Современные музыкальные инструменты. Музыка будущего: на чем и как играют в ХХI веке Hyper Touch: сенсорная гитара без струн

Футуристичные инструменты - это авангардные решения музыкантов, в которые они вкладывают и форму, и содержание. Музыканты не отменяют скрипку и рояль, в конце концов, в масштабах истории, их тоже придумали не так давно. Но творческий потенциал и современные технологии не позволяют сидеть на месте. И вот один за другим входят в нашу жизнь ранее неизвестные инструменты. Купить их уже можно в интернет-магазине https://musicbase.ru/ .

1. Харпеджи - это воплощение многолетней мечты тысяч музыкантов, соединить клавишные и струнные инструменты. В 2007 году получилось эту задумку воплотить в жизнь. Этот инструмент может быть на четыре или пять октав. Играя на харпеджи, у исполнителя появляется возможность охватить сразу две октавы, расширяя диапазон своих возможностей.

2. Seaboard GRAND - новый вид синтезатора, появившейся в 1912 году. Это монолитная конструкция. По сути, одна большая клавиша, чувствительная не только к прикосновениям различной силы, но и к скольжению, и к зажиму. Поскольку игровая панель имеет выпуклости, то инструмент отдалённо напоминает пианино.

3. Реактейбл - инструмент, на котором можно играть целой командой, разместившись по кругу над его подсвечиваемой панелью. Реагируя на малейшие прикосновения к планшет-экрану, музыканты могут создавать настоящие шедевры.

4. Континуум - это не генератор звука. Это, скорее, контролёр, способный поддерживать многоголосость музыки. Поменять можно и громкость, и тембр, благодаря плавному перемещению пальцев по рабочей поверхности. Можно переходить с одноголосого режима на равноправные и композиционно-технические голоса.

5. Eigenharp Alpha - то ли саксофон, то ли синтезатор, плюс драм-машина и губная гармошка. Весь этот микс легко разместился на грифе, который совсем не габаритный. Его удобно держать как арфу, а воздух вдувать в специальную трубку.

6. Airpiano- инструмент с бесконтактной клавиатурой. Сенсорная панель, под стеклянной крышкой управляется без каких-либо прикосновений. Музыкант извлекает звук благодаря движеньям рук над поверхностью. Кроме того, Airpiano выступает в роли контролёра и даёт исполнителю подсказки.

7. Лазерная арфа - это современный вариант обычной арфы. Струны заменили лучами, щепки - перекрытием. Правда, поменялся тембр и синтез звука.

8. Гамелеста - это компьютерный инструмент с акустическим звучанием, появившийся в 2011 году. Выглядит он как маленький орган-пробник, а звучит как колокольчик, звук которого синтезирован.

9. Глюкофон - ударный инструмент, далёкий от классического барабана. От его появления прошло чуть больше десяти лет, но он очень полюбился слушателям, из-за своего необычного, завораживающего звучания, располагающего к релаксу. Его звук похож на микс звучания колокола и арфы.

10. Альфа Сфера - инструмент, который покорил сердца музыкантов не новизной генерации звуков, а дизайнерским молодёжным решением. Синтезатор, в виде сферы очень понравился, как элемент шоу. Оригинальность в интерфейсе и звучании сделали этот инструмент достаточно популярным.

«Современные изобретения»: за этими словами, как нам кажется, всегда стоят высокие технологии. Робототехника, нейроинтерфейсы, нейросети. В музыку в ХХ веке пришли электроинструменты и компьютер - и последний, казалось бы, должен был угасить пыл всех изобретателей. Композиторы были обречены просто пересесть за монитор. Но этого не произошло - даже для создателей акустических инструментов сегодня настал ренессанс, ведь в их распоряжении материалы и технологии всех прошедших эпох. Не говоря уже об электрических. Ниже - семь удивительных музыкальных инструментов нового времени.

Ханг

Начнём с самого популярного инструмента, который можно встретить даже у уличных музыкантов. Не в изначальном виде, правда: аутентичный ханг, разработанный на самой границе нового века, в 2000 году, швейцарскими изобретателями Феликсом Ронером и Сабиной Шерер, закончили выпускать в 2014 году. И хотя изобретатели сейчас предлагают аналог с названием Gubal, большинство музыкантов обращается в компании-конкуренты.

Что же такое ханг? Это перкуссионный инструмент в виде двух полусфер из металла, соединённых в диск. По периметру верхней расположены углубления - тональный круг.

Семейством ханга называются инструменты, похожие на него, они же хэндпаны. Сегодня можно найти школу, где обучают игре на хэндпанах, можно связаться и с российскими мастерами, которые их изготавливают. Есть запатентованная российская марка - SpB Pantam.

Ближайший и самый известный собрат ханга - это HANT (have a nice trip) или, в русском переложении, глюкофон. Звучание обоих инструментов называют космическим - а визуально это подтверждается и сходством с летающей тарелкой.

Харпеджи

Ещё один молодой, но перспективный инструмент - это харпеджи, гибрид фортепиано и гитары, по виду вовсе напоминающий цитру. Увидевший свет в 2007 году, он уже успел зазвучать на весь мир: например, в фильме «127 часов », который был номинирован на «Оскар», в том числе за саундтрек.

Это уже меньше похоже на звуки из космоса - зато едва верится, что музыку производит не синтезатор, а электрический инструмент, на котором просто зажимают струну тэппингом.

Колёсная арфа

Это название уже не на слуху, а самому инструменту всего три года: его представили публике в 2013 году. Если изобретатели ханга и его идеологи вдохновляются древними перкуссионными инструментами, то колёсная арфа была разработана по рисункам Леонардо да Винчи - лучше всего сказать «по мотивам», потому что полноценные чертежи до наших дней не дошли.

Звук колёсной арфы обычно описывают как «густую полифонию», похожую на звучание «полноценного струнного оркестра». А работает она так. Колесо вращается педалью, оснащённой электроприводом, а клавиша задействует соответствующую струну, которая приближается к колесу. Оно покрыто канифолью, что имитирует движение смычка.

Wintergatan Marble Machine

Если звучание колёсной арфы показалось вам слишком тяжеловесным, можем предложить инструмент куда более сентиментальный и лёгкий для восприятия. Это, по сути, машина для катания шариков, которые падают на ксилофонные клавиши и производят сказочно-оптимистическую музыку.

Wintergatan - название группы, в которой играет изобретатель этой чудо-машины Мартин Мулин. А если вам показалось, что музыка, звучащая на видео, будто заимствована из «Амели» - не удивляйтесь: с творчеством Яна Тирсена чаще всего и сравнивают музыку Мулина. Ещё со времени жизни такого коллектива, как Detektivbyrån, в котором он раньше играл.

В отличие от предыдущих инструментов, Marble Machine изначально задумывалась как штучный экземпляр. Изобретатель не намеревался пускать машинку в массовое производство: чересчур затратно.

Только для одной такой гигантской музыкальной шкатулки в 2015 году потребовалось две тысячи шариков.

Если вы настолько вдохновились ею и хотите пересоздать своими руками, это сделать, конечно, можно. Инженерную основу можно воплотить по готовым чертежам , доработав их с учётом ксилофонных клавиш. Но работа эта явно для тех, у кого энтузиазма и времени в избытке.

Между прочим, Мулин - изобретатель не только этого инструмента. Выступая с Wintergatan, он испробовал уже и другие, более компактные машинки.

Гамелеста и шарпсикорд

Итак, иногда инструменты рождаются из-за нужд музыкантов, которым оказывается тесно в традиционных формах. Поэтому нельзя не сказать и о Бьорк, известной исландской экспериментаторше в области звука.

В 2011 году её соотечественник, органный мастер Бьоргвин Томассон изобрёл специально для певицы особый инструмент - гамелесту. Название произошло от индонезийского гамелана (оркестра струнных и ударных инструментов) и французской челесты - и представляет собой своеобразный синтез. Хотя управляется гамелеста компьютером, у неё исключительно акустическое звучание, напоминающее в первую очередь колокольчик.

Но гамелеста - не единственный необычный инструмент, звучавший в музыке Бьорк и получивший благодаря ей относительную известность.

Есть ещё и шарпсикорд, созданный Генри Дэггом, - это огромная музыкальная шкатулка с барабаном, вращающимся благодаря энергии от солнечной батареи. В нём проделаны 11 520 отверстий - затыкая их, музыкант программирует мелодию, что весьма затратно по времени: чтобы обеспечить несколько минут музыки, приходится провести целый день за инструментом.

Гидролофон

Эта «водяная флейта» кажется обычным фонтаном и начинает звучать, когда музыкант зажимает пальцами отверстия в трубке - совсем как при игре на обычной флейте. Хотя специалисты отмечают родство гидролофона скорее с пианино и органом, ведь речь о звуке, который издают связанные с этой полостью трубы.

Инструмент изобрели недавно - в 2006 году, но он уже завоевал сердца совсем разной публики: с ним выступают в сопровождении оркестра, и с ним же развлекается любой желающий в крупных парках мира.

Его создатель Стив Манн, профессор Университета Торонто, спроектировал множество вариантов - вплоть до установленного в джакузи. Но самыми «народными» стали гидролофоны в парковых фонтанах и других общественных местах - и это не исключает их оригинальности. Например, в аквапарке Legoland в Карлсбаде (Калифорния) корпус гидролофона выполнен из огромных блоков Lego , а некоторые экземпляры снабжены маркировкой Брайля, чтобы играть могли в том числе слепые и слабовидящие люди.

Самый большой гидролофон расположен перед зданием научного центра в канадской провинции Онтарио. У него есть и своё название - Телускейп, а доступен он всем желающим круглосуточно . Правда, только в тёплый сезон.

Звенящее дерево, поющее море

И, наконец, особая категория инструментов: не для профессиональных музыкантов, не для обычных людей, отдыхающих в парке, а… для природы. Такие инсталляции используют стихию - и стихийно же производят на свет музыку. Поскольку авангард ХХ века значительно расширил значение слова «искусство», в том числе когда речь идёт о музыке - мы можем сказать, что это она и есть.

Яркий пример - Singing Ringing Tree, «дерево» из стальных труб, сооружённое в Восточном Ланкашире (Англия). На нём играет ветер аж с 2006 года.

Есть и подобный ему инструмент, играющий уже от силы прибоя - морской орган. Целых три таких экземпляра расположились в Блэкпуле, Сан-Франциско и в Хорватии. Наиболее известным можно считать третий, построенный в 2005 году в городе Задар.

Гармония мира не знает границ - не знает её и музыкальная гармония. Искусство будет обретать всё новые и новые формы, а красота музыки никогда не перестанет волновать душу. Но есть прекрасное и в смене форм как таковой - в самом стремлении человека к новому.

Технический прогресс не стоит на месте. Привычные для нас сегодня скрипку, гитару или фортепиано, тоже когда-то впервые изобрели. Кто знает, быть может через много лет, какие-то из этих футуристичных инструментов так же станут классическими?


Seaboard.


Инструмент, разработанный лондонской компанией ROLI. Представляет собой некое подобие пианино, на чьей поверхности нет чёрных или белых клавиш. По сути — вся поверхность инструмента и есть одна чувствительная к прикосновениям клавиша. Сиборд даёт практически неограниченные возможности живой работы со звуком — легкими движениями пальцев здесь можно изменять высоту тона, громкость и тембр звучания непосредственно во время исполнения.



Haken Continuum.


Создатель инструмента Липпольд Хакен, профессор электроники и вычислительной техники университета штата Иллинойс. В качестве сенсора инструмент имеет неопреновую рабочую поверхность. Помимо высоты звука, он передаёт два дополнительных параметра, изменяющихся в зависимости от силы давления и положения пальцев по вертикали. Эти параметры могут использоваться для управления различными характеристиками синтеза звука — например, сила давления может изменять громкость ноты, а положение пальцев по вертикали — тембр инструмента. Инструмент поддерживает одноголосый режим и режим с 16-голосой полифонией.



Reactable .


Поражающее воображение детище инженеров-конструкторов из Барселоны. Прежде всего, это нужно видеть — зрелище действительно впечатляющее. В работе реактейбл реализует интересный принцип — так называемый материальный интерфейс пользователя, на который прочие музыкальные инженеры пока что обращают внимание крайне редко. Управление этим инструментом довольно простое и интуитивное. Существует набор различных блоков с отдельно взятыми звуками. Устанавливая их на интерактивную панель можно регулировать звучание в зависимости от их расположения.



Eigenharp Alpha.


По-сути представляет из себя программно-аппаратный гибрид саксофона, синтезатора, драм-пэда и губной гармошки. Инструмент разработан Британской компанией «Eigenlabs» и представляет собой гриф длиной 132 см, который удобно держать как арфу. В верхней части Eigenharp Alpha расположено 120 сверхчувствительных клавиш, а в нижней – 12 «перкуссионных» клавиш, для более жесткого звука. Каждая клавиша реагирует на малейшее движение пальца, вплоть до одного микрона, позволяя регулировать множество параметров игры, как, например, высоту тона, вибрато или частоту среза фильтра! Также на грифе этого необычного музыкального инструмента имеется трубка для вдувания воздуха, как у фагота, и два дополнительных контроллера, выполненные в виде полос.



Noisy Jelly.


Инструмент «просто добавь воды». Разноцветные порошки в любых долях и пропорциях засыпаются в опять же любого рода емкости, затем все это заливается обычной водой, и по истечении десяти минут устанавливается на специальную подставку, подключенную к компьютеру. Каждый порошок отвечает за что-то определенное, например бас или мелодию, а «играть» на получившихся желейных «инструментах» можно любыми частями тела — хоть пальцами, хоть носом.



Misa Digital Kitara.


Снова гибрид, на этот раз синтезатора и гитары. Игра на Kitara осуществляется благодаря большому мультитач дисплею, отображающего шесть цифровых струн и специальным кнопкам на грифе устройства. Есть цифровой вход. Новинка может похвастаться еще и встроенным синтезатором. В общем, перед музыкантом открывается широкий простор для экспериментов.



AirPiano.


Музыкальный инструмент представляет собой длинную сенсорную панель с прозрачной стеклянной крышкой. Звуковой ряд светодиодной панели включает в себя полную октаву. Принцип игры чем-то схож с терменвоксом. Для извлечения звука музыканту достаточно сделать в воздухе, не прикасаясь к самому инструменту, несколько виртуозных движений. Специальная интерактивная платформа идентифицирует движения музыканта и воспроизводит соответствующие ноты. В общем, это волшебство надо видеть!



Лазерная арфа.


Этот необычный музыкальный инструмент — современное воплощение классической арфы. Состоит он из лазерных лучей, принцип работы которых аналогичен с обычными струнами, только они звучат не от щипков, а от перекрытия. Лазерная арфа также может работать как самостоятельный MIDI-контроллер, подключая ее к синтезаторам и MIDI интерфейсам можно получать необычный синтез звука и тембры.



Harpejji.


Инструмент выполнен в виде горизонтально располагаемой доски с натянутыми струнами и матрицей "ладов". Является неким гибридом гитары и клавишного инструмента.



AlphaSphere.


Контроллер, который в 2007 году изобрёл студент из Англии. В принципе, никакого технического ноу-хау в инструменте нет, скорее, это стильное дизайнерское решение — семплер сферической формы с программой, позволяющей «развешивать» звуки по многочисленным пэдам. А уж об удобстве такого подхода — судить музыкантам.


Что может быть удивительного и необычного в вашей гитаре, барабанах или синтезаторе? Разве можно как-то ещё координально усовершенствовать такие привычные музыкальные инструменты? Наш ответ – ещё как можно!

Уже сегодня можно увидеть эти самые необычные музыкальные инструменты будущего. И как раз о таких музыкальных инструментах пойдёт речь в сегодняшней нашей статье.

Наш современный мир неудержимо набирает обороты в сфере новых технологий! Они меняют наши воззрения, наше мышление – они меняют нас! Сегодня «продвинутый» человек должен быстро «ловить волну» iPad-ов, TouchPad-ов, Tablet-ов, Android-ов и тому подобных кибер-новинок, иначе он останется «за бортом». И у меня возник вопрос, как же новые технологии внедряются и синтезируются с такими привычными для нас музыкальными инструментами? На чём же мы будем играть через пару десятков лет? Как будет выглядеть гитара будущего?

Hyper Touch: сенсорная гитара без струн

Первый экспонат из серии необычных музыкальных инструментов будущего - это оригинальный концепт дизайнера-меломана Макса Баттаглиа (Max Battaglia), который продемонстрировал новый подход к традиционной электрогитаре. Вместо струн на грифе этого удивительного музыкального инструмента используется сенсорная панель, которая имеет различные настройки и режимы (например, режимы 6-ти струнной и 12-ти струнной гитары), что, по мнению новатора, даст новые возможности в извлечении звука. Ну, спасибо ему, что хоть форму корпуса этой гитары будущего оставил привычной (и, кстати, вполне естественный рычажок бриджаJ), в отличие от следующего инструмента.

Kitar Guitar

И вот опять, никаких привычных струн, просто какой-то родственник контроллера для Guitar Hero! Но на самом деле, как утверждает Компания Misa Digital, это полноценный музыкальный инструмент - необычный гибрид синтезатора и гитары будущего. Kitara Touchscreen оснащен 8-дюймовым сенсорным дисплеем и кнопками на грифе. По аналогии с синтезатором в памяти инструмента записаны сотни различных звуков. В продаже она появилась уже в конце 2011 года и ее стоимость колеблется от 850$ до 2500$. Что ж, попробовать было бы интересно, дизайн этого очередного необычного музыкального инструмента подкупает.

iTar – гитара будущего

ITar – этот необычный музыкальный инструментбудущего является разработкой компании Starr Labs, представляет собой синтез кнопочного грифа и популярного планшета iPad. Этанеобычная гитара будущего (хотя очень сомнительно применять к этому устройству слово «гитара») может смело выполнять функции и других самых разных музыкальных инструментов – ударных, баса, или клавишных, для которых запускаются специальные приложения. В использовании все довольно просто: на дисплее появляются струны, а футуристический гриф выступает в качестве обычного гитарного грифа. Но, на мой взгляд, это, конечно, игрушка, а не музыкальный инструмент для настоящего музыканта.

Hang Drum

Сегодня уже никого не удивишь электронными барабанными установ- ками, Drum Pad-ами и различными контроллерами, но одна очень занят- ная разработка швейцарской компании «PANART» не перестаёт поражать воображение людей, хотя и была создана ещё в далеком 2000 году.

Hang Drum – это совершенногонеобычный музыкальный инструмент, он же «ручной барабан», внешне напоминает инопланетную летающую тарелку, извлекать звук из этого чудо-устройства можно разными способами. Например, играть кончиками пальцев, ладонью или ее ребром. Состоит этот уникальный музыкальный ударный инструментиз двух соединенных металлических полусфер. Верхняя (звучащая) полусфера имеет 8 тональных зон, которые образуют круг из звуков разной тональности. Эта звуковая волна расходится от верхнего купола от более низкой ноты к самой высокой.

Принцип работы этого уникального музыкального инструмента явился результатом многолетних исследований различных металлических и других ударных из разных стран мира: гонги, колокола, поющие чаши, барабаны индейцев Карибского моря, барабаны уду и др. А главное, никаких правил игры на нем не существует, все что нужно - это руки и любовь к музыке. =)

AIRPIANO

AirPiano, что в переводе озна- чает «воздушное пианино» - это поистине самый необычный музыкальный инструмент будущего. Игра на нем настолько поражает, что кажется - его создал некий иной разум не отсюда… или известный инженер Омэр Йоша (Omer Yosha).

Музыкальный инструмент представляет собой длинную сенсорную панель с прозрачной стеклянной крышкой. Звуковой ряд светодиодной панели включает в себя полную октаву. Для извлечения звука музыканту достаточно сделать в воздухе, не прикасаясь к самому инструменту, несколько виртуозных движений. Специальная интерактивная платформа идентифицирует движения музыканта и воспроизводит соответствующие ноты. В общем, это волшебство надо видеть!

TENORI-ON

Yamaha TENORI-ON - это необыч- ный инновационный цифровой музыкальный инструмент буду- щего. Его создатели: компания Yamaha и японские художники Тошио Иваи и Ю. Ниcибори. Пред- ставляет он собой квадратный дисплей, состоящий из 256 кнопок-сенсоров со светодиодами внутри. С помощью нажатия кнопок вы как бы создаете «аудиокартину» своей музыки.

В основном он обрел популярность среди диджеев и исполнителей-экспериментаторов (например, устройство активно использует на своих концертах Bjork).

EIGENHARP ALPHA

Что получится если собрать такие музыкальные инструменты как саксофон, синтезатор, драм-пэд и губную гармошку в одном инструменте? Eigenharp Alpha! Этот гибрид музыкальных инструментов разработан Британской компанией Eigenlabs и представляет собой гриф длиной 132 см. (который удобно держать как арфу - отсюда и название инстру- мента «само-арфа»), в верхней части которого расположено 120 сверхчувствительных клавиш, а в нижней – 12 «перкуссионных» клавиш, для более жесткого звука. Каждая клавиша реаги- рует на малейшее движение пальца, вплоть до одного микрона, позволяя регулировать множество параметров игры, как, например, высоту тона, вибрато или частоту среза фильтра! Также на грифе этого необычного музыкального инструмента имеется трубка для вдувания воздуха, как у фагота, и два дополнительных контроллера, выполненные в виде полос.

Поддерживается управление «арфой» через MIDI-интерфейс, подключённый к компьютеру. К Eigenharp Alphaприлагается комплект 8 Гб различных сэмплированных инстурментов, ударных и лупов. Стоимость этого музыкального инструмента будущего тоже сверхчувствительная -примерно 5800$!

ЛАЗЕРНАЯ АРФА

Этот необычный музыкальный инструмент – современное воплощение классической арфы! Его не только надо слушать, но и видеть! Поистине впечатляющее зрелище! Состоит он из лазерных лучей, принцип работы которых аналогичен с обычными струнами, только они звучат не от щипков, а от перекрытия. Лазерная арфа также может работать как самостоятельный MIDI-контроллер, подключая ее к синтезаторам и MIDI интерфейсам можно получать необычный синтез звука и тембры. В общем, с таким музыкальным инструментом будущего, как минимум, эффектное «живое выступление» гарантировано!

Новые технологии стремительно завоёвывают мир музыки, развивают, делают его, безусловно, богаче и разнообразней и это замечательно! Но лично мне кажется, никакой гаджет, никакой даже самый необычный музыкальный инструмент будущего, не способен заменить то чувство, когда ты берешь в руки «живой» инструмент и создаешь «живой звук»!

Э волюционные процессы в музыке всегда были напрямую связаны с технологическими. Новые направления зарождались и возникали с открытием новых инструментов или новых способов воспроизведения звуков. Так было не только в прошлом веке, считавшемся эпохой индустриализации и научно-технического прогресса, так было и ранее. К примеру, когда в конце XIX века Клод Дебюсси услышал на парижской Всемирной выставке яванский гамелан, он вдохновился его звучанием и повел модернизм к экзотическим ладам и сонористике. А уже в XX веке, как известно, возникло неимоверное множество жанров. Электрогитара породила рок, синтезаторы – нью-вейв и синти-поп, виниловые проигрыватели и пластинки – хип-хоп, домашние компьютеры – сонм направлений в электронной музыке. Какие направления определят XXI век, на чем будет записываться музыка будущего, какие инструменты произведут революцию в ближайшее время? Возможно, музыку для грядущих поколений уже записывают на одном из тех инструментов, о которых мы вам поведаем далее.

АльфаСфера

Сферическая электронная перкуссия « » воплощает в себе совершенно новый взгляд на будущее музыкальных инструментов и электронной музыки. Прототип этого необычного устройства был разработан студентом Бристольского университета Адамом Плейсом в 2007 году во время его обучения на факультете музыки и визуальных искусств. В надежде создать новый способ взаимодействия музыкантов с программным обеспечением при создании музыки, Адам Плейс в качестве эксперимента превратил традиционный студийный сэмплер в сферу. Изобретатель разместил на шарообразной поверхности мягкие круглые накладки (пэды), нажав на которые можно было извлечь определенные звуки или даже целые фрагменты композиций. Выглядело это настолько эффектно, что создатель «АльфаСферы» получил на развитие проекта грант в 50 тысяч фунтов. После чего английская компания Nu Desine усовершенствовала дизайн для коммерческой версии столь необычной электронной перкуссии и в прошлом году запустила инструмент в массовое производство.

В итоге, на поверхности «АльфаСферы» закрепили 48 чувствительных накладок, с помощью которых осуществляется управление звуком, его объемностью и силой. Ядром устройства является малогабаритный компьютер, что делает инструмент полностью совместимым с другими музыкальными MIDI-системами. Подключается перкуссия к компьютеру или синтезатору через USB провод, который также заряжает инструмент. Приблизительный вес новоиспеченного музыкального чуда 2,5 кг. «АльфаСфера» также имеет внутреннюю подсветку, которая переливается разными цветами в зависимости от силы нажатия по накладкам или ударов по различным пэдам одновременно. У пользователей также есть возможность настроить индивидуальную подсветку устройства и запрограммировать каждую звуковую зону на 8 различных тембров или мелодий, которые затем можно переключать, используя силу нажатия пэда, что позволит создавать новые аудио-рисунки.

Флюид-пиано


Флюид-пиано – чрезвычайно оригинальный инструмент, созданный известным британским композитором Джеффом Смитом. Он близок по звучанию роялю, клавесину и некоторым индийским инструментам (сароду, ситару, сантуру). Темперирован он не так, как фортепиано. Каждая нота здесь имеет уникальное, свое собственное отклонение от стандартной настройки. Инструмент позволяет исполнителю выделить в каждой ноте, в каждом звуке несколько микротонов, в результате чего октава может состоять не из классических 12 нот, а, к примеру, из 50-ти и более. Благодаря этому становится возможным передать те неуловимые оттенки (микротональности), выделить которые при классической темперации, то есть при традиционной настройке рояля невозможно. Такой большой диапазон микротонов весьма актуален для этнической музыки (индийской, африканской, иранской, армянской и т.д.). Инструмент настраивается самим исполнителем до или в процессе исполнения. Благодаря тому, что флюид-пиано предлагает огромное разнообразие режимов настройки, а также возможности свободно изменять темперации во время игры, он открывает новый и неисчерпаемый по своему богатству мир. Одними из первых музыкантов, виртуозно овладевшими техникой игры на флюид-пиано стали молодой индийский пианист, проживающий в Дублине, и юная пианистка из Еревана, обучающаяся в английской Королевской музыкальной академии, Кристина Аракелян.

Харпеджи


Инструмент харпеджи, выпуск которого не так давно начала американская фирма Marcodi, представляет собой гибрид гитары и клавишных. Визуально харпеджи похож на большую цитру. Звук из него извлекают, прижимая струны к панели (в гитарной технике этот прием принято называть тэпингом). Существуют 16- и 24-струнные харпеджи с диапазоном на четыре и пять октав. Несмотря на свой юный век инструмент успел проявить себя в нескольких музыкальных жанрах. На харпеджи играет клавишник рок-монстров Dream Theater Джордан Рудесс. Плавные мелодические переливы этого инструмента звучат в фильме Дэнни Бойла «127 часов» (шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучшую оригинальную музыку к фильму). Харпеджи как на протяжении всей картины, так и в основной теме, написанной индийским композитором Алла Ракха Рахманом и записанной при участии популярной поп-певицы Дайдо. Стоимость инструмента в зависимости от сборки и используемых материалов колеблется от двух до четырех тысяч долларов.

Лазерная арфа


Лазерная арфа является электронным музыкальным инструментом, состоящим из нескольких лазерных лучей, которые нужно перекрывать, по аналогии со щипками струн обычной арфы. Существуют концертные и «кабинетные» модификации этого эффектного инструмента. Соответственно, две основные разновидности это – фреймовая (закрытая) и открытая (безрамочная) арфа.

Фреймовая лазерная арфа представляет собой замкнутую конструкцию, у которой снизу вверх идут лучи лазера, «упираясь» в верхний край этой рамки с фотоприемниками (как в системах лазерной сигнализации или в турникетах метро).

Открытая лазерная арфа – это своего рода ничем не огороженный лазерный «веер», исходящий из лазерного проектора той или иной конструкции. При использовании в помещении лучи просто достигают потолка, на открытых же площадках лучи вообще могут свободно уходить в небо. Принцип работы таких лазерных арф гораздо сложнее и основную роль тут играют специальные сенсоры, расположенные снизу, у ног исполнителя. Эти сенсоры регистрируют световые вспышки от рук исполнителя: когда музыкант накрывает своей ладонью тот или иной луч, его ладонь вспыхивает ярким светом.

Первые лазерные арфы были одноцветными – обычно с зелеными лучами. Связано это с особенностью человеческого зрения: при одной и той же мощности лазерного проектора зеленый свет лазера гораздо лучше виден нам, чем, скажем, красный. Но потом стали появляться двухцветные и многоцветные лазерные арфы.

Двухцветная лазерная арфа была изобретена и изготовлена в 2008 году Маурицио Карелли. Итальянский инженер по программному обеспечению и электронной аппаратуре создал портативную двухцветную лазерную арфу. Она базировалась на слабых (всего 80-100 mW) лазерных лучах. После этого Карелли разработал окончательную и более мощную версию лазерной арфы под названием KromaLASER KL-450. Характерная черта инструмента – сконфигурированная полная октава с зелёными лучами (для любых диатонических нот) и красными лучами (для любых хроматических нот). Во второй половине 2010 года Маурицио Карелли также разработал полную цветовую версию лазерного устройства, полностью «plug & play», не зависящую от дневного света.

Известнейший популяризатор лазерной арфы – французский композитор Жан-Мишель Жарр, который включил ее в свое шоу в Китае в 1981 году, а затем использовал для записи студийного альбома 1986 года «Rendez-vous» (который впервые «вживую» прозвучал на шоу в Хьюстоне в честь 25-летия NASA).

Эйгенхарп Альфа


Этот инструмент, разработанный британской компанией Eigenlabs, представляет собой гибрид синтезатора, цифровой гитары, фагота, драм-машины и губной гармошки. Это музыкальное устройство оснащено 120 сверхчувствительными клавишами для исполнения различных мелодических партий в верхней части регистра и дюжиной «перкуссионных» клавиш внизу. Кроме того, у гибридного инструмента есть клавиши-джойстики (каждую ноту можно подтягивать), духовой синтезатор, ленточный контроллер и встроенный секвенсор. Отличное решение для электронщиков, которые хотят выглядеть на сцене как пришельцы из космоса. Музыкант трансово-эмбиентной группы «Shen» Джон Ламберт разрабатывал эйгенхарп 8 лет и представил публике в 2009 году. Впервые инструмент был выпущен в розничную продажу в 2010 году и сначала покупатели отнеслись к нему довольно насторожено, как обычно и бывает с различными новинками на рынке музыкального оборудования. Зато чуть позже продажи составили около 1500 штук, благодаря чему проект получил довольно внушительные инвестиции, общий размер которых составил 16 миллионов долларов.

Стоит отметить, что инструмент этот не только гибрид, описанных выше видов оборудования, но и вдобавок — синтез программно-аппаратных частей. Для его использования требуется компьютер с программным обеспечением (причем обязательно от Macintosh), и сам инструмент, конечно.

Аррай-мбира


Сама по себе мбира является древнейшим и самым распространенным инструментом в Центральной и Южной Африке, а также на территории Антильских островов. О широкой популярности мбиры свидетельствует обилие названий, которыми она обозначается у различных племен: калимба, цанца, санза, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др.

На резонаторном корпусе мбиры размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. Иногда ее называют «африканское ручное фортепиано» и, как правило, используют в традиционных обрядах. Это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Маленькие мбиры издают совершенно прозрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку, большие – придают неповторимое басовое обрамление живым ритмам африканской музыки.

Мбира с самым большим диапазоном звучания была изобретена совсем недавно и получила название аррай-мбира. Звук, который она издает, отдаленно похож на звук арфы с легким оттенком звучания ксилофона. Классическая 5-октавная аррай-мбира состоит из 150 металлических пластин-язычков, разделенных на 30 групп. Создателями аррай-мбиры являются американские музыканты Билл Уэсли и Уэсли Патрик Хэдли. Им же принадлежит идея создания акустического и электрического варианта инструмента.

Ханг-драм и глюкофон


Ханг-драм – новый перкуссионный музыкальный инструмент инопланетного вида, довольно быстро ставший очень популярным во всем мире. Среди его популяризаторов – Бьорк и Аннушка Шанкар. Ханг состоит из двух соединенных полусфер из азотированной стали и имеет приятный органический звук. Инструмент был создан в 2000 году в Швейцарии Феликсом Ронером и Сабиной Шерер (компания PANArt, Швейцария) в результате многолетнего изучения стальной тарелки и многих других резонирующих перкуссионных инструментов со всего света: гонга, гамелана, гатама, барабанов, колокольчиков, музыкальной пилы.

Заказать или купить ханг-драм в музыкальных магазинах невозможно. Инструмент не производится массово и купить его довольно сложно. Для приобретения нужно написать создателям, рассказать о себе и убедить их в искренности своих музыкальных намерений, а они уже решат, продадут вам этот уникальный инструмент или нет. Если вам повезет и по прошествии от пары месяцев до нескольких лет вам дадут зеленый свет, вы заключите специальный договор с продавцами, препятствующий перепродаже ханга по более высокой цене. А стоит он порядка 1200-1500 евро.

У ханг-драма, получившего в считанные годы безумную популярность, очень быстро появились родственники. Ближайшим из них можно считать хэпи-драм, за которым, из-за интенсивного воздействия на психику человека, закрепилось название «глюкофон». Он по сравнению со своим собратом, не имеет басового отверстия, но издает более долгие звуки, похожие на звуки колокольчика, использующегося в буддистских медитациях. Продавцом перкуссии является Didgeridoo Store. Магазин ранее занимался продажей диджериду (духовые инструменты, представляющие собой длинную бамбуковую трубу), однако его владелец Грэм Доэ был заинтересован в расширении ассортимента. В результате он вложил около свои личные сбережения на разработку глюкофона и в 2009 году начал его массовую продажу. С тех пор компания продала тысячи «глюкофонов» музыкантам, студиям, театральным продюсерам (среди которых создатели мюзикла «Король Лев») и медицинским учреждениям, использующим инструмент в терапевтических целях.

tags

В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные