определить, скажем, сделана ли данная фарфоровая ваза в XII или в XVII в. Китайское искусство характерно и особым отношением к материалу, к его природным свойствам, тщательностью обработки и ясностью, чистотой технического приема. Эти качества свойственны самым ранним, архаичным ритуальным сосудам из бронзы зооморфного характера периодов Шан и Чжоу (2--1 тыс. до н. э.), но более всего -- китайскому фарфору. Первые образцы так называемого протофарфора относят к эпохе династии Хань (206 г. до н. э. -- 220 г. н. э.). Белый фарфор чистой и звонкой массы производили в период династии Тан (618--907). "Открытие" фарфора происходило постепенно, в течение столетий, но не случайно оно сделано китайцами. Технология его производства, помимо необходимых компонентов, требует идеальной чистоты, терпения и тщательной подготовки материалов. Фарфоровые изделия периода Сун (960--1279) отличаются пластичностью форм, глазурью белого или голубоватого оттенка либо цвета слоновой кости, иногда с узором краклэм или награвированным орнаментом типа сграффимто (рис. 388, 389). В период правления монгольской династии Юань (1279--1367) складывается классический стиль росписи фарфора синим кобальтом, получивший наибольшее распространение в эпоху Мин (1368--1644). Техника росписи фарфора основывается на многовековой традиции изощренного рисования и каллиграфии кистью и тушью по бумаге (также китайском изобретении). Особое отношение к материалу породило поэтические названия глазурей: "цвет луны", "голубой туман", "цвет неба после дождя", "павлинье перо", "цвет кожи желтой рыбы", "цвет только что родившейся мыши". В резьбе по дереву и изделиях из бронзы распространен геометрический орнамент, удивительно похожий на греческий меандр, мотив свастики (знак пожелания добра), спиральный орнамент -- так называемые китайские облака, волна, зигзаг -- лэй вэнь, знак молнии, символ благодатного дождя. Символом дождя, жизненно важного для земледельцев, был также дракон. Желтый дракон -- эмблема императора (девять драконов с пятью когтями на лапах можно было изображать только на императорском одеянии). Зелено-голубой дракон был символом императорской династии Хань. Птица феникс (так европейцы называли изображения фазана) -- знак пожелания силы, красоты и высшего блаженства. Каждый месяц года связывался с определенным цветком: хризантема -- символ осени, дикая слива -- зимы, пион -- весны, лотос -- лета. В самый жаркий месяц "человек с хорошим вкусом" будет наслаждаться у себя дома созерцанием "пейзажа с тенистыми рощами, в которых хорошо укрываться от жары", а изображения "высохших деревьев и бамбука среди камней" можно держать в комнате в любое время года. Китайцы изобрели шелковые ткани (самые ранние находки датируются концом 3 тыс. до н. э.). Вначале из шелка делали знамена и зонтики, их цвета служили знаками различия. Желтый полагался императору и императрице, лиловый -- членам императорской семьи, голубой -- высшим военным чинам, красный -- средним, черный -- чиновникам низшего ранга. С эпохи Тан получает развитие производство расписных и вышитых шелковых тканей. В правление маньчжурской династии Цин (1662--1796) создавали самые разные изделия, ставшие классическими для искусства Китая. Особенно славился фарфор периода правления императора Канси (K"ang Hsi, 1662--1722). В это время изготавливали бледно-зеленые селадоны, вазы с ярко-красной глазурью "бычья кровь" и искрящейся "фламбэ". Красочные росписи фарфоровых изделий названы европейцами "зеленым", "розовым" и "черным семейством". Изысканный декор изделий "розового семейства" именовали "парчовым стилем". К периоду Канси относят лучшие резные изделия из нефрита. Интересно, что, в отличие от цветного камня, дерева и фарфора, стекло в Китае практически не применялось. Наряду с резьбой по красному лаку в Китае делали мебель, шкатулки, пюпитры из "расписного лака" -- особой техники многослойного лакового покрытия деревянных изделий с росписью и междуслойной инкрустацией фольгой и перламутром. Эту технику заимствовали у китайцев японские и корейские мастера. До настоящего времени сохранилось искусство ажурных силуэтов из цветной бумаги и фольги. При изучении китайского искусства возникает ощущение, что его мастера наслаждались работой, придавая философский смысл решению самых сложных технических задач. К примеру, на грани разумного, с точки зрения европейца, находится работа над ажурной резьбой костяных шаров, вращающихся один внутри другого. На такую работу у мастеров уходили многие годы. Достаточно условно, удовлетворяя потребность в аналогиях с историей европейского искусства, эпоху Тан (VII--IX вв.) можно сравнить с ранним европейским Средневековьем, Сун (X--XIII вв.) назвать эпохой классического китайского искусства (позднее Средневековье). Эпоха Мин (XIV--XVII вв.), хронологически соотносимая с европейским Возрождением, более подходит под определение маньеризма и академизма. Китайские изделия всегда были интересны европейцам, они привлекали особой эстетикой, красотой материала и тщательностью его обработки. Китайский фарфор и шелк ценились на вес золота в буквальном смысле этого слова.

В период Модерна конца XIX -- начала XX в. европейские поэты-символисты обратили внимание на искусство Дальнего Востока. Они увидели в китайской живописи способность "зачаровывать предметы" и уводить от действительности "к снам наяву". Этим качеством китайское искусство соотносится с европейской романтической традицией, одним из выражений которой стало течение символизма "серебряного века". Ведь и стиль Ар Нуво начался с увлечения французских живописцев японской цветной гравюрой на дереве. А название китайского пейзажа "Вечерний звон далекого храма" соотносится с названиями картин дрезденских романтиков.

Разработка (Работа по группам)

Инструктаж по группам (4 мин.)

Ответы на этот вопрос мы будем искать по группам. Сформируйте, пожалуйста, 4 группы. Работаем 5 минут. Для каждой будет дано отдельное задание:

Группа 1. Выявление жанровых особенностей

Еще раз просмотрите репродукции. Попробуйте выявить, какие жанры существуют в китайской живописи. Вспомните, какие жанры вы знаете, сравните, попытайтесь заполнить таблицу.

Группа 2 и 3. Выявление видов и стилей живописи

Взгляните на репродукции, по какому признаку кроме жанра можно их сгруппировать? Постарайтесь выявить два разных признака: вид живописи и стиль. Затем каждая группа дает описание выявленной особенности.

Группа 4. Выявление единства живописи, поэзии и каллиграфии

  • - И еще одна особенность присуща китайской живописи в отличие от общеевропейской. Попробуйте выявить.
  • 2. Работа групп (5 мин.)
  • 3. Подведение итогов работы по группам (8 мин.)
  • - Итак, отведенное время истекло. Итак, в чем же заключаются особенности традиционной китайской живописи?
  • 1 группа:

Учитель должен помочь учащимся сформулировать вывод о жанровых особенностях живописи Китая, дать специфические названия жанров: «Горы и вода», «Цветы и птицы», «Парадный портрет».

  • 2 группа: Нами были выявлены два основных вида китайской живописи: цветная и черно-белая.
  • - Дайте наименование видов живописи, используя знания английского, возможно, латинского языков.

Учитель должен вывести учащихся на формулирование терминов «полихромная» и «монохромная» живопись.

  • 3 группа: Мы увидели, что одни работы написаны аккуратно, другие - небрежно. То есть существует 2 стиля китайской живописи (Дети по аналогии могут вывести термины, дать свои названия ).
  • - Совершенно верно. Это - два основных стиля. Один из них называется гун-би - прилежная кисть, а другой - сё-и - живопись идеи. Соотнесите название и полотна. (Гун-би - это аккуратные, тщательно проработанные картины, а сё-и - размашистые, ощущение, что писали быстро)
  • 4 группа: Мы нашли еще одну особенность: на всех картинах кроме изображения присутствуют надписи, возможно, это стихи.
  • - Единство живописи, поэзии и каллиграфии - еще одна особенность традиционной китайской живописи.

Кульминация (2 мин.)

Так в чем заключаются особенности традиционной китайской живописи? (Учащиеся обобщают, записывают особенности )

Развязка

Узнавание (предлагается 3-5 репродукций, последняя из которых работа Ван Вэя) (2 мин.)

  • - Теперь, зная особенности, сможете ли вы определить полотна китайской традиционной живописи? (Да)
  • - Посмотрите на репродукции. Относятся ли работы к европейской или китайской живописи? Обоснуйте свой ответ.

Дети выполняют задание на узнавание. Работу Ван Вэя тоже легко узнают. - Да. Это работа знаменитого китайского художника, поэта и каллиграфа Ван Вэя. Именно о его творчестве писали: «Его поэзия исполнена картинности, а картины исполнены поэзии». Справедливо? (Да)

Творческая работа (15 мин.)

А теперь я предлагаю вам самим стать художниками и за 10 минут создать свой шедевр в традициях китайской живописи. Перед вами изобретения китайцев: бумага, тушь и кисточка. Попробуйте создать иллюстрацию к строкам Ван Вэя.

Дети рисуют. Учитель играет на морин-хуре.(На наш взгляд, здесь важно создать интимность творческого акта, не вмешиваться в творческий процесс. Если поставлена аудиозапись, то учитель тоже должен рисовать.) В завершении творческой работы экспресс-выставка работ, созерцание работ. Демонстрация полотна Ван Вэя к стихам, записанным на доске. Завершающее прочтение стихотворения.

Подведение итогов урока (3 мин.)

  • - Итак, в чем заключаются особенности традиционной китайской живописи?
  • - Достигли ли мы цели урока?
  • - Какой образ китайской живописи у вас сформировался?
  • - Домашняя работа (Последействие) - создайте свой живописный шедевр в традициях китайской живописи.

Список используемых сайтов

  • 1. Малявин В. Китай в XVI--XVII вв. Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. С. 5--6.
  • 2. Арапова Т. Китайские расписные эмали. М.: Искусство, 1988. С. 27.


В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные