Растительные мотивы в искусстве одежда жителей цветочного. Стилизация растительных мотивов при выполнении художественного панно 'Цветы'. Существуют четыре вида орнаментов

Изображение растительных мотивов. Бесчастнов Н.П.

М.: 2008 - 175 с.

В учебном пособии рассмотрены основы теории, методики и практики изображения растительных мотивов применительно к задачам специального обучения художников текстильной и легкой промышленности. Богатый иллюстративный материал демонстрирует разнообразную технику изображения растений и растительных мотивов.Пособие адресовано студентам вузов, готовящих художников для текстильной и легкой промышленности, а также всем, кто интересуется декоративно-прикладным искусством.

Формат: pdf

Размер: 23 ,7 Мб

Скачать: yandex.disk

Содержание
Предисловие 3
Введение 4
Глава 1. Изображение растений в истории художественно-промышленного образования 8
1. Изображения растений в орнаментах с древних времен до конца XVIII в 8
2. Рисование растений в европейском художественно-промышленном образовании в XIX - начале XX в 18
Глава 2. Теория изображения растений для текстильного рисунка 31
1. Функция изображений растений в текстильных изделиях 31
2. Растительный орнамент и форма текстильного изделия 32
3. Типология растительных орнаментов 36
Глава 3. Научные положения изображения растений и растительных орнаментальных мотивов 47
1. Систематика растений 47
2. Строение высших растений 58
3. Симметрия и асимметрия в строении высших растений и в их изображениях 66
4. Цельность в изображениях растительных мотивов 74
5. Ритмическая основа изображений растительных мотивов 77
6. Пластические свойства изображений растительных мотивов 80
7. Геометрия пространственных построений изображения растений на плоскости 82
8. Светотень в изображении растений 87
Глава 4. Методика изображения растительных мотивов 89
1. Аналитические изображения 89
2. Образно-эмоциональные изображения 94
3. Орнаментально-пластические изображения 104
4. Практические советы по изображению растений 118
Глава 5. Растительные мотивы в европейском текстильном орнаменте 126
1. Цветы и плоды в барокко и рококо 127
2. Гирлянды и венки классицизма и ампира 137
3. В стране березового ситца 148
4. Мотив извивающегося листа 155
5. Растительные узоры на тканях XX в 163
Заключение 171
Литература 172

В учебном процессе студенты, специализирующиеся по художественному проектированию текстильных изделий с растительными мотивами, работают в следующих курсах: «Рисунок», «Спецрисунок», «Живопись», «Декоративная живопись», «Основы композиции» с летней практикой на пленэре, «Специальная композиция». Задания каждого курса акцентируют внимание на своих вопросах обучения, охватывая тем самым все возможные виды творческой работы над изображением растений. Эти задания можно разделить на две группы. В одной разбираются основные теоретические и практические аспекты изучения и изображения растительных мотивов художниками прикладного искусства, в другой преобладает постановка специальных вопросов, тесно увязанных с законами построения текстильных композиций. Данное учебное пособие, предназначенное в основном для использования в курсах «Рисунок» и «Спецрисунок» и на летней пленэрной практике, принадлежит к первой группе заданий.

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Томторская средняя общеобразовательная школа им.Н.М.Заболоцкого» Оймяконского района

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве

с.Томтор, 2015 г.

ВВЕДЕНИЕ

Метод художественной стилизации в русской культуре впервые был широко использован членами Мамонтовского кружка в конце XIX века. Как учебная дисциплина предмет «Стилизация» был привнесен в Строгановское училище непревзойденным мастером этого метода - М.А. Врубелем, который в 1898 году был приглашен для преподавания новых предметов - «Стилизация растений» и «Упражнения в стилизации» . С тех пор этот курс входит в учебные программы художественных учебных заведений, являясь частью курса композиции.

Мотивы, элементы орнамента, которые используются для украшения, являются предметомстилизации . Термин «стилизация», по определению в БРЭ, трактуется как «декоративное обобщение форм с помощью ряда условных приемов, упрощения и обобщения рисунка и абриса, объемных и цветовых отношений». В декоративном искусстве стилизация - закономерный способ ритмической организации целого, наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В станковое искусство стилизация вносит черты повышенной декоративности. Другое значение стилизации - намеренная имитация художественного стиля - характерно для искусства и культуры определенной социальной среды, удожественного течения, жанра, автора и т. д. Часто встречается стилизация, использующая формы прошлого, стилизация современных форм в дизайне и прикладном искусстве. Например, во второй половине XVII и первой половине XVIII в. в Европе были популярны восточные стилизации, особенно под Китай и Японию (росписи тарелок в японском стиле, точное воспроизведение форм, силуэтов и пропорций сосудов, характерных для Китая и Японии). Яркий образец восточных стилизаций в нашей стране - китайский дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором А. Ринальди для Екатерины II в 1762-1768 гг. Другая сфера стилизации - парковое искусство - павильоны, мостики, беседки в «китайском стиле». В России в 1890-1900 гг. результатом пристального внимания к народной культуре стали стилизации в русском стиле в архитектуре (наиболее известные - теремок в Талашкине, здание Исторического музея в Москве), появление стилизованной мебели и целых интерьеров в «русском стиле».

Декоративное искусство использует мотивы или элементы, почерпнутые из фауны, флоры, подсказанные очертаниями геометрических фигур или окружающих предметов. Художник отбирает эти мотивы сообразно с определенной декоративной системой и распределяет декор в зависимости от украшаемой поверхности и желаемого эффекта.

История декоративно-прикладного искусства показывает, что мотивы природы - преобразованный животный и растительный мир, мы находим в различных видах декоративного искусства: вышивке, росписях, текстильном и резном орнаменте. При этом мотивы природы в зависимости от национальных традиций, особенностей развития производства, сложившихся эстетических и художественных взглядов могут сильно изменяться.

Орнаментальные мотивы могут быть приближены к реалистическому изображению или быть сильно стилизованными.

Первой, начальной стадией осмысления природных мотивов, первой творческой фиксацией являются натурные зарисовки, в основе своей уже подчеркивающие и заостряющие характерные признаки.

Выполняя зарисовки природных форм, надо не слепо копировать природу, а изучать, находить в натуре мотивы и формы, способные пробудить творческое воображение и игру фантазии, что послужит толчком к созданию художественного произведения.

Психологи, занимающиеся изучением творческой деятельности в области искусства, особое значение придают подготовительному процессу, за которым следует период вынашивания и обработки творческих идей .

Любой творческий процесс всегда связан с определенными художественными обобщениями, абстрагированием, выявлением общих признаков, свойств предметов. Художественное обобщение, в свою очередь, может идти по пути изобразительному и неизобразительному, опосредованному, через эмоциональные ассоциации. Изобразительный путь обобщения характерен для тех случаев, когда конкретно-предметный образ природного мотива сохраняется в натурной зарисовке несмотря на большую или меньшую условность изображения. Неизобразительный путь художественного обобщения требует от художника способности к абстрагированию и ассоциативному мышлению.

Очень часто природные формы подвергаются активной переработке, что приводит к утрате изобразительных черт и превращению в условный орнаментальный образ, то есть к абстрактным сочетаниям ритмически организованных линий, пятен, форм. Но и в этом случае орнаментальный образ должен иметь хотя бы отдаленное сходство с первоисточником в части пластических и структурных особенностей.

При работе над зарисовками природных форм необходимо выбрать нужные объекты, наиболее удачную точку зрения, а в некоторых случаях, например, вскрыть, разрезать плод надвое для выявления наиболее характерных пластических свойств, выявить главное, отбросить все случайное, второстепенное, вычленить отдельные формы и группировку частей целого. Таким образом происходит видоизменение природного мотива, выявляются условные декоративные качества, что усиливает его эмоциональное воздействие.

Трансформация природных мотивов в орнаментальные и декоративные преследует прежде всего эстетические цели,нонемаловажным является и то, что мотив необходимо сделать удобным для выполнения в той или иной технике и материале. Так, один материал требует декора с преобладанием линейного рисунка (например, декоративная кованая решетка, техника филиграни), другой- объемного (керамика) или рельефного (резьба) и т. д.

Таким образом, стилизация - это видоизменение, переработка природного мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой - сделать мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника.

Границы стилизации находятся в пределах между точным воспроизведением формы и крайней степенью ее упрощения. Например, товарные знаки, знаки дорожные, имеют, как правило, очень лаконичную форму, что позволяет их острее воспринимать и надолго запоминать, не очень привлекательный образ новым, в котором акцентируются главные, характерные и узнаваемые черты, основные пропорции и силуэт.

Кроме того, художнику приходится считаться с местом, обрамлением, ограничивающим поле его работы, вынуждающим подчас видоизменять какие-либо элементы декоративного мотива.

Творческий процесс работы над зарисовками природных мотивов - это сложный процесс переосмысления художником природы, процесс сугубо внутреннего, индивидуального восприятия.

Художник создает свой новый фантастический мир, которого нет в действительности, но все в нем имеет свой прообраз в окружающей нас природе .

Таким образом, в процессе стилизации важно:

- отобрать существенные характеристики;

- использовать прием гиперболизации (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) отдельных элементов;

Отказаться от второстепенных, маловыразительных деталей;

Создать органическое единство орнамента и пластической формы.

Разработка орнаментального мотива может основываться не только на характеристиках природной формы, но и в значительной степени на представлении художника, его интуиции, воображении и фантазии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Большинство практических заданий выполняются в графике, так как она больше способствует развитию аналитического мышления, освоению методики выполнения стилизованных изображений.

Задание 1. ПРИРОДНЫЕ ТЕКСТУРЫ

Мотивы природы могут представлять самостоятельную художественную ценность, необходимо только научиться видеть орнаментальность в самых простых объектах. Студентам предлагается выбрать наиболее доступные для изучения и зарисовок формы органического и неорганического мира: раковины, камни, кристаллы, листья растений, древесная кора, перья птиц, кожа и т.д. (по необходимости можно пользоваться лупой или микроскопом).

Важным является внимательное изучение и акцентирование внимания на декоративных свойствах выбранных изображаемых объектов. Затем необходимо выбрать для каждой текстуры наиболее подходящие графические приемы: пуантель, штриховка, линия, пятно или сочетания этих приемов. На основе природных текстур организовать орнаментальные структуры. Расположить на формате АЗ в квадратах 7х7 см четыре изображения текстур и четыре изображения орнаментальных структур. Материал: черная тушь, перо (рис. 1-3).

Рис. 1. Зарисовки природных текстур

Рис. 2.

Задание 2. СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ

Растительные формы

С помощью графических выразительных средств выполнить стилизованные изображения объектов растительного мира трав, цветов, ягод, листьев, поперечных срезов овощей, фруктов, деревьев и т.д. Сначала необходимо сделать зарисовки с натуры, выбрав наиболее удачную точку зрения. Зарисовки можно делать и с горшечных растений и сухих трав. При зарисовке обращать внимание на изучение структуры цветка, расположение и форму лепестков, листьев, их орнаментацию, на возможную гиперболизацию отдельных элементов, представляющих особый интерес в данном растении, на группировки, форму и орнаментацию листьев и декоративность растения в целом, а также выявление больших, средних и малых форм. Необходимо найти интересный ритмический строй выбранного растительного мотива. При этом можно изменять число изображаемых элементов, их размеры, расстояния между ними, наклоны, повороты (например, число листьев, цветов или плодов на ветке, их размеры).

Для придания выразительности пластическим свойствам природного мотива можно изменять пропорции отдельных элементов (удлинять или укорачивать их), деформировать саму форму. В процессе работы обратить внимание на выбор графических выразительных средств для трактовки природного мотива. Так, при линеарной трактовке использование тонких линий одинаковой толщины возможно в рисунках, тонких по орнаментике, небольшого масштаба. Толстые линии придают рисунку напряженность, активность. Рисунок с использованием линий разной толщины обладает большими изобразительными и выразительными возможностями. В том случае, когда необходимо добиться выразительности силуэта, используется пятновая трактовка мотивов. В линеарно-пятновой трактовке необходимо организовать пятна по силуэту и ритму, а линии связать с ритмом пятен в целостный графический образ. Таким образом, растительные формы могут трактоваться достаточно реалистично, условно или со свободной орнаментальной разработкой. Формат АЗ. .Материал: черная тушь, гуашь.

Рис. 3. Организованные природные формы.

Задание 3. СТИЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НАСЕКОМЫХ

Стилизация изображений насекомых бабочек, жуков, стрекоз и т.д. Бабочки, стрекозы и жучки очень выразительны по силуэту, не говоря о богатстве цвета и разнообразии орнамента крыльев и туловища. Задание выполняется в графике и технике аппликации. Для выполнения аппликации можно использовать бумагу, окрашенную в простые и сложные цвета разной степени насыщенности и светлоты. Ставится задача предельного обобщения и лаконизма изображения насекомого, что приводит к плоскостному решению. Усиления декоративности можно добиться за счет условной разработки форм простыми геометрическими элементами.

В этом задании необходимо уделить особое внимание работе с цветом. Цветовое решение должно быть условным и декоративным. Стилизованные изображения бабочек можно представить в виде эскиза ювелирного украшения, например, брошь или кулон в технике филиграни (графическое решение) или перегородчатой эмали (работа с цветом), или представить в виде орнаментальной структуры. Формат АЗ. Материал: тушь, гуашь, цветная бумага (рис. 10-13).

Рис. 4. Натуральные зарисовки растений.

Рис. 6.

Рис. 7.

Рис. 8. Использование линий разной толщины.

Задание 4. СТИЛИЗАЦИЯ ФОРМ ЖИВОТНОГО МИРА

Стилизация изображений животных, птиц, рыб имеет некоторые особенности. Пластически преобразовывать можно очертания формы. Возможно утрирование деталей, нарушение пропорций для создания выразительного силуэта, упрощение формы о простой геометрической (прием условной геометризации формы), отличие от растительных форм возможности трансформации животных форм имеют определенные пределы, например, несмотря а различные преобразования, птица должна оставаться птицей, но го может быть не какая-то конкретная птица (ворона или цапля), а птица вообще, с набором типичных признаков - клювом, крыльями, хвостом.

Другая возможность стилизации - этостилизация внутренней орнаментации, т.е природной окраски и рисунка, ведь очертания перьев птиц, чешуя рыб, кожный покров других животных, представляет богатые возможности для орнаментации, необходимо только суметь выявить орнаментальную структуру поверхности.

При трансформации мотивов животного мира в орнаментальные (или декоративные) целесообразно объемную пространственную форму в большинстве случаев преобразовывать в плоскостную, для этого следуют избегать сложных ракурсов, перспективных сокращений, а животное или птицу изображать в самом информативном повороте.

При стилизации форм животного мира ставится задача предельного упрощения изобразительной формы в целом, приближения ее к простой геометрической форме (геометризация формы). Безусловно, что одни звери имеют более декоративный силуэт и характер поверхности, чем другие (например, жираф или зебра). Важно найти приемы, которые помогли бы вписать их формы композиционный строй условно плоского изображения. Более декоративной и интересной формы можно добиться гиперболизацией мотива или отдельных его элементов. У животных, например, в декоративном изображении можно увеличивать отдельные части тела: голову, глаза, уши, лапы, хвосты. С помощью гиперболизации выявляются самые интересные орнаментальные особенности животного, птицы или рыбы. Необходимо подчеркнуть пластическую характеристику формы.

Один мотив выполняется пятном, не расчлененным на части акцент делается на выразительном силуэте (рис. 14).

Для другого мотива можно выбрать линеарное решение контурная линия может быть одной толщины, а может быть и более свободной, живописной, или может представлять собой ряд мелких точек, штрихов, мазков (рис. 15).

В третьем мотиве акцент сделать на орнаментальной разработке формы (рис. 16-17). При переработке силуэта и орнамента животного или птицы необходимо стараться, чтобы доминировал дин из них. При выразительном силуэте орнамент может быть более сложным, или сам орнамент может читаться более четко, чем силуэт животного или птицы.

В декоративном искусстве правдивость в изображении может сочетаться с элементами мифическими. В результате мотивы приобретают черты сказочности, фантастичности. Выполнить изображения на формате АЗ. Материал: тушь, гуашь.

Рис. 9. Линеарная и пятновая трактовка мотивов.

Рис. 10. Геометризация форм.

Рис.13. Орнамент из стилизованных мотивов.

Рис. 14. Силуэт.

Задание 5. СТИЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ФОРМ

Декоративный натюрморт

В качестве мотивов могут использоваться не только формы флоры и фауны, но и предметные формы. При выполнении этого задания большую роль играет преобразование пространственной среды в плоскостную, сознательный отказ от передачи пространственных характеристик и перспективных сокращений, передачи объема. Предметы, составляющие натюрморт, могут более активно переосмысливаться и трансформироваться художником, поскольку предметы в натюрморте психологически легче видоизменять по сравнению с объектами растительного и животного мира. Предметы в декоративном натюрморте могут менять размеры, крупные можно сделать мелкими и, наоборот, можно, произвольно изменять количественный состав предметов, вводить новые, можно изменять место расположения, форму, цвет, то есть необходимо творчески интерпретировать и трансформировать предметы. Декоративности будет способствовать условно-плоский характер изображения, поэтому один из вариантов работы над натюрмортом предусматривает аппликативную трактовку. Другой вариант - разработка натюрморта в графике.

Каждая композиция выполняется в размере не более 15 см по большой стороне. Материал: черная тушь, гуашь (рис. 18-20).

Рис. 15. Линеарная трактовка мотивов.

Рис. 17. Линеарная и пятновая трактовка мотивов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных

изделий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

2. Московская школа дизайна: Опыт подготовки дизайнеров в МВХПУ.

М.:ВНИИТЭ,1991.

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 2002.

4. Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы. / Сост.

В.Н.Козлов, Т.А.Журавлева, С.А.Малахова, М.Сильвицки: Учебное

пособие. - М.: Московский текстильный институт, 1980.

5. Художественное оформление текстильных изделий. / С.А.Малахова,

Т.А.Журавлева, В.Н.Козлов и др. - М.: Легпромбытиздат, 1988.

6. Чернышев О.В. Формальная композиция. - Минск: Харвест, 1999.

В качестве иллюстраций использованы работы студентов Намского педагогического колледжа технологии и дизайна Республики Саха (Якутия).

Орнаментальное начало, подчинявшее своим ритмам все элементы композиции, превалировало в изобразительном ряду витража стиля модерн. Как мы можем заметить, круг мотивов - материал из органической природы: животные, птицы, листья, деревья, цветы, используемый стилем, наиболее естественно могут найти себе место именно в орнаменте.

В равной степени в стилистике модерна существовали всевозможные типы орнаментального декора, от простого до самого сложного. Удивительно тонкие и законченные орнаментальные композиции притягивали взгляд зрителя и придавали очарование предмету, для которого были задуманы.

При всем многообразии орнаментальных вариаций, которые целиком и полностью зависели от воли и фантазии художника, стиль модерн сохранял единую идеологическую направленность и художественную целостность.

Искусство, явив свету художников - романтиков, которые обращались к мифологическим образам, мотивам средневековья, поначалу лишь прославляя красоту и естественность природы, постепенно все больше приобретало мистическую направленность, пытаясь установить связь видимых явлений с идеальными представлениями, незримой реальностью. Новый виток развития получил язык знаков, символов.

В орнамент символ пришел из всей художественной культуры рубежа столетий. Декоративная сущность орнаментального узора как бы отошла на второй план, благодаря символизму появилась новая семантика. Новую семантику мог дать только символический образ, условный знак действительности, а не фрагмент, взятый прямо из реальности. Фигура, предмет, фрагмент предмета превратились в пластический символ, в пластическую метафору. Так, к примеру, один из ведущих мастеров стиля, Ф. Шехтель тонко чувствовал новое место, которое занял орнамент, часто имевший формообразующее значение и игравший важную роль в чувственном восприятии художественных произведений, выражая напряжение или слабость, подъём или спад.

Линия в орнаменте этой эпохи старалась вести главную тему, являлась той важной частицей, которая служит основой для будущего облика предмета. Фактически стиль модерн дал возможность заново оценить важность орнамента и определить его место во всех видах искусства.

Те или иные элементы, согласно новому художественному направлению, могли быть с легкостью перенесены с одних предметов на другие. В то же время, однотипным орнаментальным мотивам в стиле модерн не было места. В каждом новом случае узор приобретал иное звучание и пластическую выразительность. Не смотря на то, что огромное значение художниками придавалось восточным мотивам, традиционные и известные всей европе элементы были неузнаваемо изменены. Цветки персика, гвоздики, вишни, стебли бамбука -- все это было переработано и приобрело новое звучание. Стилизованные природные формы применялись как самостоятельный декоративный элемент и использовались с тем условием, чтобы создавалось впечатление любования их неповторимой красотой - цветом, формой, структурой.

Растительный мир становится предметом специального внимания художников, графиков, мастеров прикладного искусства. В данном случае мы имеем дело не с традиционным анималистическим жанром, которого не найдешь в модерне, не с традиционным пейзажем или натюрмортом. Художника интересует не природа в целом, а отдельные ее части или предметы: цветок, лист, стебель. Все эти "персонажи" выступают не в обычном окружении, не в естественной среде, а самостоятельно. Как изолированный предмет или как предмет, условия существования которого не занимают художника. 7*

Разнообразные цветы и растительные мотивы были излюбленными сюжетами для изображения на стёклах, в основном такими являлись экзотические растения с мягко изогнутыми стеблями, выразительным силуэтом, прихотливо извивающимися и ассиметричными контурами: причудливые цветы, морские редкости, волны в полной мере присутствуют в витражах. Бессчетное количество раз мы можем встретить мотивы ирисов, маков, кувшинок, лилий, ягод, шишек и многие другие растительные формы. Все это встречается в работах ведущих мастеров: Эмиля Люксфера и Арсена Хербиниера «Весенние цветы», окно «Маки» художника Пиццагалли, витраж «Кувшинки» Арнольда Лионгрюна и похожих «Кувшинках» Вильгельма Мевеса, «цветочных» окнах Вильгельма Хааса, бесподобных витражах с кувшинками и маками А. Хренова в доходном доме на Знаменской (С.-Петербург) ил. №, а также незабываемых композициях Л.К. Тиффани «Цветущие магнолии и ирисы», «Клематисы на шпалере», «Четыре времени года. Весна. Лето», «Пейзаж с озером и ирисами». ил. с по

Ирис

В большинстве случаев фигурировал в орнаментальных обрамлениях центральных больших стекол, и в живописных сюжетах оконных витражей ирис, который чаще всего встречается в орнаментах из переплетения геометрических и растительных мотивов. Этот цветок стал эмблемой модерна. Сочетание строгих прямых линий его листьев и стеблей с плавностью абриса цветка, а также сдержанная цветовая гамма цветов полностью совпадала с концепцией нового стиля. Он изображен на фасаде дома Ф. Шехтеля, его любил М. Врубель, о нем слагал стихи А. Блок, ему посвящали романсы. Ирис в высшей степени достоин своей славы. В Европе ирис символизирует доверие, мудрость и надежду. Ирисы стали появляться не только в витражном искусстве но и: в росписях на вазах, веерах, ширмах, на открытках и картинках.

В большинстве витражных композиций, ирис изображен могущественно, словно король сидящий на троне, в окружении своих слуг незабудок, таков например витраж в Столичном шоколадном доме на Шелковичной ил. №

или витражное окно в Белом зале здания Санкт - Петербурга ил. №

В работе Тиффани (США)"Цветущие магнолии и ирисы" 1905г. ил №

этот цветок, заполняя всю нижнюю "земную" часть витражной композиции олицетворяет, на мой взгляд, сплоченность, дружную семью, не падающую духом, ждущую, что там за горами есть много прекрасного.

Рассмотрев иллюстрации, с изображением этого прекрасного цветка, можно сказать, что он может выступать в роли единственного героя основной композиции витража, так и ее дополнением.

Роза

Иную символическую нагрузку нес цветок розы. Воспринимаемая как цветок Венеры, роза служила символом самого прекрасного в жизни человека -- любви, красоты и счастья. Этот прекрасный цветок мы можем встретить в работах: Джованни Бельтрами (Италия)витраж "Павлины"1900г. ил. №

Жак Грюбе, (Франция) витраж "Розы и чайки" 1905г. ил. №

Особняк Каса Навас, Реус витраж на лестнице (Испания) ил. №

Жак Грюбе (Нидерланды) витраж ле - роз 1906г.) ил. №

Витраж Шапель. Модерн ил. №

Во многих витражных композициях, розы - спускались гирляндами по окну из-под самого потолка наподобие прозрачных занавесей

Нередко для большой композиции художник использовал образ Дерева, символизирующего вечную райскую жизнь. Подсолнух как цветок наиболее адекватный образу солнца отождествлялся с красотой и праздничностью жизни.

Модерн превратил незатейливые геометрические узоры в настоящее буйство форм, цветов, линий, и привнес в стекольное искусство даже большие сюжетные сцены.

Северная природа заставляла грезить о тропиках - и вот появлялись окна с изображением пышных пальмовых листьев и бамбука, неожиданно и экзотично "выраставших" в серых сумрачных парадных. Но чаще всего в стекле запечатлевались привычные и любимые цветы, своими яркими витражными красками услаждавшие глаз прохожего.

Кувшинки и кубышки, выполненные из неравномерно окрашенного "опалового" стекла, играли на свету, словно в бликах на воде своих родных озёр.

Благородные лилии поднимались перед глазами по стеклу окна в окружении торжественных лент и гирлянд.

Алые маки витражей манили в страну грёз - эти цветы в Серебряном веке русской культуры символизировали волшебный сон.

Конечно, чаще всего делались витражи с собирательными образами растений - милых полевых цветов, вьюнков, цветов плодовых деревьев. Или просто в виде стилизованных цветков в духе детских рисунков: маленькое стеклянное полушарие (кабошон) в центре, а вокруг симметричные округлые лепестки.

Мастер стихийной, спонтанной линии, московский зодчий Ф. Шехтель одним из первых отошел от узнаваемо конкретной орнаментики природных форм и обратился к абстрактному ритмически организованному орнаменту линий и цветных пятен.

Геометрический мир кристаллов, камней, минералов подчас оказывается прообразом для мастеров позднего модерна. Но здесь геометризм выступает в более осложненной форме и приобретает «природный характер». Более поздние работы, такие как витраж Л. Кекушева в особняке И.А. Миндовского, витраж в банкетном зале гостиницы «Метрополь» В.Валькота, витражи холла второго этажа и столовой Охотничьего замка Мокрхейде или витраж жилого дома на Виноградском проспекте в Праге являются яркими образцами этой тенденции.

Круг мотивов, используемый стилем, вряд ли дает полный приоритет изобразительного искусства перед орнаментом; здесь мы имеем дело с такими предметами, которые наиболее естественно могут найти себе место именно в орнаменте. Повторюсь еще раз, это материал из органической природы: животные, птицы, листья, деревья, цветы.

Даже простая линия, комбинация линий, не имеющая за собой какого - либо реального предметного прообраза, но часто составляющая основу орнаментального узора, обрела образный смысл.

Линейная комбинация могла создавать впечатление напряжения или расслабленности, подъема или увядания.

Даже в геометрические мотивы модерн умеет привнести свойствен-ные ему черты беспокойного на-пряжения. Правильные окружности помещаются одна в другую сбивая привычную симмет-рию. Нарушается регулярность в сетке треугольников или квад-ратов, они будто неравномерно, рывками захватывают поверхность. ил.№ симмет-рию

Декоративный витраж с растительными и геометрическими композициями был неотъемлемым атрибутом архитектуры модерна, в том числе и в России, не отстававшей на рубеже XIX-XX веков от других стран. Особняки и большие доходные дома для жильцов разного достатка, банки, вокзалы и другие общественные сооружения были немыслимы без витражей.

Большинство историков искусства, изучавших стиль модерн, придерживаются мнения о значительной роли орнамента в сложении и развитии стиля. Мадсен называет орнамент "символической структурой", придавая этому виду образного мышления сугубо содержательное значение. 8*

Цветы - символ весны, олицетворение самого светлого и чистого на земле, воспевались еще в седой древности. Радоваться и удивляться цветам всегда умели художники. В Древнем Египте колонны храмов делали в виде пучков лотоса или папируса, а капители - в форме готовых раскрашенных бутонов. Старинные китайские и японские свитки донесли до наших дней живые краски пионов, глициний, лилий. Не будь цветов, бесконечно обеднело бы декоративно-прикладное искусство. (Приложение 6, рис. 1, 2)

Русское искусство неоднократно обращалось к цветочным мотивам. К этой теме обращались художники разных творческих устремлений. Так, И.И. Левитан, являясь преимущественно художником пейзажистом уделил внимание цветочному натюрморту.

В композициях мастера были распространены постановки, состоявшие из большого количества цветов. Левитан придавал писанию цветов большое значение в овладении цветом и цветовыми отношениями. Композиция «Весна. Белая сирень» интересна с точки зрения техники и цветового решения. Пастель с ее бархатистостью фактуры и в особенности методом прокладки больших цветовых плоскостей, по которым сверху штрихами карандаша наносится как бы лессировочно другой цвет, - эта техника облегчала Левитану обобщение форм и их увязку между собой. Этим достигалось более натюрмортное и декоративное решение мотива букета цветов сирени в горшке. Все это в еще более развитом виде находим в натюрмортах «Букет васильков» и «Колеус». (Приложение 7, рис.1,2)

В России в 90-е гг. XIX в. многие художники К. Коровин, З.Е. Серебрякова, В.А. Серов, А.Я. Головин, Н.Э. Грабарь обращались к цветочным мотивам. Эти художники создают натюрморты для специального анализа цвета, формы, декоративности композиции, ритма; появляется плоскостность в живописных решениях.

Побудительным мотивом для К. Коровина к созданию произведений всегда являлась конкретная реальность, в каждый миг новая, изменчивая. Потому, например, розы, написанные в разное время -- «Цветы и фрукты», «Розы и фиалки», «Розы», «Натюрморт. Розы», каждый раз несут в себе отражение неповторимости момента, нового настроения. Но всегда это у мастера -- прославление радости, многоцветия, богатства земной жизни. Полотно «Цветы и фрукты», искрящееся солнцем в каждом своем сантиметре, -- подлинный шедевр русского импрессионизма . (Приложение 7, рис. 3)

К теме натюрморта обращается и мастер театрально-декорационного искусства А. Головин. В его натюрмортах «Фарфор и цветы», «Девочка и фарфор», «Натюрморт. Флоксы», проявился характерный почерк мастера - графичность, четкая контурность, плоскостная узорчатость, изысканная раскрашенность изображения. Мазок нарочито линеарен. В этой декоративной манере, отмеченной влиянием модерна, были решены напоминавшие гобелены цветочные композиции.

Натюрморты Головина отличаются изысканной пышностью. В этом сказались и склонность художника к декоративности. (Приложение 8, рис. 1)

За свою долгую творческую жизнь Сарьян написал множество прекрасных полотен. Он удивительно проникновенно, лирично и правдиво передал величавую красоту и своеобразие окружающей жизни, природы. Он создал образы, полные ликующей радости, раскрыл людям мир - добрый, щедрый, солнечный.

«Многословны», пространственны и приближены к натуре натюрморты. Вместо немногих, тщательно отобранных по формам и краскам предметов, своеобразие каждого из которых подчеркнуто нейтральным фоном, как это было в «Винограде», художник заполняет холст множеством вещей, цветов, плодов, наслаждаясь этим изобилием.

Многие из работ Сарьяна относятся к вершинам его творчества, соединяя силу, энергию кисти с тонкостью и сложностью выражения. (Приложение 8, рис. 2)

Колористические поиски Сарьяна, привели художника к теме натюрморта. Этот жанр давал художнику большую свободу в обращении с формами и красками, позволяя комбинировать их в любых сочетаниях.

Лиризм и удивительная живописность свойственны натюрмортам С. Герасимова.

«Я так люблю родную землю, что мне дорого все, что с ней связано, что на ней живет и растет...» - так говорил Герасимов, и эти слова можно в равной степени отнести и к его великолепным его натюрмортам. В них легко прослеживаются традиции, лежащие в основе искусства мастера. Лучшим натюрмортам художника присуща яркая живописность. Вместе с тем нельзя не видеть прямого отличия грубоватой живописи Герасимова от поэтических творений А. Архипова или К. Коровина.

Написанные широкими фактурными мазками, натюрморты Герасимова хорошо передают сочность зеленых листьев, нарядную яркость цветов, все это - со зримой материальностью, впрочем, лишающей натуру трепетной поэтичности. К, безусловно, лучшим произведениям Герасимова следует отнести большую «картинную», «пейзажно-натюрмортную» композицию «После дождя» («Мокрая терраса»). В этой работе удачно воплотился интерес живописца к пейзажу, к натюрморту и интерьеру. Как это видно из воспоминаний сестры художника, он, буквально потрясенный видом сада после бурного, проливного дождя, написал картину «с молниеносной быстротой» - в течение трех часов.

Написанная под впечатлением, целиком захватившим ее создателя, «Мокрая терраса», однако, не кажется этюдом, фиксирующим пусть яркое, но мимолетное состояние природы. Это вполне законченная картина, отличающаяся цельностью и обобщенностью художественного образа. Ее полная динамики композиция отмечена, однако, строгой продуманностью. За столом, сдвинутым к входу на террасу, открывается глубина старого сада. Ярко блестят мокрые доски пола, тяжелые дождевые капли сверкают на сочной зелени кустов, на лепестках пионов в стеклянном кувшине, на гранях стакана, опрокинутого дождем. Тучи еще не разошлись, и поэтому все в природе, освеженной щедрым летним ливнем, окрашено в холодные и чистые серебристые тона. Сочетание холодных и звонких цветов, в которых исполнена «Мокрая терраса», позволило Герасимову выразить свой восторг перед богатством и красотой мира, создать радостное настроение, которым живописец щедро делится со зрителем. В другом натюрморте - «Розы» - можно усмотреть влияние К. Коровина, обращение Герасимова к отдельным приемам его живописи. Это чувствуется не только в выборе сюжета, но и в «углублении» пространства картины путем включения в композицию зеркала, в общей фрагментарности натюрморта.

Художник прекрасно владеет цветом -- важнейшим выразительным средством живописи, и в этом натюрморте это можно хорошо почувствовать в том, как он пишет прозрачную зелень за окном или темные плотные листья роз. А сами розы, каких только оттенков нет красного цвета нет в их изображении - от нежно-розового до густо-лилового. О том, насколько разнообразны были натюрморты живописца, свидетельствуют его картины «Дары осени, «Букет» и другие. (Приложение 8, рис. 3)

Больших успехов в области натюрморта достигли такие талантливые художники, как П. Кузнецов, М. Сарьян («Зеленый кувшин и букет», «Персидский натюрморт»), К. Петров-Водкин, П. Кончаловский («Натюрморт с красными гладиолусами»), А. Куприн («Красно-лиловый букет на розовом фоне»), И. Машков («Яблоки и груши на белом фоне», «Натюрморт с веером»), Р. Фальк.

Цвет, его выразительность, обобщенная трактовка формы - вот язык этих художников XX в. В их необычайно расширяются границ натюрморта как изобразительного жанра. В натюрморте ощущается не только специфика жизненного уклада, но и те неповторимые черты, которые присущи определенной индивидуальности.

С богатством форм и красок понятие прекрасного в натюрморте стало разнообразнее.

Цветы, казалось бы, совсем не сложно написать, но это впечатление обманчиво. Цветы помогут развивать вкус, овладеть профессиональной грамотой, дадут понимание законов формы, светотени, колорита. «Цветок нельзя писать «так себе», - говорит Кончаловский, простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как все другое». Цветы - великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В розах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в букете полевых цветов, надо разобраться как в какой-нибудь чаще лесной, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайным.

Цветы можно рисовать и писать круглый год. Зимой - комнатные, а в марте и апреле подснежники. Потом загораются желтые огни калужниц, купавнец, одуванчиков. Далеко не все отдают предпочтение роскошным розам, пышным пионам и георгинам, изысканным гладиолусам. И. Шишкин, И. Левитан, С. Поленов чаще всего изображали скромные лесные и полевые цветы - васильки, ромашки, одуванчики.

Одним нравятся огромные, пестрые букеты, другим небольшие, всего из нескольких растений.

Жизнь природы в искусстве перевоплощается в художественные образы и становится интересной не только сама по себе, но и как интерпретированное художником изображение процессов жизни, как его отношение к действительности. В этом отношении, опосредованном мировоззрением и мировосприятием личности, выражается авторское суждение о действительности, претворяется художественный замысел.

Цветы для художников - строгие экзаменаторы. По тому, как он их видит, как к ним относится, как изображает, можно судить о его отношении к людям, природе, жизни.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

На тему:

"Стилизация растительных форм в орнаменте "

Полищук Ольга Вениаминовна

Преподаватель ДХШ № 1 им. Н.П.Шлейна.

Кострома 2015 г.

" Искусство это абстракция, извлекайте ее из природы, фантазируя на ее основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате".

Поль Гоген

Содержание

1. Пояснительная записка. Понятие орнамента и его виды.

5. Конспект урока на тему: "Стилизация растительных форм в орнаменте на уроках декоративной композиции".

6. Список литературы.

7. Творческие работы учащихся ДХШ.

8. Список дипломов городских, областных, региональных, международных выставок-конкурсов.

1. Пояснительная записка

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир.

Литература об орнаменте может быть обширною. Текст во всех произведениях носит второстепенную роль. Я пришла к убеждению, что нужно рассказывать об орнаменте на уроках композиции, что давало бы ученику понятие о его главных формах. Более коснусь растительного орнамента. Я назвала свою работу " Стилизация растительных форм в орнаменте", в ней хочу показать каким образом растения можно преобразовать в художественную форму.

Известно, что природа и искусство тесно взаимосвязаны. Живопись и скульптура основаны на более или менее прямом подражании природе. Орнамент точно также основан на подражании природе и, действительно, для орнамента имеется масса первообразов в природе.

Первообразом для орнамента служат растения, животные, люди и художественные произведения человеческого труда. Каким же образом художник должен преобразовать образец, взятый из природы, в такую форму и цвет, который, в виде орнамента, мог бы соответствовать своему назначению? Что же такое орнамент в сравнении с первообразом в природе? Это есть украшение, исполненное человеческой рукой, преобразованное его фантазией.

Орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Орнаменты могут помещаться в различных местах, причем характер орнамента должен сообразовываться с характером той части объекта, которую он украшает. Таким образом, орнамент(украшение)- это узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов -растительных или животных мотивов, и предназначенный для оформления разнообразных вещей(предметов быта, мебели, одежды, оружия и т.д.), архитектурных сооружений.

В зависимости от мотивов (мотив- часть орнамента, его главный элемент), орнаменты делятся на несколько групп: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. д. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» - это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно - обобщенно. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.

Тератологический орнамент. Его мотивами являются персонажи, созданные фантазией человека, могут одновременно иметь признаки разных животных или животного и человека-русалки, кентавры, сирены.

Каллиграфический орнамент . Состоит из отдельных букв или элементов текста, иногда в сложном сочетании с геометрическими или растительными элементами.


Геральдический орнамент . В качестве мотивов используют знаки, эмблемы, гербы, элементы воинского снаряжения-щиты, оружие, флаги


Не редко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

По композиции орнаменты делят на несколько видов: в полосе(фризы), в квадрате, в круге, в треугольнике(розетты).

Существуют три типа: линейные, ячеистые, замкнутые орнаменты.

Линейные орнаменты - это орнаменты в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

Ячеистый или раппортный орнамент - это мотив, который повторяется и по вертикали и по горизонтали,это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт -это элемент орнамента, его главный мотив.



Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольник, квадрат, круг. Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

Орнамент может быть симметричным или ассиметричным .

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

Ось симметрии - воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия - средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

Ритмическое построение - это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Неравномерный ритм придает композиции динамику, а равномерный делает ее спокойной.


2.Цели и задачи методической работы и обучения стилизации на уроках декоративной композиции.

В современной России серьезную роль в обучении детей и подростков играет система дополнительного образования, главное предназначение которого- мотивация ребенка к познанию и творчеству.

В художественной школе речь идет не только о приобретении базовых знаний и навыков изобразительной грамотности, но и о развитии творческих способностей.

Занятия в художественной школе должны научить детей последовательно и грамотно вести творческую работу, развивать способности образно мыслить и уметь видеть и отражать интересное, важное, удивительное. Для этого педагог включает ряд методических приемов на наблюдение, ассоциации, эмоции, которые побуждают ребенка к определенным переживаниям. Разнообразные формы, направленные на развитие творческого потенциала ребенка. Задача педагога- сохранить качества, характерные для детей: свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность процессом изображения.

В основу всей работы должно быть положено стремление воспитать у учащихся способности не только изобразить действительность, но и выразить свое отношение к ней, то есть создать художественный образ.

Эмоциональная насыщенность занятий, на которых работают с красками и другими материалами, должна быть продуманной. Педагогу нужно воспитывать у детей чуткость к тому, какие чувства, настроения, способны выразить цвета как таковые, их градации и сочетания. Этому помогает "технология эмоционального настроя". Она предусматривает различные приемы: обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи игровых моментов, прослушивание музыки, текстов и т.д.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые разнообразные материалы помогают не допустить однообразия и скуки. Все это развивает воображение, эмоциональную отзывчивость детей, раскрывает творческие способности благодаря установлению связей между миром изображения и миром чувств и эмоций. Работы получаются разные, но у всех творческие.

По истечении многих лет педагогической практики понимаешь, что научить рисовать ребенка - это довольно увлекательный, напряженный, творческий путь. Ребенок, пришедший в школу, изначально просто горит желанием научиться: он внимателен, сосредоточен, готов к познанию, но его можно спугнуть, просто "огорошить " теорией изобразительной гра

моты, сложными понятиями и выражениями. Поэтому все зависит от учителя.

Типовые программы преподавания направлены в основном на обучение академическим принципам и задачам и не содержат материала для развития творческих способностей, не знакомят с новыми технологиями, техниками и приемами.

В современном мире школам дополнительного образования необходимо постоянно показывать высокий уровень деятельности, участие в различных конкурсах, выставках обязывает изучать новые художественные материалы, современные техники и приемы работы. Это, в свою очередь, ведет к тому, что появляется потребность перестраивать свою работу.

Методическая работа составлена с учетом тенденции в изобразительном искусстве нашего времени. Задачи методической работы:

    Расширить и обогатить знания и представления детей в области изобразительной грамоты, цвета, формы.

    Развить эстетические способности, формировать художественный вкус учащихся.

    Научиться применять метод демонстрации и прием наглядности в обучении(невозможно проводить занятия без таблиц, моделей и рисунков).

Цели и задачи обучения стилизации.

Цели:

    Художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими в процессе освоения программы стилизации, умений и навыков воплощать свои замыслы в художественные формы.

    Помощь в формировании мировоззрения ребенка, воспитании художественно-образного мышления, вкуса, восприятия красоты в природе.

    Выявление одаренных детей в области декоративной композиции их дальнейшее творческое развитие.

Задачи:

    Знакомство с приемами стилизации.

    Научиться стилизовать растительные формы разными способами.

    Научиться применять графические приемы в стилизации.

    Научиться навыкам самостоятельной работы с эскизами.

    Приобретение учащимися опыта творческой деятельности.

3. Декоративно-прикладное искусство, стилизация в орнаменте.

Художники декоративно-прикладного искусства во все времена уделяли большое внимание изучению различных форм растительного мира и их изображению на предметах быта: посуде, тканях, изделиях из дерева и другое.

Народные мастера создавали на плоскости или на объемной форме совершенно различные образы растительного мира, исходя из своего видения и сообразуясь со своим вкусом. Цветы и растения могли ими изображаться как в виде линейного рисунка, так и в виде сложной пространственной формы. Это зависело от степени стилизации природного мотива. Художник не использует мотивы природы для украшения предметов без какой либо степени стилизации. Стилизация, преобразующая реальный облик изображаемого, всегда достигается его обобщением. Цель стилизации- представить обобщенный и упрощенный образ изображаемого предмета, сделать мотив более понятным, максимально выразительным для зрителя, при этом, что важно удобным для исполнения художником. Материал, на котором будет исполнено изображение и место, отведенное для декора, заставляют художника выбирать те или иные варианты стилизации.

Растения- цветы, листья, плоды могли быть упрощенно стилизованы, переданы в натуралистической манере или их изображение могло быть усложнено. Листья изображались как масса листвы, иногда отдельно как лист папируса в Египте, лавровый и акантовый лист в Греции. Цветы были излюбленным мотивом, например, лилия в эгейском искусстве, роза в готическом, лотос и лилия в искусстве Египта, хризантема в Японии и др.

В 18 веке мастер сам придумывал изделие и сам исполнял его до последней операции. При создании орнаментального рисунка он всегда ориентировался на наглядный канонический образец. Крупные мастера эпохи Возрождения в Италии изготавливали рисунки для шпалер, тканей, керамических изделий. Изобразительные мотивы этого периода отличаются реалистичностью и праздничной цветовой гаммой.

В начале 19 века в Европе возрастает интерес к растительным мотивам. Изображение растений становится отдельной темой в искусстве. Получают широкое распространение художественно-промышленные школы. Обслуживание быстро развивающегося производства изделий, украшенных орнаментом, привело к появлению первых методов изображения различных мотивов, таких как метод "определения совершенных форм растений" и стилизация натурных зарисовок растений под орнаменты прошлого. При этом сохранялось копирование рисунков- образцов. Этот метод относится к классическим и существует в первой половине 19 века. Он был основан на применении в качестве орнаментального мотива идеализированной формы растения или его части, полученной в результате творческого обобщения природных форм. Растительная форма, согласно методу"совершенных форм" трактовалась художником с учетом орнаментов прошлых веков и определенных законов построения художественного изображения растений. Под творческим обобщением в нем понималась элементарная стилизация- схематизация на основе схожести очертания цветка, листа, плода с различными геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, круг и т.д.).

Ко второй половине 19 века большая часть произведений прикладного искусства была перенасыщена растительным орнаментом, что вызывало повторы наработанных ранее мотивов. Надежды на обновление орнаментальных мотивов стали связывать с нараставшим движением "возврата к природе". Появляются задания по рисованию растений с натуры.

В Германии и Австрии издаются книги и пособия по рисованию и стилизации растений, в частности: "Цветы и орнамент" Карла Крумбольца, "Растения в искусстве" Иосифа Риттер фон Штока, "Рисование растений стилизованных и натуральных" Иоганна Штауффагера, "Формы растений. Образцы и применение растений в орнаменте" Меурера.

Делали зарисовки двух видов. Первый вид охватывает зарисовки групп растений с сохранением всех случайных ракурсов, пропорций, окраски. Второй вид отличается тем что, ракурсы для изображения растений выбираются с учетом большего выявления особенностей. Работа идет с большим анализом конструкции и прорисовки. Орнаментальность достигалась уплощением натурного изображения за счет введения контура одной толщины, ровной заливки цветом, без передачи светотени.

Совместить в едином методе все накопленные достижения удалось М. Меуреру. Курс сравнительного изучения растительных форм Меурера включал: теоретическое изучение основ ботаники, рисование растений с натуры, рисование гербария, копирование прошлых орнаментов. Затем ученики могли переходить к видоизменению естественных растительных форм в художественные на основе своей фантазии. При этом в процессе трансформации форм растений нужно было думать не только о красоте, но и учитывать материал в котором будет выполнен орнамент, а сами растения, цветы и листья, должны быть узнаваемы.

Таким образом, цель творческой стилизации в декоративно-прикладном искусстве – это создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность и стоящего над природой, над реальными объектами окружающего мира.

4. Принцип стилизации растительных форм. Понятие стилизации.

Так что же такое стилизация? Термин «стилизация» приравнивается к понятию «декоративность» в изобразительном искусстве.

Стилизация это намеренная имитация или свободное истолкование художественного языка какого-либо стиля, характерного для определенного автора, течения, направления, национальной школы и т. п. в ином, применительном только к пластическим искусствам смысле, стилизация – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация – закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором объект изображения становится мотивом узора.

Занятия по стилизации являются одними из важнейших в процессе формирования художественного образного мышления учащихся. Как показала практика, занятия по стилизации необходимо проводить в тесном взаимодействии с академическим рисунком и живописью, а так же осуществлять межпредметные связи, например с композицией, цветоведением.

Перед педагогами стоит важная задача – ребенок должен смотреть на вещи, явления, окружающие нас, анализируя внутреннюю конструкцию, состояние объекта, чтобы затем суметь трансформировать, видоизменить, упростить, сделать более удобным, наконец, создать новый, авторский образец. Таким образом учащимся необходимо помочь развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление.

Понятие стилизации и стиля

В декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией .

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

Стилизацию можно подразделить на два вида:

а) внешняя поверхностная , не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная , в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Поэтому для полной ясности вопроса рассмотрим понятие декоративности. Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого. Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

Стилизация природных форм

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.

Стилизацию природных форм можно начать с изображения растений. Это могут быть цветы, травы, деревья, мхи, лишайники в сочетании с насекомыми и птицами.

В процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов. И тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него.

Например, колючий чертополох отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст и разные тональности

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность .

Предварительная эскизно-зарисовочная работа – очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику форм, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов.

Выделим основные требования к зарисовкам природных форм:

    Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, животного его силуэта, ракурсных поворотов.

    При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

    Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

    Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм, делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной композиции, - это простота форм, их обобщённость и символичность, эксцентричность, геометричность, красочность, чувственность.

В первую очередь, декоративной стилизации свойственна обобщённость и символичность изображаемых объектов и форм. Этот художественный метод подразумевает сознательный отказ от полной достоверности изображения и его подробной деталировки. Метод стилизации требует отделить от изображения всё лишнее, второстепенное, мешающее чёткому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции.

Чтобы яснее и более чувственно отобразить сущность стилизуемого объекта, от него отделяется и из него убирается всё ненужное, лишнее и второстепенное. используются самые характерные и наиболее яркие их особенности, и при этом, как правило, характерные особенности изображаемого объекта в самой различной степени преувеличиваются, а иногда – искажаются с целью создания абстракции. Для таких художественных преувеличений природные формы (например, формы листьев) близкие к геометрическим окончательно превращают в геометрические, любые вытянутые формы вытягивают ещё больше, а округлённые – округляют или же сжимают. Очень часто из нескольких характерных признаков стилизуемого объекта выбирается какой-то один и делается доминирующим, а другие характерные особенности объекта смягчаются, обобщаются или даже полностью отбрасываются. В результате происходит сознательное искажение и деформация размеров и пропорций изображаемых натуральных объектов, целями которой являются: увеличение декоративности, усиление выразительности (экспрессии), облегчение и ускорение восприятия зрителем авторского замысла. В этом творческом процессе самопроизвольно возникает ситуация, при которой чем ближе изображение приближается к сущности природы объекта, тем оно становится всё более обобщённым и условным. Как правило, стилизованное изображение, можно затем легко превратить в абстрактное.

Результатом творческой стилизации является изображение объекта с обобщёнными признаками, придающими изображению символичность.

В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит единый изобразительный принцип - художественная трансформация реальных природных объектов с помощью самых различных изобразительных средств и изобразительных приёмов.

Художественная трансформация природных объектов имеет главную цель - превращение реальных природных форм в стилизованные или в абстрактные, наделённые выразительностью и эмоциональностью такой силы, яркости и запоминаемости, которые недостижимы в реалистических изображениях.

Конспект урока на тему: "Стилизация растительных форм в ленточном орнаменте на уроках декоративной композиции".

Тема занятия : «Стилизация растительных форм в полосковом орнаменте»

Цели занятия:

Образовательная: ознакомить учащихся с особенностями стилизации растительных форм, раскрыть понятие «стилизации», рассказать все об орнаменте , его видах. Освоение стилизации как способа переведения внешних форм растений в орнаментальные мотивы.

Организация ленточного орнамента, состоящего из растительных мотивов, полученных в процессе стилизации.

Развивающая: способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав на уроке условия для выбора творческого решения своей композиции растительного мотива, расширение кругозора и знаний обучающихся в области декоративной композиции.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства любви к искусству, формировать чувство композиции, прививать аккуратность при выполнении работы.

Задачи:

1.Закрепить понятие "орнамент".

2. Дать понятие о стилизации.

3. Изучить строение растительных форм.

4. Обучить стилизации данных растительных форм с помощью средств графического выражения.

5. Закрепить понятия симметрии, ассиметрии.

6. Развитие чувства ритма.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Этапы работы:

1. Проанализировать строение данной растительной формы(в каких геометрических фигурах она может быть представлена в изображении).

2. Стилизовать данную растительную форму с помощью средств графического выражения:

    Создать линейное изображение орнаментального мотива, взяв за основу геометрические элементы(фигуры).

    Создать на основе пятна изображение орнаментального мотива.

3. Используя полученное изображение, создать растительный мотив, который будет являться раппортом для ленточного орнамента (работа над эскизом).

4. Увеличить изображение орнамента. Орнамент ограничить 2-3 повторяющимися растительными мотивами(раппортами).

5. Выполнить изображение орнамента в цвете.

Ход занятия.

Сообщение темы, обсуждение цели занятия. Итак, сегодня тема нашего занятия: «Стилизация растительных форм в ленточном орнаменте ».

Цель занятия- познакомиться с особенностями стилизации растительных форм и применить полученные знания на практике. Сначала мы вспомним что такое орнамент и его виды, а затем перейдем к стилизации. Орнамент-это украшение. Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков. Орнамент является надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени, народу, стране.

Орнамент- это узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов- растительных, животных мотивов и т.д., предназначенной для оформления разнообразных вещей(предметов быта, мебели, одежды, оружия, архитектуры).

В зависимости от мотива орнаменты делятся: геометрический, растительный, животный, антропоморфный и т.д. Мы с вами рассмотрим растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат реально существующие в природе растения: цветы, листва, плоды и т.д. По композиции орнаменты делятся на несколько видов: в полосе(что мы с вами будем делать), в квадрате, в прямоугольнике, в круге. Исходя из этого, разделяют три типа орнамента: линейные, ячеистые, замкнутые.

Линейные орнаменты- это орнаменты в полосе с линейным чередованием мотива.

Ячеистые орнаменты- это мотив, который повторяется и по вертикали и горизонтали. Это орнамент бесконечный во всех направлениях.

Замкнутые орнаменты компонуются в прямоугольнике, квадрате, круге.

Рассматривая все эти орнаменты,мы замечаем, что природная форма, силой воображения с помощью условных линий, пятен превращается во что-то новое. Мы угадываем растение, хотя оно все же не такое как в природе. Существующая форма упрощается до предельно-обобщенной геометрической формы. Это позволяет много раз повторять мотив орнамента без лишних усилий. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, привело к плоскостности изображения. Вот это и есть стилизация- декоративное обобщение, упрощение, уплощение изображаемых объектов, с помощью изменения формы и цвета.

Как же природные формы превращаются в мотивы орнамента? Сначала выполняется зарисовка с натуры. Дальше- перевоплощение - переход от зарисовки к условной форме. Надо упростить, разложить изображение на простые геометрические формы. Это трансформация, стилизация мотива. Стилизация подразумевает отвлечение от несущественных признаков, заострение внимания на более значимых признаках, которые передают суть(напр. колючий чертополох). Из одной зарисовки можно создать разные орнаменты. Затем повторяя мотив, создается собственный неповторимый орнамент.

Предварительная эскизно - зарисовочная работа - очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции. Работа на уроке ведется в два этапа: в первом ученики делают зарисовку с натуры, а во втором переводят его в геометрическую форму. При это растение должно быть узнаваемым.

После того, как орнамент полностью изображен, начинаем думать о цвете. Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторяться. как и элементы формы. Они могут быть резкими, контрастными или мягкими. Контрастные сочетания создаются при употреблении цветов различных по светлоте, насыщенности. Наибольший контраст создается сочетанием черного со светлыми цветами. Более мягкое сочетание создает соединение с серым цветом. Резко отделяются по контрасту дополнительные цвета, теплые и холодные оттенки. Мягкость расцветки достигается цветами, взятыми в различной тональности. Могут быть созданы красочные сочетания разными оттенками одного цвета.


1.Пример как перевести зарисовку цветка с натуры в стилизованную геометрическую форму, на уроке декоративной композиции, не нарушая образ данного растения.

Силуэт должен вписываться в простые геометрические фигуры.

При разработке орнаментального мотива объемно – пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную. При необходимости же объёмного изображения обязательно использовать обобщения, условности.

2. Пример, цветка Трандуна,стилизованного в разные формы, на уроке декоративной композиции. Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно ; однако любое растение при стилизации нельзя лишать узнаваемости (демонстративный материал- фотографии и рисунки с примерами стилизации растений).

При работе над эскизными зарисовками мотива (цветка.) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.

Каким же образом можно менять форму объекта? К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму, её можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить.

Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразно избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям.

В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны.

Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлечённым от натурального варианта.

Детские работы, сделанные на уроках композиции.




В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные