В каких жанрах писал скрябин. Кузьма скрябин. "Любовь — вещь идеальная, супружество — реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно." И.Гёте


А.Н. Скрябин. (6.01.1872-14.04.1915)

«Еще раз хочет Бесконечность
Себя в конечном опознать».
А. Скрябин

А.Н. Скрябин — композитор, пророк, исполнитель-пианист, философ, поэт. Его называют великим мистиком среди музыкантов и величайшим музыкантом среди мистиков. Жизнь и творчество Скрябина окутано покровом неизъяснимой тайны.

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 6 января 1872 года. В дате своего рождения (канун Рождества Христова) композитор видел первый мистический знак в своей жизни. Такие знаки будут сопровождать всю его жизнь.

Уже с трёхлетнего возраста Шуринька тянулся к роялю и, когда его сажали на подушку к инструменту, он пальчиком перебирал клавиши, как бы что-то наигрывая. С пяти лет он уже импровизировал на рояле. С детства его творческая одарённость проявляется во многих областях: он рисовал, писал стихи и пьесы, умело мастерил по дереву; и все ему удавалось с поразительной легкостью.

На фото: Н. С. Зверев со своими учениками Сидят (слева направо):

А. Скрябин, Н. Зверев, Н. Черняев, М. Пресман;

Стоят (слева направо): С. Самуэльсон, Л. Максимов,

С. Рахманинов, Ф. Кенеман

С 7 лет Саша сочиняет музыку, много играет на рояле и жалуется, что даже ночью музыка не оставляет его. К 9 годам им написано уже много музыкальных произведений. С 10 лет Скрябин учится в кадетском корпусе, а также систематически, и подолгу занимается музыкой. В 16 лет поступает в Московскую консерваторию, а также постоянно выступает с фортепианными концертами.

Он заканчивает консерваторию с малою золотой медалью. Имя Скрябина высечено золотыми буквами на мраморной доске у входа в малый зал Московской консерватории. В музее Скрябина хранится нотная тетрадь, где составлен список сочинений, написанных им в возрасте с 14-18 лет. Общее количество ранних произведений более 70. Но требовательный автор не все сочинения включал в списки.

После окончания консерватории Скрябин продолжает сочинять музыку и много выступать с концертами. От переутомления он часто испытывает головные боли, нервные срывы. Кроме того, иногда возобновляется заболевание правой руки, которую он переиграл впервые учась еще в консерватории.

С 1896 г. Скрябин выступает с концертами и за рубежом: в Париже, Брюсселе, Берлине, Кельне.

Скрябин хотел бы заниматься только сочинительством и концертной деятельностью, но в 25 лет он уже семейный человек, и семья растет, поэтому он вынужден продолжать педагогическую работу в должности профессора консерватории.

Вера и Александр Скрябины.

В этот период Скрябин знакомится с выдающимся философом Сергеем Николаевичем Трубецким (1862-1905). Под его влиянием Скрябин учит латынь, греческий, английский языки, посещает философские и литературно-художественные общества. У него было утонченное мышление и диалектические способности. Был искусным спорщиком, в спорах был опасным противником, эрудированным и находчивым.

Свои философские размышления Скрябин записывает в дневник. Свои идеалы композитор формулирует точно и определенно. Он служит любимому искусству, цель которого сделать жизнь людей счастливой. Любовь и красота сделает людей счастливыми, но не должно быть духовного бессилия. Жизнь есть продолжение сопротивления. «Я действовать хочу и побеждать» ,— пишет Скрябин в дневнике. Есть там и такая запись: «Я иду сказать людям, чтобы они не ожидали от жизни ничего кроме того, что сами себе могут создать… Иду сказать, что люди сильны и могучи, что горевать не о чем, что утраты нет! Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».

А.Н. Скрябин. 1901

Гордым вызовом и могучей волей веет от скрябинских слов, которой он как бы обозначает свою миссию на этой земле, миссию помощи людям в преодолении отчаяний, бед и победы над ними.

Скрябин считал, что человек пребывает в полусне не ведая об истинном облике мира и о своем месте в нем. «Вообще, мы не знаем многих своих скрытых возможностей. Это дремлющие силы и их надо вызывать к жизни» , — пишет композитор.

Религий ласковый обман
Меня уже не усыпляет
И разум мой не усыпляет
Их нежно-блещущий туман.
Рассудок мой, всегда свободный
Мне утверждает: ты один;
Ты раб случайности холодной,
Ты всей вселенной властелин.,
Зачем вручаешь ты богам
Свою судьбу, о жалкий смертный.
Ты можешь и ты должен сам
Победы славную печать
Носить на лике лучезарном

Размышления композитора о роли человека в мироздании, о скрытых в человеке великих возможностях, о роли пережитых страданий в познавании истины — удивительно точно перекликаются с Учением Живой Этики и Тайной Доктриной.

В 1905 году, в Париже, Скрябин знакомится с теософией, читает тайную Доктрину, которая становится его настольной книгой. Он постоянно выписывает журнал «Вестник теософии, а также читает книги А. Безант, становится действительным членом Бельгийской секции Теософского общества. Теперь в беседах он постоянно пользовался теософскими терминами: говорил о Планах Космоса, о семи Коренных расах, Манватарах и т.п., как о чем-то само собой разумеющимся, вполне понятном и неопровержимом. Горячо отстаивал теософские истины, восставая против всяких сомнений.

Скрябин до конца своей жизни не переставал восхищаться Е.П. Блаватской, ее мужеством, широтой и глубиной взглядов. Когда Блаватскую объявляли обманщицей, Скрябин защищая ее говорил, что «всем поистине великим людям пришлось пройти через обвинения в такого рода бесчестьи». В дальнейшем, поближе познакомившись поближе с некоторыми теософами и их произведениями, он понял, что многие из них заблуждаются в понимании Истины, и что «в сущности, у них имеется одна только Блаватская, остальные не очень много стоят» — говорил он.

Важно то, что в книгах по теософии Скрябин нашел подтверждение и, объяснение многих своих ощущений, видений, догадок. Он убеждается, что прозреваемые им картины прошлого имели реальное существование. Он убеждается, что человек как единица индивидуального сознания является составной частью Единого сознания всего Космоса. Скрябин говорит: «С одной стороны мир дан мне как мое единое сознание, из сферы которого я не могу выйти. С другой, для меня очевидно, что мое индивидуальное сознание не исчерпывает бытия».

В какой-то момент своей композиторской эволюции Скрябин осознает, что ему удалось прикоснуться к великой тайне искусства. Он понял, что музыка — это магическая действенная энергия, которая может изменить сознание человека, а следовательно, и весь материальный мир.

Он считал, что освободить сознание от покрова иллюзии может только музыка. « Музыкой, — пишет Скрябин,— можно вызвать и гипноз, и транс, и экстаз. Музыка есть звуковое заклинание. В гармониях скрыта огромная магическая сила».

Многие говорили о гипнотическом эффекте его сольных выступлений, когда у слушателей возникали слуховые и зрительные галлюцинации. Музыка в исполнении Скрябина обрела значение магического акта, священнодействия. К. Бальмонт вспоминает о необычных ощущениях во время скрябинского концерта: «Он был маленький, хрупкий, этот звенящий эльф… В этом была какая-то светлая жуть. И когда он начинал играть из него как будто выделялся свет, его окружал воздух колдовства, а на побледневшем лице все огромнее и огромнее становились его расширенные глаза. Чудилось, что не человек это, хотя бы и гениальный, а лесной дух, очутившемся в странном для него человеческом зале, где ему, движущемуся в ином окружении и по иным законам, и неловко и неуютно… Можно ли рассказать музыку и узнают ли, как играл тот, кто играл несравненно?.. Ему…хотелось музыкой обнять весь мир».

Сперва играли лунным светом феи,
Мужской диез и женское бемоль.
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи,

Прорвались слева звуки-чародеи,
Запела воля вскликом слитых воль.

И светлый эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью,

И шли толпы. И был певучим гром,
И человеку бог был двойником —
Так Скрябина я видел за роялью.
6.05. 1925. К. Бальмонт

На концертах гениального композитора-пианиста реальность неуловимо изменяется, приоткрывая другие свои лики — величественные, грозные, обольстительные; звуковые видения, пульсация. Непомерная, неизбывная тоска по чему-то неземному, недосягаемому, Высшему.

Биограф Скрябина Сабанеев писал о композиторе: «Он был не от мира сего и как человек, и как музыкант. Только моментами прозревал он свою оторванность, и когда прозревал, не хотел в нее верить».

Скрябин-композитор начинал как последователь Ф. Шопена, Ф. Листа и Вагнера, но еще в 18-летнем возрасте он описал черты своего зрелого стиля, синтезирующего гармонию и мелодию, к которому он придет через два десятилетия.

Музыковед Эйбрахам пишет: «Трудно поверить, что всего за 13 лет композитор может пройти путь от изящного, элегантного, вполне шопеновского концерта до произведения, которое в его время считалось образцом крайнего авангардизма. Здесь музыковед имеет ввиду величайшее творение Скрябина «Прометей». Но до «Прометея» композитор пишет симфонию «Божественная поэма», которая принадлежит к числу высших достижений русской музыкальной классики.

Татьяна Федоровна Шлёцер

В эти годы у композитора очень сложна полоса в личной жизни. С 1903г. по 1905г. знакомство с Т.Ф. Шлёцер, увлечение ею, разрыв с первой женой, потеря старшей дочери, потеря Трубецкого, вторая женитьба. Несмотря на сложные семейные ситуации и трагические потери, Скрябин заканчивает еще одно гениальное произведение — «Поэму экстаза»,— гимн всепобеждающей мощи человеческого духа.

Экстаз в поэме Скрябина, это высшее напряжение человеческих сил, единый духовный порыв способный возродить духовное начало, ту силу, которая возносит человека на ступени очищения души и расширения горизонтов сознания. Скрябин писал: «То, что в твоем сознании — не в себе ты почерпнул его…Ты, познание, первый луч света моего познания, осветивший дотоле слепое блуждание (порывы) и тем создавший его».

Свое состояние в момент творчества Скрябин определяет как полет в состоянии экстаза. Он делил свое сознание на земное (т.е. низшее “я”) и Сознание Наблюдателя (т.е. Высшее Я, Дух) . И процессе творчества происходило взаимодействие вибраций низшего “я” и Высшего, что вызывало состояние мистического озарения и экстаза. Н.А. Бердяев говорил о Скрябине: «Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком был бы такой исступленный творческий порыв…»

В Агни Йоге, Высокий Путь сказано: «В творческом экстазе могут находиться устремленные духи».(кн.2, с.219).

В 1910 рождается монументальная симфония «Прометей. Поэма Огня». В поэме принципы космогенезиса получили яркое художественное воплощение Тайной Доктрины. Композитор подчеркивал, что эта симфония н6е имеет непосредственной связи с мифом о Прометее. Скрябин воспел величественный гимн человеку, осознавшему, что свою судьбы он держит в собственных руках.

В поэме дан и символический образ Огня, как Света, как Солнца, как очистительной силы. Поэт Бальмонт назвал Скрябина «Духом Прометея». В поэме отражен конфликт космического масштаба, стрежнем которого является идея активности человеческого разума, идея созидающей и преобразующей воли.

В соответствии с объемностью и многоплановостью сочинения композитор избирает необычный состав исполнителей:

Большой симфонический оркестр,

Фортепиано,

Цветовая клавиатура, сопровождающая музыку сменой цветовых волн, освещающих зал.

Введение партии от света должно было усилить впечатление от музыки. Техника в это время была не совершенна. Она не давала должного эффекта мощных волн и столпов света, о которых мечтал композитор. Удивительна интуиция Скрябина, который предугадал эффекты и выразительные средства синтетических лазерных устройств в будущем. Кроме зрительного впечатления цвето- свет был для композитора частью самой музыки, т.к. он видел музыку в цвете: «Звуки светятся цветами».

А. Скрябин. "Божественная поэма" (Дирижер А. Фельдман)

Известно, что всякий звук производит соответствующую вспышку света, которая принимает определенный цвет. В музыкальной октаве семь основных звуков, столько же цветов в спектре солнечного света. Аристотель в трактате о душе писал: «Цвета по приятности их гармонии могут относится между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными».

Е.И. Рерих пишет: «Звук есть лишь реакция света. Звук обращается в свет и звук становится звучащим. Углубленное познание света уявит его звучание…». Отражая музыку в световых эффектах, Скрябин пытался погрузить слушателей в восприятие тонких невидимых миров, пытался создать видимое для слушателей музыкальное звучание своих произведений. Финал поэмы «Прометей»— светоносное мажорное звучание, которое символизирует творческое слияние человека со Вселенной.

«Вселенная есть единство связь сосуществующих в ней процессов» , — писал Скрябин.

«В этом взлете, в этом взрыве,
В этом молнийном порыве,
В огневом его дыханьи
Вся поэма Мирозданья»
, — утверждал композитор-философ-поэт.

Начиная с 1905г.. в воображении композитора постепенно рождается замысел грандиозного синтетического произведения искусства— Мистерии, которая должна была ускорить пробуждение спящих в человеке божественных энергий. Композитор принимает решение “форсировать события”, ускорив таким образом эволюцию. Человечества, что и должно было произойти в процессе свершения Мистерии. Мистерией он назвал главную цель бытия всей земной цивилизации. Скрябин своим грандиозным действом должен был дать только первый импульс к включению фантастических причинно-следственных цепей.

«Я обречен совершить Мистерию», — утверждал композитор, намекая иногда, что идея Мистерии была “открыта” ему чем-то (или кем-то) внешним. От подробных объяснений он всегда уклонялся.

Мечта о Мистерии возникла у Скрябина, когда он открыл свойство музыки изменять ход времени. Когда композитор заканчивал работу над новым музыкальным произведением, он испытывал состояние близкое к мистическому экстазу. Рождение нового звукового мира приводило Скрябина в такое психодуховное состояние, когда он как бы проникал в иной (тонкий) мир, с другой пространственно-временной структурой.

В миг художественного озарения, Скрябин, как и В. А. Моцарт, был способен увидеть достаточно протяженное произведение(например пятую сонату целиком, как бы «свернутым во времени». Скрябинская философия времени возникала из сверхсознательного ощущения параллельного реального существования музыки на своем тонком уровне.

Композитор пишет, что музыкальное произведение приходит из будущего, где оно существует в целостном виде. И это вполне согласуется с философией Тайной Доктрины, которая говорит, что все настоящее, прошлое и будущее всегда существует в едином мировом Сознании — Сознании Абсолюта или Бога.

В момент творческого экстаза, тождественного вневременности, сознание композитора способно было войти в поток Единого Мирового Сознания, и новые звуковые меры «входили» в сознание Скрябина из врат Будущего. В стихах он описывает это так:

Из тьмы грядущего мгновенья
Созвучий новых слышен строй.
Он весь игрою упоение
Своей божественной игрой.

И так как композитор способен был проникнуть в мир будущего, он волне мог ощутит как обратный ход времени, так и его полную остановку, а отсюда и «свернутость во времени» целого музыкального произведения. Играя одну из своих прелюдий (соч.74 №2), он пояснял: «…такое впечатление, точно она длиться целые века, точно она звучит миллионы лет. Вам не кажется, что музыка может заколдовать время, может его вовсе остановить?»

Ощущения сжатия или ускорения времени Скрябин использует как средство проникновения в другие исторические эпохи. Он созерцает отдаленные будущее и прошлое: «Глубины прошлого могут быть измерены только с высоты различающего сознания».

Перед взором Скрябина проносятся десятки миллионов лет космической истории, которую он воспринимает, как историю эволюции Духа, воплощенного теперь в нем. «Конечно, дух его знал…»,— говорится в книге «Высокий Путь»(Часть 1,с.642).

Каким образом представлялось воплощение Мистерии в действии?

Местом для осуществления Мистерии была выбрана Индия. В небе над Гималаями мистические колокола зазвонят в космическом божественном гимне.

Все населяющие землю народы примут участие в исполнении величественного действа. На берегу зачарованного озера должен быть построен сферический Храм «текучей архитектуры», плавно меняющий форму, с колоннами из подсвеченного фимиама. В Храме совершались бы шествия, танцы, декламация священных текстов в сочетании с магией светозвуков. В сфере Храма, как модели Вселенной должны вращаться планеты, мерцать звезды в едином ритме со светомузыкой.

На зов мистических колоколов все люди пойдут в Индию, чтобы принять участие в величественной симфонии Преображения мира. В грандиозном синтезе сольются звук, цвет, краски, ароматы, мыслеобразы, единый ритм танцев, мерцание звезд.

Семь дней магического действа объяли бы, по мысли Скрябина, миллионы лет комической эволюции, в конце которой объединенная мощь ментальной энергии всех людей — участников Мистерии— должна была пробить физическое поле, плотные миры, вырвать сознание человечества из тенет иллюзии и перенести его в Высшие миры. Движимое порывом единого экстаза человечество взметнулось бы «в небо» сияющим вихрем, неуничтожимой, бессмертной сияющей энергии.

Родимся в вихрь!
Проснёмся в небо!
Смешаем чувства в волне единой!
И в блеске роскошном
Расцвета последнего,
Являясь друг другу
В красе обнаженной сверкающих душ,
Исчезнем…
Растаем…

Храм Мистерий явился бы туннелем для перехода в Высший, Божественный мир. И снова композитор-пророк как бы прозрел создание Учителями в 1898 году «Храма Человечества», который мог бы стать своеобразным туннелем, единым входом, через который каждый мог бы сделать свой эволюционный шаг, только не в мгновенном вознесении Духа под воздействием мистического действия Мистерии, а в процессе прохождения всех жизненных терний и осознания себя частицей Космоса.

Скрябин говорит о трансформации человека «в сияющий вихрь неуничтожимой мыслящей энергии».

О « лучистом человечестве» будущего говорили и К.Э. Циолковский, и А.Л. Чижевский; о ноосфере — «сфере Разума» писал В.И Вернадский. И великий композитор-пророк —А.Н. Скрябин также прозрел в далекое будущее и отразил его в своем грандиозном музыкальном действе-Мистерии, но, точнее, пока только в черновых записях.

Мистерия Скрябина не была концом космической эволюции, а только прекращением привычного земного существования и началам новой жизни на других планах, с иным уровнем сознания, началом истинного божественного бытия человека.

Преодолеть эоны лет, которые отделяли XX век и конечную цель человечества, композитор предполагал с помощью космических сил открытых им психоаккустических структур.

«Время, — поясняет он,— начнет постепенно ускоряться, ведь оно было замедлено процессом материализации, оно как бы отяжеляло, само материализовалось…А когда уже начнется путь к дематериализации, то первым дематериализуется само время… Ведь у меня в Мистерии будет семь дней, но это не простые дни…как при сотворении мира семь дней означали огромные эпохи, целые жизни рас… Но они будут в то же время и днями. Само время ускорится и в эти дни мы проживем миллиарды лет».

Мистерия создавалась композитором в двух вариантах — музыкальном и литературном. В музыкальном варианте Скрябину, очевидно, удалось раскрыть тайны «звуковой магии»: взаимодействие звукового поля музыки с физическими, а также тонкими полями мироздания. Друзья Скрябина, которым он играл большие звуковые фрагменты грандиозного эскиза Мистерии под названием «Предварительное Действо» переживали ощущения фантастического «звукового сна». Но музыка «Предварительного действа» ушла в небытие вместе со своим создателем, т.к. он не успел ее записать.

Литературная же часть была записана Скрябиным, а после его ухода — издана в альманахе «Русские пропилеи» в 1919 году. Если в поэме «Прометей» композитор воплотил основы Космогенезиса, то в тексте «Предварительного Действа» Мистерии отражена схема эволюции семи Коренных Рас Человечества, т.е. Антропогенезис. Подробный анализ текста «Предварительного Действа», изложенного в пяти тетрадях набросков Скрябина, дает в своих работах исследователь жизни и творчества композитора А.И. Бандура.

Позже, когда профессионалы стали изучать творчество Скрябина, они обнаружили, что композитор создал такие сочетания тональностей, которые и вызывали у слушателей и восторг, и трепет, и полеты Духа! Но самое удивительное, что сочетания тональностей в произведениях Скрябина точно соответствуют сочетаниям тональностей в древнекитайской системе 12 люй конца II тысячелетия до н.э. Об этом соответствии подробно изложено в статье Н. Гавриловой.

Согласно преданиям, система 12 люй оказывала преобразующее воздействие на природу, т.к. через каждый полутон осуществлялся прорыв в систему другого порядка, К такому прорыву, прорыву через эоны лет будущего и стремился Скрябин силой своей музыки. Музыка несет такой мощный поток энергии, что становится одной из форм постижения и преобразования мира. Когда мы слушаем музыку привычное течение времени останавливается, время может повернуть в прошлое или будущее, ускорить или замедлить свое течение, о чем и писал Скрябин.

А.И. Бандура пишет, что «в первых пятидесяти тактах “поэмы огня”… таинственное гудение “ прометеевского аккорда”…“ Великого Дыхания” сменяется семью(!) произведениями “вращающегося” мотива (аналога Лайла-центров)» . Этот аккорд построен композитором согласно пифагорейским представлениям о мире, и он является музыкальным воплощением формулы эволюции.

Но то, что в нашем физическом мире было аккордом сложной структуры, в Тонком мире, возможно, могло произвести эффект ядерного взрыва? В январе 1914 года у Скрябина произошла встреча с Инайят-Ханом— виднейшим представителем суфизма. Мудрецы говорят: «Суфий, это тот, кто хранит свое сердце чистым».

В Москве встретились два музыканта, два композитора, Восток и Запад, и едины во мнении, что музыка открывает сердце для красоты, добра, Любви. Инайят-Хан сказал о Скрябине: «Я нашел в нем не только прекрасного артиста, но также мыслителя и мистика».

Инайят-Хан

Елене Ивановне Рерих Скрябин был близок и дорог за его теософское мировоззрение и любовь в Е.П. Блаватской, за огненные темы его крупнейших музыкальных произведений. Н.К. Рерих очень любил и часто слушал «Поэму экстаза» и «Поэму Огня-Прометей». У Н.К. Рериха есть картина «Экстаз». 15 декабря 1940 года в «Листах Дневника» Н.К. Рерих писал: «Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина… Прометеев Огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало развернувшиеся крылья. Но «Экстаз» Скрябина сохранится среди самых победных достижений…».

Вера в экстаз, как высшее напряжение человеческих сил, как единый духовный порыв, способна возродить светлое начало, когда человек найдет в себе ту силу, которая «вознесет его на ступени знания и красоты». В это верил Н.К. Рерих, в это верил и Скрябин, говоря:

«Свершаться сроки, загорится век,
Чей луч блестит на быстрине столетий,
И твердо станет вольный Человек
Пред ликом неба на своей планете».

Не была ли безвременная и странная кончина композитора следствием небезопасных экспериментов со временем?

Может быть не случайно смерть настигла Скрябина, когда он был готов занести на нотную бумагу партитуру Мистерии? И музыка Мистерии ушла вместе с автором.

Друг и родственник композитора Б.Ф. Шлёцер писал: «Зимою 1914-1915 года он играл нам отрывки из «Предварительного Действа». Я ощущал будто только часть его существа среди нас, но что его истинная сущность уже приближалась к иной жизни».

Он чувствовал симфониями света.
Он слиться звал в один плавучий храм -
- Прикосновенья, звуки, фимиам
И шествия, где танцы как примета

. . . . . . . . . . . . . .

Проснуться в небе, грезя на земле.
Рассыпав вихри искр в пронзенной мгле,
В горенье жертвы был он неослабен.

И так он вился в пламенном жерле,
Что в смерть проснулся с блеском на челе.
Безумный эльф, зазыв, звенящий Скрябин.

1. К сожалению подобное действие Храма закончилось с уходом из жизни его основательницы Франчиа Ладью, которая была единственной из всех руководителей Храма, имевшей связь с Учителем Илларионом. Подробнее обо всем можно прочесть в статье http://www..htm СЕКТА ХРАМОВНИКОВ ИЛИ «СВЯТОЕ ВОИНСТВО» ИЗ США. (Примечание редакции)

Литература

1. Бандура А.И. Александр Николаевич Скрябин. Вестник теософии, № 1-2, 1994.
2. Бандура А.И . Сказание о Семи Расах. Дельфис, №3(11), 1997.
3. Бандура А.И . Композиторы-пророки. Духовное созерцание, №1-2, 1998.
4. Бэлза И. А.Н. Скрябин. М.: Музыка, 1982.
5. Бальмонт К.Д. Избранное. Стихотворения; Переводы; Статьи. М.: Художест. лит., 1980.
6. Гаврилова Н. «Весь нерв и священное пламя…». Дельфис №3 (11). 1997.
7. Агни Йога. Высокий Путь. Часть 1,2. М.: Сфера, 2001.
8. Учение Храма. Минск.: ИП «Лотаць», 2001.

Скрябин Александр Николаевич (1872-1915) - русский пианист и композитор. Родился 25 декабря 1871 (6 января) 1872 в Москве.

Окончив Московскую консерваторию (где занимался, в частности, у А.С.Аренского и С.И.Танеева), Скрябин начал давать концерты и преподавать, однако вскоре сосредоточился на композиторской деятельности. Основные достижения Скрябина связаны с инструментальными жанрами (фортепианными и оркестровыми; в некоторых случаях - Третья симфония и Прометей - в партитуры вводится партия хора).

Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Партитура его симфонической Поэмы огня (Прометей, 1909-1910) включает световую клавиатуру (Luce): лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов.

Последним произведением Скрябина стало т.н. Предварительное действо для солистов, хора и оркестра - мистерия, которая, по замыслу автора, должна была объединить человечество (осталась незавершенной).

Музыкальное дарование, проявившееся у Скрябина очень рано, он унаследовал от матери, которая была талантливой пианисткой. Ее одаренность отмечали братья Антон и Николай Рубинштейны, Бородин, а также Чайковский. Окончив Петербургскую консерваторию, Любовь Петровна Скрябина, урожденная Щетинина, успешно концертировала в разных городах уже под фамилией мужа (в 1870 году дочь живописца фарфорового завода вышла замуж за студента Московского университета Николая Александровича Скрябина).

Отец Скрябина после окончания юридического факультета университета поступил в Петербургский институт восточных языков. Закончив его он, будучи причислен к Министерству иностранных дел, находился на дипломатической службе в Турции и других восточных странах, лишь изредка приезжая в Россию.

Любовь Петровна умерла от туберкулеза в 1873 году, и Александра воспитывать сестра отца.

С 1882 г. Саша стал брать уроки фортепианной игры у Г. Конюса, ученика Московской консерватории, который впоследствии стал видным теоретиком. Осенью этого же года Скрябин блестяще выдержал экзамен и поступил во 2-й Московский кадетский корпус, утвердив за собой звание первого ученика. В юном возрасте он уже принимает участие в открытом концерте в зале кадетского корпуса, где устраивались музыкально-литературные вечера. Исполняя гавот Баха, пианист несколько сбился, но не растерялся и продолжил игру, импровизируя в стиле немецкого гения. Подобное самообладание и исполнительская воля будут присущи музыканту и в зрелые годы.

В 1885 г. он начинает брать уроки фортепиано у выдающегося педагога Н. Зверева, композиции — у С. Танеева.

В 1888 г. Скрябин поступил в Московскую консерваторию. В консерватории начались регулярные концертные выступления Скрябина. Любимым его композитором был Шопен, играл он также Листа, Бетховена, Шумана. Стремление совершенствоваться в исполнительском мастерстве привело к первой серьезной трагедии, наложившей отпечаток на всю жизнь Скрябина. Не посоветовавшись с учителем, он переусердствовал в самостоятельных упражнениях и «переиграл» руку. С большим трудом с помощью врачей удалось восстановить ее способности, но прежняя виртуозность, конечно, была утрачена. Этот срыв повлиял на психику композитора.

В 1892 г. Скрябин окончил консерваторию по классу фортепиано, но композиторского диплома не получил, так как его отношения с профессором А. Аренским, который тогда вел класс свободного сочинения, не сложились. Поэтому в истории Московской консерватории он остался обладателем Малой золотой медали. К этому времени молодой музыкант был уже автором многих сочинений в разных жанрах. Но все же его тяготение к фортепианной и симфонической музыке определяется достаточно ярко. Стилистику ранних произведений Скрябина можно отнести к опытам позднего романтизма, наследующего традициям Шопена. Однако уже в «постшопеновских» прелюдиях и этюдах прослушиваются элементы гармонического языка гениального новатора.

1894 г. знаменует важную встречу в жизни Скрябина. Он знакомится с известным меценатом М. П. Беляевым, сразу же безоговорочно поверившим в талант молодого композитора, который к тому же покорил его своей безупречной воспитанностью и изысканной манерой общения. С этого момента сочинения Скрябина начинают публиковаться, а его симфонические творения — звучать в программах Русских симфонических концертов.

С 1896 г. известность Скрябина как композитора становится повсеместной. Происходят изменения и в личной жизни. Александр Николаевич женился на Вере Ивановне Исакович, талантливой пианистке, с золотой медалью окончившей Московскую консерваторию в 1897 г. В заграничной поездке 1897/98 г. она выступала вместе с мужем в концертных программах, играя его произведения.

В возрасте двадцати шести лет Скрябин получил предложение занять место профессора фортепианного класса Московской консерватории. Это предложение композитор принял и проявил себя как способный педагог. Помимо консерватории он преподавал игру на фортепиано в Екатерининском институте. Многие из его учениц затем поступали к нему в консерваторский класс.

Но более всего Скрябин был сосредоточен на сочинении. 1900 г. и почти весь следующий прошел под знаком Первой симфонии — монументального шестичастного произведения, в финале которого должен был звучать хор. Текст финала написал сам композитор. Основная мысль заключалась в прославлении искусства, его объединяющей миротворческой роли. Из Первой симфонии произрастают главные темы зрелого и позднего периода творчества, тянутся нити к грандиозному замыслу «Мистерии» — музыкально-религиозного действа, которому так и не удалось осуществиться. За Первой симфонией последовала и Вторая.

Партитуру Третьей симфонии — «Божественной поэмы» — Скрябин закончил в 1904 г.
Потрясает масштабность звучания симфонии: композитор использовал четверной состав оркестра. В симфонии в полной мере раскрылось мастерство Скрябина-драматурга. Трехчастное произведение демонстрирует четкую программу, объединенную общим замыслом. Первая часть носит название «Борьба» («Борения»), вторая — «Наслаждения», третья — «Божественная игра».

Важнейшее влияние на формирование Скрябина оказали представители русского религиозно-философского ренессанса, в особенности В. Соловьев и Вяч. Иванов. Символизм, с его центральной идеей теургии, или жизнетворчества, окрашенный в мистические, даже апокалиптические тона, встретил горячий отклик со стороны утонченного, стремившегося уйти от всякой обыденности художника. Участвуя в кружке русского философа Сергея Николаевича Трубецкого, друга В. Соловьева и последователя его учения, композитор одновременно увлеченно знакомился с трудами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, изучал материалы философского конгресса в Женеве. Кроме того, его интересовали восточные религиозные учения и современная теософская литература, в частности «Тайная доктрина» Е. П. Блаватской.

Его обширные познания, представляя особый род философской эклектики, где самым важным оказывался опыт синтеза различных учений и мировоззренческих позиций, давали композитору повод размышлять о своей избранности, представлять себя центром и источником «нового учения», могущего преобразить мир, вывести его на новый виток развития. Скрябин считал, что художник, как микрокосм, может оказывать влияние на макрокосм государства и даже всего мироздания.

С 1904 г. Скрябин выезжает за границу. До 1910 г. он живет и гастролирует за рубежом, иногда возвращаясь в Россию. В его судьбе происходит серьезнейший поворот. Композитор увлекся Татьяной Федоровной Шлецер. Александр Николаевич страшно мучился возникшим положением, чувствуя, что совершает что-то «ужасное». Вера Ивановна вынуждена была вместе с детьми уехать в Москву, где возобновила концертную деятельность и начала преподавать в консерватории. Согласия на развод, впрочем, она так и не дала и сохранила за собой фамилию мужа. Татьяне Федоровне, таким образом, пришлось смириться с ролью незаконной жены композитора.

В октябре 1905 г. родилась первая дочь от второго брака. Скрябин пребывал в весьма неспокойном состоянии. Татьяна Федоровна внушала мужу мысль о том, что за публикацию своих произведений в издательстве Беляева он должен получать гораздо большие гонорары. Скрябин спровоцировал разрыв с издательством, окончательно произошедший в 1908 г. Попытки поместить рукописи в другие издательства успеха не имели, и композитор вынужден был вернуться к исполнительской деятельности. Он дал авторские концерты в Женеве, Брюсселе, Льеже, Амстердаме.

Его консерваторский товарищ М. И. Альтшулер предложил Скрябину выступить в концертах созданного им в США Русского симфонического оркестра. По возвращении из Америки он поселился с семьей в Париже, где имел возможность встретиться с русскими музыкантами: Римским-Корсаковым, Глазуновым, Рахманиновым, Шаляпиным. Материальные трудности на некоторое время отступили, Александр Николаевич был воодушевлен общением с друзьями.

В 1907 г. была закончена «Поэма экстаза», над которой Скрябин достаточно долго работал. В 1908 г. он получил за это произведение очередную Глинкинскую премию, одиннадцатую по счету. Премьера в России состоялась в следующем году, в концерте петербургского Придворного оркестра. Творческий гений Скрябина достиг своего наивысшего расцвета.

Следующим музыкальным откровением Скрябина стала «Поэма огня» — «Прометей». Здесь, как и в «Поэме экстаза», композитор задействовал огромный состав оркестра, добавив партию фортепиано и большой смешанный хор. «Поэма огня» должна была сопровождаться светоэффектами при помощи световой клавиатуры, когда зал погружался в сияние того или иного цвета. Полной расшифровки партии этой световой клавиатуры не сохранилось.

Ориентиром здесь является таблица «цветослуха», то есть соответствия цветов определенным тональностям. Кроме расширения ассоциативно-зрительного спектра музыкального восприятия, в «Прометее» Скрябин применил новый гармонический язык, не опирающийся на традиционную тональную систему. Но наиболее революционным оказался в трактовке композитора сам образ Прометея. От «Прометея» открывался прямой путь к «Мистерии».

Под знаком размышлений о небывалом музыкальном действе проходит последнее пятилетие творческой жизни Скрябина. Все произведения, написанные после «Прометея», вероятно, следует рассматривать как своеобразные эскизы к «Мистерии».

Вернувшись в Россию, композитор поселяется в Москве, его окружает тесный кружок скрябинистов, который составил потом Скрябинское общество. Фортепианные и оркестровые произведения нового русского гения повсеместно звучат в концертных программах. Очень много работая, Александр Николаевич постоянно чувствует недомогание и переутомление.

В 1914 г. Скрябин посетил Лондон, где был исполнен его «Прометей» и где композитор дал авторский концерт. В Лондоне впервые проявились признаки заболевания, которое стало причиной столь ранней его смерти. Превозмогая боль, причиняемую фурункулом на верхней губе, он блестяще выступил, вызвав рукоплескания сдержанной английской публики. Концерты к тому же должны были принести средства, необходимые для осуществления его главной идеи — постановки «Мистерии». Скрябин мечтал купить в Индии землю для постройки храма, который бы стал реальной «декорацией» его грандиозных творческих замыслов.

2 (15) апреля 1915 г. Скрябин дал последний концерт. Он почувствовал себя плохо. Вновь, как и в Лондоне, началось воспаление на верхней губе. Состояние резко ухудшалось. Не помогло и операционное вмешательство. Поднялась высокая температура, началось общее заражение крови, и 14 (27) апреля утром Александр Николаевич скончался.



(6 I 1872, Москва - 27 IV 1915, там же)

Александр Николаевич Скрябин - один из своеобразнейших композиторов рубежа XIX и XX веков. Его музыка несет на себе черты времени, когда жизнь была проникнута предчувствием катастрофических перемен. «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках», - сказал о нем видный марксист Г. Плеханов. Известный критик В. Каратыгин определил Скрябина, как «самого дерзкого из русских композиторов, революционера в области музыкального искусства». Он, продолжает Каратыгин, - «отразил в своем творчестве кипение общественных сил в революционный период русской истории».

Очень любивший музыку Шопена, Листа и Вагнера, Скрябин продолжал их традиции, используя в своем творчестве все шопеновские фортепианные жанры, обращаясь, вслед за Листом, к демоническим образам, идя по пути усложнения гармонических средств, намеченному Вагнером. В его музыке - нервность, импульсивность, тревожные поиски. Скрябин создал своеобразные, поэтические и полетные, полные страсти и мощи произведения. Ему присущ новый тип симфонизма - мистериальный, пророческий. Известны его слова: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи». И это были не просто слова, но декларация художника, верящего в обновление, совершенное творческой силой искусства. Искусству музыки он и посвятил свою жизнь, проникнутую бесконечной, романтической любовью к людям. «Люби людей, как жизнь, как твою жизнь, как твое созданье», - записал он в одной из своих тетрадей.

Мировоззрение Скрябина, складывавшееся под влиянием не только философских течений того времени, но и оккультизма, позволило ему создать свою концепцию мира, в центре которого находится человек-творец, своей волей способный пересоздать Вселенную. В связи с этим одним из последних замыслов Скрябина стала неосуществленная «Мистерия», долженствующая воплотиться в грандиозное действо - симфонию не только звуков, но и красок, ароматов, движения, даже звучащей архитектуры. «Мистерия» должна была, по представлению ее творца, происходить в построенном специально для этого храме в Индии и продолжаться семь дней, подобно творению Вселенной Всевышним.

Скрябина привлекали образы, связанные с огнем. Понятия огонь, пламя входят в названия его сочинений. Его самые крупные сочинения - три симфонии, Поэма экстаза, «Прометей» (Поэма огня), в которых композитор наиболее ярко выразил свои эстетические устремления. При интенсивности и смелости гармонических поисков, причудливости и порывистости ритмов, при ярком своеобразии музыкального языка в целом, Скрябину свойственна ясность формы, приверженность классическим конструктивным схемам.

Проницательный музыкальный критик композитор Н. Мясковский, как бы подытоживая путь Скрябина, писал: «Скрябин - прежде всего не завершитель, а гениальный искатель новых путей, и хотя исходит по миросозерцанию из того же, но более окрыленного оптимизма, что и Бетховен, но при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает перед нами такие необычайные, еще не могущие даже быть осознанными, эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».

Александр Николаевич Скрябин родился 25 декабря 1871 года (6 января 1872) в Москве. Его отец, Н. А. Скрябин, происходивший из старинного дворянского рода, окончил юридический факультет Московского университета, затем элитарный Институт восточных языков в Петербурге и служил по Министерству иностранных дел, больше всего за границей. Мать Скрябина Любовь Петровна, урожденная Щетинина, была незаурядной пианисткой. Она окончила консерваторию по классу знаменитого Т. Лешетицкого и успешно концертировала. 20 декабря 1871 года она дала концерт в Саратове, где Скрябины тогда жили, после чего с мужем поехала на Рождество в Москву. «Она чувствовала себя так скверно, что пришлось ее почти на руках принести наверх, а через два часа после их приезда появился на свет Шуринька», - вспоминала сестра Николая Скрябина. По-видимому, простудившись во время поездки, мать будущего композитора так и не оправилась после родов и через несколько месяцев скончалась. Малыш оказался на руках своей тетки, Любови Александровны Скрябиной, которая посвятила ему многие годы.

С отцом, вскоре уехавшим в Турцию в качестве драгомана русского посольства, он почти не виделся - встречи происходили уже через много лет, когда композитор выезжал в концертные поездки за рубеж. От матери мальчик унаследовал страсть к музыке, от отца - незаурядный пытливый ум и огромное стремление к знаниям. Очень рано он научился читать и писать, стал сочинять стихи и небольшие пьески. Охотно и много рисовал. Но с трех лет главным интересом сделалась музыка. Еще не зная нот, мальчик наигрывал абсолютно верно услышанные мелодии, затем стал импровизировать. Уже тогда проявилась феноменальная музыкальная память - раз услышанное он мог безошибочно повторить.

Настоящие музыкальные занятия начались в 10 лет. Его педагогом стал Г. Конюс, тогда студент Московской консерватории, позднее сделавшийся крупным теоретиком. Осенью того же 1882 года Скрябина отдали в Кадетский корпус, но жил он не в интернате, как прочие кадеты, а у своего дяди, который служил в Корпусе воспитателем и имел квартиру в стенах этого закрытого учебного заведения. Жизненный путь мальчика наметился уже тогда: было ясно, что он станет музыкантом. Но учебное заведение себе выбрал он сам, возможно, из-за дяди. Начальство, зная, что кадет Скрябин профессиональным военным не станет, освободило его от военных дисциплин и маршировок, чтобы дать больше времени для занятий музыкой.

Конюс занимался с мальчиком всего год. Потом на него обратил внимание сам С. Танеев - лучший в России педагог, профессионал высочайшего класса, человек исключительный по этическим качествам. Он увидел в юном Скрябине вьщающийся дар и стал заниматься с ним теоретическими предметами, а по фортепиано рекомендовал замечательного, особенно для начинающих, педагога Н. Зверева. Превосходный му зыкант и воспитатель, Зверев занимался подготовкой юных пианистов в консерваторию. Как правило, его ученики и жили в его доме, на полном пансионе, получая не только музыкальное, но и прекрасное общее образование. Среди таких учеников были С. Рахманинов, А. Зилоти, К. Игумнов и другие, впоследствии выдающиеся пианисты. В отличие от них, Скрябин продолжал быть кадетом, жить в корпусе и приезжал на уроки три раза в неделю.

В 1888 году Скрябин, окончивший Кадетский корпус, поступил в Московскую консерваторию, где продолжал занятия с Танеевым, а по фортепиано был принят в класс В. Сафонова. Под его руководством юноша стал делать большие успехи, но, увлекшись чересчур трудным технически репертуаром, переиграл правую руку. Скрябин пунктуально выполнял все предписания врачей, но травма продолжала давать знать о себе практически всю жизнь. Через четыре года он окончил консерваторию по классу фортепиано с золотой медалью.

Как композитору ему закончить консерваторию не пришлось: к тому времени от Танеева он перешел к А. Аренскому, который вел класс свободного сочинения, но общего языка с новым педагогом ему найти не удалось. Аренский, по воспоминаниям современника, «не умея считаться с индивидуальностью ученика... не разгадал в Скрябине зреющего великого художника». Напряженные отношения закончились уходом от него Скрябина, закончить курс самостоятельно ему не разрешили. Он так и остался без композиторского диплома.

С детских лет любимым композитором Скрябина был Шопен. Не удивительно поэтому, что его первые фортепианные сочинения носили от печаток влияния великого поляка. Он сознательно обращается к тем же жанрам - этюда, прелюдии, мазурки, вальса, ноктюрна. В 1886 году им написана одночастная соната-фантазия, в следующем - трехчастная соната (в список своих сочинений композитор их не включил). В этих ранних сочинениях уже выявляется своеобразие дара Скрябина - лирическая насыщенность, тонкость красок.

Вскоре после окончания консерватории дает о себе знать переигранная рука. Ему приходится пройти серьезный курс лечения. По поводу тех дней композитор записывает: «Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаяние и победить его». Отзвуки переживаний того времени слышны в Первой фортепианной сонате (1893). Отчаяние, о котором писал композитор, было вызвано не только болезнью. Может быть, большую роль в его настроении играла несчастная любовь. В конце 1891 года он со всем романтическим пылом увлекся дочерью богатых помещиков Н. Секериной. Той было только 15 лет, и ее мать попросила юношу не смущать покоя детской души, перестать бывать в их доме. Между влюбленными шла переписка, молодой человек какое-то время сохранял надежду. Но мать девушки твердо решила, что он, не знатный и не богатый, с еще весьма неопределенным будущим, - не пара ее дочери. Наступил разрыв, который музыкант переживал крайне тяжело.

В 1894 году его творчеством заинтересовался известный петербургский меценат М. Беляев. Несметно богатый, он поддерживал многих русских композиторов: организовал «Русские симфонические концерты», в которых исполнялась новая русская музыка, музыкальное издательство, которое очень хорошо оплачивало свои издания, ежегодно проводил конкурсы камерных сочинений и лучшие награждал Глинкинской премией, выдававшейся 27 ноября - в день премьер обеих опер великого русского композитора. Сафонов порекомендовал Беляеву обратить внимание на недавнего выпускника консерватории, и просвещенный меценат сразу оценил незаурядное дарование. «Благодарю судьбу, которая мне послала Вас на моем жизненном пути», - писал ему Скрябин.

Действительно, только благодаря постоянной поддержке Беляева композитор мог спокойно работать. Но для начала Беляев решил, что Скрябину нужно ехать за рубеж полечить руку и переменить обстановку после душевной травмы. На это он выделил нужную сумму, и весной 1895 года Скрябин на четыре месяца отправился в Германию, затем в Швейцарию, побывал в Италии, Ницце, в Берлине присутствовал на открытии Международного конкурса пианистов и композиторов имени А. Рубинштейна, а по возвращении на родину получил от Беляева драгоценный подарок - рояль.

В январе 1896 года Беляев организовал вторую зарубежную поездку Скрябина, на этот раз - концертную. 15 января в Париже состоялся первый авторский концерт Скрябина, через три дня он играл в Брюсселе, затем были концерты в Берлине, Амстердаме, Гааге и Кельне. Всем им сопутствовал неизменный успех. «Это исключительная личность, композитор столь же превосходный, как и пианист, столь же высокий интеллект, как и философ; весь - порыв и священное пламя», - писал один из парижских критиков.

И во время гастролей Скрябин продолжал сочинять. Появлялись новые фортепианные прелюды, экспромты, Концертное аллегро. Все эти произведения были изданы Беляевым, бывшим в восторге от своего нового протеже. Вернувшись в Россию, Скрябин принялся за сочинение Концерта для фортепиано с оркестром. До этого было начато симфоническое Аллегро, но работа над ним задержалась на три года, и композитор в конце концов оставил ее, не удовлетворенный первым оркестровым опытом. Концерт был издан Беляевым, несмотря на то, что получил довольно сдержанный отзыв Римского-Корсакова, впрочем, известного своей чрезвычайной строгостью. Письмо главы петербургской школы обидело Скрябина: «Я считал Николая Андреевича добрым-добрым, а теперь вижу, что он только любезен», - писал Скрябин Беляеву, сетуя, что Римский-Корсаков просто сказал о недостатках оркестровки, не отметив то, что считал слабым; не помог молодому композитору советами. Впрочем, еще более строго он примерно в то же время отозвался о Первой симфонии Калинникова, чем, возможно, ускорил кончину тяжело больного композитора.

Еще до того как концерт был опубликован, 11 октября 1898 года, Скрябин исполнил его в Одессе. Туда он приехал с молодой женой, Верой Ивановной Исакович, талантливой пианисткой, окончившей консерваторию через несколько лет после Скрябина. Знакомый с ней раньше, Скрябин считал ее своим другом, делился с ней своими творческими замыслами, наблюдениями, а кроме того - переживаниями, связанными с неудачами в личной жизни. После первого юношеского увлечения, у него было еще одно - «блестящей по внешности, очень интересной и образованной» русской девушкой, жившей в Париже, где композитор с ней и встретился. О ней неизвестно ничего, кроме инициалов, но один из биографов композитора писал: «Она сделалась невестой Скрябина, но вскоре они разошлись...» В Россию Скрябин вернулся уже с намерением жениться на Вере Ивановне. «Через несколько дней после свадьбы молодые уехали, - вспоминала тетка композитора, заменившая ему мать и любившая его по-матерински. - На вокзале было человек тридцать. Стояли на платформе, шумели, все вместе говорили. А я только смотрела на Шуриньку. Он был очень бледен, глаза грустные...»

В январе 1898 года Скрябин вновь гастролировал в Париже с программой из своих сочинений. На этот раз в его концертах выступала и жена, также игравшая его сочинения. Концерт снова прошел с большим успехом. По возвращении в Россию Скрябин был приглашен профессором в Московскую консерваторию. Директор консерватории Сафонов сделал это предложение своему бывшему ученику вопреки мнению некоторых педагогов, считавших Скрябина недостойным преподавать в таком престижном учебном заведении. Вообще его своеобразный пианизм в России с трудом пробивал дорогу. Так, в ответ на предложение Сафонова дать возможность Скрябину участвовать в концертах Русского музыкального общества в Петербурге, руководивший этими концертами Ц. Кюи писал: «О Скрябине не хлопочите много. Со всех сторон слышу, что это совсем плохой пианист», на что Сафонов с достоинством ответил: «Что касается Скрябина, то я свое суждение о нем как пианисте считаю более компетентным, чем суждение сторонних лиц, о которых Вы мне пишете, тем более, что Скрябин играет исключительно свои сочинения и играет их вне всякого сравнения с другими пианистами».

Приглашение Сафонова композитор принял не без колебаний - боялся, что преподавание не позволит отдавать творчеству столько времени, сколько хотелось бы. Он посоветовался с Беляевым, который в ответ писал: «Ты ведь знаешь, я всегда был за определенные занятия, налагающие на человека определенные обязанности и приучающие его к известному порядку. Следовательно, с этой стороны мне и нечего ставить вопроса». В то же время Беляев продолжал оказывать композитору материальную помощь в виде постоянных авансов за произведения, которые неизменно печатались в его издательстве. Кроме того, Скрябин ежегодно получал Глинкинскую премию. Это позволяло ему жить спокойно, не думая о завтрашнем дне.

Уже через год стало ясно, что директор не ошибся. Один из профессоров Венской консерватории, побывавший на экзаменах пианистов, свидетельствует: «Скрябин пригласил меня к себе в класс... и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знанием и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Московской консерватории».

Еще одна зарубежная поездка композитора состоялась в 1900 году. К этому времени была написана Первая симфония. Далее началась работа над Второй. Одновременно обдумывались планы оперы. Скрябин начал писать либретто, но оно не было закончено. Большая педагогическая нагрузка и постоянное сочинение фортепианных пьес, в основном для того, чтобы издавать их у Беляева и тем покрывать получаемые авансы, потребовала от композитора напряжения всех сил. К этому времени, наряду с консерваторией, он взялся и за преподавание в женском Екатерининском институте. Педагогика мешала ему, но расстаться с ней он не мог - росла семья, у него уже были три дочери, в 1902 году родился сын, жизнь требовала расходов и была полна забот. Впрочем, заботы были не только докучными - композитор очень любил своих детей и с радостью уделял им время и внимание.

В эти годы его все больше занимает философия, проблемы мировоззренческие. Он сближается с философом С. Трубецким, в поисках ответа на «проклятые вопросы» жизни изучает сочинения мыслителей античности и средневековья. Эти поиски неизменно отражаются в музыке - как в симфониях, так и в фортепианных произведениях, среди которых появляются «Причудливая поэма», «Окрыленная поэма», «Поэма томления», «Сатаническая поэма». Последняя, возможно как отзвук давнего увлечением Листом с его симфониями по «Фаусту» и Данте. Но и как дань времени, когда проблема Добра и Зла, борьбы Зла с Добром привлекала и Мережковского в его трилогии «Христос и Антихрист» и Брюсова в «Огненном ангеле», когда Врубель пишет своих Демонов. Воспитанный в традиционном православии, Скрябин приходит к богоборчеству, бросает вызов Высшим силам: «Я иду возвестить им мою победу над Тобой и над собой, иду сказать, чтобы они на Тебя не надеялись и ничего не ждали от жизни, кроме того, что сами могут себе создать. Благодарю Тебя за все ужасы Твоих испытаний, Ты дал мне познать мою бесконечную силу, мое безграничное могущество, мою непобедимость, Ты подарил мне торжество».

В начале января 1902 года композитор поехал в Петербург на премьеру Второй симфонии, исполненной А. Лядовым. Прием был почти скандальный. Критика не нашла в ней привычной формы, сетовала на отсутствие консонансов и назвала ее «какофонией». Аренский, побывавший на концерте, писал: «Не понимаю, как Лядов решился дирижировать таким вздором. Я пошел послушать, только чтобы посмеяться, Глазунов вовсе не пошел в концерт, а Римский-Корсаков, которого я нарочно спрашивал, говорит, что он не понимает, как можно до такой степени обесценивать консонанс, как это делает Скрябин». Однако Беляев симфонию оценил высоко, да и петербургские музыканты, несмотря на критику, признавали огромный талант композитора.

Воспользовавшись пребыванием в столице, Скрябин обсудил с Беляевым свои планы - он хотел оставить преподавание, чтобы всецело по святить себя творчеству и концертной деятельности. Это было рискованным шагом в материальном отношении, но Беляев поддержал музыканта, пообещав ему ежемесячно 200 рублей в счет гонораров. С 1903 года композитор оставляет преподавание. Уже в следующем году появляется его Третья симфония, «Божественная поэма» - одно из высших достижений русской симфонической музыки.

К этому времени в его жизни происходит крупная перемена. Он знакомится с молодой пианисткой Татьяной Федоровной Шлецер. Пылкая поклонница его творчества, она разделяла философские взгляды и музыкальные искания Скрябина. «Она все время присутствовала, пока Александр Николаевич играл мне свои сочинения, - вспоминал один из первых биографов композитора, - каждую нотку которых она, видимо, знала, любила и предугадывала. Она... обращала внимание на ту или иную деталь сочинения, она первая, в ответ на какое-нибудь мое замечание, бросала уверенные слова, находчиво парируя мое прямое или косвенное нападение, и радостно присоединялась к моим восхищениям. Казалось, что дело Александра Николаевича она принимает к сердцу, как свое дело...» Композитор, не встречавший раньше такого полного понимания, был восхищен. Возникло чувство, которое в конце концов оторвало его от семьи. Вера Ивановна до конца дней оставалась композитору преданным другом, активной пропагандисткой его сочинений, но в жизни рядом с ним появилась другая.

В феврале 1904 года Скрябин поехал с семьей в Швейцарию, где завершил работу над Третьей симфонией. К этому времени его постиг удар - скончался Беляев, старинный друг и меценат. Положение было бы безвыходным, так как попечительский совет издательства Беляева стал выплачивать значительно меньшие гонорары и вообще, состоящий из петербургских музыкантов, не склонен был ставить Скрябина на особое место. Выручила одна из очень богатых его учениц, М. К. Морозова: она предложила помощь, которой композитор с благодарностью воспользовался.

Выслав в издательство партитуру Третьей симфонии, композитор прервал начавшуюся уже работу над «Поэмой экстаза» и выехал в Париж для устройства концертных дел. Туда, неожиданно для него приехала Татьяна Федоровна. Так несколько неожиданно для композитора началась их совместная жизнь - в Швейцарию Скрябин возвратился лишь для окончательного разговора с женой, которая решила «стать независимой», сохраняя с мужем дружеские отношения.

Начинаются трудные, беспокойные годы. Композитор мечется в поисках средств, которые теперь нужны на содержание двух семей - в новой скоро появляется дочь. Некоторые из друзей, осудившие его поступок, отвернулись от него, и он больно это чувствует. Гнетет двусмысленность положения - он получил свободу, но не развод, и не может оформить официально свои отношения с новой спутницей жизни, его дочь не носит его фамилии. Непросто складываются и отношения в новой семье: Татьяна Федоровна очень ревнива, болезненно переживает его общение с бывшей женой и детьми от первого брака.

Наконец, в 1906 году он приезжает в Америку в надежде на серию хорошо оплачиваемых концертов. Кажется, материальные заботы скоро кончатся. Но 21 марта 1907 года приходится срочно покинуть страну: обнаруживается незаконность его брака, а ханжеские пуританские нравы США этого не прощают. Грозит разразиться огромный скандал, поскольку вездесущие репортеры не преминут опубликовать мельчайшие подробности личной жизни Скрябина.

Некоторое время композитор живет в Париже, затем поселяется в Лозанне, где жизнь дешевле - об этом приходится думать! «Поэма экстаза» завершена и отправлена в издательство, композитор ведет переговоры с Глазуновым - членом попечительского совета - о выдаче части гонорара.

В 1909 году Скрябин приезжает в Россию как гастролер. В это время он поглощен работой над «Прометеем» - монументальным оркестровым сочинением, в исполнении которого должен участвовать свет - для него пишется отдельная строка партитуры. Его исполнение предполагается осуществить весной 1910 года, но сочинение затягивается, и вместо этого весной Скрябин едет с концертами по городам Поволжья - его слышит публика Углича, Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Царицына (ныне Волгоград), Астрахани. Лето проходит в работе над «Прометеем», а зимой снова поездка - в Новочеркасск, Ростов и Екатеринодар.

В конце января 1911 года - турне по городам Германии. На этот раз он едет без жены, так как в семье ожидается третий ребенок. В одном из писем к ней Скрябина есть такие строки: «Я опять хорошо сочиняю! Неужели?!» Они говорят о том, что измученный постоянными концертными поездками композитор уже смирился с тем, что сочинять музыку ему некогда. Между тем, писать нужно хотя бы для того, чтобы оправдывать авансы издательства. И он пишет, когда только находится время, - все новые и новые фортепианные пьесы.

2 марта 1911 года состоялась московская премьера «Прометея» через неделю - исполнение в Петербурге. Начинавший тогда деятельность музыкального критика композитор Н. Мясковский в первом из обзоров столичной музыкальной жизни сообщал: «...Изумительнейшее явление человеческого духа, недосягаемый, углубленнейший "Прометей" Скрябина». Осенью за это сочинение автор был удостоен в тринадцатый и последний раз Глинкинской премии.

Композитор все больше чувствовал постоянное непреходящее переутомление. Оно сказывалось на настроении, отражалось в создаваемой музыке. Так в Девятой фортепианной сонате появился мотив, произведший особенное впечатление на внимательных слушателей. На вопрос, что он означает, Скрябин ответил: «Это - тема подкрадывающейся смерти». Ответ стал быстро известен друзьям композитора. И смерть не замедлила: прервав работу над «Мистерией» - грандиозным действом, которому автор придавал мистическое значение, - она наступила неожиданно для всех, через два месяца после произнесенных слов, 14 (27) апреля 1915 года в Москве от внешне незначительной причины - карбункула на губе. Весть о смерти композитора мгновенно облетела город. На кладбище Новодевичьего монастыря его провожала многотысячная толпа.

– русский композитор и пианист начала ХХ столетия, мечтатель-романтик, выражавший свои, порой фантастические, идеи через музыку. Музыка Скрябина очень самобытна, в ней чувствуется нервность, импульсивность и мистицизм. Ему были близки образы, которые связаны с огнём, объединением цвета и звука. Ведь именно он впервые в истории использовал светомузыку.

Родился Александр Николаевич 6 января 1872 года в Москве, в небогатой дворянской семье дипломата. Мать Шуриньки, так она его называла, была талантливой пианисткой, которая закончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Но уже через год после рождения сына умерла от чахотки. После смерти жены отец Саши женится во второй раз на итальянской подданной Ольге Фернандес, оставляя маленького Шуриньку на воспитание бабушке в Новгородской губернии и своей сестре Любови Александровне.

Саша Скрябин в детском возрасте

С пяти лет Саша проявляет большой интерес к игре на фортепиано. Но по семейной традиции его отдают во 2-й Московский кадетский корпус. Однако любовь к музыке пересиливает, и, закончив кадетский корпус, он решает полностью посвятить себя музыке.

В 1888 году Скрябин поступает в Московскую консерваторию, где успешно занимается у Сафонова, Танеева, Аренского. В 1892 году, успешно закончив консерваторию, выступает с концертами по городам России. А в 1895-96 гг. гастролирует по странам Европы.

В 1904 году переезжает жить в Швейцарию, но вскоре опять путешествует по Франции, Италии и Америке.

В 1910 году возвращается жить в Москву, не прекращая гастролировать с авторскими концертами по странам Европы, такими как Нидерланды, Великобритания, Франция и Бельгия. В Москве, продолжая свою концертную деятельность, не прекращает сочинять.

Фотография А. Скрябина, подаренная пра-пра-племянником композитора и его тезкой – Александром Скрябиным

В основном композитор пишет фортепианную и симфоническую музыку. Он создаёт свой звуковой мир и свою систему образов. Его музыка – это пафос борьбы и ликование победы, она воспевает мощь человеческого духа. В то же время в ней чувствуется утонченность и романтичность.

Свои последние концерты композитор даёт на протяжении 1915 года. После неудачного выдавливания фурункула в носогубном треугольнике у него возникает карбункул, а затем сепсис, вследствие чего композитор скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дом, в котором жил композитор со своей семьёй в Москве, с 1922 года и по сей день действует как Государственный мемориальный музей А.Н. Скрябина.

Творчество композитора многообразно: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, экспромты, концерты для фортепиано с оркестром индивидуального характера.

Андрей Кузьменко, более известный как Кузьма Скрябин, создатель одноименного музыкального коллектива, считается основателем украинского поп-рока. Волею случая Андрей попал в музыку, посещал ненавистную музыкальную школу, а став взрослым, собирал десятитысячные концертные площадки своими песнями.

Детство и юность

Андрей Викторович Кузьменко (известный под псевдонимом Кузьма Скрябин) родился 17 августа 1968 года в городе Самбор Львовской области Украины на берегу Днестра. Мама мальчика, Ольга Михайловна, работала преподавателем музыки, а во времена студенчества собирала фольклор по окрестным селам. После окончания педагогического института в Драгобыче женщина создала детский народный ансамбль, исполнявший песни, которые записывала на старый кассетный магнитофон Ольга Михайловна.

А Виктор Кузьмич еще в юности получил серьезную специальность и работал инженером на заводе, связанном с химической промышленностью. Семью Кузьменко всегда связывала общая творческая жилка. Когда Андрею исполнилось 20 лет, семья увлеклась изготовлением глиняных колокольчиков, которые затем расписывали народными узорами. Это интересное ремесло семья переняла у литовцев после туристической поездки в Вильнюс.

Осознавая важность изучения иностранных языков, родители отдали сына в школу с акцентом на английский язык. Одновременно маленький Андрей учился игре на фортепиано в музыкальной школе по настоянию матери. Самого мальчика музыка совершенно не интересовала.


Кузьма Скрябин с родителями

Первым шагом к блестящей музыкальной карьере стала счастливая случайность. Андрей как-то услышал звучащую из динамиков песню «Lady Madonna», тогда еще не зная, что исполняют ее легендарные . Мальчику настолько понравилась мелодия, что он вырезал из куска фанеры гитару, нарисовал струны и «играл» на ней полюбившуюся мелодию. А позднее Андрей попробовал сыграть музыку на фортепиано. Удивившись собственным успехам, мальчик начал сочинять авторскую музыку.

В 1978 году Виктор Кузьмич на работе получил путевку в санаторий на черноморском побережье Болгарии. На отдыхе семья Кузьменко познакомилась со знаменитым советским кинорежиссером и его сыном . Предприимчивый Андрей подавал сыну режиссера мячи, пока тот играл в теннис, заработав тем самым свои первые деньги.


Вскоре семья переехала в небольшой городок Новояворовск. Там Андрей заканчивал школу все с тем же углубленным изучением английского, продолжал осваивать игру на фортепиано и начал посещать спортивную школу. Там будущий певец заработал и подтвердил звание КМС по биатлону. В свободное время юноша увлекался волейболом и плавал в бассейне.

В подростковом возрасте Андрей, свободно говоривший по-польски, с удовольствием слушал радиостанции, вещавшие из Польши. Тот период певец позже упоминал в тексте песни «Старі фотографії». Сам Скрябин вспоминал в интервью, что в период коммунизма польские радиостанции служили молодежи окном во внешний мир. Чтобы услышать в динамиках рок-музыку, Андрей с друзьями часто залезали на крыши 9-этажек, где было меньше помех в эфире.


Учитывая модные тенденции польской музыки, в середине 1980-х годов Андрей всерьез увлекся панк-роком, который со временем трансформировался в нью-вейв. Тем не менее, связывать с музыкой жизнь Кузьменко тогда еще не планировал. Получив аттестат о среднем (полном) общем образовании, Андрей отправился во Львов поступать в медицинский. Его привлекала карьера невропатолога. Но с медициной у Андрея не сложилось – во Львовский национальный медицинский университет имени Данила Галицкого молодой человек не поступил.

Расстроенный Андрей пошел учиться в училище, где освоил специальность штукатура. Но попрощаться с мечтой о медицине целеустремленный Кузьменко не захотел и после училища все-таки поступил в Петрозаводский государственный университет на медицинский факультет. Закончив 1 курс, Андрей пошел в армию, а затем перевелся во Львов, где и получил диплом стоматолога.

Музыка

Музыкальная карьера Андрея Кузьменко началась со знакомства с Игорем Яцышиным. Парни создали дуэт «Цепная реакция», исполнявший песни в стиле панк-рока. Тексты песен писал в основном сам Андрей. Часто он писал слова на английском языке, а затем уже переводил их на русский и украинский.


За короткий период времени Андрей выступал в составе еще 4 начинающих музыкальных коллективов, где выступал в роли вокалиста, гитариста, автора песен и композитора. Параллельно Андрей выступал на экспериментальных сценах и в качестве сольного исполнителя. В свободное от музыки время молодой человек часто путешествовал по Европе – посещал Польшу, Германию.

Создание группы «Скрябин» в первом ее составе датируется июнем 1989 года. Тогда Андрей с Ростиславом Домишевским (гитара, автор текстов и музыки), Сергеем Герой (клавишные), Игорем Яцышиным (ударник) и Александром Скрябиным (звукорежиссер) создали группу «Скрябин», лицом и сердцем которой стал сам Андрей Кузьменко.


Первым альбомом коллектива стала англо-украинская пластинка «Чуєш біль», которая сейчас считается утраченной. Тогда же, в 1989 году, ребята сняли первый в своей творческой биографии клип на заглавную композицию альбома. Название группы родилось уже после выхода в свет первого альбома и никак не связано с композитором . Группа названа в честь ее члена – тезки композитора.

Первый концерт молодой группы прошел в 1991 году перед военнослужащими, которые приняли ребят довольно равнодушно. Серьезная работа у «Скрябина» началась в 1992 году после заключения контракта с продюсерским центром. Но и здесь музыкантам не повезло. Центр вскоре закрылся, а альбом, над которым они работали, остался существовать лишь в виртуальном пространстве.


Только переезд в Киев и выход в свет альбома «Птахи» в 1995 году наконец принесли популярность «Скрябину». Песни с этой пластинки существенно отличались от предыдущих работ музыкантов, они стали молодежными и танцевальными.

Творчество Кузьмы Скрябина постепенно набирало популярность, хотя сольных концертов ребята пока не давали, но уже выступали «на разогреве» у других признанных звезд украинского шоу-бизнеса. А сам Андрей неожиданно для себя стал телевизионным ведущим.

Настоящий фурор в украинской музыке произвел альбом «Казки», вышедший в 1997 году. В мае того же года состоялся первый сольный концерт группы, после которого «Скрябин» заняла свое место в украинском шоу-бизнесе. Ребят не раз признавали лучшей группой, а их альбомы расходились миллионными тиражами. Вскоре о «Скрябине» узнали и в России, а география их концертов значительно расширилась.

В 2000 году внутри группы начались конфликты. Снова изменился стиль группы, дальнейшие альбомы записывались в стиле поп-рок, а тексты песен щедро сдабривались циничным юмором и насмешкой.


С 2002 года группа тесно сотрудничает с политическими силами. Так альбом «Озимые люди» выходит при поддержке избирательного блока «Команда озимого поколения», тогда же Рой Домишевский ушел из коллектива, а через год ушел и еще один член – Шура.

Осенью 2004 года в ходе политических событий на Украине ребята из первого состава «Скрябина» окончательно разорвали отношения (включая дружеские). А в ноябре 2007 года и сам Кузьма Скрябин задумывается о сольной карьере вне коллектива. В период с 2007 по 2015 группа выпустила еще 4 альбома, довольно разнообразные по настроению и звучанию.

Личная жизнь

В 1994 году Андрей женился на девушке из параллельного класса Светлане Бабийчук, а спустя 3 года у пары родилась дочь, которую назвали Мария-Барбара. Второе имя девочке дал отец в связи с тем, что обожал творчество . Андрей не раз подчеркивал в интервью внешнее сходство супруги и дочери с его любимой актрисой.


В свободное время Андрей любил путешествовать: объездив с женой полмира, певец отразил это в тексте песни «Места счастливых людей». Кроме того, певец любил читать, уважал философию и часто насыщал философским смыслом песни, например, «Люди как корабли».

Смерть Кузьмы Скрябина

В феврале 2015 года в Кривом роге Кузьма давал концерт, посвященный юбилею группы. А утром 2 февраля на трассе, ведущей из Кривого рога в Киев, произошла авария. Андрей Кузьменко, находившийся за рулем автомобиля, скончался на месте происшествия. Причиной смерти стали полученные травмы. 5 февраля во Львове состоялись похороны певца.


Водитель грузовика, с которым столкнулся джип Скрябина, пострадал, но выжил. В интервью журналистам мужчина рассказал, что дорога была скользкой после дождя, а Кузьменко мчался на огромной скорости. На фото с места аварии автомобиль Андрея напоминает груду искореженного металла – у певца просто не было шанса остаться в живых.

Уже после смерти супруга Светлана Бабийчук рассказывала в интервью о том, что среди личных вещей мужа нашлись тексты песен на политические темы. А несколько песен с резкими высказываниями Андрей уже успел спеть: «Сука вiйна», «Лист до президентiв» и другие. Учитывая сложную военно-политическую ситуацию в Украине в этот период, в СМИ стали появляться версии относительно убийства певца по политическим причинам.

Дискография

  • 1989 - «Чуєш біль»
  • 1992 - «Мова риб»
  • 1993 - «Технофайт»
  • 1995 - «Птахи»
  • 1997 - «Казки»
  • 1998 - «Танець пінгвіна»
  • 1999 - «Хробак»
  • 2000 - «Модна країна»
  • 2001 - «Стриптиз»
  • 2002 - «Озимые люди»
  • 2003 - «Натура»
  • 2005 - «Танго»
  • 2006 - «Гламур»
  • 2007 - «Про любов?»
  • 2009 - «Моя еволюція»
  • 2012 - «Радіо Любов»
  • 2013 - «Добряк»
  • 2014 - «25»


В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные