Психология жестов - наука о чтении мыслей и чувств. Жесты человека и их значения. Как понять человека по жестам

Психология мимики, язык мимики

В психологии давно известно, что чем чаще человек , тем сложнее это различить, понять и увидеть! Но, все же есть особый язык жестов и мимики, о котором нужно знать.
Человек, разговаривающий с вами и передающий ложную информацию, в любом случае испытывает волнение. Обратите внимание на взгляд, движения и голос собеседника. Вы увидите, как поменяется его речь, поведение и движения. При изучении языка мимики и жестов особое внимание стоит обратить на темп, тембр и другие особенности голоса собеседника.

Когда человек произносит ложную информацию, у него сразу меняется интонация, происходит заметное замедление или ускорение, бывает растягивание речи. Тембр голоса меняется, появляются высокие ноты или наоборот понижение голоса, вплоть до хриплости. У человека может даже задрожать голос или неожиданно появиться заикание.

Взгляд

У человека бегающий взгляд - человек неискренен с вами, так трактуется этот возможный признак психология мимики. Иногда это признак растерянности, стеснительности, неуверенности, но определенно, это признак того, что достоверность информации этой сомнительна и ее стоит проверить. Человек всегда прячет и отводит глаза, когда он испытывает неловкость и стыд от своей лжи. Хот, если ваш собеседник смотри на вас слишком пристально, как бы наблюдая за вашей реакцией, то стоит насторожиться. Возможно, вам лгут. Человек, говорящий неправду, контролирует, как воспринимается его неверная информация, сомневается собеседник или все же, верит?

Улыбка

Для того чтобы научится с помощью психологии мимики видеть неискренность человека, очень важно обращать внимание на его улыбку! Многих людей, которые врут, выдает на лице легкая улыбка. Это не касается людей, которые веселы и жизнерадостны всегда, у них такой стиль общения. Именно улыбка, которая неуместна в разговоре, должна вас насторожить. Часто, посмеиваясь, человек пытается скрыть свое внутреннее переживание, когда он говорить неправду.

Для того чтоб распознать по мимике ложь, вам необходимо внимательно смотреть на собеседника. Вы увидите, как у лжеца немного напряжены лицевые мышцы. Такое напряженное может длиться от нескольких секунд, либо даже на протяжении всего разговора. Американские исследователи утверждают, что мгновенное напряжение лицевых мышц это самый верный признак неискренности вашего собеседника.
Непроизвольная реакция разных частей лица, а также кожного покрова, которые человек не может контролировать, также могут многое сказать вам об искренности вашего собеседника. Постоянное моргание глаз, изменение цвета кожного покрова (бледности или покраснение), дрожь губ, расширенные зрачки могут служить сигналами неискренности.

Как с помощью языка жестов и мимики распознать «улыбку обмана»?

Губы, будто оттянуты слегка назад от верхних и нижних зубов, образуется продолговатая линия губ, в итоге улыбка неглубокая, она неискренняя и не красивая.

Глаза

Как по глазам понять, что человек обманывает? Если человек искренен с вами, две трети времени вашего общения он будет смотреть вам в глаза. Если человек лжет, он будет пересекаться взглядом с вами всего лишь одну треть времени вашего общения. Когда врет мужчина, он рассматривает пол, женщины обычно разглядывают потолок.
Несогласованность в работе мышц лица также признак лжи собеседника. Если одна сторона лица выглядит искренней, а на второй стороне искренность выражена слабее, то можно предположить, что человек врет.

Психология жестов

Многие люди могут подсознательно выдавать языком жестов свою ложь и, порой, вы сможете уличить во лжи профессионального мошенника, политика, или грамотного руководителя, наблюдая за ними, потому что эти люди прекрасно осведомлены об этих тонкостях. Они постоянно контролируют свою мимику и жесты.

Чешет нос

Человек, который пытается вас обмануть, может во время разговора почесывать и потирает мочки ушей, а также почесывать нос. Но не забудьте, что нос может часто и просто так.

Собеседник держится за что либо, приводит себя в порядок

При разговоре человек постоянно трогает свои волосы, держится за что-то, стоящее рядом, например, стул или стол.
Ни с того, ни с сего человек начинает наводить порядок, раскладывать бумаги на столе или перекладывать в другие места. За этими суетливыми действиями он пытается скрывать ложь.

Прикрывает рот, уклоняется

Собеседник старается прикрыть свой рот, или держит руку у горла или рта. Этот жест сигнал, того, что человек врет. Туловище человека уходит назад, он как бы внезапно уклоняется. Если же человек кусает ногти или губы, задумайтесь о правдивости услышанных историй!

Дрожь

У собеседника, странная непонятная дрожь, он ее пытается сдержать, а она все не прекращается. Сегодня очень часто, можете увидеть, как человек при разговоре, поправляет воротничок, или шнурки. Иногда рука может неосознанно оказаться возле паховой области. Человек во время разговора может часто менять позу, складывается впечатление, что он никак не может удобно расположиться на стуле или диване.

Частый кашель и затяжки

Частый кашель говорящего человека также говорит о неискренности. Человек говорит так, словно что-то или кто-то не дает ему говорить, мешает и отговаривает его ото .
Если же ваш собеседник курящий человек, обратите внимание на то, как часто он делает затяжки. Если курильщик затягивается слишком часто и шумно, особенно, если это не его манера курения, то значит, человек лжет.

Закрытые позы

Закрытые позы выражаются в том, что человек скрывает и прячет свои руки, складывает их перед собой на груди. Во время разговора собеседник может делать небольшие шажки, переминается с одной ноги на другую, словно мерзнет. Еще одна закрытая поза – скрещенные руки и ноги, наклоны головы вниз и назад. Человек отгораживается от вас, прячется, закрывается.

Задержка дыхания

Мужчинам свойственно во время обмана задерживать свое дыхание. Собеседник может сидеть с полузакрытыми или закрытыми глазами, так как он испытывает очень большое чувство вины. Но не путайте, это с состоянием усталости, когда человек хочет спать, и с трудом удерживает внимание.

Смена тона речи

Человек, говорящий неправду, вначале говорит тихо, как будто шепчет, после чего, удивляя всех присутствующих, говорит чересчур громко.

Капельки пота

На лице человека, который врет, могут выступать капельки пота. Может появиться характерное движение – человек отодвигает воротник. Этот же жест часто сопровождает состояние сильного гнева или огорчения.

Осторожно читайте язык жестов и мимики.
Мимика и жесты лжи, по мнению специалистов, разительно отличаются от тех легких и незаметных мимических движений и жестов, которыми мы пользуемся каждый день.
Женщинам свойственно маскировать свои жесты, иногда это выглядит как заигрывание или поправление макияжа. Именно поэтому женщинам чаще ввести собеседника в заблуждение.
Иногда сложно разобраться в истинных мимике и жестах и можно ошибиться в их трактовке. Но все же, если вы знаете человека давно и хорошо, то распознать ложь вам будет несложно.

Ученые утверждают, чем чаще человек врет, тем сложнее увидеть! Но, несмотря на это существуют особый язык жестов и мимики, о котором нужно знать.

Человек, разговаривающий с вами, при передаче ложной информации, он испытывает волнение, обратите внимание на его взгляд, движения и голос. Вы увидите, как поменяется его речь, поведение и движения. При изучении языка мимики , особое внимание стоит обратить на темп и тембр голосовых параметров человека и речевых.

Когда человек произносит ложную информацию, у него сразу меняется интонация, происходит заметное замедление или ускорение, бывает растягивание речи. Тембр голоса меняется, появляются высокие ноты или наоборот охриплость внезапная. У человека дрожит голос, некоторые даже заикаются.

Взгляд

У человека бегающий взгляд — перед вами человек неискренен, так трактуется этот возможный признак психология мимики. Иногда, это признак растерянности, стеснительности, неуверенности, но определенно, это признак того, что достоверность информации этой сомнительна и ее стоит проверить. Человек всегда прячет и отводит глаза, когда он испытывает неловкость и стыд, от своей лжи. Хотя при пристальном взгляде будьте также осторожны, собеседник тоже может лгать. При пристальном взгляде на собеседника, в мимике, это факт того, что говорящий наблюдает за реакцией человека, которого слушает. Человек, говорящий неправду, контролирует, как воспринимается его неверная информация, сомневается или все же, верит?

Улыбка

Для того, чтобы научится с помощью психологии мимики , видеть неискренность человека, очень важно обращать внимание на его улыбку! Многих людей, которые врут, выдает на лице легкая улыбка. Это не касается людей, которые веселы и жизнерадостны всегда, у них такой стиль общения. Именно, улыбка, которая неуместна в разговоре, должна вас настораживать. Часто, посмеиваясь, так человек пытается скрыть свое внутреннее переживание, когда он пользуется ложью.

Для того чтоб распознать по мимике ложь, вам необходимо внимательно смотреть на собеседника. Вы увидите, как у лжеца немного напряжены лицевые мышцы, это характерное явление. Такое выражение лица длиться в течение нескольких секунд, хотя это бывает и на протяжении всего разговора. Американские исследователи утверждают, что напряжение лицевых мышц мгновенное, это самый верный признак неискренности вашего собеседника.

Реакция непроизвольная кожи и других частей лица, которые человек не в силах контролировать, также показатель лжи. Такие как, непрерывное моргание глаз, меняется цвет кожного покрова – собеседник бледнеет, или краснеет, могут дрожать губы, очень расширены зрачки. Также обращайте внимание на различные другие проявленные индивидуальные эмоции, которые сопровождаются при обмане.

Как с помощью языка жестов и мимики распознать улыбку обмана ? Губы, будто оттянуты слегка назад от верхних и нижних зубов, образуется продолговатая линия губ, в итоге улыбка неглубокая, она неискренняя и не красивая. Улыбка, которая искренняя, она к лицу каждому человеку, она украшает и с ней человек богат и успешен!

Глаза

Вот пример, как глаза могут сказать об обмане. Если человек искренен с вами, две трети времени вашего общения, он будет смотреть вам в глаза на протяжении всего разговора. Если человек, лжет, он встретится с вами глазами, всего одну треть времени вашего общения. Когда, врет мужчина, он рассматривает пол, женщина, любуется потолком.

Не согласованность в работе мышц лица, также признак лжи собеседника. Все знают, что на левой стороне лица и правой, отображаются наши чувства, на одной из сторон, они выражены слабее, а на другой сильнее.

Психология жестов

Многие люди могут подсознательно выдавать языком жестов свою ложь, вы никогда не поймаете профессионального мошенника, политика, или грамотного руководителя, на лжи, наблюдая за ними, потому что эти люди прекрасно о них знают, работают и постоянно контролируют свою мимику и жесты. Вам это пригодиться в повседневной жизни, в общении с коллегами на работе или в других местах, где вы проводите свое время.

Чешет нос

Человек, который пытается вас обмануть, при разговоре, почесывает и потирает мочки ушей, почесывает нос, но помните, что нос, может часто и так чесаться.

Неестественная улыбка

Собеседник пытается неестественно улыбаться, такая улыбка встречается часто, человек насильно пытается улыбаться.

Держится за что либо, приводит себя в порядок

При разговоре, человек постоянно трогает свои волосы, за что-то держится, стоящее рядом, например, стул, стол.

Ни с того, ни с сего, человек начинает наводить порядок, разлаживать все по полочкам, сортировать, перекладывать в другие места, за этими действиями, он пытается скрывать ложь.

Прикрывает рот, уклоняется

Собеседник старается прикрыть свой рот, или держит руку у горла или рта. Этот жест — сигнал, того, что человек врет. Туловище человека уходит назад, уклоняется внезапно, как будто качнуло при езде в транспорте. Также, если человек кусает ногти или губы, задумайтесь о правдивости услышанных историй!

Дрожь

У собеседника, странная непонятная дрожь, он ее пытается сдержать, а она все не прекращается. Сегодня очень часто, можете увидеть, как человек при разговоре, поправляет воротничок, или шнурки. Иногда, рука, само собой, неосознанно человеком, оказывается возле паховой области. Часто меняется поза говорящего человека, такое впечатление, что он никак не может удобно расположиться на стуле или диване.

Частый кашель и затяжки

Частый кашель говорящего человека, также знак о неправдивости, как будто, кто-то не дает ему говорить, мешает и отговаривает его ото лжи.

Курящий человек, очень часто делает затяжки, оказывается, и сигареты могут рассказать о человеке многое.

Закрытые позы

Человек скрывает и прячет всюду свои руки, где есть возможность, это также жест лжи. Делает маленькие шажки или переходит с одной ноги на другую, такое впечатление, как будто он замерз и не знает как ему согреться.

Отгораживаясь от вас, собеседник, скрещивает руки и ноги, так ему легче вас обманывать.

Наклоняет голову вниз, либо назад – это большое желание от вас спрятаться и закрыться.

Задержка дыхания

Мужчинам, свойственно, во время обмана, задерживать свое дыхание. Собеседник, может сидеть с полузакрытыми или закрытыми глазами – он испытывает очень большое чувство вины. Но не путайте, состояние усталости, когда человек хочет спать, и еле смотрит на вас.

Сначала тихо, потом громко

Человек, говорящий не правду, вначале говорит тихо, как будто шепчет, после чего, удивляя всех присутствующих, говорит чересчур громко.

Капельки пота

На лице человека, который врет, могут выступать капельки пота. Также, этот жест используют, если человек расстроен или в гневе, он пытается охладить свой пыл, отодвигая воротник.

Осторожно читайте язык жестов и мимики

Жесты лжи, считают специалисты незаметными и легкими, и их не сравнить с теми, которыми мы пользуемся каждый день, чешим себе ухо или нос.

Женщинам, свойственно маскировать свои жесты, иногда это выглядит как заигрывание или поправка косметики, поэтому, женщинам, намного легче мужчин ввести в заблуждение.

Иногда, все же жесты и мимика, могут утверждать о разном их значении , не каждый правильно их читает, будьте очень внимательны, когда человек чешет нос, или уводит взгляд, не всегда, это ложь.

Если же вы знаете давно человека и хорошо, тогда будет не сложно распознать ложь.

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой . Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, , голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST , которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье , расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок .
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой , направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи .
  11. Человек, довольный собой , выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость , человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь , люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Заключение

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит . Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Профессор Балязин Виктор Александрович , Заслуженный врач Российской Федерации, Профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой нервных болезней и нейрохирургии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Мартиросян Вазген Вартанович

Профессор, Доктор медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней РостГМУ с 1958 года, Врач невролог высшей квалификационной категории

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Фомина-Чертоусова Неонила Анатольевна, Кандидат медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии, Врач невролог, эпилептолог высшей квалификационной категории

Эмоции - это форма реакций отражающих состояния нервной системы и настроение человека, возникающих в ответ на различные влияния внутренней и внешней среды организма. Эмоциональные реакции следует рассматривать как одну из форм приспособления организма к условиям существования на основе эволюционного подхода. Дарвин разработал теорию о происхождении эмоций, изучил анатомо-физиологические основы и выражения эмоций, установив при этом, какие мышцы лица и туловища принимают участие в осуществлении эмоциональных реакций. Дарвин выделил 3 основных принципа эмоциональных выражений: 1) принцип полезных ассоциированных привычек, 2) принцип антитеза, 3) принцип непосредственного влияния общего возбуждения нервной системы. Дарвин показал генез различных эмоций животных и человека с позиций теории эволюции. Нервный субстрат эмоций связан с корой головного мозга и подкорковыми образованиями (таламусом, гипоталамусом, стриопаллидарной системой), действующими в тесной взаимосвязи между собой. Отдельные подкорковые системы имеют свою специфику. Зрительный бугор дает эмоциональную окраску различного тона и степени, стриопаллидарная система участвует в осуществлении внешнего выражения эмоций, гипоталамус регулирует вегетативные, сосудистые, нейро-эндокринные функции и метаболизм при эмоциональных состояниях. Болевая эмоция вызывает приспособительные движения, предохраняющие от боли,- напряжение мышц, позу или положение туловища, плач, стон, крик и вазомоторные расстройства.

В. И. Ленин говорил, что диалектический путь познания истины, познания объективной реальности осуществляется переходом созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Такова закономерность и эмоциональных реакций при влиянии внешней среды.

Умственная деятельность поддерживается эмоциональным тонусом, что соответствует высказыванию И. П. Павлова о том, что подкорка заряжает кору. Эмоции играют большую роль в жизни человека. Эмоциональные реакции связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, мыслями, т. е. с познавательным процессом. Вот один из примеров влияния эмоций на умственную деятельность. Майер, открывший закон превращения энергии, поехал в Индонезию в качестве пароходного врача. Он писал, что с такой любовью взялся за работу по исследованию закона превращения энергии, что мало интересовался частью света, которую проезжал, и, оставаясь на борту, беспрепятственно отдавался работе, причем чувствовал такое вдохновение, какого ни раньше, ни позже этого времени не ощущал. При поведенческих реакциях эмоции проявляются двояко: 1) как формирование потребности, выражающееся в ожидании, беспокойстве, и 2) как осуществление потребности, связанное с чувством приятного, удовольствия, наслаждения. Эмоции разделяли на отрицательные и положительные. Среди эмоций выделяют печаль, испуг, тревогу, страх, страдание, смущение, гнев, разочарование, горе, радость, любовь, волнение и др. Во время эмоций изменяется тонус поперечнополосатых мышц, происходит спазм или расслабление гладких мышц, колебания артериального давления, изменения позы туловища и координации движений, расстройства обмена веществ. Эмоциональные выражения человека проявляются на ранней стадии развития организма. Так, первичные эмоции (плач, улыбка) обнаруживаются у новорожденного ребенка. У плода, преждевременно изъятого по медицинским показаниям и помещенного в благоприятные условия циркуляции и питания, наблюдаются мимические проявления. На прикосновение щетинкой к верхней губе появляется гримаса, сходная с мимическими реакциями взрослого человека, выражающая отвращение, брезгливость, чувство неприятного. У плода можно наблюдать выражение «скорби», всхлипывания. Маленький ребенок выражает свое недовольство плачем и громким криком. Постепенно ребенок начинает сдерживать свои чувства. Взрослый человек при болях стонет, плачет. Мимика с момента рождения развивается и совершенствуется. У взрослого человека плач бывает не только от боли, но и от радости. Моторика человека изменяется с возрастом. Гипоталамус, четверохолмие, ядра лицевого нерва составляют анатомический субстрат, который участвует в осуществлении мимических реакций, проявляющихся взаимосвязанно с деятельностью коры головного мозга. Экстрапи- рамидная система влияет на тонус мимических мышц, темп их деятельности, интенсивность их иннервации, а также автоматические и выразительные движения. Непосредственным выразителем мимики является мускулатура лица. Мимические мышцы, иннервируемые лицевым нервом, выполняют различные функции, что обусловливает все многообразие мимики. В мимических выражениях принимают участие также глазодвигательные нервы. В мимической деятельности важна соразмерность движений, которая обусловлена комплексными сочетаниями мозжечковой системы с вестибулярными и сенсорными механизмами.

Вольтер в стихотворении «Неудавшийся портрет (маркизе де Б.)» так выразил сочетание различных эмоциональных нюансов: «Легко ль писать с тебя портрет: строга и весела, капризна и сурова, шалуньей кажешься, но нет, себе наперекор ты благонравна снова». И. М. Сеченов в «Физиологии нервной системы» описал мимические акты, отметив роль врожденных сочетанных движений, показал, что они имеют рефлекторный характер. Всякое мимическое движение лица И. М. Сеченов рассматривает как конец рефлекса, осложненного психическими элементами.

Изучая эмоции, П. Ф. Лесгафт показал значение развития и воспитания, т. е. роль факторов внешней среды, в выражении эмоций. М. И. Аствацатуров разделил эмоции на корковые и подкорковые. Е. К. Сепп высказал положение, что сокращения мимических мышц во время эмоций имеют биологическое значение и создают благоприятные условия для мозгового кровообращения.

Кеннон считал, что физиологической основой эмоций являются нервные процессы, происходящие в зрительном бугре. По И. П. Павлову, физиологической основой эмоций служит не только подкорка, но и кора головного мозга. Во время эмоций происходят изменения дыхания, кровообращения, гормональных функций, состава крови, содержания сахара в крови, симпато-адреналовых веществ. Воздействуя на эмоциональную сферу, можно вызвать изменение физиологических функций, связанных с нашими ощущениями. Путем воображения удается реализовать внушение. Например, представьте себе, что я держу в руке лимон, у которого отрезана одна долька. Я продолжаю резать ножом, с которого капает капля лимонного сока, следующую дольку, причем кожа лимона разрезается с трудом, выжимается косточка, которая падает на блюдце с несколькими каплями сока, затем я отрезаю дольку лимона и продолжаю дальше резать лимон, а у самого при виде этого появляется ощущение кислого во рту и выделяется слюна. Разве вы не ощутили кислоты во рту, если детально воображали себе эту картину?

Многие из вас, вероятно, могли пережить эмоцию страха высоты, когда появляется боязнь, неуверенность, головокружение, иногда чувство тошноты, т. е. эмоция страха с вегетативно-висцеральными проявлениями.

Подкорковые узлы являются центрами важнейших безусловных рефлексов. Благодаря тесному взаимодействию коры головного мозга и подкорки происходит возбуждающее влияние из подкорковых узлов на клетки коры головного мозга и динамика их при ослаблении корковых функций. И. П. Павлов приводил наблюдение военного невроза, при котором бывший командир, засыпая, начинал кричать, махать руками или ногами, отдавал приказы, командовал- словом, переживал сцены войны. Нарушение соотношения между раздражительным и тормозным процессом в коре головного мозга приводит к возникновению отрицательно окрашенных эмоций. Необходимо подчеркнуть ошибочность взглядов Фрейда, который считал либидо основой эмоций. И. П. Павлов писал, что поведение животного складывается из балансирования раздражительного и тормозного процессов, приуроченных к различным агентам. Если вызвать раздражительный процесс и затем ограничивать его тормозным процессом, то животное, испытывая трудность, начинает визжать, лаять, рваться из станка. Наши чувства приятного, неприятного, ощущение легкости и трудности, радости и горя, торжества и отчаяния связаны с изменением нервной динамики в коре головного мозга и подкорке. Чувство всегда сильнее рассуждений (Моруа). Возникновение сильных контрастных переживаний, эмоциональные переживания, которые проявляются у человека при выполнении сложных задач, И. П. Павлов объяснял явлениями взаимной индукции. Эмоции оказывают влияние на способ заучивания путем использования зрительных, слуховых, кинестетических стимулов. У одних запоминается задание при включении зрительных образов, у других - при выключении. Образования и изменения динамических стереотипов, ломка их и сопровождаются эмоциональными проявлениями. При возобновлении временной связи, т. е. при воспоминании о пережитой эмоциональной реакции (обида и др.), могут вновь возникнуть волнения, измениться выражение лица и обычно появляются соответствующие вегетативные проявления на лице и во внутренних органах (сердце). П. К. Анохин создал теорию эмоций, положив в основу ее представление о целостности физиологических образований, осуществляющих эмоциональные реакции. С биологической точки зрения считается, что положительные эмоциональные ощущения закрепляются как механизм, поддерживающий организм на оптимальном уровне.

Значение второй сигнальной системы для возникновения и изменения эмоционального состояния человека, роль слова как раздражителя выявляется в экспериментальных и клинических наблюдениях. Слова - не только возбудитель эмоциональных переживаний, но и раздражитель, вызывающий вазомоторные и другие вегетативные реакции. При внушении можно выявить сосудистые реакции на лице, изменения сердечной деятельности,.. дыхания, пульса, газообмена, функций желудочно-кишечного тракта, мимики и другие проявления, наблюдающиеся при эмоциях. Процессы, происходящие в коре и подкорке, являются физиологической основой эмоций. Эмоциональные реакции осуществляются при участии ретикулярной формации мозгового ствола. Кора головного мозга получает информацию о происшедших в организме реакциях, связанных с эмоциями, в результате чего возникают ощущения приятного удовлетворения или, напротив, неудовлетворения. Разрушение подкорковых образований приводит к нарушению внешнего выражения эмоций. Гесс и сотрудники, раздражая гипоталамус, влияли на поведение животного. При удалении коры головного мозга у «таламических» и «гипоталамических» животных Бард установил, что болевое раздражение дает более отчетливое внешнее выражение ярости и гнева. Новейшими данными установлено участие в процессе эмоций амигдалярного комплекса (рис. 47, А), гиппокампа, коры поясной извилины, орбитальной коры и других областей головного мозга, в частности активирующего влияния ретикулярной формации мозгового ствола (рис. 47, Б). Эти образования являются посредниками между гипоталамусом и корой головного мозга в формировании эмоций. Импульсы к лимбической системе идут от ретикулярной формации; другой путь более сложный: от таламуса в гиппокамп, отсюда по волокнам свода в мамиллярные тела гипоталамуса и далее по мамил- ло-таламическому тракту в переднее ядро таламуса и затем в лимбическую извилину.

Амигдалярное тело связано с подкорковыми узлами и корой головного мозга и может играть роль облегчающего или

Рис. 47. Взаимосвязи коры и подкорки.

А - некоторые связи амигдалярного тела с подкоркой и корой: 1 - лобно*

теменная доля; 2 -■ височная доля; 3 - островок; 4 - амигдалярное тело;

б - хвостатое тело; 6 - гипоталамус; 7 - ретикулярная формация;

Б - влияние ретикулярной формации мозгового ствола: влияние на кору го-
ловного мозга (а), на тонус мышц (б), на сердечно-сосудистую систему (в),
на симпатико-адреналовые функции (г); В - нейро-эндокринные взаимосвязи
и их роль при эмоциях.

тормозя щего образования, способного снизить или повысить общий тонус эмоционального состояния. Лимбическая система, имеющая отношение к эмоциям и внутренним органам, получает сигналы, идущие через ретикулярную формацию и гипоталамус, и это влияет на проявление эмоционального состояния. Экспериментально при электрических воздействиях на глубинные структуры мозга можно вызвать различные эмоциональные проявления в зависимости от локализации раздражения, силы, частоты и продолжительности действия тока. При электрических раздражениях глубинных структур мозга выявляется усиление эмоционального фона или развитие патологического эмоционального состояния, не связанного с предшествующим настроением. Установлена корреляция между изменением эмоционального состояния и характером электросубкортико- граммы гиппокампа, перегородки и других структур головного мозга. К эмоциям относятся переживания сладострастных ощущений, приятные ощущения, при которых возникает влечение к их повторению. Иногда эмоции проявляются в виде «беспричинной радости», «безотчетного страха» «беспредметной тоски». Для понимания физиологических основ эмоций имеет значение учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, различных в зависимости от силы раздражительного и тормозного процессов. Лица сильного неуравновешенного типа с сильным раздражительным процессом и слабым тормозным процессом (безудержный тип) при неблагоприятной ситуации реагируют бурно, проявляют аффективные реакции с гневом и яростью. При эмоциональных перенапряжениях у них легко возникают растерянность, неуверенность в себе, отчаяние. Лица сильного уравновешенного типа с выраженным раздражительным и тормозным процессами сдержанно реагируют на случившееся и быстро находят выход из затруднительного положения. Сильный уравновешенный спокойный тип высшей нервной деятельности характеризуется достаточно хорошо выраженными раздражительным и тормозным процессами, причем тормозной процесс преобладает над раздражительным. Лица уравновешенные обдумывают каждый шаг и в результате принимают правильное, твердое и обдуманное решение. Таким образом, от типа высшей нервной деятельности зависит эмоциональная реактивность. Индивидуальные различия характера и силы переживаний связаны с особенностями взаимодействия сигнальных систем. И. П. Павлов выделил художественный, мыслительный и промежуточный типы. Одним из важных выражений эмоциональных состояний являются изменения сердечно-сосудистой деятельности. При положительных эмоциях артериальное давление вследствие увеличения работы сердца и сосудов повышается, не оставляя значительных следовых реакций. При отрицательных эмоциях (страх, горе) происходит возбуждение деятельности сердца и сосудов и остается большой след после эмоциональной реакции. Такое отличие связано с особенностями отрицательных эмоций: с генерализованным распространением возбуждения и последующей задержкой выравнивания метаболических сдвигов. При отрицательных эмоциях особенно выявляются функции гипоталамуса и

неспецифических ядер таламуса, ретикулярной формации (рис. 47, В), т. е. систем, которые участвуют в осуществлении реакции «напряжения». Адреналовая система вовлекается не только гуморальным путем, но и через ретикулярную формацию, симпатическую систему и через связи гипоталамуса с гипофизом (адренокортикотропный гормон стимулирует симпатико-адреналовую систему на периферии). Эмоциональные напряжения, волнения, «эмоциональный стресс» играют большую роль в патогенезе гипертонической болезни, висцероспазмов и дискинезий, нейродерматозов, коллагенозов, вегетативных дисфункций, неврозов. Избыточное выделение в кровь адреналина, норадреналина, адренокортикотропного гормона при отрицательных эмоциях вызывает артериальную гипертензию и может вызывать гипертонические пароксизмы и кризы. Фагоцитарная активность лейкоцитов изменяется при неврозах, болевых раздражениях и волнениях (например, у студентов во время экзаменов).

Кеннон считал, что вегетативные реакции, возникающие при эмоциональных напряжениях, направлены на мобилизацию ресурсов организма для выхода из трудного положения. В выражении эмоции участвуют респираторные функции (учащение и углубление дыхания), секреторные функции («губы пересохли» и др.), деятельность сфинктеров желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчных путей и кишечника). Эмоциональные потрясения могут вызвать повышение температуры тела (нарушение терморегуляции, осуществляемой гипоталамусом). Иногда во время эмоциональной реакции человек дрожит, иногда ощущает, что «в жар бросило». Нам нередко удается задержать внешнее выражение эмоций (мимика, речь п др.), но на вегетативные, висцеральные и гормональные (адренергические и др.) проявления трудно повлиять. Эмоции можно рассматривать в эволюционном плане как полезные приспособительные реакции.

Внешним выражением эмоций являются мимика, жесты, поза туловища, моторика. И. М. Сеченов считал, что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному явлению - мышечному движению. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Мимические выражения очень вариабельны и по малейшим изменениям мимики можно выявить изменение настроения и эмоционального состояния человека. Первичная интеграция эмоций связана с подкорковыми образованиями и особенно с ядром лицевого нерва, при участии которого реализуются мимические выражения. Па основе связей коры и подкорки с лицевым нервом формируются различные нюансы мимики, при посредстве которой человек проявляет многообразие эмоциональных выражений. Мимика верхней части лица в основном проявляется в наморщивании лба, подъеме бровей кверху, нахмуривании. Дарвин придавал лобной мышце

характер настороженности при явлениях опасности. При напряжении внимания появляются вертикальные складки посередине лба. Нередко при аффекте у человека появляются вертикальные складки лба над переносицей. В покое эти складки разглаживаются. Изменение горизонтального или вертикального расположения бровей наблюдается при эмоциональных выражениях горя, заботы, страдания. Художник имеет также свой стиль, «почерк». Прекрасное выражение мимики страдания представлено в картине Делакруа «Резня в Хиосе», в скульптурной группе «Лаокоон», где изображается страдание в результате борьбы со змеями.

Эмоциональные выражения проявляются не только мимикой, но и состоянием глаз. В картине Веласкеса «Иннокентий X» (1650) художником отражен зловещий взгляд, выражающий хитрость, властность, проницательность, скрытность. Характер взгляда, положение бровей, величина и равномерность глазных щелей, направление взгляда (в сторону, вверх, прямо), блеск или тусклость глаз изменяются при внешних выражениях эмоций. Взгляд может быть зорким, сосредоточенным, холодным, тоскливым, печальным, задумчивым, умоляющим, радостным, лукавым, завистливым, заискивающим, укоряющим, суровым, нежным, гордым, ласковым и т. п. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстым дано большое количество оттенков выражения глаз, отчетливо передающих различное эмоциональное отношение человека. Выражение лица слепого человека застывшее, неподвижное, взгляд устремлен вдаль. Зрачки могут отражать различные нюансы эмоциональных переживаний. В глазах можно увидеть выражение испуга, печали, радости, горя, безучастия («глаза спят»). Во многих художественных произведениях можно найти яркие выражения: «по глазам прочел», «негодующий, суровый взгляд и губы плотно сомкнуты», «выражение глаз говорило». М. Горький описывал глаза: обиженные, грустные, злые, утомленные, влажные. Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «В ней всегда поражало выражение глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка, всегда переносившая Левина в волшебный мир». Шопен в дневнике писал, что «в моих глазах отражались ее глаза, теплые, страстные…». «Ее ласкающие взоры отуманили меня» (Ж. Санд).

В нижней половине лица наиболее активно мимика осуществляется в движениях рта. Плотно закрытый рот, стиснутые зубы, крепко сжатые губы выражают определенность и решимость, целеустремленность. Расслабление рта в результате снижения тонуса соответствующих мышц вызывает мимику, указывающую на снижение активности человека. Л. Н. Толстой так описал мимику при волнении: «Щеки его начали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло-шутливо, то испуганно оглядывались» («Война и мир»), Бальзак описал мимическое выражение при тревоге: «Незаметная морщинка, прорезавшая белое лицо, еле уловимое подергивание лица, слегка нахмуренные брови, почти неприметно вздрагивающие губы».

В мимических реакциях иногда угол рта принимает большое участие. Опущение угла рта Дарвин оценивал как рудимент плача. В. М. Бехтерев придавал значение для оценки тонуса состоянию углов рта: при подавленности, тоскливом настроении, депрессивном состоянии и при плаче от боли, горя, радости углы рта опущены. Обратите внимание на известную картину А. Г. Венецианова «Гадание на картах» (1842). Гадающая сосредоточенно смотрит на карты, думает, ищет разгадку, а другая с любопытством и нетерпением ждет ответа (рис. 48).

При состоянии радости, бодрости отмечается определенная собранность, хороший тонус мимических мышц и выравнивание углов рта. При смехе углы рта оттягиваются назад и кверху. Иронический смех сопровождается «искривлением» одного угла рта (функция треугольной мышцы нижней губы). Изменение положения рта может указывать на внешнее выражение эмоций, сопровождающихся насмешкой, сарказмом. Круговая мышца рта вызывает проявление мимики, сопровождающейся смехом. Смех, переживаемый внутри, проявляется закрытым ртом, радостным выражением глаз, иногда в сочетании с мелким дрожанием нижней части лица. Мимическое выражение смеха многообразно. Различают характерный, выраженный, полноценный смех (смех «от души») и абортивный, подавленный, когда человек не хочет смеяться, но из вежливости поддерживает радостное настроение, которое имеется у собеседника. Улыбка, как и смех, может быть различной. При улыбке углы рта растягиваются в сторону. Улыбка может быть торжествующая, когда человек одержал какую-то победу, нежная, добрая при виде ребенка, злобная при виде врага и т. д. Изучение эмоциональных проявлений, отмеченных у Л. Н. Толстого в романе «Война и мир», позволило выделить около 100 оттенков улыбки человека.

Прекрасное изображение эмоции радости и счастья представлено во всемирно известной картине Леонардо да Винчи «Монна Лиза». Рисуя, Леонардо заставлял развлекать Монну Лизу пением и шутками, чтобы на лице ее не было отпечатка грусти, и ему удалось запечатлеть нежную улыбку (рис. 49). И. Е. Репин дал прекрасное изображение различных эмоций в своих картинах (рис. 50, А). К таким шедеврам можно отнести его знаменитую картину «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». В картине обращает на себя внимание эмоция смеха на лицах всех изображенных запорожцев. Смех II. Е. Репин выразил различно: то в виде лукавой усмешки, то в виде громового хохота. Смех показывает уверенность запорожцев в своей мощи, и этим выражаются патриотические чувства (рис. 50, Б).

В портретной живописи знаменитых художников имеется много ярких образов, в которых отражены переживания и эмоциональные выражения. Так, на портрете старика Рембрандт изобразил лоб с глубокими морщинами как результат глубоких раздумий и забот, шдумчиво устремленный вперед взор, отражающий сосредоточенность и усталость, и характерные, натруженные руки. В общем облике показана мудрость и внутренняя сила. В. И. Суриков написал прекрасный портрет «человека с больной рукой, который замкнут.

углублен в свои переживания» («он смотрит на зрителя, но не общается с ним»). Под глазами лежит тень, выступают скулы, щеки запавшие. В. И. Суриков страдал болезнью сердца и умер через 3 года после того, как написал эту картину, в которую вложены его мысли о болезни. В портрете Ф. М. Достоевского, написанным В. Г. Перовым, раскрываются эмоциональные переживания великого русского писателя - певца униженных и оскорбленных, обладавшего огромной силой ума и чувств. Выражение лица характерное: нахмуренные брови, устремленный вперед, сосредоточенный взгляд, сжатые губы, впалые щеки, согнутая поза туловища и выразительный жест рук (пальцы охватывают колени). В этом портрете показаны страдания, мучительные переживания и напряженная работа мысли. При эмоциях имеет выражение пантомимика, т. е. сочетание движения туловища и лица. Так, при большом горе страдание выражается пантомимикой: голова и плечи опущены, спина сгорблена, руки безвольно висят вдоль туловища. Напротив, у человека в радостном состоянии повышена двигательная активность, он возбужден; больной много говорит, усиленно жестикулирует, вскакивает с места и опять садится, ходит по комнате и т. п.

В процессе жизненного опыта вырабатывается способность управлять своими чувствами, сдерживать эмоциональные реакции, человек научается владеть собой. Так, удается подавлять чувство приятного при беседе и поддерживать разговор, не выявляя своего’ отношения. Для того чтобы не расстроить близкого человека, иногда пытаются скрывать свои чувства, и лишь по выражению глаз можно заметить волнение, недовольство или раздражение. Мать В. И. Ленина М. А. Ульянова, приходя на свидание к детям, находящимся в тюрьме, держалась ровно, не выдавая волнения, глядела на детей решительно и спокойно. На свидании с Анной Ильиничной Ульяновой она не выдала горя матери и не рассказала о казни Александра.

Жесты наряду с мимикой, изменением позы туловища применяют актеры для создания у зрителей правдоподобных выражений переживаний человека. Жесты, темп, приемы разговора, манера интонации играли большую роль в истории французского театра. Шекспировский Гамлет говорил: «Не маши без толку руками, соразмеряй жесты со словами, слова с жестами для того, чтобы не насиловать благоразумной умеренности природы». К. С. Станиславский создал систему, в которую включается внутренняя и внешняя работа актера над собой и над ролью, выработка техники выражения эмоциональных состояний, позволяющие вызвать творческое самочувствие и сделать установку моторики, соответствующей передаче внутренних переживаний. Станиславский так охарактеризовал портрет дирижера А. Г. Рубинштейна, созданный Репиным: «Огонь взгляда, движения мышц лица, рук, туловища, вызывавшие бурные порывы и страстную игру оркестра».

Жесты иногда красноречивее слов. Людям, и не только музыкантам, свойственно дирижировать. «Возьмите пианиста, говорит И П. Павлов, вся его механическая выучка, все его движения осно паны на бесконечном числе временных условных рефлексов, происходящих от двигательного аппарата рук и пальцев».

Для выражения эмоций большое значение имеют голос, тон. На это обращал внимание еще В. М. Бехтерев. Эмоциональные выражения варьируют в зависимости от тембра, интонации, силы, выразительности речи. Голос может быть ласковым и, наоборот, суровым, неприветливым. Одно и то же слово изменяет свое эмоциональное значение в зависимости от выразительности, с которой оно произнесено. При неуверенности голос человека звучит робко, нерешительно. Напротив, человек, убежденный в правоте, говорит громко, четко, мягко приводит необходимые доказательства. А. С. Макаренко не случайно писал, что он сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, выработал у себя нюансы в постановке лица, фигуры, голоса. Бернард Шоу считал, что есть 50 способов сказать слово «да» и 500 оттенков слова «нет», а написать эти слова можно только одним способом.

Музыкальная речь и меняющийся тембр и ритм могут передать внутреннее переживание. Музыка играет большую роль в создании эмоциональных переживаний. Так, в опере сочетаются вокальные мелодии, инструментальная музыка, хореографическое искусство. Выразительность пения, художественность театральных образов, красота декораций создают определенные эмоции. Ритм, темп, гармония, интонация голоса, музыкальная выразительность и мелодия - все это имеет эмоционально-выразительный смысл. В операх Глинки, Чайковского, Верди и др. язык мелодий вызывает эмоциональные переживания. Впечатления от просмотра кинокартины, концерта, театрального представления зависят от воздействия на наши эмоции раздражений, влияющих на зрительный, слуховой анализаторы и специальные зоны в коре головного мозга, реализующие музыкальные эффекты при включении таламо-подкорковых центров, дающих своеобразную выразительность эмоциональным проявлениям. Художественные образы на сцене созданы Ф. И. Шаляпиным, который прекрасно владел голосом, ритмом, пластикой, дыханием, умением подать звук.

В искусстве можно найти прекрасные примеры, отражающие роль эмоций и их внешних проявлений. Выдающийся испанский живописец Гойя, основоположник реализма, открывший путь Домье, Курбе, Мане, выражал эмоции художественным приемом в «капри- чос» (рис. 51, А, Б). И. Крамской искал выразительности эмоций в картине «Неутешное горе». Многие картины художника волнуют и вызывают эмоциональные реакции. В литературе много ярких примеров описания эмоциональных состояний. Альфонс Доде (автор Тартарена из Тараскона», «Короли в изгнании»), страдавший резкими болями, так описал болевую эмоцию: «Боль вползает во все, что я вижу, в мое воображение и в мои рассуждения. Это полное насыщение человека болью». Студентам и врачам важно знать примеры преодоления отрицательных эмоций. Писатель Н. Островский, потеряв зрение и страдая резкими болями в конечностях, писал, что <41 постепенно стал так устанавливать свою психику, чтобы не заме-

Рис. 51. Картины

Гойи.

А - «Сон разума рожлает
чудовищ»;

Б яг «Сон о лжи и непо-
стоянстве»,

чать донимающих его болей, и добился того, что мог выключать боль на любом участке тела. Работая над собой, он научился переключать сознание, не обращать внимания на «крики тела».

В живописи Леонардо да Винчи выработал приемы, пользуясь которыми можно показать мимику и движения тела, характерные для различных эмоций. Большое значение имеет жест в рисунках Делакруа Соколова-Скаля, Брюлова (рис. 52, А, Б, В, Г) и др. Многие крупнейшие художники создавали образцы жеста, отражающего эмоции. Большое разнообразие жестов представлено в замечательных работах Родена, Боттичелли и др. (рис. 53). К. С. Станиславский придавал огромное значение жесту, и это запечатлено в его фотографиях в различных ролях (рис. 54).

При эмоциональных напряжениях нарушается нервная и эндокринная регуляция, изменяется состояние сердечно-сосудистой системы, дыхание, секреторные и моторные функции желудочно-кишечного тракта, температура тела и др. Роль эмоциональных потрясений и нервно-психических перенапряжений обнаруживается в генезе нарушений мозгового и коронарного кровообращения. В развитии некоторых соматических заболеваний имеют значение длительно действующие эмоциональные перенапряжения, например при гипертонической болезни, стенокардии, язве желудка, сахарном диабете, нейродермите и др.

При многих заболеваниях мимика и глаза отражают эмоциональное состояние больного. Страдания и болезни ярко переданы в произведениях многих писателей. И. С. Тургенев в рассказе «Живые мощи» талантливо описал выражение больной бронзовой болезнью: «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая кожа - ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета… Лицо не

Рис. 53. Выражение эмоций в скульптурах и картинах известных художников.

а -.«Мысль» Родена; б - «Мыслитель» Родена; в - «Ромео и Джульетта» Родена;

г - «Покинутая» Боттичелли.

Рис. 54. Жесты и поза, выражающие различные эмоции.

а - К. С. Станиславский в роли Гаева; б - доктора Штокмана; в - Фамусова;
г!- Аргона; д, е - позы рук К. С. Станиславского в связи с эмоциями.

только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу - силится… силится и не может расплыться улыбка. Голос словно испарялся из едва шевелившихся губ. Темное, неподвижное лицо с устремленными на меня светлыми и мертвенными глазами».

Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» ярко описал болезнь князя Андрея: «Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся. Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом». Нарушение мозгового кровообращения так описано Л. Н. Толстым: «С графом Безуховым сделался шестой удар. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился, из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение… В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, на выражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. Неожиданно при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрогание в груди, щипанье в носу, и слезы затуманили его зрение». Реактивное состояние Наташи Ростовой описано так: «Признаки болезни Наташи состояли в том, что она мало ела, мало спала, кашляла и никогда не оживлялась. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтоб^1 из-за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь. Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее». В романе «Анна Каренина» так описана болезнь Анны: «Она покорно легла навзничь и смотрела пред собой сияющим взглядом… Весь день был жар, бред и беспамятство. К полночи больная лежала без чувств и почти без пульса… К утру опять началось волнение, живость, быстрота мысли и речи, и опять кончилось беспамятством». Образно дана в романе характеристика физических страданий Кити Щербацкой, Алексея Вронского и других персонажей: «Исхудавшая и румяная, с особенным блеском в глазах вследствие перенесенного стыда Кити стояла посреди комнаты… Она вспыхнула, и глаза ее наполнились слезами». Л. Н. Толстой писал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этим он показал разнообразие отрицательных эмоций. Так, у больных инфарктом миокарда в глазах можно найти выражение страха, тревоги. У Поля Сезана, который страдал сахарным диабетом, были красные воспаленные глаза, одутловатое лицо, слегка сизый нос, особое выражение лица. Расстройства моторики

Рис. 55. Мимика больных с различными формами заболеваний.

и дрожательный паралич; б -опухоль лобной доли; в - судорога взора при пар-
кпнсонизме; г - атеросклеротический паркинсонизм; д - псевдобульбарный паралич;
«* атеросклеротический гиперкинез лица; ж - герпетический менингит; з-аневризма
правой внутренней сонной артерии; и - атеросклеротическая хорея.

бывают при поражениях лобных долей (изменение мимических движений, апраксия, психомоторные нарушения). На рис. 55, 56, 57, 58, 59 показаны изменения мимики у больных с различными заболеваниями нервной системы.

Мимика нарушается у больных в коматозном состоянии. Нами установлено, что, несмотря на утрату сознания, рефлекторно могут выявляться мимические автоматизмы. Так, при нанесении чрезмерно болезненных раздражений у больного в коме возникают эмоциональные реакции, которые обычно проявляются также при сохранности сознания: расширяется зрачок, появляется мимика страдания, иногда стон. При давлении в надглазничной точке или при вытягивании вперед нижней челюсти возникает мимическая реакция. При раздражении слизистой оболочки носа ваткой, слегка смоченной нашатырным спиртом, появляются чиханье и мимическая реакция, при перкуссии по скуловой дуге возникает движение лицевых мышц на стороне раздражения. При выраженной коме лицо больного ами- мнчпое, взгляд безучастный, веки полузакрыты, зрачки узкие, <: углублением комы черты лица заостряются, взгляд становится стеклянным», зрачки расширяются, появляются вегетативные реак-

Рис. 58. Лица больных миопатией.

а, б - Ландузи-Дежерина; в. г - Эрба.

ции на лице (лицо чаще бледное, цианотичное, нередко пепельно- серое). При травмах головного мозга выпадают мимические реакции, как и при других коматозных состояниях. Динамика мимических расстройств зависит от глубины комы, степени повреждения головного мозга и локализации поражения. При опухолях головного мозга отмечается заторможенность, оглушенность, при которой на лице появляется выражение сонливости, апатии, безразличия, но при опухолях лобной доли больные бывают расторможены, склонны к шуткам, эйфоричны, некритичны к своему состоянию.

Мимические расстройства особенно наблюдаются при поражении лицевого нерва. Лицо при мимических движениях перекашивается в здоровую сторону. Кожные складки, особенно лобные, сглаживаются или исчезают на пораженной половине, угол рта опуска-

Рис. 59. Различные фазы выражения лица у больной с боле-
вым тиком при невралгии тройничного нерва.

ется, щека при выдохе отдувается в результате атонии мышц и при дыхании парусит. Глазная щель на стороне поражения лицевого нерва бывает шире (парез круговой мышцы глаза), моргание становится резким. При зажмуривании глаз на пораженной стороне глазная щель не смыкается, вследствие поражения круговой мышцы глаза (заячий глаз) остается белая полоска склеры (симптом Белла). При взгляде вверх образуется более широкая полоска склеры между нижним веком и роговицей (симптом Негро). При попытке крепко зажмурить глаз из положения с опущенными веками (при парезе) здоровый глаз закрывается, а на больной стороне верхнее веко стремительно поднимается вверх (симптом Дюпюи-Дютана). Иногда возникает парадоксальное приподнимание века на пораженной стороне при взгляде вниз и при желании крепко закрыть глаз (симптом Дюпюи-Дютана-Сестана). Активные мимические движения на стороне поражения значительно ослабевают. Появляются маскообразность половины лица, и при улыбке и смехе еще резче выявляется асимметрия лица.

Своеобразно изменяется мимика больного при лицевом гемиспазме. Судороги появляются в группе мимических мышц и постепенно распространяются на всю половину лица. Чаще спазм начинается с круговых мышц глаза, затем распространяется на другие мимические мышцы: глаз при этом зажмуривается, носогубная складка углубляется, угол рта оттягивается, кончик носа искривляется в ту же сторону, сокращаются мышцы подбородка и шеи, иногда во время спазма подтягивается кверху ушная раковина. Бровь на соответствующей стороне под влиянием сокращения лобной мышцы поднимается кверху, что в сочетании с зажмуренным глазом производит впечатление гримасы.

При лицевом параспазме судорожно сокращаются круговая мышца рта, лобные мышцы, мышцы щек, подбородка и в связи с этим резко изменяется мимика больного. В некоторых случаях голова откидывается назад, напрягаются грудино-ключично-сосковые мышцы. Эмоциональные проявления (смех, плач, пение) могут прекратить, а иногда, наоборот, спровоцировать спазм мимических мышц. При поражении паллидо-нигральной системы наблюдается акинетико-ригидный синдром, при котором гипокинезия или акинезия сочетаются с амимией. При гиперкинетически-гипотоническом синдроме в результате поражения стриатума возникают различные гиперкинезы, захватывающие мышцы лица и резко изменяющие мимику больного. Могут быть паракинезии и дискинезии. В мышцах лица отмечаются гримасничанье, тики, подергивания. Во время ги- перкинезов искажаются комплексные выразительные движения, при которых в первую очередь страдают тонкие дифференцированные проявления мимики.

Внешние выражения эмоциональных реакций при паркинсонизме следующие: лицо амимичное, маскообразное, рот часто полуоткрыт, иногда изо рта вытекает слюна; речь мало модулированная, монотонная, замедленная, без эмоциональной окраски. Эмоциональные реакции становятся застывшими, например мимика плача принимает тонический характер, продолжается значительно дольше, чем обычно, временами наступают судорожные сведения кверху глазных яблок. Поза больных приобретает характерную форму: голова и туловище согнуты, руки приведены к туловищу. При болезни Паркинсона обращает на себя внимание маскообразность лица, отсутствие выражения радости, печали, изумления и других эмоциональных проявлений. Мимические движения, возникнув, имеют тенденцию к застыванию, отмечается редкое мигание (веки при этом полностью смыкаются). Отсутствует жестикуляция, речь невнятная, тихая, монотонная без модуляций. При хорее Гентингтона нарушается эмоциональная сфера, изменяется настроение, утрачивается эмоциональная подвижность, развивается эмоциональная тупость; на этом фоне возникают порывистость, непоседливость. Отмечаются повышенная возбудимость понижение тормозных процессов, склонность к аффективным вспышкам. Выражение лица отражает эмоциональное состояние больного. Мимика изменяется в связи с выраженными гиперкинезами лица, вызывающими гримасничанье, подергивание носом, сопение, всхлипывания, вытягивание губ трубочкой. Нарушается артикуляция, речь прерывистая, голос глухой.

При миопатиях нарушение мимики проявляется в виде характерного признака (лицо миопата): отсутствие морщин, плохое смыкание век, слабость круговой мышцы рта, выпячивание губ. Из-за слабости мышц невозможны свист, надувание щек, смыкание губ. Речь становится нечеткой, смазанной, больные плохо произносят губные звуки. На лице сглаживаются складки кожи, и больные выглядят моложе своих лет. При хронической прогрессирующей офтальмоплегии лицо приобретает особый вид из-за птоза обоих век. Обычно верхние веки опущены, иногда до уровня зрачков, брови подняты кверху, на лбу из-за сокращения мышц выступают поперечные складки. Выражение лица изменяется и напоминает лицо засыпающего человека. При выраженной офтальмоплегии движения глазных яблок отсутствуют, веки опущены и больной может следить за движением предметов, поворачивая голову в сторону и вверх. Выражение лица изменяется, лицо бывает нахмуренным, иногда пробегает

улыбка при которой, как и при плаче, рот широко растягивается и у глаз образуются мелкие морщинки. Наблюдается недостаточна сосредоточенность внимания и безразличие из-за снижения

‘ аЛЭмоции влияют на течение заболеваний. Продолжительность жизни больных раком больше у тех, кто не знает о своей болезни и спокойнее относится к своему заболеванию, и короче у больных, ко торые знают о болезни и волнуются, тяжело переживая свои страда ния. Эти данные позволили Клоперу определять прогноз продолжительности жизни у больных раком.

С эмоциональной сферой связаны так называемые иатрогенные заболевания (от греческих слов «иатрос» - врач, «геннас» - произвожу). У больных могут возникнуть страх, боли в сердце после неудачно сказанного слова врача. Некоторые больные с неврогенными заболеваниями, ознакомившись случайно с медицинской Документацией начинают создавать у себя ложное впечатление болезн, эмоционально переживают и заболевают неврозом. Поэтому всегда надо предупреждать возможность иатрогении.

Большое значение имеют слова врача, и на этом построен большой раздел психотерапевтического воздействия Современные достижения науки позволяют вести решительную борьбу с «ирраци нальным» в патологии, раскрывать причинно-следственные связи в этиологии болезней и объяснять закономерности возникновения развития болезней с учетом расстройств эмоциональной сферы. l.to- ит задача о разработке нейрофизиологических и биохимического аспектов эмоций с целью тренировки нервных функции преодоления отрицательного действия на организм эмоциональных реакции и выработки путей профилактики нейрогенных заболевании.

Большинство людей совершенно недооценивают роль жестов и мимики в общении, уделяя больше внимания словам. Однако, именно основываясь на невербальных сигналах, создаётся первое впечатление о собеседнике. Оно же впоследствии запоминается на очень долгое время.

Фанатики красочны, а человечеству приятнее видеть жесты,
нежели выслушивать доводы.
Фридрих Вильгельм Ницше

Жесты, как невербальное средство общения

Действия и различные жесты, которыми мы сопровождаем нашу речь, вносят значительный вклад в наше выступление.

Они помогают или, наоборот, отвлекают слушателей от разговора. Даже полное отсутствие жестов тоже несёт определённую информацию.

В любом случае невербальная речь очень многое может рассказать о нас, как ораторах.

Рукопожатие

Обращая внимание на действия и поступки, которые люди делают неосознанно, можно многое о них узнать. Например, рукопожатие .

Совершая это действие, человек не задумывается, как именно он это делает. Очень часто из-за этого рукопожатие получается неправильным.

  • Если оно неуверенное и вялое , то это наверняка вызовет у собеседника мысль, что не вы здесь авторитет .
    Также нельзя переусердствовать, сжимая руку собеседника, словно клещами . Такой жест можно воспринять, как желание навязать свою волю .

Не контролируемые прикосновения

Существуют различные, не контролируемые сознанием жесты, такие как ерзанье на стуле , прикосновение к лицу , волосам .

Они свидетельствуют о вашей взволнованности и даже лукавости.

  • Когда причёску поправляет женщина , это воспринимается как сексуальный жест , символизирующий «прихорашивание».
    Всякие прикосновения ко лбу, носу, рту на языке жестов расценивается как неправда . Бессознательно вы пытаетесь нейтрализовать ложь, которую говорите, тем самым пытаясь закрыть самому себе рот.

Почему жесты необходимо распознавать

Все люди периодически врут. Вот почему так важно умение расшифровывать действия, которые не контролируются сознанием.

Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика. Многие психологи убеждены, что лгуна всегда можно распознать, как бы он ни старался скрыть свою ложь. Его выдаст несогласованность между тем, что он говорит и тем, что делает.

Руки нам все расскажут о собеседнике

Стоит обращать внимание на симметрию :
  • Когда человек жестикулирует одной рукой , выглядит это неестественно . Поэтому необходимо использовать обе руки попеременно или в равной мере.
    Скрещивание рук во время разговора, наталкивает ваших собеседников на мысль, что вы демонстрируете свой скепсис либо не верите своим же словам.

Видео: Интересные факты о жестах. Язык жестов

Осанка

О многом может рассказать осанка:
  • Сутулых , сгорбленных людей всегда принимают за неуверенных в себе или апатичных. Таких людей считают нервными или нездоровыми.

Часы

Постоянно поглядывая на часы, вы можете разозлить собеседника . Этот жест нужно делать как можно незаметней или вовсе от него отказаться .

Роль языка жестов и мимики при невербальном общении

Язык жестов необходим не только в общении. Он помогает менять собственный подход ко многим вещам. Так как выразительность языка жестов достаточно высокая, то использовать его следует крайне осторожно.

Элементы невербальной коммуникации многозначны, следовательно, и толковать их нужно только исходя из контекста определённой ситуации.

Однако нельзя безоговорочно доверять исключительно бессознательному поведению. Необходимо воспринимать информацию в комплексе, совмещая невербальную информацию с вербальной. Имея уже определённые знания о конкретных человеческих жестах, можно лишь основываться на них.

Необходимо развивать наблюдательность , так как она помогает собрать как можно больше сведений о людях, с которыми приходится общаться.

Умение слушать - отличный навык . Интонация и звучание голоса имеют не меньшее значение, чем сам смысл слов.

Следим за собой

Собственным бессознательным поступкам также нужно уделять внимание.

Подмечая исходящие от нас сигналы, нужно отмечать нашу реакцию на происходящее, запоминать изменение голоса, положение тела, жесты.

Необходимо учитывать внутренние сигналы, которые ощущаем мы. К таковым относится нервная дрожь, оповещающая о возбуждении или, например, головная боль, предупреждающая о стрессе.

Заключение

Язык жестов используют и для того, чтобы объяснить поведение людей, и для достижения успеха в жизни. Научившись правильно интерпретировать различные поступки и действия можно помочь как самому себе, так и другим.

Ведь если правильно расшифровать бессознательные сигналы , которые поступают к нам от других людей, можно постичь скрытые их мотивы .



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные