Женские образы в романе "Отцы и дети": смысловая и художественная значимость. Сочинение на тему: Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети Сестра холодной Анны

«Идеальный мужчина должен говорить с женщинами как с богинями, а обращаться с ними - как с детьми»

(О. Уайльд)

«Отцы и дети» — это произведение, которое является самым пронзительным и самым интересным романом Тургенева. Дело в том, что этот роман отличается множеством интереснейших персонажей и разнообразием острых вопросов, которые встают перед героями. Считается, что это произведение повествует о проблемах во взглядах поколений: отцов и детей. Не опровергая это утверждение, автор сочинения заявляет, что это произведение Ивана Тургенева, в первую очередь, о жизни и воле, о любви и невинности человеческой души, которую уже многие годы никто из нас не ощущал на себе, и никто не помнит о такой философской категории.

Самыми выдающимися фигурами и персонажами романа «Отцы и дети» являются женские образы: Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти женщины не похожи, но в то же время их объединяет одно: эпоха и ощущение внутренней безысходности, также попытка поменять в корне свою жизнь. Даже в том случае, если их стремление не явное, оно таится в глубине подсознания.

Наверное, читатель знает, как Тургенев относится к женщинам. Если читатель уже ознакомился с его иными произведениями, то очевиден, что Тургенев почти боготворит женщину. Он наделяет ее мужеством и кротостью, пытливым умом и невинностью. Самую значительную роль в романе «Отцы и дети» сыграла Одинцова. Именно благодаря ей, привычный уклад Базарова, циника и нигилиста, был преобразован. Именно внутренний конфликт Базарова начинается с момента встречи с Одинцовой.

Разумеется, что своей неординарностью Базаров, привлек Одинцову. Ее натура яркая и пламенная поневоле восхитилась образом мыслей Базарова, хотя она старалась ни признаваться себе в этом. Взаимная симпатия двух людей основана на их взаимопроникновении друг к другу. Но она и отталкивала их друг от друга. Базарова, безусловно, трудно любить. Даже сцена его признания Одинцовой отличается именно тем, что Анна, по-прежнему, осталась величественной и почти невозмутимой. Ее женское начало велело ей молчать, быть спокойной или соблюдать внешние приличия. Но, оказывается, Одинцова сама была не способна на пылкость, она не могла идти на поводу своих инстинктов. Ей нужна была свобода, но в спокойном и отрешенном понимании этого смысла. А Базаров, в свою очередь, пугает своей любовью. Ведь он одновременно и ненавидит. Они расстаются, не познав истинного накала страсти! Но. Именно Одинцова оказалась тем человеком, которого он хотел увидеть перед смертью.

Образ Кукшиной несколько иной. Она глубоко несчастна, хотя и придерживается передовых взглядов. Ее несчастье, прежде всего, основано на трагизме и одиночестве женщины. Ее бросил муж, но она за маской борьбы скрывает свое одиночество и недовольство жизнью. Наигранное поведение и развязные манеры – все это характеризует несчастную Кукшину.

Фенечка по Тургеневу является настоящей русской женщины. В ней нет той толики неискренности, что присутствует в Одинцове, и той фальши, что есть в Кукшиной. Но она отвергает любовь Базарова. Она прекрасно понимает, что Базаров ее не любит. Это обижает Фенечку, потому что слова Евгения лживы. Кроме того, оскорблены нравственность Фенечки и духовная чистота.

Нельзя сказать о том, что эти три женщины сыграли роковую роль в жизни Евгения Базарова. Исключая, наверное, Одинцову. Евгений сам, своими руками исковеркал свою молодую жизнь. Будучи умным человеком, довольно порядочным в условиях дворянского беззакония, он погиб. Но не как мученик, а как-то глупо. Глупо до безысходности.

Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев создал большое количество замечательных образов русских женщин. Отношение писателя к прекрасной половине человечества было особенным. В своих бессмертных произведениях Тургенев показал, какие сокровища таятся в сердце и уме женщины, ее готовность к самопожертвованию, мужество и духовную силу.

В романе “Отцы и дети” представлено несколько ярких женских портретов, каждый из них по- своему дополняет и раскрывает характер главного героя Базарова.

Анна Сергеевна Одинцова - главный женский образ произведения. Читатель видит высокую красивую женщину с умными глазами. Она держится с большим достоинством, несмотря на все нелестные слухи. Богатство и независимость сделали ее жизнь легкой и размеренной. Любить Одинцова не умеет и не знает, чего хочет.

Базаров поразил воображение Анны Сергеевны своим оригинальным мышлением. Она думала о нем, хотя и не скучала в его отсутствие. Эта женщина пробуждает в главном герое жгучую страсть. Он забывает, как совсем недавно с презрением отзывался о высоком чувстве любви.

Переживания Базарова глубоки и серьезны, страсть окружает его ореолом возвышенности. Однако Одинцова не отвечает взаимностью, хотя и добивается признаний молодого человека. Она остается спокойна, равнодушна, в душе ее лишь пустота. В финале Анна Сергеевна второй раз выходит замуж и опять не по любви.

С гораздо большей теплотой и симпатией Тургенев повествует о двух других героинях романа, Фенечке и Кате Локтевой.

Федосья Николаевна - молодая женщина, живущая с Николаем Петровичем и родившая ему сына. Материнство очень красит ее. У Фенечки чистое нежное лицо и пухлая фигурка. Ей присущи степенность, рассудительность и любовь к порядку, унаследованные от матери. Женщина до крайности стеснительна, ее положение в доме неопределенно. Это не мешает всем окружающим симпатизировать ей, Базаров в какой- то момент даже пытается приударить за этой милой особой. В конце романа Фенечка заслуженно обретает тихое семейное счастье, став официально женой Кирсанова.

Младшая сестра Одинцовой Катя Локтева - это настоящая “тургеневская девушка”. Она миловидна, застенчива, совершенно не похожа на холодную Анну Сергеевну. Обожает природу, поэзию и прекрасно играет на фортепиано. Кирсанов – младший постепенно влюбляется в юную красавицу, ему легко и спокойно с ней, между ними много общего.

Роман Аркадия Кирсанова и Кати – одна из любовных линий произведения. После смерти Базарова молодые люди женятся, у них рождается сын.

Совершенно не типичный для Тургенева женский образ – это Авдотья Никитична Кукшина. Ее маленькая, невзрачная фигура и неприятное выражение лица вызывают неприязнь у читателя. Она неловко и развязно двигается, хотя и стремится выглядеть просвещенной и эмансипированной.

Карикатурную нигилистку Тургенев ввел в роман не для того, чтобы опорочить идеи Базарова. Наоборот, ее неуклюжее подражание лишь усиливает искренность и глубину взглядов подлинного нигилиста. Писатель не изображает современную женщину, она и ее приятель Ситников представляют яркую пародию на людей, заимствующих прогрессивные идеи лишь внешне. Базаров и Аркадий относятся к ним с явным презрением.

Женские образы в романе “Отцы и дети” помогают понять характер главного героя, проникнуть в глубину его души. Тургенева очень волновали трагические моменты в любви, эта тема была близка писателю. Он жалеет Базарова и сочувствует ему, отвергнутому любимой женщиной.

Тургенев – певец возвышенной любви. Для писателя это чувство было силой, способной противостоять и эгоизму, и даже смерти.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна

    Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы

  • Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение

    Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше.

  • Мир взрослых кажется таким далеким и таинственным и при этом остается для нас довольно близким и понятным. Как минимум так кажется, к примеру, мы понимаем: когда-то придется ходить на работу, создавать семью и обременять себя повседневными делами

  • Сочинение по картине Фирсова Юный живописец 5 класс

    Полотно «Юный живописец» была написана в XVIII веке. Долго авторство этого полотна не было определенно. И только в ХХ века установили, что это полотно было написано рукой русского художника И.И.Фирсова.

  • Из услышанного я понял, что лес обладает силой очищать организм человека.

Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Женщины в произведениях писателей играют большую роль. Можно сказать огромную. Так как без любви не обходится ни одно произведение. А женщины всегда ассациируются с любовью. Во всех произведениях женщина мечтает о большой любви. И не только в рассказах, но и в жизни. И каждая добивается ее по-своему. Стремление добиться связано с характером. Писатели об этом пишут и показывают. Но не бывает женщин с одинаковым характером. Одна добивается любви всеми всевозможными, другая не прилагает усилий. Ведь характер имеет большое значение. Женщины с сильным характером всегда добиваются своего. Но в произведениях не всегда так. Примером служит рассказ «Обломов». В котором героя, потерявшего смысл в жизни, не сумела поднять женщина с сильным характером. Но в жизни все не так. Не будем вдаваться в подробности этого произведения, а рассмотрим «проблему» с другой стороны. Например, произведение «Отцы и дети», которое написал И.С. Тургенев.

В этом рассказе есть представители женщин с сильным характером. Главным образом – это Одинцова. Автор описал ее красивой, интересной женщиной. Ей в произведении отводится одна из главных ролей. Она любила Базарова. Именно она разбудила в нем человеческие чувства, хотя он это не признавал.

Базаров – глупейший человек (личное мнение). Он отрицает все человеческие чувства. Он отрицал поэзию. Примером является, приказ Аркадию забрать у отца книгу с поэзией Пушкина. Он не признает музыку. Пример, смех, узнав, что Николай Петрович играет на шотландском музыкальном инструменте. Природу он воспринимает в качестве мастерской. Но Тургенев описывает всю красоту природы. Автор не любит Базарова, видимо. Базаров признает только науку. Любви не существует.

Одинцова и Базаров – два разных человека. У нее другие взгляды на жизнь. Она могла с ним поспорить о чем угодно. Базаров ее боялся. Но в чем-то они схожи. Видимо по-этому, умирая, Базаров признается в любви к Одинцовой. Она относится к категории детей.

Катерина, по словам Базарова, сильная женщина. Она проявила мужество. боролась за Аркадия. Героиня смогла перебороть Базарова, его теорию. Аркадий является человеком. Он признает чувства. Но Базаров внушает ему свою теорию. Он говорит о согласии с ней, хотя в глубине души ее отрицает. Катерина смогла перебороть все, ради любви.

Феничка – скромная, тихая, наивная женщина. Она не играет особой роли. Но из-за нее погибает Павел Петрович. Он был влюблен в нее. Она ему напоминала его покойную жену. Из-за нее он погибает на дуэли. Отсюда видна ее маленькая роль, закончившаяся трагедией.

Кукшина мало встречается в рассказе. Характер ее напоминает Базарова. Ее взгляды на жизнь скопированы со взглядов Базарова. У нее слабый характер. У нее нет своих взглядов на жизнь, а копировать с кого-то могут слабые и безвольные люди.

Делая выводы, мы отчетливо видим, что женщины играют большую роль в рассказах. стихах и поэмах. В рассказе «Отцы и дети» каждую героиню охватывает любовь и у каждой есть свой конец. У одних счастливый (Аркадий и Катерина), у других несчастный (Базаров и Одинцова). И все зависит от характера.

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

30. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети»

Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить.

Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено перевернуть привычный Базарову мир. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Внутренний конфликт Базарова начинается именно с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову.

Своей неординарностью Базаров, естественно, вызывает живой интерес холодной барыни Одинцовой. Но эта любовь одновременно и притягивает, и страшит ее. Поскольку для молодого нигилиста это не совсем привычное чувство, то он, соответственно, не знает, как себя вести. С одной стороны, он якобы не верит в любовь, а с другой – он не знает, как назвать то томление, которое испытывает. Сцена, где описано его признание Одинцовой, очень живо передает его мучения. Его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Анна Сергеевна всегда спокойна, величава и невозмутима. В ней есть что-то исконно русское. Она настоящая женщина, которая требует внимания, уважения и даже некоторого преклонения перед своей персоной. Но при этом она не способна на всепоглощающую страсть. Ей необходима такая же сдержанность, некоторая холодность, которая присуща ей самой. Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на ненависть, на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии. Они вынуждены расстаться, хотя именно Одинцову Базаров хочет видеть перед смертью.

Образ Кукшиной совершенно иной. Эта «нигилистка» глубоко несчастна, причем именно как женщина. Ее бросил муж, и теперь за современной маской эмансипированной дамы она скрывает свое личное недовольство сложившейся ситуацией. Ее манеры наиграны и фальшивы, но даже она вызывает сочувствие, когда на балу, заброшенная знакомыми мужчинами, она безуспешно пытается привлечь их внимание. Развязное поведение часто скрывает за собой чувство неполноценности. Так произошло и в случае с Кукшиной. Вынужденная играть не свою роль, она, в отличие от Одинцовой, которая всегда чувствует себя в своей тарелке, ведет себя крайне неестественно.

Фенечка – настоящая русская женщина. В ней нет величественности и избалованности Одинцовой, и уж тем более в ней нет претенциозности и фальши Кукшиной. Однако и она отвергает Базарова. Его тянет к Федосье Николаевне, он ищет в ней некое подтверждение своей теории любви как простого чувственного влечения. Но такое отношение оскорбляет Фенечку, и Базаров слышит из ее уст искренний упрек. Оскорблены ее нравственность, глубокая духовность и чистота. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью и капризом, то отказ Фенечки, простой женщины, говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение.

Чувство собственного достоинства, одухотворенность и нравственная красота объединяют Одинцову и Фенечку. В дальнейшем Тургенев воспользуется их некоторыми чертами характера, чтобы создать образ «тургеневской девушки». В данном произведении их роль заключается в том, чтобы показать читателю авторское понятие красоты русской души.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Критика автора Писарев Дмитрий Иванович

Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова Сочинения в четырех томах. Том 1. Статьи и рецензии 1859-1862М., Государственное издательство художественной литературы, 1955OCR Бычков

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

«Отцы и дети» В 1862 г. писатель публикует свой самый знаменитый роман «Отцы и дети», вызвавший наибольшее количество весьма противоречивых откликов и критических суждений. Популярность романа у широкой публики не в последнюю очередь объясняется его острой

Из книги Неизвестный Шекспир. Кто, если не он [= Шекспир. Жизнь и произведения] автора Брандес Георг

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» Роман «Отцы и дети» вызвал острую дискуссию в литературной критике. В центре внимания оказался, естественно, образ Базарова, в котором Тургенев воплотил свое понимание «нового человека#, разночинца-демократа, «нигилиста». Интересной

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

Д.И. Писарев Базаров («Отцы и дети», роман И.С.

Из книги Статьи о русской литературе [антология] автора Добролюбов Николай Александрович

<Из воспоминаний П.Б. Анненкова о его беседе с М.Н. Катковым по поводу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»> <…> <Катков> не восхищался романом, а напротив, с первых же слов заметил: «Как не стыдно Тургеневу было спустить флаг перед радикалом1 и отдать ему честь, как

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

27. Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов» Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические

Из книги автора

28. Конфликт теории и жизни в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний

Из книги автора

29. Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально

Из книги автора

31. Трагедия Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из-за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного

Из книги автора

32. Базаров и Павел Петрович. Доказательства правоты каждого из них (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды

Из книги автора

Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева) I Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время так мягко,

Из книги автора

Смысл заглавия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. «Отцы и дети» – первый в русской литературе идеологический роман, роман-диалог о социальных перспективах России.1. Художественная и нравственная прозорливость Тургенева.2. «Честь нашей литературы» (Н. Г.

Из книги автора

Писарев Д. И Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева) Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время

Из книги автора

Красовский В. Е Художественные принципы Тургенева-романиста. Роман «Отцы и дети» Шесть романов Тургенева, созданных на протяжении более двадцати лет («Рудин» – 1855 г., «Новь» – 1876 г.), – целая эпоха в истории русского общественно-психологического романа.Первый роман

Тургеневские произведения занимают особое место в русской литературе. Они считаются невероятно лиричными и поэтичными, возможно благодаря мастерски созданным женским образам. В этих образах автор рисовал некий идеал, обладающий не только внешней, но и внутренней красотой. Особенно интересна галерея образов в романе «Отцы и дети». В нём автор показал несколько противоположных персонажей. Например, простая крестьянская девушка Фенечка и эмансипированная городская особа Евдоксия , или великосветская дама Одинцова , неспособная на любовь и её сестра Катерина – натура естественная и простая.

Из всех героинь особенно красочно и с любовью описана Фенечка. Она ассоциируется с чем-то белым, мягким и воздушным, ведь в ней столько естественности и теплоты. Фенечка простая крестьянская девушка, живущая у Николая Петровича и родившая ему сына Митю. Она появляется в романе не сразу, так как стесняется своего двойственного положения. Несмотря на то, что Николай Петрович приютил её у себя и признал ребенка, он ведет себя так, что Фенечка чувствует себя немного скованно и справляется с этим положением лишь благодаря своей природной естественности. Когда она все же появилась перед гостями, она вела себя стеснено, но при этом чувствовалось, что она имела право прийти. Отношение автора в этой героине более чем положительное. Он не только сочувствует ей как сироте, но и любуется ею, говоря, что нет на свете ничего пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках. Хорошо относится к Фенечке даже Базаров . Несмотря на свою угрюмость, с ней он всегда рад общаться.

Полной противоположностью Фенечке показана городская дама, особа эмансипированная Авдотья Никитишна Кукшина. Она также называет себя Евдоксией. Этот персонаж в романе скорее карикатурный, но вовсе не случайный. По всей видимости в середине XIX века появлялось все больше эмансипированных женщин, которые не вызывали у автора симпатию. Эту неприязнь он показал через описание Кукшиной. Мало того, что она была непривлекательная внешне, её также отличали неопрятность, скудоумие и развязность. Увидев её, Базаров лишь поморщился, а услышав околесицу, которую она несла, сделал вывод, что она соответствует её внешности. Однако был одна польза от общения с ней. Именно от Кукшиной Базаров впервые услышал про Одинцову, которой впоследствии сильно увлекся.

Анна Сергеевна Одинцова появляется в романе на балу у губернатора. Будучи фигурой неординарной и отличной от других женщин, она произвела неизгладимое впечатление на Базарова и Аркадия Кирсанова. Каждый штрих в портрете этой женщины указывал на то, что она была дамой из высшего общества с соответствующими манерами: едва заметная улыбка, спокойный взгляд, достойная осанка. Когда молодые люди по её приглашению приехали погостить, они увидели, как размеренна и однообразна её жизнь. Одинцова рано овдовела, унаследовав богатое наследство супруга. Несмотря на то, что она могла позволить себе многое, она предпочитала не нарушать своего безмятежного существования. В её жизни не было мест сильным чувствам, тем более любви.

В противовес ей, её младшая сестра Катя предстает девушкой простой и лишенной высокомерности. Если сначала складывается ощущение, что она находится в тени сестры и полностью под её влиянием, позже это мнение рассеивается. У Катерины есть внутренняя сила характера и индивидуальность. Возможно, именно это привлекает в ней молодого Кирсанова. Поддавшись вначале чарам Анны Сергеевны, впоследствии он выбирает Катю, так как она более близка к природе, естественная и способна любить.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные