"Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста". «Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста»

Цель-практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста, страдающих моторной алалией.

Задачи:

- обогащение, уточнение и активизация словообразования словаря детей ;

Обогащение, уточнение и активизация глагольного словаря детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря существительных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация словаря прилагательных у детей;

Обогащение, уточнение и активизация числительного у детей;

Обучение пониманию и использованию в речи предлогов и частиц;

Специально подобранные и разработанные нами дидактические игры и игровые приемы отвечают задачам, которые решают указанные ранее направления и приемы логокоррекционной работы.

Комплекс игр, представленных ниже, предлагает игровые приемы-для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, знакомит детей с понятием «слово», учит детей различать понятие «живое»-«неживое». В то же время игра дает логопеду возможность наметить себе дополнительную цель, например, группирование предметов по их признакам или назначению, работу над разными видами значения слова (понятийным, ситуативным, эмоциональным). Эти игры учат детей использовать множественное число существительных, различать род существительных, а также направлены на создание и закрепление обобщающих понятий. Также эти игры учат использованию падежных форм.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)

Описание игры: Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?» Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?).

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?» Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей - и спрашивает детей: «как можно спросить? (кто это?). Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» - «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка - живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь - неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы - на вопрос «кто?».

Рассмотри рисунки.

Цель: закрепление в речи детей слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Оборудование: предметные рисунки, изображающие живые и неживые предметы, фланелеграф.

Описание игры: Логопед выставляет на фланелеграф все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. После этого логопед дает задания:

1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;

2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Усложнение игры: игра проводится, не опираясь на рисунки. Логопед подбирает разные слова (живые и неживые) и называет их вперемешку. Дети должны поставить вопрос к этим словам. Наиболее активные отмечаются в конце игры.

Что спрятали?

Цель: обогащение, активизация и уточнение словообразования словаря детей и верное применение существительных в речи.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры: На столе раскладываются цветы, овощи и фрукты (2-3 штуки). Детям предлагают внимательно рассмотреть, что лежит на столе, и запомнить, что где лежит. Затем дети отворачиваются, а логопед прячет один предмет. Ребенок должен ответить, что спрятано. (можно отвечать одним словом).

Назови то, на что укажу.

Цель: обогащение и активизация словообразования словаря детей и обучение их верному использованию существительных.

Оборудование: настоящая и игрушечная мебель.

Описание игры: педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это затруднительно, логопед сам называет предмет и предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу, на диван и т.д. После можно предложить загадку: «Пришел мальчик в детсад, сел и предложил другому мальчику присесть около него. На чем они сидели? (на скамейке, на диване).

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-Фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры: игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи - морковь, капуста, огурец; фрукты - яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три - овощи бери! - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Описание игры: каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя....» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Что с чем?

Цель: уточнение словообразования детей и обучение правильному использованию существительных в речи. Развитие фразового языка.

Оборудование: различные предметы, необходимые в быту. (ключ, тарелка, молоток и т. п.)

Описание игры: ребенку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают замок, чем забивают гвозди и т.д.

Образец речи детей: Суп едят из тарелки. Замок открывают ключом.

Парные рисунки.

Цель: активизация словаря, словообразования у детей.

Оборудование: парные рисунки предметов быта.

Описание игры: 1 вариант. Логопед показывает ребенку рисунок, а ребенок должен отыскать у себя такой же и правильно его назвать. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не назовет и не отдаст все рисунки.

Найди то, что надо.

Цель: активизация словообразования, словаря детей.

Оборудование: Набор предметных рисунков.

Описание игры: Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Логопед говорит: «Вова пошел кататься с горы. Что он взял с собой? (Санки). Ребенок, имеющий нужный рисунок, должен ответить словом или фразой.

Чьи дети?

Цель: закреплять в активном словаре детей существительные

Формирование нравственно - ценной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Знания о нормах и правилах морали, вербализирующиеся в слове, рассматриваются как один из критериев оценки уровня морального развития индивида. В игре ребенку легче усвоить сложные морально - нравственные категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

Дидактические игры и приложения направленные на обогащение нравственно - ценного словаря дошкольников

"Добавь словечко"

Правило игры:

Ведущий называет несколько слов, а игроки называют синонимический ряд.

Например:

Добрый - доброжелательный, добросердечный...

Испуганный - боязливый, трусливый...

Храбрый - отважный, смелый...

Скупой - скаредный, жадный...

"Скажи наоборот"

Правило игры : кому брошу мяч, тот отвечает.

Воспитатель называет слово, а ребёнок подбирает антоним.

Например: Трудолюбивый - ленивый.

"Найди себе пару"

Правило игры: Дети превращаются в слова.

Ведущий говорит, кто каким словом стал. Дети бегают, прыгают, по команде находят свою пару.

В этой игре необходимо использовать разные части речи, а также обращать внимание, на соответствие части речи, предлагаемой взрослым и называемой ребёнком.

Например: доброта - злость, злой - добрый, быть добрым - злиться.

Надо стимулировать ребёнка к использованию в речи не только отдельных слов, но и словосочетаний.

Например: скупой купец - щедрый купец; скупая девочка - щедрая девочка.

"Что бывает...(добрым, злым, щедрым, лживым...)"

Цель: формирование умения подбирать слова, лексически сочетающиеся с заданным.

Правило игры : дети должны назвать слова по цепочке.

Добрым бывают не только человек, какое-либо животное (кошка, собака), но и руки, глаза, солнце, ветер. улыбка, книга и т.д.

"Найди ошибку"

Цель: закреплять умение подбирать нравственно - ценную лексику, адекватную смысловому содержанию предложения.

Правило игры : кто быстрее найдёт ошибку.

Примерные варианты заданий :

Вежливая девочка грубо разговаривала с бабушкой.

Сегодня праздник, поэтому мальчик хвастается новой игрушкой.

Мама обрадовалась, так как дочка не хотела ей помогать.

Трусливый мальчик заступился за слабого и т.д.

"Кто что делает? или Кого как называют?"

Цель: Активизировать нравственно - ценный словарь (глаголы, имена существительные)

Правило игры: кому брошу мяч, тот отвечает.

Используемая лексика:

плакса - ...(плачет); смельчак - ...(никого не боится);

лгун -...(лжёт); трудолюбивый -...(любит трудиться);

храбрец -...(никого не боится) и т.д.

Вариант:

Как называют человека, который всего боится? (трус) А если это девочка? (трусиха)

Как называют девочку, которая все время жадничает? (жадина) А мальчика? (тоже жадина)

и т.д.

"Живая радуга"

Цель : определение нравственных качеств человека: хвастливость, лживость, справедливость, доброжелательность, смелость, щедрость - и их роль в жизни людей.

Правило игры: перед детьми раскладываются карточки разных цветов. Воспитатель называет нравственные качества человека. Детям необходимо подумать и подобрать к каждому качеству свой цвет, объяснить свой выбор.

"Две страны"

Вместе с ребёнком вырежьте из раскрасок, детских журналов персонажей из разных сказок (как положительных, так и отрицательных).

Подготовьте два листа цветной бумаги: светлый и тёмный. Разместите положительных героев на светлом листе - это страна хороших поступков , а отрицательных персонажей - на тёмном листе - это тёмное царство .

Обсудите, почему ребёнок помещает героев в ту или иную страну. После того, как две страны обретут своих жителей, спросите, в какой стране лучше, почему?

Пожалейте тех персонажей, которые попали в тёмное царство , и предложите совершить чудо. Пусть ребёнок станет добрым волшебником . Ему нужно будет наделить отрицательных героев хорошими манерами и обменять их плохие качества на хорошие.

Ребёнку предстоит изменить образы этих персонажей, например, нарисовать им улыбки, украсить их цветами, дорисовать их таким образом, чтобы они превратились в хороших и добрых героев.

"Добро победит зло"

Для игры нужны

  • карточки-таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь и т.п.
  • мелкие игрушки, бусины - добрые дела
  • весы

Чтобы победило добро нужно постараться. Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашку свою капельку (игрушку).

"Коврик мира"

Цель : научить детей стратегии переговоров.

Для игры необходим коврик (кусок тонкого пледа).

Беседа : Что такое спор? Ссора?

Как возникает спор? Что может послужить поводом? Что может произойти после спора? Ссоры? и т.д.

Коврик мира - место где "противники" могут сесть и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

(Поставьте на середину коврика игрушку, предложите решить (проиграть) ситуацию.

Два ребёнка хотят взять игрушку, но она одна. Помогите им договориться.)

"Сказка"

Водящий называет сказочного героя, а участники определяют добрый он или злой.

Если добрый - хлопают в ладоши, если злой - закрывают лицо руками.

"Народная мудрость"

Предложите объяснить смысл пословицы (поговорки).

Делай другим добро - будешь сам без беды.

Доброе смолчится, худое молвится.

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

Добро не лихо - ходит тихо.

Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Учись добром - худое на ум не пойдёт.

Добро поощряй, а зло порицай.

Делая зло на добро не надейся.

Доброму гостю хозяин рад.

Доброму человеку весь мир - свой дом, злому - и своя хата чужая.

Сказка о щедрости и жадности

Хорошо живётся белкам в лесу летом. Так много вокруг разных грибов, ягод, орехов, которые можно есть самим, угощать других зверят и собирать на зиму про запас!

Бельчонок Пушистик набрал полное дупло разных вкусностей. Чего в нём только не было! И лесные орешки, и жёлуди, и семена, и разные сушёные ягоды! Пушистик ел их сам, а порой и приглашал в гости белочку по имени Кисточку с её бельчатами, чтобы угостить их. Кисточка была очень благодарна щедрому Пушистику - ведь она сама не могла собрать в своё дупло столько разной еды, так как нянчила маленьких бельчат и редко выбиралась из своего жилища. Когда наступила холодная, суровая зима, Пушистик охотно делился своими запасами с синицами и снегирями, которым так трудно найти корм под снегом. Птицы прилетали к дуплу бельчонка каждое утро, клевали семена и ягоды, а потом весёлым свистом благодарили своего щедрого друга.

По соседству с Пушистиком жил зверь-бурундук по прозвищу Сундук. Этот бурундук Сундук только и делал всё лето, что тащил в своё жилище орехи и складывал их в сундук про запас. Он никогда никого не угощал, ничем ни с кем не делился. Звери его не любили, в гости к нему не ходили и называли жадиной. сундук- бурундук всю долгую зиму сидел в дупле один. И хотя у него было много еды, одному, без друзей, ему было очень скучно коротать длинные тёмные вечера.

Однажды в домик бурундука постучалась птичка-клёст по прозвищу Хохолок. Хохолок очень проголодался, так как ёлки после снегопада покрылись ледяной корой, и до шишек ему было никак не добраться. Хохолок совсем ослабел от голода и решил попросить немного еды у Сундука. Но жадный Сундук высунул из дупла толстые щёки и сказал: "Пошёл прочь, попрошайка! Ничего тебе не дам! Самому мало!"

Эти слова услышал Пушистик и крикнул:"Лети ко мне, Хохолок! Я с тобой поделюсь! Никто не должен голодать!" Хохолок обрадовался, склевал угощение повеселел. В благодарность он спел Пушистику весёлую песенку о том, что совсем скоро наступит весна. Так подружились Хохолок с Пушистиком!

Вопросы для обсуждения:

  • Кто из сказочных зверей тебе нравиться и почему?
  • Кого из них можно назвать щедрым и почему?
  • А кого жадным? Почему?
  • А каким словом ещё можно назвать бурундука?
  • На кого бы ты хотел быть похожим?
  • Как ведёт себя Щедрый человек?
  • Как поступает жадный?

Дополнительное задание

Нарисуйте две картинки с названиями "Щедрость" и "Жадность".

Сказка о бережливости и скупости.

У каждого из двух светлячков, живущих в дремучем тёмном лесу, было по два хрустальных фонарика с разноцветными стёклами.

Светлячок Ойля зажигал свои фонарики каждый вечер, чтобы освещать дорогу всем жителям леса. Он берёг свои фонарики - часто протирал тряпочкой хрупкие цветные стёклышки, чтобы фонарики ярче светили тёмной ночью. Днём он аккуратно убирал их в коробку, чтобы не разбились. Когда к Ойле кто-нибудь приходил, чтобы попросить фонарик для освящения тёмных тропинок, то Ойля всегда с радостью откликался на просьбу и давал свои фонарики.

А светлячок Охля был скупой. Он никому не позволял брать свои фонарики. Он так их берёг, что сам никогда ими не пользовался и не доставал их из коробки. Фонарики лежали в ней без дела и даже запылились так, что перестали блестеть их хрустальные цветные стёклышки.

Однажды тёмным вечером Охля возвращался от Ойли, у которого был в гостях на дне рождения. Он не заметил в темноте пенёк, споткнулся, подвернул лапку и упал. Охля закричал, стал звать на помощь. Сбежались звери и стали помогать Охле подняться и добраться до дома. А ведь в это время в коробке под кроватью у Охле лежали прекрасные фонарики, которые могли бы помочь быстро и легко добраться домой в темноте.

Вопросы для обсуждения

  • Кого из светлячков можно назвать скупцом, а кого просто бережливым?
  • Кто из светлячков вам понравился больше? С кем из них вы хотели бы дружить?
  • Как был назван Охля за свою скупость?
  • Кого люди называют скупцами?
  • Что такое скупость?

Дополнительное задание

Нарисуйте бережливого Ойлю и скупого Охлю и их фонарики.

Сказка о бережливости и экономности

Все знают про полосатого кота Матроскина. Он умный, бережливый. Пёс Шарик тоже бережливый. В избушке у Матроскина с Шариком чисто, аккуратно. Все вещи лежат по местам. Кот и пёс берегут свои вещи, заботятся о них: чистят свои серые шубки, просушивают их, если они намокли от снега и дождя; протирают каждый вечер свои сапожки и аккуратно ставят их в угол избушки. После ужина они всегда моют посуду и аккуратно расставляют её по полочкам. Шарик так же протирает и чистит своё ружьё для фотоохоты, а Мтроскин начищает большой бидон для молока, которое даёт его любимая корова Мурка. Так кот и пёс берегут свои вещи, чтобы они дольше прослужили, и не пришлось тратить деньги на покупку новых. Эти деньги Матроскину с Шариком ещё пригодятся для разных покупок в будущем.

Атроскин не только бережливый, он ещё и очень экономный. Он не тратит неразумно и сразу все деньги от продажи молока. Он их экономит: тратит только часть, а другую складывает в копилку, чтобы потом купить для всей семьи: для себя, Шарика и Дяди Фёдора - новый большой телевизор. Вот он какой экономный, кот Матроскин!

Вопросы для обсуждения

  • Тебе нравиться Матроскин? Почему? А Шарик?
  • Кого из них можно назвать бережливым? А кого экономным?
  • Что это значит экономить?
  • Что такое бережливость?
  • Чем похожи бережливые и экономные люди?

Дополнительное задание

А теперь составьте рассказ о том, кто в вашей семье лучше всех умеет экономить.


Валентина Кочергина
Конспект НОД по обогащению и активизации словаря детей подготовительной группы «Все мы знаем обо всем»

Цель:

Обогащение и активизация словаря.

Задачи:

Совершенствовать основные виды движений в соответствии с текстом в физкультминутках;

Закреплять знания о разнообразии животных;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Составлять коллективный рассказ по мнемотаблице;

Расширять и активизировать словарный запас;

Развивать моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

Сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении.

Предварительная работа:

Беседы, составление рассказов о животных, чтение художественной литературы о природе и животных, рассматривание иллюстраций и т. д.

Оборудование:

Мнемотаблица, картинки с изображением животных, конверты, ноутбук, презентация, магнитофон, аудиозапись с фоновой музыкой, палочки Кюизенера, колокольчики, маракасы, указка, фишки.

Методические приемы:

составление рассказа по мнемотаблице,

игровые ситуации,

физ. минутка,

просмотр презентации,

анализ (подведение итогов).

Ход занятия

Воспитатель: ребята, сегодня у нас будет интересное занятие. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по странам и континентам, и поговорим о животных, которые там обитают. Давайте не будем терять ни минуты и отправимся в путь.

Первая наша станция называется «Путешествие по странам и континентам», а остановимся мы в Жарких странах. Нам надо будет вспомнить, какие животные здесь обитают.

Дети делятся на две команды и отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает фишку.

Воспитатель: вторя остановка – Холодные страны. Мы с вами вспомнили животных, обитающих в жарких странах, а теперь нам предстоит вспомнить животных, которые обитают в холодных странах.

Воспитатель: Ну вот, мы вспомнили с вами некоторых животных и увидели их, но только на картинках. А мы можем встретить этих животных здесь, в Москве, наяву?

Ответ детей.

Воспитатель: правильно, вот сейчас мы с вами и отправимся в зоопарк и посмотрим на разнообразие животных.

Папа, мама, я и брат -

Мы ходили в зоосад.

Любовались и гуляли.

Много нового узнали.

Столько разных там зверей,

Птиц красивых, даже змей.

Я еще хочу успеть

Крокодила посмотреть.

Льва и тигра, и шакала.

Жаль, что мамочка устала -

Кенгуру бы поглядеть

И как плавает медведь.

В воскресенье вновь пойдем,

Только с папою - втроем.

Он животных тоже любит

И домой спешить не будет.

На столе у каждой команды лежит конверт с изображением животных (по 5 картинок). От каждой команды вызывается по 5 человек и дается задание:

1 команда – встать по росту в порядке возрастания;

2 команда – встать по росту в порядке уменьшения.

Воспитатель: молодцы! Обе команды справились с этим заданием. Ну что, отправляемся дальше?

Ответы детей.

Воспитатель: следующая наша станция называется «Угадай-ка». Здесь вам надо будет потрудиться.

На столе у каждой команды лежат счетные палочки Кюизенера. Ребятам каждой команды надо сложить животное (его контур) из этих палочек. После чего другой команде надо назвать это животное и рассказать немного о нем.

Физкультминутка – веселый массаж «Дождик»

Дождик бегает по крыше – бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом, бом! (поглаживают ладонями)

Воспитатель: ну, после такого массажа работать вы будете еще лучше. Вот сейчас мы это и проверим на нашей следующей станции, которая называется «Загадки».

На столе перед каждой командой лежат колокольчики и маракасы. Если у команды есть ответ на загадку, то она подает свой сигнал и говорит ответ. За правильный ответ команда получает фишку. Если сигнал был дан не вовремя, то ответ автоматически переходит к другой команде.

Воспитатель: молодцы! Отгадали все загадки, а теперь пришла пора потрудиться всей команде. Готовы?

Ответы детей.

Воспитатель: сейчас вам надо будет составить рассказ о животном по мнемотаблице. Как вы думаете, о чем мы должны сообщить в своем рассказе, т. е. с чего должны начать рассказ?

Обсуждение таблицы: Кто это? Какого цвета шубка? Какие части тела? Чем покрыто его тело? Как оно общается (какие звуки издает? Чем питается? Где живет (как называется его жилище? Как называются его детеныши?

На столе лежит 2 картинки с изображением животных. Капитаны команд подходят и выбирают одну картинку и составляют рассказ, с помощью таблицы.

Воспитатель: молодцы! Со всеми заданиями вы сегодня справились. И я хотела бы задать вам несколько вопросов: Вам понравилось наше путешествие? Давайте вспомним, на каких станциях мы с вами сегодня побывали? А на какой станции вам понравилось больше? Почему? Какое у вас было настроение, когда мы только начинали свое путешествие? А сейчас какое?

В конце образовательной деятельности все ребята получают настоящие дипломы ученых.

Публикации по теме:

«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Сценарий познавательной игры в подготовительной группе «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Познавательная игра в подготовительной группе. Цель игры: Выявить знания детей, полученные.

По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся сами дети. Дети очень активны и в то же время рассеяны,.

Конспект логопедической викторины в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о животных» Тема: «Что я знаю о животных» Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о домашних и диких животных наших лесов,.

Конспект НОД в старшей группе «Что мы знаем о воде?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №134» КОНСПЕКТ Познавательного.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Измеряем всё и всем» Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Измеряем всё и всем»Цель:.

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе «Правила движения - всем без исключения» Конспект занятия с интеграцией образовательных областей по ПДД в подготовительной группе Тема: «Правила движения - всем без исключения»Интеграция.

Литературная викторина в подготовительной группе «Сказки любим, сказки знаем» Цели: Закрепить и расширить знания детей о сказках, формировать запас литературных художественных впечатлений; приобщить детей к чтению;.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе. Тема: Что мы знаем о воздухе? Образовательная область:Познавательное.

Работа по обогащению,

закреплению и активизации словаря

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляет определённые требования и к дошкольному воспитанию.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального, элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.

В развитии словаря большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим, с природой, различные наблюдения, экскурсии, беседы, в ходе которых у детей формируются и уточняются знания и представления.

Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью программы развития речи и словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами программы воспитания в детском саду и осуществление её предусматривается в разных видах деятельности детей.

Работа над словарём тесно связана с развитием познавательной деятельности, но она должна быть, прежде всего, работой языковой. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность (ибо многозначность большинство слов русского языка), а также синонимические и антонимические отношения.

Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например: «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т. д.

Работа с многозначными словами – часть словарной (лексической) работы. Цель её – обеспечить собственно языковое, речевое развитие, совершенствование владения языком. Кроме того, раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в точности словоупотребления. Воспитанная у ребёнка в детском саду привычка правильно употреблять слова во многом определяет в дальнейшем его культуру речи.

Ведущее место в усвоении многозначности слов отводиться синонимам и антонимам.

Такие методы словарной работы, как подбор синонимов и антонимов в целях уточнения понимания значений слов, используются недостаточно.

Необходимо уже с младшего возраста уделять внимание качественной стороне развития словаря, то есть решать следующие задачи:

работать над правильным пониманием смысла слов

расширять запас синонимов и антонимов

формировать умение употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу

активизировать в речи детей такие части речи, как прилагательные и глаголы.

Решение задач качественного развития детской лексики невозможно без проведения одновременно работы по ознакомлению с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с занятиями широко использовать и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления и активизации речевых навыков, полученных детьми на занятиях.

Конечно, все задачи словарной работы (обогащение, закрепление, уточнение, активизация словаря) взаимосвязаны между собой и реализуются в каждой возрастной группе.

Так, во второй младшей группе основное внимание уделяется задаче накопления, обогащения словаря, которая тесно связана с расширением знаний и представлений об окружающем.

В этом возрасте значительное место отводиться использованию наглядности (игрушки, картины) , а также речи воспитателя.

В средней группе необходимо особое внимание уделять правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяется вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами.

Вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью можно использовать сравнение игрушек, предметов.

В этом возрасте всё ещё значительное место занимает всякого рода наглядность, однако следует больше использовать лексические упражнения, словесные дидактические игры.

Например, для активизации глаголов используется упражнение на подбор действий к предметам: «Для чего нужен утюг? Что можно делать веником? Для чего нужна лейка?». В упражнении «Кто что делает?» ребёнок должен назвать как можно больше действий: «Что делает кошка?» – «Мяукает, мурлычет, играет, лакает молоко».

Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек следует шире использовать приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, а что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга?». Дети рассматривают и называют цвет глаз, волос, детали одежды (например, мягкий, пушистый, меховой воротник). При рассказывании по картинам, чтобы научить подбирать определения, задают вопросы: «Какой снег? (Белый, пушистый, холодный.) А как можно сказать про зиму, какая она?» (Снежная, морозная, холодная.) Затем можно прочитать стихотворение.

На следующем занятии воспитатель предлагает рассмотреть предложенные игрушки (например, мяч, машину, куклу, матрёшку) и последовательно задаёт вопросы: «Что это? Какая она? Для чего нужна? Что с ней можно делать?». Такое предварительное словарное упражнение подготавливает детей к проведению на этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай мою игрушку». Загадывая какую – либо игрушку, дети должны использовать все названные слова и оформить их связное высказывание.

В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии словаря является уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. В этих целях проводятся специальные лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5 – 7 мин. на каждом занятии.

Упражнения были разработаны ещё Е. И. Тихеевой, их цель – развивать у детей внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов. При проведении этих упражнений большое место отводится такому приёму, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, воспитатель не просто добивается воспроизведения знаний, а учит детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.

Надо чаще задавать вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по – другому?». И т. п. При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть дети подумают, обсудят, какой ответ правильнее. Как можно больше детей должны высказывать своё мнение, отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».

Для развития словаря используются следующие виды заданий:

Подбор синонимов к словосочетаниям.

В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия (слова, разные по звучанию, но близкие по значению), понимание которого уже доступно им. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений.

Для подбора синонимов следует предлагать словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит».

Воспитатель спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» – как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы: «Несётся, торопится, летит».

Умение подбирать синонимы поможет детям точнее оформлять свои высказывания.

Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи.

Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал (предметы, картинки). Так, например, можно предложить картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. п.

Упражнения с отдельным словом способствует уточнению его значения, систематизируют те знания, представления, которые есть у детей.

Вначале задания на подбор синонимов и антонимов, представляют для детей трудность. Но это до тех пор, пока они не усвоили смысл задания.

Для подбора синонимов можно задавать вопросы и после пересказа детьми того или иного произведения.

Для активизации глаголов (действий) задаются аналогичные вопросы, например: «С деревьев падают листья. А как сказать по – другому?» (Летят, кружатся, сыплются.) Или: «Завидев охотников, лиса убегает. Как ещё можно сказать, что она делает?» (Удирает, уносит ноги, мчится, летит стрелой.)

В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации , когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения.

Например, давалась следующая ситуация: «Если часто идёт дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.) Затем даётся противоположная ситуация: «Если осенью голубое небо, светит солнце, ещё тепло, на деревьях ещё не опавшие листья, то, как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, тёплая, золотая, ясная.) Подобные задания занимают непродолжительное время и могут быть использованы на прогулке.

Выполнение таких заданий способствует формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество. Например, давалась такая ситуация: «Папа стал делать детям качели. Миша принёс ему верёвку. Папа сказал: «Нет, эта верёвка не годится, она оборвётся, – и взял другую верёвку. – А вот эта ни за что не оборвётся». Как можно сказать про такую верёвку? Какую верёвку взял папа?» Выбор нужного ответа из синонимического ряда «прочный, крепкий». Любое из этих слов будет уместным в соответствующем словосочетании, то есть можно сказать и «крепкая верёвка», и «прочная верёвка».

Для объяснения других значений слова «крепкий» были даны предложения: «Саша рос крепким мальчиком», «Юра почувствовал под ногами крепкий лёд». Вопросы к ним: «Что значит «крепкий мальчик», как вы понимаете? Как сказать по – другому? (Сильный, здоровый.) А что значит «крепкий лёд»? Как можно сказать по – другому?» (Прочный, твердый.) Правильный подбор синонимических слов будет свидетельствовать о понимании значений слова «крепкий».

Для формирования умения употреблять слова следует практиковать задания на составление предложений с отдельным словом, причём в качестве исходных предлагаются многозначные слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы. Соединяя слова в словосочетания и предложения, дети тем самым обучаются и осмысленному употреблению слов в различных грамматических формах и значениях. Вначале они составляют двухсловные словосочетания и предложения, например, со словом «лёгкий» – «Лёгкий ветер», «Лёгкий пух». Затем появляются и распространённые предложения с тем же словом: «Упал с деревьев лёгкий листик», «Днём были лёгкие облака», «Лёгкая бабочка кружится над цветком» и др.

Задания на составление предложений нужно использовать чаще потому, что даже при правильном понимании значения слов отмечается неумение детей составить предложение, правильно употребив их по смыслу.

Для активизации словаря эффективным является составление загадок самими детьми. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Вначале загадывает предмет педагог, а затем дети. Вот некоторые из загадок, придуманных детьми: «В тёмной комнате белое полотно висит, чтобы фильмы смотреть», «Прямоугольный и говорит», «Нос пятачком, она хрюкает» и др.

Умение выделять и называть признаки, качества надо развивать, используя и повседневные наблюдения, экскурсии. Так, например, проводя экскурсию осенью, педагог обращает внимание на окраску листьев, на осеннее небо, задаёт вопросы: «Какое небо? Какие листья?» И т. д. В своей речи он должен больше употреблять разного рода определений.

Лексические упражнения, которые проводятся как часть занятия, выполняют как бы двойную функцию: помогают развивать словарь и подготавливают к выполнению заданий по связной речи.

Таким образом, лексическая работа важна для развития произвольности речи, умения сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, то есть в конечном итоге служит развитию связности речи.

Консультация для родителей

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

Для расширения и активизации словаря в педагогической практике используют дидактические игры.

Дидактические игры – одно из основных средств развития речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря.

Поскольку родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями для своего ребенка, мы предлагаем вам использовать следующие речевые игры и упражнения. Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.

Игровое упражнение «Кто? Что?»

Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: сказка Ш.Перро «Золушка»

Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.

Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.

Полезный совет:

Поиграйте с ребенком в игру «Кто больше?»

· Назовет слов на звук (букву) М

· Подберет слов на заданную тему, например «Мебель»

Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…

Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.

Игровое упражнение «Путаница»

Из каких слов образовались:

ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузыПОМИДЫНИ – помидоры и дыни

РЕДИСВЕКЛА – редиска и свеклаЧЕСЛУК – чеснок и лук

РЕПУСТА – репа и капуста

Помоги разобраться.

Игровое упражнение «Слова-неприятели»

Упражнять в подборе слов-антонимов.

День – ночь

Зима – …

Друг – …

Добро – …

Ложиться -…

Говорить – …

Смеяться – …

Слон большой, а комар…

Камень тяжелый, а пушинка…

Игровое упражнение «Слова – приятели»

Упражнять в подборе слов – синонимов

Здание – дом

Приятель -…

Глядеть -…

Смелый -…

Крошечный -…

Игровое упражнение «На что похоже?»

Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

Синий лед похож на…

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на…

Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

1) для прикрепления бумаги к доске;

2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3) сдать в металлолом;

4) провести маленький круг

5) положить на стол и т.д.

Гвоздь – … , ботинок -…, шнурок – …

Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы

Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)

Гвоздь – молоток, шуруп -…

Дом – крыша, книга – …

Птица – яйцо, растение – …

Хорошо – лучше, медленно – …

Школа – обучение, больница -…

Человек – ребенок, собака – …

Пальто – пуговица, ботинок – …

Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;

У мальчика длинные ноги – длинноногий

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Миша пошел гулять (когда?)…

Мише стало грустно (отчего?)…

Миша обрадовался (когда?)…

Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?

« дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Все предложенные дидактические игры способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.

Обогащение словаря дошкольников

с общим недоразвитием речи

Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом - обобщающего.

Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. Затем постепенно ребенок начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств. Уже к трем годам дети усваивают слова, обозначающие наиболее простые родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенные названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полет, плавание, чистота). К пяти годам нормального речевого развития дети усваивают слова, обозначающие более сложные родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы; цвет: белый, черный; движение: бег, плавание, полет). К подростковому возрасту они уже способны усваивать и осмысливать такие слова, как состояние, признак, предметность и т.д.

Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона ребенка.

Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5-6 лет, можно выделить наиболее употребительные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Также происходит постепенное расширение семантического поля значения слова.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

Принципы работы над словарем:

развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;

работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;

словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;

при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;

основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей.

Конкретное содержание и структура логопедической работы по формированию системных лексических представлений у детей с ОНР определяется временем появления различных языковых единиц в онтогенезе, спецификой речевого дефекта, особенностями общепсихического статуса ребенка и другими факторами. Исходя из этого методически целесообразным является проведение коррекционно-развивающей работы в два этапа.

На первом этапе основное внимание должно быть уделено накапливанию лексических единиц, на втором этапе – необходимо провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в сознании ребенка. Однако, следует помнить о том, что в онтогенезе такого четкого деления при формировании лексической системы не наблюдается. Языковые знаки усваиваются не линейно. Активно расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами: отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами.

Расширение номинативного и предикативного словаря у детей осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с методической точки зрения решить вопрос формирования семантических полей у детей с ОНР. Введение в лексикон слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании ребенка слова-центры, или смысловые доминанты (ядро семантического поля), и слова с более или менее выраженной тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире. Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с ОНР, трудности выделения ими наиболее существенных дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий, шить – вязать, зашивать – пришивать).

Возможность осознанного распределения и упорядочивания лексических единиц на основе различных смысловых отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и когнитивного развития (приблизительно к 5-6 годам). Поэтому на втором этапе коррекционно-развивающего обучения основное внимание должно быть уделено целенаправленному формированию умения устанавливать более сложные виды смысловых отношений между словами: отношения синонимии, омонимии, отношения между родственными словами, многозначными словами и многое другое.

Направления логопедической работы

Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:

ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;

раскрытие многозначности слова;

расширение запаса синонимов и антонимов;

формирование правильного употребления слова в связной речи.

Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:

уточнение произношения слова;

демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);

выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;

закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.

Раскрыть перед дошкольниками семантику многозначного слова помогают синонимические и антонимические сопоставления. Рассмотрим пример с прилагательным «свежий» (Новиков Л.А. Антонимия в русском языке.1973).

Синонимия

Свежий вечер - прохладный вечер.

Свежий воздух - чистый воздух.

Свежий воротник - чистый воротник.

Свежий журнал - новый журнал.

Свежий хлеб - мягкий хлеб.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные