В гостях у сказки: чему нас учит курочка Ряба? Сказка о Курочке Рябе. В чем смысл сказки? Чему нас учит сказка курочка ряба

Пожалуй, каждый россиянин слышал эту сказку в детстве, а спустя годы сам рассказывал ее своим детям и внукам. При этом мало кто может сказать, о чем же история про курочку и яичко на самом деле. Мы не анализируем сказки, не ищем в них мораль и, как правило, читаем в адаптированном для детей варианте, где редактор убрал все «ненужное» и «непонятное». Но ведь каждая деталь сказки была придумана нашими далекими предками не случайно и имеет важное значение, которое нам, увы, понять уже непросто. Итак, о чем же эта сказка?

Что мы видим: Дед и Баба - не мальчик и девочка, не юноша и девушка; Дед и Баба - не дед и дед, не баба и баба, а существа разнополые - то есть человечество в исчерпывающем виде. Дальше появляется золотое яйцо. Любой нормальный человек нашего времени сразу задумается, куда бы его заложить… Что угодно, но только не разбивать. А Дед и Баба начинают как раз разбивать яйцо! Били-били, да не разбили. А вот Мышка пробежала, хвостиком махнула - и разбила. Случилось то, чего Дед и Баба так желали. Но они не радуются, а начинают рыдать. Тут появляется Курочка Ряба, обещает снести обыкновенное яичко, и Дед с Бабой ликуют.

В расширенной (не редактированной) версии перед вторым появлением Рябы происходят совсем странные вещи. Существуют разные варианты, но с одним общим посылом: все встает с ног на голову. Ворота и мост рушатся, птицы и звери рыдают… Старики рассказывают обо всем случившемся просвирне (женщина, выпекающая просвиры) - о том, что у их дома крыша шатается, девочка-внучка удавилась с горя и т. д. Просвирня все просвиры побросала, поломала и пересказала историю семье дьякона. Тот услыхал это и побежал на колокольню, где разбил все колокола. Священник же, узнав о золотом яичке и Мышке, обрезал волосы, то есть расстригся (снял с себя духовный сан), порвал священные книги и сжег церковь. А жена священника разлила тесто и начала им мыть пол… А дальше, мы знаем, Курочка Ряба снесла обыкновенное яичко, и все снова стало хорошо…

Так почему же Дед и Баба так испугались золотого яйца? Что оно такое? Дело в том, что давным-давно яйцо не воспринималось как нечто порожденное живым. Это был в понятии древних людей некий минерал. Потом из неживого яйца родилось что-то живое. Так яйцо стало символом жизни. В мифологии некоторых народов в начале мира существовало Великое яйцо, которое раскололось, а затем из него появилось первое живое существо или образовалось все живое (есть и другие похожие варианты). Теперь о золоте. Задолго до того, как этот драгоценный металл стал символом богатства, он ассоциировался исключительно со смертью, так как был связан с подземным миром. Вспомним греческого бога подземного царства Аида - он владеет золотом. Наш Кощей тоже «над златом чахнет». И вот яйцо, символ жизни, вдруг появляется в виде приметы неминуемой смерти. Тут становится понятна реакция Деда и Бабы, преклонный возраст которых с каждым днем приближает их к смерти. Вдобавок они символизируют все человечество. Логично вырисовывается апокалиптичная картина: наступает хаос, мир умирает.

Но вот появляется Мышка - существо волшебное, живущее в двух мирах: в мире живых (земном) и мире мертвых (подземном). Поэтому в сказках мышка является посредником между двумя этими мирами, она может делать как хорошее, так и плохое. И то, что она, обладая сверхъестественными способностями, сумела разбить золотое яйцо, - неудивительно. Но никто не знает, что бы это могло значить, так как мышка двулика. Однако развязка радостная: Курочка Ряба обещает снести обычное яичко, все радуются, конец света отменяется, мир спасен…

Получается, что детская сказка о Курочке Рябе не так проста и бессмысленна, как может показаться на первый взгляд. В данном случае это рассказ о жизни и смерти, о страхе перед неизвестностью, о взаимосвязи всего сущего.

Посвящается проф. Т. В. Черниговской, пробудившей эти мысли.

«Сказку о курочке Рябе» обычно читают в раннем детстве, воспринимая ее просто и непосредственно как забавную историю. Понятно, что в таком возрасте иначе ее воспринять трудно. Повзрослев, мы перестаем задумываться о том, что читали когда-то в детстве. Кажется, что все это уже познано и осталось давно в прошлом.
Если же задуматься, сказка эта поначалу кажется, по меньшей мере, странной, почти абсурдной. Лишь после раздумий над каждой строчкой, попыток связать их в одно целое, приходит понимание. Вырисовывается внутренняя, неброская гармоничность, присущая народному творчеству. Становится понятным, что через века дошли лишь самые ключевые, узловые моменты, позволяющие постепенно, строчка за строчкой, как бы распутывая клубок, добраться до смысла, заложенного в сказку.
Попробуем же так, размышляя над внешне безыскусными строчками этой сказки, проникнуть глубже - к ее смыслу.

«Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое».

Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно сделать два вывода:
- либо оно действительно, в той или иной степени, включало в свой состав золото,
- либо оно было таковым только по видимости, то есть, представлялось деду с бабой золотым, было, как золотое.
Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота.
Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а, например, имело золотистый цвет из-за особенностей окраски, структуры скорлупы.

«Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила».

Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. Возможно, было вместе и то, и другое.
Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Если бы они решили, что яичко целиком из золота, то такое действие было бы бессмысленным. В крайнем случае, можно было бы предположить, что они решили поделить золотое яичко пополам, но тогда более разумно было бы распилить его, а не бить.
Скорее всего, деду с бабой не пришла в голову мысль, что яичко целиком золотое. Может быть, такое предположение и было, но они его отвергли, основываясь на весе яичка (целиком золотое яичко было бы ощутимо тяжелее такого же по размерам обычного).
Тогда остаются другие варианты: позолоченное яичко, золотая скорлупа у яичка, либо просто особенность окраски скорлупы. Разбив яичко, выделив его скорлупу, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения насчет свойства скорлупы.
Вполне вероятно и другое: дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.

«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? – Для того, чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Видимо, яичко все-таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать (в противном случае они бы и не пытались разбить золотое яичко).
С другой стороны, тот факт, что яичко разбилось, уже окончательно отвергает предположение о том, что оно было целиком из золота. Можно отметить и то, что дед с бабой не совершенно отчаялись разбить яичко: если бы они совершенно отчаялись, они бы убрали яичко в надежное место для сохранения. А, поскольку мышке удалось так легко сбросить яичко, оно, видимо, просто лежало где-нибудь на лавке. Дед с бабой либо временно отвлеклись на другое дело, либо решили передохнуть, собраться с силами для новых попыток разбить яичко.

«Дед плачет, баба плачет, …».

На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яичко. Мышка им в этом помогла. Но при более пристальном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.
Первые две причины прямо вытекают из тех целей, с которыми они хотели разбить яичко.
Во-первых, если они били яичко с целью его попробовать, то, естественно, когда яичко упало на пол, растеклось по полу, они лишились такой возможности.
Во-вторых, если они били яичко, чтобы узнать, не из золота ли скорлупа, то причиной для плача могло быть осознание ими того, что скорлупа незолотая (только казалась золотой по цвету, а, в остальном, обыкновенная). Возможно сочетание этих двух причин: если они хотели и попробовать яичко, и исследовать подробнее его скорлупу, то их, скорее всего, постигло двойное разочарование.
Ранее упоминалось о малой вероятности предположения деда с бабой о том, что яичко целиком из золота. Даже если у них и теплилась какая-то надежда по этому поводу, то после того, как яичко разбилось, места для надежд не осталось совсем. И это, конечно, могло внести определенную лепту в их горе.
Наконец, хотелось бы остановиться на последней, очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая-то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.

.
« … а курочка кудахчет:
- Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое!».

Какое странное, на первый взгляд, абсурдное утешение! Дед с бабой могли, казалось бы, от такого утешения еще более заплакать. Но это не так. Поскольку курочка Ряба призывает деда с бабой не плакать, то и дальнейшее ее обещание представляет собой как бы довод, призванный показать, что, в самом деле, нет причин для плача.
Иначе говоря, утешение курочки должно быть действенно направлено на самую причину плача деда и бабы. Эти возможные причины мы рассмотрели ранее. Утешение курочки позволяет из выше рассмотренных вероятных причин плача деда и бабы выделить самые правдоподобные, т.е. максимально соответствующие логике утешения курочки Рябы.
Если дед с бабой плакали из-за того, что им не удалось получить золота, то такое утешение курочки совершенно бессмысленно.
Но оно приобретает смысл, если причиной плача деда с бабой была неудавшаяся попытка попробовать яичко. Курочка им для утешения обещает снести другое яичко. Но почему это другое яичко не будет золотым? (т.е., не будет казаться золотым). Ведь яичко, похожее на золотое, было бы приятнее на вид, а, возможно, и вкуснее простого.
Ответом на этот вопрос служит то, что яичко, похожее на золотое, будучи несколько крепче простого, оказалось не по силам деду с бабой. Поэтому курочка Ряба и предлагает им именно простое яичко - которое они в силах разбить и поесть без всяких затруднений.
Теперь, после построчных размышлений можно остановиться на структуре сказки в целом. В сказке следует одно за другим несколько событий: курочка Ряба сносит яичко; дед с бабой неудачно пытаются его разбить; мышка случайно и легко его разбивает; дед с бабой плачут; курочка Ряба их утешает.
Из вышеизложеного видно, что каждое событие порождает несколько предположений-гипотез. Каждое следующее событие позволяет конкретизировать, отвергнуть или подтвердить, с той или иной степенью вероятности, выдвинутое ранее предположение.
Таким образом, к концу сказки вырисовывается наиболее правдоподобный вариант ее смысла. Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Золотым яичком курочка Ряба, видимо, хотела порадовать деда с бабой, но увидела, что оно причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не столь красивое, по крайней мере, не принесет горя: его можно будет спокойно разбить и съесть.
Итак, по всей вероятности, смысл «Сказки о курочке Рябе» можно обозначить русской пословицей «старость – не радость».

Текст сказки приведен по «Курочка Ряба», изд. «Родник», Москва, 1996.

Современная продвинутая мама - человек прагматичный. «Читать» в ее представлении - вот просто так сесть и читать ребенку сказку - какое-то устаревшее действие, явно не отвечающее вызовам времени. Сегодня книга должна развивать!

По результатам опроса, который несколько лет назад проводился Российской государственной детской библиотекой, художественные тексты в рейтинге современного родителя находятся на последнем месте. А первые места занимают разного рода «полезные» книги - энциклопедии, тексты с заданиями, книги-тренажеры. Берешь такую книгу в руки и сразу видишь, что она развивает: одна - память, другая - мышление, третья - внимание, четвертая - сенсорику, пятая - моторику. В аннотациях к таким книгам можно обнаружить все оглавление учебника «Основы детской психологии для учащихся педагогических колледжей». И еще аннотации сулят, что книжки именно из этой серии (и, видимо, приобретенные именно по такой - весьма немалой - цене), непременно обеспечат ребенку успех и счастье в будущем.

Поэтому сегодня уже нельзя просто читать ребенку сказку «Три поросенка». Нужно непременно этих поросят пересчитывать на каждой странице. Прослушал абзац - посчитай (поразвивай мышление), прослушал другой - сравни (еще раз поразвивай), закончилась сказка - ответь на вопрос. И не на какой-нибудь простенький вопрос вроде «Как ты думаешь, Волк получил по заслугам?» Это какой-то смешной вопрос, он никого не может развить.

У меня была одна знакомая, доктор психологических наук, так она целую систему вопросов по сказке «Три поросенка» придумала. Перед чтением детям в возрасте четырех-пяти лет объясняли, что существуют «ресурсы» и «потребности». А потом на примере трех поросят эти сведения наглядно иллюстрировали (наглядность - первый принцип дидактики): поросята строили домики из имеющихся ресурсов и удовлетворяли свои потребности в жилище. А волк в сказке тоже потребности удовлетворял, и дети должны были путем логических умозаключений вывести, что это за потребности. Но так упражнялись на заре капитализма.

А недавно я видела книжку про Красную Шапочку, которая повергла меня почти в шоковое состояние. Не скрою, я очень люблю рассказывать про сказку «Красная Шапочка», про ее психоаналитическую подкладку и первоначальную адресацию. Я считаю, что эту сказку можно было бы самым любопытным образом разбирать с подростками и так обучать их литературному анализу. Именно на примере «Красной Шапочки», а не «Войны и мира». Но та книжка, которую я увидела, была адресована дошкольникам - то есть следовала классическим представлениям о добре и зле. Правда, с некоторым «авангардным» элементом: на каждой странице имелся циферблат со стрелками, указывающими время. И ребенку по ходу чтения предлагалось определить, во сколько Красная Шапочка вышла из дома, во сколько она встретилась с Волком, когда Волк добежал до домика бабушки, а когда туда доплелась Красная Шапочка. И сколько раз пробили книжные часы в тот роковой момент, когда бабушка оказалась проглоченной. «Авторы» издания, видимо, видели в этом крайне полезное занятие для ребенка - по ходу чтения следить за временем. Это много что развивает. И вообще правильно настраивает. В частности, на то, что бог с ней, с Красной Шапочкой и с ее бабушкой. Главное - время. Время - деньги!

Я понимаю, что развитие моторики - важная вещь. И развитие сенсорики - тоже. Но, честное слово, только умственно отсталый ребенок не освоит счет до трех, если ему в возрасте двух с половиной лет прочитать (не один раз, конечно, - но такого в два с половиной года и не бывает) сказку «Три медведя». И что такое «большой и маленький», и что такое «среднего роста» - т.е. сравнительные характеристики предметов по величине - он поймет и запомнит. И совсем не обязательно каждый раз перед тем, как перевернуть страницу, специально пересчитывать этих медведей. Они чудесным образом сами пересчитываются - в силу гениальности текста (кстати, мы пользуемся этой сказкой в обработке Льва Толстого). И сопоставительные ряды там прекрасно заданы: большой медведь - большой стул - большая ложка - большая кровать. Вообще в эту сказку вмещается вся программа второй младшей группы детского сада.
А еще вовсе не требуется целый месяц регулярно тыкать пальцем в какой-нибудь круг, нарисованный в книге за тысячу рублей, со словами: «Запомни, это - красный!»

Поймите меня правильно. Я не против того, чтобы кто-то при случае сказал полуторагодовалому ребенку: «Вот это красный. Видишь?» Я против того, чтобы ради этого и только ради этого перед ним открывали книгу. Чтобы «усвоение красного» превращалось в тренинг для ребенка горшочного возраста, как будто ему через полгода сдавать ЕГЭ. Мне кажется, гораздо эффективнее прочитать малышу что-нибудь вроде «Красные сапожки у куколки моей…». А уж про захватывающие перспективы «красного», которые открываются в сказке про уже упомянутую Красную Шапочку, я даже не говорю.

***
Иными словами, я считаю, что абсолютно всё познавательно-расширительное, развивающее память, внимание, мышление, речь, логику, сенсорику, устный счет, риторику и прочее, - все, что требуется маленькому ребенку, есть в хороших детских книгах с интересными ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ текстами и выразительными картинками.

Художественное должно стоять во главе угла по одной простой причине: оно эмоционально насыщено. А эмоции в жизни малыша играют огромную роль, гораздо более существенную, чем в жизни взрослого. Эмоции - это так называемая коммуникационная база человеческого развития. Среди важнейших достижений младенца первых месяцев жизни - способность улыбаться в ответ на обращение взрослого. Более того: эта способность - залог речевого развития. Из этого эмоционального контакта, из положительных эмоций взаимодействия и вырастает детская речь. Лиши младенца такого опыта - эмоционально взаимодействовать с близким взрослым, вступать с ним в личное общение - и получишь задержку психического развития, как это обычно происходит в домах малютки. Эмоция лежит в основе детского познания: я реагирую на то, что мне интересно, что меня привлекает. Эмоция - это тот локомотив, который доставляет в детскую голову познавательный материал.

А художественное - это то, что заряжено эмоциями. Поэтому художественный текст позволяет усваивать информацию легко и между прочим. Кроме того, художественный текст - это еще и грамматически выстроенная речь. С одной стороны - эмоционально насыщенная, с другой - грамматически выстроенная. А грамматика языка, то есть структурные возможности языка, отражают способы мышления. Поэтому психологи и считают детскую речь одним из важнейших показателей общего развития. В частности - уровня мышления.

Но и это еще не все аргументы в пользу чтения художественных книг.

Да, маленький ребенок - существо сверхэмоциональное, для которого эмоции чрезвычайно важны. Однако эмоциональная сфера, как и все человеческое, с возрастом развивается. Развитие идет по двум направлениям. С одной стороны, эмоции усложняются и становятся более разнообразными. С другой стороны, ребенок обучается своими эмоциями управлять.

Потому что эмоции - не только основа общения, это еще и самая древняя форма общения. Бесконтрольные эмоции взрослого - страшная вещь. Маленький в аффекте замахивается кулачком, взрослый убивает. Собственно, все цивилизационное развитие можно рассматривать как попытку «приручить» аффекты, придать эмоциям культурную форму.

Для этого существуют ритуалы и обряды: похоронный - культурная форма выражения горя, свадебный - культурная форма выражения желания.
А еще есть искусство, и в частности - художественные тексты, которые, в ряду прочего, способствуют развитию эмоционального мира и учат культурным способам выражения эмоций. (Усложнение эмоционального мира тоже можно рассматривать как препятствие на пути у бесконтрольного аффекта.)

***
Родители до сих пор позволяли себе относиться к эмоциональному развитию ребенка как к чему-то второстепенному. Собственно, все наше общественное устройство с его презрительным отношением к «талантливым балалаечникам» к этому располагает. Нам кажется, что эмоциональное развитие не имеет никакого отношения к реальной жизни. Вот память - да, внимание - да. И психологам тоже так казалось в течение долгого времени. Но потом они кое-что поняли и ввели в науку новый термин - «эмоциональный интеллект». И даже провели долговременный эксперимент, с помощью которого попробовали показать его роль в жизни человека.

Группе детей пятилетнего возраста предложили угоститься зефиром. Перед каждым малышом положили одну зефирину, а потом взрослый вдруг сказал: «Мне нужно срочно уйти. Кто не съест зефир до моего возвращения, получит добавку». Кто-то из детей схватил сладости еще до того, как экспериментатор скрылся за дверью. Но были и такие, кто нашел в себе силы воздержаться от мгновенного удовлетворения желания ради отсроченной добавки. Именно эти дети, как выяснилось впоследствии, стали успешными учениками. А еще через какое-то время, уже став взрослыми, они оказались чрезвычайно удачливыми в решении жизненных проблем и в профессиональном становлении. В чем тут дело? В контроле над эмоциями. В умении тормозить сиюминутные желания. Можно сказать, что успешен более зрелый.Термин «эмоциональный интеллект» ввел в психологию американский психолог Дэниел Гоулман. Он написал об этом целую книгу. А эксперимент с зефиром поставил французский психолог Уолтер Мишель. Об Уолтере Мишеле и его эксперименте, в частности, можно прочитать в книге американской журналистки Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой».

Причем здесь чтение?

Давайте возьмем для примера хрестоматийную «Курочку Рябу». Различные ее версии - предмет для интереснейших филологических изысканий. В той форме, в которой она известна нам, а именно в обработке Ушинского, эта сказка представляется абсолютным абсурдом и происходит в ней совершеннейшая бессмыслица. Если курочка Ряба снесла удивительное яичко, зачем было по нему изо всех сил колотить? Что хотели от яичка? Золотые скорлупки? Тогда почему так горько рыдали, когда это желание вдруг исполнилось?

Но все эти странности можем увидеть только мы с вами. Для ребенка полутора-двух лет наличие очевидных логических неувязок в сказке совершенное не важно. Для него важно, что в сказке присутствует опознаваемое действие: «бил-бил - не разбил» (сколько кубиков выкинуто из манежа, сколько было совершенно других усилий подобного рода - бить одним об другое, бить об пол и т.п.) и опознаваемая эмоция: «Плачет дед, плачет баба» (что такое «плачет» - очень-очень понятно). Знакомое действие вызывает знакомую эмоцию.

И если вы позволите себе немного артистизма, если вы изобразите, как именно плачет дед («У-у-у») и как плачет баба («И-и-и»), ребенок придет в восторг. Он поймет, что вы эмоцию имитируете. А это - как вызвать дождь по собственному желанию, манипулирование стихией. То, что можно изобразить, лишается своей абсолютной силы.

Но можно и без артистизма. Достаточно просто прочитать сказку - а ребенок опознает эмоцию. Знакомую ему эмоцию - «плач». Посмотрит на нее, так сказать, со стороны. И это - движение в направлении самопознания.

По-моему, опознание эмоции, соотнесение себя с происходящим в тексте - ничуть не менее важная штука, чем без конца пересчитывать тараканов на печке деда и бабы или определять, где в данный момент лежит яичко - «на», «под» или «за».

Это не значит, что нельзя рассматривать вместе с ребенком картинки и импровизировать над ними. Но нельзя «уводить» ребенка при рассматривании картинок из того эмоционального поля, в которое он погружается при чтении. Нельзя набрасываться на ребенка с «развивающими заданиями», не имеющими отношения к его переживанию: это разрушает восприятие текста.

Давайте будем помнить про зефир.
Про то, что сулит развитый эмоциональный интеллект.

Марина Аромштам

Вот уже который день читаю дочке эту сказку и негодую! Ну че за тупая курица, не могла сразу нормальное яйцо снести? Че так сложно было.в порыве гнева так сказать озадачилась вопросом а в чем собственно мораль сей сказки.первая ссылка что мне выдал гугл оч познавательная)) цитирую:

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры:

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем - не храним, потерявши - плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света:

Вот еще несколько трактовок:

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагаетЕ.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев) :

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал - то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

Дед и Баба хотели разбить яйцо?
Если хотели, то почему плакали?
Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
Что было в яичке, когда оно разбилось?
Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка - только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты - такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами - древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, - символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь - только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой - Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип - заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

Что вы чувствуете? - спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, - это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь - создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.

Смысл сказки

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».
Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость , которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.
Простое яичко — это простая информация . Т.е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные