Пьеса на дне характеристика героев анна. На дне: характеристика Анны. Чем утешают себя герои

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.


Пьеса «На дне» - достаточно сложное, но очень интересное произведение Горького. Автору удалось соединить в нем бытовую конкретику и обобщенные символы, реальные человеческие образы и отвлеченную философию. Мастерство Горького особенно проявилось в описании, таких непохожих друг на друга, обитателей ночлежки. Важную роль в произведении играют женские образы.

Наташа, Василиса, Настя, Анна, Квашня – очень интересные и своеобразные персонажи. Эти женщины опустились на самое «дно» жизни, их вид удручает и вызывает у читателя горькие чувства. Обычно, женщина является символом прекрасного, чистого и светлого. Женский образ – это образ нежности, любви и материнства. Однако, Горький демонстрирует читателю совсем другую сторону жизни. Когда женщина оказывается в страшных и жестоких условиях, она вынуждена вести себя несколько иначе.

Кто-то попытается выжить, торгуя собой, а кто-то сломается и смертельно заболеет, не выдержав тяжелого гнета. Рассмотрим конкретные образы из пьесы.

Квашня – торговка пельменями, свободная и сильная женщина, она не позволяет ни одному мужчине вольно с ней обращаться. Ее отношение к браку – резко негативное. Оказывается, Квашня уже была однажды замужем, но этот горький опыт оставил на всю жизнь неизгладимый след в ее душе. Можно представить себе, насколько жестоким был ее муж, и какой несчастной была их семейная жизнь, если женщина так радовалась смерти супруга, что просто не могла счастью своему поверить. Но, несмотря ни на что, Квашня осталась чуткой к чужому горю и не утратила свою человечность. Она жалеет умирающую Анну и пытается накормить ее пельменями. Вот только замуж она больше не пойдет, даже за принца, хватит, настрадалась.

Следующая героиня пьесы – несчастная женщина по имени Анна. Она тяжело больна и находится при смерти. Ей многие сочувствуют, жалеют и пытаются облегчить муки последних дней жизни. Только Клещ, ее муж, по-прежнему груб и равнодушен к Анне. Она привыкла к его жестокости и терпеливо воспринимает такое поведение супруга. Анна символизирует собой всех женщин, которые считают грубость нормой семейных отношений. Даже, находясь на пороге смерти, она заботится о своем равнодушном и черством муже (предлагает поесть пельменей, которые оставила для нее Квашня). Анне всего тридцать лет, она умирает, и ничего светлого нет в ее существовании.

Девушка Настя читает бульварные романчики, мечтает о возвышенных чувствах, о светлой любви, но в жизни ее окружают низость и грязь, пошлость и грубость. Она рассказывает сожителям сладкие сказки о любви, которые рождаются в ее воображении. Над ней откровенно насмехаются, ведь Настя – обычная проститутка, о чистой и настоящей любви она может только мечтать. Единственная для нее возможность забыть обо всем этом – напиться.

Василиса – является представительницей «хозяев жизни», ведь она – жена хозяина ночлежки. Но владельцы «дна» слабо чем отличаются от его обитателей. Сохранить человеческий облик практически невозможно, если ты постоянно находишься в зверинце. Василиса – это властная, бесчувственная и жестокая женщина, которая любит только деньги. Ее любовник Васька Пепел, вор, у которого отсутствуют моральные принципы, и тот замечает, что в этой женщине нет души. Ее внешняя красота противопоставляется внутреннему уродству. Она клянется Пеплу в любви и толкает его на воровство. Потом узнает, что он любит ее сестру Наташу и обещает отдать ее ему, если Пепел убьет Костылева, супруга Василисы. Затем хозяйка ночлежки начинает жестоко издеваться над сестрой. Она злится на Наташу и мстит ей за то, что от нее ушел любовник. Наташа ничего не может ей ответить, она, по природе своей, добрый и мягкий человек, способный сочувствовать чужому горю. Увидев однажды Наташу с Пеплом, Василиса приходит в ярость и, заперев сестру в доме, избивает ее до полусмерти. Наташа уже готова идти даже в тюрьму за Пеплом, только бы не возвращаться в дом к Василисе. Она попадает в клинику, а оттуда исчезает в неизвестном направлении, спасаясь от жестокости родной сестры.

Василиса же, наверняка, сможет выкрутиться и избежать тюрьмы. Она продолжит прежнюю жизнь, поскольку только с таким характером, как у нее, можно выжить в этих чудовищных условиях.

Каждая героиня пьесы интересна по-своему. Именно через женские образы читателю лучше всего удается почувствовать те бесчеловечные условия жизни, в которых оказались обитатели ночлежки.

характеристика анны из пьесы на дне, расскажите плиз (((и получил лучший ответ

Ответ от?? Comme toi ??[гуру]
Время, обстоятельства жизни, породившие социальное "дно", побудили Горького обратиться к новой для него теме. В Казани, в Нижнем Новгороде, Москве и Петербурге писатель видел обездоленных людей, изгоев общества, босяков, сброшенных в подвалы и ночлежки. У писателя явилась жгучая потребность рассказать о них и даже представить на театральных подмостках. Пусть все увидят изнанку жизни.
Пьеса открывается развернутой ремаркой, воспроизводящей подвал, похожий на пещеру. Упоминание последней не случайно. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Далее в этой ремарке упоминаются тяжелые каменные своды, которые словно давят на людей, "желая" их пригнуть, принизить. Живо представляются нары, на которых лежит Сатин, склонный гордиться своими лохмотьями, слева маленькая каморка, отгороженная ситцевым пологом, за которым лежит больная, умирающая Анна. Анна умирает во втором акте.
Люди дна прежде всего теряют свое имя, и это обстоятельство становится одним из лейтмотивов пьесы. Все обитатели ночлежки имели его когда-то. «Без имени нет человека» , - скажет Актер. Смерть Анны - тоже потеря имени. Все, потерявшие имя, мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру «обидно потерять-имя» , - предвосхищение его трагического конца.
Жизнь обездолила всех этих людей. Она лишила их права на работу, как Клеща; на семью, как Настю; на благополучие, как Барона; на профессию, как Актера. Этих людей, которые так любят свободу, жизнь по существу лишила и этого блага. И не случайно ночлежку свою они воспринимают как тюрьму, распевая в своей песне: "Солнце восходит и заходит, а в тюрьме моей темно". И далее: "Днем и ночью часовые стерегут мое окно".
Но все эти персонажи предстают у Горького не только как жертвы царящей несправедливости, но и как яркие, неповторимые натуры, как люди, способные о чем-то думать, мудро размышлять, мечтать. Так, Актер мечтает о том, чтобы вылечиться от алкоголизма и, может быть, снова вернуться на сцену, где он когда-то так блистал.
Сокровенное желание есть и у Анны, на долю которой выпали бесконечные муки и страдания. С душевной болью она произносит: "Не помню, когда я сыта была.. . Над каждым куском хлеба тряслась, всю жизнь мою дрожала.. . Мучилась.. . как бы больше другого не съесть.. . всю жизнь в отрепьях ходила.. . Всю мою несчастную жизнь". Тем не менее, измученная Анна смутно надеется пожить еще немного, ради чего она готова еще потерпеть.
Прекрасно будущее, в котором все будет в человеке и все - для человека, когда люди забудут о существовании самого "дна".К сожалению, не довелось еще дожить до этого будущего, но горьковская пьеса укрепляет нас в надежде, что оно может наступить.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: характеристика анны из пьесы на дне, расскажите плиз (((

Анна является одним из персонажей пьесы М. Горького «На дне». Ее героиня тридцати лет смертельно больна чахоткой и понимает, что скоро умрет. Она живет вместе с супругом Андреем Клещом – безработным слесарем. Анна устала от жизни в нищете, жизни, в которой приходится на всем экономить и носить лохмотья.

Она воплощает собой непорочное страдание, не запятнанное греховными страстями и стремлениями. Никому не нужная старуха – именно так, несмотря на молодой возраст, ощущает себя Анна. Она тонко чувствует насколько ущербным, является мир обитателей ночлежного дома, которые, несмотря на это искренне сочувствуют и всячески пытаются помочь девушке в отличие от ее равнодушного и раздражительного супруга. Он лишь оскорбляет, унижает и бьет ее. Анна очень смиренно относится к своей болезни и к подобному отношению супруга. Она продолжает окружать его заботой. Ради этого равнодушного эгоиста она готова на все, она даже последний кусок хлеба отдаст ему, а он, опасаясь, простудиться даже в глотке свежего воздуха ей отказывает. Его поведение лишь усугубляет состояние обессилившей Анны.

Анна настолько забита и затравлена, что смерть для нее единственный выход из этого ада, лишь одно ее пугает – быть обреченной на муки и в ином мире тоже. Она понимала, что изменить ничего уже нельзя и просто смирилась. Она грезит лишь об одном – хотя бы там обрести долгожданный покой и отдохнуть от тягот земного существования.

Единственным утешением Анны перед смертью становится странник Лука, который убеждает ее в том, что в ином мире она сможет, наконец отдохнуть. Лука обещает, что за все мучения ее ждет вознаграждение. Ее несбыточные мечты единственное о чем она думает умирая.

Автор характеризует образ героини как никому не нужной в мире вещи. На время всей пьесы ее персонаж обездвижен, ее передвигают по сцене, могут с легкостью забыть на кухне, перенести при необходимости. Даже после смерти ее не спешат хоронить и лишь спустя какое – то время выносят так, словно она была всего лишь реквизитом.

Образ Анны трагичен и воплощает судьбы всех женщин, не сумевших обрести счастья в браке, всех женщин обиженных судьбой и морально истощенных. Поведав о том, как несправедлива судьба по отношению к молодой девушке, автор рассказывает о периоде в жизни русского общества, когда лишенные всего люди, опускаясь на социальное дно, ведут жалкую жизнь, но при этом не перестают грезить о светлом будущем.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Село Хмелевка Ромадина (9 класс)

    Исходя из названия, нетрудно догадаться, что на картине Н. Ромадина «Село Хмелевка» изображено именно вышеупомянутое поселение. Тонкие березки с присущими осени желто – красными листьями, деревенские дома, ухоженные огороды.

  • Сочинение Как я в первый раз... (7 класс)

    В своем сочинении я расскажу, как я первый раз каталась на роликах. Этот день навсегда останется в моей памяти, ведь я испытала бурю эмоций и впечатлений.

  • Сочинение-описание по картине Айвазовского Море. Коктебельская бухта

    Любимая тема Айвазовского – море. Он рисовал его постоянно. На картине действие происходит в Коктебельской бухте. На море разыгрался шторм. Двухмачтовый парусный корабль большая волна упорно гонит к берегу

Анна – персонаж пьесы «На дне», больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща . Она устала от жизни, в которой трясется над каждым кусочком хлеба и ходит в отрепьях. При этом Анна постоянно сносит жестокое обращение мужа. Бедняжке сочувствует кто угодно, только не её муж. Он лишь оскорбляет и унижает её, а иногда и поколачивает. Она вызывает у него лишь равнодушие и раздражение.

Создается ощущение, что в образе Анны показаны все женщины, которые сносят грубое отношение в семейно жизни. Даже становится страшно, что она так спокойно сносит вечные унижения. При этом она продолжает заботиться о муже и готова отдать ему все. Так, в одном эпизоде она говорит, что Квашня оставила ей пельмени, чтобы он взял и поел их. Он же все время бурчит на нее и никак не воспринимает ее просьбы. Когда она, задыхаясь, просит отворить дверь, он отказывает, опасаясь сам простудиться. Неудивительно, что от такой жизни только один выход – смерть. А ей всего тридцать лет. Перед смертью ее хоть как-то утешает Лука . Он говорит, что на том свете она сможет отдохнуть от своего безрадостного существования. Ведь эти мучения компенсируются блаженством на небесах. Вскоре она умирает.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные