Все школьные сочинения по литературе. Сочинение на тему «Два женских характера в романе Гончарова Обломов Обломов отношения с женщинами

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга,
и чем-то отличаться, чтобы любить. (Поль Жеральди)

Обломов - главный герой одноименного романа И.А. Гончарова . Его пассивная жизнь совсем не располагала к любовным переживаниям. Илья Ильич почти все время проводил на диване в бесплодных мечтах, ничего не делая для их реализации. В его воображении существовал идеальный образ будущей подруги. Но он ничего не делал, чтобы найти ее в жизни. Верный детской мечте о сказочной царевне Милитрисе Кирбитьевне, он спокойно ждал ее появления в своей жизни.

Обломова любили две женщины: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Первая девушка – деятельная личность, образованная и обаятельная. Она великолепно поет, интересуется литературой, искусством, наукой. Ольга разглядела благородную, чистую душу Обломова, скрытую под толщей бездеятельности. Но Ольга не закрывает глаза и на недостатки Обломова - лень, пассивность, привычку к малоподвижности.

Ей льстит мысль, что любовь подвигнет Обломова к деятельности, духовно возродит его. Она думает, что он найдет себе занятие по душе, полезное не только для развития его личности, но и нужное обществу. Ольга надеется, что Обломов станет хорошим хозяином в своем имении, заинтересуется происходящим вокруг. Ильинской приятна мысль, что, благодаря ее влиянию, Обломов станет деловым человеком и распростится с халатом и диваном.

Целеустремленность Ольги и уступчивость Обломова, казалось бы, создают предпосылки к перерождению Ильи Ильича, чего и добивается Ольга. Но этого не происходит. Вскоре их отношения расстраиваются. Активность Обломова полностью искусственна, является результатом влияния Ольги. Как только Обломов на несколько дней остается без руководства, он возвращается к прежнему образу жизни. У него нет внутренней потребности в изменении себя. Постепенно он начинает тяготиться тем стилем жизни, который Ольга ему навязывает. Чтобы быть с ней на одном уровне, ему приходится все время быть в движении, заниматься делом.

Ольга не соответствует идеалу Обломова, который он лелеет с детства. Он мечтает о спутнице жизни, которая будет воплощением внутреннего покоя и гармонии. Покой, а не ураган страстей ценит Обломов. И этот покой он находит в другой женщине. Это, Агафья Матвеевна, хозяйка квартиры, которую Обломов снял.

Сначала он ее почти не замечает. Илье Ильичу приятно видеть ее. Ему нравится, что она хозяйственная, радушная, добрая. Он не испытывает к ней любовного влечения. Никаких душевных волнений она у него не вызывает. Агафья Матвеевна не такая образованная, как Ольга, зато Обломов легко находит с ней общий язык, она обладает миролюбивым, ровным, спокойным нравом.

Ольга стремится вознести Обломова до образа, существующего в ее воображении, а Агафья Матвеевна принимает его таким, каков он есть и не помышляет о возможности каких-либо перемен. Ольга старается сделать счастливым Обломова, руководствуясь собственными представлениями о счастье, а Агафья Матвеевна печется об удобстве и покое Ивана Ильича.

Ольга постоянно требует от Обломова отчета в том, чем он занимается, а Агафья Матвеевна, напротив, не требует ничего, лишь трудится ради того, чтобы Обломову было спокойно. В тяжелую минуту она, не задумываясь, закладывает свои вещи, только бы Илья Ильич не ограничивал себя в своих привычках. Агафья Матвеевна оказалась тем идеалом женщины, о которой Обломов мечтал с детства. На ней Илья Ильич и женился.

Изменить Обломова было невозможно. Это понимал он сам, поняла это и Ольга. Если бы они поженились, то были бы несчастны. А с Агафьей Матвеевной спокойно и уютно. Счастье для Обломова — покой, а не любовь. И она тоже с ним счастлива. Любовь к Обломову придала смысл ее жизни. Эта простая, добрая и трудолюбивая женщина нашла свое предназначение в заботе о любимом. Обломов же словно вернулся в детство, в ту обстановку, которая была для него идеалом существования.

В романе «Обломов» жизнь все время как будто испытывает главного героя, искушает его различными «соблазнами» - светскими забавами, успешной карьерой, лучом писательской славы. Но главное испытание Обломова - это любовь.

Обломов мечтателен и поэтичен, он мечтает о любви. Однако Илья Ильич жаждет испытать лишь теплоту любви, не испытывая ее тревог. Идеальная любовь в понимании героя - это покой, поэзия, мечтательность. Идеальная женщина - это не роковая, страстная любовница, а нежная, стыдливая, кроткая жена, в сердце которой - вечное и ровное чувство. Но вместе с тем она должна быть целомудренна, ей должен быть чужд расчет, интриги.

Обломов знакомится с Ольгой Ильинской, в душе его зарождается сильное, искреннее чувство. Однако счастью героев не суждено сбыться. Основную причину этого обычно видят в душевном складе Обломова, в его инертности, равнодушии к жизни. Однако подлинные причины трагического финала этой любви лежат гораздо глубже.

Ольга Ильинская не отвечает «идеалу» Обломова. Она умна, порой язвительна, саркастична. Ольга импульсивна, порывиста, самостоятельна. Она в состоянии принять решение и достичь намеченной цели. Есть в ее характере и определенная рассудочность, исключающая поэзию и впечатлительность. Все это вносит определенный диссонанс в отношения героев, и чуткая душа Обломова улавливает этот диссонанс. Любовь становится для него «претрудной школой жизни». Так, Ольга уверена в чувствах и «честных намерениях» Ильи уже в самом начале романа с ним. Когда Обломов, преодолевая свое волнение, предлагает ей руку и сердце, она остается спокойной, «потому что давно предвидела это и привыкла к мысли».

И здесь Илья впервые начинает сомневаться в ее чувствах. «У него шевельнулась странная мысль. Она смотрела на него с спокойной гордостью и твердо ждала; а ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на минуту, а потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! И вдруг ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия! Как это понять! В сердце у него проснулась и завозилась змея сомнения...»

Обломов мечтает о свадьбе, о венчании в церкви. Он делится своими мечтами с Ольгой, однако она сразу же «возвращает его на землю», напоминая о необходимости оформления нужных бумаг, письма Штольцу и поисков квартиры.

«Что это такое? - печально думал Обломов, - ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру - точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить!»

Все дело в том, что в Ольге чересчур много рациональности и здравого смысла, что и явилось залогом ее будущего счастливого союза со Штольцем. И в этом отношении образ Ольги Ильинской - образ новый, оригинальный для русской литературы. «Долгое рабство русских заключенниц, материнство с болезнями, но без радости, и в виде единственного утешения церковь - вот на какой почве выросли русские Елены, Лизы, Марианны; их девиз пострадать, послужить, пожертвовать собой!... Ольга - миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», - писал критик И. Анненский.

Однако какова же сама эта любовь героини, которую она сравнивает с жизнью? Прежде всего, в чувстве Ольги сказывается «бессознательная потребность любить». Обломов угадал и почувствовал это своей нежной, восприимчивой душой. Именно так он обозначает чувства Ольги в своем письме. И сами сомнения героя в возможности его счастья не являются следствием лени или низкой самооценки героя. Обломов умен, по-своему опытен, он чувствует ситуацию гораздо глубже, тоньше, чем Ольга. Поэтому его предчувствия не случайны.

Интерес Ольги подогревается и ее самолюбием, честолюбивыми мечтами. Ее увлекает роль «путеводной звезды». «Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее. Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежного больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?... Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета, считала это уроком, назначенным свыше».

Таким образом, любовь здесь движима честолюбием и жаждой власти. Есть здесь и неосознанное желание героини обрести значительность в собственных глазах, желание серьезного отношения к ней Штольца, его похвалы, одобрения. Ольга мечтает о чудесном преображении Обломова, ни на минуту не забывая, что она, «такая робкая и молчаливая, которой до сих пор никто не слушался», будет виновницей этого чудесного превращения Ильи. «...Ольга не любит Обломова, она не любит этого морально и физически залежавшегося человека; она любит только того Обломова, которого она надеется сотворить своими собственными руками», - замечает Н. К. Михайловский.

Однако «чудесного превращения» не происходит. И причина здесь не только в характере Обломова. Как замечает А. В. Дружинин, «усилия Андрея и Ольги к пробуждению его апатии остались без успеха; но из этого еще далеко не следует, чтобы другие люди при других условиях не могли подвигнуть Обломова на мысль и благое дело». Думается, если б герой встретил живое воплощение своего женского идеала, его чувства (а возможно и поступки) были бы совсем иными.

Здесь же Обломов живет с несвойственной ему оглядкой. Его бедность, проблемы с имением, отсутствие квартиры - все становится для него непреодолимым препятствием, потому что он начинает смотреть на жизнь глазами Ольги. Но все события эти не столь значимы в глазах самого Ильи Ильича. И возможно, он сумел бы преодолеть их, будь его избранница иной.

И это различие героев, различие их характера, душевного склада, восприятия жизни - все это и становится истинной причиной их расставания. Обломов чувствует, что он не в состоянии дать Ольге того счастья, к которому она так стремится. Он сам разрушает свою любовь и отказывается от нее.

Как замечает Анненский, гармония любви в романе «мелькнула всего на два мгновения - в Casta divo и в сиреневой ветке», а далее скучная проза вошла в отношения героев - Обломова постоянно «посылают то за двойными звездами, то за театральными билетами», и он «кряхтя несет иго романа». Критик отмечает, что каждый из героев живет сложной внутренней жизнью, но совершенно независимо друг от друга.

И если Ольга не понимает этого, то это интуитивно чувствует Обломов. Ведь Ольга Ильинская не смогла бы дать ему всей полноты счастья, его идеал женщины сформировался в далеком детстве, в милой сердцу Обломовке. Агафья Матвеевна хотя бы отдаленно напоминала ему этот идеал - Ольга же была далека от него. Характерно, что брак Ольги Ильинской со Штольцем тоже не столь гармоничен, как это кажется на первый взгляд. Штольц также не может дать ей полноты счастья, до конца удовлетворить ее пытливый ум, беспокойную, ищущую натуру. Ольга скорее смиряется со своей судьбой и убеждает себя в ценности «простого семейного счастья», в ограниченности человеческих возможностей.

Сам образ жизни супругов Штольцев не многим отличается от обломовского. «Снаружи и у них делалось все, как у других. Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой... как все, как мечтал и Обломов... Только не было дремоты, уныния у них; без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова, разговор не кончался у них, бывал часто жарок». Однако думается, дремоты и уныния не было бы и в семье Обломова, если бы он нашел свой женский идеал.

Агафья Пшеницына воплощает лишь одну сторону этого идеала. А. В. Дружинин называет эту героиню «злым ангелом» Обломова. «Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввернула его в зияющую пучину на миг оставленной обломовщины, но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила», - пишет критик.

Думается, подобная оценка героини не совсем верна. Агафья Матвеевна не загубила Обломова, но и не дала ему всей полноты счастья. «Для одного человека она создала подобие счастья, по размерам оставшихся в нем жизненных сил; она дала Обломову возможность умереть в той тишине, ради которой он так упорно враждовал с живой жизнью». В любви этой не было, быть может., идеальной гармонии, той поэзии, о которой Обломов мечтал в разговорах со Штольцем, но было бескорыстие и безграничная преданность. Были здесь и живые чувства, и мечты, и радость - но все это в пределах мироощущения Агафьи Матвеевны, в пределах не целого мира, но маленького, тихого домика на Выборгской стороне.

Простые отношения, простодушные речи Агафьи Матвеевны, ее хлопоты по хозяйству, безграничная преданность, уют и комфорт, созданные ей в доме, - все это напоминало Илье Ильичу милую сердцу Обломовку. С подобной обстановкой, образом жизни ассоциировалась у него семья и любовь. Поэтому финал любовных сюжетов героя в какой-то степени закономерен - Обломов остается с Агафьей Матвеевной.

Таким образом, идеальная любовь в романе Гончарова - это несбыточный сон. Он не мог сбыться в жизни героя, так как «для него достижение идеала вовсе не цель жизни, для него это любимая мечта; борьба, усилия, суета в погоне за идеалом разрушают мечту». Обломов же всегда и во всем остается верен себе. В этом целостность и гармоничность личности героя.

Роман «Обломов» Ивана Гончарова – это значимое произведение русской литературы, раскрывающее многие острые проблемы социальной и духовной жизни российского общества. Особое место в произведении занимает тема любви, которую автор раскрывает через женские образы в романе «Обломов» – образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Обеих героинь связывают сильные чувства к Обломову на определенном этапе его жизни, однако выражение любви у женщин имело разный характер, по-разному отразилось на судьбе Ильи Ильича.
Как и мужские, женские образы в «Обломове» также противопоставляются, что явственно видно как при рассмотрении внешнего портрета героинь, так и при анализе их внутреннего мира, особенностей характера и темперамента.

Портретные характеристики женских образов

Оба женских образа – Ольги и Агафьи, изображены положительно и вызывают симпатию у читателя. Ольга предстает перед нами серьезной, пытливой натурой, для которой важно постоянно узнавать что-то новое, доселе неизведанное. Девушка много думает, о чем свидетельствует даже ее портрет – тонкие сжатые губы и складка над бровью «будто там покоилась мысль», зоркий, ничего не пропускающий, бодрый взгляд. В образе Ольги не было исключительной красоты, но она привлекала особой изящность и грацией, сквозь которые была заметна душевная глубина, гармоничность и артистизм девушки. Ольга была воспитана в дворянской семье, где получила хорошее воспитание и образование. Поэтичная, чувственная натура девушки, преображающейся во время пения, оттенялась серьезностью и практичностью Ольги.

Совершенно другой предстает перед читателем Агафья Пшеницына. Женщина изображается писателем как исконно русская красавица со светлой кожей и округлыми формами. Основные черты Агафьи – кротость, спокойствие, доброта, послушание, необходимость о ком-то заботиться и отдавать себя полностью. Женщина происходит из простой семьи, не имеет образования, но и не нуждается в знаниях, так как основной сферой деятельности, комфортной для нее, всегда оставалось ведение хозяйства – приготовление пищи и обустройство дома.

Два типа русской женщины

Женщины в романе Гончарова «Обломов» – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.

Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях. Она словно часть той самой далекой и «прекрасной» Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях. В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце. И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу «обломовщины», состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.

Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу. Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья. Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская. Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой «обломовщиной» – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга. После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.

В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму. На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального. Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.

Два типа любви

В «Обломове» Гончаров раскрывает тему любви именно через женские образы, как более восприимчивые и чувственные. Любовь Ольги, с одной стороны, была наполнена светлым, всеохватывающим чувством, ради которого она готова была даже втайне от тети сбежать на свидание с Обломовым. С другой же стороны, любовь девушки была эгоистичной – Ольга не думала о желаниях самого Ильи Ильича, стараясь перекроить как его личность, так и его жизнь под свое понимание правильного пути. Расставание возлюбленных было связано не только с пониманием, что оба любили иллюзорные, частично выдуманные и идеализированные образы друг друга, но и с осознанием, что любовь может строиться только на принятии человека таким, какой он есть. Обломов это понимал, поэтому и подсознательно боялся дальнейших отношений с Ольгой, так как их семейная жизнь превратилась бы в борьбу за первенство одной из сфер ценностей, ведь они оба не были готовы уступить другому и измениться. Стремительная, деятельная Ольга могла только вдохновлять своим примером Обломова, но чтобы искоренить в его душе «обломовщину», ей не хватало уступчивости и той женской мудрости, которая приходит с возрастом.

Совершенно иной любовью полюбила Обломова Агафья. Женщина не только окружила Илью Ильича комфортной для него атмосферой, воссоздав Обломовку прямо в своей квартире, но и обожала, практически боготворила своего мужа. Пшеницына принимала как достоинства, так и недостатки Ильи Ильича, продолжая заботиться и создавать для него максимальный уют даже в трудные моменты, делая все, чтобы мужчине не приходилось самому задумываться о суетном быте. Любовь Агафьи сравнима со слепой любовью матери, готовой на все, чтобы ее ребенок всегда оставался дома, не покидая ее ради соблазнов реального мира, потакая каждой его приходи и малейшему желанию. Однако такая забота всегда пагубна, поэтому и привела к болезни, а затем и к смерти Обломова.

Заключение

Женские образы в романе Гончарова «Обломов» – это два сборных, типичных женских образа 19 века, изображая которые автор раскрывает ряд важных социальных и философских вопросов. Писатель раздумывает над женской судьбой в российском обществе и вопросами достижения женщиной не только семейного, но и личного счастья, анализирует два диаметрально противоположных, но приводящих к краху типа любви. Гончаров не дает конкретных ответов, но предоставляет читателю обширное поле для размышлений над этими вечными вопросами, интересующими людей и в наше время.

Подробное описание женщин и характеристика их ролей в романе будет особенно актуально для 10 классов во время написания сочинения на тему «Женские образы в романе «Обломов».

Тест по произведению

Роман «Обломов» является самым ярким произведением И. А. Гончарова. Автор работал над ним более 10 лет. Основная сюжетная линия произведения «Обломов» - это история любви Ильи Ильича к Ольге Ильинской. Про таких людей часто говорят, что они сделаны из разного теста. Тем не менее, часто случается, что жизнь сталкивает между собой полностью противоположных людей. Попробуем понять, каковы эти два персонажа, и проанализируем, почему именно так сложились взаимоотношения Обломова и Ольги.

Ильи Ильича

Жизнь Обломова вернее всего будет назвать бездеятельной. Он мало чем интересуется, никуда не выходит, не читает книг. Любимое времяпрепровождение героя - лежание в халате на диване. Он просто не видит смысла в деятельности, Обломов любит мечтать.

Приехавший навестить его друг, Андрей Иванович Штольц, - противоположность главного героя. Он пытается внести перемены в его жизнь. Взаимоотношения Обломова и Ольги начались именно благодаря ему.

Знакомство с Ольгой

Итак, Штольц старается расшевелить Обломова. Они вместе ездят в гости, Штольц заставляет его читать, знакомит с интересной девушкой, которой и оказалась Ольга Ильинская.

Это знакомство пробуждает в главном герое сильные чувства. Он объясняется девушке в любви. Обломов и Ольга, взаимоотношения которых, казалось бы, не могли начаться вообще, тем не менее стали встречаться. Девушка считает любовь к Илье Ильичу своим долгом. Она желает изменить его, заставить жить по-другому.

Перемены в жизни Обломова

Жизнь главного героя действительно изменилась. Он начинает вести достаточно активную деятельность. Илья Ильич теперь поднимается в семь утра, читает. На лице появляются краски, совсем пропадает усталость.

Любовь к Ольге заставляет проявить Обломова лучшие качества. Как замечает Гончаров, Илья Ильич в какой-то мере «догнал жизнь».

Однако решение практических вопросов по-прежнему тяготит его. Ему неинтересно заниматься постройкой дома в Обломовке, проводить дорогу в село. Более того, взаимоотношения Обломова и Ольги порождают в нем неуверенность в своих силах, в себе. Потом он приходит к пониманию, что Ольга не любит его. Она требовательна, настойчива, строга, взыскательна. Праздник любви превратился в долг, даже в повинность.

Взаимоотношения Обломова и Ольги заканчиваются, он снова надевает халат и ведет прежний образ жизни.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

В своем романе Гончаров пишет о двух женщинах, которые любили Обломова. Первая, Ольга Ильинская, активная, образованная. Она хорошо поет, интересуется искусством, литературой и наукой. Обладая высокими душевными качествами, она смогла понять благородство души Обломова. Однако Ольга видит недостатки в натуре Ильи Ильича. Ей не нравится его пассивность, малоподвижность, лень. Она любит, скорее, свою благородную миссию, благодаря которой должно случиться духовное возрождение главного героя. Девушка не лишена тщеславия. Ей приятна мысль, что она будет причиной его «пробуждения».

Именно из-за того, что в этой любви было много стремления переделать другого, расстались Обломов и Ольга. Взаимоотношения, основанные на требованиях и претензиях к другому человеку, обречены на провал.

Совершенной противоположностью Ольги была Агафья Матвеевна Пшеницына - вторая женщина, любившая Обломова. Она, конечно, не обладала образованностью Ильинской и не понимала его ум, не видела духовного богатства. Агафья Матвеевна вкусно кормила его и просто делала жизнь Ильи Ильича удобной.

Женский идеал Обломова

Несоответствие девушки идеалам Ильи Ильича - еще одна причина, по которой не смогли быть вместе Ольга Ильинская и Обломов. Взаимоотношения этих героев были основаны на преклонении перед красотой и честолюбивом желании переделать близкого человека.

Не секрет, что в любви мы часто ищем те идеалы, которые были усвоены нами еще в детстве. Требовательная Ольга побуждает Обломова действовать, размышлять, а он ищет гармонии и покоя, которые может обеспечить любимая женщина.

Ольга Ильинская и Обломов, взаимоотношения которых не продлились долго, знакомятся, как мы помним, через общего знакомого Андрея Штольца. Эта девушка врывается в его жизнь и на какое-то время вырывает из мира бездействия и грез.

Агафья Матвеевна - хозяйка квартиры, которую снял Обломов, появляется в его жизни как-то совсем обычно, почти незаметно. Главному герою нравится немного поговорить с ней, он отмечает ее хозяйственность, ровный нрав. Однако она не вызывает в его душе никакого волнения.

В отличие от Ольги, Агафья Матвеевна не пытается возвысить Обломова до своего идеала, она считает его породы, чем она сама. Как известно, для мужчины важно, чтобы его любили таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Агафья Матвеевна становится для Обломова олицетворением женской добродетели.

Ильинской строились на ее представлениях о счастье. Агафья Матвеевна думала лишь о комфорте и удобстве Ильи Ильича. Ольга постоянно заставляла Обломова действовать, ради нее ему приходилось переступать через себя. Агафья Матвеевна, наоборот, старается избавить главного героя от лишних хлопот. Она даже закладывает свое имущество, чтобы Обломов не отказывался от любимых привычек.

Взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской не были возможны по причине несоответствия этих двух характеров. Гончаров подводит нас к пониманию того, что именно Агафья Матвеевна воплотила в себе идеал женщины главного героя. Он женился на этой доброй, трудолюбивой женщине. Жизнь с Ольгой не принесла бы счастья ни ему, ни ей, ведь их цели совершенно разные.

Жизнь с Агафьей Матвеевной стала для Обломова воплощением спокойствие, сытость, уют. С ней Илья Ильич словно вернулся в счастливые дни своего детства, наполненные любовью и заботами маменьки.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные