Смысловое содержание пьесы бедность не порок. Островский «Бедность не порок» – анализ. История создания пьесы

25 января 1854 года в Малом театре Петербурга состоялась премьера комедии Александра Николаевича Островского. Она была написана в 1853 году. Это произведение автор посвятил артисту данного театра Садовскому Прову Михайловичу, который часто участвовал в постановках пьес своего талантливого друга. Комедия «Бедность не порок», краткое содержание которой вы прочтете в этой статье, написана в трех действиях. Все события происходят в одном из уездных городов.

Действие 1

В самом начале комедии читатель попадает в дом грозного купца Гордея Карпыча Торцова. Здесь в одной из комнат сидят конторщик Митя и родственник хозяина Егорушка. Последний читает книгу и сообщает своему собеседнику о том, что в доме никого нет, кроме родного брата купца Любима Карпыча. Через какое-то время приезжают жена хозяина Пелагея Егоровна и дочь их Любовь Гордеевна. В комедии «Бедность не порок», краткое содержание которой приведено здесь, Супруга Торцова сетует на то, что ее муж связался с московским коммерсантом Коршуновым и стал просто несносным. Также она сообщает о том, что теперь богатый купец желает выдать свою дочь непременно за какого-нибудь фабриканта из Москвы. Для Мити это является ужасной новостью. Ведь он тайно влюблен в Любовь Гордеевну. Это выяснилось немного позже, когда конторщик прочитал свои любовные стихи избраннице. Та в ответ сказала ему, что тоже в него влюблена. Но юноша сожалеет о том, что очень беден, что на свое маленькое жалованье обязан содержать свою мать. Он догадывается о том, что купец Торцов никогда не благословит их с его дочерью. В этом произведении очень ярко осветил тему материальных и Александр Островский. «Бедность не порок» - краткое содержание пьесы здесь приводится - подтверждение тому, как в нашем мире все несовершенно.

Действие 2

В следующем действии в доме появляется сам хозяин со своим московским гостем Коршуновым. В это время в гостиной собираются все домочадцы. Накануне Митя объяснился с Любовью Гордеевной и прямо сказал ей о своей любви. Юная пара решается просить благословения Гордея Карпыча на их брак. Но как только купец появился в доме, он прогоняет Митю. Его дочь расстроена, а Коршунов старается завоевать ее расположение, ухаживая за ней и намекая на сватовство. Девушке противен этот старик. Она в слезах умоляет отца не выдавать ее за него замуж. Однако Торцов непреклонен. Он доволен тем, что сосватал дочку за московского фабриканта и всем сообщает о скором браке. На этом заканчивается 2 действие комедии «Бедность не порок». Краткое содержание произведения не позволяет передать всей полноты чувств, испытываемых героями.

Действие 3

Следующий день в доме Торцовых не был радостным. Все заняты предстоящей свадьбой. Но это событие желанно только для Гордея Карпыча и Коршунова. Любовь Гордеевна согласилась с волей отца, но очень подавлена. Ее мать обеспокоена этим. В это время в комнату к ним входит бледный Митя и сообщает всем, что решил уехать к матери. В разговоре с любимой он предлагает ей бежать, но получает отказ. Вслед за ним к юной невесте приходит Коршунов и расписывает ей все прелести замужества с ним. Купец Торцов очень доволен будущим зятем. А вскоре в пьесе «Бедность не порок», краткое содержание которой вы сейчас читаете, появляется персонаж, мелькнувший только в первом действии - брат хозяина Любим Карпыч. Он оскорбляет Коршунова и предлагает ему покинуть дом. Московский коммерсант рассержен подобным обращением и в обиде уходит, разрывая помолвку. В это время в комнату входит Митя и, не боясь свирепого нрава купца, просит руки у его дочери. Торцов звереет, но присутствующие начинают уговаривать его дать благословение на брак влюбленных. Он соглашается.

Комедия «Бедность не порок», очень краткое содержание которой приведено выше, является одним из шедевров великого мастера. Надеемся, что данная статья подтолкет вас на прочтение этого произведения в полном объеме.

Тема урока: А.Н. Островский. Страницы жизни и творчества. Пьеса «Бедность не порок».

Цель урока: знакомство с биографией А.Н. Островского, содержанием пьесы «Бедность не порок» (обзорно), повторение литературоведческих понятий (драма, реплика, ремарка).

обучающие: дать представление об А.Н. Островском как о человеке и драматурге, выявить его роль в развитии русского национального театра; познакомиться с особенностями сюжета пьесы «Бедность не порок» (обзорно);

развивающие: развивать (или формировать) учебно-познавательные и информационные компетенции; формировать общекультурную компетенцию;

Ход урока.

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров

Подготовка к восприятию. Слово учителя.

Сегодня мы с вами еще раз побываем в театре, имя которому - театр Островского.

Формирование новых знаний. Обращение к эпиграфу.

Сегодня темой нашего урока будет жизнь и творчество великого русского драматурга - Александра Николаевича Островского (1823 - 1886г).

Обратимся к эпиграфу: как вы понимаете слова А.Н. Гончарова? О какой стороне дара писателя говорит его современник? (слайд 2)

(о том, что Островский является создателем русского национального театра) (слайд 3)

Ребята, как вы думаете, какие цели на сегодняшний урок мы можем для себя поставить?

(формулируются цели: знакомство с жизнью и творчеством драматурга А. Островского, его ролью в создании русского национального театра, знакомство с содержанием его пьесы «Бедность не порок»).

Слово учителя.

Вглядитесь в портрет Островского кисти художника В.Перова (1871год).

Каким вы видите этого писателя? На что обратил особое внимание художник? (слайд 4)

(Художник сделал явно не парадный портрет: здесь мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный взгляд - перед нами — работник, об этом говорят даже руки, тяжело лежащие на коленях. Островский — писатель - труженик, он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди русских драматургов тех, кто мог бы соперничать с ним в числе прижизненных постановок его пьес. Только в столичных театрах их было около полутора тысяч!)

Как же складывалась жизнь А.Н. Островского?

Реализация домашнего задания.

Обсуждение статьи об А.Н. Островском, ответы на вопросы, помещенные в конце статьи.

Формирование новых знаний. Подготовка к чтению пьесы А. Островского «Бедность не порок».

Слово учителя. Актуализация знаний .

Вспомните, ребята, что такое «драма»? (слайд 5)

Какие произведения, относящиеся к драматическим, мы изучали? Что является главной особенностью драматических произведений?

(драма — это род литературы. Драматические произведения написаны для постановки на сцене. Главная особенность - характеристика героев складывается на основе речи - реплик персонажей, их поступков на сцене. Изученные пьесы - Н.В. Гоголь «Ревизор», Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Слово учителя. Пьеса «Бедность не порок».

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои» (слайд 6)

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику со славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов (слайд 7)

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» (в том числе О. О. Садовская — Пелагея Егоровна, М. Н. Ермолова — Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей — артист Александринского театра Пав. Васильев).

Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест (слайд 8)

Обмен мнениями о прочитанном.

Критик Н. Добролюбов называл произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

Назовите героев пьесы.

К какому сословию они принадлежат?

(мир купечества).

Покажите на примере текста, что Островского действительно интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека.

Обзорная беседа по содержанию пьесы.

Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где нет еще завязки, не обозначился конфликт? (слайд 9)

(экспозиция)

Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию?

(ввести нас в мир семьи Торцовых, показать взаимоотношения героев, их характеры).

(решение Гордея Карпыча выдать замуж дочь Любу за Африкана Коршунова).

Какова развязка? Чем объяснить ее случайность?

(ссора Гордея Карпыча с Коршуновым. Вмешательство Любима Карпыча).

(главные герои: купец Торцов и его семья, Митя; второстепенные - Гуслин, Разлюляев и др.)

Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?

(лучше, ярче показать русский купеческий быт, его связь с народной жизнью) (слайд 10)

Итог урока.

Каков вклад А.Н. Островского в русскую литературу?

(драматург явился не просто «Колумбом Замоскворечья», но и создателем русского национального театра. Его пьесы не сходят со сцен театров до сих пор.)

Домашнее задание.

Характеристика героев (Гордей Торцов, Любим Торцов, Любовь Гордеевна, Митя) по группам.

Тема урока: Патриархальный мир и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.

Цель урока: анализ драматического произведения.

обучающие: дать понятие о патриархальном мире пьесы «Бедность не порок», любовном конфликте в пьесе;

развивающие: способствовать совершенствованию навыков анализа драматических произведений;

воспитательные: способствовать воспитанию чувства прекрасного через интерес к драматическому искусству.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Оргмомент.

Подготовка к восприятию. Слово учителя. (Слайд)

На прошлом уроке произошло знакомство с писателем А.Н. Островским, творчество которого мы будем подробно изучать в 10 классе.

Какие ассоциации могут возникнуть у вас теперь, когда вы услышите имя Островского?

(Писатель, драматург, театр, «Колумб Замоскворечья»).

Театр… спектакль…зрители… Для нас, ребята, это не пустые слова. Почему?

(1) нет, наверное, такого человека, который никогда бы не был в театре; 2) наш класс посетил несколько спектаклей в этом учебном году, мы смотрели…).

А почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»? (слайд)

(За Москвой-рекой жили купцы, Островский впервые заговорил о них в своих произведениях).

Войти в мир купечества, нагляднее представить его помогут нам художники.

Реализация индивидуального задания.

Презентация «Мир купечества в полотнах русских живописцев» (слайд)

Как художники показывают мир купечества? (Каким вы увидели этот мир - мир купечества?)

(Он смешон и одновременно трагичен).

Формирование новых знаний.

Тема сегодняшнего урока - «Патриархальный мир в пьесе «Бедность не порок» (слайд)

Формулирование целей и задач урока.

Ребята, как вы думаете, на каких вопросах мы должны сегодня сосредоточить свое внимание?

(формулируются цели: знакомство с понятием «патриархальный мир», каковы взаимоотношения представителей этого мира, их нравственные ценности).

А как вы понимаете значение слова «патриархальный»?

Вы правы, все эти вопросы будут рассмотрены на уроке, потому что они лежат в основе конфликта пьесы. Без конфликта не обходится ни одно драматическое произведение.

Формирование новых знаний.

Слово учителя. Актуализация знаний .

Как вы понимаете значение слова «конфликт»? (слайд)

(Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты. Особенно важную роль играет конфликт в драме).

Какие герои пьесы, по-вашему, олицетворяют ее конфликт?

(Гордей Торцов, Любим Торцов, Митя, Любовь Гордеевна).

Чтобы ярче представить себе конфликт пьесы, давайте просмотрим один из эпизодов.

Инсценирование фрагмента.

Да, Островский - мастер!

Он очень ярко представляет нам своих героев, характер которых запечатлен в самих фамилиях и именах.

Беседа по содержанию пьесы. Презентация (слайд)

Гордей Торцов .

Как вы понимаете слова «гордость», «гордыня». Это одно и то же?

Каким вы видите Гордея Торцова?

Почему Гордей Торцов выступает «злодеем» и под чьим влиянием он находится?

(Пред нами семья старого типа, глава которой — богатый купец, самодур, стремящийся сделать свою волю законом для окружающих и понимающий жизнь лишь с этой точки зрения. В начале произведения Гордей Торц ов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость. «Нет, ты вот что скажи, - говорит он Коршунову, - все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал».)

Почему Островский дает возможность ему исправиться?

(«И что это с ним сделалось? То все-таки рассудок имел, а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то... все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно - хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Спьяну-то, должно быть, у него и помутилось. Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - такой «диагноз» ставит мужу Пелагея Егоровна. Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова. Оскорбленный наглостью Коршунова, отец соглашается на брак дочери с Митей, говоря брату: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия. Ну, дети, скажите спасибо дяде Любиму Карпычу да живите счастливо».)

Любим Торцов .

- Какие чувства вызывает этот персонаж?

(Любим был когда-то богат, подобно брату, но, не удовлетворенный обстановкой жизни богатого купечества и не находя выхода из нее, он предается пьянству. Его богатый брат и Коршунов помогли ему «освободиться» от своего состояния, и теперь Любим, в изорванном пальто, шатается по трактирам, делая из себя шута за стакан водки. Без гроша денег, одетый в лохмотья, дрожащий от холода и голода, он приходит в помещение молодого приказчика, Мити, прося позволения переночевать — ужасный в своем падении и все же сохранивший в себе человека. Любим Торцов обличает Коршунова, напоминая ему, между прочим, как он помогал его, Любима, разорению, как он грабил бедных, как замучил первую жену… и указывает брату, какое он собирался совершить преступление, отдавая дочь за такого негодяя. Его выгоняют из комнаты, но он, становясь на колени перед братом, просит: «Брат, отдай Любашу за Митю — он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить». К просьбам дяди присоединяются просьбы матери и дочери. Именно Любим Карпыч не боится говорить правду в лицо сильным мира сего. Его «пьяные выходки» провоцируют скандал между Гордеем Карпычем и Коршуновым. И удивительно, что во время этого скандала пелена гордости спадает с его глаз).

Это одна сторона конфликта, но есть и другая… Как вы думаете, о ком должна пойти речь?

Любовь Гордеевна и Митя.

- Что объединяет этих героев? А в чем они различны?

(Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. Митя — чрезвычайно скромный, боязливый, но честный парень, и мать очень хотела бы выдать свою дочь замуж за него: «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», - говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.

Любовь Гордеевна - дочь купца Гордея Торцова, которая влюблена в одного из приказчиков отца, Митю, и, в свою очередь, любима им, но не может бороться за свое счастье. Любовь Гордеевна твердо исполняет отцовскую волю, отказывается от предложения Мити. Послушание и смирение - одни из главных ее черт, являются и главными ценностями русской православной цивилизации. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей).

Так и в пьесе Островского: за смешным стоит страшное, мягкий юмор сочетается с глубоким внутренним драматизмом.

Счастливым или печальным концом завершается комедия и почему? (Слайд)

(Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса).

Итог урока.??? Рефлексия???

Оцени себя на уроке.

-Работая в группах, вы общались. Как это повлияло на результат нашего урока?

А. Н. Островский.

Слово о драматурге. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Обзор содержания пьесы «Бедность не порок».

Цели урока: выявить значение драматургии А. Н. Островского; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторение литературоведческих терминов

Словарная работа: драматическое произведение, комедия, реплика, ремарка.

Ход урока

1. Работа с эпиграфом урока

Вы один достроили здание, в основание которого

положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

И. А. Гончаров

Какую сторону дара Островского отметил Гончаров?

2. Активизация мыслительного процесса. Слово учителя

В 1856г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А.Н.Островский напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена еще не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пенно, или в озерке Волго. А.Н.Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берет свое начало, выбиваясь из-под земли малозаметным ручьем. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие, подобное тому, что было совершено им в 1849 году на литературном поприще в комедии «Свои люди – сочтемся». Сделав героями драматического произведения московских купцов, Островский впервые в русской литературе открыл жизнь и быт Замоскворечья. Кстати, примерно в то же время, когда А.Н.Островский, преодолевая всевозможные трудности, поднимался к истокам Волги, знаменитый путешественник Дэвид Ливингстон обследовал реку Замбези в Южной Африке, стирая с карты белые пятна, которыми были для европейцев внутренние области Африканского континента. Весь цивилизованный мир следил с увлечением за этим путешествием. Заканчивалась эпоха великих географических открытий.

Что же значит «совершить открытие»? Колумб открыл Америку, но это был населенный континент, более того, до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Замоскворечье – не Америка, район близкий и известный москвичам и не только москвичам, однако принято считать, что Островский открыл для русского театра и русской литературы нравы и быт Замоскворечья. Так что же такое «открытие»? Поразмышляйте об этом письменно .

3. Жизненный путь драматурга. Слово учителя.

После реформ Петра I наша государственная жизнь потекла по общеевропейскому руслу, хотя в ней были и свои особенности, главная из которых - чрезмерно долго сохранявшееся в России крепостное право. Это резкое разделение на рабов и хозяев усугублялось еще и тем, что дворянство со времен Петра должно было забыть национальное платье, отказаться от старинного бытового уклада и устроить свой быт так же, как жили в это время на Западе. В результате возник глубокий разрыв между образованными сословиями, с одной стороны, и теми, на кого не распространялись жесткие петровские требования жить по-новому: крестьянами, купцами, – с другой.

Они по-разному одевались, по-разному ели и пили, по-разному веселились, и даже общая православная вера не до конца их объединяла: простонародье гораздо тщательнее образованных людей соблюдало церковные обряды, но и нередко примешивало к истинной вере всякие суеверия и небылицы. На Русской земле словно существовали два разных, мало понятных друг для друга мира. Но к середине XIX века границы этих миров стали постепенно стираться. Образованные люди начали искать способы преодоления этого разрыва, восстановления духовного и культурного единства русского народа. А простые, по-старинному жившие люди все чаще были вынуждены сталкиваться с построенным Петром государством: обращаться в суды для разрешения имущественных споров и наследственных дел, получать разрешения на промысел и торговлю в разных государственных учреждениях и т.п. Бюрократический мир, с которым приходилось соприкасаться, был им непонятен, о правах и порядках, установленных государством, они ничего не знали. Здесь их обманывали, запугивали и обирали. Самые живые и умные стали учить своих детей приспосабливаться к «европеизированной» жизни, но на первых порах часто принимали за «образованность» лишь внешние стороны быта высших сословий. Вот в этих-то «пограничных» зонах между богатыми, но еще вчера жившими по старине людьми и новыми требованиями, которые властно предъявляла современная жизнь, и возникает почва для комедийных конфликтов, да еще таких, где смешное переплетено с грустным, ведь причуды власть имущих не только забавны, но и опасны для бедных и зависимых….

12 апреля 1823 года, 180 лет назад, в семье дьякона церкви Покрова в Замоскворечье Николая Островского родился сын, которого нарекли Александром. Сам Николай вскоре оставил службу в церкви и устроился в московский городской суд сначала стряпчим, или помощником прокурора, потом стал адвокатом. Юридическая деятельность отца, бывшего «ходатаем по делам», давала маленькому Александру богатую пищу для наблюдений за реальной жизнью, чаще всего в ее не самых лучших проявлениях: «В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько» (Н. В. Берг, друг Островского).
На 9-м году жизни Островского постигла первая жизненная трагедия: умерла сначала бабушка, а потом мать Спустя пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Благодаря незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке. В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и Александр смог получить прекрасное домашнее образование знал греческий, латинский, французский, немецкий языки. Кроме названных, овладел английским, итальянским, испанским языками. Приобретение европейской образованности гармонично соединялось в нем с постижением русских традиций и духовности, источником которых были для него мать и особенно бабушка по матери, бывшая просвирней. Просвирни, как никто другой, берегли и сохраняли русские традиции, а кроме того, по выражению А. С. Пушкина, «они говорили удивительно чистым, правильным языком». Любовь к русскому фольклору пробудила в нем также няня со своими сказками и небылицами; недаром, когда спустя много лет уже известного драматурга спрашивали, как возникла его «Снегурочка», он отвечал: «Мне няня сказывала».
В 12 лет А. Н. Островский был отдан в гимназию, по окончании гимназии А. Н. Островский продолжает учебу на юридическом факультете университета. Спустя 2 года он принимает решение уйти, выдвигая в качестве формального повода конфликт с одним из преподавателей, но, скорее всего, его влечет к иной, не юридической, а литературной деятельности. Уход из университета вызывает бурный гнев отца, который в конце концов отказывает сыну в материальной поддержке, из-за чего долгие годы Островский вместе со своей семьей вынужден бедствовать. К слову сказать, женитьба на мещанке без приданого еще более усугубила недовольство родителя, но принесла семейное счастье и добрую атмосферу открытого для всех дома. Ради добычи хлеба насущного будущий драматург устраивается в канцелярию Совестного суда, а чуть позже в Коммерческий суд , где еще более развиваются те впечатления, которые были получены еще в детстве в отчем доме из наблюдений за взаимоотношениями купцов. Перед ним во всей своей неприглядности предстали тайны имущественно-семейных отношений и быта купцов. Он увидел способы обогащения через обход законов, подлоги, познакомился с историями банкротств. Все это нашло впоследствии отражение в его творчестве, даже имена его будущих литературных героев можно найти среди участников судебных разбирательств, в которых участвовал Островский.

Мало кто знает, но первым произведением, которое вышло из-под пера Островского, была вовсе не пьеса, а прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя». Именно здесь мы находим заготовки будущих пьес, прежде всего, в пугающей реалистичности образов. Это именно та среда, из которой прорастут потом многие герои будущих пьес.

А первым драматургическим произведением стала комедия «Несостоятельный должник», сцены из которой 9 января 1847 года были опубликованы в газете «Московский городской листок». Редко кому из драматургов так удается – дебют превратился в шумный триумф. Комедия усердно читалась по трактирам. В трактире у Чугунного моста, самого знаменитого в те годы (хотя бы тем, что привлекала публику машиной с барабанами – единственной в то время на всю Москву), пьеса читалась ежедневно каким-то изгнанным из театра актером-добровольцем вслух. Он не брал денег за чтение, просто просил накрыть ему стол. И жил припеваючи, ведь желающие послушать находились с утра и до полуночи.

Прошло чуть более трех лет, прежде чем пьеса была опубликована полностью под названием «Банкрут, или Свои люди – сочтемся». Это случилось в марте 1850 года в журнале «Москвитянин». И вот тут-то началось такое, чего начинающий драматург не мог предположить.

Во-первых, на него тут же подал в суд его друг детства Дмитрий Горев, в чью семью Островский был вхож, и обвинил, ни много ни мало, в плагиате. Хотя о каком плагиате могла идти речь, если сам Горев никаких пьес не писал, зато Островским была изложена история семьи друга, а все герои были кристально узнаваемы.

Во-вторых, почти сразу после выхода пьесы на автора поднялись московские купцы, которых за живое задел стиль автора, вскрывающего социальные язвы, словно скальпелем. Купцы сразу подали челобитную царю. Тот, хотя и смеялся до колик при прослушивании пьесы, но купечество обижать не стал. В результате Островский с треском вылетел из Коммерческого суда, да еще и попал под надзор полиции.

Долгая судебная тяжба с другом, который требовал большую материальную компенсацию, затянулась на долгие годы. Это был хороший стимул для Островского «отыграться» за свои страдания, и он в своих пьесах никогда не жалел тех, кто живет по законам животной силы, полагая, что деньги и связи решают все. В течение 10 лет комедия была запрещена к постановке, начальник III отделения Дубельт мотивировал это тем, что недопустимо ставить пьесу, в которой все действующие лица - отъявленные мерзавцы. Премьеры же спектаклей по пьесам Островского «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», состоявшиеся соответственно в 1853 и 1854 годах, принесли автору огромный успех. Зрители, особенно купцы, искали знакомства с драматургом, писали письма ему и актерам, исполнявшим роли. Например, к актеру Малого театра Прову Михайловичу Садовскому один из купцов обращался так: «Верите, я плакал, ей-богу, плакал! Как подумал я, что со всяким купцом это может случиться... страсть! И чудится мне, что я уже на паперти стою и руку протягиваю... Спасибо, голубчик! Я теперь, брат, ничего не пью, будет! Все выпил, что мне положено! Думаю богадельню открыть».

4. Комедия «Бедность не порок».

1 )Словарная работа

Дайте толкование терминам, запишите.

Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Коме́дия ( κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos , «праздник в честь Диониса » и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ , «песня») - жанр , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы , в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Реплика (от . replico - возражаю или предваряет или сопровождает ход действия в пьесе . Р. могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места действия, обстановки.

2). История создания пьесы

«Бедность не порок» была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.

В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым бог противится», и должна была состоять только из двух актов.

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои».

Напечатана была пьеса впервые в 1854 г. отдельной книжкой.

Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». 25 января 1854 года комедия была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, В. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).

Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.

В Петербургском Александрийском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 г.

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест. (Краткое содержание пьесы – ученик)

5. Обмен мнениями о прочитанном

Вопросы для беседы:

  • Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
  • Можно ли так назвать эту пьесу?
  • Драма - это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» Островский изображает установившийся порядок жизни?
  • Митя и Люба счастливы и довольны, что все так удачно завершилось. Но любовная линия не столь важна. А что важно? Что хотел сказать своей пьесой Островский? (истинные ценности в семье, в патриархальных традициях)
  • Когда-то Руссо в «Письме о зрелищах» сделал упрек Мольеру за то, что он осмеивал порок, но не научил нас любить добродетель. Как решает эту задачу Островский? (миру Коршуновых противопоставлен мир положительных героев с их естественным поведением)
  • Чем дорожит больше всего Островский в пьесе? Что для него главное в отношениях людей? Что помогает нам это понять? (любовь – вот что главное. Герои – Любовь Торцова, Любим Торцов. Героиня сдержанна внешне, но «сердце свое надорвала». Пьеса утверждает народную веру в то, что «любви золотом не купишь». Такое преданное чувство не может не торжествовать)

6. Домашнее задание

1) Вопросы и задания 12-14 (с. 396), 1-3 (с. 396, рубрика «Развивайте дар слова»).

7. Итог урока

  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите.
  • Сформулируйте основные особенности стиля Островского.

1. Говорящие фамилии

2. Своеобразные названия пьес

3. Фольклорные моменты

Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст - это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.

Коме́дия ( κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos , «праздник в честь

Подписи к слайдам:

Александр Николаевич Островский. Пьеса «Бедность не порок».

«Вы один достроили здание, в основу которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского». А.И.Гончаров

Дом-музей А.Н.Островского в Замоскворечье (ул. Малая Ордынка)

Первая Московская гимназия

Московский Университет, куда на юридический факультет, окончив гимназию, поступил Островский

Титульный лист журнала «Московитянин» № 6 за 1850г, в котором была опубликована пьеса «Свои люди – сочтемся»

«Бедность не порок» – гимн русскому купечеству – содержит в себе все приметы патриархального быта: крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омраченного никакими новшествами.

Пьеса «Бедность не порок» Пьеса была задумана автором 10 июля 1853 года, а начата 22 августа того же года. В первоначальном варианте пьеса должна была называться «Гордым бог противится» и состоять всего из 2 актов. К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский после первых публичных чтений пьесы в литературных кружках Москвы писал М.П.Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только мои ожидания, но и даже мои мечты». Напечатана впервые комедия была в 1854 году отдельной книжкой.

Александр Евстафьевич Мартынов – актер Малого театра (Африкан Коршунов) Пров Михайлович Садовский – ведущий актер Малого театра (Любим Торцов)

Критика о комедии «Бедность не порок» Ни одна из пьес А.Н.Островского не вызывала после своей публикации таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику с славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов. А.Н.Островский (второй слева) в кругу писателей и критиков Москвы


С творчеством Островского учащиеся традиционно знакомятся в 9 классе на уроках литературы. В пьесе Островского “Бедность не порок” отразилась картина современной автору жизни русского купечества. Информация о теме, идее, проблематике и жанре произведения будет полезна для подготовке к уроку, тесту, написанию творческой работы. В нашей статье вы найдёте краткий, а также полный анализ пьесы по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1853 год

История создания – пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества, и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения его дружба с славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.

Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.

Композиция – три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.

Жанр – комедия в трёх действиях.

Литературное направление – критический реализм и романтизм.

История создания

Первоначально пьеса должна была называться “Гордым Бог противится”. Замысел появился в июле 1953 года, в августе – автор начал работу над произведением, а закончил его в конце этого же года.

Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.

Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.

Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михаловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.

Тема

“Бедность не порок” раскрывает тему настоящего русского характера, показывает то звено русского общество, которое сохранило все обычаи, традиции и внутреннюю суть народной души. Именно поэтому пьесу называют гимном русскому купечеству: быт, семейный уклад, обряды, привычки, традиции всё это описал автор в произведении. Тематика раскрывает взаимоотношения людей основанные на их уровне благосостояния. Автор затрагивает проблемы выбора будущего, послушания и уважения к старшим, тему любви, семьи, греха.

Красной нитью проходит через всё повествование мысль о том, что русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека. Чтобы понять, чему учит это произведение, нужно заострить внимание на фабуле. Вывод очевиден: никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу. Суть комедии Островского в том, что деньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.

Композиция

Комедия Островского состоит из трёх действий, это разделение имеет и смысловую основу. Кульминация действия происходит в последнем действии, за ней следует развязка и счастливый финал. Конфликт строится на требованиях моды, веянии времени и их столкновении с русской действительностью. В понимании Гордея Карпыча, образованность – это лишь внешняя сторона (новый сюртук, шампанское, меха и кареты).

Особенностью композиции пьесы можно считать насыщенность фольклорными элементами (пословицами, песнями, прибаутками), они окольцовывают каждое действие, сопровождают все важные моменты, подчёркивая и оттеняя их особым образом. Широко используется приём подготовленного появления героев: в начале о них говорят, потом – они выходят на сцену.

В пьесе герои рассматриваются параллельно, так легче воспринимаются их образы – в сопоставлении. Не последнюю роль в создании ярких сцен и восприятии происходящего играют авторские ремарки и декорации. Островский признанно считается “отцом русского театра” именно он создал теорию поведения действующих лиц на сцене, учитывая особенности жанра. Его пьесы ставятся более полутора столетия, они бессмертны, что обусловлено талантом и гениальностью автора.

Главные герои

Жанр

В “Бедность не порок” анализ будет неполон, если не отметить жанровую специфику произведения. Комедия Островского неповторима своими бытовыми картинами, чёткостью ремарок, глубиной монологов персонажей. Обязательными для автора были “говорящие” имена действующих лиц, их статичность и вместе с тем полнота образов. Сатиричность у драматурга тонкая, не язвительная, но бьющая точно в цель: не даром многие знакомые после постановки перестали общаться с Островским, узнав в героях пьесы себя.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 64.

Русская драматургия середины XIX века характеризуется появлением произведений, описывающих быт и нравы купцов Замоскворечья. Особое место в этом перечне занимают пьесы А.Н. Островского. Самой известной является комедия «Гордым Бог противится», написанная в 1853 году. Затем она была переименована в «Бедность не порок». О чем написана комедия Островский «Бедность не порок», краткое содержание.

Николай Фёдорович Островский мечтал о юридической карьере для своего сына Александра. Однако в 1843 году молодого человека, не сдавшего экзамен по римскому праву, отчисляют из университета. Несостоявшийся юрист совмещает службу судебного канцеляриста с трудом литератора.

А.Н. Островский пишет комедию «Бедность — не порок», которая издаётся отдельной книжкой в 1854 году. На следующий год в Малом театре состоялась постановка по пьесе писателя. Ведущий артист театральной труппы П.М. Садовский, которому драматург посвятил произведение, исполняет роль Любима.

На подмостках Санкт-Петербурга «Бедность не порок» Островского увидела свет осенью 1854 года. Постановка состоялась в честь бенефиса актёра и режиссёра Александринского театра А.А. Яблочкина.

Сюжет пьесы «Бедность не порок» в кратком содержании. Конечно, ознакомление с данным вариантом не заменит чтение оригинала.

Напоминаем! Краткое содержание по действиям раскрывает только сюжет сочинения великого писателя.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Первое действие

Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие

В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие

Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Обратите внимание! Читателю комедии «Бедность не порок» краткое содержание не позволяет в полной мере прикоснуться к богатству русского языка.

Полезное видео: пьеса «Бедность не порок» за 17 минут

Критическая полемика

Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:

  • Н.Г. Чернышевский,
  • П.Н. Кудрявцев,
  • А.В. Дружинин,
  • А.А. Григорьев.

Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.

Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.

Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.

Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.

Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».

Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.

Полезное видео: анализ пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

Вывод

К сожалению, русский язык крайне обеднел в современном мире и чрезмерно засорён иностранными словами, легко заменяемыми лексическими единицами родной речи.

Классическая литература отличается от бульварной писанины тем, что произведения великих авторов, написанные в прошлых столетиях, затрагивают проблемы, актуальные для современного мира. Достаточно вспомнить реплики главных героев пьесы «Бедность не порок», чтобы понять, как созвучны идеи Островского нынешнему времени.

Вконтакте



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные