Виталий Соломин в кадре и за кадром: почему обаятельного доктора Ватсона называли Каменным Цветком. Юрий соломин - биография, информация, личная жизнь Виталий и юрий соломины сводные братья

Народного артиста России Виталия Соломина не стало 16 лет назад. На момент смерти актеру было 60 лет. В последние дни жизни Соломин не общался со своим братом, Юрием. Многие считали, что Юрий Мефодьевич завидовал Виталию, ревностно относился к его успеху. Что уж говорить: многочисленные поклонники были у обоих мужчин, однако женщины в большинстве своем все же отдавали предпочтение Виталию Соломину, любя за легкий нрав, жизнерадостность и обаяние.

Старший внук Виталия Мефодьевича был маленьким, когда дедушка умер, однако парень хорошо его помнит. Кирилл не пошел по стопам знаменитого родственника, однако он выходил с ним в прошлом на сцену Малого театра.

В данное время Кирилл не общается с братом дедушки, Юрием Соломиным, и даже не знает, как у него и его семьи обстоят дела.

«Я видел его вживую два раза, и ни я его не узнал, ни он меня. Потом стало понятно, что это был брат дедушки, но общения у нас никакого не было», – поделился Кирилл.

// Фото: кадр из документального фильма

В свое время семьи братьев собирались вместе, однако позже они перестали общаться. Юрий Мефодьевич признался, что они с братом разорвали отношенияпосле смерти матери, Зинаиды Ананьевны, которая в их семье была тем самым связующим звеном. Женщина приглашала Виталия, Юрия и их семьи на все праздники, но вместе с ней, увы, не стало и этой доброй традиции.

«Они общались, когда была бабушка жива. Ходили друг к другу в гости, Юра к нам приходил: один и с семьей», – поделилась дочь Виталия Соломина, Елизавета.

// Фото: кадр из документального фильма

Юрий Мефодьевич опроверг слухи о том, что они с братом завидовали друг другу. По словам актера, завидовать было нечему. И в самом деле, у каждого из братьев были успешные роли, каждый из них был силен на своем поприще: к примеру, Виталию Соломину отлично удавалось перевоплощаться в комедийных персонажей, а Юрию – в драматических.

«Виталий – он несерьезный человек. Когда он что-то говорил серьезно, всегда казалось, что несет какую-ту «пургу» сознательно. Вот эта готовность к улыбке, – она давала ему определенный шарм и обаяние. Его старший брат – артист драматический, у него с комедией сложнее», – резюмировал режиссер Андрей Кончаловский.

// Фото: кадр из документального фильма

Обаяние Виталия Соломина на сцене и на экране не имело предела, но в жизни он устанавливал жесткие правила для себя и для других, в том числе самых близких

В 1966 году 17-летняя ленинградская студентка Маша Леонидова вместе с мамой взахлеб, как и вся советская страна, смотрела фильм «Женщины». Несмотря на название, там была важная мужская роль: сын, решивший вопреки авторитарной матери жениться на женщине с «незаконным» ребенком «Вот бы тебе, Маша, такого мужа – серьезного и надежного», - сказала мама и напророчила дочке судьбу.

Сила в брате

Юрий и Виталий Соломины – нечастое явление в нашем кинематографе. Родственниками в искусстве нас не удивишь, но, чтобы два родных брата из глубокой провинции стали любимцами избалованного актерами СССР, - такие случаи можно пересчитать по пальцам одной руки. У каждого в послужном списке роли, названные культовыми. Юрия Соломина любят за фильмы «Адъютант его превосходительства», «Инспектор уголовного розыска», «Обыкновенное чудо», «Хождение по мукам». Фильм «Дерсу Узала » (реж. Акира Куросава ) с его участием в 1975 году получил «Оскар».

Виталия оценили сразу после «Женщин» и «Старшей сестры». Потом были «Сибириада» (реж. Андрей Кончаловский , Специальный Гран-при Каннского фестиваля), «Искренне ваш…», неувядающая «Зимняя вишня», но больше всего зрители обожают Соломина – доктора Ватсона.

Были фильмы, где братья играли вместе – например, легкая «Летучая мышь» и драматическая «Даурия», которая снималась как раз в их родных местах, недалеко от Читы.

Юрий старше брата на шесть с половиной лет. Вместе с отцом он шел по сугробам забирать пацанчика, родившегося 12 декабря 1941 года, из больницы. Хоть война и была далеко, но жилось трудно. Родители, Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна , были педагогами по музыке и мотались по всей области, подрабатывая где только можно.


Юрий с детства хорошо читал стихи, занимался во Дворце пионеров. Из младшего мать мечтала сделать пианиста. Виталик занятия ненавидел, но вот любовь к музыке и мечту поставить музыкальный спектакль, не оперетту, а серьезную вещь, пронес через всю жизнь. Мечту он воплотил к 60 годам, и на этом спектакле его сразил смертельный инсульт.

Первым поступать в Москву уехал Юрий. Красивый талантливый юноша был принят в «Щепку», а оттуда ему была прямая дорога в Малый театр, тем более, к нему очень благосклонно отнеслись «старики». Виталий долго колебался, что же выбрать: у него были заметные успехи в спорте, а выступать со стихами он не любил. Но то ли вслед за братом, то ли, посмотрев фильм «Судьба человека», он решил показаться выездной комиссии, которая приехала в Читу в поисках молодых талантов. Младший Соломин понравился и уехал поступать – тоже в «Щепку». Помогал ему готовиться уже опытный Юрий.

Правила для жены

В Москве Виталию было неуютно, он ни с кем не сближался. Особенно его удивляла праздная жизнь столичной «золотой молодежи». Так бывает – от чего зарекаешься, на том и обожжешься. Он влюбился в студентку Щукинского училища Наталью Рудную , дочку писателя. Они поженились, но семейная жизнь не походила на ту, которую запланировал себе юный Соломин: горячий ужин, неторопливые беседы за столом и обязательно двое детей. Наташа проводила время на вечеринках. Брак быстро распался, а Соломин дал себе зарок не жениться 10 лет.


Но в самом конце 60-х режиссер Петр Тодоровский запускается с фильмом «Городской романс». К большеглазой и очень трогательной студентке текстильного института Маше Леонидовой подошли прямо на ленинградской улице и предложили сниматься в кино. И Маша робко попросила, чтобы на мужскую роль попробовали Виталия Соломина, того самого, из фильма «Женщины». Кстати, это был чуть ли не единственный случай, когда Соломина на роль не утвердили, снимался Евгений Киндинов . А вот Маша осталась в жизни Виталия навсегда.

Встречались они нечасто – жили в разных городах. Но встречи были незабываемыми: цветы, рестораны. Маша не знала, что ее кавалер тратит на это чуть ли не все, что зарабатывает. В конце концов они поженились. Причем начало семейной жизни было совсем непохоже на все предыдущее. Соломин вырвался из Москвы на несколько дней и просто предложил Маше зайти в загс. Когда молодая жена провожала Виталия, уже на вокзале он сказал: «Дай слово, что в кино ты больше сниматься не будешь». Год они ездили друг к другу в «гости».


Соломин считал, что молодая красивая женщина на съемочной площадке – это слишком большой соблазн, и он хорошо выучил уроки своего первого брака. Маша же с радостью согласилась сделать так, как хочет любимый. Лишь изредка ей все-таки удавалось оказаться на съемочной площадке. Вместе с мужем она играла в «Сильве» и в одной из серий о Шерлоке Холмсе.

Мария Антониновна поступила так, как мечтал Виталий: ее работа никогда не мешала семье. Она родила ему двух прекрасных дочек. Авторитет Виталия Мефодьевича был настолько беспрекословным, что она сама чувствовала себя ребенком по сравнению с мужем


Не все в их семье всегда было идеально. Наступил период, когда Соломин замкнулся в себе и в уединении писал дневник, который вел всю жизнь и в котором беспощадно судил себя за свои поступки. Мария поняла, что у него кто-то появился. Она собралась с силами и предложила супругу сделать выбор. Каково это было для женщины, которая жила за мужем как за каменной стеной? Два дня она мучительно ждала ответа, и наконец Виталий объявил, что он остается в семье.

Как рассказывала сама Мария Антониновна, «прощать» мужа ей пришлось дважды. Молва приписывает Соломину романы с красавицами Малого театра – Еленой Цыплаковой и Светланой Амановой . Но, что бы там ни было, семья сохранилась. Их брак продлился 30 лет. Соломин был прекрасным отцом и дедушкой, настоящим хозяином. Успел построить дачу, оборудовал там мастерскую и сам учил внука Кирилла столярничать.

«К вам Александр Андреич Чацкий»


Многие задаются вопросом, как уживались в одном театре два незаурядных брата Соломина. Наверное, не всегда просто, они были очень разные, и внешне, и по характеру. Но, как свидетельствует близкий друг Виталия Василий Ливанов , никогда младший не сказал ни одного плохого слова о старшем. Жена Виталия Соломина вспоминала, что в первые годы семейной жизни слышала от мужа только восхищенные отзывы о брате.

Другое дело, что Малый театр – один из самых консервативных, и Виталию Соломину не всегда нравились роли, которые ему предлагали. В 34 года он, казалось, дождался своего звездного часа. На его Чацкого , который в начале «Горя от ума» вылетал на заслуженную сцену, шлепался, раскидывал валенки и поправлял на носу «ленноновские» очки, валила вся Москва. Но потом опять наступил перерыв.

В 1986 году Виталий Соломин даже ушел из Малого в Театр им. Моссовета. И что интересно – как только художественным руководителем «Дома Островского » стал Юрий Мефодьевич, тут же вернулся. Правда, Соломин-старший не скрывал, что большую роль в этом сыграла мама, Зинаида Ананьевна, которая высоко ценила Юрия и верила, что он точно знает, как лучше.

Смерть на сцене

Судьба подарила Соломину роль доктора Ватсона. Но это не роль, которая сделала его знаменитым, это он сделал ее знаменитой. Ни в одном фильме про великого сыщика до той поры не было такого яркого Уотсона (Ватсона).

Кстати : В самом начале съемок Василий Ливанов немного «загулял». Соломин, которого это возмутило, предложил на главную роль своего партнера по Малому театру – Бориса Клюева . Было даже отснято несколько сцен. Потом Клюев сыграл эпизодическую роль Майкрофта Холмса .


Соломина не хотели утверждать, говоря, что Ватсон не может быть рыжим и курносым. Но режиссер Игорь Масленников предъявил «экспертам» фотографию Конан-Дойла , и те были вынуждены замолчать.

Ливанов и Соломин, не сошедшиеся поначалу, постепенно стали задушевными друзьями. Дружили не только они, но их жены и дети. Соломин, который многим казался замкнутым, нелюдимым, человеком, который действительно мог пройти не поздоровавшись, был очень щедрым для тех, кого он любил. Он мог устроить для своих театральных единомышленников Новый год с елкой и подарками в апреле. На юбилей пригласил только самых близких – и таких набралось 300 человек. Хотя большинство его друзей не были артистами. Среди них было много врачей.


Как раз они предупреждали Виталия Мефодьевича, чтобы тот серьезно занялся своим здоровьем. Соломина с молодости мучила гипертония. Но актер отмахивался, а жене вообще запрещал разговоры на эту тему.

В последние годы жизнь буквально улыбалась ему: он много снимался, а в театре разрешили поставить мюзикл «Свадьба Кречинского ». В этом спектакле Соломин исполнял главную роль, пел, танцевал, в свои почти 60 садился с размаху на шпагат. Часто в антракте ему делали укол, чтобы сбить давление. Но 24 апреля 2002 года он доигрывал первый акт уже полупарализованным. До сих пор те, кто был в этот вечер вместе с ним на сцене, не могут понять: как же он все-таки сумел договорить слова роли. Затем его увезли в Институт Склифосовского.

Юрий Мефодьевич с горечью вспоминал: «Я, как художественный руководитель театра, был вынужден выйти к зрителям, сказать, что мы не можем доиграть спектакль, и предложить желающим вернуть деньги. Больше половины выстроились в очередь к кассе». Этого актер и режиссер до сих пор не может понять.

Виталий Соломин боролся за жизнь еще 34 дня. Ему сделали операцию. Иногда он приходил в сознание, и тогда, казалось, все еще поправимо. Но 27 мая 2002 года его не стало.

Находясь на волосок от смерти, я видел туннель с ярким светом в конце. Двигался по нему, но не быстро - будто что-то мешало, не пускало...Потом всякий раз, когда выходил на сцену или знакомился с необыкновенным человеком, думал: «Вот и для этого тоже Господь сохранил мне жизнь...»

В начале девяностых рядом с Малым театром была устроена барахолка. Китайское тряпье висело даже на памятнике Островскому. Торговцы обтирали спинами только что покрашенные стены театра, оставляли после себя груды мусора. С утра до вечера - шум, гвалт, ругань. Случались и драки, в одной из которых был убит человек. В тот день, выйдя из театра, я пробирался сквозь строй торговцев к своей машине. Вдруг из припаркованного по соседству «мерседеса» выходят три парня - высокие, крепкие, красивые. Сразу понимаю, что имею дело со «смотрящими», которые контролируют рынок и собирают дань. Ребята почтительно здороваются, говорят обычные для поклонников слова, после чего спрашивают:

Может, есть проблемы?

Поблагодарив, указываю в сторону барахолки:

Вы же сами видите, что творится у храма искусства. Мы с таким трудом достали денег на ремонт, а все стены уже в темных пятнах.

Парни кивают:

Понятно.

Рынок, конечно, не убрали, но уже на другой день торговцы стояли в метре от стен театра и тряпки на бронзового Островского больше никто не вешал.

Некоторые из коллег, когда рассказывал об этой встрече, в ужасе округляли глаза: «Как ты не боялся с ними общаться?!»

Во-первых, ко мне эти парни отнеслись с уважением. Во-вторых, в детстве родители никогда не запрещали нам водиться с ребятами, которых сегодня назвали бы «неблагополучными». К слову сказать, многие из них впоследствии стали достойными людьми. Из детства я вынес и знание о том, что в преступном мире пустые обещания не в ходу. Вот и «смотрящие» за барахолкой тоже сдержали слово.

Мое первое воспоминание связано с арестом деда - маминого отца Анания Моисеевича Рябцева. Был канун какого-то праздника. Я проснулся от голосов и, путаясь в ночной рубашке, вышел из маленькой комнаты в коридор. Дед стоял в дверном проеме, одетый в длинное пальто. Рядом - чужие люди. Когда его уводили, он обернулся, сказал: «Берегите Юрочку» - и помахал рукой.

При нас с братом взрослые о деде не говорили - видимо из опасения, что я или Виталик поделимся семейной тайной с приятелями, а те станут тыкать пальцем во внуков «врага народа». И я до поры до времени держал давнее воспоминание при себе. Рассказал о нем только в 1956 году, когда приехал домой на каникулы и бабушка попросила проводить ее до прокуратуры: «Нужно получить документ». В учреждение она вошла одна, я остался на улице. Ждал долго, пока наконец бабушка не появилась в дверях, держа в руках листок бумаги. «Вот и все... - прошептала она. - Дедушку реабилитировали. Посмертно».

Тогда-то я и рассказал, каким дед остался в моей памяти. Грустно улыбнувшись, бабушка покачала головой: «Вряд ли ты можешь это помнить. Тебе два с половиной года было. Наверное, что-то такое в книжке прочитал или в кино видел».

В конце восьмидесятых, когда открыли архивы НКВД, забайкальские газеты стали публиковать дела репрессированных в тридцатые годы. Одна из статей была посвящена деду. Там было все: имя следователя, какие вопросы он задавал... Дед отвечал односложно или молчал. Он никого не оговорил, не предал, хотя протокол и заканчивался записью: «Был унесен в камеру». В материалах дела я нашел дату ареста - тридцатое декабря 1937 года. Выходит, это действительно случилось в канун праздника и запомнившееся прощание деда с семьей - не кадр из фильма. Допрос проводился в день ареста, а первого января 1938-го дед умер. Но родным сказали: приговорен к десяти годам без права переписки. Семья надеялась, что по окончании этого срока дед вернется или хотя бы напишет письмо. Конец надеждам положила та самая бумага из прокуратуры о посмертной реабилитации.


12 декабря Народному артисту России Виталию Соломину могло бы исполниться 75 лет, но 14 лет назад он ушел из жизни. Самыми известными его работами стали роли в фильмах «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Летучая мышь», «Сильва» и др. Обаятельный, восторженный и добродушный на экране, в жизни он был совсем другим. Его друзья и близкие утверждают, что за кадром он часто был угрюмым, замкнутым, бескомпромиссным и жестоким. Правда, таким же застенчивым, как и во многих своих фильмах.







Говорят, из-за непростого характера у Виталия Соломина даже был конфликт с родным братом, не менее известным актером Юрием Соломиным. Во всех интервью Юрий отказывался говорить о брате. Их семьи не общаются друг с другом. Зрители постоянно сравнивали братьев, хотя поводов для зависти или конкуренции между ними никогда не возникало – оба были в равной степени талантливы, успешны и популярны.





Андрей Кончаловский говорит, что Виталий Соломин был интровертом и испытывал трудности в общении. За это он и получил от него прозвище Каменный Цветок. Когда доктору Ватсону нужно было по сценарию поцеловать героиню, процесс застопорился – Соломин не мог преодолеть стеснение. Возможно, именно благодаря двойственности характера актеру одинаково хорошо удавались и комедийные, и драматические роли.





Ролью, которая принесла актеру всесоюзную популярность, стала роль доктора Ватсона. Поначалу у Виталия Соломина и Василия Ливанова на съемочной площадке отношения не ладились – оба отличались твердостью характера и упрямством, оба исполняли главные роли в фильме и считали нужным объяснять режиссеру и друг другу свое видение тех или иных сцен. Но в процессе съемок они превратились в настоящий творческий тандем, и после этого их самих и членов их семей связывали теплые дружеские отношения. Василий Ливанов признается: «В отношении к жизни мы совпадали очень во многом. Виталий делился со мной глубоко личными переживаниями, и я думаю, он ни с кем больше этими переживаниями не делился».





Почти всю жизнь прожив с одной женщиной – Марией Леонидовой, актер все же не отличался постоянством. Жена признается, что дважды ей пришлось прощать его измены. Во многом актер повторил судьбу своего героя из «Зимней вишни»: он тоже влюбился, будучи женатым, и тоже так и не решился уйти из семьи. У Соломина было два бурных романа с актрисами. Жена не только прощала, но и оправдывала мужа: говорила, что это было для него источником вдохновения.







При этом Соломин не умел демонстрировать свои чувства, особенно на людях. В семье был требовательным, категоричным и бескомпромиссным, диктовал свои условия и ожидал беспрекословного подчинения. Он настоял на том, чтобы его жена оставила актерскую профессию. Причем это условие он поставил, когда делал предложение. «Зарабатывать деньги, устраивать быт считалось его обязанностью. А моей – сделать так, чтобы всем членам семьи дома было хорошо. У нас был домострой, но по обоюдному согласию», – признается Мария. А однажды, когда жена после работы задержалась за разговором с подругой и не предупредила об этом, Соломин спустил ее с лестницы и захлопнул дверь перед ее носом.

«Я видел его вживую два раза, и ни я его не узнал, ни он меня. Потом стало понятно, что это был брат дедушки, но общения у нас никакого не было», – рассказал Кирилл. Раньше братья хорошо общались, ходили друг к другу в гости. После того, как их мама Зинаида Ананьевна ушла в мир иной, они перестали поддерживать связь. Женщина всю жизнь пыталась сблизить двух сыновей, часто приглашала их на семейные праздники.

capelino.com

«Они общались, когда была бабушка жива. Ходили друг к другу в гости, Юра к нам приходил: один и с семьей», – рассказала дочка Виталия Соломина, Елизавета.


1tv.ru

Сам Юрий Мефодьевич утверждает, что они с братом никогда не соревновались и не завидовали друг к другу. Всем хватало ролей в фильмах. Виталию Соломину было под силу играть комедийных персонажей, а Юрию – драматических. Вся страна любила актеров и никогда не сравнивала их. Каждый смог внести свой вклад в отечественный кинематограф.


trust.ua

«Виталий – он несерьезный человек. Когда он что-то говорил серьезно, всегда казалось, что несет какую-ту «пургу» сознательно. Вот эта готовность к улыбке, – она давала ему определенный шарм и обаяние. Его старший брат – артист драматический, у него с комедией сложнее», – подытожил Андрей Кончаловский.

Очень жаль, что в этой жизни, братья так и не смогли помириться.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные