Реализм в истории 19 века. Писатели-реалисты XIX века и их критический реализм. «Похороны в Орнане»

Критический реализм - направление и искусстве ряда стран Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. В то же время во Франции появился реализм как важное понятие эстетической мысли.

Критический реализм ориентирован на непосредственное изображение повседневной жизни людей, преимущественно бедных и обездоленных, противопоставляемых зажиточным и праздным слоям населения. Первые признаки критического реализма можно заметить в живописи итальянца Микеланджело Караваджо и его последователей - «караваджистов», проявлявших в конце XVI и в XVII в. острый интерес к быту низов общества - нищих, бродяг, разбойников, изображавшихся часто в увлекательном романтически-авантюрном обличий (живопись Сальваторе Розы, Алессандро Маньяско в Италии). В XVII в. голландец Ян Стен , в XVIII в. итальянцы Якопо Черути, Гаспаре Траверс пытались изобразить без прикрас неприглядные стороны будничной жизни своих современников. Художники эпохи Просвещения XVIII в. (Уильям Когарт В Англии.) критиковали с точки зрения разума и справедливости социальные устои общества тех лет. Особенно острым и бесстрашным был анализ социальных противоречий в офортах и картинах Франциско Гойи в Испании на рубеже XVIII и XIX вв. В живописи и графике 1-й половины XIX в. (Теодор Жерико , Эжен Делакруа во Франции) с энергией и страстью отражены драматические конфликты повседневной реальности. Собственно социальная критика стала доминирующим началом в творчестве графиков 2-й трети XIX в. - Оноре Домье , Поля Гаварни , Жана-Исидора Гранвиля , обратившихся к пристальному изучению и анализу глубоких общественных противоречий. Обобщенные образы социальных сил своего времени создали в XIX в. художники Александр Декан, Гюстав Курбе , Жан-Франсуа Милл е во Франции, Константен Менье в Бельгии. Адольф Менцель, Вильгельм Лейбль в Германии, Михай Мункачи в Венгрии. В России критический реализм получил распространение уже в середине XIX в. Образ «маленького человека», возникший в произведениях А. С. Пушкина, И. В. Гоголя, нашел воплощение в жанровых сценах П. А. Федотова, в карикатурах и иллюстрациях А. А. Агина, П. М. Боклевского, Н. А. Степанова, П. М. Шмелькова, А. И. Лебедева. Во 2-й половине XIX - начале XX вв. художники-передвижники сделали критический реализм основным методом своего искусства. В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репин , А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, Л. В. Попов в своих картинах критиковали несправедливое общественное устройство, следуя за литературой (И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. А. П. Чехов). Традиции критического реализма - сатирическое обличение и анализ общественной ситуации - то и дело воскресали в советское время: в сатирической графике Кукрыниксов, Б. И. Пророкова, Л. В. Сойфертиса, в живописи Е. М. Чепцова, С. А. Адливанкина, С. В. Никритина, Г. М. Коржева, а в конце XX в. в саркастическом искусстве соц-арта .

Реализм

«Здесь не идёт речь о поиске «абсолютной» красоты. Художник не является ни историей живописи, ни её душой... И именно поэтому он не должен считаться ни моралистом, ни литератором. Его следует оценивать просто как художника».

Томас Икинс стал самым известным художником-реалистом в Соединенных Штатах, включая фотографические исследования в свои работы и раскрывая характер сюжетов посредством тщательного наблюдения. «Клиника Гросса» (1875), портрет доктора Сэмюэля Гросса, проводящего инвазивное хирургическое вмешательство в операционной, изображается в невероятных подробностях. Его выбор современного предмета (хирургии) следует реалистическому убеждению, что художник должен быть из своего времени.

Немецкий реалист Вильгельм Лейбль встретил Курбе и увидел его работу, когда французский художник посетил Германию в 1869 году. Признавая его способности, Курбе заманил его обратно в Париж, где Лейбль достиг значительных успехов, а также познакомился с Мане до возвращения в Мюнхен, чтобы утвердить себя в качестве первого художника-реалиста своей страны. Он наиболее известен изображениями крестьянских сцен, таких как «Три женщины в церкви» (1881), которые принесли откровенный натурализм голландских и немецких Старых мастеров в современную эпоху. Хотя несколько устаревшая одежда, которая одета на этих трёх женщинах указывает их низкий экономический статус (новые тенденции города прошли мимо них), Лейбль облагораживает их терпением и скромностью.

«Мир Кристины», созданный одним из ведущих американских художников того времени, находится среди самых знаменитых американских картин середины XX века. Он изображает женщину, лежащую на поле, и смотрящую на серый дом на горизонте. Женщина на картине - Анна Кристина Олсон. Она была соседкой Уайета в Южном Кушинге, штате Мэн, и страдала от дегенеративного изменения мышечной ткани, из-за которых она не могла ходить. Уайет вдохновился на создание шедевра, когда увидел из окна, как она ползает по полю. Несмотря на то, что первый показ получил мало внимания, популярность Christina"s World росла на протяжении многих лет. Сейчас картина считается иконой американского искусства и одной из самых важных работ американского реализма.

4. «Сборщицы колосьев»

Французское название: Des glaneuses

Художник: Жан-Франсуа Милле

Год: 1857

Самыми известными работами Жана-Франсуа Милле являются его трио картин, на которых изображены скромные крестьяне в невиданной героической и сочувствующей манере. «Сборщицы колосьев» - самая известная из трёх картин, и она повлияла на нескольких более поздних художников, включая Писсарро, Ренуара, Сёра и Ван Гога. На ней изображены три крестьянские женщины, подбирающие или собирающие остатки жатвы с поля рассыпавшихся зерён после сбора урожая. Изображая наинизший слой сельского общества в сочувствующем свете, картина была сильно подвергнута критике французскими высшими классами при первом показе. Размер картины составляет 33 на 44 дюйма (84 x 112 см), и это был главный предмет спора, поскольку такой огромный размер обычно предназначался для религиозных или мифологических сюжетов.

3. «Похороны в Орнане»

Французское название: Un enterrement à Ornans

Художник: Гюстав Курбе

Год: 1850


Эта картина изображает похороны двоюродного деда Гюстава Курбе в небольшом городке Орнане во Франции. Курбе «написал тех людей, которые присутствовали на погребение, всех горожан». «Похороны в Орнане» вызвала бурю на первой выставке на Парижском салоне 1850-1851. Во-первых, это огромная работа, размером 10 на 22 футов (305 x 671 см); такой огромный масштаб традиционно предназначался для героических или религиозных сцен исторической живописи; во-вторых, его неприглядный реализм без какого-либо сентиментального повествования шокировал мир искусства. Первоначально осуждённая критиками, картина «Похороны в Орнане» была одной из главных работ, благодаря которой публика отошла от романтизма и заинтересовалась новым реалистическим подходом. Она считается одним из главных поворотных моментов французского искусства XIX века, и Курбе сказал: ««Похороны в Орнане» были в действительности погребением романтизма».

2. Полуночники

Художник: Эдвард Хоппер

Год: 1942

Эдвард Хоппер известен тем, что раскрывает одиночество современной жизни и заставляет зрителя играть более активную роль в завершении повествования произведений. Эту картину, изображающую людей в закусочной в центре города поздно ночью, вдохновил ресторан на Гринвич-авеню, рядом с домом художника в Манхэттене. Её истолковали как иллюстрацию отрицательного влияния Второй мировой войны, и как изображение изоляции индивидуума на фоне суеты Нью-Йорка. Самая известная работа Хоппера, «Полуночники» является одной из наиболее узнаваемых картин американского искусства. Она повлияла на многих будущих американских художников и широко упоминается и пародируется в популярной культуре.

1. «Олимпия»

Художник: Эдуард Мане

Год: 1863


Эдуард Мане, хотя и часто считается импрессионистом, называл себя реалистом. Его первые работы включают некоторые из самых значительных произведений реализма, среди которых находится «Олимпия». На картине изображена лежащая обнаженная женщина, которой прислуживает служанка. Когда её впервые выставили на Парижском салоне 1865 года, она вызвала огромный спор; не из-за наготы Олимпии, а потому, что на картине есть несколько деталей, которые указывают на то, что она проститутка. К ним относятся: орхидея в волосах, браслет, жемчужные серьги и восточный платок, на котором она лежит. Кроме того, на картине есть чёрная кошка, которая традиционно символизировала проституцию. Олимпия была вдохновлена ​​«Венерой Урбинской» Тициана и несколькими другими картинами; но в отличие от этих работ он не изображал богиню или придворную даму, а проститутку высокого класса. Самый известный аспект картины - дерзкий взгляд Олимпии; который часто упоминается как вершина неповиновения патриархату. «Олимпия» Мане - самая известная картина реализма и, возможно, самая известная обнаженная фигура XIX века.



От: Шолохова Е.,   -


Отвергая чрезмерный акцент на эмоциональности, что так присущ романтизму, и восторженное прославление прошлого, реалисты во главе с Гюставом Курбе и Жаном-Франсуа Милле стали рисовать не только простых людей, но и различные моменты с невероятно достоверной точностью. И несмотря на то, что большинство ныне известных реалистичных картин частенько подвергались критике, вызывая споры в связи с тем, что они якобы показывали такие ситуации, которые многие художники старались избегать в своих работах, считая их неуместными, тем не менее, многие сумели покорить мир, прочно засев в истории мира искусства.

1. Роза Бонёр


Розу Бонёр называли одной из самых популярных художниц XIX века, которая прославилась на весь мир, благодаря своим работам с изображением животных. Но колоссальный успех пришёл к ней лишь тогда, когда мир увидел её потрясающую работу под названием «Ярмарка лошадей», на которой запечатлён конный рынок, проходящий на парижском бульваре Лопиталь. И как бы забавно это не звучало, но, чтобы максимально точно передать всё увиденное, женщина чуть ли не ежедневно на протяжении полутора часа ходила на площадь, чтобы сделать несколько набросков, что в последствии и легли в основу её картины.

В 1853 году состоялся первый показ её картины на Paris Salon, после чего работа отправилась по всему миру, покоряя не только жителей Европы, но и Америки. И совсем неудивительно, что даже английская королева в своё время очень высоко и по достоинству оценила эту работу, а музей Метрополитен и вовсе назвал «Ярмарку лошадей» самым известным и примечательным творением.

2. Илья Репин


Илья Репин хорошо известен благодаря такой работе, как «Бурлаки на Волге», которую он написал под впечатлением от отдыха на реке в 1870 году. Это произведение представляет собой странную смесь человеческой силы, социального расслоения и всех тех трудностей, с которыми доводится сталкиваться простому люду. Он мастерски запечатлел одиннадцать трудящихся, которые не покладая рук тащат баржу по Волге, представляя собой единое целое, то, что смело можно назвать несломленным моментом. И совсем неудивительно, что именно эта картина получила международное признание за максимально точно и достоверно переданные перипетии, с которыми довелось столкнуться простым людям, выходцам рабочего класса.

Столь масштабный и колоссальный успех стал своеобразным, весьма приятным и небезуспешным толчком к началу карьеры художника, сделав его истинным мастером, способным задокументировать пресловутое социальное неравенство. В конечном итоге, владельцем картины стал князь Владимир Александрович, при помощи которого она была выставлена на территории тогдашней Европы, став символом истинного, русского реализма того времени.

3. Томас Икинс


Томас Икинс – это главный американский реалист, что выделялся из толпы других мастеров тем, что в своих работах он мастерски изображал человеческую сущность и индивидуальность каждой модели, делая на этом главный акцент. Пожалуй, самой популярной картиной мастера является работа под названием «Клиника Гросса», на которой запечатлён выдающийся хирург из США – Сэмюэль Д. Гросс. На картине он проводит сложнейшую операцию, в ходе которой удалил повреждённую кость в области бедра. «Клиника Гросса», по достоинству оцененная своим бескомпромиссным реализмом, считается многими критиками лучшей реалистической картиной в истории искусства Америки. Она прославляется как великая история медицины XIX века, а также считается невероятно реалистичным и детализированным американским портретом.

4. Жан-Франсуа Милле


Жан-Франсуа Милле – это один из наиболее выдающихся деятелей, что творили на поприще французского реализма. А также его охотно ставят в один ряд с Гюставом Курбе, поскольку он так же, как и этот гигант живописи, прославился на весь мир картинами с изображениями простых селян. Его работа под названием «Анжелюс» стала последней, но самой известной работой автора, что олицетворяет собой преданность к католицизму и молитве. Она демонстрирует изображение двух крестьян, кланяющихся Анжелюсу под конец дня, чтобы поблагодарить его.

Стоит обратить внимание, что в области горизонта чётко просматривается церковь, и, скорее всего, именно звон церковного колокола оповестил мужчину и женщину о конце рабочего дня, дабы они, закончив свою работу, произнесли молитву. Изначально картина носила весьма оригинальное название «Молитва о картофельном поле», ведь изображённая зарисовка показывает, что всё происходящее имеет место быть в Барбизоне, во Франции, на одном из картофельных полей.

5. Гюстав Курбе


Что уж говорить, а Гюстава Курбе и по сей день величают выдающимся мастером французского реализма, его главным вдохновителем и деятелем. Во время, когда он решил создать свою наиболее спорную картину «Происхождение мира», эротические мотивы и человеческое, нагое тело были допустимы исключительно в произведениях, что несли в себе мифологические или же сказочные мотивы. А потому вовсе не удивительно, что этот реалистичный подход Курбе попросту перевернул мир искусства с ног на голову, меняя представление о правильном и презентабельном.

Художник детализировано и точно изображает обнаженную женщину и её гениталии, что хорошо видны, поскольку её поза с широко раздвинутыми ногами позволяет увидеть всё воочию. Эта картина по-прежнему обладает способностью шокировать даже современного зрителя своей откровенностью, однако, эта работа всё же сумела создать противоречие, что привело к её цензуре и запрету во многих случаях.

6. Эндрю Уайет


«Мир Кристины» – картина, что была написана ведущим художником США того времени, которая входит в число наиболее выдающихся и известных американских произведений прошлого века. Она изображает женщину, что лежит на поле. Женщина смотрит на серый дом, что виднеется на горизонте. Главная героиня этой работы далеко не вымышленный персонаж, а реальная личность, вдохновившая художника на её написание. Анна Кристина Олсон была соседкой художника, которая страдала от дегенеративного мышечного расстройства, и это не давало ей нормально ходить.
Однажды, стоя у окна, Эндрю увидел то, как она изо всех сил ползла по полю. Именно этот момент и подтолкнул его к созданию «Мира Кристины». Даже несмотря на то, что на первом показе картина осталась без должного внимания, постепенно, со временем она стала обретать всё большую популярность, став настоящим символом американского стиля.

7. Жан-Франсуа Милле


Помимо легендарного «Анжелюса» у Милле было ещё три выдающихся картины, что изображали смиренный, простой люд. «Сборщицы колосьев» – это наиболее известная из всего творчества этого гения. Именно это произведение повлияло на труды остальных художников, что жили и творили после Милле, к примеру, таких, как Ван Гог, Ренуар, Сеур, Писсарро. Она изображает трёх крестьянских женщин, что блуждают по полю, собирая оставшиеся после жатвы колосья.

В своей работе Милле изобразил низший ранг сельского общества в мрачно-сочувственном стиле, тем самым вызвав жёсткую критику со стороны французских аристократов и членов высшего общества во время первой демонстрации картины. Ко всему прочему, негодование со стороны общественности вызвали и далеко нестандартные размеры полотна 33 на 44 дюйма, которые зачастую использовали для картин с мифологическими и религиозными мотивами.

8. Гюстав Курбе


Картина «Погребение в Орнане» произвела настоящий фурор, вызвав огромный шквал эмоций и пересудов среди многочисленной публики в 1850-51 годах. Она изображает похороны двоюродного дедушки художника, проходившие в маленьком поселении Орнан во Франции. Гюстав с неимоверной реалистичностью изобразил тех горожан, что пришли и поприсутствовали на обряде погребения. Но не это вызвало недовольство зрителя, а то, что полотно было невероятно огромным (10 на 22 фута) для картины такого плана, ибо подобный формат был отведён исключительно для героических и религиозных сцен в исторической живописи.

Помимо всего этого, возмущение вертелось и вокруг того, что процессия была изображена, не имея под собой никакого сентиментально-эмоционального мотива, тем самым потрясая мир изобразительного искусства. Вопреки всему, пройдя через критику и пересуды, эта работа стала главной, благодаря которой зрители перестали ценить романтическое направление, начав интересоваться новым, более реалистичным и жизненным подходом к творчеству, что и стало переломным моментом во Франции в XIX веке.

9. Эдвард Хоппер


Такая личность, как Эдвард Хоппер, стала известна благодаря тому, что в своих работах он умудрялся раскрыть уединение жизни, вынуждая каждого, кто смотрит на картину, включить воображение, дабы закончить художественное повествование. Написание этой картины было навеяно воспоминаниями о ресторане на Гринвич-авеню. На ней художник изображает людей, сидящих в закусочной, расположенной в центре города поздно вечером. К огромному изумлению, этот сюжет многими был истолкован как иллюстрация ужасающих последствий Второй мировой войны, а также как изображение полной изоляции отдельно взятой личности среди нью-йоркской суеты.

10. Эдуард Мане


Эдуард Мане – человек, которого величали в обществе художников никем иным, как импрессионистом, однако он сам называл себя самым настоящим реалистом. Об этом и говорит одна из наиболее известных его работ, а именно – картина «Олимпия», что изображает нагую, лежащую на роскошной постели женщину в сопровождении горничной. В 1865 году данное произведение было выставлено на всеобщее обозрение, вызвав негодование не только стороны общественности, а и со стороны критиков. Нет, не из-за того, что на ней была запечатлена нагая девушка, а из-за ряда деталей, которые открытым текстом указывали на то, что она путана, а именно: орхидея, украшавшая её волосы, браслет, надетый на руку, жемчужные серьги и тонкая восточная шаль, на которой она лежит.

Помимо всего этого, на картине присутствует чёрный кот, который по тем временам также считался традиционным символом проституции. Главная особенность этой картины, как считают мировые критики, вовсе не в том, что она была вдохновлена изображением «Тицианской Венеры» Урбино, а как раз в том, что на этом полотне изображена не роскошная женщина, не богиня, и даже не аристократка, а самая что ни на есть элитная проститутка. Ключевым аспектом картины является конфронтационный взгляд этой женщины, который многие трактуют как ничто иное, как вершину неповиновения патриарху.

Вторая половина XIX века характеризуется появлением такого течения, как реализм. Он следовал сразу за романтизмом, появившимся в первой половине этого столетия, но при этом кардинально отличавшимся от него. Реализм в литературе демонстрировал типичного человека в типичной ситуации и старался максимально правдоподобно отразить действительность.

Основные признаки реализма

Реализм обладает определенным набором признаков, которые показывают отличия от романтизма, предшествовавшего ему, и от натурализма, следующего за ним.
1. Типизация образом. Объектом произведения в реализме всегда выступает обыкновенный человек со всеми его достоинствами и недостатками. Точность в изображении деталей характерных для человека, вот ключевое правило реализма. Однако авторы не забывают о таких нюансах, как индивидуальные особенности, и они гармонично вплетаются в цельный образ. Это отличает реализм от романтизма, где персонаж индивидуален.
2. Типизация ситуации. Ситуация, в которой оказывается герой произведения, должна быть характерной для описываемого времени. Уникальная ситуация больше характерна для натурализма.
3. Точность в изображении. Реалисты всегда описывали мир таким, какой он являлся, сводя мировосприятие автора к минимуму. Совершенно иначе поступали романтики. Мир в их работах демонстрировался через призму их собственного мироощущения.
4. Детерминизм. Ситуация, в которой оказались герои произведений реалистов, это только результат поступков совершенных в прошлом. Герои показываются в развитии, которое формируется окружающим миром. Ключевую роль в этом выполняют межличностные отношения. На личность персонажа и его поступки влияет множество факторов: социальных, религиозных, нравственных и прочих. Нередко в произведении происходит развитие и изменение личности под влиянием социально-бытовых факторов.
5. Конфликт: герой – общество. Этот конфликт не является уникальным. Он характерен и для предшествующих реализму течений: классицизм и романтизм. Однако только реализм рассматривает максимально типичные ситуации. Он интересуется взаимоотношением толпы и индивида, сознания массы и отдельного человека.
6. Историзм. Литература в XIX века демонстрирует человека неотрывно от среды и периода истории. Авторы изучали стиль жизни, нормы поведения в обществе на определенном этапе, прежде чем писать твои произведения.

История возникновения

Считается, что уже в эпоху Возрождения начинает зарождаться реализм. К характерным для реализма героям относят такие масштабные образы, как Дон Кихот, Гамлет и прочих. В этот период человек представляет как венец творения, что не характерно для более поздних периодов его развития. В эпоху Просвещения появляется просветительский реализм. В качестве главного персонажа выступает герой из низов.
В 1830-х выходцами из круга романтиков формируется реализм как новое литературное направление. Они стремятся не изображать мир во всей его многогранности и отказываются от привычных романтикам двух миров.
Уже к 40-м годам критический реализм становится ведущим направлением. Однако на начальном этапе формирования этого литературного направления новоиспеченные реалисты все еще используют остаточные характерные для романтизма черты.

К ним можно причислить:
культ эзотерики;
изображение ярких нетипичных личностей;
использование элементов фантастики;
сегрегация героев на положительных и отрицательных.
Именно поэтому реализм писателей первой половины столетия часто подвергался критике со стороны писателей конца в XIX века. Однако именно на раннем этапе формируются основные черты этого направления. В первую очередь – это конфликт характерный для реализма. В литературе бывших романтиков четко прослеживается противопоставление человека и социума.
Во второй половине XIX реализм приобретает новые формы. И не зря этот период именуется «триумфом реализма». Социальная и политическая ситуация способствовала тому, что авторы начали изучать природу человека, а также его поведение в определенных ситуациях. Начали играть большую роль социальные связи между индивидами.
Огромное влияние на развитие реализма имела наука того времени. В 1859 году публикуется работа Дарвина « Происхождение видов». Позитивистская философия Канта также делает свой вклад в художественную практику. Реализм в литературе XIX века приобретает аналитический изучающий характер. При этом писатели отказываются от анализа будущего, оно их мало интересовало. Акцент делался на современности, которая и стала ключевой темой отражения критического реализма.

Основные представители

Реализм в литературе XIX века оставил множество гениальных произведений. К первой половине столетия творили Стендаль, О. Бальзак, Мериме. Именно они подвергались критике со стороны их последователей. Их произведения имеют тонкую связь с романтизмом. Например, реализм Мериме и Бальзака пронизан мистикой и эзотерикой, герои Дикенса являются яркими носителями одной выраженной черты характера или качества, а Стендаль изображал ярких личностей.
Позже развитием творческого метода занимались Г. Флобер, М. Твен, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер. Каждый автор вносил в свои произведения индивидуальные особенности. В российской литературе реализм представлен работами Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина.

Ермак Тимофеевич (около 1540—1584 или 1585) — казачий атаман, по преданию, родом с одной из донских станиц. Предводитель похода в Сибирь, положившего начало ее присоединению к России. В 1582 году разбил на берегу Иртыша главные силы сибирского хана Кучума. Шестого августа 1585 года (по другим данным — 1584) был ранен в сражении и утонул, пытаясь в тяжелой кольчуге переплыть приток Иртыша реку Вагай. О Ермаке в народе было сложено много песен, его образ лег в основу литературных произведений. Иконография Ермака апокрифична и восходит к одному типу. Он нашел отражение в живописных и гравюрных изображениях, весьма распространенных, по-видимому, уже с XVII века. Очевидно, Карамзин руководствовался одним из таких портретов, приводя описание внешности Ермака: „Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, волосы темные, кудрявые, глаза светлые".

Неизвестный художник 18 века


Портрет царицы Марфы Матвеевны

Марфа Матвеевна родилась в Москве в 1664 году, была дочерью

астраханского воеводы боярина Матвея Васильевича Апраксина от брака с Домной Богдановной Ловчиковой. В 1682 году на ней женился смертельно больной царь Федор Алексеевич, первая жена которого незадолго до этого умерла от родов. Через два месяца Марфа Матвеевна овдовела, но сохранила титул царицы и место в царской семье. Она была уважаема своим деверем Петром I, которому служили три ее брата, они носили звания комнатных стольников, участвовали во всех затеях юного царя. Умерла 31 декабря в Петербурге, похоронена в Петропавловском соборе. Марфа Матвеевна изображена в парчовом наряде русской царицы XVII века, на голове — кокошник, шитый жемчуге ценными камнями.

Неизвестный художник конца XVII — начала XVIII века (?)

Портрет князя Ивана Борисовича Репнина

Князь И. Б. Репнин (161.—1697) — стольник, потом ближний боярин и дворецкий царя Алексея Михайловича. Был воеводой в Могилеве, Полоцке, Новгороде, Смоленске и Тобольске. Занимал высокие государственные должности: был судьей (начальником) в нескольких приказах, центральных органах управления Московского государства — Владимирском, Ямском и Поместном, а также Сибирском и приказе Казанского дворца. Отец генерал-фельдмаршала Никиты Ивановича Репнина, одного из сподвижников Петра I. Подобный тип портретов, обычно называемый парсунами положил начало русской портретной живописи.

Неизвестный художник второй половины 17 века (?)

Портрет митрополита Димитрия Ростовского

Митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий (1651—1709) — выходец с Украины, один из образованнейших людей своего времени. Он владел многими языками, собрал богатейшую библиотеку, был автором богословских сочинений, стихов и пьес

..Сей муж был острого разума, великого просвещения... великую имел склонность к наукам...

В 1757 году канонизирован. Портрет Димитрия Ростовского — один из многочисленных примеров посмертного портрета-иконы. Портрет характерен сочетанием элементов натурности — он восходит к прижизненному изображению Димитрия — с традициями парсуны и древнерусской иконы (застылость позы, фронтальность разворота фигуры, усиленная украшенность).

Портрет часто повторялся и копировался, несколько его вариантов дошло до нашего времени.

Неизвестный художник второй половины 18 века

Портрет Андрея Бесящего — Андрея Матвеевича Апраксина. 1690-е годы

A.M. Апраксин (1663—1731) — брат царицы Марфы Матвеевны, стольник царя Иоанна Алексеевича. Обер-шенк Петра I, с 1724 года — граф. Был участником „Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы". Это шутовское сообщество было создано Петром I из людей, принадлежащих к его ближайшему окружению. Участники собора фигурировали во всех придворных увеселениях и празднествах. К делам государственного управления большинство из них касательства не имели.

Портрет принадлежит к так называемой Преображенской серии (по наименованию дворца, расположенного в Подмосковье где первоначально хранились эти портреты). Его можно датировать 1690-ми годами, так как персонаж изображен еще с бородкой ношение которой позднее было строжайше запрещено Петром.

Портрет Якова Федоровича Тургенева

Не позднее 1695

Я.Ф. Тургенев (i6..—1695) также входил в число лиц, составля-вшнх..Всепьянейший сумасброднейший собор всешутейшего князь-папы". В своем кругу он носил звание „старого воина и киевского полковника". Во время маневров 1694 года близ Ко-жухова под Москвой он командовал ротой. Вскоре за этим была сыграна шутовская свадьба Тургенева, которая стоила ему жизни.

Исполнение портрета следует отнести к последним голам жизни Тургенева. Плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры говорят о традициях, связывающих его с приемами древнерусской живописи. Однако в основе художественного видения мастера уже преобладают натурные наблюдения. Они сказываются в искусной передаче материала и деталей одежды, но более всего — в экспрессии лица и позы портретируемого.

Неизвестный художник конца 17 века

Портрет Петра Первого

Петр 1 — император всероссийский, сын царя Алексея Михайловича. В 1697 году в составе Великого посольства совершил поездку в Западную Европу инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Из латинской надписи на обороте холста можно предположить, что портрет относится ко времени пребывания Петра I в Кенигсберге в мае 1697 года.

Неизвестный художник конца 17 века (?)

Портрет Анастасии Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной

АЛ. Нарышкина, урожденная княжна Мышицкая, —жена Ки-рила Алексеевича Нарышкина, последнего кравчего, обер-коменданта Дерпта и первого коменданта Петербурга, а с 1719 года — московского губернатора. Ее дочь Александра, вероятно, умерла в детстве, так как не упоминается в опубликованных родословиях Нарышкиных. Другая дочь, Татьяна впоследствии стала женой генерал-адмирала князя Михаила Михайловича Голицына.

Изображены в пышных робах и головных уборах европейского типа, вошедших в моду в дворянской среде в начале XVIII века.

Неизвестный художник начала 18 века (?)

Портрет Василия Ивановича Майкова

В.И. Майков (1728—1778) — яркая фигура XVIII века. Богатый

дворянин, служивший в молодости в гвардии, причастный к философски нравственным исканиям масонов, он был даровитым поэтом. Майков входил в литературный кружок М.М. Хераскова, сотрудничал в журналах Н.И. Новикова. Наибольшей известностью пользовались сатирические „ироикомические" поэмы Майкова „Игрок ломбера" (1763) и „Елисей, или Раздраженный Вакх" (I771)- В последней с грубоватым юмором описывались похождения удалого ямщика Елисея. Сам Майков был известен как человек веселый, добродушный, общительный и любезный.

Портрет может быть датирован 1750-ми, так как Майков изображен на нем в мундире лейб Семеновского полка. Известно, что его военная служба началась в 1747 году, а 25 декабря 1761 года он был уж отставку гвардии капитаном.

Неизвестный художник середины 18 века

Портрет атамана Федора Ивановича Краснощекова. 1761

Ф.И. Краснощеков (?—1764) — походный атаман казачьих полков, сын знаменитого донского героя, устрашавшего врагов своей отвагой, „диким видом" и лицом, сплошь покрытым шрамами. Ф.И. Краснощеков и сам прославился смелостью. Он был участником Семилетней войны (1756—l763) Во время которой..рыская со своими казаками", должен был всячески неприятеля обеспокоивать ". В боях Краснощеков проявил храбрость, отвагу и неустрашимость, получил чин бригадира, потом генерал-майора. Был отмечен установленной для казаков наградой— золотой, „обложенной алмазами" медалью для ношения на шее. Хитрый и неглупый, он среди казаков слыл за колдуна. В народе о Краснощекове слагали песни, называя его „лихим наездником" и „славным богатырем".

Изображен в красочном одеянии казацкого атамана, на груди — наградная медаль; по словам Я. Штелина, Антропов написал этот портрет для „гетмана" Разумовского.

Портрет графини Анны Карловны Воронцовой. 1763

Графиня А.К. Воронцова (1722—1775) урожденная Скавронская,

занимала высокое положение при дворе. Она была родственницей и любимицей императрицы Елизаветы Петровны, обер-гофмейстериной и кавалерственнои дамой ордена св. Екатерины. При этом она имела привилегию, надевая орденскую ленту и звезду, не носить знака статс-дамы — портрета императрицы. Жена государственного канцлера Михаила Илларионовича Воронцова, она постоянно водила знакомство с чужестранными посланниками и знала многие дипломатические секреты. По свидетельству одного из современников, графининя была прелестная женщина, но любила выпить. Большая мотовка, модница и щеголиха, она представлена в пышном орденском платье и согласно моде того времени с напудренных и сильно нарумяненным лицом.

Алексей Петрович Антропов. 1716—1795

Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина. 1763

А.П. Антропов — сын солдата, занимавшегося слесарным ремеслом. Учился живописи у Л. Каравакка и А. Матвеева. В 1739 готу был определен в штат „живописной команды" при Канцелярии от строений. Участвовал в декоративных росписях Зимнего Петергофского и Царскосельского дворцов, в 1750~ых годах работал в Киеве над иконостасом Андреевского собора, позднее занимал должность живописца при Синоде. В 1750—1760-е годы Антропов выдвинулся как портретист, в творчестве которого черты барочного стиля сочетались с традициями народного искусства, сказавшимися более всего в яркости и силе цветового звучания.

Д.И. Бутурлин (1703—179°) — коллежский асессор, московский дворянин, владел многими деревнями и селами, в том числе знаменитым селом Палехом, старинным центром иконописания.

Алексей Петрович Антропов. 1716—1795

Портрет неизвестной в русском головном уборе. 1769

надписью в картуше — «писал1769 Maia» . Возможно, портрет является одним из первых образцов так называемого женского „купеческого" портрета, впоследствии достаточно широко распространенного. Несомненные натурные черты, индивидуальный и очень русский облик модели говорят о стремлении художника добросовестно фиксировать сходство. Он не прибегал к часто принятому в то время безликому приукрашиванию персонажа и не следовал правилу о том, что в портретах женщин «все недостатки должны быть поправляемы»

Неизвестный художник второй половины XVIII века

Портрет Саввы Яковлевича Яковлева. 1767

С.Я. Яковлев (Собакин. 1713-I784 — крупный промышленник и откупщик. Простой осташковский мещанин, он пришел в столицу „с полтиною в кармане" и быстро нажил миллионное состояние.

Владел железоделательными заводами на Урале и полотняными фабриками в Ярославской губернии, имел также винные откупа. В 1761 году Яковлев получил чин коллежского асессора, что давало ему права потомственного дворянства. Был известен своей жестокостью и самодурством: неугодных ему „маленьких людей" избивал или держал на цепи . Предание гласит, что пожертвованный им в петербургскую церковь Спаса на Сенной 500-пудовый колокол с языком, запертым на замок, мог звонить только с разрешения жертвователя.

Неизвестный художник второй половины 18 века. (Возможно - Мина Лукич Колокольников. Около 1714 — 1792)

Портрет Петра Дмитриевича Еропкина

П.Д. Еропкин (1724—1805) начал службу в 1736 году, участвовал в Семилетней войне, за что был произведен в генерал-поручики, но вскоре „по слабости здоровья" уволен и назначен сенатором. Во время эпидемии чумы в 1771 году ему было поручено..охранять" Москву „от чумной заразы". После двенадцати лет отставки, в 1786 году, вновь назначен московским главнокомандующим, но вскоре „болезнями истощенные силы" заставили его покинуть этот пост. Еропкин был гостеприимен и хлебосолен по-старинному, его внешность и манеры отличались старомодной сановитостью; он ездил с трубачом, который трубил когда Еропкин останавливал экипаж. Умер скоропостижно за партией в рокамболь.

П.Д. Еропкин изображен с орденами Андрея Первозванного, Владимира I степени, Александра Невского и Анны 1 степени

Неизвестный художник второй половины 18 века

Портрет Дмитрия Мартыновича Мартынова

Д.М. Мартынов — наказной атаман Войска Донского. В 1772 году за участие в первой Турецкой войне, будучи полковником, награжден именной золотой медалью в 30 червонцев „для ношена на шее". В 1796 году — кавалер ордена Анны и генерал-лейтенант. На портрете Мартынов представлен в казачьей одежде, с „украшенной алмазами" золотой медалью с профилем Екатерины II и с орденами Анны I степени и Владимира 2 степени, при этом ордена приписаны позднее. Обыкновение добавлять на исполненных ранее портретах вновь полученные ордена было очень распространено в 18 веке.

Неизвестный художник конца 18 века

Портрет графини Елизаветы Петровны Коновницыной в детстве. 1800-ыe

Графиня Е.П. Коновницына (1801 или 1804—1867) — дочь героя

Отечественной войны 1812 года П.П. Коновницына. Год ее рождения обычно указывается как 1801, однако в надписи на обороте портрета, сделанной ее дедом с материнской стороны, упомянуто, что его „внука" родилась в 1804. Декабрист А.Е. Розен писал о ее приезде в Читу в 1827 году: „От роду было ей 23 года; единственная дочь героя- отца и примерной матери, урожденной Корсаковой, она в родном доме значила все, и все исполняли ее желания и прихоти. Коновницына хорошо пела музицировала и рисовала. В 1823 году она вышла замуж за декабриста, члена Северного общества Михаила Михайловича Нарышкина. В 1827 последовала за мужем в Сибирь, жила в Чите, с 1830 в Петровском заводе. С 1833 — после и выхода его на поселение — жила в Кургане, много помогала местным жителям деньгами и лекарствами

Умерла в Москве, где провела последние годы жизни.

Неизвестный художник начала 19 века

Портрет пожилой купчихи

Изображенная одета в национальный праздничный наряд, который, следуя давней традиции, носили в конце XVIII — первой половине XIX века женщины из купеческого сословия. Живописец с виртуозным блеском передал орнаментальную изощренность головного убора, образованного кружевным переплетением жемчужных нитей, многоярусность серег, характерно „развернутых" на зрителя, сказочную пестроту тканого узора вдоль широкого края шали. Суровое, умное и властное лицо купчихи, ее выразительные руки с тонкими длин пальцами нисколько не теряют своей образной силы в окружении всего „доличного". Вся фигура в целом эффектно выступает на ровном однотонном фоне.

Неизвестный художник первой половины 19 века

Портрет Матвея Ивановича Платова на коне

М.И. Платов (I751—I8I8) — генерал от кавалерии, атаман донских казаков. Воевал в войсках Суворова, участвовал в штурме Очакова и Измаила, где проявил исключительную отвагу. Во время Отечественной войны 1812 года командовал отрядом казаков в двадцать тысяч сабель, прославился в сражениях, был награжден многочисленными орденами и графским титулом. Платов сопровождал Александра 1 при поездке в Англию, где был удостоен исключительных почестей. Лондон преподнес ему драгоценную саблю. Оксфордский университет — почетный диплом доктора наук. В его честь называли новорожденных, дамы выпрашивали у Платова прядки волос, чтобы носить их в медальонах «на счастье».

Портрет офицера ополчения 1812 года

Портрету молодого офицера была посвящена статья В.М. Глинки. где он писал: „Перед нами подросток, одетый в черную форму казачьего покроя с обер-офицерскими золотыми эполетами. Он в полной боевой готовности — с лядункой через плечо, снабженной шомполом и двумя шпильками—„протравниками" на цепочках (служившими для прочистки пистолетного механизма), левая рука опирается на саблю с офицерским темляком... Его форма наиболее близка к обмундированию конного полкаТульского ополчения, сформированного в 1812 году ". В кругу музейных работников портрет много лет носил условное обозначение „портрета Пети Ростова", героя романа Л.Н. Толстого „Война и мир", погибшего в бою пятнадцатилетним мальчиком. Возраст младших офицеров во время наполеоновских войн 1805—1814 годов часто был очень юным. А.Н. Раевский и Н.Н. Раевский, П.Я. Чаадаев, А.С. Грибоедов, многие из будущих декабристов начинали военную службу в возрасте 15—16 лет.

Неизвестный художник первой четверти 19 века

Портрет семьи Бенуа

Около 1816

В центре сидит глава семейства Леонтий (Луи Жюль) Бенуа —

повар-кондитер герцога Монморанси, переселившийся в Россию и ставший придворным метрдотелем. Рядом — его жена Екатерина Андреевна. Их дети (по старшинству) — Жаннет, Михаил (в кадетской форме), Леонтий, Александрина, Елизавета, Елена, Николай и Франсуа. А.Н. Бенуа вспоминал: „Вся семья дедушки изображена целиком на картине, писанной каким-то „другом дома" по фамилии, если я не ошибаюсь, Оливье. Это совершенно любительское произведение, над которым в былое время принято было у нас потешаться... досталось по мне. Но как раз любительский характер этой картины в последующие годы (когда начался культ всякого примитивизма в искусстве, а строгие академические заветы стали постепенно забываться) — возбуждал восторги моих гостей. Иные из них ничего другого на стенах не удостаивали внимания, кроме этого портрета..."

Оливье (?) Художник первой половины 19 века

Зимний пейзаж

(Русская зима). 1827

Родился Н.С. Крылов в бедной семье. Юношей с артелью иконописцев расписывал деревенские церкви. Там его увидел А.Г. Венецианов и взял к себе в ученики. В 1825 Крылов переехал в Петербург, жил и учился у Венецианова, одновременно посещая классы в Академии художеств. Умер молодым. Известна история создания картины. В 1827 году у молодого художника возникло намерение написать с натуры зимний вид. По выборе Крыловым места на берегу реки Тосны, близ Петербурга, один из богатых купцов-меценатов построил ему там теплую мастерскую и дал стол и содержание на все время работы. Картина была закончена в течение месяца. Она появилась на выставке в Академии художеств, и современники отмечали „обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи ".

Никифор Степанович Крылов. 1802—1831

Портрет Екатерины Ивановны Новосильцевой с детьми. 1830 (?)

Е.И. Новосильцева (?—1864) — рожденная графиня Апраксина,

жена Николая Петровича Новосильцева. Род ее мужа не был древним, его основоположник, Петр Новосильцев, из орловских мещан, начал службу канцеляристом, дослужился до должности петербургского вице-губернатора и получил потомственное дворянство. Сошлемся еще раз на Вигеля: „Нельзя было не полюбить г. Новосильцева за его редкий ум и необыкновенные дарования: они кривому подьячему открыли путь до степени государственного человека и дали его семейству притя же некоторое право на знатность ". Его сын, Николай стал сенатором и товарищем министра внутренних дел и смог жениться на графине Апраксиной. У них были дети: Ардалион, впоследствии полковник (?—1878), Василий, Петр (?); Иван (?), Мария, фрейлина (?—1865) и Екатерина, с 1838 года ставшая женой гофмаршала Эммануила Дмитриевича Нарышкина.

Неизвестный художник первой трети 19 века

Охота на уток

Пейзажи с охотниками были распространены в живописи 1830—1850-х годов, давая возможность сочетать пейзажный и жанровый мотивы. Некоторые детали сближают картину с пейзажами И.С. Щедровского, однако автор ее, не будучи профессионалом, вполне самобытен в своем подходе к натуре. С подкупающей наивностью дважды повторены одинаковые силуэты стрелков, написаны летающие над озером утки и устремляющиеся к ним собаки, с особенной тщательностью показаны лежащие на земле около каждого охотника трофеи.

Неизвестный художник второй четверти 19 века

Останкино. Общий вид усадьбы

Останкино — знаменитая подмосковная усадьба Шереметевых. Дворец изображен со стороны пруда, слева от него — церковь Троицы конца XVII века, построенная зодчим П. Потехиным. Дворец был возведен в 1790-х годах из дерева в формах русской каменной классической архитектуры. Его строителями были крепостные архитекторы П. Аргунов, А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев и многочисленные крепостные мастера, украсившие интерьеры дворца. Главной достопримечательностью усадьбы был ее театр. Часть дома занимал зрительный зал который мог превратиться в бальный, многие помещения дворца использовались как фойе и даже ложи. Останкинская труппа состояла из крепостных певцов, музыкантов и танцовщиков. Сказочная роскошь, с которой ставились спектакли поражала зрителей. Особенно прославилась постановка оперы «Самнитские браки", в которой участвовали более трехсот человек

Николай Иванович Подключников 1813—1877

Натюрморт

Картина имеет подпись «Волков», однако неясно, кому из многочисленных художников, носивших в XIX веке эту фамилию, должен быть приписан натюрморт. По форме стакана с «арочной» гранью он может быть датирован не ранее середины XIX века, скорее же всего картина написана несколько позднее.

Волков. Художник середины — второй половины 19 века

Портрет Лидии Николаевны Милюковой. Вторая половина 1840-х

Л.Н. Милюкова (1832—?), старшая дочь помещика Н.П. Милюкова, жила и воспитывалась в Островках — усадьбе, где на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. Художник А.Г. Венецианов, сосед и приятель Милюкова, часто упоминает в своих письмах о ней и ее младшей сестре, посылая приветы и выражая желание полюбоваться,на кудри Елизаветы Николаевны и на косы Лидии". В 1853 году Лидия Милюкова вышла замуж за поручика СВ. Сафонова. Во втором браке была за Н.Г. Левенталем, имела дочь Наталью, в замужестве Красенскую, к которой перешли Островки. На портрете работы Сороки она позирует, простодушно глядя на зрителя.

Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864

Кабинет в Островках, имении Н.П. Милюкова

Изображен кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Кабинет обставлен в соответствии со вкусом своего владельца — достаточно образованного и любящего комфорт человека. Длинные, обитые штофом диваны — работа крепостных мастеров — создают атмосферу уюта. Интерьер украшен предметами, модными в годы позднего романтизма, — католическим распятием, статуэткой Наполеона, человеческим черепом и «готическим» чернильным прибором. На конторских счетах отложено число —1844 — год исполнения картины. Сидящий на диване, погруженный в чтение мальчик, — девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году. На стене кабинета висит картина Сороки «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее.

Григорий Сорока. 1823—1864

Автопортрет

1840-е — начало 1850-х

Г.В. Сорока — выдающийся художник, человек трагической судьбы. Был крепостным помещика Н.П. Милюкова, исполнял обязанности живописца и садовника в его усадьбе Островки. В начале 1840-х годов стал учеником А.Г. Венецианова, которого связывали с Милюковым дружеские отношения. Однако все попытки Венецианова добиться освобождения Сороки были безуспешными. Художник остался безвестным деревенским живописцем. В начале 1860-x годов за участие в крестьянских волнениях он был приговорен к телесному наказанию и покончил с собой накануне исполнения приговора.

В русском искусстве, Автопортрет" Сороки — один из наиболее искренних, вероятно, художник написал его „для себя". Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею.

Платон Семенович Тюрин. I8I6—1882

Семейная картина (На балконе)

Ф.М. Славянский — крепостной крестьянин помещика А.А. Семенского в деревне Вышково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Около 1838 года стал учеником А.Г. Венецианова, организовавшего в своем имении Сафонкове художественную школу для юношей из неимущих классов. Стараниями Венецианова был выкуплен из крепостной зависимости. Посещал классы Академии художеств, в 1845 получил звание художника, в 1851 — „назначенного", в 1852 — академика портретной живописи. Был учителем рисования в Лесном и Межевом институтах и в женских гимназиях Петербурга. Изображены автор картины, его жена Александра Богдановна, мать жены и дети Кронид, Евгений и Лидия. За эту картину и за два портрета в 1851 году Славянский получил звание „назначенного".

Федор Михайлович Славянский. 1819 или 1817—1876

За чайным столом

Картина написана в усадьбе Г.С. Тарновского Качановка Черниговской губернии. Усадьба знаменита тем, что в 1838 году в ней гостил композитор М.И. Глинка, писавший тогда оперу „Руслан и Людмила". Волосков изобразил комнату, носившую название..Фонарик", с модными для того времени готическими мотивами в отделке.

Среди сидящих за столом лиц слева — хозяин поместья Григорий Степанович Тарновский — меценат, владелец большого картинного собрания; облокотясь на спинку его кресла, стоит Василий Васильевич Тарновский — видный общественный деятель по крестьянскому вопросу, за столом — его жена Людмила Владимировна. Девушка в белом платье — Юлия Васильевна Тарнов-ская, предмет горестного увлечения художника П. А. Федотова в последние годы его жизни.

Алексей Яковлевич Волосков. 1822—1882

Троицын день в Красном селе близ Москвы

Изображено народное гулянье в Красном селе, еще в XVIII веке вошедшем в состав Москвы. В XVII—XVIII веках там был царский Красносельский дворец. К юго-западу от села находился Красный, или Великий, пруд, один из древнейших в Москве. Сохранилась церковь Покрова, построенная в XVIII веке. Картина заполнена бытовыми фигурами и сценами: здесь и веселая пляска в кругу зрителей, и мальчонка, залезающий в телегу, и подвыпившие мужики, и крестьянка, ведущая под уздцы выпряженную лошадь.

Портрет молодой женщины в белом платье с розовыми лентами

Д.П. Маляренко — крепостной помещицы Мусиной-Пушкиной, получивший отпускную в 1848 году. Вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1850 году получил звание неклассного художника портретной и исторической живописи, в 1855 — признан „назначенным" за портрет с натуры „негоцианта Симонсона", в 1857 — получил звание академика за портрет товарища министра внутренних дел Левшина. Портрет считался работой неизвестного художника, подпись Маляренко обнаружена при реставрации картины в Русском музее в 1969 году.


Дмитрий Петрович Маляренко (Моляренко). 1824—1860

Кабинет в доме князя Долгорукова в Москве

Своеобразно убранство кабинета с драпировками и кинжалами на стенах и письменным столом, покрытым ковром. Вероятно, в подобном декоре нашли выражение романтические вкусы хозяина кабинета. Картина передает впечатление уюта и непринужденности: этому способствуют и небольшие размеры кабинета, домашний халат хозяина и фигуры детей, расположившихся здесь же. На стене висит портрет предка хозяина — сенатора князя Якова Долгорукова (овал), знаменитого своим гражданским мужеством и неподкупностью: в присутствии Петра 1 он публично разорвал указ императора, казавшийся ему несправедливым.

Неизвестный художник середины XIX века

Кабинет в усадьбе графа Д.А. Толстого Знаменская Воронежской губернии

1870—188o-e

Граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823—1889) — сенатор, министр народного просвещения, министр внутренних дел.

Картина известна под названием „Кабинет графа Д. А. Толстого". Между тем этот интерьер скорее напоминает дамскую гостиную, чем кабинет министра. Небольшой письменный стол, стоящий сбоку, теряется на фоне вычурных диванов, кресел с пестрой обивкой, фортепиано, обилия цветов и безделушек.

Неизвестный художник середины XIX века

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные