Рейтинг знатоков что где когда. «Что? Где? Когда?»: скандалы и интриги интеллектуальной игры (46 фото)

Общие положения
"В начале было слово..."
На каждом фестивале подходят к нам ребята поговорить "за жизнь". Любой разговор, в конечном счёте, сворачивает на турнирное положение команд и состояние дел в команде. Но когда начинаешь спрашивать о целях игры, профессиональном составе, победительности и прочих вещах, для нас элементарных, обнаруживаешь "tabula rasa". Приходится долго рассказывать о принципах построения команд, правилах поведения в команде (с анализом, примерами и т.п.). Эта статья появилась потому, что я устал на каждом турнире рассказывать одно и то же.
Теперь беседа будет начинаться после чтения этой статьи.
Это принципы - не мои. Фамилия вверху, над заголовком, лишь в малой степени может считаться фамилией автора, скорее собирателя и систематизатора. Десятки людей, с которыми я разговаривал, высказывали мне свои соображения о принципах формирования команд, случаях, подтверждающих или опровергающих (как им казалось) некоторые из них. К сожалению, эти принципы не выдуманы. Опыт тех, кто создавал, тренировал, или участвовал в командах, достигавших высоких результатов, показывает, что существуют объективные законы природы (человеческой, нарушение которых... Тот, кто по неведению или глупости делает это - потом долго удивляется, глядя на результат).
Нельзя сказать чтобы эти законы выполнялись на 100 % наглядно, так сказать E= mc 2 , они, как и все законы психологии, очень сложны, с массой привходящих обстоятельств, но, тем не менее, они выполняются в большинстве случаев с поразительной точностью, а в тех случаях, когда кажется - они не работают, при более тщательном рассмотрении находятся следы тех самых привходящих.
Я сознательно выбрал тон наукообразной статьи. Он позволяет не "мыслью по древу", а "кратенько сущность", что мне удобней, а заодно и послужит примером к одному из принципов. Кстати, хотя у меня есть масса примеров из других областей, приводить буду из жизни команд ЧГК, благо для них написано (но большинство примеров из жизни других команд - в частных беседах, т.к. это моё мнение, и оно не бесспорно, а обижать игроков других команд не входит в мои планы. Свои же давно привыкли).

P.S. 1997 г.: Как оказалось, свои тоже не привыкли, очень обижаются, и попытки иллюстрировать статью примерами из жизни нашей команды, стоили мне очень многого.

Победа или кайф
Процесс или результат? Это крайние точки, между которыми лежит весь спектр мотивации игроков и команд. Кстати, никто не говорил, что их нельзя совместить, но, как всё великое, в полном объёме это бывает очень редко. Чаще преобладает одна из тенденций, плюс какие-нибудь дополнительные (выпендриться, девушки, морда в телевизоре, спонсоры денег дадут и т.п.).
За всё хорошее надо платить. За счастье победы приходится терпеть сложных и неудобных в общежитии партнёров по команде (хороший игрок редко бывает без бзика - специфика), режим и сухой закон на турнире, да мало ли ещё чего... Зато чемпионы N-ого числа турниров, мэтры и прочая, прочая, прочая. А кайф от вопроса, который взяли мы одни? Нет, в этом что-то есть.
За всё хорошее надо платить. За кайф от друзей, с которыми и игра, и трёп, и преф, всё в жилу, которые не обидят и вообще... Ну не самых высоких кондиций игроки, но... А платить приходится нестабильной игрой, серединой турнирной таблицы... примеров приводить не буду, им несть числа. И вообще - поменьше негатива. Каждый выбирает для себя. При формировании команды лучше сразу договориться о главной цели. Это не исключает и других целей, но отсутствие договора о главной, в конечном счёте, по моему мнению, ломает команду.
P.S. 1997 г.: К сожалению, бывает, что приоритеты отдельных игроков изменяются. В этом случае, как ни обидно, приходится с игроком расставаться. Правда, появилась когорта ландскнехтов, которые разные амбиции реализуют в разных командах. Может это будет содействовать продлению жизни команд.

"Трамвай или самолёт"
Два этих слова обозначают два различных подхода к составу, т.е. переменен он или постоянен (хотелось бы отметить, что под "трамваем" подразумевается команда, в составе которой 7-9 игроков, и от турнира к турниру состав играющей шестёрки у которой меняется. Если же команда от турнира к турниру выгоняет одних игроков и набирает новых, то речь уже идёт не о "трамвае", а о "поезде", поскольку эти игроки в этой команде вряд ли встретятся когда-нибудь ещё).
Либо игроки, как в трамвае, входят в команду и выходят из неё (на разных остановках), либо как в самолёте: взлетели - и одним составом до конца. Лично я придерживаюсь "самолёта" - приятно думать, что ты незаменим. Человек в такой ситуации чувствует себя уверенно, играет раскованно, "подводных течений" в команде заметно меньше.
С другой стороны есть резон и у "трамвая": нет расслабухи у игроков, подпирают запасные, полный состав на всех турнирах (но разборки - кому сегодня играть...). Думайте, ребята, думайте - есть выбор, ну а мы свой выбор сделали, и наш самолёт пока в полёте.
P.S. 1997 г.: Оказалось, что с самолёта, даже для улучшения результата (а его, в случае с нашей командой, не случилось), нельзя ссадить полкоманды, можно только поломать самолёт. И хотя мы его потом склеили, так высоко, как раньше, нам уже не взлететь.

Все профессии важны
В разных видах спорта, которыми я занимался, этот принцип назывался по-разному: "все работают", "человек на своём месте", а здесь я назвал этот принцип так потому, что в среде ЧГК к некоторым из них относятся неуважительно, не понимая, что без любого из инструментов оркестр звучит беднее. Разберём профессии подробнее:
Диспетчер . Дирижёр, руководитель обсуждения, принимает на себя ответственность за выбор версии и право ответа. Чаще всего он и капитан, хотя и не всегда. Хороший диспетчер - зверь редкий. Спокоен, уравновешен, несуетлив, способен держать команду.
Том прямого доступа . Эрудит, человек набитый знаниями. Это главное его достоинство и главный же недостаток, т.к. ТПД без бзика не бывает, причём часто эти величины коррелируют. Хороший ТПД умеет вытаскивать ответ уже на середине вопроса. ТПД в тусовке - зверь, наиболее часто встречающийся, так как многие думают, что 6 ТПД и есть команда. Бывает, что команда состоит из мощного ТПД и обслуживающего персонала, но такие команды редко достигают верха турнирной таблицы.
Интуит . Главная примета интуита - он никогда (или почти никогда) не говорит "я знаю", чаще всего он говорит "мне кажется". Вообще, многое в интуиции - "терра инкогнита", точно известно только одно: хороший интуит умеет вытащить правильный ответ просто из воздуха. Недостатки - ранимость, малая стойкость, обидчивость. Хороший интуит - зверь чрезвычайно редкий (хоть в красную книгу), потеря же его - что потеряла команда Блинова с уходом Левинтова-Левитана?
Логик . Отвечает за то, чтобы из вороха версий вычленить и оставить в обсуждении наиболее вероятные. В его ведении попытки понять логику вопросника, отсеять шелуху и затемнения вопроса. Хороший логик - зверь нередкий, но к сожалению, для картезианцев, у разных людей логика бывает очень разной, поэтому только хороший логик умеет в нескольких словах обрисовать ситуацию так, чтобы все поняли. Поскольку логик в нашей команде я, то, я надеюсь, вы поймёте, что эта статья - выжимки из двухчасовой лекции. Недостатки у логика тоже есть, и главный из них - он требует от других игроков логичных поступков (в соответствии со своим пониманием логики) и обижается, когда они этого не делают.
P.S. 1997 г.: Главный лозунг логика: "Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас". Поэтому он не любит незавершенности во всём.
Трезвая голова . Возвращает ситуацию "к нашим баранам", демпфирует раскачку команды, устраняет трения и гасит эмоции. Хорошая "трезвая голова" делает это легко, быстро и незаметно. Как она это делает - я сказать не могу, поскольку наша "трезвая голова" делает это легко, быстро и незаметно.
Никто не говорит, что каждую функцию должен выполнять один человек. Все мы немного лошади. Без базового запаса эрудиции, хорошей логики, некоторой интуиции и трезвости головы - хороших игроков не бывает. Классный же игрок имеет, так сказать, некоторую "гиперфункцию", а классная команда состоит из игроков с "гиперфункциями" в оптимальном сочетании.
На мой взгляд, классная команда оптимального состава: диспетчер, 2 ТПД, интуит, логик и трезвая голова. Во всяком случае, начиная с эпохи межгородских встреч, первые места в турнирах в большинстве случаев брали команды такого состава, а практика, как известно - критерий истины. Кстати, об истине. Карта не равна территории, хотя и даёт много информации о ней. В нашей команде исполнителей чистых функций нет, хотя в начале нашей карьеры Анатолий Вассерман был чистым ТПД. Методами НЛП Ирина добилась раскрытия его творческой части и теперь логика и интуиция там работают вовсю, что лично мне, как логику команды, очень мешает, так как меняет кодекс верификации. Теперь я должен учитывать то, что версии Толика не на 100 % истинны.
П.С. Перечитал и увидел, что у диспетчера и "трезвой головы" недостатков нет. Объясняю - это наш капитан.
P.S. 1997 г.: Оказалось, что недостатки у капитана есть, но они касаются не игры команды, а жизни команды, что существенно иное.

Снимаем видеоклип
P.S. 1997 г.: Формулировку этого принципа придумал я. И в осуществлении его принимал активное участие, за что и страдаю, но не раскаиваюсь.
Согласно этому принципу организация ответа на вопрос похожа на съёмку видеоклипа. Есть режиссёр, сценарист, оператор, осветитель (и т.д.), и наконец, актёры. За одну минуту (а в брэйне и раньше) эта слаженная группа должна снять видеоклип на тему: "Правильный ответ на заданный вопрос". Для этого каждый должен делать свою работу, причём, желательно, делать её хорошо. Конечно, каждый хочет выглядеть красиво, быть на виду у всех, но каждый игрок должен сделать для себя выбор: он хочет быть звездой в команде, или играть в команде-звезде. Конечно, в команде-звезде есть свои звёзды, но в данном случае (я говорю о нашей команде) у нас есть чёткий договор: каждый делает свою работу (ту, которую он делает лучше других).
P.S. 1997 г.: Главное - не забывать, что такой договор есть, и не подумать всерьёз, что одна, какая-нибудь профессия, может сделать всё сама.
Чёткие формулировки Бориса Бурды не позволяют ведущим придираться к ответу. Он спикер команды, большая часть ответов (итог работы всей команды) его. Кроме того, это ещё мини-спектакль, сыгранный талантливым актёром. Медленная речь и поглаживание бороды Вассерманом и "красивая женщина с железной логикой" Ирина Морозовская позволяют команде прикрыть ~99 % ответов. Виктор Мороховский чаще всего говорит слова: "Отвечает..." и далее идёт фамилия. Я и Татьяна Богатырёва отвечаем в случаях, когда совсем "аут", когда знаем только мы и кнопка брэйна уже нажата. Главное - результат, а славой мы всегда сочтёмся.
P.S. 1997 г.: Если.
Выбор, который каждый игрок должен сделать для себя, должен быть осознанным. Ведь придётся личное самолюбие спрятать в задний карман, выслушивать от зрителей вопросы типа: "А что делают в команде эти... ну... кроме Бурды?" И молча делать дело.
P.S. 1997 г.: С ним, или без него.

Победители
Разработка данного принципа для команд принадлежит Ирине Морозовской и основана на концепциях Эрика Берна. Кратенько сущность. Существуют 3 типа людей: победитель, непобедитель и неудачник. Победитель доверчив, великодушен, соблюдает договоры, непобедитель делает это не всегда, а неудачник этого не делает.
Ирина считает (и мы, и практика с ней согласны), что победитель получает 1 очко, непобедитель - 0 очков, а неудачник - -1 очко, причём очки капитана умножаются на 3. Сумма очков игроков и есть критерий победительности команды. Он теоретически колеблется от -8 до +8, но практически речь идёт об интервале от +2 до +8 (хотя честно говоря, +8 - это тоже теория, такие нам не попадались, даже у нашей команды он +7). Первый капитан нашей команды, Эдуард Злотников, набирал команду с осознанной целью победить в первом телефонном чемпионате МАК, и интуитивно выбрал из списка клуба (=30 фамилий) не только по профессиональному принципу (этот принцип у нас был уже известен), но и по принципу победителя.
Хочешь быть победителем - будь им! Победитель действует так неосознанно, но если любой другой будет вести себя как победитель, результаты будут такими же. Небрежение же данным принципом всегда наказывается.

Postscriptum
Кроме того, что было сказано выше, есть ещё наука соционика, которая расскажет о психологической направленности человека и совместимости разных типов людей, методы психологических тренировок, тесты и многое другое. Не будьте слепыми, стройте осознанно свои команды, разбирайте свои ошибки, и может быть, эти принципы Вам помогут.
Удачи вам!
1995

«Что? Где? Когда?» - популярная интеллектуальная игра последних сорока лет (первая игра состоялась в январе 1975 года). Телевикторина объединила людей разных городов, профессий за одним столом. За десятки лет шоу претерпело много изменений по сравнению с начальной версией. С уверенностью можно сказать, что эта викторина - новый интеллектуальный бренд. Игроки «Что? Где? Когда?» имеют отличный способ заработать на своих знаниях.

Получить бриллиантовую сову очень престижно для любого члена клуба. Каждый год сюда приходят все новые и новые знатоки, которые становятся полноправными его участниками. Игроки «Что? Где? Когда?» отвечают на вопросы телезрителей. Состязание в эрудиции и смекалке, азартный мозговой штурм - очень увлекательное зрелище. В этой статье рассказывается о самых знаменитых участниках за всю историю интеллектуального казино.

Кратко о правилах игры

Команды «Что? Где? Когда?» в составе имеют по шесть человек. Они называются по фамилии своего капитана (кроме сборных компаний, которые создают сами ведущие «Что? Где? Когда?»), например, команда Елены Потаниной. Против знатоков играют телезрители, обычные люди, которые присылают по почте или через интернет свои вопросы. На эти вопросы игроки должны ответить за минуту. По истечении этого времени капитан объявляет, кто из его команды будет отвечать на вопрос. Ведущий объявляет правильный ответ и присуждает очко команде, если она ответила верно, или телезрителю, если знатоки ошиблись. Кроме призового очка телезритель получает еще и приз - ему выплачивается денежное вознаграждение.

Если знатоки не находят ответ за минуту, то капитан имеет право взять минуту в кредит или помощь клуба, чтобы спасти свою команду от проигрыша. Игра ведется до 6 очков. В конце каждого сезона подводятся итоги: выбирается лучший игрок интеллектуального казино, которому вручается хрустальная сова, и лучший телезрительский вопрос. В перерывах между вопросами, чтобы разрядить обстановку, ведущий может провести чайную или музыкальную паузу.

Елена Потанина

Расскажем, кто они - самые знаменитые игроки «Что? Где? Когда?». Первой назовем По профессии она юрист, родилась 20 ноября 1987 года в Новосибирске. Кроме юриспруденции также занимается продюсированием телевизионных программ. В игре принимает участие с 11 лет Елена Потанина. «Что? Где? Когда?» за это время стал для нее настоящим домом. В интервью она рассказывает, что больше проводит времени с членами клуба, чем со своей семьей.

В школьные годы была многократной чемпионкой в Украине. В телевизионной версии с 2006 года, а с 2007 - капитан команды. Несколько раз она становилась лучшим игроком клуба. Елена Потанина, «Что? Где? Когда?» для которой - не средство заработка, а лучшее хобби в жизни, первая участница в истории клуба, которая взяла еще одну минуту для обсуждения вопроса.

Алексей Блинов

Родился зимой 1964 года. В юношеские годы организовал Блинов «Что? Где? Когда?» в своем родном городе - Санкт-Петербурге. В телеверсии викторины с 1991 года. Под руководством Блинова играли такие знаменитые игроки, как Ровшан Аскеров, и другие. Алексей несколько раз выигрывал хрустальную сову. Бриллиантовую сову еще не получал, но многие игроки «Что? Где? Когда?» отмечают, что Блинов на пути к этому.

Максим Поташов

Максим Поташов родился 20 января 1969 года. Занимается математикой, маркетингом и ведет бизнес-тренинги. Является магистром игры, три раза выигрывал хрустальную сову. Впервые сыграл в телеверсии в 1997 году. В 2014 году Максим Поташов вошел в состав команды старейшин клуба, капитаном которой стал Виктор Седнев. Команде принес неоспоримую пользу. Именно с его помощью она не раз становилась лучшей командой года.

Александр Друзь

Один из самых опытных и влиятельных игроков игры. Родился 10 мая 1955 года. Неоднократно выигрывал бриллиантовую и Становился чемпионом мира по спортивной версии. Помимо этого, является организатором объединенной ассоциации всех клубов интеллектуального казино. Участник команды старейшин клуба с первого дня ее образования. Также участвовал во множестве различных интеллектуальных и познавательных шоу, в которых устанавливал рекорды. По образованию инженер-системотехник.

Илья Новиков

Родился зимой 1982 года. По образованию юрист. Самая первая его игра состоялась в начале нулевых. Илья не раз выигрывал хрустальную сову. В конце одного из сезонов получил бриллиантовую сову. Илье отлично удается выигрывать в турах типа «суперблиц». Неоднократно был победителем чемпионата «Что? Где? Когда?» России и участвовал в чемпионате мира по спортивной версии. Также в свое время принимал участие в викторине «Своя игра», в которой обыгрывал разных гроссмейстеров и получал за это ценные призы. Приглашался играть в различные телевизионные интеллектуальные игры. Преподает в юридическом высшем учебном заведении, а также является партнером в одной из юридических компаний.

Илья Новиков является адвокатом летчицы Савченко. «Что? Где? Когда?» выражает протест против ее преследования.

Алесь Мухин

Родился в сентябре 1976 года в столице республики Беларусь. По образованию экономист. Занимается предпринимательством. Играет с детства. Помимо того что играет сам, еще и ведет викторину у себя на родине, в Белоруссии. Алесь несколько раз выигрывал хрустальную сову.

Ведущие "Что? Где? Когда?"

За все время существования телевизионной версии игры было не так много ведущих. Владимир Ворошилов стал ее первым ведущим. Он стоял у самых истоков, управлял казино, когда оно еще не носило сугубо интеллектуальный характер.

На его смену пришел Александр Масляков, который поучаствовал в игре в качестве ведущего всего один раз. После наступили времена, когда конкретного ведущего не было, а были разные голоса за кадром. Через некоторое время Ворошилов вновь вернулся на свой пост, и на этот раз он задержался на нем до 2000 года, последнюю игру в эфире провел 30 декабря.

После него в 2001 году викторину возглавил который, помимо того что является ведущим игры, и продюссирует программу.

Команды

Команды «Что? Где? Когда?» называются по фамилии капитана. Но те, которые были созданы организаторами игры (например, команда старейшин), носят специальное название. В сборную входят лучшие и самые опытные игроки «Что? Где? Когда?».

Существует несколько спонсорских команд, например, команда МТС, игроки и капитан которой определились посредством голосования участников клуба.

Заключение

«Что наша жизнь - игра» - это девиз клуба «Что? Где? Когда?». Шоу дарит телезрителю много позитива, чувство азарта, интересные познания, а тем, кого не смогли обыграть знатоки, еще и денежное вознаграждение.

Викторина эта интересная, увлекательная, затягивающая. Игроки «Что? Где? Когда?» - настоящие интеллектуалы, профессионалы своего дела, лучшие умы России, которые собрались в интеллектуальном казино за круглым столом.

Когда 4 сентября 1975 года на экраны Первой программы Центрального телевидения СССР вышел дебютный выпуск интеллектуальной телевизионной игры под названием «Семейная викторина «Что? Где? Когда?» никто и подумать не мог, насколько популярной и долговечной она станет со временем, какие метаморфозы ее ждут. Но что это за шоу и в чем секрет его успеха?

Участники клуба Что? Где? Когда?

В самом начале передача рассказывала об интеллектуальном противоборстве двух семей , но уже через год ее формат изменился. В 1976 году она получила приставку «телевизионный молодежный клуб».

В ней студенты различных факультетов Московского Государственного Университета соревновались в своей эрудированности. Команд на тот момент не существовала, каждый знаток играл сам за себя.

Примечательно, что в этот момент программу вел папа КВН Александр Масляков (правда в его активе всего один эфир), а Владимир Ворошилов был создателем и своеобразным продюсером шоу! Соавтором и помощницей в этом деле была Наталия Стеценко.

Лишь в игре от 24 декабря 1977 года суть игры приобрела вид, приближенный к современному . На столе появился привычный волчок, были разложены письма с вопросами телезрителей, а игроки объединены в команду.

Интересный факт - первые зрительские вопросы писал сам Владимир Ворошилов, зато со временем на адрес телепередачи стали приходить тонны писем с самыми разными загадками.

В 1977 году Ворошилов занимает пост ведущего , но всю передачу находится за кадром.

Помимо него эфир ведут сотрудники молодежной редакции ЦТ, геолог Зоя Арапов, а также журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова.

Именно в этом сезоне вводятся призы для знатоков - это были книги, а также номинация за самый лучший вопрос, появляется минута обсуждения и главное - символом программы становится филин. Первую птицу, участвовавшую в съемках, звали Фомка. За весь год проведена одна (!) игра.

1978 год отмечен тем, что проведено аж 9 игр «Что? Где? Когда?» и голос за кадром только один. На следующий сезон участники получают гордое звание знатоков, передача дополняется музыкальной паузой.

В 1981 году принимается решение отмечать особо отличившихся игроков призом под название «Знак совы» , который в 1984 году сменяется статуэткой «Хрустально совы».

В принципе, до этого времени были заложены все основы передачи, которая до сих пор выходит на Первом канале российского телевидения и продолжает интересовать умы миллионов поклонников по всему миру.

Отдельно стоит рассказать, как менялось место проведения «Что? Где? Когда?»:

  • 1976-1982 - бар телецентра Останкино;
  • 1983-1986 - старинный особняк на улице Герцена;
  • 1987 - три эфира в Болгарии;
  • 1988-1989 — Центр Международной торговли на Красной Пресне;
  • И, наконец, с 1990 года программа переезжает в памятник архитектуры под названием Охотничий домик, который расположен в Нескучном саду и представляет собой остатки усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого.

На данный момент интеллектуальное казино выходит в эфир Первого канала 4 сериями и является даже способом заработка, ведь как для игроков так и для телезрителей всегда заготовлены крупные денежные призы.

4 сентября исполняется 35 лет со зня выхода первой передачи "Что? Где? Когда?". Эта интеллектуальная телеигра сделала известными многих жителей России и стран СНГ.

Александр Друзь играет в "Что? Где? Когда?" с 1981 г. По образованию инженер-системотехник, с отличием окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Пятикратный обладатель приза "Хрустальная Сова" (1990, 1992, 1995, 2000 и 2006).

В финальной игре зимней серии 1995 г. Александр Друзь был удостоен почетного звания Магистра игры "Что? Где? Когда?", награжден "Большой хрустальной совой" и орденом "Бриллиантовая звезда" как лучший игрок за все 20 лет существования элитарного клуба.

С 1998 по 2001 гг. работал в компании "НТВ-Кино" исполнительным директором, а также выполнял функции продюсера-координатора и главного консультанта.

В 2001 г. стал генеральным директором ООО "Новый русский сериал". Здесь он до 2006 г. продюсировал такие телесериалы, как "Улицы разбитых фонарей", "Тайны следствия", "Агент национальной безопасности", "Дети Арбата", "Таксистка", "Ментовские войны", "Аэропорт" и др.

С 2006 г. и по настоящее время - генеральный директор ООО "Форвард-фильм" , продюсер и сопродюсер сериалов "Катерина", "Защита Красина", "Расписание судеб", "Спецгруппа", "Ментовские войны-3", "Паутина", "Мент в законе", "Дорожный патруль". Член Союза журналистов России, член гильдии продюсеров России, член Академии Российского телевидения.

Автор памятника телеведущему Владимиру Ворошилову на Ваганьковском кладбище.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Телевизионная викторина «Что? Где? Когда?», появившаяся на советском ТВ в семидесятые, уже к началу восьмидесятых превратилась в культовую передачу. В дни показа игр миллионы телезрителей собирались у экранов, а на следующий день вопросы и ответы обсуждали с таким же жаром, что и игры футбольной сборной на чемпионате мира.

Разумеется, звездами и любимцами публики становились и самые яркие из знатоков. Как сложилась судьба тех, кто блистал за игровым столом «Что? Где? Когда?» в восьмидесятые и девяностые?

Александр Бялко

Фамилия «Бялко» среди знатоков и поклонников «Что? Где? Когда?» стала такой же знаковой, как и «Друзь». Юмористы, делающие пародии на интеллектуальную игру, практически всегда вспоминают об Александре Бялко.

В телеклубе знатоков выпускник МИФИ появился в 1979 году и очень быстро запомнился зрителям как острым умом, так и неизменной бородой.

Пожалуй, самым яркой выпуском с участием Бялко стала финальная игра 1982 года, где на решающем вопросе ему пришлось добывать огонь методом древних людей: трением. Когда Александр справился с задачей, ведущий Владимир Ворошилов заметил: «Я могу сказать, что дикари-то вдвоем добывали огонь! А цивилизованный Александр Бялко один добыл огонь!»

Еще до этого, в 1981 году, Бялко стал лауреатом «Знака совы»: первого индивидуального приза, учрежденного для знатоков. Александр Бялко также принимал участие в первых международных играх «Что? Где? Когда?» в составе сборной СССР против команды Болгарии.

Затем он на долгое время покинул телевизионный клуб, сосредоточившись на другой деятельности. Александр Бялко говорит на восьми языках и, помимо специальности физика-ядерщика, имеет еще и диплом журналиста. В свое время кандидат физико-математических наук Бялко готовил к поступлению в вуз нынешнего ведущего «Что? Где? Когда?» Бориса Крюка .

За игровой стол Бялко вернулся в 2000 году, во время юбилейных игр. Тогда же он и был удостоен заслуженной «Хрустальной совы». Впоследствии он еще несколько раз участвовал в играх, но в 2010 году окончательно ушел из клуба.

Александр Бялко с женой. 2013 г. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Причины ухода прояснились через три года, когда Бялко появился в программе Андрея Малахова. Тогда и стало известно, что Александр Андреевич, которому уже перевалило за 60, ушел из семьи и женился на 24-летней девушке. Бывшая супруга Бялко многие годы работала в передаче «Что? Где? Когда?», и генеральный директор телекомпании «Игра-ТВ» Наталья Стеценко такой поступок знатока, мягко говоря, не оценила. Об этом она честно призналась в программе Андрея Малахова. В общем, можно сказать, что Александр Бялко расстался со «Что? Где? Когда?» по семейным обстоятельствам.

В начале 2018 года Бялко поддерживал одного из кандидатов на выборах главы Российской шахматной федерации, но победа досталась другому. Последняя новость из жизни звездного знатока - он вместе с супругой назван в числе гостей Первого Московского фестиваля молодоженов 8 сентября 2018 года в столичном парке «Печатники» на берегу Москвы-реки.

Федор Двинятин

Выпускник филологического факультета Ленинградского государственного университета Федор Двинятин дебютировал в телевизионном клубе знатоков в 1990 году. Его карьера в клубе продлилась 15 лет. Лучшие игры Двинятина пришлись на время, когда он играл в одной шестерке с Александром Друзем . Говоря футбольным языком, это были Криштиану Роналду и Лионель Месси в составе одной команды.

Двинятин за время игр в клубе четырежды удостаивался приза «Хрустальной совы»: чаще награждали только Александра Друзя. В отличие от своих взрывных и эмоциональных коллег Федор Двинятин всегда умел держать себя в руках: даже тогда, когда его верные ответы по тем или иным причинам отклонялись. Он и ушел из «Что? Где? Когда?» интеллигентно и почти незаметно, отыграв финальную игру 2005 года.

В качестве радиоведущего Федор Двинятин работал на «Радио России», где в программе «Кругозор» вел рубрику «Книжная полка», знакомя слушателей с новинками книжного рынка.

Сегодня Двинятин не стремится к публичности, но, насколько известно, и в личной жизни, и в профессиональной деятельности у него все хорошо. Самая свежая информация о Федоре Никитиче — 11-13 сентября 2018 года в Смоленске он выступит с докладом в рамках третьей международной научной конференции «Авраамиевская седмица-2018».

О популярности знатока говорит тот факт, что его именем была названа одна из самых оригинальных команд КВН начала XXI века.

Нурали Латыпов

Выпускника Ростовского государственного университета Нурали Латыпова хорошо помнят те, кто начал смотреть «Что? Где? Когда?» в первой половине восьмидесятых. Его отличало умение находить правильные ответы в ситуациях, когда остальные члены команды, что называется, оказывались в ступоре. Так было с легендарным вопросом о яме: правильного ответа за столом не было, и озарение пришло к Латыпову уже во время ответа. Владимир Ворошилов не скрывал своего потрясения.

Нурали Латыпов в 1984 году стал первым обладателем приза «Хрустальная сова». Из «Что? Где? Когда?» он ушел на рубеже восьмидесятых и девяностых. Впоследствии Латыпов работал советником правительства России, которое возглавлял Иван Силаев , был советником вице-премьера по региональной и национальной политике Сергея Шахрая , советником по инновационным технологиям мэра Москвы Юрия Лужкова. Также Латыпова можно было увидеть в качестве телеведущего на одном из телеканалов.

Интересный факт: Латыпов является многократным обладателем Гран-при международных выставок карикатур. Совсем недавно Нурали Латыпов, директор Института стратегического мониторинга, появлялся в качестве эксперта в программе «Время покажет» на «Первом канале».

Андрей Каморин

Кадр youtube.com

Звездный период выпускника факультета журналистики МГИМО Андрея Каморина в «Что? Где Когда?» пришелся на конец семидесятых — начало восьмидесятых годов. Вместе с Александром Бялко Каморин входил в число главных любимцев публики того времени. Шестерка Каморина была лучшей в клубе, а сам он стал обладателем почётного звания «Лучший капитан клуба».

В 2000-х Каморин возвращался в клуб для участия в юбилейных играх. В отличие от трудов других звезд игры прошлых лет, с плодами профессиональной деятельности Андрея Каморина знакомы практически все, хотя даже не догадываются об этом. В качестве продюсера он создал такие сериалы, как «Агент национальной безопасности», «Дальнобойщики», «Тайны следствия», «Каменская» и многие другие.

Андрей Каморин является членом Союза журналистов России, членом Российской Академии кинематографических искусств и членом Академии российского телевидения.

Георгий Жарков

Выпускник исторического факультета Владимирского государственного педагогического университета Георгий Жарков появился в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?» в 1994 году, когда Владимир Ворошилов переформатировал его в «интеллектуальное казино». В игре на деньги Жарков чувствовал себя уверенно и в 1998 году был удостоен приза «Хрустальная сова».

Столь яркий взлет в начале 2000-х сменился падением. В 2004 году его дисквалифицировали в спортивной версии «Что? Где? Когда?», обвинив в махинациях с целью получения доступа к ответам на вопросы. А вслед за этим последовало обвинение в уголовном преступлении: кандидата психологических наук Жаркова заподозрили в насильственных действиях сексуального характера в отношении молодого человека с умственной отсталостью. 22 августа 2007 года суд признал Жаркова виновным и приговорил к 4,5 года лишения свободы условно. Георгий Жарков вины не признавал и считал дело заказным. От игр в телевизионном клубе знатоков его отстранили.

С 2015 года он работал в Общественной палате Владимирской области. В начале 2016 года Жарков перенес инфаркт, от последствий которого так и не оправился. 28 февраля 2016 года обладатель «Хрустальной совы» скончался. Ему было 49 лет.

Борис Бурда

По части эрудиции Борис Оскарович Бурда — один из немногих, кто может потягаться с легендарным Анатолием Вассерманом. Интересно, что оба одессита дебютировали в «Что? Где? Когда?» в 1990 году в составе одной команды. Но если у Вассермана карьера в телевизионном клубе знатоков не задалась, то Борис Бурда стал одним из самых успешных игроков в «Что? Где Когда?» конца 1990-х — начала 2000-х.

На счету Бурды три «Хрустальные совы», что, пожалуй, слишком мало для него. В 1998 году он получил приз «Золотая фишка» как лучший игрок года. Также в клубе он носил неофициальный титул «мистер энциклопедия». Помимо всего прочего, Бурда успевал играть и против знатоков в качестве телезрителя. Борис Оскарович считается одним из самых плодовитых авторов вопросов для спортивной версии «Что? Где? Когда?»: их число измеряется тысячами.

Помимо различных интеллектуальных игр, Бурда в свое время успел поиграть в КВН, а также стать лауреатом нескольких фестивалей бардовской песни. Но самое известное увлечение Бориса Бурды — кулинария. По его собственному признанию, все началось с того, что его любимая жена совершенно не умела готовить, и поэтому приготовление пищи мужу пришлось взять на себя.

В итоге Бурда, имеющий красный диплом по специальности «инженер-теплоэнергетик по автоматизации», стал знаменитым кулинаром. На украинском телевидении он много лет вел программу «Вкусно с Борисом Бурдой». Борис Оскарович и сегодня с успехом делится своими рецептами в социальных сетях.

Старший сын Бурды Владислав является известным на Украине бизнесменом. В начале сентября 2018 года Борис Бурда поделился радостной новостью: он женил старшего внука.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные