Построение архитектурных обломов. Архитектурные обломы (профили) Рис.22 Сложная скоция Рис.23 Гусек

Полочка

Полочка – очень малый плоский пояс.

Вал

Вал – профиль, очерченный полуокружностью; в плане – всегда круг. Валик или астрагал – малый профиль полукругло-выпуклый или очерченный другой подобной кривой.

Построение

  1. АВ = 7 парт. ВС = 5 п.Ab = 6 ½ п. Aa = 3 п. Cc = ce = ed = 3 п.cd = 5 п.аf = 3 п.;
  2. Перпендикуляр из середины прямой ef дает точку g, являющуюся центром дуги.
  3. Итак, для построения вала (в случае 3) понадобилось 3 центра: точка b для дуги Aa, точка g для дуги ad и точка e для дуги dc.

Выкружка

Выкружка – облом с вогнутой кривой; его применяют для соединения других обломов




Построение

  1. Точка В есть центр дуги AC
  2. Перпендикуляр к AC, проходящий через ее середину, дает DE. Точка пересечения O. Пересечение перпендикуляров, проходящих через середины линий oC и оА, в точке F образует центр дуги CoA.
  3. ABD равносторонний треугольник; CB делим на 5 равный частей; B – центр дуги EF; прямую EF продолжаем до точки G. Точка A есть центр дуги GH. Прямую GH продолжаем до пересечения с продолжением линии CB в точке I. H – центр дуги AG; I – центр дуги GE.

Четвертной вал

Четвертной вал – облом очерченный четвертью окружности или иной подобной кривой.


Построение

  1. B – центр дуги AC.
  2. Перпендикуляр, проходящий через середину AC, есть DE. Точка F – точка пересечения. Перпендикуляры к ½ AF и FC дают точку G – центр дуги AFC.(см. 2). G – центр дуги CFo, H – центр дуги oI.

Гусек

Гусек – волнообразный облом с вогнутой верхней частью и выпуклой нижней.

Построение

  1. 1.2. 3. ABCD есть квадрат.1.2. Квадрат АBCD разделен на 4 равных квадрата.Точки G и F – центры дуг DE и ЕВ.
  2. Перпендикуляр, проходящий через середину DE, дает точки a и b. O – точка пересечения. Перпендикуляр к ½ Еo дает точку F – центр дуги EoD.
  3. DG есть ½ DC; DEFG есть квадрат; Е – центр дуги FbD; EG – диагональ квадрата; o – точка пересечения.
  4. Перпендикуляр c ½ oD дает точку H – центр дуги FoD; Hl параллельна DB; перпендикуляр к ½ Hl дает M – центр дуги FB.

Каблучок

Каблучок – верхняя часть выпуклая, нижняя – вогнутая.

Построение alt=»Построение каблука» />

  1. 1.2.3. 4. C лежит на ½ АВ.
  2. BCD равносторонний, криволинейный треугольник.
  3. AB разделим на 6 равных частей; DCE равносторонний треугольник (сторона которого – 2 п.) продолжнение прямой DE дает точку F – центр дуги GD. Точка E – центр дуги DC.
  4. Перпендикуляр к ½ BC дает точку Е – центр дуги BC.
  5. (см. 1). DE – перпендикуляр, проходящий через середину BC; точка о – точка пересечения. К ½ oC восстанавливаем перпендикуляр; точка пересечения – F; центр дуги CoB.

Скоция

Скоция – профиль в виде «С», обычно расположен между двумя полочками.

Построение

  1. AB и BC разделены на 14 п. каждая; 5 ab – равносторонний треугольник со стороной, равной 4 п.; bc = 6 п.; bd = 2 п.; de = 7 п.; df = 3 п.; fg = 9 п. Перпендикуляр к 1 / g 5 дает H центр дуги iC. Итак для построения скоции (случай 1) понадобилось 5 центров: a – для дуги Eb, с – для дуги bd, e – для дуги df, g – для дуги Eb, H – для дуги iC.
  2. АB разделим на 14 п. 5а = 3 п.; 5b = 2 п.; be = 6 п.; bd = 5 п.; de = 9 п., df = 7 п. Перпендикуляр к ½ fC дает G – центр дуги fC. Итак, для построения скоции (случай 2) понадобилось 4 центра: a – для дуги bE; с – для дуги db, e – для дуги df и G – для дуги fC.
  3. AB и BC разделим на 12 п. каждая. AE = 3 п.; Ea = 2 ½ п.; Eb = 2 п.; bc = 3 ½ п.; bd = 2 п.; de = 5 ½ п.; df = 5 п.; fg = 9 п. Перпендикуляр к ½ g 3 дает H центр дуги iC.


alt=»Построение скоции» />

Сложная скоция

Построение

  1. ABCD = BDFC; CG есть ½ FC; G3 – ½ GF; АB разделена на 9 п.; AH = H3 = 7 п.: 3L препендикулярно H3. lO биссектриса угла 3LM. O – центр дуги 3MP; Мl = 1 п.; lN = ? п.; Np – перпендикуляр.
  2. ABCD = BEFC; BA разделено на 12 п.; G лежит на ½ AD. GH и 7H половины осей овалов (7IG – кривая овала). M – центр дуги IG; L – центр дуги I7N; NO = LN; O – центр дуги NF.

Изогнутость фриза

Построение

  1. Высота разделена на 4 части (4 п.); дуги 1-3 дают центр O кривой.
  2. Точка О – центр кривой.
  3. Высота AB разделена на 12 п.; Al = la = 1 п.; 3b = 2 п.; ab – сторона равностороннего треугольника abc; bB – сторона равностороннего треугольника bBd; c и d – центры дуг ab и bB.

И еще раз)

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля (контура поперечного сечения) называемых обломами.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля (контура поперечного сечения) называемых обломами (рис.7,8).

Все обломы подразделяются на простые и сложные, прямолинейные, и криволинейные, а также прямые и обратные.

Сложные обломы получаются из сочетания простых обломов. Из различных комбинаций обломов проектируют необходимые тяги, которые потом вытягивают при помощи специально изготовленных шаблонов. Рассмотрим виды архитектурных обломов.

Для художественного оформления архитектурных деталей используют рельеф, иногда сочетаемый с цветом. Наиболее распространенный рельеф - порезки (рис. 9), выполняемые на обломах (рис.10) резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов. Черты отличия в построении и художественной проработке деталей проистекают из различий в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), которые проявляются в деталировке колонн и антаблементов.

Рис. 8 Профили античных порезок (слева греческие, справа римские):

а-обломы, б-порезки: 1-палочка; 2-валик; 3 – полка; 4-пояс; 5-выкружка (трохил); 6-скоция; 7-четвертной вал; 8-гусек; 9-каблучок; 10-зубчики (данттикулы); 11-полувал; 12-волна; 13-бусы; 14-ложечки (каннелюры); 15-ионики; 16-пальметки; 17-аканты; 18-листочки; 19-каннелюры; 20-плетенка; 21-венок.

Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм и художественное оформление как конструктивных членений, так и архитектурных форм и деталей.

Рис. 9 Греческие обломы

ПОСТРОЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЛОМОВ

Обломы или мулюры – это простейшие кривые, из которых состоят профили ордера.

Полочка

Полочка – очень малый плоский пояс.



Вал – профиль, очерченный полуокружностью; в плане – всегда круг.

Валик или астрагал – малый профиль полукругло-выпуклый или очерченный другой подобной кривой.

Построение

Рис.12 Валы

1. АВ = 7 парт. ВС = 5 п.Ab = 6 ½ п. Aa = 3 п. Cc = ce = ed = 3 п.cd = 5 п.аf = 3 п.;

2. Перпендикуляр из середины прямой ef дает точку g, являющуюся центром дуги.

3. Итак, для построения вала (в случае 3) понадобилось 3 центра: точка b для дуги Aa, точка g для дуги ad и точка e для дуги dc.

Выкружка

Выкружка – облом с вогнутой кривой; его применяют для соединения других обломов


Рис.13 Выкружка

Построение

1. Точка В есть центр дуги AC

2. Перпендикуляр к AC, проходящий через ее середину, дает DE. Точка пересечения O. Пересечение перпендикуляров, проходящих через середины линий oC и оА, в точке F образует центр дуги CoA.

3. ABD равносторонний треугольник; CB делим на 5 равный частей; B – центр дуги EF; прямую EF продолжаем до точки G. Точка A есть центр дуги GH. Прямую GH продолжаем до пересечения с продолжением линии CB в точке I. H – центр дуги AG; I – центр дуги GE.

Четвертной вал

Четвертной вал – облом очерченный четвертью окружности или иной подобной кривой.

Рис.14 Чертветной вал

Построение

1. B – центр дуги AC.

2. Перпендикуляр, проходящий через середину AC, есть DE. Точка F – точка пересечения. Перпендикуляры к ½ AF и FC дают точку G – центр дуги AFC.(см. 2). G – центр дуги CFo, H – центр дуги oI.

Гусек

Гусек – волнообразный облом с вогнутой верхней частью и выпуклой нижней.


Рис.15 Гусек

Построение

1. 1.2. 3. ABCD есть квадрат.1.2. Квадрат АBCD разделен на 4 равных квадрата.Точки G и F – центры дуг DE и ЕВ.

2. Перпендикуляр, проходящий через середину DE, дает точки a и b. O – точка пересечения. Перпендикуляр к ½ Еo дает точку F – центр дуги EoD.

3. DG есть ½ DC; DEFG есть квадрат; Е – центр дуги FbD; EG – диагональ квадрата; o – точка пересечения.

4. Перпендикуляр c ½ oD дает точку H – центр дуги FoD; Hl параллельна DB; перпендикуляр к ½ Hl дает M – центр дуги FB.

Рис.16 Каблучок Рис.17 Гусек

Каблучок

Каблучок – верхняя часть выпуклая, нижняя – вогнутая.


Рис.18 Каблучок

Построение

1. 1.2.3. 4. C лежит на ½ АВ.

2. BCD равносторонний, криволинейный треугольник.

3. AB разделим на 6 равных частей; DCE равносторонний треугольник (сторона которого – 2 п.) продолжнение прямой DE дает точку F – центр дуги GD. Точка E – центр дуги DC.

4. Перпендикуляр к ½ BC дает точку Е – центр дуги BC.

5. (см. 1). DE – перпендикуляр, проходящий через середину BC; точка о – точка пересечения. К ½ oC восстанавливаем перпендикуляр; точка пересечения – F; центр дуги CoB.

Скоция

Скоция – профиль в виде “С”, обычно расположен между двумя полочками.

Рис.19 Скоция Рис.20 Вал

Построение

1. AB и BC разделены на 14 п. каждая; 5 ab – равносторонний треугольник со стороной, равной 4 п.; bc = 6 п.; bd = 2 п.; de = 7 п.; df = 3 п.; fg = 9 п. Перпендикуляр к 1 / g 5 дает H центр дуги iC. Итак для построения скоции (случай 1) понадобилось 5 центров: a – для дуги Eb, с – для дуги bd, e – для дуги df, g – для дуги Eb, H – для дуги iC.

2. АB разделим на 14 п. 5а = 3 п.; 5b = 2 п.; be = 6 п.; bd = 5 п.; de = 9 п., df = 7 п. Перпендикуляр к ½ fC дает G – центр дуги fC. Итак, для построения скоции (случай 2) понадобилось 4 центра: a – для дуги bE; с – для дуги db, e – для дуги df и G – для дуги fC.

3. AB и BC разделим на 12 п. каждая. AE = 3 п.; Ea = 2 ½ п.; Eb = 2 п.; bc = 3 ½ п.; bd = 2 п.; de = 5 ½ п.; df = 5 п.; fg = 9 п. Перпендикуляр к ½ g 3 дает H центр дуги iC.

Рис.21 Скоция

Сложная скоция

Построение

1. ABCD = BDFC; CG есть ½ FC; G3 – ½ GF; АB разделена на 9 п.; AH = H3 = 7 п.: 3L препендикулярно H3. lO биссектриса угла 3LM. O – центр дуги 3MP; Мl = 1 п.; lN = ? п.; Np – перпендикуляр.

2. ABCD = BEFC; BA разделено на 12 п.; G лежит на ½ AD. GH и 7H половины осей овалов (7IG – кривая овала). M – центр дуги IG; L – центр дуги I7N; NO = LN; O – центр дуги NF.

Рис.22 Сложная скоция Рис.23 Гусек

Изогнутость фриза

Построение

1. Высота разделена на 4 части (4 п.); дуги 1-3 дают центр O кривой.

2. Точка О – центр кривой.

3. Высота AB разделена на 12 п.; Al = la = 1 п.; 3b = 2 п.; ab – сторона равностороннего треугольника abc; bB – сторона равностороннего треугольника bBd; c и d – центры дуг ab и bB.

Рис.24 Изогнутость фриза

ПРОПОРЦИИ ОРДЕРОВ

Пропорции выражают соотношение размеров (длины, ширины и высоты) самого сооружения и его деталей. Для построения ордеров по определенным законам пропорциональных отношений независимо от их размеров и для возможности сравнения различных ордеров Виньола и Палладио приняли общую меру, выраженную в условных единицах - «модуль». Модуль у Виньолы равен нижнему радиусу колонны и делится для простых ордеров на 12 частей (парт) и для сложных - на 18 парт. Модуль у Палладио равен нижнему диаметру колонны для всех ордеров, кроме дорического, и делится на 60 частей (минут). Модуль дорического ордера равен нижнему радиусу колонны и делится на 30 минут.

Многие здания снаружи и внутри имеют различные архитектурные украшения. Профиль архитектурных украшений складывается из элементов, называемых архитектурными обломами . Архитектурные обломы украшают не только здания. Их можно увидеть в контуре постаментов, декоративных ваз, мебели и т. п.

По форме архитектурные обломы могут быть прямолинейные (рису-нок 55) и криволинейные (рисунки 56, 57). Криволинейные обломы, такие как полувал, шейка, прямой и обратный четвертной вал, прямая и обратная выкружка (рисунок 56), очерчены при помощи одной дуги, и способ их построения понятен из чертежа. Более сложные криволинейные обломы состоят из двух дуг. К ним относятся: гусёк прямой и обратный, каблучок прямой и обратный, скоция, сложный торус (рисунок 57).

Рисунок 55 Рисунок 56

В построении гуська и каблучка много общего. Для построения, например, прямого гуська (рисунок 57, а) заданные точки А иВ соединяют прямой линией. ОтрезокAB делят пополам в точке С. РадиусомR =AC = CB из точекА, С иВ проводят дуги до взаимного пересечения в точкахO 1 иO 2 , и из них тем же радиусомR описывают две дуги, являющиеся профилем прямого гуська. Вычерчивание обратного гуська или одного из видов каблучка аналогично вычерчиванию прямого гуська, при этом меняется только положение центровO 1 иO 2 (рисунок 57, б, в, г). Сложный торус строят по заданному радиусуR (рисунок 57, д). Проводят прямую и на ней отмечают два центра –O 1 иO 2 на расстоянии2 R . Из центраO 1 описывают четверть окружности радиусомR , а из центраO 2 – радиусом3 R .

Для построения скоции также задают радиус R (рисунок 57, е) и строят шесть квадратов со сторонами, равными заданному радиусу. Наметив точки O 1 и O 2 , описывают две дуги радиусами R и 2 R .

Рисунок 57

4 Плоские кривые

Кривые, у которых все точки расположены в одной плоскости, называют плоскими . Часть плоских кривых, состоящих из дуг окружностей, образует группуциркульных кривых . Дуги циркульных кривых касаются друг друга, поэтому построение их основано на правилах сопряжения и выполняется при помощи циркуля.

Другая часть плоских кривых, которые нельзя построить с помощью циркуля, относится к группе лекальных кривых . Лекальные кривые строят по точкам, зная закон их образования, а обводят по лекалу.

4.1 Циркульные кривые

4.1.1 Завитки

Спиральная кривая, вычерченная циркулем путем сопряжения дуг окружностей различных радиусов, называется завитком . На рисунке 58, а показано построение двуцентрового завитка. Он состоит из ряда полуокружностей, описанных попеременно из заданных центровO 1 и O 2 . Точки касания проводимых дуг расположены на прямой, соединяющейэти центры. Первую полуокружность описывают радиусомR , равным расстоянию между центрамиO 1 иO 2 . Радиус каждой последующей полуокружности увеличивают на величину первоначального радиусаR . Таким образом, вторую полуокружность описывают радиусом2 R , третью - радиусом3 R и т. д.

Рисунок 58

Построение трехцентрового завитка по заданным центрам O 1 , O 2 и O 3 , расположенных в вершинах равностороннего треугольника , приведено на рисунке 58, б. Через каждую пару центров проводят прямую линию. Из центраO 1 описывают дугу радиусомR = O 1 O 3 в пределах между точкамиO 3 и1 . Следующую дугу радиусом2 R проводят из центраO 2 до точки2 . Затем описывают дугу радиусом3 R из центраO 3 . Дуга, проведенная снова из центраO 1 , имеет радиус4 R и т. д.

Завитки четырехцентровые, пятицентровые и т. д. строят таким же образом.

Архитектурные обломы – пластические формы деталей ордера, которые иногда называют мулюрами или профилями (рис. 9). Элементы профилей подразделяются на прямолинейные и криволинейные.

Рис. 9. архитектурные обломы (профили):

1 – полочка; 2 – полка; 3 – плинт; 4 – слезник; 5 – вал; 6 – прямой четвертной вал; 7 – обратный четвертной вал; 8 – выкружка; 9 – прямая четвертная выкружка; 10 – обратная четвертная выкружка; 11 – прямой сложный вал; 12 – обратный сложный вал; 13 – прямая скоция; 14 – обратная скоция; 15 – прямой каблучок; 16 – обратный каблучок; 17 – прямой гусек; 18 – обратный гусек

Прямолинейные профили – полка, полочка и плинт . Криволинейные профили делятся на простые и сложные.

Простые профили выстраиваются из одного центра. К ним относятся: вал, валик, четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная).

Сложные профили имеют две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны: гусек (прямой и обратный), каблучок или каблук (прямой и обратный) и скоция .

Сочетание двух элементов, нераздельно соединенных друг с другом (например, валик и полочка), называют астрагалом .

Во всех ордерах главные элементы чередуются с второстепенными, широкие – с узкими, криволинейные – с прямолинейными. Это основное правило профилирования .

ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРОВ

Все размеры в ордерах определяются с помощью модуля . У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), а в сложных – на 18 парт.

Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров – правило несвешиваемости . Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. То есть ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.

Все основные размеры ордеров по Виньоле в партах даны в таблице 1.

На рис. 10–11 представлена составная часть курсовой работы – «Ордера в массах». Один из этих вариантов («с одинаковым размером модуля» или «с одинаковой высотой ордера») выносится на планшет.

Рис. 10. Ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)

Рис. 11. Ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)

Тосканский ордер

Родиной тосканского ордера является Этрурия (современная провинция Тоскана в Северной Италии). Здесь он сложился в VI–IV вв. до н.э. По свидетельству Витрувия, колонна тосканского ордера характеризуется гладким, резко сужающимся кверху стволом на грубой круглой базе. Ствол завершается «распластанным» эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой «нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны». Еще древние римляне считали, что тосканские колонны «должны быть в нижней части толщиной в седьмую часть их высоты, а высота должна равняться третьей части священного участка…» .

Этот ордер наиболее простой по своим деталям и формам, но в то же время наиболее тяжелый по пропорциям. Поэтому в некоторых литературных источниках он ассоциируется с образом старика (рис. 12).

Рис. 12. Статуя Юпитера-Фульгуратора (а); деталь тосканского ордера по Н.И. Брунову (б)

На рис. 13–18 приведены основные детали тосканского ордера, которые требуется изобразить на планшете, – антаблемент, капитель, база колонны, пьедестал.

В таблице 2 приведены основные размеры профилей тосканского ордера в партах. Размеры выступов даны от оси колонны. Для удобства образного восприятия они записаны сверху вниз – от верха карниза антаблемента к базе пьедестала.

Рис. 13. Антаблемент и капитель тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIII)

Рис. 14. Тосканский ордер: антаблемент, капитель

Рис. 15. Тосканский ордер: антаблемент, капитель

Рис. 16. База колонны и пьедестал тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)

Рис. 17. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал

Рис. 18. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал

Таблица 2

Профили Высота в партах Выступ от оси в партах
1. Антаблемент
1.1. Карниз антаблемента
Четвертной вал 27,5-23,5
Валик
Полочка 0,5 23,5
Выкружка 23,5-22,5
Слезник 22,5
Полочка 0,5
Каблук 13,75–9,75
1.2. Фриз 9,5
1.3. Архитрав
Полочка 11,5
Выкружка 11,5–9,5
Пояс 9,5
2. Колонна
2.1. Капитель
Полочка 14,5
Выкружка 14,5–13,5
Абака (слезник) 13,5
Четвертной вал (эхин) 13,25–10,5
Полочка 10,5
Шейка 9,5
2.2. Стержень (фуст)
Валик
Полочка 0,5 10,5
Выкружка 10,5–9,5
Стержень 9,5–12
Выкружка 1,5 12-13,5
2.3. База колонны
Полочка 13,5
Вал 16,5
Плинт 16,5
3. Пьедестал
3.1. Карниз пьедестала
Полочка 20,5
Каблук 20–17
3.2. Стул
Стул 16,5
Выкружка 16,5–18,5
3.3. База пьедестала
Полочка 18,5
Плинт (цоколь) 20,5

Неполный ордер 210 –

Полный ордер266 –

Рис. 19. Реконструкция этрусского храма-ареостиля (по Витрувию)

классический пример этрусского ордера

Дорический ордер

Вторая разновидность простого ордера. О его происхождении Витрувий пишет следующее: «Прежде всего они (греки) построили храм Аполлону Панионийскому…. Когда они хотели расставлять в этом храме колонны и, не зная их соразмерности, искали способов, как добиться того, чтобы колонны и для несения тяжести были приспособлены и на вид сохраняли безупречную изящность, они вымерили след мужской ноги и стали откладывать эту меру в высоту человека. Найдя, что размер ноги составляет шестую часть высоты человека, они перенесли эту пропорцию на колонну и размер толщины стержня у его основания шесть раз отложили в высоту, включив сюда и капитель. Так дорическая колонна стала представлять в зданиях пропорцию, крепость и красоту мужского тела…» (рис. 20).

Рис. 20. Уподобление дорической колонны мужскому телу: а – Критиев эфеб (Музей Акрополя, Афины); б – дорическая колонна Пропилей (Афинский акрополь)

Ко времени Виньолы дорический ордер стал гораздо изящнее – высота колонны выросла до восьми диаметров. Появились две разновидности ордера – зубчатый и модульонный. Они имеют небольшие отличия в строении карниза и капители. В отличие от «аскетичного» тосканского ордера здесь появились дополнительные украшения и детали – каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы и т.п. Подробнее о них прочитайте в «Словаре».

В таблицах 3 и 4 приведены размеры модульонного и зубчатого ордеров по Виньоле в партах. Размеры выступов взяты от оси колонны. Для удобства образного восприятия размеры записаны сверху вниз – от карниза антаблемента до базы пьедестала.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные