Преподобный серафим саровский. Серафим Саровский — разные пути «превращения» портрета в икону

"Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих".

Преподобный Серафим Саровский. Начало XX века. Поволжье.

"Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое Серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого", - свидетельствовала в 1887 году казначея Серафимо-Дивеевского монастыря монахиня Елена (Анненкова), представительница известного дворянского рода.

Преподобный Серафим Саровский, с видом Саровской Успенской пустыни. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь


Неизвестный художник (В.Ф.Бихов?)

Конец XIX века. Холст, масло.

Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

1829-1830-е годы. Холст, масло. Частное собрание

Наиболее ранний, прижизненный портрет.
Нимбом и надписью портреты дополнили образ после Саровских торжеств 1903г.

По традициям Синодального времени, местное почитание подвижника исключало возможность применять это зримое обозначение святости. Первые хромолитографии с нимбом и надписью "преподобный" были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. И даже в Дивеевском монастыре, где глубоко верили в будущее прославление основателя в лике святых и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи Марии (Ушаковой), горела лампада, от масла которой происходили исцеления . И вместе с тем, на портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется "приснопамятным старцем", "иеромонахом" или просто "отцом Серафимом".


(написан на части кирпича из могилы святого)

"Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные" (В.Е. Раев).



Третья четверть XIX века. Поволжье. Холст, масло. Частное собрание

Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку.
Середина XIX века. Холст, масло. Патриаршая резиденция в Москве


"...Как живой, выступает пред нами дивный Серафим, в виде согбенного старца, неспешными стопами пробирающегося из монастыря в свою ближнюю пустыньку. На его лице, полноватом и сохранившем свежий цвет, несмотря на его старческий возраст и тяжелые подвиги, светятся знакомые нам голубые глаза, которые умеют прозревать душевные тайны"(Русская старина. 1904. № 11.)


Иеромонах Иоасаф (Толстошеев) (?). Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку. Вторая треть XIX века. Холст, масло. Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге


Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" его так и называют - "живописец тамбовский" (по происхождению), причем отмечено, что выучил его крестьянин Ефим Васильев, монастырский плотник . Тот, в свою очередь, занимался живописью по благословению самого преподобного, известен как автор его первого изображения с медведем, написанного спустя одиннадцать лет после смерти старца и помещенного в часовню над его гробницей.

Монахиня Серафима (Петракова). Явление Божией Матери
преподобному Серафиму Саровскому в день Благовещения
1831 года. Около 1901. Мастерская Серафимо-Дивеевского
монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь


Светоносность - особенное явление дивеевской живописи, и в частности творчества матери Серафимы. Вместе с тем, событие воспроизводится исторически точно, с учетом всех деталей одеяния Богоматери и святых, по описанию старицы Евдокии Ефремовны, ставшей свидетельницей чудесного явления . Сохранилось очень мало икон с этим сюжетом, непростым для решения многофигурной композиции.


Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»). Конец XIX-начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Праведная кончина преподобного Серафима Саровского. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. ЦМиАР

С большим искусством переведено в икону изображение праведной кончины святого пред келейным образом Богоматери "Умиление" (ЦМиАР). На фотографиях начала XX века запечатлены картины этого сюжета из монастырской кельи преподобного, часовни над его гробом. Рельефный бронзовый образ украшал гробницу старца. Состояние перехода в вечность граничит в этой композиции с глубоким погружением в молитву, отчего ошибочно в иконах и эстампах иногда называется "молением". В иконе сохраняются как будто все подробности келейной обстановки - печь, мешки с сухариками, висящие на стене клобук, мантия и лапти. Только стен кельи уже нет, вместо них золотой фон - слава и сияние вечности. На обороте иконы две печати: об освящении иконы на мощах святого и собственно "иконописная": "Работа сестер Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уез<да>".

Престолы Серафимо-Дивеевского монастыря. Около 1916 года. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Икона "Престолы Серафимо-Дивеева монастыря" создана около 1916 года, возможно, к предполагаемому освящению Нового собора. Панорама обители в нижней части изображения относится к этому времени. Важная смысловая роль центрального образа может быть связана не только с посвящением престола, но и со значением иконы "Умиление" как главной святыни обители. Изображения храмовых праздников даны симметрично, по композиционному принципу, внизу - небесные покровительницы дивеевских игумений: святая Мария Магдалина и мученица Александра царица. После кончины игуменьи Марии (Ушаковой) в 1904 году монастырь возглавила Александра (Траковская).

Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития. Начало XX века. Дерево, левкас, смешанная техника. ЦМиАР.

Семь сюжетов жития преподобной Елены Дивеевской. 1920-е годы. Н.Н.Казинцева (?). Дерево, левкас, темпера. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Венцом иконографии преподобного Серафима Саровского являются житийные иконы, которых, к сожалению, сохранилось немного. Разработка композиций клейм во многом была подготовлена во второй половине XIX столетия изданием многочисленных эстампов, которые существовали в качестве отдельных листов и помещались в книгах. Первым опытом совмещения в одном изображении нескольких сюжетов является мастерская литография 1874 года И.Голышева (РГБ). За год до прославления преподобного в Москве, Петербурге, Одессе начали печатать хромолитографии с его иконой-портретом в центре, главными событиями жития, видами святых мест его подвигов в Сарове. Многие сюжетные композиции эстампов явно повлияли на создание клейм житийных икон. Одним из лучших образцов является икона "Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития" начала XX века (ЦМиАР). В среднике - поясной образ "серебряковского" извода, в верхних углах - келейные иконы Спаса Нерукотворного и Богоматери "Умиление", поддерживаемые ангелами, в остальных клеймах - важные моменты жития, чудесные явления Христа и Богородицы, уединенные подвиги, праведная кончина.
К 1920-м годам относится уникальное произведение - житийная икона преподобной Елены (Е.В.Мантуровой) из Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь избран сюжет необычный и высокий по смыслу: "Царица Небесн[ая] показывает Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеев". Преподобная везде именуется инициалами ("Е. В."), и она, и даже преподобный Серафим не имеют нимба. Тем не менее, и по указанию протоиерея Стефана, и по композиционному принципу, и отчасти по иконографии - это все-таки икона, иконописный тип мышления. В одном из последних сюжетов (преподобный Серафим благословляет Елену Васильевну умереть за брата) фигура старца выполнена только белилами, уподоблена столпу света. Образ является примером столь характерного для дивеевской традиции творческого порыва к созданию новых иконографий, который предшествовал появлению канонических образов. Такие произведения, несомненно, должны были духовно укреплять веру сестер в молитвенное предстательство дивеевских подвижниц в тяжелые годы гонений на Церковь.

"Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные", - ответил некогда преподобный Серафим Саровский на просьбу "списать" с него портрет.

Преподобный Серафим Саровский начинает копать Канавку. Клеймо складня. 1920-е годы. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь.
По "Летописи" протоиерея Стефана Ляшевского, в Дивееве продолжали заниматься живописью даже в начале 1920-х годов . К этому времени относится складень с сюжетами истории обители, находящийся в Серафимо-Дивеевском монастыре. В одном из живописных клейм изображен преподобный Серафим, начинающий копать Богородичную канавку, по которой "стопочки Царицы Небесной прошли". Сестры медлили с исполнением заповеди преподобного, и вот однажды ночью на заре увидели его самого "в белом своем балахончике", копающим землю, "прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежит... на вскопанной земле" . Иконы этого сюжета встречаются очень редко, в основном они местного дивеевского происхождения. На аналойном образе начала XX века из частного собрания замечательно передано предрассветное небо, удивление и радость послушницы, увидевшей старца. В композицию введена историческая деталь - жернова мельницы-"питательницы" на дальнем плане.

Еще во время обучения в семинарии я усвоил, что иконопись - вершина изобразительного искусства. Своей глубиной, внутренней наполненностью икона превосходит любую картину. В отличие от портрета икона передает не только внешние черты изображенного на ней святого, но и полноту его личности. Впрочем, истории известен случай, когда выполненная по всем правилам академической живописи картина стала почитаться как святой образ и была приравнена по значимости к иконе. Речь о прижизненном портрете преподобного Серафима Саровского. А именно - о том, что хранится теперь в Ново-Дивеевском женском монастыре близ Нью-Йорка в США. До наших дней сохранилось несколько прижизненных изображений святого, но именно Ново-Дивеевский образ уже больше века почитается как икона. Такое, так сказать, «перерождение» состоялось благодаря последнему российскому императору Николаю 2 и его семье. Самодержец и его семья молились перед портретом старца, как перед иконой в Дивеево в 1905 году, благодаря святого за рождение наследника - цесаревича Алексия.

Портрет представляет собой ростовое изображение святого. Преподобный запечатлен в последние годы своей жизни. Одет он в монашеском облачение, а препоясан белым полотенцем. Больше всего привлекает внимание мудрый взгляд святого, который удалось передать художнику. Портрет-икона преподобного Серафима имеет непростую историю. Во время разорения Дивеевской обители коммунистами, образ был увезен в Киев. Там он находился и в годы немецкой оккупации.

При отступлении немцев из Киева, портрет-икона был вывезен одним из сотрудников германской комендатуры в Берлин, где затем был передан протопресвитеру Адриану РымарЕнко, который тогда был настоятелем православного Воскресенского собора, расположенного рядом с проспектом Гогенцоллерндамм. В германской столице портрет святого Серафима стал фактически спасителем храма, в котором находился. В один из ночных авианалетов на Берлин советская бомба, пробив купол собора, упала в левый его придел рядом с портретом. От бомбы начался пожар, который, чудесным образом, не сильно повредил внутреннее убранство храма. Портрет же, находившийся в эпицентре пламени и вовсе не пострадал. Через несколько часов была найдена еще одна бомба. Она тлела на чердаке, но так не взорвалась. Ее удалось ликвидировать.

Несмотря на то, что впоследствии Берлин неоднократно бомбили и советская авиация, и самолеты союзников, ни один снаряд не упал на собор, оберегаемый молитвой святого Серафима. По окончании войны многие русские эмигранты, не захотели оставаться в новообразованной ГДР и уехали в Америку. Уехал и отец Адриан Рымаренко. Вместе с собой он увез образ святого Серафима. Портрет-икона стала святыней новообразованного женского монастыря - Ново-Дивеево - расположенного в 40 километрах от Нью-Йорка. В настоящее время портрет хранится в Успенском храме монастыря и является одной из главных его реликвий.

) - иеромонах Саровского монастыря , один из наиболее почитаемых русских святых . Основатель и покровитель Дивеевской женской обители . Прославлен Российской церковью в по инициативе царя Николая II .

Правило преподобного Серафима Саровского

Это правило предназначено для мирян, не имеющих по разным причинам возможности совершить положенные молитвословия.
Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им молитвенное правило, известное ныне
как «Правило преподобного Серафима».
Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий
должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, т. е. «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды), и, наконец, «Символ веры» единожды. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь им дома или находясь в пути, должен читать тихо, про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если же вокруг люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй», и так продолжать до самого обеда. Перед обедом совершить то же утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.
Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго».
А ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторить утреннее правило и после него с крестным знамением пусть засыпает.
При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отцов, что если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть до высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианина: первая - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Пресвятой Девы, Матери Господа. А «Символ веры» заключает в себе все догматы Православной веры.
Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то мудрый старец советовал выполнять это
правило и лежа, и на пути, и при деле, помня слова Писания:
«Всяк, ижеаще призовет имя Господне, спасется»
(Деян. 2, 21; Рим. 10,13)


15 января церковь отмечает день кончины (1833 год) и второго обретения мощей Серафима Саровского. Второй раз его мощи были обретены в 1991 году в запасниках Музея истории религии и атеизма в Петербурге, а первый раз - летом 1903 года при стечении 150 тыс. почитателей святого и с участием самого императора, по инициативе которого было проведено это мероприятие.

Будущий святой родился 1754 году в Курске в семье купца Исидора Мошнина. При крещении получил имя Прохор. Его отец брал подряды на строительство. В 1752 году он начал строить в Курске храм преподобного Сергия, а в 1762-м, не достроив, скончался. Дело продолжила его жена Агафья. Она лично наблюдала за ходом работ. Маленький Прохор её часто сопровождал. Однажды подрядчица с сыном (ему тогда было семь лет) поднялась на колокольню и так увлеклась, давая распоряжения, что не заметила, как мальчик отошёл в сторону, свесился через перила и вдруг - полетел. Когда мать спустились с колокольни, Прохор уже стоял на ногах совершенно невредимый.


Разумеется, это истолковали как знак. А вот и ещё один. В десять лет мальчик заболел, да так серьёзно, что домашние уже и не надеялись на выздоровление. Однажды Прохору явилась во сне Богородица и обещала посетить и исцелить. Через некоторое время в городе был крестный ход со знаменитой Курской Коренной Богородицей. Икону несли по той улице, где стоял дом Мошниных, и вдруг пошёл сильный дождь. Спасаясь от него, богоносцы завернули во двор Агафьи, которая - вот случай! - приложила больного сына к иконе. И он пошёл на поправку. Хитрый ход таинственных сил. После этого Прохор стал думать о монашестве. В 1776 году он отправился в Киево-Печерскую лавру к старцу Досифею, который посоветовал ему Саровский монастырь. В 1778 году молодой человек стал послушником, а впоследствии (в 1786 году) постригся в монахи и получил имя Серафим.

Поступив в монастырь, он заболел чем-то вроде водянки. Всё тело раздулось, с постели не встать. Эти мучения длились года три, а в 1783 году больному явилась Богородица и, обратившись к сопровождавшим её апостолам Иоанну и Петру, сказала: «Сей - от нашего рода». Дальнейшее Серафим воспоминает так: «Правую-то ручку, радость моя, положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима». Болезнь отступила.


Серафим известен прежде всего как отшельник. В 1794 году он ушёл в глубину саровских лесов и провёл там пятнадцать лет. Иногда его навещали монахи, был случай, когда напали разбойники, но в основном-то он жил совершенно один. Общаться приходилось главным образом со зверями, птицами и лесными духами. Вообще уходить в леса было в духе того времени. После погрома Святой Руси, учинённого Екатериной Великой в 1864 году (), у некоторых русских людей появилась потребность уходить в леса, предаваться аскезе. Их было не так уж и много, но они оставили заметный след в русской духовной истории (см. ). Серафим стал самым известным из таких подвижников. Выйдя в 1810 году из леса, он продолжал свои подвиги: провёл пятнадцать лет в затворе, и первые пять из них - в полном молчании.

В ноябре 1825 года на берегу речки Саровки неподалёку от монастыря ему снова явилась Богородица. Сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафии?» Кто такая Агафия? Речь тут не о матери святого, а о совсем другой женщине, Агафье Семёновне Мельгуновой, богатой дворянке. Овдовев, она хотела уйти в монастырь, но на руках у неё была маленькая дочка. Что делать? Желая получить добрый совет, она отправилась в Киев, где ей явилась Богородица. Иди, говорит, в землю, которую я тебя укажу, там будет великая обитель, мой четвёртый удел. Богородица имела в виду четвёртый после Иверии (Грузии), Афона и Киева удел, где она по преимуществу обитает. В общем, Мельгунова отправилась странствовать.

Серафим угощает медведя


Как-то на пути в Саров (в пятнадцати километрах от него) она присела отдохнуть возле церкви в селе Дивееве. Забылась. И - снова видение. Богородица сказала: «Вот это место». Дело было в 1760 году. Побывав в Сарове, Агафья вернулась к месту видения и поселилась неподалёку. Вскоре умерла её дочь. Мельгунова поняла это как ещё один знак. В 1765 году она окончательно поселилась в Дивееве. На месте видения построила каменный храм во имя Казанской иконы. А рядом, на земле, которую пожертвовала одна помещица, - кельи. Это и стало началом Дивеевской Казанской общины.

Александра (это монашеское имя Агафьи) умерла летом 1789 года. Когда она была при смерти, в Дивееве случайно оказались настоятель Саровского монастыря Пахомий и два его монаха - Исайя и Серафим. Умирающая просила их не оставлять без попечения место, указанное Богородицей. Пахомий поручил это дело Серафиму, который с тех пор так ни разу и не побывал в Дивееве. И вот по прошествии тридцати шести лет ему является Богородица и упрекает за нерадивость. А потом в мельчайших деталях объясняет, как обустроить новую обитель рядом со старой, Казанской. Главный принцип: ни одной вдовицы, все должны быть девушками. Серафим начал это осуществлять.

В то время настоятельницей Казанской обители была матушка Ксения, женщина ужасно строгая. Монашки у неё буквально голодали. Когда Серафим об этом узнал, он вызвал к себе сестру-стряпуху и сделал ей грозный выговор. Закончил так: «Нет, матушка, нет тебе моего прощения». И бедная женщина вдруг заболела и умерла. Такова сила слова человека, скопившего энергию духа годами аскезы.

Прижизненный портрет Серафима


Вернувшийся из затвора Серафим был уже не тот человек, что ушёл в него. Да и остался ли он человеком? Уж скорей он стал духом, сгустком энергии, действующей как стихия, не считающаяся с людским. Николаю Мотовилову Серафим говорил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Пост, молитва, добрые дела и прочее - это только средство для такого стяжания. Так получается: «Стяжание всё равно что приобретение, ведь вы разумеете, что значит стяжание денег». Мотовилов не понял. Тогда Серафим взял его за плечи и сказал: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божьем с тобою!» И весь заискрился. Мотовилову больно смотреть: «Из глаз ваших молнии сыплются». Это - буквально. Так что же удивляться тому, что кто-то мог невзначай умереть, попав под горячую руку духа.

За тридцать лет стяжания Серафим накопил такую энергию, что мог творить чудеса. Мог мгновенно перемещаться на любые расстояния, внушать человеку любые мысли, ясно видеть будущее, исцелять больных и т.д. В частности, он исцелил помещика Михаила Мантурова, болевшего воспалением ног. А исцелив, предложил послужить святому делу. Тот согласился и стал как бы третьей рукой Серафима, обустраивающей Дивеевскую общину. Мишеньке (так его звал святой) пришлось продать имение, а на вырученные деньги купить участок земли рядом с Казанской церковью и пристроить к ней церковь Рождественскую для новой общины.

Дивеево. Стоящие стена к стене Казанская (на переднем плане) и Рождественская церкви // Фото Олега Давыдова


А создание этой общины началось со строительства ветряной мельницы, от которой по замыслу Серафима (а точнее, Богородицы) девицы должны были питаться. Потому общину и стали называть Мельничной. Изначально в ней было двенадцать насельниц, по числу апостолов, а скорее всего, . Восемь из них пришли из Казанской общины. В том числе и младшая сестра Мантурова Елена, которую Серафим назначил начальницей.

Какое же отношение имеет прекрасная еврейская девушка к сельскому хозяйству зоны рискованного земледелия? Очень косвенное. Взглянем на икону Успения. На ней изображена лежащая женщина и мрачный бог с маленькой девочкой, явившийся из дыры в пространстве (мандорлы, хода, ведущего на тот свет). Знатоки объяснят, что это умершая Мария и Иисус, держащий на руках её душу. Но такое толкование не обязательно. Например, древний грек наверняка бы узнал в этом боге Аида (царя мёртвых), уносящего девочку.

Когда строят что-то серьёзное, в основу должна быть положена жертва (которая так и называется: строительная). Похоже, и сам Серафим, упавший с колокольни, должен был стать такой жертвой. Иван Сусанин лёг строительной жертвой при домостроительстве дома Романовых (). Девочки Вера и Люба (эту историю я на «Часкоре») легли в основание Шамординской общины. Сам Иисус Христос лёг «во главу угла» при основании Церкви. В основание четвёртого удела Богородицы тоже была положена жертва. Причём не одна.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Жёлтый храм Александра Невского, зелёный Троицкий собор, белый Преображенский. Справа видна Канавка Богородицы, одна из главных святынь Дивеева // Фото Олега Давыдова


В 1829 году, когда был уже готов храм Рождества Христова, Серафим велел строить под ним нижний храм - в честь Рождества Богородицы. Стали копать, в результате фундамент ослаб. Для укрепления надо было поставить четыре столба. Батюшка пришёл в восторг: «Во, во, радость моя! Четыре столба - четверо мощей! Радость нам какая!» Елена - одна из жертв, лёгших в основание храма. За три года до неё, таская камни на стройке, надорвалась и умерла совсем ещё девочка Марфа (Милюкова). Третья жертва, разумеется, матушка Александра (Агафья Мельгунова). Мощи всех трёх сейчас лежат в храме Рождества Богородицы. Но кто же четвёртая? Может быть, это сам Серафим. А может, дочь матушки Александры, которая (безымянная девочка) первой приняла смерть в этом страшном месте.

После смерти Серафима в Саровском монастыре нашёлся человек, который стал претендовать на попечительство над Дивеевской общиной. Звали его Иван Тихонов. Он не имел никаких особых заслуг, был просто послушником. Но он был блестящим интриганом. Понимая, что дивеевские насельницы отнюдь не жаждут иметь самозваного попечителя, Тихонов придумал объединить Мельничную и Казанскую общины. А там под шумок поставить свою настоятельницу и действовать через неё. Эти усилия вызвали затяжной скандал и привели к тому, что заветы Серафима были забыты. Была даже заброшена знаменитая Канавка Богородицы, которую святой велел вырыть вокруг территории Мельничной общины и которой придавал особое мистическое значение: «Канавка эта - стопочки Божией Матери».

Канавка Богородицы. Вдоль неё проложена дорожка, по которой паломники ходят с молитвой // Фото Олега Давыдова


Дивеево лихорадило почти сорок лет. Говорят, что Серафим изначально задумал это искушение для укрепления духа общины. Возможно. Во всяком случае, он знал о грядущем скандале и мистически им руководил из-за гроба. Самая острая стадия склоки пришлась на 1861 год, когда в Дивеево приехал нижегородский епископ Нектарий. Нужно было превратить общину в монастырь и сменить игуменью. Сестры сочли это интригой Тихонова и возмутились. Особенно хорошо показали себя две юродивые - Прасковья Семёновна (сестра вышеупомянутой Марфы) и Пелагея Ивановна. Первая приняла на себя подвиг юродства перед самым приездом Нектария (но по прямому указанию Серафима, данному много лет назад). Что же касается Пелагеи, то не знаю, как мог Достоевский не написать роман об этой удивительной женщине. В миру её считали безумной. А в Дивееве открылось, что она не просто нарушает обывательские нормы, но одержима духом.

На этом снимке виден весь Дивеевский монастырь. Красным пунктиром показана Канавка Богородицы


Так вот, Параша с Пелагеей вплотную взялись за Нектария, явившегося в Дивеево. Что тут началось! Битьё стёкол, перекрикивание с разных концов обители: «Второй Серафим, Пелагея Ивановна! Помогайте мне воевать! Стойте за истинную правду!» В довершение ко всему Пелагея дала епископу по физиономии, а Прасковья после его отъезда умерла (как и предсказывал Серафим). Это был жест. Нектария трясло, но он гнул свою линию. В конце концов хлопотами Мотовилова, дошедшего до самых высоких кабинетов, в монастыре всё устроилось так, как хотели Прасковья с Пелагеей, действовавшие от имени Серафима. Настал мир, и монастырь стал расти, богатеть.

Слева направо: святые Александра (Мельгунова), Марфа (Милюкова), Елена (Мантурова), Пелагея (Серебренникова)


Дивеевские юродивые славились на всю Россию. На смену Пелагее пришла Прасковья Ивановна. Эта женщина больше известна под именем Паши Саровской. Бывшая крепостная, она тридцать лет прожила в лесной норе. Изредка приходила в Дивеево. Когда в 1879 году Пелага умерла, Паша поселилась у монастырских ворот. Считается, что именно Пелагея поставила Пашу в Дивеево. Точно так же, как Серафим поставил туда саму Пелагею. Пелага - второй Серафим, Паша - третий. Она была убийственно прозорлива. Когда в 1903 году в первый раз обретали мощи Серафима (о втором обретении его мощей ), в Дивеево приехал Николай II, встретился с Пашей. Та всё ему предсказала: и революцию, и гибель династии… Императрица не поверила. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».

Царская семья перед Серафимом. По правую руку от Николая сидит Паша Саровская. Картина священника Сергия Симакова


За Троицким собором (на месте могил Пелагеи и Паши) в советское время был пивной ларёк. Там среди забулдыг часто сиживали на лавочке Пелагея, Паша и Мария (которая приняла эстафету юродства после Пашиной смерти). Ларёчницу эта загробная троица весьма напрягала, а алкашам - хоть бы что… И сейчас в интернете периодически появляются снимки призрачных фигур за Троицким храмом. Погуглите.


Наречённый при рождении именем Прохор, ставший в будущим иеромонахом Серафимом Саровским, появился на свет 19 июля 1759 года (или 1754) в городе Курск Белогородской губернии. Достоверной информации на этот счёт нет. Прохор родился в обеспеченном роду Мошниных. Его отца звали Исидор, мать - Агафия. Кроме Прохора в семье Мошниных уже был старший сын по имени Алексей.

Отец Прохора - купец - владел несколькими небольшими кирпичными заводами Курска и занимался строительством разного рода зданий. В то время он строил как обычные жилые дома, так и церкви. Так, он начал возведение храма в честь преподобного Сергия Радонежского, но дело своё довести до конца не успел. Когда Прохору было не более трёх лет, Исидор Мошнин умер. Все оставшиеся дела, связанные со строительством храма, продолжила его супруга.

С детства мальчик тяготел ко всему церковному, поэтому часто просился с матерью, когда та ездила в храм. Так, в возрасте семи лет он взобрался на колокольню строящегося храма, откуда и упал с большой высоты. Однако остался цел и невредим.


Позже Прохора одолел сильнейший недуг. Однажды утром сын рассказал матери о том, что ему во сне явилась дева Мария, которая дала обещание исцелить от недуга. Тогда неподалёку от их дома проходило церковное шествие, во главе которого несли икону Знамения Пресвятой Богородицы. Женщина вынесла сына в забытьи на улицу и приложила его к лику Богородицы. Болезнь отступила. С той поры Прохор твёрдо решил, что будет служить Богу.

Подвижничество

В 17 лет юноша совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру в качестве паломника. Там он узнал место, где будет пострижен в монахи. Мать не стала противиться выбору сына, понимая, что он действительно каким-то образом связан с Богом. Спустя два года юноша уже готовится стать монахом в монастыре для мужчин Саровская пустынь.


В 1786 году молодой человек сменил имя на Серафим и пополнил монашеские ряды. Его посвятили в иеродиаконы, а спустя семь лет - в иеромонахи.

Серафиму был близок аскетичный образ жизни, как и большинству тех, кто избрал служение. Для единения с самим собой он поселился в келье, которая находилась в лесу. Чтобы добраться до монастыря, Серафим преодолевал пешком расстояние, равное пяти километрам.

Иеромонах носил в зимнее и летнее время одинаковые предметы одежды, самостоятельно находил еду в лесу, спал непродолжительно, держал строжайший пост, перечитывал святое писание, часто предавался молитвам. Серафим разбил огород и обустроил пасеку рядом со своей кельей.


Многие годы Серафим ел только траву сныть. Кроме того, он избрал особый вид подвига - столпничество, при котором тысячу дней и ночей непрерывно молился на валуне из камня. Так Серафим стал именоваться преподобным, что означает образом жизни стремящимся стать подобным Богу. Миряне, заходя к нему, зачастую видели, как преподобный кормит большого медведя.

В житие описан случай, как однажды разбойники, разузнав, что у Серафима бывают обеспеченные гости, посчитали, что он успел разбогатеть, и его можно ограбить. Пока иеромонах молился, они избили его. Серафим не оказал никакого сопротивления, несмотря на свою силу, мощь и молодость. Но в келье аскета преступники никаких богатств не обнаружили. Преподобный выжил. Случившееся недоразумение стало причиной того, что он остался сгорбленным на всю жизнь. Позже преступников поймали, а отец Серафим подарил им прощение, и их не наказали.


С 1807 года Серафим старался как можно меньше встречаться и говорить с людьми. Он начал новый подвиг - молчание. Через три года он вернулся в монастырь, но ушёл в затворничество на 15 лет, найдя уединение в молитвах. По окончании затворнического образа жизни он возобновил приёмы. Серафим стал принимать не только мирян, но и монахов, обретя, как описано в книге о его жизни, дар пророчества и целительства. Сам царь был среди его посетителей.

Умер иеромонах Серафим 2 января 1833 года в своей келье. Это случилось на 79 году жизни, когда он совершал обряд коленопреклоненной молитвы.

Житие

Описывать жизнь Серафима взялся иеромонах Сергий спустя четыре года после его смерти. Оно и стало основным источником, написанным о Саровском. Однако и его много раз редактировали.


Так, в 1841 году житие переписал сам митрополит Филарет. Сказалось желание сделать привести житие в соответствие с требованиями цензуры того времени.

Редактором следующего издания стал настоятель одной из пустыней Георгий. Он дополнил книгу деталями о зверях, которых кормил преподобный, о приумножении еды и явлениях девы Марии.

Народное почитание и канонизация

Почитать Серафима начали ещё при жизни. Однако канонизирован он был после смерти по требованию супруги - . Это случилось 19 июля 1902 года. Николай II и Александра Фёдоровна верили, что именно благодаря молитвам отцу Серафиму в царской семье появился наследник.


Такое развитие событий вызвало целый скандал, во главе которого стоял Константин Победоносцев, занимавший пост представителя императора в Святейшем Синоде. Последний не считал распоряжение царя, соответствующим церковным канонам.

Наследие

Православные и сегодня молятся Серафиму Саровскому. В прессе многократно писали об исцелениях от различных недугов людей, которые приходили к мощам святого, и других чудесах, связанных с ним.

До наших дней дошла самая известная икона, на которой изображён преподобный. Исходником для написания иконы Серафима Саровского послужил портрет, который был сделан за пять лет до смерти иеромонаха художником по фамилии Серебряков.


Также и по сей день православные знают ни одну молитву Серафиму Саровскому. В чём помогает этот святой: верующие просят у него умиротворения и окончания страданий, исцеления от недуга, гармонии и душевной стойкости. Зачастую к иконе с молитвой приходят, чтобы святой наставил на путь истинный. Молодые девушки просят послания спутника. Нередко бизнесмены молятся Серафиму, желая получить успех в делах и торговле.

Сегодня храм Серафима Саровского есть практически в каждом городе России. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Казань. Есть приходы в честь преподобного и в небольших сёлах. Это говорит о том, что святой и сейчас почитаем среди верующих.

Пророчества

Если верить дошедшим до наших дней источникам, Александру I Серафим предсказал, что род Романовых берёт своё начало и завершится в доме Ипатьева. Так и случилось. Первого царя по имени Михаил избрали в Ипатьевском монастыре. А в екатеринбургском доме Ипатьева погибла вся царская семья.


Среди предсказаний святого Серафима такие события, как:

  • декабристское восстание,
  • Крымская война 1853–1855 гг.,
  • закон об отмене крепостных отношений,
  • война между Россией и Японией,
  • мировые войны,
  • Великая Октябрьская социалистическая революция.
  • Серафим считал, что до пришествия антихриста миру осталось шестьсот лет.

Цитаты

  • Также до нас дошли и известные цитаты, некогда сказанные Саровским. Вот некоторые из них:
  • Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.
  • Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
  • От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги - ничего.
  • Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.
  • На хлеб и воду ещё никто не жаловался.
  • Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.


В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные