Рисунки из ладошек ребенка. Учимся рисовать ладошками. Рисуем пальчиками животных


(ЧАСТЬ 1)

Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьется художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А еще он проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи! Вот игры с красками, которые привлекут интерес к рисованию и помогут в развитии малыша.

1. Штампы пальчиками


В своей замечательной книге "Ed Emberley"s Complete Funprint Drawing Book" автор описывает технику рисования отпечатками пальцев. Вам понадобится краска разных цветов, вода, губка, бумага и фломастер.
Нанося на губку несколько цветов со сдвигом, можно получить градиент красок.


Лев - фигура посложнее, но не настолько, чтобы с ней не справился ваш карапуз.


С помощью этой техники можно рисовать веселые рожицы


Животных


Цветы


Транспорт

Отпечатками пальцев маленький художник может раскрашивать картинки-раскраски. Только раскраски должны быть крупные, без мелких деталей.

(ЧАСТЬ 2)

2. Отпечатки ладошек и ножек

Рисовать можно не только пальчиками, но и ладошками и даже ножками. Вот такие интересные работы можно сделать из отпечатков ручек и ножек, если приложить чуточку фантазии.

3. Еще отпечатки

Делать отпечатки можно чем угодно. Например, можно покрасить краской колеса у игрушечной машинки и повозить ее по бумаге. Интересный отпечаток в форме розы получается из остатков кочана пекинской (китайской) капусты.





При помощи обычных шерстяных ниток можно создавать очень интересные рисунки-сюрпризы. Такая техника называется ниткопись. Для этого возьмите лист бумаги или картона, сложите его пополам. Конец шерстяной нитки на 10 см опустите в гуашь, затем зажмите окрашенную нитку между согнутой бумагой и поводите ею там. Убираем нитку, разворачиваем бумагу и удивляемся вместе с малышом необычному сочетанию линий и мазков. Можно одновременно окрасить несколько ниток разными цветами и получить многоцветную абракадабру. Рассмотрите вместе с крохой получившееся изображение, подумайте, на что оно похоже, дайте ему название. Может, это фейерверк или цветной луг, или просто хорошее настроение?

Рисовать можно и мыльными пузырями! Для этого надо добавить в любой мыльно-пенящийся раствор краску или пищевой краситель, набулькать побольше пены и сверху прислонить к ней бумагу.
Из такой бумаги можно сделать поздравительные открытки родственникам и друзьям.


Сейчас в продаже встречаются игровые наборы штампов для детского творчества. Благодаря им малыш может украсить поздравительную открытку, дополнить свой рисунок необходимыми элементами. Играя со штампами, вы сможете познакомить малыша с такими понятиями как логическая последовательность символов (узор) и симметрия. Способствуют развитию творческого мышления наборы со штампами в виде геометрических фигур, из которых можно составлять различные картинки. Например, набор штампов "Танграм".

Порой так трудно срисовать животное, а еще труднее научить малыша рисовать самого, так, чтобы было действительно похоже. Мы подобрали для вас уроки, которые помогут при помощи ладоней нарисовать красивых животных. Попробуйте сами!

Вы будете рисовать взрослых животных, а малыш, в силу размера ладошки — их деток. Должен получиться целый зоопарк. Берите на заметку, если ребенок часто просит нарисовать животное, а вы не знаете как начать.

Птица Додо

Сжимаем пальцы вместе и отводим большой палец перпендикулярно от всей ладони. Обводим. Осталось дорисовать лапы, клюв и крыло.

Жираф

Поджимаем средний палец, остальные отводим в стороны и обводим. Осталось разукрасить и получится жираф с рожками и ушками.

Страус

От привычной комбинации пальцев, когда мы показываем «Класс!» нужно только немного выгнуть пальцы наружу. Обводим, дорисовываем тонкие длинные лапы и поучаем страуса.

Павлин

По очереди обводим правую и левую руку, свободно расставив пальцы. Большой палец обводим только наполовину. Поучился павлин с распущенным хвостом.

Черпаха

Наполовину сгибаем четыре пальца. Большой немного отводим в сторону. Получаем полноценный корпус для черепахи.

Змея

Опять вспоминаем пальцы при комбинации «Класс», отставляем от этой комбинации мизинец. Обводим и разукрашиваем — получаем змею.

Слон

Сгибаем четыре пальца, отводим немного согнутый мизинец, большой палец также отставляем в сторону. Переворачиваем и разукрашиваем будущего слона.

Улитка

Держим согнутыми четыре пальца вместе плотно, немного отводим с торону большой палец — получаем улитку с домиком, которой осталось дорисовать рожки.

Лиса

Повторяем комбинацию пальцев как на Жирафе, дорисовываем мех и получаем мордочку лисы.

Лошадь

Выпрямляем четыре пальца, а большом палец поджимаем под них. Получаем голову лошади, которой нужно дорисовать гриву.

Мышь

Держим пальцы формой «Пистолет» и обводим на бумаге. Дорисовываем ухо и усы — и получаем мышиную мордочки, почти Джери в профиле.

Крокодил

Повторяем комбинацию из Мыши, то есть опять обводим ладонь собранную в «Пистолет» и дорисовываем острые зубы. Получаем Крокодила.

Моллюск

Обводим пальцы точно также как для Улитки. По другому разукрашиваем домик животного и превращаем его в ракушку, из которой виднеется Моллюск.

Лягушка

Поджимаем большой палец и дважды обводим руку: сначала четыре пальца вместе, переворачиваем и немного пожимаем два средних пальца. Обводим и получаем целый корпус Лягушки.

Рисование - одно из любимых занятий дошкольников, которое переносит их в мир ярких и удивительных образов. А если воспитатель еще и предлагает для этого необычные способы, то малыши бывают просто в восторге. Большие положительные эмоции у детей самого разного возраста вызывает рисование ладошками. Эта техника развивает мелкую моторику, цветовосприятие, стимулирует сенсорные ощущения.

Особенности организации занятий по рисованию ладошками в детском саду. Специфика работы в разных группах, уровень сложности композиций

Рисование ладошками - очень простая техника: ребенок опускает свои ручки в краску либо раскрашивает их с помощью кисти, а затем оставляет на бумажном листе отпечаток. Этот увлекательный процесс похож на веселую игру - дети раскрепощаются и раскрывают свои творческие возможности.

Кроме того, при рисовании ладошками задействуется большое число нервных окончаний, которые находятся на этих частях тела. Это приводит к активизации коры головного мозга, и, как следствие, развитие психических процессов. Эта техника рисования - еще и хороший рефлекторный массаж: ведь, на ладонях находятся точки, связанные с различными органами.

При организации занятий по «ладошковой» живописи педагог должен следовать принципу «от простого к сложному». Начинать такие эксперименты с краской можно уже в первой младшей группе. Двухлетние малыши еще не умеют обращаться с кисточкой, и рисование ладошкой для них - оптимальный способ изображения. Эта техника дает детям возможность непосредственного контакта с краской, развивая одновременно мелкую моторику и, как следствие, речь и интеллект.

Дошкольники ясельного возраста получают с помощью отпечатка ладошкой абстрактные изображения. В этом возрасте не ставится цель создать какой-то конкретный образ - малышей увлекает сам процесс, они наслаждаются ярким цветом, взаимодействием с краской.

Двухлетние малыши с удовольствием рисуют ладошками

Кроме того, «ладошковая» живопись успокаивает маленького ребенка, дарит ему позитивные эмоции. Это особенно важно в период адаптации - малыш отвлекается, успокаивается, забывает о маме. Кроме того, такие занятия полезны тем, что дают детям возможность почувствовать свою значимость и самостоятельность.

Рисование ладошками продолжается и во второй младшей группе, тем более что некоторые дети начинают посещать детский сад только с трехлетнего возраста. Занятия здесь уже переходят на более сложный уровень: ребенок с помощью воспитателя дорисовывает простыми деталями отпечаток ладошки, создавая образ какого-то несложного предмета - солнышка, рыбки, цветочка. В этом возрасте дошкольникам уже можно предлагать коллективные работы в данной нетрадиционной технике: каждый ребенок оставляет отпечаток - в итоге получается какой-то образ (солнышко или дерево с листьями).

Рисунок воспитанника второй младшей группы

В средней группе рисование на основе «ладошковой» живописи еще более усложняется, образы становятся более детальными. Ребенок, например, уже может изобразить таким способом динозавра или дракона, дополнив отпечаток характерными элементами: гребнем, лапами, затейливым хвостом.

Рисунок воспитанника средней группы

К старшему дошкольному возрасту ребята, как правило, свободно владеют техникой рисования ладошками и могут создавать замечательные работы. Пятилетние дети самостоятельно могут придумать тему для рисунка, умело используя приобретенные умения и навыки. Композиции все чаще носят сюжетный характер, например, это лошадка, которая пасется на лугу или дикие животные, разгуливающие по африканской саванне. Отметим, что все образы тщательно прорисованы, передают характерные особенности предметов или объектов.

Коллективная работа воспитанников старшей группы

Рисунок воспитанника подготовительной группы

В старшей и подготовительной группе дошкольники уже могут не опускать ручки в краску, а самостоятельно наносить ее кисточкой. Этот способ позволяет сделать отпечаток не монохромным, а разноцветным: ведь, пальчики можно окрашивать в разные цвета.

Дети старшего дошкольного возраста кисточкой наносят краску на ладони

Используемые материалы и основа, гигиенический момент

В младшей и средней группе для «ладошковой» живописи используется гуашевая краска она слегка разбавляется водой и наливается в плоское блюдце, чтобы малышу было легко опустить туда свою ладошку.

Отметим, что хорошей альтернативой гуаши являются пальчиковые краски на водной основе: они хорошо смываются с тела и одежды, а кроме того, не принесут вреда, если ребенок решится попробовать их на вкус. Пальчиковые краски не растекаются, поэтому малыш без труда нанесет их на свою ладошку.

Замечательная альтернатива гуаши

В старшем дошкольном возрасте для рисования ладошками детям можно предлагать и акварель, поскольку они сами наносят краску на ладонь с помощью кисти.

Оригинальные работы получаются при сочетании материалов. Например, ключевой образ ребенок изображает краской, а фон дорисовывается карандашом.

Рисунок акварелью и карандашами

Также в композицию можно успешно включать аппликативные и пластилиновые элементы. Например, нанесенные на синий фон разноцветные отпечатки легко превращаются в медуз. Изображение останется только дополнить глазками и причудливыми водорослями. Композицию можно сделать более оригинальной, наклеив объемные глаза, а водоросли сделать рельефными также с помощью аппликативных элементов (колечки сухого завтрака).

Рисование с элементами аппликации

Еще один пример - с помощью ладошек изображается колючая спинка ежика, а остальные части его тела оформляются с помощью аппликации из комочков салфеток.

Сочетание рисования и аппликации

С помощью пластилина можно красиво оформить глазки и лапки птичек.

В акварельный рисунок органично включены пластилиновые элементы

Что касается основы для изображения, то, как правило, педагог предлагает ребятам бумагу традиционного формата А4. Однако изредка можно использовать для этой цели и нестандартные материалы, например, ткань. Это может быть пестрый разноцветный материал, но котором ребенок оставляет отпечаток каким-либо насыщенным цветом (например, черным, коричневым или темно-синим). Еще один непривычный вариант - рисование на пластике (для этой цели следует предложить дошкольникам пальчиковые краски).

Во время занятие по рисованию ладошками воспитатель уделяет особое внимание гигиеническому моменту: на рабочем месте у детей обязательно должны лежать салфетки (можно влажные), которыми ребенок вытирает руки перед тем, как пойти их помыть.

Используемые приемы рисования в разных группах: основная техника и дорисовывание деталей

Рисование ладошками не требует от дошкольников освоения какой-либо сложной техники. В младшей и средней группе малыши просто окунают кисть в краску и оставляют отпечаток на бумаге. При дополнении же образа деталями уже совершенствуется техника работы с кистью: элементы, как правило, прорисовываются кончиком, при этом инструмент располагается по отношению к бумаге почти вертикально.

Отметим, что дети рисуют и правой, и левой руками (например, бабочку можно изобразить только отпечатками сразу двух ладоней).

При дополнении основного образа деталями в младшей группе часто используется и пальчиковое рисование (например, таким способом можно обозначить глазик у рыбки или же камушки рядом с ней на морском дне). В более старшем возрасте для подобных целей можно предлагать ватные палочки. Кроме того, «ладошковую» живопись можно сочетать с оттиском.

В рисунке успешно сочетаются разные нетрадиционные техники - рисование ладошками, пальчиками и оттиск

Воспитанники средней группы уже учатся располагать изображение в центре листа, например, это будет птичка, сидящая на ветке дерева. Кроме того, они понимают, что если прижать ладонь к бумаге крепче, то рисунок получится более ярким.

В зависимости от задуманного образа дети должны изменять расположение пальцев на руке. Например, чтобы изобразить рыбку, большой пальчик нужно прижать к ладони. Если рисуется дерево, солнышко, бабочка, то все пальцы, наоборот, растопырены. Реалистичный слон получится, если большой палец максимально оттопырить от остальных.

Помимо этого, педагог объясняет воспитанникам средней группы, что ладошку при отпечатывании нужно поворачивать определенным образом. Например, при рисовании животных пальцы должны смотреть вниз, так как они будут изображать лапы зверя.

При создании образа животного ладошка обычно располагается пальцами вниз

С пятилетнего возраста (старшая группа) дошкольники уже самостоятельно раскрашивают ладошку с помощью кисти. При этом педагог обращает внимание детей, что краску следует наносить ровным слоем, не слишком густо, но и не оставляя пустых мест - от этого зависит качество рисунка. Каждый пальчик можно окрасить в свой цвет, при этом следует помнить о своевременном промывании кисти.

Отметим, что выбор цвета вместе с грамотно прорисованными деталями имеет ключевое значение при рисовании ладошками. Приведем некоторые примеры. Отпечаток красно-желтой ладошки легко превратится в костер, нужно только дополнить изображение двумя полосками коричневого цвета (с помощью широких мазков всем ворсом кисти).

Рисунок акварелью

А черный отпечаток может стать оригинальной маской Бэтмена - стоит лишь кончиком кисти дорисовать узнаваемые детали.

Рисунок акварелью

Из нескольких двухцветных контуров ладошек получится забавная сороконожка. А чтобы изобразить ее голову с рожками, нужно при печатании приподнять средний и безымянный пальцы.

Рисунок акварелью

Нанеся краску на ладошки неравномерно, бледно-зелеными пятнами, мы получим очаровательных черепашек с их характерным неоднородным окрасом.

Рисунок акварелью

Белый отпечаток на зеленом фоне - почти готовый образ зебры, остается только раскрасить ее белыми полоскам кончиком кисти и дорисовать изящный хвостик.

Рисунок гуашью

Картотека тем для разных групп, в том числе коллективные композиции

Представим примерный список тем для каждой возрастной группы, который можно использовать при обучении дошкольников рисованию ладошками:

Младшая группа:

  • «Цветные ладошки» (дети учатся делать отпечатки ладошкой на бумаге).
  • «Осьминожки»
  • «Золотое солнышко» (коллективная работа).
  • «Листопад» (коллективная работа).
  • «Цветочек для мамы».
  • «Мои рукавички».
  • «Жили у бабуси два веселых гуся».
  • «Травка».

Средняя группа:

  • «Бабочка-красавица».
  • «Синичка» (как вариант – «Снегирь», «Воробушек», «Лебеди»).
  • «Змей Горыныч» (как вариант – «Дракон», «Динозаврик»).
  • «Весна» (с помощью ладошек изображается травка с цветочками).

Старшая группа:

  • «Подводный мир» (как вариант – «Аквариум»).
  • «Красивый букет».
  • «Бабочка на лугу»
  • «Сказочная птица».
  • «Разноцветный петушок».
  • «Слон».
  • «Сказочный лес» (как вариант – «Старый пенек в лесу»).
  • «Лес - наше богатство» (как вариант – «Волшебный лес») (коллективная работа).

Подготовительная группа:

  • «Ворона».
  • «Ежик».
  • «Кактус».
  • «Лошадь на лугу».
  • «Загадочный подводный мир».
  • «Собака».
  • «Цветы в вазе».
  • «Павлин».
  • «Ворона».
  • «Пусть всегда будет мир» (плакат с изображением птиц на фоне природы) (коллективная работа)

Отметим, что многие темы предлагаются детям разного возраста, например рисование бабочки, рыбки, птицы, цветочка. Однако в каждой группе им соответствует свой уровень сложности.

К примеру, если дети раннего дошкольного звена просто дополняют бабочку необходимыми деталями (глазки, усики), то в более старшем возрасте изображение становится более детальным: отпечатанное с помощью ладошек изображение насекомого украшается замысловатыми узорами, подбираются интересные контрастные цвета. Аналогично, рыбка во второй младшей группе будет просто дополнена глазками, а позднее ребята рисуют уже на основе такого изображения целый подводный мир, морские обитатели будут отличаться друг от друга окраской, рисунком чешуи.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Кокунова С.Н. «Весёлая зебра»
(вторая младшая группа)
Образовательные задачи : учить дошкольников рисовать нетрадиционным способом - ладошками, комбинировать в рисунке разные приемы рисования, закрепить знания по теме «Животные».
Развивающие задачи : развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: игрушечная зебра.
Раздаточный материал: зеленые листы цветной бумаги, гуашь белого и черного цвета, кисти, баночки-непроливайки, подставки под кисти, салфетки.
Ход занятия:
Занятие начинается с загадки:
  • Не слыша волны океанской,
  • Морского простора не зная,
  • В далёкой степи африканской
  • Резвится тельняшка морская.
  • Вот так лошадка! – воскликнул Андрейка,
  • Словно большая тетрадка в линейку!

Появляется игрушечная зебра, которая пришла в гости к ребятам из далёкой Африки. Дети рассматривают ее вместе с педагогом - она имеет красивую окраскуя, как у лошадки есть грива и хвостик.
Проводится физкультминутка:

  • У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде
  • (показываем части тела)
  • А у зебры есть полоски, есть полосочки везде
  • (показываем пятнышки руками по всему телу)
  • На лбу, в ушах, на шее, на локтях
  • Есть на носу, на животе, коленях и носках.
  • (показываем части тела, убыстряя темп)

Затем воспитатель рассказывает малышам удивительную историю: однажды в африканской пустыни родилась зебра. И ей стало очень одиноко, совсем не с кем было играть. И вот зебра проделала огромный путь, чтобы найти друзей. Педагог предлагает детям помочь зебре - нарисовать ей много друзей, похожих на нее.
Воспитатель приглашает ребят сесть за столы и объясняет им приемы рисования в необычной технике - с помощью ладошек. Ручки нужно опустить в белую краску и оставить отпечаток на зеленой бумаге. Недостающие детали дорисовываются кисточкой - черные полоски, глазки, грива.
Самостоятельная работа дошкольников. Зебра благодарит малышей и уходит довольная - теперь ей есть, с кем играть.

Шишова Л.В.
(средняя группа)

Воспитатель просит ребят показать свои ладошки, погладить их, похлопать, потереть о свои щечки. Оказывается, ладошки умеют делать очень много дел, в том числе и рисовать птичек.
Педагог выясняет у малышей, что птички улетели в теплые края, так как им нечего стало кушать. Однако некоторые пернатые остались зимовать - на эту тему предлагаются загадки:

  • Окраской - сероватая,
  • Повадкой - вороватая,
  • Крикунья хрипловатая.
  • Известная персона
  • По имени. (ворона)
  • Маленький мальчишка,
  • В сером армячишке
  • По дворам шныряет,
  • Крохи собирает.
  • В поле ночует,
  • Коноплю ворует. (воробей)
  • Синяя косынка, темненькая спинка.
  • Маленькая птичка, звать её. (синичка)

Педагог сообщает детям, что сегодня они будут рисовать синичку.

  • На ладонь посадим птичку,
  • Кормим милую синичку,
  • Птичка зёрнышки клюёт,
  • Деткам песенки поёт:
  • «Тень, тень, тень,
  • Я летаю целый день.

Педагог показывает дошкольникам свою ладошку и спрашивает, не напоминает ли она им птицу. Обозначает пальцем воображаемый клювик, шею, туловище, пушистый хвостик.
Но эта птичка совсем не яркая, поэтому нужно раскрасить ее (наносит краску на ладонь, дети повторяют действия за воспитателем).
Птичку нужно посадить в середину листа - для этого пальчики широко раскрываются и ладонь прижимается к бумаге.
С помощью кисти птичке дорисовываются лапки и глазик.
В конце занятия все птицы вывешиваются на доску - сказочную полянку.

Алексеенко Г. «Слон »
(старшая группа)

Воспитатель просит детей встать в круг, проводится небольшая разминка:

  • «Мы руками хлоп-хлоп,
  • Мы ногами топ-топ.
  • Плечиками чик-чик,
  • Глазками миг-миг.
  • За руки возьмёмся
  • И друг другу улыбнёмся»

Дети берутся за руки. Педагог сообщает им, что они превратились в одно большое и доброе животное. Проводится игра:

  • У нашего доброго животного очень большое, доброе сердце, давайте послушаем как оно бьётся (руку положить на сердце, оно бьётся тук-тук-тук.
  • А ещё наше доброе животное дышит ровно, глубоко. (руку положить на крудную клетку)
  • А когда наступает ночь наше доброе животное ложится, закрывает глазки и засыпает.
  • Но вот солнышко встало и наше животное просыпается, открывает глазки, встаёт, потягивается и улыбается.

Ребятам загадывается загадка про слона:

  • У него большие уши,
  • как гора огромен он.
  • Равных нет ему на суше:
  • он по весу - чемпион.

Рассматривание изображения слона, обсуждаются его части тела, форма и размер головы, ушей, хобота, бивней, туловища, ног, хвоста. Особо выделяются огромные уши, закрывающие частично голову, длинный гибкий хобот и маленькие глазки.
Воспитатель сообщает ребятам, что уши защищают животное от перегрева, а также от назойливых насекомых. А подвижный хобот легко поднимает различные предметы, срывает листья с деревьев и набирает воду из водоема. Острые бивни служат слону защитой от хищников, а также вскапывают землю в поисках воды во время засухи.
Бивни и хобот - это инструменты для выживания слона.
Кроме того, педагог сообщает и другие интересные факты из жизни этих животных. Например, что все слоны имеют серый цвет. Они очень вежливые - умеют приветствовать и обнимать друг друга. Живут слоны около 60 лет.
Дошкольникам предлагается изобразить слона нестандартным способам - с помощью ладошки. Воспитатель демонстрирует процесс изображения: ладонь раскрашивается серой краской, но только до первой фаланги, поскольку ноги у слона толстые и короткие. Кроме того, при нанесении отпечатка большой палец нужно отвести в сторону - это будет хобот.
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Вот все пальчики мои
  • Их как хочешь поверни.
  • И вот этак и вот так,
  • Не обидятся никак
  • (потирание кистями рук)
  • 1,2,3,4,5 (хлопки ладонями)
  • Не сидится им опять
  • (встряхивание кистями)
  • Постучали, повертели.
  • Рисовать мы захотели.

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ рисунков: педагог предлагает нескольким ребятам рассказать о своем слоне (какой у него характер, чем он любит заниматься).

Патрикеева И.Н. «Золотая пора»
(подготовительная группа)

Звучит аудиозапись пения птиц под шум осенней листвы. На доске висят картинки с изображением осеннего пейзажа.
Воспитатель загадывает загадку про осень:

  • Утром мы во двор идём –
  • Листья сыплются дождём,
  • Под ногами шелестят
  • И летят, летят, летят.

Педагог предлагает рассмотреть репродукции известных русских пейзажистов на осеннюю тему - И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень».
Обсуждение увиденного: как изображена природа, какого цвета небо, деревья, облака, трава, настроение, которое хотели выразить художники.
Затем для рассматривания предлагаются фотографии: дети выделяют признаки золотой осени.
Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Угадай дерево по листочкам».
Чтение стихотворения Л. Фадеевой «Осень-бабушка»:

  • В сером выцветшем платке
  • Ходит осень - бабушка
  • У реки, в пустом леске,
  • Где повяла травушка.
  • И стучит её клюка
  • О коряги, пёнышки,
  • И глядят из кузовка
  • Хилые опёнышки.
  • Снимет варежки потом -
  • Вязаны, не куплены -
  • И звенят в её бидон
  • Розовые клюквины.
  • Гладит высохшей рукой
  • Зайца полинявшего.
  • Ходит-бродит за рекой
  • Осень настоящая.

Воспитатель сообщает ребятам, что они сегодня превратятся в художников-пейзажистов и изобразят осень во всей ее красоте, а затем устроят выставку своих картин. Пейзаж детям предлагается нарисовать с помощью ладошек.
Педагог показывает последовательность выполнения работы: ладошки нужно намазать красной, желтой и оранжевой краской и изобразить отпечатком крону дерева в верхней части вертикально расположенного листа бумаги. Остальная часть работы выполняется кисточкой - дорисовывается коричневый ствол, разноцветные листочки. Образ дерева дополняется травкой, цветами, солнцем, облаками.
Проводится физкульминутка на осеннюю тему:

  • Мы в лесу осеннем целый день гуляли
  • (дети шагают в разных направлениях)
  • Любовались травкой
  • (наклоняются, делая движение руками в стороны)
  • Воздухом дышали
  • (машут на себя руками)
  • Под ногами листьями, выстлана земля
  • (идут на носочках, руки на поясе)
  • Давайте соберем их, скорее все друзья
  • (собирают листья и складывают воспитателю в корзину).

Самостоятельная деятельность детей. Оформление стенда «Золотая выставка».

Примеры рисунков дошкольников в нетрадиционной технике рисования ладошками с комментариями по выполнению работы

Фотогалерея «Работы воспитанников первой младшей группы»

В первой младшей группе малыши просто упражняются в «ладошковой» живописи, создавая абстрактные изображения. Чтобы получился какой-либо определенный образ, воспитатель направляет ручки ребенка и сам дополняет изображение необходимыми деталями - в этом плане показательна композиция «Паучок». В этом возрасте детям часто предлагаются коллективные работы, где ведущую роль опять-таки играет педагог. Он, например, рисует центральную часть солнышка с глазками, улыбкой и веночком, а малыши с помощью ладошек изображают его лучики («Золотое солнышко»). Другой вариант - педагог обозначает ствол дерева, а дети дополняют его листьями из ладошек либо снежными хлопьями. Также в этом возрасте детям предлагаются интерпретации на цветочную тему: им предлагается дополнить нарисованный стебель бутонами из разноцветных ладошек («Букет для мамочки», «Цветок для любимой мамочки»).

Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Рисунок гуашью Коллективная работа

Фотогалерея «Работы воспитанников второй младшей группы»

Во второй младшей группе дошкольники уже сами создают законченные образы, например, самостоятельно рисуют стебель с листьями и дополняют его красочными бутонами с помощью «ладошковой» живописи. Малыши способны нарисовать петушка, прорисовав его характерные черты - красный гребешок, лапки и разноцветный хвост. Часто в этом возрасте дети рисуют рыбку, дополняя ее глазками и характерным фоном (голубой цвет воды, водоросли, камушки).

Воспитанники второй младшей группы уже сами, без помощи воспитателя, рисуют дерево, передавая его крону с помощью ладошки («Осеннее дерево» и коллективная композиция «Лес - наше богатство»).

Представляет интерес рисунок «Розовый слон»: в животном, хотя и нарисованном не очень пропорционально, все же просматриваются характерные черты: хобот, большие уши, маленький хвостик.

Рисунок гуашью Коллективная работа Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью

Фотогалерея «Работы воспитанников средней группы»

В средней группе мы видим работы уже более сложного уровня. Рыбки уже имеют свой характер, затейливый узор чешуи. Рисунок имеет более сложную композицию: рыбки, например, плывут навстречу друг другу («Веселые рыбки»).

Интересно изображаются деревья: ветви не просто обоначаются пальцами рук: от них отходят более мелкие элементы, в результате образ получается изящным. В этом плане показательна работа «Волшебный лес». Загадочные деревья здесь еще дополнены аппликативными деталями - белочками, сидящими в дупле. Позитивное настроение исходит от рисунка «Весна»: с помощью ладошек здесь нарисованы стебельки цветов, каждый из которых украшен красивым ярко-желтым бутоном с красной сердцевинкой. Интересные кактусы замысловатой формы изображены с помощью «ладошковой» живописи в композиции «Жираф в Африке».

Воспитанники средней группы уже довольно хорошо изображают животных и птиц, придавая образу характерные детали. Это «Жираф» с его красивой пятнистой окраской, рожками и копытцами, синичка с желтой грудкой и взъерошенными перышками. Дети успешно рисуют даже сказочного Змея Горыныча («Змей Горыныч», «Моя любимая сказка»).

Также в этом возрасте практикуются коллективные работы, например, фантазийная композиция «Листопад и звездопад», где желтые ладошки символизируют падающие звезды.

Рисунок гуашью Рисунок гуашью (с элементами аппликации) Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Коллективная работа Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок гуашью

Фотогалерея «Работы воспитанников старшей группы»

Более детальные предметные компзиции и усложненные сюжеты создают воспитанники старшей группы. Так, у жирафа, созданного с помощью ладошек, тщательно прорисована мордочка и хвостик с кисточкой на конце («Жираф»). Забавная птичка получилась на рисунке «Вороненок»: он забавно расправил крылышки, взъерошив перья, ярко и контрастно смотрятся красные лапки и такого же цвета клювик.

Изображения все чаще носят сюжетный характер. Так, ребята не просто рисуют с помощью ладошек красивые желтые цветы, но и дополняют композицию летающими вокруг них пчелками («Пчелки опыляют цветы»). Ладошками нарисована кроны южных пальм, между которыми отдыхает крокодил на фоне ярко-оранжевого солнца. В нежных пастельных оттенках выполнена композиция «Лебеди - чудесные птицы», где море и небо чуть-чуть отличаются по тону, тонкими мазками передано колебание морских волн. Сами лебеди плывут на фоне чаек, парящих в небе. Эффектно смотрится здесь и огромное желтое солнце.

Рисуем ладошками и пальчиками .

Самый доступный способ развить у малыша творческое начало – заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус.

Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками.

Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику. Что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Дело в том, что центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Рисуя, малыш учится строить «причинно – следственные связи, учится логически мыслить. Так он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нём появляются интересные «загогулины», а если поставить кляксу и «развозюкать» её ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребёнок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.

Специальные пальчиковые краски безопасны для здоровья малышей, так как не содержат вредных компонентов.

Рисуем ладошками.

Для этого лучше налить слегка разведённые водой краски в пластиковые тарелочки, чтобы ребёнку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки и, дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Например, отпечатав сомкнутую ладошку, можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост.

Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли.

Ладошка с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.

Рисуем пальчиками.

Для рисования пальчиками прекрасно подойдут баночки, в которых обычно продаются пальчиковые краски.

Пальчиками можно оставлять следы как ладошками, можно рисовать узоры или провести «каракули» - всё равно будет получаться очень красиво и необычно.

Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно дети в восторге от такого разноцветного шедевра.

Штампы.

В некоторых наборах пальчиковых красок штампы продаются в комплекте. Можно сделать их самому, например, из обычных губок или очищенного картофеля, нарезав любые фигуры. Можно использовать листья или цветы живых или искусственных растений, пуговицы и т. д.

Рисование на мокрой бумаге.

Плотную бумагу можно смочить в миске, под краном или широкой кистью. Малышу придётся по вкусу такое рисование, ведь так интересно наблюдать, как от одного прикосновения его пальчика на месте расплывается такое красивое пятно.

Пальчиковые краски очень хорошо смешиваются и ложатся друг на друга, поэтому, обязательно поэкспериментируйте с малышом над созданием новых цветов и оттенков.

Ещё один вариант – просто вылить несколько разноцветных лужиц на лист и размазывая их руками – получаются очень красивые картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Рисуем ладошками и пальчиками"

Консультация для родителей посвящена теме: "Нетрадиционная техника рисования пальчиками и ладошками". В статье родителям предлагаются разные способы приобщения ребенка к "ручной живописи", расск...

Конспект занятий с детьми раннего возраста. Тема: «Рыбка, рыбка – где живешь?» (нетрадиционная техника рисования ладошками и пальчиками)

на данном занятии закрепяется умение рисовать ладошками и пальчиками, умение правильно пользоваться гуашью. знакомство детей с тремя основными цветами краски красный, желтый, синий, и дополнительными...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...

Екатерина Морозова


Время на чтение: 14 минут

А А

Как рисование пальчиками с ребенком влияет на его развитие, чем полезно? Чем раньше родители начнут заниматься развитием ребенка, тем легче ему будет даваться обучение в школе. Занятия с маленькими детьми должны строиться соответственно их возрасту.

Обучать, играя, можно начинать с 1 года. Идеально для этой цели подходят занятия пальчиковой живописью.

Польза пальчикового рисования в младшем возрасте

Рисование красками - увлекательный вид воспитывающих занятий. Родители, занимаясь подобной развивающей деятельностью вместе с малышом, устанавливают с ним психологический контакт и доверительные дружеские отношения.

Занятия рисованием — это не только развлечение.

В процессе работы над рисунком, ребенок:

  • — что в свою очередь благотворно сказывается на абстрактном мышлении и развитии речи;
  • Узнает о существовании новых предметов, изучает способы взаимодействия с ними.
  • Получает представление о форме и цвете предметного мира вокруг него;
  • Работая с мелкими предметами, развивает координацию движений;
  • Получает большое количество положительных эмоций;
  • Развивает вкус.

По рисункам ребенка старше 3-4 лет можно судить о переживаниях юного художника. Через цвет и определенное расположение героев своих рисунков малыш выражает свои страхи тревоги.

Видео: Рисование пальчиками от 1-го до 2-х лет


Техники рисования пальчиками для детей 1-3 лет – чем можно рисовать?

Начинать рисовать ребенок может с грудничкового периода — после того, как стал хорошо сидеть. Первые уроки рисования может провести сама мама — даже если она считает, что не имеет художественных способностей.

Детям младшего возраста очень легко даются приемы рисования пальчиками и ладошками.

Проводят первые уроки так:

  1. Для начала ребенку можно дать несколько цветов. Хватит 3-4 основных.
  2. Маленький альбомный листик для рисования ладошками совершенно не подходит. Здесь понадобится большой ватманский лист, либо кусок обоев.
  3. Ребенка следует одеть в такие вещи, которые не жалко, либо, если в помещении достаточно тепло — раздеть до трусиков. Юный художник обязательно вымажется и что-либо попробует изобразить на себе.

Первые шаги ребенка в искусстве будут напоминать картины художников – абстракционистов. Добиваться от малыша выполнения определенных задач не стоит. Рисовать аккуратно он не сможет, поскольку еще не достаточно хорошо владеет своими собственными руками.

В возрасте от года до двух чадо может рисовать пальчиками по рассыпанной на подносе манной крупе . Материал для рисования предварительно можно подкрасить — и рассыпать по разным баночкам. Перед занятием крупу высыпают небольшими горками по разным краям подноса, и предлагают ребенку смешивать ее, как песок, ладошками. Затем по получившейся разноцветной поверхности провести пальцами, оставляя след. Предложить ребенку повторить действие.

С ребенком от 2 лет игру с изобразительными средствами можно немного усложнить. В начале занятия плоскость покрывают неокрашенным материалом. Затем мама ребенку показывают, как проводить линии пальцами, а затем — струйкой окрашенной манки. Для этой цели цветную крупу насыпают в свернутые из бумаги кулечки , в которых остается снизу маленькое отверстие.

Рисовать красками с детьми можно, используя любые подручные средства:

  1. Мятую бумагу.
  2. Зубные щетки.
  3. Природный материал (листья, веточки туи, травинки).
  4. Кусочки меха.
  5. Ватные палочки.
  6. Лоскуты ткани.

Годовалые дети не способны рисовать идеально ровные геометрические фигуры и сложные предметы. Рисунок малыша состоит из набора черточек — линий, каракулей и пятен.

Чем чаще ребенок рисует, тем сложнее и интереснее становится его произведение.

Меры предосторожности при пальчиковом рисовании с малышами от года до трех

Рисовать с малышами, которые все пробуют на вкус, можно только безопасными для их здоровья красками.

Для этой цели подходят:

  1. Гуашь российского производства (Гамма).
  2. Пальчиковые краски.
  3. Медовая акварель.

Как подготовить место для рисования?

  • Акварельные краски предварительно разводят водой, создавая пастообразную массу.

Нельзя брать для уроков детского творчества материалы с просроченным сроком годности. Они могут стать !

  • Краску лучше перелить в блюдца. Ребенку сложно аккуратно набрать нужное количество красящего состава пальчиком. Малышам гораздо легче полностью положить ладонь в плоскую емкость.
  • Хорошо, если рядом будет стоять небольшая посудина с теплой водой. В ней ребенку можно мыть руки в момент смены цвета.

Во время рисования малыша нельзя оставлять одного , иначе он обязательно перепробует все краски на вкус. То же касается уроков изобразительного творчества с использованием манной крупы.

В процессе занятий нужно следить, чтобы ребенок случайно не вдохнул манку . Груднички и годовалые малыши во время рисования с удовольствием стучат и хлопают по разрисовываемой поверхности ладошками.

Бесполезно ждать от малыша, что он сможет заниматься творчеством, не вымазывая одежду. Кроме самого художника, в красках будет все в радиусе одного метра, в том числе и его родители. Поэтому лучше сразу выделить для занятий место, которое затем будет легко отмыть . Идеально для рисования с малышами от 1 года до трех подходит пол, застеленный клеенкой.

Идеи рисования пальчиками и ладошками с детьми 1-3 лет

Первые уроки рисования должны длиться от 5 до 10 минут . Малыши очень быстро устают, им трудно концентрировать свое внимание на одном виде деятельности.

Любая образовательная деятельность с дошкольниками проводится в форме игры — тем более это правило касается детей самого младшего возраста.

Во время занятия родители показывают ребенку, что нужно делать. Первыми окунают палец в краски — и проводят им линии. Все действия должны сопровождаться пояснениями.

1. Рисунок ладошками «Солнышко»

Занятие можно проводить с детьми от 1 года.

Эту работу выполняют на листе голубой бумаги либо картона.

В начале занятия мама сажает малыша к себе на руки. Затем в самом центре листа она своей ладонью рисует желтый круг. Стилизованные солнечные лучи рисует своей ладонью ребенок. Чтобы рисунок получился, мама придерживает и направляет руку малыша.

После того, как солнечный круг с лучами будет готов, мама рисует пальчиками малыша веночек и лицо солнцу.

2. Рисунок пальцами «Дождь»

Для выполнения этой работы достаточно одного синего или голубого цвета. В процессе занятия мама показывает малышу, как изобразить падающие капли дождя при помощи пальцев.

Трудно ждать от ребенка идеального выполнения задания. Главная задача — научить его рисовать пальчиками полоски в одном направлении.

В результате развивается:

  1. Моторика рук.
  2. Координация движений.
  3. Зрительная память.

4. Рисунок «Подводный мир»

  1. Кусочков губки.
  2. Мятой бумаги.
  3. Ватного диска.

Каменистое дно создается за счет коротких мазков пальцами. Цвет камешков может быть любым, в зависимости от фантазии детей и их родителей. Вертикальными длинными волнистыми линиями зеленого и красного цвета мама рисует несколько водорослей — и предлагает малышу повторить ее движения.

После того, как фон полностью нарисован, можно приступить к изображению рыбок. Взрослый человек предлагает ребенку обмакнуть ладошку в одно из приготовленных блюдец с краской.

После этого в любом месте рисунка оставляется отпечаток ладони малыша. При этом, направление пальцев должно быть горизонтально относительно нарисованного дна. Большой палец, отпечатавшись на бумаге, будет изображать плавник рыбы, а остальные пальчики оставят след, похожий на ее хвост.

Все рыбки должны быть разного цвета, глаза и рот им прорисовывается в конце работы пальцем ребенка.

4. Рисунок «Морковка»

Самое простое занятие. Можно проводить с детьми в возрасте до 1 года.

Корнеплод родители прорисовывают по шаблону, либо от руки. Верхняя зеленая часть растения рисуется ладонью ребенка.

В процессе работы мать проговаривает названия используемых цветов.

5. Тюльпаны

Это занятие обучает элементам аппликации и рисованию ладонями. Рекомендуется для детей от 1 года до 3 лет.

Отпечатки ладони ребенка желтого и красного цвета изображают цветочные чашечки.

Стебли и листья цветка мама вырезает из зеленой бумаги — и наклеивает вместе с ребенком.

5. Праздничный салют

Рисунок выполняется при помощи ватных кусочков, туго связанных нитками в форме шарика, (для этой цели подойдет полиэтилен, губка). Для каждого цвета должен быть свой ватный шарик.

В качестве основы берется черный лист бумаги либо картона.

Первые мазки ватными штампами мама делает сама, Затем предлагает ребенку повторить ее действия. Когда цветных шариков изображено уже достаточно, пальцами прорисовывают несколько слегка наклоненных от центра вертикальных линий.

Рисунок готов.

6. Елочка

Занятие проводится с детьми от полутора лет.

Мама при помощи линейки расчерчивает основу для елочки (ствол и ветки). Ветви располагаются строго горизонтально к стволу. Затем ребенку предлагают вдоль линий пальчиками проставить отпечатки зеленого цвета.

Задача этого занятия состоит в том, чтобы научить малыша координировать свои движения.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные