Подготовка и написание изложения на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану. По рассказу К. Паустовского «Спасённый сад. Презентация по русскому языку изложение "Спасённый сад" Вступительное слово о писателе

Презентация к изложению "Спасенный сад" по рассказу Константина Паустовского о Гайдаре. Презентация помогает организовать работу при написании изложения: определить тип текста, составить план, провести орфографическую подготовку.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка. Изложение "Спасенный сад"»

  • РУССКИЙ ЯЗЫК
  • 4 КЛАСС

Подробное изложение по рассказу К. Паустовского "Спасенный сад"







  • Подготовимся к написанию изложения.
  • - Определите тип текста.
  • (Повествование.)
  • - Докажите, что этот текст является повествованием.
  • (В повествовательном тексте говорится о событиях, которые развиваются последовательно
  • Назовите, из скольких частей состоит текст-повествование.
  • (Из 3-х.)
  • - Назовите части повествовательного текста.
  • (1. -Вступление, 2. - Основная, 3. - Заключение.)
  • - Назовите характерные особенности вступительной части повествовательного текста. (В повествовательном тексте вначале говорится о ком или о чем будет рассказываться дальше.)

  • Работа над вступлением.
  • Отдых в Ялте.

Работа над основной частью.

2) Спасение сада.

Работа над заключением.

3) Прекрасное настроение


  • Найдите в тексте слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
  • - Найдите слова с приставками, в которых есть буква “о”. (Послышались, оказалось, подбежал,остановился, почернел, отпустил.)
  • - Найдите слова с приставками, в которых есть буква “а”. (Зажал.)

Орфографическая подготовка.


  • - Прочитайте слова, записанные на карточках:
  • - Найдите эти слова в тексте. Посмотрите, как они пишутся, и вставьте пропущенные буквы.
  • Чтение этих слов хором.

КАЗАЛОС…

ВОД…ПРОВОДНЫЙ

… ДНАЖДЫ

ПУСТЫН…ОЙ

УН…ЧТОЖИТЬ

Работа с карточками.


  • Написание изложения.
  • Самостоятельная работа учащихся.

Комедия в 4-х действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 года.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции.
Почтовый чиновник.
Гости, прислуга.
Действие происходит в имении Л. А. Раневской.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Комната, которая до сих пор называется детской. Одна из дверей ведет в
комнату Ани. Рассвет. Скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.
Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руках.
Лопахин беседует с Дуняшей о поезде, который пришел с опозданием. Лопахин огорчается, что приехал специально, чтобы встретить Раневскую на станции, но проспал, заснул сидя. Они прислушиваются, кажется уже едут.
Пауза
Любовь Андреевна жила за границей.
Лопахин рассуждает, какая она стала? Он вспоминает, что она была добрая, пожалела его, когда отец разбил ему нос в кровь.
Он рассуждает о себе, который и от мужиков откололся и благородным не стал, только вот разбогател.
Дуняша волнуется по поводу приезда господ.
Входит конторщик Епиходов с букетом и роняет его. Затем он поднимает букет и говорит, что садовник прислал цветы для столовой.
Епиходов жалуется Лопахину на свои сапоги, которые скрипят. Вообще, по его словам, с ним случаются одни несчастья, но он привык, не ропщет.
Дуняша признается Лопахину, что Епиходов сделал ей предложение. Она его не понимает, хотя и жалеет. Его прозвали “двадцать два несчастья”.
Лопахин и Дуняша слышат подъезжающие экипажи и очень волнуются.
Слышно, как подъезжают два экипажа, суматоха, через сцену проходит опирающийся на палочку Фирс, одетый по старинному, в ливрею. Входят Раневская, Аня, Шарлотта Ивановна, Гаев, Симеонов-Пищик, прислуга.
Аня спрашивает мать, помнит ли она, какая это комната? Та отвечает со слезами на глазах, что детская. Раневская сентиментально вспоминает детство, как спала в этой комнате. Она узнает всех. Варю называет монашкой. Гаев возмущается беспорядками, при которых возможно опоздание поезда на два часа.
Дуняша радуется приезду господ.
Дуняша бестолково и торопливо рассказывает Ане про Епиходова, его предложение, а та не слушает. Аня очень утомлена дорогой, т.к. четыре ночи не спала, ее томило беспокойство. Теперь она дома. Дуняша сообщает, что здесь Петр Сергеич, живет в бане, чтобы никого не стеснять.
Варя отсылает Дуняшу варить кофе для Раневской, а сама беседует с Аней. Та жалуется на тяжелую дорогу, особенно в Париж, тогда еще была зима и холодно. Шарлотта Ивановна досаждала всю дорогу. Но Варя говорит, что одну семнадцатилетнюю девушку нельзя было отпускать в такую даль. Аня рассказывает, что нашла мать в Париже среди чужих людей, без денег. К тому времени мать уже продала свою дачу в Ментоне, денег у нее уже не было. Но Раневская как будто не понимает своего истинного положения. Она требует самых дорогих и изысканных блюд, дает лакеям на чай по рублю. А между тем едва хватило денег доехать в Россию. А теперь предстоят торги. Имение будут продавать в августе.
Варя слушает Аню со слезами. Заглядывает Лопахин. Варя его прогоняет. Аня спрашивает, не сделал ли Лопахин Варе предложение, та отрицательно качает головой. Аня удивлена, ведь всем известно, что Лопахин влюблен в Варю. Та отвечает, что ничего из этой любви не выйдет.
Аня хвастается, что в Париже она летала на воздушном шаре.
Входит Дуняша с кофейником. А Варя начинает мечтать вслух о том, что вот бы выдать Аню замуж за богатого человека, а самой пойти по святым местам. Потом она спохватывается, что уже поздно, и Ане пора спать.
Аня с грустью вспоминает, что шесть лет назад умер отец, через месяц после этого в реке утонул брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик, а мать бежала отсюда без оглядки от горя. А вот теперь Петя Трофимов, бывший учитель Гриши, здесь и может напомнить Раневской былое.
Входит ворчащий Фирс. Он говорит, что барыня будет “кофий” со сливками, а Дуняша забыла подать сливки. Та убегает. Входят Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик.
Гаев и Раневская вспоминают правила игры в бильярде.
Аня прощается со всеми и идет спать.
Варя старается выпроводить Лопахина и Пищика, говоря, что уже поздно и “пора честь знать”.
Раневская очень возбуждена и радуется, что дома, что видит старика Фирса. Лопахин жалеет, что ему скоро уезжать в Харьков, а хотелось поговорить. Он говорит Раневской, что любит ее больше, чем родную.
Раневская в восторге целует старый шкаф и стол. Гаев говорит,- что умерла их старая нянька. Раневская вспоминает, что ей об этом писали. Пищик говорит, что его дочь передавала всем привет. Гаев вспоминает умерших слуг. Лопахин торопливо старается сказать, что на 22 августа назначены торги по имению, но он успокаивает Раневскую, что выход есть, пусть она не волнуется. Имение расположено близко от города, его можно разбить на дачные участки и отдать в аренду дачникам, она сможет получать доход двадцать пять тысяч рублей в год. Гаев отвечает, что это полнейшая чепуха. Раневская тоже говорит, что не совсем понимает Лопахина.
Лопахин объясняет, что если брать с дачников по двадцать пять рублей за десятину, то уже к осени не останется ни одного свободного клочка земли. Он говорит, что благодаря удобному местоположению имения, прекрасной природе, с имения можно иметь хороший доход, если конечно кое-что убрать> почистить. Вырубить старый вишневый сад, который уже ни на что не годится. Раневская возмущена таким предложением. Она говорит, что если и есть в губернии что-нибудь стоящее, так это вишневый сад. Лопахин возражает, что замечательного только то, что сад очень большой, и если вишня уродится, то ее некуда девать, никто не покупает. Гаев говорит, что в “Энциклопедическом словаре” упоминается этот сад.
Лопахин объясняет, что если не предпринимать никаких мер, то 22-го августа и имение, и сад пойдут с молотка. “Решайтесь! Другого выхода нет!” Фирс говорит, что раньше вишню сушили, мочили, варенье варили. А сушеную вишню возили возами в Харьков и денег за это выручали много. Лопахин продолжает… теперь появились дачники, скоро их станет еще больше, займутся хозяйством и тогда “ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным”.
Гаев опять говорит, что это чепуха.
Варя подает матери телеграммы, но та рвет, не читая, говоря, что это из Парижа, а с Парижем покончено. Гаев начинает вспоминать, что этому шкафу сто лет. Можно его юбилей отпраздновать. Пищик удивлен долголетием шкафа.
Гаев обращается к шкафу, как к живому: “Дорогой, многоуважаемый. шкаф...” Он говорит торжественную речь шкафу со слезами на глазах. Гаев собирается идти спать. Фирс что-то бормочет.
Появляется Шарлотта Ивановна, Лопахин хочет поцеловать ее руку, но та не дает. Лопахин замечает, что ему нынче не везет.
Лопахин прощается, говорит, что через три недели вернется. Он напоминает Раневской, чтобы она подумала о его предложении по имению, если надумает, пусть даст ему знать, т.к. надо будет тогда занять денег тысяч пятьдесят.
Пищик хвалит Лопахина за ум и деловитость и просит у Раневской двести сорок рублей, но у той нет. Пищик не унывает, говорит, что выход всегда найдется.

Варя, Раневская, Гаев любуются садом. Раневская говорит, что с вишневым садом у нее ассоциируется детство, счастье, чистота. Ей кажется, что в глубине сада идет вся в белом ее мать-покойница. Варя пугается. Входит Петя Трофимов. Раневская глядит на него недоуменно, Варя напоминает, что это учитель Гриши. Раневская плачет. Она вспоминает своего погибшего мальчика. Все удивлены, как Петя подурнел. Он сказал, что его нынче в вагоне одна баба назвала “облезлый барин”. Он с грустью говорит, что его участь быть вечным студентом.
Пищик опять просит двести сорок рублей, но у Раневской нет и она просит, чтобы Гаев дал. Варя сокрушается, что мать не изменилась. Если ей дать волю, она все раздаст.
Гаев мечтает, как бы получить наследство или выдать Аню за богатого человека, или попытать счастья у богатой тетки в Ярославле. Варя плачет. Гаев ее успокаивает.
Гаев говорит, что тетка не любит Раневскую за то, что вышла замуж за недворянина. Брат говорит, что она (Раневская) добрая, хорошая, славная, он ее любит, но она порочна. Варя испуганно говорит, что Аня стоит в дверях и слышит слова дяди о матери.
Гаев смущенно целует Аню, говоря, что она ангел. Аня замечает, что дяде надо молчать, а не говорить что попало о сестре. “Для чего ты это говорил?”
Гаев сознается, что сказал глупость. Затем он строит прожекты о заеме, чтобы заплатить проценты по векселям. Гаев успокаивает, что Лопахин даст Раневской денег, не посмеет отказать, а Аня поедет к бабушке в Ярославль. Так и начнут действовать с трех сторон - “и дело в шляпе”.
Он клянется, что имение не будет продано. Аня успокоенная хвалит дядю. Я теперь покойна!., счастлива!”
Появляется Фирс и ругает Гаева, что тот все еще не лег спать. Гаев хвастается, что он немало пережил в жизни, его мужики любят. “Мужика надо знать!” Гаев уходит спать. Варя жалуется Ане, что слуги называют ее скупой, что она кормит их одним горохом… Потом Варя заметила, что Аня ее не слушает, а заснула сидя. Варя отводит ее спать.
Входит Трофимов, но Варя его выпроваживает. Трофимов восхищенно называет Аню “Солнышко мое! Весна моя!”
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Поле, давно заброшенная часовня, развалины колодца, могильные
плиты и скамья. Вдали усадьба Гаева и вишневый сад, еще дальше
виднеется город. Закат солнца.
Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье.
Рядом стоит Епиходов и играет на гитаре.
Шарлотта задумчиво говорит, что у нее нет паспорта и она не знает, сколько ей лет. В детстве она ездила с родителями-циркачами, выступала, а когда они умерли, ее взяла немецкая госпожа и стала учить. Шарлотта выросла и пошла в гувернантки. А кто она, откуда - знать не знает.
Епиходов играет и поет, как приятно играть на мандолине. Дуняша говорит, что у него гитара, а не мандолина. Епиходов отвечает, что “для безумца, который влюблен, это мандолина”.
Дуняша считает, что счастье побывать за границей, Яша утвердительно кивает. Епиходов говорит, что ему хочется иногда застрелиться, и он носит с собой пистолет.
Шарлотта замечает, что Епиходова должны любить женщины.
Епиходов опять начинает жаловаться на свою судьбу.
Дуняша отсылает Епиходова за своей тальмой, а Яша говорит, что “двадцать два несчастья” глупый человек. Дуняша боится, что Епиходов застрелится. Дуняша говорит, что она в господском доме изнежилась, стала чувствительная, как барышня.
Кто-то подходит. Дуняша отсылает Яшу, чтобы чего про них не подумали. Входят Раневская, Гаев и Лопахин.
Лопахин опять спрашивает об участках для дач, согласна ли Раневская отдать их.
Раневская возмущенно спрашивает, кто здесь курил такие отвратительные сигары.
Гаев хочет идти домой, но сестра его не отпускает. Она смотрит в свой кошелек и огорчается, что так бездумно тратит деньги, а Варе приходится на всем экономить. Потом она роняет портмоне и золото рассыпается, Яша кидается его собирать.
Раневская жалеет, что ездила в ресторан, только потратила деньги на дрянную еду.
Лопахин опять возвращается к разговору об имении, что его хочет купить Дериганов.
Гаев отвечает, что ярославская тетушка обещала прислать денег, но когда и сколько - неизвестно.
Лопахин возмущен легкомыслием и неделовитостью Раневской и Гаева. Он говорит, что каждый день учит их, что надо делать, а они ждут чуда. Раневская отвечает, что дачи и дачники - это так пошло. Гаев с ней соглашается. Лопахин в отчаянии хочет уйти, но Раневская просит его остаться.
Раневская говорит, что это ей наказание за грехи. Она всегда сорила деньгами, вышла замуж за человека, который только пил и делал долги. Она полюбила другого, но утонул ее сын. Это ее первое наказание. В ужасе она бежала за границу, а этот человек последовал за ней. Она купила дачу возле Ментоны и т.к. этот человек заболел, она три года ни днем, ни ночью не знала покоя. Он измучал ее, высосал ее душу. Она продала дачу, уехала в Париж, а он обобрал ее и сошелся с другой. Раневская пробовала отравиться… Ей теперь очень стыдно. Она безумно захотела вернуться на родину. Она просит Бога простить ее, не наказывать больше. Говорит, что получила из Парижа телеграмму, где этот человек просит прощения, умоляет ее вернуться.
Лопахин говорит, что смотрел вчера очень смешную пьесу в театре. Раневская отвечает, что ему не пьесы надо смотреть, а почаще на себя в зеркало. Как все серо живут, как много говорят ненужного. Лопахин оправдывается, что его отец был темным мужиком, ничему не учил сына, только бил, отсюда его тупость. Раневская говорит, что Лопахину надо жениться, тот соглашается. Она добавляет, что на Варе, она хорошая девушка. Лопахин согласен.

Гаев сообщает, что ему предлагают место в банке за шесть тысяч в год. Раневская говорит, что брату лучше дома сидеть. Фирс подает ему пальто, вокруг сыро. Раневская замечает, что Фирс постарел, тот отвечает, что живет долго.
Гаев вслух мечтает о векселе, чтобы заплатить за имение. Но Лопахин отвечает, что ничего у Гаева не получится, одни бесплодные мечтания. Подходят Аня, Варя, Петя. Лопахин смеется зло над Петей, что ему скоро пятьдесят лет, а он все еще студент. На вопрос Лопахина о себе самом, что он такое, Петя отвечает, что Лопахин - хищник, богатый человек, нужный в природе для обмена веществ.
Раневская просит Петю продолжить их вчерашний разговор о гордом человеке. Петя говорит, что человеку нечем гордиться, в большинстве случаев он груб, неумен, несчастлив. Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать. Гаев возражает, что все равно умрешь. На что Петя отвечает, что, может быть, умирают пять известных чувств, а девяносто пять остаются живы. Раневская восхищается умом Пети.
Петя говорит, что человек постоянно идет к совершенству, и что недостижимо теперь, станет близким и понятным потом. Надо только работать, помогать себе искать истину. “У нас, в России, работают пока немногие.” Он сокрушается, что большинство интеллигенции ничего не делает. Считают себя интеллигентными, а мужикам говорят “ты”, ничем не заняты, ничего не читают, о науках только рассуждают, в искусстве мало разбираются. А рабочие бедствуют, живут в грязи. А все разговоры вокруг для того, чтобы не видеть истину. Петя говорит, что не любит и боится умников. “Лучше помолчим!”
Лопахин говорит, что встает в пять утра, работает до вечера. Он видит, как мало вокруг честных и порядочных людей. Когда ему не спится, он думает, что “при такой великой природе, какая дана нам, и люди должны быть великанами...”
Гаев считает, что природа вокруг прекрасна и равнодушна.
Все сидят тихо и прислушиваются. Слышится звук как от лопнувшей струны. Всем непонятен он и неприятен.
Фирс вспоминает, что перед несчастьем вот тоже филин кричал, самовар гудел. На вопрос Гаева, перед каким несчастьем. Фирс отвечает: “Перед волей”.
Появляется подвыпивший прохожий, сначала он спрашивает, как пройти на станцию, а потом просит “копеек тридцать”. Варя пугается его, а Раневская подает золотой, т.к. у нее нет мелочи. Варя возмущенно говорит, что дома людям нечего есть, а Раневская первому встречному дает золотой. Раневская говорит, что отдаст дочери все, что у нее есть, т.к. она не умеет распоряжаться деньгами. Раневская просит у Лопахина взаймы еще. Тот дает. Раневская говорит Варе, что она просватана уже совсем. Варя со слезами на глазах говорит, что такими вещами не шутят. Лопахин цитирует Шекспира. Лопахин опять напоминает, что 22 августа торги. “Думайте, господа! Думайте!” - призывает он. Аня рада, что Варя испугалась прохожего и оставила Петю и Аню одних. Петя говорит, что Варя боится их оставить одних, чтобы они не полюбили друг друга. Петя говорит, что Варе не дано понять, они выше любви, у них высокая и светлая цель. Аня удивлена, что с ней сделалось. Она уже не любит вишневого сада. Петя отвечает: “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”. Петя говорит Ане, что ее предки были крепостниками, с каждого дерева, листа на нее должен смотреть человек и слышаться голоса. Это переродило помещиков. Раневская, Гаев другие - живут в долг, за чужой счет. Он говорит, что русские люди отстали от всех на двести лет, а сами ничего не делают, только пьют водку и философствуют. Чтобы жить настоящим, надо искупить наше прошлое, покончить с ним. А это можно сделать только страдая, работая.
Аня говорит, что уйдет из дома.
Петя предлагает ей бросить ключи от хозяйства и уйти. “Будьте свободны, как ветер.”
Петя просит Аню верить ему, он предчувствует грядущее счастье. Петя говорит, что если они не увидят счастья, не беда - его увидят другие. Варя зовет Аню, но та убегает к реке.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Гостиная отделена аркой от залы. Горит люстра.
Играет оркестр еврейский, танцующие пары: Пищик и Шарлотта,
Петя и Раневская, Аня с почтовым чиновником, Варя
с начальником станции. Варя плачет и незаметно вытирает
слезы. Фирс приносит на подносе сельтерскую воду.
Пищик жалуется на бедность. “Я могу только про деньги”, - говорит он с грустью. Петя считает, что в фигуре Пищика есть что-то лошадиное. Тот не обижается. Говорит, что лошадь - доброе животное. Трофимов дразнит Варю “мадам Лопахина”, а она его называет “облезлый барин”. Варя горюет, что наняли музыкантов, а платить нечем.
Трофимов говорит Пищику, что если бы тот всю энергию, которую потратил на добычу денег, направил на что-либо полезное, то смог бы перевернуть мир.
Раневская удивляется, почему так долго нет брата. Трофимов предполагает, что, может быть, торги не состоялись. Раневская сетует, что бал затеяла некстати и музыкантов незачем было звать
Шарлотта показывает фокусы с картами, а потом с пледом и Аней и Варей. Все в восторге от ее представления.
Раневская переживает по поводу задержки Гаева. Варя утешает мать, что дядя купил имение, т.к. помогла ярославская бабушка, купившая имение для Ани.
Раневская возражает, что ярославская тетка прислала пятнадцать тысяч, но этих денег не хватит даже уплатить проценты. Петя опять дразнит Варю Лопахиным, та сердится.
Раневской не понять, почему Варя сердится. Варя отвечает, что да, Лопахин хороший человек, но не может же она ему сделать предложение. Все вокруг говорят о них как о женихе и невесте, а Лопахин молчит. Она сожалеет, что у нее нет ста рублей, а то бы она все бросила и ушла в монастырь. Раневская заступается за Варю, просит Петю, чтобы он не дразнил девушку, ей и без него тяжело. Петя говорит, что зол на Варю за то, что она все лето не давала им покоя с Аней, следила за ними.

“Мы выше любви!” - говорит он гордо.
Раневская просит у Пети утешения, она волнуется за имение. Он жестоко говорит, что дело не в продаже. Не надо себя обманывать, а надо хоть раз посмотреть правде в глаза. Раневская удивляется: “О какой правде вы говорите? Я ничего не вижу.” Она просит Петю быть хоть каплю великодушным и пощадить ее. Она любит этот родовой дом, и если его надо продать, так пусть же продают с ней вместе.
Раневская говорит, что любит Петю, как родного, она бы с удовольствием отдала бы за него Аню. Но Пете надо учиться, закончить курс.
Петя видит валяющуюся телеграмму. Раневская говорит, что она ежедневно получает телеграммы из Парижа. Этот человек опять заболел. И ей надо бы быть рядом с ним. Она просит Петю не осуждать ее, ведь она любит того человека. Она сравнивает его с камнем на своей шее. С ним я уйду на дно, но жить без него не могу.
Петя, удивлен и говорит: “но ведь он обобрал вас; он негодяй, ничтожество”. Но Раневская не слушает Петю, оскорбляя его, что ему двадцать шесть-двадцать семь лет, а он все еще гимназист второго класса. Раневская говорит, что Пете пора стать мужчиной и понимать тех, кто любит, и надо самому влюбляться!
Петя ужасается речам Раневской и убегает, а она кричит ему вслед, что пошутила. Что-то с грохотом летит с лестницы. Аня вбегает и говорит, смеясь, что Петя упал с лестницы. Раневская идет в переднюю и просит прощения у Пети. Потом они идут танцевать. Раневская устав, садится. Вбегает Аня и говорит, что пришел какой-то человек и говорит, что вишневый сад уже продан. Раневская досадует на слуг и лакеев и говорит Фирсу, что куда он денется, если продадут имение? Фирс отвечает: “Куда прикажете, туда и пойду”. Яша просится у Раневской взять его с собой в Париж, если она туда поедет.
Варя ругается с Епиходовым, который ничего не делает, а только ходит по дому, как гость. А он конторщик, должен работать. Она хватает палку Фирса, но ударяет Лопахина, входящего в зал.
Лопахин, едва сдерживая радость, говорит, что торги кончились давно, но он и Гаев опоздали на поезд, поэтому приехали поздно. Гаев ничего не может сказать, а только плачет. Раневская спрашивает нетерпеливо, продан ли вишневый сад. Лопахин отвечает утвердительно, на вопрос, “кто купил”, он отвечает: “Я”.
Раневская чуть не падает в обморок. Варя снимает с пояса ключи и бросает их на пол в гостиной, а потом уходит. Лопахин рассказывает, как торговался с Деригановым, что заплатил девяносто тысяч, и теперь вишневый сад его. Он радуется, что купил имение, в котором дед и отец были рабами.
Он приглашает музыкантов играть.
Мечтает о том времени, когда построит здесь дачи, и его дети и внуки увидят новую жизнь.
Раневская плачет. Лопахии с укором говорит ей, почему его не послушалась раньше, а теперь уже поздно.
Лопахин громко говорит, что идет новый помещик, владелец вишневого сада.
К оставшейся в гостиной Раневской подходит Аня и утешает ее. Она говорит, что с этим садом уже ничего не сделать, он продан, но они насадят новый сад. Она зовет мать с собой.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Декорация первого акта. Но нет занавесей, картин, мало мебели,
чувствуется пустота. Стоит багаж.
Яша говорит, что простой народ прощается с господами.
Лопахин зовет выпить, но никто не идет. Он отдает бутылку Яше. Лопахин напоминает, что до поезда сорок шесть минут, значит через двадцать минут надо ехать. Петя ищет свои калоши. Лопахин сообщает, что едет на всю зиму в Харьков. Он измучился без работы. Петя говорит самодовольному Лопатину, чтобы тот не размахивал руками, что у того длинные тонкие пальцы артиста и нежная душа. На прощанье они обнимаются. Лопахин предлагает Пете денег, но Петя отказывается.
Лопахин говорит, что посеяв мак, он заработал сорок тысяч, а зрелище какое было, когда мак цвел!
Лопахин объявляет, что Гаев поступил на службу в банк за шесть тысяч в год, но ае усидит, ленив очень.
Входит Аня и просит Лопахина, чтобы не рубили сад, пока они еще не уехали. Лопахин идет распорядиться. Аня спрашивает Яшу, отправили ли Фирса в больницу, тот точно не знает.
Припла мать Яши попрощаться с ним, но он не хочет. Он уже мечтает, как через шесть дней будет в Париже, вдали от “этого невежества”.
Входит Раневская и Гаев. Они подавлены, прощаются с домом.
Мать прощается с сияющей Аней, которая начинает новую жизнь.
Ранезская говорит, что едет в Париж на деньги, присланные ярославской теткой. Аня надеется, что мать скоро вернется к ней. А она поступит в гимназии, будет работать, помогать матери.
Раневская говорит с Лопахиным о Варе, тот обещает сделать девушке предложение, но когда Варя появляется, Лопахин говорит о пустяках. Варя нанялась к Рагулиным экономкой.
Гаев сентиментально прощается с домом. Все шумно выходят и уезжают.
Лопатин нанял Епиходова следить за домом и дает ему последние наставления. Новый хозяин запирает дом.
В закрытом доме остался забытый Фирс. Он переживает, что, вероятно, Гаев забыл надеть шубу. Потом сокрушается, что жизнь прошла быстро, как и не жил.
Тишина, а потом слышно, как в саду рубят деревья.

Изложение «Спасённый сад»

Назовите жанр и вид текста. Где и когда происходило действие рассказа? Почему у Гайдара было хорошее настроение? Что случилось в саду? Какими словами автор показал, что Гайдару больно? Что поступок человека может сказать о его характере?

В е сной п и сатель Гайдар от дыхал в Ялте. О днажды он ш ё л по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.

Гайдар подб е жал к трубе и зажал её ладон ь ю. П о ток воды ост а н о вился. П и сатель с дер жи вал мо щн ое д а вление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он поч е рнел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не пере крыли воду. У Гайдара весь день было пр е кра сн ое настроение. Ему удалось спасти маленький чу десный сад.

Спасённый сад. В е сной п и сатель Гайдар от дыхал в Ялте. О днажды он ш ё л по пусты нн ой улице. Вдруг из соседн его сада п о слышались тр е вожные г оло са, крики. О к а зал ось, что в саду вырвал о кран из в о д о пр о водной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, с и рени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла ун и чтожить весь сад. Гайдар подб е жал к трубе и зажал её ладон ь ю. П о ток воды ост а н о вился. П и сатель с дер жи вал мо щн ое д а вление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он поч е рнел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не пере крыли воду. У Гайдара весь день было пр е кра сн ое настроение. Ему удалось спасти маленький чу десный сад.

от дыхал, о днажды, по пусты нн ой ул и це, из с о седн его сада, тр е вожные г оло са, о к а зал о сь, из в о д о пр о водной трубы, клумбы с и рени, вымывала из-под них, м о гла ун и что жи ть, мо щн ое д а вление, п оче рнел и стиснул зубы, не нашли и не пере крыли, пр е кра сн ое н а стр о ение, чу десный са д

Чехов: "Вишневый сад"

Действие 1

Комната, которая до сих пор называется детской. Лопахин и Дуняша ждут, когда со станции приедут Раневская и все, кто поехал ее встречать. Лопахин вспоминает, как Раневская жалела его в детстве (Лопахин - сын крепостного Раневской). Лопахин упрекает Дуняшу за то, что та ведет себя как барышня. Появляется.Епиходов. Войдя, он роняет букет. Епиходов жалуется Лопахину, что с ним каждый день случается какое-нибудь несчастье. Епиходов уходит. Дуняша сообщает, что Епиходов сделал ей предложение. К дому подъезжают два экипажа. Появляются Раневская, Аня, Шарлотта, Варя, Гаев, Симеонов-Пищик. Раневская восторгается детской, говорит, что чувствует себя здесь ребенком. Оставшись наедине с Варей, Аня рассказывает ей о своей поездке в Париж: «Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно... Дачу свою около Ментоны она уже продала, у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю. Шарлотта тоже. Яша тоже требует себе порцию...» Аня интересуется, сделал ли Лопахин предложение Варе. Та отрицательно качает головой, говорит, что ничего у них не выйдет, сообщает сестре, что в августе будут продавать имение, а самой ей хотелось бы ходить по святым местам. Дуняша заигрывает с Яшей, тот старается казаться заграничным франтом. Появляются Раневская, Гаев и Симеонов-Пищик. Гаев руками и туловищем делает движения, как будто играет на бильярде («От шара направо в угол», «От двух бортов в середину»). Раневская радуется, что Фирс еще жив, узнает обстановку: «Шкапик мой родной! (целует шкап)». Перед отъездом Лопахин напоминает хозяевам, что их имение продается за долги, и предлагает выход: разбить землю на дачные участки и отдавать их в аренду. Однако для этого понадобится вырубить старый вишневый сад Гаев и Раневская не понимают смысла проекта Лопахина, отказываются последовать его разумному совету под предлогом того, что их сад упоминается в «Энциклопедическом словаре». Варя приносит Раневской две телеграммы из Парижа, та рвет их, не прочитав Гаев произносит напыщенную речь, обращенную к шкапу: «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания». Повисает неловкая пауза. Пищик принимает горсть пилюль, предназначенных Раневской. Он то пытается занять у хозяев 240 рублей, то засыпает, то просыпается, то бормочет, что его дочь Дашенька выиграет 200 тысяч по билету. Появляется Петя Трофимов - бывший учитель Гриши, сына Раневской, утонувшего несколько лет назад. Его называют «облезлым барином» и «вечным студентом». Варя просит Яшу повидаться с матерью, которая со вчерашнего дня ждет его в людской. Яша: «Очень нужно». Гаев заявляет, что есть много путей получить деньги, чтобы оплатить долги. «Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки-графини». Тетка очень богата, но племянников она не любит: Раневская вышла замуж не за дворянина и вела себя не добродетельно. О себе Гаев говорит, что он - человек восьмидесятых годов, за убеждения ему досталось в жизни, но он знает мужиков и они его любят. Варя делится с сестрой своими проблемами: она ведет все хозяйство, старательно поддерживает порядок и на всем экономит. Уставшая с дороги Аня засыпает.

Действие 2

Поле, старая часовенка, старая скамья. Шарлотта рассказывает о себе: у нее нет паспорта, она не знает своего возраста, ее родители были циркачами, после смерти родителей одна немка выучила ее на гувернантку. Епиходов напевает романсы под гитару, рисуется перед Дуняшей. Та старается понравиться Яше. Входят Раневская, Гаев и Лопахин, который по-прежнему убеждает Раневскую отдать землю под дачи. Ни Раневская, ни Гаев не слышат его слов. Раневская жалеет о том, что тратит много и бессмысленно: ездит завтракать в дрянной ресторан, много ест и пьет, много дает на чай. Яша заявляет, что не может без смеха слышать голоса Гаева. Лопахин пытается докричаться до Раневской, напоминая о торгах. Однако брат и сестра утверждают, что «дачи и дачники - это так пошло». Сама Раневская чувствует себя неуютно («Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом»). Муж Раневской умер «от шампанского». Она сошлась с другим, уехала с ним за границу, три года ухаживала за предметом своей страсти, когда он заболел. В конце концов он бросил ее, обобрал и сошелся с другой. Раневская вернулась в Россию к дочери. В ответ на разумные предложения Лопахина она пытается склонить его к разговору о женитьбе на Варе. Появляется Фирс с пальто Гаева. Фирс считает освобождение крестьян несчастьем («Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего»). Входит Трофимов, который возобновляет с Гаевым и Раневской вчерашний разговор о «гордом человеке»: «Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать... У нас, в России работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно... Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют... все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим». Лопахин возражает ему, что сам он работает с утра до вечера. Он согласен, что на свете мало честных, порядочных людей («Я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные леса, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами»). Гаев напыщенно декламирует - монолог, обращенный к матери-природе. Его просят помолчать. Все собравшиеся постоянно произносят отрывочные фразы, никак не связанные между собой. Прохожий просит подаяние, и Раневская дает ему золотой. Варя в отчаянии пытается уйти. Раневская хочет ее удержать, сообщая, что просватала ее за Лопахина. Аня остается наедине с Трофимовым. Тот радостно уверяет ее, что они выше любви, зовет девушку вперед. «Вся Россия - наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше, и теперь Живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы Живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней... Мы отстали, по крайней мере, лет на Двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Петя призывает Аню бросить в колодец ключи от хозяйства и быть свободной, как ветер.

Действие 3

Бал в доме Раневской. Шарлотта показывает карточные фокусы. Пищик ищет, у кого бы занять денег. Раневская говорит, что бал затеяли некстати. Гаев уехал на торги, чтобы купить имение по доверенности тетки на ее имя. Раневская настойчиво требует от Вари выходить за Лопахина. Варя отвечает, что не может сама делать ему предложение, а он или молчит, или шутит, и все богатеет. Яша весело сообщает, что Епиходов сломал бильярдный кий. Раневская призывает Трофимова окончить учебу, делится с ним своими сомнениями относительно отъезда в Париж: любовник забрасывает ее телеграммами. Она уже забыла, что он обобрал ее, и не желает, чтобы ей об этом напоминали. В ответ на упреки Трофимова в непоследовательности она советует ему завести любовницу. Варя выгоняет Епиходова. Возвращается Гаев, плачет, жалуется, что ничего не ел весь день и сильно страдал. Выясняется, что имение продано и купил его Лопахин. Лопахин горд, что купил имение, «прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами... Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь!» Аня утешает плачущую Раневскую, убеждает, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу».

Действие 4

Отъезжающие собирают вещи. Прощаясь с мужиками, Раневская отдает им свой кошелек. Лопахин собирается в Харьков («Я все болтался с вами, замучился без дела»). Лопахин пытается дать Трофимову в долг, тот отказывается: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Лопахин сообщает, что Гаев принял место служащего в банке, но сомневается, что тот долго задержится на новом месте. Раневская беспокоится, отправили ли больного Фирса в больницу, и устраивает Варе и Лопахину объяснение наедине. Варя сообщает Лопахину, что она нанялась в экономки. Лопахин так и не делает предложения. Прощаясь с Аней, Раневская говорит, что уезжает в Париж, где будет жить на деньги, присланные ярославской теткой. Аня планирует выдержать экзамен в гимназии, потом работать, помогать матери и читать вместе с ней книги. Шарлотта просит Лопахина подыскать ей новое место. Гаев: «Все нас бросают. Варя уходит... Мы стали вдруг не нужны». Неожиданно появляется Пищик, который раздает присутствующим долги. Англичане обнаружили на его земле белую глину, и он сдал ям землю в аренду. Оставшись одни, Гаев и Раневская прощаются с домом и садом. Издалека их зовут Аня и Трофимов. Хозяева уезжают, запирают двери на ключ. Появляется Фирс, которого забыли в доме. Он болен. «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Тема: «Урок развития речи. Подготовка и написание изложения на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану.

По рассказу К. Паустовского «Спасённый сад».

Цели урока:

    Развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

    Развивать умения и навыки анализа текста.

    Через вариативность приёмов анализа текста помочь ученикам овладеть всеми видами речевой деятельности (слушанье, говорение, чтение, письмо).

    Формировать позитивную жизненную позицию (доброту, неравнодушие, не причинения зла).

    Работать над речевым оформлением текста.

    Формировать орфографические навыки учащихся.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение по рассказу К. Паустовского «Спасённый сад».

    Вступительное слово о писателе.

В своём рассказе К. Паустовский рассказал нам историю из жизни замечательного писателя А.П. Гайдара.

Имя писателя Гайдара знают в нашей стране и взрослые, и дети. Они считают его своим другом. Удивительна судьба этого человека: много в ней необычного, запоминающегося, достойного нашего уважения.

В Гражданскую войну Гайдару было 13 лет. Аркадий ушёл на фронт. А в 16 лет он командовал полком и отважно борется за народное дело. Много чудесного было и потом в жизни ставшего писателем А.П. Гайдара. Он поддерживал новой детское движение и даже написал о неё книгу «Тимур и его команда», а когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт добровольцем и геройски погиб в начале войны, зимой 1941 года, предупредив своих товарищей о близком враге, и о смертельной опасности.

Больше жизни А. Гайдар любил свою страну, а потому в людях особенно ценил умение прожить жизнь с пользой для своей страны, для людей.

    Знакомство с текстом.

Вы внимательно послушайте текст и подумайте:

Зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

Чему он хотел нас научить на примере жизни Гайдара?

Чтение текста учителем.

    Вопросы по содержанию.

Вас взволновал рассказ?

Был ли момент в рассказе, где вы особенно сильно переживали?

За кого или за что вы переживали?

Что было важно в этот момент для Гайдара?

Какие качества проявил Гайдар в эту минуту (решительность, смелость, организованность, собранность, неравнодушие, бережное отношение ко всему живому).

Зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

Чему он хотел нас научить?

6. Комплексный анализ текста.

Какой это тип текста? (повествование).

Почему? (можно спросить «что случилось»).

Определить тему текста. (Тема – это то, о чём говориться в тексте. «Случай из жизни Гайдара»).

Основная мысль текста. (Бережное отношение ко всему живому).

Какие части мы определили в тексте? (Вступление, основную и заключение).

На сколько абзацев разбит тест?

7. Составление плана и анализ текста.

Поработаем над содержанием 1 абзаца.

Прочитаем 1 абзац.

С какого слова начинается текст? (весной).

Ребята, автор не случайно начинает текст со слов «весной». Он хотел рассказать о том, что была весна – прекрасная пора, когда вокруг всё оживает, зацветает и благоухает, радуя глаз яркими красками, цветами. Весной человек особенно расположен к мечтам, мир вокруг кажется безоблачными и прекрасным.

Гайдар отдыхал в Ялте. Как вы помните это слово «отдыхал» (отдыхал – значит проводил время спокойно и без мятежно, строил планы на будущее, обдумывал новые произведения).

Для отдыха Гайдар выбрал Ялту. Это особенный, прекрасный город – курорт. Расположен он на побережье Чёрного моря и поход на сад.

И вот однажды …

Каково назначение этого наречия. Почему точно и конкретно не назван день, время?

(Не важно, в какой день это было и в какое время дня. Важно, что Гайдар поступал так всегда).

Писатель шёл по пустынной улице …

Объясни смысл этого эпитета.

(Никого нет, тишина, кажется ничто не нарушает тишину).

Найдите в тексте это слово, как орфограмма выделена: Вдруг.

Подберите синонимы к этому слову (внезапно, неожиданно, стремительно, нежданно-негаданно).

Расслышал ли слова людей Гайдар?

Понял ли по их крикам, что произошло?

(Нет. Но ни минуты не колебался писатель. Он почувствовал, что нужен кому-то и ринулся на помощь.)

Какие качества характера проявил Гайдар в эту минуту?

(Решительность, организованность, собранность, смелость, неравнодушие.)

Как вы понимаете выражение, вырвало кран.

(Сорвало, сломало, выбило, оторвало.)

Почему из ряда синонимов использовали это слово.

Кто виноват в этом?

(Виноват человек, когда он не чувствует ответственности за то, что делает. Всегда так бывает «Сделано наспех – сделано на смех» гласит русская пословица. И вот плачевный результат, грозящий бедой.)

Прочитайте слово водопроводный по слогам.

(Это сложное слово состоит из 2-х корней.)

От каких слов оно образованно.

Прочитай последнее предложение в первом абзаце и назовите, какие глаголы подобрал автор, чтобы передать силу воды, опасность, которую она несёт.

(Била, вымывала, могла уничтожить.)

Чем они являются в предложении?

(Однородными членами предложения.)

Как на письме мы отделяем однородные члены предложения?

Прочитайте ещё раз это предложение с выражением, делая логические ударения на эти глаголы, выбери нужный тон, темп.

А почему сад мог погибнуть от воды?

(Вымывало землю.)

Подберите синоним к слову вымывало.

Изменился бы смысл предложения, если бы автор написал бежала вода, текла, а не сильная струя (объяснить смысл).

(Большой силы напор воды.)

Прочитайте ещё раз этот абзац и выбери ключевые слова, которые отражают тему текста.

Определите основную мысль этой части и озаглавьте.

    Происшествие в городском саду.

Пересказать абзац.

    Чтение второго абзаца.

Как Гайдару удалось остановить воду?

Прочитайте первое предложение.

Выбери из предложения глаголы, передающие действия Гайдара?

(Подбежал, зажал.)

Писатель сразу принял решение: нужно остановить беду как можно быстрее.

На что похожа струя большой силы?

(На неудержимый горный поток.)

Выбери из этой части, какие слова передают состояние наивысшего напряжения сил Гайдара?

Выборочное чтение.

Прочитайте в нужной последовательности.

(Сдерживал из последних сил, было больно, почернел, стиснул зубы.)

Прочитайте и найдите эпитет мощное давление.

Объясни смысл (очень сильное давление, напор).

Почему из ряда синонимов именно это слово использовано в тексте.

(Трудно, очень трудно было А.П. Гайдару удерживать поток воды. Трудно и больно.)

Отпустил ли писатель?

Пожалел ли себя?

(Это был необыкновенный человек, мужественный и гуманный.)

О ком и о чём он думал в этот момент?

(О людях, об их спокойствии и благополучии.)

Когда человека думает не о себе, а о других ребятах, это качество его широкой натуры, души называется?

(Самопожертвование, самоотверженность.)

Именно такими людьми славится наша Россия.

Прочитайте последнее предложение с выражением, делая логическое ударение на слова, характеризующих наивысшее напряжение сил Гайдара.

Объясните постановку запятых.

Обратите внимание на запятую перед союзом пока. Это сложное предложение.

Определите основную мысль этой части и озаглавь.

    Поступок.

    Чтение третьего абзаца .

Прочитайте 3 абзац.

Вспомните мой рассказ о писателе, удивительная, чудесная жизнь замечательного человека.

Прекрасное настроение было у Гайдара, совершившего настоящий поступок.

(Настроение – подобрать синоним.)

То, что происходит сейчас с Гайдаром, называется прекрасным словом гармония.

Хорошо, спокойно вокруг. Хорошо, спокойно на душе у писателя. Может это и есть счастье, ребята?

Как назван сад, спасённый Гайдаром?

(Чудный сад.)

В толковом словаре находим объяснение слов:

чудесный - являющийся чудом, волшебный;

чудный – дивный, вызывающий удивление, прекрасный, исполненный красоты, прелести.

Назовите родственные слова (чудесный).

Как точнее? Как правильно?

Найдите ключевые слова.

Озаглавим третью часть.

    Чудный сад спасён.

    Вернемся к заголовку.

Так может быть текст нужно было, назвать «чудный сад», а не «спасённый сад».

Нет! Сад был спасён, именно спасён, чудо сохранено для людей!

О ком обычно говорят «Спасённый»?

(о человеке, о ребёнке, о животных…)

Значит писатель Паустовский очеловечил сад (приём олицетворения), что бы мы читатели, восхищались поступком Гайдара и всё вокруг воспринимали как живое и бережное, трепетно относились к нему, внимательно и ответственно.

11. Орфографическая работа.

а) безударные гласные в корне, можно проверить: ок.. залось, подб.. жал, ост..новился, д..вление, поч..рнел, с цв..тами.

б) слова которые проверить: си рень, уни чтожить.

в) не с глаголами – пишется раздельно. Найти слово на это правило.

г) кто главный герой этого рассказа? Как можно по разному назвать в тексте? (он, Гайдар, писатель, Аркадий Петрович)

12. Пересказ текста учениками.

13. Самостоятельная работа.

14. Итог урока.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные