Вертумн, библиотекарь - джузеппе арчимбольдо. Средневековый сюрреалист джузеппе арчимбольдо Великая слава Арчимбольдо и громкое, уже сделанное имя в Милане, позволило знатному мастеру вернуться к Габсбургскому двору как портретист

Вертумн

В начале поэмы, обращаясь к зрителю, Вертумн говорит: «Я так изменчив, что не похож на самого себя, и все же, хоть я многообразен, я един -- и в моем разнообразном обличии запечатлены образы всевозможных вещей».

Команини пишет о «Вертумне»: «Глаза на лице его -- это звезды Олимпа, его грудь -- воздух, его живот -- земля, его ноги -- бездны. Одежда его -- плоды и трава… И вот, прохожий, я перед тобой, сотворенный кистью искусного Арчимбольдо, превзошедшей кисть Зевксиса… Он собрал тысячи цветов и тысячи плодов на полях, где природа их соединила во всем их великолепии, и сделал из цветов одеяние, а из плодов члены…»

«Вертумн» -- вершина мастерства Арчимбольдо. Это образ живой Природы, образ, исполненный оптимизма, пронизанный ощущением полноты жизни. Поэтому так насыщенны, ярки и сочны краски, поэтому на портрете такое изобилие плодов, овощей и цветов.

Библиотекарь

Чтобы заслужить расположение Максимилиана ІІ и его двора, Арчимбольдо выполняет несколько портретов его сановников и лиц из непосредственного окружения императора. Художник составляет аллегорические портреты из атрибутов, характерных для данной профессии. «Библиотекарь», сконструированный из уложенных в стопку книг (например, отрытая книга и два колечка для ключей являются образами соответственно волос и глаз), считается фантастическим портретом Вольфганга Лациуса, личности, очень близкой Максимилиану II.

Человек науки, эрудит, пылающий страстью к книгам, Лациус одновременно библиотекарь императора и смотритель императорских коллекций. После его смерти в 1565 году Арчимбольдо пишет этот портрет, являющийся чем-то вроде иронической эпитафии. Фигура библиографа изображена исключительно при помощи книг. Принимая во внимание трудность создания портрета из угловатых по форме книг, художник в очередной раз демонстрирует свою невероятную изобретательность.

Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.

Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец - художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.

Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного - цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.


Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.

В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.

До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно - это портреты по грудь, в профиль, реже - в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же - музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.



Повар



Библиотекарь, понятно, - книжный червь.

На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.


Автопортрет

В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей - учение о живом космосе и единстве человека и природы. При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке. У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.


Весна

Картина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.


Лето

«Осень» изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст - мудростью и добродетелями.


Осень

Зима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы...


Зима

Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» - по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа - придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.


Рудольф II в образе Вертумна

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 году вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи гульденов.

11 июля 1593 года живописец умер. Причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Творчество Арчимбольдо стало столь популярно, что породило множество подражателей. Но стилизаторы, чьи полотна называли «арчимбольдесками», заимствуя лишь его внешние приемы и не понимая идей, заложенных художником в свои творения, так и не поднялись до высот мастера. Арчимбольдо навсегда остался непревзойденным художником натурфилософской школы.

В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. В его творчестве также усматривают предвосхищение сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь», см. выше) считается триумфом абстрактного искусства в XVI столетии.

Вы слышали о художнике, который рисовал человеческие лица из… фруктов, овощей и цветов?

Этотхудожник- Джузеппе Арчимбольдо - величайшийитальянский живописец, живший в XVI веке.Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане ок. 1527 г. Он был придворным художником при императорах габсбургской династии во второй половине XVI века. Итальянец из семьи потомственных художников, большую часть своей жизни он провел между Веной и Прагой, где тогда находился императорский двор. Эти государи были страстными коллекционерами редкостных вещей, для которых они создали особый музей или, как тогда говорили, Кунсткамеру. Одним из кураторов Кунсткамеры был и Арчимбольдо. Во время правления Фердинанда I в Вене, Арчимбольдо занимал должность портретиста-копировщика. После, когда трон перешел к старшему сыну Фердинанда I - Максимилиану II живописец занял пост художника при дворе. Арчимбольдо выполнял не только функции придворного живописца, а так же занимался оформлением театрализованных представлений, был главным организатором ярмарок, турниров, праздников для художников,учёных и аристократов. Джузеппе Арчимбольдо принимал участие в основании музея искусств.Арчимбольдо — гений, полотнами которого при жизни восхищались, а церковная власть осуждала занемыслимые идеи. Однажды Джузеппе Арчимбольдо даже захотел написать портрет Христа. А Сальвадор Дали называл живопись художника «предтечей сюрреализма».

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д.

Вы слышали о художнике, который рисовал человеческие лица из… фруктов, овощей и цветов?

Этотхудожник- Джузеппе Арчимбольдо - величайшийитальянский живописец, живший в XVI веке.Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане ок. 1527 г. Он был придворным художником при императорах габсбургской династии во второй половине XVI века. Итальянец из семьи потомственных художников, большую часть своей жизни он провел между Веной и Прагой, где тогда находился императорский двор. Эти государи были страстными коллекционерами редкостных вещей, для которых они создали особый музей или, как тогда говорили, Кунсткамеру. Одним из кураторов Кунсткамеры был и Арчимбольдо. Во время правления Фердинанда I в Вене, Арчимбольдо занимал должность портретиста-копировщика. После, когда трон перешел к старшему сыну Фердинанда I - Максимилиану II живописец занял пост художника при дворе. Арчимбольдо выполнял не только функции придворного живописца, а так же занимался оформлением театрализованных представлений, был главным организатором ярмарок, турниров, праздников для художников,учёных и аристократов. Джузеппе Арчимбольдо принимал участие в основании музея искусств.Арчимбольдо — гений, полотнами которого при жизни восхищались, а церковная власть осуждала занемыслимые идеи. Однажды Джузеппе Арчимбольдо даже захотел написать портрет Христа. А Сальвадор Дали называл живопись художника «предтечей сюрреализма».

Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д.

Впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия - это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.



Джузеппе Арчимбольдо
«Автопортрет» 1575
23.1 × 15.7 см
Национальная галерея, Прага

Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 - 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств.


Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо



Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо


Painting of the School of Giuseppe Arcimboldi (Arcimboldo) (1527-1593) 16th century
Naples, museo di Capodimonte


Four Seasons in One Head
circa 1590
oil on panel
44.7 cm x 60.4 cm
National Gallery of Art


Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет. Масло на деревянной панели, около 1590
Reversible Head with Basket of Fruit
circa 1590
oil on panel
56 х 42 cm
Frencht & Company, New York.


Reversible Head with Basket of Fruit 16th century



Fruit Basket 16th century


Натюрморт с луком и овощами (Огородник) 1590
36×24 см
Масло, Панель


The Vegetable Gardner 1590


Portrait with Vegetables (The Greengrocer) 1590


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Натюрморт с поросенком (Повар) 1570
53 × 41 см
Масло, Панель


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 cm х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Причудливый портрет


Giuseppe Arcimboldo (1527 - 1593)


Антропоморфический натюрморт, последователь Арчимбольдо


Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Agriculture
after 1569
Metropolitan Museum of Art


The Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Cooking
after 1569
Metropolitan Museum of Art



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные