Рисунок фараона карандашом в полный рост. Развитие живописи в древнем египте. Особенности технического исполнения

Важнейшим средством выражения египетского искусства была настенная живопись. Чаще всего египтяне делали свои «рисунки» на стене с барельефами. Размещение таких рисунков и рельефов подчинялось строгим нормам и канонам, которые диктовали жрецы. Рисунки Древнего Египта служили для его жителей ни чем иным как «двойником действительности» – отображением их жизни.

Древний Египет: значение рисунков

Почему египтяне делали свои рисунки такими детальными, вкладывали в них огромное количество времени и лучшие ресурсы? Ответ есть. В Древнем Египте основной целью живописи было увековечивание жизни умершего в загробном мире. Поэтому египетское искусство не воспроизводит никаких эмоций и пейзажей.
Египтяне наносили живопись в основном на стены усыпальниц, гробниц, храмов и различных предметов, которые имели погребальное или сакральное значение.

Древний Египет: правила нанесения живописи

Сцены, которые изображены на стенах всегда соответствуют прилагающим к ним иероглифам, они как-бы объясняют суть всего изображения.
Самое главное правило художников Древнего Египта – правильно изобразить каждую из частей тела, чтобы она была легко различима и совершенна. Следует отметить, что египтяне рисовали исключительно в профиль, однако глаз всегда делали в анфас, все по той же причине – чтобы он был правильным, поскольку если он нарисован в профиль его изображение искажается, что являлось недопустимым.
Чтобы все пропорции тела человека были соблюдены, художники сначала рисовали сетку, а потом уже фигуры с правильными размерами.
Идеализация фигур прямо пропорциональна социальному положению человека, который изображен на рисунке. Так, например, изображается вечно молодым, сам он неподвижен и невозмутим (у египтян было правило: чем сильнее изображенный неподвижен, тем выше его социальный статус). Также характерным для живописи является фактор размера – чем выше стоял человек в обществе, тем он больше на рисунке, пример – фараон на кажется гигантом если сравнивать его с солдатами.
Животных же изображали наоборот – живыми, быстро движущимися.
Каждый цвет, который наносился на стену имел свою конкретную символику. В основном наносились ярки цвета, особенно в местах куда попадал дневной свет, но и темные гробницы могли похвастаться яркими изображениями.
Зеленый цвет обозначал жизненную силу, черный – черноземы, белый – признак радости и победы, желтый – вечную силу богов, голубой – море и вечную жизнь.

Анубис — это древнеегипетский бог смерти, бог покровителя умерших. Изначально он изображался в виде черного шакала или дикой собаки, т.к. древние египтяне хоронили умерших, а шакалы и собаки по ночам ходили по кладбищу и рылись в могилах, и из-за этого люди, мягко говоря, их не любили. Поэтому, чтоб успокоить людей, придумали бога, который бы ходил по ночам среди могил и охранял умерших. Черным его сделали из-за цвета ночи, а позднее черным был цвет усопшего при бальзамировании. Позднее бог Анубис приобрел человеческое тело и появился бог Осирис(бог загробной жизни), а Анубис стал заведовать бальзамированием и проведение души в мир иной, у него был свой суд. Жрецы бога Анубиса носили маски с головой шакала. А теперь мы будем постигать, как научиться рисовать Анубиса — бога смерти и покровителя умерших поэтапно карандашом. Это один из вариантов, в которых он изображался на стенах храмов.

Шаг 1. Рисуем голову шакала.

Шаг 2. Рисуем огромные уши и шею. Чтоб нарисовать тело Анубиса, нам нужно нарисовать его скелет.

Шаг 3. Рисуем торс у Анубиса, а палки будут его атрибутикой.

Шаг 4. Рисуем накидку на бедрах и ноги у Анубиса.

Шаг 5. Рисуем кисти, зрачок в глазу, украшение на шее и руках у Анубиса, потом рисуем атрибутику, хвост и детализируем накидку на бедрах.

В прошлой статье мы узнали, по какому принципу древние египтяне рисовали фигуры человека с применением своих канонов рисования. В этой мы узнаем пропорции фигуры человека в отношении других людей и предметов, а также о своеобразной перспективе, которая тоже подчинялась египетским канонам рисования.

Пропорции

При рисовании фигуры человека не учитывались особенности детей и подростков. Если, например, рисовальщик изображал ребёнка рядом со взрослым человеком, то он пользовался одним и тем же каноном, за исключением того, что ребёнка он изображал меньшего размера.

В изобразительном искусстве Древнего Египта разница в размере определялась различием их социального положения, а не их реальными пропорциями. Фигура высокопоставленного чиновника или фараона была значительно крупнее любого обычного человека, раба. Искусство в те времена строилось с учётом классовости.

Знатный египтянин на охоте. Рисунок с древнеегипетской стопной росписи.

Разница в пропорциях с неодушевлёнными предметами не принималась в расчёт. Изображая дом, человек мог быть нарисован выше этого самого дома, дверь могла быть изображена огромной. То же самое с деревьями и животными.

Ссыпка зерна в зернохранилище и Ученые обезьяны собирают плоды.

В задачу художника не входило изображать жизнь так, как мы это делаем сейчас. Росписи фараоновых гробниц были не рисунками, а больше дневником, книгой, рассказывающей о жизни фараона, его деятельности, окружении, событиях в стране и т. п. Поскольку египтяне не могли рассказать всё с помощью рисунков, они добавляли в эти росписи иероглифы, которые помогали понять суть.

Экспедиция царицы Хатшепсут.

Простота изображения

Изображения художников были лишены трёхмерности, перспективы и светотени. Художники должны были знать законы фронтального разворота, чтобы сохранить плоскость стены. Например голова и ноги изображались в профиль, а тело, глаз и плечи в фас. Начало этой традиции прослеживается до 4 000 лет до н.э. Она соблюдалась несколько тысячелетий. Каноны также запрещали какие-либо изменения в выборе формы и материалов.

Незаконченный древнеегипетский рисунок фигуры человека.

Перспектива

Как и во всем, у древних египтян были каноны и в перспективе. Они не учитывали того, что если, например, дерево находится дальше по отношению к другому дереву, то оно должно быть меньше. Художники рисовали их все одинаковой величины.

В результате объединения Нижнего и Верхнего царств к 3000 г. до н. э. сложилось Древнее государство. Согласно исчислению жреца Манефона, существовало тридцать династий. Государство развивалось по всем направлениям. Особенно активно совершенствовалось искусство Древнего Египта. Кратко рассмотрим основные его особенности.

Общие сведения

Как выражало свои идеи искусство Древнего Египта? Кратко говоря, его цель заключалась в обслуживании потребностей существовавшей в то время религии. Прежде всего, это относилось к государственному и заупокойному культу фараона. Его образ был обожествлен. Это подтверждают дошедшие до настоящего времени рисунки Древнего Египта. В целом идеи были выражены в строгой канонической форме. Однако искусство пережило эволюцию, которая отразила изменения как в духовной, так и в политической жизни государства.

Основные результаты развития

В Древнем Египте было сформировано достаточно много классических архитектурных типов и форм. К ним, в частности, можно отнести такие элементы, как колонна, обелиск, пирамида. Появились новые виды изобразительного искусства. Достаточно популярным стал рельеф. Достаточно интересна и Древнего Египта. Были сформированы локальные художественные заведения.

В это время проявилось множество творческих индивидуальностей. Древнеегипетские художники осмысливали и претворяли в систему базовые средства пластических видов искусств. В частности, в архитектуре появились опоры и перекрытия, масса и объем.

Настенные рисунки Древнего Египта включали в себя силуэт, линию, плоскость, цветовые пятна. В изображениях чувствовался определенный ритм. В скульптуре стали использоваться текстуры дерева и камня. Немаловажно и то, что с течением времени сформировалась канонизированная форма, в соответствии с которой изображалась фигура человека на плоскости. Она была показана в профиль (ноги, руки и лицо) и в фас (плечи и глаза) одновременно.

Главные принципы

Основные каноны в искусстве Древнего Египта стали складываться в период 3000-2800 г. до н. э. Архитектура того времени приобрела ведущую роль. Она была достаточно тесно связана с загробным миром. В архитектуре господствовали принципы статичности и монументальности. Они воплощали в себе представления о сверхчеловеческом величии Египетского Фараона и незыблемости социального устройства. Эти каноны имели большое влияние и на прочие сферы культуры. В частности, живопись и скульптура Древнего Египта отличались статикой и симметрией, геометрической обобщенностью, строгой фронтальностью.

Следующий этап развития

С 2800 по 2250 г. до н. э. сформированные ранее художественные приемы стали обретать стилистическую завершенность. Была разработана новая архитектурная форма гробницы Фараона. Использовалась геометрическая простота пирамиды. Ее формы в сочетании с огромными размерами создавали архитектурный образ, исполненный сверхчеловеческого, отчужденного величия. Церемониальная упорядоченность и иерархия египетского общества отражена в строгих рядах мастабаобразных гробниц, поминальных храмов, соединенных с входными павильонами крытыми длинными коридорами, в величественной фигуре сфинкса. Рисунки Древнего Египта в гробницах иллюстрировали благополучную жизнь в царстве мертвых. В картинах проявляется чувство ритма, острая наблюдательность, свойственная художникам, красота силуэта, контурной линии и цветового пятна.

Период яркого расцвета

Он приходится на эпоху Нового царства. Благодаря успешным походам в Азию быт знати приобрел исключительную роскошь. И если в период преобладали драматические образы, то теперь стали использоваться утонченно-аристократические формы. Архитектурные тенденции прошлой эпохи также получили развитие. Так, храм в Дейр-эль-Бахри (царицы Хатшепсут) представляет собой целый комплекс, развернутый в пространстве. Он частично вырублен в скалах. Протодорические колонны и карнизы своими строгими линиями и разумной упорядоченностью контрастируют с хаотическими расщелинами в скалах. Живопись и становятся изящнее. Это видно в мягко моделированных статуях, рельефах, росписях. Обработка камня стала тоньше. Особо популярен стал углубленный рельеф с использованием игры светотени. Рисунки Древнего Египта приобрели свободу ракурсов и движений, изящность красочных сочетаний. В изображениях стал присутствовать пейзаж. В наземных храмах в качестве основных элементов использовались обнесенный колоннадой открытый двор, гипостиль с папирусовидными или лотосовидными колоннами.

Рисунки Древнего Египта

Изображения отражают многогранность талантов людей той эпохи. Во все времена Царства были распространены рисунки богов Древнего Египта. Религиозная тематика прослеживалась во всех направлениях культуры. Рисунки богов украшали саркофаги, гробницы, храмы. Жители Царства верили в то, что земное существование представляет собой только этап перед смертью, за которой последует вечная жизнь. Рисунки Древнего Египта должны были прославить умершего. В изображениях присутствовали мотивы перемещения усопшего в мертвое царство (суд Осириса). Они иллюстрировали и земную жизнь человека. Так он мог и в царстве мертвых заниматься тем же, что и на земле.

Статуи

Скульптурный портрет отличался особым развитием. В соответствии с представлением людей той эпохи, статуи были двойниками умерших. Скульптуры служили вместилищами для душ усопших. Статуи были достаточно четко разделены на типы. Например, изображался идущий человек, выставивший ногу вперед или сидящий со скрещенными конечностями. Портретные статуи, торжественно статичные, отличаются точностью и ясностью передачи самых значимых характерных черт, а также социального статуса портретируемого. При этом были тщательно проработаны ювелирные украшения, складки на одежде, головные уборы и парики.

Особенности технического исполнения

В течение практически четырех столетий живопись Египта была подчинена строгим канонам. Они обуславливались не только несовершенством техники, но и требованиями существовавших обычаев. Художники допускали ошибки в перспективе. В связи с этим древние изображения больше походят на карту местности. При этом фигуры на заднем плане были сильно увеличены.

Для нанесения на поверхность рисунка египтяне использовали сажу, древесный черный уголь, белый известняк, (желтую или красную). Также у них был и синий, и зеленый цвета. Их получали, используя медную руду. Краски египтяне перемешивали с вязкой жидкостью, затем делили на куски. Смачивая их водой, они рисовали. Для сохранения изображения его покрывали сверху лаком или смолой. Живопись Египта отличалась яркостью и красочностью. Однако во дворцах, храмах, гробницах картин было не так много.

В заключение

Следует сказать, что, несмотря на достаточно большое разнообразие цветов для той эпохи, передача тени, оттенков и света была весьма условной. При рассмотрении можно отметить, что рисункам древних египтян не хватало реалистичности. Тем не менее, несмотря на определенные неточности и ошибки, в изображениях заложен достаточно глубокий смысл. Их значимость утверждает положение, которое занимал в искусстве человек.

Вам понадобится

  • - состаренная или обычная бумага;
  • - простой карандаш;
  • - ластик;
  • - краски (темпера, гуашь, акварель).

Инструкция

Чтобы изобразить египтянина, лучше всего взять за основу именно древнеегипетский канон изображения . Нарисуйте человека, стоящего в полный рост. Для этого проведите вертикальную линию и разделите ее на 18 отрезков. Отложите на этой линии пропорции человеческого тела: голова составляет 3 части, для туловища отводится 5 частей, а остальные 10 частей занимают ноги.

Голова по египетским канонам рисуется всегда в профиль, но глаза на лицах египтян изображаются в фас. Нарисуйте характерный египетский профиль с невысоким плоским лбом, покрытым или повязкой, с аккуратным прямым немного удлиненным носом и пухловатыми губами. На уровне переносицы изобразите большой миндалевидный глаз с круглым черным зрачком, прикрытым верхним веком. Обведите глаз толстой черной обводкой по всему контуру.

Над глазом нарисуйте широкую изогнутую черную бровь, повторяющую форму глаза. На уровне носа, примерно посередине повернутой в профиль головы, нарисуйте крупное ухо (хотя оно может быть и спрятано под волосами или головным убором). Волосы изобразите густой, очень объемной черной копной до плеч (у ), обрамляющей лицо наподобие «каре». Можно подчеркнуть отдельные пряди волнистыми линиями.

Нарисуйте шею и туловище, причем широкие плечи с обеими изобразите в фас, а все, что ниже – в профиль. Длина рук, согласно египетскому канону, составляет примерно 8 делений шкалы человеческого роста. Ваш египтянин может что-то держать в руках (например, тонкий длинный жезл или копье), нарисуйте длинные пальцы, передайте их движение. Руки могут быть согнуты или выпрямлены. Ноги изобразите тоже в профиль. При общей схематичности рисования с использованием канонов, линия должна быть довольно живой и пластичной выявляющей форму сильных мышц, колена, голени. Ступни нарисуйте крупные, босые.

Одежду египтянина может составлять лишь завязанная на талии белая набедренная повязка до колен (схенти) и широкий круглый воротник-ожерелье из бусин и бисера, закрывающий верхнюю часть груди – ускх. Воротник украсьте орнаментом из полос. На набедренной повязке наметьте тонкие графичные линии складок.

Очень важной в этом рисунке является его цветовая гамма. Используйте каноничные для древнеегипетского искусства цвета: для передачи смуглого оттенка кожи возьмите терракотовый цвет, фон сделайте однородным, тепло-охристым, цвета золотистого песка, а элементы орнамента на воротнике и посох покрасьте бирюзово-голубым.

Рисунку можно придать большую законченность и аутентичность, если вы не скопируете на него несколько египетских иероглифов и изображения животных или птиц, почитаемых в Египте, например, ибиса или сокола. Эти детали расположите в виде орнамента на фоне. Животные или птицы могут быть также изображены в руках египтянина.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные