Старая и новая пинакотеки в мюнхене. Пинакотека, Мюнхен: описание и отзывы. Шедевры Старой Пинакотеки

Мюнхенская картинная галерея «Alte Pinakothek» (Старая пинакотека) известна во всем мире. Пинакотека – этим словом древние греки обозначали хранилище картин. И мюнхенская галерея полностью соответствует этому термину – здесь нет скульптур, старинной мебели или любых других предметов прикладного искусства, которые могли бы отвлечь внимание от представленных картин, позволяя тем самым посетителям полностью сосредоточиться на созерцании.

Старая пинакотека была основана в 1836 году, но история коллекции началась на несколько веков раньше, когда герцог Вильгельм IV заказал у известных художников того времени несколько картин на историческую тему. Например, признанный шедевр, картина «Битва Александра Македонского с царем Дарием», написанная в 1529 году одной из первых вошла в баварскую коллекцию. В последующем правители государства вносили свою посильную лепту, добавляя картины прославленных европейских художников своего времени.

В Старой пинакотеке, как видно из названия, собраны работы величайших мастеров прошлого – от Средневековья до XVIII века. Рембрандт ван Рейн, Эль Греко, Питер Пауль Рубенс, Тициан, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи – это далеко не полный перечень художников, чьи картины украшают стены галереи. Посетители по достоинству оценят мастеров немецкой живописи, представителей голландской школы, изысканных итальянцев и французов, а также собрание фламандской и испанской живописи.

Интересный факт – по воскресеньям посещение галереи было бесплатным, но жители Мюнхена предпочитали устраивать пикники на газоне перед зданием, чем проводить день внутри, рассматривая впечатляющую коллекцию.

Во время второй мировой войны здание пинакотеки сильно пострадало, и было восстановлено только в 50-ых годах прошлого века.

В 1988 году душевнобольной посетитель напал на картины Альбрехта Дюрера, облив их серной кислотой. Преступника задержали, а работы выдающегося немецкого живописца и графика восстанавливали довольно длительное время.

Как добраться до Старой пинакотеки

Попасть в Старую пинакотеку можно: на трамвае № 27, остановка Pinakotheken, метро: U2, станция Königsplatz или Theresienstraße, U3, U6, станция Odeonsplatz или Universität, U4, U5, станция Odeonsplatz, или на автобусе: № 154, остановка Schellingstraße, № 100 остановка Pinakotheken или Maxvorstadt/Sammlung Brandhorst.

Режим работы Старой пинакотеки

Картинная галерея работает каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00; во вторник: с 10:00 до 20:00.

Стоимость входного билета

Цена взрослого билета: 4 евро, льготная: 3 евро, по воскресеньям: 1 евро. Данные тарифы действуют на период реконструкции до 2018 года. Билеты можно приобрести на месте или в интернете.

Официальный сайт

Узнать актуальный телефон или купить билет можно на сайте

Старая Пинакотека, Мюнхен. ox_eye_maria wrote in October 23rd, 2008

СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА.

МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ.

Konigplatz - одна из центральных площадей города Мюнхена, столицы Баварии. Она и пространство вокруг нее являются местом расположения большинства мюнхенских музеев. Это своеобразный город внутри города (как остров Музеев в Берлине). На самой площади друг против друга находятся великолепнейшие классицистические постройки - два музея с собранием античного искусства. Первый так и называется: «Античные собрания», в котором можно познакомится с античной керамикой (например, там находится известнейший килик «Ладья Диониса» Эфрония). А второй музей - легендарная мюнхенская Глиптотека - музей с богатейшим собранием античной скульптуры. Подлинной ценностью является архаическая скульптура с обоих фронтонов храма Афины Афайи на острове Эгина, а также часть антаблемента храма Эрехтейон Афинского Акрополя.

Рядом с этими двумя музеями расположился еще очень интересный музей Lenbach haus (Дом Ленбахов). В нем представлены работы хозяина дома, живопись немецкого реализма и романтизма. Особый интерес представляет экспозиция произведений объединения немецких художников-экспрессионистов « Blau Reiter» («Синий всадник»). В этом отделе музея Ленбаха самое большое в мире собрание работ Василия Кандинского, Пауля Клее, Франца Марка, Аугуста Маке, Габриэллы Мюнтер. На первом этаже посетитель сможет посмотреть любопытные инсталляции и другие примеры постмодернистского искусства.

По обе стороны от означенных музеев стоят три Пинакотеки - гордости Мюнхена: Старая, Новая и Новейшая. В Новейшей Пинакотеке представлены замечательные примеры дизайнерского искусства, а так же живопись, скульптура после 1960 - го года. Эти три Пинакотеки и Глиптотека создают ансамбль, который предлагает панораму искусства с начала европейской истории до наших дней.

О Старой Пинакотеке я хочу особо заострить свое внимание.

Старая Пинакотека.

Эпитет « alte » «старая» или «старшая» Пинакотека получила лишь после создания Новой Пинакотеки, в которой размещены поле поздние картины XIX - XX веков.

Самый значительный вклад в собирании коллекции внес Людвиг I , король Баварский, он обогатил собрание картин старых итальянских и немецких мастеров, а также ранних голландских художников. В дополнение к коллекциям в Шлейссгеймском замке и галерее Хофгартен в Мюнхене, он имел в своем расоряжении богатое наследство династии Виттельсбахов, и, таким образом, у него уже были в изобилии первоклассные работы.

История Старой Пинакотеки началась еще с 1529 года с приобретения шедевра художника немецкого Возрождения Альбрехта Альтдорфера «Битва Иссуса». Королевская деятельность по собиранию картин первоначально была отражена не в специальных коллекциях, разделенных на категории - так, как это делается в наши дни - а в кабинетах с диковинами, которые предназначались для того, чтобы содержать всё, что было в мире художественного или любопытного.

Здание построено по проекту архитектора Лео фон Кленце в стиле Высокого Возрождения (палаццо Питти»). Нынешний облик Старой Пинакотеки в значительной степени является результатом реконструкции, выполненной под руководством архитектора Ганса Доллгаста после Второй Мировой войны.

Герцог и, в последствии, курфюрст Баварии, правящий с 1597 по 1651 года, Максимилиан I числится в ряду самых ранних коллекционеров работ Альбрехта Дюрера, а также других немецких художников эпохи Ренессанса (Кранах, Гольбейн, Альтдорфер и другие). Действительно, ни в каком другом городе нет такой полноты представления живописного наследия Дюрера. Даже в его родном Нюрнберге живописи великого немца немного, в основном экспонируется графика, а в Мюнхенской Пинакотеке посетитель может насладиться огромными залами с живописью Дюрера.

Однако Максимилиан был также коллекционером современного искусства, заказывая работы у Питера Пауля Рубенса. В музее хранятся известнейшие работы фламандского живописца. Это «Рубенс и Изабелла Брант в беседке из жимолости», «Охота на львов», «Похищение дочерей Люкиппоса», «Пьяный Силен», «Малый судный день», «Резня невинных», «Элен Фоурмент в свадебном платье» и другие. Так же отдел фламандской живописи представляют портреты Антониса ван Дейка, знаменитое полотно Якоба Йорданса «Сатир в крестьянском доме» и множество других интересных картин.

Музей славится и замечательными полотнами старых итальянских мастеров: Джотто, Таддео Гадди, Фра Беато Анжелико, Фра Филиппино Липпи, Антонелло да Мессина, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Тинторетто, работы Тициана (в том числе портрет Карла V), Гвидо Рении, Джованни Батиста Тьеполо, Франческо Гварди, Каналетто. Однако хочется особо отметить тот факт, что в Старой Пинакотеке хранятся несколько работ Рафаэля и даже полотно Леонардо да Винчи, его «мадонна с младенцем» 1473 года.

Пинакотека славится и наличием в огромном количестве полотен голландских художников, начиная с Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и кончая работами Рембрандта, Франса Хальса, Адриана Ван Остаде, Яна Стена, Габриэля Метсю, Якоба ван Рейсдала.

Испанский отдел живописи представлен известнейшими полотнами Мурильо с его изображениями детей из бедноты, а также полотнами Веласкеса, Эль Греко, Риберы и Сурбарана.

Залы с французской живописью - лакомый кусочек как для любителей утонченного искусства так и для почитателей строгого академического. Никола Пуссен, Клод Лоррен, Николя Ланкре, Ж. Б. Шарден, Франсуа Буше (его известная «Отдыхающая девушка» и сокровищница - «Портрет маркизы де Помпадур»), Ж. О. Фрагонар, Ж. Э. Лиотар - вот неполный список тех, чьи работы восхитят гостя Старой Пинакотеки.

Король Баварии Людвиг I, будучи еще кронпринцем, сразу после избавления от Наполеона направил всю свою энергию на превращение Мюнхена в столицу его мечты, привлек для этого большое число художников, музыкантов, архитекторов. Их общими усилиями Мюнхен постепенно превращался в «Афины на Изаре» - образец неогреческого классицизма, вид которого будил мысли о величии и славе монарха, владеющего такой прекрасной столицей, величии его народа.

Но самые прекрасные образцы архитектуры могут оставаться холодным камнем, если не осенить их присутствием некой духовной составляющей в виде, например, сокровищницы произведений искусства мастеров различных стран и эпох, собранных поколениями коллекционеров – энтузиастов. Назвать же эту сокровищницу надо всенепременно как-нибудь этак необычно, непривычному уху даже вначале непонятно. Ну, например, «Пинакотека» (Pinakothek) - такой термин молодой король, увлеченно изучающий античность, нашел в рукописях древнеримского архитектора Виртуриуса.

В 1826 году главный архитектор короля Лео фон Кленце приступил к строительству большого здания в малонаселенном мюнхенском пригороде Maxvorstadt, чуть западнее главной строительной площадки на Людвигштрассе, за тогдашней городской чертой, на лугах (в точности, как открытая в 1819 году испанским королем Фердинандом VII в Мадриде галерея «Prado» - «луга» по-испански). Такое расположение нарушало традиции, согласно которым подобные собрания размещались, как правило, во дворцах владетельных особ, где наслаждаться их лицезрением мог очень ограниченный круг высшей аристократии, придворных, богатых людей, но никак не народ, чернь. В противовес этому и в соответствии с духом времени Людвиг I считал обязанностью просвещенного монарха приобщение народа к искусству, стремился продемонстрировать демократическую открытость, доступность. Вход в музей по воскресеньям долгое время был бесплатный.

Вместе со знаменитым архитектором в возведении здания для музея деятельное участие принимал первый директор галереи Иоганн Георг фон Диллис. В процессе их плодотворного сотрудничества были рождены и применены на практике многие новаторские идеи.


Структура здания, планировка внутренних помещений была выстроена с точки зрения его функционального назначения. Архитектор стремился избежать стереотипной помпезности, использовал стиль высокого Ренессанса, чтобы создать архитектурную форму, вмещающую произведения искусства в их исторической ретроспективе. Внутреннее пространство галереи было разделено на большие залы и небольшие, кабинетные помещения с изобильным дневным верхним светом, высвобождающим вертикальное пространство стен для картин и обеспечивающим неслепящее освещение. Выставочные залы Пинакотеки отличаются аскетизмом оформления, скупостью убранства. В них нет каких-либо декоративных элементов, скульптур, предметов старинной мебели, не относящихся к экспозиции и отвлекающих, рассеивающих внимание. Только живопись.


Вслед за Лувром было применено разделение экспозиции на «школы», периоды и страны, чтобы гарантировать объективный и справедливый показ достижений художников, которые работали в разное время и разных условиях. Уже тогда при строительстве были использованы стандарты сохранности, действующие и поныне: постоянные условия окружающей среды (температура, влажность), защита от пыли.

В 1836 году Пинакотека была торжественно открыта. Чем же заполнили все эти большие и удобные залы?

Огромное собрание живописных полотен уже долгое время ждало своего часа. Людвиг I вместе с короной унаследовал и все богатство, накопленное в течение столетий его предшественниками, представителями различных линий и ответвлений правящего рода Виттельсбах, размещенное в замках и дворцах Мюнхена, Шлайссхайма, Дахау.

Начало этой коллекции положили герцог Вильгельм IV и его супруга Якобея Баденская, которые в 1528 году решили украсить мюнхенскую Резиденцию циклом картин, рассказывающих о подвигах различных героев. Они хотели всего лишь развесить в залах дворца назидательные изображения, выражающие идеи морали. Однако именно этот цикл оказался стержнем последующего богатейшего собрания, а в дальнейшем и Пинакотеки.

В 1598 году каталог коллекции уже насчитывал 778 живописных картин.

Курфюрст Максимилиан I, правивший с 1597 по 1651 год, был одним из самых первых коллекционеров работ Альбрехта Дюрера и других немецких художников эпохи Ренессанса. Он целенаправленно заказывал картины у современного ему Питера Поля Рубенса.

Значительно расширилась коллекция в период правления Максимилиана II Эммануэля (1679 – 1726 годы). Некоторое время он был наместником в испанских Нидерландах и воспользовался этим для приобретения крупного частного собрания фламандских мастеров. Свыше тысячи картин собрал Макс II Эммануэль в Шлайссхаймском Новом замке.

Курфюрст Иоганн Вильгельм Пфальцский (1690 – 1716 годы) разместил в своем имении в Дюссельдорфе небольшую, но отборную коллекцию, включавшую шедевры Ван Дейка, Иорданса, Рембрандта.

В 1798 году курфюрст Карл Теодор (1777 – 1799 годы) переехав из Маннгейма в Мюнхен, забрал с собой и 758 картин, в основном голландских и фламандских художников XVII века.

Король Баварии Максмилиан I Иосиф (1799 – 1825 годы) также плодотворно занимался собирательством, добавив в коллекцию более двух тысяч картин. В 1806 году он унаследовал Дюссельдорфскую галерею, считавшуюся одной из самых великолепных в Европе, и передал её в Мюнхен.

Одним из результатов наполеоновской секуляризации церковного имущества 1803 года явилось существенное прибавление мюнхенской коллекции. В нее передали более 1500 картин.

Людвиг I в свою очередь внес значительный вклад в создание общего собрания приобретением итальянской, голландской живописи, коллекций Оттинген-Валлерштайна, Буассере.

В последующие годы, вплоть до настоящего времени, приобретались также множество значительных работ. Огромную помощь в деле расширения и обновления коллекции оказывали и оказывают в настоящее время различные финансовые предприятия Мюнхена.

Представленная в Пинакотеке огромная экспозиция включает в себя работы мастеров, созданные в период от Средневековья до примерно конца XVIII века. Она разбита на разделы:

  • ранняя голландская живопись – плодотворный в художественном отношении период с середины XV века до двадцатых годов XVI века. Влияние двух северных провинций современной Бельгии – Фландрии и Брабанта – было в то время господствующим. В городах Брюгге, Генте, Брюсселе, Лувэне, Антверпене процветали торговля, ремесла и искусство. Рогиер ван-дер-Вейден, Деррик Боутс, Ганс Мемлинг, Жерар Давид, Иеронимус Босх, Андриан Изенбрант, Лука-ван-Лейден – вот имена авторов произведений этого раздела.
  • немецкая живопись – это самая обширная коллекция немецкой живописи позднего периода готики и периода творчества Дюрера с XIV века до XVII века. Лучше всего представлены живописцы периода наибольшего расцвета немецкого искусства в XV – XVI веках. В их числе: Альбрехт Альтдорфер, Михаэль Пахер, Бартель Бехам, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах-старший, Ганс Буркмайер, Ганс Гольбейн-старший, Стефан Лохнер, Адам Эльшайнер, Иоганн Лисс, Питер де Витт, Георг Флегель.
  • итальянская живопись - этот раздел невелик, но выделяется непревзойденным мастерством художников большого периода XIII – XVII веков: Леонардо да Винчи, Либерале да Верона, Антонелло да Мазина, Тициан, Тинторетто, Рафаэлло Санти, Джованни Батиста Тьеполо, Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли.

  • голландская живопись . Бурное развитие голландской живописи последовало непосредственно за освобождением от испанского владычества протестантских провинций Нидерландов в самом начале XVII века, в период политического и экономического роста. Пинакотека располагает одной из самых больших коллекций голландского искусства в мире. Здесь можно увидеть работы художников: Рембрандт ван Рейн, ван дер Верфф, Ян Веникс, ван дер Неер, Абрахам Блоемерт, Питер Ластман, Якоб ван Рейсдаль, Франс фон Миерс, Эсаиас ван дер Вельд, Питер Ханс Заенридам, Франс Халс, Герард тер Борх, Иммануил де Витт
  • фламандская живопись . Здесь представлено фламандское барокко XVII века. Центральное место занимает крупнейшая в мире коллекция картин Питера Поля Рубенса, состоящая в основном из тех, что были заказаны Рубенсу Максимилианом I и его шурином Вольфгангом Вильгельмом Пфальцским. Кроме того, в этом разделе можно увидеть картины Питера Брейгеля старшего, Яна Брейгеля старшего, Якоба Иорданса, Абрахама Янссенса, сэра Антони Ван Дейка, Адриана Браувера, Яна Сиберехтса

  • испанская живопись . В самом малочисленном разделе выставлены только 22 картины. Однако здесь представлены все значительные матера, поэтому его можно считать полным: Бартоломе Эстебан Мурильо, Пантойя де ла Круз, Эль Греко, Диего Родригес де Сильва Веласкес, Хосе де Рибера, Франциск де Сурбаран.
  • французская живопись . Баварские правители имели тесные политические связи с Францией, даже кровные узы. Однако французскую живопись они собирали на удивление мало, поэтому французский раздел немногочислен. Вот имена французских мастеров, чьё искусство представлено в Старой Пинакотеке: Франсуа Буше, Клод Лоррен, Себастьян Бордон, Николя Пуссэн, Мариус Квентин де ля Тур, Жан Батист Грез, Жак Луи Давид, Эсташ ле Сюр, Николя Ланкре, Жан Батист Жозеф Патер, Жан Оноре Фрагонар, Хьюберт Робер.

Первоначально посетители входили в Пинакотеку с восточной стороны здания по крыльцу, украшенному львами. При восстановлении в 1952 – 1957 годах сильно пострадавшего во время войны здания главный вход был организован со стороны северного фасада. Восточное крыльцо теперь используется для входа в залы специальных выставок, расположенные на первом этаже.


В ходе образования Королевства Бавария в самом начале XIX века была произведена административная реформа, в рамках которой учредили центральное административное управление - Баварское Государственное собрание картин (Bayerische Staatsgemäldesammlungen). Оно и поныне существует и плодотворно работает, заботясь о произведениях искусства, принадлежащих государству.

Огромное количество произведений живописи вынудило провести некоторую децентрализацию, организацию «галерей-филиалов», что сохраняется до сих пор.

После закладки в 1853 году королем Людвигом I Новой Пинакотеки уже действующая галерея получила название «Старая Пинакотека». Она стала ядром, вокруг которого постепенно был создан уникальный район Мюнхена, известный по многочисленным путеводителям как «Музейный квартал». В пределах шаговой доступности любителям искусства сегодня предоставлена возможность посетить большое число музеев и выставочных площадок:

  • Старая Пинакотека – европейская живопись XIII – XVIII веков.
  • Новая Пинакотека – европейская живопись и скульптура XVIII – XIX веков.
  • Пинакотека современности – мировая живопись, скульптура и фотография XX – XXI веков, произведения дизайна, графики, архитектуры.
  • Дворец Дюркхайм – Центр распространения искусств.
  • Турецкие ворота – площадка для художественных выставок.
  • Музей Брандхорста – частная коллекция современной живописи.
  • Глиптотека – древнегреческая, римская и этрусская скульптура.
  • Государственное античное собрание – древнегреческие, римские и этрусские вазы, ювелирное искусство, искусство малых форм.
  • Городская галерея в доме Ленбаха (Ленбаххаус ) – старая мюнхенская живопись, группы «Синий всадник» (В.Кандинский) и «Новая вещественность», мировая живопись и скульптура XX – XXI веков.
  • Государственное графическое собрание – мировая графика от Ренессанса до современности.
  • Музей копий классической скульптуры.

Как доехать до Старой Пинакотеки

Как можно заметить, на карте-схеме Музейного квартала станции U-bahn линии U2 – «Theresienstraße» и «Königsplatz» и линий U3/U6 – «Universität» и «Odeonsplatz» образуют трапецию, в фокусе которой хорошо видна Alte Pinakothek. От любой станции метро дойти к ней можно пешком минут за десять. Кроме того, в центр Музейного квартала можно доехать на автобусах №100 и №154, или трамваем №27.

Адрес: Германия, Мюнхен
Дата основания: 1836 год
Начало строительства здания: 1826 год
Окончание строительства здания: 1836 год
Координаты: 48°08"53.8"N 11°34"11.9"E

Содержание:

Краткое описание

Столица Баварии славится на весь мир своими роскошными замками, дворцами и резиденциями. Достопримечательностей и памятников истории и архитектуры в уютном Мюнхене просто не счесть.

Одной из главных его достопримечательностей является Старая пинакотека, посетить которую мечтают сотни тысяч ценителей живописи по всему миру. Многие туристы довольно часто задают своим гидам вопросы: «Что вообще означает слово пинакотека? Почему бесценные полотна художников хранятся в здании, носящем странное, на первый взгляд, название?». Ответы на все вопросы, связанные с музеем картин в Мюнхене, довольно прозаичны: пинакотека – это греческое слово, которое можно дословно перевести на русский язык, как «хранилище для досок или картин». Дело все в том, что первая часть слова обозначает в греческом языке и «доску», и «картину», однако во всем мире пинакотеками принято называть именно коллекции живописи.

К слову, в Мюнхене есть не только Старая, но и две Новых пинакотеки. Из названия становится понятно, что в Старой пинакотеке, о которой, собственно, и пойдет речь, хранятся произведения художников, живших во времена Средневековья и до 18-го века. А вот в новых пинакотеках хранятся картины, принадлежащие кисти мастеров, живших уже в 19-20-хх веках и даже наших современников. Перед тем, как рассказать об истории, архитектуре, внутреннем интерьере здания и о наиболее ценных экспонатах, хранящихся в нем, хотелось бы уточнить, что пинакотеки есть не только Мюнхене, но и в Ватикане , Болонье и многих других европейских городах.

Если быть предельно точным, то можно сказать, что пинакотека в Мюнхене обозначает даже не само здание музея, а коллекцию картин, стоимость которых просто невозможно установить. По мнению современных искусствоведов полотна Рафаэля, некоторых немецких художников просто бесценны и не имеют права находиться в одной из частных коллекций, они должны принадлежать народу. «Народу Баварии!», - уточняют гордые жители Мюнхена. Естественно, в этом нет ничего удивительного, ведь огромная коллекция картин, известная во всем мире под названием Старая пинакотека в Мюнхене, была собрана по большей части представителями легендарной династии Виттельсбахов , которые на протяжении 700 лет правили Баварией. Один из ее потомков по-прежнему живет во дворце Нимфенбург , залы и комнаты которого также являются настоящими произведениями искусств.

Старая пинакотека в Мюнхене - история коллекции и строительство здания

Свою длинную историю уникальная коллекция картин ведет еще со времен правления Вильгельма IV, который заказал известным художникам написать полотна, относящиеся к древней истории человечества. За работу в 1529 году взялись гениальные художники Фазелен, Альтдорфер, Бехам, Брёя и Бургкмайр. На первой картине, с которой и началась коллекция, было изображено легендарное сражение между Александром Македонским и Дарием. Написал эту прекрасную картину, которая и до сих пор продолжает радовать ценителей прекрасного, художник Альтдорфер, уже успевший на тот момент прославиться своими полотнами религиозной и военной тематики.

К слову, именно Альтдорфера современные специалисты считают основоположником и самым ярким представителем, так называемой, «школы Дунайской живописи». Как известно из документов, рассказывающих об истории коллекции, Вильгельм IV был настоящим ценителем произведений искусств, и кроме заказанных картин приобрел полотна работы Альбрехта Дюрера.

Как уже говорилось выше, Вильгельм IV лишь положил начало огромной коллекции, которую в наши дни может увидеть любой желающий. После него коллекция постоянно пополнялась: во времена, когда Пфальц был объединен с Баварией, для пинакотеки были отобраны лучшие картины из других городов, которые чудом удалось спасти во время захвата Дюссельдорфа, Манхайма и Цвайбрюкена французскими войсками.

В 19-м веке коллекционирование прекрасных полотен продолжил король Людвиг I, которого и по сей день считают настоящим искусствоведом. Он лично принимал участие в работе по систематизации, уже огромной к тому времени коллекции, и продолжал приобретать самые лучшие и самые ценные картины не только в Германии , но и по всему Старому Свету . Удивительно, но баварский король, который наслаждался великолепными полотнами в своем дворце, принадлежащим кистям величайших художников, осознавал, что вся эта красота и великое искусство не должно принадлежать только ему.

Людвиг I – один из немногих правителей, который безмерно любил свой народ. Чувство эгоизма никогда не было присуще Людвигу I, и он поручает талантливому архитектору Лео фон Кленце разработать план здания музея, в котором бы можно было выставить на всеобщее обозрение шедевры живописи. В 1826 году началось масштабное строительство здания, которое и получило впоследствии название «Старая пинакотека» . Стоит отметить, что все работы были завершены в рекордно короткие для тех времен сроки: уже в 1836 году в новое здание стали переносить из королевского дворца первые картины. Желая привить своим подданным чувство прекрасного, король издает указ, что в каждое воскресенье вход в пинакотеку будет свободным. Справедливости ради стоит отметить, что жители Мюнхена не спешили увидеть картины, большинство из них были безмерны рады тому, что на живописной лужайке перед входом в пинакотеку им позволялось проводить шумные пикники.

Вторая Мировая война, во время которой пострадала большая часть памятников истории и архитектуры Германии, не обошла стороной и Старую пинакотеку в Мюнхене. Бомбардировки, попадания снарядов и пуль серьезно разрушили здание музея. Практически все картины во время кровопролитных боев, проходивших на территории Германии, были надежно спрятаны. Здание Старой пинакотеки удалось полностью восстановить реставраторам только в 1957 году. Работы продолжались более пяти лет.

Нет ничего удивительного в том, что музей, в котором находилась бесценная коллекция картин, так долго ждал своей очереди на реставрацию. После страшной войны пришлось из руин восстанавливать и Рейхстаг , Шарлотенбургский дворец и другие, не менее значимые для каждого немца, памятники. Однако те страшные времена уже остались в далеком прошлом, и сейчас старая пинакотека является одним из самых интересных мест для жителей Мюнхена и десятков тысяч туристов, приезжающих осмотреть достопримечательности столицы Баварии.

Старая пинакотека в Мюнхене - бесценная коллекция

В наши дни, посетитель, пришедший в здание Старой пинакотеки, может побывать в 19 огромных залах и 49 (!) кабинетах , в которых выставлены те самые уникальные картины, собиравшиеся на протяжении многих веков династией Виттельсбахов. Почти 700 картин доступны для ознакомления, среди этого огромного количества произведений искусств и полотна Рафаэля, и та самая первая картина из коллекции, в которой Александр Великий бился с Дарием. Описать все экспонаты коллекции, естественно, в одном материале не получится. Стоит лишь отметить, что в собрании картин широко представлена Испанская и Французская живопись, Голландская и Итальянская живопись и, конечно же, самой обширной является коллекция полотен, написанных немецкими художниками. Как уже говорилось выше, Старая пинакотека в Мюнхене в своих стенах хранит только картины, написанные до 18-го века .

Отдельного внимания заслуживает картина, названная «Мадонна с гвоздикой». Наверное, это один из самых ценных экспонатов, хотя, будет не лишним повториться, оценить в денежном эквиваленте полотна из Старой пинакотеки невозможно. Полотно «Мадонна с гвоздикой» была тщательно изучена специалистами при помощи ультрасовременных технологий и, как оказалось, она принадлежит самому Леонардо да Винчи. Как только эта новость облетела мир, в Мюнхен устремилось множество поклонников гениального художника и ученого, ведь согласно официальным данным, эта картина является единственной в Германии, которую написал Леонардо да Винчи.

При описании Старой пинакотеки нельзя не остановиться и на работах Альбрехта Дюрера, самыми знаменитыми из которых являются его собственный автопортрет и картина под название «Четыре апостола». Есть в Старой пинакотеке Мюнхена и «страшное место», возле которого практически всегда можно встретить огромные толпы туристов. На этом месте висит картина под названием «Страшный суд», принадлежащая кисти Иеронима Босха, получившего уже при жизни прозвище: «профессора кошмаров». Это полотно, выполненное в темных тонах, заставляет задуматься о жизни после смерти, многие туристы утверждают, что при его осмотре мурашки покрывают все тело. Ужасные чудовища, которых смог воплотить на картине Босх, терзают грешников. Искусствоведы говорят, что все монстры, изображенные на «страшном суде», это воплощение настоящих кошмаров, терзавших многих людей. Наверное, Босх, еще в далеком 1480-м году, по рассказам своих знакомых воспроизводил на холсте их самые страшные видения.

Пинакотека (Мюнхен) — одна из известнейших картинных галерей мирового уровня, в которой представлено более 700 живописных шедевров 14-21 столетий, которые написали самые знаменитые мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Дюрер, И. Босх, Альтдорфер, В. Тициан, С. Боттичелли, Ф. Гойя и др.

История создания коллекции

Старая пинакотека в Мюнхене (Alte Pinakothek) — это популярный и известный музей, в котором находится 9 тыс. картин художников Европы 14-18 веков. Отличительная особенность музея происходит от его названия. Пинакотека (греч. «картинная галерея») — место, где выставляются исключительно картины.

Коллекцию живописных полотен начал собирать в 1528 году баварский герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах, который захотел украсить летний павильон своей мюнхенской резиденции картинами по историческим мотивам. Самой первой была написана «Битва Александра», посвященная сражению Александра Македонского с персидским войском царя Дария. Затем коллекцию стали пополнять и другие члены семьи Виттельбахов.

Уже к концу 17 века собрание по своей значимости становится одним из выдающихся в Европе. В частности, к нему прибавились работы фламандских художников, которые собрал баварский курфюрст Макс Эммануил (1679-1726).

К началу 18 века музей уже имел произведения выдающихся живописцев Италии, Испании, Германии и Нидерландов. Затем произошло дальнейшее увеличение коллекции:

  • в 1777 г. к нему присоединены картины из Мангеймской галереи;
  • в 1803 году — 1 500 произведений живописи, которые ранее находились в церквях и монастырях;
  • 1806 г.— добавлены коллекции Дюссельдорфа и произведения из замка Карлсберг.

Для размещения картин был построен отдельный зал во дворце Шляйсхайм.

Строительство здания Пинакотеки

Годы правления Людвига I Баварского (1825-1848) — знаменательный период в истории Мюнхенской галереи. В это время им были приобретены известные работы немецких и нидерландских художников 15 в., итальянские полотна эпохи Ренессанса.

Для размещения такой богатой коллекции уже назрела необходимость в сооружении специального здания и размещения там произведений в хронологическом порядке.

Людвиг I решил, что его частное собрание произведений искусства достойно стать достоянием общественности, чтобы Мюнхен считался известным в мире центром живописи и других искусств.

План галерейного здания был спроектирован архитектором Лео фон Кленцем в стиле Ренессанса. Торжественная закладка фундамента здания произошла в апреле 1826 г. в день рождения любимого Людвигом художника Рафаэля Санти. Король Баварии распорядился назвать музей греческим словом «пинакотека».

Старая Пинакотека (Мюнхен) была построена уже к 1836 г., и тогда же Людвиг издал указ о бесплатном посещении всеми желающими музея в воскресные дни. Однако первые годы горожане не столько посещали музей, сколько устраивали на лужайке перед галереей пикники.

В старой Пинакотеке располагаются исключительно произведения живописи, начиная от Средних веков и заканчивая эпохой Просвещения. Здание ее довольно мрачное и серое, внутри залы также почти ничем не украшены. Полное отсутствие убранства сделано специально для того, чтобы посетители не отвлекались от главной цели посещения музея — созерцания шедевров мирового искусства живописи.

На протяжении 19-20 веков коллекция Пинакотеки продолжала расширяться за счет приобретения произведений живописи тех времен, для которых было построено в 1853 г. здание новой Пинакотеки.

Война и восстановление музеев

В годы 2-й Мировой войны Пинакотека (Мюнхен) сильно пострадала при налетах англо-американской авиации. Сами картины уцелели, т. к. были заблаговременно сложены в подземных убежищах. Здание старой Пинакотеки восстановили только к 1963 году.

А вот здание новой Пинакотеки (см. фото) разрушено было почти полностью, и восстановить его не представлялось возможным. Новую Пинакотеку полностью перестроили по проекту архитектора А. Бранкаса, и открылась она только в 1981 году.

Здание необычное, имеет множество эркеров и полуциркульных оконных арок, которые в свое время вызывали общественные споры и различные мнения. Однако внутри залы великолепны, особенно получило положительные отзывы предусмотренное архитектором верхнее освещение.

Сейчас здесь выставлено 550 картин и скульптуры 19-20 веков.

Коллекции старой Пинакотеки

Экспозиция размещена в двухэтажном здании, на первом этаже которой в левом крыле происходят временные, часто меняющиеся выставки. Среди живописцев, которых представляет старая Пинакотека (Мюнхен),— картины фламандских и немецких художников 15-17 вв.: П. Брейгеля, Л. Кранаха и др. (правое крыло).

На втором этаже — коллекции северного Возрождения: картины голландца Л. ван Лейдена, Рембрандта; Дюрера и С. Лохнера; итальянских мастеров Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи; фламандских Ван Дейка, Рубенса.

В правом крыле можно увидеть коллекции живописи эпохи Барокко и Рококо, среди которых Эль Греко и Мурильо, а также другие итальянские, французские и немецкие художники.

Шедевры Старой Пинакотеки

Многие произведения известных художников представляет старая Пинакотека (Мюнхен): шедевры 15-18 веков, каждый из которых имеет свою историю.

Например, картина «Мадонна с гвоздикой» была случайно куплена у торговца, и только позднее выяснилось, что она принадлежит кисти юного Леонардо да Винчи. Сейчас это единственное полотно мастера, находящееся на территории Германии. Цветок гвоздики, который держит Дева Мария, — символ бессмертия.

Работы Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур» (1758) и «Отдыхающая девушка» (1752) изображают фаворитку Людовика 15-го, которая была знаменитой красавицей с безупречным вкусом, и Луизы О"Мерфи, придворной дамы, которая в будущем также стала фавориткой короля.

Работы ван Дейка «Автопортрет» (1619) и «Сусанна и старцы» (1622), мастера придворного портрета и религиозных картин.

Произведение П. Рубенса «Страшный суд» (1617) повествует о важном событии: когда люди с рассказом о своей жизни, допущенных грехах и больших достижениях предстают перед Богом, чтобы определить свою дальнейшую судьбу — путь в рай или ад. Это одно из самых больших полотен в мировой истории размером 610 х 460 см, под которое специально спроектирован зал музея.

В картине «Смерть Сенеки» (1613) знаменитый нидерландский художник П. Рубенс рассказывает об историческом факте, произошедшем с известным мыслителем Сенекой, которому в наказание за предательство приказал покончить жизнь самоубийством. достойно выслушал это решение и вместе с женой приготовился принять свою смерть.

Новая Пинакотека: история

Новая Пинакотека в Мюнхене была основана в 1846 г. в качестве продолжения старой и вначале содержала произведения искусств 18 века. Король Греции Отто продолжил дело своего отца и сформировал экспозицию из работ художников мюнхенской живописной школы. Известный пейзажист К. Ротман специально для галереи написал 23 больших полотна с изображением и посвящением Греции.

В 1909 г. в коллекцию были добавлены работы французских импрессионистов (Сезанн, Мане, Гоген и др.).

В новой Пинакотеке собраны произведения искусства 19-20 веков эпох романтизма, классицизма и реализма. Всего в запасниках находится 3 000 картин и 300 скульптур, из которых в 22 залах выставлено 550 живописных полотен и 50 работ скульпторов.

Картины новой Пинакотеки

Самые знаменитые шедевры, которые представляет новая Пинакотека (Мюнхен), — картины:

  • «Ваза с подсолнухами» В. Ван Гога (1888) — является изображением символа оптимизма и творческой мысли человека, подарок зрителю небольшого кусочка солнца.
  • «Бедный поэт» К. Шпицвега (1839) — описывает беспорядок и странную обстановку в жилище одинокого поэта, увлеченного своим творчеством настолько, что не видит окружающей его обстановки.

  • «После штормовой ночи» Ю. К. К. Даля (1819) — картина пропитана последствиями крушения, оставшимися после шторма, и, вместе с тем, воспевает возрождение в виде луча света.
  • «Дон Кихот» Оноре Домье (1868) символизирует одиночество героя, которого художник специально написал без лица.

Пинакотека современности

Третья, самая современная часть галереи (открыта с 2002 года) — Пинакотека современности (Мюнхен), которая посвящена сегодняшним искусствам. Она включает 4 самостоятельных музея:

  • Коллекция произведений современного искусства, входящая в Баварское собрание живописи.
  • Государственный музей прикладного искусства.
  • Архитектурный музей — рассказывает, в основном, о 19-21 вв., экспозиция часто меняется (500 тыс. чертежей и планов, созданных архитекторами в разное время, а также 100 тыс. фото архитектурных решений).
  • Государственное графическое собрание Мюнхена (350 тыс. гравюр и 45 тыс. чертежей).

Здание Пинакотеки современности возведено по проекту архитектора Ш. Браунфельса на частные пожертвования. Оно просторно и светло, в центре его — двусферная ротонда, в двух направлениях от которой расходятся широкие лестницы, направляющие посетителей к экспозиции.

В подземной части располагается дизайнерская коллекция, на 1-м этаже представлена архитектурная и графическая коллекции, а также временные выставки.

Западное крыло содержит собрание классического модерна, восточное — рассказывает о направлениях современного искусства: экспрессионизм, кубизм, фовизм, баухауз, сюрреализм, поп-арт, минимализм и др.

Все коллекции были собраны во второй половине 20 века как пожертвования коллекционеров, переданных в подарок музею. Последний дар — собрание немецкого и североамериканского искусства 1960-90х гг. — был передан в 2006 г. Э. и М. Штоффелями.

В коллекции представлены работы знаменитых художников: А. Матисса, Ф. Леже, Сальвадора Дали, П. Пикассо и др. Также здесь есть зал с фотоработами современных фотографов.

Пинакотеки в Мюнхене: часы работы, цены

Все три Пинакотеки расположены недалеко друг от друга, в воскресенье действует цена 1 €, но в этот день музеи переполнены туристами.

Адреса: улица Barer Straße 27, 29, 40, Мюнхен (Пинакотека). Часы работы:

  • Старая — 10.00 до 18.00, вторник до 20.00, выходной понедельник.
  • Новая — 10.00 до 18.00, среда до 20.00, выходной вторник.
  • Пинакотека современности — с 10.00 до 18.00, в четверг до 20.00, без выходных.

В обычные дни стоимость в Пинакотеке различается:

  • Старая — цена билета 4 €.
  • Новая — 7 €.
  • Пинакотека современности — 10 €.


В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные