Презентация рисование башкирского орнамента. Башкирский орнамент. Башкирские орнаменты и узоры. Ковры с геометрическим и растительным узором

Гульнара Мухаметдинова
Орнаменты в жизни башкирского народа

Мухаметдинова Гульнара

Проектная деятельность «Орнаменты в жизни башкирского народа »

Тип проекта :

- реализация проекта : кроткосрочный

Познавательно – творческий

Групповой

- участники проекта : 23 воспитанника, воспитатель, родители.

Актуальность :

Приобщение к народной культуре с одной стороны и развитие творческих способностей с другой.

Проблема :

На основе знакомства с народным искусством , дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Цель : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Развивать интерес к башкирскому народному творчеству . Способствовать речевому, художественно – творческому и социальному развитию детей.

Задачи :

Продолжать знакомить детей с народным искусством , познакомить детей с костюмами, традициями, бытом башкирского народа .

Развивать познавательную активность детей, чувство цвета, композиционные умения, развивать мелкую моторику, расширить кругозор, развивать любознательность,

Пополнить активный словарь.

Развивать умения составлять узоры по мотивам народных росписей , учить сравнивать и обобщать.

Воспитывать любовь к народному творчеству , интерес к народному прикладному искусству.

Гипотеза проекта :

Деятельный подход в ознакомлении дошкольников с народным искусством будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

Реализация проекта :

Здоровье :

Воспитывать культурно-гигиенические навыки, закрепить название слова платок на башкирском языке .

Познакомить с национальными блюдами и напитками (баурсак, бишбармак, кумыс)

Физическая культура :

Формировать у детей потребность в двигательной активности, через народные игры .

- “Юрта”, «курай» , «зеленый платок»

Социализация :

- игровая ситуация : «Куклы Айгуль и Арслан пришли в гости в детский сад» . Цель : рассматривать костюмы, обратить внимание во что одета Айгуль, во что одет Арслан. Обобщить : Башкирские национальные костюмы яркие и красивые.

Учить детей здороваться и прощаться на башкирском языке ,

- башкирская народная игра «Липкие пеньки» .

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - формировать представления о составе семьи, традициях.

Сюжетно-ролевая игра «Бабушкин сундук» - украшение национального костюма, башкирским орнаментом .

Беседа «Мы живём в Башкортостане » .

Рассматривание иллюстрации народного башкирского костюма .

Труд :

Знакомство с трудом швеи, портнихи. Они шьют одежду (обычную, праздничную, национальную)

Ручной труд (поделки)

Познание :

Развивать умения у детей называть элементы башкирского костюма : (Хараус, платье с оборками, ичики)

Беседа «Тюбетейка моего Бабая»

Дидактическая игра «Найди такой же» (фартук, тюбетейку и т. д.)

Развивать мелкую моторику рук : пальчиковые игры на башкирском языке (5 детей у Тимербая)

Математические представления :

Упражнять в умении сравнивать два предмета - Тюбетейка (размер и форма)

Воспитывать внимание. «Найди предмет по внешнему виду»

Конструирование :

Приобщать детей к конструированию по элементарным рисункам-схемам : мебель для куклы.

Коммуникация :

Учить составлять рассказ на тему «Наряд бабушки» ,

Рассматривание иллюстраций к книге «Бабушкин сундук» ,

Дидактическая игра «Составь башкирский орнамент и узор »

Чтение художественной литературы :

- «Мудрый старик и глупый царь» ,

- «Умная девушка» .

Художественное творчество :

Рисование «юрты» : приобщать детей к декоративной деятельности, показать способы раскрашивания элементов национального орнамента , рисование башкирских орнаментов

Самостоятельная творческая деятельность детей «Украшаем камзол узорами башкирского народа »

Лепка «Баурсак» : развивать умение отрывать от основного куска небольшие комочки,раскатывать их круговыми движениями.

Аппликация «Украшаем фартук для куклы» : развивать умение вырезать детали для украшения фартука башкирским орнаментом и клеить готовые детали башкирского орнамента на силуэт фартука .

Работа с родителями :

Консультация «Обычаи и праздники «башкирского народа » .

Совместная работа родителей и детей изготовления поделок с применением башкирского орнамента , украшение коврика башкирским орнаментом

Итоговое мероприятие : Выставка детского творчества.

Методы проекта :

Познавательное развитие (Беседы о культуре башкирского народа , знакомство с башкирскими узорами , национальными костюмами)

Игровая деятельность («Составь башкирский узор » , «Залатай коврик» , «Башкирское лото » )

Продуктивная деятельность (лепка, аппликация)

Художественно-эстетическое направление : рисунки на тему «Башкирские орнаменты »

Взаимодействие с родителями : изготовление поделок или украшений с использованием башкирского орнамента , работа родителей совместно с детьми.

Презентация проекта :

Открытый показ ООД по художественному творчеству на тему : «Башкирские орнаменты »

Выставка работ родителей и детей на тему : «Изготовление поделок с применением башкирского орнамента ».

Публикации по теме:

Открытый воспитательный час «Национальные орнаменты» Областная санаторная школа – интернат № 4. Открытый воспитательный час: «Национальные орнаменты, о чём говорят» Провела: учитель 1.

Конспект Открытого занятия в старшей группе «Убранство башкирского дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 218 городского округа город Уфа Республики Башкортостан Конспект.

Методические рекомендации «Средства народного (башкирского) искусства в декоративном рисовании» Народное башкирское декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой.

Тема непосредственно-организованной образовательной деятельности: «Путешествие в прошлое башкирского народа» 25.04.2012г. /подготовительная.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Инна Никитина

В своем детском саду уделяем большое внимание патриотическому воспитанию. Ребятишек знакомим с трудом и бытом людей разных национальностей и народностей. Учим детей понимать, что все люди должны жить в мире и согласии. Воспитываем любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству. Воспитываем эстетическое отношение и прививаем интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых мастера делали различные изделия. Объяснили, как зародилась роспись башкирских мастеров . Рассматривали образцы изделий, элементы росписи . Дети узнали,какие цвета башкирские умельцы используют в росписи .




Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

"Роспись полотенца

башкирским орнаментом »

подготовительная группа

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Музыка» , «Художественно-эстетическое творчество» , «Речевое развитие» .

Интегрированные задачи :

Образовательные : Продолжать учить детей знакомить с башкирским народным промыслом . Учить детей узнавать предметы с башкирской росписью .

Развивающие : Развивать у детей умение создавать композиции, гармонично размещать рисунок на листе. Приобщать детей к искусству прекрасного. Совершенствовать навыки рисования башкирской росписи , используя характерные элементы и цветовую гамму.

Воспитательные : Воспитывать интерес к башкирскому декоративно-прикладному искусству.

Материал : Листы для рисования,гуашь или краски, кисточки, башкирские изделия (ложки, пиалы, поднос и т. д.) Полотенце , расшитое башкирской росписью , образцы элементов башкирской росписи .

Организационный момент :

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

(В Республике Башкортостан )

А какой национальный инструмент делают в Башкортостане из тростника ?

(Курай)

Послушайте башкирскую мелодию , которую играют на курае, а я вам прочту стихотворение :

Башкирия моя ! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай!

Сегодня мы с вами отправимся в музей «Декоративного искусства башкирского народа » , где увидим много интересного. Закройте глаза, посчитаем 1,2,3- откройте глаза, вот мы и в музее.

(В отдельном месте оформлен стол с изделиями башкирских мастеров-это музей , воспитатель рассказывает и показывает, дети рассматривают)

Посмотрите сколько здесь разных изделий. Как вы думаете, кто их сделал?

(Башкирские мастера )

Посмотрите, эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир Башкирии ,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в Башкирии

Чудо люди-мастера!

-Башкирский народ издавна украшал ярким орнаментом свои жилища , деревянную посуду, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе. А зачем он так делал?

(Чтобы было красиво)

-Башкирское искусство разнообразно : это и ткачество, и вышивка, и обработка дерева, роспись посуды . Основным занятием в старину было скотоводство : женщины ткали и вышивали кошмы, ковры, паласы. Сейчас в современное время народно-художественных промыслов у нас очень много в Башкирии , где изготавливают изделия. Это и Бирская фабрика художественных изделий, сувенирные цеха Гафурийского, Бурзянского леспромхозов, камнерезные цеха в городах Сибай и Учалы. Самой крупной является Башкирское художественное объединение «Агидель» в г. Уфа. Основной продукцией этого объединения являются расписные изделия из дерева. Посмотрите, какие красивые ложки, чашки. Какую они напоминают роспись , ребята?

(Русскую хохломскую роспись )

Правильно. Несколько лет назад мастера хохломской росписи приехали в Башкирию . Здесь было открыто новое объединение «Агидель» , но была взята только технология, а композицию, колорит башкирские художники разработали сами. Русские и башкиры жили в дружбе . Как вы уже знаете, еще свои изделия башкирские мастера украшают орнаментом . Башкиры тесно связаны с природой, в орнаменте встречаются природные формы, это : волны, горы, солнце, цветок курая. А еще мастера изображают животных при помощи символов : рога барана, гусиные лапки, глаз и т. д.

Вам понравилась экскурсия в музей?

Вы хотите сами стать на некоторое время мастерами?

Давайте закроем глаза и снова окажемся в своей группе . Садитесь за столы.

Давайте еще раз вспомним элементы башкирского орнамента .

(Воспитатель показывает образцы орнаментов , дети называют)

(Отары овец, горы, солнце, голова барана, пастбище, гребенка, рога барана)

А теперь скажите, как располагается башкирский узор на листе ?

(Симметрично)

Назовите основные цвета в орнаменте .

(Красный, желтый, зеленый, реже голубой)

На каком фоне изображают узор?

(На черном, красном, желтом, реже белом)

Давайте вспомним, что башкирские мастера каждый цвет краски связывали с природой.

(Цвет жизни)

(Цвет земли)

(Цвет травы)

(Цвет солнца)

(Цвет чистоты)

МОЛОДЦЫ! Ребята, посмотрите, я вышила полотенце башкирским узором .

А вы мне нарисуете башкирский узор на бумажных полотенцах . Рассмотрите еще раз элементы узоров, подумайте над эскизом и приступайте к работе.

(Дети рассматривают образцы и начинают рисовать)

(Во время рисования тихо звучит мелодия курая.)

(В процессе рисования воспитатель следит за техникой рисования, напоминает,как нужно рисовать,дает советы)

Заканчиваем. Сейчас мы рассмотрим все наши полотенца . Какие они получились красивые. Мы сегодня узнали много о башкирских промыслах , вы показали свои знания-молодцы! Наша Родина богата талантами. Я хочу, чтобы и из вас выросли хорошие мастера своего дела. Главное, чтобы вы вкладывали в свою работу свою душу, все старания и умения! Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Бабочки» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности подготовительная группа (Количество детей присутствующих на занятии – 8 человек).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Листопад» Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе – смене времён года: 2. Сформировать обобщённое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы - космонавты» Цель: Закрепить полученные знания о космосе, планетах, Солнце. Познакомить детей с историей развития космонавтики. Задачи непосредственно.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Космос» Задачи: Образовательные: 1. Расширять представление детей о Космосе, планетах Солнечной системы. 2. Дать представление, как образуются кратеры.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Культурология».

На тему: «Башкирский орнамент».

Выполнила: Ситникова Ю.А

Группа: ГЗ-2, Шифр: №

Проверила: доц.конд.хим. наук

Тимофеева М.Ю


Введение……………………………………………………………………...3

1.Орнамент, как явление национальной башкирской культуры………….3

2.Структура орнамента………………………………………………………4

3.Значение орнамента в истории развития культуры……………………...6

Заключение…………………………………………………………………...6

Список литературы…………………………………………………………..7


ВВЕДЕНИЕ.

Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор". Первоначальные изображения были бесхитростны: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.

1. ОРНАМЕНТ КАК ЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАШКИРСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Башкирский орнамент - одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей обусловлено было влиянием мусульманской культуры, а именно - запрет ислама изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.

Язычество с его магическими, тотемистическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.

По мере развития изобразительной культуры народа, искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров - ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое воздействие появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях, т. к. до появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне - зеленый и желтый узор, на черном - красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже - белый цвет холста.

2. СТРУКТУРА ОРНАМЕНТА.

Башкирский орнамент (как отдельные элементы, так и вся композиция) почти всегда симметричен. Композиция очень емко и образно рассказывает о восприятии мира людьми. Весь мир содержит явления, данные только в оппозиции: день - ночь, жизнь - смерть, свет-тьма, мужское - женское, левое - правое и т. д. Это показано через симметрию противостоящих фигур животных. Для того, чтобы противоположности во взаимной борьбе не уничтожили друг друга, необходим третий элемент композиции, их разграничивающий - золотая середина, точка отсчета, символическое изображение оси мира. Таким образом, в орнаменте отразились древние представления о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Центральной в подобных композициях чаще всего являлась женская фигура, иногда изображение дерева. Порой центральное место занимал символический ромб. Такие замены неслучайны и логичны, так как и женская фигура (образ богини всего сущего), и дерево (древо жизни), и ромб (символ земли-пашни) - это символы плодородия, жизнедающего начала.

На башкирских хараусах можно встретить как сильно стилизованную антропоморфную фигуру в центре композиции, так и изображение дерева.
Композиция узоров башкирских хараусов многовариантна. Ее нельзя рассматривать как простое заимствование орнаментального сюжета. Соединение в одной композиции коней, дерева, человека, птиц не противоречит народным представлениям. "В башкирском фольклоре, - отмечает исследователь М. М. Сагитов, - в критических ситуациях конь принимает вид священного родового дерева тополя, могучие ветви которого поднимают героя на недосягаемую высоту и тем спасают от врага-преследователя. Мотив превращения коня в родовое дерево характерен для тюркско-монгольского эпоса".

Композиции с конями на хараусах интересны еще и тем, что в верхних углах композиции над конями симметрично расположены фигуры, обозначающие двух птиц, которые представляют небо. "В башкирском фольклоре,- отмечает М. М. Сагитов, - обычно изображаются три мира: небесный, земной и подземный или подводный. На земле живут обыкновенные люди, а подземный мир населен враждебными для людей и небожителей духами и чудовищами". Подобные композиции с двумя конями и птицами над ними, обращенными к центральной фигуре, встречаются не только у башкир, но и в чувашской и русской вышивке, в орнаменте финно-угорских народов.

В узорах на хараусах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир. Исламская культура обусловила высокую степень стилизации первоначально реалистических форм, что затрудняет "чтение" орнамента и реконструкцию древнейших представлений народа.

С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде, и на жилище. В одежде украшались орнаментом прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. "Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки - сигеу, тайну - в их изначальном смысле восходят к понятиям "ограничивать", "обрамлять", "окаймлять" (из книги Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева и С. Н. Шитовой "Декоративное творчество башкирского народа").

В украшении жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а потому в первую очередь надо украсить места возможного проникновения в дом злых духов. Украшались, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши. Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза. Треугольники-амулеты можно встретить в украшении обуви сарык, на женской одежде и на других предметах. Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае - на две.

3. ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Орнамент как явление национальной культуры преломляет в себе различные ее грани. Так как культура постоянно настроена на самовоспроизводство, то огромное значение имеет передача от поколения к поколению традиционных форм культуры. Давно забыты первоначальные трактовки тех или иных орнаментальных мотивов и сюжетов, но это становится уже неважным, когда передаются приемы и сюжеты от поколения к поколению, т. к. важным является сам факт преемственности. Преемственность - вот основное качество традиционной национальной культуры, благодаря которому некоторые сюжеты или элементы орнамента могут существовать не изменяясь на протяжении столетий и тысячелетий. Такая устойчивость орнамента помогает при изучении ушедших в прошлое народных представлений, а также позволяет использовать его как исторический источник.

Изобразительное искусство.

Тема: «Башкирский орнамент в круге».

Задачи: 1) привить любовь к истории прошлого народа; 2) совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; 3) воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: наглядность башкирских костюмов, образцы растительных, животных, геометрических элементов, герб Республики Башкортостан, понятие: «орнамент», предметы для игры молчанка, иллюстрация разных народов, изделие из растительных элементов, наглядность башкирской девушки и юноши, иллюстрация видов орнаментов, наглядность по структуре орнамента, иллюстрация символов, наглядность «Башкирского орнамента в круге», схема по последовательности изображения орнамента, шаблон, наглядность с названием темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Башкирский орнамент в круге».

Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа.

Задачи занятия: 1) привить любовь к истории прошлого народа; 2) совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; 3) воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: Наглядность башкирских костюмов, образцы растительных, животных, геометрических элементов, герб Республики Башкортостан, понятие: «орнамент», предметы для «игры молчанка», иллюстрация разных народов, изделие из растительных элементов, наглядность башкирской девушки и юноши, иллюстрация видов орнаментов, наглядность по структуре орнамента, иллюстрация символов, наглядность «Башкирского орнамента в круге», схема по последовательности изображения орнамента, шаблон, наглядность с названием темы.

Тип урока: декоративное рисование.

Структура урока: Организационная часть Основная часть Практическая часть Заключительная часть

Организационная часть Проведение «игры молчанка»

Основная часть Понятие «Орнамент» - это один из элементов декоративно-прикладного искусства, который является украшением предметов быта, одежды, ювелирных изделий, украшение дома.

Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе.

Виды башкирских орнаментов: 1) растительно-животный орнамент; 2) геометрические фигуры; 3) заоморфный.

Структура орнамента: 1) орнамент в паласе; 2) орнамент в круге; 3) орнамент в прямоугольнике и в квадрате.

Расположение орнамента в круге: 1) по краю; 2) от центра с постепенным наращиванием; 3) по центру по краю.

Цвета используемые для орнамента: КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЧЕРНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

Символы: КУСКАР ЗМЕЙКА КОГТЕОБРАЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КАПЕЛЬКА Х-ОБРАЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СЕРДЕЧКА

Последовательность изображения орнамента в круге.

Практическая часть направлена на совершенствование навыка рисования башкирского орнамента, воспитание усидчивости, аккуратности.

Заключительная часть Выставка работ детей с анализом рисунков. - Чем сегодня занимались? - Что нового узнали? - Чем понравилась вам это работа? - Где можно использовать эти рисунки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Знакомство с башкирским национальным орнаментом

Познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что республика Башкортостан находится на...

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.

Изобразительное искусство башкир было весьма разнообразно как по технике выполнения, так и по мотивам. Для него одной из самых характерных была техника аппликации и связанные с ней мотивы.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды.

Шитый нитками орнамент был трех типов: тамбурный, гладевый, с косой наклонной стежкой, реже петельчатый.

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев – в орудиях труда способствовали широкому развитию разных народных ремесел. Это открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и метала, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.

В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.

Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни семьи было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей:

  • узорный шаршау (большие занавески, для разделения дома на мужскую и женскую половины);
  • свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки.

В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и ее мастерство вышивальщицы и ткачихи.

Одним из разновидностей декоративно-прикладного искусства у башкир является вязание пуховых шалей. Этот промысел был развит очень хорошо в Абзелиловском, Баймакском, Белорецком, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском районах, а также в Оренбургской области. Благодаря природно-климатическим условиям в этих районах разводили особую породу коз, дающих пух, тонкий, и одновременно крепкий, волокнисто-эластичный, с высокими прядильными свойствами: из него изготавливали пряжу для тканных и вязальных шалей. Башкирские тканные шали – уникальный вид ткачества. Эти шали не вязали а ткали на станках. А также изготовлялись ажурные узорчатые шали, связанные вручную на двух длинных спицах.

Мастерицы различают в платке середину и кайму, края завершаются – зубчиками. Узор геометрический. Искусство вязания пуховых шалей сохраняется и продолжает развиваться в республике – в основном это семейный пуховязальный промысел. (Показ изделий.)

Одним из важнейших условий для дальнейшего и успешного развития современного декоративно-прикладного искусства является глубокое и всестороннее изучение народного творчества. Поэтому так старательно изучают сегодня прикладное искусство, выявляют его истоки и историю развития. Выявляют, собирают и в виде альбомов публикуют лучшие произведения народных мастеров. А современные художники и народные умельцы в своем творчестве опираются на этот опыт.

Башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и др. изделий. (Показ изделий.)

Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства башкир является народный орнамент.

В переводе с латинского «орнамент» означает «украшение, узор». Башкиры издавна многообразным, ярким и красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерти и др. предметы используемые в быту, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые члены семьи для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невесткой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались, хранились и передавались из поколения в поколение в семье.

Башкирский орнамент всегда симметричен, узоры располагаются либо бордюрами, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используется все эти примеры одновременно.

Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нем сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто и современный человек воспринимает как украшение, узор.

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.

Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически, повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхние и нижние полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ (т.е. цветовое решение) строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Некоторые символы и элементы орнамента имеют свое смысловое значение: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав.

Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировозреннием людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Башкирское народное декоративноприкладное искусство богато разнообразием видов: ткачество, вышивка, аппликация.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, серцевидных фигур.

Все промыслы и орнаменты смотрите здесь.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные