Западные славяне. Полабо-поморские. Славия. Русь Полабская Генрих лев и полабские славяне

И чем дальше двигался Запад по временной оси, чем более образованным и просвещенным он становился, тем все более востребованными (и для внутреннего, и для внешнего использования) становились сказочки о диких славянах. Собственно говоря, на этих сказочках со временем выросла и русофобия. Она и сейчас живет – в массовом сознании западноевропейцев, в «научных» исследованиях о «татаро-монгольском и угро-финском» происхождении русских, о «небывалых в истории человечества» зверствах Ивана Грозного, об особой предрасположенности и даже любви русских к рабству и т.д. и т.п.

И в основе всего этого, повторимся, западноевропейские, немецкие в первую очередь, мифы о славянах, как о людях второго, а то и третьего сорта, не способных ни к развитию цивилизации, ни к самоуправлению. И если они чего-то и достигли, мол, в позднейшее время, то это только благодаря миссионерству Запада.

Появление славян в истории

Несмотря на многочисленные факты и свидетельства о том, что славяне в Европе в ранее Средневековье достигли очень высокого уровня развития, в исторической науке царит тишь и благодать. Сочинённая немцами и удобная германоязычным народам фальсифицированная версия стала такой монолитной и ничем не пробиваемой, что бороться с ней почти невозможно, да и усилия, предпринимаемые оппонентами, героическими никак не назовешь.

Между тем, что же говорит историография и археология о славянах? Начальная достоверно славянская археологическая культура – пражско-корчакская – возникла в V-VI веках нашей эры. Эта культура имеет прямое продолжение в таких же достоверно славянских более поздних культурах на территории Чехии, Польши, Балкан, Украины и России. Вплоть до древнерусской и русской культуры.

С момента своего появления, зафиксированного археологией, славяне появляются и в истории. И демонстрируют при этом завидную энергию. В течение двухсот лет, ничтожно малого срока по историческим масштабам, они заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, верховья Дона, Оки и Волги на востоке, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы на западе. Занимают практически всю территорию бывшей ГДР и Эльба становится границей между славянами и германцами. И сегодня Берлин, Лейпциг, Мекленбург, Альтенбург и прочие города имеют славянскую этимологию – Медведев, Липск, Великий град, Старый град…

Между прочим, об этой западной славянской цивилизации в России знают мало. Она не столь «раскручена», как Киевская, Новгородская или Московская Русь.

Полабский Китеж

Что же собой представляла эта цивилизация? Примерно с конца VI до середины XIII века н.э. восток, север и северо-запад современной Германии населяла большая группа западно-славянских племён, которых сейчас называют полабскими славянами.

Занимали они обширную территории от устья реки Лаба (Эльба) и её притока реки Сала (Зале) на западе, до реки Одра (Водра, Одер) на востоке, от Рудных гор (на границе с Чехией) на юге и до Балтийского моря на севере. То есть, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства. Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане, лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, рароги или ререки) и родственные им племена поморян, проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы.

Карта расселения полабских славян

По сообщениям немецких хронистов и католических проповедников, бывавших в их землях, некоторыми из них правили собственные короли – обладавшие всей полнотой власти и передающие её наследству правители. Свои короли, в частности, были у ободритов и у жителей острова Руян (ныне Рюген).

На территории каждого племенного союза возводились многочисленные крепости-замки. Археологические раскопки позволили установить, что они представляли из себя мощные кольцеобразные укрепления из деревянных срубов и земли с высотой валов более 10 метров. Поселения, располагавшиеся вокруг них, состояли из одно- двухэтажных рубленых домов. Основным занятием поселян было земледелие и животноводство, ремёсла, ткачество, изготовление керамических изделий, пивоварение, обработка железа и кости, а также рыболовство.

Некоторые города полабских славян поражали воображение современников своими масштабами. Например, северогерманский хронист XI века Адам Бременский писал о городе Винета: «Это поистине самый большой из всех городов, какие есть в Европе».

Археологи нашли множество творений ремесленников, ювелиров – ножницы, ключи, шпоры, замки, кольчуги, торговые гирьки. Более того, нашлись предметы, сделанные на токарном станке – жителям Винеты он был известен. Улицы города были замощены деревянными настилами. Есть свидетельство того, что город изначально был окружен плотиной. В общем, очень мало похоже на убогую культуру сидящих на деревьях славян.

Стоит добавить к этому, что у полабских славян была своя руническая письменность. По свидетельству немецких историков XVII века, венды продолжали учить своих детей рунической письменности наряду с латиницей еще в это время.

Судьба этой славянской цивилизации сложилась трагически – они исчезла, как легендарный град Китеж, в результате экспансии западных соседей – немцев.

Дранг нах остен

Попытки немецкого вторжения начал ещё Карл Великий в VIII веке, который намеревался присоединить к своему государству все соседние племена – как немецкие, например, саксов и тюрингов, так и славянские. Именно он основал на границах с ободритами город Гамбург.

Долгое время эти войны шли с переменным успехом. Немцы нападали и если одерживали победу, обкладывали местных жителей «покорённых» областей данью. Кроме того, они обычно учреждали епископство, или другие церковные власти. Затем также обычно происходило славянское восстание или приходили славянские отряды, и немцы из захваченного места изгонялись, а их гарнизоны и латинские проповедники уничтожались.

Следовавшая за этим освобождением независимость могла длиться пятьдесят, сто и даже больше лет. Но, в конце концов, всё повторялось снова. Немцы, накопив силы, снова нападали. Бывало что им давали успешный отпор, но если они захватывали какую-то крепость, городок, или область, то опять «основывали» на его месте какое-то немецкое поселение (например, на месте Зверина – «Шверин», на месте Ратибора – «Ратцебург», на месте Дрежджан – «Дрезден» и т.д.)

Славянские рати часто ходили в ответные походы на немцев. В немецких документах зафиксированы многочисленные нападения славян на немецкие города и монастыри, разграбление и уничтожение немецких поселений и церквей, угон немецких пленников. Например, один только город Гамбург, в ходе этих войн, был сожжён ободритами раз пятнадцать.

В таком виде ситуация развивалась не одно столетие. Но со временем славянское вооруженное сопротивление постепенно угасает. Полабские славяне воевали на уровне межплеменных конфликтов, так же, как воевали в течение предыдущих столетий, у них не было объединяющей идеологии и организующей политики, с которой немцы познакомились, приняв христианство, и усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя.

Тем не менее, полабские славяне сопротивлялись немецкой агрессии с оружием в руках около пятисот лет! Видимо, это были самые длительные в истории человечества, с одной стороны, завоевание, а с другой, – оборона какой-либо земли.

Женская национальная одежда лужицких сербов (сорбов)

Сегодня, из всех этих племён и народов, продолжают существовать, не растворившись окончательно среди соседей, лишь горсточка лужицких сербов (сорбов) в современной Германии и остаток поморов – кашубы в Польше. Все остальные их собратья за прошедшие века либо онемечились, либо полонизировались.


Поморяне - это полабские славяне, Брежане, Поморяне, Кашубы, Кабатки, Лебские Словинцы, Руяне (Руги) - жители острова Руян-Рюген (былинный Буян) и южного побережья Балтики. Остров Руян известен нам из русских сказок как былинный остров Буян - “…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…”. Поморяне, как славянский этнос, сформировались на территории Поморянии (немцы искажая славянское имя земли Поморяния говорят “Померания”), простирающейся от устья реки Висла на востоке и далее на запад за устье реки Водра (Одра), включая земли к югу от острова Руян-Рюген и сам остров, до прежних земель славян-Бодричей.

Сегодня поморянами-кашубами себя в Польше называет 500 тысяч человек (по данным газеты “Славяне”, Виктор Юнак, 1993 г.), сохранивших славянский язык поморян и католическую веру в условиях тотальной германизации.

Этноним “Кашубы” имеет древнее происхождение, в средневековье местопребывание кашубов простиралось на более западные районы Поморянии включая бассейн реки Парсенты у города Колобжег. В 13 веке Кашубией называли и западную Поморянию, а поморянские князья титуловали себя князьями Кашубии.

Возможно сами поморяне издревле себя именовали кашубами, весьма вероятно также, что кашубы - древнее название одного из племён поморян, имя которого распространилось и на другие племена поморян, как общий этноним, на раннем этапе их консолидации.

В 6-10 веках в Поморянии среди славян существовали многочисленные мелкие племена пыжичане, волиняне, выжичане, и др. Сохранение мелких племен было обусловлено свойством славян селиться и жить по берегам рек. А реки в основном в Поморянии мелкие и впадают в Балтийское море, что и определило сохранение мелких племен, не объединившиеся в большие племенные союзы в результате отсутствия надёжной взаимосвязи. Поселения поморян сосредотачивались главным образом в низменной прибрежной зоне, на урожайных почвах, местами чернозёмных.

Во второй половине 11 - начале 12 веков поморяне дошли до заболоченной широкой долины Нотеци. Но постепенно поморяне стали объединяться в более крупные племенные союзы, одно - это бассейны рек Реги и Парсенты - союз семи племён. Поселенческой единицей в нем были большие городища. Второй союз племён - между рек Вепжей и нижней Вислой, состоявшей из 8 племён, основной формой оборонительного поселения которых были небольшие городища. Поморяне не отличались от славянских жителей внутренних районов Польши по основным способам добывания пищи.

Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали прежде всего просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья - и овёс. В 7-8 веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина.

В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. В 11-12 веках дичь стала занимать кое-где значительное место в питании. Наличие многих рек и озёр, близость моря, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с 6-7 веков поморяне занимались варением соли; около 1000-го года поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии.

Начиная с рубежа 8-9 веков специфика Поморянии благоприятствовала широкому развитию товарообмена, который способствовал динамичному развитию местного производства. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши - солёная селёдка. О развитии локального рынка свидетельствует относительно густая в 12 веке сеть торгов, которые устраивались, например в Щецине два раза в неделю.

В течение 9 века некоторые славянские поселения у устья Одры, такие, как Щецин и Волин, а также Колобжег, преобразовывались в регулярно, плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями, заселенные ремесленниками, рыбаками и купцами. Население это было в своей основной массе свободное, отягощённое только данями и повинностями в пользу публичной власти. Кое-где поселялись пришельцы, которые пользовались значительной свободой.

Некоторые территориальные союзы со временем приобрели более “городской”, чем “племенной”, характер (Волин, Щецин и др.). Это позволяет назвать политические союзы поморян в устье Одры (Водра) “городскими республиками”. Сопротивление поморян польскому государству Пястов можно объяснить наличием сильной власти их знати, занимавшейся торговлей и морским разбоем.

Польское государство образовалось на берегах реки Водра-Одра (от сл. “вода”) и её притоках, и поэтому польские князья были обеспокоены овладением устьем реки Водра. В силу географического положения молодого польского государства это имело существенное хозяйственное и политическое значение для получения надежного выхода к морю. Поэтому князь Мешко I в 972 году начал борьбу за овладение устьем Одры.

В 990-992 г. рубежи Польского государства через Водру вышли к берегам Балтийского (Вендского) моря. Но уже в 30-е годы 11 века, в период кризиса пястовской монархии, поморяне получили независимость. Болеслав Смелый утратил владычество над поморянами. Из-за сопротивления со стороны жителей поморянских городов, польские князья стали искать выход к морю в другом месте, для этого был увеличена территория Гданьска в районе устья Вислы в конце 10 века.

Присоединение Поморянии к Польше во второй половине 10 века имело далеко идущие общественно-политический последствия для этих земель. Многие грады были уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в 12 веке функции кастелянских центров, были расширены. В Колобжеге Болеслав Храбрый расположил свой главный церковный центр. В 12 веке Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей власти восточную Поморянию с городом Гданьск, и поставить в политическую зависимость князей западной Поморянии. Возникшее поморянское княжество Вартислава во многом подражало устройству польской монархии Пястов, заимствовало многие элементы ее строя, что проявлялось в функционировании системы даней и повинностей, организации двора, администрации, судов и др.

Заселение земель Северной (Новгородской) Руси славянами шло, не как историки полагали раньше - из нижнего Поднепровья, а из западных славянских земель, с южного берега Балтийского моря: из земель поморян - Поморянии, и из земель ободритов - Вендланда (земли Венедов).

С южных берегов Балтийского моря на восток двинулись две волны славян: кривичи, основавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и словене, основавшие Новгород (как продолжение Старгорода-Ольденбурга) и расселившиеся в Верхнем Поволжье. Словинцы-словене, расселившиеся на Руси Северной, известны как словене ильменские. Они и принесли с собой из Поморянии систему народовластия - народное вече (Вече Новгородское) и систему городской республики. В то время Новгородские Земли викинги-скандинавы называли страной городов - Градарика. Радимичи и вятичи, по археологическим и иным данным, “пришли от ляхов”. Как ныне установлено, многие племена славян не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее к 8-му веку, заселив бассейн рек озера Ильмень и Поднепровье.

Балтийская Поморяния представляла собой союз аристократических республик славян. Основой языческой народной религии полабских славян была вера в главного небесного бога - Владыку Мира, а также других богов - его детей и внуков. Византийский историк Прокопий писал в 6 веке о славянских верованиях: “Славяне признают одного Бога, создателя молний, единым господом всего и приносят ему в жертву быков и всякие дары… Они покланяются так же рекам и нимфам и некоторым другим божествам…”.

Богам посвящались храмы и рощи. Старший из богов-детей Владыки Мира звался Святовит. Святовит изображался с тремя головами - Триглав. Существовал также бог ада - Чернобог. Почиталась богиня жизни Жива, бог плодородия Радигост и покровитель воинов Яровит. Радигосту поклонялись в Радигоще - городе ротарей. Яровиту был посвящён храм в Велегоще. Все эти божества были общими для большинства славянских племён.

Кроме них существовали и другие идолы, которым поклонялись только отдельные племена, роды и семьи. В сложном ареопаге богов балтийских славян значились Сварог, Даждьбог - сын Сварогов, Стрибог, Жива, Радигост, Яровит, Тряс, Руевит, Морена, Рановит, Прано - Перун, Чернобог, Белбог. Однако верховным божеством всех славянских племён считался Световит (Святовит - “Святой Свет” или “Святой Светлый”).

Великолепный храм Световита находился на острове Руяне (Рюгене) в городе Аркона. Святовит представлял из себя изваяние идола больше человеческого роста с четырьмя головами.

На побережье, в городах Щецин и Волине, стояли Триглавы - идолы о трёх головах, был идол и пятиглавый. В дальнейшем, с усилением германо-скандинавской экспансии, Свеятовит стал главным богом войны, мифологическим символом сопротивления - с кубком и охотничьим луком в руках и более поздним седлом, уздою и боевым мечом подле.

Кроме каменного четырёхликого Збручского идола, были также и многоглавые боги у славян, живших на острове Руян (Рюген) и на балтийском побережье. Световит в граде Аркона - это большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырмя головами. В другом граде Руяна - Коренице - было 3 храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Руневита, о семи лицах, семь мечей в ножнах было привязано у него на боку на одном поясе. В другом храме находился идол Поревита о пяти голов, и в третьем - идол Поренута о четырёх лицах, а пятое лицо было на груди.

Важнейшим в Поморянии был Триглав, истуканы которого находились в Щецине, Волине и других местах. В Браниборе (Бранденбурге) тоже был трёхглавый идол. Это всё показывает насколько древнеславянская религия была близка религии ариев, переселившихся из европейской России в Индию. Этноним арии многие тысячелетия назад означал “ПАХАРИ”, а затем стал именем господствующего народа Индии. Слово АРИИ-пахари имеет схожий смысл и у всех балто-славянских народов: по-литовски пахать - arti, ariu, пахарь - arijas, латышское art, ar’u, сербохорватское - орати, польское - orac, чешское - orati, старорусское - орати, в современном русском языке есть выражение “перекуём мечи на орало”, орудие землепашества, и т. д. В Индии же слово aryia приобрело значение благородный, верный.

В 9 веке в Поморянии существовали крупные укреплённые поселения (Щецин, Волин, Колобжег) с густой регулярной застройкой, как центры политических объединений. Была развита торгово-ремесленная деятельность, а имя острова Узедом говорит о том, что поморяне активно освоили Балтийское - Вендское море в своих мореплаваниях и приплывая говорили УЖЕ ДОМ.

С 10 века существовало политическое объединение с центром в граде Волин, жители которого именуются Волыняне. В 1046 г. к императору Генриху III прибыл вместе с правителями Польши - князем Казимиром и Чехии - князем Бржетиславом, князь Поморянии Земузил. Предполагается, что славян-поморян и их землю - Поморяния - так назвали южные их соседи славяне Польши, это имя восприняли и сами поморяне, при этом сохраняя и другой этноним - кашубы.

В 11-12 веках князья Поморянии совершали походы на Польшу, к 20-м годам 12 века в состав Поморянии вошли обширные славянские земли лютичей за Одрой (Водра). Воля князя была непреклонна для всех поморян, когда князь поморян зимой 1107-1108 при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым, приблизясь к Болеславу, склонился перед ним и объявил себя верным ему рыцарем и слугой, то польский князь после этого смог в течение 5 недель присоединить почти всё княжество - Поморянию - без единого сражения.

В 1110 г. польский король Болеслав Кривоустый присоединил поморян, сохранивших славянское язычество, к Польше, князья поморян при этом не лишились своих уделов.

В 40-60-х годах 12 века Поморяния представляла собой федерацию славянских княжеств, возглавлял которую славянский город Щецин, решения которого были значимы для других княжеств и городов. Жители Волина говорили, что примут христианство, если это сделает Щецин. Щецин же представлял и интересы Поморянии перед польским князем, добиваясь снижения дани.

Всякая входящая в Поморянию область имела свой политический центр - град, с окружавшей его территорией, на которой располагались другие, более мелкие грады. Верховный орган - Народное собрание ВЕЧЕ - собиралось в граде, но в нем участвовало и славянское население из сельской округи града. Так, для обсуждения вопроса о принятии христианства в Щецин был созван народ бесчисленный - язычники из деревень и градов.

В 12 веке у поморян сложилась своя знать из людей имеющих свои дружины, владеющих кораблями, на которых они занимались торговлей и пиратством, имевших богатые поместья, где трудились пленные и должники. Знать составляла особый орган - совет, на котором она одни вопросы решала, а другие предварительно обсуждала, прежде чем выносить их на вече.

Жрецы входили в состав совета даже тогда, когда обсуждался вопрос о смене религии. В Щецине языческие храмы были местом, где знать устраивала свои пиры, здесь вельможи пили из кубков, хранившихся в храмовой казне. Жрецы становились членами знатных родов, что обеспечивало единство интересов знати и жречества. Здесь культ главного божества - покровителя земли - занимал центральное место в общественной жизни. В храмах хранилась казна, состоявшая из приношений и военной добычи и являвшаяся общим достоянием.

Общество поморян можно охарактеризовать, как “городская республика”, но всё же ВЕЧЕ оставалось верховным органом у поморян. Вече созывалось стихийно, и его решения выполнялись всеми. И в 1126 году, во время эпидемии, и в 1128 году в Вологощи, где жители постановили сохранить язычество, хотя знать дало согласие на введение христианства. Знать не обладала достаточной военной силой, чтобы подчинить участников вече своей воле, когда участвовать в вече могло всё свободное население города и округи.

Княжество поморян - Поморяния - представляло собой федерацию земель - мелких княжеств, каждое из которых не превышало размеров, необходимых для участия в деятельности вече всего населения. Верховный князь поморян имел в своём распоряжении значительную дружину: в 1124 году князь Вартислав встретил миссионеров в сопровождении нескольких сотен воинов, о чём писали мессионеры.

В граде Камень находился княжеский центр, там постоянно проживала жена князя и его наложницы, принимали крещение дружинники, там же находились княжеские владения и их управляющие. Хотя в Камне существовало вече, руководила им княжеская власть: решение о принятии нового культа было принято здесь по предложению жены князя, ещё до приезда миссионеров.

Подобный центр князя был и в Узнаме (Узедом). Князь выступал, как военный предводитель и верховный глава Поморянии в сношениях с соседними славянскими государствами: его “поцелуй мира” с Болеславом Кривоустым скрепил мирный договор между Польшей и Поморянией. В княжеских дворах поморяне, совершившие проступки, могли найти убежище от своих преследователей. Эти функции князь мог выполнять лишь постольку, поскольку его политика совпадала с интересами знати.

В 1124 году, во время первой поездки Оттона Бамбергского в Поморянию, князь поддержал христианскую миссию, но главные грады поморян Щецин и Волин отказались принять новую религию. Князь оказался не в состоянии даже обеспечить безопасность миссионеров, разместившихся на княжеских дворах, а не то что повлиять на решения народных собраний в наиболее крупных градах. В 1128 году, во время войны Щецина с князем Вартиславом, войска Щецина разорили владения князя. Верховный князь поморян был лишь военным, и в какой-то мере политическим, главой федерации в Поморянии, но отнюдь не её правителем. Структура общества поморян принципиально сходна с политическим устройством шведских земель в 9-11 веках.

Иным было положение на землях к западу от реки Водра (Одра), земель славян-лютичей: черезпенян, долензян, редарей, поскольку здесь власть князя была сильнее, так как эти земли были присоединены в результате военной экспансии, которой руководила княжеская власть. Вопрос о принятии христианства на новых землях решался на общем собрании знати (бывших лютичей) и наместников градов, созванном князем в его владении - Узноиме (Узедоме). Вече Вологощи, крупного града, постановило сохранить язычество и не впускать к себе христианских миссионеров, однако пришлось изменить решение, когда к городу подступил князь с воинами.

В 50-60-х годах 12 века Ратибор, брат Вартислава, и его преемники пожаловали первым в Поморянии монастырям в Столпе и Гробе небольшие земельные владения, доходы от различных проезжих пошлин и пошлин с торгов корчем, соляных варниц, а также права на ловлю рыбы в разных частях Поморянии. Папская булла 1140 г. епископству Поморянии подтверждала его права на имущество и доходы. В Поморянии важнейшим источником доходов господствующего класса была централизованная эксплуатация свободного славянского населения. Новшеством во второй половине 12 века стало право князей чеканить монету.

Именовался официально князь поморянии, как князь поморян и лютичей, а в княжеских грамотах 13 века Поморяния обозначается как СЛАВИЯ, это свидетельствует об консолидации поморян и лютичей на основе признания общеславянского происхождения и необходимости противопоставить Поморянию, как особое славянское государство, соседним княжествам, подвергнувшимся скандинаво-немецкой экспансии.

В выписке из грамоты 1159 года о доходах князя Ратибора в Поморянии и его супруги Прибыславы говорится о землях, подвластных князю: “В области Ванцлавской деревня Гробно, крепость Узноима, крепость Щецина; на реке Одра деревня Челехова, крепость Выдухов, реки Текменица и Кременица, деревня Дожбьягора; область Словинская: крепость Камена, деревня Пустихова; Колобрежская область: деревни Поблота и Свелюба, город Радов, река Персанта, крепость Белград”.

В 1168 году датский король Вальдемар I, получивший имя в честь своего прадеда Владимира Мономаха, и совершивший около двадцати походов на балтийских славян, ворвался в крепость славянского острова Руяна (Рюген) город Аркону, разрушил храм - святилище славянского бога Святовита, уничтожил его статую. Позже на остров Руян пришли шведы, за ними немцы. В 1177 г. датчане и саксонцы подчиняют земли славян Поморянии.

Но всё таки дошли и до наших дней отголоски прежнего славяноязычия местного населения острова Руян-Рюген, следы древних верований, обожествлявших природу. Например, у мыса Герген (Горный) стоит огромный гранитный утёс Buskahm - Божий Камень, есть урочище Swantegara- Святая Гора, в устье реки Дивеновы деревня Swantust - Святое Устье; и сегодня на Рюгене-Руяне в названиях местечек звучат славянские понятия - Позериц - Поозёриц, Густов, Мёдов… - всё это говорит, что местное население постепенно становилось немецкоязычным, сохраняя прежние родные названия, а если бы была полная смена населения, то и прежних названий не сохранилось - некому было бы помнить о них.

Память о славянском характере острова Руян-Рюген-Буян и былой гегемонии славян в Балтийском-Вендском море сохранилась и в сказаниях славян, переселившихся на Русь Новгородско-Киевскую, и каждый русский помнит слова А.С.Пушкина: “И лежит нам путь далёк, мимо острова Буяна в царство славного Салтана…”. Остров Руян (Рюген) занимает площадь почти в 1000 квадратных километров, его меловые скалы глядят в море, всё его побережье изрезано глубокими и укромными заливами и бухточками, в которых так удобно было прятаться ладьям славян-варягов.

Само слово “варяг” означало “солевар” от слова варити, то есть выпаривать-варить соль. Отсюда и название варежка - варега, которая использовалась солеварами для защиты рук от ожегов, а в последствии варежка пригодилась и в северных краях зимой для защиты рук от мороза. Есть и другое толкование слова “варяг” - от значения на санскрите слова вода - “вар”. В этом случае “варяги” означает людей, живущих у воды, поморов. Одно не противоречит другому, поскольку понятие “варить” - кипятить в воде, и само слово “вар” - вода, слова одного корня.

Вываренная соль была дорогим товаром, поэтому солевары-варяги были хорошо вооружены и сплочены для защиты в дороге своего продукта, которым они торговали повсеместно. Первоначально варяги были целиком из славян, а в дальнейшем в их число стала входить и пассионарная молодёжь из Скандинавии, в дальнейшем сплочённые варяги включились в борьбу за гегемонию на землях восточных славян.

Варяги-славяне нередко имели смешанные морские дружины с викингами-скандинавами и совершали совместные дальние морские походы в Британию, Францию, арабскую Испанию и иные земли. То же самое часто происходило и в землях Новгородско-Киевской Руси, где варяги и викинги организовывали совместные походы на Царьград и составляли военную элиту княжеской дружины.

Пока в Польше существует славянский этнос КАШУБЫ-Поморяне, никто не может предьявить Польше претензии на часть этой славянской земли - Поморянии. Но опастность есть, в конституции Германии существует 116-я статья, по которой предпологается присоединить к Германии славянские земли: Поморяния, Силезия и Прусия, как это уже произошло 3 октября 1990 года с землёй лужицких сербов-лужичан Лужицей (Лаузиц). Славянскую землю - Лужицу - не признают как территорию, имеющую право на сохранение целостности, хотя бы в составе одной из земель ФРГ. Ведь Лужица была включена в состав Германии, как Лужицкая марка. Так, чтобы можно было сказать журналистке E.Wiibe с радиостанции “Немецкая Волна” (DW), что “лужичане имеют свою государственность и административную единицу в составе Германии”.

Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племен, населявших в VI - XI веках нашей эры обширные территории Полабья, сейчас ассоциируют себя со славянами только лужичане (Федеративная Республика Германии) и кашубы (Польская Республика) .

Кашубы (самоназвание - кашеби), потомки древних поморян, живут на побережье Балтийского моря, в северо-восточных районах Польши. На западе их земли граничат с Германией. В средние века кашубы занимали значительно большую территорию; они расселялись в западных районах Поморянии, в бассейне реки Парсенты у города Колобжег. В XIII веке Кашубией называли также западную Поморянию .

С конца V - начала VI веков нашей эры в междуречье Салы (Зале), Лабы (Эльбы), Водры (Одера), Спревы (Шпре) и Нысы (Нейса) стали расселяться славянские племена, пришедшие с востока. Здесь они сменили восточногерманские племена, которые около IV века нашей эры двинулись на запад. Примерно с X - XI веков немецкие племена стали возвращаться обратно, сталкиваясь при этом с полабскими сербами. Постепенно в процессе острой борьбы подавляющая часть полабских славян была ассимилирована немецким этносом. Процесс ассимиляции наметился уже в XII-XIII веках и к сегодняшнему дню почти завершился. Численность жителей Германии, считающих себя лужичанами, постоянно сокращается. Что касается кашубов, то они считают себя самостоятельным этносом, отличным от польского, но и количество кашубов на протяжении ХХ столетия не увеличивалось, а сокращалось .

В средние века главными племенами полабских и поморских славян были лужицкие сербы (делеминцы, мильчане, гломачи, дечане, лужичане); ободриты (бодричи, вагры, полабы, древане); лютичи (вильцы, ротари, долечане, чрезпеняне, хижане); поморяне (кашубы, словинцы, кабатки). Каждая из этих групп состояла из более мелких племен, которые не были связаны в самостоятельное государственное объединение. Группы были независимы друг от друга. Полабские и поморские славяне были язычниками. Они поклонялись Святовиту, Триглаву, Чернобогу, Радигосту, Живе, Яровиту. Богам посвящались храмы и рощи. До сих пор в землях, населявшихся полабскими и поморскими славянами, находят свидетельства языческой культуры. Одним из них является Збручский идол, а также микрожинские рунические камни. В 1168 году на острове Рюгене (Руяне), располагающемся в Балтийском море, датчане разрушили святилище Святовита, Аркону, что явилось концом славянского язычества в Полабье .

Только опасность заставляла иногда полабских славян на некоторое время объединиться друг с другом или с другими западнославянскими племенами. В 623 году полабские сербы вместе с чехами, словаками, моравами, черными хорватами, дулебами и хорутанами объединились под предводительством купца Само, чтобы противостоять аварам. В 789 и 791 годах вместе с чехами полабские сербы снова выступают против Аварского каганата, участвуя в походах Карла Великого .

В IX веке часть полабских славян подчинилась немцам, другая часть вошла в состав возникшей в 818 году Великоморавской державы. При преемниках Карла Великого полабские племена несколько раз выходили из-под саксонской власти и снова попадали в зависимость. В 928 году полабские славяне объединились для оказания успешного сопротивления саксонскому королю Генриху Птицелову, захватившему территорию полабско-сербского племени гломачей и обложившему данью лютичей. Однако при Оттоне I лужицкие сербы вновь были всецело порабощены немцами, а их земли были отданы в ленное владение рыцарям и монастырям. Немецкие феодалы, назначая в полабских землях своих мелкопоместных князей, проводили политику "разделяй и властвуй". Разрозненные славянские племена не могли оказывать должного сопротивления завоевателям, которые постепенно захватывали все новые и новые земли .

Поморские славяне в VI-X веках вели оседлый образ жизни, занимаясь рыболовством, земледелием, солеварением. На рубеже VIII-IX веков у них активно начинает развиваться торговля со Скандинавией и славянскими племенами, живущими вдали от Балтийского моря. В X веке происходит объединение восточной группы лехитских племен (мазовшан, вислян, полян и др.), а в 960 году они образуют польское государство. Мешко I начал борьбу за овладение устьем Одры и выход к Балтийскому (Венедскому) морю. Во второй половине Х века Поморяния была присоединена к Польше .

Основным занятием полабских и прибалтийских славян было земледелие. Они сеяли рожь, пшеницу, овес, разводили лен и коноплю, занимались садоводством и огородничеством. Существовала двух - и трехпольная система земледелия. Использовались соха и плуг. Было развито и скотоводство, разводились крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади. Важное место занимал рыбный промысел. Для лова рыбы использовались легкие, подвижные суда .

О высоком развитии ремесла свидетельствуют орудия труда. Кроме плуга и сохи встречаются борона и серп. Славяне ткали полотно и сукна, занимались выделкой кож, гончарным ремеслом. Существовало до 20 видов ремесел по изготовлению оружия и военного снаряжения: топоров, мечей, кольчуг, шлемов и т. п. Было развито производство изделий из кости и рога. В некоторых местах разрабатывались залежи соли. Высокого уровня достигло плотничье и строительное ремесло, о чем свидетельствуют храмы и общественные здания из дерева и песчаника. Хронист Титмар Мерзебургский пишет: "Есть в земле ротарей некий город по имени Радигощ... В городе есть храм, искусно построенный нз дерева, в котором опорные столбы заменены рогами разных зверей. Стены... извне украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь... а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах; на каждом вырезано его имя" .

Около Х века как среди поморских, так и среди полабских славян распространяется христианство. У поморян оно распространяется вместе с принятием христианства Великой Моравией, а затем и Польшей, у полабских славян - вместе с распространением немецкой (саксонской) власти. Язычники поначалу оказывают какое-то сопротивление, но насаждение нового культа проходит весьма агрессивно, с применением жестоких мер по отношению к приверженцам старины .

В начале XI века (1018 год) Болеслав Храбрый присоединил Лузицию к Польше, но уже в 1034 году она вновь попала под власть немцев. В этот же период на какое-то время вновь приобретают независимость и земли поморян .

Положение славян усугубляется тем, что в их землях обнаружены богатые месторождения серебра. С конца XIII века немецкие феодалы возобновляют последовательный захват земель полабских и поморских славян, сопровождающийся их германизацией. В городах запрещается говорить на славянском языке, на немецкий язык переводится всё делопроизводство, на немецком языке ведется обучение в школах, заниматься каким-либо привилегированным ремеслом можно только при условии владения немецкой речью. Такие условия вынуждали сербское население усваивать язык и культуру немцев. Славянские диалекты сохраняются практически только в сельской местности. Наиболее активно процесс германизации проходил в западных землях полабских славян. Во время Тридцатилетней войны (1618-1648) здесь погибло более 50% сербов, в результате чего ареал распространения славян на территории Германии значительно сократился. Дольше всего славянское население со своим языком и обычаями удерживалось в герцогстве Мекленбург (до конца XVII века) и в Ганноверском Вендланде (до первой половины XVIII века) .

Население Нижней и Верхней Лузиции находилось в иных условиях. Их земли в IX - начале Х вв. входили в состав Великоморавской державы, а с 1373 по 1635 годы - в состав Чешского королевства. Традиционно немецкое население здесь было в меньшинстве, поэтому сербский язык не изгонялся из официального употребления. Самоидентификации серболужичан со славянским населением и росту национального самосознания способствовало и Гуситское движение. Однако с утверждением в Чехии власти Габсбургов (с 1526 года) и с переходом Лужиц в ленное владение Саксонских правителей (с 1635 года) процесс германизации лужичан усилился. В ходе геополитических изменений Верхняя Лужица с главным городом Будышином (нем. Bautzen) вошла в состав Саксонии, Нижняя Лужица с главным городом Котебузом (нем. Kottbus) - в состав Пруссии. Вспыхивающие время от времени на лужицких землях восстания ни к чему не приводят. Однако во второй половине XVIII - XIX веках большой интерес к Лужицам, их культуре и языкам, проявляют просветители .

апреля 1897 года в Будышине был заложен "Сербский Дом", в котором позже разместились культурные организации лужицких сербов, музей, редакции, типография и библиотека. В начале ХХ века создается первая лужицкая политическая организация "Деревенское избирательное общество" (1910), а в 1912 году - одно из наиболее известных обществ - "Домовина" ("Родина"), деятельность которого прерывалась во время первой мировой войны, но с 1920 года возобновилась .

Последовательному онемечиванию подверглись и поморские славяне. В начале XIV века из земли были захвачены Тевтонским орденом и на протяжении XIV - XVIII веков в них проводилась политика, в соответствии с которой славянам выгоднее было признать себя немцами и забыть свою исконную культуру .

В 1466 году с Польшей воссоединилось Восточное Поморье, где проживали кашубы и словинцы. Дальнейшая история этих народов была связана с историей Польши и Речи Посполитой. По первому и второму разделам Польши (1772, 1793) земли кашубов и словинцев отошли к Пруссии. Они были возвращены Польше только по Версальскому договору 1919 года. Несмотря на длительную насильственную германизацию, кашубы сохранили свою культуру. Словинцы утратили свою национальную самобытность, полностью слившись с немецким населением .

Отсюда следует, что внутренняя политика полабских славян характеризовалась частыми взаимными распрями, в какой-то степени разжигаемыми и инициируемыми немцами, отсутствием постоянной, долговременной координации и организации. Они так и не создали в полном объёме своего сильного, централизованного государства, по примеру соседних, принявших христианство и учредивших центральную власть славянских и немецких народов. Это стало одной из причин поражения полабских славян в противостоянии с германской феодальной системой.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные