Пленение немца в повести сашка анализ. III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца. Вступительное слово учителя


5/3/2007 13:34:14
Автор: Герасимова Т.П. - г. Луга

СЦЕНАРИЙ (КОНСПЕКТ) УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 классе НА ТЕМУ «Я ВАМ ЖИЗНЬ ЗАВЕЩАЮ…»

Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ТЕМА: «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева, «Сашка», связывая произведение с историей Великой Отечественной войны.

ЦЕЛИ:

  1. Заинтересовать учащихся историей Великой Отечественной войны на примере воспоминаний близких и родных, при прочтении произведения В. Кондратьева «Сашка»;
  2. вызвать эмоциональный личный отклик на событие (я), связанное (ые) с Великой Отечественной войной;
  3. продолжить формирование навыка работы с книгой, элементов умения анализировать художественное произведение, высказывать мнение о прочитанном.

ФОРМА УРОКА – читательская конференция.

КОНТИНГЕНТ ПРИСУТСТВУЮЩИХ:

  1. Ведущая – Герасимова Т.П.
  2. Участница Великой Отечественной войны – Вера Николаевна Гриненко.
  3. Литературный эксперт – Иленькива Н.
  4. Библиотекарь – Литвинюк М.И.
  5. Читатели – учащиеся 9 а класса.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. На доске эпиграф к уроку из книги И. Дедкова «Пядь ржевской земли».
  2. На экране проектируется портрет В.Л. Кондратьева, слова – обращение к молодому поколению.
  3. Классные сочинения учащихся на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?»
  4. Магнитофонная запись песни «Старые фотографии» в исполнении отца Лебедевой Влады (ученица 9 а класса).
  5. «Старые фронтовые фотографии» - стенд (из архива учеников 9 а класса)
  6. Фронтовое письмо (Западный фронт. 1942 год), записная книжка с фронта (1941 – 43 годы).
  7. Тексты повести В. Кондратьева «Сашка».
  8. Воспоминания Г. Жукова и Рокосовского о боях подо Ржевом весной 1942 года.
  9. Стихотворение А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»

ХОД УРОКОВ (2 урока). I Сообщение темы (см. стр. 1) II Доведение до учащихся цели урока , которая совпадает с высказыванием И. Дедкова о повести В. Кондратьева «Сашка»:

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений, и если ищет кому славы, то обыкновенному человеку нашей страны, сумевшему выстоять и восторжествовать. Да и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия?
Какими они вообще были, вставшие от края и до края?»

III Представление участников конференции.

IV Читательская конференция.

1. Вступительное слово учителя с показом портрета В.Л. Кондратьева

На окраине Москвы, в обычной квартире, можно встретиться с В.Л. Кондратьевым. Несмотря на свои немолодые годы, он очень живой и подвижный. Высокий, худощавый, двигается легко и быстро; гостеприимен и доброжелателен.

Поражают его глаза - взгляд внимательный, пронзительный – и добрая улыбка.

Особенно Вячеслав Леонидович оживляется, когда заговаривает об отношении молодежи к его повести «Сашка»:

«Много было разного рода выступлений в печати критиков о «Сашке», о моем творчестве. Но как воспринимает меня юность, т. е. Наши уже внуки, это мне очень интересно».

50 лет, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время ставит перед историками, литераторами новые и новые вопросы.

Не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, ее участник писатель В. Кондратьев сурово оценивает сделанное: «… к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне… Полуправда нас измучила…» (вопросы литературы. – 1988 - № 7. – с. 13)

2. Слово школьному библиотекарю. М.И. Литвинюк подготовила выставку книг (худ. литература) о Великой Отечественной войне, кратно прокомментировала произведения, зачитала их интересные страницы.

М.И. Литвтнюк остановилась на следующих книгах:

  1. Ю. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Юность командиров», «Последние залпы»,
  2. В. Быков «Обелиск»,
  3. Б. Васильев «Завтра была война»,
  4. В. Астафьев «Пастух и пастушка»,
  5. К. Воробьев «Крик», «Убиты под Москвой»,
  6. К. Колосов «Самоходка № 120»,
  7. В. Гроссман «Жизнь и судьба»,
  8. С. Никитин «Падучая звезда».

(Список литературы оформлен в тетрадях).

Пусть эти честные талантливые книги вызовут боль, тревогу, возмущение, протест.

Можем ли мы, учителя, дети фронтовиков смириться с тем, что порой внуки фронтовиков, наши воспитанники, стреляют по памятникам погибшим за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами?!

Среди книг, способных взволновать молодых, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В.Л. Кондратьева «Сашка».

3. Предыстория написания сочинений о Великой Отечественной войне. Слово учителя. Но чтобы говорить о книге и вызвать какой-то эмоциональный отклик у учащихся, то я попросила ребят (8 а класс) в конце апреля 2003 года поговорить с родителями, дедушками и бабушками, посмотреть старые фотографии и, подумав, написать сочинение на тему «Как отразилась война в судьбе моей семьи?» (отрывки из сочинений учащихся представлены на отдельных листах).

3 а А вот эти лица. Учащиеся всматриваются в лица фронтовиков, запечатленных на старых фотографиях. Звучит музыка, песня «Старые фотографии» в исполнении отца ученицы 9 а класса (в записи).

4. Слово учителя.

Сегодня мы открываем для себя еще одно имя в современной литературе.

Л.Н. Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек? Что нового о жизни можешь поведать?.

5. Учащиеся рассказывают о В.Л. Кондратьеве, используя воспоминания К. Симонова об авторе «Сашки».

План рассказа. Сообщение Богановой Ксении.

  1. Профессия – художник-оформитель.
  2. Призвание – писатель.
  3. 1939 г. – служба на Дальнем Востоке.
  4. 1941 г. – на фронте.
  5. 1942 г. – участие в боях подо Ржевом, ранение, медаль «За отвагу».
  6. Служба в железнодорожных войсках, в разведке.

Тяжелые бои, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики.

5 а Короткое воспоминание о боях, в которых принимала участие В.Н. Гриненко.

5 б Учащиеся читают отрывок из стихотворения А.Т. Твордовского «Я убит подо Ржевом…»:

    Бердюгин Андрей,
    Никитин Андрей,
    Кунец Коля,
    Боганова Ксения.

5 в Боганова Ксения продолжает рассказ о В. Кондратьеве.

7. 1943 г. – тяжелое ранение: госпиталь, инвалидность. Материал взят из следующего источника: Симонов К. Доброго пути, Сашка! Журнал «Дружба народов. – 1979 г.- № 2.

6. Иленкива Наташа рассказывает о пути В. Л. Кондратьева к повести «Сашка».

      План рассказа.
  1. В немолодые годы взялся за повесть о войне.
  2. Читает военную прозу, но «не находил в ней своей войны».
  3. Поиск ржевских однополчан.
  4. 1962 г. – поездка подо Ржев, побывал на бывшей передовой.
  5. Делает для себя вывод: об этом писать можно только строгую правду.

Источники: Кондратьев В. Пока мы живы… Журнал «Вопросы литературы» - 1979 г. - № 6; Кондратьев В. О войне написано не все. Сборник «Земля рождения, земля судьбы – М., 1987 г.

7. Учитель делает вывод.

Судя по всему, бои были подо Ржевом страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Обратимся к воспоминаниям военноначальников.

8. Воспоминания Г.К. Жукова. Слово дано Рагимовой Наиде, Евтушенко Саше.

      План рассказа.
  1. Факты, в которые трудно поверить.
  2. Расход боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие!
  3. 20.03.1942 года Верховный требует наступления.
  4. Разгромить ржевско-вяземскую группировку врага нереально.
  5. Переход к обороне на этой линии.

Источник: Жуков Г.К. Воспоминания, размышления – М., 1969 – с. 375-377.

9. Слово учителя.

    Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?
    Задание классу: найдите те существенные, с вашей точки зрения, художественные детали, картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить.

10. Учащиеся зачитывают отрывки из текста, делая небольшие выводы:

  1. Сашка ночью задумал достать валенки для ротного;
  2. «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые…»
  3. о порядке на передовой;
  4. вопросы, которые хотелось бы задать пленному;
  5. «Сколько у вас в роте было человек?» - спросил Сашку капитан.

Узнаем, что из 150 в живых осталось 16 за два месяца, что воюет солдат.

Учащиеся делают вывод: за два месяца из каждых десяти погибли девять.

11. Вопросы к классу задает учитель.

  1. Какие же события выбрал автор из 2-х месяцев фронтовой жизни Сашки?
  2. Почему к ним привлек автор наше внимание?

12. Учащиеся перечисляют эпизоды из повести и отвечают на 2-й вопрос:

  1. добыча валенок для ротного;
  2. раненый возвращается в роту проститься и отдать автомат – под огнем;
  3. Сашка ведет санитаров к раненому, потому что они могут не найти бойца;
  4. Сашка берет в плен немца и отказывается расстрелять его;
  5. Встреча с Зиной;
  6. Сашка выручает лейтенанта Володю.

13. Сл. Учителя. В. Кондратьев сказал, что проводит своего героя через испытания властью, любовью, дружбой.

1) Вопрос . Выдержал ли Сашка испытание властью?

Ученик пересказывает эпизод с захватом Сашкой пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает расстрелять пленного. Не добившись от немца при допросе никаких сведений, комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Боец приказу не подчинился.

Вопросы. Почему? Ведь Сашка давал присягу выполнять приказы командира?

А что повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

Вывод делают ученики.

Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком, он понял, какой страшной силой может стать эта власть над жизнью и смертью, и это высоко поднимает его в глазах читателей. Сашка выдержал испытания властью, т.к. он чувствует себя ответственным за все.

Цельной человеческой личностью показал себя и комбат, отменивший приказ о расстреле пленного немца.

2) Вопрос . А выдерживает ли Сашка испытание любовью?

Ученик пересказывает эпизоды зарождения любви Сашки к Зине.

Учащиеся включены в диалог, затем делают вывод, что Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить ее, хотя сам очень переживает, когда видит свою Зину и лейтенанта в окне. И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

3) Восстанавливаются эпизоды, связанные с испытанием дружбой.

Учащиеся рассказывают историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей. Рассказывают о том, как в эвакогоспитале отъевшийся майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшенки дали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и … полетела в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка вину на себя принял.

(Разговор ведется о цельности человеческой личности, о высоких принципах, которых человека можно лишить только вместе с жизнью, о доброте и чуткости Сашки.)

14. Обращение учителя к классу.

Повесть «Сашка» - это произведение о Великой Отечественной войне, где рассказывается не только правда о войне, в этой повести поднимаются нравственные вопросы.

Хочу предложить и попытаться решить одну из нравственных проблем.

Готовясь к уроку, читала статьи, рецензии на повесть «Сашка». Особое внимание привлекла статья И.Дедкова «Пядь ржевской земли» (ж. «Литературное обозрение». 1980. № 5.)

Чтение учителем отрывков из статьи.

«… Надо, Сашок. Понимаешь, надо,» - говорил Сашке ротный…

И Сашка понимал – надо, и делал все, что приказано, как следует…

Герой В. Кондратьева привлекателен тем, что, что подчиняясь этому «надо», думает и действует «сверх надобного…

Все это – «сверх надо», словно слышит Сашка в самом себе никем непроизносимое, но отчетливое, неумолимое повеление: не стреляй, возвращайся, проводи санитаров!»

Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного, потому что иначе не может. Вопросы:

1. Вы уверены, что Сашка делает «сверх»?

2.Или это командует совесть?

3.Есть совесть и есть иная совесть. Что же стоит за каждой? У Сашки какая?

В споре, в горячем обсуждении приходим с ребятами к мысли, что нет двух «совестей»: совесть или есть, или ее нет.

15. Слово учителя.

К. Симонов, прочитав повесть «Сашка», писал:

«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской… Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек».

Так оценил значение повести В. Кондратьева «Сашка» К. Симонов.

Вопрос к классу.

А как оцениваете повесть вы? (Этот вопрос был дан учащимся на дом).

16. Учащиеся дают устный отзыв о прочитанной повести.

Примерный план отзывов.

Аверина А.

  1. Правдивость, душевность, психологизм.
  2. Книга – размышление.
  3. Суть Сашки.

Смышляева Н.

  1. Сашка – самый любимый литературный герой.
  2. Книга помогла заглянуть в себя.
  3. Завещание потомкам.

Тупчаненко С.

  1. Повесть «Сашка» - лучшее произведение о Великой Отечественной войне.
  2. А выдержала ли я бы эти испытания?
  3. Эта книга учит многому.

Николаева О.

  1. Я по-другому представляла себе войну.
  2. Правда о Великой Отечественной войне не забудется.

Лебедева В.

  1. Сашка-герой военных лет.
  2. Нашему поколению не достает любви к людям.
  3. Повесть В.Кондратьева «Сашка» - современное произведение, очень нужное сегодня.

17. Слово участнице Великой Отечественной войны В.Н. Гриненко.

В.Н. Гриненко рассказала о своей молодости, которая выпала на годы войны. Вера Николаевна прочитала повесть «Сашка». «Я думала, - говорит В.Н. Гриненко, - что ученики, прочитав произведение, не поверят, что такие люди были на самом деле. Сашка – герой военных лет. Он добр, честен, порядочен, он любит людей и жизнь. И таких людей в наше время было много…»

Учащиеся благодарят В.Н. Гриненко за участие в читательской конференции, дарят цветы и книгу.

18. На проекторе слова В.Кондратьева – это обращение к молодежи:

«Для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем.

Послесловие: на уроках были задействованы все учащиеся 9 классов, все получили оценки.

В отечественной литературе немало достойных произведений, посвященных Великой Отечественной войне. К ним относится и повесть Вячеслава Леонидовича Кондратьева «Сашка». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1979 год.

История создания – Повесть «Сашка» во многом автобиографична, поскольку автор сам принимал участие в тяжелых боях под Ржевом. Эти воспоминания долгие годы не давали ему покоя, и в зрелом возрасте вылились в повесть, в которой раскрывалась проблематика войны.

Тема – Центральная тема произведения - проблема нравственного выбора в условиях войны.

Композиция – Композиция повести имеет мозаичную структуру и состоит из микросюжетов, с помощью которых в полной мере раскрывается сущность главного героя. Для произведения характерен неспешный темп повествования, что позволяет лучше понять внутренний мир Сашки, мотивы его поступков.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Вячеслав Леонидович отправился на фронт, когда ему едва исполнился 21 год. В составе стрелковой бригады он отчаянно сражался за город Ржев, получил ранение, был награжден медалью «За отвагу».

Воспоминания о военном лихолетье не оставляли Кондратьева на протяжении всей жизни: они терзали его, не давали радоваться настоящему. По признанию писателя, он перечитал много художественной литературы о Великой Отечественной войне, но ни одно произведение не смогло по-настоящему зацепить его, ни в одном из них он не находил описания «своей» войны.

Повесть Вячеслава Леонидовича «Сашка» была опубликована в 1979 году в журнале «Дружба народов».

Тема

В повести, описывающей все реалии Великой Отечественной войны, Кондратьев мастерски раскрывает центральную тему произведения - проблему нравственного выбора в экстремальных условиях. На долю главного героя выпадает немало жизненных испытаний, способных как нельзя более точно отобразить истинную сущность человека.

Одним из наиболее острых и эмоционально сильных эпизодов является пленение Сашкой немца. В пылу борьбы солдатом движет лишь желание одолеть врага, но затем в пленном немце он видит обычного человека. Он достойно проходит испытание властью, не причинив вреда безоружному человеку и пообещав ему сохранение жизни. Не в силах выполнить приказ комбата и расстрелять беззащитного юношу, Сашка сам подставляет себя под удар.

Весьма показательной является сцена, в которой Сашка вступается за своего нового знакомого, и берет его вину на себя. Его благородный поступок невольно вызывает чувство восхищения, поскольку герой ставит интересы товарища выше собственных.

Достойно проходит Сашка и испытание фронтовой любовью. Узнав, что избранница Зина разлюбила его, герой с достоинством принимает ее измену. Несмотря на глубокое разочарование, он находит в себе силы, чтобы понять ее и отпустить без слов упрека.

По сути, Сашка стал тем собирательным образом, в котором нашли свое отражение сотни тысяч простых ребят, оказавшихся один на один с ужасами войны. В своем произведении автор выделил простую и старую, как мир, идею - нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, не убивать в себе то доброе и светлое начало, заложенное в каждом человеке при рождении. Мир может спасти только доброта, милосердие, сострадание.

Композиция

Проводя в повести «Сашка» анализ произведения, следует отметить, что для него характерна мозаичная композиция при отсутствии единого сюжета. Повесть состоит из крошечных сюжетов, призванных максимально точно и емко раскрыть характер главного героя.

Композиция повести построена таким образом, что раскрытие душевных качеств Сашки, его жизненных приоритетов происходит постепенно, чему способствует замедленный темп повествования. С продвижением героя от линии фронта вглубь страны читатель погружается и в его внутренний мир.

Жанр

Произведение написано в жанре повести. В произведении детально воспроизводится быт военных лет, события того времени, основные сражения, поэтому его относят к литературному направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 41.

Цели:

  • знакомство с писателем В. Кондратьевым; размышления не только о герое, об авторе, но и о себе;
  • представление о необычном подходе писателя к изображению войны;
  • подготовка к раскрытию проблем, связанных с войной на примере повести Кондратьева на выпускном экзамене.

Оборудование: книги о Великой Отечественной войне, иллюстрации, песни о Великой Отечественной войне, видеофильм по повести «Сашка».

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!

Давид Самойлов .

ХОД УРОКА

I. Вступление

Эпиграф – ключ к человеческой и писательской судьбе Кондратьева.
Тема нашего сегодняшнего урока «Я вам жизнь завещаю» по повести нашего современника Вячеслава Леонидовича Кондратьева – фронтовика, очевидца, участника описываемых им военных событий.
Военная тема – одна из традиционных на выпускном экзамене, поэтому материал сегодняшнего урока будет вам полезен. Для вас, сегодняшних школьников, война – это далёкая история. Дома вы должны были подготовить ответы на вопросы: «Как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных?» Чем больше проходит лет после Великой Отечественной войны, тем больше мы осознаём величие народного подвига. Но мы ещё очень многого не знаем о войне, об истинной цене победы. Наверное, в этом нам и помогают писатели, говорящие нам настоящую правду.

Вот что говорил Василь Быков – один из тех писателей, которые в полной мере знают, что такое та война: «В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственное, чего не жалели, – так это людей»

Также не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, её участник, писатель Виктор Астафьев сурово оценивает сделанное: «... к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила». (Вопросы литературы. 1988 – №7. с. 13.)

Если вспомнить ранее написанные произведения: «Сын полка» Катаева, « Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Русский характер» Толстого – есть в них нечто общее: не трагедия войны, а её преодоление становится главным в этих произведениях.

А вот трагический и страшный лик войны показан в книгах Быкова, Бондарева, Бакланова, Кондратьева и др.

Среди книг, способных взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть Кондратьева «Сашка». Писатель хочет показать, что подвиг может быть совсем не броским, незаметным, когда сначала и не подумаешь, что это он, этот самый подвиг, и есть.

2. Сообщение о писателе

1-й учащийся. Константин Симонов сумел сказать об авторе «Сашки» коротко, но ёмко. Мы узнаём, что Кондратьев по профессии художник-оформитель, а по призванию, верил Симонов, он большой писатель. В 1939 г. с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как помните, у героя повести такая же судьба. В декабре 41-го после многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев под Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что только первую неделю он был помкомвзвода, командиром взвода, принял роту убитого командира, а после пополнения – снова взвод. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горечью горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают «Я убит подо Ржевом...» Твардовского.

2-й учащийся читает наизусть «Я убит подо Ржевом...» под музыку «От героев былых времен»

1-й учащийся (продолжает). Убит – эта чаша миновала автора «Сашки», на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу» – за отвагу под Ржевом. После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, разведке. В конце 43-го года тяжелое ранение, полгода в госпитале, после – ограниченная годность, инвалидность. «До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал», – так заканчивается повествование Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика В. Кондратьева.
Повесть «Сашка» написана в 1979 году. Как же случилось, что в немолодые уже годы Кондратьев вдруг взялся за повесть о войне?

3-й учащийся. Писатель признавался: «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни». Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой». Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашел и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всем рассказать! Это его долг. Может, такие же воспоминания мучили автора песни «Друзья-однополчане»

4-й учащийся . И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал 20 километров пехом до самой своей бывшей передовой. Увидел ту истерзанную, всю испещренную воронками ржевскую землю, на которой валялись еще и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки... торчали еще оперения невзорвавшихся мин. Увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню – пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».

Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считает, что «Сашка» – «лишь малая толика того, что нужно рассказать о солдате, солдате-победителе».

Судя по всему, бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. Причины этого ясны. Итак, что можно было узнать об этих событиях из истории?

5-й учащийся. В воспоминаниях Жукова приводятся факты, в которые трудно поверить. За каждым из них – норма расхода боеприпасов – 1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска переутомлёны, ослаблены. Командирование просит остановить невозможное в таких условиях наступления, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. И что же? Директивой от 20 марта 1942 года Верховный главнокомандующий отклонил эту просьбу, потребовав энергичного наступления. В конце марта – начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить этот приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Нам понятно теперь, что сделать это было нереально. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет, что только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.

Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении, в том числе и под Ржевом: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов, танков остались единицы... Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».

3. Работа по повести

– Чтобы перенестись в то время и на ту землю, о которой узнали по воспоминаниям военачальников, обратимся к 1 заданию, которое было дано на предыдущем уроке, но сначала ответьте на вопрос: Сколько времени воюет Сашка? (два месяца) Два месяца на передовой, это много или мало?
(Найдите разговор Сашки с капитаном о том, сколько погибло людей за это время? с.41).

Вывод: т. е. из 150-ти – 16! Значит, за два месяца из каждых 10-ти погибли девять. И однополчан-дальневосточников осталось 1-2 на роту (с.32). У вас было домашнее задание «Два месяца на передовой. Быт войны».

На доске: быт – общий жизненный уклад, повседневная жизнь (из толкового словаря Ожегова)
(Это очень важно, для того чтобы увидеть какую тяжесть нес на плечах рядовой русский солдат, чтобы увидеть, что такое жизнь на войне (с 19, 20, 21, 23, 24, 29, 30, 33)).
(« С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь, вши. Ржавая, набухшая кровью земля. Незахороненные останки солдат. Шалашики, окопчики и т. д.». И это изо дня в день. Таким образом, бои не составляют основную часть, главное – повседневный быт.)

Выводы. Почему мы обратились именно к быту войны? Вы уже знакомы с «Обелиском», «Сотниковым» Василия Быкова, «Судьбой человека» Шолохова. Но, скорее всего, очень трудно было понять, что же такое жизнь на войне. Жизнь, которая, естественно, включает в себя бои, но которая, по свидетельствам очевидцев, к боям не сводятся, больше того – в которой бои составляют не главную её часть. А главное – неимоверно трудный повседневный быт войны. Итак, в повести, по словам критика Игоря Дедкова, писатель выразил то, «что можно было бы назвать глубочайшим... трагическим прозаизмом войны».

Мастерство писателя в том, что он смог показать тяжелую, изнуряющую, повседневную жизнь.

1) Сашка добывает валенки для ротного;
2) Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять;
3) Сашка под огнём возвращается в роту проститься и отдать автомат;
4) Сашка ведёт санитаров к раненому;
5) Встреча с Зиной;
6) Сашка выручает лейтенанта Володю.

Вывод: Именно в этих эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и как боец. Автор доказывает, что бесчеловечность войны так и не смогла обесчеловечить Сашку.

– Что вы можете сказать о характере героя? Какой он – Сашка?
(Он вызывает симпатии, уважение к себе своей добротой, участливостью, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив).

– Что он хотел спросить у немца? (с 32).
Это человек, который за все чувствует ответственность (с 20, на самого себя надежда). Как бы в подтверждение этого ответьте на вопрос:
– Почему, например, рискуя собой, Сашка добывает валенки для ротного?
Сжато перескажите этот эпизод, (с. 21)

– Автор провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Рассмотрим, как выдержал Сашка эти испытания. Очень важный эпизод, который мы проанализируем, история с пленным. Но вначале расскажите, как Сашке удалось взять «языка».

Выводы: Сашка проявляет отчаянную храбрость – берёт немца голыми руками: патронов нет, диск отдал ротному. Но он не колеблется, так как «столько ребят полегло за «языка».
– Историю с пленным мы просмотрим по видео, (отрывок из х/ф «Сашка»)

4. Беседа по просмотренному отрывку

– Если вы были внимательны при просмотре, то заметили, что не всё было передано средствами кино. Чего не было в фильме? Например, Сашкины размышления о власти, о своей правоте.
– Когда Сашка почувствовал свою власть над другим человеком? Как он относится к этой власти? (Зачитайте выразительно этот отрывок, с.33).

Выводы: Сашке не по себе от почти неограниченной власти над другим человеком. Он понял, какой страшный может стать эта власть над жизнью и смертью.

– Почему Сашка ослушался приказа и так отстаивает жизнь пленного? Что же было написано в листовке (с. 31).

Выводы: Самое главное, почему Сашка ослушался приказа – немца в расход – он объясняет немцу: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем (с. 30)... Потому как люди мы! А вы фашисты!» (с. 31, 38-39)
– Прочитайте диалог капитана и Сашки (с. 41) о том, почему Сашка не может выполнить приказ: немца в расход («И ты этого гада жалеешь?»).
– Прочитайте мысленный разговор Сашки и немца, когда Сашка идёт исполнять приказание, (с. 46)
– Сашка не выполнил приказ. У него своя точка зрения на события.
– Сравните жизненные принципы Сашки и Толика, (с. 42)
– На чьей вы стороне? Почему? Если рядовой, значит, дело телячье? (выслушиваются мнения учащихся). В любой момент нужно оставаться человеком.
– Зачитайте отрывок, в котором Сашка убеждается в своей правоте (с. 49 «И секундной вспышкой», «Но Сашка не сник...»)
– Как вы можете объяснить такое отношение Сашки к «своему» немцу, ведь все поля в наших, он должен за это отомстить (с. 111. О честном слове).
Сашка не может стрелять в безоружного, он ему пообещал, руководствуясь тем, что было написано в листовке. Он не может обмануть, ненависть у Сашки на этого немца не распространяется, (с. 38 «Понимал он...»)
– Что на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?
Выводы: Наверное, он понял Сашкину правоту, осознал, что погорячился, что они не похожи на фашистов, которые со своими пленными не церемонятся.
(Можно попросить ребят вспомнить, как относились к нашим пленным немцы)

5. Испытание любовью

Мы продолжим разговор о доброте и чуткости Сашки, его отклике на добро и зло, обсуждая два других важных эпизода.

– Итак, встреча с Зиной, испытание любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? (Выступление учащихся с. 59, 62)

– Это первая Сашкина любовь. Он так ждёт встречи! А ею движет только жалость: «миленький, родненький».

– Как отнесся Сашка к предстоящей вечеринке,о которой говорит Зина (с.65)

Вывод: Умом понимает, а душой принять не может, потому что война, каждый день гибнут ребята. Слова «все поля в наших» даны в повести в разрядку. Это «все поля в наших» – один из главных мотивов повести. Вячеслав Кондратьев, в отличие от многих наших писателей, избежал поэтизации и возвеличивания войны как войны. Война, хоть она и Отечественная, священная, это смерть и горе.

– Когда Сашка узнает об отношениях Зины и лейтенанта, как он поступает? (Он уходит). Противоречит ли это его решение вашему мнению о его характере или, наоборот подтверждает уже сложившееся представление о нем (выслушивание мнений).

Выводы: Тяжелую ночь переживает Сашка (с. 81). Ему горько, больно. И все-таки приходит он в конце концов к тому, что «неосудима Зина... Просто война...» Сашка остаётся Сашкой: справедливость и доброта и здесь взяли верх. (Можно зачитать с. 81 «А Сашке не до болтовни...»).

– А ваше мнение, отношение к поступку Сашки, измене Зины?

Выводы: Сашка не считает себя вправе мешать. Он подумал не о себе, а о ней. Он по-другому не может поступить. Наверное, это и есть настоящая любовь, которая помогает и понять, и простить любимого человека и не даёт сделать ему плохо, больно.

6. Испытание дружбой

– Восстановим эпизоды, связанные с испытанием дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей.

Рассуждения о командире и рядовом (с. 94).

Сашка, по его поступкам судя, чувствует ответственность за всё, что происходит на войне.
Особенно обратить внимание на случай в эвакогоспитале (с. 108-112), когда майор приходит утихомирить недовольных солдат: две ложки пшёнки выдали на ужин. На справедливые требования и гневные вопросы майор отвечает по-хамски, и... полетела в него тарелка, брошенная Володей. Он рассудил, что лейтенанту это с рук не сойдёт – трибунал в военное время суров, а его, рядового, быть может, не накажут строго.

– Осуждаете ли вы Сашку за этот поступок или оправдываете его?

7. Итоги урока (Проблемный вопрос)

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчинись категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

– Как вы считаете, Сашка все делает сверх?

Выводы: Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока

Класс: 11

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: проектор, можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времён войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

ХОД УРОКА

I. Прослушивание песни «Давным-давно была война…»

II. Вступительное слово учителя

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. 9 Мая 2015 года наша страна будет отмечать 70-ю годовщину со Дня Победы. Но спорить об этой войне, открывать новые страницы в истории этой страшной войны, знакомиться с честными и талантливыми книгами о ней мы будем ещё долго.
Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?
Что нового о Великой Отечественной войне Вячеслав Леонидович Кондратьев поведал нам в своей повести «Сашка»?
Вячеслав Кондратьев предворяет свой рассказ так: «Всем павшим под Ржевом–живым и мёртвым посвящена эта повесть» . Настолько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судбба автора во многом сходна судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было №, а «не могло быть не так».

III. Беседа c учащимися

– Как начинает повествование и как автор представляет читателю своего героя? (Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост» Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой – просто Сашка. Повествование ведётся, кажется от лица автора, но в то же время создаётся впечатление, что рассказывает сам герой.)
– Чем занимается Сашка на фронте? (В первом эпизоде мы видим Сашку, когда он задумывает достать валенки с мёртвого немца для своего ротного. Речь идёт не о боеприпасах, не о боевой задаче – о валенках, это жизненно важно.)
– Как изображается война? («А ночь плыла над передовой, как обычно...)
– Автор показывает военный быт: «ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках (это зимой!). Только у ротного был жиденький блиндажик. И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах». Жалкие слова–«шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчёркивают шаткость, ненадёжность положения. Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:
– «Сколько у вас в роте было человек? – спросил капитан.
– Сто пятьдесят…
– Сколько осталось?
– Шестнадцать…»
(За 2 месяца из каждых десяти человек погибли девять!)
– Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему? («Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь…»)
– Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат. («Но его-то роте ППШ тогда не достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»)
– Сашка ведёт санитаров к тяжелому раненому. («…знает он, этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»)

История с пленным немцем . («Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь, – но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».)

История с Зиной. («И опять, перебрав всё, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неподсудна Зина… Просто война… И нету у него зла на неё».)

Сашка выручает лейтенанта Володьку. («Ну, какой с меня, рядового Ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать».)

Эпизод с Пашей.

«– Вот, Паша, – сказал Сашка. – Встретились мы случайно и дня вместе не пробыли, а ведь помнить я тебя весь век буду…
– Брось заливать-то! Знаю я вас…
– Нет, правда, Паша. Я врать не люблю…»
«– Словно из дому ухожу…
– Приголубила, значит?
– Не в том дело…Хорошая женщина очень, сердечная. Звала остаться на недельку…
– Я догадался. Чего ж ты?
– Ни к чему это…– в раздумье ответил Сашка…»

(Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

V. Пересказ эпизода «Пленение немца» и анализ этого эпизода.

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но всё это было привычное, испитываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало» Сашка оторвался от своих, рванул черезогонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость–берёт немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем – на вопрос ротного, как это вышло отвечает: «А шут его знает. Дуриком» Безрезультатно допрашивает немца ротный, потом приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется.)

VI. Вопросы

1. Почему Сашка не подчиняется приказу? Как расценивать это его поступок?

(Сашке нетрудно было бы убить немца в бою («Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то, – это были враги», «поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались»). Этот же немец был пленным, безоружным, расстрелять его он не мог, так как обещал ему сохранить жизнь («Мы не вы. Пленных не расстреливаем», «не такой он, чтобы над пленным и безоружным издеваться»).
Между двумя солдатами – русским и немецким – завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистятся перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так как сначала (не «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц – это немецкое имя); Сашке уже хочется поговорить с ним, расспросить о житье-бытье, жаль, немецкого не знает.
Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «…когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…»).
У Сашки очень сильны нравственные принципы: если он дал слово, то должен его сдержать («Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, – но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании»).
– Какие чувства вызывают поступки героя? (Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не исколечила его душу, не обезлечила его. Удивительно огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен.)
Как разрешается ситуация с невыполненным приказом? (Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное в его сознании» И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведёт пленного немца не расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заствляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвергнул глаза капитан», отменил своё приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им не передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым….»)

2. Какова позиция Толика, связного комбата?

(Девиз Толика: «Наше дело телячье…Приказали – исполнил!»
Примеривается к часам ещё не убитого немца («…ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал»).
Готов торговаться с Сашкой, чтобы не упустить «трофей» («…я бы тебе буханку черняшки дал…за часики-то…Махры могу пачку в придачу.»)
Ротный, например, ведет себя совсем по-другому: «ротный взял зажигалку, чиркнул, прикурил и дал огня Сашке… Повертел зажигалку, рассматривая, и подал её обратно немцу».
Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки, он уж, не задумываясь и не мучаясь муками совести, расстрелял бы безоружного («…не расколется – к стенке!...А чего с ним цацкаться? Раз молчит, туда ему и дорога»).Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак».
Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

3. Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?

(Деятельная доброта; действенный гуманизм; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).

VII. Работа с эпизодом «Отношения Сашки и Зины»

Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить.

1. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

(Сашка спас Зине жизнь, когда прикрыл её своим телом во время бомбёжки. Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! Но на передовой он не разрешает себе думать о ней, потому что война, и всякое может случиться, потому что «привыкли на фронте жить часом, а то и минутой».
По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает, когда радость нахлынула в душу, что он живой, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестрёнке из санроты. Его беспокоило, как они встретятся, ведь всё-таки 2 месяца прошло. И ничего у них не было, только поцеловались несколько раз. Но при прощании он понял, что роднее и ближе у него никого нет, что готов для этой девчушки в шинели сделать всё, лишь бы было ей хорошо и спокойно.
И потом в наступлении представлял он, что идёт он защищать её, Зину, которая обещала его ждать, и ему становилось легче.
Но, ожидая Зину, он всё время думает о своей роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлёпнет», «и смутно ему и вроде стыдно, что он – здесь, а они – там».
Когда он узнаёт о вечеринке, то это вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врёшь, Зина! Быть этого не может!», и «шатнуло его даже». Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» Даже в тылу он не может жить по иным законам, кроме законов передовой.
При встрече с Зиной вечером Сашка уловил, что «в ласках Зининых больше жалости, …и слова-то она говорила всё жалкие: родненький, глупенький, бедненький…Может, из жалости и решилась на всё да ещё потому, что считает себя жизнью ему обязанной».
Думается ему, что их любовь с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты: «Погорит недолго, согреть как следует не успеет и…погаснет – разведёт их война в разные стороны».)

2. Почему Зина всё-таки пошла на вечеринку?

(Приходил лейтенант, уговаривал её, потому что отправляют его на передовую, хотел он проститься с Зиной. Зина Сашке на прогулке сказала, что нравится она лейтенанту, что ухаживает он за ней по-хорошему. И Зине этот лейтенант, судя по всему нравится.)

3. Как отнёсся Сашка к тому, что пошла на танцы?

(Когда он узнаёт, что Зина там, танцует с лейтенантом, то ему горько, больно: «А то, что Зина сейчас там, на вечере, затронуло больно, и что-то тошнотное стало подступать к горлу. Задышал он прерывисто, тяжело и торопливо непослушной рукой стал натягивать гимнастерку».
«Нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…»
«…будто разорвалось что в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, готов был бросить в оконный проём обломок кирпича, если бы кто-то её обидел.
Но ещё большие страдания принесли ему Зинины слова, когда она сказала лейтенанту:
«– Не надо, Толя…– и отвела его руки мягко и несердито.
Вздыбись рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот жест этот покойный, даже ласковый, каким отвела она его руки, словно имеет она силу на лейтенанта, поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них…
Словно ударом под вздох надломило Сашку и откинуло назад.»

4. Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?

(Сашка повёл себя в этой ситуации в высшей степени достойно. Несмотря на потрясение, боль, обиду, припомнив их встречу, разговоры и «представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – не осудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…»
Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.
Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства, понять и простить любимого человека, не причинить ему боль. Это и есть настоящая любовь.

VIII. История с лейтенантом Володькой («испытание дружбой»)

(В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых–дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет–дальше передовой не пошлют.

IX. Проблемная ситуация

Учитель: «…ротный, бывало, перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал Сашку по плечу и говорил: «Надо, Сашок. Понимаешь, надо ». И Сашка понимал – надо, и делал всё, что приказано, как следует». Это было необходимо на войне.
Есть «надо» и «сверх надо». Сашка, по мнению критика Игоря Дедкова делает сверх надобного. А как считаете вы?
(Статья «Пядь Ржевской земли» – «Литературное обозрение», 1980, №5).

X. Самостоятельная работа (по группам): отметить особенности повести.

1. Своеобразие организации повествования (несобственно-прямая речь, позволяющая увидеть «ржевскую мясорубку» глазами простого солдата и одновременно дать оценку его характеру, его будничному героизму.
2.Особенности композиции:

  • отсутствие единого сюжета; цепочка микросюжетов, раскрывающих характер главного героя;
  • испытание властью, любовьюи дружбой;
  • отсутствие батального напряжения, экстремальных ситуаций;
  • постепенное всматривание в героя, определяющее замедленный темп повествования;
  • движение Сашки от линии фронта в глубь страны и «движение» в глубь души героя;
  • стремление автора рассказать не только о войне, но и об общечеловеческих проблемах.

Смысл названия повести (самое распространённое имя, данное в сниженно-бытовой форме, делает героя максимально близким читателю; значение имени («защитник»).

XI. Заключительное слово учителя

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства–всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки–это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской»

XII. Подведение итогов

XIII. Домашнее задание

Написать сочинение по повести Кондратьева «Сашка» по следующему плану:

  • Мой впечатление от повести «Сашка»
  • Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?
  • Что главное в Сашкином характере?
  • Время и пространство в повести.

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ, ПРАВДА О НЕМ.

ЖЕСТОКИЕ РЕАЛИИ И РОМАНТИКА

В ВОЕННОЙПРОЗЕ.

ЦЕЛЬ: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуациивойны.

ХОД УРОКА

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мыза Родину пали,

Но она - спасена.

А.Т.Твардовский

1. Поверка домашнего задания.

Учащиеся готовят тексты произведений, выделяя главные примеры и давая комментарийсвоими рассуждениями в конспекте.

2.Слово учителя:

Поэзия Великой Отечественной войны. Эти строки радостипобед и боли близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковойрассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снегСталинграда, кто пол-Европы по-пластунски прошагал. В канун 65 годовщины со Дня ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне мы сегодня обсудим важную проблему, к которой с большой осторожностью подходили писатели и поэты военных лет - человек войны, и правда о нем. Уже в годы Великой Отечественной войны и вскоре после ее окончания появились произведения, посвященные этойнародной трагедии. Литература войны развивалась в трех направлениях:

1-е - художественно- документальные - изображение историческихсобытий и подвигов реальных людей.

2-е- героико-эпическая проза, воспевавшая подвиг народа.

3-е - изображение « негероических» сторон окопной жизни иосмысление отдельной человеческой личности.

В 50 -егоды начинается расцвет литературыо войне. О правде общей, единой, самой главной, о правде народной мыбудем сегодня говорить.

Поэзия - стала « сейсмографом» душевного состояния человека и общества в период войны.

1941 год - К.Симонов написал стихотворение « Жди меня».

Учащийся: Вот как сам поэтрассказывал историю появления в печати этого стихотворения:«Жди меня» - глубоко личное стихотворение, оно мною предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, язашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором « Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у менякаких - либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…». Напечатанное в газете, на другой день стихотворениеотозвалось в сердцах миллионов.

(Учащийся читает стихотворение « Жди меня»).

Учащийся: 1942 год.М. Гудзенко стихотворение «Перед атакой» (читает стихотворения и анализирует его).

Учащийся: П.Суворов стихотворение « Месть» 1943 (читает стихотворения и анализирует его).

Учитель :Давайте остановимсяна произведениях писателей, изученных ранее на урокахлитературыи выскажемсвоеотношение к чувствам, убеждениям героев вособо трагических ситуациях. Преподаватель предлагает учащимся участвовать в дискуссии по предложенным вопросам к изученным произведениям

М.А. Шолохов рассказ « Судьба человека»

1. Каковы обстоятельства пленения героя?

2.Как ведет себя Андрей Соколов в плену?

3. Что пришлось ему пережить и благодаря чему он выжил?

Вывод: Шолохов снимает с героя вину за то, что тот оказался в плену. Андрей был контужен взрывом после попадания снаряда рядом с его машиной и не имел возможности оказать сопротивление.

Вячеслав Кондратьев повесть «Сашка».

1.Почему Сашка не может расстрелять пленного немца?

2.Что поражает его в пленнике?

3. Почему Сашка испытывает страшное сомнение в справедливости и ненужности того, что ему приказали? Как вы их понимаете?

4.Почему комбат сначала приказал расстрелять немца, а затем все-таки отменил свой приказ?

5.Какие представления о справедливости у Сашки?

Вывод: Сашка не потерял человечность, не ожесточился, постоянноприслушивался к своей интуиции, которая его никогда неподводила.

ВикторНекрасов повесть«Одна ночь»

1.Почемуглавный герой повести Иван Волока стал по-дружески относиться к немцу,находясь под завалами?

2. Когда он почувствовалв нем настоящего врага?

Вывод: Человеческиечувства трудно потерять и заменить их жестокостью, оставшись один на один с опасностью.

ЮрийБондарев роман « Горячий снег»

1. Сопоставьте образы Кузнецова иДроздовского.

2. Раскройте их отношение с бойцами, начальством, к Зое, к другу.

Вывод: Герои прошли проверку начеловечность через испытания огнем. Потерянность человека возникает не простовследствиипотрясений, а является результатом изначально неправильнойжизненной позиции.

Валентин Распутин повесть « Живи и помни».

1.В чем слабость АндреяГуськова?

2.Как он меняется после дезертирства?

3.Как изменилась Настёна после встречи с мужем?

4.Как вы понимаете название повести?

ОлегЕрмаков роман« Знак зверя»

1. Какое время отражено в романе?

2. В чем своеобразие и композиция романа.

3. Как противится герой знаку зверя?

4. Какое ваше отношение к герою и к тому времени?

5. Какой эпизод в романе особенно запомнился?

Вывод: Война -это неизбежное и предопределенное состояние человеческой души, наполненное злом и агрессией. В романевыражен мотив неискоренимой вины засобытия в Афганистане.

Учитель:

Нет ничегоопасного, чем забыть о том, что былона войне. Вспоминать мучительно, но забыть - смертельно опасно. Для всего человечества, потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, и что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняютчеловеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

Кто говорит, что на войне не страшно, тот

Ничего не знает о войне…

ЮлияДрунина

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она -спасена.

А.Т.Твардовский

ИТОГИ УРОКА

- Какой он человек войны и правда о нем?

Совместно с преподавателем делают общий вывод по теме.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение-рассуждение, взяв эпиграфом слова, предложенные в начале урока:

Война- жесточе нету слова,

Война- печальней нету слова.

Война - святее нету слова…



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные