Сценическое действие и его элементы. Актерское мастерство для начинающих: какие упражнения делать дома. Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Из истории смертной казни....

Выполнила:

Ученица 10»В» класса

Овчухова Ольга


В истории общества проблема смертной казни никогда не получала однозначного решения. У кого-то сочетание этих двух коротких слов вызывало и вызывает чувство ужаса, у кого-то - решительный протест. Для многих смертная казнь как вид уголовного наказания ассоциируется с официально узаконенным убийством. Но можно встретить и рассуждения иного, диаметрально противоположного характера, суть которых сводится к тому, что смертная казнь необходима, и ее применение к особо опасным преступникам будет способствовать сокращению преступности.

Смертная казнь - разрешённое законом лишение человека жизни в качестве наказания (обычно за тяжкое уголовное преступление). Согласно докладу ООН, опубликованному в ноябре 2007 года, в мире 146 государств отказались от «узаконенного убийства». В то же время в 51 стране казни продолжаются, а нередко носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены, по меньшей мере, 5 тысяч 628 человек.

Несмотря на то, что количество государств, в которых допускается смертная казнь, составляет значительно меньше половины общего числа стран мира, но лишь 30% населения планеты проживает в тех странах, в которых нет угрозы смертной казни.

Наибольшее количество - 90% всех смертных казней приходится на такие страны, как Иран, Ирак, Китай, Пакистан, США и Судан. В Китайской Народной Республике, по оценкам, среднегодовой показатель казненных составляет свыше 1000 человек (официальная статистика отсутствует). На второй позиции Иран, где этот показатель колеблется в пределах от 100 до 150. На третьем месте - Саудовская Аравия - от 80 до 100 казненных. На следующей позиции - Соединенные Штаты. Там в год подвергают казни в среднем 60 человек. В Европе единственным государством, которое применяет смертную казнь, остается Белоруссия. Всего же в мире числится приблизительно 20 тыс. заключенных, ожидающих приведения в исполнение смертного приговора. Правозащитные организации отмечают, что особую обеспокоенность вызывает тот факт, что смертная казнь все чаще применяется для наказания преступлений, не связанных с насилием, таких, например, как гомосексуализм в Саудовской Аравии, транспортировка наркотиков в Юго-Восточной Африке, прелюбодеяние в Нигерии и Судане, а также коррупция в Китае.

15 ноября 2007 года ООН приняла резолюцию, призывающую нации ввести мораторий на смертную казнь. Предложение о введении моратория поддержали 99 государств, "против" проголосовали 52 государства, 33 стран воздержались. Резолюция Генеральной ассамблеи не имеет обязательной силы, однако является политическим сигналом для лидеров мира.

В мире есть достаточно много современных или унаследованных из прошлого методов казни. Один из часто применяемых в истории человечества методов казни - расстрел. Приговоренного к смерти ставят к стене или привязывают к столбу. Часто ему завязывают и глаза, хотя нередко пренебрегают этим. Как правило, расстрел осуществляют несколько человек, и чтобы они не узнали, кто именно из них привел приговор в исполнение, оружие некоторых из них тайно заряжают холостыми пулями, а на смертника надевают специальную одежду, которая затрудняет стрелкам определить результаты своего выстрела. Расстрел как метод казни применяют в Китае, Сомали, Тайване, Белоруссии, Узбекистане, Вьетнаме и ряде других стран. В США расстрел сохраняется в качестве запасного метода казни в некоторых штатах.

Пове́шение - вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Смерть наступает через 4-5 минут после сдавливания шеи от паралича дыхательного центра, сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. В список стран, которые прибегают к казни через повешение, наряду с такими странами, как Египет, Иран. Иордания, Пакистан, Сингапур, Ирак и другие, входит и высокоразвитая Япония.

Один из существующих еще в настоящее время методов казни - Электрический стул был изобретен в США в XIX веке, а первая современная модель появилась в 1960-е годы. Электричество пускают минимум двумя потоками. Первый - 2000 вольт, затем - меньше, во избежание ожогов. Смерть наступает от остановки мышц сердца и других органов. В последние десятилетия электрический стул активно вытеснялся другими формами казни (например, смертельной инъекцией) и сейчас используется достаточно редко.

Метод введения иглой специального яда (смертельная инъекция) получил распространение в 1980-е годы. Инъекции считаются более гуманным способом умерщвления, чем повешение, помещение в газовую камеру, казнь с помощью электрического стула или огнестрельного оружия. Обычно осужденному на смерть вкалывают три препарата: первый представляет собой анестезирующее средство, второй парализует мышцы, а третий приводит к остановке сердца. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным. В США такой вид казни применяется в 37 штатах из 38, где разрешена смертная казнь. Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни также на Филиппинах.

Газовая камера, как способ казни, на сегодняшний день применяется только в США. Она представляет собой небольшую комнату, покрытую в верхней части стеклом, чтобы была возможность наблюдать за исполнением наказания. Приговоренного к смерти привязывают в камере к стулу и пускают газ по специальным трубам. С пуском газа человек теряет сознание, и через 9 минут наступает биологическая смерть. На сегодняшний день этот способ допускается в штатах Аризона, Миссури и Калифорния.

На Востоке и в Азии еще применяются средства казни, использующиеся с древних времён, такие как побивание камнями. В наше время к такой форме наказания прибегали в Иране и Афганистане, она также распространена в Судане и части Нигерии. Для вынесения подобного приговора собирается группа людей, которые затем забивают жертву камнями. В Иране, Ираке и Афганистане смертная казнь вполне обыкновенна, и в XX веке немало руководителей этих государств кончило жизнь на виселице, в том числе Наджибулла (повешен талибами в 1996 году) и Саддам Хуссейн (повешен 30 декабря 2006 года).

Смертная казнь в России

Впервые понятие "смертная казнь" появляется на Руси в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Во времена Иоанна IV эта мера наказания использовалась без ограничений: по некоторым данным, было казнено около 4 тысяч человек. Не любимый народом Борис Годунов при восхождении на престол поклялся соблюдать пятилетний мораторий на вынесение и исполнение смертных приговоров и клятву сдержал. Но по истечении оговоренного срока вернулся к этому способу наказания, завещав то же самое и сыну. Петр I сделал смертную казнь наказанием за 123 состава преступления. Дочь императора, Елизавета, первая в Европе попыталась отменить казнь. Екатерина II, хотя и прибегала к этой мере, считала, что наказание преступника должно вести не к устрашению, а "к исправлению и возвращению на путь истинный". В 1835 году в Своде законов смертная казнь впервые появляется де-юре: полагалась она за преступления государственные, военные и в качестве "карантинной меры". Всего в 1805-1905 годах было казнено около 300 человек (с 1891 года высшая мера не использовалась ни разу).

Минувший XX век, особенно его первая половина, пожалуй, как никогда в истории России, отмечен массовым и далеко не всегда обоснованно объяснимым применением смертной казни. В последние два десятилетия XIX века и в начале XX века смертная казнь в России применялась на основе Положения о мерах к сохранению государственного порядка от 4 сентября 1881 г. Положение предоставляло право высшим административным чинам передавать на рассмотрение военных судов для осуждения по законам военного времени дела о вооруженном сопротивлении властям, умышленном поджоге, приведении в негодность предметов воинского снаряжения и о некоторых других преступлениях. После подавления революции 1905 года смертная казнь применялась в не виданных ранее размерах. Массовым явлением становится внесудебное применение смертной казни по решению губернаторов и главнокомандующих. Так, в январе 1905 года в Варшаве по распоряжению генерал-губернатора по подозрению в антиправительственной пропаганде, за изготовление бомб и покушение на грабеж казнено 16 человек, среди которых были несовершеннолетние. Число казненных без суда и при отсутствии обвинительного приговора только в декабре 1905 года составило 376 человек, а в первые три месяца 1906 года - 6791. 19 июня 1906 г. на заседании Первой Государственной думы обсуждался проект закона об отмене смертной казни. Статья I проекта гласила: "Смертная казнь отменяется". Далее было записано следующее: "Во всех случаях, в которых действующими законами установлена смертная казнь, она заменяется непосредственно следующим по тяжести наказанием". Однако проект не был утвержден Государственным Советом. Этот же проект об отмене смертной казни был одобрен и Второй Государственной думой, но снова не утвержден Государственным Советом.

Важную роль в пропаганде идей несовместимости смертной казни с передовыми принципами цивилизованного общества сыграл видный русский криминалист профессор М.Н. Гернет. По его инициативе увидели свет два сборника: "О смертной казни. Мнения русских криминалистов" (М., 1909 г.) и "Против смертной казни" (первое издание - 1906 г., второе - 1909 г.). А в 1913 году М.Н. Гернетом была опубликована крупная монография "Смертная казнь", где использовался огромный фактический материал и данные статистики. В это же время выходят исследования других криминалистов: Н.С. Тананцева и А.А. Пиотковского, также посвященные проблемам смертной казни. И наконец, в 1912 году выходит книга доцента Московского университета С.К. Викторовского об истории смертной казни в России. Несмотря на решительные протесты общественности и обоснованные доводы ученых, смертная казнь в России отменена не была. После Февральской революции Временное правительство в первые дни своего существования приняло ряд законодательных актов и среди них 12 марта 1917 года было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако 12 июля 1917 г. смертная казнь была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя и за другие воинские преступления3.

С незапамятных времен было подмечено, что смертную казнь нередко сопровождают невероятные мистические явления.
Статистика смертных приговоров, просто насыщена роковыми совпадениями как и трагическими так и счастливыми “случайностями”.
Порой кто-то из приговоренных к смерти по невероятному стечению обстоятельств оставался жив, а помилованные, наоборот, все равно погибали. По какой причине так происходит — непонятно, но факты говорят сами за себя.

Сто лет отцеубийства

Вот лишь несколько из самых известных невероятных совпадений.

1911 год — в городке Гринберри-Хилл около Лондона были осуждены и повешены убийцы-подельники. Их фамилии были Грин, Берри и Хилл.

Нечто похожее произошло в 1952 году в Луизиане (Америка). Преступники которых приговорили к смертной казни были с фамилиями Стил, Роуд и Плейс ими было совершено убийство на улице Стилроуд-плейс.

1846 год, 13 февраля – во Франции в Тарбе за отцеубийство был казнен человек, которого звали Жан-Мари Дюбарри. Позднее местными чиновниками было обнаружено, что его прямой предок с тем же именем, Жан-Мари Дюбарри был казнен за точно такое же преступление — и также 13 февраля! Только за 100 лет до того — в 1746-м году.

Интересна любовная история американки Эвелин Миттелмен. Ее возлюбленными всегда были гангстеры. При этом каждого бывшего любовника убивал последующий. Так произошло четыре раза. Пятого любовника, Гарри Строуса, за многочисленные преступления приговорили к смертной казни. В день исполнения приговора ему было разрешено свидание с Эвелин. После него Строус вернулся в камеру и там неожиданно упал со стула, ударился головой о бетонный пол и умер.

Роковое число

Со смертной казнью неразрывно связано несчастливое число 13 — возможно, потому, что, согласно библейскому сюжету, Каин убил своего брата Авеля в 13-й день лунного месяца.

Выше уже упоминалось, что казнь двух французов по имени Жан-Мари Дюбарри произошла 13 февраля в 1746 и 1846 годах.

Невероятной была роль числа 13 в казни американского серийного убийцы Кроуфорда Голдсби, которая состоялась в Арканзасе в 1893 году. Он был осужден за убийство 13 человек. Убийца был арестован 13 февраля.

На суде дело слушали 13 часов, показания давали 13 свидетелей. Приговор привели в исполнение через 13 дней после оглашения. Лестница к виселице насчитывала 13 ступеней, а смерть убийцы наступила в 13 часов 13 минут.

1826-год, 13 июля — состоялось казнь пятерых декабристов. Несчастливое число явно сыграло свою роль при проведении казни. У троих из них веревка оборвалась, но казнь все равно довели до конца.

2005 год, 13 декабря — в американском штате Калифорния казнили Стэнли Уильямса — убийцу и грабителя, который ожидал исполнения смертного приговора почти 25 лет.

Стэнли Уильямс в тюрьме раскаялся в своих преступлениях, стал писать детские книги и вошел в историю как единственный номинант на Нобелевскую премию, которого приговорили к смертной казни.

От судьбы не уйдешь

Бывает, что кара настигает приговоренного к смерти в тот момент, когда, казалось бы, самое ужасное уже позади. Будто сама судьба делает все, чтобы преступника настигло .

1996 год — Лоуренса Бейкера во Флориде за двойное убийство был приговорен к казни на электрическом стуле. Приговор должны были привести в исполнение накануне Рождества — но в честь праздника губернатор штата помиловал преступника.

Начальство тюрьмы разрешило ему посмотреть телевизор, пользуясь наушниками, чтобы не мешать другим заключенным. 1 января на подстанции внезапно резко подскочило напряжение. Бейкера убил разряд тока, который прошел через наушники.

Начало 2 000-х годов — в штате Техас приговорили к смерти убийцу Рони Блеквила. Жена губернатора штата упросила мужа проявить милосердие. День казни выпал на день ее рождения — и в шесть утра она объявила супругу, что лучшим подарком будет подпись на документе о помиловании. Губернатор согласился и подписал нужные документы.

Но позвонить или отправить электронное сообщение в тюрьму, где содержали Блеквила, не удалось: прошедший ночью ураган оборвал электрические и телефонные провода, мобильная связь также не работала. Один из помощников губернатора вызвался поехать к месту казни, но из-за тумана в начале пути разбил автомобиль. Пришлось отправить другого служащего — но того в дороге прихватило расстройство желудка, из-за чего он потерял время. Кроме того, перед самой тюрьмой в его машине закончился бензин.

Помощник губернатора примчался туда бегом. До казни, назначенной на восемь часов, оставалось три минуты. Но выяснилось, что письмо осталось у того чиновника, разбившего машину. Начальник тюрьмы не решился взять на себя ответственность без официального документа, и приговор был приведен в исполнение.

Пережившие смерть

Точно так же силы природы вмешивались в проведение казни — но уже для того, чтобы она не состоялась.

1724 год — в английском Эдинбурге за убийство своего ребенка была повешена Мэгги Диксон. Семья смогла уговорить палача и забрать бездыханное тело. Его положили в гроб и понесли хоронить на местное кладбище. Неожиданно из гроба раздался громкий стук. Родственники, преодолевая страх, сняли крышку — женщина была живой. Поскольку казнь была проведена по всем правилам, ее не повторяли. Мэгги прожила еще , а в Эдинбурге по сей день существует таверна, названная в ее честь.

1872 год – в Австралии убийца по прозвищу Мужик Фрэнсис избежал наказания благодаря череде удивительных случайностей. Вначале казнь была отложена на несколько часов, чтобы на ней смог присутствовать занятый делами шериф.

За это время прошел дождь, и веревка намокла. Ее высушили над огнем – как результат она перестала скользить. Когда палач выбил из-под Фрэнсиса опору, он повис в петле — но та не сжималась. Спустя три минуты преступник подтянулся на руках, вынул голову из петли и спрыгнул вниз. В результате казнь заменили на пожизненное лишение свободы.

2009 год — американца Ромеля Брума суд города Лукасвиль (штата Огайо) приговорил к смертной казни за похищение и убийство. Врачи на протяжении двух часов старались найти у Брума подходящую для инъекции вену — и наконец объявили, что не смогут гарантировать гуманное действие препарата. Смертный приговор вначале отсрочили, а позднее, под давлением общественности, заменили пожизненным заключением.

Он хотел родиться деревом

Со смертной казнью связаны и другие числовые совпадения — например, дата 15 марта. Почему-то именно на этот день выпадало большое количество казней.

1536 год, 15 марта — состоялась тайная казнь Ибрагима-паши по приказу султана Сулеймана Великолепного (он был задушен после ужина с султаном).

1718 год, 15 марта — в Москве на Красной площади проходили массовые казни, которые продолжались больше трех часов, Петр I велел, чтобы на них присутствовал его сын Алексей.

1938 год, 15 марта – был приведен в исполнение приговор по делу Рыкова и Бухарина, обвиненных в шпионаже и названных врагами народа.

В этот же день, 15 марта 1938-го, был расстрелян Генрих Ягода, бывший глава НКВД — тоже по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками.

1988 год, 15 марта — в американском штате Флорида в результате судебной ошибки был казнен Вилли Дарден, которого, несмотря на его алиби, осудили за смерть трех человек. Настоящий убийца был арестован через две недели.

1990 год, 15 марта — в Ираке за шпионаж повесили английского журналиста иранского происхождения, репортера журнала «Обсервер» Фарзада Базофта.

И еще такое трагическое событие, пришедшееся на эту дату: 1963 год, 15 марта — за похищение и убийство американцу Виктору Фегуэру была введена смертельная инъекция. Его последним ужином была единственная оливка — он проглотил ее с косточкой, чтобы в следующей жизни родиться деревом.

Бегун без головы

В истории смертных казней есть случаи, когда уже после приведения приговора тела приговоренных совершали какие-либо движения или говорили.

В архиве жандармского управления Томской губернии сохранились документы о событии, которое произошло в конце XIX столетия, когда суд присяжных приговорил к повешению убийцу жены и троих малолетних детей.

После того как повешенного вынули из петли, врач наклонился над телом, чтобы констатировать смерть. Но «труп» внезапно ухватил доктора за горло — и лишь после этого окончательно лишился жизни. Полицейские не смогли разжать застывших рук, в результате чего доктор скончался от удушья.

Похожий случай был документально зафиксирован в средневековой Германии. Дворянина Дица фон Шаунбурга и четверых его соратников, которые восстали против баварского короля, приговорили к отсечению головы. Казнь проходила в присутствии короля. Фон Шаунбург обратился к нему с последней просьбой: если он, уже без головы, сможет пробежать мимо других приговоренных, то их помилуют. Монарх согласился.

Расстояние между осужденными составляло восемь шагов. Обезглавленное тело Дица фон Шаунбурга сделало 32 шага — и лишь после этого рухнуло на землю. Потрясенный король выполнил свое обещание.

Чем обусловлены такие невероятные совпадения? Прямо на этот вопрос, вероятно, никто не сможет дать ответ. Возможно, в проведение казней вмешиваются некие Высшие Силы? А нам пока лишь остается фиксировать факты и убеждаться в их невероятной природе.

Туманов Андрей Андреевич,кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»,г. Мурманск[email protected]

История формирования института смертной казни

Аннотация.Статья посвящена вопросам возникновения, исторического формирования, и развития института смертной казни, его состоянию на современном этапе.Ключевые слова:смертнаяказнь, правосудие, уголовная ответственность, уголовное наказание.

Смертная казнь всегда являлась и,безусловно, еще долгое время будет оставатьсяодним из институтов уголовного и уголовноисполнительного правапривлекающимк себе повышенное внимание общественности и исследователей.

Общемировойтенденцией последних лет является движение в сторону отказа отприменения смертной казни или ее ограничения.

В настоящее время свыше половины всех государств мира пошли по пути законодательной отменысмертнойказни, либо не применяют ее на практике. Статистика такова:

80 государств отменили смертную казнь за все виды преступления (Австрия, Германия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция, Швеция, Австралия, ряд латиноамериканских стран),

15 государств отменили смертную казнь за все виды преступления, кроме исключительных случаев, например за военные преступления (Аргентина, Бразилия, Великобритания, Израиль, Испания, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Швейцария, и так далее)

23 государства ввели мораторийна вынесение и исполнение смертной казни, и хотя этот вид наказания сохраняется в законодательстве, на практике он не выносится и не исполняется (к примеру, Бельгия, Боливия, Греция),

78 государств сохраняют и применяют смертную казнь, однако число стран, действительно казнящих осужденных, становится значительно меньше (некоторые из бывших республик СССР, бывшие социалистические страны, тридцать восемь штатов США, ряд азиатских стран, группа африканских государств, все арабские государства).Практика показывает, что после законодательной отмены смертной казни эту меру наказания восстанавливают редко. Например, с1985 г. свыше 50 государств

отменили смертную казнь в законодательном порядке, и лишь 4 страны из этого списка вернули высшую меру наказания. Одно из них

Непал на сегодняшний день повторно отменило смертную казнь, а еще одно Филиппины сначала вернуло, а потом вновьприостановило исполнение приговоров. В двух других государствах, Гамбиии Папуа НовойГвинеи, на сегодняшний день исполнениясмертных приговоров не зафиксировано.Однако, в рамках данного исследования мы обратимся не к тенденциям современного мира, а к истории возникновения данного юридического института, его развитию и становлению.Понятие вины, которое влечет за собой наказание, кару, возмездиесуществует столь долго, сколько существует и сама человеческая цивилизация.Наиболее же страшным и разрушительным видом возмездия, безусловно, является смертная казнь. Первым прообразом данного института в древних государствах являлась кровная месть. Однако, вместе со своим развитием,в дальнейшем государство взяло на себя функции санкционирования смертной казни, а потом и отправление правосудия. Сведения о применении смертнойказниимеют примерно тот же возраст, что и сведения опервых государствах. Как узаконенныйв юридическом смыслевид наказания смертная казнь появилась с началом укрепления власти, при переходе к обществу, регулируемому закрепленными правовыми отношениями. Например, на островах Тонга до времени позднего неолита и энеолита (105 тысяч лет до н. э.), где вся земля рассматривалась как собственность вождей, смертной казнью карались попытки простых членов первобытной общины перейти со своим земельным наделом к другому вождю. С переходом от родоплеменного деления к территориальному, правовая системасовершенствовалась и развивалась, и, соответственно, появлялись новые виды преступлений и наказаний. Однако при этом смертная казнь в протогосударственных образованиях назначаласьза проступки, которые считались предосудительными в данном историкокультурном ареале. К примеру, в одном месте смертью каралось посягательство на собственность знати, в другом нарушение экзогамных либо сословнокастовых брачных запретов, в третьем утрата вождем племени «священной силы», позволявшей ему повелевать природой. Как наглядный пример можно привести шиллуков(Верхний Нил), оказывавшие очень высокое почтение своим вождям, но однако, убивавшихих по достижении определенного возрастаиззабоязни, что от одряхления вождя ухудшатсяурожаи, приплод скота, да и сами люди в племени будут чаще болеть и умирать. С возникновением государственноправовых отношений появляется так называемый «принцип талиона», провозглашавший, что наказание должно быть равно преступлению. В массовом сознании этот принцип бытует в виде расхожей цитаты из Ветхого завета: «...а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, ушиб за ушиб», Исх. 21.2325). В книге Бытия это выражено более обобщенно: «Кто прольет кровь человеческую, сказал Господь, того кровь прольется рукою человека», что практически означает одобрение смертной казни за человекоубийство. Правда, у многих народов существовало также понятие «цена крови», означавшее, что за убитого можно было расплатиться не собственной жизнью, а денежной суммой или ее эквивалентом. Изучениепамятников права, таких, как законы Хаммурапи (17921750 г.г. до н.э.), индийские законы Ману (200012000гг до н.э.), законы хеттов (16001200 г.г. до н.э.), законы Драконта в Древней Греции (621 год до н.э.), законы 12 таблиц в Древнем Риме (450 год до н.э.), подтверждает, что в указанныйпериод спектр преступлений, предусматривающих в качестве наказания смертную казнь, был достаточно обширен.Необходимо отметить, что древний законодатель,рассматривая смертную казнь в качествеуниверсальнойпревенциидля многих видов преступлений, стремился сделать ее наиболеемучительной и устрашающей. К таким видам казни относились, например: повешение, колесование, забрасывание камнями, сдирание кожи, повешение за ребро, посажение на кол, вливание в горло раскаленного свинцаили других металлов, сожжениезаживо, сваривание вводе, маслеили вине, раздирание или рассечение на мелкие части, утопление, сбрасывание с башни с возвышенности в море или пропасть, распятие на кресте, отдание на съедение диким зверям, вытягивание кишок, растаптывание слоном, сожжение в чреве раскаленного металлического быка и т.п. Не менееинтересен тот факт, что для каждой конкретной местности или региона был характерен свой «особый» вид смертной казни. Так, например, для Греции были типичны: забрасывание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Массалия), сбрасывание в каменоломню (иногда до приведения в исполнение приговоранад приговоренным совершалась экзекуция-в Спарте и наСиракузах), удушение (Спарта), отравление. Даже в известных своей демократичностью и культурой Афинах в VII в.до н.э., с целью устрашения, для не свободных гражданприменялось распятие. В Древнем Риме применялись в основном те же способы исполнения смертной казни. Например, по ЗаконамXII таблиц поджигатели сжигались на костре, позднее так стали казнить перебежчиков. Существовали и другие способы: повешение, колесование, утопление для отцеубийц, сбрасывание в пропасть и распятие (за преступления, совершенные рабами), обезглавливание, удушение, военнопленных выпускали на арену сражаться с дикими зверями или делали из них гладиаторов. В период Римской империи, в качестве разновидности смертной казни практиковалось самоубийствов присутствиипредставителей власти.Время Древнего мира сменилаэпохаСредневековья, вошедшаяв мировую историю как время расцвета инквизиции. Значение смертной казни как меры «защиты» собственности, личных прав граждан, государственных интересов отступилона задний план под давлением религиозныхдогматов. «Епископы и священники должны стараться всеми силами искоренить совершенно из своих приходов дьяволом изобретенное пагубное искусство гадания и колдовства, и если коголибо, мужчину или женщину, заподозрят в принадлежности к подобного рода преступлению, пусть епископы и священники изгонят их из своих приходов самым постыдным образом, ибо апостол сказал: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самонужден» (Послание к Титу, гл. III,с. 10, 11). Будучи развращены, пленены дьяволом и покинуты создателем, они ищут помощи у дьявола, а посему церковь должна быть очищена от подобной заразы»

данная цитата из «Корпуса канонического права» приводится профессором С. Лозинским в предисловии к «роковой книге средневековья»

«Молоту Ведьм». Интересно заметить, что «очищение», затрагивающее не ведьм и колдунов, а еретиков проходило «в соответствии с нормами уголовного права, например, как это произошло в 556 году, когда в Равенне была казнена группа манихеев». Наглядно свидетельствует о характере инквизиции факт активного участия в процессах (со стороны обличителей) детей. Так, в 1692 году во время суда над салемскими ведьмами восьмилетняя Анна Патнам «поставила своего рода рекорд, выдвинув 21 обвинение».По официальным данным, инквизиция унесла жизни более 100 тысяч человек, однако, так как многие процессуальные акты были утрачены,историкиговорят о 9 миллионах. Следует отметить, что квалифицированные виды смертной казни, пришедшие из Древнего мира и эпохи Средневековья, были столь жестокимипо своему «исполнению», что заставляли осужденных просить у палача как милости, спасения последнего удара, сохранялись, как отмечает А.Ф. Кистяковский в своем «Исследовании о смертной казни», вплоть до XVII века. Нередко изуверские способы исполнения казни, особенно в чрезвычайных ситуациях, выдумывались по совещанию с «людьми опытными и сведущими». Таковы, например, получившие по своей жестокости историческую известность казни Равальяка в 1610 году и Дамиена в 1757 году. Таким образом, изначально целью данного вида наказания вплоть до XVIIвека, прежде всего, являлось устрашение потенциальных преступников, то есть законодатель применял квалифицированные виды смертной казни в качестве меры общей, а не частной превенции. С этой цельюсмертная казнь осуществляласьне простопублично, апо возможности–на людных площадях, при большом стечении народа, или на перекрестках больших дорог, где трупы казненных были бы издали видны проходящим.Эшафоты и виселицы не убирались, атрупы убитых не снимались целыми годами. Более того, на казнях присутствовала не только чернь, но и представители высшего общества. Само исполнение смертной казни не считалось чемлибо позорным не только в те времена, когда казнь являлась жертвоприношением, религиозным обрядом, когда она выполнялась жрецами первосвященниками, царями, но и гораздо позднее. В средневековой Германии нередко палачи возводились в дворянское звание, аво Франции сам титул их «maitre des hautes oeuvres»показывал, что они занимали почетное положениев обществе.Позднее в законодательных актах иностранных государств в XVIIIXIXвеке намечается явная тенденция к сокращению количества преступлений, предусматривающих в качестве наказания за их совершение смертную казнь. К примеру, в начале XIX столетия Англия занимала первое место по количеству преступлений, караемых смертной казнью. По свидетельству Уильяма Блэкстона, в его время английские законы знали до 160 преступлений, обложенных смертной казнью, а по счету других, даже в первой четверти XIX столетия, их число доходило до 240, причем наравне с государственными преступлениями, с такими тяжкими посягательствами на личность, как убийство, изнасилование, такой же мерой наказания угрожал закон за угрозу на письме, за увечье животных, за лесные порубки, за кражу из лавок на сумму свыше 5 шиллингов, кражу в церкви, на ярмарке на сумму свыше 1 шиллинга, кражу животных и так далее. Однако начиная с 30х годов, число преступлений, караемых смертью, стало значительно уменьшаться, причем особую роль в этом процессе сыграли статуты королевы Виктории 1837 и 1841 годов, а после консолидированныхстатутов 1861 года к этой группе стали относиться лишь: посягательство на особу королевы и членов царствующего дома, бунт, сопровождающийся насилием, убийство, злоумышленное нанесение ран, окончившееся смертью, морской разбой и поджог доков и арсеналов. Более того, когда после вскрытия тел повешенных преступников было выявлено, что от перелома шейных позвонков человек погибает практически мгновенно, а смерть от асфиксии наступает лишь через несколько минут и более мучительна, в Англии из гуманных соображений стали вводиться виселицы с длинным падением, вместо существовавших ранее «агрегатов» с коротким.Во Франции в конце XVIII столетия смертная казнь назначалась в 119 случаях. По code penal1810 года она назначалась еще в 39 случаях, причем за отцеубийство была сохранена даже квалифицированная смертная казнь. Однако это число было значительно уменьшено реформами 1832 и в особенности 1848 года, отменившими смертнуюказнь за политические преступления, хотя даже после этих реформ по числу случаев, караемых смертью, французский кодекс на первую четверть XX столетия занимал одно из первых мест, причем смертная казнь назначалась не только за тяжкие виды убийства, но и за другие преступления, окончившиеся смертью потерпевшего, или грозившие опасностью жизни –лишение свободы, истязания, поджоги, взрывы и тому подобное. В памятнике германского праваКаролинесмертная казнь предусматривалась за 44 рода преступных деяний, почти такое же количество знало прусское земское право 1794 года, а германский кодекс 1872 года сохранил смертную казнь только в двух случаях: при предумышленном убийстве, и при посягательстве на жизнь императора или главы отдельного государства, когда посягательство учинено его подданным или лицом, находящимся на территории этого государства. По военноуголовным законам число случаев применения смертной казни было значительно больше.В Австрии число преступлений, совершение которых каралось квалифицированной смертной казнью (разрывание тела раскаленными щипцами, вырезание ремней из спины, отрезание грудей и так далее) еще по кодексу Марии Терезии 1768 года было достаточно высоко. При преемнике Марии Терезии Иосифе II смертная казнь была в 1787 году вовсе отменена, однако в 1796 году данный институт вновь восстановили. Кодекс 1803 года(исправленный в 1852 году), допускал применение смертной казни только в пяти случаях –бунт, предумышленное убийство, разбой, сопровождавшийся убийством, поджог с отягчающими обстоятельствами и некоторые общеопасные случаи повреждения железнодорожных сооружений.Следует отметить, что законодательные акты скандинавских стран того периода были не столь гуманны, как теперь–так, например, шведский кодекс 1864 года угрожал смертью в 23 случаях.Тем не менее, не подвергается сомнению тот факт, что с развитием человеческого общества в целом, его моральнонравственных устоев, а также правовой сферы его бытия, происходит гуманизация пенитенциарной системы, и, следовательно, трансформируется сам институт смертной казни. Так, например, в XIX данный вид наказания не применялся за многие виды преступлений против собственности, за исключением только тех, которые помимо имущества также посягали на жизнь и общественную безопасность. И с этого периода смертная казнь выполняется одним актом, преимущественно посредством гильотины, как сравнительно наиболее быстрогои не мучительного лишения жизни –то есть применяется, в основном, в качестве меры частной превенции. Что касается стран, в которых смертная казнь вовсе была отменена во второй половине ХIХ столетия, то их было всего четыре: Румыния (1864 год), Италия (1890 год), Голландия (1870 год), Португалия (1867 год).Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы: вопервых, смертная казнь является одним из самых древних видов наказания; вовторых, изначально целью данного вида наказания являлась общая превенция; втретьих, с развитием правовой, а, следовательно, и пенитенциарной системы, трансформируется сам институт смертной казни.

Ссылки на источники1.Непознанное Электронный ресурс: база данных содержитинформацию, относящуюся к различным наукам. –Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 199. –Режим доступа:http://istina.rin.ru/ufo/text/188.html/. –Загл. с экрана.2.Библия –книги Священного Писания Ветхого и Нового завета (канонические, врусском переводе с параллельными местами) –М. : Слово, 2004.3.Тамже. 4.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. I. / Под. ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. –М.: Юристъ, 2002.5.Правотека Электронный ресурс: ЮридическаяИнтернетэнциклопедия. –Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 2006. –Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/enc/5547.html/. –Загл. с экрана.6.Шпренгер Я. Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис. –Спб.: Амфора, 2006. 7.Саммерс М. История колдовства/Пер. с англ. А.М. Лотменцева.М.:ОЛМАПРЕСС, 2002.8.История: правда и вымысел / Под ред. Ярошенко Н. –М.: Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2005.9.Ведьмы/Под ред. Голубовской М.В. –М. :Слово», 1993. 10.Кистяковский, А.Ф. Исследование о смертной казни / А. Ф. Кистяковский. –Тула: Издво Автограф, 1999. 11.Таганцев Н.С. Уголовное право (общая часть) Часть 2. По изданию 1902 года Электронный ресурс: Юридический портал Allpravo.ru.–Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 2003. –Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum106/print997.html/. –Загл. с экрана.12.Тамже.13.Тамже.14.Тамже.15.Тамже.16.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т. I. / Под. Ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. –М.: Юристъ, 2002. С.299.17.Таганцев Н.С. Уголовное право (общая часть) Часть 2. По изданию 1902 года Электронный ресурс: Юридический портал Allpravo.ru.–Электрон. дан. (Корректируются ежедневно). –М., 2003. –Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc101p0/instrum106/print997.html/. –Загл. с экрана.

Andrew Tumanov,Candidate of Philosophical Sciences, associate professor at the chair of criminal law and criminology Murmansk State Technical’sUniversity, Murmansk The history of theinstitutionof the death penaltyAbstract.Paper refers to theorigin,the formation ofthe historicand thedevelopment of the institutionof the death penalty, asitat present.Keywords:death penalty, justice, criminal liability, criminal penalties.

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Согласно самой распространенной в юридической литературе версии, это наказание возникло из обычая кровной мести, в той или иной мере присущей в древности практически всем народам. Несомненно, что генетически эти явления близки друг другу Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М. 1980. С. 160.. Убийство и наказание за него - по существу ровесники рода человеческого.

Достоверные сведения об убийстве и наказании за него имеются в Законах вавилонского царя Хамураппи (XVIII в. до н.э.), в Законах Хеттского царства (XII в. до н.э.). Римских законах двенадцати таблиц (V в. до н.э.), "Эклоге" - византийском законодательном своде (VIII в. н. э.). Покровский И.А. История римского права.- СПб., 1998. -С 58. Убийство, по общему правилу, наказывалось по принципу "талиона" (от лат. talio - возмездие), заключавшемуся в причинении виновному того же вреда, который он нанес потерпевшему; применительно к убийству - "смерть за смерть". В течение многих веков принцип "талиона" реализовывался в праве потерпевшей стороны мстить виновному в убийстве или даже члену его рода причинением смерти. Все существовавшие государства были знакомы с этим наказанием. Менялись лишь частота его применения, способы реализации и круг преступлений, за которые смертная казнь могла назначаться. Долгое время к смертной казни относились как к возмездию преступнику, к устрашению его и других членов общества. Потом на первый план переместилось превентивное воздействие: на самого виновного (чтобы лишить его возможности совершения новых преступлений) и на других членов общества (чтобы они не совершали преступлений из опасений быть казненными).

Цели смертной казни накладывали отпечаток на всю правовую регламентацию этого наказания, частоту его применения, перечень преступлений, совершение которых могло повлечь смертную казнь. Это оказывало влияние на способ его применения.

В литературе способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнимому максимума мучений и страданий.

Казни как в древности, так и в средние века отличались изощренностью и жестокостью. Применялось вырезание из живой кожи ремней, сдирание ее полностью, разрубание человека на куски, кипячение в масле, вине или воде, забивание палками, кнутом и другие, не менее варварские методы умерщвления. смерть казнь право общество

Распятие применялось в Древней Греции и Риме, а также на Востоке. Едва ли не самый знаменитый вид казни в древности, поскольку таким образом был казнен Иисус Христос. Для осужденного делался крест, на который затем прибивались или привязывались его конечности, и крест вбивался в землю обычно на возвышении или холме. Приговоренный умирал обычно на второй-третий день от жажды.

Сожжение активно применялось во многих древних странах, но расцвет получило в средние века, поскольку так инквизиция казнила еретиков. По всей Европе эта казнь достигла огромных масштабов: были сожжены заживо тысячи человек, причем часто массами, по обвинению в колдовстве, сожительстве с дьяволом, богохульстве и даже отклонении от нормы. В России сожжение применялось также к религиозным преступникам, причем казнь была более мучительной, так как производилась на медленном огне.

Утопление применялось, когда нужно было одновременно казнить многих лиц Михлин А.С. Способы применения смертной казни: история и современность. "Государство и право" 1997. № 1.. Так казнили убийц родителей в Древнем Риме и Греции, а в средние века использовалось испытание водой, часто по отношению к ведьмам: связанную бросали в воду - если утонет, то невинна, а если нет, то ее вешали.

В прошлом применялось огромное количество видов смертной казни, многие из них были закреплены и в законодательстве, причем способы казни были призваны усилить мучения казнимого, часто сочетаясь с пыткой. Несмотря на это многие правители вводили свои способы. В России этим особенно прославился Иван Грозный. Один из его любимых видов казни - зашить осужденного в медвежью шкуру ("обшить медведно") и затравить собаками. Нескольких монахов приказал однажды привязать к бочке с порохом и взорвать - чтобы сразу на небо летели. Применялось также вырезание кусков мяса из тела, снятие кожи, попеременное обливание кипятком и холодной водой, кипячение в жидкости.

Закапывание живьем в землю применялось еще в Древнем Риме к весталкам за потерю девственности, в Древнем Китае. В средневековой России такая казнь применялась к жене, убившей своего мужа. Жертва, закопанная в землю по плечи, умирала обычно на второй-третий день от обезвоживания организма и голода.

Забивание палками упоминается еще в древнеегипетских папирусах, где подобным образом казнили за преступления против фараонов. В Древнем Риме применялось бичевание до смерти. Близко к этому виду казни лежит наказание шпицрутенами (железными прутьями), формально не считавшееся смертной казнью, которое применялось в России с 1701 по 1863 год. Обнаженного по пояс человека тащили сквозь строй солдат, каждый из которых бил его палкой по спине.

Непубличное отравление ядом использовалось как альтернативный вид казни для свободнорожденных в Древней Греции (фактически самоубийство).

Сбрасывание со скалы активно применялось в Древней Греции, в Древнем Риме осужденных сбрасывали также в каменоломни. Тайное удушение применялось в Древнем Риме к высокопоставленным лицам.

Четвертование назначалось за преступления против власти, за измену, мятеж в средневековом Китае и России. Преступнику сначала отсекали руки и ноги, а потом уже голову.

Разрубание тела пополам применялось в Древнем Китае за недоносительство.

Колесование заключалось в переламывании осужденному железным ломом каждой конечности в двух местах и позвоночника, затем тело привязывали к колесу так, чтобы пятки сходились с затылком, и оставляли умирать.

Разрывание тела исполнялось двумя способами: тело привязывалось к вершинам двух наклоненных деревьев, которые затем отпускались, либо к двум лошадям, которые пускались в противоположные стороны.

Залитие горла расплавленным металлом применялось в России до 1672 года к фальшивомонетчикам

Посажение на кол заключалось в медленном проникновении кола внутрь человека, агония длилась несколько дней. Эта казнь применялась в средневековой России, Османской империи.

Примененялись также и такие виды смертной казни, как подвешивание ребром за крюк, поедание крысой, замораживание, растворение в кислоте и другие.

Многие виды смертной казни имели национальную специфику.

Не во всех случаях вид смертной казни регламентировался применительно к конкретному виду преступления. В основном выбор принадлежал суду. Экзекуция осуществлялась публично, при большом скоплении народа. Трупы или части тел казненных выставлялись на месте казни для устрашения, которое, несомненно, было в те время основной целью применения этого наказания. Как отмечали современники, ужасы смертной казни не возмущали общественное мнение, не производили какого-либо потрясающего впечатления, не вызывали протеста и отвращения. Роль палача считалась даже почетной, причем это было характерно как для России, так и для Европы.

Таким образом, смертная казнь - одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Способы смертной казни делятся на простые и квалифицированные. Задача первых сводится к лишению человека жизни, основная цель вторых - наряду с этим причинение казнимому максимума мучений и страданий. В древние времена и средневековье казни проводились публично, при большом стечении народа. Целью публичной казни, помимо лишения жизни преступника являлось устрашение.

Во времена Древней Руси, а затем и на протяжении истории Российской империи карательные меры характеризовались жестокостью, основой их и была тяжелая смертная казнь.

Смертная казнь в Древней Руси могла возникнуть и законодательно закрепиться либо как либо вследствие влияния Византии. Стоит отметить, что первый официальный свод законов Древней Руси "Русская правда" не закреплял смертную казнь, но Краткая редакция этого документа закрепляла право кровной мести. Нужна ли смертная казнь в то время? Конечно же, нужна. Это было время беспредела с точки зрения закона, это было еще не единое государство без всеобщих прав, поэтому все регулировалось общинными нормами справедливости. К слову, кровную месть запретила Правда Ярославичей.

Но в 14 веке Двинская уставная грамота вновь ввела смертную казнь за такой вид преступления, как кража, но только если она совершена уже в 3-ий раз, а вот убийство не предусматривало такого жестокого наказания. Примерно через сто лет Псковская грамота добавляет к списку преступлений церковные хищения и Судебник Ивана Великого уже вводит смертную казнь за убийство таких лиц, как "свой господин" и иных высших лиц, также смертная казнь в России назначалась за клевету и различные религиозные преступления.

Следующий общий свод законов России был принят Иваном Грозным. Этот документ также не обошел стороной характеристику назначения смертной казни и определил, что смертная казнь - наиболее популярный вид наказания. Стоит отметить, что судебник Ивана Васильевича сделал смертную казнь публичной, то есть на открытом месте, плюс ко всему она должна была сопровождаться пытками.

В 18 веке это наказание было в своем расцвете, потому что увеличивался список преступлений, за которые назначалась казнь. Неудивительно, что пик смертной казни пришелся на царствование Петра 1. А вот его дочь временно заменила смертную казнь на ссылку на каторжные работы. рассматривались только в Сенате, который и выносил приговор. Одним из самых известных смертных приговоров является приговор Емельяну Пугачеву и его соратникам. Он был казнен на виду у всех с помощью четвертования. Стоит отметить, что к четвертованию были приговорены Николаем 1 и участники - декабристы, однако, этот жестокий метод заменили виселицей.

Нужна ли смертная казнь в России современной? Мнения на этот счет различны. Одни считают, что за некоторые виды преступлений смертная казнь просто необходима. Среди сторонников: ЛДПР, глава МВД Колокольцев и КПРФ. А вот противники этого вида наказания следующие: Владимир Путин, партия Справедливая Россия и Дмитрий Медведев.

Смертная казнь в России в наше время не применяется. На нее наложен мораторий. Однако история нашей страны показывает, насколько жесткими были правители и насколько грамотен был закон - он был единым для всех и к смертной казни приговаривались как крестьяне, так и дворяне.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные