Реализация проекта "литературно-музыкальная гостиная" в рамках воспитательной системы школы. Музыкальный фестиваль в диалоге культур широкова, елена анатольевна Литературно музыкальный фестиваль актуальность

Разделы: Внеклассная работа

Актуальность проблемы

В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.

Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать свою личность как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.

Воспитательный процесс в нашей школе реализуется через деятельность Службы дополнительной педагогической поддержки. Школьная библиотека также является составляющей частью этой службы. При организации воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии, одной из которых является «метод проектов». На базе школьной библиотеки реализуется проект «Литературно-музыкальная гостиная».

Литературно-музыкальная гостиная – одна из форм внеклассной работы по предметам «Чтение» и «Русский язык», «История», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Цели и задачи литературно-музыкальной гостиной.

  • формировать культурообразное мышление учащихся на основе интеграции знаний, полученных на уроках русского языка, чтения, истории, музыки; анализа и синтеза различных произведений искусства: литературы, музыки, живописи;
  • обогащение духовного мира учащихся, коррекция их эмоциональной сферы;
  • приобщение учащихся к самостоятельному чтению;
  • развитие читательского интереса;
  • развитие у детей понимания особенностей образного языка произведений литературы, живописи, музыки;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Основными формами работы являются мероприятия, способствующие разностороннему развитию учащихся, коррекции эмоционально-волевой сферы, коррекции познавательной деятельности: поэтическая мастерская, театрализованное представление, тематические конкурсы, викторины, вернисажи, выставки художников, музыкальные истории, тематические вечера, встречи с интересными людьми.

Проведённые в рамках проекта заседания литературно-музыкальной гостиной способствуют:

  • обогащению духовного мира учащихся, коррекции их эмоциональной сферы;
  • приобщению учащихся к самостоятельному чтению;
  • развитию читательского интереса;
  • формированию у детей понимания особенностей образного языка произведений литературы, живописи, музыки;
  • развитию творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Направления деятельности и формы работы.

Направления

Формы работы

Художественное слово

1. Поэтическая мастерская
2. Театрализованное представление
3. Тематические конкурсы, викторины
4. Вечера
5. Устные журналы

Живопись

1. Вернисажи
2. Выставки художников
3. Беседы о творчестве художников
4. Викторины

1. Музыкальные истории
2. Вечера

Народный фольклор

1. Посиделки
2. Колядки
3. Народные гуляние

Участники проекта: библиотекарь, руководитель службы дополнительной педагогической поддержки, (воспитательная работа), преподаватель музыки; педагоги дополнительного образования, преподаватель ИЗО, преподаватели трудового обучения, учителя русского языка, чтения, истории.

Мониторинг проекта

Критерии, определяющие эффективность деятельности проекта:

– участие школьников во внеклассных мероприятиях;
– степень участия в проводимых мероприятиях (количественная и качественная характеристика);
– качество подготовки выступлений;
– уровень читательской активности (посещение библиотеки).

Информационное обеспечение проекта.

– выпуск бюллетеней о работе литературно-музыкальной гостиной (1 раз в четверть);
– ведение художественного фотоальбома (в течение учебного года);
– фотовыставки (после проведения очередного заседания гостиной).

Тематическое планирование

Тема

Классы

Месяц

Вернисаж «Красной гроздью рябина зажглась» (по творчеству С.Есенина и М.Цветаевой)

Литературный вечер «Как сердцу высказать себя»(вечер, посвящённый поэзии А.С.Пушкина)

Театрализованное представление «Рождественские колядки»

«Литературный вернисаж «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» по сказкам А.С.Пушкина

Вечер-встреча «Дети военной поры»

При подготовке к каждому заседанию литературно-музыкальной гостиной руководитель проекта (библиотекарь школы) проводит огромную подготовительную работу: знакомство детей с творчеством писателей, поэтов, художников; написание сценария, распределение ролей, репетиции, индивидуальные занятия с каждым учащимся по выразительному представлению своей роли.

Идёт работа по подготовке костюмов, необходимых аксессуаров, атрибутов, а также оформление гостиной. Ребята под руководством педагогов трудового обучения, изобразительного искусства шьют костюмы, изготавливают различные букеты, бусы, браслеты, вазы, берестяные изделия, необходимые для передачи духа той или иной эпохи. Разучивают песни, танцы, произведения русского народного творчества: кричалки, потешки, частушки.

В подготовительной работе задействовано большое количество людей: ученики, педагоги, приглашённые гости. Каждое заседание литературно-музыкальной гостиной по масштабу подготовительной работы становится коллективно-творческим делом. Его с нетерпением ждут все – и педагоги, и учащиеся, и зрители, и участники.

Ребята открывают для себя мир творчества поэтов, писателей, художников, музыкантов. При этом они являются не пассивными созерцателями происходящего действия, а активными участниками событий: превращаются в героев литературных произведений, в персонажи, изображённые на картинах художников.

За два года реализации проекта «Литературно-музыкальная гостиная» появились определённые результаты:

– сформировался постоянный творческий коллектив учащихся;
– изменился уровень общей культуры учащихся;
– возрос интерес учащихся к художественному слову; музыке, живописи;
– вырос уровень читательской активности в два раза.

Сегодня библиотека в нашей школе является не только продолжением образовательной системы, но и местом общения детей по интереса. Ребята приходят сюда выбрать книгу, порисовать, полистать журналы, энциклопедии, книги, а самое главное, им не терпится начать работу над новым представлением, почувствовать себя исполнителем новой роли.

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» по сказкам А.С.Пушкина

«Как сердцу высказать себя» (вечер, посвящённый поэзии А.С.Пушкина)

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "НОВЫЙ ВЕК"
Утверждаю:
Председатель Совета директоров
Благотворительного Фонда
"Новый Век"
Н.В. Басалаева

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Актуальность и положительные стороны проекта.
2. Общие положения (органы управления, оргкомитет, жюри и партнеры).
3. Цели и задачи фестиваля.
4. Условия участия и номинации конкурсов фестиваля.
5. Структура и сроки проведения фестиваля (основные этапы).
6. Наградной фонд, лауреаты и победители конкурсов.
7. Критерии оценки конкурсных работ авторов и исполнителей.
8. Информационные партнеры фестиваля.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА

Мыслить и действовать, чувствовать и творить, воображать и фантазировать, обретать истинные нравственные, моральные и духовные ценности… постоянно и неустанно трудиться над собой, вести непрерывную работу над собственными ошибками, непременно обретая вечные человеческие ценности, чтобы сегодня стать сильнее, нужнее и лучше, чем вчера, чтобы завтра изменить Мир к лучшему…
Этому учит нас величайшее из искусств – Литература!
В связи с тем, что современном литературном пространстве города Новосибирска и НСО явно присутствует необходимость поддержки творчества молодых литераторов, как в плане популяризации их деятельности в целом, так и в плане публикации лучших произведений конкретных авторов в частности… А так же в целях создания действенных и эффективных инструментов формирующих у молодежи страны устойчивую, осознанную потребность к чтению литературных произведений. В том числе произведений наших новосибирских авторов из самой молодежной среды…
Благотворительный фонд "Новый век" учредил ежегодный областной литературно-музыкальный фестиваль, направленный на решение вышеуказанных задач, которые сегодня являются знамением времени и явным признаком развитого многонационального демократического государства, занимающего лидирующее положение в сфере мировой культуры и искусства.
Фестиваль назван – "Надежда"!
В названии фестиваля мы видим многогранное сплетение блистательных надежд Авторов и Творцов на успех и признание, на понимание обществом их душевных переживаний и размышлений, на высокие художественные результаты и оценку их творчества современниками… В нём и общечеловеческое понятие Надежды, ассоциируемой с активной жизненной позицией, ориентированной на утверждение "царства любви, свободы, справедливости и добра".
Мы выступили организаторами фестиваля "НАДЕЖДА". Мы предложили поддержать нашу инициативу организациям, работающим в сфере культуры и искусства и поучаствовать в его организации и проведении – и наши НАДЕЖДЫ ОПРАВДАЛИСЬ!

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. УЧРЕДИТЕЛЬ ФЕСТИВАЛЯ: благотворительный Фонд "Новый Век".

2.2. ОРГАНИЗАТОРЫ ФЕСТИВАЛЯ:
Благотворительный Фонд "Новый Век"
Новосибирское отделение Союза писателей России
Новосибирская областная юношеская библиотека

2.3. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ:
НООО "Творчество"
Литературный клуб "Первоснежник"
Литературное объединение "Молодость"
Объединение "Лига Свободных Авторов"
Сибирский Фонд по увековечению памяти В. Высоцкого
Литературный альманах "Синильга"

2.4. ОРГКОМИТЕТ ФЕСТИВАЛЯ: Для организации, проведения фестиваля и подведения его итогов, создаётся Организационный комитет, основными задачами которого являются:
Общее руководство проведением фестиваля, подведение итогов фестиваля.
Консультирование и методическая помощь участникам фестиваля.
Сбор, анализ, систематизация и распространение материалов о фестивале.
Формирование жюри для оценки работ и определения победителей конкурсов.
Организация и проведение торжественной церемонии закрытия фестиваля.

Состав оргкомитета:
Басалаева Ангелина Анатольевна - председатель оргкомитета
Жаркова Людмила Константиновна – художественное чтение
Манн Татьяна Евгеньевна – поэзия и проза
Бочаров Владимир Николаевич - авторская песня

2.5. ЖЮРИ КОНКУРСОВ ФЕСТИВАЛЯ:
Для оценки работ конкурсантов и исполняемых участниками конкурсов номеров сформировано профессиональное жюри из числа известных новосибирских авторов, исполнителей, деятелей культуры и искусства в составе: Номинация "Проза":
Шалин Анатолий Борисович – председатель жюри, председатель Новосибирской писательской организации Союза писателей России.
Номинация "Поэзия":
Мартышев Евгений Фёдорович – председатель жюри номинации, член Союза писателей России, член Петровской Академии наук и искусств.
Номинация "Авторская песня":
Гордеев Тимур Эдуардович – председатель жюри номинации, лауреат всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов, солист Новосибирской государственной филармонии.
Номинация "Художественное чтение":
Лемешонок Владимир Евгеньевич – председатель жюри номинации, (заслуженный артист РФ).

2.6. ПРЕСС-ЦЕНТР ФЕСТИВАЛЯ:
Ольга Рахвалова, Дмитрий Бочаров, Марина Вдовик. Тел. 210-11-08

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ

3.1. Цель фестиваля – объединить усилия широких кругов общественности, жителей Новосибирска и НСО, представителей законодательной и исполнительных властей, бизнес-сообщества региона, общественных организаций, заслуженных деятелей культуры, науки и искусства, прочих персоналий и организаций в решении задач по стимулированию и поддержке творчества новосибирских авторов и исполнителей, а так же в вопросе пропагандирования литературного творчества и исполнительского мастерства, как важнейшей из составляющих духовного здоровья нации и морально-нравственной основы современного общества.

3.2. Задачи фестиваля:
разработать и провести комплекс мероприятий, направленных на повышение интереса авторов к достижению вершин писательского мастерства. Провести конкурсы фестиваля в 4-х номинациях среди авторов и исполнителей.
создать возможность для самореализации и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала молодых авторов.
определить и поощрить победителей конкурсов фестиваля из средств Наградного фонда фестиваля, и из прочих источников, и прочими средствами.
способствовать формированию читательских интересов, направленных на чтение современной литературы различных жанров – задействовать СМИ региона и прочие ресурсы в вопросе освещения мероприятий фестиваля, и творчества участников фестиваля.
организовать и провести торжественную церемонию награждения победителей конкурсов и лауреатов фестиваля, а так же тематическое мероприятие (гала-концерт), совместно с известными исполнителями города соответствующих фестивалю жанров и форм творчества. организовать и провести рабочую встречу с представителями сообщества заинтересованных лиц о дальнейшем развитии фестиваля, повышении статуса фестиваля и усилении его возможностей, из числа потенциальных соустроителей, спонсоров, партнеров.

4. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И НОМИНАЦИИ КОНКУРСОВ ФЕСТИВАЛЯ

4.1. В фестивале могут принять участие жители Новосибирской области и г. Новосибирска (в том числе представители литературных объединений и творческих групп) в возрасте от 14 до 40 лет.

4.2. Для участия в конкурсах фестиваля потенциальному участнику необходимо заполнить и отправить в оргкомитет электронной почтой Заявку на участие в фестивале "Надежда" соответствующего образца.

Заявка на участие в фестивале "Надежда"

4.3. Заявки на участие в конкурсах фестиваля принимаются до 31 мая 2015 г. электронной почтой.
Адрес получателя - e-mail: [email protected]
Тему письма указывать: ЗАЯВКА_"Фестиваль "Надежда".

4.4. Для официальной регистрации участника конкурса, потенциальному участнику необходимо:

В номинации "ПОЭЗИЯ"
Предоставить в оргкомитет в распечатанном и/или электронном формате подборку от 3 до 10 стихотворений.

В номинации "ПРОЗА"
Представить в оргкомитет в распечатанном и/или электронном формате либо одно законченное произведение – рассказ, повесть, либо фрагмент повести и краткое изложение сюжета повести.
Каждая работа должна быть подписана (ФИО и возраст автора, номинация, название работы).

В номинации "Авторская ПЕСНЯ"
Предоставить в оргкомитет на предмет соответствия формату фестиваля (электронной почтой, или на CD/DVD-носителе) тексты не менее двух песен заявляемых на публичное исполнение и для судейства жюри конкурса.
Предоставление заявленных произведений в формате аудио и видео приветствуется, но не является обязательным.
Каждая работа должна быть подписана (ФИО и возраст автора, номинация, название работы).

В номинации "Художественное ЧТЕНИЕ"
/в случае исполнения собственных произведений/. Предоставить в оргкомитет на предмет соответствия формату фестиваля (электронной почтой, или на CD/DVD-носителе) тексты не менее двух, но не более 3-х заявляемых на публичное исполнение, и для судейства жюри произведений и/или фрагментов произведений (не более 5 минут общего времени).

/в случае исполнения произведений сторонних авторов/. Предоставить в оргкомитет на предмет соответствия формату фестиваля (электронной почтой, или на CD/DVD-носителе) ФИО авторов, названия и тексты произведений, не менее двух, но не более 3-х заявляемых на публичное исполнение, и для жюри конкурса (не более 5 минут общего времени).

Предоставление заявленных произведений в формате аудио и видео приветствуется, но не является обязательным.
Каждая работа должна быть подписана (ФИО и возраст автора, номинация, название работы).

4.5. При выполнении условий п. 4.2, п.4.3, п. 4.4, и при соответствии параметрам п. 4.1. потенциальные участники считаются зарегистрированными конкурсантами.

4.6. Конкурсант имеет право подать заявку на участие в нескольких номинациях, но не более 1 заявки в одной из них.

5. СТРУКТУРА И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

5.1. ЛМФ "Надежда" проводится с 10.10 2014 года по 30 марта 2015 года и состоит из трех основных этапов, каждый из которых является его неотъемлемой частью:

II ЭТАП (апрель 2015 г.)
По результатам предварительного отбора выбирается 10 финалистов в каждой номинации и допускаются до финала.
Победители финальных туров являются лауреатами фестиваля и награждаются Дипломами лауреатов фестиваля.
Проведение ФИНАЛЬНЫХ туров конкурсов по номинациям, награждение финалистов конкурсов Дипломами Участников фестиваля "Надежда – 2015"):

"Художественное ЧТЕНИЕ":
Караоке-ресторан "Экзюпери",ул.Аэропорт, 88
Первая декада апреля.
"Авторская ПЕСНЯ"
Караоке-ресторан "Экзюпери", ул.Аэропорт, 88
Первая декада апреля.
Работы финалистов номинаций "ПОЭЗИЯ" и "ПРОЗА" оцениваются жюри дистанционно, имена победителей конкурсов оглашаются на странице фестиваля "Надежда", на сайте www.сайт Новосибирской областной юношеской библиотеки не позднее 30 апреля 2015 года.

III ЭТАП (апрель 2015 г.)
Награждение Победителей конкурсов фестиваля, торжественная церемония закрытия ЛМФ "Надежда–2015", объединенный гала-концерт участников фестиваля и популярных новосибирских исполнителей):
БЕЛЫЙ ЗАЛ КЛУБА "ПИЛОТ", УЛ. АЭРОПОРТ, 88
Третья декада апреля

6. НАГРАДНОЙ ФОНД, ЛАУРЕАТЫ И ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ ФЕСТИВАЛЯ

6.2. Изготовленный тираж сборника "Надежда–2015" распределяется между победителями конкурсов фестиваля по всем номинациям.

6.3. Победители отборочных туров по всем номинациям являются лауреатами конкурсов фестиваля, и награждаются на финальной встрече Дипломами.

6.4. Победители финальных туров по всем номинациям являются лауреатами фестиваля, и награждаются на Торжественной церемонии награждения Дипломами и призами.

7.1. Номинация "ПОЭЗИЯ", "ПРОЗА", "Авторская ПЕСНЯ" (основные критерии)
эмоциональность и глубина психологического воздействия, художественная выразительность творческих приемов, наличие ярких и точных образов и сравнений.
актуальность тематики произведения и его художественная целостность.
наличие в произведении оригинальных творческих находок, ярких образов и прочих выразительных средств.
литературная грамотность и творческая зрелость автора.

7.2. Номинация "Художественное ЧТЕНИЕ"
глубина освоения предлагаемых обстоятельств и "погружения" в материал произведения.
эмоциональность и глубина психологического воздействия, художественная выразительность творческих приемов исполнителя.
наличие у исполнителя профессиональных навыков сценической и речевой культуры.
соответствие выразительных средств исполнителя жанру, стилю и этическим параметрам произведения.
прочие параметры.

7.3. Победители конкурсов по всем номинациям определяется суммированием баллов, выставленных всеми членами жюри.

8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ

8.1. Информационная поддержка осуществляется сайтами партнеров проекта, сайтами литературных объединений со ссылками на Фестиваль и СМИ города.

ОРГКОМИТЕТ ФЕСТИВАЛЯ "НАДЕЖДА – 2015"
8-952-902-30-31 - председатель орг. комитета Басалаева Ангелина Анатольевна
210-11-08; 8-951-914-44-81 - Манн Татьяна Евгеньевна - проза и поэзия
8-913-932-64-21 - Жаркова Людмила Константиновна – художественное чтение
214-24-36 - Бочаров Владимир Николаевич - авторская песня

Резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.

Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.

При организации учебно-воспитательной работы с детьми мы стремимся использовать современные педагогические технологии, одной из которых является «метод проектов». На базе школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла с 2010 года реализуется долгосрочный проект «Литературно-музыкальная гостиная».

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.


Основная идея проекта

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Направленность программы заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными и произведениями писателей, посетить литературные музеи, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл, пробудить желание к творчеству.

Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, проект же научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, развить потребность в чтении, в книге.

С педагогической точки зрения, такое творческое объединение необходимо школе, так как оно способствует, во-первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит ребят чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении.

Специфика данного курса обусловлена характером главных целей обучения, а именно:

Вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);

Формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);

Воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).

Психолого-педагогическое осмысление социо - культурных процессов, на фоне которых происходит становление читателя-школьника; обозначение педагогических, психологических, методических, нравственных приоритетов и принципов современного образования, предполагающих рассматривать чтение не только как результат предметного обучения, но и как показатель личностного роста обучающихся, фактора их социального успеха.

Социальная проблема проекта

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения», рассчитанная на 14 лет, до 2020 года, с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества.


«В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин.

По исследованиям работников библиотек – 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности.

Педагогическая проблема проекта

Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании:

Снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

Уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы - (3 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;

Цель проекта

Цели проекта :

развивать творческие способности школьников, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству России и мировой культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях, познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым в школе произведениям и произведениям, находящимся вне школьной программы).

Задачи проекта .

образовательные:

Изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;

Обучить учащихся навыкам лингвистического анализа текста;

Обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия .

развивающие:

Развивать интерес учащихся к исследовательской и творческой работе;

Развивать коммуникативные навыки учащихся, познавательную активность;

Развивать сценические навыки учащихся.

воспитательные:

Воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателя, исторической эпохи;

Воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам, к историческим ценностям.

Порой тексты художественных произведений напрямую связаны с биографией автора, поэтому немаловажную роль играет посещение музеев: подробный рассказ о жизни писателя или поэта, знакомство с музейными экспонатами, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.


Задачи проекта

s Выявление и проектирование оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих формированию основ читательской компетенции школьников, развивающих творческое и логическое мышление обучающихся в работе с информацией, формирующие навык осознанного чтения: технологии обучения, методы и приёмы, формы организации деятельности, системы специальных упражнений.

s Развитие увлечённости чтением, потребности в регулярном чтении посредством использования разнообразных форм урочной, внеурочной, внеклассной деятельности .

s Создание единого читательского пространства на основе взаимодействия: ученик - учитель - родитель- библиотекарь.

s Определение путей использования данного проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытии их природных способностей.

Принципы реализации темы проекта

В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:

Опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;

Учёт индивидуальных особенностей учащихся;

Создание условий для усвоения знаний;

Доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения.

Для создания атмосферы Литературной гостиной используется специальное оборудованное помещение (Пушкинская комната);

мультимедийные ресурсы (компьютер, проектор, DVD проигрыватель)

Сильные стороны проекта

Наша Литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями, композиторами и художниками) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, писатель, художник, и ученик. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика.

Особенности организации проекта

Данный проект по обучению опирается на Программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией.

Проект соответствует возрастным психолого-физиологическим особенностям учащихся среднего и старшего звена.

Обучение учащихся осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный подход и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого школьника. Обучение осуществляется поэтапно: от простого к сложному. Срок реализации проекта рассчитан на пять учебных лет.

При обучении учащихся используется как групповая, так и индивидуальные формы работы. Встречи проводятся один – два раза в месяц по 2 часа. В результате прохождения курса у ребят формируются и углубляются знания о жизни писателей и поэтов, что позволяет привить стойкий интерес к русской литературе .

Формы и методы проекта

Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого ребёнка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:

Знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;

Творческие работы;

Литературные игры, викторины, КВНы;

Литературно-музыкальные произведения.

В процессе занятий в рамках проекта все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как посещение музеев, просмотр художественных фильмов.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе , от неё к литературе XVIII, XIX и XX веков, системная направленность (горизонтальная система ознакомления с литературой разных веков).

Именно эта идея концентрический подход помогают подвести учащихся к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. п.

Формы работы:

Лекционные занятия, беседы, диалоги, дискуссии, обсуждения, проектирование, конкурсы, практикумы, экскурсии по литературно-историческим местам, участие в творческих конкурсах и фестивалях.

Режим занятий : 1) подготовительный этап; 2) встречи в гостиной 1-2 раза в месяц согласно плану работы Литературной гостиной

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

*Степень активности (посещение, создание своих проектов литературно-музыкальных композиций);

* коммуникабельность через участие в обсуждении и защите своих проектов;

* выступления на сцене;

* совершенствование техники чтения (конкурсы, репетиции)

Учащиеся должны знать:

Особенности исполнения лирики, прозы.

Основы сюжетно-фабульного анализа литературного произведения.

Принципы проектирования.

Учащиеся должны уметь:

Импровизировать, составлять монтаж, сценарий.

Организовать работу в группе при обсуждении проблемы.

Создать проект.

Формы реализация проекта:

1 . Особенности речевой культуры (инсценирование произведений разных жанров)

2. Роль литературоведческого анализа в режиссерской работе с драматургией (тестирование по литературоведению, конкурс проектов, опрос об успешности реализации проектов при постановке концерта).

3 . Театральная деятельность (конкурс на лучшую роль драматического героя).

4. Экскурсии по литературно-историческим местам.

5. Посещение театров.

Гипотеза проекта

Создание пространства для эмоционально-нравственного общения в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных. Литературный проект, созданный вначале как только литературный, привел учащихся к постепенному пониманию связи литературы с жизнью и сближению с другим школьным проектом «Школьный музей». Следствием этого явилась серия бинарных литературно-исторических мероприятий, проведенных в школьном музее Боевой славы.

Предполагаемые результаты

1. Помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.

2. Развивает коммуникативную активность, творческие способности через создание собственных произведений, стихов.

3. Расширяет интерес к художественной, мемуарной, документальной литературе .

4. Побуждает интерес к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.); развивает творческие способности детей, их литературного дара; помогает в самовыражении каждому; стимулирует интерес к духовному богатству России, мировой культуры; развивает эмоциональную сферу ребенка как основы формирования «культуры чувств»; приобщает к миру искусства; воспитывает эстетический вкус; формирует исследовательские умения, навыки.

Критерии и показатели результативности проекта

Положительная динамика формирования первоначальных основ читательской компетенции: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения.

Высокая степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования духовно-нравственного воспитания школьников: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности. Развитие литературно - творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям, литературных фестивалях.

1) 24.04.2012 г. Семинар заместителей директоров по воспитательной работе . Литературная гостиная «Проба пера»;

2) Ежегодный районный Литературный фестиваль (2011, 2012, 2013 г. г.);

3) Статья в газете «Тосненский вестник» (октябрь 2010 г.);

Статья в газете «Тосненский вестник» «Учение с увлечением» (декабрь 2011 г.);

Статья в газете «Тосненский вестник» «Проба пера» (февраль 2013 г.);

4) Третье место во Всероссийском поэтическом конкурсе «Заветная лира».

5) Районный конкурс «Юный журналист». Второе место в номинации «Телевизионная журналистика». (Видеоролик о работе Литературной гостиной); первое место в номинации «Газетная журналистика». (Статья о Литературной гостиной). Январь 2013 г.

6) Третье место в районном этапе Всероссийского конкурса лидеров детских общественных объединений «Лидер 21 века». (2012 г.)

7) Первое место в муниципальном этапе Областного конкурса детского творчества по безопасности дорожного движения в номинации «Литературное творчество». (март 2013 г.)

Устойчивая позитивная динамика осознанного выбора обучающимися книг в соответствии с возрастом: 70% обучающихся школы являются активными читателями сельской библиотеки, 25% регулярно посещают Центральную детскую библиотеку в Тосно.

Педагогический инструментарий реализации поставленных целей и задач

Описательно-аналитический (изучение и анализ психолого–педагогической методической литературы по проблеме проекта); социально-педагогический (анкетирование обучающихся и их родителей, беседы, целенаправленное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, анализ творческих работ обучающихся); статистический обобщение результатов).

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Теоретическое обоснование

Теоретическую основу проекта составляют ведущие идеи:

Деятельностный подход к обучению (,);

Идея учета возрастных особенностей в формировании нравственных принципов школьников (,);

Теория речевого общения, речевой деятельности (,);

Теория ведущей роли чтения в развитии личности школьников;

Общедидактические положения формирования умений и навыков учащихся ();

Методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенностей его развития (,);

Нормативная правовая база проекта

1. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией, 7-е издание, М. Просвещение 2010

3) Библиотечный фонд, включающий в себя справочную литературу .

Интернет - ресурсы

s http://pedsovet. org/

s http://www. *****

s http://*****/

s http://schoollessons. *****/

s http://www. /

s http://*****/



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные