Виртуоз с творческой смелостью. Виртуоз с творческой смелостью Виртуозный рок гитарист джо сатриани

Джозеф Сатриани (Joseph «Joe» Satriani) является всемирно известным выдающимся гитаристом-виртуозом, композитором и преподавателем музыки из США. Хотя корни у музыканта итальянские, родился Джо Сатриани 15 июля 1956 года неподалеку от крупнейшего американского города Нью-Йорк. Музыкант-инструменталист также известен в кругу своих друзей и почитателей под никнеймом «Сатч» (The Satch).По мнению многочисленных критиков и авторитетных музыкальных изданий, мистер Сатриани заслуженно занимает лидирующие позиции в списке величайших гитаристов всех времен. За свою музыкальную карьеру Joe Satriani записал около 20-и сольных альбомов, которые были реализованы общим тиражом в количестве более 10 миллионов копий.

Джо Сатриани

Великий Сатч является основателем и идейным вдохновителем гитарного фестиваля G3. Музыканту принадлежат многочисленные клипы и концертные записи, а также отмечено большое количество его совместных работ с другими исполнителями. Талантливый гитарист Джо Сатриани является обладателем впечатляющего количества наград высшего уровня.

Биография Джо Сатриани

Родился Джо в небогатой итало-американской семье. С раннего детства Сатриани увлекся музыкой. Уже в девятилетнем возрасте он начал осваивать игру на ударной установке, но через 2 года отказался от идеи стать профессиональным барабанщиком. В то же время его захватило творчество Джими Хендрикса и группы Led Zeppelin, что и стало той отправной точкой, когда Сатриани основательно взялся за гитару. В средней школе Джо Сатриани освоил инструмент так хорошо, что даже начал давать уроки. Среди первых его учеников особо отмечен виртуоз Стив Вай . Сатриани продолжал активно развиваться и получал углубленные профессиональные знания по теории музыки , параллельно выступая в клубах. После школы Джо окончательно определился и в свои 16 лет твердо решил стать профессиональным музыкантом. Далее Joe Satriani переезжает в город Сан-Франциско, устраивается работать в музыкальный магазин, продолжает преподавать, играет в различных коллективах на правах сессионного музыканта и постоянно оттачивает свое мастерство и технику игры. Так прошло без малого 10 лет. Учениками Сатриани того периода стали Кирк Хэмметт из Metallica , талантливый исполнитель в стиле джаз-фьюжн Чарли Хантер и многие другие выдающиеся музыканты.

Начало сольной карьеры

В самом начале 1980-х Джо задумывается о сольной карьере. Он самостоятельно записывает свой дебютный альбом, но особого внимания данная работа у слушателей не вызывает. Все изменилось только в 1986 году, когда сделавшийся к тому времени популярным ученик Сатриани по имени Стив Вай не единожды в своих многочисленных интервью упоминал друга и учителя. В тот период Сатриани уже выпустил альбом «Not Of This Earth», которым стали интересоваться, а выход следующей работы под названием «Surfing With The Alien» в 1987 году принес Джо Сатриани заслуженное признание и славу.

Joe Satriani — Surfing With The Alien (full album)

Результатом стало приглашение для совместного тура с Миком Джаггером из The Rolling Stones , что только укрепило позиции Джо.

Джо Сатриани в 80-х годах

Joe Satriani — Surfing With The Alien (1989 Live)

Сотрудничество с Ibanez

В 1987 году началось плодотворное сотрудничество выдающегося гитарного виртуоза Сатриани с известной компанией Ibanez . Конец года стал тем отправным моментом, когда фирма Ibanez, Джо Сатриани и мистер Gary Brawer, который являлся гитарным гуру, мастером, техником и просто хорошим другом Джо, занялись созданием серии подписных гитар. Так родилась серия JS (Joe Satriani). Результатом стала первая именная гитара Джо Сатриани JS 1, позже переименованная в JS 1000. Основой для создания инструмента послужили идеи, предпочтения, пожелания и наработки талантливого музыканта.

Прототипами для гитары JS стали модели Ibanez Pro 540 Radius и гитары Ibanez S-серии. При записи «Surfin With The Alien», выход которого совпал с ростом популярности Джо, использовались инструменты Ibanez Raduis и Kramer Pacer. Satriani уже тогда заметил, что ему было не особенно комфортно играть на гитарах, которые много весили и имели форму, краями оказывающую давление на ребра.

Форма гитар JS стала аэродинамической, что позволило забыть о неудобствах и часами сосредотачиваться только на музыке и технике игры. Еще одной особенностью гитар JS является мультирадиусный гриф, напоминающий благодаря своей D-образной форме ощущения, которые формируются при игре на грифах топовых моделей Fender Stratocaster . Такой профиль грифа, форма, конструктивные особенности гитары и высококлассная фурнитура обеспечили небывалую легкость и удобство при игре.

Сатриани традиционно использует на концертах и в студии различные модели гитар сери JS: JS1000, JS700, JS900, JS 1200 и JS 2000.

Без них все было бы иначе

Joe Satriani: 10 гитаристов,
сорвавших мне башню

Перевод - Дмитрий Семенов


Джо Сатриани повлиял и продолжает влиять на невероятное количество гитаристов. Но при этом и сам не стесняется рассказывать о своих кумирах.

1. Джими Хендрикс

Пожалуй, начнем с Хендрикса. Он был первым гитаристом, благодаря которому я понял, что гитара действительно может звучать как надо и что она может подвести тебя к другим вещам. Это не просто песенки о мальчиках-девочках и быстрых тачках. Все те вещи, которые были важной составляющей музыки 60-х. Он использовал гитару не только для отражения звуков мира вокруг себя, но и для некого внутреннего стремления, смущения и целой гаммы эмоций. Помню, как испытывал затруднения, пытаясь въехать в “Third Stone From The Sun”, и не потому что это было тяжко слушать, а потому что это граничило с очищением. Иногда я слушал первую часть песни, а вторую только на следующий день! Он был первым гитаристом, от которого мне снесло башню. Такой эффект он создает до сих пор…

2. Джимми Пейдж

Джимми Пейдж был современником Хендрикса, но это был музыкант совсем другого склада. Представьте себе мальчишку по имени Джо Сатриани, итало-американского происхождения, чье детство прошло в Нью-Йорке. Для него британский гитарист казался чем-то вроде экзотики. Сейчас мы об этом не думаем, оба мира тесно переплетены между собой, но для мальчишки, который рос в Лонг-Айленде, Англия казалась очень далекой и загадочной! Пейдж звучал этнически совсем непохоже на музыку, на которой я рос, если быть точнее – на блюз и ритм-н-блюз, которые почти граничили между собой. Я всегда любил гитаристов, которые отбрасывали сомнения в сторону и действовали. Это часть рок-н-ролльного духа. Каждый раз, когда мне нужно изучить песню Led Zeppelin для выступления, мне вновь бросается в глаза его взрывная техника игры и британские фолк-веяния, и я думаю: “Ничего себе, это так необычно! Кто кроме него может таким похвастаться?”

3. Джефф Бек

Бек реально выделялся среди других по ряду причин. Он совершенно иначе воспринимает музыкальную канву, он будто говорит тебе: “Я сделаю всего три штриха, и это будет звучать как музыка”. И он делает это, а ты думаешь про себя: “О, Боже! Он ведь вроде еще ничего не сыграл, но звучит это просто потрясающе!” Как он делает так, что вроде бы не вовлечен, и вдруг в нужный момент создает прекрасное и мощное музыкальное высказывание? Я сравнил его музыкальный стиль со стилем Джимми Пейджа и подумал: “Это реально круто. Эти два парня вместе росли, были друзьями, но у них совершенно разная музыка”. Удивительное открытие, когда ты молод и понимаешь, что вполне можно избрать другой путь, потому что вот два парня, создающие фантастическую музыку, но у каждого свой уникальный подход.

4. Эрик Клэптон

Хендрикс, Пейдж и Бек всегда подходили к самому краю скалы, и не боялись упасть, что всегда радовало, но Клэптон - дело другое. Он играл как человек, который умеет отлично петь. И его звук был прекрасен. Поначалу его звук сильно менялся. Это не тот звук, который у всех на слуху. Он экспериментировал. Он был частью художественного движения, который хотел поставить все с ног на голову. Он не был таким пуристом блюза, как людям нравится думать. Еще одно бросалось в глаза, что он мог поддерживать интерес в течение долгих периодов времени, не выкручивая при этом громкость на 11! Хендрикс, Пейдж и Бек всегда каким-то образом оказывались в районе 11. А Клэптон всегда был таким: “Я просто побуду здесь на 8.5”.

(Имеется в виду мем из классического фильма «Spinal Tap», где у пацанов был усилок с ручками до отметки 11, а не как обычно у всех до 10 – прим. редактора)

5. Кит Ричардс

Фигура Ричардса занимают особое место в моем сознании. В детстве Битлз и Стоунс оказали на меня самое большое влияние. Мои старшие сестры просто с ума сходили от всего британского, поэтому я слышал эту музыку из каждой комнаты в доме. Когда я стал гитаристом, я считал Кита Ричардса самым клевым парнем. Он придумывал все эти риффы и строи. То, как его соляки записывал Глен Джонс, просто отрывает тебе башку. Когда ты молод, груб и зол, тебя просто тянет к этому. Эти гитаристы становятся твоими кумирами – те, что не боятся заставить Телекастер звучать как бур. Многие первые панк-группы, с которыми я тусил в середине 70-х в Нью-Йорк-Сити, они высоко ценили Кита Ричардса. Кит был основой, хотели они это признавать или нет!

6. Уэс Монтгомери

В одно время с Китом Ричардсом на меня также повлиял Уэс Монтгомери. Это произошло потому что мои родители выросли на джазе и постоянно слушали джаз дома. И вот я рос, слушая Битлз и Стоунс, Чака Берри и Мадди Уотерса, а потом каждый день стал слушать Уэс а Монтгомери. Когда я услышал Хендрикса, я узнал, что Хендрикс тоже был фэном Уэса Монтгомери. Я увидел связь, и отчасти это успокоило меня, юного, длинноволосого подростка в мотоциклетных ботинках. Это позволило мне любить Уэса Монтгомери и сказать своим друзьям: “Знаешь, этого парня слушал сам Хендрикс! Он играет с октавами и никогда не допускает ошибок!” Мне всегда нравилось ощущение джаза и дух импровизации. Round Midnight… концертные пластинки – это безупречные, невероятные свидетельства музыкального мастерства и крутости той эпохи.

7. Рон Вуд

Будучи припанкованным гитаристом из Нью-Йорка, меня ошеломило влияние Рона Вуда на множество групп, где он играл и в итоге в Стоунс. Он умел отлично вписываться в меняющиеся подходы всех групп, где был участником, и при этом он создал звук, который люди знают как “звук Рона Вуда”. Много ли таких людей вы назовете? Он создал подход и звук, который практически превосходит всех, кого вы назовете. Назовете Холдсуорта, можно сказать “легато”, если Эдди Ван Халена – “тэппинг”, но если говорить о Роне Вуде, то и не назовешь конкретного физического действия. Тут важен весь его подход целиком. Да он и выглядит всегда отлично! Как ему удается до сих пор оставаться классным гитаристом, гитаристом, которому хочется подражать? За это нужно особую награду придумать, и она по праву достанется ему!

8. Билли Гиббонс

Хендрикс в свое время говорил, что вот за кем будущее музыки, а ведь он отлично умел чувствовать. Благодаря Билли мы все знаем, что гитарный звук и его стиль техасского блюза это нечто уникальное. Он строится на замечательных стилях других блюзовых музыкантов, но это совершенно уникальное явление. Он самый новаторский блюзовый композитор из тех, что появились в 50-60-х. И он продолжает становиться лучше день ото дня. Вот настоящее проявление его таланта. Я играл с ним несколько раз. Это очень приятный парень и очень интересная личность, но когда тебе кажется, что ты знаешь, “если я куплю эту примочку”, то смогу звучать как он, Билли придумывает что-то новенькое. Ты думаешь: “Нет! Твоя гитара звучит как гора Эверест и при этом ты играешь на самых тонких струнах. Как тебе это удается?” Это личный талант/магия вуду, если хотите.

9. Брайан Мэй

Сочинительский стиль Брайана ты узнаешь мгновенно. Его гитарный стиль известен благодаря его оборудованию, той знаменитой гитаре из каминной полки, которую они сделали с отцом. Я поиграл на ней, и к сожалению, когда я играю на той гитаре, я не похож на Брайана. Только Брайан может так звучать. Когда я был юным музыкантом, и кто-то в первый раз включил мне пластинку Queen, у меня просто отвисла челюсть. У тебя в башке ничего кроме вопросов. И при этом твое тело обожает эту музыку. Чувственный опыт просто прекрасен и это очень весело. Он один из тех гитаристов, которые умеют смешивать веселье и серьезность, и Брайан делает это мастерски. Его музыка может быть безапелляционной и катартической. Она принуждает тебя встать и пойти надрать кому-нибудь зад. Я это обожаю. Настоящий рок-н-ролл.

10. Джон МакЛафлин

Джон МакЛафлин из Mahavishnu Orchestra свел меня с ума до того, что я стал диким, помешанным на Black Sabbath подростке в джинсах в обтяжку. Мы обычно часто крутили Black Sabbath и Zeppelin в моих школьных группах, но когда кто-то впервые включил мне пластинки Mahavishnu, во мне будто что-то открылось. Джон, вся его техника – ты видел, как он играет на акустической гитаре и это очень плотная игра, он нигде не лажает – когда он взял в руки электрогитару, он заиграл почти как Джимми Пейдж! Он подошел прямо к краю приличий. Композиции типа “Birds of Fire” создали во мне теплое и неоднозначное ощущение, когда другие люди просто выбегают из комнаты. Они говорят: “Что это за неблагозвучная, нескладная музыка!?” А ты им: “Эту музыку я ждал всю свою жизнь!”


      Дата публикации: 25 ноября 2005 г. Джо Сатриани (Joe Satriani) не нуждается в представлениях - икона гитарной музыки, виртуоз, мегауспешный инструменталист, почетный эндорсер компании «Ibanez», специализирующейся на гитарах и сопутствующем ассортименте, педагог, человек, давший путевку в жизнь Стиву Ваю (Steve Vai), Кирку Хэмметту (Kirk Hammett) из Metallica, Лэрри ЛаЛонду (Larry LaLonde) из Primus, Дэйвиду Брайсону (David Bryson) из Counting Crows и многим другим. «Is There Love In Space?» («Есть ли любовь в космосе?») - девятый «студийник» маэстро. Ценители гитары и им сочувствующие не будут разочарованы. «Is There Love In Space?» представляет собой подборку блестящих рок-гитарных номеров. Таким мы знаем и любим Сатча (так его называют в гитарном комьюнити)!

Не так давно музыкант отыграл небольшой промо-тур в поддержку новой пластинки. На подходе - европейские гастроли в составе «G3» с участием Стива Вая и Роберта Фриппа (Robert Fripp). О любви в условиях невесомости, гитарной музыке и прочих злободневных темах - наш разговор с мистером Сатриани.

Мистер Сатриани, давайте вспомним тот день, когда вы впервые взяли в руки гитару.

В 1970-м умер Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), и я твердо решил, что стану гитаристом. О своем выборе никогда не жалел.

Как получилось, что вы стали преподавать?

Жизнь заставила. Я работал и садовником, и каменщиком... Даже продавцом в обувном магазине. Однако мне всегда хотелось заниматься именно музыкой. В старших классах я уже довольно прилично играл. Ко мне начали приходить ученики. Одного из тех парней звали Стивом Ваем. Потом был переезд в Сан-Франциско, где я проучительствовал около десяти лет. Там у меня занимались Кирк Хэммет, Лэрри ЛаЛонд, Дэйвид Брайсон и еще куча народа. Опять же в Сан-Франциско с моим нынешним барабанщиком Джеффом Кэмпителли (Jeff Campitelli) мы сколотили команду The Squares. Так что преподавание гитары было не более чем побочным заработком. Главное для меня - игра в группе.

Почему вы начали заниматься гитарным инструменталом?

В определенный период скопилось куча домашним записей. Обычно я пишу все подряд - импровизации, свежие находки и т.д. И однажды я подумал, что было бы неплохо выпустить инструментальный альбом. Даже не мог подумать, что затея будет иметь такой успех.

Насколько развита гитарная сцена в наши дни?

В достаточной мере. Сегодня я могу позволить себе гастроли в бОльшем количестве городов перед бОльшим числом слушателей. Позиция коммерческих FM-станций по отношению к серьезным музыкантам не меняется. Но всегда ведь можно найти лазейку.

Как вы обычно работаете над альбом? У Джо Сатриани есть какая-нибудь собственная отработанная технология?

Музыка сочиняется по вдохновению. Важно не перегореть. Бывает, чтобы написать какую-нибудь мелодию, уходят годы. А другой мотив выходит сходу. Какого-то единого алгоритма не существует! Песни со словами - совершенно другая история, ибо лирика требует особого к себе отношения. Я играю на гитаре, бас-гитаре, барабанах и клавишных. Многие композиции получаются просто потому, что мне нравится заниматься любимым делом.

После стольких лет, наверное, сочиняется непросто?

Что вы! У меня музыки в голове валом. Жаль, что не хватает времени, чтобы ее толком оформить (смеется).

На вашем новом альбоме есть пара трэков с вокалом. В чем их смысловая нагрузка?

ОК. По своей стилистике «Is There Love In Space?» получился на стыке рока и блюз-рока, и я подумал, что общую картинку неплохо было бы облагородить парочкой песен. Заметили, что в трэках с вокалом немного отличается подача?

Не подумывали над тем, чтобы записать песенный альбом?

Что? Петь? Нет, только не я. Для этих целей лучше пригласить специально обученного человека (смеется).

Что можете рассказать о проекте G3? Как он появился?

Дело было в 1995-м. Как-то я пожаловался своему менеджеру, мол, чувствую себя изолированным от всего остального мира: сам в студии, сам на концертах... Мои гастроли и гастроли других гитаристов, вроде Стива, никогда не пересекаются. Мы лишены возможности общаться и обмениваться информацией. Гитаристы, сами знаете, обожают потусоваться друг с другом, поджемовать и все такое прочее. Так родилась идея... Гитарного фестиваля что ли. Правда, было одно ограничение - в «фестивале» могут принять участие не более трех исполнителей. Во-первых, во многих концертных залах установлен регламент - не более трех часов. А, во-вторых, три часа «живой» музыки, согласитесь, все-таки тяжеловато для слушателя. Из всех этих задумок и появился G3. Если не изменяет память, название придумал мой менеджер. Поначалу проект пользовался не ахти каким спросом. Менеджеры и промоутеры были напуганы одной лишь идеей гитарного соревнования. Тем не менее, мне удалось убедить всех в целесообразности G3, а реакция фанов не заставила себя долго ждать.

Джо, скажите, каково выступать на одной сцене с музыкантами уровня Стива Вая или Ингви Мальстина (Yngwie Malmsteen)? Существует ли между вами дух соперничества - кто круче?

Так на то и была сделана ставка! Когда собираются вместе несколько музыкантов, их энтузиазм резко возрастает. Мы со Стивом знакомы уже много лет. Когда начинаем играть вместе, начинают происходить удивительные вещи. Бывает, один из нас что-нибудь как «запилит», а другой удивляется: «Wow! Как ты это сделал?». Все гитаристы, которые играли в G3, близки нам по духу. Они уверены в себе и не боятся отдать частичку себя слушателю. Если это называется соревнованием, то, по-моему, это здорово!

Что вас вдохновляет?

Повседневная жизнь, окружающие меня люди. Не перестаю удивлять простым вещам! Есть, о чем писать, над чем поразмыслить, на что надееться... По себе могу сказать: только тогда играешь хорошо, когда сопереживаешь музыке. Я не тот человек, что просто садиться и «по заказу» пишет пластинку. Не мой стиль. Важно пропустить музыку через себя.

«The Mystical Potato Head Groove Thing», «Surfing With The Alien», «Flying In A Blue Dream»... Где вы находите столь дивные названия для своих композиций?

Места знать надо (смеется)! Экспириенс, экспириенс и еще раз экспириенс! Когда садишься сочинять песню, фокусируешься на ее названии. «Surfing With The Alien» мне приснилось. Забавное название, к которому я сходу сочинил мелодию. «The Mystical Potato Head Groove Thing» «выстрелило» у меня в голову во время разговора с братом по телефону. Долго потом думал, что же это фраза означает (смеется).

Как-то вы сказали, что в молодости фанатели от Deep Purple. И вот, после того как Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) взял «самоотвод», вас пригласили на его место. В составе Deep Purple вы отыграли тур 94-го года. Как ощущения?

Ощущения двойственные. Фактически я заменил САМОГО Блэкмора. Потом думаю себе: «Секундочку! Ричи Блэкмор незаменим!». Я видел лица слушателей, которые с благоговейным трепетом смотрели на сцену, но понимал, что я - не один из Deep Purple. В репертуаре было несколько песен, которые лучше Блэкмора никому не сыграть. Потом мне дали послушать «живые» записи, и я понял, что некоторые блэкморовские партии радикально менялись от концерта к концерту. Он постоянно искал, как бы улучшить песню. И вот, уже будучи участником группы, я перенял эту эстафету. «Подгонка», главным образом, касалась нового материала, с которым мы гастролировали. Им понравилась моя игра, мне понравилось играть с ними. Команда просто фантастическая!

«На постоянку» приглашали?

Приглашать приглашали, но пришлось отказаться. Во-первых, масса нереализованного собственного материала. Во-вторых, контрактные обязательства. Я не мог все взять и бросить. И еще... Не хотелось об этом говорить. Всегда пугало, что в составе Deep Purple меня воспринимали, как британца. Я - итало-американец и очень этим горжусь. Как бы то ни было, спасибо «диппепловцам» за все! Классно, но не совсем мое. И тогда я стал искать себе замену и присоветовал Стива Морса (Steve Morse).

Что вы можете посоветовать молодым музыкантам, делающим первые шаги в шоу-бизнесе?

Прежде всего, не стоит отождествлять музыку и шоу-бизнес. Если говорить о шоу-бизнесе, сделайте классную прическу и заведите хорошего адвоката - успех гарантирован (смеется)! Если хотите добиться успехов, как музыкант, все очень просто: занимайтесь, работайте над собой. Не бойтесь быть оригинальными. Это именно то, что ждет от вас публика. Все мы хотим, чтобы нас удивили. Многие музыканты думают, что добьются успеха, подражая другим. Такая позиция, на мой взгляд, в корне ошибочна. Не оглядывайтесь по сторонам. Слушайте только свое сердце и играйте лишь ту музыку, к которой душа лежит.

Можете вспомнить самый курьезный случай из своей концертной практики?

Сколько угодно! Однажды меня пригласил Элис Купер (Alice Cooper) для участия в его «сольнике». В зале - около 10 тысяч. И вот Элис объявляет песню, я выхожу на сцену. Песня начинается, а я не успел проверить готовность своего оборудования. Композиция уже звучит несколько минут, а я вожусь с усилителем, который наотрез отказывается работать. Так и простоял на сцене, как идиот, не сыграв ни единой ноты, и чтобы как-то оправдать свое присутствие, вышел в финале на поклон (смеется).

Назовите ваших любимых музыкантов.

Deftones, Jet, Джими Хендрикс, Beatles, Stones, Том Морелло (Tom Morello) и Audioslave, Майлз Дэйвис (Miles Davis), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Алан Холдсворт (Alan Holdswoth)...

Ну, это все люди, проверенные временем. А как насчет современных музыкантов? Кого можно выделить?

Есть несколько классных гитаристов. Боюсь, правда, не всех смогу упомнить. Вот, например, Матиас Эклунд (Mathias Eklund) из Швеции. Забойный малый! Есть еще такой гитарный фрик из Нью-Джерси. Зовут Роном Талом (Ron Thal). Играет на безладовой гитаре. Кроме того, хочу отметить гитариста The Mars Volta Омара Родригес-Лопеса (Omar Rodriguez-Lopez). Все эти парни совершенно не вписываются в «формат», но уверен, что будущее за ними!

Если бы была возможность создать собственный дрим-тим, кого бы вы пригласили?

Джими Хендрикс. Только Джими Хендрикс и я на гитарах. Мы бы импровизировали, создавая музыку, не ограниченную ни формой, ни временем.

Как считаете, в чем заключается секрет вашего творческого долголетия?

Даже не знаю, что ответить. По всей видимости, людям нравится то, что я делаю.

И под занавес. Чего ожидать от Джо Сатриани в ближайшем обозримом будущем?

Могу лишь обещать, что я останусь верен самому себе.



Джо родился в музыкальной семье - его мама была хорошей пианисткой. В детстве Сатриани занимался на ударных инструментах. Между 11ю и 12ю годами Джо решил сделать перерыв в музыке, но слушать ее он не переставал. На тот момент он слушал записи Хендрикса и группы LedZeppelin, Beatles, Cream. После смерти Джими Хендрикса, Джо бросил занятия футболом и полностью окунулся в музыку.

В отличие от барабанов, гитаре он уделил серьезное внимание, испытывал он при этом огромную радость. В школе Сатриани изучил теорию музыки и стал петь с листа, что ему пригодилось и в будущем. У юного Джо начали появляться таблицы аккордов и школы гитар. В 14 лет Джо начал выступать в парках и на школьных танцах, и уже получал за это деньги. В 16 лет его уже можно было увидеть и в клубах.

В 11-12 классах городской школы Джо стал углубленно учить теорию музыки. Ему повезло, ведь его школьным учителем был Билл Уэскотт - настоящий энтузиаст. Он учил детей делать кантаты, струнные квартеты и даже помогал им писать симфонии. Изучив досконально игру на гитаре, Джо взялся за преподавание, но он и сам не перестает учиться.

После окончания школы Сатриани отправился в Сан-Франциско. Там он устроился в музыкальный магазин на место продавца. Кроме работы он занимается записью в студиях и продолжает преподавать. Позже все уже признают Сатриани, как гитарного гения. Судьба послала ему множество учеников, которые в дальнейшем были обречены на успех.

В восьмидесятых играет в множестве групп, одна из которых The Sqares. В 1984 году Джо записал свой первый сольный альбом под названием «Joe Satriani», который практически никто не заметил. А вот второй альбом 1986 года «Not of this Earth» получил множество позитивных откликов. В 1987 году появился еще один альбом - «Surfing with the Alien», который стал платиновым и попал в журнал «Billboard» и завоевал «Grammy». В одно прекрасное утро он проснулся знаменитостью, все гитарные журналы украшала его фотография. Даже Мик Джаггер пригласил его в турне. Весь год Джо Сатриани провел с Миком на гастролях, он проехал весь мир.

В 1989 году Сатриани начал сотрудничество с фирмой «Ibanez», именно в том году Джо впервые запел. В 1994 году Джо пригласили в мировое турне с группой Deep Purple, где он заменил Ричи Блэкмора. Но постоянным гитаристом группы он не захотел быть, решив выбор в сторону сольной карьеры. В 1996 году Джо Сатриани воплотил в жизнь свою заветную мечту: он создал проект G3, в котором участвуют три исполнителя. Этот фестиваль стал популярным и проходил из года в год.К двум участникам шоу, которыми были Джо и его друг Стив Вай, каждый раз присоединялся третий участник.

В 1998 году в свет вышел альбом «Crystal Planet». В этом же году Джо со своими товарищами по G3 едет в турне по Америке.

В нашем тысячелетии Джо выпустил альбом в стиле «техно», не потеряв при этом популярности. Он продолжает удивлять публику и своих преданных фанатов новыми задумками, смотрит в будущее, не забывая о прошлом. Он - гитарист с большой буквы, он подарил жизнь и славу многим выдающимся исполнителям, оставив след в истории гитарной музыки. Ведь Джо Сатриани - прекрасный гитарист, он удивляет мир яркими выступлениями, свежей музыкой. В данный момент он ведет в журнале «Guitar World» свою рубрику, рассказывая читателям о нынешнем роке и музыке, в общем, учит слушать правильную музыку, растя новые поколения.

Может оказаться полезным:



Аппликатуры аккордов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом
  • Роман Виталиевич («Маруся-русак»): от новичка до мастера
  • Выбираем металлические струны для акустической гитары

Джо Сатриани - выдающийся музыкант, внесший огромный вклад в историю гитарной музыки... Гм, согласитесь - так чаще пишут уже о почивших. Но нет, нам повезло. Мы можем, как современники, наслаждаться живыми концертами этого гения и вблизи наблюдать эволюцию его творчества. Джо Сатриани велик в совокупности своих трех проявлений: учитель, гитарист, композитор. Замечателен он и как человек. Мы постарались составить этот рассказ так, чтобы вы могли с разных сторон познакомиться с музыкантом, чье имя уже давно стало хрестоматийным.

Творческий перевод с английского: Антон Ивлев

Ничто так не поражает, как умение
Сатриани из ничего сделать великое.
Bruce Maag

САТРИАНИ - УЧИТЕЛЬ

Среди учеников Сатриани были Steve Vai, Kirk Hammet (Metallica), Larry LaLonde (Primus), David Bryson (The Counting Crows), джазмен Charlie Hunter и многие другие...

Сатриани : Учитель не должен дискриминировать ученика, а напротив вдохновлять его. Необходимо подготовить почву (научить некоторым аккордам и прочему), и, если ученик решит для себя, что он хочет и готов двигаться дальше, тогда можно и ошарашить чем-нибудь эдаким. У меня были ученики от 9 до 60 лет - юристы, уже в возрасте, но всегда важно выяснить, чего ученик хочет добиться.

Помогла ли тебе преподавательская практика впоследствии?

Преподавание музыки помогло осознать, что для ученика ты должен выкладываться, самому раскрываться. Ты должен сделать так, чтобы ваши мысли и желания слились. Ты можешь потерять ученика, если не сможешь правильно объяснить мысль. Потом, когда я стал выступать перед аудиторией, я понял, что это тоже самое. Ты потеряешь аудиторию, если не сможешь правильно донести свою мысль.

Некоторые из твоих подопечных стали весьма известными музыкантами...

Да уж (смеется), мне бы хотелось, чтобы они все добились такого же успеха, как Kirk Hammet и Steve Vai.

Сколько лет было Стиву Ваю, когда он начал заниматься у тебя?

Ему было 12. Мне 15, значит ему двенадцать. Помню, он пришел с гитарой и пачкой струн в руках. Стив был великолепен, очень одарен. Я занимался музыкой лишь на один год больше него.

Пожалуй, никто не производит такого яркого впечатления на молодежь, как ты. Откуда у тебя это чувство молодого поколения?

Не знаю! Самому странно. Я много лет преподавал, поэтому мне известно чувство, когда к тебе приходит человек со свежим умом и яростным желанием научиться играть, и, может быть, с небольшим количеством таланта. Ты обязан говорить правду и донести те знания, которые можешь дать. И нужно знать, как это передать молодому поколению. Наверное, так можно ответить. Наверное я просто привык к этому, но, когда думаешь об этом, то возникает странное ощущение, ведь я еще сам подросток, который полностью в Джимми Хендриксе и, который и сейчас хочет найти кумира в каком-то крутом гитаристе. В общем, я не знаю. Скорее, мне не приходилось размышлять на эту тему. Это просто чувство.

Гитаристы слишком часто играют в ми миноре.
Джо Сатриани

САТРИАНИ - КОМПОЗИТОР. РАБОТА НАД АЛЬБОМАМИ

"Crystal Planet"

Сатриани : Я хотел сделать альбом, который бы впитал в себя все, созданное мной ранее. Откуда-то взялась эта фраза - "кристальная планета" - и я подумал, что она может стать метафорой для альбома, как воплощение только моего мира, в котором бы я мог играть все, что только захочется. Я хотел взять с собой каждый аккорд, каждую фразу, стиль и технику в мой мир, мою кристальную планету.

Весь альбом Crystal Planet был написан только с тетрадью и метрономом. Технология записи была следующей. Во-первых, я не делал демо-записей. После того, как все композиции были записаны на бумагу, мы с Джефом и Стюартом (Jeff Campitelli - ударник, Stu Hamm - бас) отрепетировали их так, как будто это живой концерт. После этого к нам подключился продюсер Mike Fraser. Прослушав аранжировки, он кое-что добавил и внес некоторые предложения, и за тем мы отправились в студию. В студии мы играли вживую на две дорожки, на 24 дорожки или на 48 аналоговые дорожки, а также непосредственно на жесткий диск компьютера. Таким образом, мы могли импровизировать и придумывать везде, где только хотели. Работа проходила в перерыве между турами G3, поэтому временные сроки были очень сжаты, шесть недель, и это тоже весьма помогло. Мы не старались проигрывать по сто раз одно и тоже место, а творчески, "на лету", спонтанно старались почувствовать нужное настроение. Каждый из нас поддерживал друг друга и поощрял на эксперимент, поэтому музыка в альбоме отражает наши индивидуальные черты и почерк, как во время концертного выступления. Отсюда, мне кажется, и альбом получился очень живым. Главное зерно альбома Crystal planet - это три музыканта.

Этот альбом я написал и закончил за девять месяцев и старался работать совершенно по новому, не так, как я работал раньше. Я записывал альбом на инструментах, на которых сам обычно не играю, и вообще перевернул все с ног на голову... Альбом не получил никакого названия, он записывался в трех студиях одновременно. Ничего запланировано не было. Я просто шел в студию с какими-то идеями и, не исправляя ошибок, записывал первые наработки. Все было не так, как обычно: от марки пленки и размеров струн до местонахождения студии и времени работы в ней. Я как будто намеренно поставил себя врасплох во всем, начиная от сочинения до самой записи.

"Engines of Creation"

Engines Of Creation не похож ни на один мой альбом. Я вижу, что он приобрел популярность у новой для меня аудитории. С другой стороны, я бы хотел предупредить моих старых поклонников, что этот альбом может оказаться не тем, чего они от меня ждут. В альбоме нет композиций вроде Summer Song или Satch Boogie. Это то, что написано на сегодня, а сегодня у нас 2000-й год...

Engines of Creation - альбом в стиле техно. Музыку я писал не на акустической гитаре, а на клавиатуре. Когда были готовы MIDI-файлы, я отослал их своему партнеру Eric Caudieux, который обрабатывал и сводил их в программе Logic Audio Platinum.

При попытке воспроизвести электронный звук альбома для живого выступления, мы довольно много экспериментировали в студии с педалями Moogerfooger, Electro-Harmonix Micro Synths и Bass Micro Synths, также предуселителями Hafler Triple Giant, но на репетициях выяснилось, что, если увеличивать громкость, все наши навороченные цепи перестают быть стабильными, а значит непригодны для концерта. Поэтому я решил, что поступлю так, как делал всегда, как, возможно, Хендрикс бы поступил. Я сделаю альбом для студии, а на концерт возьму очень мощные усилители, пару педалей и буду делать музыку уже заново.

САТРИАНИ - ГИТАРИСТ или ИДЕИ ДЖО

"Borg Sex"

Если выбросить все электронные наложения и странные гитарные звуки, то видно, что эту песню можно играть на Dobro. Поэтому на концерте мы отказались от всех секвенсеров и синтезаторов, и вместо них Stu Hamm играет басовые партии. Кроме того, при исполнении этой композиции Эрик (второй гитарист) практически дублирует все соло-партии со мной, он играет ритм, и проигрывает все партии борга-женщины, таким образом получается диалог между двумя гитарами. В результате, композиция приобретает очень сексуальный, блюзовой оттенок, с насыщенным ритмом. Студийную запись на концерте можно очень интересно интерпретировать.

Я обнаружил, что вместо студийного оборудования на концерте удачно работает педаль Fulltone Ultimate Octave. При записи "Borg Sex" в студии Eric применяет педаль Electro-Harmonix, а на концерте он меняет ее на Fulltone. Педаль Fulltone более стабильна, она звучит одинаково всегда, а Electro-Harmonix по своему уникальна и каждый вечер может звучать по-разному. Такая непредсказуемость иногда создает проблемы.

Начало композиции "Rasperry Jam Delta-V"

Играется пальцами двумя руками. Довольно странно, но в свое оправдание я нашел приемлемый для исполнителя вариант. Необходимо правой рукой зажать ноту си на третьей струне четвертом ладу, и первой струне седьмом ладу. Левой рукой играется мелодия. В основном это hammer on и pull off на первых трех струнах в миксолидийском ладу. Открытая струна си и те ноты, которые зажаты правой рукой, используются в мелодии. Более высокие октавы достигаются за счет педали whammy.

"Surfing With The Alien"

Это блюз, как и большинство моих произведений. Структура композиции во многом исходит из 50-х, 60-х годов, но я добавил педаль, рычаг, теппинг двумя руками и получился современный гитарный стиль (1987 год). Тем не менее, во время живого исполнения мы делаем немного сиплый, блюзовый звук.

Космическое соло композиции "Up In The Sky"

Идея Up In The Sky - это превращение человека в орла и его полет. Я должен сказать, что никогда не смогу воспроизвести в точности это произведение, потому что понятия не имею, откуда взялся этот звук, но соло можно играть несколькими способами. Первоначально композиция была записана для альбома "Joe Satriani", однако результат мне не понравился, поэтому эта вещь попала уже только в бонус японского издания альбома. И звучание этого варианта, как раз, нравится мне больше всего: электронный, аналогово-электронный причудливый тон. Запись велась через усилитель Wizard 5150 и кое-где через Marshall 6100 с Boss DS-1. Потом для гитары мы наложили эффект DigiTech, результатом чего стал звук, похожий на плавающий строй гитары. С помощью педали Fulltone Ultimate Octave и раскаченных усилителей мне удавалось создавать хороший overdrive. Я ударял по струнам где-то в районе пятого лада и получался классный призвук. После записи я спросил Майка Фразера, есть ли там хоть какое-то соло или ничего кроме странного шума, но теперь я очень доволен!

"Down, Down, Down"

Более обкуренной, тормозной, ленивой композиции у меня не было...

"Ceremony"

Ceremony повествует о фантастическом видении какого-то праздника, возможно, в полночь, посреди бескрайней чарующей прерии или восхитительной долины... где-то там, где праздник Земли напрашивается сам, и где вокруг все пленительно и зачаровано.

"House Full of Bullets"

Не особо претендующая на духовные измышления блюзовая композиция. Я представил себе, как будто Martin Scorsese снимал для меня клип, и будто он поместил меня в дом с моей серебряной гитарой, и дом этот поливают очередями пуль, а я уклоняюсь от них. Камера выплывает из дома, и тогда становится видно, кто устроил весь этот погром. В основном, только критики, музыканты и комментаторы не понимают, почему я люблю делать подобные записи.

САТРИАНИ О ГИТАРИСТАХ

Steve Vai :

Безрассудный. Я знаю, что он любит видеть себя именно таковым. Я много могу о нем говорить, потому что знаю его очень хорошо. Он на моих глазах развивался и прогрессировал.

В своем мире. Эрик - сложный музыкант, прошу прощения за неоднозначное определение. На сцене с ним у несолирующих исполнителей постоянно возникает ощущение неверия в то, что они слышат. Помню репетицию G3. Были Kenny Wayne Shepherd, Steve Vai и Эрик, которого я тогда не видел уже сто лет. Мы каждый проверили свою аппаратуру, и я, как руководитель группы, кивнул головой. Эрик начал свое соло. Как только раздались первые звуки, мы с Kenny переглянулись и поняли, что наши мысли совпадают: "что за чертовщина"! Звук его гитары явно не принадлежал миру сему, он исходил из какого-то другого пространства вселенной!

Kenny Wayne Shepherd:

Блюз! Этому парню можно дать такое емкое определение. А на сцене он всегда на 100 процентов Kenny Wayne Shepherd. Кенни никогда не стыдился прославлять свои блюзовые корни. Свободный дух и выдающийся гитарист.

Robert Fripp:

Катартический. Не знаю, правильное ли это слово для описание тех ощущений, которые я испытываю к его музыке, но, когда я в последний раз слушал его альбом, через 30 минут меня охватило чувство глубокого раздумья о своей жизни. Самому-то просто так подобные мысли в голову не часто лезут.

Я много лет играл что-то из его произведений. С 70-х годов звук, тон его гитары постоянно менялся и разрастался. Что-то мне не приходит на ум еще кто-нибудь, с кем происходило подобное. Page, Clapton не выросли (по большому счету). Они остались постоянными, возможно созрели, а Бек удивителен, волшебник."

Jimmy Hendrix

Я всегда думаю о нем. Каждая песня, каждая запись его гитары звучала по-новому. Он никогда не был эгоистичным гитаристом, если вы понимаете, что я имею в виду. Он никому не навязывал свой звук. Хендрикс искусством отражал мир и то, что в нем происходит. Он мог превратить свою гитару в огромного монстра и крошечного мотылька, но наслаждение от его музыки получаешь всегда. Да, именно так. Его наследие чарует до сих пор, он оставил нам удивительную музыку, которая изменила мир.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДЖО

Сатриани : Оттачивание своего стиля, работа над фразировкой - постоянный, бесконечный процесс. Это техника, но только техникой ее назвать нельзя. Это чувство, над которым работать труднее всего, потому что упражнений для этого не существует. Проблема в том, что каждый день мы разные люди. Наши эмоции и опыт меняется, и на жизнь в разные эмоциональные состояния мы смотрим по-разному. Для меня это важно, потому что в музыке я отражаю свои эмоции. Если у меня это не выходит, я становлюсь скучным и перестаю играть на гитаре. При записи одного соло для нового альбома я просто сел и играл, снова и снова, не думая о постановке пальцев, а только стараясь поймать эмоции, которые у меня были во время записи.

С самого детства я обожал музыку и всегда был в ней, в ее бесконечных лабиринтах и причудливом разнообразии. Будучи пятым, самым младшим ребенком в семье, я видел, как изучали музыку мои родственники. У нас в доме всегда была музыка. В девять лет я стал серьезно заниматься на ударниках и всегда воспринимал себя музыкантом, никогда не теряя это чувство. Самое прекрасное в мире для меня всегда было играть музыку, изучать ее, забавляться ею, показывать ее людям или таить в себе. Теперь я всегда с удовольствием отправляюсь в турне или записываю альбомы с другими музыкантами.

Как ты начинал?

Все произошло очень странным образом, в большей степени случайно. Я делал какие-то домашние записи для себя, и вдруг начал играть с группами, кто-то меня надоумил, что из моих записей может что-то выйти, потому что он сам вот только что получил контракт. То есть одно за другим потянулось, потом я заключил контракт, и они запросили еще и еще, а я сам был абсолютно неопытен во всем этом. Второй записью, которую я сделал на Relativity Records стала Surfing With the Alien, и именно в этом году я впервые стал выступать - выступать перед людьми, просто пару часов играть на гитаре. Даже сейчас странно вспоминать. Хорошее было время. Кажется Michael Jackson и Motley Crue боролись тогда за первое место в списках популярности, ну а я находился где-то в за пределами поля, продолжая свое дело.

Как ты относишься к пиратским записям, которые делают фаны на концерте?

О-о, я обожаю их. Это здорово. Тут правда надо различать подобные записи от пиратских подделок студийных записей, но, если люди перепродают свой собственный материал, не думаю, что это серьезный коммерческий конфликт.

Такое впечатление, что коммерческий успех тебя мало беспокоит...

Как раз недавно ко мне обращался один писатель с просьбой об интервью для его книги. Я ответил, что хочу продавать свои записи и выступать на концертах, что позволяет мне продолжать играть на гитаре, но меня совершенно не прельщает становиться "котируемой" фигурой. Поэтому не надо заносить меня в каталоги Love Connection, Hollywood Squares или Regis & Kathy Lee. Я не хочу, чтобы люди думали, будто я сосуществую бок о бок с Cher, Richie Sambora и другими, стремящимися в этот круг шоу-бизнеса. Вряд ли мне удастся добиться успеха на подобном поприще.

Значит ли это, что тебе трудно находиться на публике, быть гитарным героем?

Не могу сказать, что это обескураживает, но это немного странно, если я смотрю на себя, как на гитарного героя. Конечно, став музыкантом, одновременно отчасти становишься актером, хотя на самом деле я немного стеснителен и сдержан. Получается, что я не люблю находиться в толпе, а в конце концов оказываюсь перед тысячной аудиторией (смеется).

Где для тебя проходит граница между музыкантом и шоу-меном?

На этот вопрос легко ответить, потому что я совсем не шоу-мен, как, например, некоторые мои друзья. Я понял это, еще когда был ребенком и слушал Хендрикса. Тогда я спросил себя: "Какой урок, Джо, ты можешь вынести из жизни этого человека"? И пришел к выводу, что он попал в ловушку шоу-бизнеса. Я сказал себе: "Что ж, если ты, Джо, собираешься быть в этом бизнесе, то постарайся никогда не терять себя". Тогда не будет никакого надрыва, искусственного перехода из отеля на сцену, от интервью к работе в студии, из домашней обстановки в обстановку концертного турне. Тогда же я увидел, что и творческий процесс может протекать легко. Не нужно писать о вещах, в которые заставляют поверить другие. Не нужно писать для этого искусственного рокера, выдуманного персонажа. Есть только ты, и всегда это ты. Такое понимание я несу в себе до сих пор, и оно помогает мне быть самим собой.


http://www.geocities.com/nevdem22/Satch.htm
http://www.zip.com.au/~mayor/satriani/


В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные