Сочинение по литературе. Базаров и его мнимые единомышленники. Базаров и его мнимые единомышленники Базаров и его мнимые единомышленники в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»


В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражена общественно-политическая борьба между дворянами и разночинцами. Автор ставит перед собой задачу раскрыть образ «нового человека» - нигилиста Евгения Васильевича Базарова. Этой цели подчинена система образов. Идейный оппонент главного героя Павел Петрович Кирсанов, развенчивая несостоятельность взглядов «противного гордеца», заявляет: «Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною…» Но будущий лекарь спокойно и невозмутимо возражает: «Нас не так мало, как вы полагаете».

Кто же они, эти так называемые последователи Базарова, его идейные собратья? Если не считать юного Аркадия Кирсанова, который сначала боготворит своего «учителя», а затем под влиянием младшей сестры Одинцовой Кати изменяет свои взгляды, то «соратниками» главного герои представлены Виктор Ситников и Авдотья Никитична Кукшина. Можно ли их считать настоящими последователями Базарова? Понаблюдаем, как представлены автором эти герои в романе.

После жаркого идеологического поединка между аристократом Павлом Петровичем и «плебеем» Базаровым обстановка в доме Кирсановых накалилась. Чтобы разрядить атмосферу, сын полкового лекаря предлагает своему другу принять предложение его «знатного родственника» Матвея Ильича Колязина и «прокатиться в город». Возвращаясь от губернатора, друзья встречают Ситникова, который представляется «учеником» Базарова. В портрете «герра» Ситникова подчёркивается его неестественность: «тревожное и тупое выражение… прилизанного лица», «словно вдавленные глаза», «короткий деревянный смех». Эпитет «беспокойно» повторяется дважды: «глаза глядели пристально и беспокойно. Что же так беспокоит «ученика» Базарова, почему он ведёт себя так неестественно?

Ситников стесняется своего отца, о котором с едкой, язвительной иронией напоминает ему самоуверенный нигилист, а затем и вслед за своим «первенствующим» другом и Аркадий. Отец Ситникова – откупщик, то есть он купил у правительства право взимать в свою пользу доходы от продажи спиртных напитков. Неслучайно автор не указывает отчества этого «последователя» Базарова. Он мысленно отрекается от своего отца, стыдясь своего происхождения и занятий отца. Писатель наделяет этого второстепенного героя говорящим именем. Виктор - «победитель». Если судьба Базарова трагична – он умирает от случайного пореза, - то Ситников «блаженствует на свете». Из эпилога мы узнаём, что Ситников «толчётся в Петербурге», уверяя всех, что продолжает «дело» Базарова. Этому герою, олицетворяющему собой торжествующую пошлость, незнакома мировая скорбь. Автор сообщает, что кто-то «побил» Ситникова, но тот в отместку «тиснул» «в одном тёмном журнальце», «что побивший его трус».

Многое о герое может рассказать и его фамилия. «Ситник» - разговорное слово, обозначающее ситный хлеб, изготовленный из муки, просеянной сквозь сито. Существует шутливо-фамильярное обращение «друг мой ситный», что как нельзя лучше передаёт насмешливо – ироническое, бесцеремонное и даже презрительное отношение Базарова к своему «ученику».

Есть две очень важные детали, с помощью которых автор передаёт понятие «мнимость» нигилизма Ситникова. На нём славянофильская венгерка, но в разговоре с Кукшиной он отказывается от своего славянофильства. Визитная карточка, которую оставляет этот «передовой» человек в номере Базарова и Аркадия, заполнена с одной стороны записью на французском языке, а с другой стороны – славянофильской вязью. Как флюгер, он может обернуться и западником, и славянофилом, и нигилистом, в зависимости от того, куда дует политический ветер.

Таким образом, никаких твёрдых убеждений у «герра» Ситникова нет. Он лишь претендует на роль передового человека в обществе, стремится стать значительным, прославиться. Но наш «нигилист» мелок и ничтожен. Примыкая к какому-нибудь делу или идее, он тотчас опошляет и окарикатуривает и «дело», и идею.

То же самое можно сказать и о «прогрессивной» и «эмансипированной» женщине Авдотье Никитичне Кукшиной, о которой с таким восторгом, взахлёб говорит недалёкий и неумный свою Ситников. И у неё, как и у Ситникова, «вечно скребло на душе». Стесняясь своего происхождения, мнимый последователь Базарова стремится компенсировать чувство своей ущербности, неполноценности ролью передового человека. Кукшина под маской «эмансипе» стремится скрыть свою женскую неустроенность: она разъехалась с мужем, у неё нет детей. Интересно, что отчество у этой героини тоже переводится как «победительница». В эпилоге мы узнаём, что «передовая» женщина тоже попала за границу и изучает уже не естественные науки, а архитектуру, по существу, она, как и Ситников, «благоденствует».

В «говорящей» фамилии героини просвечивают три смысла. Во-первых, напрашивается слово «кукиш». Этим словом подчёркивается пустота, ничтожность Авдотьи Никитичны, а также её пародийная принадлежность к нигилизму. Слово «нигил» обозначает «ничего», как и разговорное слово «кукиш». Во-вторых, «кукша» можно переосмыслить как существительное общего рода от глагола «кукситься», что означает «быть в плохом настроении». Автор отмечает, что выражение лица Кукшиной «неприятно действовало на зрителя». «Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или робеешь? Чего ты пружишься?» В «эмасипированной женщине», как в кривом зеркале, пародийно отражаются многие качества Базарова. Например, неряшливость в одежде, интерьере, развязность в общении. Мы видим её «несколько растрёпанную, в шёлковом, но не совсем опрятном платье». В её комнате «запылённые столы», «везде…разбросанные окурки папирос». «Толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные», свидетельствуют о том, что хозяйка претендует на роль образованной, но ничего не читает. В манерах Кукшиной подчёркивается её неестественность: «она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко». Авдотья Никитична не без гордости и самодовольства заявляет о себе: «Я ведь тоже практическая» - и рассказывает, что «выдумала одну мастику», «куклы делать, головку, чтобы не ломались». Манера общения «передовой и развитой женщины» свидетельствует и о её неискренности, и о недалёкости. «Госпожа Кукшина роняла свои вопросы один за другим с изнеженною небрежностию, не дожидаясь ответов; избалованные дети так говорят со своими няньками».

А как сам «учитель» относится к своим «ученикам»? Казалось бы, он должен быть заинтересован в том, чтобы у него были последователи. К Кукшиной он идёт только лишь потому, что Ситников обещал шампанское. Добравшись «до последней капли» шампанского, он покидает «высоконравственное явление», не прощаясь с этой «замечательной личностью». На губернском балу ни Базаров, ни Аркадий не обратили на Кукшину никакого внимания, глубоко уязвив её самолюбие. Не лучше относится Базаров и к Ситникову. Самоуверенный нигилист так объясняет своему другу «полезность» Ситниковых: «…Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» В этот миг Аркадий и открыл для себя «всю бездонную пропасть базаровского самолюбия».

случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники. Один из них - его друг Аркадий Кирсанов, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга. Являются ли последователями Базарова Ситников и Кукшина - люди, считающие себя «прогрессистами»? Ситников - сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Он считает себя «учеником» Базарова и говорит, что обязан ему своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий: ведь услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова - путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Евдоксии Кукшиной. У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно». Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич - «гениальный» господин, написавший какую-то статью. Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, - но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания. Конечно, разговоры за бутылкой другой шампанского Базаров не принимает всерьез, и к таким людям относиться чисто потребительски: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать». Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». Его побили, но «он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы». Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя - разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники. Один из них - его друг Аркадий Кирсанов, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга. Являются ли последователями Базарова Ситников и Кукшина - люди, считающие себя «прогрессистами»? Ситников - сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Он считает себя «учеником» Базарова и говорит, что обязан ему своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий: ведь услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова - путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Евдоксии Кукшиной. У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно». Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич - «гениальный» господин, написавший какую-то статью. Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, - но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания. Конечно, разговоры за бутылкой другой шампанского Базаров не принимает всерьез, и к таким людям относиться чисто потребительски: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать». Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». Его побили, но «он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы». Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.

Другие работы по теме:

Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних, устоявшихся социальных отношений. Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, меняющая привычные течения жизни. Тургенев так строит роман, что Базаров - нигилист и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания.

Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте следует понять всеоттенки разногласий. Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Кто есть. Базаров спрашивают. Кирсановы и слышат ответ. Аркадия Нигилист.

Роман И. С. Тургенева Отцы и дети писался осенью и зимой г. Роман показал борьбу двух социально политических лагерей сложившихся в России к м годам века. И. С. Тургенев отразил типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем.

В романе. Отцы и дети И. С. Тургенев знакомит нас с жизнью Е. В. Базарова одного из представителей новой зарождающейся в России социальной силы разночинной интеллигенции. Образ его необычен а поэтому знакомясь с ним с его судьбой мы открываем для се Большую роль в романе играют сцены споров.

В романе. Тургенева Отцы и дети героями антагонистами являются. Павел Петрович Кирсанов и Базаров. Эти герои отличались друг от друга всем возрастом социальным положением убеждениями внешностью.

Композиция является одним из важнейших средств раскрытия основной идеи произведения. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» построен на соединении последовательного повествования и биографии главных героев. Если бы не было истории княгини Р., то не было бы параллелизма в судьбе двух главных героев: Базарова и Павла Петровича.

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство. Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи.

Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий, герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», знакомятся и с ее сестрой Катей, молодой молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым.

Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Автор: Тургенев И.С. ...Но как на свете без любви прожить? Из песни В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи.

Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами.

Автор и его герой в романе Тургенева "Отцы и дети" Автор: Тургенев И.С. В 1862 году Тургенев написал роман «Отцы и дети» , в центр которого поставил Базарова, представителя революционно-демократической молодёжи, выразив своё отношение к герою.

Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Автор: Тургенев И.С. Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя за судьбами персонажей, мы чувствуем присутствие самого автора. Автор глубоко переживает все то, о чем пишет. Однако отношение его к происходящему в романе неоднозначно и не так уже просто, как это может показаться на первый взгляд.

Почему одинок Базаров (по роману "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Четвертый роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 года. Действие романа происходит летом 1859 года, перед крестьянской реформой. В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев признался, что прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач Дмитриев, умерший незадолго до 1860 года.

Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".) Автор: Тургенев И.С. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."

Сочинение на тему: «». Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением.

Место образа княгини Р. в романе, его психологическая нагрузка; символическое значение образа. Княгиня Р. в судьбе Павла Петровича Кирсанова. Княгиня и Одинцова.

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева.

Борьба двух лагерей - революционно-демократического и либерально-крепостнического, борьба “отцов и детей” - такова тема романа Тургенева.

Взаимоотношение между “отцами и детьми” - это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.

Автор: Тургенев И.С. На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви. Во-первых, это любовь родительская и сыновья. Николай Кирсанов очень сильно любит сына и выплёскивает всё наружу. Аркадий отвечает взаимностью, хотя и старается прикрыть свои чувства. Что до Базарова, то он очень любит своих родителей, но никоим образом не показывает этого.

Моё отношение к Базарову (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества.

Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.

Базаров и его мнимые единомышленники. (По роману И.С.Тургенева "Отцы и дети".) Автор: Тургенев И.С. Роман И С Тургенева "Отцы и дети" и главный его герой - разночинец-демократ Базаров явились, по определению самого автора, "выражением новейшей современности"

Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" изображена Россия конца пятидесятых годов 19 века, в то время когда демократическое движение только-только набирало свою силу. И в результате этого возникает конфликт между разными слоями общества- между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений.

Показав в своем романе «Отцы и дети» тип нового героя - разночинца, демократа, материалиста и нигилиста Базарова, И.С. Тургенев должен был отразить в произведении и то, насколько это явление в жизни единично, случайно или же закономерно. Для этого необходимо было показать, есть ли у Базарова единомышленники. Один из них - его друг Аркадий Кирсанов, полностью разделяет убеждения героя, но, как выясняется, не надолго. Дворянское происхождение и воспитание, неумение отказаться от родственных чувств, а затем и влияние Кати вынуждают героя вернуться к традиционным ценностям своего круга. Являются ли последователями Базарова Ситников и Кукшина - люди, считающие себя «прогрессистами»? Ситников - сын винного откупщика, человека, разбогатевшего на содержании трактиров. Это не уважается в обществе, и, Ситников стыдится своего отца. В его портрете автором подчеркнута неестественность поведения героя: тревожное и беспокойное выражение лица, «и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом». Он считает себя «учеником» Базарова и говорит, что обязан ему своим «перерождением», не замечая ни напыщенности своих слов, ни логических противоречий: ведь услышав от Базарова, что «не должно признавать авторитетов», он почувствовал «восторг» по отношению к самому Базарову: «Наконец нашел я человека!» Прогрессивные взгляды для Ситникова - путь к самоутверждению за чужой счет, как и для госпожи Евдоксии Кукшиной. У нее не сложилась личная жизнь, она разъехалась с мужем, внешне не красива, у нее нет детей. В ее поведении тоже все было, как говорит автор, «не просто, не естественно». Чтобы привлечь к себе внимание, она примкнула к прогрессивному течению, но для нее это только повод показать себя, продемонстрировать другим широту ее интересов. Всемирно известную писательницу Жорж Санд она называет «отсталой женщиной» за якобы незнание ею эмбриологии, зато никому не ведомый Елисеевич - «гениальный» господин, написавший какую-то статью. Кукшина интересуется всем и сразу: химией, женским вопросом, школами, - но больше всего ее беспокоят не сами проблемы, а желание продемонстрировать их знание собеседникам. Она «роняет» свои вопросы один за другим, не дожидаясь на них ответов, да им и нет места в самодовольном монологе Кукшиной. Она критикует всех женщин за то, что они «дурно воспитаны», а Одинцову за то, что нет у нее «никакой свободы воззрения», но, скорее всего, она просто завидует ее красоте, независимости и богатству. Это особенно заметно на бале, куда Кукшина явилась «в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах»: она была «глубоко уязвлена», что на нее не обращают внимания. Конечно, разговоры за бутылкой другой шампанского Базаров не принимает всерьез, и к таким людям относиться чисто потребительски: «Ситниковы нам необходимы… мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать». Почувствовав к себе пренебрежение, Ситников обсуждает Базарова и Кирсанова с Кукшиной, считая их «Противными гордецами и невежами». Однако после смерти Базарова Ситников в Петербурге продолжает, по его уверениям, «дело» Базарова. Автор с иронией описывает, как вместе с «великим» Елисеевичем Ситников тоже готовится «быть великим». Его побили, но «он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его - трус». С такой же иронией Тургенев говорит о том, что Кукшина, наконец попавшая в Гейдельберг, изучает теперь архитектуру, «в которой, по ее словам, она открыла новые законы». Базаров умер, а воинствующее, самодовольное невежество процветает, опошляя прогрессивные идеи, за которые подлинные борцы были готовы отдать жизнь.

И если он называется нигилистом, то следует читать: революционером.
И.С.Тургенев.

Роман Ивана Сергеевича «Отцы и дети» вышел в свет в 1862 году. Он вошел в сокровищницу русской литературы. В романе нет ни развязки, ни завязки, ни строго обдуманного плана; есть только типы и характеры, сцены и картины, и сквозь весь роман
сквозит личное отношение автора к явлениям жизни. Эти явления нам близки, в их мы как бы видим себя действующими лицами.
Тургеневу удалось запечатлеть в «Отцах и детях» остроту идейной борьбы между основными общественными силами России конца пятидесятых годов девятнадцатого века. С одной стороны, либералы-дворяне(Павел Петрович, Николай Петрович и Аркадий Кирсановы), с другой – демократ – разночинец Евгений базаров, представитель той новой нарождающейся силы, которой суждено было вскоре сыграть огромную политическую роль в общественном развитии России.
Тургенев наделил своего героя материалистическим воззрением, огромной силой воли, любовью к точным наукам, уважением к труду, показал его ненависть к постности и рутине. Все эти положительные черты Базарова писатель взял из реальной жизни.
Евгений высказывает в романе мысли об устройстве общества, критикует суеверия и предрассудки, рабскую покорность народа. Это все дает основание говорить о подлинном демократизме Базарова.
Однако тургеневский герой не остается таким на протяжении всего романа. Писатель во второй половине «Отцов и детей» изменяет облик Базарова, лишает его веры в народ, в будущее России, то есть делает его непохожим на подлинных революционных демократов.
Тургенев был умеренным либералом, он не мог возлагать надежды на революционеров – демократов. Он их воспринимал как большую силу и считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам. Поэтому революционеры-демократы казались писателю трагическими одиночками. Он сделал Базарова трагическим героем и заставил его умереть от случайного пореза пальца.
Тургенева его герой привлекает страстным желанием бороться против невежества и суеверия, за подлинную науку, построенную на эксперименте.
Поэтому, создавая образ демократа-разночинца, он обратил внимание и на такие его реальные и характерную черты, как увлечение естественными науками.
Базаров ратует за прикладную науку, за конкретные ремесла, которые могли бы быть усвоены народом, он любит свою профессию, не знает другой жизни, кроме бездомной, трудовой, иногда дико – разгульной жизни бедного студента.
Ненавистниками Базарова являются такие люди, которые обращают внимание на мешковатость, резкость Евгения, и эти черты ставят в укор общему типу. Таким людям можно напомнить слова из стихотворения А.С. Пушкина: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей».Эти слова говорят о том, что можно быть крайним материалистом и в то же время заботиться о своём туалете, быть любезным собеседником.
В романе Тургенев придает большое значение любовной интриге. Он проверяет своего героя в любви, в отношении к женщине.
Завязке взаимоотношений Базарова и Одинцовой предшествуют сцены, очень важные для выяснения характера героя: столкновение героя с его главным антагонистом Павлом Петровичем, с Кукшиной и Ситниковым. Базаров – человек острого и сильного ума, незаурядная, крепкая, волевая, честная натура. Его ненависть и любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему тяжелая и сильная страсть, он сумел одержать над ней победу, и оказался выше и человечнее той женщины, для которой дороже «спокойствие».
Из таких людей, как Базаров при известных обстоятельствах вырабатываются великие исторические деятели, такие люди долго остаются сильными и годными на всякую работу, они всегда готовы променять одну сферу деятельности на другую, более занимательную и широкую. Их жизнь связана с жизнью окружающего мира. Они занимаются полезной наукой для того, чтобы дать работу своему мозгу или для того, чтобы выпить из нее непосредственную пользу для себя и для других. Базаров – человек дела, жизни, он обладает большой силой, самостоятельностью. Энергией. Он умирает… Но его смерть – случайность. И даже в минуты смерти Евгений Базаров остается верен своим убеждениям, своим идеалам. Ему хочется жить, жаль прощаться с самосознанием, со своей личностью, но эта боль расставания с молодою жизнью выражается не в мягкой грусти, а в презрительном отношении к себе, как к бессильному существу, и к этой грубой, нелепой случайности, которая смяла и задавила его. Любовь к женщине, сыновья любовь к отцу и
матери сливается с любовью в сознании умирающего к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова.
Писарев сказал о Базарове: «умереть так, как умер Базаров, всё равно, что совершить великий подвиг».
Евгений Базаров отрицал музыку и поэзию, но современных читателей привлекает в нем то, что он был верен народу, принципиален, любил трудиться, овладевал точными науками, был верен своим идеалам, убеждениям, был мужественным перед смертью.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные