Развлечение светской молодежи вечер у долохова. III. Проверка записей конспекта (основные положения по вопросам) Развлечения светской молодежи в романе война

Ученикам к уроку Отзыв о просмотренном спектакле. Отзыв всегда субъективен, индивидуален. Не нужно пересказывать сюжет пьесы. Расскажите, насколько соответствовали вашим представлениям о героях произведения воплощенные актерами образы. Возможно, вам захочется сравнить просмотренное представление с другими постановками этого произведения, если вы видели их ранее. Пять веков, Прометей, Яблоки Гесперид. Жуковский В. А. Рассказы из цикла «Записки охотника»: Бежин луг, Бурмистр, Бирюк.

Толстой Л. Н. Рассказ «Бедные люди»Короленко В. Г. В дурном обществе. Достоевский Ф. М. Мальчик у Христа на елке. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка. Кладовая солнца. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой.

На форуме сообщений: 809.325 Зарегистрировано пользователей: 21.811 Случайное обсуждение: Инструкция по сборке гараж пенал Соседнее обсуждение: Развлечение светской молодежи вечер у долохова.

  1. Ярко нарисован Толстым образ авантюриста Долохова. Дуэли, попойки, “ шалости” в компании “золотой молодежи ”, игра своей и чужими жизнями.
  2. Сочинение Птичьего фонетический разбор слова Р Развлечение светской молодежи вечер у Долохова Река оранжевая описание по.
  3. 3 класс · Развлечение светской молодежи вечер у Долохова · Река оранжевая описание по плану · Как добрые дела красят человека?
  4. Это было бы вопиющим нарушением светских норм, которое бросило бы.
  5. Указывался в дом, пока не догадываются что нибудь еще более мощное - развлечение. Но он клялся - светской, но пока сдерживала порывы ветра. И комета джо к святому времени все еще именуемый норном, молодежи, по ее мнению.

О. Генри Вождь краснокожих. Дары волхвов. Джек Лондон Любовь к жизни. Дополнительно Черный Саша.

Дневник фокса Микки Паустовский К. Г. Далёкие годы. Последний черт. Электрическая машинка. Деревья растут для всех. Путешественник с багажом.

Хорошим людям – доброе утро. Бронзовая птица Булычев К. Девочка, с которой ничего не случится. Девочка из города.

Пьера на красивой, бездушной Элен, особенно последний вечер, когда А забавы «золотой молодежи », прекрасно знающей, что родители Более того, для Долохова не существует искренней дружеской. Птичьего фонетический разбор слова · Иван царевич и серый волк план · Развлечение светской молодежи вечер у Долохова · Река. Ярко нарисован Толстым образ авантюриста Долохова. Дуэли, попойки, “шалости” в компании “золотой молодежи”, игра своей и чужими жизнями становятся для него самоцелью. Образ Долохова - это пример дворянской авантюристической воинственности.

Развлечения светской молодежи (вечер у Долохова) (гл.6). Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы). Прием хозяевами гостей.

Приставкин А. Ночевала тучка золотая. О. Уайлд Кентервильское привидение Джек Лондон Белый клык Риордан Р. Перси Джексон и Похититель Молний. Задание по повести Н. В. Гоголя. Ведьма собирает звезды.

Черт радуется тому, что Вакула решил продать душу из- зи любви к Оксане. Путешествие на черте в Петербург. Черт, изображенный на портрете Вакулы.

Пацюк. Эпизод: Вакула и Пацюк. Учебник по русскому языку - параграф 9. Прочитать главы 1. Устно ответить на вопрос: . Перечитать главы 1,3- 1.

Как понимать слова Иешуа: «злых людей нет на свете»? Какие отрывки из ершалаимских глав вам кажутся наиболее значимыми? Какие события в ершалаимских главах являются доказательствами булгаковской идеи: добро не может быть уничтожено окончательно, это та нравственная основа, на которой должно быть построено любое общество? Можно ли назвать профессора Преображенского положительным героем? Можно ли считать его безупречным человеком? Что имел в виду профессор, сказав: “?

Истрория создания стихотворения. Сколько частей вы бы выделили? Как они соотносятся друг с другом?

Что мы видим, что осязаем? Отметим ключевые слова в первой части стихотворения. Приведите примеры. Какую роль играет в первой части стихотворения анафора? Какой лексикой сопровождается это появление? Какие приемы звукописи используются автором?). Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты?

Докажите примерами из текста. Почему же в этом случае не возникает ощущения однообразия, надоевшей повторяемости, как это чувствуется в первой части стихотворения? Какие художественные средства способствуют созданию ощущения нереальности? Что он имеет в виду? Урок будет посвящен роли Луки в драме. В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

Кто из персонажей противопоставлен остальным? Каким образом Лука действует на ночлежников?

Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки? Бунин? 8. Почему оно пришло только тогда, когда герои расстались? Что больше всего мучает героя? Что изменилось бы, если бы героиня назвала поручику своё имя и фамилию?

Почему из двух определений произошедшего, данных героиней (“солнечный удар” и “затмение”) в качестве названия рассказа выбрано первое? Выбрать одно из высказываний, помещенных ниже, и написать эссе по рассказу И. А. Бунина. Взять в качестве эпиграфа или названия строчку из высказывания. Также тему сочинения можно назвать так: . Достоевский)Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осел; когда ты непоко. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: ”Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”(Быт.

Святитель Иоанн Златоуст)Жизнь моя – трепетное и радостное причащение вечному и временному, близкому и далеко. Бунин)Этой краткой жизни вечным измененьем.

Буду неустанно утешаться я, - Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,В свежем парке листьев медленным паденьем. И тобой, знакомая старая скамья. Будущим поэтам, для меня безвестным,Бог оставит тайну – память обо мне: Стану их мечтами, стану бестелесным,Смерти недоступным, - призраком чудесным. В этом парке розовом, в этой тишине.

Бунин для своего стихотворения? Как это отражает авторский замысел? Чего добивается автор благодаря этому? Какие строфы наиболее ярко подчёркивают это? Как они отражают основную идею стихотворения?? Какой троп здесь присутствует и как это характеризует лирического героя?

Вычлените сюжетный костяк рассказа, обозначив экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Какие элементы изображенной картины не мотивированы сюжетом, то есть никак с ним не связаны?

Почему главный герой лишен имени? Как описывает его автор? Как показано общество в рассказе? Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

И. А. Бунин Рассказы «Господин из Сан- Франциско»,«Чистый понедельник», «Легкое дыхание»А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок»М.

Горький Пьеса «На дне». Есенин поэма «Анна Снегина»В. В. Маяковский поэма «Облако в штанах»А.

А. Ахматова «Реквием»М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачьесердце»М. А. Шолохов Роман- эпопея «Тихий Дон», «Донские рассказы» («Родинка», «Чужая кровь», «Продкомиссар»)А.

П. Платонов «Возвращение», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек», «На заре туманной юности»Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»В.

Т. Шаламов «Колымские рассказы»А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг Гулаг»В. П. Астафьев «Людочка», «Печальный детектив»В. В. Быков «Сотников»В. Кондратьев «Сашка»Б. Васильев «Завтра была война»Е.

Замятин «Мы»Ю. В. Трифонов «Обмен» В. М. Шукшин Рассказы «Чудик», «Срезал», «Микроскоп», «Алеша Бесконвойный», «Письмо», «Миль пардон, мадам!»В. С. Розов «Вечно живые»А. Вампилов «Старший сын»А.

Приставкин «Ночевала тучка золотая»Ч. Айтматов «Плаха»Домашнее задание по литературе на 3. Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Тема народной войны (ч. Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны.

Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе? Гибель Пети Ростова (ч. Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети? Индивидуальные задания: 4.(Прозорову Л., Деревицкой Н.) Толстой о войне 1.

Личность Кутузова (ч. В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1. Кутузова? 5.(Зыкову Ю., Васенину А.) Пьер после плена (ч. Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена? Мельникову С., Путинцеву И.) Встреча Пьера с Наташей (ч. Определите идейно- композиционное значение этих глав в романе.

Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера? Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: ? Почему князь Андрей, ? Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить? Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского? Легко ли быть русским в бою?

ПОкажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: ? Каково настроение во французском лагере?

Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы - на батарее Раевского? Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска? Изображение войны 1. I ч. 2- 3)1. Анализ сцены смотра в Браунау (ч. Ненужность и неподготовленность войны. Отношение к ней Кутузова и солдат. Отношение Толстого к войне.

Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Сюжетная линия Николая Ростова, ее роль (ч. Описание Шенграбенского сражения.

Толстым трусости Жеркова и штаб- офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. Андрея, мечты о? Что представляет собой хозяйка и посетители салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)? С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?

Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны. Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского. Прием хозяевами гостей. Ее интересы и поведение. Подарок графини- матери Анне Друбецкой. Отношение к войне гостей и хозяев. Развлечения и обычаи у Ростовых.

Болконского (характер, интересы, занятия, отношения в семье, к войне). Теория Раскольникова и ее крах. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа. Бунт Родиона Раскольникова. О чем меня заставил задуматься роман Ф. М. Достоевского.

Образ Раскольникова в романе. Смысл названия романа. О каком наказании идет речь в романе. Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.

Христанская концепция Ф. М. Достоевского и ее гуманизм в романе. Как развенчивается в романе теория Раскольникова. Почему он мучил ее? Как складываются его отношения с окружающими? Почему он отделен от мира, кто в этом виноват? Что для него страшнее каторги?

Почему он не раскаялся в своем преступлении? Почему каторжники полюбили Соню? Какую роль в возрождении Раскольникова сыграла болезнь и сон, приснившийся ему во время болезни? Что помогло возродиться Раскольникову? Как Раскольников помог Соне? Какую роль отводит автор «Эпилогу» в понимании смысла всего романа?

Когда читатель впервые знакомится с Соней (ч.

Домашнее задание.

1. Пересказ лекции и материалов учебника с. 240-245.

2. Выбрать тему реферата по роману «Война и мир»:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Дубина народной войны».

в) Подлинные герои 1812 г.

г) Придворные и военные «трутни».

д) Любимая героиня Л. Толстого.

е) В чем видят любимые герои Толстого смысл жизнь?

ж) Духовная эволюция Наташи Ростовой.

з) Роль портрета в создании образа - персонажа.

и) Речь персонажа как средство его характеристики в романе.

к) Пейзаж в романе «Война и мир».

л) Тема истинного и ложного патриотизма в романе.

м) Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир» (на примере одного из персонажей).

3. Подготовиться к беседе по т. I, ч. 1.

а) Салон А. П. Шерер. Что представляет собой хозяйка и посетители ее салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

б) П. Безухов (гл. 2-6, 12-13, 18-25) и А. Болконский 9-я гл. 3-60 в начале пути и идейных исканий.

в) Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова, гл. 6).

г) Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы), гл.7-11, 14-17.

д) Лысые Горы, имение генерала Н. А. Болконского (характер, интересы, занятия, отношения в семье, к войне), гл. 22-25.

е) Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?

«Мысль семейная» в романе «Война и мир». Духовные искания Болконского, Безухова. Женские образы в романе.

Цель: показать срывание всех и всяческих масок с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с этим обществом; проанализировать сцены из жизни московского высшего общества (история борьбы за наследство графа Безухова).

Оборудование: печатные материалы, карточки, к/ф «Война и мир» (фрагменты), можно использовать до или после анализа эпизодов.

Ход урока

I. Проверочная работа по вариантам с привлечением печатного материала (на каждого ученика).

Роману «Война и мир» Л. Н. Толстой посвятил семь лет (1863-1869), по его собственным словам, «непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». Все автографы романа дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.

«Я затеял месяца 4 назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. ... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

Итак, главным творческим побуждением, следствием которого явилась «Война и мир», была мысль художника о своей современности. Но в романе о декабристе были написаны только первые главы. О дальнейшем развитии первоначального замысла Толстой рассказал в одном из черновых набросков предисловия к роману «Война и мир».

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 г., которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено о нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических произведений о 12-м годе? Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».

Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру», 1867.

«В пору рождения «книги о прошедшем» Толстой не случайно был увлечен идеями Гердера о том, что концы и начала существования человека протягиваются далеко за пределы собственного земного бытия. Не о повторности тех или других явлений в ходе истории могла для Толстого идти речь, но о живом общем между всем прошлым и настоящим, о бесчисленности их взаимопереплетений и взаимопереходов. Так складывались в «Войне и мире» и отношения начала столетия со временем создания книги».

Я. С. Билинкис. «Война и мир», 1986.

Задание.

1. Какие вопросы общественной жизни были актуальными в 60-е годы (на материале известных уже вам произведений этого времени А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского)?

2. Как менялся замысел Толстого? Означало ли перенесение действия романа в эпоху 1812 года, что писатель ушел от со временности?

3. В дневнике писателя М. Пришвина есть такая запись: «Тайная современность рассказа о несовременных вещах является, может быть, пробным камнем истинного творчества». Почувствовали ли вы тайную современность романа «Война и мир во время самостоятельного чтения? В чем она?

Вариант. Смысл названия романа и его герои

«Л. Н. Толстой начал публиковать роман «Война и мир» еще до завершения работы над ним. В 1865-1866 гг. в журнале «Русский вестник» появился вариант первого тома под заглавием «1805 год». Заглавие «Война и мир» появляется, по-видимому, только в конце 1866 г. Слова, вынесенные в заглавие романа - многозначны, и заглавие включает в себя всю совокупность их значений.

Так, понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война - это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.

Война существует не только на войне. В обычной, повседневной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь к князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведет прямо-таки военные действия. Толстой нарочито подчеркивает это: «Она сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась в кресле». Она выигрывает сражение за мозаиковый портфель, где находится завещание старого графа. Князь Василий не сдается и продолжает войну - уже за самого Пьера, вместе со всем его наследством. Дело ведется вполне мирными и даже привлекательными средствами - женитьбой Пьера на красавице Элен. Но вся картина рокового «объяснения» чем-то очень напоминает военные затруднения, и поразительно, что о любовном объяснении автор рассказывает теми же словами, что о войне. Как в войне есть страшная черта, отделяющая жизнь от смерти, своих от врагов, так и Пьер наедине с Элен чувствует известную черту, которую боится перейти, переходит и тем делает свое несчастье. Затем следует уже прямо война - дуэль с Долоховым, более страшная, чем военные действия, потому что убийство могло произойти в мирной жизни.

Точно так же, как и «война», понятие «мир» раскрывается в эпопее в самых разнообразных значениях. Мир - это жизнь народа не находящегося в состоянии войны. Мир - это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир - это «омут», «вздор и путаница» будничных интересов, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир - это весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное отечество. Мир - это ближайшее окружение, которое человек всегда носит с собой, где бы он ни находился, на войне или в мирной жизни, - вроде особенного «мира» Тушина, поэтического любовного мира Наташи или грустно-сосредоточенного духовного мира княжны Марьи. Но мир - это и весь свет, Вселенная; о нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир - это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир - это жизнь.

Такие простые слова - война и мир - в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги».

Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», 1987.

Задание.

Покажите, опираясь на свои впечатления после самостоятельного чтения романа, что вынесенные в заглавие слова «война» и «мир» являются не только ключевыми в художественном содержании романа, но и образами, богатыми многими смыслами.

Вариант. Жанр и композиция романа

«...Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Такое заявление о пренебрежении автора к условным формам прозаического художественного произведения могло бы показаться самонадеянностью, ежели бы оно было умышленно и ежели бы оно не имело примеров. История русской литературы со времени Пушки на не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного. Начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни единого художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое вполне бы укладывалось в форму романа, поэмы или повести».

Л. Н. Толстой. Несколько слов по поводу книги «Война и мир». 1868.

«Предлагаемое теперь сочинение ближе всего подходит к роману или повести, но оно не роман, потому что я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы - как-то женитьба или смерть, после которых интерес повествования бы уничтожился. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам, и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса. Повестью же я не могу назвать моего сочинения потому, что я не умею и не могу заставлять действовать мои лица только с целью доказательства или уяснения какой-нибудь одной мысли или ряда мыслей».

Л. Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867.

«Война и мир» - одна из немногих в мировой литературе 19 века книг, к которой по праву прилагается наименование роман-эпопея. События большого исторического масштаба. Жизнь общая (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней по казан русский национальный быт».

Л. Д. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого Война и мир. 1987.

Задание.

1. В чем отличие «Войны и мира» от известных вам романов 19 в.?

2. Каковы основные признаки эпопеи, названные в приведенных выше материалах?

II. Опрос и проверка знания текста т. I, ч. 1-3:

Назвать основные события т. I, ч. 1-3;

Что подарила Марья Дмитриевна Наташе Ростовой на день рождения? (яхонтовые сережки грушами );

С кем (из взрослых) танцевала Наташа Ростова на дне Рождения? (с Пьером );

От кого впервые узнала М. Болконская о предстоящем сватовстве к ней Анатоля Курагина? (из письма Жюли ).

Чем вызвано недовольство полкового командира Богдановича Николаем Ростовым?

Какое ранение получил Н. Ростов и в каком бою? (рука, Шенграбенское сражение );

Почему Тушин со своей батареей не отступил? (Не получил распоряжения, Жерков струсил .)

Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж? (князь Василий без предложения благословил );

Почему М. Болконская не приняла предложения А. Курагина выйти за него замуж? (увидела свидание А. Курагина и компаньонки в саду ).

Как закончилось Аустерлицкое сражение для князя Андрея (со знаменем ведет батальон в бой, ранен ).


Похожая информация.



^ VI. Нормы жизни молодых представителей высшего общества.

На чем основана дружба Пьера и А. Болконского?

(Дружба героев строится на общности их интересов, поэтому, как более опытный человек, князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.)

Каковы же развлечения общества Курагина, Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

(Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Сцены в салоне А. П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечений светской молодежи (участие Пьера в кутежах) представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.)

С первых страниц романа обращаем внимание на противоречивый характер Пьера; какое же начало в нем победит?

Однородной по стилю с описанием салона Шерер выступает сцена смерти графа Безухова и борьба за мозаиковый портфель - история борьбы за наследство умирающего графа Безухова. Здесь тот же метод срывания масок в обществе.

Коротко расскажите эти сцены и докажите метод срывания масок.

(События в доме старого умирающего вельможи графа Безухова раскрывают семейные и бытовые отношения аристократии 19 века и с новой стороны характеризуют многих героев произведения. Борьба за наследство имеет большое значение для понимания морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии. Писатель показывает алчность и жадность князя Василия, добиваясь наследства, утверждает, что он хочет позаботиться прежде всего о трех княжнах, живущих в доме, а в действительности из-за наследства он может пойти даже на преступление (попытка уничтожить завещание, сцена с мозаиковым портфелем).

Борьба за наследство раскрывает истинное лицо старшей княжны, союзницы князя Василия. Всегда благовоспитанная и сдержанная, она становится грубой и злой, когда узнает, что наследство достанется не ей. Особенно не приглядна ее роль в борьбе за мозаиковый портфель.

^ По-новому характеризует эта сцена княгиню Друбецкую и ее сына Бориса; она раскрывает ловко маскируемое корыстолюбие Анны Михайловны и расчетливость Бориса.

Не меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру наследнику).

Сцена борьбы за мозаиковый портфель по контрасту связана и с эпизодом, в котором графиня Ростова, несмотря на расстроенные финансовые дела, передает А. М. Друбецкой крупную сумму на обмундирование Бориса.)
^ VII. Вывод.

Как относится Толстой к нормам жизни высшего света (старшего, младшего поколения), ко всем ли одинаково он относится и почему, какой художественный метод при этом использует.

^ Урок 40 (108). Именины у Ростовых. Лысые горы

Цель : на примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.

Оборудование: карточки.
Ход урока

^ I. Сжато рассказать эпизод «Семья Ростовых. Именины».

С элементами анализа. Ответить на вопрос: что различного и общего в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых по сравнению с салоном Шерер?

План наблюдений

1. Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.

2. Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

3. Приход молодежи. Ее интересы и поведение.

4. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

5. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

6. Развлечения и обычаи у Ростовых.

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (гл. 7-11 - сцены именин; гл. 12-13 - сцены болезни графа; гл. 14-17 - у Ростовых; гл. 18-21 - смерть Безухова).

Толстой, чередуя эти главы, передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, радость и смерть.

Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер. Отметим подчеркнутое сходство: и там и тут гости. Мир Ростовых - это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». При пересказе обратить внимание на описание приема гостей у Ростовых, цели их приезда, семейный и радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.

Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова, в том же возрасте, что и Анна Павловна, - это сорокалетняя женщина. Но та - «общественная энтузиастка», старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого), а эта - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Уже эта сцена контрастирует с той «иерархией приветствий», которая была заведена у Шерер. Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке» Условности светского такта, светские новости - все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение Ростовых (внешность, поведение, интересы, взаимоотношения - эпизод в цветочной или диванной - гл. 10, 11). Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер. Ссора и примирение Николая с Соней, «свидание» у кадки с цветами Наташи и Бориса, их общий разговор с Верой дает представление об интересах и взаимоотношениях молодежи. Поведение молодых Ростовых контрастно показано Толстым в сравнении с петербургской молодежью (компания Долохова-Курагина), где время проходит в кутежах, разврате, нелепых и злых шутках (история с медведем - венчание с куклой).

Вечернее празднование именин. Главный гость Ростовых - Марья Дмитриевна Ахросимова, без которой не начинали обеда. Она знаменита прямотой ума и откровенной простотой общения, «все без исключения уважали ее и боялись» (гл. 15). В обществе же Анны Павловны Шерер главное лицо - утонченный виконт-эмигрант. Появление фигуры, подобной Марье Дмитриевне, невозможно в салоне Шерер так же, как невозможны ее разговоры: «... ты, что старый греховодник,... чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?...»

За столом у Ростовых же, как и у Шерер, говорят о войне, о политике, но в ином тоне. Старшее поколение этот вопрос волнует в той связи, что идут на войну сыновья. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения (выходка Наташи за столом, пение молодых Ростовых, граф-отец танцует Данилу Купора, улыбающиеся лица дворовых, которые любуются барином).

Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Толстой словно подчеркивает: Ростовы и Шерер - люди одного класса, но разной «породы». Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай, осторожный и расчетливый Борис Друбецкой и др. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.
^ II. Из Москвы действие переносится в Лысые Горы , имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея (гл. 22-25).

Назовите наиболее запомнившиеся детали из жизни Болконского.

В чем сходство и различие Ростовых и Болконских? На кого больше похожи Болконские - на Ростовых или на Шерер?

(Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же, как и у Ростовых, большая близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу.

Существуют и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности Кроме того, характерной чертой породы Болконских является гордость.)

Зачитайте портрет Болконских и через внешний облик героев покажите своеобразие их характеров.

(Князь Андрей - 3 гл., портрет старого князя гл. 22. Портрет княжны Марьи не дан в собранном виде: отмечены порознь худоба и болезненность ее лица и тела, «тяжелые ступни», ее глаза, грустные, но глубокие и лучистые и оттого прекрасные. Во всех портретах видны черты «породы» Болконских: невысокий рост, определенные и сухие «черты», маленькие руки и ноги; главное - сходство глаз: как и у княжны Марьи, такие же «прекрасные глаза» у князя Андрея (гл. 25), они также светились умным и добрым, «непривычным блеском», умные и блестящие глаза всюду подчеркивает Толстой у Болконского-отца.)

Итак, аристократизм, гордость, ум и глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних, - вот характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты, В этом проявляется мастерство толстовских портретов, его умение передать самое существенное, постоянное в человеке и мимолетные изменения его облика при изменении настроения.
III. Самостоятельный вывод.

Как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских, каковы нравственные ценности этих семей.
^ IV. Беседа о роли ч. 1 в общем развитии действия и о том, что она дает читателю.

В каком году происходит действие в ч. 1?

(Июль-август 1805 г., предвоенная атмосфера; назревает, но еще не показан конфликт с Наполеоном.)

Происходит ли в этой части развитие основного действия - столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции и какую роль она играет в развитии действия?

Толстой знакомит нас с основными героями, с обстановкой, следовательно, эта часть играет роль экспозиции.

Какие слои русского общества были показаны?

(Разные группы дворянства в Москве и в Петербурге, в городе и поместье, старшее и младшее поколение, мужчины и женщины. К общему конфликту добавляется конфликт князя Андрея и - пока частично - Пьера со светским обществом, а также Николая Ростова. Кроме дворянства, видим слуг, гувернеров, компаньонку, доктора, архитектора, т. е. уже в экспозиции намечается широта охвата жизни.)

Какие же основные группы героев выделяет Толстой в этом многолюдье?

(Основные сюжетные линии - история семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких и салона Шерер.)

Вокруг каких событий в ч. 1 группируются эти герои?

(Четыре эпизода: вечер у Шерер, именины у Ростовых, смерть графа Безухова, приезд князя Андрея в Лысые Горы.)

Что повторяется в эпизодах, скрепляя их в единое целое?

(Сквозное действие - разговоры о Наполеоне, через отношение к которому проверяются взгляды героев. Итак, уже в ч. 1 намечается сложность и стройность композиции романа.)
^ V. Проверочная работа по т. I, ч. 1

Задания раздаются на каждый стол.
Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы по 2 и 3 части, т. 1 «Война 1805-1807 гг.»:

Готова ли русская армия к войне? Понятны ли солдатам ее цели? (гл. 2)

Что предпринимает Кутузов (гл. 14)

Как представлял войну и свою роль князь Андрей? (гл. 3, 12)

Почему после встречи с Тушиным князь Андрей подумал: «Все это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся»? (Гл. 12, 15, 20-21).

2. Сделать закладки:

а) по образу Кутузова;

б) Шенграбенское сражение (гл. 20-21);

в) поведение князя Андрея, его мечты о «Тулоне» (ч. 2, гл. 3, 12, 20-21);

г) Аустерлицкое сражение (ч. 3, гл. 12-13);

д) подвиг князя Андрея и его разочарование в «наполеоновских» мечтах (ч. 3, гл. 16, 19).
Приложения

Индивидуальные карточки. Задания выполняются письменно

1. Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер?(т. I, ч. 1, гл. 1-4)

2. Почему князь Василий появляется в салоне самым первым? Что можно сказать и что говорит сам автор о манере речи Василия Курагина и хозяйки салона? (т. I, ч. 1, гл. 1-4)

3. Каковы темы разговора в салоне? С чем сравнивает Толстой салон и его хозяйку? Сделайте вывод об отношении автора к светскому обществу. (т. I, ч. 1, гл. 1-4)

4. Что можно сказать по первым впечатлениям о П. Безухове и о князе Андрее Болконском? (т. I, ч. 1, гл. 1-6)

5. Кто привлек ваше внимание в этих главах? Чем именно (т. I, ч. 1, гл. 1-4)

6. Каковы отношения в семье Ростовых?

7. Каковы отношения в семье Болконских?

8. В повести «Детство» Толстой писал: «... В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно». Как используется эта деталь портрета для характеристики персонажей?

9. Как через внешний облик художник раскрывает своеобразие характеров персонажей (например, отца, сына и дочери Болконских; членов семьи Ростовых и др.)?
^ Проверочная работа по т. I, ч. 1 романа «Война и мир»

Просмотрите гл. 1-5 ч. 1, т. I романа, составившие сценический эпизод «Салон А. П. Шерер». В нем перед читателем предстает картина жизни петербургской знати в начале 19 века.

«Салон А. П. Шерер вместе с другими подобными ему салонами был совершенно определенным звеном петербургского придворного круга - тем звеном, в котором создавалось «общественное мнение». Как высшие военные круги командовали армией, как высшие гражданские власти начальствовали над гражданской администрацией всей страны, так салон А. П. Шерер, «княгини Марьи Алексеевны» и др. законодательствовали в области дворянского «общественного мнения». Само существование таких салонов было очень характерным историческим явлением, сложившимся при Екатерине II и приобретенным наибольшую силу в первой четверти 19 века, а затем постепенно потерявшим свое значение» 1 .
1. Эпизод начинается с диалога, который вообще занимает в романе очень большое место.

«Для Толстого реплика - это еще сырой материал; только объясняющее автором сопровождение оформляет ее смысл, часто изменяет этот смысл, переключая реплику в другой, скрытый контекст» (Л. Гинзбург).

Прочитайте диалог А. П. Шерер и князя Василия без авторских ремарок. Как изменится его содержание? Объясните роль ремарок.
2. В чем смысл сравнения салона А. П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?
3. Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случаен» (А. А. Сабуров «Война и мир Л. Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительною сходства Ипполита и Элен?
4. Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А. П. Шерер ситуацию «горя от ума»?
5. Эпизод «Салон А. П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?
6. Эпизод «Салон А. П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. 14-17, ч. 1, т. I). В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой» молодежи? Справедливо ли мнение, что детскость присуща всей семье Ростовых? В чем она проявляется в эпизоде имении? Как оценивает это качество человека автор?
7. И эпизод «Салон А. П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. 22-25). Попробуйте сами установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне Шерер, а в чем - в доме Ростовых?

  1. Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых.
  2. Разработка Razrabotka в разделе Готовые уроки и опубликована 17 января, 2015 Вы находитесь: Готовые уроки > «Война и мир» развлечения светской молодёжи (вечер у Долохова).
  3. А забавы «золотой молодежи », прекрасно знающей, что родители Более того, для Долохова не существует искренней дружеской.

Ученикам к уроку. Задание 1 варианту. Подготовить пересказ эпизода в суде от лица Троекурова и Дубровского по плану. Как писари встретили героев в суде? Как окружающие реагируют на внезапное сумасшествие Дубровского?

О чем думает Троекуров во время суда? Какой образ жизни вел молодой Дубровский в Петербурге? Как товарищи относились к Дубровскому? О чем мечтал герой? Какие черты характера свойственны Владимиру Дубровскому?

Взаимоотношения Обломова и Штольца. Обломов о светском обществе, его мечты и идеал жизни, план молодости, самокритичность.

Что вам не нравится в нем? Какие чувства пробудила у героя весть о болезни отца? Отзыв о просмотренном спектакле. Отзыв всегда субъективен, индивидуален. Не нужно пересказывать сюжет пьесы.

Расскажите, насколько соответствовали вашим представлениям о героях произведения воплощенные актерами образы. Возможно, вам захочется сравнить просмотренное представление с другими постановками этого произведения, если вы видели их ранее. Прочитать легенду. Встреча со старухой.

А забавы «золотой молодежи», прекрасно знающей, что родители. Более того, для Долохова не существует искренней дружеской. Эта позиция была популярна среди молодежи 1810-х годов, у которой резкое В другом месте он писал: «Люди светские имеют свой образ мыслей, свои. Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и. Требовали физической подготовки такие общепринятые развлечения как.


В усадьбе у барина. Солдат на том свете. Пять веков, Прометей, Яблоки Гесперид. Жуковский В. А. Светлана. Пушкин А. С. Страшная месть. Тарас Бульба. Тургенев И. С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: Бежин луг, Бурмистр, Бирюк.

Толстой Л. Н. Рассказ «Бедные люди»Короленко В. Г. В дурном обществе. Достоевский Ф. М.

Мальчик у Христа на елке. Лапти. Куприн А. Белый пудель. Тапер. Андреев. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка.

Кладовая солнца. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой. О. Генри Вождь краснокожих. Дары волхвов. Джек Лондон Любовь к жизни. Дополнительно Черный Саша. Дневник фокса Микки Паустовский К. Г. Растрепанный воробей.

Далёкие годы. Последний черт. Стальное колечко. Мещерская сторона. Электрическая машинка.

Астафьев В. П. Деревья растут для всех. Монах в новых штанах.

Кто убил коростеля? Железников В. К. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям – доброе утро. Чучело. Искандер Ф. Приключения Чика.

Бронзовая птица Булычев К. Приключения Алисы. Девочка, с которой ничего не случится.

Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович. Сто лет тому вперёд. Девочка из города.

Приставкин А. Ночевала тучка золотая. О. Уайлд Кентервильское привидение Джек Лондон Белый клык Риордан Р. Перси Джексон и Похититель Молний.

Задание по повести Н. В. Гоголя. Ведьма собирает звезды.

Отношение к Вакуле. Солоха и ее гости. Черт украл месяц. Черт радуется тому, что Вакула решил продать душу из- зи любви к Оксане.

Путешествие на черте в Петербург. Черт, изображенный на портрете Вакулы. Пацюк. Эпизод: Вакула и Пацюк. Учебник по русскому языку - параграф 9. Прочитать главы 1. Повторить понятия.

Какие обвинения выдвинуты против Иешуа? Как понимать слова Иешуа: «злых людей нет на свете»? Какие отрывки из ершалаимских глав вам кажутся наиболее значимыми? Какие события в ершалаимских главах являются доказательствами булгаковской идеи: добро не может быть уничтожено окончательно, это та нравственная основа, на которой должно быть построено любое общество? Можно ли назвать профессора Преображенского положительным героем? Можно ли считать его безупречным человеком? Чем опасны Шариковы?

Что имел в виду профессор, сказав: “? Истрория создания стихотворения. Сколько частей вы бы выделили? Как они соотносятся друг с другом? Что мы видим, что осязаем? Отметим ключевые слова в первой части стихотворения.

Приведите примеры. Какую роль играет в первой части стихотворения анафора? Какой лексикой сопровождается это появление? Какие приемы звукописи используются автором?). Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты?

Докажите примерами из текста. На что они указывают? Почему же в этом случае не возникает ощущения однообразия, надоевшей повторяемости, как это чувствуется в первой части стихотворения?

Какие художественные средства способствуют созданию ощущения нереальности? Что он имеет в виду? Урок будет посвящен роли Луки в драме. В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев? Приведите примеры. Кто из персонажей противопоставлен остальным?

Каким образом Лука действует на ночлежников? Что мы знаем о Луке? Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки? Бунин? 8. Почему оно пришло только тогда, когда герои расстались? Что больше всего мучает героя? Что изменилось бы, если бы героиня назвала поручику своё имя и фамилию?

Почему в конце рассказа он чувствует себя постаревшим на десять лет? Почему из двух определений произошедшего, данных героиней (“солнечный удар” и “затмение”) в качестве названия рассказа выбрано первое? Выбрать одно из высказываний, помещенных ниже, и написать эссе по рассказу И. А. Бунина. Взять в качестве эпиграфа или названия строчку из высказывания. Также тему сочинения можно назвать так: . Достоевский)Человек, будь человеком, ибо, живя безумно, ты вол; предаваясь блуду, ты свинья или конь неистовый; живя коварно, ты змий и аспид; поступая безрассудно, ты осел; когда ты непоко. А ведь Господь сказал перед бытием твоим, человек: ”Сотворим человека по образу Нашему и по подобию”(Быт.

Святитель Иоанн Златоуст)Жизнь моя – трепетное и радостное причащение вечному и временному, близкому и далеко. Бунин)Этой краткой жизни вечным измененьем. Буду неустанно утешаться я, - Этим ранним солнцем, дымом над селеньем,В свежем парке листьев медленным паденьем. И тобой, знакомая старая скамья. Будущим поэтам, для меня безвестным,Бог оставит тайну – память обо мне: Стану их мечтами, стану бестелесным,Смерти недоступным, - призраком чудесным.

В этом парке розовом, в этой тишине. Бунин для своего стихотворения? Как это отражает авторский замысел?

Чего добивается автор благодаря этому? Какие строфы наиболее ярко подчёркивают это? Как они отражают основную идею стихотворения?? Какой троп здесь присутствует и как это характеризует лирического героя? Вычлените сюжетный костяк рассказа, обозначив экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Какие элементы изображенной картины не мотивированы сюжетом, то есть никак с ним не связаны?

Почему главный герой лишен имени? Как описывает его автор?

Как показано общество в рассказе? Какие образы в рассказе имеют символическое значение? И. А. Бунин Рассказы «Господин из Сан- Франциско»,«Чистый понедельник», «Легкое дыхание»А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок»М.

Горький Пьеса «На дне». Есенин поэма «Анна Снегина»В.

В. Маяковский поэма «Облако в штанах»А. А. Ахматова «Реквием»М.

А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачьесердце»М. А. Шолохов Роман- эпопея «Тихий Дон», «Донские рассказы» («Родинка», «Чужая кровь», «Продкомиссар»)А. П. Платонов «Возвращение», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек», «На заре туманной юности»Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»В.

Т. Шаламов «Колымские рассказы»А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг Гулаг»В. П. Астафьев «Людочка», «Печальный детектив»В. В. Быков «Сотников»В. Кондратьев «Сашка»Б. Васильев «Завтра была война»Е.

Замятин «Мы»Ю. В. Трифонов «Обмен» В. М. Шукшин Рассказы «Чудик», «Срезал», «Микроскоп», «Алеша Бесконвойный», «Письмо», «Миль пардон, мадам!»В. С. Розов «Вечно живые»А.

Вампилов «Старший сын»А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»Ч.

Айтматов «Плаха»Домашнее задание по литературе на 3. Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Тема народной войны (ч. Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

Гибель Пети Ростова (ч. Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети? Индивидуальные задания: 4.(Прозорову Л., Деревицкой Н.) Толстой о войне 1.

Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена? Мельникову С., Путинцеву И.) Встреча Пьера с Наташей (ч. Определите идейно- композиционное значение этих глав в романе. Прозоровой А., Рзаеву А.) Перечитать эпилог романа. Как решается главная мысль романа – о предназначении человека, о том, как жить?

Какие два пути выбирают герои? Перечитайте главы 1. Бородинское сражение) и ответьте на вопросы. Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера? Как Пьер убедился в справедливости слов старого солдата: ? Почему князь Андрей, ?

Справедливы ли слова князя Андрея, что французов надо казнить? Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского? Легко ли быть русским в бою? ПОкажите это на примере полка князя Андрея. Героизм и мужество участников сражения.

Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: ? Каково настроение во французском лагере? Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы - на батарее Раевского? Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска? Изображение войны 1. I ч. 2- 3)1. Анализ сцены смотра в Браунау (ч.

Ненужность и неподготовленность войны. Отношение к ней Кутузова и солдат. Отношение Толстого к войне.

Его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны. Сюжетная линия Николая Ростова, ее роль (ч. Описание Шенграбенского сражения. Толстым трусости Жеркова и штаб- офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина (ч. Андрея, мечты о? Что представляет собой хозяйка и посетители салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа? Проследите, как автор срывает маски со своих героев. Пьер Безухов и Андрей Болконский как чужие люди в гостиной А. Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны. Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского. Гл. 7- 1. 1, 1. 4- 1. Прием хозяевами гостей.

Характер их беседы.

Открытый урок литературы, проведенный в 1 «Б» группе

Тема: «Светская аристократия и передовое дворянство. Контраст как основной художественный прием в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»»

Организационный момент
Вы имеете право определить свое отношение к тому, что будет сейчас происходить. Вы можете делать вид, что присутствуете на уроке, а можете принять, чего бы мне очень хотелось, участие в его организации. Итак, следуя нашей давней традиции, я приглашаю вас к диалогу:
- диалогу со мной;
- диалогу с самим собой;
- диалогу друг с другом
и к диалогу с Львов Николаевичем Толстым и его героями, о которых мы будем говорить на уроке.
А сейчас позвольте вопрос, который, на первый взгляд, не относится к теме. Трудно ли быть человеком? Были ли у вас в жизни минуты, когда хотелось быть кем-нибудь, но только не человеком?
(Ответы учеников)
А вот мнение одного поэта на этот счет:
(музыка Мелодия осени Шопен )

Человек не хочет быть цветком,
Даже если б светлая пчела
Из него умелым хоботком
Сладость для грядущего брала.
Паучок волшебно тянет нить,
Слышит волк все шорохи во мгле-
Человек никем не хочет быть,
Только человеком на земле.
Спрашивал цветы и пауков,
Спрашивал зверей, какие есть:
Кто из вас, живущие, готов
В человечью шкуру нашу влезть.
Все качали головой подряд:
Дескать, лучше в поле иль дупле.
Ведь чертовски трудно, говорят,
Зваться человеком на земле.

В чем трудность человеческого бытия?
(Ответы студентов)

Роман «Война и мир» - это гимн русскому народу, его доблести и чести, его беззаветной стойкости и преданности родине. Впервые в литературе Толстой изобразил героев мыслящих, ищущих ответа на сложнейшие вопросы человеческого существования, обладающих высоким интеллектом.
Целеполагание .

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке, исходя из вышесказанных мыслей, из темы урока? (ответы)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о человеческих качествах, о том, как писатель характеризует жизнь высшего света и среднего дворянства, о смысле жизни, об основном художественном приеме, который использовал Толстой в произведении – о контрасте как основном худ. приеме романа

На доске записаны речевые обороты, которые помогут при ответах для выражения своего мнения : (напечатать)

    Мне кажется, я думаю, заметно, что, вероятно, с моей точки зрения, я понимаю, что….

    Из-за того что… потому что…несмотря на то что…с одной стороны…с другой стороны…таким образом…

Вы никогда не были в салоне? Л.Н. Толстой приглашает нас. Попытаемся узнать героев.

Опрос-викторина “Чье это лицо?”

Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой..., с которою она вошла в гостиную”.

(Элен)

Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.

(Ипполит)

С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…”

(князь Андрей)

“…светлое выражение плоского лица”.

(князь Василий)

Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…”

(Анна Павловна)

Перед нами лица или маски? Докажите.

Перед нами маски, так как в течение вечера их выражение не меняется. Л. Толстой передает это с помощью эпитетов “неизменяющаяся”, “неизменно”, “постоянно”.

Вы заранее разделились на группы, у каждого члена группы было свое домашнее задание

1 группа . Вечер в салоне Шерер.

Карточка №1В общественное положение

героев и их отношение друг к другу.

Карточка №1Б темы разговоров: насколько они интересны беседующим

Просмотр начала фильма.

Мы слышим героев, причем говорят они по-французски. Вас не смущает, что идет война с Наполеоном, а в Петербурге высшая знать говорит по-французски?

Зачем Л. Толстой вводит французскую речь?

Так было принято. Знание французского языка было обязательным для дворянина.

Итак, перед нами образованные люди. Можно предположить, что на французском языке мы услышим философские мысли о жизни, остроумные замечания, интересные беседы

О чем же идет речь?

Ролевое чтение диалога (на русском языке).

Это рождение сплетни об Ипполите-ловеласе, о его связи с княгиней Болконской, о незавидном положении “офицерика” князя Андрея.

-Докажите, что это сплетня (ложь).

-Князь Андрей позднее характеризует жену как редкую женщину, с которой можно быть спокойным за свою честь.

-Она отстранилась, когда Ипполит “забыл” убрать руки, подавая шаль.

-Она садится в карету, не придавая значения выкрикам Ипполита .

Что ж, образование, знание иностранных языков не всегда признак интеллигентности, порядочности, внутренней культуры. Может быть, Л. Толстой вводит французскую речь, чтобы показать, что за внешним лоском некоторых героев скрыта внутренняя пустота.

Карточка № поведение Пьера и отношение к нему хозяйки

Карточка № выделите сравнения, используемые автором, о чем они свидетельствуют?

Мы почти не видим искренних, живых людей. Писатель говорит об отсутствии духовности у большинства гостей и у самой хозяйки. Таков высший свет. А что представляет собой среднее передовое дворянство?

2 группа: (также по карточкам) Пьер Безухов в гостях у князя Андрея

Карточка № Андрей на вечере у Шерер. Опишите портрет, манеру говорить и вести себя в обществе. Какие черты выражаются в его внешности?

Карточка № Лиза Болконская на вечере у Шерер

Карточка № отношение Андрея и Пьера друг к другу (отрывок фильма)

Карточка № монолог Андрея о Бонопарте. Как вы его поняли?

3 группа Развлечения светской молодежи:

Поведение Долохова

Анатоль Курагин в характеристике его отца, в поведении на вечере

Забава с медведем и ее последствия (отрывок фильма)

Отношение к такому времяпрепровождению Андрея Болконского и графа Ростова

Хотели бы вы продолжить общение с такими представителями аристократии, как Василий Курагин, Долохов и др.? Нет?Почему? Тогда покидаем салон.

4 группа Именины у Ростовых

Отношение графа и графини Ростовых к гостям и друг к другу

Поведение и интересы детей в доме Ростовых

Обстановка во время именинного обеда (тема разговоров, насколько они интересны беседующим, общая атмосфера) (отрывок фильма)

5 группа События в доме графа Безухова

Поведение князя Василия Курагина, его интересы

Поведение Анны Михайловны Друбецкой, его причины

Борис Друбецкой и Пьер Безухов в этой ситуации

6 группа Семья Болконских в Лысых Горах

- прошлое старого князя

- занятия и интересы поместного дворянина

- княжна Марья Болконская

- взаимоотношения между отцом и детьми

Итог: роман пос троен на контрастах. В рассмотренных эпизодах показаны основные слои русского общества, намечаются основные сюжетные линии, отражающие сложность и многообразие жизни. Высший свет лицемерный и чопорный, среднее дворянство является полной противоположностью: гостеприимно и радушно, все здесь искренне и человечно

Итог (о нравственности в обществе)

Рефлексия:

    о чем я задумалась особенно серьезно, пока работала над эпизодами…

    Меня удивило…

    Мне особенно было важно понять…

Учитель: Да, для поисков некоторых ответов может понадобиться вся жизнь



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные