Первый день поста нельзя делать. Что можно готовить и есть в первую неделю великого поста

Что едят в первую неделю Великого поста? Как ее провести, что можно есть, а что нельзя, какое должно быть меню? Все это следует расписать по дням, чтобы воздержание в еде не превратилось в обычную голодовку или диету.

11 марта 2019 года начинается Великий Пост, который длится 7 недель, до 27 апреля. Одним из условий воздержания в это время является строгое ограничение в еде животного происхождения.

Пройти этот путь можно при условии знаний правил ограничения в еде. Начать надо с подготовки, узнав, как поститься в первую неделю поста.

В чем смысл Великого Поста

Главное назначение поста - духовное возрастание, во время которого православные люди стараются максимально приблизиться к Творцу, наполниться Его силой любви.

Во время Великого поста, усмиряя и очищая свою плоть, верующие проводят время в воспоминаниях великой жертвы Христа, который отдал Свою земную жизнь, чтобы очистить человечество от грехов и болезней.

Это благословенное время, когда православные могут духовно сосредоточиться на великой миссии Христа, дарованной человечеству благодати спасения через веру в Иисуса.

Спаситель сказал, что верующие в Него есть храм Бога Живого (1 Кор.3:17). Очищение нашего тела - подготовка к празднованию Пасхи, когда совершилось чудо из чудес. Христос воскрес после физической смерти, даровав нам надежду на вечную Жизнь.

Важно . На протяжении всего воздержания в течение 48 дней не рекомендуется употребление в пищу продуктов животного происхождения. Ограничено употребление растительных масел.

В отдельные дни разрешены рыбные и морские продукты:

  • раки;
  • омары;
  • кальмары;
  • креветки;
  • мидии и другие.

Питание первой седмицы состоит из сухоядения, перечень продуктов максимально ограничен, но при правильно составленном меню можно достойно прожить в воздержании 7 дней.

1-я неделя воздержания - основные правила

Питание первой недели Великого Поста ограничено до минимализма, Выполнение строгих правил под силу только православным, проходившим этот путь не один раз.

По строгим канонам Церкви, в эту неделю принимать пищу рекомендуется только по вечерам, один раз в день, в выходные дни - дважды. Такой режим воздержания могут выдержать особо стойкие христиане.

Православные, которые решили впервые совершить подвиг воздержания, следует составить меню, чтобы определить для себя, как поститься в эти дни.

Продукты для первого и второго дня Великого Поста подбираются с учетом того, что это время сухоядения. То есть приема пищи без термической обработки.

Для поста следует заготовить свежие, сушенные и квашеные овощи, фрукты, мед, сухарики, грибы, ягоды.

Понедельник

Принятие пищи в первый день поста ограничено до минимума. Если позволяет сила веры и здоровье, то в течение дня не готовится никакая еда, в этот день установлено сухоядение.

Готовясь к посту, православные заранее сушат сухарики, фрукты, заготавливают соки и настои.

Выдержать строгое воздержание первого дня поможет дробное питание, каждые 3-4 часа, чтобы не возникало чувства голода.


Бутерброд с авокадо

В это благодатное время человек должен концентрироваться на духовной пище, а не на желудке.

  • Начать день можно с сухарика с медом и чашечки морса.
  • На второй завтрак подойдет салат из капусты с морковкой, луком и небольшой , посыпанный семенами кунжута.
  • Перекус перед обедом орешками и несколькими штуками чернослива и кураги придаст силы прожить этот день.
  • В обед голод можно утолить , перемешанным с кусочками авокадо, приправленным соевым соусом и молотым льном.
  • Перед ужином можно скушать , который даст ощущение сытости.
  • Завершает дневной рацион прием сока, настоя с несколькими сухариками или хлебом с медом.

Вторник

Второй день великого говенья в первую неделю воздержания перед Пасхой также находится под великим запретом.

Регулярно постящиеся православные продолжают употреблять только по вечерам хлеб, или воду.

Для тех, кто не уверен в своих силах, но очень стремится пройти путь очищения, составляется меню на вторник.


Церковь позволяет для начинающих поститься людей заваривать чай, кофе, которым можно начать вторник. К напиткам добавляется кусок хлеба с медом.

  • Орехи с яблоками станут прекрасным вторым завтраком.
  • Орехи, сухофрукты утоляют голод быстро и надолго.
  • В обеденный перерыв можно приготовить питательный яблок, моркови с добавлением клюквы.
  • Небольшой бутерброд с огурцом и помидором, посыпанным кунжутом станет прекрасным перекусом перед ужином.
  • — перемолотые сухофрукты в виде кураги, чернослива, изюма, залитые любым несладким соком, станут чудесной добавкой к вечернему напитку.

Важно! Закончив дневную трапезу, не следует забывать:

  • перед сном поблагодарить Спасителя за дарованную пищу;
  • попросить прощения за грехи явные и неявные, совершенные в течение дня;
  • молить о благословении на сон грядущий.

Среда

Многих верующих волнует вопрос: сколько раз в день можно кушать в 1-ю неделю поста.

Для стойких в вере православных, монахов и священнослужителей первая неделя является одной из «голодных», когда пища принимается один раз вечером в виде хлеба и воды.


Остальным людям не стоит сразу нагружать свой организм такими ограничениями. Предложенное ниже меню поможет прожить среду в поклонении Богу и сухоядении.

  • На завтрак третьего дня первой недели Великого Поста рекомендуем приготовить напиток в виде настоя или с хлебцами, приправленными медом.
  • Морковь, потертая и смешанная с изюмом, поможет прожить день до обеда.
  • со свежей клюквой, бутерброды из хлеба с шампиньонами позволят насытиться в обед.
  • Горсть орехов, смешанная с кусочками апельсина - сытный полдник во время воздержания от скоромной пищи.
  • Хлебцы, намазанные перемолотым бананом с медом и маком, помогут в воздержании в третий день поста.

Четверг

В рацион первой недели поста для поддержания иммунной системы вводится зелень в виде зеленного лука и свежих трав. Их предварительно можно или купить в магазине.

Сухоядение продолжается в четвертый день Великого Поста. Пища в эти дни не поддается термической обработке: она не варится. не жарится, не запекается и не парится.


Засахаренные финики

Основными продуктами для питания во время говенья остаются овощи, фрукты и хлебные изделия без добавления масла и яиц.

  • Прочитав утренние молитвы, четвертые сутки воздержания перед Пасхой можно начать с , приправленного соком апельсина, с добавлением молотого льна. В качестве напитка можно использовать воду или морс.
  • Несколько грецких орехов, измельченных с медом, можно рекомендовать на второй завтрак.
  • Сочная репа, потертая на крупной терке морковь, кусочки кислых яблок с добавлением тыквенных семечек и семян кунжута вполне подойдут на обед. Его можно разнообразить кусочком хлеба, посыпанного льном.
  • Несколько штук засахаренных с чашечкой настоя трав помогут не голодать до вечерней трапезы.
  • Растертый до состояния кашицы банан, завернутый в лист лаваша, превращается в пикантные роллы. Если вы разрежете его на кусочки, то получите постный ужин. Он вполне соответствует требованиям сухоядения.

Пятница

Пятый день первой недели Великого поста относится к строгому ограничению всех продуктов.

Пятница - день распятия Христа.

В этот день следует прием пищи ограничить до минимума. При остром голоде делать перекусы хлебом с капустным салатом или другими овощами, отказавшись от фруктов и ягод.

Важно! Миряне, имеющие хронические заболевания, дети в возрасте до 12 лет, беременные женщины и люди старческого возраста освобождаются от строгости первой недели.

Этот вопрос следует обговорить со своим духовником.

Суббота

С достоинством пройдя первый этап поста в строгом воздержании, на утро субботнего дня можно приготовить смузи из ягод. Ягоды можно брать .

  • Для приготовления витаминного коктейля достаточно в блендере смешать 250 г любых ягод и 2 ст.л. воды. Фруктовое смузи даст хороший заряд на весь день.
  • Второй завтрак дополнит витаминный запас утреннего блюда салатом из груши с апельсином, приправленного медом и орешками.
  • Яркий с ингредиентами станет украшением обеденного стола.


Ягодный смузи

Для следует приготовить измельченные до состояния корейской соломки такие овощи: морковь, репу, тыкву в соотношении по весу 1:3:2. Для вкуса добавляется соль, черный перец, сок лимона, много зелени. Тщательно вымешав приготовленную смесь, можно приступать к обеду с кусочком хлеба или сухарика.

Станет достойной наградой за выдержанную в говенье неделю.

В Православной церкви на Руси «Чистый» — это простонародное именование первого дня Великого поста. Означает оножелание быть очищенным к началу поста. Очищение это происходит уже заранее, к вечеру предыдущего дня воскресного (Прощенного). Все храмы производят вечерню, в завершении которой вершится обычай всепрощения. Каждый прихожанин испрашивает прощение у другого. Так, православные починают пост Великий с легкой совестью, чистотой внутри себя, с вселенской любовью к окружающему миру.
В Чистый понедельник, полагается один из строжайших постов. Каждый, кто в силах, не принимает никакой еды, старательно прочитывает молитвенные слова, сражается со своей грешной сущностью. Русский люд в первый день принятия пощения сотворял очищение жилища от грязи и устраивал банный день. Другими словами, осуществлял не только моральную чистоту, но и материальную.
Русская литература не однократно обращалась к данной теме, а именно к теме «Чистого понедельника». Например у Бунина и Шмелева есть одноименные рассказы, где описываются старинные церковные традиции.

Немного из истории

Православные посвящали первые дни Великого поста, а также всю первую неделю, самоочищению, прощаясь с разгульной, сытой масленицей.
Женщины, готовя уже пищу для поста, очень тщательно отмывали всю посуду от непостной, оставшейся еды, обдавали кипяченой водой, раскаляли в печах, оттирали песочком. Случалось даже, что тарелки грязные, с жирными следами перебивали на мелкие кусочки. Делали и так: убирали, прятали куда-нибудь подальше, и ставили на стол специальную посуду для постного, такая посуда сохранялась годами для Великого поста. Вымывали даже кадку для воды, наливая туда свежей водички. То, что сохранилось от скоромного высушивали и берегли к пасхальным празднествам. Бывало, что такие остатки отдавали на корм домашним животным.
У мужчин же существовал свой вариант очистки от потребленных организмом не подобающих для пощения продуктов. Они полоскали рот водочкой. Иногда даже доходило до того, что ходили совсем пьяными.
Кое-где практиковали шуточные драки, якобы для вытрясания съеденных на масленичку блинов и лепешек.
Интересно, что накануне Чистого понедельника верующие в некоторых селениях закрывали в доме все зеркала, словно при умершем. Таким образом, показывалось особое разграничительное отношение к данному отрезку времени, как бы день этот разграничивал веселье скоромной жизни от скудости и аскетичности поста.
В быту простого православного населения все менялось с приходом первых дней поста. Люди носили темное, строгое одеяние, под запретом были веселые сборища девушек и парней, песни, пляски, шумная танцевальная музыка. Естественно, не справляли никакие свадьбы, и сами похоронные обряды проходили весьма скромно.
Было и такое: строгому воздержанию в еде подвергались даже детки, старики и больные. Старообрядцы урезали паек также и грудничкам, иными словами мамаши не давали малышам вдоволь пососать молочка. Утоляли их голод пожеванным хлебцем.
Считалось, грех совершал не младенчик, поевший грудного молока, а мама.
Попрание догматов святого поста влекло за собой, как считали, кару божью.
То же было и с брачными обязанностями. От интимной близости супругов первые дни поста должны были рождаться слабоумные и хворые отпрыски. Священнослужители строго отслеживали нарушителей и наказывали их.
Само собой непременно требовалось посещение церкви для исповедования. Именно в первые дни Великого поста это было наиболее необходимо, как и в заключительные.
В начале поста приходили очередные ежегодные земледельческие заботы: сеяние и пахота.
Женщины занимались ткачеством, мужчины запасались дровами и лесом, свивали веревки, производили ремонт всевозможных орудий сельского труда.
В дореволюционные времена и не ходили в школу, но ежедневно обязаны были присутствовать в церкви на службе в первых днях Великого поста. Жители деревень начинали свой путь в святые места.
В умах людских закрепилось понятие о святой Четырехдесятнице, как о сорока днях, равных тем дням, когда сын Божий находился в пустоши, постился и думал о предстоящей судьбе своей. Это те 40 дней, в кои сатана подвергал Иисуса соблазнам. Тем, кто следует за Христом помыслами своими, предстоит как бы сразиться с дьяволом внутри себя посредством поста и духовного совершенствования.

Подробнее о питании

Первый день Великого поста 2016, как и вся первая неделя и вся последняя — самые строгие в отношении пищи, как духовной так и физической. Нельзя кушать мясное, молочное, продукты с добавлением яиц, под запретом даже рыба, конечно же спиртное, сигареты. Как ни странно, даже жвачку не положено жевать, ведь в ней есть желатин. Не нужно есть никаких конфет, булок, майонеза.
Некоторые послабления все же есть. В выходные разрешено выпить немного вина, употребить капельку масла растительного. В Благовещение, например позволено скушать блюдо из рыбы в небольшом количестве. А на день Лазаря можно отведать икорки.
В наши дни имеются «скидки» для определенных категорий граждан: стариков, болеющих, детей, женщин в положении.
Особенно важны во время принятые первые и вторые блюда. Обязательно их надо есть горячими. Сгодятся к употреблению: сок, варенье, орехи, семечки, консервированные салаты, фрукты и овощи в любом виде, пряности, продукты из сои, крупа, хлеб, сухари, грибы, горох, фасоль.
Для тех, кто придерживается строгости, в первые дни Великого поста рекомендовано сухоядение, т.е. надо есть все сырым, не заправляя никаким маслом. Позволительно добавлять уксус, лимонный сок. А в первые дни и вовсе ничего нельзя есть.
Надо различать постное и вегетарианское. В последнем употребление яиц, молочного, сыров и сливочного масла — это нормально. В отличие от постящихся, вегетарианцы не могут кушать ничего из рыбы.
Во всю протяженность поста его строгие запреты могут иметь разные степени. Легкая предполагает отказ от мяса, далее, уже посложнее, дни с рыбой, затем — горячая пища, приправленная растительным маслом, потом — без масла, и вот — сухоядение, т.е., как говорилось уже выше, меню с холодной едой и холодным питьем. Апогеем можно считать полное голодание.

Крайне редко обычный смертный может справиться с испытанием постом. Чаще всего постятся в строгости церковные служащие. Чтобы все-таки испытать себя, приняв обет поста, поговорите с батюшкой, с доктором, выберете вариант питания, наиболее оптимальный для себя. Первый день Великого поста 2016, как и вся строгая неделя, не может быть тяжелой стрессовой ситуацией, а только действом, дарующим полет и легкость души и тела.
Нельзя превращать сотворение поста в издевательство над собой. Потому как это не главная цель. Верующие, которые постятся, вырабатывают в себе твердость характера, воздерживаясь, демонстрируют преданность Иисусу. Энергия, высвобожденная посредством строгого поста, уходит на внутреннюю рефлексию. Ведь в посте сокращается время, отведенное на прием пищи, развлечения.
Можно с уверенностью сказать, что суть пощения — путь к самосовершенствованию, а не принуждение людей к голоду. Очищение в купе с умягчением характера и просветлением духа — вот основа поста. И если вы принимаете пощение без проникновенного молитвословия в душе, это равносильно обычной диете.

Рецепты в пост

Подавляющее большинство человек полагает, что питание в пост не вкусно и лишено полезности. Однако, имеется масса разнообразных рецептов вкусных, полезных и питательных кушаний для придерживающихся рекомендаций по пощению.
Вот, к примеру, некоторые из них:

Лепешки по-мексикански
Составляющие:

  • Кукуруза, измельченная в мелкую пудру — 220г
  • Мука из пшеницы — примерно 125г
  • Масло рапсовое 5 — ложек столовых
  • Мелкая соль — на кончике ножа
  • Вода — 200г

Готовим:
Перемешать всю муку, соль с маслом, чтобы образовались крупные крошки. Затем влить подогретую воду и замешивать тесто. Месить, пока не станет однородным и не будет отлипать от пальцев. Кладем ком теста в пакетик и помещаем в холодильник минут на сорок. Такой объем теста дает возможность приготовить 14 лепешек. Отрываем кусочки и начинаем раскатывать блинчик, кладем его на сковороду и жарим. Готовые лепешки напоминают чипсы из кукурузы.

Шампиньоны оригинальные
Составляющие:

  • Шампиньоны — 250г
  • Перец сладкий — 1\2
  • Томат — 1 -2 шт.
  • Лук репчатый — 1-2 шт.
  • Зелень — петрушка, укроп
  • Соль, перец молотый — на вкус

Готовим:
Чечевица промывается и кладется в кастрюльку. Добавить воды три стакана, вскипятить все. Проваривать в течение 15 минут до смягчения чечевицы. Шампиньоны жарить вместе с томатами, перцем и луком. Снова налить воды, всыпать перец и соль, потушить хорошенько минут 15. Соединить грибы с чечевицей. Вот и все, можно есть.

Рассольник для поста
Составляющие:

  • Капуста — половинка маленького качана
  • Соленые огурчики — 2 шт.
  • Морковка — 1 шт.
  • Репчатый лук — 2 шт.
  • Картофель — 5 шт. мелких
  • Перловка — 150г
  • Укроп, соль, черный молотый перец

Готовим:
Сварить перловку. Очищенный картофель, мелко нарезать, соединить с крупой. В то время, как все это варится, поджарить лук с морковкой, мелко потереть огурцы. Затем положить в кастрюль вместе с картошкой и перловой крупой. Прибавить еще капусту, проварить 15 минут, добавить приправку и доварить 20 минут. Суп можно кушать.

Котлеты из моркови
Составляющие:

  • Морковь — 5-6 шт.
  • Манная крупа — 100г
  • Рапсовое масло — 5 ложек столовых
  • Немного соли и сахара

Готовим:
Чистим морковку, моем и натираем крупно. Далее тушить с водой, пока не станет мягкой. Сыпем манную крупу, варим все минут десять. Охлаждаем полученную смесь, кладем соль и сахар на вкус. Формируем котлеты, макаем в панировочные сухари, жарим. Вкусно и полезно!

Ассорти фруктово-овощное
Составляющие:

  • Апельсин — 1-2 шт.
  • Огурец — 1-2 шт.
  • Капуста — 200г
  • Зелень — 50г
  • Оливки — 100г
  • Любое масло растительное для заправки
  • Соль, перец по вкусу
  • Сок лимона

Готовим:
Порезать капусту, добавить соли, лимонного сока, подавить ладонями. Нарезаем апельсин и огурчик, кладем зелень с оливками, подливаем маслица и еще немного лимонного сока. Легкий салатик готов!

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

– Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас - мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее - насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание - болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

– помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

– также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

– Самое главное для христианина во время – провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых наша цель – очищение души – достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) – это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что – не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни – так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» – о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин – это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый – в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму – построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению – ко вниманию.

Сверх сил в эту – первую – неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста – не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы – чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

– Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу – изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

– С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», – ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» – для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей – принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». – «Что вы хотите?» – «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу – ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

Правила Великого поста сейчас знают не все. Это один из самых строгих православных постов. Камертоном для него становится Прощёное воскресенье, когда принято просить у близких прощения за обиды, нанесённые за год. Так, сняв с души груз, верующие начинают путь длиной в семь недель. Именно столько традиционно длится Великий пост. Тем православным, кто постится уже не первый год, все правила давно известны. Наша сегодняшняя инструкция — для «новичков», встающих на этот путь впервые. Что и когда можно есть? Что нельзя есть в Великий пост? Что смотреть и читать в эти дни? «Диалог» расставляет по полочкам все правила Великого поста.

Начнём с того, что Великий пост, как уже упоминалось, длится семь недель или седмиц — их название на церковный лад. А вот дата его начала и окончания (а значит и Светлой Христовой Пасхи) меняется. В 2017 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля.

Что можно есть в Великий пост?

Пожалуй, самый популярный вопрос среди «новичков», конкурирующий только с вопросом «что нельзя есть в пост?». Главное правило Великого поста, говоря широко – в пост нельзя есть пищу животного происхождения: мясо, птицу, яйца, молочные продукты, рыбу. Есть дни с более строгим предписанием, а есть с относительно мягким. Всего существует четыре вида предписаний , отличающихся степенью строгости:

  • «Сухоядение» — в эти дни можно есть только «сухую» пищу: хлеб и орехи, а также свежие, сушёные или квашенные овощи и фрукты. Добавлять в еду масло, варить или жарить пищу нельзя;
  • «Варение без елея» — допустимо всё то же, что и при сухоядении, кроме того, можно варить или тушить пищу, однако без масла;
  • «Разрешение на вино и елей» — даётся для укрепления сил постящихся: в некоторые дни (все субботы и воскресенья, кроме последней субботы перед Пасхой) можно употреблять растительное масло и вино, но в меру;
  • «Разрешение на рыбу» — даётся в Великий пост дважды: в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Кроме того, в Лазареву субботу (накануне Вербного воскресенья) разрешается есть рыбную икру.

На православных сайтах можно без труда найти календари питания, созданные для постящихся. Наиболее приглянувшийся (например, этот) для удобства можно распечатать и использовать в качестве подсказки на все дни Великого поста. Правда, следует помнить, что создан этот календарь для монахов, а не для мирян. Для мирян особого календаря нет, и строгость поста для каждого верующего определяет его духовник. Календарь питания в таком случае нужен для того, чтобы миряне понимали строгость того или иного дня поста, а также знали, что нельзя есть в Великий пост.


Православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин, который стал нашим «духовным экспертом» при подготовке этого материала, рекомендует начать соблюдать пост с малого – не вкушать мясную и молочную пищу, а также яйца по средам и пятницам. Эти дни, к слову, считаются постными и во все остальные дни года, независимо от того, идёт церковный пост или нет.

Можно ли есть постные блюда в кафе и ресторанах во время поста?

Этот вопрос вызывает среди мирян ожесточённые споры. Так, одни не видят в этом ничего противоречащего правилам, другие, наоборот, считают, что постная пища должна приносить насыщение, но не удовольствие

— Современный ритм жизни таков, что у некоторых горожан просто нет выхода, — поясняет отец Роман, — Либо ты ешь в кафе, либо на весь день остаёшься голодным. В наше время много рецептов постных и в то же время вкусных блюд. Не может простой человек есть совсем без удовольствия. Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Но если ты идешь в кафе намеренно, чтобы вдоволь наесться блюдами более причудливыми, чем непостная еда, тогда стоит задуматься: а пост ли это?

В чём ещё, кроме пищи, нужно себя ограничивать?

Правила Великого поста основываются на более сложной базе, на ответе на более сложный вопрос: «Зачем нужен Великий пост?». Для ответа обратимся к истокам. Великий пост «вырос» из поста, который соблюдали первые христиане, желавшие креститься в Светлый праздник Воскресения Христова, то есть в Пасху. Ограничивая себя в пище и практикуя духовную дисциплину, они готовили себя, чтобы достойно встретить этот день. Также это дань сорокадневному посту Иисуса Христа в пустыне и его жертве во имя людей. И, конечно, смысл, Великого поста много шире и глубже, чем простое соблюдение диеты.


— Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений – объясняет Роман Посыпкин, — а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием.

Это значит, что человек, который соблюдает пост, должен постараться отказаться от своих пагубных привычек, быть добрым и сострадательным к людям, заботиться о своей малой церкви – семье. Важно помнить и о том, что в Великий пост обязательно посещать храм, ходить на службы, исповедоваться и причащаться.

Молитва в Великий пост — первое, что должно быть на устах верующих в эти семь недель. Можно читать и некоторую светскую литературу — например, произведения русских классиков. На сайте православного журнала «Фома» есть подборка душеспасительной литературы , которую полезно читать в дни поста.

Можно ли в пост смотреть телевизор?

Ещё одно правило Великого поста: от просмотра телевизора в пост, конечно, лучше отказаться, а если не выходит, то хотя бы сократить время пребывания перед ним. Особенно важно это в том случае, если знаете за собой такую привычку. Но если поддались искушению и включили заветную кнопку — желательно смотреть программы, которые несут хоть какую-то смысловую нагрузку и благотворно на вас влияют. Большого греха не будет, если, например, посмотреть на ютубе проповедь протоиерея Владимира Головина или передачу на канале «Культура», а вот бежать к телевизору, переживая за судьбы участников модного реалити-шоу, всё-таки не стоит.

Личный опыт

Виктор Андронов, почётный донор книги рекордов России, руководитель общественного движения «Энергия Жизни»:

— Соблюдаю пост больше десяти лет. И поначалу, конечно, многое вызывало вопросы. Например, разрешение на вино. Но со временем пришло понимание. Здесь можно провести параллель с моряками, которые тоже употребляли алкоголь. Им это было жизненно необходимо, чтобы не получить расстройство психики из-за нахождения в замкнутом пространстве. Монахи в пост больше молились и почти всё свое время проводили в кельях, и вино им также было нужно.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Главное заблуждение состоит в том, что люди думают, будто ограничения в пище – это главное, что необходимо соблюдать в пост. Но это не так. Самое главное – пища духовная. Можно есть мясо, но делать хорошие дела – и быть ближе к самой сути Великого поста, чем тот, кто голодает, но ничего не меняет в своей духовной жизни. От поста, на мой взгляд, не должны страдать. Чем ближе к Пасхе, тем большая легкость должна появляться на душе. Если первый раз собираешься поститься, то надо обязательно сходить к священнику — он подскажет от чего лучше отказаться, может быть, это будет что-то одно. Мой духовник делает мне послабления, так как я – донор и должен заботиться о своем здоровье, думать о другом человеке. А чтобы не сбиться с пути и пройти все семь недель поста силу нужно искать в молитве.

Постные рецепты, собранные корреспондентами «Диалога» можно увидеть .

Подготовила Александра Заспа / ИА «Даилог»

В церковных канонах корреспонденту «Диалога» помогал разбираться православный священник, настоятель храма Вознесения Господня в городе Кинешма Роман Посыпкин.

Сегодня, 19 февраля, у православных христиан начался Великий пост, который еще называется «Святыя Четыредесятница», а недели — седмицы. Закончится он 8 апреля – в Светлое Христово Воскресение (Пасху) – главный праздник всех верующих.

Первая и последняя недели Великого поста – самые сложные. Они наполнены молитвой, телесным воздержанием и духовным терпением. Также, как на прошедшей Масленичной неделе, каждый день имел свое значение, так и на Первой седмице, которую иначе называют Феодорова неделя, всему есть свое название.

Сколько длится Великий пост?

Великий пост длится не 40, как многие думают, а 48 дней. 40 – это число дней, которые Иисус Христос провел в пустыне, подвергаясь различным соблазнам, но устоял, проведя их в посте, молитве и воздержании. Последние восемь дней – это дни перед Пасхой, Страстная седмица. Все ее дни называются Великими, потому что посвящены главным событиям христианского вероучения – воскрешению Лазаря, входу Господа в Иерусалим, суду, распятию и воскресению Христа.

Какие молитвы читаются в Великий пост?

С понедельника по четверг на первой неделе Великого поста читается Покаянный канон Андрея Критского. Это одна из самых долгих молитв. Богослужения в храмах на первой неделе совершаются регулярно – и утром и вечером и длятся по несколько часов.

Священнослужители служат в черных облачениях.

Накануне поста рекомендуется исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. А в пост – читать духовную литературу. Определить себе некую норму, потому что новичку бывает очень сложно. Например, читайте Евангелие по 1 главе в день или жития святых по 1-2 страницы. А можно и 10, и 20, конечно.

Какое значение имеют дни Великого поста?

Чистый понедельник. Начинается Великий пост с чистоты помыслов. И если в народе принято в этот день обязательно сходить в баню, помыться и заняться уборкой, то для верующих важнее посетить богослужение и начать «очищение» молитвой от зависти, злобы, гордыни, дурных помышлений. Завершается седмица большим праздником – Торжество Православия, который отмечается в воскресенье. В 2018 году он выпадает на 25 февраля. Что касается еды, то первая неделя Великого поста – самая строгая. Первые дни не разрешается горячая пища и еда с добавлением растительного масла (сливочное уже полностью под запретом). Это время так называемого сухоядения. Но если монашествующие в это время должны, в прямом смысле, питаться только сухим хлебом, то на мирян, тем более в современном мире, это не распространяется.

Сухоядение – это пища, приготовленная без термической обработки. То есть сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб. Поэтому все не так страшно, как может показаться сначала. И, конечно, не следует забывать, что даже в

Великий пост есть послабления для отдельных категорий лиц. Не рекомендуется ограничивать себя в необходимой пище:

Детям до 12 лет;

Беременным и кормящим женщинам;

Людям с хроническими заболеваниями;

Старикам;

Людям тяжелого физического труда;

Находящимся в долгом и трудном путешествии.

Священники про Великий пост:

Протоиерей Андрей Ткачев:

«Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто, как раньше, перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания – рукой подать, а от места послушания до храма – пять минут ходьбы. А мирской богомолец (чаще – женщина) вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину». Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду».

Иерей Димитрий Шишкин:

«Пост – это добровольное воздержание от всего, что мешает человеку приблизиться к Богу, а это не мясо, конечно, а наши страсти, лишь одна из которых – чревоугодие. Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку – это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами».



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные