Управление социально-культурной сферой. Гос. управление в социально-культурной сфере Управление образованием и наукой

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государственная культурная политика (политика в области культурного развития) представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность государства в области культуры. Она получает практическое воплощение в деятельности соответствующих субъектов законодательной и исполнительной власти. При этом в соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и создание федеральных программ в области культурного развития, а охрана памятников истории и культуры, общие вопросы культуры отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, создают и ведут Свод памятников истории и культуры Российской Федерации, координируют внешнюю политику в области культурного сотрудничества, регулируют вывоз и ввоз культурных ценностей и т.д. Так, Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области культурного развития, обеспечивает поддержку развития культуры и сохранение особо ценных объектов культурного наследия общегосударственного значения, организует выявление, учет и охрану памятников культуры, обеспечивает доступность для граждан культурной деятельности и культурных ценностей и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в определении территориальной культурной политики, формируют территориальные и иные органы государственного регулирования культурной деятельности и организации культуры соответствующего подчинения, создают фонды развития культуры, устанавливают местные налоги и сборы на цели культурного развития, осуществляют международные культурные связи и т.д.

Правовые основы управления данной отраслью составляют: Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изм. и доп. от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.), иные правовые акты государственных органов, принятые по вопросам управления культурой.

Государственное управление в данной отрасли, либо узкоспециализированно в одной из таких ее подотраслей, как книгоиздание и библиотечное дело, кинематография, телевидение и радиовещание и др. Органы управления культурой образуют единую систему, утвержденную Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

Главными задачами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в области культуры (Минкультуры России) являются: создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории Российской Федерации; реализация государственной политики в области охраны и популяризации историко-культурного наследия Российской Федерации; координация международных культурных связей: обеспечение государственной поддержки профессионального искусства и др.

В соответствии с возложенными на него задачами Минкультуры России осуществляет следующие основные функции: разрабатывает государственные программы в сфере культуры и обеспечивает их реализацию: по поручению Правительства Российской Федерации организует государственную экспертизу международных, федеральных и региональных программ и проектов в сфере культуры; осуществляет государственный учет историко-культурного наследия; контролирует соблюдение органами государственного управления, юридическими и физическими лицами установленного порядка охраны, реставрации и использования объектов историко-культурного наследия; осуществляет контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей.

Наряду с этим Минкультуры России осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, отнесенных к федеральной собственности; участвует в реституции культурных ценностей, проводит информационно-рекламную работу за рубежом по вопросам культуры: непосредственно руководит учреждениями и организациями, находящимися в его ведении; осуществляет государственный надзор за соблюдением требований законодательства по охране и использованию культурного наследия и принимает меры по его защите; проводит смотры, конкурсы, фестивали, организует выставки, музейный и библиотечный обмен.

Решения Минкультуры России по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности, а также физическими лицами.

Аналогичные задачи и функции в пределах своей компетенции осуществляют соответствующие органы управления культурой субъектов федерации: министерства культуры - в республиках, департаменты, управления, комитеты и отделы культуры - в автономных образованьях, краях, областях и городах федерального значения. Именно в их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации - важнейшее звено системы органов государственного управления культурой, реализующее государственную политику в ее подотрасли.

Основными задачами Министерства являются:

  • - разработка и реализация государственной политики в области средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования, печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции, регулирование производства и распространения аудио- и видеопродукции, включая регистрацию и лицензирование, а также участие в разработке и реализация государственной политики в сфере авторского права и смежных прав в указанных областях деятельности;
  • - разработка и реализация государственной политики в процессе производства рекламы, а также ее распространения средствами массовой информации и массовых коммуникаций;
  • - разработка и осуществление в пределах своей компетенции мероприятий в сфере развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы;
  • - регулирование деятельности, включая разработку и реализацию политики и соответствующих процедур, в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения средств массовой информации.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет следующие функции: разработка и ведение единых общероссийских реестров средств массовой информации и массовых коммуникаций; регистрацию средств массовой информации и массовых коммуникаций; лицензирование телевизионного вещания, радиовещания, вещания дополнительной информации, воспроизведения (изготовления экземпляров) фонограмм на любых видах носителей, воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей, а также иных видов деятельности, определенных законодательством Российской Федерации и относящихся к компетенции Министерства; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, условий регистрации и лицензий, наложение взысканий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вынесение предупреждений; приостановление и аннулирование регистраций и лицензий в установленном порядке; разработку и проведение мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы, технических и иных нормативов и стандартов; регулирование деятельности, включая разработку и реализацию политики и соответствующих процедур, в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для целей телерадиовещания и распространения средств массовой информации; деятельность в пределах своей компетенции по вопросам совершенствования законодательства и организации защиты авторских и смежных прав, международного сотрудничества и взаимодействия с общественными организациями в области авторского и смежных прав; координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в относящихся к компетенции Агентства сферах деятельности; анализ экономических, социальных, технических, правовых проблем и выработка предложений по их решению, включая подготовку проектов соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов; руководство и координацию деятельности находящихся в ведении Агентства организаций, их материально-техническое обеспечение; участие в работе международных организаций и конференций по вопросам, относящимся к его компетенции; разработку прогнозов, планов и программ развития деятельности в отраслях, относящихся к компетенции Агентства; обеспечение проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; финансирование (в рублях и иностранной валюте) бюджетных организаций, находящихся в ведении Агентства; разработку и реализацию в установленном порядке мер по государственной поддержке средств массовой информации и организаций, действующих в относящихся к компетенции Агентства сферах деятельности, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделенных Агентству; организацию и проведение конкурсов, фестивалей, выставок, симпозиумов, конференций и других мероприятий в сферах деятельности, относящихся к компетенции Агентства.

Непосредственная управленческая деятельность, как уже было отмечено выше, на различных участках культурного строительства осуществляется Министерством культуры, Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерством образования и др. Все они действуют в тесном сотрудничестве с общественными объединениями творческой интеллигенции - союзами писателей, журналистов, художников и др. Эти союзы также выполняют некоторые управленческие функции, которые предоставлены им государством. Пределы такого управления определяются их уставами, зарегистрированными в органах государства.

Осуществление управленческих (по существу, государственных) полномочий общественными объединениями - одна из особенностей управления в области культуры.

Федеральным органом, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, является Министерство культуры РФ. Оно осуществляет также координацию деятельности других органов в этой сфере. Министерство призвано обеспечивать условия доступа к культурным ценностям, определять приоритеты деятельности в сфере культуры, содействовать развитию национальных культур народов России, разрабатывать меры по предупреждению незаконного вывоза из страны и ввоза культурных ценностей (это делается в соответствии с международными обязательствами).

Управление сферой культуры является важным направлением государственной и муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

С 1 января 2006 года вступит в действие Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно указанному закону финансирование услуг культуры осуществляется непосредственно из бюджетов муниципальных образований соответствующего уровня. Исполнение расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований за счет средств бюджетов других уровней является недопустимым.

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности) Президент России Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства - «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». В своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. он отметил, что работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться.

В следующем разделе курсовой работы более подробно будет представлена роль местного самоуправления в деятельности органов управления культурой в муниципальных образованиях.


Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства.
Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государстве стандартом.
Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности.
Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня (образовательного ценза), который удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством в качестве общедоступных и бесплатных им гарантируются следующие виды образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и начальное профессиональное, а на конкурсной основе - среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Основное общее образование является обязательным.
Управление образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области образования.
Правовую основу управления в области образования составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.), Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования, положения об органах управления образованием, уставы образовательных учреждений и другие акты местного, локального значения. Образование в Российской Федерации осуществляется также в соответствии с нормами международ-ного права.
Общие вопросы образования отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Определенной компетенцией в этой области наделены и органы местного самоуправления.
В соответствии с этим строится и система органов управления образованием, которая включает:
1. Государственные органы, которые в свою очередь подразделяются
на:
а) федеральные органы управления образованием;
б) ведомственные органы управления образованием Российской Фе-дерации и ее субъектов;
в) органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
2. Муниципальные органы.
Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государ-ственной власти. Муниципальные органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправле-ния.
Главной задачей всех органов управления образованием является обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в масштабе страны. В качестве главной задачи оно призвано обеспечивать осуществление государствен-ной политики в этой области.
Основными задачами и функциями данного министерства являются: формирование стратегии всех видов образования, определение его содержания; разработка и контроль исполнения компонентов государственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие развитию национально-региональных компонентов государственных стандартов; согласование нормативных актов министерств и ведомств в области образования; подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и послевузовского образования в соответствующих образовательных учреждениях; разработка перечней профессий, направлений и специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение и подготовка; создание единой системы оценки и государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; установление порядка лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; развитие материально-технической и экспериментально- производственной базы учебного процесса и научных исследований; орга-низация и развитие международного сотрудничества в области образова-ния и др.
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации весьма многочисленны и существенно отличаются по своему статусу и организационным формам управления. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, таковыми являются министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, управления или отделы образования.
Характерная особенность правового положения этих органов заключается в том, что на соответствующей территории они являются единственными специализированными органами, комплексно реализующими государственную политику в области образования.
Муниципальные органы управления образованием реализуют государственную политику данной области на территориях, где осуществляется местное самоуправление. Компетенция этих органов производна от компетенции органов самоуправления в области образования.
В соответствии с действующим законодательством к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относится:
планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образо-вательных учреждений;
формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием и самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий;
назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений (если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления);
использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования:
установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования и др.
Образовательная деятельность осуществляется в образовательных учреждениях, которыми в соответствии с Законом об образовании явля-ются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реали-зующие одну пли несколько образовательных программ и (пли) обеспечи-вающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения являются юридическими лицами.
По своим организационно-правовым формам они могут быть госу-дарственными, муниципальными и негосударственными (частными, учре-ждениями общественных и религиозных организаций, объединений).
Действие законодательства Российской Федерации в области образо-вания распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Законом об образовании предусмотрены следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); дополнительного образования детей.
Соответственно перечисленным типам выделяются виды образовательных учреждений:
общеобразовательные - начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи гимназии;
начального профессионального образования - профессиональные учи-лища; профессиональные лицеи - центры непрерывного профессионально-го образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно- производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и дру-гие образовательные учреждения данного уровня;
среднего специального образования - техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);
высшего профессионального образования - университеты, академии, институты, колледжи.
Административно-правовое положение государственных и муници-пальных образовательных учреждений определяется типовыми положе-ниями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатывае-мыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Особая роль при этом принадлежит таким важнейшим элементам системы образования, как государственные образовательные стандарты и преемственные образовательные программы различного уровня и направ-ленности.
Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют: а) обязательный минимум содержания основных обязательных программ; б) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; в) требования к уровню подготовки выпускников. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными.
Образовательные стандарты устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти применительно к типам образовательных учреждений и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности).
Они служат основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Образовательные программы, реализуемые в Российской Федерации, определяют содержание образования определенного уровня и направленности.
Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждые из которых в свою очередь делятся на основные и дополнительные.
Важную роль в реализации единой государственной политики играют лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений.
Лицензирование представляет собой выдачу документа (лицензии), подтверждающего право на осуществление образовательной деятельности.
Лицензия выдается государственным органом управления образованием или по его поручению органом местной самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. Она может быть выдана только при соответствии условии.осуществления образовательного процесса (состояния материально- технической базы соблюдения санитарно-гигиенических норм, укомплектованности необходимыми кадрами и т.п.), предъявляемым к образовательным учреждениям и установленным государственным и местным требованиям. В лицензии фиксируются соответствующие контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся либо воспитанников, а также срок ее действия.
Аккредитация - это процедура признания государственного статута (типа и вида) образовательного учреждения, осуществляемая на основе обследования его характеристик согласно классификационным признакам, установленным соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях.
Государственная аккредитация проводится уполномоченными органами управления образованием (при участии заинтересованных министерств и ведомств) на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.
По ее положительным итогам выдается свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее право и способность данного образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на официально признанном уровне.
С момента получения такого свидетельства образовательное учреждение приобретает ряд прав, в том числе на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на пользование печатью с изображением государственного герба Российской Федерации, на включение в схему централизованного государственного финансирования.
Аттестация позволяет установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов.
Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.
Аттестация образовательного учреждения, как правило, проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению другими органами. Особый порядок предусмотрен для аттестации образовательных учреждений некоторых типов: дошкольных; специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Важность аттестации состоит также и в том, что по результатам образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.
Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Так, Типовое положение о государственном высшем учебном заведении устанавливает, что общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет, возглавляемый ректором.
Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.
Порядок выбора первого состава ученого совета определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся.
В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вузов, общественных организаций.
Непосредственное управление деятельностью государственного вуза осуществляет ректор, занимающий эту должность в порядке, определяемом уставом вуза в соответствии с Законом об образовании.
Ректор в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.
Масштаб деятельности вуза обусловливает его структуру, основными элементами которой являются факультеты, кафедры, иные подразделения и службы (учебная часть, секретариат, отдел кадров и др.). В зависимости от структуры вуза и в соответствии с уставом в отдельных его подразделениях (факультетах, отделениях и др.) также могут создаваться ученые советы.
Деятельностью факультета руководит декан факультета, который избирается ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание, в порядке, определяемом уставом вуза.
Кафедра является основным звеном вуза, непосредственно осуществляющим учебную, учебно-методическую и научно-исследовательскую работу. Она возглавляется заведующим кафедрой.
Кафедры играют ведущую роль в проведении воспитательной работы с обучаемыми.
Наука как элемент общественного сознания и специфический вид творческой общественной деятельности, познавая многообразие окружающей действительности, генерирует не только новые концепции, идеи, но и формирует теоретико-методологическую основу преобразования социальной практики.
Усложнение проблем социального развития, усиливающиеся взаимо-связи и взаимозависимости общественных явлений вызвали кардинальные изменения в характере познавательной деятельности: получили развитие процессы дифференциации и интеграции наук, сближения естественных, технических наук с науками гуманитарными, а в итоге взаимопроникнове-ния, взаимодополнения различных отраслей научного знания стало воз-можным решать проблемы комплексно, получать качественно новые ре-зультаты.
Согласно п. "е" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, но Федерация проводит единую государственную политику в области НТП, использования на практике достижений науки и техники, управляет государственными научными учреждениями федерального значения.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст.94 Конституции Российской Федерации) определяет экономическую основу единой государственной политики в области развития науки и в обязательном порядке рассматривает законодательные акты, касающиеся федерального бюджета, федеральных налогов, финансового регулирования (ст. 106 Конституции Российской Федерации).
Непосредственное проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки обеспечивает Правительство Российской Федерации (п. "в" ст. 114 Конституции Российской Федерации), которое как орган общей компетенции осуществляет исполнение соответствующих статей федерального бюджета, контролирует реализацию государственных программ поддержки науки, координирует работу отраслевых федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, утверждает Положения об этих органах, определяет их обязанности и права.
Межотраслевые органы управления наукой в своей деятельности ру-ководствуются Конституцией Российской Федерации, Законом Россий-ской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона Рос-сийской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ. Федеральными законами "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 124-ФЗ, "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ и иными за-конодательными актами Российской Федерации, указами и постановле-ниями Президента Российской Федерации, а также утверждаемыми Прави-тельством Российской Федерации Положениями об органах управления наукой.
Межотраслевое управление наукой возложено на Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям, который как федеральный орган исполнительной власти обеспечивает формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики, осуществление мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала России.
Основными задачами Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям являются:
анализ развития науки и техники;
организация научно-технического прогнозирования, выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники. разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации вы-бранных приоритетов;
разработка государственных научно-технических программ и проектов, методическое руководство подготовкой региональных и межотраслевых научно-технических программ, а также предложений по правовому обеспечению развития науки и техники, государственной политики в области научной и инновационной деятельности, социальной защиты научных работников:
формирование информационной структуры в области науки и техники, обеспечивающей сбор, систематизацию, обработку научно- технической информации и передачу ее заинтересованным учреждениям, организациям и специалистам на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.7, 39, 41) государство охраняет труд и здоровье людей; обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет дея-тельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию фи-зической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию.
Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере.
Охрана здоровья людей (в широком, общесоциальном смысле) представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно- гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
При этом государство гарантирует охрану здоровья каждого гражданина в соответствии с внутренним законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Охрана здоровья граждан в узком смысле заключается в принятии медицинских мер профилактики заболеваний, оказании медицинской помощи, поддержании оптимального состояния общественной гигиены и са-нитарии.
Реализация этих мер осуществляется самостоятельной системой специализированных учреждений и органов, для которых охрана здоровья граждан является их основным назначением и основным видом деятельности.
Управление деятельностью этих учреждений и органов образует самостоятельную отрасль государственного управления в социально- культурной сфере - здравоохранение.
Координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Детальное распределение компетенции по этим вопросам между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Социальная защита граждан - одна из важнейших функций госу-дарства.
Именно поэтому Конституция Российской Федерации (ст. 7) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Деятельность государства по практической реализации этой политики протекает в рамках самостоятельной отрасли управления социально-культурной сферой, именуемой "социальная защита граждан ".
Основными формами и одновременно конституционными гарантиями социальной защиты граждан являются: охрана труда и здоровья людей; гарантированный минимальный размер оплаты труда; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие и функционирование системы социальных служб; установление и выплата государственных пенсий и различных со-циальных пособий.
Эти формы, а также деятельность государства по их осуществлению и составляют содержание управления социальной защитой граждан.
Общее руководство рассмотренными отраслями социально- культурной сферы осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.
Так, Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией Российской Федерации основные направления внутренней политики государства, издает соответствующие указы, которыми регулируются общественные отношения в области здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма и социальной защиты граждан. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-культурной сфере; разрабатывает и утверждает федеральные программы развития здравоохранения, физической культуры, спорта, туризма и социального обеспечения; принимает меры по их практической реализации; осуществляет правовое регулирование связанных с этим вопросов и многое другое.
Конституция Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляют сложную и неоднородную, с организационно-правовой точки зрения, систему здравоохранения, в которой в свою очередь в качестве самостоятельных элементов выделяются государственная, муниципальная и частная системы (вернее - подсистемы) здравоохранения.
Государственная, система здравоохранения охватывает органы управления здравоохранением Российской Федерации и ее субъектов, а также находящихся в государственной собственности лечебно- профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и иные учреждения, осуществляющие соответствующую деятельность в рассматриваемой отрасли.
Муниципальную систему здравоохранения составляют муниципальные органы управления охраной здоровья граждан и находящиеся в муниципальной собственности учреждения и предприятия, в основном аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.
Частная система здравоохранения включает лечебно- профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лиц, занимающихся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.
Непосредственное государственное руководство здравоохранением возложено на систему специализированных органов исполнительной власти, которую образуют: Министерство здравоохранения Российской Федерации; соответствующие министерства республик, входящих в состав Российской Федерации; органы управления здравоохранением иных субъектов Федерации - департаменты, комитеты, главные управления, управления, отделы и т.п.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать в масштабе страны проведение государственной политики в области здравоохранения.
Основными задачами Минздрава России являются: разработка основ государственной политики, целевых и государственных научно- технических программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, медицинской и фармацевтической продукции; организация лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности; разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения и контроль за их соблюдением; обеспечение санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия населения и др.
Основными задачами данного министерства являются: разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по вопросам труда, занятости и социальной защиты населения; разработка в пределах своей компетенции социальных норм, нормативов и стандартов; организация государственного пенсионного обеспечения; создание и развитие государственной системы социального обслуживания населения, содействие созданию и развитию муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения; организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов; участие в урегулировании вопросов, связанных с лицензионной деятельностью в сфере социального обслуживания населения; обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства Российской Федерации в области труда и социальной защиты и др.
Федеральная миграционная служба России играет важную роль в осуществлении государственной политики по социальной защите граждан.
В ее компетенцию входит: разработка проектов федеральных и миграционных программ и обеспечение их реализации; распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции; организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации; оказание им содействия в обустройстве на основном месте жительства, защита прав мигрантов; подготовка предложении по совершенствованию законодательства в области миграции, контроль за его соблюдением и др.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Рос- сийской Федерации" социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму играет важную роль в реализации государственной политики в охране здоровья населения. В соответствии с Основами зако-нодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, дру-гими законодательными и подзаконными нормативными актами компе-тенция этого федерального органа исполнительной власти охватывает: разработку и реализацию целевых федеральных государственных про-грамм развития физической культуры, спорта и туризма; разработку госу-дарственных нормативов финансирования физической культуры, спорта и туризма; прямое финансирование деятельности подведомственных пред-приятий, учреждений и организаций физической культуры, спорта и ту-ризма федерального значения;
Большую роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения играет государственный санитарно- эпидемиологический надзор, который представляет собой деятельность органов и санитарно-профилактических учреждении, направленную на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.
Содержание санитарно-эпидемиологического надзора включает: наблюдение, оценку и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработку обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарного законодательства организациями и гражданами; пресечение санитарных правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их со-вершивших; ведение государственного учета инфекционных, профессио-нальных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики.
Данный вид государственного надзора осуществляется системой подведомственных Минздраву России органов и учреждений санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, горо-дах, районах, а также на водном и воздушном транспорте.
Разновидностью данного государственного надзора является ведом-ственный санитарно-эпидемиологический надзор, который осуществля-ется отдельными министерствами и ведомствами а отношении подведом-ственных им объектов.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Под культурой в широком смысле слова принято понимать социально-культурный облик общества - состояние в нем науки, искусства, образования, просветительский работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.
Вместе с тем эта единая по содержанию отрасль делится на подот-расли культуры: искусство (художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное, архитектура и другие его виды и жанры); художественные народные промыслы и ремесла, фольклор, обы-чаи и обряды; самодеятельное художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; телевидение и радиовещание; эстетическое воспитание, художественное образование, пе-дагогическая деятельность в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, создают и ведут Свод памятников истории н культуры Российской Федерации, координируют внешнюю политику в области культурного сотрудничества, регулируют вывоз и ввоз культурных ценностей и т.д. Так, Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные госу-дарственные программы сохранения и развития культуры, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области культурного развития, обеспечивает поддержку развития культуры и сохранение особо ценных объектов куль-турного наследия общегосударственного значения, организует выявление, учет и охрану памятников культуры, обеспечивает доступность для граж-дан культурной деятельности и культурных ценностей и т.д.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в определении республиканской и территориальной культурной политики, формируют территориальные и иные органы государственного регулирования культурной деятельности и организации культуры соответ-ствующего подчинения, создают фонды развития культуры, устанавливают местные налоги и сборы на цели культурного развития, осуществляют ме-ждународные культурные связи и т.д.
Действующее законодательство обязывает органы государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектов учитывать культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального и национального развития.
Таким образом, управление культурой - это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в целях реализации политики государства в области культурного развития, практического осуществления культурно-воспитательной функции государства.
Правовые основы управления данной отраслью составляют: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов, иные правовые акты государственных органов, принятые по вопросам управления культурой.
Органы управления культурой образуют единую систему, которая включает: Министерство культуры Российской Федерации, министерства культуры республик, входящих в состав Российской Федерации, и соответствующие им органы управления культурой иных субъектов федерации; Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Государственный комитет Российской Федерации по печати, Федеральную службу России по телевидению и радиовещанию и соответствующие им органы управления субъектов федерации.
Министерство культуры Российской Федерации (Минкулътуры России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области культуры. Его главными задачами являются: создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории Российской Федерации; реализация государственной политики в области охраны и популяризации историко- культурного наследия Российский Федерации; координация международных культурных связей: обеспечение государственной поддержки профес-сионального искусства и др.
Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематографии.
Кинематография - это область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, на-учной, технической и образовательной деятельности, направленной на соз-дание и использование произведений кинематографии (фильмов, киноле-тописей).
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 28 августа 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" кинематография является неотъемлемой частью культуры и искусства, которая должна сохраняться и развиваться при поддержке государства.
Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии действует на основе Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 6 января 1993 г. в соответствии с которым на него возложены следующие основные задачи: разработка и реализация федеральных программ в области кинематографии, в том числе и по совершенствованию кинообслуживания населения; содействие развитию международных связей в этой области. Вместе с тем, Госкино должен способствовать созданию и координации деятельности ассоциаций, советов, других организаций и объединений, призванных содействовать развитию россий-ской кинематографии.
Государственный комитет Российской Федерации по печати (Госкомпечать) - важнейшее звено системы органов государственного управления культурой, реализующее государственную политику в ее подотрасли, охватывающей периодическую печать, книгоиздание, полиграфию и книгораспространение.
Основными задачами Госкомпечати являются: разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в подведомственной подотрасли; обеспечение защиты свободы слова и независимости прессы; разработка и участие в реализации федеральных издательских программ выпуска литературы; создание условий для организаций и функционирования федеральных, межрегиональных, региональных, местных издательств, газет и журналов; организация международного сотрудничества в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книжной торговли.
В ведении Госкомпечати находятся государственные издательства, полиграфические предприятия, предприятия оптовой книжной торговли. В структуре данного комитета функционирует Управление средств массовой информации.
Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию
(ФСТР) призвана обеспечивать реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществлять контроль за техническим качеством вещания.
Она действует на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 мая 1994 г. .
В соответствии с ним основными задачами и функциями ФСТР являются: разработка долгосрочных программ и планов развития телевидения и радиовещания в Российской Федерации; содействие предпринимательской деятельности в сфере телерадиовещания; разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания, а также осуществление мер по развитию, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы телевидения и радиовещания; регистрация и лицензирование государственных и негосударственных телерадиовещательных организаций; координация дея-тельности общероссийских и региональных телерадиоорганизаций; руко-водство подведомственными организациями, предприятиями и учрежде-ния-ми; осуществление контроля за выполнением теле- и радиоорганиза-циями обязательств по лицензиям и др.
Лицензии на вещание выдаются Федеральной комиссией по телерадиовещанию и ее территориальными комиссиями. Эта комиссия вырабатывает государственную политику в области лицензирования радио- и теле-вещания и проводит ее как непосредственно. так и через территориальные комиссии по телерадиовещанию. Тренировочные задания Ответ/Решение В одной из автономий РФ возникли массовые беспорядки, вызванные конфликтом между коренным населением и беженцами, в т.ч. с Кавказа.
К сожалению, действия коренных жителей получили фактическую поддержку местной администрации, принявший несколько решений, усугубляющих конфликт. Указом Президента РФ в области введен режим ЧП, с созда нием временной администра-ции. Глава этой администрации, с учетом обстановки и полномочий, издал постановление о временном приостановлении деятельности областной администрации, непосредственном подчинении главе временной администрации всех исполнительных органов и городской, и районной администрации.
Отдельным распоряжением был отстранен от должности мэр города, руководителем государственных предприятий и организаций запрещалось на весь период ЧП увольнять работников по собственному желанию.
Дайте юридический анализ дела.
В аэропорту произошел захват самолета с пассажирами.
Сотрудники УВД Михайлов и Стожаров остановили водителя "Жигулей" Сеньки- на, от которого потребовали доставить их на службу.
Водитель отказался, объяснив отказ необходимостью поездки на личном транс-порте к теще и в другом направлении.
Тогда Михайлов, имеющий водительские права, отстранил Сенькина от управления и они втроем отправились в аэропорт,
Дайте оценку действий участников ситуации. Есть ли основания подачи жалобы Сенькиным в суд?
Миловидная особа по телефону вызвала наряд милиции с целью помещения мужа в медицинский вытрезвитель, поскольку он устраивал "пьяный дебош" в квартире.
Наряд просьбу выполнил, но муж подал жалобу и на жену и на милиционеров.
Дайте юридический анализ ситуации.

Под управлением понимается система деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма - любое учреждение социально-культурной сферы.

Управление в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще - как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность управления в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство - нарастание требований компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Обычно специфику управления в сфере культуры связывают с особенностями "духовного производства". "Продукты" такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию.

Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями).

Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше людей прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., - тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры - сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Некоммерческая деятельность не означает "непривлекательная" для бизнеса. Во всем мире некоммерческий сектор - один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики.

Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.

. ВОПРОСЫ: 1. Управление в области здравоохранения и социального развития 2. Управление в области образования и науки 3. Управление в области культуры 4. Управление в области спорта, туризма

1. 1. Содержание управления в области здравоохранения и социального развития. Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно диагностическую, реабилитационную, протезно ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными. Обе эти стороны указанного права взаимосвязаны и взаимообусловлены.

. Социальное развитие как область государственного управления включает в себя две взаимосвязанные группы общественных отношений отношения в области труда и отношения, связанные с социальной защитой граждан.

Социальная защита граждан является. функцией государства и предусматривает: реализацию права граждан на социальное обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты граждан; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих требованиям законодательства РФ и нормам международного права.

Реализация социальной защиты граждан. как область государственной деятельности включает в себя такие вопросы, как пенсионное обеспечение, обеспечение по государственному социальному страхованию, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, выплату пособий, установление инвалидности, деятельность учреждений социального обслуживания и государственной службы медико социальной экспертизы, а также ряд других, связанных с социальным обеспечением населения.

1. 2. Система и правовое положение. органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области здравоохранения и социального развития. Государственное управление в социальной сфере осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное медикобиологическое агентство.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, др. .

. по надзору в сфере Федеральная служба защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка

В том числе: государственный санитарно эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; санитарно карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Роспотребнадзор организует деятельность системы государственной санитарно эпидемиологической службы РФ.

. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития

. В функции Росздравнадзора входит осуществление надзора: за фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения; надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания.

Росздравнадзор осуществляет контроль: . за порядком производства медицинской экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитацией инвалидов; за осуществлением судебно-медицинских и судебнопсихиатрических экспертиз; за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств; за производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения; за проведением доклинических исследований лекарственных средств, а также выполнением правил лабораторной и клинической практики; за соблюдением стандартов качества медицинской помощи.

. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров

Основными функциями Роструда являются: контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; деятельность по предупреждению, обнаружению и пре сечению нарушений законодательства РФ в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Ко. АП РФ; организация альтернативной гражданской службы;

организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных тру довых споров, в том числе содействие гражданам в поиске подходящей работы и подбор работодателям необходимых работников; бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профес сии), трудоустройства, возможности профессионального обучения и ряд других. . Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Роструда федеральной инспекцией труда.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, организацию медико социальной экспертизы и организацию деятельности службы крови, функции по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов, по организации предоставления социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан, др

Федеральное медико биологическое агентство осуществляет следующие полномочия: государственный санитарно эпидемиологический надзор; государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии; контроль и надзор в сфере донорства крови и ее компонентов; устанавливает медико санитарные требования в отношении продукции (работ, услуг), ее характеристик, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, сведения о которых составляют государственную тайну или относятся к охраняемой в соответствии с законодательством РФ информации ограниченного доступа. .

2. 1. Содержание управления в области образования и науки. Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно правовых форм, типов и видов; органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

2. 2. Система и правовое положение органов исполнительной власти, . осуществляющих управление в области образования и науки. Государственное управление в области науки и образования осуществляют Министерство образования и науки РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В субъектах РФ создаются органы управления образованием.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере образования, научной, научнотехнической и инновационной деятельности в научно технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товар ных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также функции по контролю в сфере правовой охраны и использования результатов научно исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

. 2. 3. Организация государственной аттестации научных работников. Единым реестром ученых степеней и ученых званий устанавливаются следующие ученые степени и ученые звания для научных и научно педагогических кадров высшей квалификации: ученая степень доктора наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников; ученая степень кандидата наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученое звание профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников; ученое звание доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников; ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования; ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. .

3. 1. Содержание управления в области культуры. . - это деятельность Культурная деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко культурном отношении территории и объекты.

К культурной деятельности в Российской Федерации относятся следующие виды деятельности: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

. самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

. 3. 2. Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области культуры. Государственное управление в области культуры осуществляют Министерство культуры РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство.

Министерство культуры РФ (Минкулътуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав

. Федеральное архивное агентство (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела

. 4. 1. Содержание управления в области спорта, туризма и молодежной политики. Спорт - это сфера социально культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся: физкультурно спортивные организации, в том числе физкультурно спортивные общества, спортивно технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественно государственные организации, организующие соревнования по военно прикладным и служебно прикладным видам спорта; образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;

оборонные спортивно технические организации; научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта; Олимпийский комитет России; Паралимпийский комитет России; Сурдлимпийский комитет России; Специальная олимпиада России; федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;

федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно прикладных и служебно прикладных видов спорта; профессиональные союзы в области физической культуры и спорта; граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

. Туризм это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Туристская деятельность это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

. Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации права на тур, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным пред принимателем. Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации права на тур, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

. Государственная молодежная политика проводится в отношении: граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет; молодых семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30 летнего возраста; молодежных объединений.

Государственная молодежная политика реализуется по следующим направлениям: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объединений; содействие международным молодежным обменам. .

4. 2. Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области спорта, туризма и молодежной политики. Управление в области спорта, туризма и молодежной политики осуществляют Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по делам молодежи и Федеральное агентство по туризму.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ (Минспорттуризм России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей

. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма

В период глобального экономического кризиса повышается значимость органов государственного управления в социально-культурной сфере и, в первую очередь, в сфере здравоохранения и социального развития, труда и занятости.

Помимо федеральных служб и агентств в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ находятся три внебюджетных фонда: Пенсионный, Социального и Обязательного медицинского страхования.

Управление в области здравоохранения

В сфере здравоохранения Министерство здравоохранения и социального развития РФ выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам организации медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия.

Непосредственно само Министерство организует:

  • деятельность по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения при предоставлении высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи;
  • разработку, внедрение и применение современных медицинских технологий, новых методов диагностики и лечения;
  • направление граждан Российской Федерации на лечение за границей;
  • деятельность по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации и стажировке медицинских, санитарно-эпидемиологических и фармацевтических работников, работников сферы социального развития и курортного дела, а также отдельных категорий работников в области охраны труда ;
  • деятельность по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф;
  • деятельность по реабилитации инвалидов, в том числе по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • оказание специализированной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в подведомственных Министерству федеральных специализированных медицинских учреждениях;
  • деятельность Всероссийского центра медицины катастроф;
  • прием граждан, своевременное и полное рассмотрение их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Управление образованием и наукой

  • порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи;
  • перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам , международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения;
  • положение о национальном фильме;
  • единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
  • порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда Российской Федерации, а также деятельности музеев в Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности иностранных граждан , а также лиц без гражданства , связанных с реализацией их законных прав и свобод , оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства; информационное обеспечение граждан, органов государственной власти , органов местного самоуправления , организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, а также публикацию и экспертизу документов Архивного фонда.

    Надведомственный надзор в данной отрасли осуществляется Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, которая подчиняется Министерства культуры РФ. В соответствии с Положением о данной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 года № 407, в ее полномочия входит:

    • контроль и надзор. за соблюдением законодательства Российской Федерации в отношении культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации, сохранностью перемещенных культурных ценностей и их учетом;
    • государственная охрана отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
    • государственная аккредитация организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами ;
    • лицензирование деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
    • аттестация экспертов и специалистов по культурным ценностям и объектам культурного наследия и др.


В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные