Старт в науке. Урок-исследование по литературе «Маленький человек»: тип или личность? (по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского) Маленький человек или творческая личность

Все творческие люди обладают общими чертами и моделями поведения. Сможете ли вы узнать себя в этом списке из 19 пунктов?

1. Их ум никогда не отдыхает

Творческий ум – беспрерывно работающая машина, которая все время подпитывается любопытством. Нет возможности поставить на паузу или отключить его. Это позволяет непрерывно искать новые .

2. Они оспаривают установленные стандарты

Есть два вопроса, которые творческие люди задают чаще остальных: «а что, если…» и «а почему бы не…». Мало людей, способных подвергнуть сомнению установленные нормы и бросить себе вызов изменить их. Творческие же люди готовы идти на это. Они не позволяют страху остановить себя.

3. Они ценят свою индивидуальность

Люди творческого склада ума предпочитают быть настоящими, нежели популярными. Они верны себе, не следуют за идеями других. Они в первую очередь стремятся реализовать своё видение, даже если окружающие не понимают их.

4. Им сложно заниматься одним делом

Мозг творческих людей стремится к разнообразию. Им быстро наскучивает заниматься однотипным делом. Как только они это чувствуют, сразу же пытаются найти что-то новое и захватывающее.

5. У них заметные перепады продуктивности

Творчество – это периодичный процесс. Иногда на минимуме, иногда высокая, а порой творческого человека просто невозможно удержать. Каждый период важен и не может игнорироваться.

6. Им нужны источники вдохновения

Невозможно объехать всю страну на машине, ни разу не заправившись. Творческим людям тоже необходимо подпитывать свои душу и ум вдохновением. Поэтому они иногда чувствуют, что нужно сменить обстановку, побыть в одиночестве и найти вдохновение.

7. Чтобы творить, им необходимо правильное окружение

Чтобы полностью раскрыть свой творческий потенциал, им необходимо находиться в правильной среде. Это может быть студия, кафе или укромный уголок в квартире. Творческим людям необходимо подходящее пространство для воплощения своих идей.

8. Они на 100% сконцентрированы

Когда дело доходит до созидания, они отключаются от мира и полностью погружаются в процесс. Они не могут работать сразу над несколькими задачами, потому что это постоянно их отвлекает. Если их прервать, то им сложно восстановить прежний уровень концентрации.

9. Они чувствительнее остальных

Творчество – это выражение чувств и эмоций человека. Невозможно создать картину, не прочувствовав ее содержание. Чтобы воплощать свои идеи в жизнь, творческий человек сначала должен глубоко ее прочувствовать.

10. Они живут где-то на грани радости и депрессии

Из-за своей чувствительности творческие люди могут очень быстро переходить от состояния радости к чувству подавленности и наоборот. Глубина чувств – секрет их , но также это и источник страданий.

11. Они из всего создают историю

Они редко оперируют сухими фактами. Обычно им требуется больше времени, чтобы объяснить свои мысли. Им важно в точности передать свои чувства.

12. Они каждый день сталкиваются со страхом

Каждое утро творческий человек просыпается с мыслью, что ему нужно развиваться. Он ищет новые решения проблем. Ему страшно от мысли, что у него недостаточно способностей для достижения чего-то большего. Независимо от степени успешности, этот страх никогда не исчезает. Они просто учатся с ним бороться.

13. Они не отделяют свою личность от работы

В творческой работе всегда заключена сущность автора. Креативные люди не разделяют свои творения и свою личность, поэтому любая воспринимается как личное осуждение или одобрение.

14. Им непросто поверить в себя

Даже уверенный в себе человек нередко задает вопрос: «Достаточно ли я хорош?» Творческие люди постоянно сравнивают себя с другими, чаще всего они считают, что уступают мастерству других, даже когда все говорят обратное.

15. У них развита интуиция

Одна из самых важных особенностей креативных личностей – развитая интуиция. Они умеют слушать свое сердце и не бояться следовать его советам.

16. Они используют лень во благо

Творческие люди, как правило, ленивы. Однако они используют свои лень и прокрастинацию себе на пользу. Большинство под давлением работает эффективнее. Они намеренно откладывают задачи до крайнего времени, чтобы осознать ее неотложность и быстро выполнить работу.

17. Им сложно завершать проекты

В начале они испытывают новые , быстро продвигаются. Именно это любит творческая личность. Однако закончить проект им довольно сложно, потому что уже к середине они не испытывают никакого удовольствия, а процесс замедляется. Они хотят переключиться на то, что вызовет новый всплеск эмоций.

18. Они лучше остальных видят закономерности

Не все могут найти закономерности там, где они неочевидны. Творческий человек может создать работающую стратегию, когда все будут убеждены, что это невозможно.

19. Они не взрослеют

Креативный человек предпочитает смотреть на мир глазами ребенка, испытывать детское любопытство. Для них жизнь – это загадка, приключение, в котором они раз за разом открывают для себя что-то новое. Жизнь без этого для них – безрадостное существование.

Введение

маленький человек островский литература

Понятие "маленький человек" в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. «Горе от ума»).

"Маленький человек" - кто это? Это понятие относиться к литературному герою эпохи реализма, который обычно занимает достаточно низкое место в социальной иерархии. «Маленьким человеком» может быть кто угодно от мелкого чиновника к мещанину или даже к бедному дворянину. Чем демократичнее становилась литература, тем актуальнее становился «маленький человек».

Обращение к образу "маленького человека", было очень важно ещё в то время. Более чем, этот образ был актуален, потому что его задача заключается в том, чтобы показывать жизнь простого человека со всеми его проблемами, переживаниями, неудачами, бедами и даже маленькими радостями. Это очень тяжкий труд объяснить, показать жизнь обычных людей. Донести до читателя все тонкости его жизни, все глубины его души. Это сложно, ведь «маленький человек» - представитель всего народа.

Эта тема актуальна и сегодня, потому что и в наше время есть люди, у которых настолько мелкая душа, за которой не спрячешь ни обмана, ни маски. Именно таких людей можно называть «маленькими человечками». А есть просто люди, которые маленькие только по своему статусу, но великие показывая нам свою чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющие радоваться, любить, страдать, переживать, мечтать, просто жить и быть счастливыми. Это маленькие птицы в бескрайнем небе, но это большие по духу люди.

История образа «маленького человека» в мировой литературе и её писателей

Многие писатели поднимают тему "маленького человека» . И каждый из них делает это по-своему. Кто-то представляет его точно и понятно, а кто-то скрывает его внутренний мир, для того чтобы читатели могли задуматься над его мировоззрением и где-то в глубине, сравнить со своим. Задать себе вопрос. А кто я? А маленький ли я человек?

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель» А.С. Пушкина. Пушкин, на ранних стадиях своего творчества, как один из первых классиков, описавший образ «маленького человека», старался показать высокую духовность персонажей. Так же Пушкин рассматривает вечное соотношение «маленького человека» и неограниченной власти - «Арап Петра Великого», «Полтава».

Для Пушкина было характерным глубокое проникновение в характер каждого героя - «маленького человека».

Эволюция маленького человека у самого Пушкина объясняется постоянными социальными переменами и изменчивостью самой жизни. Каждая эпоха имеет своего «маленького человека».

Но, с начала XX века образ «маленького человека» в русской литературе исчезает, уступая место другим героям.

Традиции Пушкина продолжает Гоголь в повести «Шинель». «Маленький человек» -- это человек невысокого социального положения и происхождения, без каких - либо способностей, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, безобидный и не делающий зла окружающим людям. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания и поддержки.

Герой “Шинели” Акакий Акакиевич чиновник самого низшего класса - человек, над которым постоянно подшучивают и издеваются. Он настолько привык к своему униженному положению, что даже речь его стала неполноценной - он не мог до конца договорить фразы. А это делало его униженным перед всеми остальными, даже равными ему по сословию. Акакий Акакиевич даже не может защитить себя перед равными ему людьми, несмотря на то, противостоять государству (как попытался это сделать Евгений).

Именно таким способом Гоголь показал те обстоятельства, которые делают людей «маленькими»!

Ещё одним писателем, который затронул тему «маленького человека» был Ф.М Достоевский. Он показывает «маленького человека» как личность более глубоко чем Пушкин и Гоголь, но именно Достоевский пишет: все мы вышли из «Шинели» Гоголя.

Главной его целью было -- передать все внутренние движения своего героя. Прочувствовать пережить все вместе с ним, и делает вывод о том, что «маленькие люди» -- личности, и их личностное чувство, ценится намного больше, чем у людей с положением в обществе. «Маленький человек» у Достоевского ранимый, одной из ценностей его жизни есть то, чтобы другие смогли увидеть в нем богатую духовно личность. А собственное самосознание играет огромную роль.

В произведении “Бедные люди” Ф.М. Достоевского главный герой переписчик Макар Девушкин также является мелким чиновником. Над ним тоже издевались на работе, но это уже совсем другой человек по своей натуре. Эго волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о своем положении в обществе. Макар, прочитав «Шинель» был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека, потому что узнавал себя в Акакии Акакиевиче. Он отличался от Акакия Акакиевича тем, что был способен глубоко любить и чувствовать, а значит, не был ничтожным. Он - личность, хотя и низкий по своему положению.

Достоевский стремился чтоб его персонаж осознавал в себе человека, личность.

Макар - это человек, который умеет сопереживать, чувствовать, мыслить и рассуждать, а это по Достоевскому лучшие качества «маленького человека».

Ф.М. Достоевский становится автором одной из ведущих тем - темы «униженных и оскорбленных», «бедных людей». Достоевский акцентирует на том, что всякий человек, кем бы он ни был, как бы низко ни стоял, всегда имеет право на сострадание и сочувствие.

Для бедного человека основой в жизни есть - честь и уважение, но для героев романа «Бедные люди» этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши».

«Маленький человек» по Достоевскому сам осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?…». «Маленький человек» - это так называемый микромир, и в этом мире есть многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир богат положительными качествами и светлыми чувствами, но он подвергнут унижению и гнету. «Маленький человек» выброшен на улицу самой жизнью. «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а их внутренний мир - богат и добр.

Главная особенность Достоевского - человеколюбие, обращение внимание на натуру человека его душу, а не на положение человека на социальной лестнице. Именно душа это основное качество, по которому надо судить о человеке.

Ф.М. Достоевский желал лучшей жизни для бедного, беззащитного, «униженного и оскорбленного», «маленького человека». Но в то же время чистого, благородного, доброго, бескорыстного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В этом исследовании мы должны узнать, что же определяет собой выражение «Маленький человек» и найти примеры в знакомых всем произведениях.
Цель исследования - узнать истинное значение этого высказывания, а также попробовать найти такой тип людей в литературе, а после и в своём окружении.
Использованный материал можно использовать на уроках литературы и русского языка.
Методы исследования : поисковый, выборочный, семантический, информационный, метод анализа и синтеза.

1. Понятие «Маленький человек».

Так кто же такой маленький человек ? Это вовсе не тот, чей рост меньше среднего. Маленький человек - тип людей, не отличающийся силой воли или уверенностью в себе. Обычно, это зажатый, закрытый в себе человек, не любящий конфликты и причинение зла другим. В произведениях литературы такие люди обычно состоят в низших сословиях населения и не представляют никакой ценности. Такова психологическая характеристика этого героя в литературных произведениях. Однако не для того же показали их писатели, что все убедились в их незначительности, а для того, чтобы сказать всем, что и этот «маленький человек» внутри себя имеет большой мир, понятный каждому читателю. Его жизнь находит отклик в нашей душе. Он достоин того, чтобы окружающий мир повернулся к нему лицом.

2. Примеры в произведениях

Рассмотрим, как появился и развивался образ «маленького человека» в русской литературе, убедимся в том, что он имеет свою историю и своё будущее.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В этом произведении отличным представителем маленького человека может стать главная героиня - крестьянка Лиза , которая обязана обеспечивать свою жизнь сама. Она добрая, наивная, целомудренная, из-за чего её быстро поглощает влюблённость в Эраста. Вскружив ей голову, он, в скором времени, понимает, что не был влюблён в Лизу, а все его чувства были лишь временным эффектом. С этими мыслями он женится на богатой вдове, не обременяя Лизу пояснениями своей пропажи. Наконец, она, узнав, что любимый её предал, не в силах сдержать столь сильной муки - сбрасывается в реку. Лиза показывает себя как маленького человека не только из-за статуса, но и из-за недостатка сил, чтобы выдержать отказ и научиться жить с полученной болью в сердце.

Н.В. Гоголь « Шинель»

Этот персонаж как никто другой может показать натуру маленького человека во всех подробностях. Главный герой этой повести мягкий, простодушный, проживающий совершенно посредственную жизнь. Мал он был и в росте, и в способностях, и в социальном статусе. Страдал от принижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал помалкивать. Акакий Акакиевич до приобретения шинели так и оставался незаметным простолюдином. А после покупки желанной вещицы, он так и умирает от горя, не успевши насладиться проделанным трудом из-за потери шинели. Именно своей закрытостью от мира, от людей и нежеланию менять что-то в своей жизни этот персонаж и прославился как маленький человек.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Ярким примером маленького человека может стать герой Самсон Вырин , который показал себя как доброжелательного, беззлобного персонажа, доверчивого и простодушного. Но в дальнейшем - потеря дочери не далась ему легко, из-за тоски по Дуне и всепоглощающего одиночества, Самсон, в конце концов, скончался, так и не повидавшись с ней из-за равнодушия окружающих.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Мармеладов в этом произведении показал себя как незаурядную личность, страдающую из-за бездействия. Благодаря пристрастию к алкоголю, он постоянно терял работу, из-за чего не мог прокормить семью, что и является одним из подтверждений его маленькой натуры. Сам господин Мармеладов считает себя "свиньей", "зверем", "скотом" и "подлецом", которого не нужно жалеть. Это показывает, что он прекрасно осознает своё положение, но не собирается абсолютно ничего менять.

Максим Максимович - дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. Свою слабость и свои пороки герой представлял как драму вселенского масштаба. В конце концов, его слабость и бесхребетность и погубила его - не сумев избавиться от алкогольной зависимости, при этом испортив своё здоровье (о нём говорили: «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»), он попадает в опьяненном состоянии под лошадей и от полученных травм умирает почти на месте. Этот герой прекрасно показывает маленького человека, самостоятельно загнавшего себя в безнадежную ситуацию.

«Маленький человек» в литературе 20 века.

В.Г. Белинский сказал о том, что вся наша литература вышла из гоголевской «Шинели». Подтвердить сей факт можно, взяв практически любое произведение, написанное позже. В «Шинели» Гоголь показал нам, что порою важно передать не саму ситуацию, а как ситуация сказывается на человеке, на его внутреннем мире и ощущениях, захлестывающих по самую голову. Что важно и то, что происходит внутри, не только снаружи.
Тем самым, мы хотим привести примеры маленького человека, живущего между строк в более современных, произведениях 20 века (в большинстве своём - советских) произведениях, показав, что и в последующем развитии литературы, тема внутренних переживаний не потеряла своей важности, всё также оседая в сюжете любой истории.

Л.Н. Андреев «Петька на даче»

Таким примером может послужить произведение «Петька на даче», где на сей раз главным героем является простой мальчик на побегушках. Он мечтает о простой жизни, где один день не был бы похож на другой. Но Петю никто не слушает, даже не воспринимает ни единого слова всерьез, просто продолжая кричать «Мальчик, воды!». Однажды, удача улыбается ему, и он едет на дачу, где понимает, что это именно то место, куда бы он хотел убежать без оглядки. Однако, судьба вновь играет с ним злую шутку, и Петю отправляют обратно в серость будних дней. Вернувшись, он всё ещё греет себя воспоминаниями о даче, где застыл пик его счастливых дней.
Это произведение показывает нам, что маленьким человеком может являться даже ребенок, с мнением которого, по мнению взрослых, считаться совсем не обязательно. Равнодушие и непонимание со стороны остальных просто сдавливает мальчика, заставляя того прогибаться под нежеланными обстоятельствами.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Эта история может подкрепить ранние доводы. Рассказ «Конь с розовой гривой» также повествует о мальчике, который мечтал о прянике конём, политого розовой глазурью. Бабушка пообещала ему купить этот пряник, если бы он насобирал туес ягод. Насобирав их, главного героя путём насмешек и взятия «на слабо» заставили их съесть, из-за чего, в итоге, ягод была всего маленькая горсть. После своей проделки, Витя не успевает рассказать бабушке о лжи, она уезжает. Всё то время, что она пребывала вдали от дома, мальчик корил себя за совершенный поступок и мысленно понимал, что не заслужил обещанного пряника.
И вновь мы можем сказать, что притеснение со стороны окружающих, насмешки над чьей-то слабостью, в конечном итоге приводят к разочарованию, ненависти к себе и сожалению.

Заключение

На основе полученного исследования, мы, наконец, можем сделать вывод о том, кто же, всё-таки, такой «маленький человек», и что он из себя представляет.
Прежде, нужно сказать, что тема «маленького человека», с момента её введения первыми произведениями (Такие как «Станционный смотритель; «Шинель») стала одной из важных и актуальных даже по сей день. Нет ни одной книги, где бы теперь не была затронута тема чувств и переживаний героев, где не была бы показана вся важность внутренней бури эмоций, ежедневно бушующей в обычном человека, живущем в своё время. Так кто же, в конечном итоге, такой «маленький человек»?

Им может быть человек, который был загнан в бездну одиночества и тоски внешними обстоятельствами или окружением. А также может быть тот, кто сам не удосужился спасти себя от настигнувшей беды. Маленький человек обычно не представляет из себя чего-то важного. У него нет высокого социального статуса, большого состояния или огромной линии связей. Его судьба может быть получена разными способами.
Но, в конце концов, каждый маленький человек представляет собой целую личность . Со своими проблемами, со своими переживаниями. Не стоит забывать о том, как можно легко потерять всё, и стать точно таким же угнетенным жизнью. Это такой же человек, который тоже заслуживает спасения или же хотя бы простого понимания. В независимости от привилегий.

Список литературы

1) А. С. Пушкин - «Станционный Смотритель». // www.ilibreri.ru

2) Н. В. Гоголь - «Шинель». // Н.В. Гоголь «Повести». - М, 1986, с. 277 — 305.
3) Ф. М. Достоевский - «Преступление и наказание». - т. 5, - М., 1989

4) Н. М. Карамзин - «Бедная Лиза». - М., 2018
5) Л. Н. Андреев - «Петька на даче» //www. ilibreri.ru
6) В. П. Астафьев - «Конь с розовой гривой» // litmir.mi
8) «http ://fb .ru /article /251685/tema -malenkogo -cheloveka -v -russkoy -literature ---veka -naibolee -yarkie -personaji »

Приложение

Список проанализированных персонажей:
Лиза - Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Акакий Акакиевич (Башмачкин) - Н.В. Гоголь «Шинель»
Самсон Вырин - А.С. Пушкин «Станционный Смотритель»

Максим Максимович (Мармеладов) - Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Петька - Л.Н. Андреев «Петька на даче»
Витя - В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

МБОУ СОШ № 44

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ (2 часа)

Тема исследования:

(по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского).

Уроки литературы в 10 классе

Урок разработан учителем русского языка и литературы

САРКИСОВОЙ ГУЛЬНАЗ ЯМИЛЬЕВНОЙ

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ (2 часа)

СЛАЙД 1. Тема исследования: «Маленький человек»: тип или личность?

(уроки литературы в 10 классе

по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Ф.М. Достоевского)

СЛАЙД 2

Сочинение моё гораздо важнее и

значительнее, чем можно предполагать по

его началу... Я могу умереть с голода, но не

выдам безрассудного, необдуманного

творения...

Н.В.Гоголь

СЛАЙД 3 Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели

ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что

потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо

хочу быть человеком…

Ф. М. Достоевский.

СЛАЙД 9

Цели уроков:

    совершенствовать литературные умения старшеклассников;

    отрабатывать навыки анализа художественного текста;

    развивать исследовательскую культуру десятиклассников;

    воспитать уважение к человеческой личности;

    привить читательский интерес к творчеству писателей.

Задачи уроков:

    организовать деятельность по составлению тематических черт литературного типа;

    выделить общие и разные черты в изображении “маленького человека” в произведениях Пушкина, Гоголя и Достоевского;

    совершенствовать видение взаимосвязи образной системы и жанровых особенностей произведения;

    обеспечить выполнение групповых частично-поисковых заданий на основе сопоставления разных художественных текстов.

ХОД 1 –го УРОКА.

    Орг. момент.

    Вступительное слово учителя.

Тема “маленького человека” была выстрадана русской литературой первой половины ХIХ

века. Докажите или оспорьте данный тезис.

СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 7

3. Работа по приему ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)

(Выясняется, что учащиеся знают по теме, что хотят узнать, затем работают с текстом в течение 3 минут и таблица заполняется в графе «Узнали». После обсуждения заполняется графа «Хочу узнать- 2»

«Знаем – хотим узнать – узнали» (приложение 2)

Узнал

(новые источники информации)

ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ по приему «ЗХУ» (приложение 3)

Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе того времени. Предшественником этих трех писателей в изображении «маленьких людей» можно считать Пушкина. Его Самсон Вырин в повести «Станционный смотритель» как раз представляет собой мелкое чиновничество того времени. Затем эта тема была гениально продолжена Н. В. Гоголем в «Шинели», где показан ставший классическим тип «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Прямым продолжением этого характера становится Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф.М.Достоевского

Пушкин - величайший писатель девятнадцатого века, если и не основавший, то значительно развивший такое направление в русской литературе, как реализм. Интересно вообще проследить влияние Пушкина на других писателей.

1. Пушкин и Гоголь.

Пушкин один из первых дал положительную оценку книге Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он писал в письме Воейкову: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. … Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов».

В мае 1831 года Гоголь знакомится с Пушкиным на вечере у Плетнева. По свидетельству самого Гоголя, именно Пушкин впервые определил своеобразие его таланта: «Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользала от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем».

Именно Пушкин рассказал Гоголю историю, произошедшую с ним в одном из уездных городов, которая легла впоследствии в основу комедии «Ревизор».

2. Пушкин и Достоевский.

Достоевский с малых лет полюбил творчество Пушкина и знал чуть ли не всего наизусть, благодаря тому, что в семье Достоевских по вечерам устраивались семейные чтения и мама Достоевского очень любила творчество Пушкина.

3. Достоевский и Гоголь.

Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли»). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М. Достоевский продолжил

Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание. Глубокое осмысление и высокохудожественное воспроизведение трагических сторон жизни увидел В. Г. Белинский в «Бедных людях»: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»

Слайд 8: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди, ваши братья!

В. Г. Белинский.

Заполнение кластера «Маленький человек» (приложение 4)

(Выходит один представитель из каждой группы и заполняет гроздь кластера именем героя, автором и названием произведения)

«Маленькие люди»


А.С.Пушкин, повесть Станционный смотритель», Самсон Вырин


Ф.М.Достоевский, роман «Бедные люди», Макар Девушкин



Н.В.Гоголь, повесть «Шинель», Акакий Акакиевич Башмачкин


5. Актуализация темы исследования:

изображение «маленького человека» в творчестве трех писателей.

Итак, перед нами стоит задача: определить общее и найти разницу в изображении «маленького человека» в творчестве трех разных писателей.

Слово учителя:

* В каких социальных условиях находятся главные герои рассматриваемых произведений?

* Их образование.

* Материальное положение.

* Занимаемая должность, чин.

(Возможно использование приема «Кластер»)

Так, в произведениях всех трех писателей «маленькие люди» находятся в одинаковых социальных условиях, имеют примерно одинаковое образование и материальное положение. Почти все они - мелкие чиновники, а именно - титулярные советники (самый низший чин 14-ступенчатой служебной лестницы). Таким образом, можно предположить, что они будут иметь и практически одинаковую психологию и желания. Верно ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть, как каждый писатель представляет себе характер и психологию «маленького человека» в отдельности.
Для сравнения используем таких героев, как Самсон Вырин («Станционный смотритель» А.С.Пушкина), Акакий Акакиевич («Шинель» Гоголя), Макар Девушкин («Бедные люди» Достоевского). Мы должны рассмотреть, как каждый писатель представляет себе характер и психологию «маленького человека» в отдельности.

6. Целеполагание.

1) В чем смысл заглавия рассматриваемых произведений?

2) Что нового внес в тему каждый из писателей?

3) Какие черты традиции и новаторства присутствуют в образах главных героев?

4) Как особенности жанра передают идейное содержание?

Вы верно определили наш путь работы над проблемой. Это наши задачи.

Для эффективной работы разобьемся на группы. Вам дается 25 минут, чтобы выполнить задание и обсудить итоги наблюдений на следующем уроке.

(Класс разбивается для коллективного решения проблем на группы.)

6. Самостоятельная работа в группах по плану:

1 группа: смысл названия произведений;

2 группа: фабула рассматриваемых произведений. Главные герои произведений, условия их существования, время года происходящих событий.

3 группа: форма повествования, особенности жанра и идейное содержание;

4 группа – аналитическая:

- Что нового внесли в тему последователи Пушкина?

Какие черты характерны для «маленького человека»?

УРОК 2

    Коллективный диалог

1. Смысл названия произведений.

Вдумайтесь в смысл заглавий произведений и сопоставьте их.

(работа 1-ой группы)

(- Название “Станционный смотритель” указывает на социальное положение главного героя. “Шинель” - предмет поклонения Башмачкина, обретения смысла существования, способ самоутверждения.)

- Почему название романа Достоевского формулируется во множественном числе?

- На какое слово в заглавии падает логическое ударение?

(- Достоевский делает акцент на слове “люди”, показывая не только нищету персонажей, но и их мечты, планы на изменение жизни, заботу о ближнем, чувство достоинства.)

2. Фабула рассматриваемых произведений. Главные герои произведений, условия их существования.

(работа 1 группы)

1) Самсон Вырин из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Никто не считает нужным с ним считаться, Вырин - "сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда..." Дуня - единственное, что спасает его от многочисленных конфликтов ("бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает", - говорит Вырин), но она бросает отца при первом же удобном случае, потому что собственное счастье дороже, при его появлении в Петербурге, в доме Минского, падает в обморок, что, впрочем, легко объясняется её страхом, но приезжает к отцу, на станцию, лишь через много лет. Сцена плача Дуни на могиле Вырина - это символическое единение её с отцом, возвращение к нему. До этого же Вырин остаётся "маленьким", лишним человеком.

А) Акакий Акакиевич Башмачкин из рассказа Н.В.Гоголя «Шинель».

Бедный чиновник принимает важное решение и заказывает шинель. Пока ее шьют, она превращается в его мечту. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают грабители на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.

У Гоголя «маленький человек» целиком ограничен своим социальным статусом, и ограничен им духовно. Вот душевные стремления Акакия Акакиевича - жизнь-спокойствие, никаких перемен. Его родные - это буквы-фавориты, его «любимая» - это шинель. Он не заботится о своем внешнем виде, который тоже является отражением чувства собственного достоинства в человеке. Макар Девушкин у Достоевского только и думает о том, как бы окружающие его люди не заподозрили его в том, что он не уважает себя, и это проявляется и внешне: знаменитый чай с сахаром для него способ самоутверждения. Тогда как Акакий Акакиевич отказывает себе не только в сахаре, но и в сапогах.
У Акакия Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. Только одно чувство в нем огромно - это страх. В этом, по Гоголю, повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от распеканий «значительного лица». Для Гоголя оно, это «лицо», несет в себе зло системы, тем более что само распекание с его стороны было жестом самоутверждения перед друзьями.

Б) Петербург в повести «Шинель».

Найдите строчки из текста, характеризующие город.

Что говорится о климате Петербурга? Как взаимосвязаны темы холода в природе и в отношениях людей?

(Гибель героя посреди мрака и бесконечной зимы соотносится с мраком безумия, окружавшим его всю жизнь.)

А) Макар Девушкин из романа Ф.М.Достоевского «Бедные люди».

Герой романа, Макар Девушкин - жалкий чиновник-переписчик, живущий в "нумере сверхштатном", а попросту - в комнате, отделённой перегородкой от кухни. Девушкин жалок, с ним никто не хочет считаться, поэтому "почти после каждого слова Девушкин оглядывается на своего отсутствующего собеседника, боится, чтоб не подумали, что он жалуется, старается заранее разрушить то впечатление, которое произведёт его сообщение о том, что он живёт в кухне. Девушкин чувствует свою низость и время от времени произносит оправдательные монологи: "Я никому не в тягость! У меня кусок хлеба есть свой, правда, простой кусок хлеба, подчас даже чёрствый, но он есть, трудами добытый, законно и безукоризненно употребляемый. Ну, что же делать! Я ведь и сам знаю, что я немного делаю тем, что переписываю; да всё-таки я этим горжусь: я работаю, я пот проливаю. Ну что ж тут, в самом деле, такого, что переписываю! Что, грех переписывать, что ли?"

Несомненно, Девушкин - "маленький человек".

Б) Описание очередного жилища Макара Алексеевича Девушкина:

«Ну, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! ...Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую руку его будет глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, все так простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте - Ноев ковчег»
Петербургская трущоба преображается у Достоевского в миниатюру и символ общепетербургского и шире - общечеловеческого - общежития. Ведь в трущобе-ковчеге представлены едва ли не все и всякие «разряды», национальности и специальности столичного народонаселения - окна в Европу: «Чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный: и о Гомере, и о Брамбеусе, и о разных у них там сочинениях говорит, обо всем говорит - умный человек! Два офицера живут и все в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет. ...Хозяйка наша - очень маленькая и нечистая старушонка - целый день в туфлях да в шлафроке и целый день все кричит на Терезу».

    ОБОБЩЕНИЕ по 2-у вопросу. Аналитическая работа.

-Закончить предложение:

Пейзаж в произведениях писателей используется для

(создания колорита; выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события; служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих лиц. С помощью пейзажа авторы более ярко и достоверно отражают состояние безысходности, одиночества «маленького человека» в большом бездушном городе.)

3. Форма повествования, особенности жанра и идейное содержание произведений.

(работа 3-й группы)

Проанализируйте форму повествования в “Станционном смотрителе”, “Шинели” и в «Бедных людях». Слышим ли мы в этих произведениях речь “маленьких людей”?

В “Шинели” повествование доверено автору, в “Станционном смотрителе” о событиях говорит рассказчик, В “Шинели” мы не просто не слышим монологов героя - автор открыто утверждает: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями, и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы…” В “Станционном смотрителе” поведать о своих злоключениях доверено герою, но читатель узнаёт эту историю от рассказчика. Из уст Вырина звучат воспоминания о Дуне.

Достоевский показывает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Акакий Акакиевич. Глубина изображения достигается, во-первых, иными художественными средствами. «Бедные люди» - роман в письмах, в отличие от гоголевского и пушкинского повествования. Достоевский не случайно выбирает этот жанр, т.к. главная цель писателя - передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя. Достоевский предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» - не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленькие люди» наиболее ранимы, и
для них страшно то, что все остальные не увидят в них духовно богатую натуру. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся (чувствуют ли они себя личностями), заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах.

- Вспомните, как называется форма повествования, использованная Ф.М.Достоевским в романе «Бедные люди»? (Эпистолярная)

II . Слово учителя.

Идейный спор Гоголя и Достоевского в изображении «маленького человека».

Итак, если у Достоевского «маленький человек» живет мыслью и идеей осознания и утверждения собственной личности, то у Гоголя, предшественника Достоевского, все по-другому. Осознав концепцию Достоевского, мы можем выявить главный спор его с Гоголем. Достоевский считал, что гениальность Гоголя в том, что он целенаправленно отстоял право изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. Гоголь изображает «маленького человека» в том же круге социальных проблем, что и Достоевский, но рассказы Гоголя написаны раньше, естественно, что и выводы были другие, что побудило Достоевского полемизировать с ним. Акакий Акакиевич производит впечатление человека забитого, жалкого, недалекого. У Достоевского личность в «маленьком человеке», его амбиции много больше внешне ограничивающего его социального и материального положения. У Достоевского подчеркнуто то, что чувство собственного достоинства его героя много больше, чем у людей с положением.

Сам Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысл, делая ударение не на слове «бедные», а на слове «люди». Читатель романа должен был не просто проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе. Быть человеком «не хуже других» - как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше всего желают и сам Девушкин, Варенька Доброселова и другие близкие к ним персонажи романа.
Что же значит для Девушкина быть равным другим людям? Что, иначе говоря, всего дороже маленькому человеку Достоевского, о чем он неусыпно и болезненно печется, что более всего боится утратить?
Утрата личностного чувства и самоуважения есть для героя Достоевского в буквальном смысле смерть. Возрождение их - воскресение из мертвых. Эту восходящую к Евангелию метаморфозу переживает Макар Девушкин в страшной для него сцене с «его превосходительством», о кульминации которой он так рассказывает Вареньке:
«Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал».

Итак, в чем же состоит, по Достоевскому, равенство его «маленького человека» всем и всяким представителям общества и человечества? Он равен им не своей бедностью, которую разделяет с тысячами подобных ему мелких чиновников, и не оттого, что его природа, как считали адепты антропологического принципа, однородна с природой иных людей, а потому, что и он, как миллионы людей, - создание Божие, следовательно, явление изначально самоценное и неповторимое. И в этом смысле Личность. Этот пафос личности, упущенный из виду нравоописателями натуральной школы, - автор «Бедных людей» рассмотрел и убедительно показал в среде и быте, нищенский и однообразный характер которых должен был, казалось, полностью нивелировать пребывающего в них человека. Эту заслугу молодого писателя нельзя объяснить только его художнической проницательностью. Совершенное в «Бедных людях» творческое открытие маленького человека могло состояться потому, что Достоевский-художник был неразделен с Достоевским-христианином.

При желании можно провести такую аналогию: Макар Девушкин отказывается от внешних благ для себя только ради своей любимой, а Акакий Акакиевич отказывает себе во всем ради покупки шинели (как бы своей возлюбленной). Но это сравнение несколько туманно, и эта проблема, безусловно, не является главной. Наиболее важна другая деталь: и Достоевский и Гоголь изображают жизнь своих героев и смерть. Как умирают и от чего умирают и тот и другой? Конечно, Макар Достоевского не умирает, но он переживает духовную смерть в кабинете генерала, иногда он видит себя в зеркало и сам осознает свою ничтожность. Это для него конец. Но когда генерал пожимает ему руку, ему, «пьянице», как он себя называет, он возрождается. В нем увидели и признали то, о чем он мечтал. И не сто рублей, подаренные генералом, делают его счастливым, а рукопожатие; этим жестом генерал «поднимает» его на свой уровень, признает человеком. Итак, для Макара Девушкина смерть - это утрата человеческого достоинства. Гоголь же говорит как бы о том, что нельзя утратить то, чего нет, задеть то, чего нет. У Акакия Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. Только одно чувство в нем огромно - это страх. В этом, по Гоголю, повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от распеканий «значительного лица». Для Гоголя оно, это «лицо», несет в себе зло системы, тем более что само распекание с его стороны было жестом самоутверждения перед друзьями.

III . Работа 4 группы – аналитическая:

- Что нового внесли в тему последователи Пушкина?

- Какие черты характерны для «маленького человека»?

1) Особенность Гоголя в изображении «маленького человека».

Гоголь говорит о том, что нельзя утратить то, чего нет, задеть то, чего нет. У Акакия Акакиевича, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. Только одно чувство в нем огромно - это страх. В этом, по Гоголю, повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления (хотя он также унижен), а от страха. Страха от распеканий «значительного лица». Для Гоголя оно, это «лицо», несет в себе зло системы, тем более что само распекание с его стороны было жестом самоутверждения перед друзьями.


СЛАЙД 13

2) Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека».

- Ф.М. Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. В романе «Бедные люди» Достоевский стремился показать, что человек по своей природе есть существо самоценное и свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке сознание своей собственной ценности.

СЛАЙД 15

3) Черты «маленького человека» (всему классу сделать записи в тетрадях):

1. Низкое, бедственное, подчиненное социальное положение.

2. Страдание от сознания своей слабости и ошибок.

3. Неразвитость личности.

4. Острота жизненных переживаний.

5. Осознание себя “маленьким человеком” и стремлением утвердить свое право на жизнь .

СЛАЙД 14

IV . Демонстрация слайдов 11, 12 с цитатами Бахтина, Виноградова, Достоевского о новаторстве стиля “Бедных людей”:

“Незрелая” манера Достоевского - новаторский прием, попытка говорить на “косноязычном языке” “маленького человека” и утвердить его достоинства.

М. М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского.

Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”.

В. В. Виноградов.

IV . Подведение итогов урока.

1) Слово учителя:

Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши» . Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.
Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.
Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена». Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум. Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

Девушкин читает "Шинель" и в Акакии Акакиевиче видит самого себя. Не принимаемый сослуживцами, отторгнутый, лишний человек, мелкий чиновник Акакий Акакиевич создаёт воображаемый мир, где оживают буквы, среди которых, как и среди чиновников, выстраивается собственная строгая иерархия; это идея, носителем которой является Акакий Акакиевич, идея, проходящая, по сути, через всю повесть. Как и Девушкин, герой Гоголя - переписчик, одно это совпадение уже говорит о большом влиянии "Шинели" на "Бедных людей". Общность Вырина, Акакия Акакиевича и Девушкина кажется очевидной - все мелкие чиновники, незаметные, но со своими идеями. Влияние Пушкина в "Бедных людях" оказывается вторично - Гоголь пишет с оглядкой на Пушкина, а Достоевский - с оглядкой в первую очередь на Гоголя.

Все три писателя по-разному относятся к своим героям, они имеют разную авторскую позицию, приемы и способы выражения, которые мы попытались разобрать выше.
У Пушкина не просматривается какая-то определенная линия в изображении психологии «маленьких людей», его идея проста - мы обязаны их пожалеть и понять. Гоголь также призывает полюбить и пожалеть «маленького человека», каков он есть. Достоевский - увидеть в нем личность. Они в сущности лишь страницы одной большой темы в литературе - изображение «маленького человека». Прекрасными мастерами этого изображения и явились Пушкин, Гоголь и Достоевский.

2) Подведение итогов урока.

А) Итак, «маленький человек»: тип или личность? Сможете ли вы сейчас дать однозначный ответ?

(Ответы учащихся)

Б)Прием «Ромашка»

(Отрываются лепестки ромашки, на обороте которых учащиеся читают начало предложений и сразу дают ответ:

    знаю, что…

    знаю, как…

    знаю, зачем…)

3) СИНКВЕЙН.

Учащимся предлагается на листочках написать синквейн по трем рассмотренным произведениям.

(приложение 5)

V . Домашнее задание. СЛАЙД 16

Проанализировать другие произведения рассмотренных авторов и расширить кластер «Маленький человек» в литературе Х I Х века.

- Написать сочинение- миниатюру на тему « Актуальность темы «маленького человека» в современном мире».

Использованная литература:

    Пушкин А. С Драматические произведения. Проза. /Вступит. статья Г. Волкова. - М. , Худож. лит, 1982, с. 217 - 226.

    Гоголь Н. В. Петербургские повести. Послесл. С. Бочарова - М. , “Сов. Россия”, 1978, с. 133 - 170.

    Б.М.Гаспаров, "Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка", Спб, "Академический проект", 1999.

    Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2-х томах, том 1. - М. , Правда, 1990, с. 456 - 488

    Достоевский Ф. М. Бедные люди. Белые ночи. Униженные и оскорбленные/ Прим. Н. Будановой, Е. Семенова, Г. Фриндлера. - М. , Правда, 1987, с. 3 - 114.

    Бахтин Н. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М. 1979

    Русские писатели. Библиографич. слов. [в 2 ч]. ч. 1 А-Л/ ред. кол. : Б. Ф. Егоров и др. под ред. П. А. Николаева. - М. : Просвещение, 1990, с. 268 - 270

    Аникин А. А. Тема “маленького человека” в русской классике//в кн. : Петренко Л. П. , Аникин А. А, Галкин А. Б. Темы русской классики. Учебное пособие - М. : Прометей, 2000, с. 96 - 120

    Якушин Н. Великий русский писатель. // в кн. : Ф. Н. Достоевский. Изб. сочинения/ ред. кол. : Г. Беленький, П. Николаев; М. , Худож. лит. , 1990, с. 3 - 23

    Литература: Справ. шк. /Науч. разработка и сост. Н. Г. Быковой - М. , Филолог - общество “Слово”, 1995, с. 38 - 42

    Ю.М.Лотман, "Пушкин", Спб., "Искусство-Спб", 1995

    Д.С.Мережковский, "Пророк русской революции", в кн. "Бесы": Антология русской критики", М., "Согласие", 1996.

Кутузов А. Г. , Киселев А. К. , Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл. : Метод. Пособие/ Под. ред. А. Г. Кутузова. - 2 изд. , стереотип. - М. : Дрофа, 2001, с. 90 - 91.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Прием «ИНСЕРТ» или чтение с разметкой.

В процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую систему пометок.

I - interactive самоактивизирующая « V » - уже знал

N - noting системная разметка « + » - новое

S - system для эффективного « - » - думал иначе

E - effective чтения и размышления « ? » - не понял, есть

R - reading and вопросы

При работе с текстом старайтесь следовать следующим правилам :

1. Делайте пометки, используя либо два значка «+» и «v» или четыре – «+» , «v», «-», «?».

2. Ставьте значки по ходу чтения текста.

3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.

4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.

После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу ИНСЕРТ. В нее лучше записывать ключевые слова или фразы.

Таблица 1

После заполнения таблицы, информация представленная в ней может стать предметом обсуждения на занятии, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Прием ЗХУ

Данный прием был разработан Донной Огл и может использоваться как во время чтения лекций, так и при самостоятельной работе ученика. Чаще всего его используют, когда преподаватель ориентирует на выполнение самостоятельной работы. Данная работа представляется в виде таблицы.

«Знаем – хотим узнать – узнали»

Источники информации (источники, из которых мы намерены получить информацию)

Для эффективного использования данного приема необходимо помнить некоторые рекомендации автора:

    Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

    Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации.

    Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.

    Познакомьтесь с текстом (фильмом, послушайте рассказ преподавателя).

    Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.

    Посмотрите, нельзя ли расширить список «категорий информации», включите в него новые категории (после работы с новой информацией), запишите это.

«Структура личности» - А.Г. Асмолов выделяет основные стратегии изучения структуры личности в рамках антропоцентрической парадигмы: «Биологическое и социальное в структуре личности». Структура личности и подходы к вопросу о сочетании биологического и социального. структура личности 3. Фрейда. Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности.

«Творческая личность» - Правило 7. Ищите себе Учителя - творческую личность! Настоящий лидер побеждает своего конкурента дважды: вначале интеллектуально и морально, затем реально! Правило 3. Не давайте загнать себя в угол! Третья стадия (характеризуется повышенной профессионально-творческой активностью личности в определенном виде деятельности).

«Теории личности» - Кормление. Открытость опыту. Анальная стадия (от 1-1,5 до 3 лет). Нейротизм. Личность. 9. Какие черты личности, по мнению Оллпорта, встречаются крайне редко? Высокие оценки Мечтательный Творческий Оригинальный Любопытный. Низкие оценки Приземленный Нетворческий Нелюбопытный Конвенциональный. Выберите правильный ответ.

«Личность руководителя» - Мотивы предпринимательской деятельности: Комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное, абстрактное и логическое мышление. Основными задачами руководителя являются: Коммуникативные возможности личности предпринимателя: Памятка будущему предпринимателю: Какие занятия развивают предпринимательские способности школьников?

«Типы личности» - Противоположный тип - социальный. Практический (реалистический) тип. Противоположный тип: офисный. Профессиональный тип личности. Стандартный (офисный) тип. Артистический тип. Противоположный тип: интеллектуальный. Социальный тип. Противоположный тип: реалистический. Противоположный тип: артистический.

«Личность Сталина» - Юность. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов. Сталин, Ленин и Калинин (1919). Детство. Певицы Вера Давыдова (1) и Наталия Шпиллер (2), балерина Ольга Лепешинская (3). И.В. Сталин. В период жизни Сталина и впоследствии в энциклопедиях, справочниках и биографиях днём рождения И. В. Сталина была обозначена дата - 9 (21) декабря 1879.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные