Тучки небесные вечные странники стиль. Стихотворение «Тучи» Лермонтов – читать полностью онлайн или скачать текст

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом. Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.

«Тучи» Михаил Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории . Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой . Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое . На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.


Авторские и издательские редакции текста


Тучи («Тучки небесные, вечныe странники…»)
Иллюстрированное полное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова / Редакция В. В. Каллаша. - М.: Печатник, 1914. - Т. III. (РГБ)
Заставка худ. В. Замирайло

Примечания

396. Датировано 1840. Печатается по «Стихотворениям М. Лермонтова» (СПб., 1840, стр. 167-168), где появилось впервые. В. А. Соллогуб засвидетельствовал, что стихотворение написано в день отъезда в ссылку на Кавказ, на квартире у Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. По свидетельству Соллогуба, приведенному П. А. Висковатовым, Лермонтов слагал стихотворение стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом. Карамзины жили в доме напротив Летнего сада, у «Соляного городка» (Висковатов. С. 300). «Тучами» Лермонтов заключил сборник своих стихотворений и поставил дату: апрель 1840, тем самым обозначив и дату своего изгнания.

По свидетельству Соллогуба, приведенному П. А. Висковатовым, Лермонтов слагал стихотворение стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом. Карамзины жили в доме напротив Летнего сада, у «Соляного городка» (Висковатов. С. 300). «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…» (см. т. VI собрания сочинений под редакцией Висковатова, с. 338).

Белинский писал об этом стихотворении, что оно «полно какого-то отрадного чувства выздоровления и надежды, и пленяет роскошью поэтических образов, каким-то избытком умиленного чувства» (Белинский , т. 6, 1903, стр. 51).

Глава 1. Кто же всех гонит: судьбы ли решение?

Как всуе, не вспомнить стихотворение «Тучи», русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, из советской школьной программы по русской литературе и не оценить вновь его актуальность.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В сфере осознания сегодняшних мировых и российских проблем массового Беженства населения, и не только из Северной Африки в Европу, хочется одного – понимания физиологии этого процесса принудительного странствования. И уже не поэт, и не тучки, и не «с милого севера в сторону южную», а наоборот, «с милого юга да в сторону севера» бредут сотнями тысяч изгнанники. Снова остаются за гранью понимания простые, правомерные человеческие вопросы: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?» Далее по тексту, в современном понимании, возникают два варианта трактовки стихотворных строк:

– как обращение к некоторым слоям состоятельных граждан с утраченным чувством патриотизма, с «удовольствием» меняющих своё гражданство подальше от «бесплодных нив, страстей и страданий» поближе к тёплым пристанищам – «вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания».

– как сострадание людям, находящимся в стадии принудительного изгнания с «плодоносных нив», движущимся в неизвестном жизненном направлении – «вечно холодные, вечно голодные, нет у вас родины, есть лишь страдания».

Бомж – человек (Б) ез (О) пределённого (М) еста (Ж) ительства. В нашей, испокон веков, аграрной стране, статус бомжа обозначает нахождение человека на нижней социальной ступени – бездомный. Ты можешь нищенствовать, предаваться любым порокам, но если у тебя есть хибара или лачуга, твой социальный статус выше статуса бомжа у которого «ни кола, ни двора. Если рассуждать по традиционной логике современного обывателя: Ничего на свете хуже нету, чем ходить-бродить по белу свету.

В середине двадцатого века западная идеология пыталась осчастливить низший социальный статус человека, предложив молодёжи субкультовое движение «хиппи».

Расцвет движения пришёлся на начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Основные постулаты хиппи:

– человек должен быть свободным;

– достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;

– поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;

– красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого – чисто духовная проблема;

– все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;

– духовная община – идеальная форма общежития;

– все, думающие иначе, заблуждаются.

Эксперимент сошёл на нет, движение «сдулось», а дети солнца растворились в истории. Почему беженство не прижилось, в виде счастья полной свободы перемещения по свету, в букете со свободой секса, рок-н-роллом, курением травки и прочими молодёжными удовольствиями?

Вероятно, что состояние беженства – более сложный по организации процесс, чем представляется большинству людей. Есть конечно нации генетически предрасположенные к перемещениям по странам и весям, но всё это в пределах каких-то взвешенных миграционных процессов. Американцу сменить место проживания за несколько сотен долларов прибавки в зарплате, вроде процесс нормальный, но социальный статус американской мечты – осесть в своём уютном домике в любимом штате.

Сегодня мы имеем тревожность, связанную с мировым «половодьем» миграционных процессов. Невольно люди понимают, что этот мир меняется и не в лучшую сторону. Политики, вооружённые средствами массовой информации, по факту эту тревогу только усугубляют. Поэтому попробуем рассмотреть тему беженства с нескольких точек зрения.

Начнём с первого простого вопроса: какой начальный статус имели все святые основных существующих ныне религиозных конфессий мира? Если не ошибаюсь – все культовые святые генерировали свои постулаты в статусе философствующих бедных странников. Однако, достигнув высшего признания со стороны паствы, предпочли храмовое богообрядчество. Ранее царствующие на небесах особы Ра, Ярило, Зевс, Посейдон и другие многие боги прежних цивилизаций остались только в мифологии, а также в развалинах некогда роскошных храмов богослужения. Кто знает, может благодаря беженству, они сейчас где-то в зеркальных цивилизациях исполняют священные миссии: ох, уж это человеческое воображение. В здравствующих ныне религиях прослеживается основополагающая сентенция духовного и интеллектуального превосходства бедных и не отягощённых дворцами странствующих индивидуумов, над сиятельными особами потребительского олимпа власти. Скромность богов, не вдохновляет чемпионов Форбса и это противоречие уже невозможно скрывать.

Многим известно выражение: большое лучше видится на расстоянии. Просвещённые люди понимают смысл этого выражения буквально в физическом смысле размеров объекта. Однако, в этой небольшой по объёму работе, читателю предлагается взглянуть на глобальную проблему беженства, как явления в человеческом сообществе, в рамках временного расстояния «эволюционного» периода от неандертальца до современного человека и заглянуть за занавес будущего.

Времена меняются, с ними меняется состояние общества, меняется осознание окружающего мира, но с опозданием реакции восприятия действительного. Традиционные шаблоны и убеждения нехотя покидают мозг человека. Если разобраться, то сегодня в статусе бомжей находится основная часть человечества. Не только обитатели ипотечных однушек-двушек-трёшек, но и сильные мира всего, при современном подходе к исследованию проблемы – постоянного места жительства не имеют. Дворцы, напичканные сегодня предметами роскоши, имеют статус резиденций, статус собственности, статус имущественно-властного превосходства, но и они, временны и являются местом постоянного проживания одной семьи, лишь небольшой временной отрезок времени. «Остановись мгновенье, ты прекрасно», – раздаются заклинания из золотых джакузи и платиновых унитазов. В ответ только холодное: «Всё пройдёт и это пройдёт».

Единственным, относительно стационарным местом пребывания человека, становится место захоронения тела после его смерти. Однако и оно теряется в пространстве и во времени, в лучшем случае через три-четыре поколения. Память человеческая коротка, даже если остатки праха человека – артефакты.

Поэтому сегодня, когда проблемы постоянного перемещения людей принимают постоянный характер по множеству причин, хотелось обратить внимание читателя на задачу с другой стороны, в более обширном отрезке времени и немного «под другим углом».

Когда, в Европе всё политическое внимание с тревогой обращено на растущий поток беженства, есть желание, просто понять физиологию этого социального явления. Не уверенный я, что стационарный человек-обыватель по экстремальным обстоятельствам, вынужденный резко поменять свой оседлый родовой статус на малой родине на статус беженца космополита, будет сломя голову носиться по Европе с хиханьками хаханьками, гоняясь за местными девчонками. В этой части более вероятно, что бытие определяет сознание, а сознанию, в критичный момент, более предпочтительны другие поведенческие модели в стрессовых состояниях. Какие, хочется попытаться осознать хотя бы теоретическую возможность изобретения вакцины против беженства в современных исторических условиях.

«Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», – писал в 1859 году Карл Маркс в предисловии к «К критике политической экономии».

«То, что определяет бытие – в совокупности определяет уровень сознания, приоритеты действия индивидуальные и общественные», – уточнил бы я и окунулся в индивидуально – общественное бытие под названием жизнь, но…

Глупый телевизор кудахчет практически в каждом жилище современного человека. Щёлкаются пультиками каналы и в процессе возникает, в подсознании ощущение каких-то приоритетов современных проблем. Человеку, склонному к рассуждениям, иногда дано включать своё сознание и уноситься в дебри диалектики за пределы бытового медийного устройства.

Беженцы. Беженцы. Беженцы… Угу – мировая проблема? Мой телик, ты об чём? Но телик существо подневольное, ему что велят, то он и кажет. Только вот, надо людям помогать на местах их исконного обитания, нести мир хижинам, а не трещать двадцать четыре часа, когда на чьи-то жилища по командам из дворцов сыпятся смертоносные бомбы: Караул, Европа пропадает!

Попробуем разобраться в проблеме беженцев. Алё, Википедия, что у вас там про это?

Беженство – массовое оставление жителями своих родных мест, вследствие войны или стихийных бедствий. Маловато, но спасибо и на этом – всезнайка.

– Сами с усами.

– Кто-что?

– Беженцы.

– Что делают?

– В Европу.

– Дома плохо, а там хорошо…

– Всё – стопе. С самого начала. С происхождения.

Туча
По небу
Плыла,
Вёдра полные
Несла.
Туча брякнула
Ведром —
Прокатился
В небе
Гром.
По-над лесом,
По-над кручей
Повстречалась
Туча
С тучей.
Засверкали
Злые молнии!
Расплескались
Вёдра полные!
Туча
С тучею
Ругаются,
Вёдра по небу
Катаются!..
В небе
Коромысло —
Радуга
Повисла.

Сапгир Г.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Михаил Лермонтов

Туча белая несмело
Напилась воды из речки,
Стала туча пышнотелой
И кудрявой, как овечка.
Ветерок по небу мчался,
Как мальчишка за мячами,
С хмурой тучей повстречался
И толкнул её плечами.
От обиды туча плачет,
Окропила мир слезами,
Пусть поплачет, это значит,
Что и тучи есть с глазами.

Зеленкина Г.

Тучи небо заслонили,
Тучи дождик уронили
Не случайно, а нарочно,
Чтобы было невозможно
Нам под этим дождепадом
Проглядеть в них дырку взглядом!
Там – небесный синий воздух,
Им, наверно, дышат звёзды –
В нём прохладно и просторно.
Жаль, что нет трубы подзорной,
Чтоб за звёздочками всеми
Подсмотреть в ночное время.
Как назло – досадный случай:
Замутили небо тучи…
Я возьму метлу большую,
Тучи в сторону смету я,
И почищу небо быстро
Мягкой тряпочкою чистой!
Чтобы звёзды рассмотреть,
Нужно небо ПРОТЕРЕТЬ!

Корнеева М.

Туча чёрная приплыла,
Наше солнышко закрыла,
Позвала своих подружек.
Ветер их по небу кружит.
К туче главной их несёт,
Ветки на деревьях гнёт,
Завывает,налетает,
Настроенье угнетает.
То ли день,а то ли ночь
С улицы пошёл я прочь.
Только к дому прибежал,
Дождь из тучи побежал.

Василиса

Туча ходит вдалеке,
Держит дождик в кулаке,
Что нам туча дождевая –
Мы купаемся в реке!

Леонтьев В.

Туча, туча, дай водички
Для меня и для сестрички!
Для берёзки и осинки,
И для тоненькой рябинки.

Семенова С.



Им неведомы чувства прочные,
А удел один - одиночество.



Пожалейте их на мгновение.



Хотий Н.

Туча-туча-налетуча,
До чего же ты растуча!
Ты грозой сверкуча, туча,
И ужасно громыхуча,
И дождями поливуча,
Стань скорее улетучей!

Лило Т.

Тучки небо затянули,
В реку тучки заглянули.
А как только заглянули,
Так тихонечко вздохнули:
— Ах, какая там водица!
Нам бы сереньким умыться!
Освежить свои бока,
Мы ж, по сути, облака.
И нырнули, опустились,
Частым дождиком пролились,
Серость в речке оттирали,
Как снежок пока не стали.
Ну, а дальше, что же было?
Солнце тучки подсушило!
Эти тучки подсушило,
Да на небо воротило!
И поплыли, как река,
Перьевые облака…

Маршалова Т.

Туча стала и стоит.
Тучной крышей двор накрыт.
Пес поежился: — Пора!
Конура пуста с утра.
Всполошился шустрый кот:
— И меня чердак мой ждет.
Утка вслед им:
— Кря-кря-кря!
Со двора идете зря!
Лучше вместе примем душ.
Очень скучно жить без луж.

Аксельрод Е.

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
Сразу радуга смеётся.

Берестов В.

Тучи – летучи!
Тучи — толкучи!
Тучи – рычаще-гремяще-деручи!
Видно, у туч по пятьсот кулаков
И незаметно совсем синяков!

Сон Светлана

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Александр Пушкин

Туча грозовая –
Грозная такая.
Небо все заволокла,
Тенью нА землю легла,
Засопела, заворчала,
Всех в округе распугала,
Вдруг чихнула –
Грянул гром!!!
И… расплакалась
дождем!

Османова Г.

Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
От первой до третьей – люди,
Четвертая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая,
От нее в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.

И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – желтый жираф.

Владимир Маяковский

Туча по небу летела —
Всё толстела и толстела.
А потом на радость нам
Громко лопнула по швам.
«Ба-ба-бах!» — ударил ГРОМ,
И разлился дождь ведром.

Олексяк С.

Лежит на небе туча,
Вздыхает и ворчит,
А маленькая тучка
Копытцами стучит.
По луже,
По дорожке,
По зонтику груздя
Стучит, как оленёнок,
Копытцами
Дождя!

Белозёров Т.

Грозовая туча плачет —
Не возможно ей иначе!
Как же туче не рыдать?
Надо землю поливать!
Что б расцвёл цветочек,
Зеленел лесочек.
Чтобы речка вдаль бежала,
Просто дождика ей мало!
Чтобы речку напоить,
Должен сильный ливень лить!

Янушкевич М.

— Здравствуй, маленькая тучка!
Наверху одной не скучно?
Хочешь, вместе поиграем?
Хочешь, сказки почитаем?
Или попинаем мяч?
Только, будь добра, не плачь!

Шемякина Н.

Я домой
На всякий случай
Поспешил,
Увидев Тучу.
Гром ударил
За спиной,
Туча бросилась
За мной!
С ней до дома
От реки
Мчались
Наперегонки!
Я теперь
Сушу бейсболку,
Кеды, шорты
И футболку.
Кто быстрей
Из нас бежал,
Ты,конечно,
Отгадал…

Гетте Т.

Ух и туча чёрная,
Брюхо закопчёное!
Прямо к нам ползет
За собой хвостище
Проливной дождище
По земле везёт.
Брюхо треснуло
Пополам!

А оттуда молния:
Трах-ба-бам!
А потом,
А потом
Гррр-р-ром!
Только нам нипочем —
У нас дом
С окном!
Мы-то дома сидим,
Мы в окошко глядим!

Лебедева Г.

Гремели тучи
В ГРОМкоговорители:
«Поберегитесь, дети
и родители!
Быстрее прячьтесь,
граждане, от нас!
Предупреждаем вас
в последний раз:
Еще минуты три мы подождем
И всех накроем проливным дождем.»

Волкова Н.

У реки поближе к броду,
Облака лакают воду.
— Эй, смотрите, облака,
Чтоб не лопнули бока!

Орлов В.

Ветер гонит облака,
В тучу собирает.
Туча смотрит свысока,
Дождиком пугает.
Набрала она воды
Целое корыто,
Ждать нам от нее беды,
Пока солнце скрыто.
Потемнело все вокруг,
Будто ночь над нами,
Разрыдалась туча вдруг,
Горькими слезами.

Сидаш Н.

Смотрит Оля в окошко:
«Скоро дождик пойдет!
Я на тучку подую,
Пусть она уплывет».
Дует, вытянув губки,
Дует, машет рукой…
Крикнул папа из сада:
«Что, дочурка, с тобой?»
Скрылось милое солнце…
Слышен плач у окна:
«Ах, я тучу раздула,
Стала больше она!»

Пожарова М.

Серенькие тучки —
Вредины и злючки!
Солнышко закрыли,
Дождик притащили,
Льют теперь из лейки
В парке на скамейки,
Страшно громыхают,
Малышей пугают,
Чтоб сидели по домам
Возле бабушек и мам!

Ефимова Т.

Отчего-то, почему-то
Туча темная раздута.
Загремел ужасно кто-то,
Гром свалился на болото,

Что-то страшно засверкало,
Капля первая упала.
Туча вылилась дождем,
Лужи мерить мы идем!

Гурина И.

Гряды холмов отусклил марный иней.
Громады туч по сводам синих дней
Ввысь громоздят (всё выше, всё тесней)
Клубы свинца, седые крылья пиний,

Столбы снегов, и гроздьями глициний
Свисают вниз… Зной глуше и тусклей.
А по степям несётся бег коней,
Как тёмный лёт разгневанных Эринний.

И сбросил Гнев тяжёлый гром с плеча,
И, ярость вод на долы расточа,
Отходит прочь. Равнины медно-буры.

В морях зари чернеет кровь богов.
И дымные встают меж облаков
Сыны огня и сумрака - Ассуры.

Максимилиан Волошин

Вместо шляпы тучка
Солнце нахлобучила,
Будет ей за это от мамы
Взбучка.
Над зеркальным озером
Модница вертится:
«Ах, какая шляпа –
Греет и светится!»

Липатова Е.

В сумраке трескучем,
Как парад планет, –
Тучи, тучи, тучи,
А из трещин – свет.
Словно салит рощу
Сверху кто-нибудь.
Долго дождь полощет,
Долго не уснуть.
Мокнет за оградой
Улицы пятно.
Дождик, падай, падай,
Но не к нам в окно.

Бородинский Г.

В чистом небе бродит туча.
Ты откуда в гости к нам?
Ты, наверно, нагрубила
Где-то братцам облакам?
Ты, наверно, от обиды
Почернела вся потом?
Ты, наверно, от досады
Пролилась на нас дождем?

Шевчук И.

Серая туча промолвила хмуро:
— Какая я тучная… Что за фигура?
Расстроилась, хлынули слезы ручьем,
Наплакала лужи большие кругом.
Тут в зеркальце — лужу она поглядела:
— Ура! Я за время дождя похудела!
А платье какое в оборочку!
Теперь я не туча, а облачко!

Ашто О.

Ливень с градом к нам несла,
Но добраться не смогла:
Так летела, торопилась,
Что за гору зацепилась…
И повисла над скалой
Проявлять характер свой:
В камни молнии метать,
Дождь потоком выливать.
Мы скале спасибо скажем,
Словом ласковым уважим:
«Благодарны тебе, круча,
Что застряла злая туча.»

Володя Д.

Летом туча темная
Дождиком слезилась
И зимой, огромная,
Снова появилась.
Но идти дождю зимой
Как-то не пристало,
Потому то с тучи той
Сыпятся кристаллы!

Шаповалова Р.

В кружевах, в оборках краля –
Туча по небу гуляла.
Зацепилась за сучок,
Порвала воротничок.
Плачет, плачет, слёзы льет.
Потому и дождь идет…

Менжинская Е.

Друг уехал самый лучший.
Я хожу мрачнее тучи.
А в окне моём видна
туча серая одна.
И подумал я, пока
сочинял стихотворенье:
тучи - тоже облака.
Но в неважном настроеньи.
Может быть, у этой тучи
тоже друг уехал лучший?

Супрунюк М.

Началось с того, что ветер
ей невежливо ответил.
Змей играть не захотел —
деловой такой летел.
Плюс о ней, как ей казалось,
ива с липою шепталась
и при помощи листка
покрутила у виска…
Туча щеки раздувала,
раздувала, раздувала,
раздувала, раздувала…
А потом её прорвало:
Разревелась в три ручья,
бестолково грохоча.
Я решил не быть, как туча,
не копить обиды кучей.
…Вот немножко прояснится,
И пойду к друзьям — мириться!

Нэля Д.

Тучи в темную стаю сгрудились.
Про их боль если знали люди бы!
Им неведомы чувства прочные,
А удел один - одиночество.
Всхлипы - гром, объятия - молнии.
Им тепла не хватает может быть?
Плачут тучи лишь об утерянном,
Пожалейте их на мгновение.
Улыбаться надо, не прятаться -
Превратятся в дождь слезы радости.
Тучам в край другой лететь надобно,
За добро наградят нас радугой.

Хотий Н.

Ветер по небу гулял,
Тучи серые гонял,
Собирал в корзину тучи,
И набрал большую кучу.
Он корзину положил,
И у солнышка спросил:
«Что мне делать с этой кучей
Облаков больших летучих?»
Солнышко ему в ответ:
«Дам тебе я свой совет,
Ты на свет их выпускай
И за ними наблюдай.»
Ветер по небу помчался,
Разлетелся, разигрался,
Начал дуть что было сил,
И корзину уронил.
Только вывалилась куча,
Сразу превратилась в тучу,
Пролилась дождем в садах,
И исчезла без следа.

Кулаковская Е.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные