Толстой а н детство никиты литературный урок. А. Н. Толстой "Детство Никиты" методическая разработка по чтению (4 класс) на тему. II. Речевая разминка

Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.

Задачи урока:

  • Учить определять учебную задачу;
  • Учить планировать выполнение учебной задачи;
  • Создать благоприятный эмоциональный настрой;
  • Вспомнить содержание рассказа;
  • Дать характеристику героям рассказа;
  • Формировать умение работать с текстом;
  • Проанализировать черты своего характера;
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
  • Формировать умение работать в группе.

Перечень оборудования к уроку:

  • Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  • Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 79 с. : ил. - (Перспектива);
  • Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
  • Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
  • Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
  • Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
  • Листочки для написания синквейна.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
  • Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока.
  • Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  • Осуществлять логическое действие обобщение.
  • Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные:

  • Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
  • Оценивать черты своего характера;
  • Определять, какие черты являются главными и определяющими;
  • Мотивировать к учебной деятельности;
  • Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой).

Доска. Приложение 1

Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака.
- позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение.

О какой стране идёт речь? Почему так решили?
- кто слышал выражение «остров детства»?
- как понимаете его?
- закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».
Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.
- какие у Вас возникли эмоции?
- почему именно эту песню я предложила Вам послушать?

Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно.
- слушают чтение стихотворения учителем.
- высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя свой выбор.

Объясняют смысл выражения «остров детства».
- прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции возникли.
- объясняют, почему прозвучала именно эта песня.

3. Сообщение темы и формулировка целей урока.

Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.

Знакомятся с темой урока.
- формулируют цели урока: анализируя произведение обсудить и сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты».

4. Актуализация знаний.

Прочитайте…
- что можете сказать?
- какое может быть задание?
- кто не понял задание?
- кто может объяснить?
В 4-ах разложите полоски в нужном порядке.

Проверка (допущена ошибка) Приложение 3

Проверьте себя. Кто не согласен? Почему?
- зачем мы выполнили это задание?

Читают вслух по одному фразы на доске.
- делают вывод, что это фразы из текста.
- предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.
- образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.

Сверяют свою работу с образцом на доске.
- замечают на доске ошибку, доказывают своё мнение.
- подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий.

5. Проверка домашнего задания

Что надо было сделать дома?
- открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица
- как зовут главного героя?
- почему автор выбрал именно это имя, Никита?
- какие черты характера Вы увидели у Никиты?
- похож ли он на Вас? Чем?
- на ваших друзей? Чем?
- кто такой Пахом?
- каким он был человеком?
- каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.
- кто такой Аркадий Иванович?
- найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте.
- каким он показан в этом произведении?
- как он относится к главному герою?
- что означает выражение «держать ухо востро»?
- почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
- какого героя нет в этой таблице?
- какой она показана в этом произведении?
- как Вы это поняли?

Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали.
- вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите.
- называют черты характера Никиты.
- сравнивают себя и своих друзей с Никитой.
- вспоминают, что Пахом - плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99).
- находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100).
- обсуждают отношение Аркадия Ивановича к главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.
- объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» - остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести.
- дают характеристику маме главного героя, объясняют, что позволило сделать такой вывод.

6. Физминутка

7. Организация познавательной деятельности

Работа в рабочей тетради, стр.46-47
- прочитайте опорные слова. Что это такое?
- прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить?
- выполните его. Кто сможет - продолжите ряд самостоятельно.
Обсуждение:
- какие черты характера для Вас являются главными? Почему?
- кто считает по-другому? Объясните своё мнение.
Идёт обсуждение.

Открывают рабочие тетради на стр.46-47.
- читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека.
- самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют.
- учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера.
- высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему.
- высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора.

8. Домашнее задание

Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число.
- ниже заголовок: сочинение-рассуждение, ниже тема «Какие черты характера я ценю в людях».
- что отличает текст - рассуждение от других типов текста?
Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите.

Открывают тонкие тетради по литературе.
- записывают число, тему сочинения
- объясняют, что в тексте - рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся пояснение, почему так.
- открывают дневники и записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему?
- кто хочет прочитать?

Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания
- предлагают свои темы, объясняя свой выбор.
- пишут самостоятельно синквейн по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось.

10. Подведение итогов

Подводя итог урока, закончите фразы:
«Работая над этим произведением, я понял…», «Главный герой Никита…»

Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы.

11. Самооценка.

Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном.

Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю

12. Эмоциональная рефлексия.

Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему?
- кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию:
1. Изобразить своё детство в цвете.

2. Написать синквейн

Методическая разработка

урока русского литературного чтения в 4 классе

А.Н. Толстой «Детство Никиты»

(глава «Аркадий Иванович»)

Разработала

Беляева Жанна Михайловна,

учитель начальных классов

Предмет. Русское литературное чтение.

Класс 4.

Тема: А.Н. Толстой «Детство Никиты» (глава «Аркадий Иванович» из повести)

Цель:

  • создать условия для формирования умения составлять характеристику героя с использованием цитат из текста, навыка выразительного чтения;
  • способствовать развитию навыков выборочного чтения, воспроизведения и анализа текста, творческих способностей учащихся;
  • содействовать воспитанию дисциплинированности, прилежания и послушания.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления цитатной характеристики, карточки для работ в группах и дифференцированной работы, НОТ учащегося, толковые словари, гонг, карточки-опоры («аукцион», «эмоция», «пантомимика»), цветные сигналы, цветные квадраты, аудиозаписи детских песен («Улыбка», «Дружба», шум моря), портрет А.Н.Толстого, книга «Золотой ключик или приключения Буратино».

1. Организационно-мотивационный этап

Слово учителя.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся,

А потом мы скажем вместе:

«Здравствуй, здравствуй, новый день!»

Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

Какое настроение вызывает такая погода у вас?

Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

И она к тебе не раз ещё вернется.

2. Этап актуализации знаний.

Слово учителя. Когда же ещё так искренне улыбаться, как не в детстве. На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным человеком, который написал биографическую повесть о своём сыне Никите…(«Детство Никиты»). Имя писателя …(Алексей Николаевич Толстой).

Что же вам известно о жизни и творчестве этого человека?

Выставляем его биографию на аукцион (появляется карточка ).

Кто из вас знает, что такое аукцион ? Заглянем в толковый словарь:

АУКЦИОН – публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит наивысшую цену.

Итак, «для продажи» будет выставлено произведение Алексея Николаевича Толстого. Его сможет купить тот, кто заплатит знаниями о жизни и творчестве писателя.

Звучит гонг:

Начинаем. Алексей Николаевич Толстой родился…(1883-1945)

3. Дыхательная, артикуляционная гимнастика.

  • Упражнение «Песенка «Алфавит»»

Давайте пропоем алфавит в сопровождении знакомой мелодии из песни «Детство»:

А Б В Г Д Е Ё Ж З

И Й К Л М Н О П Р

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ

Ъ Ы Ь Э Ю Я!

  • Упражнение «Снежинки»

Представьте, что вы на улице, идёт снег, и снежинки опускаются прямо в ваши ладошки. Поднесите ладони к лицу на расстоянии 10-15 см, плавно выдыхайте, старайтесь, чтобы снежинки растаяли. А теперь наоборот подуйте на снежинки так, чтобы они взлетели как можно выше.

4. Этап проверки домашнего задания.

  • Игра «Верите ли вы, что…»

Слово учителя. Вспомним содержание главы «Солнечное утро». Я буду задавать вопросы, а вы, отвечая на них, найдете подтверждение в тексте. Взяли сигналы…

Верите ли вы, что действия, описанные в главе, происходят в зимний период?

Верите ли вы, что Пахом – это конюх?

Верите ли вы, что Пахом смастерил санки?

Верите ли вы, что Никита мечтал поиграть в снежки после того, как проснётся?

Верите ли вы, что Никита собирался попросить разрешения пойти покататься на санках?

Верите ли вы, что мальчику удалось осуществить свой план?

  • Ролевое чтение

ЭМОЦИЯ – в переводе с латинского языка – возбуждать, волновать.

С помощью эмоций или чувств мы выражаем своё настроение, переживания, отношения к событиям и героям.

При помощи чего передаются эмоции?

ПАНТОМИМИКА – мимика, слова, выразительные движения.

Найдите слова Пахома и человека, который заглянул в комнату к мальчику. Определите чувства и речи героев. Попробуйте эти эмоции выразить при чтении.

5. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой главой из повести, которая называется «Аркадий Иванович».

Какую цель поставим на данный урок?

6. Подготовка к восприятию текста. Прогнозирование.

Как вы думаете кто такой Аркадий Иванович?

Встречались ли мы уже с ним на страницах повести?

Как он выглядел? Найдите описание в тексте.

Каким вам представляется учитель Никита?

7. Работа с текстом главы

  • Словарная работа

ВЕРСТАК

БАШЛЫК

СЮРТУК

Кому знакомо значение этих слов?

Давайте обратимся за толкованием на стр. 121 и толковому словарю.

Как вы считаете, о чём пойдёт речь в этой главе?

  • Первичное восприятие (жужжащее чтение )

Оправдался ли наш прогноз?

Минутка отдыха (тренинг мышечного расслабления).

(Поза покоя – сесть на край стула и откинуться на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги немного расставлены).

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

А Варвара смотрит вверх!

Возвращаемся обратно!

Расслабление приятно!

Шея не напряжена.

А расслаблена она.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись.

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

  • Вторичное восприятие (учитель и хорошо читающий учащийся ).

Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?

Что заставил сделать Никиту учитель? Зачитайте.

Как вел себя Аркадий Иванович? Зачитайте.

Расскажите, как Никита занимался математикой. Прочитайте, как он представил условие задачи.

(С опорой на слайд объясняем значение слов «купеческая лавка», «сукно».)

Почему мальчик не мог сосредоточиться?

Как Никита воспользовался переменой? Зачитайте.

  • Составление характеристики героя. Работа в парах.

Заполните таблицу. В левой части размещены цитаты из текста, в правой – сделайте свой вывод – определите черты характера и внешности героя.

Портрет Аркадия Ивановича

Его портрет вашими глазами

«…голова в очках с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой», «длинным, как карандаш пальцем…»

Высокий, худощавый человек в очках с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой.

Поведение Аркадия Ивановича

Как оно характеризует учителя

«Удивительно расторопный и хитрый», по мнению Никиты… был невыносимый человек, всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало».

«…не жаловался ни когда…»

Человек добрый, весёлый, расторопный, сообразительный, хитрый, не жаловался на Никиту. Он хорошо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его.

(отчёт работы пар )

8. Закрепление изученного. Минутка творчества.

  • Игровое задание « Собери пословицу ».

У вас на партах лежат карточки со словами. Ваша задача объединится в группы по цветам карточек и, собрав пословицу, объяснить её смысл.

1. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

2. Хорошо того учить, кто слушает.

3. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

4. Учение – свет, а неученее – тьма.

  • Дифференцированная работа в группах.

Сейчас у нас будут работать две команды – творческие группы.

«УЧИТЕЛЯ» (мальчики).

Проанализируйте поведение Никиты. Какой совет вы дадите ему?

«ЛИТЕРАТОРЫ» (девочки).

Придумайте продолжение этой главы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Славно дети потрудились

И чему же научились?

Чего вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Какой урок вы извлекли из этой главы?

Кто доволен своей работой и общением с товарищами – пожмите соседу руку. Кто устал, положите голову на плечо.

10. Домашнее задание.

Дома перечитайте главу и составьте характеристику Никиты (1 вариант), Аркадия Ивановича (2 вариант).

Учитель. А на прощание предлагаю завязать узелок на память:

Помните!

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Будьте почемучками!

План – конспект урока литературного чтения

Алексей Николаевич Толстой «Детство Никиты»

Цель урока : анализ литературного произведения с использованием приема составления киносценария

Задачи урока:

1. Чтение 1 главы, анализ художественных средств выразительности, развитие интереса к чтению.

2. Использование приема составления киносценария, как способа литературного анализа произведения, сравнение средств художественной выразительности разных видов искусства.

3. Развитие коммуникативных УУД при совместной работе учащихся в паре и группе, развитие умения строить развернутое речевое высказывание.

Ход урока

1. Актуализация

Сегодня на уроке мы поговорим о разных видах искусства – литературе, живописи, музыке, кино.

Вы любите кино? Почему?

Слайд: Две недели назад в Санкт- Петербурге состоялась встреча президента Росси с представителями искусства. На этой встрече известный российский кинорежиссер Карен Шахназаров сказал: «Заканчивается цивилизация читающая, начинается цивилизация смотрящая, потому что людям легче смотреть кино, чем читать книги. Ведь, когда читаешь книгу, приходится самому слово автора превращать в образ, придумывать картинку, а когда смотришь кино, можно видеть образ, который за тебя же придумали. Поэтому кино смотреть легче.»

Вы согласны с этим мнением?

А что вам интереснее – придумывать свой собственный образ или смотреть придуманный другим человеком?

Слайд: Дома вы прочли отрывок из повести А.Н.Толстого «Детство Никиты»

Хотели бы вы придумать свой образ и сами попробовать снять кино по этому отрывку?

Знаете ли вы, как называется текст, подготовленный для съемки фильма? – киносценарий.

Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?

Слайд:


Цель урока


: создать собственный киносценарий фильма по повести «Детство Никиты»

Для того, чтобы создать киносценарий по литературному произведению, что нам необходимо сделать?

2. Задачи урока:

Языком литературного искусства является слово.

Слайд: А языком искусства кино служит кадр.

Фильм состоит из кадров. Кадр – это тот объект, который снимает камера непрерывно, без остановки.

Значит, что мы должны выделить в тексте? - слайд

2. Разделить текст на отрывки- «кадры».

У кадра есть несколько характеристик – средств выразительности искусства кино - Слайд

План – может быть крупный, когда снимают близко и крупно какой-то один объект, например, лицо человека,

Может быть средний, когда камера чуть дальше и объект виден целиком, во весь рост.

Может быть дальний, когда камера еще дальше и виден не только объект, но и то, что его окружает.

У кадра есть ракурс – откуда снимает камера:

Снизу – как будто мы смотрим снизу вверх, все предметы становятся большими, высокими.

Сверху - как будто мы смотрим сверху вниз, и все предметы кажутся меньше.

Сбоку – как будто мы стоим рядом.

Цвет – кадр может быть цветным или чёрно- белым, и свет - яркий или приглушенный, сумерки, полутона.

Звук – может тоже присутствовать в кадре: говорит герой, звучит музыка или присутствуют звуки природы.

Значит, как мы должны поработать с кадром? Слайд

3. Подобрать характеристику кадра (план, ракурс, цвет и свет, звук)

Эти характеристики каждого кадра мы будем фиксировать в таблице.

После того, как мы продумаем каждый кадр, что нам останется сделать?

4. Смонтировать фильм, собрав все кадры.

2. Работа с текстом.

«Солнечное утро»

Как называется первая глава, с которой начинается повесть?(Солнечное утро) – Слайд – Давайте прочтем её?

Какое настроение возникло у вас, когда вы читали эту главу?

От чьего лица ведется повествование? (от лица автора )

Чьими глазами мы видим это утро? (Глазами Никиты )

Как вы думаете, почему именно с описания этого утра начинается повесть «Детство Никиты»? (В детстве все мечтают о чем- то радостном. Детство – время радостных мечтаний, ожиданий, планов )

Давайте, снимая кино, попробуем увидеть это утро глазами Никиты.

Наш фильм будет цветной или черно- белый? Почему? (Солнце, искрится снег, радостное настроение – цветной)

Каким вы видите главного героя, какого актера вы будете искать? (мальчик? лет, ….)

Слайды:

Я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов как мог выглядеть мальчик того времени.

Как вы считаете, может ли подойти какой либо образ, чтобы подобрать костюм для нашего героя в этой главе?

3. Использование приема составления киносценария

Найдите в первой главе первый кадр, который мы снимаем камерой, не переводя ее на другой объект. - Слайд

1. кадр –

Давайте обсудим вместе

Алгоритм:

1. Прочтите текст

2. Выберите план съемки, аргументируйте

3. Выберите ракурс съемки, аргументируйте

4. Выберите звук.

Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза.

Что нам важно показать?

План – крупный, ракурс – сверху или сбоку

Внесите данные в таблицу.

2. кадр - Слайд

Найдите в тексте те строчки, которые могут быть проиллюстрированы таким кадром.

Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.

Какими средствами художественной выразительности литературы А.Н.Толстой создал этот образ? Найдите эти слова.

А как средствами кино мы можем его создать?

Знаете ли вы что такое умывальная чашка?

План – крупный – окно с узорами, рядом на стене солнечный зайчик

Цвет – солнечный, теплый, радостный

Попробуйте, закрыв глаза еще раз увидеть этот образ, представить этот кадр.

Звучала музыка П.И.Чайковского. (Пауза для создания зрительного образа, релаксации)

3. кадр – это воспоминания Никиты - Слайд

Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:

- Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай.

Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:

В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.

Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".

Когда происходят описанные события?

Нужно ли показать в фильме воспоминания Никиты? Почему? - Никита вспомнил и мечтает об этой скамейке, о том, как он будет кататься.

Как показать, что это воспоминания? Какой прием киноискусства поможет это сделать?

Слайд А как вы поняли, о какой скамейке идет речь?

Пример детских санок 19 века есть и в Российском этнографическом музее, который находится в Петербурге. Но, если нет возможности посетить музей, можно воспользоваться его виртуальными экскурсиями и каталогами. – слайд

Встретились ли вам устаревшие или непонятные слова?

Где мы можем узнать значение этих слов?

Слайд - Я могу предложить вам и интернет-ресурс, в котором собраны самые проверенные толковые и орфографические словари.-

Работа в паре

Поработайте пожалуйста в паре и найдите значение слов, использованных в тексте.

Что такое каретник? Верстак?

Как описан Пахом? Что значит кривой? рябой?

На картинах художников мы можем видеть, как выглядел мужчина этого сословия в 19 веке. Посмотрите на репродукции. Вы берите ту, которая по- вашему близка к образу Пахома, который создал автор и создаем мы.

Попробуйте самостоятельно внести в таблицу характеристики кадра.

Давайте посмотрим, как этот кадр выстроил в своем фильме режиссер Андрей Зеленов.

Фильм (отрывок из художественного фильма «Детство Никиты» сцена в каретнике)

Как в нашем фильме мы можем его показать? (ласково смотрит, может быть приобнял )

Есть ли такие строки, которые Никита мог бы говорить вслух, как будто разговаривая сам с собой?(Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".)

Каким тоном Никита может говорить о Пахоме? (уважительно, с любовью )

4.кадр - Слайд

Никита сел на край кровати и прислушался - в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...

С этим кадром я предлагаю вам поработать в своей съемочной группе, объединившись в четверки.

Возьмите в руки алгоритм работы в группе. Прочтите его.

Будьте внимательны и уважительны к мнению каждого.

План – средний, ракурс – сбоку

Есть ли строчки, которые могут быть мыслями Никиты, произнесенными вслух? (Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...)

Звук – Никита тихонько говорит сам с собой.

А могут эти строчки быть мечтой, образом, который Никита рисует в своем воображении? Какое настроение в этот момент у Никиты? Тогда, каким средством искусства кино мы можем их показать?

5. Итог урока, рефлексия

Слайд Давайте вернемся к цели и задачам сегодняшнего урока.

Удалось ли вам, составляя киносценарий почувствовать это настроение и увидеть утро глазами Никиты?

Не было ли у вас момента, когда вы представляли себя на месте Никиты?

Используя этот прием, мы открыли сегодня эту повесть. Этот прием, как ключик может помочь вам прочесть её главы или всю целиком.

А удалось ли Никите осуществить свои планы, вы покажете в следующих кадрах этой главы, над которыми поработаете дома самостоятельно.

Какое домашнее задание вам захотелось сегодня выполнить?

Слайд вариативное Д/з

Оценка учителя

Я хочу оценить работу ……..

Отметить выразительность чтения……

Аргументацию……

Продолжите предложение…..

Я благодарю съемочную группу за работу.

М.б здесь – Стоп. Снято!

Конспект

открытого урока

по чтению

проведённого

в 3 «Б» классе

Чучковской средней общеобразовательной школы

учителем Тамонкиной Натальей Пантелеевной.

2015г.

Тема. А.Н. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».

Цель. Формирование умения подробного пересказа описания.

Задачи. 1. Учить работать с текстом.

2. Формировать умение подробного пересказа описания.

3. Выявить сходство поэтического и прозаического описания

Весенней природы.

4. Воспитывать интерес к творчеству А.Н. Толстого.

Оборудование. Портрет А.Н. Толстого; репродукции птиц, весны;

Детские рисунки; пьеса «Апрель»; запись пения птиц.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Психологический настрой.

Представьте себе, что вы удобно сели в кресло и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но вместо него на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение Ивана Бунина

Прошли дожди, апрель желтеет.

Всю ночь туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

Какие у вас появились желания? (высказывают своё мнение)

А у меня появилось желание проверить домашнее задание.

(3 человека)

III. Речевая разминка.

1. - Знаете ли вы, что в народе март называют «проталинком», апрель – «снегогоном», а май – «травнем».

Как вы думаете, почему?

Да, весна удивительное время года.

2. Мгновенное чтение

Апрельский весны

Скворец гонец

А) быстро прочитывают;

Б) называют слова по порядку;

В) объясняют смысл пословицы

Апрельский скворец – весны гонец.

Г) Прочитывают пословицу с разной интонацией:

С гневом

С радостью

Д) Назовите приметы весны.

Е) Хоровое чтение стихотворения В. Андреева «Весна»

Трещит весна по рекам.

В лесах и на полях,

Гуляет влажный ветер

По кронам на дубах.

Звенит капелью, светится

И манит на простор,

Ожил, развеселился

Огромный старый бор.

Летит на птичьих крыльях

И с каждым тёплым днём

Струится, серебрится,

Поёт в снегах ручьём.

IY. Сообщение темы урока.

Мы прочитали много стихов о весне, а сегодня будем читать прозаическое описание природы.

Y. Работа с произведением А. Толстого.

а) До чтения.

Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте заглавие.

Как вы думаете, о какой весне (ранней, поздней) пойдёт речь?

б) Чтение про себя: отметить сравнения, которые использовал автор.

Вопросы после чтения:

Описание какого дня мы уже читали у А. Толстого? (летнего

утра)

Что вы читали сейчас: описание всей весны или одного весеннего дня? (Сначала о приходе весны, потом автор описывает весеннее утро)

Какие картины представили, читая отрывок из повести?

Каких знакомых героев встретили?

Какие чувства они испытывают с приходом весны?

в) Чтение вслух по абзацам с попутным комментированием.

1 абзац

Что увидели?

Какие запахи почувствовали?

Как это-«стонали куры»?

2 абзац

Как вы понимаете «зелёными кочетками»?

Какую птицу захотелось услышать?

3 абзац

4 абзац

То ли вам слышится в куковании кукушки?

5 абзац

Как отнеслись обитатели сада к благословлению кукушки?

6 абзац

Какие звуки и запахи разбудили Никиту?

Какое настроение было у мальчика? Почему?

YI. Физкультминутка.

YII. Вопросы после чтения.

Какое настроение у вас вызывает наступление весны?

Каким настроением проникнуто описание весны у Алексея Толстого? Почему вы так думаете?

YIII. Рассказ о писателе.

Повесть «Детство Никиты» - автобиографическое произведение. Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Имя Никиты – это имя его сына. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чауса. Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…»

Мама Алексея Толстого старалась развивать у сына читательский талант. Может быть благодаря ей он и стал писателем.

IX. Самостоятельная работа в парах.

Выпишите из текста слова, которые передают краски, звуки, запахи.

X. Ответ на 1-й вопрос учебника.

О каких птицах говорится в отрывке Толстого? (картинки)

XI. Пересказ близкий к тексту (3 задание учебника)

XII. Итог урока.

В чём сходство прозаической и поэтической картины весны? (В выражении авторского настроения и средств его выражения: эпитеты, сравнения, олицетворения)

Какому стихотворению ближе по настроению, содержанию эта зарисовка А. Толстого?

Выставляю оценки за работу на уроке.

XIII. Домашнее задание.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные