Технологии дпи. Декоративно - прикладное искусство на уроках технологии. Прилив художественных сил в прикладное искусство

Разделы: Технология

Объект труда: цветочное панно в технике «Стилизованный витраж».

Материалы и инструменты: цветная ксероксная бумага, клей момент «Кристалл»,пистолет с горячим клеем, ткань органза(капрон, вуаль), ножницы, проволока, леска, бусины, бисер, рамка для панно.

Оборудование: образец изделия, буклет «Из истории букета» (Приложение 1 ), инструкционная карта «Изготовление деталей композиции в технике стилизованного витража». (Приложение 2 )

Основные понятия:

Витраж – французское слово, в переводе означает оконное стекло. Главный принцип – свободный просмотр на просвет.
Капрон – тонкая, прозрачная, искусственная ткань.
Кант – расстояние между внешним и внутренним вырезом детали.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Вводная часть

Поражает воображение неисчерпаемая фантазия живой природы, которая является образцом конструктивной целесообразности, гармонии и красоты. Очень часто возникает непреодолимое желание сохранить эту природную красоту надолго, запечатлев её всеми возможными способами.
Как причудливо и необыкновенно то, что может создать своими руками женщина. Искусственные цветы подарок Древнего Египта, женщин живших за 3 тысячи лет до нашей эры. Казалось бы, что все способы передать тонкость и изящество природных мотивов уже придуманы до нас. Но творческое вдохновение не имеет границ. И тогда и сейчас, мы всегда стремимся украшать дом, одежду, аксессуары нарядным убранством из цветов и в своем стремлении продлить очарование, придумываем маленькие хитрости.
Толчком для создания техники «стилизованный витраж» послужил «витраж» классический.

Витраж (фр. vitrage - остекление, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

«Витраж» – французское слово, в переводе означает оконное стекло, «стеклянный».
В классическом витраже основу составляет собой металлический каркас, между проёмами (окошечками) которого помещают цветное стекло. Свет, проходя через цветное стекло, создает особый декоративный эффект, такую цветовую палитру, что интерьер наполняется сказочностью и таинственностью.
Люди научились делать витражи давно. Уже в древнем Египте и в древнем Риме витражи украшали жилища фараонов, царей, знатных людей.
Древнерусские мастера украшали витражами царские палаты, соборы, храмы. В XVII-XVIII веках русские мастера изобрели малый витраж. Его называли ЛИКАЖУР . Это изящные декоративные вазы, конфетницы, кубки, шкатулки, люстры; форма которых изготовлена из драгоценных металлов (золота, серебра, платины), имеющие пустые декоративные окошечки, которые заполнялись цветным стеклом.

В конце XIX - начале XX века господствует витраж-панно. Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.

Древняя техника витража - мозаичный набор из фигурных кусочков стекла - стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов - ламп и светильников самых причудливых форм.

В современной практике для изготовления витражей используют пластмассу, химические плёнки, оргстекло и т.д. витражи можно делать не только из цветного стекла и железа, но и из ткани, кожи, картона и бумаги.

Главный принцип – свободный просмотр на просвет.

II. Подготовка к практической работе

Педагоги-практики часто ищут интересные, нестандартные способы вовлечения детей в декоративно-прикладную деятельность.
Техника «стилизованного витража» оставит множество положительных эмоций от процесса работы и желание совершенствовать умения и навыки в этом деле.
Дети могут работать в этой технике уже в начальном звене, приобщаясь к миру красоты родной природы. Ведь очень важно в детском возрасте разглядеть необычную цветовую гамму лепестков, изящность и тонкость тычинок и стебельков, неповторимую форму листочков. В процессе работы развивается мелкая моторика рук, умения и навыки симметричного резания, аккуратность, усидчивость, глазомер, творческое мышление и воображение.
Для работы в этой технике не требуется сложных инструментов (как при изготовлении искусственных цветов: бульки, ножи, паяльник и т.д.) или опасных материалов, как при изготовлении классического витража: металлический каркас, стекло и т.п). Необходимо запастись обыкновенной цветной ксероксной бумагой и кусочками прозрачной ткани – оргазы, капрона или шифона. Бумага нам заменит тяжёлый металлический каркас, а прозрачная ткань – опасное стекло, останется лишь эффект прозрачности, нежности и неповторимости.

Следует использовать только ксероксную бумагу, так как в процессе работы только этот материал имеет преимущества: деталям легко можно придать форму, сохраняя внешний вид изделия, она не ломается, не скатывается, не рвётся.

Для склеивания бумажных каркасов используйте клей момент «Кристал», он не оставляет пятен, лишнее легко удаляется приёмом скатывания. При склеивании готовых частей композиции используйте клеевой пистолет.

Ткань лучше использовать органзу или капрон. Она имеет достаточную жёсткость, очень хорошо переливается на солнце. Но если по вашему замыслу необходимо использовать шифон, сетку или другую мягкую ткань, заранее придайте ей дополнительную жёсткость.

III. Практическая работа

Процесс изготовления цветов в технике «стилизованного витража» условно можно разделить на несколько важных этапов. (Приложение 2 )

1. Составьте эскиз будущей композиции.
Определите форму цветков и листьев, и в соответствии с этим изготовьте лекала деталей цветка в половинном виде для симметричного резания. Ширина канта должна быть не менее 0,5 см.

2. Сложите бумагу так, чтобы при вырезании у вас получилось две симметричные детали.
Чтобы при склеивании точно совпадали линии срезов, пометьте детали в зеркальном отображении. Наклейте симметричные детали на ткань с двух сторон, совмещая срезы и вырезы.

3. Наклеенным деталям дайте подсохнуть и вырежете их, оставляя кант 0,3-0,4 см.

4. Придайте форму деталям цветка. Это можно сделать несколькими способами: намочить вырезанную деталь и закрепить на форме, затем просушить; с помощью ножниц;
Сделайте заготовки мелких элементов композиции: тычинки, веточки из бисера, пружинки из проволоки и т.д.

5. Соедините детали цветки между собой. Закрепите тычинки. Сгруппируйте детали композиции. Подготовьте рамку-основу.

6. Закрепите части композиции на основе в соответствии с замыслом.

7. Окончательно оформите композицию: приклейте бусинки, бисер, посыпьте блёстками.

Желаю Вам творческих успехов!

Использование ИКТ в
декоративно-прикладном творчестве.

«Использование современных

педагогических технологий

в дополнительном образовании.

Подготовила: Н.В. Филатова

Педагог дополнительного образования.

Педагогическая технология -
это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для
учащихся и педагога (В.М.Монахов).
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который
дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и
конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В
настоящий момент в образовании применяют
самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от
традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные
технологии.


  1. Информационно-коммуникационные
    технологии (ИКТ) в обучении

  2. Личностно -
    ориентированные технологии в преподавании предмета

  3. . Информационно -
    аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования
    школьников.

  4. Мониторинг
    интеллектуального развития.

  5. Воспитательные
    технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

  6. Дидактические
    технологии как условие развития учебного процесса

Использование ИТ при обучении
декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие
возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного
интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к
самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному
самоопределению. У педагога появляется
возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса,
широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации
творческой работы учащихся.

Чаще всего используются
различные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Эта программа
дает педагогу неограниченные возможности
для творчества и для более эффективного средства повышения уровня
познавательной активности. Одновременное воздействие на два важнейших органа
восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Варианты
использования презентаций в работе с учащимися:

1. Проведение презентаций на занятиях при объяснении нового материала:
заранее созданная презентация заменяет демонстрационный материал при объяснении
нового материала, способствуя фиксации внимания учащихся на каких-либо
иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

2. Наглядная демонстрация
процесса (построение схем, таблиц, пошаговая
инструкция), который невозможно или
достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

3. Презентация по
результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

подготовка учениками
(самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного
доклада;

создание фотоальбомов как
отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по
проекту.

4. Совместное изучение
источников и материалов по программе
(например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных
энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из
Интернета материалов и пр.) Особое место в МУП занимали фрагменты из учебных,
документальных фильмов и телепередач. Включение в презентацию видеофайлов наиболее целесообразно, когда
невозможно непосредственно наблюдать
изучаемые объекты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни
(изменение в природе, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку
и т. Д).

5 . Для
закрепления материала. Сначала ребята знакомятся с легендой. Затем выполняют
работы, какой им видится легенда. И на последнем этапе рассказывают легенду,
используя свои работы.

6. На этапе контроля и
самоконтроля. Детям предлагается возможность самим проверить свои знания.
Причем, если ответ не верный, можно вернуться и исправить ошибку. Тем самым
урок освобожден от страха.

По требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 в течение
недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся
первой ступени 3-4 урока, обучающихся второй и третьей ступени - 4-5 уроков.
После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить
гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.


  1. С учетом
    психологических особенностей детей на первоначальном этапе обучения целесообразно применять метод игровых
    ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических
    игр, способствующих выполнению различных учебных заданий. Игры для детей
    младшего возраста «четвертый лишний». По теме изделия из бисера, ребят в
    игровой форме знакомят с насекомыми, затем плетут насекомое из бисера.

  2. Корректировка и тестирование знаний:

Систематическая проверка
знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации
контроля, использованию компьютерной техники и соответствующих программ
проверки знаний. Компьютерное тестирование как эффективный способ проверки
знаний находит в образовании все большее применение. Одним из его достоинств
является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля, и
получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста.
Результаты автоматизированного тестирования лучше поддаются анализу, чем
субъективно выставляемые оценки.

Программы для создания
тестов - MiniTes; ExeTest-SL.

Имея в арсенале работы
учебные тренажеры по декоративно-прикладному творчеству (созданные самой или позаимствованные у
коллег-педагогов в Интернет-сообществе), мы
можем подготовить занятие,
учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся
(дифференцированный и индивидуальный подход). А они у наших детей действительно
разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе,
соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя
таким же успешным, как и остальные сверстники.

Одним из способов внедрения
новых информационных технологий на занятиях по декоративно-прикладному
искусству является использование компьютерных программ как средств создания
узоров для бисероплетения, вышивания и вязания. В настоящее время существуют
графические редакторы, позволяющие создавать собственные узоры и
преобразовывать понравившиеся изображения (фотографии, рисунки) в схемы для
бисероплетения, вышивания и вязания. Примерами таких программ являются Beads Wicker,
Biserhelp, Win-Stitch, Pattern Maker, PCStitch, Bead Work.

Современные методы обучения с
использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и
формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных
ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры.
Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет
сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир
современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и
будущим.

В конечном итоге, дети могут
превратить свой компьютер в творческую мастерскую, создавая свои авторские,
творческие изделия и проекты, основанные на знаниях народных традиций.

ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Занятия декоративным искусством на уроках технологии формируют такие личностные качества, как мотивация к обучению, саморазвитие, учат понимать и ценить произведения искусства, воспитывают уважение и любовь к труду, чувства национальной гордости и патриотизма. Помогают приобрести определенные специфические трудовые умения и навыки, знания технологических приемов, развивают личную ответственность.

Подготовка детей осуществляется на базе изучения различных видов декоративного искусства. Таким образом, ставятся следующие цели и задачи:

    Научить учащихся понимать ценность материальной культуры как формы выражения внутреннего переживания через внешние формы, как диалога традиций и современности;

    Дать базовые знания по художественной обработке различных материалов; научить детей практическим навыкам художественной обработки различных материалов;

    Способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав условия для свободного выбора с углублением практических навыков в каком-либо виде художественной обработки материалов;

Народная пословица гласит: «Без ремесла- без рук». Ремесло- это широкое понятие. Хотелось бы обратить внимание на значение домашнего ремесла. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю. Учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест. Уважать труд взрослых, а также приобщать детей к посильному труду по созданию нужных и красивых изделий. А.В. Луначарский назвал народные ремёсла «искусством создания радостных вещей».

Традиции народных мастеров издавна передавались из поколения в поколение. Дети наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Если ребёнок был ещё мал, он просто играл рядом с отцом и старшими детьми, попутно наблюдая за их работой. Постепенно он привлекался для посильных дел. Искусство своей семьи деревни, посёлка, города, дети впитывали с детства. Было принято приучать к своему ремеслу с детских лет.

Предметы окружающие человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы эти предметы были выполнены с большим вкусом и мастерством.

Изучая замечательные образцы народных крестьянских вышивок, росписи по дереву, ткачества, кружевоплетения являющиеся национальной гордостью нашего народа, художники создают узоры для украшения современных изделий.

За много веков русский народ создал замечательные виды декоративного искусства. Жители нашей страны украшали свою одежду и предметы быта вышивкой, аппликацией, кружевом. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры, цветовые решения и технические приёмы одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства- вышивания.

Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры. искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех видов нашей страны. Приёмы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное. В украшении вышивкой повседневной и праздничной одежды, предметов убранства быта- скатертей, подзоров, полотенец- воплотились природный вкус, талант и мастерство народа. Народная вышивка отличается богатством и разнообразием технических приемов, и неповторимостью типов узоров. Русская вышивка имеет свои национальные особенности и очень отличается от вышивок других народов. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. Вышивальное искусство народов Поволжья было связано с изготовлением одежды и предметов домашнего убранства. Наибольшее распространение оно получило у марийцев, чувашей, их вышивка отличается особой декоративностью, богатством узора и колорита.

В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного вышивального искусства. По-новому зазвучала вышивка и в современном костюме. Украшая женские блузки, платья, костюмы, детскую одежду, вышивка придает им нарядность, праздничность, подчеркивает характер, индивидуальность образа.

На основе изучения народного искусства и творчества, дети показывают свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям.

Декоративно-прикладное искусство как часть эстетического и патриотического воспитания школьников.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народного искусства.
Общими задачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются формирование и развития таких личностных качеств:
- приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
- развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение её духовного мира;
- формирование представлений о красоте и гармонии;
- воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;
- воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
- формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного творчества;
- сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русского народа;
- воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народного прикладного искусства, его истории и традиций.

Можно выделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. С методической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение в учебно-воспитательной работе на уроке.
Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.
Второй этап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.
Третий этап. Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.
Четвертый этап. Углубление представлений, учащихся о художественном образе.
Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.
Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.

Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа.
Эмоциональным восприятием учащимися произведения народного искусства не должен ограничиваться процесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета. Иногда учителю приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. В этом плане серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература, посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и народном искусстве. 1. Связь между формой предмета и его назначением; 2.Взаимосвязь между формой и материалом, из которого выполнена вещь; 3. Связь между формой предмета и его крашением.

Третий и четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны с процессом углубления представлений, учащихся о художественном образе. Учитель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи. Он должен помочь детям представить художественную вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся с художественными вещами XVIII или XIX веков, то соответственно необходимо показать ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийти многочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах.
Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного творчества непосредственным участием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и художественной их практике на материале народного творчества мы видим один из действенных принципов развивающего, обучения на уроках изобразительного искусства.
Итак, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей - наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных норм. Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи -весь комплекс духовных ценностей.

Развитие личностных результатов у школьников на уроках технологии.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут детям не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, мотивацию к обучению, развивать личную ответственность, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

    Приобщить учащихся к творческой работе;

    Прививать интерес к творчеству, поиску;

    Развивать навыки созидания, самореализации.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

В школе существуют различные формы работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.

Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования личностных результатов, творческого мышления и развития познавательного интереса.

На развитие личностных результатов направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах- эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Чем же для нас привлекательна эта форма работы:

    Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.

    Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.

    В-третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других. Близкой к этой форме работы являются концерты внутри школьные, перед родителями, перед жителями поселка.

Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Большие возможности для развития творческих способностей, учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник 7-8 лет имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие личностных результатов необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.

Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. Эти слова Л.Н. Толстого относятся ко всем учителям. Учительство – это состояние души, это жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность- это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери, которая любит своих детей и живет ради них. Основой обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.

Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам и мальчикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время посидеть со своими детьми, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и формирования личностных результатов:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Осознание ответственности человека за благосостояние общества;

Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

Отказ от деления на «своих» и «чужих»;

Уважение истории и культуры каждого народа.

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям,

Готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

Готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

Целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

Готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

Умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.

Дифференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно -технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.

Творчество - это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Кого считают человеком творческим?

Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное - любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!

Декоративное творчество

Это вид пластического искусства, к которому относят декоративное оформление интерьера (украшение помещения с применением станковой живописи) и экстерьера (использование витражей и мозаики), оформительское искусство (применение промышленной графики и афиши), прикладное.

Эти виды творчества предоставляют уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывают чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.

Прикладное творчество

Это народное декоративное искусство, призванное украшать жизнь и быт людей в повседневной жизни в зависимости от их требований. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер. В процессе творчества человек вкладывает в произведения искусства душу, чувства, свои представления о жизни. Наверное, поэтому их познавательная ценность так велика.

Проводя археологические раскопки, ученые находят различные вещи, предметы быта. По ним определяется историческая эпоха, отношения в обществе того далекого времени, условия в социальной и природной средах, возможности техники, материальное положение, традиции и верования народа. Виды творчества могут рассказать о том, какой образ жизни вели люди, чем занимались и интересовались, как относились ко всему окружающему. Художественные особенности произведений прикладного искусства воспитывают в человеке уважение к культуре и достоянию нации.

Декоративно-прикладное творчество. Виды техник

Какие существуют виды прикладного творчества? Их великое множество! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

  • Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
  • Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
  • Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
  • Виды росписи: батик - рисование по ткани; витраж - роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент - повтор и чередование элементов узора.
  • Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование - выжигание узора по ткани; мозаика - создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика - выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
  • Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
  • Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
  • Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
  • Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Как вы сами могли убедиться, существует огромное количество разнообразных видов техник декоративно-прикладного искусства. Здесь перечислены только некоторые из них.

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой - народных талантов.

Устное народное творчество

Это фольклор, который нашел свое отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. Они потом бытуют в массах.

Виды народного творчества:

  • Пословицы - поэтические мини-произведения в виде краткого ритмичного изречения. В основе лежит вывод, поучение и обобщенная мораль.
  • Поговорки - это обороты речи или словосочетания, отражающие жизненные явления. Часто присутствуют юмористические нотки.
  • Народные песни - они не имеют автора или он неизвестен. Слова и подобранная для них музыка сложились в ходе исторического развития культуры того или иного этноса.
  • Частушки - это русские народные песни в миниатюре, обычно в виде четверостишия, с юмористическим содержанием.
  • Загадки - они встречаются на любой ступени развития общества у всех народов. В древности их считали средством испытания мудрости.
  • Пестушки - короткие напевы матушек и нянюшек в стихотворной форме.
  • Потешки - это песенки-приговорки, которыми сопровождается игра с ручками и ножками ребенка.
  • Прибаутки - веселые коротенькие истории в стихотворной форме.
  • Виды народного творчества невозможно представить без закличек, при помощи которых люди во времена распространения язычества обращались к различным явлениям природы, прося у них защиты, или к животным и птицам.
  • Считалки - небольшие ритмические стишки. С их помощью определяется ведущий в игре.
  • Скороговорки - это фразы, построенные на сочетании звуков, которые затрудняют их быстрое произношение.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика - это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический - басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический - ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический - трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения - эпический. Форма - роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Народное художественное творчество

Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.

В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:

  • Языческий (до X века).
  • Христианский (X-XVII века).
  • Отечественная история (XVII-XIX века).
  • ХХ век.

Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:

  • Фольклор - это мировоззрение и нравственные убеждения народа, его взгляды на человека, природу и общество, которые выражаются словесно-поэтическими, музыкально-хореографическими, драматическими формами.
  • Декоративно-прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические потребности и бытовые нужды человека.
  • Бытовое любительское творчество - это художественные явления в праздничной и повседневной жизни человека.
  • Самодеятельное художественное искусство - это организованное творчество. Оно ориентировано на обучение людей художественным умениям и навыкам.

Творчество, связанное с техникой

Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретает творческий характер. Многим людям удается подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях. Итак, что же такое техническое творчество? Это деятельность, основная задача которой заключается в создании таких технических решений, которые будут обладать новизной и иметь общественную значимость не только в своей стране, но и за ее пределами, то есть мировую. Иначе это называют изобретательством, что эквивалентно понятию техническое творчество. А оновзаимосвязано с научным, художественным и другими видами.

Для наших современников открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков, научных обществ. В этих учреждениях взрослые и дети занимаются авиа- и судомоделированием, мотоциклетным спортом, картингом, автоконструированием, программированием, информатикой, вычислительной техникой. Большой популярностью пользуются такие виды творчества, как разработка конструкций спортивных транспортных средств: мини-автомобилей, автокаров, снаряжения для рыболовов, туристов и альпинистов.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должно быть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные