Верещагин восстание сипаев. Дьявольский ветер. Как изобретательные англичане расстреливали индусов. Предпосылки восстания сипаев

Заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром , так и холостым зарядом пороха).

История возникновения

Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев ( -1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.

Василий Верещагин, изучавший применение этой казни перед написанием своей картины «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год), в своих воспоминаниях писал следующее:

Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа осуществлялась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам.
Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <…> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом.

- В. Верещагин . Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М. : «ДАРЪ», 2007. - С. 151.

Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого. В воспоминаниях Верещагина указывается:

Смерти этой они не боятся, и казнь их не страшит; но чего они избегают, чего боятся, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов, а это именно не только вероятно, но даже неизбежно при расстреливании из пушек. <…>
Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела. Это обстоятельство, повторяю, очень устрашает туземцев, и оно было главным мотивом введения казни расстреливанием из пушек в особенно важных случаях, как, например, при восстаниях.
Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, - а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии - бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!
Говорю это очень серьёзно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне.

- В. Верещагин . Скобелев. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в воспоминаниях В. В. Верещагина. - М. : «ДАРЪ», 2007. - С. 153.

Казнь в культуре

  • В романе Жюля Верна «Паровой дом » индусы собирались казнить полковника Мунро, привязав его к жерлу пушки и выстрелив из неё. Там же присутствуют такие строки:

    Мунро, - продолжал набоб , - один из твоих предков, Гектор Мунро, первый раз осмелился применить эту страшную казнь, которая в войну 1857 года приняла такие страшные размеры!

  • В романе Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» главный герой, капитан Блад , приказывает привязать пленного испанского кабальеро дона Диего де Эспиноса к жерлу пушки, чтобы заставить сына последнего выполнить свои условия. Сабатини описывает этот эпизод так:

    Дон Диего, привязанный к жерлу пушки, неистово вращал глазами, проклиная капитана Блада. Руки испанца были заведены за спину и туго стянуты веревками, а ноги привязаны к станинам лафета . Даже бесстрашный человек, смело глядевший в лицо смерти, может ужаснуться, точно узнав, какой именно смертью ему придется умирать.
    На губах у испанца выступила пена, но он не переставал проклинать и оскорблять своего мучителя:
    - Варвар! Дикарь! Проклятый еретик! Неужели ты не можешь прикончить меня как-нибудь по-христиански?

    Впрочем, казни не случилось: Дон Диего умер от страха почти сразу после произнесения этих слов. Пушка все же выстрелила, но Дон Диего уже был мертв.
  • Этой казнью заканчивается рассказ Артура Конан Дойла «Как Копли Бэнкс прикончил капитана Шарки».
  • Казнь «Дьявольский ветер» изображена на картине В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (1884 год) (см. выше).
  • Казнь сипаев изображена в фильме «Капитан Немо ».
  • Несостоявшаяся (благодаря стихийному бунту горожан, включая женщин и детей) казнь дьявольским ветром была уготована положительному герою, народному скрипачу, в советском детском фильме «

В добавку к его картинам из Третьяковской галереи:

Все кратинки и информацию вот отсюда утащила:
http://intellegens.ru/forum/showthread.php?page=27&t=388
"Бача и его поклонники"
Картину "Бача и его поклонники", осуждающей педофилию и ритуальный гомосексуализм, широко распространённый в те времена в Туркестане, уничтожил сам автор. Осталось фото

В буквальном переводе «батча» значит мальчик.
В батчи-плясуны поступают обыкновенно хорошенькие мальчики, начиная лет с восьми, а иногда и более. Из рук неразборчивых на способ добывания денег родителей ребенок попадает на руки к одному, к двум, иногда и многим поклонникам красоты, отчасти немножко и аферистам, которые с помощью старых, окончивших свою карьеру плясунов и певцов выучивают этим искусствам своего питомца и раз выученного нянчат, одевают, как куколку, нежат, холят и отдают за деньги на вечера желающим, для публичных представлений.

Интереснейшая, хотя неофициальная и не всем доступная часть представления начинается тогда, когда официальная, т. е. пляска и пение, окончилась. Тут начинается угощение батчи, продолжающееся довольно долго — угощение очень странное для мало знакомого с туземными нравами и обычаями. Вхожу я в комнату во время одной из таких закулисных сцен и застаю такую картину: у стены важно и гордо восседает маленький батча; высоко вздернувши свой носик и прищуря глаза, он смотрит кругом надменно, с сознанием своего достоинства; от него вдоль стен, по всей комнате, сидят, один возле другого, поджавши ноги, на коленях, сарты разных видов, размеров и возрастов — молодые и старые, маленькие и высокие, тонкие и толстые — все, уткнувшись локтями в колени и возможно согнувшись, умильно смотрят на батчу; они следят за каждым его движением, ловят его взгляды, прислушиваются к каждому его слову. Счастливец, которого мальчишка удостоит своим взглядом и еще более словом, отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры вид полнейшего ничтожества и сделавши бату (род приветствия, состоящего в дергании себя за бороду), прибавляя постоянно, для большего уважения, слово «таксир» (государь). Кому выпадет честь подать что-либо батче, чашку ли чая или что-либо другое, тот сделает это не иначе как ползком, на коленях и непременно сделавши предварительно бату. Мальчик принимает все это как нечто должное, ему подобающее, и никакой благодарности выражать за это не считает себя обязанным.
Батча часто содержится несколькими лицами: десятью, пятнадцатью, двадцатью; все они наперерыв друг перед другом стараются угодить мальчику; на подарки ему тратят последние деньги, забывая часто свои семьи, своих жен, детей, нуждающихся в необходимом, живущих впроголодь.

Картину "Расстрел сипаев пушками в ходе подавления восстания в Индии" уничтожили англичане, предварительно выкупив её.
Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) увековечил придуманный англичанами для пленённых сипаев особый способ казни, когда без долгих разбирательств приговорённых военно-полевыми судами к расстрелу людей привязывали к дулам артиллерийских орудий. Один из высокопоставленных британских офицеров прямо заявил корреспонденту лондонской газеты, что «всех пленённых мятежников надлежит на месте расстреливать, как бешеных собак». Только призыв королевы Виктории, обращённый к генерал-губернатору лорду Каннингу не превращать операцию по восстановлению порядка в кровавую баню предотвратил широкомасштабный геноцид индийского населения.

Ну, и быта немного:-)))
"Русский лагерь в Туркестане".

И в тему "Апофеоза войны"
Интересно, что сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» так — «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мёртвая природа…»
Картина В. Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г.», которая хранится в Мемориале Виктории в Калькутте — самое большое художественное полотно в Индии, написанное маслом.
Собсно, картина:

Картина Василия Верещагина "Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 г." из Мемориала Виктории в Колкате, которая считается одним из самых больших полотен мира, требует незамедлительной реставрации. Об этом "Голосу России" заявила генеральный консул России в Колкате Ирина Башкирова. Расходы намерена взять на себя российская сторона
"В галерее, где висит картина, нет системы кондиционирования, - отметила Башкирова. - Температура, превышающая летом 40 градусов по Цельсию и 90 % влажности, губительным образом сказывается на состоянии ценного полотна.

"Капитан Немо" смотрели все? И сцену казни индийских повстанцев -сипаев из этого фильма тоже все помнят?
Такая казнь получила названием "Дьявольский ветер" или "Дуновение из пушки". Суть ее состояла в том, что в приговорённого привязывали к жерлу пушки и умерщвляли его при последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и холостым зарядом пороха). "Дьявольский ветер" - одна из самых варварских видов казней в истории цивилизации и использовали ее цивилизованные англичане при подавлении восстаний в Индии в 19-м веке. Что из себя представляла эта казнь можно прочитать . Смысл казни строился на устрашении, но не столько такой формой умерщвления, а сколько давлением на религиозность населения Индии, так как жертва имела еще и негативные последствия с точки зрения кастовости. Как писал художник Верещагин, будучи свидетелем таких казней: "Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. Ужасно уж и то, что при современных порядках приходится, например, на железных дорогах сидеть локоть о локоть со всяким, — а тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии — бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!" То есть имеется ввиду то, что куски, разорванных выстрелом людей, хоронились в одной могиле вперемешку и это сильно било по религиозным индусам.

Кстати, о Верещагине.
Он по своим впечатлениям от увиденного в Индии, в 1884 написал картину под названием "«Подавления индийского восстания англичанами»

Картина оказалась "бомбой" и наделала много шуму в Европе.
"Печальной оказалась, например, судьба картины «Подавление индийского восстания англичанами». Написанное в 1884 году, полотно известно теперь лишь по фотографии. Произведение имело огромный общественно-политический резонанс в России, но вызвало раздражение официальных властей в Лондоне. Художника пытались обвинить во лжи, но нашлись не только очевидцы казней, изображенных в картине, но и те, кто их осуществлял. «Крамольное» полотно решили убить. Через подставных лиц его купили и, вероятнее всего, уничтожили. Попытки обнаружить следы картины, что-либо узнать о ее участи оказались безрезультатными".

Интересно то, что с этой картиной связанно два стереотипа, которые бытуют при ее упоминании.

Стереотип первый
На своей картине Верещагин изобразил казнь англичанами участников восстания сипаев, одного из самых известных восстаний в колониальной Индии против англичан, происходившего в 1857-59 гг. То есть восстание регулярных сил английской армии в Индии, которые составляли индусы, которое в советской историографии именовалось также, как "Великое народное восстание".

Стереотип второй.
В чем смысл картины. Тут я приведу вот это мнение о ней:
"Автор хочет показать силу духа индийского народа, в картине видно, как повстанцы привязаны к пушками, английские же солдаты в свою очередь ждут команды расстрелять повстанцев. Не смотря на безнадежность положения, повстанцы, среди которых есть и пожилые люди не сломлены и готовы с честью принять смерть за свою родину, им не стыдно и не страшно умирать, потому что они боролись за свободу своих детей, своего народа, своей отчизны".

Что касается второго стереотипа, то с учетом вышеупомянутых моментов, связанных с религиозным страхом, возникает противоречие с "готовы с честью принять смерть за родину... им не стыдно и не страшно умирать" и т.п. Как уже упоминалась, сия варварская казнь была устрашением и должна была лишить не только жизни и религиозного успокоения после смерти. Поэтому, не смотря на все уважение к повстанцам, то что сказано выше о картине - это все-таки "бла, бла, бла" в духе советской пропаганды.

что касается первого стереотипа. Кто же изображен на картине Верещагина?
Как оказалось это не сипаи. Дело в том, что художник, будучи в Индии в 1875 году, никак не мог видеть восстание сипаев, так как последнее было подавлено 15 годами ранее. Но он застал там другие события..

В восстании сипаев сыграла большую роль движение ваххбитов, которые стимулировали своих сторонников в неповиновению. Как известно, причиной для восстания послужил слух, что патроны к новой винтовке Энфилда смазывались свиным и говяжим жиром. Именно этот факт позволил объединить восставших по религиозным мотивам в одну "команду", ведь как известно свинья - нечистое животное для мусульманина и корова священное животное для индуса. Таким образом слух об оскорблении чувств верующих обеих религий, стал мощным поводом для восстания. После разгрома сипаев англичане еще несколько лет боролись с ваххабизмом: "В Ситане, в районе независимых патанских племен, ваххабитами еще раньше был создан крупный военный лагерь, куда теперь стекались добровольцы, тайно переправлялось оружие и припасы. Ситана, по мысли руководителей секты, должна была стать опорным пунктом восстания, которое будет проходить под знаменем джихада — священной войны с неверными, т. е. англичанами. Англичане в 1863 г. направили против Ситаны целый армейский корпус и лишь ценою больших потерь после того, как им удалось отколоть поддерживавшие ваххабитов афганские племена, сумели разгромить этот опорный пункт восстания. В 1864 г. были разгромлены центры ваххабитов в Патне и Дели, после чего движение постепенно пошло на убыль". Цитата по Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. Краткий очерк. М.1973. стр. 328

Если мусульмане находились под влиянием пропаганды ваххабитов, то среди индусов активно вела пропаганду секта сикхов, которая именовалась намдхари:
"Секта активизировала свою деятельность после того, как в 1846 г. во главе ее встал Рам Сингх, выходец из семьи плотника. В 1863 г. Рам Сингх выступил с развернутым изложением учения намдхари, в котором выдвинул требования отказа от пользования английскими товарами и службы в учреждениях колониальной администрации. Рам Сингх, в свое время служивший в армии, провел реформу организационной структуры секты, введя четкую военизированную организацию по округам, волостям и деревням. Секта установила связи с сикхами, служившими в синайских частях колониальной армии. Намдхари, насчитывавшие около 50 тыс. человек, хорошо организованные, беспрекословно подчинявшиеся главе секты Рам Сингху и прошедшие военное обучение, представляли серьезную силу. Секта была поэтому поставлена под бдительный надзор полиции.

Во второй половине 60-х годов деятельность секты была направлена против сикхской феодальной верхушки, присвоившей права собственности на храмовые земли, ранее принадлежавшие всей сикхской общине. Однако несколько открытых выступлений намдхари было подавлено англичанами при поддержке местных сикхских феодалов.

В конце 60-х — начале 70-х годов деятельность секты стала все больше принимать религиозно-общинную окраску, поскольку намдхари несколько раз выступали против мусульман-мясников, убивавших священное для сикхов, как и индусов, животное — корову. Рам Сингх решительно возразил против этой стороны деятельности секты, так как видел, что англичане ловко использовали налеты намдхари на мусульманские скотобойни для разжигания сикхско-мусульманской розни и подавления движения.

Однако внутри секты образовалась сильная оппозиционная группа, которая, несмотря на сопротивление Рам Сингха, в середине января 1872 г. решила выступить против правителя мелкого пенджабского княжества Малеркотла: он был мусульманином и незадолго перед этим велел убить быка.

По дороге на Малеркотлу более ста намдхари произвели налет на крепость Малодх, резиденцию сикхского феодала, ранее активно помогавшего англичанам в репрессиях против секты. Они рассчитывали вооружиться имевшимся в крепости оружием. Однако их попытки захватить как Малодх, так и Малеркотлу потерпели провал. Намдхари были рассеяны отрядами войск соседних сикхских княжеств. Предатели-князья снова показали себя преданными помощниками англичан в подавлении народного движения.

Захваченные в плен намдхари по приказу англичан были без суда и следствия расстреляны из пушек. Эта варварская расправа изображена на картине великого русского художника Верещагина, побывавшего в Индии в 1875 г".
Цитата по Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. Краткий очерк. М.1973. стр. 329

То есть Верещагин стал свидетелем расправы англичан над членами секты намдхари, а не сипаями, цели у которых были разными, а именно, как изложено выше, борьба изначально велась не с колонизаторами-англичанами, а с иноверцами-мусульманами, которые убивали священное для сикхов животное. Данный раскол в секте благополучно использовался англичанами для отхода намдхари от антибританских идей Рам Сингха. Впоследствии секта намдхари подверглась жестоким репрессиям, а Рам Сингх был отправлен в пожизненную ссылку в Бирму.

Англичане с самого начала колонизации Индии обладали очень большим преимуществом перед туземцами. Даже наиболее рьяные защитники родных земель, вооруженные только саблями и кожаными щитами, ничего не могли противопоставить европейцам, вооруженным ружьями и пушками. При этом англичане вовсе не хотели терять собственных солдат в таком отдалении от метрополии. По этой причине одной из основных сил в политике объединения многочисленных и раздробленных индийских княжеств стали сипаи - наемные солдаты, которых англичане набирали из числа местного населения. Сипаи получили в свое распоряжение современное , им ежемесячно выплачивалось жалование. Для беднейших слоев индийского населения попасть на военную службу к англичанам на долгое время стало пределом их мечтаний.

Сипаи

К 1857 году, когда вспыхнуло восстание, в Индии было около 40 тысяч британских солдат и офицеров и более 230 тысяч сипаев, которые входили в состав трех армий: Бенгальской, Бомбейской и Мадрасской. Все эти армии обладали отдельными командованиями и различались по своей организации. Самой многочисленной и боеспособной из них была бенгальская армия. В ней насчитывалось 128 тысяч человек, которые были набраны в основном из уроженцев Ауда. При этом большая часть сипаев данной армии принадлежала к кастам кшатриев (каста воинов) и браманов (каста священнослужителей). Благодаря этому факту, в бенгальской армии существовала более крепкая спайка между сипаями, чем в армиях Бомбея и особенно Мадраса, где сипаев часто набирали из самых люмпен-пролетарских элементов, а также выходцев из низших каст. В Индии касты - социальные группы, на которые исторически было разделено индийское общество, имели огромное значение.

Сипайские войска были хорошо вооружены и обучены на английский лад, в них были представлены все существующие рода войск. Особенно хорошо были подготовлены артиллерийские части. По меткости стрельбы из орудий сипаи превосходили даже своих учителей англичан. Обычно сипаев нанимали на службу на 3 года, после чего перезаключали контракт. Жалование обычного сипая составляло 7 рупий в месяц, что в реалиях той Индии обеспечивало им сытную жизнь и даже позволяло оставлять небольшой излишек. Англичане даже первоначально задабривали сипаев, которые пользовались привилегиями при разборе их дел в суде, налоги на их семьи снижались, а во время войны они получали полуторный оклад.

Сипаи 20-го и 11-го полков туземной пехоты, сувар 3-го батальона легкой кавалерии, солдат 53-го пехотного полка, офицер морской пехоты и пикинер из 9-го кавалерийского полка


В то же время англо-индийская армия была слепком всей Индии. Все высшие командные посты в ней были заняты англичанами. Сипай имел возможность выслужиться из солдат в офицеры, но и тогда, уже убеленный сединами и покрытый шрамами от боевых ран, он вынужден был стоять навытяжку даже перед юным прапорщиком-англичанином. Высшим офицерским чином, до которого мог дослужиться индиец, был субадур (капитан). В то же время национальный гнет еще больше ощущался обыкновенными рядовыми. Сами же британцы привыкли воевать и нести службу с комфортом. Даже обыкновенные английские солдаты имели своих слуг. Ранцы во время походов им должны были нести кули. Британского офицера обычно обслуживал десяток слуг. Весь его багаж, дорожная утварь, палатка грузились на несколько повозок, а если вьючного транспорта не было, то весь груз несли на плечах многочисленных кули. Во время походов количество погонщиков, кули и слуг обычно в 10, а то и более раз превосходило количество английских солдат и офицеров.

Изначально грамотный ход по предоставлению туземцам шанса на светлое будущее на военной службе у Ост-Индийской компании со временем терял свой первоначальный лоск. К началу восстания сипаи из привилегированного сословия превратились в обычное «пушечное мясо», к тому моменту практически 20 лет Великобритания вела на территории Юго-Восточной Азии беспрерывные войны. К тому же в 1856 году сипаям урезали жалование, а продвижение по служебной лестнице ограничили сержантским званием. Но даже несмотря на это многие сипаи продолжали быть верными колонизаторам, предпочитая службу смерти от болезней и голода в какой-нибудь лачуге. Однако последовательно занимаясь окультуриванием и христианизацией местного индийского населения, колониальные власти не учли одной детали - далеко не все люди готовы были выменять многовековые традиции на деньги. Недовольство колониальной политикой среди индийцев и сипаев только крепло, превратив регион в «пороховую бочку».

Предпосылки восстания сипаев

К моменту восстания сипаев Индия окончательно превратилась в ключевой элемент британской колониальной системы. К середине XIX века сформировался очень сложный механизм экономической эксплуатации Индии, который представлял собой подобие «эталона» западной колониальной политики. Реализованный механизм позволял обеспечить стабильную и достаточно масштабную выкачку из Индии разнообразных материальных ресурсов, которые в немалой степени обеспечивали успехи быстрого промышленного развития метрополии. С другой стороны проводимая Великобританией экономическая политика в немалой степени способствовала развитию капиталистической системы отношений и в самой Индии, где шло формирование новых экономических отношений и появлялись новые отрасли хозяйства. При этом данный процесс шел достаточно болезненно и противоречиво.

Картина В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами»

Местной колониальной администрацией был построен своеобразный фискальный механизм, в основе которого находился земельный налог. В некоторых индийских регионах были сформированы четыре налоговых системы, которые основывались на разных формах землепользования. При этом в стране осуществлялись некоторые экономические мероприятия: строительство первой железной дороги, организация почтовой службы, сооружение Гангского ирригационного канала. С одной стороны они несли в Индию блага цивилизации, с другой - нововведения были необходимы британской буржуазии для того, чтобы облегчить и удешевить вывоз индийского сырья. Основные массы индийского населения не извлекли какой-либо выгоды из этих благ цивилизации, которые были в основном ориентированы на самих англичан, а также на представителей туземной аристократии. Наряду с этим положение простых индийских крестьян, ремесленников и рабочих со временем ухудшалось. Данные классы несли основное бремя все возрастающих налогов, повинностей и податей, которые уходили на содержание англо-индийской армии, в которой насчитывалось более 350 тысяч человек и весь бюрократический аппарат британской администрации.

В целом проводимая англичанами в Индии экономическая политика вела к нарушению традиционных укладов жизни, а также уничтожала зачатки тех рыночных отношений, которые начали складываться в Индии еще до вмешательства со стороны Великобритании. Колонизаторы стремились сделать все, чтобы перевести индийскую экономику на нужды индустриального общества метрополии. После того как была разрушена сельская община при непосредственном участии англичан начался процесс развития в стране новых капиталистических отношений. При этом от британских нововведений пострадала и часть местной аристократии. В Бенгалии многие местные старинные аристократические роды в результате реализуемой англичанами земельно-налоговой реформы были разорены и вытеснены новым слоем помещиков, которые пришли на их место из среды чиновников, городских купцов, ростовщиков и спекулянтов. Политика, проводимая генерал-губернатором Дальхузи, бесцеремонно ликвидировала целый ряд индийских княжеств. При этом местные туземные принцы лишились своих тронов, субсидий и титулов, немалый ущерб был нанесен разным феодальным династиям страны. Наконец, после аннексии в 1856 году Ауда английская администрация существенно урезала права и владения местных крупных феодалов - «талукдаров».

Начатая трансформация аграрного сектора, который был основой традиционного индийского экономического уклада, разрушение традиционного ремесленного производства - родина хлопка со временем практически перестала экспортировать в метрополию готовые ткани из местного сырья. Постепенно основной статьей экспорта Индии становились не готовые товары, а само сырье для фабрик, расположенных в метрополии. Все это привело к серьезному обострению социально-экономической ситуации в Индии. Британцы, разрушая и трансформируя имевшиеся устои индийского общества, не спешили создавать новые условия, которые могли бы обеспечить народам Индии прогрессивное культурное и экономическое развитие.

Англичане отражают атаку повстанцев

Наряду с этим колониальные власти ущемляли интересы значительной части индийской знати. У ее представителей в середине XIX века под предлогом «дурного управления» массово отнимались их владения. Также было осуществлено сокращение пенсий, которые британцы выплачивали многим индийским князьям. В будущем именно представители местной княжеской аристократии встанут во главе стихийно вспыхнувшего восстания сипаев. Помимо этого колониальная английская администрация решила обложить налогами земли, которые принадлежали индийскому духовенству, что также не добавило ей популярности. Данная политика вызывала откровенное раздражение среди индуистского и мусульманского духовенства, которое в ту пору пользовалось громадным влиянием среди простого народа.

Наряду с этим сипаи-индийцы, как отмечалось выше, были недовольные значительным сокращением своего жалования, а также тем фактом, что их начали использовать в различных военных конфликтах за пределами самой Индии - в Афганистане, Иране и Китае. Таким образом, уже к середине XIX века в Индии сложилась целая совокупность социально-экономических факторов, которые привели к восстанию, а локальные выступления против британской колониальной администрации происходили в Индии в течение всей первой половины XIX века.

Повод к восстанию

Для начала восстания была необходима любая искра, и такой искрой стала печально известная проблема, связанная со средствами ухода за только что принятыми на вооружение новыми капсюльными ружьями системы Энфилда. Смазка данной винтовки и пропитка картонных патронов к ней содержали в своем составе животные жиры, верхушку же самого патрона (с пулей) необходимо было сначала надкусить при заряжании ружья (из картонной гильзы в ствол ружья засыпался порох, сама гильза применялась как пыж, сверху с помощью шомпола забивалась пуля). Сипаев, которые были и индуистами, и мусульманами, сильно напугала перспектива осквернения через такой тесный контакт с останками животных - коров и свиней. Причиной были характерные и существующие по сей день религиозные табу: корова для индуистов - животное священное, питаться ее мясом великий грех, а у мусульман свинья считается нечистым животным.

Разоружение сипаев, отказавшихся воевать против своих соотечественников и участвовать в подавлении восстания.

При этом армейское руководство настаивало на использовании ружья новой модели и смазанных запретными животными жирами патронов к нему, игнорируя растущее среди сипаев недовольство. Когда данная ошибка все-таки была до конца осознана, было уже слишком поздно. Многие сипаи истолковали британские нововведения, как преднамеренное оскорбление их религиозных чувств. И хотя командование до этого следило, чтобы сипайские подразделения комплектовались по смешанному религиозному признаку, чтобы устранить вероятность возникновения среди них сговора, эффект в этом случае вышел абсолютно противоположным. И индуисты и мусульмане из числа сипаев забыли свои разногласия и объединились между собой в защите «дхармы и Корана».

Восстание сипаев

Восстание началось 10 мая 1857 года в Мируте. Началом восстания стал отказ 85 сипаев провести учебные стрельбы новыми патронами, содержащими животный жир. За это они были приговорены к смертной казни, которую им заменили 10 годами каторги. Осужденные были направлены в тюрьму, но уже на следующий день в Мируте, который был расположен в 60 километрах от Дели, началось восстание трех бенгальских полков. В дальнейшем восстание подобно лесному пожару перекинулось на всю бенгальскую армию. В день начала восстания многие британские солдаты находились в увольнении, у них был выходной день, поэтому они не смогли оказать восставшим туземцам организованного сопротивления. Восставшие убили некоторое количество британских солдат и офицеров, а также чиновников и европейцев из числа гражданских, включая женщин и детей. Также они освободили 85 приговоренных к каторге сипаев и еще около 800 узников местной тюрьмы.

Достаточно быстро восставшие захватили и Дели, где небольшой отряд из 9 английских офицеров, понимая, что не сможет защитить местный арсенал, просто подорвал его. При этом 6 из них выжили, но в результате взрыва погибло много людей на улицах и были разрушены соседние дома. Восставшие сипаи рассчитывали поднять всю Индию, поэтому они отправились к дворцу, в котором свой век доживал последний потомок Великих Моголов - падишах Бахадур-шах II. 11 мая 1857 года восставшие вошли в Дели, а уже на следующий день падишах принял помощь сипаев и заявил о своей поддержке восстания, призвав весь индийский народ к борьбе за независимость. То, что начиналось, как небольшое восстание, довольно быстро переросло в настоящую освободительную войну, фронт которой протянулся от Пенджаба до Бенгалии, а главным центром сопротивления в Индии стали Дели, Канпур и Лакхнау, где были образованы собственные правительства. Британцам пришлось отступить на юг Индии, где сохранялось относительное спокойствие и располагались верные Ост-Индийской компании воинские части.

Слоновья артиллерия сипаев

Оправившись от первого внезапного удара, войска колонизаторов приступили к подавлению восстания. Англичане прекрасно знали, что сборным пунктом сипаев стал Дели, поэтому именно на этот город уже 6 июня 1857 года был направлен их первый удар. Сначала генерал Гарри Барнард сумел захватить хребет Бедлико-Сераи, который господствовал над Дели, после чего приступил к осаде города, которая продолжалась на протяжении 4-х месяцев. Англичане успели хорошо подготовить индусов, превратив их в отличных бойцов. Особенно отличались сипаи-артиллеристы, которые в мастерстве стрельбы превзошли самих колонизаторов. Армии генерала Барнарда, скорее всего, пришлось бы очень туго, если бы в Дели не был взорван тот самый местный арсенал. Его взрыв оставил восставших сипаев в городе практически без снарядов. Но даже несмотря на это 30-тысячный гарнизон Дели старался регулярно совершать вылазки из города, нанося удары по противнику и уничтожая небольшие британские отряды.

Во время осады на помощь колонистам подошло подкрепление из новых британских солдат (часть войск перебросили из Сингапура и метрополии, часть после завершения Крымской войны подошла по суше через Персию), а также индусов, которые оказались верными колониальной администрации. Главным образом это были сикхи и пуштуны Пендажба. 7 сентября 1857 года англичане получили мощные осадные орудия и начали артиллерийскую подготовку, в ходе которой им удалось проделать бреши в стенах города. 14 сентября колониальные войска пошли на штурм города в составе четырех колонн. Ценой серьезных потерь им удалось захватить плацдарм непосредственно в Дели, после чего последовали кровопролитные уличные бои, которые продлились неделю и закончились падением города.

Штурм Дели

Британцы, которые потеряли в ходе штурма 1574 своих солдат, буквально обезумели от ярости. Из пушек они расстреляли главную городскую мечеть, а также прилегающие к ней здания, в которых проживала элита мусульманского населения Индии. Дели грабили и уничтожали, многих мирных жителей просто вытаскивали из домов и убивали, мстя за своих погибших в боях товарищей. Ворвавшись во дворец падишаха, победители взяли Бахадур-шаха II в плен, а всю его семью расстреляли. Так вместе с Дели пала и древняя династия Великих Моголов. После захвата Дели британцы методично подавляли восстание в других городах. 16 марта 1958 года ими был захвачен Лакхнау, а 19 июня того же года в сражении при Гвалиоре войска, которыми командовал генерал Роуз, разбили последний крупный отряд восставших, которым руководил Татиа Тони. После этого они ликвидировали лишь небольшие очаги сопротивления. Основными причинами поражения восстания были лучшая оснащенность английских колонизаторов, различия в целях восставших, в первую очередь бедных крестьян и ремесленников и богатых феодалов, сохранявшаяся в Индии разобщенность народов, которая позволила британцам изолировать основные очаги восстания.


Итоги восстания

Восстание сипаев было окончательно подавлено к апрелю 1859 года. Несмотря на тот факт, что восстание закончилось поражением, английские колонизаторы вынуждены были пойти на изменение своей политики в Индии. Еще 1 ноября 1858 года в Индии был обнародован манифест королевы Виктории, который объявлял о переходе управления Индией к английской короне и ликвидации Ост-Индийской компании. Королева Виктория обещала свое прощение всем индийским феодалам, которые примкнули к сипайскому восстанию, исключая тех из них, кто непосредственно участвовал в убийстве английских граждан. После принятия Акта об управлении Индией Ост-Индийская компания потеряла свое первоначальное значение, хотя и смогла просуществовать еще до 1873 года, но уже как обыкновенная коммерческая организация. Также был принят ряд законов, который закрепил за индийскими феодалами право собственности на землю, а благодаря законам об аренде, которые ограничили произвол князей и помещиков, колонистам удалось снизить градус недовольства и среди индийских крестьян.

После того как Ост-Индийская компания была отстранена от власти в Индии ее вооруженные силы (европейские и сипайские) были обращены в войска королевской службы. При этом старая сипайская армия почти прекратила свое существование. В бенгальской армии подавляющее число сипаев примкнуло к восстанию 1857-1859 годов. При проведении реорганизации данной армии в ней, прежде всего, было увеличено количество англичан. До начала восстания в ней на каждого английского солдата приходилось пять сипаев, а после восстания соотношение было доведено до одного к трем. При этом артиллерийские и технические части теперь комплектовались только из англичан. Также в сипайских частях возросло количество английских унтер-офицеров и офицеров.

Руины дворца губернатора провинции Уттар-Прадеш в городе Лакнау после артобстрела

Изменен был и национальный состав обновленных сипайских частей. Браминов прекратили набирать на военную службу, была прекращена вербовка жителей Ауда и Бенгала. Мусульманские племена Пенджаба, сикхи и воинственные обитатели Непала (гурки) составили большинство вновь набранных на службу солдат англо-индийской армии. Теперь в большинстве случаев треть каждого полка составляли индусы, треть - мусульмане, треть - сикхи. Причем все они принадлежали к разным народностям Индии, говорили на разных языках и исповедовали разные религии. Широко используя религиозное и национальное деление, осуществляя набор из самых отсталых племен и народностей Индии (за исключением сикхов), англичане рассчитывали предотвратить кровавые события 1857-1859 годов.

Источники информации:
http://orientbgu.narod.ru/seminarnov/sipay.htm
http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1033674/13/Shirokorad_-_Britanskaya_imperiya.html
http://warspot.ru/459-vosstanie-sipaev
http://army.lv/ru/sipayskoe-vosstanie/2141/3947
Материалы из открытых источников

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Дьявольский ветер
Дьявольский ветер (англ. Devil wind, также встречается вариант англ. Blowing from guns — буквально «Развеивание пушками») — название типа смертной казни, заключавшегося в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха).
Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857—1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников.
Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого.

Казнь лидеров восстания сипаев при помощи «Дьявольского ветра» (В.Верещагин, 1884)

Практикуемые в современном мире виды смертной казни:

Расстрел
Расстрел производится, как правило, из пистолета, реже — другого ручного огнестрельного оружия, например, расстрел из пулемёта, практиковавшийся в Таиланде с 1934 по 2001 гг. В XIX веке для той же цели использовались митральезы (при подавлении Парижской коммуны), еще ранее — пушки, заряженные картечью (например, во время Французской революции, восстания Пугачева). В древности практиковался расстрел из луков, аркебуз.
В Китае, где на сегодняшний день приводится в исполнение наибольшее число смертных приговоров, стреляют в затылок из автомата стоящему на коленях осуждённому. Власти периодически устраивают публичные показательные расстрелы осуждённых государственных чиновников-взяточников.

Повешение
Впервые убийство через повешение использовали древние кельты, принося человеческие жертвоприношения воздушному богу Езусу.
Со второй половины XIX века во многих странах при смертной казни применяется тип повешения, при котором тело осуждённого не просто лишается опоры и повисает на верёвке, а падает с большой высоты (несколько метров) через люк. В таком случае смерть наступает не от асфиксии через несколько минут, а от разрыва шейных позвонков и спинного мозга практически мгновенно. При таком повешении необходимо рассчитывать длину верёвки в зависимости от веса осуждённого так, чтобы голова не отделилась от тела (в Великобритании существовала «официальная таблица падений» (англ. Official Table of Drops) для расчетов длины веревки).
Садам Хусейн был казнен через повешение.

Побиение камнями
Вид смертной казни, знакомый ещё древним иудеям и грекам.
После соответствующего решения уполномоченного юридического органа (царя или суда) собиралась толпа граждан, убивавших виновного бросанием в него тяжёлых камней.
К побитию камнями приговаривали лишь за те 18 видов преступлений, за которые Библия прямо предписывает подобную казнь. В Талмуде забрасывание камнями было заменено сбрасыванием приговорённого на камни. Согласно Талмуду, приговорённого следует сбрасывать с такой высоты, чтобы смерть наступила мгновенно, но его тело при этом не было обезображено.
Побиение камнями происходило так: приговорённого судом поили вытяжкой из наркотических трав в качестве обезболивающего, после чего его сбрасывали со скалы, и, если он не умирал от этого, сбрасывали на него сверху один большой камень.
Статья 119 Исламского уголовного кодекса Ирана (Ходоуд и Кисас) гласит:"При наказании в виде забрасывания камнями до смерти камни не должны быть слишком большими, чтобы осужденный не умирал от одного или двух ударов; они также не должны быть и настолько малы, чтобы их нельзя было назвать камнями".
Смерть обычно наступает от повреждения мозга, так как выбираются камни такой величины, чтобы они не могли ломать кости. Такая казнь очень мучительна, поскольку человек способен выносить сильные удары, не теряя при этом сознания. В Иране, например, специально регламентируется такое исполнение казни, которое исключает скорую смерть осуждённого.
В настоящее время побиение камнями применяется в некоторых мусульманских странах. На 1 января 1989 года побивание камнями сохранялось в законодательстве шести стран мира. В докладе «Международной амнистии» приводится рассказ очевидца о подобной казни, состоявшейся в Иране:
«Рядом с пустырём из грузовика высыпали множество камней и гальки, затем привели двух женщин, одетых в белое, на их головы были надеты мешки… На них обрушился град камней, окрасивших их мешки в красный цвет… Раненые женщины упали, и тогда стражи революции пробили им головы лопатами, чтобы окончательно убить».
Забивание камнями в Иране (документальная видеосъёмка исполнения смертного приговора). Смотреть страшновато!

Смертельная инъекция
Cмертельная инъекция — способ осуществления смертной казни, заключающийся в введении в организм приговорённого раствора ядов или сильнодействующих веществ. С целью ограничения физических страданий приговорённого также одновременно может вводиться и обезболивающее.
Смертельная инъекция применяется в качестве метода смертной казни в ряде штатов США, а также на Филиппинах, в Таиланде и в Китае. В США смертельная инъекция, как более гуманная, заменила в большинстве штатов казнь на электрическом стуле.
Приговорённый фиксируется на специальном кресле, ему вводятся в вены иглы, присоединённые к капельницам (обычно двум, для надёжности). Через них казненному делается внутривенная инъекция так называемого «техасского коктейля» — набора из трёх препаратов, разработанного врачом Стенли Дойчем. Последовательно вводятся:
пентотал натрия (sodium pentothal) — используется для анестезии и наркоза — не менее 5 г.
павулон (pancuronium bromide) — парализует дыхательную мускулатуру
хлорид калия (potassium chloride) — приводит к остановке сердца.
Смерть наступает в течение нескольких минут. Существует специальная машина для ввода препаратов, но в большинстве штатов предпочитают вводить растворы вручную, полагая это более надёжным.
По мнению критиков данного метода казни, смертельная инъекция создаёт лишь видимость гуманного способа умерщвления, не являясь таковым в действительности. По некоторым данным, на практике дозировки препаратов нередко нарушаются. Изучение записей о результатах вскрытия казнённых в нескольких штатах США показало, что концентрация обезболивающих веществ в крови у них ниже, чем необходимо для хирургической операции, а в некоторых случаях настолько низка, что казнимые могли оставаться в полном сознании. Между тем, при отсутствии обезболивания введение павулона и хлорида калия вызывает удушье и сильнейшие боли. Кроме того, квалификация персонала, делающего инъекции, часто недостаточна для того, чтобы уверенно и быстро ввести иглы в вены. Известны случаи, когда казнь затягивалась на десятки минут, а казнимый оказывался буквально исколот из-за того, что исполнителям не удавалось найти подходящую для инъекции вену. Запрет на смертельные инъекции во Флориде был введён после того, как при казни Анхеля Диаса ему не попали в вену и ввели растворы в мышцу, в результате чего до наступления смерти прошло более получаса.
Эти и другие факты привели к постановке вопроса о том, чтобы введение растворов при казни делали профессиональные медики. Однако правилами Американской медицинской ассоциации принимать участие в проведении смертной казни им запрещено под страхом лишения диплома и лицензии.

Электрический стул
Электрический стул (англ. electric chair) — приспособление, с помощью которого в некоторых штатах США приводятся в исполнение смертные приговоры. Для умерщвления приговорённого используется электрический ток, пропускаемый через его тело. Теоретически казнь на электрическом стуле является безболезненной, за исключением случаев отказа оборудования.
Электрический стул представляет собой кресло из диэлектрического материала с подлокотниками и высокой спинкой, оборудованное ремнями для жёсткой фиксации приговорённого. Руки крепятся на подлокотниках, ноги — в специальных зажимах ножек. Также к стулу прилагается специальный шлем. Электрические контакты подведены к местам крепления лодыжек и к шлему. В состав технического обеспечения входит повышающий трансформатор. Во время исполнения казни на контакты подаётся переменное напряжение порядка 2700 В, система ограничения тока поддерживает ток через тело осуждённого порядка 5 А. (Приведённые параметры характеризуют электрический стул, использовавшийся в штате Массачусетс, согласно описанию из раздела Ссылки.) Ток и напряжение ограничены, чтобы осуждённый не загорелся во время казни.
Система управления электропитанием стула имеет защиту от включения, которая должна быть деактивирована непосредственно перед казнью ответственным лицом, с помощью специального ключа. По одной из версий, стул может иметь один или несколько управляющих выключателей, нажатием на которые включается ток. В таком случае они включаются одновременно разными палачами, причём в действительности ток включает только один из них. Такой порядок используется для того, чтобы никто, включая самих исполнителей, не мог знать, кто в действительности осуществил казнь (по аналогии с широко известным видом расстрела, когда части стрелков выдаётся оружие, заряженное холостыми патронами).
Электрический стул был введён в качестве гуманного средства казни, позволяющего умертвить преступника, не причиняя ему излишних страданий. Сторонники этого вида казни утверждают, что она безболезненна — электрический ток используемых параметров разрушает отделы нервной системы, ответственные за ощущение и осознание боли, за время, в двадцать—тридцать раз меньшее, чем необходимо для того, чтобы человек почувствовал боль. Противники электрического стула указывают на то, что эти утверждения являются продуктом теоретических расчётов, а не проверенным фактом.

Обезглавливание
Обезглавливание (при помощи специального инструмента — гильотины или рубяще-режущих орудий — топора, меча, ножа; воинствующие исламисты в последние годы стали производить обезглавливания при помощи небольших ножей, по размеру сходных с карманными. В Колумбии как правые, так и левые организации (AUC, FARC), криминальные банды наркобаронов время от времени совершают обезглавливания используя мачете и бензопилы)
Обезглавливание служило видом смертной казни на протяжении тысячелетий. В средневековой Европе государственным и уголовным преступникам отрубали головы и выставляли их на обозрение публики. Казнь через обезглавливание мечом (или секирой, любым боевым оружием) считалась «благородной» и применялась в основном к аристократам, которые, будучи воинами, считались подготовленными к смерти от меча. «Неблагородными» видами казни были повешение и сожжение.
В традиции Китая обезглавливание считалось более суровой формой казни, чем удушение, несмотря на то, что удушению свойственны продолжительные мучения. Дело в том, что китайцы верили, что тело человека — это подарок его родителей, и поэтому возвращать в небытие расчленённое тело крайне непочтительно по отношению к предкам.
В Японии обезглавливание исторически совершалось в качестве второй части ритуала сэппуку. После того, как самоубийца вспарывал себе живот, второй участник ритуала отрубал ему голову при помощи катаны, чтобы ускорить смерть и облегчить мучения. Поскольку для отрубания требовался навык, только избранным позволялось принимать участие в ритуале. К концу периода Сэнгоку обезглавливание стало производиться, как только совершающий сэппуку наносил себе малейшее повреждение. Кроме того, обезглавливание было высшей мерой наказания. Одна из самых жестоких форм обезглавливания была применена к самураю Исида Мицунари, изменившего Токугаве Иэясу. Его закопали в землю и медленно отпилили ему голову тупой деревянной пилой. Этот вид наказания был отменён в период Мэйдзи.
Если меч или топор был острым, а палач умелым, результатом казни была быстрая и относительно безболезненная смерть. Если же оружие было плохо заточено или палач неловок, для отсечения головы могло понадобиться несколько ударов. По этой же причине приговорённому завязывали глаза: чтобы в решающий момент он не дёрнулся. Также приговорённым советовали заплатить палачу, чтобы тот выполнил свою работу на совесть.
На сегодняшний день Саудовская Аравия, Йемен и Катар имели законы, разрешающие обезглавливание.
Обезглавливания мечом в наши дни совершались в юрисдикциях, подчинённых исламскому шариату, а также воинствующими исламистами в горячих точках. По состоянию на 2005 год, Саудовская Аравия, Йемен и Катар имели законы, разрешающие обезглавливание, однако достоверные сведения об их применении существуют только в отношении Саудовской Аравии. Воинствующие исламисты в последние годы стали производить обезглавливания при помощи небольших ножей, по размеру сходных с карманными. Также обезглавливание сохранилось как "наследие" в некоторых бывших колониях Франции.
Известно, что чеченские боевики обезглавливали пленных солдат федеральных сил во время первой чеченской войны. Также ими были обезглавлены четыре работника британской телекоммуникационной компании, захваченные в 1998 году для выкупа. Их головы были позже найдены на обочине дороги.
Не совсем традиционные случаи обезглавливания встречались в последнее время в некоторых областях Колумбии. Такие военизированные правые организации, как AUC, пользуются этим для запугивания местных жителей; их левые противники из FARC, а также криминальные банды наркобаронов тоже время от времени совершают обезглавливания. Чаще всего в этих случаях используются мачете и бензопилы.
По некоторым данным, террористическая организация Абу Сайяф совершает обезглавливания на Филиппинах.
В октябре 2005 года в Индонезии три христианские школьницы были обезглавлены и одна серьёзно ранена, предположительно исламскими экстремистами.
В апреле 2005 года в Саудовской Аравии за угон автомобиля были обезглавлены шесть сомалийских граждан, что сильно обострило отношения между соответствующими странами.
* Самоубийство через обезглавливание хоть и редко, но встречается: в 2003 году британец Builder Boyd Taylor (деревня Милборн) лишил себя головы при помощи собственноручно построенной гильотины в своей спальне с электрическим запуском. Он строил её несколько недель.

Газовая камера
Газовые камеры использовались для казни приговорённых преступников в США начиная с 1920-х годов. Газовые камеры широко использовались нацистской Германией как средство убийства в лагерях смерти. Это подтверждается многочисленными свидетельскими показаниями, а также нацистскими документами. В газовых камерах Освенцима и Майданека для массовых убийств применялся отравляющий газ Циклон Б, а в Треблинке и некоторых других лагерях смерти для массовых убийств использовались помещения, в которые закачивались выхлопные газы дизельных двигателей. Известны случаи использования автомобилей, оборудованных газовой камерой. Вплоть до конца XX века газовые камеры применялись также в Соединенных Штатах Америки для исполнения смертной казни. В последний раз (на ноябрь 2007) газовая камера использовалась 4 марта 1999, когда в Аризоне был казнён Уолтер ЛаГранд. В настоящее время законодательства пяти штатов допускают использование газовой камеры: Аризона, Вайоминг, Калифорния, Миссури, Мэриленд.
Данный метод неоднократно подвергался критике как довольно мучительный; смерть нередко наступала далеко не сразу. Так, при казни убийцы двух человек Дональда Хардинга в Аризоне 6 апреля 1992 года смерть наступила лишь через 11 минут; присутствовавшего при казни прокурора штата стошнило. Для ускорения наступления смерти осуждённым обычно советовали глубоко дышать, то есть принимать активное участие в собственной казни, что также считается неэтичным. Всё это привело к тому, что в настоящее время газовая камера в США на практике не применяется и в обозримом будущем её использование маловероятно.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные