В. Васнецов " Аленушка". Работа с картиной «Алёнушка» Анализ картины аленушка

Навеянная лирическим сказочным образом картина Васнецова «Аленушка» написана 1881 году. Примеченная художником Ахтырка реальная девушка, стала прототипом героини этой картины. Тоскливый и печальный взгляд простой русской девушки подтолкнул Васнецова к написанию картины «Аленушка». И действительно от картины веет настоящим русским духом.

Уставшая от поисков своего братца Иванушки, сестрица Аленушка сидит в сиротливой позе на камне у мрачного пруда в темном хвойном бору. Одежда девушки обветшала от времени, ноги у нее босые, а в глазах прослеживается печаль и грусть. Видно, что Аленушку не покидает тревожные думы о братце Иванушке. Может коварная Баба-яга превратила его в козленочка. Аленушка винит себя, за то, что не уберегла единственного братца и вся окружающая природа переживает и грустит вместе с ней. Взаимосвязь природы и Аленушки на картине Васнецова очень тесная. Великолепно написанный пейзаж, как бы вторит нашей героине в тоске и скорби. Тесное переплетение природы и Аленушки в картине, не отвлекает зрителя от главного сюжета и в то же время, даже самая смелая деталь картины, призывает к задумчивым размышлениям. Очень много сказок было придумано русским народом и писателями, но мы привыкли их представлять только мысленно, но в данной картине Васнецова «Аленушка», художник искусно выразил в произведении живописными средствами все чаяния героини сказки.

Картина была написана в окрестностях Абрамцево, где живописные просторы еловых, дубовых, березовых лесов и рощ причудливо разделены извилистой речкой Ворей, прудами, глухими оврагами, пригорками. Именно эти места и побуждали Васнецова писать картины национального пейзажа. В картине «Аленушка» Васнецов очень проникновенно и наиболее полно выразил лирическую поэзию русского народа. По словам художника, задумка о написании картины как будто давно жила в его голове, но приступить к работе он смог только повстречав поразившую его воображение девушку. Чисто русская печаль, тоска и одиночество были видны в ее глазах, и Васнецов обратился к сказке. Сидящая девушка задумалась над своей тяжелой судьбой и ей созвучно вторит серое небо, а также отталкивающая и пугающая темнота поверхности омута, на которой застыли желтые листья. Очень лаконично вписано в картину глубокая темная зелень елок и серые блеклые тона осиновой листвы.

История создания картины Аленушка кисти русского художника Виктора Васнецова интересна не меньше, чем история создания других произведений этого гениального автора, а также реальные факты биографии самого мастера. Этот лирический образ девушки над водой был навеян старой русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Однако у живописного полотна был и реальный прототип.

История создания картины Аленушка Виктора Васнецова

В один из дней в усадьбе Ахтырка художник Васнецов заметил девушку, чей беззащитный поэтический образ так поразил воображение мастера, что он решил написать именно ее в своей давно задуманной картине. Столько тоски, покинутости, столько русской печали было в ее глазах, так веяло от ее образа русским духом, что живописец решил, что это и есть та Аленушка, которая давно уже жила в его голове.

Эта чудесная картина Аленушка, написанная в стиле русской реалистической живописи, имеет лирическую сказочную взаимосвязь с удивительным миром былин, с тем русским духом, зерно которого уронено в каждую русскую душу, и который интуитивно чувствует каждый человек, родившийся на этой древней и прекрасной земле. При всей красоте известной картины Аленушка великого мастера. Именно эта отчаянная попытка достучаться до сердец русских людей – самое ценное, что заключает в себе полотно В. М. Васнецова Аленушка.

Описание картины Аленушка кисти великого художника Васнецова

Оригинал известной картины Аленушка Виктора Васнецова сегодня хранится в Государственной Третьяковской галерее. Еще очень юная девушка, почти ребенок, смотрит на нас большими печальными глазами, в которых столько одиночества и тоски, такая тревожная дума, что трудно отвести взгляд от этого бледного лица. Она, утомившаяся поисками пропавшего братца Иванушки, в сиротливой позе сидит на камне над темным лесным прудом, склоня голову на колени. За ее спиной стеной встает хвойный лес, непроходимая чаща как архаичный образ Руси – дикой, непонятой, могучей и свободной. На своей картине русский живописец В.М. Васнецов показал Аленушку такой, каковы в реальности были простые русские девушки с непростыми, а порой и трагическими судьбами – на ней старый темненький сарафан, она босая, а в глазах ее застыла печаль.

Не покидают ее тревожные мысли о братце, переживает, что не уследила, потеряла единственного дорогого человека. И даже природа грустит вместе с ней. В рисунке Аленушка великолепно написан пейзаж, где героиня тесно связана с природой. Ни один фрагмент картины Аленушка русского художника Виктора Михайловича Васнецова не отвлекает зрителя от главного, но в то же время каждая деталь картины наводит на неспешные размышления. Здесь, в этом полотне, с помощью живописных средств, известному мастеру удалось зрительно выразить то неуловимое и дорогое, что зовется душой русского народа.

Сюжет

Написанная по мотивам русского фольклора картина выглядит как олицетворение тоски-кручинушки народа. Это не столько Аленушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, которым по сюжету выпало испытание.

Природа — это и место событий, и активный их участник. У Васнецова пейзаж психологичен, это зеркало души героев. Застывшая на камне Аленушка словно затерялась в этой высокой траве. Ее юбка, как из луговых цветов собранная, волосы, как песок, а рубашка — как камни.

Лес молодой, но темный — видно, что легко в нем затеряться и сгинуть. Или встретить ненароком других героев русского эпоса. Пруд зеркально гладкий, будто никто в нем не живет: ни рыба, ни лягушка, ни птица. Мертвенная тишь и тоска.

Контекст

Васнецов работал над картиной в Абрамцеве в имении Саввы Мамонтова. Кстати, было немало тех, кто находил сходства Аленушки с дочерью мецената Верой — той самой, знаменитой «Девочкой с персиками». Художник на это отнекивался и рассказывал случай встречи с крестьянкой: «Алёнушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

Пруд в Ахтырке, 1880

Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой завершал работу над картиной. Ее первоначальное название — «Дурочка Алёнушка» — содержало ту самую тоску, о которой писал художник. Дурочка, то есть сиротинушка, всеми покинутая, обездоленная. Но и без этого слова все чувствуется, все понятно.


Судьба художника

Родился в семье вятского священника и поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» — былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.


Васнецов, 1891

Васнецов был и , и религиозным, и портретистом, и , и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором — по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

Еще при жизни его начали называть богатырем русской живописи. В большей степени это связано с тем объемом культурного пласта, который он поднимал в своем творчестве. Широта тематики и форм воплощения, жанровое разнообразие и мастерство восхищали современников.

Литературно-музыкальная компазиция

«Музей одной картины

В.М. Васнецов «Аленушка»

(для детей начального и среднего школьного возраста)

(Дети сидят полукругом перед экраном в полумраке. На занятии используется видео презентация с картинами и иллюстрациями и видеофильм, представленные в тексте)

1. Интродукция:

«Я сказочник, былинник, гусляр живописи!»

В.М. Васнецов

«Я всю жизнь только и стремился как художник понять,

разгадать и выразить русский дух»

В.М. Васнецов

(Звучит запись русской народной песни «Разлилась, разлилась, речка быстрая»)

…Жили-были старик со старухой, и были у них сын и дочь. Дочь звали Аленушкой, а сына - Иванушкой. Умерли старик и старуха. Остались Аленушка да Иванушка сиротами. Пошла один раз Аленушка на работу и Иванушку взяла с собой. Вот идут они дорогой по широкому полю. Захотелось Иванушке пить.

Сестрица Аленушка, я пить хочу.

Подожди, братец, дойдем до колодца.

Жара с ног валит, а колодец далеко, солнце высоко…

Так начинается эта с детских лет известная и любимая нами русская народная сказка об Аленушке и братце Иванушке.
Прошло, вероятно, уже много лет с тех пор, как вы впервые услышали эту сказку, но тем не менее она, простая, незамысловатая, продолжает вас волновать своей глубокой поэтичностью и искренностью. Образ девушки-сиротинки, девушки-труженицы и страдалицы, простой и скромной, трудолюбивой и доброй, проходит через многие произведения русского фольклора.


В разных сказках по-разному складывается ее судьба, различные испытания и невзгоды выпадают на ее долю, но основная идея этих сказок одна - это победа светлого, благородного начала над темными и злыми силами.

(Чтение стихотворения «Девочка в лесу» под звучание инструментального варианта песни «Разлилась, разлилась, речка быстрая»)

О чём ты плачешь, девочка,

В задумчивой глуши,

У озера, где зыблются

Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули

И льются на траву!» -

«Я жду к себе русалочку,

Зову её, зову!

Никто не откликается, -

И скучно мне одной!

Вокруг так неприветливо

И лес такой пустой.

(М. Пожарова)

2. Предъявление шедевра :

(Представление картины В.М. Васнецова «Аленушка»)

Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки об Аленушке взволновали чуткое и отзывчивое сердце художника Виктора Михайловича Васнецова. В русском искусстве есть немало картин, которые пленяют и волнуют нас с детства. Но, пожалуй, по силе воплощения чувства, по глубине проникновения в мир сказочных образов "Аленушка" едва ли имеет себе равных в мировом искусстве.
…Среди густого леса замер пруд, усыпанный золотыми листьями. Низко нависло хмурое осеннее небо. В молчании застыли молоденькие елочки с начинающей темнеть зеленью; под легким набегающим ветерком словно шепчутся листья стройных осинок. Грустная, задумчивая русская осень уже вступила в свои права. Тихая печаль разлита в начинающей увядать природе.


Не торжествующая золотая осень привлекает внимание художника, а первая пора осеннего увядания, тихая грусть молодых деревьев, дрожащих под порывами холодного ветра. Есть какая-то особая трогательность в этих хрупких и тоненьких, как сама девушка, деревцах на берегу заводи. Но не только природа созвучна настроениям девушки, гармонирует с ее душевным состоянием.

Картина Васнецова Аленушка, навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, хотя прототипом к написанию этой картины была действительно реальная девушка, художник приметил в усадьбе Ахтырка, решив написать именно ее в своей задуманной картине. Образ этой простой русской девушки с несколько печально тоскливым взглядом, побудило Васнецова к созданию картины Аленушка, претворив в задуманной картине свой творческий окрас и лирическую сказочную взаимосвязь, от которой веет чисто русским духом. Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, она в сиротливой позе сидит на на большом камне, грустно облокотившись наклоня голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темносером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль, где же ты мой братец Иванушка, может злая Баба Яга превратила братца в козленочка, все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.

3. Диалог .

В картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка. В картине Аленушка ни один фрагмет не отвлекает нас от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений.

Посмотрите на цветовое решение картины, и вы почувствуете, что не случайно художник прибегает к неярким тонам темно-зеленых, синих, желтых, красно-коричневых красок природы. Осенние блеклые, желто-коричневые краски пейзажа, перекликаясь с цветом сарафана, волос девушки, дополняют основное лирическое звучание, создают настроение тихой грусти, печали. И вместе с тем в эту скромную цветовую гамму художник ввел и иные тона, контрастирующие с осенними красками природы. Это розовые цветы на сарафане девушки, нежная голубизна ее кофты, яркая зелень осоки и появившаяся на темном небе светлая полоска зари. Введение этих ярких звучных тонов еще более усиливает эмоциональное воздействие картины.

Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

Какое время года изображено на картине?

Какие детали об этом свидетельствуют?

Как выдумаете, почему художник выбрал осень?

Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

При помощи каких средств художник показал это?

Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки?

Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение?

Сам Васнецов так отзывался о своей картине:
«Аленушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Какой вам представляется Алёнушка? Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника?

Какое впечатление производит картина?

Какие чувства она вызывает?

Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины?

Какое у Алёнушки настроение?

Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки?

Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки?

С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба?

С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки?

Как Виктор Михайлович относится к своей героине?

Почему Васнецов написал эту картину?

Подробнее на вопрос поможет ответить это фильм.

(Видеофильм «Жизнь и творчество В.М. Васнецова»)

4. Повторное обращение к интродукции .

Давайте с вами вернемся к началу нашей встречи и еще раз послушаем стихотворение:

О чём ты плачешь, девочка,

В задумчивой глуши,

У озера, где зыблются

Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули

И льются на траву!» -

«Я жду к себе русалочку,

Зову её, зову!

Никто не откликается, -

И скучно мне одной!

Вокруг так неприветливо

И лес такой пустой.

М. Пожарова

Что общего в настроении стихотворения и картины?

5. Обращение к герою шедевра .

Глядя на картину, невозможно не сопереживать Аленушке – настолько проникновенно и ярко показаны художником испытываемые ей усталость и грусть. И сама девушка, и окружающая ее природа написаны так реалистично, что кажется: сделай шаг – и окажешься на берегу, почувствуешь запах воды, сможешь заговорить с Аленушкой.

Дорогие ребята, представьте, что мы можем поговорить с Аленушкой, что бы вы ей сказали, посоветовали как поддержали бы её?

6. Рефлексия .

Ребята, прошу вас продолжить фразу:

Увидев картину «Аленушка» я почувствовал…

Оказывается…

7. Дарение ассоциаций .

Сегодня мне не хочется заканчивать занятие на печальной ноте, ведь у сказки-то счастливый конец.

Существует такая легенда. После того, как московское общество узнало, что крестьянка, с которой Виктор Михайлович писал свою "Аленушку" очень счастливо вышла замуж, приезжающие на заработки в Москву деревенские девушки обязательно останавливались у картины. Они верили, что "Аленушка" поделится с ними своим счастьем.

В те времена много сказок было сочинено народом и написано различными русскими писателями, но все эти сказки представлялись только мысленно в умах народа, в картине Аленушка художник сумел зрительно выразить живописными средствами свое произведение, как и во многих других его сказочных работах, насыщенных русской былинностью и русским духом.

Закатилось в чаще солнышко,

Хмурый лес вокруг стеной.

Пригорюнилась Алёнушка,

Как теперь ей жить одной?

Нету с ней ни милой матушки,

Ни родимого отца.

Слёзы капают на камушки

У лесного озерца.

Кто развеет думы горькие,

Кто поможет ей в беде?

Лишь камыш один с осокою

Отражаются в воде.

И родимая сторонушка

Всё печальней и грустней.

Жаль не ведает Алёнушка,

Повстречает счастье девица

И любовь свою найдёт,

Ах, как весело надеяться,

Зная сказку наперёд.

Мы уже вспоминали как то про, а вот еще одна картина и одна тайна.

Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.

Вот как это было...

Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.


Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.

Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».

Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.


Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.


Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Русская народная сказка "Бычок смоляной бочок" Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки "Бычок смоляной бочок" и их характеристика Дед с бабкой. Простые старики....

Новые статьи
/
Популярные