Сочинение сказочный образ царевны-лебедь пушкина. Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь

Тема: Образ Царевны Лебеди в произведениях А.С. Пушкина и М.А. Врубеля.

Цели:

Образовательные :

    • формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;

Развивающие :

    • развивать устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

      создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

      дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

Воспитательные :

    • воспитывать самостоятельность и творческую активность;

      воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.

УУД: сравнивать и проводить аналогии между произведениями литературного жанра и искусства; стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора; планировать собственную читательскую деятельность; точно передавать информацию; уметь описывать картину, используя при этом приёмы сравнения.

Оборудование урока: проектор, компьютер, , произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», раздаточный материал для самостоятельной работы.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. К нам на урок пришёл гость. Обернитесь и поприветствуйте её.

Садитесь.

II . Актуализация знаний.

- На протяжении нескольких уроков над каким произведением мы работали? (Сказка…)

К какому жанру относится это произведение? (к сказке)

Что такое сказка? (Сказка – один из жанров фольклора, в котором есть сказочные герои, предметы и происходят волшебные события. (слайд 1)

Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. (слайд 2) Поэтому в сказках есть и положительные, и отрицательные герои. Приведите примеры положительных героев (Гвидон, мать, Лебедь)

Назовите отрицательных героев (сёстры, коршун)

В сказках происходят чудеса. Какие чудеса описаны Пушкиным в этой сказке? Чтобы ответить на вопрос, поработаем в парах. Я вам даю минуту на обсуждение. Кто будет готов, поднимаем руки.

(Царевич Гвидон в бочке растёт «не по дням, а по часам», за один день превращается из ребёнка в юношу; за одну ночь на пустынном острове появляется большой и красивый город; на острове живёт чудо – белка, которая грызёт золотые орехи и вынимает из них изумруды; остров тридцать три богатыря, которые живут в море; Гвидон встречает чудесную – лебедя, которая говорит человеческим голосом и выполняет все его просьбы: превращает его то в муху, то в шмеля, то в комара; Гвидон убивает коршуна, который оказался злым колдуном и превратил прекрасную девушку в лебедя).

Проверим правильность ответов на слайде (слайд 3)

III . Постановка темы и цели урока

Правильно, ребята. Вы всё верно сказали, а теперь попробуем сформулировать тему урока. Сейчас я вам зачитаю отрывок из произведения А.С.Пушкина, а вы определите о ком идёт речь.

Вот идёт молва правдива:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Молвить можно справедливо

Это диво, так уж диво.

О ком идёт речь? (О Лебеди)

Правильно, сегодня на уроке литературного чтения мы будем разбирать образ Царевны Лебеди.

Тема урока « Образ Царевны Лебеди в произведениях А.С. Пушкина и М.А. Врубеля» (слайд 4)

Цель урока : сравнить образы Царевны Лебеди в произведении А.С. Пушкина и на картине М.А. Врубеля, дать характеристику.

Как вы представляете образ Царевны Лебеди. Опишите его.

А теперь найдём подтверждение в тексте. Откройте стр. 120-121. Найдите описание образа в произведении.

Каким героем является Лебедь? (положительным)

Какой поступок она совершила? (помогла Гвидону).

Так что же олицетворяет образ царевны Лебеди? (доброту, красоту, нежность)

IV . Работа по картине

Мы сейчас словами описали образ царевны Лебеди. А многие художники красками иллюстрировали сказки Пушкина. Одна из самых известных картин – это картина Михаила Александровича Врубеля «Царевна Лебедь».

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье военного юриста. Он учился в Санкт-Петербургской Рисовальной , начал как художник в конце XIX начале XX века. Он был очень разносторонним живописцем: писал , иконы, создавал иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого. (слайд 5)

Откройте с. 134, рассмотрите картину.

Какой сказочный герой изображён на картине? «Царевна Лебедь» (слайд 6).

Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица)

Теперь посмотрите на слайд, выберите соответствующие фразы для описания героини (слайд 7)

Самопроверка по слайду (слайд 8)

(Бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза , их можно сравнить с или с цветом вечернего неба , длинные чёрные ресницы, густые брови. Глаза светятся добротой и нежностью.

А какая у неё коса? (Чёрная длинная коса опускается ниже пояса)

- Рассмотрите и царевны . (На голове у неё головной убор, который назывался кокошником)

Опишите его (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. Они переливаются и светятся. На лоб спускается сетка из жемчуга. На кокошник наброшена прозрачная фата. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя).

- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны?

(Для изображения сказочной царевны художник выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую, сиреневую), потому что сама царевна добрая и нежная.

Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

Как вы думаете, что олицетворяет образ Царевны Лебеди в картине? (добро)

V . Итог

Правильно. Образ Лебедя относится к положительным героям и олицетворяет добро. И Пушкин, и Врубель изобразили Лебедя доброй и нежной.

На примере этой сказки мы ещё раз убедились, что добро побеждает зло.

Ребята, а в наше время существует добро? Приведите примеры.

Мы с вами тоже можем делать добрые дела, совершать добрые поступки, делая мир добрее. А учимся мы добру через сказки, в том числе и через сказки А.С. Пушкина. Учимся добру через любовь к музыке, к живописи, ко всему прекрасному.

VI . Самостоятельная работа

Чтобы проверить наши знания по сказке А.С. Пушкина, проведём блиц-опрос. Отвечая на вопросы, вы должны поставить знаки «+» или «-»

Знак

Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон.

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна

Над лебедью носился в море орёл

Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем

Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян

Гвидон сам построил город на острове

О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи

Гвидон трижды летал к Салтану

Лебедь стала женой князя Гвидона

Взаимопроверка

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы по образцу. Оцените друг друга. (слайд 9)

Урок закончен. Спасибо!

«Царевна-Лебедь» (1900 г) – это одна из самых загадочных картин Врубеля. Сюжетно этот образ связан с русскими сказками и мифологией, а также со знаменитыми литературными образами – царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, а также героини оперы Н. А. Римского-Корсакова по сюжету всё той же сказки Пушкина. Партию Царевны-Лебеди из оперы пела жена Врубеля – Надежда Забела-Врубель. Художник любил воплощать образ горячо любимой жены во многих своих картинах.

Однако в этой картине живописца нет никакого даже отдалённого сходства ни с женой – лицо Царевны-Лебеди нисколько на неё не похоже, ни с героинями сказок Пушкина и Римского-Корсакова. Там – сплошной мажор, радость, это хотя и волшебные, но вполне «земные» образы. Царевна-Лебедь из сказки выходит замуж за любимого человека, и с её помощью жизнь сказочных героев налаживается и протекает благополучно и счастливо.

Но не такова Царевна-Лебедь Врубеля. Её лицо мистично и отстранённо. Её глаза полны знаний неведомых человеку тайн бытия. Вряд ли такая дева станет женой человека. Её удел – иная любовь, и иные, неведомые человеку просторы.

От человека у этой девы-птицы лишь лицо, руки да длинная коса. Но это лицо непостижимо и загадочно. Не оторвёшься от тёмного омута её глаз, заглядывающих тебе в самую душу. Эти глаза и выражение лица печальны и тревожны. В них нет покоя. Кто знает, что видели они в том мире, откуда пришло это создание, и какие тайны ему открыты. Когда смотришь на это лицо, то начинают волновать какие-то тревожные предчувствия, а в душу закрадывается ощущение беды.

О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Тёмные краски моря и неба сливаются на горизонте в единое целое, и лишь розовая полоска уходящего солнца разделяет их. Сама дева-птица изображена посреди этого сумрачного и тёмного бескрайнего моря, она словно появляется из воды, соприкасается с ней. В неё ощущается слияние двух стихий – воздуха, в который она может вот-вот подняться на своих огромных белоснежных крыльях, и воды – морской пучины, которая скрывает в своих недрах удивительные тайны, и может быть страшной и суровой, гневаясь и вздымая волны до небес.

За спиной сказочной дивы – тёмный дремучий лес. Перед ней – таинственные огни таинственного острова. Сама дева не приближается к нам, а удаляется – она вот-вот уйдёт во тьму, и кажется, что она в последний раз обернулась, чтобы что-то сказать, но так и не разомкнула уста.

От её прекрасного лика с тонкими чертами лица, полными чувственными губами, худощавого овала лица, огромных, проникновенных и каких-то непостижимых глаз, тонкого кружева фаты, сияния драгоценных камней на короне и на перстнях, воздушности белоснежных крыльев веет неземной красотой и благостью. Эта дева напоминает лик ангела. Но ангела не только чуткого и ранимого, но и отстранённого от человека. Во всём ощущается – что она – существо из других миров, а не из этой бренной земли.

Хочется бесконечно гадать, какую тайну скрывает это лицо, что видела она на этой земле? Откуда появилась и куда уйдёт? Это дева, а значит её образ связан с любовью. Раз она окружена привычным для нас пейзажем – лесом, морем, то значит она на земле. Откуда же она идёт? От любимого? Что за история, какие отношения связывают её с ним? И почему она не смогла остаться? Обидел ли он её, не смог оценить и принять её любовь, или, напротив, сохнет с тоски за этим неземным созданием, которое должно уйти туда, откуда появилось. Куда, в какие тёмные дали теперь уходит Царевна-Лебедь?

Это картина о том неведомом, к чему так неизбывно манит человеческую душу – от привычной жизненной рутины к сказке, к мифу, к непостижимой тайне бытия. И Врубель-художник прекрасно сумел передать и выразить манящую тревожность и загадочность этого образа таинственной символикой чистых цветов, игрой отсветов, сумрачным колоритом картины.

Хочется до бесконечности смотреть на таинственное полотно, разгадывая те загадки, о которых молчит прекрасная Царевна-Лебедь.

Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Выдающийся русский художник Михаил Алек­сандрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. Отец мальчика был строевым офицером, участником Крымской кампании, потом он стал во­енным юристом. Михаил Врубель рано начал рисовать. С восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную школу. Юноша получил прекрасное образование.

После окончания Ришельевской Классической гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. После оконча­ния университета Врубель поступил в Академию художеств.

Творческую манеру Врубеля отличает декоративность и цветовое богатство. Врубель умел ценить красоту природы, был удивительно талантлив. Он создал множество потрясающих произведений, которые восхищают зрителей великолепием и гармонией.

Восхищение и восторг вызывает у зрителя карти­на М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». При взгляде на это произведение нам хочется воскликнуть: «Сказ­ка, волшебство, необыкновенная красота!» Создаётся впечатление, что какие-то неведомые силы перенесли тебя в то самое царство Гвидона, где творились чуде­са, описанные великим русским поэтом А. С. Пуш­киным в своей знаменитой сказке. И вот одно из чудес предстаёт перед нами - Царевна-Лебедь, кото­рая явилась воплощением неземной красоты героинь русских народных сказок.

С картины на нас смотрит красивая девушка с пре­красным, но печальным лицом. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Соболиные брови придают взгляду особую вырази­тельность. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Контраст цветов подчёр­кивает красоту девушки. На алых губах нет и тени улыбки. Чувствуется, что на душе героини неспокой­но. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать.

Голову прекрасной царевны украшает необыкно­венной красоты кокошник: замысловатые узоры, само­цветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, нежное плетение с мелкими бусинками, выполненное в русских национальных традициях, украшающее лоб - всё сверкает, добавляет красоты и великоле­пия.

Со сказочного венца на плечи царевны ниспадает лёгкая прозрачная, словно сотканная из воздуха, вуаль, украшенная серебряной нитью. Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные кольца, как бы напоминая о том, что перед нами - царевна.

За спиной сказочной царевны - огромные бело­снежные крылья. В вечернем сиянии они излучают необыкновенный перламутровый свет, который при­даёт картине нежность, великолепие, добавляет ощу­щение волшебства. Крылья символизируют чистоту и невинность героини.

На заднем плане картины - тёмное, глубокое, неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным, с багровыми отливами, и мрачным небом. Создаётся ощущение тревоги, надвигающейся опас­ности. Только светлая полоска неба на горизонте, разделяющая море и грозный небосвод, вселяет на­дежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый конец, который традиционно завершает все народные сказки.

На заднем плане слева изображён чудесный ост­ров с многочисленными строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом. Всё это - творение прекрасной Царевны-Лебедь, которая, как и все героини русского фольклора, преданно и беззаветно любит, помогает, поддерживает, вдохновляет на подвиги и восхищает.


Одним из моих любимых сказочных образов является Царевна-лебедь. Я познакомилась с ней на страницах невероятного произведения Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане». Одним из главных героев этой сказки также является Гвидон. Он был сыном царя Салтана. Однажды на Царевну-лебедя напал злой коршун. И Гвидон спас Царевну. При это он пожертвовал свою самую последнюю стрелу.

Царевна была ему очень благодарна. В последствии она не раз выручала Гвидона. Она была необыкновенной колдуньей и совершала немыслимые чудеса. Казалось бы какие-то вещи были просто невозможными, но Царевна могла превратить все в реальность. Она построила огромный дворец неописуемой красоты для Гвидона. Позже исполняла все желания и просьбы Гвидона. Например, когда тот очень хотел увидеть отца, она смогла превратить его в комара.

В образе Царевны-лебедя представлены только самые лучшие черты русской женщины. Она помогает людям не в целях корысти, а просто так. Она очень добрая, милосердная и искренняя.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные