Полотенце - древний оберег. Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции. Обрядовая роль полотенец в православной традиции Роль полотенца в жизни человека

История махрового полотенца (интересно)

У каждого у нас, в доме есть полотенца: для рук, для лица, тела, для посуды, т.е. для всего того, для чего реши хозяйка дома. Я хочу Вам задать вопрос: - " Вы задумывались ли когда - нибудь, как, когда и где появилось полотенце? Думаю, что большинство скажет - нет и я не удивлюсь, т.к.и я в том же числе. А, вот сейчас решила узнать и сообщить Вам историю махрового полотенца. Считаю, что Вам будет интересно узнать об этом.

Полотенце - это текстильное изделие прямоугольной или квадратной формы, которое созданно специально для вытирания каких-либо предметов и тела человека. Полотенца появились много лет назад. О них есть упоминания в Библии и народных сказаниях любого народа.

Как и многие красивые и удобные вещи, махровые ткани пришли к нам с Востока. Если внимательно посмотреть нa полотенца, то увидим,что они похожи на ковровые изделия. Действительно, мягкие ворсистые ткани - ближайшие родственники ковров и производятся по той же технологии. Родиной первого махрового полотенца - Турция, где его использовали уже несколько столетий назад.

История происхождения полотенец связана, с банными традициями турецкого народа. Баня всегда была одним из важнейших атрибутов жизни турок. Но помимо обычного регулярного мытья в народе существовали и специальные обряды. Например, банная церемония для невесты, проводимая непосредственно перед свадьбой. Девушка мылась, умащалась благовониями, укладывала волосы. Полотенец было несколько - для волос, тела, ног и интимной зоны в отдельности. Важным элементом церемонии являлось то, что полотенца должны были быть новыми и сотканными самолично невестой.

Банные полотенца из махровой ткани, которыми мы пользуемся ежедневно, обрели свой окончательный вид и стали изготовляться по единой технологии с конца XVIII века. Первые ткацкие мастерские махровых полотенец были открыты в турецком городе Бурса, а уже оттуда технологии перекочевали в Европу. Изнеженным европейским дамам пришлись по душе приятные махровые изделия. Сегодня махровые изделия производятся в разных странах. Для их изготовления используются натуральный хлопок и лен, часто с добавлением синтетики. А, недавно появились так называемые бамбуковые полотенца, в составе ткани которых присутствуют высокоэкологичные антиаллергенные волокна натурального бамбука. Вот они - бамбуковые полотенца:

А, как у славянских народов называли и использовали полотенца?

Славяне называли полотенце ручником или утиральником и широко использовали полотенца, как в утилитарных целях, так и для декорирования помещений, а также в ритуальных целях. Полотенца первого типа были самыми обычными: белого цвета без украшений и вышивки. Ритуальные и декоративные полотенца красиво украшались вышивкой, геометрическими и ритуальными рисунками (например, символами солнца), различным орнаментом. В культуре древних славян полотенце связывалось с культом предков, поэтому было важным элементом родильных, погребальных и свадебных обрядов. А, это славянские рушники:


А, сейчас и Вы узнали историю появления полотенец. И, если у Вас появилась необходимость купить махровые полотенца оптом ссылка . Зайдите на сайт:art-dtex.ru, здесь есть различные махровые полотенца в большом ассортименте и можно купить оптом. Все подробности о скидке и условий доставки для оптовиков здесь же, на сайте. Приятной покупки.

В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.

Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Красный цвет в одежде также связан с представлением об охранном значении. Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до 3 метров, на концах нашивались полосы кумача, красное кружево. По долевой стороне полотенца, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники — охранный орнамент. В свадебном полотенце очень ясно сохранилось значение оберегающего покрова ткани, которым закрывали невесту «от сглазу», усиленное охранным орнаментом, выполненным красными нитками

Начиная с 1-го дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним банные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо полотенцем длиной метра в 3, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем, символом его свадебного чина, дружка не расстается всю свадьбу.

Роль полотенца в обрядах очень разнообразна. В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечение доброжелательного отношения с их стороны. Как символы полотенца выступали в предсвадебном и свадебном обряде в качестве отличительных знаков персонажей. Так, в Тамбовской губернии на девичник к невесте приглашались «позыватые» — подруги невесты, опоясанные пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. А в Вологодской губернии на масленице новобрачная дарила полотенца-«блинники» родным мужа за угощение блинами.

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц — пав, изображенных по сторонам куста — древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы — павы — это древние птицы, которым поклонялись наши предки. Ходило даже такое поверье среди крестьянок: «Коли птицы — павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».


Часто вышивалась на полотенцах праматерь — земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо. Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью — землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.


Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию от солнца и способная дать жизнь всему живому.

У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам — в окна легче могут войти злые духи, завешивание их полотенцами служит таким же оберегом, как закрещивание окон и дверей крестным знаменем.

Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.

Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к нему.


На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.


Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешают на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба, используют в наборе для первого встречного и др. Полотенце является как бы опознавательным знаком не только для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший, оно, видимо, служило опознавательным знаком и для предков. Вероятно, этим можно объяснить вывешивание полотенец на косяк или расстилание их на лавках, покрывание воды в купели и т.д. Вывешивание полотенец можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.

Прежняя народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка — это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.



Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни, которые тоже постепенно становятся историей.

В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленные расшитыми полотенцами. Полотенце активно участвует и в торжественных встречах почетных гостей — на нем подносят хлеб-соль.


Традиция обрядов с полотенцами стала возрождаться и в современных обрядах. В современных свадьбах мы видим на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. И хотя свадебный ритуал хранит в себе черты прошлого быта, но они значительно изменились в наши дни.



Кружевное или расшитое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно, не случайно на них принято хлеб-соль подносить. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце, наверно, и придумать невозможно: в нем ведь и символическая чистота есть, и представление о достатке с ним связано. Чего уж больше желать молодым!

Замечательная вологодская художница-кружевница Мария Медкова, наша современница, создала серию кружевных полотенец Среди них есть и со свадебной символикой.


Материал взят из различных источников.

1.«Народные орнаменты», Васильева Л. К., М., 1991 г. 2. «Изобразительное искусство», Н.А. Горяева, О.В. Островская, М., 2006 г 1984 г. 3. «Русская свадьба», Д.М.Балашов, Ю.И. Марченко, М., 1085 г 4. «Русская народная вышивка», Богуславская И.Я., М., 1986 г, 5. Вологодское кружево в интерьере М. Медкова, О. Кириллова.

Сегодня я хочу рассказать о рушниках, истории возникновения, значениях и народных традициях на Руси, с ними связанных. Меня чрезвычайно интересует история народной вышивки, с удовольствием расскажу, и покажу фото. Мы никогда не узнаем, кто начал первым вышивать, но возникнув в древности, искусство вышивки крестом, стало любимым рукоделием русских женщин. Народные традиции, связанные с любимыи творчеством, вызывают у меня особый трепет, желание побольше узнать.

Рушники — история возникновения

В разные времена, вышивали нитями конопли, хлопка, льна, шелка и натуральным волосом. Не так давно, на территории России археологи обнаружили фрагменты одежды, относящиеся к IX-XII векам, вышитых золотом.

Вышивали рукодельницы полотенца, постельники, головные уборы, повседневную одежду и праздничные наряды.

Но вышитые крестом полотенца — это не только предмет быта. За многие века вышивка стала неразрывно связана со старинными обрядами и обычаями русского народа. Каждый рушник имел свое значение.

Значение рушников — фото

С раннего детства девочек обучали искусству вышивания, и к 13-15 годам они становились настоящими мастерицами. По вышивке судили, насколько хозяйственна и трудолюбива будущая невеста. Приданное девочки вышивали сами, и во время сватовства будущие родственники внимательно рассматривали его.

Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников, традиции соблюдались свято.

Молодых встречали караваем, красующимся на расшитом красными и золотыми нитями полотенце. Во время венчания молодые становились на венчальный белый рушник. Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты, слова «Совет да любовь», «На счастье». Как символ жизненного пути, по которому вместе пойдут муж и жена.

Свадебные полотенцасохранялись в семье, передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

Вышитыми крестом полотенцами украшали иконы, это были длинные домотканые холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны. Божник вышивался обычно с преобладанием голубого цвета — цвета Богородицы. Обязательно вышивали две начальные буквы от имени Б.М. (Богородица Мать) или И.С. (Иисус Христос).

Были и специальные хлебные полотенца-хлебники. На них клали хлеб, поскольку положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.

Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.

Вышитые полотенца для крестин обязательно вышивала крестная мать. Она вышивала их в светлых и ярких красках, чтобы жизнь у ребенка получилась счастливой и радостной. Черный цвет не использовался никогда.

Помню, в детстве, в нашем доме был рушник, от старости он стал тоненьким, мать вырезала середину и сшила. Сколько лет ему было, и кто вышивал, я не знаю, и мне ужасно жаль. Интересно, в вашей семье имеются рушники и традиции, связанные с ними? И знаете ли вы историю возникновения и значения их?

information]Интересном рукоделие:

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Из всех предметов русского быта на одном из почетных мест — полотенце. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонией и красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили «украсы» полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек. Потому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной. Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного — на один только шаг….

Русские мастерицы - наши прабабушки - свободно владели сложными техниками ручного ткачества и вышивки. Сегодня приходится собирать это умение буквально по крупицам, по крошечным старинным лоскуткам. В музеях дрожат над каждым экспонатом - руками потрогать не дают! Но далеко не все удается понять по фотографиям. И еще одна печаль - почти не осталось тех, кто мог бы передать это умение. Это же не просто кусочки ткани - это многовековой опыт наших предков, это сохраненная в образах вера или даже их мировоззрение. Неграмотные (в нашем понимании) русские женщины на очень простом ткацком станке создавали ткани, подчиненные всем законам геометрии.

Приступая к работе, был проведён опрос учеников старших классов, который показал, что учащиеся не много знакомы с использованием старинных полотенец в народных обрядах, их ролью в быту наших предков. Знают цвета и материал, которые использовали для изготовления северных полотенец (приложение № 1). Учащиеся не знают видов северной вышивки, узоров, которые вышивались на рушниках.

Актуальность выбора темы: к сожалению, во многих современных семьях не сохранились старинные полотенца-обереги, не передаётся мастерство северной вышивки из поколения в поколение, забываются традиции, обряды родного края.

Цель: изучить старинные полотенца, которые сохранились в моей семье.

✓ изучить литературу по данной теме;

✓ познакомиться с историей и особенностями северной народной вышивки;

✓ познакомиться с технологией изготовления полотенца-рушника;

✓ рассмотреть обрядовую роль полотенец в традиционной культуре;

✓ проанализировать орнаментальные мотивы северной вышивки;

✓ сшить полотенце, используя мотивы северной вышивки.

Объект исследования: русские народные полотенца-рушники.

Предмет исследования: обрядовое значение рушников, особенности северной вышивки.

Глава 1. История рушников, северной вышивки

1.1. Ритуально-обрядовое значение рушника

Слово рушник происходит от корня "руш" - ломать, рвать, то есть рушник оторванный кусок ткани, в нашем сегодняшнем понимании - отрез. В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих рубашку, рубище. Возникает вопрос: почему рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножниц. Кроили по надобности, сделав, надрез чем-то острым и далее ткань рвали руками по нитке. Созвучие со словом рука дает повод для ошибочного толкования слова "рушник" как полотенце для рук. Однако для вытирания пользуются утирками - это куски ткани небольшой длины. Настоящий же рушник около 35-40см и имеет длину 3-5 метров и более, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом, тесьмой. Таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.

Рушник на Руси имел в первую очередь ритуально-обрядовое значение, а никак не бытовое. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нес свой сакральный смысл и имел четкое предназначение (приложение № 2).В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек — полотенцем накрывали его гроб. Полотенцем нередко расплачивались за работу или покупку.

Браные красные узоры на отбеленном холсте полотенца - любимое украшение интерьера северных изб. Полотенцами украшали красный угол, завешивали божницу, окна, позднее стали ими украшать рамки с фотографиями, настенные зеркала, на них подносили хлеб-соль, покрывали ими ритуальные блюда. Одним из старых свадебных обычаев был показ невестой своего рукоделия. В доме устраивалась своеобразная выставка ее работ, по которой судили о мастерстве и старательности невесты.

Были особые обыденные полотенца, создаваемые коллективными усилиями жителей села в один день или в одну ночь. Как сообщает Г. Маслова, такие произведения ткались в знак сопротивления «нечистой силе». Их создавали по случаю какого-либо бедствия: эпидемии, засухи, града. Связь с аграрной магией выражена была вполне определенно, прежде всего, в содержании мотивов.

1.2. Особенности северной вышивки

Народная вышивка Архангельской области имеет много общего с вышивками других северных областей России и в то же время отличается от них своей самобытностью, цветовым решением, композиционными приёмами построения узоров.

Для вышивки брали тонкую льняную или пеньковую отбеленную домотканую холстину, поверх которой вышивали по счёту нити ткани, что позволяло точно повторить даже самые сложные узоры. Вышивали льняными или шерстяными нитками своего приготовления, окрашенными специально приготовленными природными красителями. С появлением фабричных тканей и ниток в вышивке стали применять и привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные нитки.

Почти всеми известными швами владели северные мастерицы. Наиболее древние старинные образцы выполнены двухсторонним швом «роспись». В вышивке сочетались всего 2 цвета: серебристая льняная холстина и жарко-красная нить узора. Позднее стали вышивать «набором». Широкое распространение получили счетные «глухие» швы, узор которых ведётся по целой ткани: «роспись», «набор», «крест», «счетная гладь». Менее распространены были строчевые - «белая строчка» и цветная перевить, где вышивка идёт по материи с предварительно выдернутыми нитями. И только в начале 20 века в изделиях северных мастериц появляется свободный тамбурный шов.

Глава 2. Основная часть

2.1. Роль цвета в вышивке, символика и семантика

Живая потребность в красоте, стремление украсить свой дом, наконец, сила традиций заставляли женщин «выбирать» узоры на полотенцах, которые носили глубоко символический смысл. Узоры передавались вместе с навыками из поколения в поколение, от матери к дочери. Начнем с того, что украшали полотенце так щедро, конечно, не случайно. Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передаёт нам Б.А. Рыбаков в своей книге. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее: «Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве — выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце». Правда, ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали...

Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древних славян» говорит о том, что «Рушник— изделие глубоко символичное, многозначное. Созданный по законам искусства, он не только украшает повседневный быт, но и является символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с Богом, его родом, предками. Узоры вышитых рушников — это зашифрованная повесть о жизни народа, природе, людях» . В начале XIX века создатели вышивок ещё помнили смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров.

Среди орнаментальных мотивов северной русской вышивки следует выделить зооморфные, растительные, бытовые, геометрические и культовые. Зооморфные мотивы представлены стилизованными изображениями птиц и животных. Изображение петуха и курицы наиболее часто встречаются в тамбурной, строчевой вышивке, а также в золотошвейных изделиях Русского Севера. Растительные мотивы в орнаменте вышивки были представлены деревьями, цветами, а также травами и плодами.

Среди привычных мотивов народного ткачества и вышивки особенно часто встречаются кресты и ромбы — бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? (приложение № 3).

Фон на тканях мастерицы называли «землей», так как льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая — наши предки связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой и создает впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества и вышивки. Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят и украсы? За работу мастерицы садились лишь весной, но до начала полевых работ. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А казалось, просто красиво.

2.2. Отличительные черты полотенец разных местностей

Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Побывав в музее Великого Устюга, школе ремесел г. Сольвычегодска, рассматривая наборы открыток художественных музеев, читая необходимую литературу, был сделан вывод: несмотря на то, что произведения народного искусства, каким является полотенце, имеют общие черты, всё же у каждого из районов, областей имеются свои отличительные особенности.

Например, полотенца Каргаполья красочны, многоцветны, декоративны. Рушники южных районов Архангельской области и граничащей с ней Вологодской области богаты вышивкой геометрического характера, им свойственна горизонтальная и вертикальная симметрия. Для полотенец северных районов Архангельской области характерны зооморфные и растительные мотив.

2.3. Характеристика старинных рушников

В моей семье, к счастью, сохранились 4 старинных полотенца, которые были выполнены моей прабабушкой. Эти полотенца бережно хранит моя бабушка Тамара Васильевна. Из воспоминаний моей бабушки: «Сначала полотно ткали, а потом уж и за вышивку полотенца садились. С 5-7 лет крестьянских девочек заставляли постигать это рукоделие, готовя себе приданное к свадьбе. От матери к дочери передавались узоры вышивки. Что они значат? Так кто про то знает. Но точно помню, что так надо. Вышивать узоры было не просто, от девочки требовалось внимание и усидчивость. Просчитаешься даже на одну нитку — ошибка сразу налицо. А дело продвигается не скоро. По умению вышивать судили о хозяйке». Также из беседы с бабушкой узнали, что вышитые полотенца служили оберегом дома и семьи, несли энергию добра, счастья, достатка, благополучия и любви.

В своей работе рассмотрим обрядовую роль сохранившихся рушников и символическое значение вышивки.

Полотенце №1 : льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 х 36 см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен в строгом геометрическом стиле, вышиты небольшие кустики ягод. Это один из самых распространенных мотивов Вологодской вышивки, где любили вышивать ягоды: клюкву, бруснику, рябину, называемые в народе «северным виноградом».

Полотенце №2 : льняное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 230 x 38см). Вышивка выполнена красными и чёрными нитками по белому фону в технике «крест». Растительный узор выполнен ритмично повторяющимися цветами, которые являются центральным узором. Присутствует краевой орнамент - ритмично повторяющиеся листочки.

Полотенце №3 : льняное бранное полотенце с пришивным фабричным кружевом (размером 260 x 36 см). На центральном узоре изображены повторяющиеся геометрические символы: ромбы, овалы, которые по смысловому значению обозначают изобилие, плодородие, жизнь, тепло. На краевых узорах присутствуют только ромбы. Между краевым и центральным узором вытканы прямые красные линии, между которых расположен зигзагообразный символ. Символическое значение этого узора вверху: небо с облаками, внизу: земля, пропитанная водой.

Скорее всего, обрядовые полотенца №1, №2 и №3 являются обыденными. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота.

Полотенце №4 : льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 260 x 40 см). Вышивка выполнена красными, чёрными и бежевыми нитками по белому фону (скорее всего бежевые нитки использовались из-за нехватки ниток красного цвета). В центральном узоре вышит целый сюжет пиршества: танцующие мужчина и женщина, и играющий на балалайке мужчина под склонившейся рябиной. В верхнем краевом узоре вышита надпись: «плаши Варюшка на моей пирушкъ». В нижнем краевом узоре вышит ряд крестиков и чередующиеся ромбики, что означает земную твердь и изобилие, плодородие. Считаю, что это свадебное обрядовое полотенце, которое было вышито для сестры или подруги невесты. Поэтому оно является свадебным дружным рушником, который преподносили свидетелям - дружкам.

2.4. Изготовление обрядового полотенца

Исследуя узоры на старинных полотенцах, решили выполнить обрядовое полотенце, используя мотивы северной вышивки. Для работы была подобрана льняная ткань, канва (для облегчения работы), нитки мулине красного и чёрного цвета, яркая тесьма. Вышивая полотенце счетными швами (роспись, набор, счетная гладь), тамбурным швом, научилась технологии выполнения их. Вышивая узоры на обрядовом полотенце, мы подбирали определенные мотивы, основываясь на их значение.

В итоге получилось льняное полотенце с пришивным ажурным кружевом ручной работы (размером 160 x 34 см). На канве вышиты ромбы, кресты, прямые и зигзагообразные линии, оленьи рога. Эти символы обозначают плодородие, тепло, солнце, изобилие, жизнь, здоровье. На концах полотенца вышиты женская фигура, которая защищает от войн и оберегает от несчастий, и петухи, которые почитались на Руси, как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход.

Таким образом, в моей семье появилось ещё одно полотенце, которое может использоваться в различных семейных и религиозных праздниках (свадьба, крестины, именины, масленица и т.д.) и передаваться из поколения в поколение.

Заключение

При выполнении работы изучили историю и роль цвета в северной вышивке, символику и семантику,обрядовое значение рушников, характерные особенности полотенец Вологодской и Архангельской областей, исследовали четыре старинных рушника, выполнили обрядовое полотенце по старинным мотивам. В исследовании использована информация из краеведческого музея Великого Устюга, школы ремесел города Сольвычегодска, воспоминания моей бабушки, литература по данной теме.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что в древнерусской культуре особую роль занимают полотенца с нанесенным на них орнаментом. Древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.

К сожалению, современное поколение недостаточно информировано о народных традициях, обрядах, не знает видов и особенностей северной вышивки. Рекомендуем в школах вести кружки по изучению народных ремесел, на которых учащиеся будут постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. В нашей школе велся курс «Северная вышивка», который был интересен учащимся. Рушник на Руси всегда считался залогом счастья. В настоящее время много разных полотенец. Разнообразна их расцветка, величина, форма, материал. Но полотенце, выполненное своими руками, по старинным мотивам всегда интересно, необычно. Глядя на непосредственные и загадочные вышитые узоры, по праву получаешь эстетическое наслаждение и прекрасное, доброе настроение.

Материал данной исследовательской работы может быть использован в работе творческого объединения «Мастерица», кружка «Умелые руки», выставки декоративно-прикладного творчества, при разработке элективных курсов и подготовки семинарских занятий по истории, традициям, обрядам полотенца-рушника, особенности их выполнения.

Список литературы

    Дурасов Г.С., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Г.С. Дурасов, Г.А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 126 с.

    Еременко Т.И. Иголка-волшебница: Книга для учащихся / Т.И. Еременко. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.

    Еременко Т.И. Рукоделие - 3-е изд. / Т.И. Еременко. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 151 с.

    Кришталева В.С. Вязание узоров крючком / В.С. Кришталева. - М.: Легпромбытиздат, 1987. - 168 с.

    Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах в 19 - 20 в. / А.А Лебедева. - М, 1989

    Маслова Г.С. Русская вышивка 17-20 века / Г.С. Маслова. - М., 1978. -

    Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М., 1981. -

    Ципилева И.В. Технология. Северная народная вышивка / И.В. Ципилева. - Архангельск, 2001. - 59 с.

Приложение № 1. Ответы учащихся

    Вы знаете, какую роль играли полотенца в быту наших предков?

Наиболее частый ответ учащихся 8-10 класса: «Наши предки полотенца использовали для украшения крестьянского быта».

2.Сохранились ли в вашей семье старинные полотенца, которые создавали ваши прабабушки?

3. Какие материалы использовались для изготовления полотенец-рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что использовались льняные ткани.

    Какие узоры вышивались на рушниках?

Наиболее повторяющиеся ответы: разные, геометрические, солярные знаки, петушки.

    В современном обществе используются ли полотенца, в каких-либо традициях

(обрядах)?

Самый популярный ответ: «Да». Несколько человек пояснили, что полотенце используют на свадьбах, при крестинах и при встрече почётных гостей.

    Какие виды вышивок использовались для изготовления полотенца у нас на Севере? На этот вопрос почти все опрошенные затруднились ответить, несколько человек назвали «крест».

    Какую цветовую гамму использовали мастерицы для изготовления рушников?

Все опрошенные респонденты ответили, что мастерицы использовали два цвета: красный и белый.

Приложение № 2. Разновидности рушников

Виды рушников

Предназначение рушника

Обыденные рушники

Таким рушникам приписывали обережные защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах.

Подорожный рушник

Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.

Родильный рушник

Повитуха принимала новорожденного

Крестильный рушник

На этом рушнике ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон.

Пасхальные рушники

Предназначались для выпеченных куличей, на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца.

Хлебосольные рушники

Предназначались для выпеченного хлеба.

Рушник-блинник

Одаривали им на Масленицу в благодарность за угощение хозяев.

«Божник»

Так называли рушник, обрамляющий иконы.

Свадебные рушники

Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее.

Приложение № 3. Символика и семантика в северной вышивке.

Изображение, символ

Название символа

Смысловое значение узора

Конец XIX века. Тарногский район.

Женщина с поднятыми руками

Защищает от войн и оберегает от несчастий.

Начало XX века. Сокольский район

Изображения петуха и курицы часто встречаются в тамбурной, вышивке

Петух на Руси почитался как птица, вещая, прогоняющая мрак и приветствующая восход

Барс олицетворял храбрость, мужество

Оберег, защита

Начало XIX века. Бабушкинский район.

Солнечная колесница

Середина XIX века. Белозерский район.

Дерево жизни

Пожелание изобильной жизни

Середина XIX века. Никольский район.

Ромб - это символ засеянного поля

Символ плодородия

Середина XIX века. Красноборский район.

Птицы на деревьях

Посредники между миром живых и миром мертвых.

Середина XIX века.Тарногский район.

Живое солнце

Дарует тепло, жизнь

Небесная и земная твердь

В засушливое лето просили дождя

Вверху: небо с облаками; Внизу: земля, пропитанная водой

Начало XIX века Тарногский район.

Птица счастья, образ жар-птицы, на которой «перо, как жар горит»

Дружная жизнь, единство мужа и жены

  • Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

  • На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.


Вышивка на полотенце

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Птица

  • Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.


Конь

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.


Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода

  • Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.


Название и предназначение полотенца

  • Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.


Родильное полотенце

  • Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.


Поясок для новорождённого

  • На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти –оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.


Свивальник

  • Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.


Вытиральное полотенце

  • У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.


Свадебное полотенце

  • На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.


Погребальное полотенце

  • И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.




В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные