Составление узора в полосе из растительных форм. Где используется растительный орнамент и что он означает. Цветочный орнамент по типу «калейдоскоп»

Орнамент в полосе - это ритмически повторяющийся узор, расположенный в ограниченном пространстве, в полосе. Он предназначается для украшения утвари, мебели, оружия, одежды, обоев, багетов для картин, оформления печатной продукции и даже в качестве тату.

Орнамент в полосе геометрический

В изобразительном искусстве существует множество направлений. Наряду с реализмом, существуют кубизм, символизм, абстракция и тому подобные направления. Орнамент в полосе также имеет условные подразделения. Он может быть изобразительным и неизобразительным, то есть геометрическим. Навыки работы в этой сфере изобразительного искусства развивают чувство прекрасного, ощущение пространства, симметрии, понимание и использование правила «золотого сечения».

В полосе составляется из кругов, ромбов, квадратов, линий, отрезков и их комбинаций. Первые навыки составления можно начинать прививать в раннем детстве методом выполнения аппликаций. Сначала детям предлагают повторить орнамент в полосе с представленного образца. Постепенно следует давать малышам больше возможностей для творчества. Пусть они поэкспериментируют и самостоятельно составят орнаменты, опираясь на свой вкус и включая фантазию. Примеры того, какие можно составить орнаменты, используя лишь фон и одинаковые треугольники, представлены на данном рисунке.

в полосе

Если в мотивах узора использованы конкретные предметы, взятые из реального мира, например, формы растений, человека либо животных, домов или кораблей, то такие орнаменты относят к изобразительным. Конечно же, реальность в данном не воспроизводится с точностью. Изображения упрощаются, стилизуются, типизируются, приближаясь к геометризации. Изобразительные орнаменты, в свою очередь, подразделяются на растительные, цветочные, зооморфные, антропоморфные, предметные и смешанные. Кроме непосредственно реальных предметов, в узор вплетаются разнонаправленные линии, завитки и фантазийные украшения. Чаще всего представляются орнаменты смешанные, где изображаются ветки и листья, бабочки и птички.

Цветочный орнамент по типу «калейдоскоп»

Самые разные виды орнаментов используются художниками для составления ковровых рисунков. Что самое удивительное, многим художникам помогает в этом непростом деле геометрия, даже можно сказать - физика. Когда-то очень давно была изобретена детская игрушка-калейдоскоп. Внутри него располагались зеркала, а на дно насыпались осколки разноцветного стекла. При повороте «трубочки» осколки составляли какой-либо мотив, который, многократно повторяясь отражениями зеркал, представлялся смотрящему в удивительном неповторимом сказочном свете. По этому принципу работают многие составители орнаментов. Сложив бумажный круг несколько раз таким образом, чтобы получился сектор - часть, ограниченная двумя радиусами и дугой, художник изображает на нём мотив. Скопировав его на все остальные сектора, можно получить настоящее чудо! Если требуется изготовить орнамент в полосе, вполне уместно этот круг использовать в качестве повторяющегося мотива. Только нужно будет заполнить простым мелким орнаментным мотивом получившиеся пустоты.

§1. Возникновения орнамента. Основные понятия.

Орнамент очень древний вид ДПИ. Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Орнамент - это музыка. Ряды его линий похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием.

Орнамент - часть нашей духовной жизни, выражающий по­требность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно стать своеобразным отпечатком психологического склада людей определен­ной эпохи, нации, социального слоя. Каждая народность сохраняла в орнаменте самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастера создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями.

Основные понятия:

· Орнамент (узор) – последователь ное повторение отдельных изобразительных мотивов или их группы.

· Раппорт – повторение части орнамента (группы элементов) без всякого изменения линейных размеров и форм.

· Орнамент может быть раппортным и безраппортным .

Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Изучая орнамент любого из народов, можно глубже узнать его историю, традиции, мировоззрение.

Основные средства выразительности орнамента:

  • Ритм –ритмичное чередование подобных или контрастных элементов.
  • Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
  • Очень важную роль во всех видах творчества играет - колорит гармоническое сочетание цветов и их оттенков.

Классификация орнаментов.

Тип орнамента – классификация орнаментов по особенностям конструкции (полоса, розетка, сетчатый);

Тип орнамента – полоса. Орнамент, располагающийся вертикально, горизонтально или по окружности в виде полосы, ленты. Орнамент в полосе ещё называют: ленточным, гирляндой, фризом.

Тип орнамента – розетка. Розетка (от слова «роза» - центрально симметричный или зеркально симметричный орнамент.

Тип орнамента – сетчатый. Раппортом сетчатого орнамента может быть как полоса, так и розетка, многократно повторяясь они заполняют собой плоскость полностью, как будто затягивают сеткой.

Вид орнамента : классификация орнаментов по особенности изобразительных мотивов (геометрический. Растительный…).

Геометрический орнамент. В основе геометрического орнамента лежат такие изобразительные мотивы как геометрические фигуры и тела (линии, зиг-заги, точки, квадраты, круги, звёзды …).

Растительный орнамент. В основе растительного орнамента лежат изобразительные мотивы флористической тематики (цветы, листья, побеги, бутоны, деревья и т.п.).

Зооморфный орнамент. «Зоо» - животное, «морф» - форма. В основе зооморфного орнамента лежат изобразительные мотивы из царства фауны (животные, птицы, насекомые, фантастические зверосущества и т.п.).

Антропоморфный (человекообразный) орнамент. «Антропос» - человек, «морф» - форма. В основе антропоморфного орнамента лежат изображения фигур людей, человекообразных богов, ангелов, маски.

Шрифтовой (каллиграфический) орнамент. В основе шрифтового орнамента лежат изобразительные мотивы, связанные с буквами, шрифтами, каллиграфией – русская и арабская вязь, буквицы, инициалы, иероглифы и т.п.

Геральдический (символический) орнамент.

В основе геральдического орнамента лежат мотивы, связанные с изображением гербов, эмблем, знаков, символов.

Знак (в искусстве, дизайне) - изобразительная часть логотипа, как правило, включающего также название (письменную - буквенную или иероглифическую - часть, часто также художественно оформленную) маркируемого товара, услуги, организации, мероприятия или персоны.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак

Символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Символ

Герб (польск. herb от нем. Erbe - наследство) - эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну и т. п.). Изучением гербов занимается геральдика.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб

Плетёный орнамент или «плетёнка».

В основе плетёного орнамента (плетёнки) всегда присутствуют изобразительные мотивы плетения, не зависимо от того какие элементы участвуют в орнаменте (растительные, зооморфные и т.п.).

Практическая работа №1:

ПЛЕТЕНЫЙ ОРНАМЕНТ (с элементами зооморфного и антропоморфного) - «тератологический стиль.

Историческая информация (ознакомиться):

Плетёный орнамент в русских книгах появился с появлением книг из Болгарии. Он включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент «балканского типа». Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. «Балканский орнамент» пришел на Русь в XV в., когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного «балканского» орнамента с многоцветной раскраской. И много золота. В книжном орнаменте XIII–XIV вв. появился «чудовищный» стиль. Греческое слово «тератос» – чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента восточно-европейских кочевников эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей. Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля, ювелирные изделия: браслеты и обручи. Использовали в книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

Методические указания:

  • Сделайте копию тератологического орнамента, выбрав образец по своему желанию (интернет, книги, альбомы, карточки).
  • Размер листа А4, габаритные размеры орнамента не более 150х220мм.
  • Техника – ахроматическая графика.

МБУ ДО «ДХШ» г. Городца Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Начальное художественное образование » П резентация для открытого урока по предмету «Композиция» во 2 классе Тема урока: «Растительный орнамент в полосе » Выполнила: преподаватель МБУ ДО «ДХШ» г. Городца Плеханова М.Ю. г. Городец 2017 г.

Растительный орнамент в полосе

« Художник, если он настоящий, подлинный художник, должен чувствовать в природе орнамент.» (М. Врубель)

ОРНАМЕНТ В переводе с латинского « оrnamentum » – «украшение » – это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

СТИЛИЗАЦИЯ – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема. В результате стилизации объект может быть изменен, упрощен, но узнаваем. СТИЛИЗАЦИЯ В ОРНАМЕНТЕ

Трансформация природной формы в декоративную

Ритмами пронизана вся жизнь природы: волны, песчаные дюны и барханы, ритм сердца, суточный, годовой, лунный и солнечный ритмы. Внимательно вглядываясь в формы деревьев, цветов, побегов мы видим застывший ритм ветвления, листорасположения, наблюдаем различные примеры симметрии. Эти ритмы мы можем видеть, слышать, наблюдать. РИТМ

РИТМ - это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой. Ритм придает динамику, ощущение движения в природе и жизни человека. Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Орнамент – часть нашей духовной жизни, выражающий потребность человека к красоте. Но далеко не всегда орнамент был просто украшением. Наши далекие предки отводили орнаменту куда более серьезную роль. Он был не просто рисунком, а символом, знаком, за которым стояло определенное восприятие окружающего мира.

Извилистая линия была символом воды. Круг представлял собой солярный (солнечный) знак. Он олицетворял силу, которая дарила жизнь всему сущему. Крест тоже олицетворял солнце или, позже, был оберегом, противодействующим темным силам зла. Все эти знаки имели оберегающее, защитное значение при размещении их на предметах.

В течении веков складывался определённый стиль разнообразных орнаментов, на которых лежит отпечаток породивших их культур и народов. ОРНАМЕНТ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ И ПРОМЫСЛАХ

1 . Линейный (ленточный) - имеет вид ленты или полосы, он состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Он строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль прямой линии. Виды орнаментов ПО КОМПОЗИЦИИ

2. Сетчатый - повторяющийся мотив заполняет всю декоративную поверхность, развиваясь в двух направлениях: по горизонтали и вертикали.

3. Замкнутый - орнаментальные мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.

построение растительного орнамента в полосе Орнамент в полосе - ритмическая композиция основанная на повторении или закономерном чередовании мотивов, расположенных вдоль кривой или прямой линии. Мотив – первичный элемент орнамента. Раппорт – минимальный размер повторяющегося рисунка + расстояние до соседнего мотива.

СХЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛИНЕЙНОГО ОРНАМЕНТА Определите принципы ритмического построения линейного орнамента на представленных схемах: Повтор Смещение Чередование (по форме, размеру, цвету) Разворот Наложение Зеркальное отражение Группирование (повтор с интервалами)

Выполнение практической работы на тему: «РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ» План выполнения работы: Составление эскиза композиции (декоративная переработка растительных форм, выбор схемы ритмического построения орнамента). 2. Детальная прорисовка мотивов и раппорта орнамента. 3. Выполнение рисунка орнамента согласно эскиза. 4. Работа в цвете (цветовое решение составленной композиции, работа над деталями).

Пример выполнения практической работы на тему: «РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ»

Вопросы: Что такое орнамент? Каково назначение орнамента? Что служит художникам материалом для вдохновения? Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт? Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете? Какие виды орнаментов по композиции вы знаете? Приведите примеры использования созданного вами растительного орнамента в полосе.

Тест по теме «Растительный Орнамент в полосе» Декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема – это: А) орнамент Б) декоративная переработка В) стилизация 2. Узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов - это: А) стилизация Б) орнамент В) ритм

3. Упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой – это: А) стилизация Б) ритм В) узор 4 . Орнамент в полосе - А) ритмическая композиция, основанная на повторении или закономерном чередовании мотивов, расположенных вдоль кривой или прямой линии; Б) узор, заполняющий всю декоративную поверхность, развиваясь в двух направлениях: по горизонтали и вертикали; В) узор, расположенный в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.

5. Мотив – это: А) первичный элемент орнамента; Б) минимальный размер повторяющегося рисунка + расстояние до соседнего мотива; В) повторяющийся элемент. 6 . Раппорт – это: А) минимальный размер повторяющегося рисунка + расстояние до соседнего мотива; Б) первичный элемент узора; В) расстояние до соседнего мотива.

7 . Назовите виды орнаментов ПО КОМПОЗИЦИИ: А) Варианты ответа: линейный, замкнутый, сетчатый

Б) Варианты ответа: линейный, замкнутый, сетчатый

В) Варианты ответа: линейный, замкнутый, сетчатый

Ключ к тесту для самоконтроля: 1 – Б, В 2 – Б 3 – Б 4 – А 5 – А 6 – А 7 – А) замкнутый, Б) линейный, В) сетчатый

Источники: http://oldchest.ru/vyshivka/russkaya-vyshivka-19-20vek / http://www.tvorchistvo.ru/vidy-ornamenta / Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996 Фотографии вышитых изделий из личного архива (художник Плеханова М.Ю.)

Дарья Свибович
План-конспект урока по изобразительному искусству: «Орнамент в полосе»

План-конспект урока по изобразительному искусству

Вид деятельности : изображение на плоскости .

Учебная проблема : композиция.

Тема урока : «Орнамент в полосе »

Цель урока : создание орнамента в полосе с использованием растительных элементов, и с последующим цветовым решением узора.

Задачи :

1. обучающая : предоставить учащимся сведения о ритме, композиции в полосе , равновесии главного и деталей; прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре; учить находить верное цветовое сочетание.

2. развивающая : развивать изобразительные навыки , творческие способности, мышление, чувство цвета, зрительную память.

3. воспитывающая : воспитывать у учащихся колористические умения и навыки, эстетический вкус.

Оборудование для учителя :

1. книги, иллюстрации с использованием орнаментов , растительных элементов, стилизованных растений и цветов.

Оборудование для учащихся :

2. кисти тонкие и толстые.

3. лист бумаги.

4. баночка для воды.

5. карандаш и стерка.

План урока :

1. организационный момент (2-3 мин.)

2. объяснение нового материала (13 мин.)

3. практическая часть (25 мин.)

4. подведение итогов (5 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент : приветствие учащихся, эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку , назначение дежурных, проверка отсутствующих.

II. Объяснение нового материала :

Ребята, давайте вспомним, что такое орнамент ?

(Узор. Это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния).

Как вы считаете, для чего нужен орнамент ?

(Чтобы украшать им вещи. Так они становятся красивее) .

Показ мультимедийной презентации и беседа.

Какие бывают орнаменты ?

(растительные и геометрические)

Орнамент можно располагать в круге, в квадрате, в полосе .

Орнаментом украшают посуду , одежду и многое другое. Например, платки и косынки, сумки, стены и окна домов, и всевозможную домашнюю утварь, (попутно объясняется детям слово «утварь» - означает изделия ручного труда. Исходя из этого значения, к утвари относят посуду- емкости, предназначенные для напитков и пищи, приготовления еды и, в традициях народного творчества, для украшения стола и интерьера, всевозможные шкатулки, украшения. Поэтому утварь - традиционный предмет народных промыслов и художественных ремесел.)

Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы , веточки и цветы, придумывает композицию, и только потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.

Теперь для вашего рассмотрения предлагаются всевозможные растительные элементы, стилизованные растения и цветы, которые после продумывания композиции, компонуются на заданном формате.

III. Практическая часть :

Целью вашего практического задания и будет являться составление орнамента в полосе с использованием растительных элементов и с последующим цветовым решением.

Давайте еще раз повторим с вами основные ключевые моменты выполнения орнамента : ваш лист бумаги должен иметь форму полосы (отмеряем линейкой от каждого угла листа 6 см., и проводим 2 линии) ; далее, делим нашу полосу на равные части ; затем, вы продумываете композицию; далее эту схему вы заполняете придуманными вами растительными элементами. При затруднении в придумывании данных элементов можете обратиться к наглядным пособиям. Затем приступаем к росписи, которую я посоветую вам начать с перекрывания листа или определенных его частей легкой прозрачной краской, не забывая о том, что должно соблюдаться и цветовое равновесие.

Подождите, пока ваш рисунок высохнет полностью. Далее переходите к росписи более мелких деталей. Перед тем как дети приступят к раскрашиванию, обращаю их внимание на то, что необходимо соблюдать цвет геометрических фигур - соблюдение цветового ритма.

На работу вам отводится 25 минут. Приступайте (учитель наблюдает за работой детей, помогает при возникновении трудностей).

Желаю вам творческой удачи!

IV. Подведение итогов :

Устраивается просмотр (дети раскладывают свои работы на парте, проводится анализ рисунков, выставляются оценки).



В продолжение темы:
Мужская мода

Кроме Perfekt (совершенное время) есть в немецком языке и просто прошедшее время – Präteritum (что по-латыни означает прошлое, прошедшее мимо ). Оно образуется при помощи...

Новые статьи
/
Популярные