Японская поэзия танка. Японское пятистишие — танка и трехстишие — хокку

Хокку (хайку) и танка

Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения.

Хокку, или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Генетически этот жанр связан с танка.

Танка (короткая песня) - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой.

С течением времени танка (пятистишие) стала четко делиться на две строфы: трехстишие и двустишие. Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй - последующую. В двенадцатом веке появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший и двустиший. Эта форма получила название "рэнга" ("нанизанные строфы"); первое трехстишие называлось "начальной строфой", по-японски "хокку". Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием природы, причем с обязательным указанием на время года. Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трехстишие прочно утвердилось в японской поэзии во второй половине семнадцатого века.

Хокку обладает устойчивым метром. Это не исключает поэтической вольности, например, у Мацуо Басё (1644-1694). Он иногда не считался с метром, стремясь достигнуть наибольшей поэтической выразительности.

Мацуо Басё - создатель не только поэзии хокку, но и целой эстетической школы японской поэтики. Его подлинное имя - Мацуо Мунэфуса. Родился в замковом городе Уэно провинции Ига (в центре острова Хонсю), в семье небогатого самурая Мацуо Ёдзаэмона. Родные Басе были людьми образованными, что прежде всего предполагало знание китайских классиков. Отец и старший брат Басе преподавали каллиграфию. Сам Басе с детства был товарищем княжеского сына - большого любителя поэзии; вскоре сам Басе начал писать стихи. После ранней смерти своего молодого господина Басе ушел в город и принял постриг, освободившись тем самым от службы своему феодалу, но настоящим монахом не стал.
Учился у знаменитых в то время мастеров поэзии хокку Катамура Кигин и Нисияма Соин. В 1680 г. опубликовал первую антологию собственных стихов и стихов своих учеников. Тогда же поселился в хижине в предместье Эдо (Токио). В 1684 г. начинает странствовать, как его любимый поэт Сайгё. По мере того как росла слава Басе, к нему стали стекаться ученики всех званий. К концу жизни у него было множество учеников по всей Японии, но школа Басё не была обычной для того времени школой мастера и внимающих ему учеников: Басе поощрял приходивших к нему на поиски собственного пути, каждый обладал своим почерком, иногда очень отличавшимся от почерка учителя. Учениками Басе были Кёрай, Рансэцу, Иссё, Кикаку; к школе Басе принадлежит Тиё - талантливая поэтесса, которая, рано овдовев и потеряв ребенка, постриглась в монахини и посвятила себя поэзии...

Басё (1644-1694)

Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.

Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка.

Иссё (1653-1688)

Видели все на свете
Мои глаза - и вернулись
К вам, белые хризантемы.

Рансэцу (1654-1707)

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.

Тиё (1703-1775)

На смерть маленького сына

О мой ловец стрекоз!
Куда в неведомую даль
Ты нынче забежал?

Роса на цветах шафрана!
Прольется на землю она
И станет простой водою...

Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку...
Тому, кто ветку сломал.

Я и забыла,
Что накрашены губы мои...
Чистый источник!

Бусон (1716-1783)

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

Я поднялся на холм,
Полон грусти, - и что же:
Там шиповник в цвету!

Выпала роса,
И на всех колючках терна
Капельки висят.

Холод до сердца проник:
На гребень жены покойной
В спальне я наступил.

Исса (1768-1827)

Так кричит фазан,
Будто это он открыл
Первую звезду.

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

Дерево - на сруб...
А птицы беззаботно
Гнездышко там вьют!

О, с какой тоской
Птица из клетки глядит
На полет мотылька!

В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились!

Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни...
Даже тогда...

На смерть маленького сына:

Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же...

Из книги: Бабочки полет. Японские трехстишия / Пер. с яп. В.Н. Марковой. - М., 2000.

Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения.

Хокку, или хайк у (начальные стихи), - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Генетически этот жанр связан с танка.

Танка (короткая песня) - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой.

С течением времени танка (пятистишие) стала четко делиться на две строфы: трехстишие и двустишие. Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй - последующую. В двенадцатом веке появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший и двустиший. Эта форма получила название "рэнга" ("нанизанные строфы"); первое трехстишие называлось "начальной строфой", по-японски "хокку". Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием природы, причем с обязательным указанием на время года. Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трехстишие прочно утвердилось в японской поэзии во второй половине семнадцатого века.

Хокку обладает устойчивым метром. Это не исключает поэтической вольности, например, у Мацуо Басё (1644-1694). Он иногда не считался с метром, стремясь достигнуть наибольшей поэтической выразительности.

Мацуо Басё - создатель не только поэзии хокку, но и целой эстетической школы японской поэтики. Его подлинное имя - Мацуо Мунэфуса. Родился в замковом городе Уэно провинции Ига (в центре острова Хонсю), в семье небогатого самурая Мацуо Ёдзаэмона. Родные Басе были людьми образованными, что прежде всего предполагало знание китайских классиков. Отец и старший брат Басе преподавали каллиграфию. Сам Басе с детства был товарищем княжеского сына - большого любителя поэзии; вскоре сам Басе начал писать стихи. После ранней смерти своего молодого господина Басе ушел в город и принял постриг, освободившись тем самым от службы своему феодалу, но настоящим монахом не стал.
Учился у знаменитых в то время мастеров поэзии хокку Катамура Кигин и Нисияма Соин. В 1680 г. опубликовал первую антологию собственных стихов и стихов своих учеников. Тогда же поселился в хижине в предместье Эдо (Токио). В 1684 г. начинает странствовать, как его любимый поэт Сайгё. По мере того как росла слава Басе, к нему стали стекаться ученики всех званий. К концу жизни у него было множество учеников по всей Японии, но школа Басё не была обычной для того времени школой мастера и внимающих ему учеников: Басе поощрял приходивших к нему на поиски собственного пути, каждый обладал своим почерком, иногда очень отличавшимся от почерка учителя. Учениками Басе были Кёрай, Рансэцу, Иссё, Кикаку; к школе Басе принадлежит Тиё - талантливая поэтесса, которая, рано овдовев и потеряв ребенка, постриглась в монахини и посвятила себя поэзии...

Некоторые жанры японской поэзии

Классические танка в письменной (а в устной и того дольше) форме существуют, начиная с VIII в.и успели претерпеть множество изменений. Темы таких танка жёстко регламентированы и как правило представляют из себя песни любви или разлуки, песни, написанные на всякий случай или в пути, в них человеческие переживания происходят на фоне смены сезонов года и как бы вплавлены (а точнее – вписаны) в них.

Классические танка содержат по пять строк в 5 – 7 – 5 – 7 – 7 слогов соответственно и это малое пространство не позволяет перевести на другие языки весь тот ассоциативный ряд, который возникает у читающего (или пишущего) японца. Поскольку танка несут в себе ключевые слова, отвечающие за возникновение определённых ассоциаций, то посредством перевода на другие языки всех смыслов этих слов можно добиться примерного воссоздания первоначальной логической цепочки. Также следует отметить, что танка хоть и являются стихотворной формой, но рифмы не имеют.

Танка, или мидзикаута это японский средневековый жанр пейзажной, любовной и философской лирики; нерифмованное 31-слоговое пятистишие, основанное на принципе чередования 5-сложных и 7-сложных строк по схеме 5–7–5–7–7 слогов.

Строение и пример танка

По ритмическому строению танка является древней строфой, которая состоит из пяти стихов, не имеет метра и рифмы. Стихотворная единица – слог. Первый, третий стихи содержат по 5 слогов, второй, четвертый, пятый – семисложные, в целом в танке насчитывается 31 слог.

При краткости формы стихи танка отличаются поэтическим изяществом и глубоким смыслом, причем в первых трех строках сосредоточена основная мысль, в двух последних – заключение.

Пример танка:

Вы, ветры неба,
проход меж облаками
скорей сомкните,
чтоб юные созданья
ещё побыли с нами!
(Хэндзё, IX в.)

Связь танка с жанром вака

По принципу построения танка организован стих тёка (яп. «длинная песня»), или нагаута, отличающийся от лирического пятистишия неограниченным размером (до 50 стихов и более).

Танка, как и нагаута, представляет собой разновидность японского средневекового поэтического жанра вака, который культивировался среди феодальной аристократии.

Происхождение и расцвет жанра

Танка возникла в японской поэзии раннего Средневековья (VIII в.) и достигла расцвета в IX–X вв., став традиционной стихотворной формой аристократической литературы Японии наряду с нагаута и сэдока.
Классические образцы жанра представлены в средневековых антологиях японской лирической поэзии, которые издавались по указам императоров. Стихами танка богато творчество «шести бессмертных» поэтов Японии (IX в.): Аривара-но Нарихира, Оно-но Комати, Хэндзё, Фунъя-но Ясухидэ, Кисэн-хоси, Отомо Куронуси.

Антология «Манъёсю»

Первая и наиболее признанная антология японской поэзии – «Манъёсю» («Собрание мириад листьев»), датируемая приблизительно 759 г. Из 4516 сочинений поэтического сборника 4207 – короткие песни «танка», среди авторов которых значились Ямабэ-но Акахито, Какиномото-но Хитомаро, Отомо-но Табито, Яманоуэ-но Окура, Такахаси Мусимаро, Отомо-но Якамоти.

«Манъёсю» – золотой век японской поэзии. Прямое изложение, простота и эмоциональная насыщенность – характерные особенности произведений антологии.

Антология «Кокинсю»

Поэзия танка получила наиболее полное, законченное выражение в императорской антологии «Кокинсю», или «Кокинвакасю» («Собрание старых и новых песен Японии», 922 г.). Этот сборник состоит из 1111 лирических стихотворений вака, сгруппированных по темам.

«Кокинсю» считается воплощением серебряного века японской поэзии, символом возрождения поэтического искусства в период Хэйан (794-1185 гг.).

Значение танка в современной поэзии

Перетерпев множество модификаций, стихотворная форма танка сохранилась и преобладает в японской национальной поэзии нового времени и современности (Масаока Сики, Исикава Такубоку, Ёсано Тэккан, Асида Такако и др.).

Поэт, сочиняющий танка, называется кадзин.

Слово танка заимствовано из японского языка и в переводе означает короткая песня.

В японской поэзии нет рифмы, но при этом имеется специальный ритм, который рифмует слоги. Тут много внимания уделяется организации стихотворения в звуковом и ритмичном плане.

Хокку

Хокку или у него есть еще название "Хайку" – это самый известный японский жанр поэзии. В нем всего три строки, в которых есть всего 17 слогов, составленных по специальной схеме: 7+5+7. Хокку считается особым японским жанром поэзии, так как им обладают немногие. Это дар писать о многом. Малым количеством слов.

Первая строфа (Хокку), чаще всего была выдающейся и лучшей из всего рэнга. Со временем начали появляться целые сборники с такими произведениями. Но твердо утвердилось трехстишие, где-то ко второй половине 17 века. Хокку имеет устойчивый метр. Но это совершенно не означает что поэт не мог повольничать. Например, автор Мацуо Басё (1644-1694) иногда оставлял это правило в стороне, пытаясь достигнуть наибольшего поэтического величия и совершенства.

Танка

Танка - древнейший жанр, который уже давно радует поклонников японской поэзии. Если быть максимально точными, то это песня. Впервые есть упоминания о Танка еще в восьмом веке. Это пятистишья, которые обычно состоят из 31 слога. Танка отличается какой-то недосказанностью, тонким и мимолетным настроением автора, поэтически изящна, и вызывает бурю эмоций.

Танка является пятистишием, которое с движением времени стали делить на трехстишие и дополнительно две строки. Бывало такое, что один поэт составлял первые 3 строки, а другой, остальную часть произведения. Но спустя четыре века, появилось новое направление поэзии, которое взяло название «Рэнга». Возникло оно из танка, вот только в нем, строфы продолжают повторяться. Рэнга не обладает единством темы, но чаще всего оно рассказывает о природе, указывая на время года.

Японский поэт Мацуо Басё

Мацуо Басё – не просто поэт и мастер хокку, но и человек, который создал целую эстетическую школу поэтики Японии того времени. Мацуо Мунэфуса – это настоящее имя автора, который был рожден в прекрасном и звучном месте под названием Уэно. Это замковый город в небольшой провинции Ига. Его отец был небогатым самураем. Но родственники автора были образованными людьми, что и позволило узнать классических китайских писателей. Старший брат и отец, давали ему уроки каллиграфии. Ну а сам автор дружил с княжеским сыном, который не мог представить жизни без поэзии. Это и послужило начальным этапом его творчества. Совсем скоро Басё решил попробовать себя в данном жанре. После того как его товарищ умер, он ушел и принял постриг, тем самым освободив себя от службы феодалу. Но монахом он так и не стал.

Обучение проходил он у лучших мастеров того времени. Позже, когда к нему пришла слава, он сам стал учителем для многих начинающих поэтов.

Япония была одной из ведущих сил во время Второй мировой войны. Масштаб стратегических замыслов ее руководства должен был подтверждаться высоким качеством техники. Поэтому в 30-е годы японцы создали множество моделей танков, несколько лет без перерыва сражавшихся на тихоокеанском фронте Второй мировой войны.

Закупка западных моделей

Идея создания собственных танков появилась в Японии после Первой мировой войны. Этот конфликт показал перспективность данного современного вида вооружения. Так как у японцев не было собственной промышленности, необходимой для производства танков, они стали знакомиться с наработками европейцев.

Для Токио это был знакомый метод модернизации. Страна восходящего солнца несколько столетий провела в тотальной изоляции и только во второй половине XIX века начала интенсивно развиваться. С нуля появлялись новые отрасли экономики и промышленности. Поэтому задача провести аналогичный эксперимент с танками не была такой уже фантастической.

Первыми в 1925 году были закуплены французские Renault FT-18, которые в то время считались лучшими машинами в своем роде. Этим модели были приняты японцами на вооружение. Уже очень скоро инженеры и конструкторы этой страны, набравшись западного опыта, подготовили несколько своих пилотных проектов.

"Чи-И"

Первый танк японский был собран в Осаке в 1927 году. Машина была названа "Чи-И". Это была экспериментальная модель, которая так и не дождалась серийного производства. Однако именно она стала тем самым «первым комом», который оказался для японских специалистов отправной точкой для дальнейших технических изысканий.

Модель имела пушку, два пулемета, а ее масса равнялась 18 тоннам. Ее конструктивная особенность заключалась в нескольких башнях, на которых были установлены орудия. Это был смелый и неоднозначный эксперимент. Первый танк японский также был снабжен пулеметом, предназначенным для защиты машины с тыла. Из-за этой особенности его устанавливали позади моторного отсека. Испытания показали, что многобашенная конструкция оказалась неудачной с точки зрения боевой эффективности. В дальнейшем в Осаке решили отказаться от реализации такой системы. Танк японский "Чи-И" так и остался исторической моделью, никогда не побывавшей на настоящей войне. Но некоторые его черты унаследовали машины, позже использованные на полях Второй мировой войны.

"Тип 94"

В основном японские были разработаны в 30-е годы. Первой моделью в этом ряду является Токусю Кэнъинся (сокращенно ТК, или "Тип 94"). Этот танк отличался малыми габаритами и массой (всего 3,5 тонны). Его использовали не только в боевых, но и вспомогательных целях. Поэтому в Европе "Тип 94" считали танкеткой.

В качестве вспомогательного транспортного средства ТК применялся для перевозки грузов и помощи автоколоннам. Таким по задумке конструкторов было первоначальное предназначение машины. Однако со временем проект эволюционировал в полноценную боевую модель. Почти все последующие японские унаследовали у "Типа 94" не только конструкцию, но и компоновку. Всего было произведено более 800 единиц этого поколения. "Тип 94" в основном применялся во время вторжения в Китай, начавшегося в 1937 году.

Любопытна послевоенная судьба Токусю Кэнъинся. Часть парка этих моделей была захвачена союзниками, победившими японцев после атомных Танки были переданы китайцам - коммунистов и войскам Гоминьдана. Эти стороны были враждебны друг другу. Поэтому "Тип 94" еще несколько лет испытывался на полях китайской гражданской войны, после которой была образована КНР.

"Тип 97"

В 1937 году "Тип 94" был признан устаревшим. Дальнейшие изыскания инженеров привели к появлению новой машины - прямого потомка Токусю Кэнъинся. Модель получила название "Тип 97" или сокращенно "Те-Ке". Этот танк японский применялся во время боев в Китае, Малайе и Бирме до самого По сути, это была глубокая модификация "Типа 94".

Экипаж новой машины состоял из двух человек. Двигатель располагался сзади, а трансмиссия - спереди. Важным нововведением по сравнению с предшественником стало объединение боевого и управленческого отделения. Машина получила 37-миллиметровую пушку, унаследованную у ТК.

Новые японские танки в полевых условиях впервые были опробованы в боях на реке Халхин-Гол. Так как они не участвовали в первых ударах по советским позициям, большей части "Те-Ке" удалось уцелеть. Почти все действующие боевые единицы этого типа были переброшены на Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны. Эти малые танки особенно эффективно использовались для разведки позиций противника. Также их применяли в качестве машин, организующих связь между разными частями фронта. Малые размеры и масса делали "Тип 97" незаменимым оружием для поддержки пехоты.

"Чи-Ха"

Интересно, что почти все японские танки Второй мировой войны были разработаны сотрудниками компании «Мицубиси». Сегодня этот бренд известен в первую очередь в автопроме. Однако в 30-40-е годы заводы компании исправно выпускали надежные машины для армии. В 1938 году в «Мицубиси» начали производство "Чи-Ха" - одного из главных японских средних танков. По сравнению со своими предшественниками, модель получила более мощные орудия (в том числе 47-миллиметровые пушки). Кроме того, она отличалась усовершенствованной наводкой.

"Чи-Ха" применялись в бою с первых же дней после своего появления на конвейере. На начальном этапе войны с Китаем они оставались эффективным орудием в руках японских танкистов. Однако после того как в конфликт были втянуты США, у "Чи-Ха" появился серьезный боевой конкурент. Это были танки типа M3 Lee. Они без особого труда справлялись со всеми японскими машинами легкого и среднего сегмента. Во многом из-за этого из более чем двух тысяч единиц "Чи-Ха" в качестве музейных экспонатов сегодня осталось всего дюжина представителей данной модели.

"Ха-Го"

Если сравнить все японские танки Второй мировой, то можно выделить две самых основных и распространенных модели. Это уже вышеописанная "Чи-Ха" и "Ха-Го". Данный танк серийно производился в 1936-1943 гг. Всего было выпущено более 2300 единиц этой модели. Хотя сложно выделить лучший японский танк, именно "Ха-Го" имеет больше всего прав на это звание.

Первые его наброски появились еще в начале 30-х годов. Тогда японское командование хотело получить машину, которая могла бы стать эффективным вспомогательным средством для кавалерийских атак. Именно поэтому "Ха-Го" отличался такими важными качествами, как высокая проходимость и мобильность.

"Ка-Ми"

Важной особенностью "Ха-Го" было то, что этот танк стал основой для многочисленных модификаций. Все они были экспериментальными и поэтому не получили широкого применения. Однако это вовсе не означает, что среди них не было конкурентоспособных моделей.

Высококачественным, например, был "Ка-Ми". Он был уникален тем, что остался единственным массово выпущенным плавающим японским танком Второй мировой войны. Разработка данной модификации "Ха-Го" началась в 1941 году. Тогда японское командование начало подготавливать кампанию по наступлению на юг, где было множество малых островов и архипелагов. В связи с этим появилась необходимость высадки морского десанта. Японские тяжелые танки в этой задаче помочь никак не могли. Поэтому в Мицубиси затеяли разработку принципиально новой модели, основанный на самом распространенном танке Страны восходящего солнца "Ха-Го". В итоге было выпущено 182 единицы "Ка-Ми".

Использование плавающих танков

Ходовая часть прежнего танка была усовершенствована для того, чтобы машину можно было эффективно использовать на воде. Для этого, в частности, был значительно изменен корпус. Из-за своей оригинальности каждый "Ка-Ми" собирался медленно и долго. По этой причине первая крупная операция с использованием плавающих танков произошла только в 1944 году. Японцы высадились на Сайпане - крупнейшем из К концу войны, когда императорская армия не наступала, а, наоборот, только отступала, прекратились и ее десантные операции. Поэтому "Ка-Ми" стали использовать в качестве обычного наземного танка. Этому способствовало то, что по своей конструкции и ходовым характеристикам он был универсальным.

В 1944 году фото японских танков, плавающих по побережью Маршаловых островов, облетели весь мир. К тому времени империя уже была близка к поражению, и даже появление принципиально новой техники помочь ей никак не могло. Тем не менее сами "Ка-Ми" производили большое впечатление на противников. Корпус танка отличался просторностью. В него помещалось пять человек - водитель, механик, стрелок, заряжающий и командир. Внешне "Ка-Ми" сразу же бросался в глаза из-за своей двухместной башни.

"Чи-Хе"

"Чи-Хе" появился как результат работы над ошибками, связанными с характеристиками Чи-Ха. В 1940 году японские конструкторы и инженеры решили наверстать отставание от западных конкурентов самым простым путем копирования иностранных технологий и наработок. Таким образом, вся самодеятельность и оригинальность восточных специалистов были отложены в сторону.

Результат этого маневра не заставил себя ждать - "Чи-Хе" больше всех своих японских «сородичей» и внешне и внутренне стал напоминать европейские аналоги того времени. Но проект был реализован слишком поздно. В 1943-1944 гг. было выпущено всего 170 "Чи-Хе".

"Чи-Ну"

Продолжением идей, воплощенных в "Чи-Хе", стал "Чи-Ну". Он отличался от предшественника только усовершенствованным оружием. Конструкция и компоновка корпуса осталась прежней.

Серия оказалась немногочисленной. На завершающем этапе Второй Мировой в 1943- 1945 гг. было выпущено всего около сотни "Чи-Ну". Согласно идее японского командования, эти танки должны были стать важной силой обороны страны при высадке американских войск. Из-за атомных бомбардировок и скорой капитуляции государственного руководства этой иностранной атаки так и не случилось.

"О-И"

Чем отличались японские танки? Обзор показывает, что среди них не было моделей тяжелого класса согласно западной классификации. Японское командование предпочитало легкие и средние машины, которые было легче и эффективнее использовать в связке с пехотой. Однако это вовсе не означало, что в этой стране не существовало проектов принципиально другого типа.

Одной из таких была идея о сверхтяжелом танке, который получил черновое название "О-И". Этот многобашенный монстр должен был вмещать в себя экипаж из 11 человек. Модель проектировалась в качестве важного оружия для готовящихся атак на СССР и Китай. Работа над "О-И" началась в 1936 году и так или иначе велась вплоть до поражения во Второй мировой войне. Проект то закрывался, то заново возобновлялся. Сегодня нет достоверных данных о том, что был произведен хоть один опытный образец этой модели. "О-И" так и остался на бумаге, как и идея Японии о своем региональном доминировании, которая привела ее к гибельному союзу с гитлеровской Германией.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные