Развитие речи. лексическая тема "перелётные птицы". Занятие по развитию речи в старшей группе "в гостях у зимующих птиц" Занятие по развитию речи птицы

Цель : Расширить представления о перелётных птицах. Задачи: Формирование и обогащение словаря, помогать использовать в речи слова в соответствии со смыслом, умение связно, последовательно пересказывать. Закрепить представление о весне, её признаках, о изменениях в живой и неживой природе. Развивать интерес к народным играм. Предварительная работа: Беседа о птицах, о весне, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, загадок о птицах, разучивание речёвок, закличек

Ход занятия:

Организационный момент: Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: (на экране демонстрируется презентация). Светает рано по утрам Проталины и тут и там Ручей шумит как водопад Скворцы к скворечникам летят Звенят под крышами капели Медведь с еловой встал постели Всех солнышко тепло ласкает Кто это время года знает?

Дети: ВЕСНА!

Воспитатель: Правильно, это весна! А после какого времени года к нам приходит весна?

Дети: После зимы.

Воспитатель: Что вы знаете о зиме?

Дети: Холодная, снежная, морозная и т.д. Воспитатель: Ну, здесь вы молодцы! А рассказать про весну нам помогут картинки. (работа по мнемотаблице). (звучит музыка).

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам заглянуло солнышко. (появляется солнце без лучей и грустное). Что-то сегодня солнце грустное и совсем без лучиков. Хотите улучшить его настроение?

Воспитатель: Мы будем по очереди говорить ласковое слово и вернём солнышку лучики и хорошее настроение! Проводится Д/И " Ласковое слово". (На каждое слово у солнышка появляется лучик и к концу игры солнце улыбается.) Воспитатель: Солнце стало пригревать, пришло время поиграть (речь с движениями). Солнце стало пригревать, стали капельки стучать, Капля раз, капля два, капля медленно сперва, А потом быстрей, быстрей, побежали ручейки По полянке, вдоль реки. Воспитатель: Ребята, так что-же вступать в свои права? Дети: Солнышко! Воспитатель: Вы, слышите эти голоса? Чьи они?(звучит пение птиц). Давайте послушаем.

Дети: Птицы поют.(пение затихает, и на экране появляется конверт и раздаётся голос Сороки). "Карр- карр, беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Зима их заколдовала! Я решила обратиться к вам в детский сад. Ведь лучше друзей для птиц не найти. Ребята помогите пожалуйста, расколдуйте птиц! Зима вернёт их вам если вы выполните её задания. Воспитатель: Ну, что ребята поможем птицам? Дети: Поможем. Воспитатель: я задаю вопрос, а вы отвечаете только быстро.

Вопросы: 1) Как называют птиц,которые улетают на юг?(перелётные) 2) А птиц, которые остаются? (зимующие) 3)Каких птиц заколдовала Зима? (перелётных) 4)В какое время года птицы возвращаются (весной). 5)Что делают птицы весной?(вьют гнёзда, выводят птенцов). 6)Каких перелётных птиц вы знаете, назовите их?(грач,стриж, жаворонок, ласточка) (на экране появляется изображение птиц и теней) Воспитатель: Ребята, вы молодцы ответили на все вопросы правильно! Следующее задание надо" найти тень птицы".(на доске методом наложения).

Воспитатель: Трудно было? Дети: Нет! Воспитатель:Ребята, а вы знаете загадки про птиц? Дети: Да! Знаем! Воспитатель: Так давайте их расскажем! Дети загадывают загадки и по мере отгадывания на экране появляются птицы и звучит пение жаворонка. 1) Вьёт гнездо он у воды, там достаточно еды (аист). 2)Они на ласточек похожи. и в небе тоже очень схожи (стрижи). 3)Чёрный, проворный, кричит- "Крак". червякам враг! (грач). 4)На шесте дворец, во дворе певец,а зовут его (скворец). 5)Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.Строит домик под окном, из травы и глины (ласточка). 6)Над весенним привольем, над широким полем, раздаются трели, словно нежный звук свирели (жаворонок).

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями Зимы и расколдовали птиц. Слышите эту песню? Так поёт Жаворонок! Жаворонка называют " ПЕВЦОМ ВЕСНЫ". За что же? Дети: Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.

Воспитатель: В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков. (берёмся за руки и водим хоровод, тихо звучит музыка). Уж вы пташечки, жавороночки, Прилетайте к нам. Весну ясную, весну красную принесите нам!

    · Какие птицы прилетают весной?

    · Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

    · Какие загадки вы знаете о птицах?

    4 часть: Игра

· Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

· Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

· Если у птицы черная голова? (черноголовая)

· Если у птицы белый бок? (белобокая)

Физкультминутка «птицы»

И обратно улетели.

5 часть: Игра: «зашифрованное слово»

Голуби -в голубятне; Скворец - в скворечнике;

Динамическая пауза.

Стихотворение «птичка»

Дети: Скворчата

Дети: Кукушата

Вос-тель: А если он один?

Дети: Кукушонок

Дети: Галчата

Дети: Воробушки

Вос-тель

Мама- воробьиха:

Вос-тель:

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель:

Воробышек:

Ворона : А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона:

Вос-тель:

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел:

Вос-тель:

Воробышек : Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец:

Вос-тель:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь : А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь:

Воробышек:

Голубь:

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель:

Воробьиха:

Воробышек:

Голубь:

Вос-тель:

Итог занятия:

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по развитию речи «Птицы весной» (подготовительная группа) »

Конспект занятия по развитию речи

«птицы весной»

(подготовительная группа) План-конспект занятия.

Тема: «Птицы весной».

Цель занятия:

    Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.

    Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».

    Учить загадывать и отгадывать загадки.

    Основная задача: учить детей образовывать новые слова

    Прилагательные и существительные

    Сложные слова из двух простых

    Закреплять названия детенышей птиц

    Называть домики птиц.

    Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».

Речевой материал:

Существительные:

Птица,ворон,сорока,голубь,дктел,ласточка,скворец,воробей,грач,соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.

Прилагательные:

Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.

Глаголы:

Полететь, свить, покаркать.

1 часть: Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать). Воспитатель: Займет свое место тот, кто назовет любую птицу (дети сели на стульчики.)

2 часть: Воспитатель: Послушайте загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкоюИ со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет.(весна)

3 часть: Воспитатель:

    Назовите приметы весны (назвали)

    Какие птицы прилетают весной?

    Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

    Какие загадки вы знаете о птицах?

(дети загадывают загадки,а воспитатель выставляет картинки с изображением птиц)

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?

4 часть: Игра : «скажи правильно».Воспитатель спрашивает:

    Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

    Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

    Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

    Если у птицы черная голова? (черноголовая)

    Если у птицы белый бок? (белобокая)

Физкультминутка «птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.

На березку птички сели, головою повертели

И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

5 часть: Игра: «зашифрованное слово»

Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево. На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.

(дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей)

Назовите домики, в которых живут эти птицы.

Голуби -в голубятне; Скворец – в скворечнике;

Дятел- в дупле; Воробей- в гнезде.

Динамическая пауза.

Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

Стихотворение «птичка»

Воспитатель: как называются птенцы у скворца?

Дети: Скворчата

Вос-тель: Как называются птенцы у кукушки?

Дети: Кукушата

Вос-тель: А если он один?

Дети: Кукушонок

Вос-тель: Как называются птенцы у галки?

Дети: Галчата

Вос-тель: Как называются птенцы у воробья?

Дети: Воробушки

А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»

Сказка

Оборудование: шапочки с изображением птиц.

Вос-тель : Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился.Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает:

Воробышек: скажите пожалуйста,чей это домик?

Ворона : А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:

Воробышек : Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь : А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Вос-тель: Вот такая история приключилась,с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры по-которым можно найти свой дом.

А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)

Молодцы, вы никогда не заблудитесь!

Итог занятия:

Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы, все вы очень хорошо работали.

Воспитатель: Здравствуйте, девчонки!

Добрый день, мальчишки!

Наигрались в куклы, полистали книжки.

А сейчас мы вместе отдохнём немного,

В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!

Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас давайте поздороваемся друг с другом:

К солнышку потянулись, лучик взяли,

К сердцу прижали, другу отдали. (выполняют движения, согласно текста) Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас? Дети:- Зима. Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.

На улице очень холодно (согласна)

Много снега, скользко (хорошо)

Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)

На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)

- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)

Солнце светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы! Вышел на просторы погулять мороз

Белые узоры в косах у берез.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко) .

О чем написано в этом стихотворении? (О зиме) .

Воспитатель: Пока мы с вами беседовали, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (показывает снежинки на ниточке)

Упражнение для координации зрения.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне и возьмите по одной снежинке. Мы с вами сейчас поработаем глазками.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).

Снежки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели

(Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда) .

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели

(Отвести ее влево) .

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз

Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол) .

Глазки закрываем

(Закрыть ладошками глаза) .

Глазки отдыхают

(Дети складывают снежинки и садятся на места) .

Воспитатель: Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в удивительный зимний парк, который может подарить вам интересные встречи . (иллюстрации заснеженных деревьев развешаны на стенах )

Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,

Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке. (Звучит запись «Голоса птиц » ).

Давайте присядем. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей) .

Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах . Как называются птицы , которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы .

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц , которые здесь изображены.

Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.

Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы. (Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц )

Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Послушайте и отгадайте загадки про этих птиц :

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,

На голове чёрненькая шапочка,

Да ещё полоска шарфика. (Синица)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

А теперь расскажите мне про ворону. Какая она?

Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица .

Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?

Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый.

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней ?

Не дровосек,не плотник,

В лесу живет работник.

Он по дереву стучит,

Он дупло себе долбит.

(Дятел)

Дети: Дятел.

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.

Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?

Покрупнее воробья,

Вам встречаюсь часто я.

Я со стаею летаю,

Всюду крошки подбираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира .

(голубь)

Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки. Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы знаете птиц , которые зимуют в наших краях . А вы знаете, что зимой птички хотят есть и не всегда могут найти себе корм. Поэтому они прилетают ближе к людям. А мы их будем подкармливать. Чем мы будем птиц кормить , узнаем сейчас в ходе игры. Игра «Определи корм на ощупь» .

Воспитатель: У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками, определить и назвать корм.

С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступило самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. -Ребята, мы будем подкармливать птиц зимой , чтобы они не погибли от голода и холода? (ответы детей)

Воспитатель: Какой мороз стоит на улице, даже руки замерзли. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)

Пальчиковая гимнастика.

Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)

Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)

С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)

А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

О ком мы с вами сегодня говорили? (Подведение итогов)

Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой наш корм, рассыплем его в кормушки, которые висят на территории нашего детского сада и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм .

Татьяна Басакова
Конспект занятия по развитию речи «Поможем птицам вместе»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : Составление рассказа «Поможем птицам вместе » .

Задачи приоритетной образовательной области :

«Коммуникация» : формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам; упражнять в словообразовании сложных прилагательных, в образовании названия птиц с уменьшительными суффиксами; умение составлять рассказ в парах, по цепочке.

«Социализация» : Развивать речь , память, внимание, слуховое восприятие.

Задачи ОО в интеграции :

«Познание» : закрепить и уточнить название зимующих птиц , их характерные внешние признаки, условия жизни птиц ; воспитывать бережное отношение к птицам , желание помочь им .

«ЧХЛ» : умение слушать и понимать текст, знать образные выражения.

«Музыка» :развитие музыкально-художественной деят-ти.

«Здоровье» : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Предпосылки учебной деятельности : коммуникативные- умение рассказывать по цепочке, по парам.

Планируемые результаты ННОД : умение составлять и рассказывать по цепочке и в парах.

Оборудование для педагога : дерево с птицами , мольберт с птицами , аудиозапись, опорные картинки.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети играют в группе.

Дети, посмотрите вокруг у нас в группе что-нибудь изменилось?

Проводится игра «Что изменилось» ?

Правильно вы сказали, что у нас в группе появилось дерево с птицами . А какие птицы к нам прилетели (ответы детей) .

Почему мы их называем зимующими (ответы детей)

Почему они к нам прилетают (ответы детей) .

На какое слово похоже слово «зимующие» ? (ответы детей) .

Какая бывает зима?

Слышится шум вьюги и тревожное щебетание птиц .

Ребята, что это? (ответы детей) .

Какой ветер?

Как вам стало от такого ветра?

А птицам как ?

Почему они так тревожно щебечут? О чём они хотят нам сказать? (ответы детей) .

Мы им можем помочь ? Чем? Как?

Социализация (коммуникативная) .

Познание

.

Музыка Игровая ситуация.

Диалогическая беседа.

Аудирование. Слово

Дерево с зимующими птицами .

Организовать детей, развивать память , речь, внимание.

Развитие диалогической речи .

Развитие слухового восприятия. Эмоционально- отзывчивые, организованные.

Имеющие первичные представления о зимующих птицах их условия жизни .

Умеющие слышать.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Посмотрите, каких птиц вы здесь видите ? (снегиря и синицу) .

Проводится игра «Найди отличия» .

Чем они похожи?

Чем отличаются?

Какая у синицы грудка? Значит она?

Какая грудка у снегиря? Значит он?

Голова у синицы какая? Значит она?

Клюв у синицы какой?

У снегиря?

Песенки как они поют?

Каких зимующих птиц вы ещё знаете ?

Поиграем в игру «Назови ласково» .

Воробей – воробышек, воробьишко;

Голубь – голубчик, голубочек;

Снегирь –снегурушка, снегирёчек;

Дятел – дятлушко;

Ворона –воронушка;

Синица –синичка, синичушка.

Поиграем в игру «Снегири» . (дети выполняют движения) .

Вот на ветках посмотри

В красных майках снегири

Распушили пёрышки

Греются на солнышке

Головой вертят

Улететь хотят

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Дети за воспитателем садятся на стульчики.

Сейчас я вам прочитаю очень интересный рассказ о том, как и за чем, нам нужно помогать зимующим птицам . В этом рассказе встретятся такие слова «околдованный чарами» - как вы понимаете это словосочетание? «Деревья оцепенели» ? Синица прожорлива?

Объяснение словарных слов.

Чтение рассказа «Поможем птицам вместе » .

Что для птиц страшнее : холод или голод? Околдованный чарами зимнего сна стоит лес. Ни шелеста, ни звука. Деревья, покрытые снежными кружевами, оцепенели в зимнем сне. Кажется, что нет никого во всем лесе… вдруг. Точно живые цветы, с веселым писком и свистом пролетают синицы. Свое название они получили из-за синих перьев на теле птицы . В наших лесах можно встретить несколько видов птиц : лазоревку, большую синицу, черную синицу. Они отличаются величиной, окраской перьев. Синица уничтожает вредителей не только летом, но и зимой. Они добывают насекомых из укрытий, недоступных более крупным птицам . Синица очень прожорлива : за сутки она поедает столько, сколько весит сама. Поедая вредных насекомых, они приносят большую пользу, а в зимний солнечный денек радует нас веселой песенкой. С приходом зимы синицы держатся ближе к жилью человека. Зимой птицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду, где есть кормушки, синицы посещают их. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В течение всего холодного дня синицы ищут себе корм. Птицам очень нелегко найти корм. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли. Третьи ищут корм на деревьях и кустах. Много птиц погибает зимой от голода. Мы должны им помочь . Птицы будут обеспечены кормом. Если каждый детский сад, каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку.

Беседа по прочитанному.

Почему синицу так назвали?

Сколько поедает синица в сутки?

Что страшнее голод или холод?

Как и где находят корм зимующие птицы ?

Мы можем им помочь ?

Чтобы нам помочь птицам , мы должны составить план рассказа о спасении птиц по опорным картинкам.

Вначале мы должны сказать, что наступила зима.

Потом, что прилетели зимующие птицы . Им холодно и голодно зимой. Снегом замело весь корм.

Для птиц нужно сделать кормушки и повесить их на деревья.

На кормушки насыпать зёрнышек, крошек хлеба, семечек. Этим мы спасём птиц от голода и они не погибнут от холода.

Составление рассказа детьми.

Рассказы по одному. Анализ рассказанного.

Рассказ по цепочке. Анализ.

Рассказ в парах. Анализ.

Познание, коммуникативная (познавательно-исследовательская) .

Здоровье (двигательная) .

Коммуникация (коммуникативная) .

Игровая ситуация.

Игровая ситуация.

Физминутка с движениями.

Чтение рассказа.

Беседа по прочитанному.

Составление плана.

Составление рассказа по одному, по цепочке, в парах. Картинки снегиря и синицы.

Игровые двигательные действия.

Опорные картинки.

Опора на наглядность. Закрепление названия птиц , характерные внешние признаки.

Умение образовывать названия птиц с уменьшительными суффиксами.

Сохранение и укрепление физич. и психич. развития .

Умение слушать рассказ и проводить анализ прочитанного.

Развитие речи , уметь отвечать полным ответом.

Формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам.

Умение составлять рассказ по цепочке, в парах. Умеющие преобразовывать слова в сложные прилагательные.

Овладевший умениями в образовании слов.

Умение выполнять движения со словами.

Умение понимать и воспринимать прочитанное.

Отзывчивость, доброе, бережное отношение к птицам .

Производить рассказ по опорным картинкам.

Составлять рассказ на опорные картинки по цепочке, в парах.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Каким птицам мы сегодня помогали ?

Как мы можем им помочь ?

В начале зимы мы уже повесили кормушки и сегодня после занятия мы пойдём на прогулку и ещё повесим кормушки и накормим наших птиц .

Ребята, а кто помогает у того какое сердце ?

Значит у вас дети такие добрые сердца.

Ситуативный разговор. Кормушки. Желание помочь птицам .

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!



В продолжение темы:
Аксессуары

Среди туманных Андских гор, увенчанных вечными снежными шапками, берет свое начало река рек Южной Америки – прекрасная и вечно молодая Амазонка. Горы питают ее неиссякаемые...

Новые статьи
/
Популярные