Сильный стресс у ребёнка. Как снять стресс у ребенка

Стрессовые ситуации присутствуют в жизни каждого человека, и дети не исключение. Хорошо, если ребенок делится с родителями своими переживаниями. А если нет. Психологи предлагают использовать несколько способов для выявления и борьбы со стрессами.

Быть родителями – это, безусловно, одна из самых сложных задач в жизни. Будучи постоянно замотанными работой, домашними заботами, переживания ребенка родители могут не заметить. Между тем многие исследования показывают, что стресс у детей и подростков постоянно растет – в том числе из-за экзаменов и многочисленных тестов.

Стресс в современной жизни – явление уже неизбежное. Но есть способы уменьшить его последствия и для ребенка, и для всей семьи.

У детей есть свои собственные стрессы. Они, конечно, не такие, как у взрослых, но вполне реальные. И недооценивать их нельзя. Нередко на приемах у психологов взрослые люди признаются, что, когда были маленькими, боялись рассказать родителям о своих тревогах, потому что, сделав это однажды, они услышали в ответ: «Ты ребенок! У тебя не может быть никаких проблем! Это я живу в стрессе». После этого ребенок переставал рассказывать маме о своих переживаниях. Он замыкался, чувствуя себя все более и более одиноким.

Что делать: выделяйте время, чтобы выслушать вашего ребенка. Если он расстроен, а вы не можете сейчас поговорить, то успокойте его и объясните, что вы не можете выслушать его сейчас, но обязательно сядете с ним и обсудите его проблему позже. И не забудьте сдержать свое обещание.

Если у вас двое или больше детей-погодков, да еще и одного пола, то можно легко предположить, что они имеют схожие вкусы в одежде и предпочтениях. Такое часто бывает. Но иногда дети в одной семье, одного пола, близкие по возрасту, бывают очень разные. И будучи вторым, третьим или четвертым ребенком, чувствуют себя обиженными, если их не воспринимают как личности. Взрослая женщина на приеме у психолога рассказала, что в 5-летнем возрасте вынуждена была ходить на балет и уроки чечетки, хотя не умела танцевать и не любила. Ей нравились книги и животные, но родители упускали из виду ее увлечения, ориентируясь на пристрастия ее старшей сестры.

Что делать: поощряйте разные увлечения ваших детей и прислушивайтесь к их потребностям.

Вы можете испытывать очень сильное напряжение, как и много людей вокруг. Возможно, вы ненавидите свою работу, заперты в неудачном браке, волнуетесь за здоровье родителей, беспокоитесь из-за оплаты счетов – это все ваши стрессы. Но вы будете более здоровой и счастливой семьей, если не поддадитесь импульсу и не будете повышать голос на своих детей. Стресс делает нас раздражительными. И мы в любой момент можем взорваться, как правило, на тех людей, которые рядом с нами. Часто взрослые не понимают, насколько близко к сердцу ребенок может принять то, что было сказано в запале.

Что делать: безусловно, важно сосредотачиваться на своих чувствах. Но если вы испытываете стресс, то старайтесь бороться со своим раздражением вдали от детей.

Заводить друзей – это очень личное. И это одна их первых вещей, которые дети делают для себя. К сожалению, родителям не всегда нравятся друзья детей, люди, которыми они себя окружают.

Что делать: важно не критиковать друзей вашего ребенка. Очевидно, что вы имеете право на свое мнение и, возможно, со временем сможете объяснить это своему ребенку. Но первые попытки детей сформировать свой социальный круг являются неотъемлемой частью их развития. Даже когда они маленькие, их выбор следует уважать.

Помогите детям подружиться. Не все имеют смелость завязать разговор с другими детьми. Для многих это является серьезным стрессом. Чаще всего не могут найти друзей те дети, в семьях которых папы и мамы тоже имеют мало друзей. Кстати, люди, образующие сильную социальную сеть за пределами своей семьи, как правило, здоровее и счастливее. Поэтому поощряйте вашего ребенка на дружбу. Организованная вами вечеринка или пикник для школьного класса помогут сдвинуться с мертвой точки, если ваш ребенок малообщителен.

Когда дети маленькие, их школьные дни тянутся перед ними вечно. По сути школа занимает все их мысли и переживания. Психологи отмечают, что у многих взрослых неуверенность начала формироваться именно тогда, когда учитель или родитель считали их глупыми. Поэтому подтверждайте способности вашего ребенка как можно чаще. Таким образом вы уменьшите стресс и повысите его самооценку.

Что делать: выделяйте в течение недели время, чтобы обсудить с ребенком, что произошло в школе, что понравилось, а что было трудным. Если обнаружатся проблемы с чтением или математикой, поговорите об этом и помогите ему дома. Или договоритесь с учителем о дополнительной помощи и поддержке.

Стресс у детей: причины и лечение

Существует несколько признаков и симптомов по которым можно понять, что с ребенком что-то не так и что ему надо помочь справиться со стрессом. В этой статье мы с вами рассмотрим основные причины и симптомы стресса у ребенка, а также поговорим о том, как проводится лечение стресса у детей.

Симптомы стресса у ребенка

У малышей до 5 лет характерным симптомом сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: утром и днем — сонливость и вялость, а к вечеру, пред сном, — необычайная возбужденность и активность. (Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское «успокоительное» — мамина колыбельная; любое другое лекарство — успокоительное должен подбирать врач).

Какими симптомами проявляется стресс у ребенка?

Родители должны различать и отличать от болезни стресс по признакам, характеризующихся наличием необъяснимой рвоты (неврогенная рвота), расстройств кишечника, сыпью, температурой (субфибрилитет), болями в животе и прочими странностями. Это случается не только у детей, но кстати и у взрослых — на нервной почве. Тогда, когда ваш ребенок сильно переволнуется — у него тоже сдают нервы — но все у него в гармоничной (желательно семейной) обстановке быстро проходит.

Наиболее часто у детей до 10 лет появляются в этот момент страхи, агрессии или начинается так называемый регресс. Отдельной консультации у специалиста требует гиперкинетический синдром, который в своем развитии имеет две тенденции. Он к 12-14 годам ослабевает и исчезает или трансформируется в психопатию, и личность становится дезадаптированной.

Эта информация для родителей, на заметку, чтобы не пропустить момент, когда надо самим заняться ребенком, а когда и обратиться к врачу. Советы и рекомендации не могут и не должны заменять лечение, назначенное профессиональным врачом и при малейшем подозрении следует немедленно обратиться за квалифицированной помощью. Одному возрасту больше соответствуют одни симптомы, другому — другие.

Причины стресса у ребенка

Страхи, регресс, агрессия у детей

Если ваш ребенок превращается в трусишку, значит он явно находится в стрессе. Вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Подумайте, что было в семье: были ли ссоры, скандалы, может быть вы очень переживали, может быть сами сильно плакали, может и потеря чего-то или кого-то очень любимого и важного для ребенка (любимой плюшевой собачки, например) и т. д. Очень часто фильмы, увиденные раньше времени, нарушают душевный покой, а значит и адаптацию психики.

Надо отличать страх, как реакцию на стресс, от возрастных страхов. Для 5-8 летних детей страхи вполне естественны. Они сами про них «говорят» — «читается» родителями посредством рисунков, всплывают в играх и фантазиях.

Настораживать должно необычное поведение. Когда не говорит, а пытается действовать как бы пытаясь себя защитить. Буквально закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет или отказывается спать без света, не отпускает от себя, плачет во сне — практически регулярно. Вскрикивает от шума или настораживается на шум на лестнице. Ребенок может бояться не только темноты, но и изображений — картинок на стене или определенных мультфильмов. На родителей тогда обрушивается весь комплекс дневных и ночных тревог ребенка. У ребенка стресс.

Лечение стресса у ребенка

Главное — замечать стрессовое состояние. А дальше — по мере «ухода» ребенка в стресс проконсультируйтесь со специалистом, не затягивайте с обращением и началом лечения. Но не перекидывайте решение проблем на врача, а настройтесь сами решать.

Отмахнуться не получится — сами по себе симптомы стресса у ребенка не пройдут. А может быть и ухудшение. Многое в лечении стресса зависит от матери от нее должны исходить положительные эмоции, любовь, тепло, нежная забота (добавьте сюда же переключающие внимание, отвлекающие игры, рисование).

Что делать, если у ребенка стресс?

Заметив у ребенка от 5-7-8 лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в игры.

С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении почаще ведите откровенные разговоры. Самое важное — не терять с ними контакт.

В случае кратковременных стрессов, а также во время затянувшихся кризисов, не исключаются в лечении седативные средства, оказывающие глубокое успокаивающее воздействие на нервную систему.

Регресс — это возвращение к формам поведения раннего детства. Если вдруг ваш «взрослый» 7-7,5-летний ребенок — неожиданно для вас — начинает плакать и цепляться за вас, так как будто он — малыш, просить покормить с ложечки, словно не умеет есть сам.

Правило для родителей: Никогда на позволять себе гнев или раздражение! Никогда. Никаких реплик типа: «И тебе не стыдно!» Это не отклонение в поведении, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой и непонятной его уму ситуации. Он не справляется с ней и просит о помощи опосредованно.

Мешать «регрессировать» не надо. Надо его приласкать, успокоить. Не бойтесь перелюбить — именно материнская любовь ему сейчас так необходима, как ничто другое, чтобы восстановить внутренний эмоциональный комфорт и чувство защищенности. Переждите регресс с любовью — он пройдет.

Вспомните, какие события (например конфликт в семье при ребенке) произошли в последнее время, и не повторяйте. Поймите, вы, взрослые, сами толкаете ребенка в негативное состояние своим же негативом. Детей необходимо оберегать от любого тлетворного влияния, так как на их неокрепшие души и наши «окрепшие» сегодня обрушивается сильнейший поток всякого рода непотребщины.

Стресс в школе

В младшем школьном возрасте может развиться школьный невроз. Его причиной может быть психологическая неготовность к школе, неприятие сверстниками. Унижения, избиения, чрезмерная строгость и неопытность педагога. Чтобы ребенок не испытывал стресс в школе ему надо помочь привыкнуть и приспособиться. Маленькому человечку трудно и то и другое. Понятно взрослым, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс, но ему этого вы не объясните так просто и тем самым из стресса не выведете. А не выведете — подведете себя к. другому страху. Название его будет соответствующее — школьная фобия. Страх перед тем, что может произойти в школе. На первом месте у младших школьников — боязнь учителя и боязнь оценки.

Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь все зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно страшным» уроком у него может болеть голова, подниматься давление.

В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников. В ответ на все эти школьные страхи у ребенка с активной жизненной позицией может вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится то он учителя, а третирует-то близких. Обычно так ведут себя дети до 10 лет. Но и со старшими это тоже случается — чаще из-за неприятия окружающих, прежде всего одноклассников.

Все то же самое может быть причиной странной растерянности, неспособности сосредоточится, которая не меньше чем предыдущая выводит из себя родителей. «Не слышит!»; «Хоть оборись!» Вам это не знакомо? А некоторые особо чувствительные дети только так реагируют на любую нервную перегрузку.

Что делать? С чего начать? Главные вопросы русской интеллигенции. Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит. Усиление строгости не поможет, а только ухудшит дело. С рассеянностью тоже. бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удастся вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу. Некоторые родители подбирают лечение у гомеопата.

Стресс у детей – одолеваем вместе!

Почему-то считается, что стресс – это проблема взрослых. Но психологи утверждают, что маленькие дети подвержены ему не меньше. Причин для этого у малютки более чем достаточно. Например, для трехлетнего ребенка драка в песочнице вызывает столько же переживаний, сколько у взрослого выговор руководства. И когда малыш плачет от несерьезных, по мнению родителей, проблем, возможно, его переживания в данный момент так же сильны, как и ваши после ссоры с лучшей подругой.

Правда стресс у детей имеет некоторые особенности. Он быстро проходит. Это обусловлено тем, что дети настроены на получение новых положительных эмоций и удивительных открытий, в том время как взрослые зачастую ожидают от жизни очередной неприятности. В результате, чтобы вернуть крохе хорошее настроение, достаточно отвлечь его от грустных мыслей и задать новое направление. Не знаете как? Мы поможем!

Существует огромное количество занятий, которые эффективно помогают избавиться от стресса у детей, а заодно и у взрослых. Первые помощники – сыпучие и липкие материалы. Достаточно несколько минут поработать пальцами, чтобы переключить нервную систему на другой вид деятельности. Дети постарше могут вылепить образ своего обидчика или выразить в фигурке проблему, по мере ее появления эмоциональный стресс будет проходить. Некоторым помогает домик для ребёнка, в котором можно прятаться, а главное строить вместе с мамой или папой.

Психологи на вопрос: «Как у ребенка снять стресс ?», отвечают, что наиболее эффективны занятия с песком. Ведь не зря детские песочницы пользуются такой популярностью. Обратите внимание, с каким удовольствием детки лепят пасочки и фигурки, а с каким азартом подключаются взрослые! Но не бегать же в песочницу по дождю или в снег…

В этом нет никакой необходимости, сеанс психотерапии в форме игры с песком можно провести и в домашних условиях. Все что вам потребуется – большой ящик (хотя бы 50*50 см), впрочем, его заменит обычный таз и небольшой запас песка. Хранить все это лучше по отдельности где-нибудь в закромах кладовки. А когда эмоциональный стресс у детей будет проявляться, вы сможете быстро и эффективно с ним бороться. Достаточно насыпать в заготовленный ящик песок и немного побрызгать сверху водой, чтобы было меньше пыли.

Поблизости нет песочницы, откуда можно набрать пару килограмм песка? Тоже не проблема, подойдет и обычная манка. Дайте ребенку пару мисок разного размера, пусть пересыпает, а когда ему надоест работать пальцами, вручите ему ложку. А еще интереснее перемешать в одной миске несколько разных круп и дать возможность малютке поэкспериментировать: рассортировывать их, комбинировать, снова смешивать.

Но не забывайте, что наиболее эффективно снять стресс у детей помогают именно песок или манка, поскольку они задействуют самые мелкие мышцы рук. Хотя некоторые родители предпочитают покупать игрушки для новорожденных и не засорять квартиру. Но дадут ли они такой же эффект?

Опытные родители, которые понимают, насколько важно быстро снимать эмоциональный стресс у детей, нередко заранее подготавливаются к этому. Они заблаговременно припасают глину, песок, куски обоев, оставшиеся после ремонта, разнообразные природные материалы (каштаны, желуди, сушеные лепестки цветов). Все это позволяет весьма эффективно снять стресс, когда в этом возникает необходимость.

Большой популярностью среди детей пользуется глина. При необходимости ее можно разводить до любой консистенции. По словам психологов, чем сильнее у ребенка стресс, тем более мягкие материалы он выбирает. Если у малыша получается не очень хорошо, не беда, главное – процесс. Вместо улыбок, лучше садитесь рядом и попробуйте что-нибудь вылепить в четыре руки. Будет весело!

P. S. Подобные упражнения будут очень полезны, если ребенок не говорит.

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10. Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

www.vse-pro-detey.ru

Стресс у детей: когда он возникает и как с ним справиться

Мы привыкли думать, что детство – это счастливая и беззаботная пора, которая лишена всяческих тревог и переживаний. Но наши воспоминания основаны на сравнении взрослой и детской жизни. На самом деле детство – непростой период в плане эмоционального становления. Ребенок всему учится впервые и познает мир, который не всегда оказывается к нему добр. Родители предъявляют к своему ребенку ряд требований: что он должен уметь в определенном возрасте, как он должен учиться. Несоответствие ожиданиям родителей и прочие факторы могут привести к сильнейшему стрессу.

Стресс у ребенка: основные причины детского стресса

В каждом возрасте есть свои причины для стресса. Вопреки общепринятому мнению, что дети мало что понимают, а значит всегда счастливы, первый стресс может посетить ребенка еще в новорожденном возрасте. Каждый период становления детской психики сопровождается своими причинами для переживаний и страха: разлука с матерью, болезнь, социализация, половое созревание и т.д.

Определить причину стресса очень важно, так как это позволит родителям объяснить ребенку, как реагировать на стресс и как защититься от него.

  • Разлука. Будь то расставание с матерью, отцом или любимыми друзьями, это всегда стрессовая ситуация. Даже в младенческом возрасте ребенок чувствует, когда мама уходит, и ведет себя не так, как обычно. Малыш привыкает находиться рядом с матерью с первых дней жизни и всегда чувствует, что ее нет. В более взрослом возрасте стресс может спровоцировать отъезд отца, развод родителей, расставание с друзьями в садике, во дворе или школе.
  • Давление со стороны. Ребенок практически постоянно подвергается давлению, начиная от первых шагов, которых ожидает вся семья, и заканчивая давлением сверстников, которые также выдвигают определенные требования к ребенку. В школе это давление может быть особенно сильным, так как утвердиться среди одноклассников бывает довольно трудно даже самому общительному ребенку.
  • Болезнь. Ребенок с хроническим заболеванием, требующим постоянного лечения, подвергается постоянным стрессам. Ему необходимо посещать врачей, он испытывает страх из-за болезненных процедур или самого заболевания. Даже разовое посещение стоматолога может привести к психологической травме, после которой ребенок будет плакать при любой проблеме с зубами.
  • Учеба. С поступлением в школу у ребенка добавляется еще одна причина для переживаний: контрольные, экзамены, срезы, доклады. Каждый взрослый может вспомнить, как он сильно волновался перед экзаменом и как не спал всю ночь перед контрольной.
  • Нарушение привычного уклада жизни. На состоянии ребенка сказывается переезд на новое место, появление нового члена семьи, смена распорядка дня (первая или вторая смена). Все это приводит к необходимости заново адаптироваться к новым условиям.
  • Внутренний конфликт. Родители не всегда понимают, что происходит с ребенком, когда он начинает вести себя непривычным образом, ведь внешние условия не изменились и все хорошо. Иногда причина стресса – это внутренняя борьба, чувство вины за что-то или комплексы.
  • Признаки стресса у ребенка

    Проявления детского стресса могут быть очень заметными или, напротив, настолько скрытыми, что родители долгое время и не подразумевают о наличии стрессовой ситуации. Очень важно вовремя заметить внутреннее беспокойство ребенка и помочь ему справиться с ним.

    Влияние стресса на ребенка очень велико. Его проявления могут быть самыми различными в зависимости от характера и стрессоустойчивости ребенка.

    Тревоги и обиды ребенка могут проявляться исключительно в поведении или же затрагивать физическое и умственное развитие. Доказано, что постоянный стресс приводит к замедленному развитию, возникновению хронических заболеваний, снижению иммунитета. Такие дети могут страдать от сильных аллергических реакций, причем количество аллергенов постоянно растет, часто болеют инфекционными заболеваниями, страдают от головных болей.

  • Агрессия. Детская агрессия – это защитная реакция и выход эмоций. Ребенок становится излишне драчливым, ссорится с друзьями и родителями, часто кричит, может ломать вещи. Такие вспышки агрессии чаще всего являются реакций на стресс. Ребенок ощущает свое бессилие в данной ситуации и реагирует на нее таким образом.
  • Возвращение в ранее детство. Это свойственно маленьким детям, дошкольникам, младшим школьникам. Они вдруг начинают вести себя как младенцы: сосут палец, начинают писаться во сне, требуют повышенного внимания, отказываются есть, пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Некоторые дети реагирует на стресс не агрессией, а отстранением от внешнего мира. Они замыкаются, отказываются от общения, стремятся уединиться, часто молчат и не реагируют на попытки их разговорить.
  • Плохой сон. Маленькие дети, испытавшие стресс, часто плачут во сне, а более старшие просыпаются из-за кошмаров, плохо спят, ворочаются, ходят во сне. Также ребенок не может долгое время заснуть, не высыпается, зевает весь день и выглядит вялым.
  • Стремление к контролю. Ребенок, испытавший сильный стресс, стремится избегать его в дальнейшем и все контролировать: он все перепроверяет, постоянно спрашивает у родителей, правильно ли он что-то делает, требует от остальных придерживаться тех же правил. Таким образом он стремится защитить себя от стрессов.
  • Побег. Подсознательное и сознательно желание убежать от проблем присуще большинству детей. Они всячески избегают причин своего стресса: стараются не встречаться с задирой-одноклассником, специально забывают дома учебники или спортивную сумку, симулируют болезни.
  • Лечение и последствия детского стресса

    Родители могут упустить начало сильного стресса у ребенка. Но торопиться с лечением тоже нельзя. Сначала нужно удостовериться, что поведение ребенка отличается от нормального: нужно поговорить с воспитателями в детском саду, с учителями или школьным психологом. Если они подтверждают, что поведение ребенка говорит о наличии стресса, следует задуматься о лечении.

    Варианты лечения могут быть различными. Все зависит от конкретного ребенка, родителей и их возможностей. Одни сразу же отводят ребенка к детскому психологу, что поначалу тоже провоцирует стресс, так как ребенок видит в психологе учителя или врача, стремится понравиться ему и давать «правильные» ответы. Но со временем беспокойство уходит, ребенок понимают, что тут его не будут ругать и ставить двойки, он расслабляется и начинает доверять специалисту. Это определенно полезно. Даже при отсутствии сильного стресса занятия с психологом помогут избежать его в дальнейшем, однако не всегда родители могут найти деньги и время на групповые или индивидуальные занятия.

    В некоторых случаях ребенок сам категорически отказывается посещать психолога, сбегает, нервничает, злится. Приходится прибегать к другим средствам.

    Лечение стресса у детей с помощью препаратов должно проходить под строгим контролем врача. Даже относительно безопасные легкие успокоительные препараты типа Тенотена, Афобазола не следует давать без причины. Они рекомендуются детям, которые не могут нормально спать и страдают пониженной концентрацией внимания.

    Последствия стресса могут быть достаточно серьезными. Как уже говорилось выше, нередким последствием является энурез. Энурезом называют недержание мочи у ребенка старше 4-5 лет. В это время дети уже просятся на горшок и сами просыпаются ночью, чтобы сходить в туалет. Родители часто видят в этом проблему, но не видят ее причины. Они начинают наказывать ребенка, стыдить его, ругать за то, что он «как маленький», но это только усугубляет ситуацию. Ребенок после 5 лет уже и сам понимает, что так не должно быть. В этом случае просто необходима помощь педиатра и детского психолога.

    Психологи считают, что стресс является важным механизмом. Он позволяет укреплять психику, социализироваться, развиваться, но стресс бывает как полезным, так и опасным. К последнему относится постоянно пребывание ребенка в конфликтных ситуациях, физическое насилие, сильные страхи и навязчивые состояния. Согласно исследованиям, дети, которые регулярно испытывают сильнейший стресс без возможности избавиться от него, во взрослом возрасте более склонны к онкологическим заболеваниям.

    Детский сад: стресс и адаптация

    Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

    Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

    Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

    • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
    • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
    • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
    • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
    • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.
    • Как уберечь ребенка от стресса: что могут сделать родители

      Каждая мама стремится защитить своего ребенка. Но столкновение с внешним миром неизбежно: так ребенок взрослеет. Защитить его от всего просто невозможно, но можно помочь детям справиться с проблемами и неуверенностью в себе.

      Снятие стресса у детей требует обязательного участия родителей. Родители – это единственный источник поддержки для маленького ребенка.

    • Помогите ребенку выплеснуть эмоции. Детям сложно самостоятельно найти выход своим эмоциям. Попробуйте ненавязчиво помочь найти ребенку хобби, любимое занятие. Это может быть спорт, занятия музыкой, пение, ведение дневника, шитье – все, что вызывает положительные эмоции, успокаивает и провоцирует выброс эндорфинов.
    • Не пытайтесь игнорировать проблему. Каждый родитель стремится помочь своему ребенку, но часто эти попытки усугубляют ситуацию. Например, родители пытаются убедить ребенка, что его проблемы надуманны, что он еще ничего не понимает и все себе придумал. Нельзя таким образом успокоить. Ребенок, как и взрослый, считает свою проблему важной, значимой. Отрицание ее приведет к замкнутости.
    • Повышайте в ребенке уверенность в себе. Вера в свои силы очень важна и для детей, и для взрослых. Дети очень чутко относятся к поддержке родителей. Поэтому иногда, чтобы помочь своему ребенку, достаточно сказать, что он со всем справится, что он умный и сильный, а все черные полосы обязательно заканчиваются.
    • Следите за питанием ребенка. От питания во многом зависит иммунитет и стрессоустойчивость детей. Большое количество сладостей приводят к гиперактивности и ослаблению защитных свойств организма.
    • Поддерживайте чувство безопасности. Маленькому ребенку важно знать, что родители ему помогут. Укрепить это чувство помогают физические контакты: обнимайте ребенка, чаще держите за руку. Иногда мальчикам стремятся привить самостоятельность, лишая их чувства безопасности, однако уже доказано, что на мужественности это скажется только негативно.

    Помните, что проблемы вашего ребенка всегда можно решить мирным путем. Родители несомненно тоже устают и тоже испытывают стресс, особенно если ребенок первый. Давайте себе отдых, учитесь расслабляться вместе с ребенком, отдыхать вместе. Это укрепит связь между родителем и ребенком и поможет избавиться от стрессов.

    Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые..

    Больше узнать о детской психологии нам сегодня помогает педагог-психолог Ирина Долгая .

    Что такое детский стресс?

    Часто также бывает, что стресс проявляется в виде заболеваний, и чем больше этот стресс не разрешается, тем больше вероятность, что заболевание станет хроническим. Поэтому не пытайтесь вылечить ребенка без решения проблем в его или вашей жизни (ведь дети сильно переживают, если у родителей что-то не так, даже не понимая, что именно).

    Вреден ли детский стресс?

    Если у вашего малыша наблюдаются такие признаки, не спешите бежать к детскому психологу. Лучше разберитесь, в чем действительно причина детских переживаний и стоит ли начинать активные действия по помощи ребенку.

    Комментирует Ирина Долгая: «Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности».

    То есть, вам необходимо определить, насколько сильно страдает ваш ребенок, и только после этого помогать ему. Не спешите решать все проблемы за него, этим вы можете ребенку даже навредить, в некоторых случаях обычного разговора может быть вполне достаточно.

    Если же причина стресса серьезная, и он не проходит в течение долгого времени несмотря ни на что, то самое время взяться за решение этой проблемы активнее, вплоть до обращения к специалисту.

    Ошибки родителей в реакции на стресс ребенка

    Иногда бывает, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и реагируют на детский стресс так, как удобно им самим. Последствия этого могут быть самые разные – от вредных привычек до эмоциональной инвалидности и хронических болезней во взрослом возрасте.

    Чаще всего родители совершают 3 ошибки:

    1. Оставление ребенка один на один со стрессом

    Если ребенок постоянно испытывает стрессы, с которыми не в состоянии справиться, и родитель не пытается помочь ему, а оставляет один на один с переживаниями, повышается риск возникновения тревожности, страхов, раздражительности, в крайнем случае - депрессии , неврозов и других психических заболеваний.

    Отметим также, что оставляете вы ребенка один на один со стрессом не только в том случае, когда молча игнорируете то, что происходит, но и также когда недооцениваете переживания ребенка. Такое возможно, когда вы говорите, что все пустяки, ерунда, глупости.

    2. Отвлечение малыша

    Если родители отвлекают ребенка едой, телевизором и компьютерными играми , очень быстро возникает зависимость.

    3. Нечестность, обман по отношению к ребенку

    При стрессе внушаемость ребенка возрастает (логика подавлена), его легко обмануть. Если позже ребенок поймет, что вы с ним были нечестны, он потеряет к вам доверие . И вернуть его будет уже очень сложно.

    Что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

    Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

    1. Разделите переживания малыша

    Что такое детский стресс и как с ним бороться

    Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости. Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…». Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

    2. Определите, почему малыш переживает

    Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

    3. Объясните малышу честно, что происходит

    Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.

    Объяснить непонятное можно, например, так:

    • «Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;
    • «В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты - новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;
    • «Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».

    На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

    4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

    Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

    При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

    Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные

    Для каждого возраста ребенка - свой рецепт борьбы со стрессами. В нашей семье есть свои способы. Стрессам подвержен и мой сын. Не получилось что-то в школе: давай научимся это делать дома вместе. Плохое настроение? Тогда давай-ка отправляйся вместе с папой на футбольное поле рядом со школой. Они часто носятся там и возвращаются домой измученные, грязные и счастливые: рассказывают взахлеб о забитых голах и упущенных моментах.

    Ребенок с увлечением читает книги о стрелковом вооружении: мы едем в музей, он рассматривает экспонаты, а потом мы с папой просим провести нас в запасники, где хранятся и ремонтируют другие экспонаты. Там ему дают подержать настоящий автомат Томпсона. Неделя хороших воспоминаний ему обеспечена.

    Конечно, у него бывают и слезы , и обиды на нас с мужем, но главное – вытерпеть и узнать причину плохого настроения, а потом мы уже выбираем конкретное действие. Можно никуда и не ездить, а просто поиграть вечером с ребенком в подкидного дурачка, например. Самое важное – ребенок всегда должен чувствовать, что родители рядом и любят его».

    Детский стресс – явление достаточно распространенное и с какой-то стороны даже естественное: в мире много нового, что ребенку приходится изучать, не имея никакого жизненного опыта. Но есть одна вещь, которая может помочь ребенку перенести любые тяготы – врачей, собак, переезд, конфликты со сверстниками: мир в семье и любовь родителей (к ребенку и между собой). Это рождает у малыша чувство защищенности, что не позволяет глубоко развиваться никакому стрессу.

    Любовь ЩЕГОЛЬКОВА

    Краткое содержание: Стресс у ребенка. Избыточное психическое напряжение у ребенка. Какие ситуации вызывают у ребенка стресс? Травматический стресс. Как преодолеть стресс?

    Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

    Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: "Единственный способ убежать от стресса - это умереть". Стресс может быть и полезным - тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным - когда он скорее парализует волю к решению проблемы.

    Выделяют еще понятие "дистресс" - им обозначают избыточное, чрезмерное напряжение организма. А еще стресс может быть острым и хроническим.

    Стрессу подвержены все люди - и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать одного человека, другого оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека - огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

    Как распознать избыточное психическое напряжение у ребенка?

    Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит.

    Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения. Повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи.

    Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться.

    Иногда спокойный до этого ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением - может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

    Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса - например, неблагополучия в семье.

    Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

    Любые значительные, но естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей. Разумеется, разные дети одну и ту же ситуацию могут воспринимать по-разному. Некоторое девочки, например, остро переживают появление признаков созревания собственного организма - наступление менструаций. У других этот момент протекает более гладко.

    Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т. д.). Важно помнить: маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие - например, смерть любимой белой мышки.

    Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Но и радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Для девочки-подростка, например, первое свидание или "выход в свет" - на дискотеку.

    Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение).

    Неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

    У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась.

    Что могут сделать родители?

    Не так уж и мало:

    Постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

    Стараться уберечь от непосильных нагрузок,

    Не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом - выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым. И понимающим, где он может найти поддержку;

    Оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (во многих регионах существуют кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи);

    Научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Их вы можете найти в популярной литературе - например, в книге Шейлы и Шелдона Левис "Ребенок и стресс" (СПб., 1996).

    Как помочь ребенку пережить потерю.

    Потери в жизни ребенка - это не только самые серьезные травмирующие события (как смерть близкого человека, например). Иногда взрослым трудно понять чувства малыша, когда он потерял любимую игрушку (с нашей точки зрения - сущую ерунду) или долго не может привыкнуть к новой школе.

    Различные перемены и потери - это естественная, нормальная часть жизни. Как помочь ребенку понять это?

    Возможно, стоит говорить с ним об этом и в ситуации реальной потери, и тогда, когда малыш находится в спокойном состоянии. Попросите его подумать, какие могут случиться потери в жизни человека. Выскажите свои соображения, попросите вспомнить ситуации из его жизни и жизни его друзей. Что это могут быть за потери? От выпавшего зуба, потерянной вещи, переезда на новую квартиру до чьей-то смерти. Возможно, развелись родители знакомого ребенка - это тоже потеря.

    А сам ребенок? Он ведь постоянно меняется - сегодня ты уже не такой, каким был месяц или год назад. И в природе постоянно происходят какие-то изменения. Может быть, попробовать нарисовать их: например, деревья весной, летом, в листопад и зимой; гусеницу, которая становится сначала коконом, а потом бабочкой; себя - в детстве и сейчас. А каким ты будешь, когда станешь взрослым?

    Посмотрите вместе с ребенком семейный альбом - здесь можно увидеть, как все меняется.

    Можно обсудить с ребенком, на что похожи горе, радость, печаль, страх. Можно попросить его нарисовать различные чувства, спросить, как ведет себя при этом наше тело, изобразить их мимикой и движениями. Во время рисования попросите подумать: что тебе помогает, когда ты испытываешь печаль или гнев...

    Подчеркните, что все чувства разрешены: если мы сердимся на кого-то, это не значит, что тот человек плохой, это означает, что в данный момент мы испытываем гнев.

    Выявить страхи и тревоги ребенка можно с помощью рисования. Что может спросить взрослый, пока ребенок будет рисовать? "Что ты делаешь, когда боишься?", "Помогает ли это?", "Что можно еще сделать?". Даем понять, что испытывать страх смерти и потери нормально - взрослые его тоже испытывают.

    О чем еще можно поговорить с ребенком? О реалистичных и нереалистичных страхах; о том, что страх не будет длиться вечно. Испытывая страхи, мы учимся больше ценить и жизнь близких людей; страхами можно делиться с другими и не стыдиться этих чувств и т.д.

    Затем можно обсудить пути разрешения проблем, избавления от страхов. Пробуем вместе с ребенком поработать над проблемами. Сначала на бумаге составляем список проблем, вариантов выбора, опасностей. Кто может помочь, поддержать, к кому обратиться в той или иной ситуации и т.д.? Обсудить отношения людей в целом. Что такое семья? Каким образом родственники связаны между собой? Они не только делят вместе пространство и бюджет, но и заботятся друг о друге; они могут соревноваться и ссориться, но они же помогают и поддерживают друг друга.

    Ребенок и смерть близкого человека.

    Как помочь ребенку пережить потерю близкого человека? Нужно, конечно, понимать, какое поведение в такой момент является нормальным, а какие реакции могут потребовать вмешательства психотерапевта.

    Нужно самим овладеть приемами эмоциональной поддержки. Но очень важным в данном случае оказывается и то, как вообще в семье относятся к смерти и говорят ли о ней с ребенком. Ему гораздо тяжелее пережить потерю, смириться с произошедшим, если в семье тема смерти под запретом. Не избегайте таких разговоров. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть - это естественная и неизбежная часть жизни. И будет лучше подготовлен к серьезным потерям.

    Как сообщить ребенку о смерти близкого человека? Хочется уменьшить его страдания, и даже приходит мысль не говорить, увезти подальше от горестных хлопот, отложить разговор на потом. Это может быть правильно только в отношении очень маленького ребенка. Ребенку нужно пережить трудный момент жизни вместе с семьей. Иначе в дальнейшем может возникнуть непонимание и отчуждение.

    Лучше, если сообщит о смерти близкого кто-то из родных ребенка или человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. В этот момент очень важен физический контакт прикоснуться, обнять, взять за руки. Дать понять, что он по-прежнему будет окружен любовью, защищен.

    Ребенок может прийти в ярость, испытывать агрессию против принесшего печальное известие. Не надо уговаривать его взять себя в руки и упрекать за несдержанность Не надо и уговаривать плакать, если он не хочет. В первые дни после случившегося допускается любое проявление чувств страха, боли, гнева, протеста. Если ребенку нужно побыть в одиночестве, предоставьте ему такую возможность.

    В переживании ребенком горя несколько стадий. Вначале он испытывает шок. Затем может начать отрицать произошедшее, не верит, что близкого человека больше нет рядом, даже ищет его. Но потом, когда ребенок осознает, что вернуть умершего невозможно, вновь наступает отчаяние.

    Переживания такие же острые, как в первый момент после случившегося. Ребенок опять начинает плакать, гневаться. Маленький ребенок может сердиться и на родителя, покинувшего его, и на людей, которых считает виноватыми в смерти, и на Бога. Он может ломать игрушки, устраивать истерики. Подросток может грубить, проявлять агрессию к домашним или становиться замкнутым, подавленным. Некоторые дети винят себя в произошедшем.

    Как вести себя близким? Прежде всего, помочь ребенку назвать свои чувства и признать их. Это может быть страх, гнев, чувство вины, ощущение беспомощности, потери стабильности, неуверенности в будущем. Если нужно, подробнее обсудите с ребенком это чувство. Если оно обозначено, легче понять, как помочь ребенку, какую оказать поддержку.

    Что предпринять, если выяснилось, что ребенок чувствует себя виноватым? Попросите его нарисовать или рассказать, что можно было сделать, обсудите рисунок, настоящую и принятую на себя вину и др. Спросите, чему он научился от этого близкого человека, что вспоминает из времени, проведенного с ним. Где и когда вместе с ним бывал? Может ли перенести свои воспоминания на бумагу?

    Разумеется, нужно контролировать эмоциональное состояние ребенка.

    Дети, пережившие потерю близкого человека, могут испытывать острое чувство вины. Просто за то, что они живы. Или из-за ссоры, которая произошла незадолго до этой смерти между ним и умершим, если она не закончилась примирением. Ребенок не может найти себе оправдания, и это тоже может привести к саморазрушению.

    В течение какого-то времени, возможно, первого года после случившегося, бывают острые вспышки горя. Иногда это происходит даже во время праздников, дней рождения. Постепенно ребенок научится справляться со своими чувствами.

    Маленькому ребенку помогите снять напряжение, давая ему ломать коробки, рвать пакеты и т. д. Детям постарше предложите физическую работу, требующую значительных усилий, длительную прогулку пешком.
    Через какое-то время после печальных событий вы сможете говорить с ребенком об умершем человеке. Рассматривайте вместе семейные фотографии, вспоминайте о приятных событиях, связанных с ним.

    Когда человек продолжает мысленно общаться с умершим - это совершенно нормально. Но иногда понятная реакция на смерть может перейти в патологическое горе, которое может длиться годами, а то и всю жизнь. В случае слишком острой или затянувшейся реакции следует обратиться за помощью к специалисту.

    В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь (психотерапевта или психиатра)?

    Если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени;

    Если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

    Отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации;

    Слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.

    Травматический стресс.

    Это нормальная реакция на ненормальные (экстремальные) обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы, войны, межнациональные конфликты, любое насилие, потеря близких людей и т.д.

    Наиболее распространенные посттравматические реакции у детей: навязчивые воспоминания о событии, повторяющиеся кошмары, игры на тему случившегося (в похороны, в землетрясение и т.д.), страх, что событие повторится.

    Ребенок теряет интерес к жизни, может отмечаться замедление развития и временная утрата навыков (опрятности, речи и т.д.). Дети начинают хуже учиться, становятся конфликтными, агрессивными. Возникает чувство изоляции, ожидание скорой смерти.

    Важно знать, как вести себя с детьми, переживающими подобный стресс.

    Дети, пострадавшие от стихийных бедствий, могут до бесконечности играть в игры, которые со стороны кажутся чудовищными: в землетрясение, в похороны и т. п. Именно в процессе таких игр дети излечиваются. Даже если они не играют сами, психологи очень часто специально рекомендуют такую психотерапию. К сожалению, родителей эти игры пугают, и они запрещают их, не понимая, что таким образом выдают свои собственные страхи.

    Большинство детей, пострадавших от технологических катастроф, живет в ожидании "конца света" и собственной смерти. В этом случае теряют смысл педагогические воздействия, рассчитанные на долгий срок. Зачем хорошо учиться, думать о будущей профессии, менять что-то в себе, если скоро умирать?

    Дети, пострадавшие в национальных конфликтах, видели насилие, убийства, разрушения, становились жертвами насилия или даже участвовали в нем. Для них мир делится на своих и чужих. Чужих надо ненавидеть и бояться. Вырастая, эти дети несут в себе идеи национального превосходства и мщения.

    Не менее тяжело детям, пострадавшим от случайного насильника. Это может быть физическое, сексуальное и психологическое насилие. Такой ребенок испытывает сильнейший стыд, отвращение к себе, чувство оскверненности. Он находится в жутком одиночестве, изоляции от других, благополучных детей, не способных его понять, он наедине со своими переживаниями.

    Огромная проблема - отношение окружающих к травмированным бедой детям. Не надо думать, что жертвы насилия и несправедливости вызывают у окружающих только жалость и желание помочь.

    Распространенная реакция: "Сам (сама) виновата!" К тому же от них шарахаются в суеверном страхе, боясь заразиться несчастьем, бедой. Не случайно некоторые родители стараются скрыть случившееся с ребенком, не сообщая даже в милицию и тем более в школу.

    Ребенок остается наедине со своими переживаниями. Он настолько низко себя ценит, что возможны и попытки самоубийства, и наркомания, и алкоголизм, и криминальное поведение.

    Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

    Существует множество видов стрессов и им подвержен каждый человек. Не защищены от них и дети. Наиболее известным видом стресса можно назвать нервно-психический, но он может быть вызван и другими факторами, например, перепадом температур или световыми вспышками. Кроме того, условно разделить все стрессоры можно на эмоциональные и физические, на позитивные и негативные . По данным опросов у взрослого населения стрессы в современном обществе чаще всего вызывают переживания по поводу собственного материального благополучия, принуждение к выполнению каких-либо действий, в том числе нелюбимая работа, а также вынужденный недостаток сна.

    И если даже взрослый человек не всегда может преодолеть стрессовую ситуацию самостоятельно, то ребенок и подавно. Что же может спровоцировать стресс-реакцию у детей и как не допустить ее развития?

    Что вызывает стрессы у детей?

    Незначительные стрессы неизбежны. Они неотъемлемая часть человеческого существования. Наверняка каждый взрослый помнит, как сжимается и холодеет все внутри, когда тебя вызывают к школьной доске или ждешь, пока объявят результаты экзаменов. Таким образом, стрессором может стать любое внезапное событие, эмоциональный факт, все, что может взволновать, в том числе несчастье, обидное слово, противодействие на пути к цели.

    Полезно знать: вызовет ли это событие стресс или только незначительное волнение зависит от субъективного восприятия каждого индивидуума, личностных ожиданий, опыта и прочих характеристик.

    Субъективное влияние оказывают и физические стресс-факторы: инфекции, травмы, температура окружающей среды, атмосферное давление, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого организма, а именно выносливостью, стойкостью иммунной системы и так далее.

    У каждого возраста и в каждой семье свои стресс-ситуации . Однако, вместе с тем стрессы, связанные с семейной обстановкой и возрастными особенностями, следует рассматривать совместно, поскольку они порой очень тесно переплетены друг с другом. Так, в любой семье вне зависимости от возраста ребенка может умереть домашний питомец, случиться какая-нибудь катастрофа, повлекшая гибель близкого человека, могут развестись родители, кто-то может получить травму, стать инвалидом. Не исключено, что семейство переедет на новое место жительства, где у ребенка не будет ни знакомых, ни друзей.


    Появление еще одного ребенка в семье всегда является стресс-фактором для старших детей
    , а ведь каждая женщина может стать мамой еще раз. Часто подвержены стрессу дети, родители которых склонны в воспитательном процессе прибегать к насилию

    Для ребенка младше 3 лет тяжелее всего переносить расставание с близкими людьми, особенно разлуку с матерью. На эмоциональное состояние таких малышей также сильное влияние оказывают периоды болезни, изменения режима дня, настроение людей, которые их окружают. Дети очень восприимчивы к переживаниям взрослых. Если у мамы будет плохое расположение духа, то малыш наверняка почувствует это и проявит беспокойство.

    Полезно знать: для детей младшего дошкольного возраста обычными стресс-факторами являются детские страхи, вроде боязни темноты, чудовищ или одиночества и другие.

    Причиной стресса у дошкольника также может стать поход в поликлинику, увиденная по телевизору программа, в которой освещалась негативная информация или дарящая слишком яркие эмоции. После трех лет на первый план выходит такой стрессор, как социальная среда. Обычно в этом возрасте малыши начинают посещать детский сад.

    Если до этого ребенка окружали исключительно родные люди, семья, в которой он занимал одно из центральных мест, то отныне он много времени будет проводить в чуждой для него среде, будь то детсадовский коллектив или ребятня с соседних подъездов. Оказавшись в коллективе сверстников, малыш автоматически попадает в стрессовую ситуацию, поскольку рядом нет родителей, способных его защитить и уберечь, да и окружающая обстановка чужая для него.

    Усиливает стресс отсутствие опыта общения с другими детьми, которые в свою очередь могут проявлять агрессию к новичку. Более того, ребенок может испытать неприязнь и к педагогу. Задача родителей в этой ситуации - помочь ребенку .

    В особой поддержке нуждаются и малыши, которые впервые идут в школу, поскольку это кардинальное изменение в их жизни является мощнейшим стресс-фактором. Дети младшего школьного возраста уже достаточно взрослые, чтобы осознавать, что они не во всем превосходят других. Кому-то они могут уступать в успехах в учебе, одни будут сильнее, другие красивее, а третьи популярнее. Такое положение вещей, которое взрослый бы принял за общественную норму, ребенку кажется несправедливым, как результат он копит обиду, вызывающую стресс. При этом дети реагируют на подобное неравенство совершенно по-разному.

    Одни стараются преуспеть в том, в чем считают себя хуже, а другие не желают меняться сами и поэтому хотят изменить других. Отсюда особая жестокость, которую проявляют школьники 7-10 лет, к своим сверстникам. Путем унижений, оскорблений и издевательств они пытаются доказать свое превосходство над тем кто умнее, красивее и так далее. Кроме того, напряженные отношения могут складываться у ребенка не только с одноклассниками, но и с учителями .

    Случается, что школьник может совершить плохой поступок, но затем глубоко в нем раскаяться. Такой внутренний конфликт вполне может спровоцировать возникновения стресса. Естественно, школьная жизнь сопряжена со сдачей различных экзаменов, тестов, контрольных работ, что является дополнительным стресс-фактором в столь юном возрасте, особенно если родители ратуют за отличную успеваемость.

    Полезно знать: школьные годы с детьми также происходят возрастные метаморфозы. Физиологические изменения и гормональные перестройки организма ничуть не облегчают жизнь ребенка.

    Дети в этом возрасте к тому же очень впечатлительны и ранимы, но им уже доступны возможности интернета, родители разрешают им дольше смотреть телевизор. Увиденное на голубых экранах может потрясти молодые умы и вызвать различные страхи, переживания и в итоге стресс. Например, остросюжетные передачи о природных катаклизмах или новости о военных действиях могут побудить ребенка переживать за свою жизнь или жизни родных и близких.

    Какими бывают стресс-реакции у детей?

    Любой стресс проходит три фазы. Первичной реакцией организма на раздражитель, в зависимости от того положительный он или негативный, является возбуждение или тревога. Эта реакция объясняется выбросом в кровь гормонов стресса. Пытаясь преодолеть стрессовую ситуацию, организм оказывает определенное сопротивление. Если оно оказывается достаточным, то стрессовое воздействие подавляется. В противном случае ресурсы организма убывают, что приводит к полному их истощению, срыву. Когда такой срыв вызван острым стрессом, то организм еще может самостоятельно восстановиться, используя свои резервы.

    Важно: если стресс накапливался постепенно, то вероятно, что своими силами справиться с ним не удастся. Это может отразиться на общем состоянии здоровья человека.

    Психологи считают, что детские реакции на стресс бывают трех типов. Дети с реакцией первого типа реагируют на стрессовую ситуацию пассивно, они делают максимум пару попыток, для того чтобы ей противостоять, а затем сдаются.

    Дети с реакцией второго типа на стрессирующее воздействие отвечают агрессивно, переходят в нападение, крушат и ломают то, что, исходя из их личного мнения, стало причиной стресса. Малыши с реакцией третьего типа могут довольно долго сопротивляться стрессу, но затем накопленное напряжение приводит к резкому истощению.

    К симптомам стресса у младенцев можно отнести чрезмерную раздражительность, расстройства сна, потерю аппетита.

    В дошкольном возрасте ребенок, пребывающий в стрессовом состоянии, будет чаще негодовать, проявлять чрезмерную требовательность, агрессию, станет нервозным, раздражительным, плаксивым, или, напротив, апатичным.

    Дети, которые уже приобрели определенные навыки, будто возвращаются в детство. При этом они могут снова требовать пустышку, начать ходить под себя, у них могут проявиться дефекты речи, вернуться детские страхи, например боязнь новых людей и обстоятельств.

    В школьном возрасте стрессы могут проявляться еще более широким спектром симптомов.

    Школьникам в состоянии стресса свойственно лгать по любому поводу, им могут сниться кошмары, они быстро устают, часто жалуются на боли в груди и в животе, головные боли, тошноту, затрудненное дыхание. Поведение у некоторых детей становится вызывающим, они могут начать прогуливать занятия, по отношению к окружающим.

    Другие школьники, напротив, прилагают массу усилий, для того чтобы заслужить похвалу, проявляют максимализм в учебном процессе. Возврат на предыдущую возрастную ступень характерен для детей младшего школьного возраста, у них могут возникать речевые дефекты, нервные тики, беспричинные страхи. Стресс часто приводит к расстройствам сна и аппетита у школьников . У одних сон и аппетит ухудшаются, а другие, наоборот, постоянно ходят сонные, много едят.

    Как предотвратить стресс у ребенка?

    Проявление любви и понимания со стороны родителей к ребенку являются важнейшими методами профилактики стресса у детей любого возраста. Малышам первых лет жизни, для того чтобы избежать стресса просто необходимо материнское присутствие рядом. При этом женщина должна излучать спокойствие.

    Важно: для дошкольников наилучшей профилактикой стрессов является доверительное общение родителей со своим чадом, что не утрачивает актуальности и в школьном возрасте.

    Однако с подросшим ребенком уже нужно быть откровеннее иначе он почует подвох. Обязательно нужно быть честными со своим ребенком , помогать ему найти выход из сложных ситуаций, давать советы, но, ни в коем случае, не принимать за него решения.

    В качестве профилактики стрессов у детей нужно помочь им адаптироваться к окружающей среде. С этой целью детям показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, нужны рациональные физические нагрузки, сбалансированное питание, соблюдение режима дня. Например, неправильное питание может привести к дефициту магния в организме, что приводит к излишней возбудимости, раздражительности, тому, что ребенок быстрее устает и постоянно пребывает в подавленном состоянии.

    Для преодоления стресса у малышей до двух лет следует прибегать к игровой деятельности. Поскольку главным стрессирующим фактором в этом возрасте является отсутствие рядом близкого человека, то с ребенком целесообразно играть в прятки. Играя в эту игру, дети начинают понимать, что исчезнувший из поля зрения человек обязательно возвратится. У дошкольника в первую очередь нужно выяснить причину стресса. Скорее всего, выяснить напрямую ее не удастся, но малышам в этом возрасте свойственно разговаривать с игрушками и вести беседы с самим собой, поэтому просто нужно прислушаться к ребенку не задавая лишних вопросов. Негативные эмоции ребенок может выместить с помощью крика или боксируя по стресс-подушке.

    Пережить стрессовую ситуацию школьнику поможет откровенная беседа. Благоприятно отразится на ситуации, если ребенок первым проявит инициативу и начнет разговор.

    В некоторых ситуациях может потребоваться помощь специалиста.

    Каковы последствия перенесенных в детском возрасте стрессов?

    Вероятно, существует зависимость между причиной стресса и его последствиями. Так, если ребенок часто смотрит криминальные новости, то следствием может стать циничность и жестокость по отношению к другим людям. Дети, которые подвергались насилию, почти всегда становятся замкнутыми, у них отмечаются психические нарушения. Иногда полученные психологические травмы настолько сильны, что психическое развитие замедляется или вовсе прекращается. Пережитый стресс отрицательно сказывается и на иммунной системе. Ребенок начинает чаще болеть различными инфекционными заболеваниями, у него также могут развиться хронические болезни, неврозы.

    У ребенка стресс? Как решить проблему? Видео

    Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

    На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

    Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

    Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

    Тревога

    На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

    Сопротивление

    Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

    Истощение

    Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

    Причины

    Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

    Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

    Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

    • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
    • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
    • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
    • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
    • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

    Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

    • Сменой обстановки;
    • Возникновением новых обязанностей;
    • Переменами в гормональном фоне.

    Симптомы

    Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

    • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
    • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
    • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
    • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
    • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
    • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

    Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

    Как снять стресс

    Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

    Психотерапия

    Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

    Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

    Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

    Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

    Препараты

    Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

    Физиотерапия

    Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

    Что делать родителям

    Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

    Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

    • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
    • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
    • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
    • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
    • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

    Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.



    В продолжение темы:
    Стрижки и прически

    Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

    Новые статьи
    /
    Популярные